Добавил:
Вуз:
Предмет:
Файл:
НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ изм.doc
Скачиваний:
128
Добавлен:
24.12.2021
Размер:
718.34 Кб
Скачать
Тип ошибки |
Пример ошибки |
Исправленный вариант |
1 |
2 |
3 |
А. Лексические ошибки
Употребление слова |
Предприятие |
Предприятие или Предприятие |
Неоправданный |
Зритель |
Зритель |
Нарушение лексической |
Такое |
Такое |
Избыточность средств выражения: • тавтология |
На |
На Я |
• плеоназм |
Поступательное |
Движение вперёд очевидно или Поступательное |
Смешение паронимов |
Уже |
Уже |
Ошибки в употреблении фразеологизма |
Это |
Это |
Неуместное употребление заимствованной |
К |
К |
Неуместное |
Местные |
Местные |
Употребление внелитературной лексики |
Сталин |
Сталин |
Б. Логико-семантические ошибки
Неверная номинация |
•Этот |
Этот |
||
Абсурдность, |
Квинтет |
Квинтет исполнителей Ансамбль |
||
Неуместное |
Мы |
Мы |
||
Анахронизм |
С |
С |
||
1 |
2 |
3 |
||
Алогизм |
Юмор |
Юмор |
||
Подмена |
За |
За |
||
Смешение |
Образование |
Работники |
||
Смешение родовых и видовых понятий |
В |
В любое время |
||
Соединение взаимоисключающих понятий |
•Я |
Я хотел бы подробно |
||
Сопоставление логически неоднородных |
•При |
Он обладал |
||
Несоответствие посылки следствию |
•Страшна |
Страшна не старость, |
||
Нарушение причинно-следственной |
•Сидоров |
Сидоров не мог |
||
Пропуск логически необходимого звена |
•Я |
Я |
||
Излишняя лаконичность, приводящая к |
•Чудо |
Чудо |
||
Фактическая ошибка |
•Тополиный |
Тополиный пух, |
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
- Создавая идеальный текст: 5 сервисов в помощь копирайтеру
- Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
- 10 причин, по которым заказчик не примет ваш текст
SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….
Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…
При написании или правке текстов копирайтер опирается на такие показатели: читабельность; грамотность; уникальность; раскрытие темы. Но есть моменты, которые сложно проверить самому. Верно ли использовано…
Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…
Если вы заказываете тексты на бирже, то вы точно знаете, что такое работа с копирайтерами. Это не всегда просто: с вами спорят, вас не понимают…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Типология ошибок
Типология ошибок Сметаниной С. И. Типы ошибок: речевые ошибки, связанные с нарушением языковых норм; стилистические, в основе которых нарушение стилистических норм организации текста; коммуникативные ошибки, охватывающие разные стороны процесса общения.
Нарушение языковых норм 1. Фонетические ошибки связаны С отступлением от норм ударения. Пример: менеджме’нт вместо ме’неджмент С отступлением от норм произношения. Пример: [скоко] вместо [сколька] С нарушением благозвучия речи. Пример: из-за загрязнения, вместо в результате загрязнения. 2. Лексические ошибки возникают из-за незнания пишущим лексического значения слова или фразеологизма, особенностей их сочетания. К ним относятся ошибки, связанные с выбором фразеологизма без учета его значения и формы. Пример: За подключение природного газа им пришлось заплатить из своего кармана весьма круглую сумму. Произошла контаминация одного выражения на другое: платить из своего кармана и круглая сумма.
3. Синтаксические ошибки связаны с отступлением от норм построения словосочетания, простого или сложного предложения. К синтаксическим ошибкам относятся ошибки в структуре словосочетания. Основные причины возникновения — неверно выбранная падежная форма зависимого слова, употребление слов не с теми предлогами, установление ложных грамматических связей между словами. Пример: Важнее сказать о том, что с руководителями предприятий были проведены хотя и короткие , но обстоятельные беседы. Логическая ошибка: противопоставляются понятия, которые в жизни не являются контрастными. Короткие выделение временного признака, обстоятельные — указание на качественную характеристику.
Нарушение стилистических норм 1. Ошибки, связанные с традицией включать в газетный текст клише официально-деловой речи. Пример: Он делал на правительстве доклад. Неоправданное использование в речи журналиста профессионального канцелярского жаргона. В официальной речи он нужен для компрессии текста. Результатом такой компрессии становится соединение слов, которые в полном высказывании синтаксически не связаны друг с другом.
2. Плеоназм и тавтология. Пример плеоназма: И это где-то примерно уже половина всех заказов на текущий год. Пример тавтологии: В послании утверждается, что газета все перепутала, Степашин, дескать, ничего не одобрял и соответственно с Кириенко не расходился. А местная милиция, мол, действовала неправильно, и посланная на место комиссия наведет шорох на месте. Однокоренные слова трижды повторяются в одном предложении. 3. Речевая недостаточность связана с немотивированным пропуском слов и может привести как к нарушению грамматической сочетаемости слов, так и к неясности высказывания. Пример: я заявляю протест и неуважение.
Нарушение коммуникативной нормы 1. Ошибки, возникающие в результате некорректного представления в медиа- тексте реального лица. Пример: Мэрский любимец скульптор 3. Церетели почему-то вился в основном в кругу С. Степашина. Использование разговорной и просторечной лексики, жаргонизма. 2. Ошибки, возникающие в результате некорректного представления факта. Пример: Промышленность развалена. Армия способна мочить только внутри страны. Использование жаргонного слова для названия действий регулярной армии — проявление пренебрежительного отношения к традиционным установлениям в обществе. Кроме того, значение этого слова не «перекрывает» функции армии и представляет ситуацию в искаженном, примитивном виде.
3. Ошибки, возникающие в результате некорректного использования культурем (знаков культуры). Пример: Говорухину ничего другого не осталось, как превратиться в пламенного защитника униженных и оскорбленных, пророка пустых кастрюль и страстного борца с социальной несправедливостью. Имеется в виду прецедентная ситуация — бунт чилийских домохозяек, стучащих перед президентским дворцом в пустые кастрюли. То есть слово пророк должно быть включено в более широкий контекст: пророка бунта пустых кастрюль.
Типология ошибок Беззубова А. Н.
1. Фактические ошибки. Искажения фактического материала. Пример: У меня за плечами семь войн, отвечает генерал, — две мировые, шесть локальных. Не хочу, чтобы была седьмая. 2. Логические ошибки. 3. Речевые ошибки. Речевые и логические ошибки дробятся на более мелкие разряды.
2. Логические ошибки. 1) Ошибки собственно логические, ошибки мышления, ошибки плана содержания. Алогизм —нелогичность. Более подробно: рассуждение, противоречащее логике. Паралогизм — логическая ненамеренная ошибка в умозаключении. Говорит о заблуждении автора, в основе которого — недостаток образования. Паралогизмы — обычное дело там, где публицистика претендует на роль науки. Софизм — преднамеренное нарушение правил логики, формально кажущееся правильным. Он говорит о логическом обмане, о нечестности автора.
2) ошибки речи, ошибки плана выражения, вторичные логические ошибки. 1. Лексические. Небрежность, приблизительность словоупотребления. Пример: Пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы. (Из газет 20 -х годов). Плеоназм. Пример: Он был в берете, напяленном на правое ухо головы (газета) или Приемный пункт по приему стеклотары. Логический скачок. Пример: Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы» . Язык оказался среди действующих лиц: автор соединил понятия из разных логических рядов, это и есть логический скачок.
Повествовательный алогизм. Чаще всего это связано с тем, что повествователь настолько небрежен, что не помнит написанное в предыдущей фразе. Пример: Вдоль строя шел генерал. Под фуражкой блестела на висках проседь, но держался он молодцевато, да и форма высокая курчавая папаха, плотно облегающая шинель, лампасы — красила, молодила генерала.
Логическая погрешность текста, которую древние римляне назвали non liquet- неясно. Пример: Мутация бывает двух видов — коммутация и пермутация. Коммутацией называется корреляция в одном плане, которая имеет реляцию к корреляции в другом плане языка; инвариантами являются корреляты с взаимной коммутацией, т. е. мутацией между членами парадигм. Амфиболия (греч. двусмысленность). Пример: Ассистенту приходилось много объяснять. (Ассистент объяснял или ему объясняли? ). Разновидность амфиболии — синтаксическая ошибка слабое управление. Пример: В чугун печальный сторож бьет. (Кто печальный — чугун или сторож? ).
2. Синтаксические. Неправильный порядок слов. Пример: В универмаге проводится выставка-распродажа товаров для мужчин весенне-летнего ассортимента. Неправильное употребление замещающего определения. Пример: Эти костюмчики — сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала года.
3. Речевые ошибки I. Нормативно-языковые 1. 1. Орфографические ошибки. 1. 2. Пунктуационные ошибки. 1. 3. Лексико-семантические ошибки. А) Ложная синонимия: человек не знает точного значения слова и приравнивает его к значению другого слова, считая его синонимом первого. Пример: Магазин быстро завоевал авторитет среди населения. (Газета). Авторитет — это влияние, а в контексте речь идет о популярности, известности. Б)Ложная этимология (другое название — народная этимология). Пример: слово «заглавный» некоторые, по ложной этимологии, производят от слова «главный» и наделяют значением «самый главный» , «первый» . Заглавным шел жеребец Хиус. (Газета). Заглавная профессия. (Газетный заголовок).
1. 4. Грамматические ошибки. А) Морфологические (словоизменительные и словообразовательные). 1. Склонение сложных и составных числительных. Пример: Двумя тысячами четырьмястами восемьюдесятью пятью книгами. 2. Склонение топонимов на -ово/-ево, -ино. Пример: В Кавголове лежит снег. 3. Склонение нерусских фамилий на -а безударное. Общее правило для таких фамилий — склонять: Петрарке, Нерудой, у Гойи. Колебания наблюдаются у грузинских фамилий: привычное сочетание — «песни Окуджавы» . Не склоняется только вариант этой модели на -иа: стихи Гарсиа, рассказы Гулиа. В варианте на -ия колебания: зверства Берия/Берии.
Б)Синтаксические. 1. Координация сказуемого и подлежащего, когда подлежащее выражено количественным сочетанием. Пример: 100 человек сидело/сидели. 2. Ошибки в управлении. Пример: Огромное поле было посеяно высокосортной гречихой. 3. Неправильное присоединение деепричастного оборота. Пример: Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
1. 5. Фразеологические ошибки. А) Внутренняя деформация фразеологизмов. Пример: «пока кипит сыр-бор» , «стоит ли поднимать сыр-бор» , «сыр-бор начался» , «зачем сыр-бор городить» , «зачем затевать сыр-бор» . Настоящий фразеологизм — «разгорелся сыр-бор» . Б) Контаминация фразеологизмов. Пример: Часто смешиваются выражения «играть роль» и «иметь значение» , и появляются речевые уродцы «иметь роль» , «играть значение» . Знаменитое выражение «две большие разницы» — это гибрид двух выражений — «две разные вещи» и «большая разница» .
II. Нормативно-стилевые ошибки. 1. Внутристилевые ошибки. Это нарушение какой-либо стилевой нормы, не приводящее к стилевому смешению. 2. Межстилевые ошибки. А) Разговорное в книжном. Пример: табличка над дверью в атобусе «Осторожно! Вовнутрь открывается!» Б) Книжное в разговорном. Пример: Муж спрашивает жену на прогулке: Тебя не лимитирует плащ?
III. Нормативно- эстетические ошибки. 1. Фонетические ошибки. А)Дисфония — нарушение норм речевого благозвучия, скопление неудобных в произношении звуков. Пример: Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися. Б)Случайная рифма. Пример: Знакомство с партнером по переговорам. В)Переразложение. Пример: Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной; Шуми, шуми волнами, Рона (волна Мирона).
2. Лексические ошибки. А)Неоправданный повтор в тесном контексте слова. Пример: В настоящее время я вступаю в колхоз один, без семьи, обязуюсь в некоторый период времени убедить свою семью, чтобы таковая вступила в колхоз. И в настоящем вношу, что причитается мне, нашего имущества. В чем и прошу не отказать моей просьбе. В чем и расписываюсь к настоящему заявлению. Федькин Александрович. Б)Употребление рядом однокоренных слов. Пример: Особенно сложная ситуация сложилась в Кузбассе или На большей части европейской части страны погода будет дождливой.
Типология ошибок Голуб И. Б.
Выделяются ошибки: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Лексической стилистики; Фразеологической стилистики; Фоники; Стилистики частей речи; Стилистики словообразования; Синтаксической стилистики; Фактические и неязыковые ошибки.
Лексическая стилистика. I. Смысловая неточность речи. 1. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. 1. 1. Эвфемизмы — слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи. Пример: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественной собственности. 1. 2. Анахронизм — нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. Пример: В древнем Риме недовольные законами плебеи уcтраивали митинги. 1. 3. Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий. Пример: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
1. 4. Подмена понятия. Пример: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и тоже название фильма. 1. 5. Неоправданное расширение или сужение понятия, возникающие вследствие смешения родовых и видовых категорий. Пример: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 кг молока. 1. 6. Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий. Пример: Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства. 1. 7. Несоответствие посылки и следствия. Пример: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба.
Лексическая стилистика. 2. Лексическая несочетаемость, т. е. неспособность соединяться друг с другом. 2. 1. Семантическая несочетаемость. Пример: Девичья фамилия моего отца Собакин. 2. 2. Грамматическая (синтаксическая) несочетаемость. Пример: Моя твоя не понимает. 2. 3. Лексическая несочетаемость. Пример: В глубоком детстве он был похож на мать. 3. Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли. Пример: Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные).
4. Речевая избыточность — многословие. 4. 1. Ляпалиссиады — абсурдность. Пример: Труп был мертв и не скрывал этого. 4. 2. Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Пример: главная суть, повседневная обыденность, темный мрак, ценные сокровища. 4. 3. Тавтология — разновидность плеоназма, повторение однокоренных слов. Пример: рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос. 5. Повторение слов. Пример: Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали. . .
II. Стилистически не оправданное употребление синонимов. Причиной стилистических погрешностей слога очень часто становится неудачный выбор синонима. Пример: Екатерина была поставлена на престол; Имя драматурга знакомо во многих странах. III. Стилистически не оправданное употребление антонимов. 1. Ошибки в построении антитезы. Пример: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. 2. Немотивированный оксюморон. Пример: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.
3. Невольный каламбур, возникающий в результате антонимии многозначных слов. Пример: Старый портфель отца был еще новый. 4. Неуместный антифразис, т. е. употребление вместо нужного слова его антонима. Пример: Трудность нашего общения с местным населением состояла в знании языка. 5. Ошибки в построении антонимической пары. Пример: Молодые люди живут активно, они не соглядатаи жизни, а её участники. IV. Стилистически не оправданное употребление многозначных слов. Часто из-за неудачного употребления многозначного слова или слова, имеющего омоним, возникают каламбуры. Пример: У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за счет клубного собаководства.
V. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. Смешение паронимов может вызвать нарушение лексической сочетаемости. Пример: красивая и практическая обувь (надо: практичная); преклонить голову (надо: склонить). VI. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей может стать серьезным стилистическим недостатком речи. Пример: Совет жильцов постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения. VII. Неоправданное употребление лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. а) диалектизмов; б) профессионализмов; в) жаргонизмов.
VIII. Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски становится причиной грубых стилистических ошибок. Пример: Спонсоров в интернате привечали с радостью. IX. Ошибки, вызванные употреблением неологизмов. Использование неологизмов в речи вызывает большие трудности, так как лексическая, грамматическая, синтаксическая и стилистическая характеристика многих новых слов еще не вполне определилась. Пример: Товарищи, во многих из нас еще сильны элементы детсадизма. X. Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов. Неоправданное введение в текст заимствованных слов наносит большой ущерб художественной речи. Речь обесцвечивается, если разнообразным и ярким русским синонимам предпочитаются слова книжные, невыразительные. Пример: Я хорошо помнил модуляции её голоса.
Фразеологическая стилистика. 1. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. 1. 1. Стилистически не оправданное изменение состава фразеологизма. Пример: Успехи этого ученика желают много лучшего. (надо: оставляют желать много лучшего). 1. 2. Искажение образного значения фразеологизма. Пример: Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. 1. 3. Контаминация различных фразеологизмов. Пример: Язык не поднимается говорить об этом. (есть фразеологизмы язык не поворачивается и рука не поднимается).
1. 4. Несоответствие фразеологического сочетания контексту. Пример: Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены. 2. Стилистически не оправданное употребление тропов. Тропы — слова, употребляющиеся в переносном значении с целью создания определенного образа. Неудачная образность речи довольно распространенный недостаток стиля авторов. Пример: Степь цвела: словно факелы стояли красные и желтые тюльпаны, голубые колокольчики, степные маки. Очеркист не замечает, что сравнивает с факелами не похожие на них голубые колокольчики.
Фоника 1. Неблагозвучие. 1. 1. При использовании аббревиатур. Пример: Почетный приз завоевали воспитанники ДЮСШ московского «Локомотива» . (лучше сказать: воспитанники Детской Юношеской Спортивной Школы). 1. 2. При скоплении неблагозвучных причастий с суффиксами -вш-, — ащ-, -яш-, -ущ-, -ющ-. Пример: Так волновавшая всех полоса неудач наших шашистов, потерпевших в прошедших встречах поражение, миновала. 1. 3. При неверном употреблении предлогов, имеющих фонетические варианты. Пример: о всем этом, с штатными преподавателями, с вступившей стороной.
1. 4. При появлении труднопроизносимых сочетаний звуков на стыке слов. а)гласных Пример: В разделе орфоэпии дается понятие об орфоэпии и изучаются особенности литературного произношения. б)согласных Пример: После всех мучительств мстить стало ее страстным стремлением. в) нанизывание гласных или стечение согласных Пример: За занавеской, подоконником, приеме. 1. 5. При употреблении заимствованных слов, а также неологизмов, необычных для русской фоники. Пример: Реагаж аудитории и иронические комплименты заставили его оставить эстраду.
Стилистика словообразования. 1. Неудачное словообразование может придать речи канцелярскую окраску. Пример: Не доказав фактическопроживаемости, вы не можете претендовать на раздел жилплощади. 2. Новации в словообразовании удивляют, смешат. Пример: Мехдойка полюбилась работникам фермы. 3. Нарушение литературно-языковой нормы. Пример: Научное освещение проблемы возможно лишь при дарвинском истолковании законов развития природы (правильно: при дарвиновском).
Стилистика частей речи. 1. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен существительных. 1. 1. Ошибки в форме падежных окончаний существительных. Пример: Авторы пишут о неоплатном долгу каждого перед матерью(следовало: долге). 1. 2. Немотивированное употребление форм женского или мужского рода. Пример: Выступила лауреатка второй премии. 1. 3. Ошибки в формах рода и числа. Пример: Набив мешок отборной шишкой, Потапов сбросил его с вершины могучей кедры. 1. 4. Образование форм множественного числа от существительных, употребляемых только в единственном числе. Пример: У них все время происходят брани.
2. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен прилагательных. 2. 1. Неправильное образование степеней сравнения. Пример: более лучший, более худший, преглупейший, прелюбопытнейший и т. д. 2. 2. Ошибки в образовании кратких форм. Пример: Характеру героя свойственен лиризм (следует свойствен).
3. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении имен числительных. 3. 1. Ошибки в склонении. Пример: Этим лицам разрешено совместительство, лишь бы общая сумма не превышала триста рублей. (правильно: трехсот). 3. 2. Ошибки в соединении собирательных числительных с существительными женского рода. Пример: Четверым молодым работницам присвоен профессиональный разряд. (надо: четырем работницам). 3. 3. Ошибки в падежной форме существительного в словосочетаниях, обозначающих даты. Пример: К 15 декабрю; Письмо датировано третьим декабрем 1943 годом.
4. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении глаголов. 4. 1. Ошибки в образовании личных форм глагола. Пример: Когда я в следующий раз очучусь в этих местах. . . (лучше: я окажусь). 4. 2. Стилистически не оправданное употребление разговорно-просторечных форм. Пример: Дерево развешало густые ветки. 4. 3. Ошибки в употреблении временных форм глагола. Пример: Героиня романа полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра, где влачит жалкое существование.
4. 4. Ошибки в употреблении видовых форм глагола. Пример: На следующий день дивизия получила задание переправляться на правый берег Волги. (следует: переправиться). 4. 5. Ошибки в употреблении возвратных глаголов. Пример: Молодой солдат не успел зачислиться в войска. 4. 6. Ошибки при употреблении причастий. Пример: человек, привыкнувший (привыкший) к вниманию. 4. 7. Ошибки при употреблении деепричастий. Пример: Заметя волнение собеседника. . . (правильно: заметив).
5. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений. Пример: Боясь грозы, старушка спрятала голову подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась. 6. Морфолого-стилистические ошибки при употреблении наречий. При употреблении наречий часто делаются ошибки в образовании форм сравнительной степени. Пример: Фонды материального поощрения позволяют гибче рассматривать. . . (надо: более гибко).
Синтаксическая стилистика 1. Речевые ошибки в строе простого предложения. 1. 1. Стилистически не оправданная инверсия, то есть перестановка темы и ремы. Пример: Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла. 1. 2. Неудачный порядок слов. Пример: Детский комбинат «Белочка» принимает детей после капитального ремонта.
1. 3. Немотивированный пропуск того или иного члена предложения. Пример: В редакцию пришло письмо от гражданки Логиновой, в котором сообщала о. . . 1. 4. Неправильное употребление словоформ. Пример: Постоянное увлечение Андрея, поглощающее все его свободное время, это спортом.
2. Ошибки в грамматической координации членов предложения. 2. 1. Несогласование подлежащего и сказуемого. Пример: Еще один архитектурный памятник Новгородского Кремля — Златоустовская башня — освободилась от строительных лесов. 2. 2. Несогласование определений или приложений. Пример: Мой взгляд задержался на заявлении отца, подшитого к делу. 2. 3. Ошибки на разные случаи управления. Пример: Мать начинает гордиться за Павла.
3. Ошибки при употреблении однородных членов предложения. 3. 1. Смешение видовых и родовых понятий. Пример: В хозяйстве увеличено поголовье крупного рогатого скота, коров, птицы. 3. 2. Несочетаемость одного из однородных членов с тем словом, с которым связаны остальные однородные члены. Пример: Особенную помощь и личное участие в проведении спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.
3. 3. Объединение на правах однородных членов слов, принадлежащих разным частям речи. Пример: Книги помогают нам в учебе и выбирать профессию. 3. 4. Нарушения в грамматической связи однородных управляемых слов со словом управляющим. Пример: В прошлом люди мечтали и стремились о новой счастливой жизни.
4. Ошибки при употреблении сложных предложений. 4. 1. Неправильное употребление местоимений, приводящее к двусмысленности. Пример: Из окна падает свет и освещает туго заплетенные косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает. 4. 2. Дублирование подлежащего. Пример: Пелагея Ниловна она прошла большой жизненный путь.
4. 3. Нарушение порядка расположения частей сложного предложения; удаленность придаточного слова от определяемого им слова, создающая неясность высказывания. Пример: Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо адаптировались. 4. 4. Установление отношений однородности между членом простого предложения и частью сложного. Пример: Шабашкин увидел в Дубровском человека горячего и что он мало знает толку в делах.
4. 5. Отсутствие логико-грамматической связи между частями сложного предложения. Пример: Татьяна не хочет повторять печальный пример своей матери, которая в молодости была выдана за нелюбимого человека, но затем ей понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы. 4. 6. Загромождение сложного предложения. Пример: Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем, чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, какие его особенно интересовали. 4. 7. Смешение прямой и косвенной речи. 4. 8. Неумелое введение цитат. Пример: Поэт пишет о будущем своей Родины, пишет о том, что и «я к вам приду в коммунистическое далеко.
Неязыковые ошибки – это целая группа ошибок, которые не могут быть соотнесены ни с одним из языковых уровней. Так М. Р. Львов выделяет: 1. Орфографические ошибки — нарушение правил правописания. 2. Пунктуационные — неправильная постановка знаков препинания. 3. Каллиграфические ошибки — неправильное начертание букв. 4. Графические ошибки — описки, пропуски букв, замены их и прочее. 5. Ошибки в чтении — неправильное прочтение отдельных слов или элементов.
Фактические ошибки. Фактические ошибки — разновидность неязыковых ошибок, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности. Пример: Столица США — Нью-Йорк. Фактическая ошибка может состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении. Пример: Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией. Фактические ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому работа по исправлению и предупреждению ошибок такого рода связана с повышением интеллектуального и культурного уровня.
Список использованной литературы Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. — Санкт-Петербург, 1997. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. — М. , 1999. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М. , 1996.
Спасибо за внимание!
А. Н. Беззубов выделяет лексические и синтаксические речевые ошибки.
Лексические ошибки он рассматривает в
разделе «Нормативно-языковые ошибки», отмечая, что они возникают по двум
причинам: или из-за незнания значения слова, или из-за небрежного
словоупотребления, но в любом случае они создают некую логическую неувязку,
часто комического свойства: Он облокотился
спиной на холодную батарею (В. Катаев).
Исследователь замечает, что небрежность,
приблизительность словоупотребления – частое явление в газете, которое
распространяется и на газетную метафору. Он упоминает старый термин –
«ломаная метафора», – обозначающий
логическую несочетаемость двух метафор: Пусть акулы империализма не
протягивают к нам свои лапы (Из газет 20-х годов).
Примеры: «ломаная метафора»
Радость жизни так и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько же
ему минуло лет.
(О, 30.01.07. — С. 4). «Ломаная метафора», вызванная неправильным
употреблением формы слова, в таком случае используется глагол миновало.
Может быть, лучше было вовсе избежать этого слова: Радость жизни так
и светится в его глазах, и понять невозможно, сколько же ему лет.
К логическим дефектам речи А. Н. Беззубов
относит и речевые излишества на основе плеоназма,
многие из которых выглядят достаточно безобидно: самый лучший, толпа
людей, сжатый кулак, идти пешком, в общем и целом и т. д. Они стали
штампами, и не так-то просто доказать иному автору необходимость
редактирования таких словосочетаний. Однако возможен и комический эффект,
понятный любому: Он был в берете, напяленном на правое ухо головы
(газета), Приемный пункт по приему стеклотары (вывеска).
По мнению А. Н. Беззубова, особый тип
плеоназма связан с неточным знанием значения иноязычного слова. Это уже
несомненные ошибки – и грубые: своя автобиография (авто и
есть своя), памятный сувенир (сувенир – подарок на
память), период времени (период – промежуток времени),
прейскурант цен (прейскурант – текущая цена) и т. п.
Отмечает автор и «узаконенные ошибки», вошедшие в употребление и не
рассматриваемые сегодня как ошибки: пойти ва-банк от французского
va
banque
– идет банк (из речи картежников).
Самой грубой лексической логической
ошибкой, по мнению А. Н. Беззубова, является так называемый
логический скачок. Вот пример из
литературоведческой статьи: Сложный и оригинальный внутренний облик
Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди
всех действующих лиц «Грозы». Язык оказался среди действующих
лиц: автор соединил понятия из разных логических рядов, это и есть
логический скачок.
Примеры: логический скачок
На уроке присутствовали библиотекарь,
а также Александра Петровна Чиркова и Ираида Афанасьевна Владыкина.
(СП, 04.05.07. – С. 1). Связка а также свидетельствует о том, что ряд
должен быть продолжен наименованиями присутствующих по профессии, а не по
именам и отчествам. Здесь присутствует так называемый логический скачок, по
мнению А. Н. Беззубова, – самая грубая лексическая ошибка.
Людской поток через наш двор перекрыть
вряд ли возможно. А как хочется, чтобы он был украшением и школы, и поселка.
(СП, 26.06.07. – С. 3). В первом предложении подлежащее – поток,
именно о людском потоке идет речь; второе предложение должно развивать
главную мысль, поэтому предложение А как хочется, чтобы он был украшением
и школы, и поселка по правилам создания текста относится к подлежащему
первого предложения, т. е. к людскому потоку. Хотя едва ли людской
поток, по замыслу автора, должен служить украшением и школы, и поселка.
Скорее, это относится к школьному двору. Эту ошибку можно рассматривать как
логический скачок, точнее мысль журналиста можно было выразить так: Как
хочется, чтобы школьный двор был украшением и школы, и поселка! Но поскольку
перекрыть людской поток, проходящий через него, вряд ли возможно, следует
проложить удобные тропы и сажать цветы на оставшейся территории.
В современном мире авторитетное мнение
газеты сохраняет свое веское значение, играя исключительную роль в
становлении современного общества. Журналисты печатных изданий всегда
деятельны и компетентны в освещении событий экономической и политической
жизни республики и района, в поисках новых форм работы с читателем, в
сохранении духовных и нравственных ценностей. (СП, 11.01.07. — С. 1).
Логический скачок, в результате получается, что журналисты деятельны и
компетентны в сохранении духовных и нравственных ценностей.
И вообще итальянцы мне понравились, в этом я убедился еще раз, посетив их
страну.
(О, 16.01.07. — С. 4). Логический скачок, временная инверсия. И вообще
итальянцы мне нравятся, в этом мнении я укрепился, посетив их страну.
А самое главное – это ваша поддержка,
которая так необходима в переходном возрасте дочери, и ваши старания не
пройдут незамеченными. (О, 25.01.07. — С. 2). Логический скачок между двумя
последними предложениями.
А для нас детей, она в первую очередь остается мамой, которая всем нам дала
не только образование, но и свою материнскую любовь. (ПВ, 23.01.07. —
С. 2). Логический скачок, в одном ряду объединяются несопоставимые вещи –
образование и материнская любовь.
Говоря о высоком профессионализме и
деловых качествах, следует сказать и о личной жизни, которая открывает
другие грани человека. (ПВ, 12.02.07. –
C.
7). Логический скачек, вызванный отсутствием причинно-следственных связей
между профессионализмом и личной жизнью, поэтому не стоит употреблять глагол
следует. Или, может быть, можно написать так: Говоря о высоком
профессионализме и деловых качествах героини, следует сказать и о тех чертах
ее характера, которые раскрываются в личной жизни человека.
Обращается внимание
граждан на вопросы антитеррористической деятельности, на особую
бдительность в этом деле.
(О, 12.05.07. – С. 1). Логический скачек,
вызванный сопоставлением несопоставимых понятий Обращается
внимание … на вопросы,… на… бдительность Следовало
написать: Граждан призывают к бдительности в связи с угрозой терактов.
Ночевали одну ночь в отеле «Павловский» в городе Горжелец-Горлец, где
чистота, уют, прекрасный душ, хороший завтрак. (О, 16.01.07. — С. 4).
Логический скачек, вызванный совмещением несопоставимых понятий в одном
ряду, получается, что в городе прекрасный душ, хороший завтрак.
Попытайтесь если не помочь ребенку, то хотя бы внимательно, с пониманием
выслушать, а именно, не отвечайте грубостью на грубость подростка.
(ПВ, 25.01.07. — С. 2). Логический скачек, вызванный смешением понятий и
неправильным использованием связки а именно, получается, что
выслушать и не отвечать грубостью – полные синонимы.
Отмечает исследователь и ошибку, которую
предлагает назвать повествовательным алогизмом.
Чаще всего это связано с тем, что повествователь (писатель или журналист)
отличается такой небрежностью, что не помнит, что он написал в предыдущей
фразе. В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню,
перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая
кукушка (Газета). Не очень-то тихо было в лесу.
Примеры: повествовательный алогизм
Если присасывание клеща предотвратить не
удалось, необходимо его осторожно удалить и обследовать бесплатно
на зараженность вирусом клещевого энцефалита в бактериологической
лаборатории…(СП,
04.05.07. – С. 1)
Однородные сказуемые удалить и
обследовать должны иметь одно подлежащее, но тот, кто должен удалить
клеща – скорее всего, его носитель, – не сможет его обследовать – это должен
сделать специалист. Налицо повествовательный алогизм. Слово бесплатно
– лишнее в данном контексте. Кроме того, глагол предотвратить
означает «отвести заранее, устранить» [42. С. 598], т.е. предотвратить можно
то, что реально ожидается, едва ли можно предотвратить укус клеща – его
можно избежать – «уклониться, устраниться от чего-либо» [26. С. 242] (если
удастся). Лучше было написать так: Если вы обнаружили на себе
присосавшегося клеща, осторожно удалите его и сдайте на обследование
на зараженность вирусом клещевого энцефалита в бактериологическую
лабораторию…Анализ проводится бесплатно.
На сегодняшний день материалы уже
поступили. От активности населения зависят разнообразие и
ценность готовящейся выставки. (СП, 08.05.07. – С. 1). Здесь имеет место
повествовательный алогизм и стилистическая ошибка во втором предложении.
Статья призывает население к участию в выставке, следовало написать:
Материалы уже стали поступать. Уважаемые читатели, от вас
зависит, насколько разнообразными и ценными будут экспонаты.
…Если вы не успели или забыли
продлить подписку… времени осталось совсем немного.
(СП, 22.05.07. – С. 1). Повествовательный алогизм (временная инверсия): если
время еще осталось, нельзя сказать – не успели. Достаточно было написать
просто: Если вы еще не продлили подписку…
Для участия нужны были не только сила, но
и сноровка, находчивость, смекалка. (СП, 25.01.07. — С. 1).
Повествовательный Алогизм. Для участия в подобных соревнованиях нужно
только желание, а вот Для победы нужны были не только сила, но и
сноровка, находчивость, смекалка.
Прокуратора Селтинского района образовалась в 1929 году. Немногое изменилось
с тех пор.
(О, 16.01.07. — С. 1). Алогизм. Простая логика жизни подсказывает, что по
сравнению с 1929 годом изменилось очень многое. Автор хотел сказать, что
прокуратуру всегда отличали кадры – он пишет о людях, но формулирует свои
мысли неточно.
Одним из частных случаев логических
ошибок можно считать амфиболию.
Амфиболия
(от греч.
ἀμφιβολία
– двусмысленность, неясность) – двойственность или
двусмысленность, получающаяся от того или иного расположения слов или от
употребления их в различных смыслах, смешение понятий.
Классический пример амфиболии – фраза «Казнить нельзя помиловать», где смысл
меняется в зависимости от места паузы после или перед словом «нельзя».
Примеры: амфиболия
Назначены ответственные по работе с детьми
из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их
занятости.
(СП, 05.06.07. – С. 1). Амфиболия; трудно понять, в чьи обязанности (детей
из неблагополучных семей или ответственных?) входит обеспечение занятости,
и чьей именно занятости. Лучше было написать: Назначены ответственные по
работе с детьми из неблагополучных семей. В обязанности ответственных входит
обеспечение занятости этих детей.
Если не будет хлеба, как в прошлом году,
колхоз можно будет пускать по миру…(О, 04.05.07. – С. 1).
Амфиболия, предложение допускает двойное прочтение: в прошлом году хлеб был,
но если не будет, как в прошлом году, то… или: в прошлом году хлеба не
было, и если в этом также не будет, то…
За хорошую учебу и воспитание детей родители 21 учащегося получили
благодарственные письма администрации училища. (О, 4.01.07. — С. 1).
Амфиболия, обусловленная смешением несопоставимых понятий. Получается, что
родителей наградили за учебу. Чтобы избежать двусмысленности, надо написать
так: За хорошую учебу детей и правильное их воспитание родители 21
учащегося получили благодарственные письма администрации училища.
В работе «Конспект лекций по литературному редактированию» [8] И. Б. Голуб
подробно рассматривает логические ошибки в параграфе «Речевые ошибки,
вызванные неправильным выбором слова», поскольку неправильное
словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В их числе
исследовательница называет
алогизм
– сопоставление несопоставимых понятий, например:
Синтаксис
энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Получается,
что
синтаксис
сравнивается
с
научными
статьями.
Устраняя
алогизм,
можно
написать:
Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных
статей,
или:
Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных
синтаксису других научных статей.
Причиной нелогичности высказывания, отмечает И. Б. Голуб, может стать
подмена понятия,
которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же
название фильма.
Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.
Подобные
ошибки
в
речи
возникают
и
вследствие
недостаточно
четкой
дифференциации
понятий,
например:
Приближения
дня
премьеры
коллектив
театра
ждет
с
особым
волнением
(ждут
не
приближения
премьеры,
а
когда
состоится
премьера).
Примеры: подмена понятия
«Любовь и ласка нужны каждому, даже цыпленку»
На классных часах обсуждались проблемы «братьев наших меньших».
(СП,
29.05.07. – С. 3). Проблема – «сложный
вопрос, задача, требующая разрешения, исследование» [26. С. 623]. Подмена
понятия: проблемы стоят не перед «братьями нашими меньшими» –
животными, а перед человеком, поэтому нельзя обсуждать «проблемы животных»,
можно обсуждать проблемы их выживания, сохранения и т. п. Ошибка вызвана
невнимательным отношением автора к слову, его значению.
Наиболее квалифицированные кадры
работают на других предприятиях, проживая на своей родине,
некоторые уезжают в поисках лучшей доли…(СП, 26.06.07. – С. 2). В этом
предложении можно обнаружить несколько ошибок разного рода – это и плеоназм
(своя родина), и стилистические погрешности – включение канцелярского
«проживая», неточность словоупотребления: Наиболее квалифицированные
кадры работают на других предприятиях, проживая на своей родине,
некоторые (Кадры?) уезжают, но главная логическая ошибка –
подмена понятия. Смысл в том, что предприятие не может привлечь кадры,
потому что часть жителей поселка – квалифицированных работников – хорошо
устроена на других предприятиях, иные ищут лучшей доли в чужих краях.
Наверно, лучше было сказать так: Наиболее квалифицированные кадры
работают на других предприятиях, некоторые из тех, кто мог бы поступить на
работу к нам, уезжают в поисках лучшей доли, не удовлетворяясь предложенными
условиями…
Таким необычным
(с помощью солёного теста. – Н. Р.) способом
зимний пейзаж передает зрителям педагог…(ПВ, 04.05.07. – С. 8). Подмена
понятия в результате неправильного словоупотребления. Педагог может передать
впечатление от пейзажа, либо изобразить пейзаж. Использование дополнения
зрителям во фразе передает зрителям педагог придает глаголу
передает конкретное значение. В результате нарушается закон тождества,
первый закон логики. Было бы лучше: Таким необычным (с помощью соленого
теста – Н. Р.) способом передает свое впечатление от пейзажа зрителям.
Надежда Николаевна в своей работе
использует технологии критического мышления, проблемного обучения,
коллективного способа обучения, дифференцированного подхода. Использование
данных технологий требует от учителя большой подготовки к каждому уроку,
изготовления наглядности, раздаточного материала. (О, 23.05.07. – С. 3). В данном
случае подмена понятия; нельзя использовать технологии критического
мышления, можно использовать технологии, стимулирующие критическое мышление;
нельзя изготавливать наглядность, можно изготавливать наглядные пособия
(смешение отвлеченного и конкретного понятий).
Для того чтобы устроиться на работу,
необходим перечень документов: справка…(СП, 26.06.07. – С. 1).
Конечно, необходим не перечень документов, а документы, перечисленные в
перечне.
В результате неправильного словоупотребления произошла подмена понятия.
Правильнее было бы:
Для того чтобы устроиться на работу, необходимы следующие документы:
справка…
Это явление (подключение к Интернету
– Н. Р.) внесло новое содержание в учебный процесс. (СП,
1.02.07. — С. 1). Подмена понятия. Содержание учебного процесса определено
учебной программой, и изменить его подключение к Интернету не может. Оно
может инициировать новые формы получения знаний, подготовки к занятиям и пр.
В игровой форме, с опорой на знакомые
произведения, на русские народные сказки знакомит своих воспитанников с
такими понятиями, как право на жизнь, право на имя, на семью, право
на образование, и обязанностями.
(ПВ, 1.02.07. — С. 1). Подмена понятия; точнее: В игровой форме, с опорой
на знакомые произведения, на русские народные сказки знакомит своих
воспитанников с такими правами, как право на жизнь, право на имя, на семью,
право на образование, и обязанностями.
По мнению И. Б. Голуб, нелогичной делает речь и
неоправданное
расширение или
сужение понятия,
возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий:
При хорошем уходе от каждого
животного
можно надаивать по 12 л молока (следовало употребить не
родовое наименование –
животное,
а
видовое
–
корова);
В любое время суток медицина должна прийти на помощь
ребенку.
Надо
было
написать:
В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному
(ведь
в
медицинской
помощи
нуждаются
не
только
дети).
Искажение смысла и даже абсурдность высказывания, замечает
исследовательница, возникают в результате
несоответствия посылки и следствия,
например:
Быстрота размножения
вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с
ними борьба.
Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они
размножаются. В этом случае следовало бы писать не о размножении вредителей,
а об уничтожении, тогда мысль была бы сформулирована правильно. Приемлемы
различные варианты стилистической правки предложения:
Быстрота уничтожения вредителей зависит от того, насколько упорно и
планомерно ведется с ними борьба;
Настойчивая борьба с вредителями ведет к более быстрому их уничтожению;
Чтобы быстрее уничтожить вредителей, надо вести с ними упорную и планомерную
борьбу;
При упорной борьбе с вредителями можно быстрее добиться их уничтожения
и
т.
д.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.
Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.
Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.
Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
I.
Предложения с однородными членами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Во |
Во Каждое |
2. |
На |
На земле, |
3. |
В |
В Рыба |
4. |
На |
На Бабушки |
5. |
Иван |
Иван с |
6. |
Мы |
Мы Не |
7. |
Посетители |
Посетители |
8. как не если |
Автор |
Автор |
9. |
Книга |
Книга |
10. |
Много |
Много Нельзя |
11. |
Он |
Он Он |
II.
Предложения с причастным оборотом.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Приготовленные оладьи |
Оладьи, приготовленные Приготовленные Определяемое |
2. |
Мы |
Мы |
3. |
Задание, |
Задание, |
4. |
Дождь, Причастный |
Дождь, Два |
5. Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, |
Лица, |
III.
Сложноподчинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Лошади |
Непонятно, Казачьи |
2. |
Весной |
Весной |
3. |
Те, |
Кто — ед. Те, кто |
4. |
Выступающие |
заметить Выступавшие |
5. |
Автор, |
Автор, Высказывание |
6. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, |
Когда |
7. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела |
Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда |
8. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, |
Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и |
9. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
Мы благодарны им за то, что живём под мирным |
10. |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не |
Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел |
IV.
Сложносочинённые предложения.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
Внизу |
2. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт |
Автор |
3. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и |
Родители |
V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
Благодаря доктора, Поезд |
Благодаря (КОМУ?) Поезд Существительные |
2. |
По завершению По |
По По Если Если По |
3. |
Вернувшись От Он |
Вернувшись С Он |
4. |
Нельзя |
Нельзя |
5. |
Автор |
Автор |
Запомните! Предлоги Снега |
VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. Основное и добавочное действия относятся к разным |
Прочитав очерк, его герои стали |
Герои |
2. |
Закончив приготовления, |
Ему |
3. |
Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый |
Проявив |
4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего |
Он, |
5. Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, |
Став |
VII.
Прочие типы ошибок.
Типы ошибок |
Примеры с ошибками |
Правила и правильные варианты |
1. |
В |
В В Название Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия |
2. |
Глаза его прикрывали стёкла очков. |
Стёкла Прямой 1. 2. 3. 4. 5. Неоправданная |
3. |
Учёный оперировал С точными фактами. |
При Учёный Учёный |
4. |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, а |
Глаголы |
Митрофанушку родители воспитывали в любви, но |
Согласование
подлежащего и сказуемого.
Правило |
Примеры |
1. |
Большинство Ряд новых постановлений |
2. |
Несколько За |