Семинар работа над ошибками

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24

 «Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Подготовительный этап:

  • постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей   задачи семинара перед участниками:

«Создание программы  «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:

«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП  для принятия согласованных решений.

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.

     —     принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует  от максимального до минимального количества баллов.

 После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:

№№

перечень

Кол-во голосов

Кол-во баллов

Приоритет группы

Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.

Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

 — согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);

— причина разброса мнений;

 — приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и  понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.

6). Выступление групп.

2 блок  — Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.

3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.

2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.

3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер,  направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа  в группах.

1). Создание программы по параллелям по вопросам:

Рассматриваемые

вопросы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Программное содержание, требующее работы над ошибками.

2. Основные формы организации работы над ошибками.

3. Наиболее эффективные приемы и средства.

4. Место работы над ошибками в уроке.

5. Диагностика успешности проводимой работы.

2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.

2).  Вынесение решения.

ПРОТОКОЛ

Семинара практикума МОУ СОШ №24  

«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена  с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
  2.  Имеет ли смысл такая работа?
  3. Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:

— ограниченность во времени на уроке;

— низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;

— несистемность проводимой работы;

— недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

— малый словарный запас учащихся;

— недостаточно развитый навык чтения;

— неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
  3. Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».

Председатель:

Секретарь:

14 октября состоится второй семинар новой серии семинаров в формате «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

Тема семинара: «Градостроительная и предпроектная подготовка»

В образовательном семинаре примут участие представители Москомархитектуры и ГБУ «Мосгоргеотрест».

В рамках семинара планируется рассмотрение следующих вопросов:

  • Порядок получения градостроительного плана земельного участка  
  • Согласование проекта планировки линейных объектов 
  • Внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы 
  • Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства 
  • Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка 
  • Согласование АГР 
  • Предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве 
  • Порядок заказа геоподосновы, данных по геологии 
  • Приемка исполнительной документации с проведением контрольной геодезической съемки 

Модератор:

Л.Ю. Цветкова, председатель Правления Ассоциации инвесторов Москвы

Спикеры:

  • Ш.А. Гаспарян, начальник Управления оптимизации и контроля процедур в градостроительной сфере, Департамент градостроительной политики города Москвы
  • И.А. Маслова, начальник Управления обеспечения ГЗК, Москомархитектура
  • А.И. Лебедева, начальник Управления улично-дорожной сети, Москомархитектура
  • О.Ю. Иванов, начальник отдела разработки градостроительной документации Управления улично-дорожной сети, Москомархитектура
  • Н.А. Лагунова, заместитель начальника Управления инженерной службы, Москомархитектура
  • Э.Ш. Воронцова, начальник отдела разработки градостроительной документации Управления инженерной службы, Москомархитектура
  • Е.С. Кириллова, заместитель начальника управления ПЗЗ Москомархитектуры, Москомархитектура
  • А.М. Зайчикова, начальник управления Архитектурного совета, Москомархитектура
  • А.М. Ефимов, начальник отдела подземных сооружений, ГБУ «Мосгоргеотрест»
  • Д.Н. Макеев, начальник отдела договоров и производственной диспетчеризации, ГБУ «Мосгоргеотрест»
  • И.В. Плешко, заместитель начальника отдела государственных услуг Управления инженерной службы, Москомархитектура
  • К.В. Критаров, консультант отдела государственных услуг Управления инженерной службы, Москомархитектура
  • А.О. Аксенов, начальник отдела инженерно-геодезических работ, ГБУ «Мосгоргеотрест»

Программа семинаров «Работа над ошибками» на 2022 — 2023 года

                                            МБОУ Слизневская ОШ

Семинар – практикум для молодых  учителей

математики:

         « Формирование
вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в знаниях учащихся»

                                                                                                 
Разработала

                                                                                  
учитель математики

                                                                                   Саунина
Людмила Алексеевна

Слизнево ,2017

« Формирование вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в
знаниях учащихся»

 «Со мной работали
десятки молодых
    педагогов.

 Я убедился , что
как бы человек успешно

 не закончил
педагогический ВУЗ ,

как бы он не был
талантлив,

а если не будет
учиться на опыте ,

никогда не будет
хорошим педагогом …»

 А.С Макаренко  

                 План проведения  нашего семинара хочется
представить в виде китайской мудрости:

                                                              «Скажи мне
, и я забуду .  ( Сообщение по теме семинара)

                                          
Покажи мне, и я запомню.( фрагмент урока)

                                         
Вовлеки меня , и я научусь ( практическая часть).

1)   
Теоретическая часть . Отрывок
из Ералаша №190 ( Татуировка)

Не
правда ли, знакомая картина .Но что толку говорить об ошибках  сто раз? Может,
стоит один раз подумать о том, как лучше ликвидировать пробелы в знаниях,
которые приводят к ошибкам?

Предупреждение
и ликвидация пробелов в знаниях- одна из наиболее актуальных задач
преподавания  математики. О значении своевременного выявления и устранения
пробелов в знаниях учащихся чешский педагог Я.А. Каменский говорил: «Любая
ошибка превращается из малого «снежка» в большой  «снежный ком» неуспеваемости,
если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении
самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное
преодоление».

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не
уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные
ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на
самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия
по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать,
внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает
отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

 
Основные
причины существующих пробелов в
знаниях учащихся, можно выделить ,
следующие:

1)
отставание в умственном развитии от своих сверстников;

2)
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

3)
большое количество пропусков по болезни
( без уважительной причины);

Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и
разных причин неуспеваемости.

  
  В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать
перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать
возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:

1.
Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях

     учащихся;

2.
Систематически проводить работу над ошибками;

3.
Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых

    учащимися
уже достаточно усвоено;

4.  
Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при

    решении
устных заданий;

5.      Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения

     
заданий;

6.     Не допускать формальной проверки полученного результата.

  
 Контроль
освоения учащимися изученного материала, как правило, осуществляю через
выполнение ими тематической контрольной работы, проверочной самостоятельной
работы . Результаты качественного анализа выполнения работы являются основанием
для организации работы над ошибками.  Вы знаете ,что после проведения 
контрольной работы должна быть проведена работа над ошибками с  обязательной
записью в журнале и оценками за выполненную работу.

Фрагмент
урока « Работа над ошибками» по теме « Формулы сокращенного умножения» (  Ерина
Ю.Н)

     Для того  чтобы
эта работа была эффективной, приносила наибольшую пользу для ученика, одной
работы над ошибками  после контрольной работы недостаточно,  необходимо чтобы у
учителя сложилась определённая система  организации учебной деятельности по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Таким образом, возникла необходимость
в  создании системы работы учителя по преодолению пробелов в знаниях учащихся
на основе применения  «карт затруднений»  (карт ошибок) .
Рассмотрим на примере составления карты ошибок .     Карты
пробелов в знаниях дают возможность учесть индивидуальные пробелы и пробелы
класса.

Умножение десятичных дробей ,
действия со смешанными числами

Раскрытие скобок

Приведение подобных слагаемых

Применение формулы разности
квадратов

Вынесение общего множителя за
скобку

Разложение на множители

с
помощью формулы разности квадратов

График линейной функции

Выражение переменной из формулы

Решение систем

уравнений.

Количество
ошибок

Белявин Д

1

1

1

1

1

0

1

0

0

3

Вязов Д

0

0

1

0

1

1

1

0

0

5

Кувшинова А

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

Жуков Ф

1

1

1

0

0

0

1

1

0

4

Капранова Т

0

1

1

1

1

0

0

0

0

5

Князькова А

1

0

1

1

1

1

1

0

0

3

Ромадина А

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

Фролова В

0

1

1

1

1

1

0

0

1

3

Чупанов В

0

1

0

0

0

0

1

0

0

7

% выполнения

44%

67%

89%

67%

78%

55%

78%

11%

33%

 
Анализируя выполнение заданий , выявлены  ошибки  ,которые привели к
невыполнению заданий.

 При
выполнении этих заданий были выявлены следующие « западающие темы» учащихся  :
вычислительные ошибки ; раскрытие скобок перед которой стоит знак «-«,
приведение подобных слагаемых,  преобразование в многочлен с помощью  и
разложение на множители с помощью формулы разности квадратов , выражение
переменной из формулы, решение систем уравнений  . 

Если вижу, что
степень усвоения темы до 50%,то считаю, что это пробел класса, тот пробел, над
которым следует работать всем классом(возможно заново объяснить тему).По
горизонтали учитываю усвоение знаний каждым учеником, получаю картину
индивидуальных пробелов в знаниях.

«Западающая
тема»

Время
и место для работы над пробелом

Средства
обучения

Действия
с десятичными дробями, смешанными числами,  действия с отрицательными числами
и числами с разными знаками

Включение
в устный счет

в
течение года

Д/з
примеры на все действия

Тренажеры

Карточки
для устного счета

перфокарты

взаимоконтроль

Разложение
на множители:

вынесение
множителя за скобку.

формула
разности квадратов

Включение
в устный счет периодически в течение года

 Индивидуальные
домашнее задания;

консультации

Тренировочные
таблицы

карточки-
консультанты

Формулы
сокращенного умножения ( преобразование в многочлен)

На
уроке: в устном счете, индивидуальной самостоятельной работе.

 в
течении года.

Тренажеры

Схемы

индивидуальные
задания, работа в парах

Системы
уравнений

 
              ИГЗ ( объяснение материала)

индивидуальная
и самостоятельная работа, консультации

карточки-консультанты,
индивидуальные задания .

Упрощение
выражений

                 
ИГЗ

Включение
заданий в урок

дополнительное
задание на дом

Опорные
и тренировочные таблицы, карточки-консультанты, перфокарты, индивидуальные
задания в ТОС, индивидуальные карточки для устного счета

Выражение
переменной

   
Включение заданий в устную работу , ИГЗ,

дополнительные
задания на дом , консультации.     

Карточки
консультанты

тренажеры.

Необходимо вести строгий учет ошибок в виде
списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле
до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие
не из легких, оно требует терпения и времени.

Рассмотрим таблицу контроля
пробелов, в которой  фиксируется выполнение учеником заданий ,которые даются в
классе ( в процессе устной работы, самостоятельной работы) и  домашней
индивидуальной работы  по устранению ошибок .По итогам недели можно судить
продолжить работать по устранению этого пробела , или пробел устранен , а также
вписывать другие западающие темы и продолжать работу  по их устранению

Таблица
контроля  

«+»-
ошибка устранена , «-«- ошибка не устранена

Ф.И.О

Проблемы
в знаниях

Классные

индивидуальные
задания

Домашние

индивидуальные
задания

Выполнение

Белявин Д

Разложение
на множители

 
+   + +

—  
+ +

+

Выражение
переменной из формулы,

  
—    + +

— 
+ +

+

 Решение
систем уравнений

— 
+ +


— +

………

……….

     Говоря о
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, мы забываем о том, что пробелы в
знаниях появляются тогда, когда знания не закрепляются. Закрепление знаний — надежный
путь предупреждения пробелов.

Учителю
необходимо  знать  учебные возможности каждого учащегося.

Для
учащихся с высоким уровнем обученности достаточно 1-2 повторений и у учащегося
формируются обобщенные способы действий по решению типовых задач. Для учащихся
со средним уровнем обученности — 3-6 повторений, а с низким уровнем — до 12
повторений.

    Приступая к изучению новой темы, школьник часто
забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных»
тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов
в обучении математике.

Фрагмент урока . ( Повторение
материала на уроке).

Корректировка
календарно- тематического планирования.
Пересматриваю
календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки
закрепления(отработки навыков),было отведено достаточно времени.

                         
Квадрат суммы и квадрат разности -5ч

п.12
 

У-1
Возведение в квадрат суммы  двух       выражений

У-2
Возведение в квадрат разности двух выражений

У-3
Куб суммы двух выражений

У-4
Куб разности двух выражений

У-
5 Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата 
разности.

У-1
Возведение в квадрат суммы и разности  двух       выражений

У-2
Упрощение выражений с помощью формул квадрата суммы и разности двух выражений

У-3
 Куб суммы  и куб разности двух выражений

У-4
Упрощение выражений с помощью формул куба  суммы и разности двух выражений

У-
5 Урок обобщения и закрепления по теме

«
Квадрат суммы и квадрат разности»

                                               
Преобразование
целых выражений- 6ч

п.14

У-1
Работа над ошибками. Преобразование целого выражения в многочлен

У-2
Упрощение выражений

У-3
Применение различных способов для разложения на множители

У-
4 Разложение многочлена на множители различными способами

У-5
Упрощение выражений

У-6
Упрощение выражений

У-1
Работа над ошибками. Упрощение выражений с помощью формул сокращенного

умножения.

У-2
Преобразование целого выражения в многочлен

У-
3 Преобразование целого выражения в многочлен

У-4
Разложение многочлена на множители различными способами

У-5
Разложение многочлена на множители различными способами

У-6
Урок обобщения и закрепления по теме « Преобразование целых выражений»

Сейчас хочется остановиться на  самой серьезной проблеме  обучении
математики.
Фрагмент  Ералаша « Занимательная арифметика» .

  Не секрет ,что многие из наших
школьников не умеют выполнять простейших арифметических действий , знают
правила ,но не могут их применять.

  В наше время бытует
мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров , а человек
может  отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что все
более и более освобождая ученика от  вычислений , фактически освобождаем его от
умственного развития. Пестолотце  писал « Счет и вычисления – основа порядка в
голове» . Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики.. Одним из эффективных средств формирования
вычислительных навыков являются устные упражнения . Устный счет на уроках
математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом ,
учениками : диктанты, математическое лото, опрос, круговые примеры, тесты с
самопроверкой , лабиринты , задания «найди ошибку» , заполнить пропуски ,
взаимотренажеры .
Немаловажным
для успешного формирования вычислительных навыков является высокий уровень
познавательных интересов учащихся.

     

 

Примеры- лабиринты

Пройдите лабиринт начиная с примера А.   Чтобы 
найти следующий пример , нужно учесть, что результат каждого примера служит
уменьшаемым ) либо первым слагаемым предыдущего)

А) -45 –(-45)

Б) -22-13

В) 13-(-17)

Г) 0- (-87)

Д) 78-100

Е ( 30-75)

Ж) -35 +48

Заполнить пропуски

А) 12-(-5) = 12 + (,,,,,,)  =,,,,,,,

Б) 12 – (……) = 12 + (-21) = ……..

В) …… — 6 = …….+ (-6) = -3

Г) -76 – (-79)= …..+ ……=

Д) -32 — …..= ……+ ……= -5

Е) ……- ( -71 ) = ……+ ….. = 0

« Найдите ошибки»

1)3,3 + 12 = 4,5

2) 0,86- 0,3= 0,56

5* 1,1 = 0,55

6*0,5 = 3

46,3*10 = 4,63

Ошибки –
невидимки.

 На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную
ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку
«невидимой». Вот несколько вариантов исправления ошибок: 10 < 10  
         10 < 100    
  6+3=10            6 + 3 = 10 — 1
Выполнение заданий на выделение различного и сходного требуют от ученика
владения определенным запасом понятий и терминов, без чего операция сравнения
носила бы формальный характер.

 Однако 5-7 минут устного счета на уроке  недостаточно не только
для развития вычислительных  навыков , но и для их закрепления , если нет
системы устного счета. В своей работе использую карточки, содержащие
упражнения  для устного счета ,своего рода « Математический тренажер «, по
которым дети работают и в классе и дома ,Эти карточки направлены на отработку
одного вычислительного навыка , использую также карточки , помогающие проверить
вычислительные навыки со всеми действиями. Сначала прорабатываем в классе с
подробным объяснением, применением правил , а далее ученики работают по этим
каточкам дома , отрабатывая до автоматизма приемы вычисления .
Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить
большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не
только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и
тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате
такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать,
овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в
числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использовании

В классе необходимо
обязательно провести проверку , оценки выставляются в ведомость , по
прохождению темы итоговые оценки выставляются в журнал .
.                  Индивидуальная  карта  устного  счёта  ( лист  успешности    ( распечатать)                                                                                                               

Не следует забывать о
рациональных приемах вычисления.

Видео отрывка урока   «
Быстрый счетчик» .

Раскрыть секреты быстрого
счета .

1.Умножение
двузначного  числа на 11.

53*11 
=  5 8 3 ( находим сумму цифр и вставляем ее между ними) , если сумма цифр
окажется больше 9 , то вставляем  цифре единиц полученной суммы , а к следующей
прибавляем 1.

 58* 11=
638

2.
умножение многозначного числа на 11 ( нужно записать последнюю цифру числа ( из
разряда единиц) , затем последовательно справа налево записывать суммы соседних
цифр множимого, и наконец , первую цифру множимого.Если одна из сумм соседних
цифр окажется больше 9 , то на соответствующем месте записывают цифру единиц
полученной суммы , а к последней прибавляют единицу

24351
*11 =   267861

1)      пишем 1

2)      5+1 = 6

3)      3) 3+5 = 8

4)      4+3= 7

5)      2+4 = 6

6)      2

3765*11
=  41 415

2.
Умножение двузначного  числа на 101 ( пишем это число и справа еще раз приписываем
его)

3765*11
=  41 415

=
6767

3.
Возведение двузначного числа, оканчивающегося на 5 , в квадрат 352 =
1225

4.Умножение
двузначных чисел на 99 ( достаточно  к предшествующему числу приписать его
дополнение до ста)

78*
99= 7722 , 64* 99= 6336

5.
Признаки делимости:

При сокращении дробей необходимо применять признаки делимости.

Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда на 4 делится
число , образованное двумя последними цифрами.

237216 , 16 : 4 , значит 237 216 делится на 4

Второй
способ

Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда сумма
цифр единиц и удвоенной цифры десятков делится на 4

31656 = 6+ 2*5 = 16 : 4

Деление числа на 8

Число делится на 8 тогда и только тогда , когда на 8 делится
трехзначное  число , образованное из трех   последних  цифр этого числа

19961997 11168 . 168 : 8= 21

Деление на 11. ( для трехзначных и
четырехзначных чисел)

Используемое число разбивают справа налево на грани по две цифры в
каждой и складывают эти грани. Если полученная суммы делится без остатка на 11
, то и используемое число делится на 11.

528 разбиваем на грани 5/28 , 5-28= 33 : 11

Приёмы последовательного умножения и деления

Один из множителей раскладываем на простые множители, а затем
выполняем умножение. То же самое и с делением.

Пример:

75•8=75•2•2•2=150•2•2=300•2=600

18•35=18•5•7=90•7=630

35•18=35•2•9=70•9=630

23•55=23•5•11=115•11=1150+115=1265

540:4=(540:2):2=270:2=135

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже
своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические
меры.

Учитель, работающий над проблемой по
профилактике и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся   должен  использовать
для этого наиболее рациональные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности
ребенка:

·        
Разработать персональные задания к темам (карточки,
таблицы, опорные схемы).

·        
Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы,
головоломки).-мотивация

·        
Использовать обучающие карточки ( карточки- консультанты)

·        
Задать ученику творческое задание к уроку .

·        
Во время общей самостоятельной работы частично или полностью
исключать отстающих, используя индивидуальные задания.

·        
Разработать дифференцированные задания для разных видов
проверочных работ.

·        
Проводить предупреждающие опросы.

·        
Задавать индивидуальные домашние задания .

·        
Проводить консультации, помогать перед уроком.

·        
Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный,
письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).

·        
Индивидуальная работа на дополнительных
занятиях ( ИГЗ).

·        
 

Профилактические
меры по устранению ошибок на различных этапах урока

Этапы
урока

Акценты
в обучении

Контроль
подготовленности учащихся

Специально
контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее
затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала
учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить
итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить
причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять
в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого
материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к
усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная
работа учащихся на уроке

Подбирать для
самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но
поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в
содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных
при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения
работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее
в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация
самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе
домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять
понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих
учеников

Работа в группах .

  Задание : Перед вами контрольная работа ученика 8 класса по теме
«Применение свойств арифметического квадратного корня». Ваша задача выполнить
проверку данной работы , выявить ошибки и составить план работы по устранению
пробелов по данной теме .

Заполнить таблицу

Ошибки 
« Западающие темы»

Время
и место для работы над пробелом

Средства
обучения

Открытый микрофон . Выступление групп.

    Конечно,
учиться детям, имеющим пробелы в знаниях трудно, но ведь всем известно с
трудной работой справиться почетнее. Эта мысль сидит в подсознании даже у
самого слабого ученика. Поэтому, когда учебный год позади, дети обычно
вспоминают свои победы, связанные с теми трудностями, которые им удалось
преодолеть. А сколько испытывает радости ученик и конечно же учитель, когда
слабый ученик, имеющий пробелы в знаниях восклицает: «Наконец-то я понял.
Оказывается, что это совсем не сложно!»

   Естественно,
каждый учитель может применить всё указанное выше к своему опыту, важно только
помнить, что пробелы в знаниях — это не вина, а беда многих наших учеников, и
наша задача помочь ребятам понять, чтобы в знаниях не было белых пятен,
увенчанных двойкой в журнале.

Закончить наш семинар хочется притчей
педагога 
Шалвы Амонашвили «
Крылья».
«Просвещая детей, мы просвещаемся сами, а обучая
их каждый из нас, учится сам»
  Вы, молодые
специалисты, приходя в школу, должны расти, развиваться, осваивать азы
педагогического мастерства вместе со своими учениками и думать о том, как вырастить
своих учеников «крылатыми» и не забыть о своих «перышках».

Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое
октября 2004 года):

  • постановка целей и задач семинара перед членами
    МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических
    положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной
    проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и
    хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по
количеству параллелей в начальной школе). 2).
Постановка общей задачи семинара перед
участниками:

“Создание программы “Система работы над
ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой
параллели:

“Выявление причин низкого качества работы над
ошибками в начальной школе”

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП
для принятия согласованных решений.

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый
    сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин
    или предложений (по кругу каждый зачитывает свой
    список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно)
    с целью убрать повторы, уточнить формулировки,
    упорядочить список, дать причинам единый номер.
  • принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек с составленным
списком по количеству участников группы из
расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен
выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в
верхнем углу которой ставится № причины, а в
нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка
выбирает актуальные на его взгляд причины,
выставляет их номера в верхнем углу карточки,
количество баллов в нижнем углу и ранжирует от
максимального до минимального количества
баллов.

После этого в группе происходит подсчет
голосов: ведущий называет номера, совпавшие
выборы выкидываются на середину стола, считается
сумма баллов совпавших выборов, составляется
таблица:

№№ перечень Кол-во голосов Кол-во баллов Приоритет группы
         
         
         

Примечание: в перечень вносятся все выделенные
причины.

Таким образом выбираются согласованные
решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

— согласованные и несогласованные решения (те,
которые выбраны, но в меньшинстве);

— причина разброса мнений;

— приоритеты группы по каждому из выборов,
определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления
групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели:
проанализировать предложенные группами списки;
оценить деятельность групп, глубину их
исследования и понимания проблемы; полноту,
объективность и структурированность
предложений.

6). Выступление групп.

2 блок Перерыв для участников, работает
экспертная группа
по формированию общего
списка причин и формулировке дальнейших задач
семинара.

3 блок – теоретическая часть.
Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы.
Оценка деятельности групп, глубина исследования
и объективность понимания проблемы.

2). Выступление куратора семинара с
теоретическим материалом по рассматриваемой
проблеме.

3). Постановка задачи семинара по определению
действенных мер, направленных на
совершенствование работы над ошибками и
формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа в группах.

1). Каждая группа работает в рамках определенной
параллели и анализирует проблему по
предложенному перечню вопросов:

Рассматриваемые вопросы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Программное содержание, требующее
работы над ошибками.
       
2. Основные формы организации работы над
ошибками.
       
3. Наиболее эффективные приемы и
средства.
       
4. Место работы над ошибками в уроке.        
5. Диагностика успешности проводимой
работы.
       

2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го
определяется единый подход к пониманию сущности
проблемы, преемственность и система работы над
формированием орфографической зоркости,
выбираются оптимальные и эффективные формы и
приемы работы, составляется инструментарий по
диагностике и мониторингу успешности проводимой
работы.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной
(представители кафедры русского языка и
литературы среднего звена) и административной
(представители школьной администрации) групп.

2). Вынесение решения.

Решение

Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04

“Организация эффективной работы над ошибками
по русскому языку”

Присутствовали: учителя начальной школы,
администрация, логопед, социальный педагог,
психолог, учителя русского языка и литературы
среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный
ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на
творческие группы (использован игровой прием
“Собери картинку”). Кроме того, были созданы
наблюдательная группа из учителей –
предметников среднего звена с целью определения
общих задач по формированию навыка грамотного
письма и административная группа с целью оценки
деятельности МО УНК по решению проблемы
повышения эффективности работы над ошибками по
русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме
повышения эффективности работы над ошибками, мы
надеялись обратить внимание и найти ответы на
следующие вопросы:

Почему существующая форма организации работы
над ошибками не дает ожидаемых результатов?

Имеет ли смысл такая работа?

Как организовать эту работу, чтобы повысить ее
качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению
причин недостаточной эффективности работы над
ошибками, пользуясь методом номинальных групп,
был сформирован общий перечень согласованных
решений, т. е. выбранных большинством найденных
причин:

  • ограниченность во времени на уроке;
  • низкая мотивация учащихся на выполнении
    данного вида работы;
  • несистемность проводимой работы;
  • недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
    двуязычие;
  • малый словарный запас учащихся;
  • недостаточно развитый навык чтения;
  • неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над
    ошибками в начальной школе актуальной и
    требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что “лучший
    способ работы над ошибками – это ее
    предупреждение”.
  3. Обязательно проводить предупредительную
    работу перед контрольными диктантами,
    изложениями и другими видами самостоятельных
    работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе,
    используя все формы организации: коллективную,
    групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы
    формирования орфографической зоркости в
    организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать
    монопрограмму “Работа над ошибками”.

Председатель:

Секретарь:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24

 «Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Подготовительный этап:

  • постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей   задачи семинара перед участниками:

«Создание программы  «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:

«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП  для принятия согласованных решений.

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.

     —     принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует  от максимального до минимального количества баллов.

 После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:

№№

перечень

Кол-во голосов

Кол-во баллов

Приоритет группы

Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.

Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

 — согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);

— причина разброса мнений;

 — приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и  понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.

6). Выступление групп.

2 блок  — Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.

3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.

2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.

3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер,  направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа  в группах.

1). Создание программы по параллелям по вопросам:

Рассматриваемые

вопросы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Программное содержание, требующее работы над ошибками.

2. Основные формы организации работы над ошибками.

3. Наиболее эффективные приемы и средства.

4. Место работы над ошибками в уроке.

5. Диагностика успешности проводимой работы.

2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.

2).  Вынесение решения.

ПРОТОКОЛ

Семинара практикума МОУ СОШ №24  

«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена  с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
  2.  Имеет ли смысл такая работа?
  3. Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:

— ограниченность во времени на уроке;

— низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;

— несистемность проводимой работы;

— недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

— малый словарный запас учащихся;

— недостаточно развитый навык чтения;

— неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
  3. Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».

Председатель:

Секретарь:

                                            МБОУ Слизневская ОШ

Семинар – практикум для молодых  учителей

математики:

         « Формирование
вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в знаниях учащихся»

                                                                                                 
Разработала

                                                                                  
учитель математики

                                                                                   Саунина
Людмила Алексеевна

Слизнево ,2017

« Формирование вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в
знаниях учащихся»

 «Со мной работали
десятки молодых
    педагогов.

 Я убедился , что
как бы человек успешно

 не закончил
педагогический ВУЗ ,

как бы он не был
талантлив,

а если не будет
учиться на опыте ,

никогда не будет
хорошим педагогом …»

 А.С Макаренко  

                 План проведения  нашего семинара хочется
представить в виде китайской мудрости:

                                                              «Скажи мне
, и я забуду .  ( Сообщение по теме семинара)

                                          
Покажи мне, и я запомню.( фрагмент урока)

                                         
Вовлеки меня , и я научусь ( практическая часть).

1)   
Теоретическая часть . Отрывок
из Ералаша №190 ( Татуировка)

Не
правда ли, знакомая картина .Но что толку говорить об ошибках  сто раз? Может,
стоит один раз подумать о том, как лучше ликвидировать пробелы в знаниях,
которые приводят к ошибкам?

Предупреждение
и ликвидация пробелов в знаниях- одна из наиболее актуальных задач
преподавания  математики. О значении своевременного выявления и устранения
пробелов в знаниях учащихся чешский педагог Я.А. Каменский говорил: «Любая
ошибка превращается из малого «снежка» в большой  «снежный ком» неуспеваемости,
если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении
самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное
преодоление».

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не
уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные
ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на
самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия
по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать,
внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает
отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

 
Основные
причины существующих пробелов в
знаниях учащихся, можно выделить ,
следующие:

1)
отставание в умственном развитии от своих сверстников;

2)
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

3)
большое количество пропусков по болезни
( без уважительной причины);

Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и
разных причин неуспеваемости.

  
  В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать
перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать
возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:

1.
Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях

     учащихся;

2.
Систематически проводить работу над ошибками;

3.
Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых

    учащимися
уже достаточно усвоено;

4.  
Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при

    решении
устных заданий;

5.      Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения

     
заданий;

6.     Не допускать формальной проверки полученного результата.

  
 Контроль
освоения учащимися изученного материала, как правило, осуществляю через
выполнение ими тематической контрольной работы, проверочной самостоятельной
работы . Результаты качественного анализа выполнения работы являются основанием
для организации работы над ошибками.  Вы знаете ,что после проведения 
контрольной работы должна быть проведена работа над ошибками с  обязательной
записью в журнале и оценками за выполненную работу.

Фрагмент
урока « Работа над ошибками» по теме « Формулы сокращенного умножения» (  Ерина
Ю.Н)

     Для того  чтобы
эта работа была эффективной, приносила наибольшую пользу для ученика, одной
работы над ошибками  после контрольной работы недостаточно,  необходимо чтобы у
учителя сложилась определённая система  организации учебной деятельности по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Таким образом, возникла необходимость
в  создании системы работы учителя по преодолению пробелов в знаниях учащихся
на основе применения  «карт затруднений»  (карт ошибок) .
Рассмотрим на примере составления карты ошибок .     Карты
пробелов в знаниях дают возможность учесть индивидуальные пробелы и пробелы
класса.

Умножение десятичных дробей ,
действия со смешанными числами

Раскрытие скобок

Приведение подобных слагаемых

Применение формулы разности
квадратов

Вынесение общего множителя за
скобку

Разложение на множители

с
помощью формулы разности квадратов

График линейной функции

Выражение переменной из формулы

Решение систем

уравнений.

Количество
ошибок

Белявин Д

1

1

1

1

1

0

1

0

0

3

Вязов Д

0

0

1

0

1

1

1

0

0

5

Кувшинова А

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

Жуков Ф

1

1

1

0

0

0

1

1

0

4

Капранова Т

0

1

1

1

1

0

0

0

0

5

Князькова А

1

0

1

1

1

1

1

0

0

3

Ромадина А

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

Фролова В

0

1

1

1

1

1

0

0

1

3

Чупанов В

0

1

0

0

0

0

1

0

0

7

% выполнения

44%

67%

89%

67%

78%

55%

78%

11%

33%

 
Анализируя выполнение заданий , выявлены  ошибки  ,которые привели к
невыполнению заданий.

 При
выполнении этих заданий были выявлены следующие « западающие темы» учащихся  :
вычислительные ошибки ; раскрытие скобок перед которой стоит знак «-«,
приведение подобных слагаемых,  преобразование в многочлен с помощью  и
разложение на множители с помощью формулы разности квадратов , выражение
переменной из формулы, решение систем уравнений  . 

Если вижу, что
степень усвоения темы до 50%,то считаю, что это пробел класса, тот пробел, над
которым следует работать всем классом(возможно заново объяснить тему).По
горизонтали учитываю усвоение знаний каждым учеником, получаю картину
индивидуальных пробелов в знаниях.

«Западающая
тема»

Время
и место для работы над пробелом

Средства
обучения

Действия
с десятичными дробями, смешанными числами,  действия с отрицательными числами
и числами с разными знаками

Включение
в устный счет

в
течение года

Д/з
примеры на все действия

Тренажеры

Карточки
для устного счета

перфокарты

взаимоконтроль

Разложение
на множители:

вынесение
множителя за скобку.

формула
разности квадратов

Включение
в устный счет периодически в течение года

 Индивидуальные
домашнее задания;

консультации

Тренировочные
таблицы

карточки-
консультанты

Формулы
сокращенного умножения ( преобразование в многочлен)

На
уроке: в устном счете, индивидуальной самостоятельной работе.

 в
течении года.

Тренажеры

Схемы

индивидуальные
задания, работа в парах

Системы
уравнений

 
              ИГЗ ( объяснение материала)

индивидуальная
и самостоятельная работа, консультации

карточки-консультанты,
индивидуальные задания .

Упрощение
выражений

                 
ИГЗ

Включение
заданий в урок

дополнительное
задание на дом

Опорные
и тренировочные таблицы, карточки-консультанты, перфокарты, индивидуальные
задания в ТОС, индивидуальные карточки для устного счета

Выражение
переменной

   
Включение заданий в устную работу , ИГЗ,

дополнительные
задания на дом , консультации.     

Карточки
консультанты

тренажеры.

Необходимо вести строгий учет ошибок в виде
списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле
до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие
не из легких, оно требует терпения и времени.

Рассмотрим таблицу контроля
пробелов, в которой  фиксируется выполнение учеником заданий ,которые даются в
классе ( в процессе устной работы, самостоятельной работы) и  домашней
индивидуальной работы  по устранению ошибок .По итогам недели можно судить
продолжить работать по устранению этого пробела , или пробел устранен , а также
вписывать другие западающие темы и продолжать работу  по их устранению

Таблица
контроля  

«+»-
ошибка устранена , «-«- ошибка не устранена

Ф.И.О

Проблемы
в знаниях

Классные

индивидуальные
задания

Домашние

индивидуальные
задания

Выполнение

Белявин Д

Разложение
на множители

 
+   + +

—  
+ +

+

Выражение
переменной из формулы,

  
—    + +

— 
+ +

+

 Решение
систем уравнений

— 
+ +


— +

………

……….

     Говоря о
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, мы забываем о том, что пробелы в
знаниях появляются тогда, когда знания не закрепляются. Закрепление знаний — надежный
путь предупреждения пробелов.

Учителю
необходимо  знать  учебные возможности каждого учащегося.

Для
учащихся с высоким уровнем обученности достаточно 1-2 повторений и у учащегося
формируются обобщенные способы действий по решению типовых задач. Для учащихся
со средним уровнем обученности — 3-6 повторений, а с низким уровнем — до 12
повторений.

    Приступая к изучению новой темы, школьник часто
забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных»
тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов
в обучении математике.

Фрагмент урока . ( Повторение
материала на уроке).

Корректировка
календарно- тематического планирования.
Пересматриваю
календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки
закрепления(отработки навыков),было отведено достаточно времени.

                         
Квадрат суммы и квадрат разности -5ч

п.12
 

У-1
Возведение в квадрат суммы  двух       выражений

У-2
Возведение в квадрат разности двух выражений

У-3
Куб суммы двух выражений

У-4
Куб разности двух выражений

У-
5 Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата 
разности.

У-1
Возведение в квадрат суммы и разности  двух       выражений

У-2
Упрощение выражений с помощью формул квадрата суммы и разности двух выражений

У-3
 Куб суммы  и куб разности двух выражений

У-4
Упрощение выражений с помощью формул куба  суммы и разности двух выражений

У-
5 Урок обобщения и закрепления по теме

«
Квадрат суммы и квадрат разности»

                                               
Преобразование
целых выражений- 6ч

п.14

У-1
Работа над ошибками. Преобразование целого выражения в многочлен

У-2
Упрощение выражений

У-3
Применение различных способов для разложения на множители

У-
4 Разложение многочлена на множители различными способами

У-5
Упрощение выражений

У-6
Упрощение выражений

У-1
Работа над ошибками. Упрощение выражений с помощью формул сокращенного

умножения.

У-2
Преобразование целого выражения в многочлен

У-
3 Преобразование целого выражения в многочлен

У-4
Разложение многочлена на множители различными способами

У-5
Разложение многочлена на множители различными способами

У-6
Урок обобщения и закрепления по теме « Преобразование целых выражений»

Сейчас хочется остановиться на  самой серьезной проблеме  обучении
математики.
Фрагмент  Ералаша « Занимательная арифметика» .

  Не секрет ,что многие из наших
школьников не умеют выполнять простейших арифметических действий , знают
правила ,но не могут их применять.

  В наше время бытует
мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров , а человек
может  отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что все
более и более освобождая ученика от  вычислений , фактически освобождаем его от
умственного развития. Пестолотце  писал « Счет и вычисления – основа порядка в
голове» . Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики.. Одним из эффективных средств формирования
вычислительных навыков являются устные упражнения . Устный счет на уроках
математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом ,
учениками : диктанты, математическое лото, опрос, круговые примеры, тесты с
самопроверкой , лабиринты , задания «найди ошибку» , заполнить пропуски ,
взаимотренажеры .
Немаловажным
для успешного формирования вычислительных навыков является высокий уровень
познавательных интересов учащихся.

     

 

Примеры- лабиринты

Пройдите лабиринт начиная с примера А.   Чтобы 
найти следующий пример , нужно учесть, что результат каждого примера служит
уменьшаемым ) либо первым слагаемым предыдущего)

А) -45 –(-45)

Б) -22-13

В) 13-(-17)

Г) 0- (-87)

Д) 78-100

Е ( 30-75)

Ж) -35 +48

Заполнить пропуски

А) 12-(-5) = 12 + (,,,,,,)  =,,,,,,,

Б) 12 – (……) = 12 + (-21) = ……..

В) …… — 6 = …….+ (-6) = -3

Г) -76 – (-79)= …..+ ……=

Д) -32 — …..= ……+ ……= -5

Е) ……- ( -71 ) = ……+ ….. = 0

« Найдите ошибки»

1)3,3 + 12 = 4,5

2) 0,86- 0,3= 0,56

5* 1,1 = 0,55

6*0,5 = 3

46,3*10 = 4,63

Ошибки –
невидимки.

 На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную
ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку
«невидимой». Вот несколько вариантов исправления ошибок: 10 < 10  
         10 < 100    
  6+3=10            6 + 3 = 10 — 1
Выполнение заданий на выделение различного и сходного требуют от ученика
владения определенным запасом понятий и терминов, без чего операция сравнения
носила бы формальный характер.

 Однако 5-7 минут устного счета на уроке  недостаточно не только
для развития вычислительных  навыков , но и для их закрепления , если нет
системы устного счета. В своей работе использую карточки, содержащие
упражнения  для устного счета ,своего рода « Математический тренажер «, по
которым дети работают и в классе и дома ,Эти карточки направлены на отработку
одного вычислительного навыка , использую также карточки , помогающие проверить
вычислительные навыки со всеми действиями. Сначала прорабатываем в классе с
подробным объяснением, применением правил , а далее ученики работают по этим
каточкам дома , отрабатывая до автоматизма приемы вычисления .
Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить
большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не
только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и
тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате
такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать,
овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в
числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использовании

В классе необходимо
обязательно провести проверку , оценки выставляются в ведомость , по
прохождению темы итоговые оценки выставляются в журнал .
.                  Индивидуальная  карта  устного  счёта  ( лист  успешности    ( распечатать)                                                                                                               

Не следует забывать о
рациональных приемах вычисления.

Видео отрывка урока   «
Быстрый счетчик» .

Раскрыть секреты быстрого
счета .

1.Умножение
двузначного  числа на 11.

53*11 
=  5 8 3 ( находим сумму цифр и вставляем ее между ними) , если сумма цифр
окажется больше 9 , то вставляем  цифре единиц полученной суммы , а к следующей
прибавляем 1.

 58* 11=
638

2.
умножение многозначного числа на 11 ( нужно записать последнюю цифру числа ( из
разряда единиц) , затем последовательно справа налево записывать суммы соседних
цифр множимого, и наконец , первую цифру множимого.Если одна из сумм соседних
цифр окажется больше 9 , то на соответствующем месте записывают цифру единиц
полученной суммы , а к последней прибавляют единицу

24351
*11 =   267861

1)      пишем 1

2)      5+1 = 6

3)      3) 3+5 = 8

4)      4+3= 7

5)      2+4 = 6

6)      2

3765*11
=  41 415

2.
Умножение двузначного  числа на 101 ( пишем это число и справа еще раз приписываем
его)

3765*11
=  41 415

=
6767

3.
Возведение двузначного числа, оканчивающегося на 5 , в квадрат 352 =
1225

4.Умножение
двузначных чисел на 99 ( достаточно  к предшествующему числу приписать его
дополнение до ста)

78*
99= 7722 , 64* 99= 6336

5.
Признаки делимости:

При сокращении дробей необходимо применять признаки делимости.

Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда на 4 делится
число , образованное двумя последними цифрами.

237216 , 16 : 4 , значит 237 216 делится на 4

Второй
способ

Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда сумма
цифр единиц и удвоенной цифры десятков делится на 4

31656 = 6+ 2*5 = 16 : 4

Деление числа на 8

Число делится на 8 тогда и только тогда , когда на 8 делится
трехзначное  число , образованное из трех   последних  цифр этого числа

19961997 11168 . 168 : 8= 21

Деление на 11. ( для трехзначных и
четырехзначных чисел)

Используемое число разбивают справа налево на грани по две цифры в
каждой и складывают эти грани. Если полученная суммы делится без остатка на 11
, то и используемое число делится на 11.

528 разбиваем на грани 5/28 , 5-28= 33 : 11

Приёмы последовательного умножения и деления

Один из множителей раскладываем на простые множители, а затем
выполняем умножение. То же самое и с делением.

Пример:

75•8=75•2•2•2=150•2•2=300•2=600

18•35=18•5•7=90•7=630

35•18=35•2•9=70•9=630

23•55=23•5•11=115•11=1150+115=1265

540:4=(540:2):2=270:2=135

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже
своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические
меры.

Учитель, работающий над проблемой по
профилактике и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся   должен  использовать
для этого наиболее рациональные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности
ребенка:

·        
Разработать персональные задания к темам (карточки,
таблицы, опорные схемы).

·        
Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы,
головоломки).-мотивация

·        
Использовать обучающие карточки ( карточки- консультанты)

·        
Задать ученику творческое задание к уроку .

·        
Во время общей самостоятельной работы частично или полностью
исключать отстающих, используя индивидуальные задания.

·        
Разработать дифференцированные задания для разных видов
проверочных работ.

·        
Проводить предупреждающие опросы.

·        
Задавать индивидуальные домашние задания .

·        
Проводить консультации, помогать перед уроком.

·        
Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный,
письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).

·        
Индивидуальная работа на дополнительных
занятиях ( ИГЗ).

·        
 

Профилактические
меры по устранению ошибок на различных этапах урока

Этапы
урока

Акценты
в обучении

Контроль
подготовленности учащихся

Специально
контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее
затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала
учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить
итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить
причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять
в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого
материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к
усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем
учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная
работа учащихся на уроке

Подбирать для
самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но
поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в
содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных
при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения
работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в
самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее
в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация
самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе
домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять
понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих
учеников

Работа в группах .

  Задание : Перед вами контрольная работа ученика 8 класса по теме
«Применение свойств арифметического квадратного корня». Ваша задача выполнить
проверку данной работы , выявить ошибки и составить план работы по устранению
пробелов по данной теме .

Заполнить таблицу

Ошибки 
« Западающие темы»

Время
и место для работы над пробелом

Средства
обучения

Открытый микрофон . Выступление групп.

    Конечно,
учиться детям, имеющим пробелы в знаниях трудно, но ведь всем известно с
трудной работой справиться почетнее. Эта мысль сидит в подсознании даже у
самого слабого ученика. Поэтому, когда учебный год позади, дети обычно
вспоминают свои победы, связанные с теми трудностями, которые им удалось
преодолеть. А сколько испытывает радости ученик и конечно же учитель, когда
слабый ученик, имеющий пробелы в знаниях восклицает: «Наконец-то я понял.
Оказывается, что это совсем не сложно!»

   Естественно,
каждый учитель может применить всё указанное выше к своему опыту, важно только
помнить, что пробелы в знаниях — это не вина, а беда многих наших учеников, и
наша задача помочь ребятам понять, чтобы в знаниях не было белых пятен,
увенчанных двойкой в журнале.

Закончить наш семинар хочется притчей
педагога 
Шалвы Амонашвили «
Крылья».
«Просвещая детей, мы просвещаемся сами, а обучая
их каждый из нас, учится сам»
  Вы, молодые
специалисты, приходя в школу, должны расти, развиваться, осваивать азы
педагогического мастерства вместе со своими учениками и думать о том, как вырастить
своих учеников «крылатыми» и не забыть о своих «перышках».

Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое
октября 2004 года):

  • постановка целей и задач семинара перед членами
    МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических
    положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной
    проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и
    хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по
количеству параллелей в начальной школе). 2).
Постановка общей задачи семинара перед
участниками:

“Создание программы “Система работы над
ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой
параллели:

“Выявление причин низкого качества работы над
ошибками в начальной школе”

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП
для принятия согласованных решений.

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый
    сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин
    или предложений (по кругу каждый зачитывает свой
    список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно)
    с целью убрать повторы, уточнить формулировки,
    упорядочить список, дать причинам единый номер.
  • принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек с составленным
списком по количеству участников группы из
расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен
выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в
верхнем углу которой ставится № причины, а в
нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка
выбирает актуальные на его взгляд причины,
выставляет их номера в верхнем углу карточки,
количество баллов в нижнем углу и ранжирует от
максимального до минимального количества
баллов.

После этого в группе происходит подсчет
голосов: ведущий называет номера, совпавшие
выборы выкидываются на середину стола, считается
сумма баллов совпавших выборов, составляется
таблица:

№№ перечень Кол-во голосов Кол-во баллов Приоритет группы
         
         
         

Примечание: в перечень вносятся все выделенные
причины.

Таким образом выбираются согласованные
решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

— согласованные и несогласованные решения (те,
которые выбраны, но в меньшинстве);

— причина разброса мнений;

— приоритеты группы по каждому из выборов,
определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления
групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели:
проанализировать предложенные группами списки;
оценить деятельность групп, глубину их
исследования и понимания проблемы; полноту,
объективность и структурированность
предложений.

6). Выступление групп.

2 блок Перерыв для участников, работает
экспертная группа
по формированию общего
списка причин и формулировке дальнейших задач
семинара.

3 блок – теоретическая часть.
Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы.
Оценка деятельности групп, глубина исследования
и объективность понимания проблемы.

2). Выступление куратора семинара с
теоретическим материалом по рассматриваемой
проблеме.

3). Постановка задачи семинара по определению
действенных мер, направленных на
совершенствование работы над ошибками и
формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа в группах.

1). Каждая группа работает в рамках определенной
параллели и анализирует проблему по
предложенному перечню вопросов:

Рассматриваемые вопросы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Программное содержание, требующее
работы над ошибками.
       
2. Основные формы организации работы над
ошибками.
       
3. Наиболее эффективные приемы и
средства.
       
4. Место работы над ошибками в уроке.        
5. Диагностика успешности проводимой
работы.
       

2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го
определяется единый подход к пониманию сущности
проблемы, преемственность и система работы над
формированием орфографической зоркости,
выбираются оптимальные и эффективные формы и
приемы работы, составляется инструментарий по
диагностике и мониторингу успешности проводимой
работы.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной
(представители кафедры русского языка и
литературы среднего звена) и административной
(представители школьной администрации) групп.

2). Вынесение решения.

Решение

Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04

“Организация эффективной работы над ошибками
по русскому языку”

Присутствовали: учителя начальной школы,
администрация, логопед, социальный педагог,
психолог, учителя русского языка и литературы
среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный
ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на
творческие группы (использован игровой прием
“Собери картинку”). Кроме того, были созданы
наблюдательная группа из учителей –
предметников среднего звена с целью определения
общих задач по формированию навыка грамотного
письма и административная группа с целью оценки
деятельности МО УНК по решению проблемы
повышения эффективности работы над ошибками по
русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме
повышения эффективности работы над ошибками, мы
надеялись обратить внимание и найти ответы на
следующие вопросы:

Почему существующая форма организации работы
над ошибками не дает ожидаемых результатов?

Имеет ли смысл такая работа?

Как организовать эту работу, чтобы повысить ее
качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению
причин недостаточной эффективности работы над
ошибками, пользуясь методом номинальных групп,
был сформирован общий перечень согласованных
решений, т. е. выбранных большинством найденных
причин:

  • ограниченность во времени на уроке;
  • низкая мотивация учащихся на выполнении
    данного вида работы;
  • несистемность проводимой работы;
  • недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
    двуязычие;
  • малый словарный запас учащихся;
  • недостаточно развитый навык чтения;
  • неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над
    ошибками в начальной школе актуальной и
    требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что “лучший
    способ работы над ошибками – это ее
    предупреждение”.
  3. Обязательно проводить предупредительную
    работу перед контрольными диктантами,
    изложениями и другими видами самостоятельных
    работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе,
    используя все формы организации: коллективную,
    групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы
    формирования орфографической зоркости в
    организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать
    монопрограмму “Работа над ошибками”.

Председатель:

Секретарь:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Семеро бед один ответ грамматическая ошибка
  • Сеньор дюваль ошибка f15
  • Сервер взаимодействия 1c ошибка при регистрации
  • Семантическое ядро 6 адовых ошибок
  • Сервер вернул ошибку 404 касперский