Владельцы авто будут совершенны правы, если скажут, что диагностика и обслуживание транспортного средства– это довольно сложный и длительный процесс. Сегодня решать вопросы диагностики помогает. сам автомобиль. А если быть точным, встроенная система самодиагностики. Она выявляется неисправность, формирует код ошибки и записывает его в память. Позже этот код можно считать и расшифровать. Такая процедура под силу даже простому автолюбителю. Не всегда нужно обращаться на СТО за диагностикой – достаточно считать код ошибки при помощи специализированного сканера, осмотреть проблемные узлы автомобиля и решить, как устранить неисправность. Возможно, устранить ее тоже получится самостоятельно. В цикле материалов, посвященных кодам ошибок, Avto.pro разберется в стандартах диагностических систем, кодах ошибок и неисправностях отдельных элементов авто.
Подробнее о функции самодиагностики блоков управления
Электронный блок управления, которым оснащают все современные автомобили, не только получает и анализирует сигналы от различных бортовых систем, но и фиксирует неисправности. Работает это так: блок управления получает сигналы от множества датчиков, сравнивает их с табличными значениями и, в случае несоответствия, фиксирует ошибку, кодирует ее и записывает. Общепринятым протоколом кодирования сегодня является OBD-2 – его считают стандартом мировой автопромышленности. Однако коды ошибок в одной модели транспортного средства могут отличаться от таковых у другой модели. В чем причина? Дело в том, что коды OBD-2 делятся на две подгруппы:
— Базовые / основные коды OBD-2 (англ.: generic OBD-II codes);
— Расширенные / дополненные коды OBD-2 (англ.: extended OBD-II codes).
К первой подгруппе относят коды, которые будут одинаковыми у всех автомобилей, которые работает по протоколу OBD. В подавляющем большинстве случаев такие коды такие коды «выдают» даже не автомобили одной марки и разных моделей, а автомобили разных марок и разных моделей. Несколько интереснее дополненные коды OBD-2 (вторая подгруппа). Они имеют детальную классификацию и содержат более подробную информацию о возникшей неисправности. Так как бортовые электросистемы автомобилей разных моделей и марок не идентичны, таких кодов может быть много – практически все автоконцерны имеют свой индивидуальный набор кодов. Но и такие коды формируется по единому принципу. На картинке ниже можно видеть как именно:
Сразу отметим, что считывание ошибок и их устранение – это лишь часть диагностики. Основная работа все равно ляжет на плечи опытного специалиста или автолюбителя, который решил заняться диагностикой и ремонтном самостоятельно – одной лишь расшифровки не хватит. Сама диагностика бывает:
1. Механической;
2. Компьютерной.
Первичная механическая диагностика обязывает автолюбителя убедиться в том, что системы и основные узлы автомобиля в норме. Нужно проверить проводку, предохранители, механические узлы, уплотнители и все остальное. Уже после можно заняться компьютерной диагностикой. Но еще раз напоминаем: считывание кодов ошибки является лишь частью большой работы. Ошибка говорит о том, что конкретному элементы бортовой электросистемы и смежному с ним узлам нужно уделить пристальное внимание. К примеру, код ошибки датчика не всегда значит, что его нужно менять по причине поломки — может наблюдаться проблема в проводке, разъемах и т.п.
Классификация сканеров и особенности их применения
Для определения кодов ошибок вам понадобится специальный сканер. Часто его называют просто автосканером. В продаже можно найти как бюджетные модели, так и довольно дорогие. Цена формируется исходя из функционала такого устройства и некоторых дополнительных элементов. Вот что может делать сканер и какие доп. функции иметь:
— Определение кодов ошибок при диагностике;
— Перекодировка блока управления;
— Адаптация блока управления;
— Подключение и работа с планшетом, компьютером, эндоскопом, осциллографом и т.д.
В приличном техцентре имеется несколько профессиональных сканеров. К примеру, они поддерживают работу с ADAS-системами – бюджетные устройства нельзя подключить даже к осциллографу. Отдельные модели и вовсе являются полноценными диагностическими инструментами со встроенным планшетом, продвинутой базой данных, приборами связи (Wi-Fi, Bluetooth) и еще многим другим. Рядовой автолюбитель может обойтись и более простым сканером с возможностью подключения по RS232 и USB. Существуют такие типы сканеров:
— Автономные. Те самые профессиональные диагностические инструменты. Могут сопрягаться с другими устройствами, но это не обязательная функция. Основные минусы: высокая стоимость, сложность в обновлении программного обеспечения;
— Сканеры-адаптеры (адаптеры-спецификаторы, сканеры). Устройства, требующие дополнительных гаджетов для полноценной работы. Имеют ограниченный функционал, который дополняется сторонними гаджетами.
Также сканеры подразделяются на дилерские, марочные и мультимарочные. Рядовому автолюбители лучше всего брать марочный или мультимарочный автосканер – они имеют демократичный ценник, а последние еще и отличаются универсальностью. Вот что нужно сделать для работы с такими устройствоми, имея под рукой ноутбук:
— Подключить сканер к DLC разъему;
— Загрузить на ноутбук специализированный софт. Отлично подойдет ScanMaster;
— Опционально, установить специальный драйвер. Если Bluetooth-модуля в ноутбуке нет, купить и вставить в — USB-разъем специальный беспроводной модуль;
— Перейти в панель управления и включить Bluetooth из раздела «Устройства Bluetooth» (может потребовать установки еще одного драйвера);
— Поставить галочку в панели «Добавить устройство»;
— Ждать сопряжения сканера с ноутбуком;
— Продолжить работу уже на ноутбуке – вам придется разбираться с интерфейсом выбранной диагностической программы. Не беспокойтесь, с получением кодов справится даже неопытный юзер.
Внимание: не пользуйтесь дополнительными функциями программы, если в них нет нужды.
Алгоритм работы со сканером будет зависеть от модели. Выше мы упомянули DLC разъем (англ.: Data Link Connector). Их всего два: DLC 1, DLC 2. Первый разъем находится под капотом. Как правило, в левой части подкапотного пространства. Рядом с ним можно видеть надпись «Diagnostic». Именно к этому разъему и нужно подключить сканер. Второй разъем выходит прямо в салон транспортного средства. Все современные автомобили имеют разъем DLC 2 – к нему проще всего подключать сканер. Если вы не хотите пользоваться ноутбуком для выявления ошибок, его может заменить практически любое Android или iOS устройство. Предпочтительный диагностический софт: Torque, OBD Car Doctor, FourStroke.
Выбираем автосканер
Перед покупкой сканера-адаптера подумайте о том, как он будет использоваться. Если только для считывания ошибок, то подойдет самая простая мультимарочная модель или недорогая марочная для вашей марки авто. Не стоит отдавать предпочтение полупрофессиональным узкоспециализированным моделям. Дело в том, что устройство не будет покрывать значительную часть моделей автотранспорта и, соответственно, не будет поддерживать работу со многими блоками от Delphi, Bosch, Siemens/VDO, Denso и других фирм. Вот самые универсальные и при этом относительно недорогие модели:
— LAUNCH Creader V;
— AUTEL Autolink AL52;
— Nonda ZUS Smart Vehicle Health Monitor ZUHMBKBTV;
— Autocom CDP (Delphi DS150E);
— Emitron Vgate iCar (с чипсетом ELM327).
Если ваш бюджет серьезно ограничен, можно взять миниатюрный адаптер ELM327. Это скорее не модель адаптера, а марка. Устройство выпускают множество фирм, в т.ч. и сомнительные китайские производители. В зависимости от условной подмодели устройство может иметь не самую качественную связь, не поддерживать работу со многими планшетами и смартфонами, а также иметь крайне ограниченный функционал. К несчастью, на рынке устройств для диагностики есть множество подделок под ELM327 с урезанным функционалом. При выборе сканера имеет смысл руководствоваться ценой:
— До $10 – самые простые модели. Подойдут для ознакомления с работой подобных устройств, а для серьезной диагностики;
— От $10 до $50 – чуть лучше первых, но все равно не вариант для тех, кто покупает сканер для серьезной работы;
— От $50 до $100 – продвинутые модели, на которые стоит обратить внимание;
— От $100 и выше – отличные устройства с широким функционалом, высокой универсальностью и полезными дополнительными функциями.
Несмотря на пространное описание «марки» ELM327, мы рекомендуем начинать знакомство с автосканерами именно с нее. Но помните о том, что такой сканер не сможет подключиться ко многим модулям авто. Умелый автолюбитель с помощью ELM327 сможет «прикинуть», какие узлы транспортного средства нуждаются в осмотре и, потенциально, замене. Более серьезная диагностика все равно потребует использования более сложных и дорогостоящих устройств.
Вывод
Считывание и расшифровка кодов ошибок электронного блока управления позволяет сильно упростить поиск неисправных узлов автомобиля. Для получения кодов автолюбителю достаточно иметь сканер-адаптер или профессиональное диагностическое устройство, а также ноутбук, планшет или смартфон. В силу того, что большая часть кодов ошибок стандартизирована, с их расшифровкой не будет проблем. Но если они возникнут, достаточно будет обратиться к специализированным материалам или тематическим форумам. А также изучить наш следующий материал – в нем мы рассматриваем наиболее частые ошибки ЭБУ, неисправности, которые за ними кроются, а также методы устранения неисправностей.
Подписывайтесь и будьте в курсе последних новостей Автомира
Фейсбук: www.facebook.com/Avtopro-660039080726139/
Яндекс.Дзен: zen.yandex.ru/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf
Сайт: avto.pro/
Диагностические сканеры OBD2 ELM327 представляют собой небольшие программируемые контроллеры, c набором цифровых входов для работы со стандартными протоколами передачи данных с ЭБУ автомобиля. Получаемые данные с помощью obdii сканера и внутреннего протокола, переводяться для отображения информации с помощью диагностической программы.
Входы адаптера выполнены в виде стандартного OBD разъёма. Контроллер считывает информацию в виде линейных данных, передаваемых в нескольких протоколах связи.
Установленная программа на внешней или встроенной операционной системе обрабатывает полученные значения, выполняет необходимые расчёты, выдаёт конечные показатели в виде кодов ошибок, графиков, точных значений считываемых с датчиков.
Выходная информация, выводимая устройством, имеет несколько видов:
- Таблицы значений параметров;
- Временные графики и диаграммы параметров;
- Цифровые значения;
- Коды ошибок;
1. Популярные диагностические OBDII адаптеры
Для определения технического состояния автомобиля не обязательно ехать в автосервис. С помощью миниатюрного автосканера можно индексировать ошибки и получить полную информацию о состоянии большинства контролируемых параметров.
- Autocom CDP Pro
- Большой потенциальный функционал. Небольшие габариты.
- Много ошибок и несоответствий в предустановленных кодах. Для корректной работы с некоторыми системами требуются специальные программы. Нет Wi-Fi или Bluetooth.
- Цена средняя на рынке, но нет полного набора функций. Так же ммееется неплохой, более популярный аналог Delphi DS150E.
- Roadgid S6 Pro
- Встроенный Bluetooth, Wi-Fi. Работает со смартфонами и Ноутбуком.
- Большое количество автомобильных марок.
- Требуется установка ПО. Для некоторых моделей требуется адаптер.
- Неплохая функциональность, универсальность.
- Scan Tool Pro 2022
- Собирает полный перечень информации с датчиков. Устраняет ошибки из памяти (не все модели автомобилей). Значительный список поддерживаемых моделей автомобилей.
- Качество работы и информативность зависят от установленного ПО.
- Функциональный сканер. Для прикладных задач требуется установка ПО под конкретную марку машины.
- Launch CReader V
- Автономность, свой встроенные дисплей и встроенное ПО. Не требует установки специального ПО.
- Считывание информации только датчиков топливной системы двигателя.
- Нет функции удаления кодов ошибок.
- Слишком высокая стоимость при ограниченной функциональности.
2. OBD 2 разъём и его распиновка
Появление в современных авто OBD 2 разъёма обязано обязательным американским стандартам для производителей. Стандарт OBD 1 (On Board Diagnostic) введён в 1989 году. Это было связано с требованием контроля электрических параметров, влияющих на вредные выбросы. Начиная с 1996 года, стандарт был усовершенствован и ужесточён.
По требованиям OBD 2 контролируются любые параметры, влияющие на работу двигателя, количество выбросов. Это не только электрические параметры и показания лямбда датчиков. Теперь контролируются все показания приборов контроля воздуха, температурных режимов, параметры системы впрыска.
Конструкция разъёма и принятые протоколы транслируют значительно большее количество данных. Поэтому производители используют свободные ресурсы этих каналов по своему усмотрению.
В таблице представлены назначения информационных каналов разъёма. Параметры, помеченные знаком « 0 » — свободные контакты, назначение которых задано индивидуально изготовителем для конкретной модели.
Распиновка клемм стандартного разъёма OBD II выглядит следующим образом:
- Только протокол, установленный изготовителем;
- Для протоколов SAE-1850 VPW, SAE-J1850 PWM;
- 0;
- Земля;
- Состояние заземления;
- Протоколы высокой скорости ISO 15765-4, SAE-J2284;
- Линия протоколов ISO 9141-2, ISO 14230);
- 0;
- Протоколы низких скоростей;
- Протоколы SAE-J1850 PWM, SAE-1850 VPW;
- 0;
- 0;
- 0;
- Протоколы высокой скорости ISO 15765-4, SAE-J2284;
- Для протоколов ISO 14230, ISO 9141-2;
- Линия питания +12В;
Scan Tool Pro Black Edition — бюджетный мультисканер
Хороший выбор для начинающего диагноста. Новинка 2022
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 — пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 2001 года выпуска (Россия, Азия, Европа, Штаты). Купить Bluetooth сканеры для автодиагностики марки Scan Tool Pro официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев, можно по ссылке указанной справа. Удачной диагностики!
3. OBD2 адаптер Bluetooth — Что можно проверить у автомобиля
Ответ на этот вопрос зависит от марки автомобиля и программы, которая используется для работы с адаптером. Прибор собирает мгновенные показания бортовых датчиков и приборов в режиме реального времени:
• Температуры: окружающей среды, охлаждающей жидкости, воздуха на входе в инжектор, салона, моторного масла;
- Напряжение цепи аккумулятора, генератора, бортовой сети при движении;
- Показания положения дроссельных заслонок, уровня топлива, уровня масла, уровней других жидкостей;
- Величины оборотов двигателя;
- Показания датчиков давления (воздух, топливо), АБС, ускорения, кислород (лямбда датчики), скорости движения и т.д.
Первичная обработка численных значений происходит непосредственно в контроллере. Затем, используемая программа через протокол преобразует данные параметров состояния ЭБУ, датчиков в нужную форму (коды), дополнительно выполняет расчеты для построения таблиц и графиков.
4. Приложения для диагностики через OBD2 Bluetooth адаптер
На данный момент, программ и приложений для взаимодействия с диагностическими электронными адаптерами ElM327 Bluetooth и другими модификациям разработано большое количество.
Большинство приложений функционируют через любой порт связи (Bluetooth, Wi Fi), в том через и через кабель USB.
Важно знать:
По поводу программ для дилерских сканеров
У дилерских и профессиональных авто сканеров с внешним дисплеем предусмотрен собственный софт. Нижеперечисленное ПО относятся к адаптерам, у которых нет внешней программной среды для обработки и визуализации данных.
Выбор программы зависит от:
- Производителя и марки машины;
- Модели автосканера;
- Средства коммуникации (смартфон, планшет или ноутбук);
- Операционной системы устройства;
- Задач по диагностике, контролю параметров.
ScanMaster ELM
К наиболее универсальным на сегодняшний день относится версия программы 2.1. Она поддерживает протоколы связи: большое количество иностранных и российских машин. Функциональный интерфейс, автоматические средства обнаружения сигналов, много настраиваемых параметров.
Torque
Наиболее популярна среди пользователей, отличающаяся универсальностью, полноценным набором функций. Скачивается бесплатно.
Преимущества OBDII Bluetooth ELM327 адаптера с и Wi-Fi обусловлены учётом длительного опыта эксплуатации сканеров. В небольшом контроллере установлена прошивка микрочип ELM327, прошивка которого обновлена в 2022 году, с учетом своевременных стандартов.
Большинство операций происходит в автоматическом режиме, однако прошивка позволяет не только получать детализированные данные, но и проводить настройку параметров, удалять и исправлять программные ошибки в ЭБУ.
Микропроцессор v.1.5 (PIC18F25k80) работает с протоколами ОБД 2, а так же совместим со всеми операционными системами:
- Для устройств под управлением Android или Windows Mobile — Scan Tool Pro Bluetooth;
- Для устройств на iOS — Scan Tool Pro Wi-Fi.
Поддержка протоколов OBD II:
Scan Tool Pro совместим с протоколами:
- ISO15765-4 (CAN): Audi, Opel, VW, Ford, Jaguar, Renault, Peugeot, Chrysler, Porsche, Volvo, Saab, Mazda, Mitsubishi и другие;
- ISO14230-4 (KWP2000): Daewoo, Hyundai, KIA и другие;
- ISO9141-2: Honda, Infinity, Lexus, Nissan, Toyota, Audi, BMW, Mercedes, Porsche и другие;
- J1850 VPW: Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, GM, Isuzu;
- J1850 PWM: Ford, Lincoln, Mazda.
Сам девайс имеет небольшие габариты. Устройство надёжно работает и протестировано под управлением перечисленных приложений для диагностики.
Установленные языки | Русский, Eanglish |
Работа с ОС | Windows, Linux, Android, Windows Phone, Windows Mobile, iOS |
Контроллер | v.1.5 (PIC18F25k80) |
Порт связи с внешним устройством | Bluetooth, Wi Fi |
Порт связь с ЭБУ | ОБД 2 |
Размеры (мм) | 30x40x30 |
Вес (г) | 32 |
Питание (Вт) | 12 |
Номинальная сила тока (мА) | 15 |
Скорость передачи данных | 9600-38400 бод |
Световые диоды USB T/R, OBD T/R, Power | Да |
Защита от короткого замыкания | Да |
6. Порядок подключения OBD II сканера по Bluetooth, Wi-Fi к смартфону
Краткая инструкция по выполнению диагностических операций адаптером ELM327.
Для соединения Bluetooth выполняем последовательность действий:
- Перед началом работы нужно установить на гаджет одну из программ, к примеру, распространённую среди пользователей Torque из PlayMarket;
- Вставьте электронный сканер elm327 bluetooth в разъем OBD 2 – он расположен ниже рулевой колонкой, если машина выпущена после 2000 года, у более ранних автомобилей разъём чаще всего находится в моторном отсеке;
- В системных настройках соединений открываем «Беспроводные сети»;
- Bluetooth переводим в активный режим, включаем режим поиска удалённых устройств;
- Когда отыщется адаптер, его нужно выбрать и ввести одно из значений: 6789; 1234; 0000;
- После принятия кода высвечивается сообщение «Сопряжено. Не подключено». Таким образом настройка Bluetooth завершена;
- Теперь запускаем программу диагностики;
- На экране появится единственный прибор с надписью «Не активен»;
- Настраиваем работу адаптера: «Меню», «Настройки», выбрать настройки подключенного адаптера;
- Нажимаем: «Тип соединения» и выбираем «Bluetooth»;
- Появится надпись: «Выберите устройство Bluetooth»;
- Теперь нужно выбрать то устройство, с которым установлено соединение (п. 6);
- Теперь программа настроена для работы, возвращаем её в главный экран;
- Выбираем «Adapter Status» — начинается процесс установки связи и сбора информации из блока управления, ждём, пока не загорятся четыре зелёные отметки «выполнено»;
- Если не появилась одна из отметок – это означает, что не всё сделано корректно, возвращайтесь в п. 2 и повторите операции;
- После сбора данных переключаемся снова в главный экран, на котором теперь изображение главного прибора в активном состоянии;
- Для просмотра остальных параметров и управления другими приборами нажимаем «Realtime Information»;
- Приборы (все, кроме основного) можно добавлять, удалять и редактировать.
Wi-Fi подключаем в такой последовательности:
- Вставьте электронный сканер ELM327 Bluetooth , поддерживающий соединение Wi-Fi в разъем OBD 2 – он находится под рулевой колонкой, если машина выпущена после 2000 года, у более ранних транспортных средств разъём может быть в моторном отсеке;
- Запустите мотор или поставьте ключ в положение «включено»;
- Открываем настройки соединений Wi-Fi смартфона или планшета;
- Производим подключение через сеть «V-LINK»;
- Запускаем программу на гаджете. В диалоговом окне приложения укажите параметры соединения:
Порт связи: 35000
Маска подсети: 255.255.255.0
IP гаджета: 192.168.0.10
- Сопрягаем гаджет с электронным блоком управления авто. Приложение может запросить модель т/с, тип и объем двигателя, год производства, массу. Для дальнейшей работы настраиваем единицы измерения: метры, градусы Цельсия или дюймы, градусы Фаренгейта.
Обзор Scan Tool Pro 2022
Демонстрация работы Scan Tool Pro
IamZevs
Я езжу на Ford Focus III Wagon
г. Москва
Написал про то как тестировал совместимость с некоторыми авто. Появилась возможность проверить работоспособность автосканера на 10 марках авто.
Покупил этот сканер ТУТ
В первую очередь автосканер просто проверялся на возможность подключения блока управления к адаптеру. Все марки машин из моего списка были..
7. Дополнительные рекомендации и советы
- Для праворульных автомобилей есть некоторые особенности. Дело в том, что у некоторых из них используется нестандартный протокол передачи данных. В новой прошивке 2022 года такая особенность учтена, однако это касается не всех моделей транспортных средств. Если подключенный адаптер OBD II elm327 «не видит» датчиков, то вариантов два:
- Проблема лечится дополнительной строкой в настройках программы, инициирующей используемых протокол.
- В большинстве диагностических программ есть вариант поиска устройств в ручном режиме (они различны). Этим средством придётся воспользоваться для корректного отображения искомых параметров.
- Если Вы не обнаружили свою машину в списке поддерживаемых — это не значит, что устройство не будет с ней работать. Протоколов передачи данных, конфигураций коммутирования сигналов не так много. Методом ручного поиска настраивается корректное отображение всех приборов и отображается полный набор информации.
- Это же касается и стирания ошибок: если ошибка не исчезла — это значит, что система передаёт сигнал по не поддерживаемому протоколу. В таком случае настраиваем корректную передачу команды, для этого потребуется скачать PID файл для вашего авто, но об этом в следующей статье!
Илья Васильев
Автор сайта / Диагност
Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.
Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.
Рейтинги автомобилей и автотоваров
Обзоры, сравнения и советы для автомобилистов
Разделить функционал автосканеров можно на 2 большие категории: любительские и профессиональные. Первые можно приобрести за относительно небольшую цену и использовать в своё удовольствие в любое время суток для поиска неисправностей в работе автомобиля. В системе такого блока будут отсутствовать некоторые функции, характерные для более сложных агрегатов, предназначенных для специализированной диагностики автомобилей.
Профессиональные сканеры оснащены всем возможным функционалом, что делает их универсальными помощниками с широким списком возможностей. Такие аппараты требуют специальных навыков для комфортного использования, и потому продаются по более высоким ценам.
По типу различают автономные и адаптивные приборы. Автономные более сложные, подключаются к электронному блоку управления. Адаптивные сканеры имеют простое строение: для подключения достаточно самого аппарата и смартфона или планшета. На современном рынке эти гаджеты делят на 3 вида:
- марочные (предназначенные для конкретной марки авто);
- мультимарочные (универсальные);
- дилерские (выпускаются производителями автомобиля конкретной марки со своим уникальным ПО).
Для того чтобы сэкономить ваше время на поиски, мы составили удобный рейтинг лучших автосканеров, с которым вы можете ознакомиться ниже.
1 место — Konnwei KW680
Рейтинг сканеров для диагностики авто открывается данным брендом китайского производства. Аппарат уже успел зарекомендовать себя на рынке как устройство диагностики, чьё качество работы и стоимость в положительном смысле сопоставимы друг с другом. Его можно рассматривать как персонального консультанта, который подскажет решение любой проблемы в работе с автомобилем.
Допускается для проверки как отечественных, так и зарубежный транспортных средств. Цветной дисплей и встроенный динамик упрощают его использование, а клавиша I/M также делает агрегат удобным помощником. Данные могут быть распечатаны через USB-проводник. Пользователь может смотреть данные о замороженных кадрах. Гарантия — 6 месяцев.
Плюсы:
- простой интерфейс;
- множество режимов тестирования;
- постоянное обновление системы (через сеть Интернет);
- работает на высокой мощности;
- имеется интеллектуальный доступ к авто.
Минусы:
- нет русифицированной инструкции;
- обмотка замерзает на холоде.
2 место — Launch Pilot Scan
Конструкция агрегата проста по своей сути, а функционал удобен и понятен при эксплуатации. Можно проверить все базовые пункты. Поддерживает марки всех производителей, в том числе стандарт OBD 2. Хорошо подойдёт как мастеру, так и любителю. Имеется инструкция с доскональными объяснениями в случае обнаружения ошибок.
Внутри системы 9 базовых функций с сохранением современных технологий марки Launch. Представляет собой моноблок с интегрированный модулем. Корпус изготовлен из материала, устойчивого к ударам, надёжный, крепкий. Любые параметры ежесекундно считываются на месте. В случае необходимости срабатывает встроенный справочник по кодовым обозначениям любых автомобильных неурядиц. К разъёму автомобиля подключается через USB. Дисплей яркий и чёткий, управление с помощью прикосновения к сенсорному экрану.
Плюсы:
- удобная инструкция на русском;
- напряжение аккумулятора авто можно измерять в процессе езды;
- имеются программы перезагрузки для специальных функций;
- корпус из ударопрочного пластика;
- бесплатное обновление системы после года использования.
Минусы:
- малый объём оперативной памяти;
- обновление через Интернет.
3 место — ROKODIL ScanX
Удобный компактный сканер, подходящий для ношения в кармане, чтобы всегда быть под рукой, рассчитан для самостоятельной диагностики основных параметров. Данные об ошибках выводятся на экран по первому клику. Для этого вам нужно только держать при себе само устройство и смартфон (iOS и Android). Коды неисправностей отображаются на русском языке.
Подключаться можно к большинству марок транспортных средств. У некоторых авто можно подключить скрытые функции, а также заранее определить готовность автомобиля для поездки на большие расстояния. Нужный график выстраивается одним прикосновением к кнопке. В случае несовместимости вашего автомобиля с агрегатом, средства на его покупку возвращаются в полном объёме. Официальный срок эксплуатации — 5 лет.
Плюсы:
- обширная система кодов для ошибок;
- высокое качество проверки автомобиля;
- полная сборка;
- низкая цена;
- по гарантии можно заменить старое устройство на новое.
Минусы:
- подключается не ко всем маркам машин.
4 место — Renault CAN Clip v1.90
Автосканер для проверки машины с настолько понятным интерфейсом, что его можно интуитивно понять и без инструкции. В комплекте имеется 2 адаптера: стандарта OBD2 и 12-контактный (для автомобильного разъёма другой категории).
Качественный корпус и детали в составе устройства аккуратно собраны в моноблок: без отверстий и щелей. Диагностика может проводится бесперебойно в любое время дня и ночи. Гарантия — 5 лет.
Плюсы:
- программирование блоков;
- большой список кодов;
- меню на русском языке;
- возможность адаптаций;
- возможность проведения проверки исполнительных механизмов.
Минусы:
- подключение осуществляется только с ОС Windows 7 и Windows XP;
- стоит дорого.
5 место — Bosсh KTS Truck
Один из лучших мультимарочных сканеров. Является разработкой концерна BOSCH. Подойдёт водителям автобусов, грузовиков и любых легковых автомобилей. Результаты поиска ошибок выводятся на экран ПО. Программное обеспечение через ESI, подключение аппарата к компьютеру — Bluetooth.
Плюсы:
- подключается к ОС Windows;
- набор адаптеров идёт в комплекте;
- связь агрегата с ПО может быть налажена через Bluetooth.
Минусы:
- программное обеспечение не входит в комплект (нужна дополнительная плата).
6 место — RocknParts Vag Com 20.4
Разработка отечественного производителя, известная многим автолюбителям под именем «Вася диагност». Предназначен для долгого кодирования как в специальных центрах ремонта авто, так и среди автомобильных энтузиастов-любителей.
Плюсы:
- полная проверка по всем параметрам;
- большой список кодов с расшифровкой;
- высокое качество диагностики.
Минусы:
- необходим отдельный переходник для разъёмов авто 1988-1998 годов выпуска.
7 место — Scan Tool Pro Black Edition
Наш топ лучших мультимарочных сканеров продолжается с упоминания корейского устройства, хорошо совместимого с большинством марок авто. Наиболее подходит он машинам с 1993 года на бензиновых двигателях, а также авто 1996 года с дизельным мотором. Подключение идёт через устройства на базе IOS, Android или Windows с помощью Интернет-соединения или Bluetooth. Отличительная черта бренда — стабильное подключение в процессе проверки.
Плюсы:
- удобство использования;
- совместимость с автомобилями 1993 года выпуска и далее;
- диагностика всех узлов;
- расшифровка кодовых обозначений ошибок;
- невысокая цена.
Минусы:
- нет данных.
8 место — Mongoose Pro JLR
Бренд Mongoose — первопроходец, был в числе первых гаджетов этого сегмента, появившихся на рынке. Подключается лишь к небольшому числу автомобильных разъёмов.
Плюсы:
- интерфейс на русском языке;
- приемлемая цена.
Минусы:
- список возможных функций ограничен.
9 место — ELM327
Продукция китайских производителей, являющаяся копией американского бренда. Предназначена для быстрой и бюджетной диагностики автомобиля на наличие ошибок и неисправностей в работе. ELM327 сможет проверить и импортные и отечественные транспортные средства, не исключая ВАЗ. Для подключения к ПО необходим USB-кабель, Bluetooth или Интернет-соединение. Однако, при приобретении данного гаджета стоит помнить о вероятном возникновении проблем при эксплуатации.
Плюсы:
- компактный;
- подключается к Windows, Android и iOS;
- беспроводная связь;
- низкая стоимость;
Минусы:
- неполное программное обеспечение.
- нелицензионная разработка.
10 место — OBD2 V310
V310 относится к категории полупрофессиональных адаптеров, работающих при любых условиях. Быстро считывает коды ошибок и выдаёт расшифровку на экран. Корпус изготовлен из прочного пластика. Прорезиненный ободок позволяет долгое время пользоваться устройством с большим удобством.
Плюсы:
- поддерживает несколько языков;
- быстро считывает ошибки;
- обширная система кодов;
- предусмотрены специфические коды;
- большой и удобный дисплей.
Минусы:
- не всегда подключается ко всем маркам.
- могут быть неполадки в работе при температуре ниже 30°C.
В данной подборке OBD2 сканеров мы постарались собрать наиболее полную информацию о каждом отличившемся бренде. Известные линейки каждый год стараются вносить улучшения в интерфейс и функционал своих творений. Мы попытались максимально полно описать самые важные и полезные характеристики каждой модели, чтобы ваша покупка была максимально оправданной. Если у вас еще остались какие-то вопросы, то просим вас описать вашу проблему в комментариях!
Узкоспециализированные гаджеты для самостоятельной диагностики автомобиля бывают двух типов: автономные и адаптеры. В первом случае, устройство собирает информацию о сбоях в работе машины и выводит ее на встроенный экран. Во втором, для настройки и визуализации результатов диагностики понадобится смартфон. Для связи автомобиля и автосканера нужно установить приложение и подключиться по Wi-fi сети.
Один из самых важных параметров автомобильного диагностического сканера — его совместимость с определенной моделью машины. На рынке представлены три вида гаджетов:
- Марочные, то есть совместимые с одной маркой авто;
- Мультимарочные, иными словами универсальные, подходящие сразу нескольким маркам;
- Заточенные под одну конкретную модель.
Для того чтобы автовладельцу было проще выбрать устройство для диагностики, мы отобрали лучшие автосканеры 2023 на основе отзывов пользователей и с учетом мнения эксперта Сергея Дяченко, владельца автосервиса и магазина автозапчастей The Garage.
Рейтинг топ-5 лучших недорогих автосканеров для диагностики автомобиля по версии КП
Для того чтобы самостоятельно обнаружить проблему в автомобиле, нет необходимости тратить целое состояние на автосканер. Профессиональные гаджеты могут стоить более 300 000 рублей и для гаражного использования они вряд ли подойдут. Бюджетные модели русифицированы, работают исправно и активно применяются автовладельцами.
1. Автосканер Konnwei KW680
Мультимарочный автосканер KonnWei KW680 применяется для мониторинга, чтения и удаления кодов ошибок двигателя автомобиля. Гаджет оперативно считывает диагностические коды неисправностей и выдает информацию на дисплее, в том числе и в виде графиков. Меню русскоязычное. За счет своевременной диагностики, владелец авто проще и быстрее разберется с основной причиной возникновения ошибки. Автосканер подходит для поддерживающих протоколы диагностики (OBD II и CAN) автомобилей с 1996 года выпуска. В модель встроен словарь кодов ошибок, но к сожалению, сама инструкция на английском языке.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер Кабель USB Руководство пользователя Чехол |
Тип транспорта | Легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Обнаружение, чтение и удаление ошибок двигателя; русскоязычный интерфейс; мультимарочный; есть чехол
Нет русскоязычной инструкции
2. Диагностический автосканер CR3001 на русском языке/ OBD2/EOBD+CAN для диагностики автомобиля
Модель BROM CR3001 подойдет для диагностики автомобилей всех марок. Автосканер проверяет узлы и агрегаты автомобиля, выявляет возможные причины неполадок и позволяет сбросить ошибки. Вся информация на русском языке будет выведена на цветной дисплей. Обновить прошивку можно с помощью подключения устройства к ПК через USB кабель. Согласно отзывам, гаджет совместим со многими автомобилями, но не подходит для диагностики грузовых машин.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер USB-провод для обновления инструкция. |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Русскоязычный; мультимарочный; доступен сброс ошибок; цветной дисплей; обновление прошивки через ПК
Не подходит для грузовых авто
3. Сканер Launch X431 CR3001 для диагностики автомобиля OBD2
Автосканер для диагностики автомобиля Launch X431 CR3001 нужно подключить через через Scart-разъем. Он может быть использован для чтения кодов, сброса ошибок. Девайс мониторит работу всех бортовых систем. Этот автосканер содержит базу ошибок OBDII с протоколом. Управлять гаджетом очень просто с помощью кнопок на корпусе, вся информация отображается на экране на русском языке. Девайс совместим с европейскими авто (с 2001 года выпуска), американскими (с 1996), азиатскими и японскими (с 2003).
Пользователи считают аппарат очень полезным для диагностики, но стоит учитывать, что он не считывает ошибки подушек безопасности и антиблокировочной системы.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер USB-провод для обновления инструкция. |
Тип транспорта | Легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Обширная база ошибок; чтение и удаление; мультимарочный
Не считываются ошибки подушек безопасности и антиблокировочной системы
4. Диагностический сканер OBDII iCarTool IC-300
Автосканер OBDII iCarTool IC-300 стоит приобрести для диагностики автомобиля, который оснащен системой OBD II. Без проблем девайс читает коды и удаляет неисправности. Можно проверять с помощью этого гаджета работу выхлопной системы. Русскоязычный интерфейс и возможность обновления через ПК позволяют использовать устройство не только специалистам в автосервисе, но и автовладельцам в «домашних» условиях. Обладатели iCarTool IC-300 хвалят качество сборки, но жалуются на то, что аппарат немного тормозит.
Характеристики
Тип | Мультимарочный (все, кто оснащен OBD II) |
Комплектация | Автосканер USB-провод для обновления инструкция. |
Тип транспорта | Легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Высокое качество сборки; совместимость со многими марками; простота использования; русскоязычный интерфейс
Система диагностики может подтормаживать
5. Мультимарочный диагностический сканер Delphi DS150E ( Bluetooth, V 3.0 Nec реле, GEX, F1232RQ )
Delphi DS150E представляет собой мультимарочный сканер для всех типов автомобилей (легковые,грузовые и даже автобусы). С помощью этого бюджетного устройства владелец авто может провести полную диагностику систем, проверить работоспособность всевозможных механизмов и датчиков, адаптировать и кодировать блоки. Он оснащен функцией памяти и индикатором контроля диагностического процесса. Единственный минус, что конкретный список читаемых блоков можно узнать лишь у производителя, потому что функционал зависит от совместимости с автомобилем (важен именно год выпуска).
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер Кабель USB Руководство пользователя |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Широкий функционал; мультимарочный; память и световой индикатор состояния
В зависимости от года выпуска считывает различные блоки
Рейтинг топ-5 лучших автономных сканеров для диагностики автомобиля по версии КП
Если вы хотите приобрести независимое устройство, которое не взаимодействует с другими девайсами во время настройки, диагностики и выдачи результатов, то выбирайте автономные сканеры. Гаджет подсоединяется к ЭБУ и считывает всю необходимую информацию, на основе которой принимается решение о проведении ремонтных работ.
1. Launch X431 PRO v5.0
Сканер Launch X431 PRO v5.0 с русскоязычным интерфейсом приближен по функционалу к оригинальным дилерским приборам и диагностирует автомобили 90 марок. Работает девайс от аккумулятора емкостью 6300 мАч. В комплект входят 12 разных кабелей (разъем BENZ-14 pin, 38 и другие).
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер 12 адаптеров Кабель питания и удленитель Руководство пользователя |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Более 90 марок; работа от аккумулятора; богатая комплектация
Полупрофессиональная модель, поэтому с подключением сходу разобраться будет непросто
2. Сканер универсальный Carman Scan CM Lite
Еще один образец автономного сканера со встроенным процессором и ОС для полноценной диагностики автомобиля. Оснащен черно-белый экраном, прост в настройке. Полученные в результате диагностики результаты можно вывести на печать. Совместим с множеством марок. Компактный, поэтому можно взять с собой в дорогу. Из минусов только не полностью русифицированный интерфейс.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер Usb Руководство пользователя |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Компактный; простой в управлении; мультимарочный
Не полностью русифицированный интерфейс
3. Autel MaxiSys MS906BT, автосканер диагностический российская версия
Автосканер с дилерским функционалом Autel MaxiSys MS906BT подходит для 86 марок автомобилей. Осциллограф входит в комплект. Пользователю доступны и тест-блоки, и
расширенные функции кодирования. Интерфейс русифицирован более чем на 70%. Девайс работает на базе процессора Samsung Exynos Hexa-Core Processor. Требуется обучение, потому что с широким функционалом любителю не разобраться.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Автосканер Осциллограф Руководство пользователя |
Тип транспорта | Легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Широчайший функционал; 86 марок; большая часть интерфейса на русском; мощный процессор
4. Диагностический сканер Сканматик 2 PRO Базовый
Один из лидеров российского рынка профессионального оборудования — сканер Сканматик 2 PRO. Диагностирует электронные системы управления автомобилей через USB или Bluetooth подключение. 20 марок помимо тех, что поддерживают OBDII. Учтите, что придется отдельно покупать кабель OBDII+Aux.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Адаптер Сканматик SM2-PRO Кабель OBD2 Кабель USB (1.8м) Кабель питания от прикуривателя OBD2-GM12 OBD2-GAZ12 Кейс |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Отечественный; профессиональный; прост в использовании
Требуется докупить отдельно кабель
5. Диагностический сканер ANCEL AD530
Перейти от диагностики к рекомендациям по ремонту поможет автомобильный сканер ANCEL AD530. С ним не придется заниматься долго настройкой, потому что в нем есть встроенное программное обеспечение, поддерживающее все протоколы OBDII и CAN. Нажимая кнопку i, вы получаете подробную инструкцию по ремонту без сложных технических терминов. Все стартовое ПО и пожизненные бесплатные обновления в свободном доступе на официальном сайте ANCEL. Русскоязычный интерфейс и яркий ЖК экран позволяют в полной мере получить необходимую информацию по результатам диагностики.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Сканер ANCEL AD530, инструкция по эксплуатации |
Тип транспорта | Легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Полноценная диагностика всех систем; вывод на дисплей доступной информации по ремонту; бесплатное пожизненное обновление ПО
Малая комплектация; перед покупкой нужно уточнить поддержку марки вашего автомобиля
Рейтинг топ-5 лучших автосканеров-адаптеров для диагностики автомобиля по версии КП
Если вы готовы потратить немного времени на сопряжение вашего девайса с устройством для диагностики, то смело приобретайте автосканер-адаптер. Какой выбрать, читайте далее.
1. Адаптер Diagmall ELM327 OBD2 WIFI V1.5 PIC18F25K80 2PCB
Считать ошибки Check Engine и сбросить их, убедившись что в ремонте машина не нуждается, можно с помощью адаптера Diagmall ELM327. Он совместим с разными ОС (Android, iOS, Windows). Мультимарочный, поэтому подойдет ко многим ЭБУ. Из минусов, пользователи отметили только необходимость регулярно обновлять ПО.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Сканер, диск с ПО |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Совместим с разными ОС; многофункциональный; мультимарочный
Часто требуется обновление ПО
2. Адаптер диагностический ELM327 WIFI для Android/IOS ICARTOOL IC-327WIFI
Автосканер ELM327 с высокой скоростью передачи данных поддерживает все известные протоколы OBDII. Он совместим со различными диагностическими программами и легко подключается по беспроводной сети Wi-fi к смартфона/планшетам на базе Android и iOS. Им легко можно диагностировать любой автомобиль, вышедший в продажу не ранее 1996 года (дизельные с 2004). Для работы сканера нужно использовать приложение Car Scanner.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Адаптер IC-327wifi, Упаковка, Инструкция по установке на русском языке |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Совместимость со многими марками; чтение большинства протоколов; русскоязычный интерфейс
Требуется установка приложения для диагностики
3. Адаптер для диагностики авто OBD II, Bluetooth, AD-1, версия 2.1
Диагностировать авто, подключив смартфон по Bluetooth можно с помощью адаптера. Он совместим с сотней легковых автомобилей (с 2007 года выпуска). Чтение кодов ошибок и их устранение происходит на высоких скоростях обмена информацией, но при этом с защитой от перегрузки.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Адаптер Диск ПО |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Подключение по Bluetooth; понятное меню настроек; защита от перегрузки
В комплекте только адаптер и диск с ПО
4. Автосканер диагностический ELM327 OBD2 WiFi версия 1.5 с кнопкой для IOS, Android, Windows
Универсальный адаптер, который совместим с автомобилями где есть разъем OBDII. Предназначен для чтения и сброса кодов ошибок. Со смартфоном соединяется по Wi-fi. Совместим со всем ОС. По отзывам пользователей, не всегда связь стабильна.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Адаптер |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Прост в настройке; универсальный
5. Адаптер диагност ELfoC-B-V1.5-2PCB ELM327 OBD2 BLUETOOTH V1.5 PIC18F25K80 (две платы с резонатором 4 Мгц)
Для отображения точных результатов диагностики в приложении Car Scanner и Тorque, пользователю нужно подключить адаптер в разъем OBD2. С девайсом связь устанавливается по беспроводному соединению Bluetooth. По отзывам работает сканер на ура, чему способствует последняя версия ПО.
Характеристики
Тип | Мультимарочный |
Комплектация | Адаптер |
Тип транспорта | Грузовые и легковые автомобили |
Плюсы и минусы
Последняя версия ПО; два приложения на выбор для отображения результатов диагностики; Bluetooth соединение
Совместимость с моделями стоит проверить в перечне производителя
Как выбрать автосканер для диагностики автомобиля
При подборе устройства для диагностики автомобиля владельцу стоит учитывать три важных параметра.
- Совместимость автосканера и марки машины. Лучше брать универсальные мультимарочные, потому что при смене транспортного средства не придется покупать новый сканер.
- Возможность обновления программного обеспечения. Если хотите чтобы автосканер работал шустро и четко, придется следить за выходом обновлений ПО. Для большинства моделей это возможно сделать с помощью подключения девайса к ПК (usb шнур почти всегда идет в комплекте).
- Простота использования. А именно русскоязычный интерфейс, инструкция и понятный способ подключения автосканера к авто.
Отзывы экспертов об автосканерах для диагностики автомобиля
— Конечно, портативный девайс не заменит полноценную диагностику в автосервисе, но в целом, поможет понять автовладельцу насколько проблема серьезная, — считает владелец автосервиса и магазина автозапчастей The Garage Сергей Дяченко, — Для первичного анализа нет необходимости тратиться на дорогостоящее оборудование, ведь для считывания большинства кодов подойдет простой автосканер. Главное — выбрать совместимое с вашим автомобилем устройство.
Популярные вопросы и ответы
На самые популярные вопросы,связанные с выбором техники для диагностики ответил Сергей Дяченко.
Как подключить автосканер?
В зависимости от модели автосканера, подключение будет отличаться. В одном случае достаточно подсоединить прибор в гнездо бортового компьютера (OBDII). В другом, потребуется еще связать прибор с телефоном через Bluetooth или по Wi-fi, чтобы работать в приложении.
Как пользоваться автосканером?
Если вы выберите совместимое с вашим авто устройство и все правильно подключите, то сможете посмотреть показатели датчиков автомобиля на экране самого автосканера. Данные можно выгрузить и показать потом своему автомеханику, к примеру.
Требуется ли установка каких-то программ для использования автосканера?
Да, автосканерам адаптерам требуется приложение для авто диагностики, потому что сам девайс лишь считывает информацию, а получить ее в читабельном виде автовладелец сможет только через приложение. Производитель всегда указывает что нужно установить до начала диагностики и как сконнектить девайсы.
Длительное время поиск неисправностей автомобиля при нестабильной работе его систем был нетривиальной задачей, с которой нередко не справлялись даже работники СТО и автосервисов, обладающих значительным опытом, навыками и знаниями об устройстве автомобиля. Задача усложнялась ещё и потому, что каждый автопроизводитель старался использовать собственные наработки, в той или иной мере не способствующие стандартизации автомобильной отрасли в целом. С появлением электронных датчиков и цифровых блоков управления проблема диагностирования сдвинулась с мёртвой точки. Но и здесь разнообразие стандартов требовало от ремонтников приобретения большого количества приборов, понимающих коды ошибок и систему команд, описывающих работу двигателя и других систем, отличающихся для разных марок/моделей авто. Принятие стандарта ODB2 (сначала на американском рынке, а впоследствии – повсеместно) позволило упорядочить значительную часть информации, выдаваемой бортовым компьютером в результате съёма показаний датчиков. Появление автосканеров, ориентированных на протокол ОДБ2, не заставило себя ждать, и в настоящее время именно такие девайсы получили самое широкое применение.
Попытки автоматизировать средства диагностики предпринимались с момента появления бортовых компьютеров в середине 70-х годов. Собственно говоря, компьютерами эти устройства назвать было сложно, этот термин появился гораздо позже. Электронные блоки управления работой силовых агрегатов уже тогда имели примитивные средства самодиагностики, но использовать их могли исключительно специалисты посредством замыкания определённых контактов разъёма ЭБУ. О необходимости унификации обмена данными между автомобильной периферией и блоком управления заговорили в начале 80-х, и именно тогда была предпринята первая попытка реализации этой идеи. Специалисты General Motors разработали протокол обмена данными с использованием интерфейса ALDL собственной разработки, который первоначально использовался только на автомобилях данного бренда. После усовершенствований протокола в 1986 году, направленных на увеличение скорости и объёмов обмена данными, на него обратили внимание другие автопроизводители, а в 1991 году в Калифорнии, где из-за загрязнённости воздуха экологи начали бить тревогу, был введён регламент, согласно которому все продаваемые в этом штате автомобили должны были использовать протокол OBD1.
Хотя первоначальная направленность стандарта была экологической (слежение за выхлопом), он был встречен специалистами сервисных центров с энтузиазмом. Но только через пять лет появилось вторая версия протокола, в которой уже регламентировались и стандартизировались и протоколы ошибок, и используемые разъёмы, и месторасположения разъёма. Действие стандарта было распространено на все продаваемые в США автомобили, поэтому европейские и азиатские автопроизводители, желающие продавать в Северной Америке свою продукцию, также были вынуждены принять протокол OBD2. В 2004 году, когда стандарт распространился и на дизельные авто, протокол дополнили спецификациями Controller Area Network, направленными на стандартизацию шины обмена информацией.
Интерфейс OBD2
Под этим ёмким понятием следует понимать:
- собственно разъём для подключения периферии и датчиков,
- электрические подключения (провода, колодки);
- систему управляющих команд для передачи цифровых данных между ЭБУ и программно-аппаратными средствами диагностики;
- стандарты, касающиеся схематики разъемов (в частности, распиновки диагностического разъема ОБД2).
Общепризнанная геометрия разъёма – трапециевидный корпус в шестнадцатипиновом исполнении, однако, именно таких стандартных параметров придерживаются не все автопроизводители: на многих грузовиках используются разъёмы других форм и размеров, но с обязательным соответствием правилам использования шин передачи данных. Даже на некоторых моделях Mazda вплоть до 2003 года использовался разъём, не соответствующий протоколу по форме. Впрочем, не регламентируется стандартом, и где должен быть расположен разъём ODB2. Единственная рекомендация – он должен находиться на расстоянии, не превышающем 1 метр от рулевой колонки, то есть в пределах прямой досягаемости рук водителя. Неудивительно, что общепризнанного места установки разъёма нет. Его располагают:
- под приборной панелью (слева от руля);
- в районе разъёма для пепельницы;
- под заглушками, которые обычно имеются на консоли всех современных авто;
- под кронштейном ручного тормоза;
- во внутреннем пространстве подлокотника.
Для конкретной модели местоположение диагностического разъёма можно узнать из справочного руководства или, погуглив в интернете.
Распиновка разъёма OBD2
Как уже отмечалось, стандартом предусматривается использование разъёма трапециевидной формы с 16 пинами, почти половина из которых зарезервирована для самостоятельного использования автопроизводителями. Схема контактов (распиновка ОБД2 разъёма) представлена на следующем рисунке:
Назначение контактов:
- зарезервировано для автопроизводителей;
- SAE-J1850/1850 (+);
- зарезервировано для автопроизводителей;
- заземление кузова автомобиля (масса);
- сигнальное заземление;
- высокоскоростная CAN-шина;
- двунаправленная шина K-Line;
- зарезервировано для автопроизводителей;
- низкоскоростная CAN-шина;
- SAE-J1850/1850 (-);
- зарезервировано для автопроизводителей;
- зарезервировано для автопроизводителей;
- зарезервировано для автопроизводителей;
- высокоскоростная CAN-шина;
- шина стандарта L-Line;
- плюсовой контакт питания от АКБ.
Поскольку наиболее распространёнными протоколами обмена данными в автомобиле считаются CAN/K-Line/L-Line, именно эти контакты задействованы в большинстве случаев. Схема взаимодействия между ЭБУ и отслеживаемыми блоками следующая: бортовой компьютер посылает сигналы на датчики и исполнительные устройства по указанным шинам в соответствии с протоколом ОБД2, получая от них данные о неисправностях и отклонениях в работе в закодированном виде (опять же в полном соответствии со стандартом). Автосканеры опрашивают ЭБУ, получая и декодируя эти данные, выводя их на встроенный дисплей или внешнее устройство. Наличие зарезервированных шин предполагает подключение внешних устройств, диагностирование которых стандартом не предусмотрено. Достаточно часто именно такие устройства становятся причиной неработоспособности автосканера.
Поскольку основная шина – CAN, обычно именно её обрыв или КЗ и становятся причиной отсутствия связи между диагностическим устройством и блоками управления (например, АБС, кузовными элементами, подушками безопасности). Их неправильное подключение и может вызвать замыкание CAN-шины. Проблему решают, поочерёдно отключая эти устройства. Редко, но бывает, что в автомобиле работает нештатная автомагнитола (или медиацентр), которая закорачивает другую востребованную шину – К-Line. Проверяют это аналогичным образом, отключив магнитолу. Впрочем, распиновка диагностического разъема ОБД2, выполненная в заводских условиях, не должна приводить к возникновению подобных проблем, независимо от количества дополнительных устройств, диагностирование которых не предусмотрено базовой частью протокола. А вот самостоятельное подключение любого нештатного устройства может вызвать неработоспособность диагностического оборудования.
Подключение сканеров к нестандартному разъёму
Схема распиновки OBD2 разъёма предусматривает использование конкретных шин для конкретных целей, но некоторые автопроизводители, придерживаясь стандартной распиновки, не соблюдают общепринятый формат разъёма. Особенно это касается грузового транспорта, но нередко можно встретить и легковые авто (в большинстве случаев – произведённых до 2000 года), у которых диагностический разъём имеет нестандартный вид. В таких случаях прибегают к использованию соответствующих переходников, которые достаточно сложно найти в обычных автомагазинах, но легко – в интернете. Если приобрести подходящий переходник затруднительно, достаточно иметь схему распиновки разъёма ОБД вашего транспортного средства, чтобы изготовить его самостоятельно (при наличии навыков обращения с паяльником и знаний основ электротехники). Опять же, схему перекоммутации контактов диагностического разъёма можно найти в сети.
Для профессиональных автосервисов лучше воспользоваться наборами переходников, в состав которых входит от шести до двух десятков различных переходников. При их использовании нестандартный разъём переходника подключается к ОБД порту ЭБУ, второй разъём – к порту диагностического кабеля (как вариант – непосредственно в автосканеру). Встречаются и такие ситуации, когда использование переходника не позволяет произвести диагностику из-за того, что ЭБУ просто не поддерживает работу по OBD-протоколу. В этом случае (речь идёт о возрастных авто) следует искать соответствующий сканер.
Подключение автосканеров к Android-устройствам
Эту процедуру можно выполнить, используя беспроводное соединение через Wi-Fi или Bluetooth. Наиболее распространённый в нашей стране сканер-адаптер ELM327 позволяет использовать только Bluetooth соединение, но есть множество бюджетных автосканеров с функцией Wi-Fi, поэтому рассмотрим сначала именно этот вариант. Если вы являетесь обладателем достаточно древнего смартфона (например, работающего под Андроид 2.2), вы не сможете использовать Wi-Fi-соединение по причине отсутствия поддержки в этой версии операционки ad-hoc-сетей. Проблема решается установкой соответствующего приложения. Порядок действий при подключении адаптера к смартфону:
- Подключаем сканер к разъёму OBD-2 на ЭБУ, ждём примерно 20 секунд. Если на автосканере начали мигать светодиоды – можно приступать к его подключению к Андроид-устройству.
- Запускаем на смартфоне сканирование Wi-Fi сетей, в появившемся списке должна иметься запись типа WiFi_OBD2 или её вариации.
- Нам необходимо выполнить некоторые настройки, для чего зажимаем наименование появившейся сети, а выпавшем меню выбираем пункт «Изменить сеть».
- На появившемся экране ставим галочку напротив пункта «Дополнительные параметры».
- Жмём на параметр «Настройки IP», переходим по вкладке «Пользовательские» (или «Статические»).
- Вручную вводим IP-адрес, который должен начинаться с 192.168.0, а последняя цифра должна быть больше 10, поскольку по умолчанию адрес 192.168.0.10 присваивается самому автосканеру.
- Нажимаем кнопку «Сохранить» – если всё сделано правильно, статус сети изменится на «Подключено».
- Остаётся только установить приложение, позволяющее работать с диагностическим устройством, запустить и настроить его. В качестве примера рассмотрим распространённую программу Torque.
- В пункте меню «Состояние адаптера» выбираем подпункт «Настройки».
- В появившемся меню выбираем пункт «Настройки адаптера OBD».
- Жмём «Тип подключения», выбираем сеть WiFi.
- Программа сама должна определить адрес сканера (192.168.0.10), если это не так – прописываем его вручную, а в графе «Порт» указываем значение 35000.
- Настройки выполнены, можно приступать к работе с диагностическим устройством.
А теперь рассмотрим процедуру подключения адаптера OBD2 к смартфону через Bluetooth.
Алгоритм подключения будет следующим:
- сначала подключаем сканер к разъёму OBD-2 на ЭБУ;
- включаем смартфон, запускаем поиск доступных соединений;
- появится список устройств со включённым Bluetooth, выбираем наш адаптер;
- вводим код (пароль) подключения, который можно узнать из документации к автосканеру.
Если документация утеряна, можно попытаться ввести следующие пароли, один из которых может оказаться валидным:
- 0000;
- 9999;
- 1234;
- 6789.
Если связь между смартфоном и сканером не устанавливается, чтобы исключить причину неправильного пароля, попробуйте подключить ELM327 к другому смартфону. Если получится – причина не в коде, а в особенностях реализации микроконтроллера самого сканера – нередки случаи, когда он отказывается работать с мобильным устройством, но хорошо коннектится к ноутбуку. Другая распространённая причина отсутствия связи между устройствами – ограниченный лимит времени, выделяемого на обнаружение Bluetooth-устройства, поэтому поиск на смартфоне автосканера семейства ELM327 лучше производить не позже чем через минуту после подключения последнего к разъёму OBDII – в этом случае проблем со временем обнаружения сети возникнуть не должно.
Подключение сканера к ПК с ОС Windows
Хотя всё большее количество пользователей использует смартфон в качестве миниатюрного персонального компьютера, а тенденция к увеличению размера экрана просматривается достаточно чётко, именно последний фактор часто играет решающую роль при выборе периферии, используемой для диагностики состояния автомобиля. Всё-таки 5 и 15 дюймов – это ощутимая разница, да и в вычислительной мощи смартфоны пока явно уступают своим старшим собратьям. В то же время просмотр некоторых режимов работы агрегатов автомобиля требует одновременного наблюдения как минимум за двумя разными показателями датчиков, чтобы увидеть существование или отсутствие определённой зависимости между ними. Сделать это на смартфоне не удастся, поэтому профессионалы предпочитают проводить диагностику на ноутбуке или стационарном компьютере.
Не возбраняется это делать и рядовым автолюбителям – ноутбуком сегодня никого не удивишь, а его подключение к автосканеру практически ничем не отличается от аналогичной процедуры для смартфонов, несмотря на различие операционных систем. Тем более что для сканеров семейства ELM327 нет проблем с драйверами для всех версий ОС от Microsoft, начиная со старушки Windows XP. Другое дело – поддерживает ли сканер вашу модель автомобиля. Эту информацию можно выудить из документации к адаптеру или на официальном сайте производителя. Обычно в комплекте с диагностическим устройством идёт и соответствующее программное обеспечение, поставляемое на CD-диске. Если его нет или потеряно – тоже не беда: на просторах всемирной сети необходимую программу можно найти и скачать буквально за несколько минут.
Алгоритм подключения следующий:
- Подключаем сканер к разъёму OBD2 на ЭБУ, ждём примерно 15 – 20 секунд. Если на автосканере начали мигать светодиоды – можно приступать к его подключению к компьютеру.
- В панели управления выбираем вкладку «Устройства и принтеры» (она может называться и по другому, например, «Принтеры и факсы»). Добавляем обнаруженный Bluetooth-адаптер, который должен иметь наименование, включающее слово «OBDII», «OBD2» или «CHX».
- При появлении запроса на ввод PIN-кода проставляем комбинацию «1234» (пароль для ELM327 по умолчанию), если он не подходит – комбинацию «6789».
- После добавления автосканера будут высвечены зарезервированные для него входящие/исходящие COM-порты, последний следует запомнить.
- После запуска диагностической утилиты необходимо в настройках программы прописать порт, который мы ранее запомнили.
Всё, настроечная часть работы выполнена. Осталось только включить двигатель и начать его диагностировать.
Подключение сканера к IPhone
«Яблочные» смартфоны – гаджеты уникальные. Достаточно упомянуть, что в этих устройствах Bluetooth предназначено для работы исключительно с телефонной гарнитурой. Чтобы использовать возможности этого сетевого протокола по полной, придётся установить утилиту RoqyBT4 (берём её на Cydia) вместе с дополнением RoqyOBD. За программу придётся заплатить порядка 5 долларов, но если ваш сканер не имеет Wi-Fi, то его покупка обойдётся намного дороже. Так что для сканеров ELM327 Bluetooth – это оптимальный вариант.
Процедура подключения следующая:
- подключаем сканер к ОБД2-разъёму;
- запускаем RoqyBT4, активируем Bluetooth;
- в списке доступных Bluetooth-устройств выбираем наш адаптер, который должен называться «Generic OBD token» или похоже, вводим PIN-код, указанный в инструкции к сканеру;
- как только появится сообщение «Соединено» («Connected»), запускаем диагностическую утилиту (на компакт-диске, идущем вместе со сканером, имеется программа DashCmd);
- дожидаемся, когда программа законнектится со сканером (красный кружочек сменится на зелёный).
Как видим, в принципе ничего сложного, за исключением использования приложения, позволяющего задействовать Bluetooth для связи с другими устройствами, поддерживающими этот беспроводный протокол передачи данных.
Алгоритм диагностики автомобиля
Итак, если все настройки выполнены, можно приступать к собственно диагностике. Первая задача – это подключение автосканера к бортовому компьютеру. Здесь всё просто: используем поставляемый в комплекте OBD-кабель, который подсоединяется к диагностическому разъёму ЭБУ. Если на сканере загорается зелёный светодиод – всё в порядке, если нет – следует искать причину неподачи на вход адаптера питания +12В (за это отвечает 16-й пин диагностического разъёма). Возможно, всё дело в сгоревшем предохранителе, защищающем этот участок цепи, если он цел – возможно, имеется разрыв цепи или её КЗ, которое нужно устранить. Для автономного сканера никаких дополнительных действий предпринимать не нужно. Но при использовании самого распространённого в нашей стране адаптера семейства ELM327 или аналогов потребуется его подключение к смартфону, ноутбуку или любому другому устройству с дисплеем (как настроить OBD2 адаптер к Андроид-устройствам или ноутбуку, работающему под ОС Виндовс, мы уже знаем). После подключения посредством беспроводного соединения (продвинутые сканеры могут иметь и LAN-порт) запускаем на компьютере диагностическую программу. Перечень такого ПО достаточно обширен (см. статью о выборе автосканера).
Первое, что необходимо выполнить – указать марку/модель авто, год выпуска и тип двигателя. После включения зажигания запустится режим самодиагностики (об этом будут свидетельствовать мигающие светодиодные лампочки на панели приборов), после чего запускается режим статического обнаружения неисправностей. Процесс диагностики должен сопровождаться миганием светодиодов на автосканере. По окончании процесса программа запросит у ЭБУ коды обнаруженных ошибок и выдаст их на экран в удобочитаемом виде. Если утилита русифицирована, сообщения будут на русском языке, но китайские производители часто грешат неточностью перевода, поэтому желательно записать также цифровой код ошибок, которые впоследствии следует проанализировать и попытаться устранить неисправность.
Большинство автосканеров имеет режим стирания ошибок из памяти бортового компьютера, этой опцией следует пользоваться после каждого сканирования. Выключаем зажигание и через несколько минут заводим двигатель, даём ему поработать 5 – 8 минут, после чего осуществляем небольшой заезд, сопровождающийся выполнением всех возможных манёвров (поворотов в обе стороны, торможения/ускорения, реверсного движения, включения всех световых приборов и по возможности – прочего электрооборудования). После контрольного заезда опять включаем режим диагностики, сравниваем результаты с предыдущими. Те ошибки, которые остались, и являются активными, требующими реакции со стороны автовладельца. Практически все автосканеры, кроме обнаружения неисправностей, позволяют наблюдать работу отслеживаемых систем в динамике при работающем моторе. Параметры их функционирования отображаются на дисплее в виде символьно-цифровой или графической информации, для интерпретации которой требуются определённые навыки и опыт – обычно это прерогатива профессиональных мотористов или автоэлектриков.
Расшифровка кодов ошибок
Одно из главных достоинств протокола OBD2 – унификация кодирования неисправностей, что гарантирует одинаковую их интерпретацию независимо от марки/модели транспортного средства. Структура кода неисправности отображена на следующем рисунке:
Как правило, сканер при высвечивании обнаруженных ошибок вместе с кодом указывает и описание неисправности. А уже по коду и описанию ошибки можно пробовать искать в интернете способы устранения неисправности, забив в поисковике код ошибки и название своего автомобиля. Работники автосервисов в принципе хорошо осведомлены о том, что означает каждая ошибка и что нужно сделать для её исправления. Но автолюбителям следует быть осторожнее: сведения, почерпнутые на специализированных форумах и других автомобильных ресурсах, могут содержать ошибки или неточности, которые могут отразиться на результатах самостоятельного ремонта, поэтому лучший способ решения проблемы – поиск и просмотр соответствующих видеоматериалов.