Смешные речевые ошибки детей

Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.

Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.

Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы.

Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.

У Онегина было тяжело внутри, и он пришел к Татьяне облегчиться.

Французы бросились наутек, не выдержав духа русской армии.

Он обманным путем завел девушек к себе домой и совершил половое сношение с обоями.

Лермонтов родился у бабушки в деревне, когда его родители жили в Петербурге.

Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.

Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.

Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

Отец Чацкого умер в детстве.

У Ростовых было три дочери: Наташа, Соня и Николай.

Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.

Денис Давыдов повернулся к женщинам задом и выстрелил два раза.

Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.

Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

Князю Олегу предсказали, что он умрёт от змеи, которая вылезет из его черепа.

Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.

Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша.

Кругом было тихо, как будто все вымерли… Какая красота!

Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.

Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.

Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.

Плотность населения Австралии составляет 4 квадратных человека на один метр.

Сзади у поросят находится кудрявый хвостик, по которому их отличают от других домашних животных.

Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.

Тельняшка у моряка была распахнута настежь.

Советский народ не только вершит дела на земле, но забрался и в космос.

Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.

Передо мной сидело невиданное зрелище. Это невиданное зрелище была Маруся.

Она не слышала от него ни одного ласкового слова, кроме слова дура.

Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной.

Кощей Бессмертный хранил свою смерть в одном из двух яиц, сбивая с толку Иванушку.

К автобусу бежала одевающаяся по моде женщина, а за ней аккуратно бреющийся мужчина.

Как перевозили революционеры свои листовки? В чемоданах с двойной подошвой.

Дятел уселся и стал грызть дерево.

В клетке сидит мой пернатый друг — хомячок.

Отелло рассвирепело и задушило Дездемону.

А на груди у него была белая мошонка.

Петр Заломов нес красное знамя, по поводу чего все время вспоминал мать.

Серая Шейка грустно опустила зад в ледяную воду…

Медведь выкопал яму под пальмой, открыл пасть, засунул в неё лапу и упал в зимнюю спячку.

Обломов разложил Ольгу на диване.

Шелковистые, белокурые локоны выбивались из-под её кружевного фартука.

… Рембрандт стоял под дождём в семейных трусах и блаженно улыбался…

Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену.

Корова — это большое животное с четырьмя ногами по углам.

Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка.

Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму.

Сидит Алёнушка на камешке, а в заду у неё темный лес чернеется…

«И собака ушла, с благодарностью виляя хвостом. Не многие люди могли бы так сделать!»

Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный.

Кактус упал на кота и взвыл от боли.

У нас в лесу зимой не осталось ни одной певчей птицы, кроме вороны.

Пока мушкетеры не привезли королеве подвески, она вешала на уши лапшу.

Ветер был хорошо виден из моего окна.

Мы катались на санках, и я упал прямо на зуб.

Некоторые думают, что консервы делают в консерватории…

У древних людей орудиями труда были деревянные железки.

У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер.

На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов.

Сыновья приехали к Тарасу и стали с ним знакомиться.

Когда Половцев снял папаху, на голове у него был голый череп, покрытый редкими волосами.

Графиня ехала в карете с приподнятым, сложеным в гармошку задом.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая — ботинки.

Князь Нехлюдов был светским человеком и мочился духами.

Доктор дал барыне капли, и она сразу вырубилась.

Hаташа Ростова хотела что-то сказать, но откpывшаяся двеpь закpыла ей pот.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаpо-монгольское иго.

От страха его душа ушла в ботинки.

Hекрасов был прикован к постели раком.

«Хоть одним глазком взгляну на Париж…» — мечтал Кутузов.

На балах он ухаживал за дамами, но скоро ему эти прибаутки надоели.

По всей площади был разбросан различный мусор: камни, обрывки плакатов, куски дерева. Был и Ленин.

Дед вылечил зайца и стал жить у него.

Люди в парке посадили деревья и скамейки.

Гитарист взял гитару и стал с ней играть.

Гоголь страдал тройственностью, которая заключалась в том, что одной ногой он стоял в прошлом, другой приветствовал

будущее, а между ног у него была страшная действительность.

Навстречу шел отец. Девочка и собачка радостно залаяли.

Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.

От Чичикова понесла даже птица-тройка.

Дубровский лежал на диване и смотрел телевизор.

На борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты, от мала до велика.

После гражданской войны страна стала восстанавливать разруху.

В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину.

… и в этой вот позе их и увидела няня… Это была родная няня Пушкина.… увидав, что они долго целуются, няня к ним

присоединилась…

У костра сидели два человека и одна женщина.

Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.

Австралийский кенгуру имеет карман на животе, чтобы прятаться туда в случае опасности.

Достоевский сделал героиню своего романа матерью.

Дни летели день за днем обгоняя друг друга

.

Доярка сошла с трибуны и на нее тотчас же влез председатель.

Еж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых.

Капитанша рассказала о Пете Швабрине, которого отправили сюда за самоубийство.

Археологи при раскопках нашли черепки древних людей.

Комсомольцы трудились день и ночь, не покладая рук, не вставая с постели.

В лагере мы жили по распорядку, нас поднимали и засыпали под горн.

Маша имела сношения с Дубровским через дупло.

Я мечтаю стать детским врачом, лечить щенков и котят.

Маяковский засунул руку в штаны и вынул оттуда самое дорогое, поднял его высоко и сказал: «Я — гражданин Советского

Союза».

Так как Печорин — человек лишний, то и писать о нем — лишняя трата времени.

Наполеон болел раком и умер на святой Елене.

Прошли годы, и в сердце Татьяны Лариной не осталось к Онегину никаких чувств, кроме чувства любви.

У Павки часто ночевал Жухрай. Это содействовало их сближению.

У Скалозуба была прекрасная память, он хорошо помнил всех женщин, с которыми не служил.

Он взял нож, и застрелился.

Черта с два когда нибудь лисица получила бы сыр, притворись ворона глухой.

У Плюшкина было хобби: он коллекционировал все, что попадалось ему под руку.

В горницу вошeл негр, румяный с мороза.

Хочется сесть на вороного коня, белого как снег.

Кобыла посмотрела на ямщика через плечо и заржала нечеловеческим голосом…

У нее были карие глаза с веснушками на носу.

Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию

Ивановну.

Онегин был очень нелюдим, поэтому, когда к нему приезжали гости, ему всегда подавали коня к заднему проходу.

Из произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живется…

В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка. Они были братьями.

Катерина никому не давала трогать своего собственного достоинства.

Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.

Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором.

Гагарин стал первым проходимцем в космосе.

Кровавое воскресенье еще раз показало, что царь мог стрелять не только по рабочим, но и по выходным.

Когда я прочитал роман Горького <Мать>, то сам захотел стать матерью.

Герасим полюбил Муму и от радости подмел двор.

Челкаш хотя и был пьяницей, но пользовался огромной популярностью среди мужской части населения городка…

Мне очень нравится героиня романа Льва Толстого «Война и мир», особенно когда она танцует на балу со Штирлицем.

Стоял плодоносный конец Августа.

У мамы около рта появилась веселая улыбка.

Его главная цель в жизни — есть добро ближнего.

Летать на костылях непросто, но он научился.

Отец умер, когда ему было семь лет.

В шкафу стоят книги разных писателей, написанных Носовым.

Когда Дубровский убил медведя, Кирилл Петрович не рассердился, а велел содрать с него шкуру.

Между Есениным и Советской властью образовалась большая промежность.

Пушкин был чувствителен во многих местах.

Анна Коренинина не нашла ни одного настоящего мужчины поэтому легла под поезд.

В приемной городничего были утки, гуси и другой хлам.

Иго продолжалось целых 250 лет на территории СССР.

Троекуров обладал большим богатством, противным характером и дочерью Машей.

Мальчик вошел в комнату, опустил голову, и так стоял — вниз головой.

Заяц впиявился в глаза охотника от испуга.

Обезьяна вцепилась в дерево задними руками.

Глаза вратаря, как и ноги бегали за мечом.

Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже.

Сашка был уверен, что его не отдадут под трибунал, а если и отдадут, то дальше передка не пошлют.

Hа новогодней елке нас угощали конфетами и хлопушками.

Герасим пожалел Муму, поэтому он решил ее накормить, а потом топить.

Герасим учил плaвать ещё хуже, чем говорил.

Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье.

Отелло был душевным человеком.

Рахметов был сильной личностью: он мог обходиться месяц без пищи, неделю без воды и день без женщин.

У Чичикова много положительных черт: он всегда выбрит и пахнет.

В старину обезьяны ходили голыми, а когда наступил ледник, они покрылись волосами, и это помогло им стать людьми…

Если бы Герасим не был так сильно закрепощен, то он утопил бы не Муму, а свою барыню.

Князь принял русалку за девушку, потому что не видел её ниже пояса.

У этого жука огни на концах, которыми он сигналит самке.

Они пошли за первым встречным Рюриковичем, который хотел отомстить за свою смерть…

Можно часами наблюдать за закатом.

В поход пошли одни девочки, кроме мальчиков.

Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.

Полководцы — смелые люди, они готовы рисковать жизнью других людей.

Зайчик своим выражением лица звал на помощь.

Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.

Заметили гончие зайца и спустили собак.

На картине Васнецова «Три Богатыря» Илья Муромец показан самым сильным из Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

На выставке собак присутствовали лайки, болонки, доги, бульдоги, водолазы, боксеры и судьи.

Мы не забудем тебя, наш любимый Тарас Бульба, за твое мужественное героичество.

Над головой Васнецовой Аленушки летают ласточки. Они не боятся Аленушку, она не выстрелит в них из ружья.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Онегин ехал к своему умирающему дяде, приезжает и говорит: Скажи-ка дядя, ведь недаром, Москва, спаленная

пожаром….

Пролетариат взял власть для того, чтобы дать возможность всем почувствовать, как ему плохо жилось до революции.

На переднем плане начинается тропинка. На заднем плане тропинка продолжается.

Дворец был построен крепостными руками графа Шереметьева.

Наташа купила полтора с половиной килограмма арбуза.

Муму не могла есть, и Герасим ей помог.

Квадратная скобка показывает, что минус бесконечность — самое левое число.

Герасим утопил Му-му и приплясывая пошел в родную деревню…

Папа Карло вырубил Буратино.

В Индии, начиная с детства, женский род ходит с точками на лбу.

Первый акт Софьи и Молчалина произошел под лестницей.

В комнате громко тикали солнечные часы.

Лоси забежали во двор и обделались от страха.

Старуха Изергиль была гордая и неприступная как танкист.

Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие — он сразу женился.

Пьер Безухов носил панталоны с высоким жабо.

И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.

На стене висели фрукты с изображением натюрморта.

Борис не пожалел для друга ни последнего куска хлеба, ни последнего патрона.

По площади чеканя шаг, прошли танки.

Из сочинения: Живописца поразила поза её лица.

Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму.

Наташа была истинно русской натурой, очень любила природу и часто ходила на двор.

Длинными зимними холодными вечерами она вязала длинные зимние холодные свитера.

Лoдка самым наглым oбразoм приставала к берегу.

Полковник танцевал с дочерью мензурку.

В открытую форточку ворвался сквозняк, шустрый, как веник.

Лисапетом и тубареткой уже никого не удивишь, карова и сабака попадаются еще реже. Мы собрали топ-10 самых эпичных ошибок школьников (и не только). Некоторые даже стали мемами. «Однаждый» и «в крации», «темболие» и «тогдалие», фантастические твари, откуда они берутся? Об этом и о многом другом (например, популярных словах-паразитах «тупо», «типа», «реально») мы поговорили с экспертом «КП», известным лингвистом, доцентом кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Еленой Кара-Мурза.

Итак, встречаем

— ОднаждыЙ — обычное слово неожиданно обзавелось хвостиком.

— ЛуД (Т)ше — путаница возникает из-за оглушения звука [ч]. А кое-кто норовит еще приспособить сюда мягкий знак.

— Кокраз (кокрастыке) — вот и первый мем! У вас тоже кровь из глаз?

— Каво не буть — кто-нибудь в курсе, что такое «буть»?

— Ньюанс — с мягким знаком, оно загадочнее.

— Через чу (ю)р — «чюр», серьезно?

— Боли лимение — какое такое «лимение»?

— Темболие — и понятно, и забавно.

— Тогдалие — когда-когда?

— В крации — еще один мем. Шедеврально, мы считаем.

Откуда будете?

— Причин несколько. Конечно, проблема в том, что дети стали меньше читать. Их досуг — игры, в телефоне, компьютере, — поясняет Елена Кара-Мурза. — А «глазная» грамотность — вещь серьезная. Грамотное письмо формируется через запоминание, с одной стороны.

С другой, эти слова достаточно сложные. То есть речь идет не о базовой безграмотности, а о непростых правилах. Третье: это производные слова, они вторичны, образованы от чего-то. И для каждой модели появления есть свое объяснение. Их безумное количество. Все правила запомнить невозможно, так что случаются ошибки.

Впрочем, известно, люди, которые не способны правильно записывать свои слова, могут являться не просто интеллектуально сохранными, а деятелями культуры. Тот же Ганс Христиан Андерсен постоянно допускал ошибки, считался дисграфиком. Но это вовсе не мешало ему сочинять сказки. Так что не стоит поддаваться установке, что главное в жизни то, как вы пишете. Гораздо более важно, как человек на родном языке умеет мыслить и общаться.

Я знаю три слова

Мы не замечаем, как их употребляем: «Я ТУПО проспал», «Ты РЕАЛЬНО звонила?», «Они ТИПА не подумали».

«Тупо», «типа», «реально», — эти слова паразиты нынче в обиходе у каждого первого (ну, почти). Для чего, ведь есть же всем знакомые аналоги?

— Раньше говорили не тупо, а ПРОСТО. Не реально, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО (ПРАВДА), не типа, а ВРОДЕ, — продолжает лингвист. — В какой-то момент на новые словечки возникла мода. Обычно они появляются вслед за потребностью выразить свои мысли. Причем людьми, которые, может быть, не обладают большим культурным запасом.

«Тупо сделала», то есть не постаралась, это критическая оценка. «Реально хотел», это желание подчеркнуть, убедить в чем-то важном. «Типа собирался», значит, не вполне уверен.

— Почему говорящие не выбирают привычные слова? Со временем они «стираются», а новые обладают большей энергией. Поэтому человек употребляет слова свежие. Хочет быть более ярким, выразительным.

Кстати, одна из групп, в рамках которых происходит обновление языка — молодежь. А язык — нужно обязательно иметь это в виду — явление развивающееся.

Можно ли запретить языку?

Если язык живой, можно ли ему что-то навязать — разрешить или запретить? Вспомним, недавно был подписан закон о недопустимости применения в госязыке иностранных слов (если есть русские аналоги).

— Язык развивается по своим законам, на которые тем не менее можно влиять — опосредованно. Через то, что называется языковой политикой. Например, во Франции несколько десятилетий существует языковая политика, связанная с недопущением заимствований из английского. И с активными попытками подбора альтернатив на французском. Там это активно поддерживается общественностью.

У нас пока такого нет. Но, возможно, сейчас — во время общего патриотического подъема — законодательные предложения будут поддержаны снизу. И закон заработает.

Хотя, если вспомнить Пушкина («но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет»), со ссылкой на него можно сказать: для обозначения бытовых и технических явлений заимствования использовать не запрещается.

Ведь наш язык действительно великий и могучий. Обладает мощным приспособительным механизмом. У него настолько специфичная и сильная грамматика, что фактически «перемалывает» заимствованные корни. Причем, часто иронизируя.

Бывают даже заимствованные аффиксы. К примеру: слова «достигатор» или «ухажер» (корни наши, суффиксы нет). Или «шашлыкинг» (корень — старое заимствование плюс инговое окончание). И в результате получается слово, которое прекрасно работает в русском языке: «Запретили шашлыкинг» или «Устроили шашлыкинг около Яузы».

Это говорит о силе той системы, которая нам дана с молоком матери. С неоправданными заимствованиями борется сам язык, его носители. Не встают в позу, а начинают склонять и спрягать. И все заимствованные слова русифицируются, делаются нашими!

Kids say the darndest things! Even when they’re completing some innocent school work or writing a sweet letter to Santa. When kids and the English language mix, hilarious mistakes are bound to be made. Maybe it’s the fault of adults who have dirty minds, but this list of funny spelling mistakes made by children has some of the raunchiest sentences ever.

The words «beach,» «cook,» and «bike» are often misspelled by kids, and I bet you can even guess what they wrote instead. The dirty phrases from these well-meaning kids will make you giggle every time. Hey, English is hard! It begs the question: Did the parents of these kids choose to explain that these words are downright inappropriate and wrong, or did they just quietly correct the spelling and move on with their lives?

Either way, check out this list of hilarious misspellings by kids, and try not to let your mind go to too dark of a place! Rank your favorite picture and if your kid creates a masterpiece that deserves to be on the list, add it and see how it stacks up against the rest!

Научно-исследовательская работа

«Специально не придумаешь» или «смешные» ошибки в школьных сочинениях пятиклассников

Автор: Чубарев Илья

Россия, г. Иркутск

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

5 класс

Руководитель: Лазарева Наталья Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №12

г. Иркутск

2015 г.

Содержание:

1. Введение. ……………………………………………………………………….3

2. Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения. ……………………………………………………………………5

3. Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь». ………………..7

4. Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах? …………..11

5. Заключение. …………………………………………………………………..13

6. Список литературы. ………………………………………………………….14

Введение.

Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира. Именно на русском языке были написаны общепризнанные шедевры мировой литературы, такие как: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие известнейшие произведения.

Ни в одном из языков нет такого богатства слов как в русском. Русский язык богат на синонимы, омонимы, антонимы и различные образные средства выражения, например: сравнения, метафоры, эпитеты и многие другие. Это даёт возможность очень точно выражать свои мысли. Ни один язык не обладает таким разнообразием оттенков смыслов слов как русский, что делает этот язык очень красивым, лаконичным и мелодичным.

Русский язык вызывает восхищение не только у русских, но и у мировых классиков. «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков», — такое определение дал известный французский писатель Проспер Мериме.

На наш взгляд, именно «тонкость оттенков» не позволяет нам, пятиклассникам, выразить достойно свою мысль в наших творческих работах, в частности, в сочинениях. Нам хочется красиво выразиться, блеснуть умением красочно сравнить один предмет или явление с другим, подобрать красочное прилагательное или метафору, но это, к сожалению, не всегда получается на практике. «Красивое» превращается в «то, чего не может быть». Например: «Тенек сидит, протянув ноги», «прежде чем рисовать, надо было сфотать», «лес затих от глаз до ушей». Такие ошибки мы еще называем «смешными», «смешными небылицами» или «специально не придумаешь», хотя по правилам русского языка они называются речевыми, стилистическими и грамматическими. Но научиться красиво и точно выражать свою мысль, мы все-таки хотим. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

В связи с вышесказанным цель нашей работы – проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему.

К задачам, стоящим на пути к достижению цели, относятся:

— дать определение и понять, какие ошибки называются «грамматическими», «речевыми» и «стилистическими»;

— рассмотреть их, приведя примеры из работ школьников;

— предложить методы борьбы с ними.

Объект исследования – умение уместно употреблять слова, в том числе и различные образные средства языка в письменных работах учащихся пятых классов.

Предмет исследования — ошибки «специально не придумаешь» в сочинениях пятиклассников.

Гипотеза – ошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим.

Методы исследования – анализ, классифицирование, сравнительный анализ.

Новизна предлагаемой работы состоит в том, что примеры взяты из сочинений самих учащихся, моих ровесников, то есть носителей языка, близких мне по уровню его владения.

Глава 1. Грамматические, стилистические и речевые ошибки. Причины их возникновения.

В настоящее время, как известно, нет единого подхода к классификации грамматических ошибок и речевых недочетов. Поэтому здесь требуется оговорка. Поскольку грамматика – раздел лингвистики, изучающий «строй языка», т.е. систему «морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства» [3], то, соответственно, к грамматическим ошибкам мы будем относить такие, которые связаны с нарушением структуры языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, – то есть нарушение словообразовательных, морфологических и синтаксических норм.

То есть, говоря языком пятиклассника, грамматические ошибки – это такие ошибки, которые появляются при неправильном сочетании слов в словосочетании или словосочетаний в предложении.

Приведем пример: это придает картине большего смысла и понимание; грибы лежал в корзине.

В первом примере неправильно использовано согласование прилагательного с существительным (смысл не может быть большим или меньшим, правильно бы было употребить больше смысла) и нет соответствия в падеже существительных (в Р.п. и И.п., соответственно, верным будет: смысла и окончания).

Во втором – нет соответствия в числе существительного и глагола. (Если, конечно, это ни лицо кавказской национальности произносит.) К тому же, мы думаем, что при описании картины используется настоящее время глагола.

Сделаем поправку и на то, что точно разграничить грамматические и речевые ошибки эксперту сложно, потому что он не может установить причину нарушения норм. Не зная детей, писавших работу, в ряде случаев нельзя быть полностью уверенным в том, чем вызвано появление той или иной ошибки: особенностями речи данного носителя или незнанием языковых норм. Так, например, второй приведенный пример грамматической ошибки, можно посчитать за, так называемую, «описку». Ведь все знают, что гриб – лежит, а грибы – лежат.

Основными причинами появления подобных грамматических ошибок, на наш взгляд, являются:

  1. Торопливость (на уроке боятся не успеть дописать и переписать с черновика на чистовик, дома – не успеть погулять или позаниматься другими «более интересными» делами).

  2. Невнимательность.

  3. Нежелание проверить себя лишний раз.

  4. Не умение задать вопрос от главного слова к зависимому (для совпадения окончаний в роде, числе и падеже).

  5. Путаница при склонении слов, при образовании форм единственного и множественного чисел, употреблении времен.

Речевая ошибка — ошибка, связанная с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. [1, a]

Основные причины речевых ошибок:

1. Непонимание значения слова;

2. Лексическая несочетаемость (то есть слова не сочетаются по смыслу);

3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов;

4. Многословие;

5. Лексическая неполнота высказывания;

6. Неправильное употребление новых слов или устаревших слов, слов иноязычного происхождения, диалектов, разговорных и просторечных слов, профессиональных и тому подобные.

Например: На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек. Однако картина и пейзаж в данном случае являются синонимами. А картины не рисуют, их пишут. А слово «нарисовать» в среде художником является оскорбительным, то есть один собеседник, произнося его, сомневается в способностях или одаренности другого.

Если человек стремится в полной мере овладеть всеми возможностями языка и типами речевой культуры, то он должен освоить все стили речи, причём не допускать не только орфографических, пунктуационных, орфоэпических и т.д., но и стилистических ошибок.

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности. [1, d]

Приведем примеры. Если учесть то, что школьное сочинение относится к книжному художественному стилю, то в предложении: «Игорь Грабарь ходил по лесу и наткнулся на белоствольную красавицу-березу», — слово «наткнулся» уместно заменить синонимами «увидел», «и вдруг предстала пред ним» или другими подходящими по стилю.

К причине появления таких ошибок относится незнание или неумение определять стили речи, видеть их отличительные особенности и знать их функции.

Вывод по главе.

Отличительной особенностью художественного стиля является использование образных средств выражения мысли, а функцией – воздействие на воображение читателя или слушателя. И, казалось бы, школьники это знают и понимают. Во всяком случае, на устные вопросы учителя по стилям, их особенностям, функциям и области применения, может ответить каждый ученик. Но, исходя из высказывания Мериме, приведенного нами во введении, это всё богатство слов, их значений и оттенков, а также форм, и является основной причиной исследуемых в этой работе ошибок пятиклассников в сочинениях.

Глава 2. Примеры «того, что специально не придумаешь».

Мы считаем, что такие ошибки, как речевые, стилистические и грамматические наиболее часто встречаются в таких творческих школьных работах, как сочинение.

Сочинение само по себе – это вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. В учебном процессе чаще всего используются сочинения по литературе (по тексту), сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения на заданные темы («Особенности сюжета русской народной сказки в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), сочинения-описания по картинам («Летом» А. Пластова, «Цветы, фрукты, птица» Ф. Толстого, «Февральская лазурь» И. Грабаря), сочинения-описания какого-либо предмета. Все перечисленные выше виды работ мы выполняли в первом полугодии обучения в пятом классе и именно их возьмем в качестве примеров в нашем исследовании.

Традиционно допуском к экзамену по русскому языку является написание сочинения по литературе на предложенные Министерством Образования темы. Поэтому считаем актуальным на сегодняшний день анализ изучаемых ошибок.

Мы изучили интересующие нас ошибки 30 учащихся пятого классе в двух сочинениях-описаниях, упомянутых выше. Отразили некоторые из них (наиболее интересные с точки зрения «невероятности происхождения») в таблицах и прокомментировали предполагаемые причины их появления, предположили правильные варианты, сравнили, каких ошибок больше.

Речевые ошибки

Примеры

Комментарий

«Когда Грабарь ходил по лесу в поисках вдохновения, то у него упала палка».

Нет причинно-следственных отношений между простыми предложениями в составе сложного. Получается, что палка упала из-за того, что Грабарь ходил по лесу и искал вдохновения.

«Поэт нагнулся и увидел белокурую красавицу. Это была береза».

Между предложениями нет логики, не понятно: то ли береза очень маленькая, то ли человек – великан.

«Морозный воздух ощущается, глядя на снег. Он кажется свежим ароматным и чистым».

Глядя на снег, невозможно ощутить морозность воздуха. Не понятно, что кажется ароматным и чистым – снег или воздух.

«День ясный, и такой чистый. Что даже ни одного облачка на небе. Воздух создает ощущение весны».

Даже если слово «чистый» употреблено как метафора, то смысла в предложении всё равно нет, нет лексической сочетаемости. Между 1 и 2 предложениями нет логической связи. Последнее предложение очень коротко, нет полноты высказывания, поэтому – некрасиво.

«Хотя изображен февральский день, но на картине мало цветов снега», «Воздух был морозный от него шел природный запах», «Праздничный воздух придает свободы».

Не правильно и бессмысленно употреблены слова (лексическая несочетаемость слов, нет смысла): каких цветов мало и почему, какой такой «природный запах воздуха», как воздух придает свободу. Возникает много вопросов, на которые нет логичных ответов.

«А так же возле прозрачной вазы свисает красная смородина».

Не понятно, как такое может быть: сама по себе свисает? На картине веточка свисает с края стола.

«На пейзаже нарисована картина, на которой стоит береза, в окружении своих подружек».

Пейзаж – это и есть картина (незнание синонимов); неверное употребление слова «нарисована» — картины пишут.

Грамматические ошибки

Примеры

Комментарий

«Это картина с ярко рыжим фоном».

Правильнее было бы « фон картины ярко-рыжего цветы». Неправильное построение слов в предложение, неуместное употребление предлога «с».

«Листья винограда зеленые, насыщенные цветом».

Слова поменяны местами, нет сочетания прилагательного с существительным. Пример: «Листья винограда насыщенного зеленого цвета».

«Это придает картине большей жизни».

Неуместное употребление прилагательного «большей», правильнее наречие «больше».

«Головка у птицы светло-голубого цвета, переливаются с коричнево-бордового».

Неправильное употребление слов (нет грамматической связи со словом «переливаются»), неправильное построение предложения. Пример: «Головка у птицы переливается разными оттенками: от светло-голубого до коричнево-бордового».

Стилистические ошибки.

Примеры

Комментарий

«Игорь Грабарь ходил по лесу и вдруг наткнулся на березу».

Неуместное употребление слова «наткнулся» (разговорное), можно заменить «увидел», «предстала во всей красе» и т.п..

«Федор Толстой начал свое художество с работы воском».

Создается впечатление, что автор данного предложения умаляет творческие способности художника(профессиональное, разговорное, обидное). Правильно было бы употребить слово «творчество».

«Глядя на эту картину, так хочется глотнуть воду из вазы».

Неудачное сравнение (смешение разговорного и художественного стилей).

Вывод:

Из представленных нами таблиц с примерами разных видов ошибок «специально не придумаешь» можно сделать следующее заключение: примерно 65% — занимают речевые ошибки, 20% — грамматические и 15% стилистические.

Почему же речевых ошибок гораздо больше, чем грамматических и стилистических? Ответить на этот вопрос со 100%-ой уверенностью сложно. Поэтому у нас есть только предположение.

Допустим, что 30 испытуемых пятиклассников в большей или меньшей степени умеют различать стили речи, и знают, какие слова в них уместно или неуместно употреблять. Пусть даже на уровне интуиции.

Грамматические ошибки им помогает избегать (по их мнению) знание падежей и чисел существительных и прилагательных, что последние сочетаются с первыми в одной и той же форме, знание морфологических и синтаксических разборов.

На вопрос: «Как вы думаете, почему в ваших работах встречаются речевые ошибки?», были даны следующие варианты ответов по предложенным вариантам:

  1. «Мы еще только пятиклассники и всего не знаем, только учимся». (18 человек)

  2. «Словарный запас не достаточно большой, чтобы выразить свою мысль». (3 человек)

  3. «Не научились в полной мере пользоваться образными средствами языка». (5 человек)

  4. «Не всегда знаем, когда и как правильно употреблять то или иное слово или их сочетание». (2 человека)

  5. Свой вариант ответа. («Лень» — 1 человек, «Мне это не интересно» — 1 человек).

На вопрос: «Готовы ли вы бороться с речевыми, грамматическими и стилистическими ошибками и почему?», мы получили следующие ответы:

  1. Готовы из-за оценки (8 человек – 27%).

  2. Готовы, чтобы быть грамотными (9 человек – 30%).

  3. Готовы, чтобы быть грамотными и из-за оценки (11 человек – 37%).

  4. Мне все равно (2 человека – 6%).

Общий процент неравнодушных к грамотности своей речи составил 28 человек, то есть 93%.

Можно предположить, что ответы учащихся обдуманы и правдивы, так как опрос был анонимным, и на раздумье давалось 10 минут.

Глава 3. Как бороться с «небылицами» в творческих работах?

На этот вопрос мы искали ответа у родителей, одноклассников и учащихся старших классов. Мы не прибегали к классическим рекомендациям специалистов, так как нас интересует именно мнение обычных людей, желающих улучшить качество устной и письменной речи, в чем они видят решение данной проблемы.

Как свести речевые ошибки до минимума или не допускать их вообще:

  1. Надо больше разговаривать, выступать перед классом или аудиторией больше;

  2. Стараться больше читать и пополнять свой словарный запас;

  3. Смотреть познавательные передачи;

  4. Не смотреть «тупые» мультфильмы и художественные фильмы;

  5. Если не знаешь лексического значения слова, то не стоит его употреблять в речи, не посмотрев значение в словаре;

  6. Самостоятельно тренировать в подборке синонимов и применении метафор, не бояться экспериментировать;

  7. Стараться полностью высказывать свою мысль;

  8. Не использовать слова-паразиты (есть, короче, вот так вот и другие);

  9. Уметь отличать многозначные слова и омонимы;

  10. Всегда выполнять домашнее задание;

  11. Стараться самостоятельно писать сочинения;

  12. Обязательно прочитывать написанное.

Как не допустить грамматические ошибки:

  1. Больше читать;

  2. Не лениться и быть внимательным;

  3. Выполнять домашние задания;

  4. Знать, как образуются слова (словообразование) и сочетаются друг с другом;

  5. Знать морфологические разборы всех частей речи;

  6. Не лениться учить орфографические и пунктуационные правила;

  7. Знать части речи и члены предложения.

Способы решения проблемы со стилистическими ошибками:

  1. Знать стили русского языка, их опознавательные приметы, функции и где используются;

  2. Обогащать словарный запас;

  3. Знать лексическое значение употребляемых слов;

  4. Тренироваться в создании текстов разных стилей;

  5. Читать литературу, относящуюся к разным стилям.

Вывод:

Как видно, методов, помогающих бороться с разными видами изучаемых ошибок, множество. И каждому человеку подходит свой определенный стиль. Однако все опрошенные согласны с тем, что надо больше читать художественную литературу, не стесняться выражать свое мнение, не лениться в выполнении домашних заданий (именно они закрепляют приобретенные нами знания и умения).

Заключение.

В своей работе мы поставили цель — проанализировать грамматические, стилистические и речевые ошибки школьников пятых классов, понять каких больше и почему. Благодаря решению определенных задач смогли ее достигнуть.

Мы выяснили, какие ошибки называются грамматическими, речевыми и стилистическими. Методом анализа и сравнения пришли к выводу, что речевые ошибки в творческих работах пятиклассников допускаются в три раза чаще грамматических и в четыре – чаще стилистических. Нашли тому подтверждение, исследовав два сочинения-описания школьников, наиболее «интересные» представили в таблицах.

Причем, стоит отметить, что именно эти разновидности ошибок специально не придумаешь.

Объясним: кажется, что голова думает правильно, и когда читаешь своё сочинение, то оно кажется тебе грамотным и красивым с точки зрения употребления слов. В то же время они вызывают улыбку или даже смех, когда после проверки учитель зачитывает некоторые фразы из наших работ. Таким образом, гипотезаошибки под названием «то, что специально не придумаешь» или «смешные» относятся к стилистическим, речевым и грамматическим — нашла свое подтверждение.

Интересен и тот факт, что школьники, в большинстве своем, понимают причины речевой безграмотности и готовы с нею бороться не только ради оценок, но и просто для того, чтобы грамотно пользоваться родным языком. Разные виды опроса показали, что процент равнодушных всего 7% (2 человека из 30). Мы понимаем, что в разных классах проценты могут распределяться по разному, но хочется надеется, что людей, стремящихся к грамотности своей речи, всегда больше, чем тех, которым все равно, как говорить («велосипед» или «лисапет», ведь он в любом случае мотоциклом не станет).

Список литературы:

  1. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. – 41-е изд. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 1990.

  2. Ресурсы интернет:

  1. http://4brain.ru/blog/речевые-ошибки-виды-причины-примеры;

  2. http://www.licey.net/russian/culture;

  3. www.examen.ru/add/School;

  4. www.gramma.ru.

  1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский}. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Словарь русского языка: 70000 слов / С.И. Ожегов. Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989.

  3. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Автор:

09 марта 2021 13:07

Иногда неграмотность раздражает, иногда — вызывает приступ заразительного смеха. Контент данной подборки — это наглядное доказательство второй ситуации. Осторожно! Не надорвите животы!

Смеялись всей семьей: убойные ошибки и опечатки

1. Когда ты уже собрался

1. Когда ты уже собрался

Источник:

2. Маленький расист

2. Маленький расист

Источник:

3. Вы заглядывали в свою трудовую?

3. Вы заглядывали в свою трудовую?

Источник:

4. Печаль, как она есть

4. Печаль, как она есть

Источник:

5. Извинись, тварь!

5. Извинись, тварь!

Источник:

6.

6.

Источник:

7. Ничего необычного, просто рАболовецкая ассоциация

7. Ничего необычного, просто рАболовецкая ассоциация

Источник:

8. Выходцы из Средней Азии и их креатив

8. Выходцы из Средней Азии и их креатив

Источник:

9.

9.

Источник:

10. Сапожник без сапог

10. Сапожник без сапог

Источник:

11. И смех и грех

11. И смех и грех

Источник:

12. Ох уж эти недоговоренности

12. Ох уж эти недоговоренности

Источник:

13. Без комментариев

13. Без комментариев

Источник:

14.

14.

Источник:

15.

15.

Источник:

16.

16.

Источник:

17. Сознавайтесь, делали так?

17. Сознавайтесь, делали так?

Источник:

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Смотреть кино роковая ошибка все серии подряд
  • Смеяться заразным смехом идти впереди процесса вид ошибки
  • Смешные ошибки т9 смешные смс
  • Смотреть кино ошибка тони вендиса 1981
  • Смещение границ слова это ошибки на уровне