СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Подготовительный этап:
- постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
- самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
- анализ собственной деятельности по данной проблеме;
- построение модели семинара, его структуры и хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей задачи семинара перед участниками:
«Создание программы «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:
«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
- составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
- обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.
— принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует от максимального до минимального количества баллов.
После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:
№№ |
перечень |
Кол-во голосов |
Кол-во баллов |
Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.
Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
— согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);
— причина разброса мнений;
— приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.
6). Выступление групп.
2 блок — Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.
3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.
2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.
3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер, направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Создание программы по параллелям по вопросам:
Рассматриваемые вопросы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. |
||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. |
||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. |
||||
4. Место работы над ошибками в уроке. |
||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
ПРОТОКОЛ
Семинара практикума МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:
- Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
- Имеет ли смысл такая работа?
- Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:
— ограниченность во времени на уроке;
— низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
— несистемность проводимой работы;
— недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
— малый словарный запас учащихся;
— недостаточно развитый навык чтения;
— неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
- Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
- Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
- Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
- Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
- На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».
Председатель:
Секретарь:
14 октября состоится второй семинар новой серии семинаров в формате «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»
Тема семинара: «Градостроительная и предпроектная подготовка»
В образовательном семинаре примут участие представители Москомархитектуры и ГБУ «Мосгоргеотрест».
В рамках семинара планируется рассмотрение следующих вопросов:
- Порядок получения градостроительного плана земельного участка
- Согласование проекта планировки линейных объектов
- Внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Москвы
- Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства
- Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
- Согласование АГР
- Предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве
- Порядок заказа геоподосновы, данных по геологии
- Приемка исполнительной документации с проведением контрольной геодезической съемки
Модератор:
Л.Ю. Цветкова, председатель Правления Ассоциации инвесторов Москвы
Спикеры:
- Ш.А. Гаспарян, начальник Управления оптимизации и контроля процедур в градостроительной сфере, Департамент градостроительной политики города Москвы
- И.А. Маслова, начальник Управления обеспечения ГЗК, Москомархитектура
- А.И. Лебедева, начальник Управления улично-дорожной сети, Москомархитектура
- О.Ю. Иванов, начальник отдела разработки градостроительной документации Управления улично-дорожной сети, Москомархитектура
- Н.А. Лагунова, заместитель начальника Управления инженерной службы, Москомархитектура
- Э.Ш. Воронцова, начальник отдела разработки градостроительной документации Управления инженерной службы, Москомархитектура
- Е.С. Кириллова, заместитель начальника управления ПЗЗ Москомархитектуры, Москомархитектура
- А.М. Зайчикова, начальник управления Архитектурного совета, Москомархитектура
- А.М. Ефимов, начальник отдела подземных сооружений, ГБУ «Мосгоргеотрест»
- Д.Н. Макеев, начальник отдела договоров и производственной диспетчеризации, ГБУ «Мосгоргеотрест»
- И.В. Плешко, заместитель начальника отдела государственных услуг Управления инженерной службы, Москомархитектура
- К.В. Критаров, консультант отдела государственных услуг Управления инженерной службы, Москомархитектура
- А.О. Аксенов, начальник отдела инженерно-геодезических работ, ГБУ «Мосгоргеотрест»
Программа семинаров «Работа над ошибками» на 2022 — 2023 года
МБОУ Слизневская ОШ
Семинар – практикум для молодых учителей
математики:
« Формирование
вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в знаниях учащихся»
Разработала
учитель математики
Саунина
Людмила Алексеевна
Слизнево ,2017
« Формирование вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в
знаниях учащихся»
«Со мной работали
десятки молодых педагогов.
Я убедился , что
как бы человек успешно
не закончил
педагогический ВУЗ ,
как бы он не был
талантлив,
а если не будет
учиться на опыте ,
никогда не будет
хорошим педагогом …»
А.С Макаренко
План проведения нашего семинара хочется
представить в виде китайской мудрости:
«Скажи мне
, и я забуду . ( Сообщение по теме семинара)
Покажи мне, и я запомню.( фрагмент урока)
Вовлеки меня , и я научусь ( практическая часть).
1)
Теоретическая часть . Отрывок
из Ералаша №190 ( Татуировка)
Не
правда ли, знакомая картина .Но что толку говорить об ошибках сто раз? Может,
стоит один раз подумать о том, как лучше ликвидировать пробелы в знаниях,
которые приводят к ошибкам?
Предупреждение
и ликвидация пробелов в знаниях- одна из наиболее актуальных задач
преподавания математики. О значении своевременного выявления и устранения
пробелов в знаниях учащихся чешский педагог Я.А. Каменский говорил: «Любая
ошибка превращается из малого «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости,
если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении
самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное
преодоление».
Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не
уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные
ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на
самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия
по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.
Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать,
внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает
отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.
Основные
причины существующих пробелов в знаниях учащихся, можно выделить ,
следующие:
1)
отставание в умственном развитии от своих сверстников;
2)
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3)
большое количество пропусков по болезни( без уважительной причины);
Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и
разных причин неуспеваемости.
В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать
перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать
возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:
1.
Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях
учащихся;
2.
Систематически проводить работу над ошибками;
3.
Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых
учащимися
уже достаточно усвоено;
4.
Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при
решении
устных заданий;
5. Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения
заданий;
6. Не допускать формальной проверки полученного результата.
Контроль
освоения учащимися изученного материала, как правило, осуществляю через
выполнение ими тематической контрольной работы, проверочной самостоятельной
работы . Результаты качественного анализа выполнения работы являются основанием
для организации работы над ошибками. Вы знаете ,что после проведения
контрольной работы должна быть проведена работа над ошибками с обязательной
записью в журнале и оценками за выполненную работу.
Фрагмент
урока « Работа над ошибками» по теме « Формулы сокращенного умножения» ( Ерина
Ю.Н)
Для того чтобы
эта работа была эффективной, приносила наибольшую пользу для ученика, одной
работы над ошибками после контрольной работы недостаточно, необходимо чтобы у
учителя сложилась определённая система организации учебной деятельности по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Таким образом, возникла необходимость
в создании системы работы учителя по преодолению пробелов в знаниях учащихся
на основе применения «карт затруднений» (карт ошибок) .Рассмотрим на примере составления карты ошибок . Карты
пробелов в знаниях дают возможность учесть индивидуальные пробелы и пробелы
класса.
Умножение десятичных дробей , |
Раскрытие скобок |
Приведение подобных слагаемых |
Применение формулы разности |
Вынесение общего множителя за |
Разложение на множители с |
График линейной функции |
Выражение переменной из формулы |
Решение систем уравнений. |
Количество |
|
Белявин Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Вязов Д |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
Кувшинова А |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Жуков Ф |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Капранова Т |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Князькова А |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Ромадина А |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Фролова В |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Чупанов В |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
7 |
% выполнения |
44% |
67% |
89% |
67% |
78% |
55% |
78% |
11% |
33% |
Анализируя выполнение заданий , выявлены ошибки ,которые привели к
невыполнению заданий.
При
выполнении этих заданий были выявлены следующие « западающие темы» учащихся :
вычислительные ошибки ; раскрытие скобок перед которой стоит знак «-«,
приведение подобных слагаемых, преобразование в многочлен с помощью и
разложение на множители с помощью формулы разности квадратов , выражение
переменной из формулы, решение систем уравнений .
Если вижу, что
степень усвоения темы до 50%,то считаю, что это пробел класса, тот пробел, над
которым следует работать всем классом(возможно заново объяснить тему).По
горизонтали учитываю усвоение знаний каждым учеником, получаю картину
индивидуальных пробелов в знаниях.
«Западающая |
Время |
Средства |
Действия |
Включение в Д/з |
Тренажеры Карточки перфокарты взаимоконтроль |
Разложение вынесение формула |
Включение Индивидуальные консультации |
Тренировочные карточки- |
Формулы |
На в |
Тренажеры Схемы индивидуальные |
Системы |
индивидуальная |
карточки-консультанты, |
Упрощение |
Включение дополнительное |
Опорные |
Выражение |
дополнительные |
Карточки тренажеры. |
Необходимо вести строгий учет ошибок в виде
списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле
до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие
не из легких, оно требует терпения и времени.
Рассмотрим таблицу контроля
пробелов, в которой фиксируется выполнение учеником заданий ,которые даются в
классе ( в процессе устной работы, самостоятельной работы) и домашней
индивидуальной работы по устранению ошибок .По итогам недели можно судить
продолжить работать по устранению этого пробела , или пробел устранен , а также
вписывать другие западающие темы и продолжать работу по их устранению
Таблица
контроля
«+»-
ошибка устранена , «-«- ошибка не устранена
Ф.И.О |
Проблемы |
Классные индивидуальные |
Домашние индивидуальные |
Выполнение |
Белявин Д |
Разложение |
|
— |
+ |
Выражение |
|
— |
+ |
|
Решение |
— |
— |
— |
|
……… |
||||
………. |
Говоря о
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, мы забываем о том, что пробелы в
знаниях появляются тогда, когда знания не закрепляются. Закрепление знаний — надежный
путь предупреждения пробелов.
Учителю
необходимо знать учебные возможности каждого учащегося.
Для
учащихся с высоким уровнем обученности достаточно 1-2 повторений и у учащегося
формируются обобщенные способы действий по решению типовых задач. Для учащихся
со средним уровнем обученности — 3-6 повторений, а с низким уровнем — до 12
повторений.
Приступая к изучению новой темы, школьник часто
забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных»
тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов
в обучении математике.
Фрагмент урока . ( Повторение
материала на уроке).
Корректировка
календарно- тематического планирования. Пересматриваю
календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки
закрепления(отработки навыков),было отведено достаточно времени.
|
||
п.12 |
У-1 У-2 У-3 У-4 У- |
У-1 У-2 У-3 У-4 У- « |
|
||
п.14 |
У-1 У-2 У-3 У- У-5 У-6 |
У-1 умножения. У-2 У- У-4 У-5 У-6 |
Сейчас хочется остановиться на самой серьезной проблеме обучении
математики.Фрагмент Ералаша « Занимательная арифметика» .
Не секрет ,что многие из наших
школьников не умеют выполнять простейших арифметических действий , знают
правила ,но не могут их применять.
В наше время бытует
мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров , а человек
может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что все
более и более освобождая ученика от вычислений , фактически освобождаем его от
умственного развития. Пестолотце писал « Счет и вычисления – основа порядка в
голове» . Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики.. Одним из эффективных средств формирования
вычислительных навыков являются устные упражнения . Устный счет на уроках
математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом ,
учениками : диктанты, математическое лото, опрос, круговые примеры, тесты с
самопроверкой , лабиринты , задания «найди ошибку» , заполнить пропуски ,
взаимотренажеры . Немаловажным
для успешного формирования вычислительных навыков является высокий уровень
познавательных интересов учащихся.
Примеры- лабиринты
Пройдите лабиринт начиная с примера А. Чтобы
найти следующий пример , нужно учесть, что результат каждого примера служит
уменьшаемым ) либо первым слагаемым предыдущего)
А) -45 –(-45)
Б) -22-13
В) 13-(-17)
Г) 0- (-87)
Д) 78-100
Е ( 30-75)
Ж) -35 +48
Заполнить пропуски
А) 12-(-5) = 12 + (,,,,,,) =,,,,,,,
Б) 12 – (……) = 12 + (-21) = ……..
В) …… — 6 = …….+ (-6) = -3
Г) -76 – (-79)= …..+ ……=
Д) -32 — …..= ……+ ……= -5
Е) ……- ( -71 ) = ……+ ….. = 0
« Найдите ошибки»
1)3,3 + 12 = 4,5
2) 0,86- 0,3= 0,56
5* 1,1 = 0,55
6*0,5 = 3
46,3*10 = 4,63
Ошибки –
невидимки.
На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную
ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку
«невидимой». Вот несколько вариантов исправления ошибок: 10 < 10
10 < 100
6+3=10 6 + 3 = 10 — 1
Выполнение заданий на выделение различного и сходного требуют от ученика
владения определенным запасом понятий и терминов, без чего операция сравнения
носила бы формальный характер.
Однако 5-7 минут устного счета на уроке недостаточно не только
для развития вычислительных навыков , но и для их закрепления , если нет
системы устного счета. В своей работе использую карточки, содержащие
упражнения для устного счета ,своего рода « Математический тренажер «, по
которым дети работают и в классе и дома ,Эти карточки направлены на отработку
одного вычислительного навыка , использую также карточки , помогающие проверить
вычислительные навыки со всеми действиями. Сначала прорабатываем в классе с
подробным объяснением, применением правил , а далее ученики работают по этим
каточкам дома , отрабатывая до автоматизма приемы вычисления . Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить
большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не
только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и
тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате
такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать,
овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в
числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использовании
В классе необходимо
обязательно провести проверку , оценки выставляются в ведомость , по
прохождению темы итоговые оценки выставляются в журнал .. Индивидуальная карта устного счёта ( лист успешности ( распечатать)
Не следует забывать о
рациональных приемах вычисления.
Видео отрывка урока «
Быстрый счетчик» .
Раскрыть секреты быстрого
счета .
1.Умножение
двузначного числа на 11.
53*11
= 5 8 3 ( находим сумму цифр и вставляем ее между ними) , если сумма цифр
окажется больше 9 , то вставляем цифре единиц полученной суммы , а к следующей
прибавляем 1.
58* 11=
638
2.
умножение многозначного числа на 11 ( нужно записать последнюю цифру числа ( из
разряда единиц) , затем последовательно справа налево записывать суммы соседних
цифр множимого, и наконец , первую цифру множимого.Если одна из сумм соседних
цифр окажется больше 9 , то на соответствующем месте записывают цифру единиц
полученной суммы , а к последней прибавляют единицу
24351
*11 = 267861
1) пишем 1
2) 5+1 = 6
3) 3) 3+5 = 8
4) 4+3= 7
5) 2+4 = 6
6) 2
3765*11
= 41 415
2.
Умножение двузначного числа на 101 ( пишем это число и справа еще раз приписываем
его)
3765*11
= 41 415
=
6767
3.
Возведение двузначного числа, оканчивающегося на 5 , в квадрат 352 =
1225
4.Умножение
двузначных чисел на 99 ( достаточно к предшествующему числу приписать его
дополнение до ста)
78*
99= 7722 , 64* 99= 6336
5.
Признаки делимости:
При сокращении дробей необходимо применять признаки делимости.
Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда на 4 делится
число , образованное двумя последними цифрами.
237216 , 16 : 4 , значит 237 216 делится на 4
Второй
способ
Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда сумма
цифр единиц и удвоенной цифры десятков делится на 4
31656 = 6+ 2*5 = 16 : 4
Деление числа на 8
Число делится на 8 тогда и только тогда , когда на 8 делится
трехзначное число , образованное из трех последних цифр этого числа
19961997 11168 . 168 : 8= 21
Деление на 11. ( для трехзначных и
четырехзначных чисел)
Используемое число разбивают справа налево на грани по две цифры в
каждой и складывают эти грани. Если полученная суммы делится без остатка на 11
, то и используемое число делится на 11.
528 разбиваем на грани 5/28 , 5-28= 33 : 11
Приёмы последовательного умножения и деления
Один из множителей раскладываем на простые множители, а затем
выполняем умножение. То же самое и с делением.
Пример:
75•8=75•2•2•2=150•2•2=300•2=600
18•35=18•5•7=90•7=630
35•18=35•2•9=70•9=630
23•55=23•5•11=115•11=1150+115=1265
540:4=(540:2):2=270:2=135
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже
своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические
меры.
Учитель, работающий над проблемой по
профилактике и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся должен использовать
для этого наиболее рациональные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности
ребенка:
·
Разработать персональные задания к темам (карточки,
таблицы, опорные схемы).
·
Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы,
головоломки).-мотивация
·
Использовать обучающие карточки ( карточки- консультанты)
·
Задать ученику творческое задание к уроку .
·
Во время общей самостоятельной работы частично или полностью
исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
·
Разработать дифференцированные задания для разных видов
проверочных работ.
·
Проводить предупреждающие опросы.
·
Задавать индивидуальные домашние задания .
·
Проводить консультации, помогать перед уроком.
·
Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный,
письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).
·
Индивидуальная работа на дополнительных
занятиях ( ИГЗ).
·
Профилактические
меры по устранению ошибок на различных этапах урока
Этапы |
Акценты |
Контроль |
Специально |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять |
Самостоятельная |
Подбирать для |
Организация |
Обеспечивать в ходе |
Работа в группах .
Задание : Перед вами контрольная работа ученика 8 класса по теме
«Применение свойств арифметического квадратного корня». Ваша задача выполнить
проверку данной работы , выявить ошибки и составить план работы по устранению
пробелов по данной теме .
Заполнить таблицу
Ошибки |
Время |
Средства |
Открытый микрофон . Выступление групп.
Конечно,
учиться детям, имеющим пробелы в знаниях трудно, но ведь всем известно с
трудной работой справиться почетнее. Эта мысль сидит в подсознании даже у
самого слабого ученика. Поэтому, когда учебный год позади, дети обычно
вспоминают свои победы, связанные с теми трудностями, которые им удалось
преодолеть. А сколько испытывает радости ученик и конечно же учитель, когда
слабый ученик, имеющий пробелы в знаниях восклицает: «Наконец-то я понял.
Оказывается, что это совсем не сложно!»
Естественно,
каждый учитель может применить всё указанное выше к своему опыту, важно только
помнить, что пробелы в знаниях — это не вина, а беда многих наших учеников, и
наша задача помочь ребятам понять, чтобы в знаниях не было белых пятен,
увенчанных двойкой в журнале.
Закончить наш семинар хочется притчей
педагога Шалвы Амонашвили «
Крылья». «Просвещая детей, мы просвещаемся сами, а обучая
их каждый из нас, учится сам» Вы, молодые
специалисты, приходя в школу, должны расти, развиваться, осваивать азы
педагогического мастерства вместе со своими учениками и думать о том, как вырастить
своих учеников «крылатыми» и не забыть о своих «перышках».
Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое
октября 2004 года):
- постановка целей и задач семинара перед членами
МО УНК; - самоподготовка, изучение теоретических
положений вопроса; - анализ собственной деятельности по данной
проблеме; - построение модели семинара, его структуры и
хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по
количеству параллелей в начальной школе). 2).
Постановка общей задачи семинара перед
участниками:
“Создание программы “Система работы над
ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой
параллели:
“Выявление причин низкого качества работы над
ошибками в начальной школе”
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП
для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый
сам составляет свой список) - составление общего списка проблем, причин
или предложений (по кругу каждый зачитывает свой
список, один из группы их записывает подряд) - обсуждение списка (очень быстро, объективно)
с целью убрать повторы, уточнить формулировки,
упорядочить список, дать причинам единый номер. - принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек с составленным
списком по количеству участников группы из
расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен
выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в
верхнем углу которой ставится № причины, а в
нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка
выбирает актуальные на его взгляд причины,
выставляет их номера в верхнем углу карточки,
количество баллов в нижнем углу и ранжирует от
максимального до минимального количества
баллов.
После этого в группе происходит подсчет
голосов: ведущий называет номера, совпавшие
выборы выкидываются на середину стола, считается
сумма баллов совпавших выборов, составляется
таблица:
№№ | перечень | Кол-во голосов | Кол-во баллов | Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные
причины.
Таким образом выбираются согласованные
решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
— согласованные и несогласованные решения (те,
которые выбраны, но в меньшинстве);
— причина разброса мнений;
— приоритеты группы по каждому из выборов,
определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления
групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели:
проанализировать предложенные группами списки;
оценить деятельность групп, глубину их
исследования и понимания проблемы; полноту,
объективность и структурированность
предложений.
6). Выступление групп.
2 блок — Перерыв для участников, работает
экспертная группа по формированию общего
списка причин и формулировке дальнейших задач
семинара.
3 блок – теоретическая часть.
Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы.
Оценка деятельности групп, глубина исследования
и объективность понимания проблемы.
2). Выступление куратора семинара с
теоретическим материалом по рассматриваемой
проблеме.
3). Постановка задачи семинара по определению
действенных мер, направленных на
совершенствование работы над ошибками и
формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Каждая группа работает в рамках определенной
параллели и анализирует проблему по
предложенному перечню вопросов:
Рассматриваемые вопросы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. |
||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. |
||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. |
||||
4. Место работы над ошибками в уроке. | ||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го
определяется единый подход к пониманию сущности
проблемы, преемственность и система работы над
формированием орфографической зоркости,
выбираются оптимальные и эффективные формы и
приемы работы, составляется инструментарий по
диагностике и мониторингу успешности проводимой
работы.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной
(представители кафедры русского языка и
литературы среднего звена) и административной
(представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
Решение
Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04
“Организация эффективной работы над ошибками
по русскому языку”
Присутствовали: учителя начальной школы,
администрация, логопед, социальный педагог,
психолог, учителя русского языка и литературы
среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный
ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на
творческие группы (использован игровой прием
“Собери картинку”). Кроме того, были созданы
наблюдательная группа из учителей –
предметников среднего звена с целью определения
общих задач по формированию навыка грамотного
письма и административная группа с целью оценки
деятельности МО УНК по решению проблемы
повышения эффективности работы над ошибками по
русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме
повышения эффективности работы над ошибками, мы
надеялись обратить внимание и найти ответы на
следующие вопросы:
Почему существующая форма организации работы
над ошибками не дает ожидаемых результатов?
Имеет ли смысл такая работа?
Как организовать эту работу, чтобы повысить ее
качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению
причин недостаточной эффективности работы над
ошибками, пользуясь методом номинальных групп,
был сформирован общий перечень согласованных
решений, т. е. выбранных большинством найденных
причин:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении
данного вида работы; - несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
двуязычие; - малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над
ошибками в начальной школе актуальной и
требующей решения. - Принять как аксиому утверждение, что “лучший
способ работы над ошибками – это ее
предупреждение”. - Обязательно проводить предупредительную
работу перед контрольными диктантами,
изложениями и другими видами самостоятельных
работ. - Осуществлять работу над ошибками в системе,
используя все формы организации: коллективную,
групповую и индивидуальную. - Использовать активные приемы и методы
формирования орфографической зоркости в
организации работы над ошибками. - На основе наработанных материалов создать
монопрограмму “Работа над ошибками”.
Председатель:
Секретарь:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Подготовительный этап:
- постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
- самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
- анализ собственной деятельности по данной проблеме;
- построение модели семинара, его структуры и хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей задачи семинара перед участниками:
«Создание программы «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:
«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
- составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
- обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.
— принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует от максимального до минимального количества баллов.
После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:
№№ |
перечень |
Кол-во голосов |
Кол-во баллов |
Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.
Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
— согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);
— причина разброса мнений;
— приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.
6). Выступление групп.
2 блок — Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.
3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.
2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.
3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер, направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Создание программы по параллелям по вопросам:
Рассматриваемые вопросы |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. |
||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. |
||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. |
||||
4. Место работы над ошибками в уроке. |
||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
ПРОТОКОЛ
Семинара практикума МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:
- Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
- Имеет ли смысл такая работа?
- Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:
— ограниченность во времени на уроке;
— низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
— несистемность проводимой работы;
— недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
— малый словарный запас учащихся;
— недостаточно развитый навык чтения;
— неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
- Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
- Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
- Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
- Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
- На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».
Председатель:
Секретарь:
МБОУ Слизневская ОШ
Семинар – практикум для молодых учителей
математики:
« Формирование
вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в знаниях учащихся»
Разработала
учитель математики
Саунина
Людмила Алексеевна
Слизнево ,2017
« Формирование вычислительных навыков .Ликвидация пробелов в
знаниях учащихся»
«Со мной работали
десятки молодых педагогов.
Я убедился , что
как бы человек успешно
не закончил
педагогический ВУЗ ,
как бы он не был
талантлив,
а если не будет
учиться на опыте ,
никогда не будет
хорошим педагогом …»
А.С Макаренко
План проведения нашего семинара хочется
представить в виде китайской мудрости:
«Скажи мне
, и я забуду . ( Сообщение по теме семинара)
Покажи мне, и я запомню.( фрагмент урока)
Вовлеки меня , и я научусь ( практическая часть).
1)
Теоретическая часть . Отрывок
из Ералаша №190 ( Татуировка)
Не
правда ли, знакомая картина .Но что толку говорить об ошибках сто раз? Может,
стоит один раз подумать о том, как лучше ликвидировать пробелы в знаниях,
которые приводят к ошибкам?
Предупреждение
и ликвидация пробелов в знаниях- одна из наиболее актуальных задач
преподавания математики. О значении своевременного выявления и устранения
пробелов в знаниях учащихся чешский педагог Я.А. Каменский говорил: «Любая
ошибка превращается из малого «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости,
если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непрерывном привлечении
самого ученика к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное
преодоление».
Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не
уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные
ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на
самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия
по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.
Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать,
внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает
отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.
Основные
причины существующих пробелов в знаниях учащихся, можно выделить ,
следующие:
1)
отставание в умственном развитии от своих сверстников;
2)
невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3)
большое количество пропусков по болезни( без уважительной причины);
Хотя можно сказать, что сколько неуспевающих учащихся, столько и
разных причин неуспеваемости.
В любом случае при работе с учащимися надо соблюдать
перечень требований, несоблюдение которых учителем будет способствовать
возникновению ошибок или ошибочных действий учеников. Учителю необходимо:
1.
Обязательно исправлять математические ошибки в тетрадях
учащихся;
2.
Систематически проводить работу над ошибками;
3.
Не останавливаться на решении заданий, выполнение которых
учащимися
уже достаточно усвоено;
4.
Не записывать в тетрадях или делать небольшие пометки при
решении
устных заданий;
5. Не забывать обращать внимание на рациональность выполнения
заданий;
6. Не допускать формальной проверки полученного результата.
Контроль
освоения учащимися изученного материала, как правило, осуществляю через
выполнение ими тематической контрольной работы, проверочной самостоятельной
работы . Результаты качественного анализа выполнения работы являются основанием
для организации работы над ошибками. Вы знаете ,что после проведения
контрольной работы должна быть проведена работа над ошибками с обязательной
записью в журнале и оценками за выполненную работу.
Фрагмент
урока « Работа над ошибками» по теме « Формулы сокращенного умножения» ( Ерина
Ю.Н)
Для того чтобы
эта работа была эффективной, приносила наибольшую пользу для ученика, одной
работы над ошибками после контрольной работы недостаточно, необходимо чтобы у
учителя сложилась определённая система организации учебной деятельности по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Таким образом, возникла необходимость
в создании системы работы учителя по преодолению пробелов в знаниях учащихся
на основе применения «карт затруднений» (карт ошибок) .Рассмотрим на примере составления карты ошибок . Карты
пробелов в знаниях дают возможность учесть индивидуальные пробелы и пробелы
класса.
Умножение десятичных дробей , |
Раскрытие скобок |
Приведение подобных слагаемых |
Применение формулы разности |
Вынесение общего множителя за |
Разложение на множители с |
График линейной функции |
Выражение переменной из формулы |
Решение систем уравнений. |
Количество |
|
Белявин Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Вязов Д |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
Кувшинова А |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
Жуков Ф |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
Капранова Т |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Князькова А |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
Ромадина А |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Фролова В |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
3 |
Чупанов В |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
7 |
% выполнения |
44% |
67% |
89% |
67% |
78% |
55% |
78% |
11% |
33% |
Анализируя выполнение заданий , выявлены ошибки ,которые привели к
невыполнению заданий.
При
выполнении этих заданий были выявлены следующие « западающие темы» учащихся :
вычислительные ошибки ; раскрытие скобок перед которой стоит знак «-«,
приведение подобных слагаемых, преобразование в многочлен с помощью и
разложение на множители с помощью формулы разности квадратов , выражение
переменной из формулы, решение систем уравнений .
Если вижу, что
степень усвоения темы до 50%,то считаю, что это пробел класса, тот пробел, над
которым следует работать всем классом(возможно заново объяснить тему).По
горизонтали учитываю усвоение знаний каждым учеником, получаю картину
индивидуальных пробелов в знаниях.
«Западающая |
Время |
Средства |
Действия |
Включение в Д/з |
Тренажеры Карточки перфокарты взаимоконтроль |
Разложение вынесение формула |
Включение Индивидуальные консультации |
Тренировочные карточки- |
Формулы |
На в |
Тренажеры Схемы индивидуальные |
Системы |
индивидуальная |
карточки-консультанты, |
Упрощение |
Включение дополнительное |
Опорные |
Выражение |
дополнительные |
Карточки тренажеры. |
Необходимо вести строгий учет ошибок в виде
списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле
до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие
не из легких, оно требует терпения и времени.
Рассмотрим таблицу контроля
пробелов, в которой фиксируется выполнение учеником заданий ,которые даются в
классе ( в процессе устной работы, самостоятельной работы) и домашней
индивидуальной работы по устранению ошибок .По итогам недели можно судить
продолжить работать по устранению этого пробела , или пробел устранен , а также
вписывать другие западающие темы и продолжать работу по их устранению
Таблица
контроля
«+»-
ошибка устранена , «-«- ошибка не устранена
Ф.И.О |
Проблемы |
Классные индивидуальные |
Домашние индивидуальные |
Выполнение |
Белявин Д |
Разложение |
|
— |
+ |
Выражение |
|
— |
+ |
|
Решение |
— |
— |
— |
|
……… |
||||
………. |
Говоря о
ликвидации пробелов в знаниях учащихся, мы забываем о том, что пробелы в
знаниях появляются тогда, когда знания не закрепляются. Закрепление знаний — надежный
путь предупреждения пробелов.
Учителю
необходимо знать учебные возможности каждого учащегося.
Для
учащихся с высоким уровнем обученности достаточно 1-2 повторений и у учащегося
формируются обобщенные способы действий по решению типовых задач. Для учащихся
со средним уровнем обученности — 3-6 повторений, а с низким уровнем — до 12
повторений.
Приступая к изучению новой темы, школьник часто
забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных»
тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов
в обучении математике.
Фрагмент урока . ( Повторение
материала на уроке).
Корректировка
календарно- тематического планирования. Пересматриваю
календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на уроки
закрепления(отработки навыков),было отведено достаточно времени.
|
||
п.12 |
У-1 У-2 У-3 У-4 У- |
У-1 У-2 У-3 У-4 У- « |
|
||
п.14 |
У-1 У-2 У-3 У- У-5 У-6 |
У-1 умножения. У-2 У- У-4 У-5 У-6 |
Сейчас хочется остановиться на самой серьезной проблеме обучении
математики.Фрагмент Ералаша « Занимательная арифметика» .
Не секрет ,что многие из наших
школьников не умеют выполнять простейших арифметических действий , знают
правила ,но не могут их применять.
В наше время бытует
мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров , а человек
может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что все
более и более освобождая ученика от вычислений , фактически освобождаем его от
умственного развития. Пестолотце писал « Счет и вычисления – основа порядка в
голове» . Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики.. Одним из эффективных средств формирования
вычислительных навыков являются устные упражнения . Устный счет на уроках
математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом ,
учениками : диктанты, математическое лото, опрос, круговые примеры, тесты с
самопроверкой , лабиринты , задания «найди ошибку» , заполнить пропуски ,
взаимотренажеры . Немаловажным
для успешного формирования вычислительных навыков является высокий уровень
познавательных интересов учащихся.
Примеры- лабиринты
Пройдите лабиринт начиная с примера А. Чтобы
найти следующий пример , нужно учесть, что результат каждого примера служит
уменьшаемым ) либо первым слагаемым предыдущего)
А) -45 –(-45)
Б) -22-13
В) 13-(-17)
Г) 0- (-87)
Д) 78-100
Е ( 30-75)
Ж) -35 +48
Заполнить пропуски
А) 12-(-5) = 12 + (,,,,,,) =,,,,,,,
Б) 12 – (……) = 12 + (-21) = ……..
В) …… — 6 = …….+ (-6) = -3
Г) -76 – (-79)= …..+ ……=
Д) -32 — …..= ……+ ……= -5
Е) ……- ( -71 ) = ……+ ….. = 0
« Найдите ошибки»
1)3,3 + 12 = 4,5
2) 0,86- 0,3= 0,56
5* 1,1 = 0,55
6*0,5 = 3
46,3*10 = 4,63
Ошибки –
невидимки.
На доске записано несколько математических выражений, содержащих явную
ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку
«невидимой». Вот несколько вариантов исправления ошибок: 10 < 10
10 < 100
6+3=10 6 + 3 = 10 — 1
Выполнение заданий на выделение различного и сходного требуют от ученика
владения определенным запасом понятий и терминов, без чего операция сравнения
носила бы формальный характер.
Однако 5-7 минут устного счета на уроке недостаточно не только
для развития вычислительных навыков , но и для их закрепления , если нет
системы устного счета. В своей работе использую карточки, содержащие
упражнения для устного счета ,своего рода « Математический тренажер «, по
которым дети работают и в классе и дома ,Эти карточки направлены на отработку
одного вычислительного навыка , использую также карточки , помогающие проверить
вычислительные навыки со всеми действиями. Сначала прорабатываем в классе с
подробным объяснением, применением правил , а далее ученики работают по этим
каточкам дома , отрабатывая до автоматизма приемы вычисления . Задания-тренажёры позволяют предложить ученику выполнить
большой объём вычислений за небольшое время. Таким образом, оттачиваются не
только собственно вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”, но и
тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате
такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать,
овладевает различными приёмами самопроверки, значительно лучше ориентируется в
числовых множествах. Таблицы-тренажёры рассчитаны на многократное использовании
В классе необходимо
обязательно провести проверку , оценки выставляются в ведомость , по
прохождению темы итоговые оценки выставляются в журнал .. Индивидуальная карта устного счёта ( лист успешности ( распечатать)
Не следует забывать о
рациональных приемах вычисления.
Видео отрывка урока «
Быстрый счетчик» .
Раскрыть секреты быстрого
счета .
1.Умножение
двузначного числа на 11.
53*11
= 5 8 3 ( находим сумму цифр и вставляем ее между ними) , если сумма цифр
окажется больше 9 , то вставляем цифре единиц полученной суммы , а к следующей
прибавляем 1.
58* 11=
638
2.
умножение многозначного числа на 11 ( нужно записать последнюю цифру числа ( из
разряда единиц) , затем последовательно справа налево записывать суммы соседних
цифр множимого, и наконец , первую цифру множимого.Если одна из сумм соседних
цифр окажется больше 9 , то на соответствующем месте записывают цифру единиц
полученной суммы , а к последней прибавляют единицу
24351
*11 = 267861
1) пишем 1
2) 5+1 = 6
3) 3) 3+5 = 8
4) 4+3= 7
5) 2+4 = 6
6) 2
3765*11
= 41 415
2.
Умножение двузначного числа на 101 ( пишем это число и справа еще раз приписываем
его)
3765*11
= 41 415
=
6767
3.
Возведение двузначного числа, оканчивающегося на 5 , в квадрат 352 =
1225
4.Умножение
двузначных чисел на 99 ( достаточно к предшествующему числу приписать его
дополнение до ста)
78*
99= 7722 , 64* 99= 6336
5.
Признаки делимости:
При сокращении дробей необходимо применять признаки делимости.
Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда на 4 делится
число , образованное двумя последними цифрами.
237216 , 16 : 4 , значит 237 216 делится на 4
Второй
способ
Число делиться на 4 тогда и только тогда , когда сумма
цифр единиц и удвоенной цифры десятков делится на 4
31656 = 6+ 2*5 = 16 : 4
Деление числа на 8
Число делится на 8 тогда и только тогда , когда на 8 делится
трехзначное число , образованное из трех последних цифр этого числа
19961997 11168 . 168 : 8= 21
Деление на 11. ( для трехзначных и
четырехзначных чисел)
Используемое число разбивают справа налево на грани по две цифры в
каждой и складывают эти грани. Если полученная суммы делится без остатка на 11
, то и используемое число делится на 11.
528 разбиваем на грани 5/28 , 5-28= 33 : 11
Приёмы последовательного умножения и деления
Один из множителей раскладываем на простые множители, а затем
выполняем умножение. То же самое и с делением.
Пример:
75•8=75•2•2•2=150•2•2=300•2=600
18•35=18•5•7=90•7=630
35•18=35•2•9=70•9=630
23•55=23•5•11=115•11=1150+115=1265
540:4=(540:2):2=270:2=135
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже
своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические
меры.
Учитель, работающий над проблемой по
профилактике и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся должен использовать
для этого наиболее рациональные формы и методы, учитывая индивидуальные особенности
ребенка:
·
Разработать персональные задания к темам (карточки,
таблицы, опорные схемы).
·
Подобрать занимательный материал (кроссворды, ребусы,
головоломки).-мотивация
·
Использовать обучающие карточки ( карточки- консультанты)
·
Задать ученику творческое задание к уроку .
·
Во время общей самостоятельной работы частично или полностью
исключать отстающих, используя индивидуальные задания.
·
Разработать дифференцированные задания для разных видов
проверочных работ.
·
Проводить предупреждающие опросы.
·
Задавать индивидуальные домашние задания .
·
Проводить консультации, помогать перед уроком.
·
Использовать различные виды опроса отстающих детей (устный,
письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс-диктант и другие).
·
Индивидуальная работа на дополнительных
занятиях ( ИГЗ).
·
Профилактические
меры по устранению ошибок на различных этапах урока
Этапы |
Акценты |
Контроль |
Специально |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять |
Самостоятельная |
Подбирать для |
Организация |
Обеспечивать в ходе |
Работа в группах .
Задание : Перед вами контрольная работа ученика 8 класса по теме
«Применение свойств арифметического квадратного корня». Ваша задача выполнить
проверку данной работы , выявить ошибки и составить план работы по устранению
пробелов по данной теме .
Заполнить таблицу
Ошибки |
Время |
Средства |
Открытый микрофон . Выступление групп.
Конечно,
учиться детям, имеющим пробелы в знаниях трудно, но ведь всем известно с
трудной работой справиться почетнее. Эта мысль сидит в подсознании даже у
самого слабого ученика. Поэтому, когда учебный год позади, дети обычно
вспоминают свои победы, связанные с теми трудностями, которые им удалось
преодолеть. А сколько испытывает радости ученик и конечно же учитель, когда
слабый ученик, имеющий пробелы в знаниях восклицает: «Наконец-то я понял.
Оказывается, что это совсем не сложно!»
Естественно,
каждый учитель может применить всё указанное выше к своему опыту, важно только
помнить, что пробелы в знаниях — это не вина, а беда многих наших учеников, и
наша задача помочь ребятам понять, чтобы в знаниях не было белых пятен,
увенчанных двойкой в журнале.
Закончить наш семинар хочется притчей
педагога Шалвы Амонашвили «
Крылья». «Просвещая детей, мы просвещаемся сами, а обучая
их каждый из нас, учится сам» Вы, молодые
специалисты, приходя в школу, должны расти, развиваться, осваивать азы
педагогического мастерства вместе со своими учениками и думать о том, как вырастить
своих учеников «крылатыми» и не забыть о своих «перышках».
Подготовительный этап (с 1-го по 22-ое
октября 2004 года):
- постановка целей и задач семинара перед членами
МО УНК; - самоподготовка, изучение теоретических
положений вопроса; - анализ собственной деятельности по данной
проблеме; - построение модели семинара, его структуры и
хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по
количеству параллелей в начальной школе). 2).
Постановка общей задачи семинара перед
участниками:
“Создание программы “Система работы над
ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой
параллели:
“Выявление причин низкого качества работы над
ошибками в начальной школе”
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП
для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый
сам составляет свой список) - составление общего списка проблем, причин
или предложений (по кругу каждый зачитывает свой
список, один из группы их записывает подряд) - обсуждение списка (очень быстро, объективно)
с целью убрать повторы, уточнить формулировки,
упорядочить список, дать причинам единый номер. - принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек с составленным
списком по количеству участников группы из
расчета 4 карточки на человека, т. е. каждый должен
выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в
верхнем углу которой ставится № причины, а в
нижнем – ее ранг (max — 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка
выбирает актуальные на его взгляд причины,
выставляет их номера в верхнем углу карточки,
количество баллов в нижнем углу и ранжирует от
максимального до минимального количества
баллов.
После этого в группе происходит подсчет
голосов: ведущий называет номера, совпавшие
выборы выкидываются на середину стола, считается
сумма баллов совпавших выборов, составляется
таблица:
№№ | перечень | Кол-во голосов | Кол-во баллов | Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные
причины.
Таким образом выбираются согласованные
решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
— согласованные и несогласованные решения (те,
которые выбраны, но в меньшинстве);
— причина разброса мнений;
— приоритеты группы по каждому из выборов,
определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления
групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели:
проанализировать предложенные группами списки;
оценить деятельность групп, глубину их
исследования и понимания проблемы; полноту,
объективность и структурированность
предложений.
6). Выступление групп.
2 блок — Перерыв для участников, работает
экспертная группа по формированию общего
списка причин и формулировке дальнейших задач
семинара.
3 блок – теоретическая часть.
Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы.
Оценка деятельности групп, глубина исследования
и объективность понимания проблемы.
2). Выступление куратора семинара с
теоретическим материалом по рассматриваемой
проблеме.
3). Постановка задачи семинара по определению
действенных мер, направленных на
совершенствование работы над ошибками и
формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Каждая группа работает в рамках определенной
параллели и анализирует проблему по
предложенному перечню вопросов:
Рассматриваемые вопросы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. |
||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. |
||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. |
||||
4. Место работы над ошибками в уроке. | ||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). В ходе выступления групп от 1класса до 4го
определяется единый подход к пониманию сущности
проблемы, преемственность и система работы над
формированием орфографической зоркости,
выбираются оптимальные и эффективные формы и
приемы работы, составляется инструментарий по
диагностике и мониторингу успешности проводимой
работы.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной
(представители кафедры русского языка и
литературы среднего звена) и административной
(представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
Решение
Семинара практикума МОУ СОШ №24 от 23. 10. 04
“Организация эффективной работы над ошибками
по русскому языку”
Присутствовали: учителя начальной школы,
администрация, логопед, социальный педагог,
психолог, учителя русского языка и литературы
среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный
ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на
творческие группы (использован игровой прием
“Собери картинку”). Кроме того, были созданы
наблюдательная группа из учителей –
предметников среднего звена с целью определения
общих задач по формированию навыка грамотного
письма и административная группа с целью оценки
деятельности МО УНК по решению проблемы
повышения эффективности работы над ошибками по
русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме
повышения эффективности работы над ошибками, мы
надеялись обратить внимание и найти ответы на
следующие вопросы:
Почему существующая форма организации работы
над ошибками не дает ожидаемых результатов?
Имеет ли смысл такая работа?
Как организовать эту работу, чтобы повысить ее
качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению
причин недостаточной эффективности работы над
ошибками, пользуясь методом номинальных групп,
был сформирован общий перечень согласованных
решений, т. е. выбранных большинством найденных
причин:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении
данного вида работы; - несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей,
двуязычие; - малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над
ошибками в начальной школе актуальной и
требующей решения. - Принять как аксиому утверждение, что “лучший
способ работы над ошибками – это ее
предупреждение”. - Обязательно проводить предупредительную
работу перед контрольными диктантами,
изложениями и другими видами самостоятельных
работ. - Осуществлять работу над ошибками в системе,
используя все формы организации: коллективную,
групповую и индивидуальную. - Использовать активные приемы и методы
формирования орфографической зоркости в
организации работы над ошибками. - На основе наработанных материалов создать
монопрограмму “Работа над ошибками”.
Председатель:
Секретарь: