Смешные стилистические ошибки

Научно-исследовательская работа

«Специально не придумаешь» или «смешные» ошибки в школьных сочинениях пятиклассников

Автор: Чубарев Илья

Россия, г. Иркутск

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

5 класс

Руководитель: Лазарева Наталья Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

г. Иркутск

2015 г.

Содержание:

1. Введение. ……………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения. ……………………………………………………………………5

3. Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь». ………………..7

4. Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах? …………..11

5. Заключение. …………………………………………………………………..13

6. Список литературы. ………………………………………………………….14

Введение.

Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира. Именно на русском языке были написаны общепризнанные шедевры мировой литературы, такие как: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие известнейшие произведения.

Ни в одном из языков нет такого богатства слов как в русском. Русский язык богат на синонимы, омонимы, антонимы и различные образные средства выражения, например: сравнения, метафоры, эпитеты и многие другие. Это даёт возможность очень точно выражать свои мысли. Ни один язык не обладает таким разнообразием оттенков смыслов слов как русский, что делает этот язык очень красивым, лаконичным и мелодичным.

Русский язык вызывает восхищение не только у русских, но и у мировых классиков. «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», — такое определение дал известный французский писатель Проспер Мериме.

На наш взгляд, именно «тонкость оттенков» не позволяет нам, пятиклассникам, выразить достойно свою мысль в наших творческих работах, в частности, в сочинениях. Нам хочется красиво выразиться, блеснуть умением красочно сравнить один предмет или явление с другим, подобрать красочное прилагательное или метафору, но это, к сожалению, не всегда получается на практике. «Красивое» превращается в «то, чего не может быть». Например: «Тенек сидит, протянув ноги», «прежде чем рисовать, надо было сфотать», «лес затих от глаз до ушей». Такие ошибки мы еще называем «смешными», «смешными небылицами» или «специально не придумаешь», хотя по правилам русского языка они называются речевыми, стилистическими и грамматическими. Но научиться красиво и точно выражать свою мысль, мы все-таки хотим. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В связи с вышесказанным цель нашей работы – проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему.

К задачам, стоящим на пути к достижению цели, относятся:

— дать определение и понять, какие ошибки называются «грамматическими», «речевыми» и «стилистическими»;

— рассмотреть их, приведя примеры из работ школьников;

— предложить методы борьбы с ними.

Объект исследования – умение уместно употреблять слова, в том числе и различные образные средства языка в письменных работах учащихся пятых классов.

Предмет исследования — ошибки «специально не придумаешь» в сочинениях пятиклассников.

Гипотеза – ошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим.

Методы исследования – анализ, классифицирование, сравнительный анализ.

Новизна предлагаемой работы состоит в том, что примеры взяты из сочинений самих учащихся, моих ровесников, то есть носителей языка, близких мне по уровню его владения.

Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения.

В настоящее время, как известно, нет единого подхода к классификации грамматических ошибок и речевых недочетов. Поэтому здесь требуется оговорка. Поскольку грамматика – раздел лингвистики, изучающий «строй языка», т.е. систему «морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства» [3], то, соответственно, к грамматическим ошибкам мы будем относить такие, которые связаны с нарушением структуры языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, – то есть нарушение словообразовательных, морфологических и синтаксических норм.

То есть, говоря языком пятиклассника, грамматические ошибки – это такие ошибки, которые появляются при неправильном сочетании слов в словосочетании или словосочетаний в предложении.

Приведем пример: это придает картине большего смысла и понимание; грибы лежал в корзине.

В первом примере неправильно использовано согласование прилагательного с существительным (смысл не может быть большим или меньшим, правильно бы было употребить больше смысла) и нет соответствия в падеже существительных (в Р.п. и И.п., соответственно, верным будет: смысла и окончания).

Во втором – нет соответствия в числе существительного и глагола. (Если, конечно, это ни лицо кавказской национальности произносит.) К тому же, мы думаем, что при описании картины используется настоящее время глагола.

Сделаем поправку и на то, что точно разграничить грамматические и речевые ошибки эксперту сложно, потому что он не может установить причину нарушения норм. Не зная детей, писавших работу, в ряде случаев нельзя быть полностью уверенным в том, чем вызвано появление той или иной ошибки: особенностями речи данного носителя или незнанием языковых норм. Так, например, второй приведенный пример грамматической ошибки, можно посчитать за, так называемую, «описку». Ведь все знают, что гриб – лежит, а грибы – лежат.

Основными причинами появления подобных грамматических ошибок, на наш взгляд, являются:

  1. Торопливость (на уроке боятся не успеть дописать и переписать с черновика на чистовик, дома – не успеть погулять или позаниматься другими «более интересными» делами).

  2. Невнимательность.

  3. Нежелание проверить себя лишний раз.

  4. Не умение задать вопрос от главного слова к зависимому (для совпадения окончаний в роде, числе и падеже).

  5. Путаница при склонении слов, при образовании форм единственного и множественного чисел, употреблении времен.

Речевая ошибка — ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. [1, a]

Основные причины речевых ошибок:

1. Непонимание значения слова;

2. Лексическая несочетаемость (то есть слова не сочетаются по смыслу);

3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов;

4. Многословие;

5. Лексическая неполнота высказывания;

6. Неправильное употребление новых слов или устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектов, разговорных и просторечных слов, профессиональных и тому подобные.

Например: На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек. Однако картина и пейзаж в данном случае являются синонимами. А картины не рисуют, их пишут. А слово «нарисовать» в среде художником является оскорбительным, то есть один собеседник, произнося его, сомневается в способностях или одаренности другого.

Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка и типами речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. [1, d]

Приведем примеры. Если учесть то, что школьное сочинение относится к книжному художественному стилю, то в предложении: «Игорь Грабарь ходил по лесу и наткнулся на белоствольную красавицу-березу», — слово «наткнулся» уместно заменить синонимами «увидел», «и вдруг предстала пред ним» или другими подходящими по стилю.

К причине появления таких ошибок относится незнание или неумение определять стили речи, видеть их отличительные особенности и знать их функции.

Вывод по главе.

Отличительной особенностью художественного стиля является использование образных средств выражения мысли, а функцией – воздействие на воображение читателя или слушателя. И, казалось бы, школьники это знают и понимают. Во всяком случае, на устные вопросы учителя по стилям, их особенностям, функциям и области применения, может ответить каждый ученик. Но, исходя из высказывания Мериме, приведенного нами во введении, это всё богатство слов, их значений и оттенков, а также форм, и является основной причиной исследуемых в этой работе ошибок пятиклассников в сочинениях.

Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь».

Мы считаем, что такие ошибки, как речевые, стилистические и грамматические наиболее часто встречаются в таких творческих школьных работах, как сочинение.

Сочинение само по себе – это вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. В учебном процессе чаще всего используются сочинения по литературе (по тексту), сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения на заданные темы («Особенности сюжета русской народной сказки в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), сочинения-описания по картинам («Летом» А. Пластова, «Цветы, фрукты, птица» Ф. Толстого, «Февральская лазурь» И. Грабаря), сочинения-описания какого-либо предмета. Все перечисленные выше виды работ мы выполняли в первом полугодии обучения в пятом классе и именно их возьмем в качестве примеров в нашем исследовании.

Традиционно допуском к экзамену по русскому языку является написание сочинения по литературе на предложенные Министерством Образования темы. Поэтому считаем актуальным на сегодняшний день анализ изучаемых ошибок.

Мы изучили интересующие нас ошибки 30 учащихся пятого классе в двух сочинениях-описаниях, упомянутых выше. Отразили некоторые из них (наиболее интересные с точки зрения «невероятности происхождения») в таблицах и прокомментировали предполагаемые причины их появления, предположили правильные варианты, сравнили, каких ошибок больше.

Речевые ошибки

Примеры

Комментарий

«Когда Грабарь ходил по лесу в поисках вдохновения, то у него упала палка».

Нет причинно-следственных отношений между простыми предложениями в составе сложного. Получается, что палка упала из-за того, что Грабарь ходил по лесу и искал вдохновения.

«Поэт нагнулся и увидел белокурую красавицу. Это была береза».

Между предложениями нет логики, не понятно: то ли береза очень маленькая, то ли человек – великан.

«Морозный воздух ощущается, глядя на снег. Он кажется свежим ароматным и чистым».

Глядя на снег, невозможно ощутить морозность воздуха. Не понятно, что кажется ароматным и чистым – снег или воздух.

«День ясный, и такой чистый. Что даже ни одного облачка на небе. Воздух создает ощущение весны».

Даже если слово «чистый» употреблено как метафора, то смысла в предложении всё равно нет, нет лексической сочетаемости. Между 1 и 2 предложениями нет логической связи. Последнее предложение очень коротко, нет полноты высказывания, поэтому – некрасиво.

«Хотя изображен февральский день, но на картине мало цветов снега», «Воздух был морозный от него шел природный запах», «Праздничный воздух придает свободы».

Не правильно и бессмысленно употреблены слова (лексическая несочетаемость слов, нет смысла): каких цветов мало и почему, какой такой «природный запах воздуха», как воздух придает свободу. Возникает много вопросов, на которые нет логичных ответов.

«А так же возле прозрачной вазы свисает красная смородина».

Не понятно, как такое может быть: сама по себе свисает? На картине веточка свисает с края стола.

«На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек».

Пейзаж – это и есть картина (незнание синонимов); неверное употребление слова «нарисована» — картины пишут.

Грамматические ошибки

Примеры

Комментарий

«Это картина с ярко рыжим фоном».

Правильнее было бы « фон картины ярко-рыжего цветы». Неправильное построение слов в предложение, неуместное употребление предлога «с».

«Листья винограда зеленые, насыщенные цветом».

Слова поменяны местами, нет сочетания прилагательного с существительным. Пример: «Листья винограда насыщенного зеленого цвета».

«Это придает картине большей жизни».

Неуместное употребление прилагательного «большей», правильнее наречие «больше».

«Головка у птицы светло-голубого цвета, переливаются с коричнево-бордового».

Неправильное употребление слов (нет грамматической связи со словом «переливаются»), неправильное построение предложения. Пример: «Головка у птицы переливается разными оттенками: от светло-голубого до коричнево-бордового».

Стилистические ошибки.

Примеры

Комментарий

«Игорь Грабарь ходил по лесу и вдруг наткнулся на березу».

Неуместное употребление слова «наткнулся» (разговорное), можно заменить «увидел», «предстала во всей красе» и т.п..

«Федор Толстой начал свое художество с работы воском».

Создается впечатление, что автор данного предложения умаляет творческие способности художника(профессиональное, разговорное, обидное). Правильно было бы употребить слово «творчество».

«Глядя на эту картину, так хочется глотнуть воду из вазы».

Неудачное сравнение (смешение разговорного и художественного стилей).

Вывод:

Из представленных нами таблиц с примерами разных видов ошибок «специально не придумаешь» можно сделать следующее заключение: примерно 65% — занимают речевые ошибки, 20% — грамматические и 15% стилистические.

Почему же речевых ошибок гораздо больше, чем грамматических и стилистических? Ответить на этот вопрос со 100%-ой уверенностью сложно. Поэтому у нас есть только предположение.

Допустим, что 30 испытуемых пятиклассников в большей или меньшей степени умеют различать стили речи, и знают, какие слова в них уместно или неуместно употреблять. Пусть даже на уровне интуиции.

Грамматические ошибки им помогает избегать (по их мнению) знание падежей и чисел существительных и прилагательных, что последние сочетаются с первыми в одной и той же форме, знание морфологических и синтаксических разборов.

На вопрос: «Как вы думаете, почему в ваших работах встречаются речевые ошибки?», были даны следующие варианты ответов по предложенным вариантам:

  1. «Мы еще только пятиклассники и всего не знаем, только учимся». (18 человек)

  2. «Словарный запас не достаточно большой, чтобы выразить свою мысль». (3 человек)

  3. «Не научились в полной мере пользоваться образными средствами языка». (5 человек)

  4. «Не всегда знаем, когда и как правильно употреблять то или иное слово или их сочетание». (2 человека)

  5. Свой вариант ответа. («Лень» — 1 человек, «Мне это не интересно» — 1 человек).

На вопрос: «Готовы ли вы бороться с речевыми, грамматическими и стилистическими ошибками и почему?», мы получили следующие ответы:

  1. Готовы из-за оценки (8 человек – 27%).

  2. Готовы, чтобы быть грамотными (9 человек – 30%).

  3. Готовы, чтобы быть грамотными и из-за оценки (11 человек – 37%).

  4. Мне все равно (2 человека – 6%).

Общий процент неравнодушных к грамотности своей речи составил 28 человек, то есть 93%.

Можно предположить, что ответы учащихся обдуманы и правдивы, так как опрос был анонимным, и на раздумье давалось 10 минут.

Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах?

На этот вопрос мы искали ответа у родителей, одноклассников и учащихся старших классов. Мы не прибегали к классическим рекомендациям специалистов, так как нас интересует именно мнение обычных людей, желающих улучшить качество устной и письменной речи, в чем они видят решение данной проблемы.

Как свести речевые ошибки до минимума или не допускать их вообще:

  1. Надо больше разговаривать, выступать перед классом или аудиторией больше;

  2. Стараться больше читать и пополнять свой словарный запас;

  3. Смотреть познавательные передачи;

  4. Не смотреть «тупые» мультфильмы и художественные фильмы;

  5. Если не знаешь лексического значения слова, то не стоит его употреблять в речи, не посмотрев значение в словаре;

  6. Самостоятельно тренировать в подборке синонимов и применении метафор, не бояться экспериментировать;

  7. Стараться полностью высказывать свою мысль;

  8. Не использовать слова-паразиты (есть, короче, вот так вот и другие);

  9. Уметь отличать многозначные слова и омонимы;

  10. Всегда выполнять домашнее задание;

  11. Стараться самостоятельно писать сочинения;

  12. Обязательно прочитывать написанное.

Как не допустить грамматические ошибки:

  1. Больше читать;

  2. Не лениться и быть внимательным;

  3. Выполнять домашние задания;

  4. Знать, как образуются слова (словообразование) и сочетаются друг с другом;

  5. Знать морфологические разборы всех частей речи;

  6. Не лениться учить орфографические и пунктуационные правила;

  7. Знать части речи и члены предложения.

Способы решения проблемы со стилистическими ошибками:

  1. Знать стили русского языка, их опознавательные приметы, функции и где используются;

  2. Обогащать словарный запас;

  3. Знать лексическое значение употребляемых слов;

  4. Тренироваться в создании текстов разных стилей;

  5. Читать литературу, относящуюся к разным стилям.

Вывод:

Как видно, методов, помогающих бороться с разными видами изучаемых ошибок, множество. И каждому человеку подходит свой определенный стиль. Однако все опрошенные согласны с тем, что надо больше читать художественную литературу, не стесняться выражать свое мнение, не лениться в выполнении домашних заданий (именно они закрепляют приобретенные нами знания и умения).

Заключение.

В своей работе мы поставили цель — проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему. Благодаря решению определенных задач смогли ее достигнуть.

Мы выяснили, какие ошибки называются грамматическими, речевыми и стилистическими. Методом анализа и сравнения пришли к выводу, что речевые ошибки в творческих работах пятиклассников допускаются в три раза чаще грамматических и в четыре – чаще стилистических. Нашли тому подтверждение, исследовав два сочинения-описания школьников, наиболее «интересные» представили в таблицах.

Причем, стоит отметить, что именно эти разновидности ошибок специально не придумаешь.

Объясним: кажется, что голова думает правильно, и когда читаешь своё сочинение, то оно кажется тебе грамотным и красивым с точки зрения употребления слов. В то же время они вызывают улыбку или даже смех, когда после проверки учитель зачитывает некоторые фразы из наших работ. Таким образом, гипотезаошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим — нашла свое подтверждение.

Интересен и тот факт, что школьники, в большинстве своем, понимают причины речевой безграмотности и готовы с нею бороться не только ради оценок, но и просто для того, чтобы грамотно пользоваться родным языком. Разные виды опроса показали, что процент равнодушных всего 7% (2 человека из 30). Мы понимаем, что в разных классах проценты могут распределяться по разному, но хочется надеется, что людей, стремящихся к грамотности своей речи, всегда больше, чем тех, которым все равно, как говорить («велосипед» или «лисапет», ведь он в любом случае мотоциклом не станет).

Список литературы:

  1. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. – 41-е изд. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 1990.

  2. Ресурсы интернет:

  1. http://4brain.ru/blog/речевые-ошибки-виды-причины-примеры;

  2. http://www.licey.net/russian/culture;

  3. www.examen.ru/add/School;

  4. www.gramma.ru.

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский}. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов. Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Порой люди делают такие ошибки, что хочется зарыться в словарь русского языка и не показываться.


А так хотелось показаться утонченной натурой.


От создателя «Трое в лодке, нищета и собаки».


Вот тебе и Первое сентября.


В кого вы там верите?


Не спешите, девки, замуж.


Вот ты и попался, гугл-переводчик.


Так сменилось название столицы Бурятии.


Нет, ододишь!


Дождался, наконец, любимую с едой.


Слышь, спать пошел! © Яростная кровать.


Ну хоть где-то попали.


Такой вот ремейк.


Збывайте мечты. Учите русский язык.


Да уж, не помешает.


Ржится рожь, овес овсится, продавщица продавщится!


Понавезли сыров из всяких там Италий.


Попытка засчитана.


Похоже, Вера — это учительница русского языка. И она не простит.


Кочинская Олимпиада — 2014.


Такие у нас нынче выборы.


Так и живем.

И всё же школьники удивили. Примеры подсказала председатель предметной комиссии по русскому языку, завкафедрой языкового и литературного образования Челябинского института повышения квалификации (ЧИППКРО) Татьяна Соловьёва.

Страсть как любит Родину

«Русский язык — это серьёзный предмет, который нужно изучать в комплексе. Например, недостаточное владение фонетикой даёт сбои в орфографической грамотности. В этом году мы отметили ошибки, которых не было в прошлые годы: черезвычайно и мысыль – как говорят, так и пишут.

Многие по-прежнему не могут дать определение понятиям. «Подвиг – это нечто большее и меньшее, как и всё в нашей жизни». «Любовь — бывает разная, бывает к природе, к Родине или к чтению».

Мы видим отсутствие начитанности. У детей вместо начитанности наслышанность какая-то. И выстраивая аргументы, они делают ссылки на комиксы, компьютерные игры и даже на несуществующие произведения. «О. Генри «Дары волков» (а не волхвов)», или в этом году многие дети ссылаются на произведение «Дед Мазай», правда, у Некрасова «Дедушка Мазай». Ещё пишут русско-народное произведение  «Дед Мазай». Я впервые о таком слышу.

Не хватает детям фоновых знаний, мне иногда кажется, что они не изучают историю, раз не сдают. Поэтому в сочинениях Тарас Бульба, оказывается,  защищал Золотую Орду, в другом сочинении пишут, что он боролся со Шведами (с большой буквы). В «Войне и мире» солдаты возвращаются с Куликовской битвы, Павлик Морозов сдал свою семью фашистам, Дантес оскорблял жену Пушкина, поэтому Пушкин вызвал его на дуэль.

Я уже не говорю, о том, что неправильно употребляют имена авторов. В конце отрывка пишется (по Паустовскому, по Искандеру – в дательном падеже). И дети  пишут: «в своем тексте Ф. Искандеру…». В этом году было: «произведение написано Львым Толстым», «Сент-Зюпери».

Выпускник должен быть взрослым человеком, он аттестат зрелости получает. Должен следить и за своим речевым поведением (стилистическими ошибками):

«Солдат стоит на ночном шухере», «мы с подругой шарились по магазинам», «один мой знакомый страсть как любит Родину».

Часто выпускники используют слова, значение которых либо не знают, либо понимают неверно:

«Доктор пошёл на совокупление со своей совестью».  Сочинение —  не диктант, можно ведь выбрать другой вариант слова. Это речевая небрежность, неуважение к себе и языку и экспертам.

Красиво говорить не запретишь

Часто выпускник хочет говорить красиво: «Белый снег накрыл землю, как жених невесту». «Муж любит жену, жена любит мужа – это горе они пронесли через всю жизнь». «Перевернуть жизнь с ноги на голову».

Пренебрежение лингвистикой как основой правильной речи приводит к грамматическим ошибкам: «Жадливость», «Никто не предложил ему помощи, что говорит о чёрствости их души».

Есть такой критерий оценки сочинений, как этические ошибки – их немного, всего 1,5%.К примеру: «да у нас  стране все воры».

В этом году снизили балл в такой работе, где школьник написал: «Я согласен с мнением автора и попробую закрепить эту идею в вашем сознании».

И всё же в 2018 году ошибок стало меньше. Лишь 34% выпускников написали работу без орфографических ошибок, чуть хуже с пунктуацией. Грамматических ошибок не делают 36% школьников, речевых — не допускают 37%.

Немного о скандалах на ЕГЭ

Интересно, что у выпускников  накопилось немало претензий к самим проверяющим. Многие открыто высказывают недовольство предвзятостью в оценке такой части экзамена, как сочинение. «Я сдал русский на 73 балла, это очень плохо, — рассказывает выпускник челябинской гимназии №80, стобалльник по географии Евгений Вдовкин. — До того как я узнал результат, я считал себя умным человеком. У меня было 2 ошибки в тесте, а сочинение написано на 14 из 24 первичных баллов.

Оценку снизили из-за того, что я неправильно указал проблему в тексте. Но я увидел другую и доказывал её, аргументированно и логично. Но, видимо, если твоя точка зрения не совпала с точкой зрения проверяющего или с определённым, известным списком проблем, то не видеть тебе сто баллов».

Одно занятие с репетитором - в среднем 700-100 рублей.

С аналогичной проблемой столкнулись школьники в Свердловской области. Многие получили ноль баллов за эссе в экзамене по английскому языку, потому что не использовали слово «успех», когда в задании их просили раскрыть тему «Ранний выбор профессии как ключ к будущему успеху».

«С проблемой, конечно, будут разбираться, — прокомментировала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова. – Но нужно сказать, что некоторые задания вполне конкретны, а собственная точка зрения выпускника должна доказываться аргументированно, опираясь на текст. Здесь не требуется фантазий».

«По каждому предмету комиссии получают примерные ответы, направления ответов, — поддерживает Татьяна Соловьёва. —  Например, в тексте по русскому языку выделены проблемы и по каждой проблеме сформулирована позиция автора. Так же видимо в английском языке.

Утверждение школьника и его аргументация, которая при этом противоречит позиции автора, не может оцениваться как правильная. Если ученик несколько иначе формулируют проблему, то предметная комиссия ее засчитывает. Но только если это соответствует не внутренним убеждениям выпускника, а тексту, позиции автора».

Смотрите также:

  • Челябинский филолог: «ЕГЭ должны сдавать не только дети, но и взрослые» →
  • На Урале издадут словарь рабочего лексикона →
  • Такой РОДной, но изуРОДованный язык →

Граммар-наци – ваше второе имя? С одной стороны, это очень неэтично – строить из себя всезнайку и при личном общении, и в онлайн переписке в социальных сетях. Но с другой, это же невежество – быть безграмотным и не знать свой родной русский язык. У каждого есть подруга или друг, которые регулярно говорят «позвОнишь». Как же это режет слух, и вы с нескрываемым раздражением шпыняете ее за это. Но что, если попробовать в шутливой форме в ответ говорить «позвонИшь»? Это будет намного эффективней, и в один прекрасный момент вы услышите долгожданное правильное ударение!

Примеры речевых ошибок в русском языке

Люди общаются при помощи речи, это своеобразный канал связи. А, как известно, при нарушении сигнала, связь может оборваться. Поэтому чтобы человеческие узы оставались неразрывными, речь должна быть правильной. Какие типичные ошибки бывают допущены в произношении имени собственного?

УкраИна или УкрАина?

Все производные названия страны должны произноситься с ударением на согласную И: УкраИна, житель ‒ украИнец, язык ‒ украИнский. Ошибочно делать ударение на букву А.

примеры типичных речевых ошибок

Мэрилин Монро за чтением

Просклоняем Марию Цигаль по падежам

— Кто, что?
— Мария Цигаль.
— Кого, чего?
— Марию Цигаль.
— Кому, чему?
— Марии Цигаль и т. д.
Женские фамилии, которые заканчиваются на мягкий знак, не склоняются.

В Иванове или в Иваново?

Как часто мы слышим: «Мы живем в Иванове» или «Мы живем в Иваново». Правильно – жить в городе Иваново, жить в Иванове.
Ниже приведены примеры типичных речевых ошибок в русском языке и особенность употребления этих слов.

Вовнутрь? ВНУТРЬ!

Одеваясь, мы заправляем кофточку ВНУТРЬ юбки. Открывая конверт, мы смотрим ВНУТРЬ. Никаких приставок «во» не должно быть.

Одеть? НАДЕТЬ!

Этот случай, пожалуй, самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Существует простое правило, по которому легко запомнить правильное употребление этих слов в зависимости от контекста. НАДЕТЬ шляпу – ОДЕТЬ дочку. Когда дело касается вас самих, в этом случае НАдеть, кого-то другого – Одеть.

какие типичные ошибки бывают допущены в произношении имени собственного?

Мэрилин Монро внимательно читает книгу

Закончить школу, вуз? ОКОНЧИТЬ!

В школе задали сделать собственный проект. И вот дело ЗАкончено. Вы прибрались дома – ЗАкончили. Как вы поняли, заканчивают дело, а учебное заведение (вуз, школа, автокурсы) Оканчивают.

Кипельно-белый? КИПЕННО-БЕЛЫЙ!

Вы варите макароны или мясо, а на поверхности всегда образуется белоснежная пена – кипень, так называли ее наши предки когда-то в давние времена.

Поэтому белые предметы гардероба кипенно-белые – и никакие другие!

Коллеги по работе? Просто КОЛЛЕГИ!

Слово «коллега» уже по умолчанию имеет следующее значение: «человек, который со мной вместе работает, или имеющий аналогичную профессию», поэтому пояснять, что «Вася – мой коллега по работе» – избыточное выражение.

Крема, свитера, джемпера? КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!

Окончание «а» в этих словах мы слышим регулярно, оно привносит в разговорную речь некой «простецкости». Намного более «поэтичнее» и правильнее использовать на конце «ы»: сегодня ходили по магазинам и купили теплые джемперы, а потом зашли в отдел косметики и купили питательные кремы.

Кушать? ЕСТЬ!

Произнося фразу «я покушала», помните, что звучит она словно из уст манерной кокетки. Слово «есть» универсально. Стоит различать границы можно-нельзя. Спросить ребенка, кушал ли он, вполне этично. Однако взрослый мужчина, ответивший о себе: «я покушал» – это моветон.

Ложить? КЛАСТЬ!

Одной из самых распространенных ошибок в речи считается именно эта. Запомните правило: слова «ложить» не существует, оно употребляется только с приставками: ПОложить на стол, Сложи в стопку и т. д. Знаменитая фраза из фильмов: «положь трубку» тоже не является нормой. Только «положи, клади».

Навряд ли, напополам? ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!

Помните популярную в 90-х группу «На-на»? Так вот: в случае этих слов никакие «на-на» не нужны: ВРЯД ЛИ сегодня мы куда-нибудь пойдем, разделим фрукт ПОПОЛАМ.

виды распространенных ошибок в разговорной речи

Мэрилин Монро читает книгу в постели

По приезду, по прибытию, по окончанию? ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!

Правильное употребление этих слов в первую очередь возлагается на вашу зрительную память, частое чтение и интерес к словарям, так как проверочных правил к ним нет. Остается только хорошенько запомнить, зазубрить.

Простынь? ПРОСТЫНЯ!

Как легко ошибиться с окончанием слов «нь, ня». Изыди разговорный вариант «простынь» из нашего лексикона! Для этого придется вспомнить детство и известное стихотворение Чуковского «Мойдодыр»:

«Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…»

Пылесошу? Пылесосю? ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!

Борьба за чистоту в доме часто заканчивается борьбой за правильную речь! Вы наводите порядок, но вдруг позвонила подруга и спрашивает, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «пылесосю…пылесошу…сосу пыль»… Правильно – «чищу пылесосом»!

Согласно приказа, распоряжения? Согласно ПРИКАЗУ, РАСПОРЯЖЕНИЮ!

После предлога «согласно» всегда идет существительное в родительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «чему»: «согласно чему? Приказу.» Премия за месяц выписана согласно приказу директора предприятия.

Стираться? СТИРАТЬ!

Употребляя в словах стирать, полоскать, убирать добавочное окончание «ся», вы как бы приписываете действие себе, то есть вы собрались себя любимую полоскать, стирать и оттирать от грязи.

Туфлей? ТУФЕЛЬ!

Нельзя не вспомнить знаменитую фразу из фильма «Кавказская пленница», ставшую чуть ли не крылатой: «Чей туфля». Слово «туфли» неизменно. Правильное употребление: сегодня меряла пару туфель, которая мне очень понравились.

Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?

Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).

особенность употребления слов в речи

Мэрилин Монро читает книгу, лёжа на кушетке

Экспрессо? ЭСПРЕССО!

А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Если вы это слышите, вы практически оскорблены до глубины души! Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски. На эКспрессе мы поедем из Москвы в Питер, наслаждаясь чашечкой любимого эспрессо, сидя в вагоне-ресторане.

Какие виды распространенных ошибок в разговорной речи встречаются:

  1. Произносительные: плотит (неверно) – платит (верно), конешно (неверно) ‒ конечно (верно).
  2. Лексические: индианка – индейка.
  3. Фразеологические: объединение двух устойчивых фраз («спустя рукава» и «сложа руки») – «Нельзя это делать сложа рукава».
  4. Морфологические: полотенцев, пианинов, подешевше и др.
  5. Синтаксические: на столе лежат много книг (неправильное согласование).
  6. Орфографические: тубарет, вогзал, сдесь и т. д. (встречаются в письменной речи).

Смешные ошибки в словах

Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их». «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».

«Этовать» – что за зверь такой?

Мало кто знает такое слово, как этовать. А оказывается оно существует. По значению его можно сравнить с английским Do, обозначающим действие, но неопределенное. Это универсальный глагол, которым можно заменить другой в зависимости от контекста.
– «Чем занималась сегодня?»
– «Да этовала весь день!»
или
– «Хватит тут этовать мне!»
Вот такой он, разнообразный русский язык, разные в нем и особенности употребления слов в речи. Некоторые слова, которые сейчас не употребляются, нередко принимают за речевые ошибки те, кто не знает их значение. Например: агнец – ягненок, град – город, черница – монахиня и др.

Шпаргалка! Проверить интересующее вас слово – его произношение, ударение, правописание, особенности значения и употребления – можно с помощью порталов «Грамота.ру», «Грамма.ру», «Яндекс-словари». Сайт «Орфограммка.ру» позволяет избавлять от ошибок целые предложения и абзацы – навести порядок, например, в тексте комментария, письма. Тренировать грамотность интересно, выполняя онлайн-диктанты (все слышали о проекте «Тотальный диктант»?) и интерактивные упражнения, которых много на «Грамоте.ру»

Примеры предложений с частыми речевыми ошибками постоянно на слуху:

  1. У меня не оплОчены счета.
  2. Нужно ложить вещи вот так.
  3. Ты позвОнишь мне?

Даже в СМИ нередко допускают подобное: «Благодаря землетрясению погибли тысячи жителей».

Заключение

Говорить на родном языке правильно – это не только обязанность гражданина страны, но и уважительное отношение его к другим членам общества. Именно поэтому так важно уже с детства прививать ребенку любовь к изучению языка. Неправильная косноязычная речь приводит к непониманию при общении между людьми.

Разбираемся вместе с экспертами в самых частых речевых ляпах и учимся говорить правильно

Поделиться

Все мы хотим говорить грамотно, остроумно шутить и отвечать на реплики уместно, а не глупо. Неприятно прослыть деревенщиной в кругу приличных людей, даже если кто-то действительно перебрался в большой город из глубинки. Грамотная письменная и устная речь — залог вашего успеха в любой сфере жизни. Порой сложно уследить за словом, а оно, как известно, не воробей. Мы поговорили с экспертами по технике и постановке речи и попросили их назвать самые частые речевые провалы, а заодно выяснили, как повысить уровень грамотности и научиться говорить красиво.

Тренер по технике речи и постановке голоса Анастасия Саворенко говорит, что в первую очередь провинциальные обороты выдают «оканье» и «гэканье». Оканье — это фонетическая особенность ряда восточнославянских диалектов, которая состоит в различии безударных гласных звуков «о» и «а»: произнесите вслух слово «вода», нам привычно слышать «а» — «вада», а гость из Вологодской провинции будет уверенно выговаривать «о», что будет резать нам слух, сравните сами. Известно, что, например, в Ивановской, Архангельской, Вологодской и других северных областях — окают, а в Московской, Тульской, Смоленской и Рязанской — акают, растягивая гласную. Коренного москвича можно узнать по коронному «Как Маасква похорошела».

Гэканье — одно из самых ярких отличий южного наречия (Рязань, Курск, Воронеж, Белгород). В лингвистике это явление называется фрикативное «г», обозначается как греческая гамма — γ, а произносится как мягкое «хэ». Чаще всего это оглушение звука «г» в конце слова перед гласной.

— Я по первому образованию этнограф, мы очень глубоко изучали диалекты. Например, Вологду можно легко распознать по оканью. Юг России — по гэканью. Пермский край — по интонационному хвостику в конце слов. Кстати, этот же дефект можно услышать у неуверенных в себе людей, как будто человек не утверждает, а спрашивает. Сама я ничего не имею против диалекта, наоборот, я за его сохранность, но только на исторической территории, — говорит эксперт.

Образцовой для России считается московская речь.

— Если, например, в Сибири мы скажем: «сАмАлёт», то в Москве, по правилам орфоэпии, мы должны сказать «сЫмЫлёт», «мЫлЫко», — приводит пример Анастасия Саворенко. Чтобы понять, нужно проговорить вслух, желательно, чтобы это сделали одновременно сибиряк и коренной москвич, если у вас есть такие в знакомых — позвоните и спросите.

— Также очень часто можно услышать: «Я с Новосибирска», хотя надо: «Я из Новосибирска». Заходя в аудиторию, ни в коем случае нельзя говорить: «Привет всем!». Мы должны сказать: «Приветствую вас, господа», например. Есть хороший пример слов, который сразу же определяет ваше место жительства. Так как я сама из Томска, вы знаете, мы говорим «мультифора», Центральная же Россия скажет «файл», — говорит Анастасия Саворенко.

Тренер по технике речи и педагог по ораторскому мастерству и публичным выступлениям Грета Сабурова привела несколько примеров слов и фраз, в которых чаще всего люди допускают ошибки. «Ложить» и «покласть»: без приставки вариант «ложить» не употребляется — положить книгу на стол, в свою очередь «класть» употребляется исключительно без приставок — «я кладу книгу на стол».

Часто мы задумываемся, как сказать правильно — «текёт» или «течёт». Запоминаем: течёт — глагол в 3-м лице настоящего времени единственного числа — пишется через букву «ч» в середине слова и не имеет никаких других вариантов написания.

«Ихний» и «евонный» также доводят до состояния дергающегося глаза, таких слов в языке не существует: только «их» и «его». Варианты «до свидание» и «день рождение» также недопустимы, в обоих случаях на конце буква «я».

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов выдаст принадлежность к глубинке, особенно если это касается сферы финансов: «денежка», «скидочка» — часто встречаемый пример у мастеров по «ноготочкам». Фраза «выбраться в город» также не украсит вашу речь, если только вы действительно не выбрались в большой город из родного села.

Привычка называть большую комнату залом — «пойдем в зал» — пришла к нам с давних времен. C этим словом ассоциируется что-то из прошлых веков, место, где проводили балы, но никак не комната с диваном, ковром и огромным шкафом, где стоит телевизор.

Начните читать вслух, хотя бы по 3–5 страниц в день — это полезно

Начните читать вслух, хотя бы по 3–5 страниц в день — это полезно

Иллюстрация: Юрий Орлов / Сеть городских порталов

Поделиться

— Уровень грамотности снижается от того, что мы перестали читать книги вслух, последний раз мы это делали на уроках литературы в третьем классе. Это нормально. Кроме того, во многих текстах существует масса грамматических и стилистических ошибок, которые мы непроизвольно считываем, — говорит Грета Сабурова.

Для повышения грамотности устной и письменной речи оба эксперта рекомендуют читать больше книг не только вслух, но и просто так, без проговаривания написанного. Грета Сабурова советует читать русскую классику. Эксперт уверена, что из всего многообразия не составит труда найти то, что будет по душе, не стоит насиловать себя чтением «Войны и мира» Льва Толстого, если вам не нравится. Почитайте Ивана Тургенева, например.

Чтение вслух помогает красиво и грамотно формулировать мысли, избавляет от слов-паразитов, выстраивает мелодику речи, мы учимся интонировать, чтение вслух обогащает словарный запас и активирует спящий. Известно, что человек знает около 80–100 тысяч слов, но в речи использует лишь 8–10 тысяч.

— Начинать можно с 2–3 страниц в день, постепенно увеличивая количество страниц. Спустя время вы увидите разницу и в словарном запасе, и в голосе. Могу посоветовать замечательную книгу Норы Галь (ее еще называют мамой «Маленького принца») «Слово живое и мертвое». В ней говорится о том, как важно различать разговорную речь и письменную. Действительно, в разговорной речи мы не должны соблюдать каждую запятую и выговаривать буквы так, как они пишутся. Многие совершают здесь ошибки. Для того чтобы начать говорить, нужно просто начать, пробовать, не бояться ошибки. Всем своим ученикам я советую относиться к учебе и заданиям как к игре. Это понижает степень важности и помогает нам расслабиться. Немаловажно учиться у великих и слушать их. Если мы будем хоть 24 часа в сутки заниматься техникой речи, а наш круг общения будет позволять себе ошибки, слова-паразиты, неречевое дыхание, мы долго будем стоять на месте, — говорит Анастасия Саворенко.

Грета Сабурова советует слушать аудиокниги с профессиональными дикторами, которые правильно выговаривают слова, ударения, читают с нужной интонацией. А если вы сомневаетесь в ударении в том или ином слове, просто проверьте его через специальное приложение, которое можно скачать на телефон — их много.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сможете ли вы найти здесь ошибку 123456789 ответ
  • Смешные системные ошибки
  • Смотреть кино ошибки молодости 2021
  • Смешные речевые ошибки примеры
  • Смотреть клип ошибка номер 5