Смеяться заразным смехом идти впереди процесса вид ошибки

Хай! Ох уж эти вопросы по русскому языку, хоть вешайся( решить не поможете?)

Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и
объясняя (устно) их значение.

I.  1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (зараз-
ный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, … .
Заболеть … туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый, скрыт-
ный). 4) … мастер. … шёлк (искусственный, искусный). 5)       … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять
в … позе. Принять … меры против нарушителей дисцип-
лины (эффективный, эффектный).

II. 1) Наблюдать за … развития растения. Идти впере-
ди … (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ.. … .

Решать задачи на … (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежда, невежа). 4) Взять … над школой. Участвовать в
маскарадном … (шефство, шествие). 5) Произнести … в
честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравница, здрави-
ца). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судь-
бе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 7) В больнице работает опытный …. В пьесе
выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

III.  1) На дворе стало …. Сирень начала … (расцве-
тать, рассветать). 2) … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть). 3) … плохого работника. … разные краски (сме-
шать, сместить). 4) … на вершину горы. … в класс (войти,
взойти).

 

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

Еще ГДЗ

ГДЗ #2

Картинка ГДЗ - Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку Вариант 2

28. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.
I. 1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, … . Заболеть … туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 4) … мастер. … шёлк (искусственный, искусный). 5) … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
II. 1) Наблюдать за … развития растения. Идти впереди … (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ…… Решать задачи на … (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным, …. Мало читать, быть … (невежда, невежа). 4) Взять … над школой. Участвовать в маскарадном … (шефство, шествие). 5) Произнести … в честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный …. В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).
III. 1) На дворе стало …. Сирень начала … (расцветать, рассветать). 2) … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть). 3) … плохого работника. … разные краски (смешать, сместить). 4) … на вершину горы. … в класс (войти, взойти).

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Греков, Ключков. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.

Технологии:


  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
    лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с
    исправлением речевых ошибок в приводимых
    примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
    речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.


  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
    в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво)
    относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
    выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное
    (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.


  1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
    многих странах.
  2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
    (место) рекламе, и это нам не импонирует
    (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги
).

4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания
; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


  1. Этому, безусловно, талантливому писателю
    М.Зощенко палец в рот не клади, а
    дай только посмешить читателя.
  2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
    было начать постройку дома в этом месте: через
    два года здесь будет водохранилище.
  3. Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую
, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.


  1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
    морковь, бураки (свеклу).
  2. Не могла и не схотела (захотела)
    Катерина жить в “темном царстве”.
  3. Неожиданно на подмогу (помощь)
    Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.



  1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
    праздновать День города. (Традиция — это обычай,
    установившийся порядок, унаследованный от
    предшествующих поколений; традиция родиться не
    может: она может сохраняться, быть
    унаследованной.)
  2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
    преклонного возраста), писатель создал один
    из лучших своих романов.
  3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
    долю
    ) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).


  1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
    свою биографию
    ).
  2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
    Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
    по родине.
  3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
    подарили им памятные сувениры (сувениры).
    Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
    Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай
случился
(произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.

3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.


1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был
грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.

Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.

5. Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):

  1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
    проблему умения общаться. В этом тексте автор
    сравнивает умение общаться русского и
    иностранца.
  2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
    начальству проявляет свое угодничество, если
    кто-то выше него по чину, он ему угождает во
    всем…
  3. Позиция автора состоит в том, что человек не
    должен
    быть чинопочитателем, не должен
    проявлять высокомерие, а должен всегда
    помнить о человеческом достоинстве.
  4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
    относиться к людям так, как они такового
    заслуживают.

Приложение 1

Приложение 2

Помогите пожалуйста

Вставьте нужные по смыслу слова

1.

Смеяться … смехом.

Перенести … болезнь (заразный, заразительный).

2. … мастер.

… шелк (искусственный, искусный).

3. … женщина.

… слово (обидный, обидчивый).

4. Оказаться человеком невоспитанным, … .

Мало читать, быть … (невежа, невежда).

5. В больнице работает опытный … .

В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки.

Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов

3.

Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

4. Из поездки мне привезли памятный сувенир.

5. В моей жизни книга играет большое значение.

На этой странице находится ответ на вопрос Помогите пожалуйстаВставьте нужные по смыслу слова1?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Хай! Ох уж эти вопросы по русскому языку, хоть вешайся( решить не поможете?)

Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и
объясняя (устно) их значение.

I.  1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (зараз-
ный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, … .
Заболеть … туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый, скрыт-
ный). 4) … мастер. … шёлк (искусственный, искусный). 5)       … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять
в … позе. Принять … меры против нарушителей дисцип-
лины (эффективный, эффектный).

II. 1) Наблюдать за … развития растения. Идти впере-
ди … (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ.. … .

Решать задачи на … (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежда, невежа). 4) Взять … над школой. Участвовать в
маскарадном … (шефство, шествие). 5) Произнести … в
честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравница, здрави-
ца). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судь-
бе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 7) В больнице работает опытный …. В пьесе
выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

III.  1) На дворе стало …. Сирень начала … (расцве-
тать, рассветать). 2) … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть). 3) … плохого работника. … разные краски (сме-
шать, сместить). 4) … на вершину горы. … в класс (войти,
взойти).

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

Еще ГДЗ

ГДЗ #2

Картинка ГДЗ - Упражнение 28 ГДЗ Греков Крючков 10-11 класс по русскому языку Вариант 2

28. Спишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.
I. 1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, … . Заболеть … туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 4) … мастер. … шёлк (искусственный, искусный). 5) … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
II. 1) Наблюдать за … развития растения. Идти впереди … (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ…… Решать задачи на … (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным, …. Мало читать, быть … (невежда, невежа). 4) Взять … над школой. Участвовать в маскарадном … (шефство, шествие). 5) Произнести … в честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный …. В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).
III. 1) На дворе стало …. Сирень начала … (расцветать, рассветать). 2) … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть). 3) … плохого работника. … разные краски (смешать, сместить). 4) … на вершину горы. … в класс (войти, взойти).

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Греков, Ключков. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

I.
1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь
(заразный, заразительный).

2)
Это был человек отсталый, … . Заболеть
…туберкулёзом (костный, косный).

3)
Иметь … намерения. Обладать … характером
(скрытый, скрытный).

4) … мастер. … шёлк
(искусственный, искусный).

5)
… женщина. … слово (обидный, обидчивый).

6) Стоять в … позе.
Принять … меры против нарушителей
дисциплины (эффективный, эффектный).

II.
1) Наблюдать за … развитием растения.
Идти впереди … (процесс, процессия).

2) Бороться за
технический …. Решать задачи на
…(прогрессия, прогресс).

3) Оказаться
человеком невоспитанным, …. Мало читать,
быть … (невежда, невежа).

4) Взять … над
школой. Участвовать в факельном …
(шефство, шествие).

5) Произнести … в
честь кого-либо. Уехать отдыхать в …
(здравница, здравица).

6) Писатель Тургенев
рассказал о трагической судьбе …
Герасима. Троекуров был жестоким …
(крепостник, крепостной).

7) В больнице
работает опытный …. В пьесе выведен
отрицательный … (персонаж, персонал).

III.
1) На дворе стало …. Сирень начала …
(расцветать, рассветать).

2) … ребенка. …
ботинки и калоши (одеть, надеть).

3) … плохого
работника. … разные краски (смешать,
сместить).

4)
… на вершину горы. … в класс (войти,
взойти).

10. Найдите случаи нарушения норм словоупотребления, исправьте ошибки.

1) Это был первый
литературный дебют будущего великого
писателя.

2) Тургенев главную
роль в романе дает уверенному в себе
молодому человеку.

3) Достоевский
верит в очищенную силу страдания.

4) Вопросы экологии
сейчас стоят на повестке жизни и смерти.

5) Под Аустерлицем
князь Андрей возглавляет солдат, не
думая о славе.

6) Его творчество
возникает в разные периоды жизни.

7) А.П. Чехов —
выдающийся писатель-гуманитарий.

2.2 Омонимы и их употребление

1. Прочитайте. Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся ли они к явлениям многозначности или омонимии.

1) Заводской клуб
— клуб дыма.

2) Затопить печь
— затопить корабль.

3) Крутой берег —
крутой кипяток.

4) Вид моря открытка
с видом на море — вид глагола.

5) Трубит горн —
пылает горн.

6) Серебряный
подстаканник — серебряный — иней .

7)
Противотанковая мина — грустная мина.

8) Книжная полка-
полка свеклы.

9) Железнодорожный
мост — воздушный мост.

2. Прочитайте. Укажите, какие недочёты имеются в использовании многозначных слов и омонимов. Внесите необходимые исправления и перепишите.

1) Несомненно, что
Молчалин сохранится в доме Фамусова.

2) Торговая премьера
состоялась в новом микрорайоне.

3) Как только артист
выходил на сцену, лица зрителей взрывались
улыбками.

4) Павка и его
сверстники закалялись в кратере битв.

5) Чацкий замечает,
что Молчалин «дойдет до степеней
известных».

6) При цитировании
стихов в сочинениях допускаются
некоторые неточности.

7) Результаты
контрольных работ, проведенных в разных
городах, были отличные.

8) Из-за рассеянности
шахматист не раз во время чемпионата
терял очки.

9) Специалисты
просмотрели некоторые ошибки, допущенные
при эксперименте.

10) Как известно,
чтение Гоголя никого из его современников
не оставляло равнодушным.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Цель урока:

Познакомить учащихся с типами речевых
ошибок и дать тренировочные упражнения на их
исправление.

Технологии:


  1. Компьютерная технология.
  2. Технологии деловой игры: лекция вдвоем,
    лекция-визуализация, лекция-провокация.

Формируемые компетенции:

  1. Умение слушать.
  2. Способность компьютерной презентации.
  3. Способность применять знания на практике.
  4. Способность переносить знания в реальность.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Пакет материалов к уроку у каждого
ученика на парте: памятка “Типы речевых ошибок”,
упражнения на закрепление изученного материала,
индивидуальные карточки для домашнего задания.

Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.
  2. Компьютерная презентация по теме урока с
    исправлением речевых ошибок в приводимых
    примерах.
  3. Устные тренировочные упражнения по исправлению
    речевых ошибок.
  4. Письменные упражнения на закрепление
    полученных знаний.
  5. Итоги урока.
  6. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя.

Вспомните предыдущий урок и назовите
основные признаки хорошей речи.

Все ошибки в письменной речи
распадаются на несколько групп: фактические,
логические, речевые.

Речевые ошибки нарушают правильность
речи, ее точность, выразительность, чистоту,
образность.

2. Презентация “Речевые ошибки”.

Презентация выполнена и
прокомментирована ученицей с коллективным
исправлением речевых ошибок в приведенных
примерах. (Презентация и памятки для учащихся
прилагаются)

3. Устные тренировочные упражнения по
исправлению речевых ошибок.

(Ученикам материал предлагается в виде
компьютерной презентации, ошибки исправляются
устно с коллективным обсуждением вариантов
исправления. Можно 1-2 примера обсудить устно, а
остальные предложить учащимся выполнить
письменно самостоятельно с последующей
проверкой)

I. Употребление слова в несвойственном
ему значении.

1. Он упал навзничь (ничком)
и уткнулся лицом в землю.

2. Он пристально (внимательно)
слушал мой рассказ.

3. Памятник поражает нас своими
причудливыми габаритами (размерами).

II. Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и суффиксом.


  1. В таких случаях я взглядываю (заглядываю)
    в “Орфографический словарь”.
  2. Соперники ревностно (ревниво)
    относились к успехам друг друга.
  3. Люди начали радостно и хлопотно (хлопотливо)
    выполнять приказание.
  4. Сначала о Манилове складывается двойное
    (двойственное) впечатление.

III. Неразличение синонимичных слов.


  1. Имя этого поэта знакомо (известно) во
    многих странах.
  2. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство
    (место) рекламе, и это нам не импонирует
    (нравится).

IV. Употребление слов иной стилевой
окраски.

1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы
(расположены) очень удачно.

2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного
(прекрасного) вальса.

3. В преддверии собрания нам нужно
приготовить все необходимые бумажки (документы,
бумаги
).

4. Ввиду отсутствия красной
розы сердце принца будет разбито.

ПРИМЕЧАНИЕ. Известный писатель
В.Солоухин не принимал названия Дворец
бракосочетания
; это “…все равно, — считал он,
— что к нитке жемчуга на женской шее прицепить
канцелярскую булавку”.

V. Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов.


  1. Этому, безусловно, талантливому писателю
    М.Зощенко палец в рот не клади, а
    дай только посмешить читателя.
  2. Сизифовым трудом (напрасным трудом)
    было начать постройку дома в этом месте: через
    два года здесь будет водохранилище.
  3. Солнце светило во всю Ивановскую.

ПРИМЕЧАНИЕ. А.П.Чехов намеренно
заменил компонент устойчивого словосочетания кричать
во всю Ивановскую
, обновив фразеологизм и
сделав речь более выразительной.

VI. Неоправданное употребление просторечных и
диалектных слов.


  1. На пришкольном участке мы посадили капусту,
    морковь, бураки (свеклу).
  2. Не могла и не схотела (захотела)
    Катерина жить в “темном царстве”.
  3. Неожиданно на подмогу (помощь)
    Чичикову пришел капитан-исправник.

VII. Нарушение лексической сочетаемости.



  1. Родилась (Сохраняется) традиция широко
    праздновать День города. (Традиция — это обычай,
    установившийся порядок, унаследованный от
    предшествующих поколений; традиция родиться не
    может: она может сохраняться, быть
    унаследованной.)
  2. Уже будучи преклонным человеком (человеком
    преклонного возраста), писатель создал один
    из лучших своих романов.
  3. Помещики присваивали львиную часть (львиную
    долю
    ) доходов крестьян.

VIII. Употребление лишних слов (плеоназм — от
греческого “излишество”).


  1. Он рассказал автобиографию своей жизни (автобиографию,
    свою биографию
    ).
  2. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине (ностальгию).
    Ностальгия в переводе с греческого – это тоска
    по родине.
  3. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы
    подарили им памятные сувениры (сувениры).
    Сувенир – это подарок, сделанный на память.
  4. Мы дорожим каждой минутой времени (минутой).
    Минута – единица времени.

IX. Употребление рядом или близко
однокоренных слов (тавтология – от греческого
“то же самое слово”).

1. Этот необыкновенный случай
случился
(произошел) со мной в молодости.

2. В поэме “Мертвые души” Н.В.Гоголь запечатлел
(отразил) свои впечатления о русской
деревне.

3. Поэтически описывает поэт
(А.С.Пушкин) наш город.

X. Неоправданное повторение слов.

1. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны. Он посылает эти главы книги
своим друзьям.

2. Недавно я прочитала одну книгу.
Эта книга называется “Молодая гвардия”.
В этой

книге рассказывается…

XI. Бедность и однообразие синтаксических
конструкций.


1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник
был
грубо заштопан. Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью. (Мужчина был одет в
прожженный ватник, грубо заштопанный. Сапоги на
нем были почти новые, а носки изъедены молью.)

2. Павел упорно работает над задуманной
книгой. Наконец, три главы книги
написаны.

Он посылает эти главы книги
своим друзьям. (Павел упорно работает над
задуманной книгой и, когда он заканчивает три
главы ее, посылает их своим друзьям.)

XII. Неудачное употребление местоимений.

1. Я вынула книгу из сумки и положила ее
(книгу или сумку?) на стол.

2  После своего (совершенного)
убийства им овладевает страх.

4. Письменные упражнения на закрепление
полученных знаний.

(Упражнения в распечатанном виде лежат на парте
у каждого ученика. Первое упражнение выполняют
на доске 2 ученика по 5 предложений. Остальные
упражнения выполняются всеми самостоятельно с
последующей проверкой)

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по
смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести …
болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь …
намерения. Обладать … характером (скрытый,
скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный,
искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры
против нарушителей дисциплины (эффектный,
эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений.
Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться
человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть …
(невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев
рассказал о трагической судьбе … Герасима.
Троекуров был жестоким … (крепостник,
крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В
пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть,
надеть).

Упражнение № 2

Прочитайте и найдите речевые ошибки.
Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в
будущее. 2. Через весь роман проходит фабула
патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он
может показаться даже очень прекрасным
человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и
известие о приезде настоящего ревизора приводят
чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым,
Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает
вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве
поэзии.

Упражнение № 3

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки
допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком.
2. Среди соучастников соревнований было много
молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4.
Большое значение в романе играют женские образы.
5. Критики оказали высокую оценку новым стихам
поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит
заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро
сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Упражнение № 4

Перепишите, исправляя речевые ошибки и
распределяя предложения по трем типам:
употребление слов иной стилевой окраски,
тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в
очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес
ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось
так, что именно как раз в эти дни открылась
выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее
вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне
молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка,
задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им
овладела ностальгия по родине.

5. Итоги урока.

Полученные сегодня знания очень важны
для вас в жизни, а не только при написании
сочинения. Любая неправильность затрудняет
понимание и мешает вашему общению.

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся
предлагаются индивидуальные карточки с их
речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по
развитию речи. Задание: классифицировать
допущенные речевые ошибки и исправить их.

Пример (карточка ученицы 11-го класса “Б”
Халилуллиной Алины):

  1. Так и Н.В.Гоголь раскрывает перед читателями
    проблему умения общаться. В этом тексте автор
    сравнивает умение общаться русского и
    иностранца.
  2. А русский человек, как показывает Гоголь, к
    начальству проявляет свое угодничество, если
    кто-то выше него по чину, он ему угождает во
    всем…
  3. Позиция автора состоит в том, что человек не
    должен
    быть чинопочитателем, не должен
    проявлять высокомерие, а должен всегда
    помнить о человеческом достоинстве.
  4. Чацкий вел себя достойно всегда, не боясь
    относиться к людям так, как они такового
    заслуживают.

Приложение 1

Приложение 2



  • 0




Помогите пожалуйста
Вставьте нужные по смыслу слова
1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный).
2. … мастер. … шелк (искусственный, искусный).
3. … женщина. … слово (обидный, обидчивый).
4. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда).
5. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

Упражнение № 2
Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.
2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов
3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.
4. Из поездки мне привезли памятный сувенир.
5. В моей жизни книга играет большое значение.

  • Комментариев (0)



  • 0


1 смеяться заразительным смехом; перенести заразную болезнь
2 искусный мастер; искусственный шелк
3 обидчивая женщина; обидное слово
4 оказаться человеком невоспитанным, невежой; мало читать, быть невеждой
5 в больнице работает опытный персонал; в пьесе выведен отрицательный персонаж

упр 2
друзья, попробуем заглянуть в будущее
среди участников соревнований было много молодых спортсменов
очень рано я понял, что биология — увлекательная наука
из поездки мне привезут памятный сувенир с
в моей жизни книги играют большое значение

  • Комментариев (0)



  • 0


1.Смеяться заразительным смехом. Перенести заразную болезнь.
2. Искусный мастер. Искусственный шелк.
3. Обидчивая женщина. Обидное слово.
4. Оказаться человеком невоспитанным невежа. Мало читать, быть невеждой.
5.В больнице работает опытный персонал. В пьесе выведен отрицательный персонаж.

1. Друзья, попробуем заглянуть в будущее.
2.Среди участников соревнований было много молодых спортсменов.
3.Я очень рано понял, что биология-завлекательная наука.
4.-
5.-

  • Комментариев (0)

Тренировочные упражнения по нахождению речевых ошибок в тексте.

              35.В предложении «Получив новое задание, перед группой возникли трудности» допущена ошибка:
А) неверный порядок слов
Б) неверное употребление местоимения
В) независимый деепричастный оборот+
Г) неоправданное сужение состава фразеологизма

37.Речевая ошибка ПЛЕОНАЗМ проявляется в словосочетании:
А) июнь месяц +
Б) окружить вокруг
В) по получении оного
Г) значительно меньшее увеличение

39. Грамматическая ошибка НЕВЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМЫ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО проявляется в словосочетании:
А) четырем двенадцатым
Б) восемьсот сорока восьми+
В) две тысячи седьмого года
Г) тысячи восьмисот сорока двух
40. Выберите с/с, в котором отсутствуют речевые ошибки:
А) необычный феномен
Б) снизилось количество пенсионеров
В) принятие решительных решений
Г) неизвестный пловец из Голландии+

47. Найди речевую ошибку:

А) Жилые комплексы возникнут в новых районах.+

Б) Жилые комплексы будут построены в новых районах.

48. Найди речевую ошибку:

А) Успехи сына причинили матери радость.+

Б) Успехи сына доставили матери радость.

49. Найди речевую ошибку:

А) Он принимал желательное за действительное.+

Б) Он принимал желаемое за действительное.

50. Найди речевую ошибку:

А) Девочка нянчила младшего братишку, хотя шел только десятый год.+

Б) Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шел только десятый год.

51. Найди речевую ошибку:

А) Катерина заранее предчувствует свою гибель.+

Б) Катерина предчувствует свою гибель.

52. Найди речевую ошибку:

А) Поезда будут следовать согласно расписания.+

Б) Поезда будут следовать согласно расписанию.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЕ 1

В этих предложениях есть ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Ис­правьте ошибки.

1. Сердечно поздравляем Вас с постигшим Вас юбилеем.

2. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

3. Уровень благосостояния в нашем городе из года в год увеличивается.

4. Рассчитывать на успех можно было только при наличии вооружения пехоты достаточным числом оружия.

5. Мы никогда не задумываемся, почему люди делают подвиги.

6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой.

7. Дети пристально следят за чистотой своих парт.

8. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу слабой игры вратаря и защитника.

9. Казалось бы, не все ли равно, какое имя носит судно?

10. На берегу Охотского моря вырос молодежный город Оха. Имя города происходит от нивхского восклицания «охэ!».

УПРАЖНЕНИЕ 2

В этих примерах допущены ошибки – смеше­ние паронимов. Исправьте ошибки в употребле­нии паронимов.

1. Какие-то жалкие, согнутые, точно их сло­жила пополам болезнь, брели люди с земляными озябшими лицами. (Вл. Лидин)

2. Он сидел снова замкнутый, точно погруженный в свои инженерские расчеты. (Вл. Лидин)

3. Особенно вкусен, кристально прозрачен и ароматичен березовый сок нынешней весной.

4. Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость.

5. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы для сочинения.

6. Надо тактично намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные тактические решения.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

1. На зеленых насаждениях появились первые листочки.

2. Двадцатые годы XIX века – время разгула декабризма.

3. На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки.

4. Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга.

5. Самое трудное – установить диагноз, определить характер хвори.

6. Доколе мы будем терпеть ваше хамство?

7. «Назад!!!» – страшным голосом закричал Родик, и очередь шарахнулась в ужасе от кареты. (В.Кунин)

ИСПРАВЛЕННЫЕ ВАРИАНТЫ

УПРАЖНЕНИЕ 1

1. Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!

Ср.: Выражаем соболезнование в связи с постигшим Вас несчастьем (горем).

2. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

Ср.: Большинство учеников, но большая часть класса.

3. Из года в год растет благосостояние жителей нашего города.

4. Рассчитывать на успех можно было только при наличии у пехоты достаточного количества оружия.

5. Мы никогда не задумываемся, почему люди совершают подвиги.

6. Большинство учеников в классе справилось с контрольной работой.

7. Дети следили за чистотой своих парт.

8. Противнику удалось забить две первые шайбы из-за слабой игры вратаря и защитника.

9. Казалось бы, не все ли равно, какое название носит судно?

10. Название города происходит от нивхского восклицания «охэ!».

УПРАЖНЕНИЕ 2

1. …брели люди с землистыми озябшими лицами.

2. … погруженный в свои инженерные расчеты.

3. …ароматен березовый сок нынешней весной.

4. Отдых снимает нервное напряжение и утомление.

5. Преподаватель предоставил учащимся полную свободу в выборе темы сочинения.

6. …что он не должен сам принимать столь ответственные решения.

УПРАЖНЕНИЕ 3

1. На деревьях и кустарниках появились первые листочки.

2. Двадцатые годы XIX века – время расцвета декабристских идей.

3. На траве, на листьях сверкали капли дождя.

4. Пастух зовет своих товарищей выгонять буренок на луга.

5. Самое трудное – поставить диагноз, определить характер болезни.

6. До каких пор мы будем терпеть ваше хамство?!

7. … и очередь шарахнулась от кареты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Люди верили в неминуемую победу – Люди верили в неизбежную победу.

2. Удешевить себестоимость продукции – вот наша задача. – Снизить себестоимость продукции…

Сосед влачил жалкое сосуществование – жалкое существование.

Упражнение № 1

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Просмотр содержимого документа

«Тренировочные упражнения по нахождению речевых ошибок в тексте.»

Упражнение 1. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова, данные в скобках.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный).

2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный).

3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный).

4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый).

5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).

6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия).

7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда).

8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной).

9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).

10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Упражнение 2. Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее.

2. Через весь роман проходит фабула патриотизма.

3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.

4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком.

5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение.

Упражнение 3. Исправьте речевые ошибки.

1. Повесть написана калорийным языком.

2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов.

3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология.

4. Большое значение в романе играют женские образы.

5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта.

6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю.

7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смещение границ слова это ошибки на уровне
  • Смешные ошибки речи
  • Смотреть кино ошибка памяти
  • Смешные ошибки ремонта
  • Смотреть кино ошибка молодости все серии