Синтаксические нормы типы синтаксических ошибок

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

  • порядком слов

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Виды синтаксических ошибок

  1. Неправильное
    согласование:
    Молодежь
    любят
    ходить в театр (любит); Собака Шарик
    увидел кошку
    и погнался
    за ней (увидела и погналась); Молодая
    инженер
    Ирина Петровна вошла в цех (молодой); Я
    живу в городе Тюмень
    (Тюмени); Мальчик рос круглой
    сиротой (круглым).

  2. Неправильное
    управление:

    Согласно приказа
    ректора (приказу), заведующий кафедры
    (кафедрой), оплатите за
    проезд

    (оплатите проезд, заплатите за проезд);
    тревожусь о
    тебе
    (за
    тебя), преимущество над
    врагом

    (перед), указать о
    недостатках

    (на недостатки), отзыв на
    статью

    статье), недовольство на
    низкую зарплату

    (низкой зарплатой), пришел с
    университета

    (из), отметил об
    успехах

    (успехи), уверенность в
    победу

    (победе), сетует об
    этом
    (на
    это), по
    приезду

    вспомнил (по приезде).

  3. Местоименное
    дублирование подлежащего:

    Якушев – он
    наш губернатор; Дети – они
    любят шалить; Солнце –
    оно
    уже
    пригревает; Таня – она
    очень умная студентка.

  4. Неправильное
    конструирование сказуемого:

    Вырасту и буду футболист
    (футболистом); Механизмы должны быть
    выключенные
    и запертые
    после работы (выключены и заперты);
    Мальчик мечтал быть моряк
    (моряком).

  5. Отсутствие
    видовременной соотносительности
    глаголов-сказуемых:

    Вернувшись с работы, поужинала,
    а потом читаю
    (почитала); Студенты достали
    тетради и
    готовились
    к лекции (приготовились); Девушки
    рассмеялись
    и смотрят
    друг на друга (посмотрели); Двери
    закрылись,
    и автобус трогается
    с места (тронулся).

  6. Пропуск членов
    предложения
    :
    Водитель включил свет в салоне и (?)
    тронулся (автобус
    тронулся); На костре (?) лучшие люди села
    (присутствуют);
    На стене висят (?) писатели (портреты
    писателей
    );
    Весной на реке ломается лед, (?) разливается,
    заливает свои берега (она
    / река
    ); В
    киоске продаются (?) актеры кино (портреты
    / фотографии актеров
    ).

  7. Неправильный
    порядок слов
    :
    Жителям пострадавшего района от
    наводнения была своевременная помощь
    оказана; Мы увидели в шагах двадцати
    дерево; Умные нужны нашей стране люди;
    Рыбтрест начинает набор для экспедиционного
    лова юношей в возрасте до двадцати пяти
    лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза
    Козлова М.П. на двадцать восьмой день
    после отела получила от коровы под
    кличкой Маруська 37 литров молока; Хозяин
    оттолкнул собаку ногой, которая сразу
    обиделась и убежала.

  8. Двойная
    синтаксическая связь
    :
    Жильцы требовали ликвидации неполадок
    и ремонта (требовали ремонта или
    ликвидации ремонта?); Он добивался
    отпуска без сохранения содержания и
    путевки (добивался путевки или отпуска
    без путевки); Подготовка охотников для
    истребления волков и лиц, ответственных
    за проведение этого мероприятия.

  9. Синтаксическая
    двузначность
    :
    Чтение Евтушенко произвело неизгладимое
    впечатление (читал Евтушенко или читали
    его произведения?); Возвращение детей
    (дети вернулись или их кто-то возвратил);
    рассказ писателя взволновал всех
    (рассказанное писателем или написанный
    им рассказ).

  10. Нарушение
    синтаксической связи оборотов с
    предлогами кроме, помимо, вместо, наряду
    с
    (эти обороты
    должны управляться глаголами-сказуемыми):
    Кроме спорта,
    читаю книги;
    Наряду с психологическим потрясением,

    в результате пожара люди потеряли
    жилье.

  11. Свободный
    (независимый) деепричастный оборот:
    Придя домой после школы
    ,
    котенок встретит меня радостным
    мяуканьем; Узнав
    о конкурсе
    ,
    у меня появилось желание участвовать
    в нем; Мальчик вел собаку, весело
    виляя хвостом
    ;
    Гуляя по
    коридору,

    нашелся карандаш; Прибежав
    под дерево
    ,
    дождь кончился; Сняв
    фильм «Американская дочь»
    ,
    боль отпустила Шахназарова; Будучи
    без сознания
    ,
    его отвезли в больницу.

  12. Установление
    отношений однородности между членами
    простого предложения и частями сложного:

    Мальчик ждал вечера и
    когда
    придет
    мама; Гуляя на морозе и
    если
    не
    беречься, можно простудиться; Я не люблю
    болеть и
    когда
    меня
    воспитывают.

  13. Смещение
    конструкции
    (говорящий
    строит начало предложения по одной
    модели, а конец – по другой): Последнее,
    на чем я остановлюсь, это
    на оформлении
    контрольной
    работы (это оформление); Главное, чему
    следует уделять внимание, это
    своей грамотности

    (это грамотность); Первое, о чем я вас
    попрошу, это
    о дисциплине

    (это дисциплина); Единственное, чего
    здесь не хватает, это
    списка

    литературы (это список литературы);
    Когда Базарову не хотелось никого
    видеть, и
    это
    он уходил
    куда-нибудь (то он уходил куда-нибудь).

  14. Смешение прямой
    и косвенной речи
    (отсутствие
    необходимой замены местоимений первого
    лица местоимениями третьего лица и
    др.): Преподаватель сказал, что я
    проверю
    все конспекты (он проверит …); Базаров
    сказал, что мой
    дед землю пахал (его дед); Пушкин пишет,
    что чувства добрые я
    лирой пробуждал
    ,
    что в наш жестокий век восславил
    я
    свободу;
    Брат сообщил мне по секрету, что я
    сегодня иду
    на первое свидание.

  15. Неправильный
    выбор союза или союзного слова:
    Вопрос
    обсуждался у ректора, где
    было принято решение (и было…); Нельзя
    мириться с тем, когда
    студенты
    опаздывают, нецензурно выражаются и
    курят у входа (с тем, что…); Я взял в
    библиотеке книгу, где
    есть все правила орфографии и пунктуации
    (в которой); Я опоздал, потому
    как
    везде
    пробки (потому что; союза потому
    как
    в
    литературном языке нет).

  16. Дублирование
    союзов:
    В
    темноте ему почудилось, что
    будто
    кто-то
    идет за ним; Он сказал, что
    будто бы

    уже написал курсовую работу.

  17. Неправильная
    расстановка частей составного союза:

    Мы были не
    только
    на
    конференции, но
    и
    выступили
    с докладом (Мы не только были, но и
    выступили; Роман Булгакова «Мастер и
    Маргарита» заставляет не
    только

    задуматься о высоком, но
    и
    воспитывает
    (не только заставляет задуматься, но
    и… ); В лесу мы собрали не
    только
    много
    грибов и ягод, но
    и
    поймали
    белку (мы не только собрали…, но и
    поймали …).

  18. Лишнее
    соотносительное слово в главном
    предложении

    (указательное местоимение): Мы смотрели
    на те
    звезды, которые усеяли небо; Щенок
    раскатился на том
    полу, который был мокрый; Вошел тот
    преподаватель, который ведет физику.

  19. Одновременное
    использование подчинительного и
    сочинительного союза: Когда

    начался пожар, и
    люди не растерялись, а потушили его;
    Если
    пойдет дождь, а
    мы спрячемся
    под деревом; Чтобы
    быть здоровым,
    и
    вот я занимаюсь спортом.

  20. Разноструктурность
    однородных частей бессоюзного сложного
    предложения
    :
    О докладе студента можно сказать
    следующее:
    доклад не

    вполне соответствует
    теме; желательно
    использовать

    больше фактов; не
    указывается

    практическая значимость
    проведенного исследования (О докладе
    студента можно сказать следующее:
    неполное соответствие теме, недостаточное
    использование фактов, отсутствие
    указания о практической значимости…).

21. Нарушение границ
предложения: Которые студенты опаздывают,
мешают другим; После школы я подумал и
решил. Что надо учиться дальше. И поступил
в университет (После школы я подумал и
решил, что надо учиться дальше, и
поступил…).

Соседние файлы в папке Русский

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ

ТИП  ОШИБКИ

ПРИМЕР С ОШИБКОЙ

ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ

КОММЕНТАРИЙ

1

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с
предлогом и без.

См. также Приложение в конце таблицы

Л. Леонов утверждал, что патриотизм
всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.)
количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм
всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного
в него труда.

Зависимое
слово при прил. пропорционален   должно стоять  в Д.п.

описывать
чём? П.п.)
о происшествии

описывать (кого?
что? В.п.)
происшествие

Зависимое
слово при глаголе описывать  должно стоять  в В.п. без
предлога
.

оплатить (за
кого? что? В.п.)
за билеты 

оплатить
(кого? что? В.п.) билеты
или заплатить
(за кого? что? В.п.) за билеты

Зависимое
слово при глаголе оплатить  должно стоять  в В.п. без
предлога
.                                             
А при
глаголе заплатить в В.п. с предлогом за.

привычка (кого?
чего? Р.п.)
чтения

привычка
кому? к чему? Д.п.)
к чтению

Зависимое
слово при сущ. привычка должно стоять  в Д.п. с предлогом к,
а не в Р.п.

день  рождение

день  (кого?
чего? Р.п.)
рождения

При
склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда
ставится в Р.п.

поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём

поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября

При
указании даты после порядкового числительного название месяца ставится
в Р.п.

Готовимся к знаменательной
дате Восьм
ому марта (Д.п.).

Готовимся к знаменательной
дате Восьм
ое марта (И.п.)

Порядковое
числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата,
день
ставится в И.п.

Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях.

Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений.

Зависимое
слово при сущ. проблема должно стоять  в Р.п.

Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно
соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно
соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Указывают
на что-то (кого-то),

а не о ком-то (о чём-то).

вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого?
чего? Р.п.)
старания

вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому?
чему? Д.п.)
старанию

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ,
БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ
употребляются только с Д. п. (кому?
чему?)

По
окончанию срока

По
истечению срока

По
прибытию поезда

По
приезду

По
окончании срока

По истечении срока

По
прибытии поезда

По
приезде

Предлог ПО  в значении «после
чего-либо, в результате чего-либо»
употребляется с П. п. (по ком? чём?)

2

Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением.

В картине (П.п)
«Спящем пастушке» (П.п.)
Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

В
картине (П.п.) «Спящий пастушок»
(И.п.) Венецианов передал

всю
прелесть русской  природы

или 

В «Спящем
пастушке»
(П.п.) Венецианов
передал всю прелесть русской  природы.

Несогласованные
приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и
т.д) —  употребляются в И.п. при наличии перед ними имени

нарицательного.                                   Если
же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

3

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Род сложносокращённых слов определяется по
ключевому слову:
ООН – Организация Объединённых Наций (организация
– главное слово в ж.р.)

Кресло-качалка отремонтирована. 

Кресло-качалка отремонтировано.  

Сказуемое согласуется с первым
(главным) словом
сложного существительного.

[Все, (кто интересуются
театром), знает имя Алексея Бахрушина].

[Все,
(кто интересуется театром), знают имя
Алексея Бахрушина].

В главной и придаточной  частях сложного
предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в
числе:                      все (те) + сказуемое во мн.ч.,     
кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

4

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Автор
утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю
(наблюдается смешение прямой и косвенной речи

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

При
переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует
заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Раскольников
придумал и восхищается
своей теорией.

Раскольников
придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и  восхищается
(кем? чем? Т.п.) ею.

Если однородные члены имеют общее слово,
необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически
соотнесён с этим общим словом.

Натянуть и выстрелить
из лука
непросто.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.

Если однородные члены имеют общее слово,
необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически
соотнесён с этим общим словом.

Книги
эти интересны
(крат.форма) и хорошо иллюстрированные
(полн. форма).

Книги
эти интересны
(крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги
эти интересные
(полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн.
форма)
.

Не допускается объединение в ряду однородных
членов полной и краткой формы прилагательных или
причастий.                                     
Однородные члены
должны употребляться в одинаковой форме.

Толпы
людей были повсюду: на улицах,
площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах,
площадях, в скверах.

Если все однородные члены употребляются с одним
и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их
«назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные
предлоги
, то пропуск одного из них недопустим!

Жизнь
крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

Жизнь
крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

Все
однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее
слово.

В пакете
лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете
лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

Смешение
родо — видовых понятий в ряду однородных

 членов.

Можно
утверждать, что настроение было не только
главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно
утверждать, что настроение было главным не
только  для создателя
стихотворения, но
и для читателей.

Нарушен порядок слов при использовании двойных
сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько;
как…, так и; хотя…, но
 и др.),
повторяющихся союзов (то… то; не то… не то
 и др.). Части таких
союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

В
Северной Африке мы наблюдали много особенностей как
в  природе, а также и в людских нравах.

(нет
союза не только…, а также)

В
Северной Африке мы наблюдали много особенностей как
в  природе, так  и в людских
нравах.

Части
двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не
только … но и

если
не…, то

 как…, так и

6

Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

Журналист 
беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими
в чемпионате. 

Журналист 
беседовал  с  командой  футболистов (каких?)
участвовавших в чемпионате. 

Причастие
должно быть согласовано с определяемым словом.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего
света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно (какое?) из
чудес на Курильской гряде,
привлекающее туристов со всего света, связано с
гейзерами и вулканами.

Если
подлежащее выражено словосочетанием  (одно из чудес), то причастие
должно быть согласовано с числительным одно.

Приехавшие делегаты на конференцию должны
зарегистрироваться.

Делегаты,
приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие
на конференцию
делегаты должны зарегистрироваться.

Определяемое
слово не должно разрывать причастный оборот.

Надо
поощрять учеников, стремящихся к
знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

Надо
поощрять учеников, стремящихся к
знаниям и активно участвующих в
ходе урока                        или                                                                
Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе
урока.                       

Не следует соединять как однородные члены
разнотипные синтаксические конструкции:    
причастный
оборот и определительное придаточное.      

7

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Подъезжая
к городу, начался сильный ветер. (ветер
не может подъезжать к городу)

Когда я
подъезжал к городу, начался сильный ветер.

Деепричастный
оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и
действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Приехав
в Москву, мне стало грустно
(сказуемое – стало грустно)

Когда я
приехал в Москву, мне стало грустно.

Деепричастный
оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое
выражено не инфинитивом.

Сдав
экзамены, я был принят в  вуз (кем-то
принят)

Когда я
сдал экзамены, меня приняли в вуз.

Деепричастный
оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким
страдательным причастием
.

8

Ошибки при построении сложного предложения.

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор),
(которым управляет

Сквозник
– Дмухановский)                   
 (при таком построении предложения создаётся впечатление, что
Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет   Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

Неверное
присоединение придаточной части создаёт

неоднозначность
восприятия смысла предложения.

Придаточное
определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а
Вернер спрашивает,
(что
написал
ли он своё
завещание
). 

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а
Вернер спрашивает,
(написал ли он своё
завещание
). 

Придаточное
изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли,
выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь
лишний
.

Приложение
к пункту 1    «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с
предлогом и без».

Запомните 
также:  

доказывать что-либо;                                                                                                                                                                   
                     поделиться
 чем-либо с кем-либо;                                                                                                                                                                                                              коснуться чего-либо;                                                                    
                                                                                                                       подтвердить
 что-либо;                                                                                                                   
                                                                                       объяснить
 что-либо;                                                                                                                                                     
                                      привести пример
 чего-либо;                                                                                                                                                                                 
                 описать
 что-либо;                                                                                                                                                                    
                            признаться
 в чём-либо;                                                                                                                                                                                                                           подвести
итог
 чему-либо;                                                                                                                                                                                      указать на что-либо.

Обратите
внимание
 на различие управления близких по значению
слов:

  • беспокоиться
    о сыне – тревожиться за сына;
  • возмутиться
    его словам – обидеться на его слова;
  • вопрос
    о строительстве – проблемы со строительством;
  • дивиться
    терпению – восхищаться терпением;
  • добраться
    до села – подъехать к селу;
  • идентичный
    прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать
    доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость
    в проблеме – незнакомство с проблемой;
  • обидеться
    на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
  • обращать
    внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный
    делами – тревога о делах/за дела;
  • опираться
    на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
  • осудить
    на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
  • отзыв
    о монографии – рецензия на монографию;
  • отразиться
    на результатах – оказать влияние на результаты;
  • отчитаться
    в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
  • показывать
    мощь – свидетельствовать о мощи;
  • превосходство
    над ним – преимущество перед ним;
  • предостеречь
    от опасности – предупредить об опасности;
  • преисполненный
    тревоги – проникнутый тревогой;
  • препятствовать
    развитию – тормозить развитие;
  • привычный
    для нас – знакомый нам;
  • прижиться
    в коллективе – привыкнуть к коллективу;
  • приоритет
    в открытии – патент на открытие;
  • разобраться
    в делах – распутаться с делами;
  • сказаться
    на экономике – оказать влияние на экономику;
  • типично
    для него – свойственно ему;
  • уделять
    внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к
    проблеме;
  • характерно
    для него – присуще ему;
  • истинная
    цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
  • бояться матери (разговорное: бояться мать);
  • венец искусства (неверно: венец искусству);
  • достигать семидесяти сантиметров в
    длину
     (неверно: достигать семьдесят сантиметров в
    длину
    );
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
  • залог успеха (неверно: залог успеху);
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность);
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
  • принять
    участие
     в ярмарке (неверно: принять
    участия
     на ярмарке).

Обратите
внимание
 на сочетаемость таких слов:

  • верить
    в победу – уверенность в победе
    ;
  • заменить
    старую деталь новой – сменить старую деталь на новую
    ;
  • платить/заплатить/уплатить
    за проезд – оплатить проезд
    ;
  • плата
    за телефонный разговор – оплата телефонного разговора
    ;
  • подключиться
    к разговору – включиться в разговор
    ;
  • различать
    друзей и врагов – отличать друзей от врагов
    ;
  • сверять
    фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

Обратите
внимание
 на следующие конструкции:

приехать
с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии,
из Франции, из Казахстана.

При
указании на иностранное государство используется предлог
 из.
В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа:
 приехать с
Украины 
употребляется конструкция:
 приехать из Украины.

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в
Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на
станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
  • расширять
    возможности
     исследования (неверно: расширять
    возможности
     по исследованию);
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
  • обучение
    гражданской
     обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться 
    характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является
    литературной);
  • надои
    составляют 10 килограммов от коровы
     (неверно: надои
    составляют
     по 10 килограммов молока…);
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

Обратите
внимание
 на следующие конструкции (в них достаточно
часто неправомерно используется предлог
 о):

  • доказывать это (неверно: доказывать об этом);
  • задача
    экономного
     использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
  • инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
  • поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
  • подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
  • дать
    совет,
     как воспитывать ребёнка; дать
    совет
     по воспитанию ребёнка (неверно: дать
    совет
     о воспитании ребёнка);
  • привести
    примеры плохой
     работы администрации (неверно: привести
    примеры
     о плохой работе администрации);
  • подвести
    итог
     работе/работы (неверно: подвести
    итог
     о работе);
  • коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

Обратите
внимание
 на конструкции, в которых достаточно
регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по
    теме
     «Человек
    и природа»
     (недопустимо: беседа по морали);
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более
    ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах
    );
  • в
    свете
     сказанного важное место
    отводится…
     (недопустимо: в
    этом свете важное место отводится…
    );
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
  • рейд по проверке качества
    торговли
     (не
    рекомендуется:
     рейд по качеству);
  • спросить с мастера за
    невыполнение
     плана (не рекомендуется: спросить
    за невыполнение; спросить с мастера
    );
  • за
    нашей командой с отрывом
     в два очка следует
    команда «Динамо»
     (недопустимо: с
    отрывом следует команда «Динамо»
    ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Синтаксические нормы типичные синтаксические ошибки
  • Синтаксическая ошибка это когда
  • Синтаксические нормы русского языка и типология ошибок
  • Синтаксические ошибки у дошкольников
  • Синтаксическая ошибка это какая