Итак, ломаем стихи, губя размер:
ВспыхИВАет небо, ПРОбужДая ветер (? )
ПроснувшийСЯ гомон птичьих голосов.
ПроклиНАя все на белом свете,
Я вновь беГу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбеЖАв навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди НИХ (или ЗДЕСЬ, ТУТ) пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползЯ на миг из тины зыбкой,
Болотная зелЁНая тварь,
СУет мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
У вас нет знака после «разбужая ветер»; возможно, это птичий гомон (поэтически) будит ветер? Тогда
. пробуждает ветер
Проснувшийся гомон птичьих голосов.
(Но тут смысловая накладка, не грамматическая. . То, что гомон проснулся, нас при решении данной задачи не должно волновать.
Может, так (по смыслу) : Вспыхивает небо, просыпается ветер, разбуженный гомоном голосов.
Гомон голосов — допустимо, потому что гомон могут создавать разные звуки, хотя, конечно, преимущественно голоса. )
О депричастии «пиша» сказано: » , но это всё равно в границах литературной нормы;
употребляется параллельно с ;
формы слова «выползти» — ;
больше проблемных случаев нет. .
Объяснение:
1. Окружающий человека мир постоянно меняется, и соответственно меняется используемый им словарь: с одной стороны, в нем появляются новые слова, а с другой — исчезают слова устаревшие.
2. Устаревшие слова — слова, переставшие активно употребляться людьми, но при этом сохранившиеся в пассивном словаре.
Примеры:
Абы
Балакать
Купно
Льзя
Ово
Нудить
Чело
Ми
Щепа
Благость
3. Заимствованные слова — это слова иноязычного происхождения, которые стали неотъемлемой частью лексики русского языка.
Примеры:
Телевизор
Футбол
Компьютер
4. Орфоэ́пия — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
каталОг, обеспЕчение, баловАть, благоволИть, Августовский, жалюзИ, облегчИть, перезвонИт, сОгнутый, ходАтайство
5. а)Подъезжая к дому, собаки встретили нас с дружелюбным лаем.
б)Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.
в)Стоя по пояс в воде, мне понравилось в море.
6. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов
7.
предложения связанные между собой по смыслупредложения связанные между собой по смыслусмысл самого текста, о чём он
8. Научный , официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
9. Цель публицистического стиля речи -информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Вспыхает
небо, разбужая ветер,
Проснувший
гомон птичьих голосов –
Проклинывая
все на белом свете,
Я вновь бежу в
нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки,
выбегнув навстречу,
Приветливыми
лапками маша:
Я среди тут пробуду
целый вечер,
Бессмертные творения
пиша.
Но, выползя на миг из тины
зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
(А.
Матюшкин-Герке)
Литература:
1.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому
языку. Практическая стилистика. – М.,
2003. – С. 153-160, 164-171, 180-183, 191-199.
2.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.
Современный русский язык. – М., 1998. –
264-276.
Словари
и справочники:
3.
Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова
Н.П. Справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию.
– М, 1994. – С. 196-205.
4.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь
трудностей русского языка. – М., 1984.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ЗАНЯТИЕ № 6.
Синтаксические
нормы.
План:
1.
Порядок слов в предложении.
2.
Варианты согласования сказуемого с
подлежащим.
3.
Согласование определений и приложений.
4.
Трудные случаи управления.
5.
Основные причины синтаксических ошибок.
Домашняя
работа — № 2, 5, 6.
Задания:
1. Исправьте предложения, укажите основания правки.
Глаза
прикрывали темные очки. Солнце закрыло
облако. День сменяет ночь. Велосипед
сбил грузовик. Руки оттягивают тяжелые
чемоданы. Студенты прослушали курс
лекций по сварке доцента Юрьева. Детский
сад принимает детей после капитального
ремонта. Правом бесплатного проезда
пользуются дети при одном взрослом
пассажире до 7 лет. Составлен протокол
об ограблении с участием понятых.
2. Исправьте ошибки в употреблении форм составного именного сказуемого и связок в нем.
Пусть
функция f
непрерывная на интервале I.
С понятием касательной к графику функции
вы уже знакомые. Майкл Фарадей знаменитый
открытиями в области электрических и
магнитных полей. В 1849 году Ом становится
профессор Мюнхенского университета.
Достижением Вольта есть создание первого
гальванического элемента. 6. Якоби был
создатель гальванопластики. Международная
система измерений оказалась наиболее
удобная. Главный недостаток системы
СГС есть то, что подавляющее большинство
ее единиц на практике не применяется.
Самое главное открытие Больцмана было
статическое истолкование второго закона
термодинамики. Работы Больцмана остались
непризнанные при его жизни. Задачей
Карно являлось показать, как теплота
превращается в работу. Деятельность
Ньютона являет образец научной
добросовестности и трудолюбия.
3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1.
Подавляющее большинство физических
величин удовлетворя..т этому условию.
2. Большое количество студентов,
преподавателей и профессоров университета
принял.. участие в конференции. 3.
Меньшинство группы выполнил.. задание
досрочно. 4. Произошл.. два неожиданных
взрыва. 5. Прошл.. десять дней. 6. На
семинарском занятии присутствовал.. 21
человек. 7. Все 31 студент сдал.. рефераты
вовремя. 8. Плащ-палатка лежал.. в свернутом
виде. 9. Кафе-столовая открыт.. 10. Ряд
исследований Столетова посвящен..
проблемам магнетизма и электричества.
11. Сын или дочь помогл.. вам донести вещи
до станции? 12. Для проведения опыта по
обнаружению электрических колебаний
А.С. Попову понадобил..с.. стеклянная
трубка, две полоски листовой пластины,
пробка, металлический порошок.
4.
Выберите форму определения:
3
(новые – новых) тетради, 22 (большие –
больших) дома, (первые – первых) две
недели, (целые – целых) 3 ведра, 2 (младшие
– младших) сестры, (верхние – верхних)
3 окна, 2 (неравные – неравных) части,
(полные – полных) 2 месяца, 3 (высокие –
высоких) горы, 4 (веселые – веселых)
подруги, 2 (большие – больших) зеркала,
(последние – последних) 2 абзаца, по две
(чайные – чайных) ложки, 3 (сестрины –
сестриных) подруги, открыты две (столовые
– столовых).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении формы падежа имен сущ.
1.Роль Несчастливцева в “Лесу” Островского исполнял молодой талантливый актер.
2.Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвиным.
3.Купите мне пару чулок и две пары носок.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.
6.Собран большой урожай помидор.
7.Разделите все это на несколько равных доль.
8.Мы находились в самом большом цеху завода.
9.Документы нужно представить к первому августу.
10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
1. Роль Несчастливцева в “Лесе” Островского исполнял молодой талантливый актер.
2. Современная наука творчески освоила многое из того,что было создано Дарвином.
3. Купите мне пару чулок и две пары носков.
4.Периодически астрономам удается четко наблюдать Марс.
5.Яблоневый сад занимает свыше ста гектаров.
6.Собран большой урожай помидоров.
7.Разделите все это на несколько равных долей.
8.Мы находились в самом большом цехе завода.
9.Документы нужно представить к первому августа.
10. Помножьте числитель первой дроби на знаменатель второй.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/3595737-ispravte-predlozheniya-obyasnite-oshibki-v-upotreblenii-formy.html
Русский язык и культура речи (стр. 11 )
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Принёс с базара несколько (дыня).
Посадил в саду пять (яблоня).
Нужно расклеить десять (афиша).
В наборе шесть (кастрюля).
Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы
падежа имен существительных.
Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным. Купите мне пару чулок и две пары носок. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.
Выберите нужную форму (оба – обе).
По …сторонам улицы, на …берегах реки, у …сестёр, у ….братьев, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком с
…братьями, с …сёстрами.
Спишите, заменяя цифры словами.
К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59,
с 395 сложить 288, 400 разделить на 100.
Найдите случаи неправильного употребления форм глагола.
Солнце выглянуло из-за туч и радостно сияет в небе. Учебные кабинеты
школы оснастятся новым оборудованием. Колледж организовывает курсы по подготовке к вступительным экзаменам. Бельё мокнуло под дождём. Из-за нерадивости руководителей приходится оттянуть сроки объекта. Хозяин дал команду животному: «Ляжь». Это поможет молодёжи расти и проявить свои
способности. Чай, кофе, сосиски и пирожки будут разноситься по трибунам.
Все детали станка быстро собираются.
Исправьте предложения, объясните ошибки.
1) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.
2) Комната низкая для такой мебели.
3) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.
4) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
5) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
6) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.
7) Город находится в полуторастах километров от областного центра.
Каждому дали по пяти тетрадей.
9) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.
10) Сзади его шла нагруженная вещами телега.
11) Серёжа – большая умница.
12) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
13) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.
14) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
Прочитайте (прослушайте) текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов –
Проклинывая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творчения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
Тема 10. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления
Кто хочет говорить красиво, тому
надлежит сперва говорить чисто и иметь
довольство избранных речений к
изображению своих мыслей.
Синтаксис изучает строй связной речи. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. О словосочетании говорят, что это «мысль в процессе становления», в предложении же мысль получает своё языковое выражение.
Словосочетание – сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных; дождь и снег.
Предложение – слово или группа слов, грамматически оформленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность. Например: Новый год. Между водорослями по песчаному дну перебегают юркие пескари. (И. Соколов-Микитов)
Предложение – основная синтаксическая единица, «средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений»*
К синтаксическим ошибкам относятся следующие:
Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление. Например:
отчитаться в чём-либо – сделать отчёт о чём-либо
превосходство над чем-либо – преимущество перед чем-либо
уверенность в чём-либо – вера во что-либо
оплатить проезд – заплатить за проезд
Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:
– Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть
– В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.
Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие
слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка.
Например: Мы любим и гордимся своей Родиной (любим что? гордимся чем?)
Следовательно, правильно будет:
Мы любим свою Родину и гордимся ею.
2. Нарушение согласования.
Например: Молодая врач пришла на приём.
Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим «врач» и определением «молодая», что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришёл (или пришла) на приём (если речь идёт о женщине).
Колебания в формах согласования
1. Согласование при обозначении женщины и её профессии типа «врач пришёл» и «врач пришла». Если подлежащее является существительным м. р., обозначающим профессию (врач), то сказуемое согласуется в роде – «пришёл». Но в разговорном стиле речи всё больше распространяется смысловое согласование (пришла). Научной речи такое согласование не свойственно. А согласование с прилагательным по смыслу (известная врач) недопустимы.
2. Согласование сказуемого с подлежащим. Выраженным количественно-именным сочетанием типа «несколько человек пришло – пришли». Возросла тенденция к согласованию по смыслу.
А) «несколько» + существительное в Р. п. = сказуемое в ед. ч., если:
– существительное обозначает неодушевлённый предмет, (несколько вагонов доставлено)
– сказуемое выражено краткой формой страдательного причастия (большинство писем доставлено, несколько человек ранено)
– сказуемое предшествует подлежащему (в начале улицы обнаружилось
Б) сказуемое употребляется во мн. ч., если:
– подлежащее обозначает одушевлённый предмет, а сказуемое подчёркивает активность действия (несколько человек кинулись на помощь)
– имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого (несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы)
– подлежащее оторвано от сказуемого обособленным оборотом (несколько человек, находившихся в толпе, упали в обморок)
Например: Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом «слетела».
Это сказуемое относится к слову «шляпа». Получается, что шляпа подъезжала к станции. Правильно будет: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа или Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
4. Ошибка в употреблении причастного оборота.
Например: Лежащая книга на столе.
Причастный оборот должен стоять или после определяемого слова, или перед ним.
Книга, лежащая на столе – лежащая на столе книга.
5. Нарушение порядка слов.
Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.
Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе «не только, но и». Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.
6.Смешение прямой речи и косвенной.
Например: Друг сказал, что я подожду.
7.Нарушение норм в употреблении однородных членов предложения.
Например, В целях повышения мастерства педагогов по прохождению
практики и форм работы.
8.Нарушение координации между подлежащим и сказуемым.
Например, пришли или прошло двое
Незнание особенностей функциональных стилей РЛЯ является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.
Например: Он есть мой брат.
Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля, в разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.
1. Перечислите основные типы синтаксических ошибок.
2. Приведите примеры на каждый тип.
3. Приведите примеры нарушения синтаксисо-стилистических норм.
Задания для самостоятельной работы студентов
Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением форм управления.
А) Мать сильно беспокоилась за сына
Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.
В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу
Г) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной
Д) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет
Е) Кафедра организовала и руководит производственной практикой
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/390/1201-11.php
1. Выразительно прочитайте юмористическое стихотворение известного поэта−пародиста Александра Матюшкина−Герке. Какие языковые нормы намеренно нарушает автор? Они связаны с грамматикой или орфографией? Оправданной ли с этой точки зрения является последняя строчка стихотворения? В каком лингвистическом словаре можно найти информацию о правильном образовании грамматических форм слова?
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотный зеленеющий кошмарь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
2. Выпишите из текста слова, в образовании форм которых допущены нарушения, и укажите форму, являющуюся нормативной в современном русском литературном языке. Если неправильная словоформа употреблена в составе обособленных членов, то выпишите весь обособленный оборот.
Образец записи: одкрада́ется − надо: подкра́дывается. Рассмотря́я всё вокруг − надо: рассма́тривая.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §41. Обособленные обстоятельства. Упражнение №396
Решение
1.
Комический эффект в стихотворении А. Матюшкина−Герке достигается из−за нарочитой безграмотности и неправильного употребления форм деепричастий.
Это стихотворение А.Матюшкина−Герке не что иное, как пародия. Пародия представляет собой комическое или сатирическое подражание кому−либо или чему−либо. Здесь комический эффект достигается с помощью подражания детской речи.
В данном стихотворении комичность вызывают слова: разбужая, проснувший, нетоптанность, выбегнув, пиша, зелёновая и совает.
2.
Вспыха́ет − надо: вспы́хивает.
Разбужа́я − надо: пробужда́я.
Просну́вший − надо: просну́лся.
Проли́нывая − надо: проклина́я.
Бежу́ − надо: бегу́.
В нето́птанность лесов − надо: нетро́нутость.
Вы́бегнув − надо: вы́бежав.
Приве́тливыми лапками − надо: приве́тливо.
Вы́ползя на миг − надо: выполза́я.
Кошма́рь − надо: кошма́р.
Сова́ет − надо: суёт.
Вот как можно переделать это стихотворение:
Вспыхивает небо, пробуждая ветер,
Проснулся гомон птичьих голосов −
Проклиная всё на белом свете,
Я вновь вхожу в нетронутость лесов.
Шуршат зверушки, выбежав навстречу;
Приветливо мне лапками маша.
Я тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползая в миг из тины зыбкой,
Болотная, зелененькая тварь,
Даёт мне почитать, с заботливой улыбкой,
Большой Орфографический словарь.
Александр Иванов
В худой котомк поклав pжаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Косматый облак и высокий кpон.
Я дома здесь, я здесь пpишел не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекpень,
Весёлый птичк, помашивая хвостик,
Высвистывает мой стихотвоpень.
Зелёный тpавк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется pука,
И я шепчу дpожащие губами:
«Велик могучим pусский языка!»
Вспыхает небо, pазбужая ветеp,
Пpоснувший гомон птичьих голосов.
Пpоклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуpшат звеpушки, выбегнув навстpечу,
Пpиветливыя лапками маша:
Я сpеди тут пpобуду целый вечеp,
Бессмеpтные твоpения пиша.
Hо, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зелёновая тваpь
Сувает мне с заботливой улыбкой
Большой Оpфогpафический словаpь.
Дислексия.
Дислекси́я (др.-греч. δυσ- – приставка, означающая нарушение + λέξις – речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически так сложилось, что в западных странах в понятие Дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:
-проблемы с овладением навыком чтения;
-проблемы с овладением навыка письма;
-проблемы с грамотностью;
-проблемы с овладением математикой;
-проблемы связанные с нарушением моторики и координации.
-проблемы с поддержанием внимания;
Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по-отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).
Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным и/или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.
Используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дисорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; правополушарный тип мышления; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребенку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — обратитесь за помощью к специалисту по дислексии.
Симптомы дислексии:
интеллект сохранен;
плохие навыки чтения;
чтение с ошибками, угадывающее чтение;
непонимание прочитанной информации;
трудности пересказа только что прочитанного текста;
трудности в написании слов, даже простых;
множество ошибок даже при списывании текста;
выраженные проблемы с почерком;
неспособность выполнять задание в установленный срок;
повышенная чувствительность нервной системы;
излишняя эмоциональность;
раздражительность;
импульсивность;
эмоциональная нестабильность;
нарушение координации движений;
неуклюжесть;
расстройство схемы тела;
затруднение в определении правой и левой стороны;
нарушения межполушарного взаимодействия;
обострённый эстетический вкус;
выраженное чувство справедливости.
У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность – необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет и требуется специальная терапия.
Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.
Психологические трудности при дислексии:
· — эмоциональная нестабильность;
· — изменчивость настроений;
· — склонность витать в облаках;
· — психологический дискомфорт;
· — трудности концентрации на одной деятельности;
· — склонность быстро терять интерес;
— непосредственность;
· — неуверенность в себе;
· — подверженность скуке;
· — стремление уйти от действительности;
· — рассеянность и мечтательность;
· — проблемы идентификации: я кто? я какой?
· — высокий уровень тревожности;
· — страх ошибки.
Существует ещё ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислекcик. Наиболее распространённые из них:
задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию
дезориентация в пространстве, дезорганизация
трудности с восприятием информации
трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано
неуклюжесть или нарушение координации
синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
Дислексией страдали и многие известные люди, которым это нарушение не помешало в карьере. Так у одной из самых известных британских киноактрис Киры Найтли — врожденная дислексия, которая не помешала актрисе получить всемирное признание.
ЕДИНСТВЕННЫМ КРИТЕРИЕМ ДИАГНОСТИКИ ДИСГРАФИИ
является наличие в письменных работах специфических ошибок.
ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
1. Часто после исчезновения специфических ошибок, в письменных работах ребёнка НЕдислексика остаются орфографические ошибки, которые являются стойкими и трудноисправимыми. Одной из причин этого явления есть неспособность обнаруживать в словах сомнительные места, что является отражением определённой языковой незрелости ребёнка или подростка.
2. У дислексика были, есть и будут специфические ошибки в его письменных работах и независимо от возраста. Пишет он от руки или с помощью клавиатуры компьютера — он дислексик и это норма при дислексии.
Это норма при дислексии — делать ошибки,
как писать левой рукой для леворукого человека.
Все люди разные — и все прекрасные!
Другой вопрос КОЛИЧЕСТВО ошибок, их можно значительно уменьшить — вот это реальный запрос при дислексии, корректное и адекватное требование для дислексика — этим и надо заниматься при дислексии.
3. ТОЛЬКО научившись самоконтролю во время письменной деятельности дислексик СПОСОБЕН вообще ИСКЛЮЧИТЬ ошибки в своих письменных работах!
Следует отметить, что среди дислексиков достаточно представителей,
которые вообще пишут грамотно. Ведь дислексия НЕ есть безграмотность, как принято считать в кругу слабомыслящих, но грамотных!
Специфические ОШИБКИ при ДИСГРАФИИ:
Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит нарушение фонемного распознавания (умение дифференциации) фонем родного языка. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, Б-П, Д-Т).
Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, ТУЧА-ТОЧА, ДЕКАБРЬ-ДЕКОБРЬ и др.
Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.). Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.
Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.
Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи.
Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.
Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: Д-Б, П-Н, П-И, Ш-Щ, Н-К, М-Л и др.
У детей с описанными выше нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.
Описанные типы специфических ошибок при дисграфии в чистом виде встречаются крайне редко.
Обычно наблюдается смешанная картина. При специфических нарушениях письма отмечается неровный и неразборчивый почерк, замедленный темп письма, трудности в автоматизации графомоторного навыка.