Сделала работу над ошибками

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!

Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.

Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.

Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.

1. Ошибки в построении предложения.

Напиши предложение правильно.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.

Добрый пример лучше ста слов. 

3. Заглавная буква в начале предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.

стро»йка стро»йка стро»йка

5. Перенос слов.

Напиши все варианты переноса слова.

Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.

6. Деление на слоги, ударение.

Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.

Воробе»й, учи»тель, това»рищ.

7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,

в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.

Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.

8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.

9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Мальчик, большой, рысь.

10. Разделительный мягкий знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Вьюга, деревья, обезьяна.

11. Разделительный твёрдый знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Объём, объяснил, подъезд.

12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.

Пена»л, пена»льчик, пена»льный.

13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.

Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.

14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-

ных (родственных) слова на это правило.

Город(города), городской, городки.

15. Непроизносимая согласная в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).

16. Двойные согласные.

Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.

Бассейн, бас-сейн.

Рассказ, рас-сказ.

Весенний, ве-сен-ний.

Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.

17. Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.

К (какому?) берегу — к крутому берегу.

У меня – у (кого?) меня.

18. НЕ с глаголами.

Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Не был, не выучил, не знал.

19. Правописание приставок.

Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Полетели, побежали, поплясали.

20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

м. р. м. р. м. р.

Шалаш, сторож, камыш.

ж. р. ж. р. ж. р.

Дочь, ночь, речь.

мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.

С крыш, много задач, из-за туч.

кр. прил. кр. прил. кр. прил.

Кипуч, могуч, скрипуч.

н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.

Беречь, увлечь, стеречь.

2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.

Пишешь, играешь, читаешь.

21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед ся .

Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.

(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.

22. Правописание суффиксов.

Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.

Липовый, дубовый, кленовый.

Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.

Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).

В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.

Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.

Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.

Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.

Напиши слово, укажи приставку и суффикс.

Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.

23. Правописание безударных окончаний имён существительных.

Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.

Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.

1 скл., П. п.

Сидели на скамейке .

24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-

ному, подумай, какое будет окончание.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-

ного, выдели окончание.

м.р., ед.ч., Д. п.

К лесу (какому?) дальнему .

25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.

Напиши глагол, выдели окончание.

спр. I I спр.

Читает – читатьсмотрит – смотреть (искл.),

I I спр.

ставит – ставить.

Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.

Напиши глагол, выдели окончание.

солнышко скрылось (оно скрылось)

26. Сложные слова.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Корнеплод, паровоз.

27. Падежи имён существительных.

Вспомни название падежей и падежные вопросы!

Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь

от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.

Над озером кружились чайки.

Т. п.

кружились (над чем?) над озером

28. Однородные члены предложения.

Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.

сущ. сущ. сущ. гл.

Грачискворцы и жаворонки улетели в тёплые края.

29. Сложное предложение.

Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.

Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.

Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и

гл.

заговорил.

30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.

Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.

Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.

пр. сущ. глприл. сущ.

В лесу цветут душистые ландыши.

сущ.- существительное нареч. — наречие

прил.- прилагательное пр. — предлог

гл.- глагол с.- союз

Работа над
ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так
и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого
представления, как сделать работу над ошибками грамотно.  Прописать слово 5,
10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт
гарантии, что ребёнок запомнит его,  и больше не будет допускать ошибок.  В
учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова.

1)    Орфограммы
пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а
сверху или на полях  подписывает номер орфограммы из памятки.

2)    Ученик
самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её
исправляет.

3)    В
памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года
обучения, он может найти его в таблице.

РАБОТА 
НАД ОШИБКАМИ – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ.

       
Работа
над ошибками.

 И
ВЫПОЛНЯЕТ ЕЁ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННОЙ ПАМЯТКОЙ.

Орфограмма

Запиши в тетрадь

Вспомни правило

1

Знаки
препинания в конце предложения (. ! … ?)

Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком и запиши. Подчеркни знак.Например: Сколько тебе лет? Слава нашей
Родине !

В конце предложений
ставятся знаки препинания:

ТОЧКА– в предложениях
повествовательных по цели высказывания, в которых повествуется о чём-либо;

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК– в предложениях
вопросительных по цели высказывания, в которых содержится вопрос;

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК –в восклицательных
предложениях, содержащих эмоциональную окраску, то есть произносимых с особым
чувством.

2

Заглавная
буква в начале предложения, именах, кличках животных, названиях
географических объектов

1)
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Выпал
первый снег.

2)
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай ещё два слова с
данной орфограммой.

Маша, Кирилл,
Вика.

Каждое
предложение начинаем писать с заглавной буквы.

Имена
собственные, клички животных, названия географических объектов всегда пишутся
с заглавной буквы.

3

Пропуск
буквы, замена буквы, лишняя буква.

Выпиши
слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок-
звонок.

4

Перенос
слова

Раздели
слово на слоги для переноса.

Оси-на

1)При переносе одну букву
нельзя оставлять на строке.

2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя
отделять от предшествующей буквы.

5

Ударение

Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Например:
алфавúт, звонúть, щавéль.Передай ритм слова с помощью стука.

6

Мягкий
знак, обозначающий мягкость

Подчеркни
Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Тоньше,
думаешь, льдина.

7

Ь на
конце существительных после шипящих

Выпиши
слово правильно. Определи род. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Луч
(м.р.), шалаш (м.р.).

Ночь
(ж. р.),печь(ж. р.).

В конце
имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих всегда
пишется мягкий знак: мышь, речь.

8

Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова (словарные слова)

Запиши
слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту
гласную или согласную. Ягода, ягода, ягода.

Хоккей,
хоккей, хоккей.

9

Правописание
предлога

Выпиши
слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно
(вставь дополнительное слово или вопрос между предлогом и словом):

К
берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

Предлог
— это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.

Лодка отплыла
от берега

10

Соединительные
гласные в сложных словах

Выпиши
слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово с
этой орфограммой.

Водовоз,
самолет.

В сложных словах после твёрдых согласных
пишется соединительная о а
после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

морозостойкий, кашевар

11

Гласные
и согласные в приставках.

Выпиши
слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Пошёл,
посмотрел, побелел.

Приставки
в русском языке:

 в-/во-, вы-, до-, за-,  о-, об-, от-, по-,
под-, пред-, на-, над-, не-, пре-/пере-, при-, с-/со-, у- и
пр

12

Правописание
гласных после шипящих: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Сочетания
чк, чн, нч, нщ

Выпиши
слово, подчеркни орфограмму. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой.

Жизнь,
жираф.

Печка,
дочка.

Звуки
[ж], [ш]-непарные твёрдые, но в сочетаниях жи-ши пишется буква и.

Согласные
], [щ]-непарные мягкие, но в
сочетаниях ча-ща пишется буква а, и в сочетаниях чу-щу пишется буква у.

13

Разделительный
ь

Выпиши
слово правильно, запиши ещё два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и
гласную букву.

Вьюга,
листья, соловьи.

Разделительный
ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё,ю,я обозначают два звука: [й]+гласный.Например: пьёт- [пй’от]

14

Безударный
гласный в корне слова, проверяемый ударением

Выпиши
слово, поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную,
подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна — волны.

Чтобы
проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы
безударный звук оказался под ударением.

15

Парный
согласный в корне слова

Запиши
слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где
парный согласный произносится отчетливо.

Мороз
– морозы; ягодка – ягода.

Подбери родственное
слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или
согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й].

16

Непроизносимый
согласный в корне слова

Прочитай
слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный
– звезда.

Честный
– честь.

Подбери
родственное слово (слово, от которого оно образовалось) или измени слово так,
чтобы после согласного стоял гласный звук. Если звук-невидимка пропал, то и
писать его в слове не надо.

Изве[cн]ый-весть-известный

Прекра[сн]ый-прекрасен-прекрасный

17

Удвоенные
согласные в слове

Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Подчеркни удвоейнную согласную.Например: группа, групповой,
подгруппа.

Запомни!
Удвоенные
согласные относятся к одному
слогу:ссо-ра,
жу-жжать
.

Припереносе словс удвоенными согласными, эти буквы
разделяются:суб-бота, ап-петит.

18

Суффиксы
-онок-, -ёнок-

Выпиши
слово, Выдели суффикс и подчеркни букву перед суффиксом. Запиши ещё  одно
слово с этой орфограммой.

Волчонок,
бельчонок.

После
мягких согласных, кроме [ч],
пичется суффикс -ёнок- (тигрёнок), после твёрдых согласных и [ч] пишется суффикс —онок
(волчонок)

19

Суффиксы
-ик-, -ек-

Выпиши
слово, выдели суффикс, запиши это слово в родительном падеже.

Мячик
— мячика,

Платочек
— платочка.

Суффикс
ик— пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе
сохраняется (ключик— нет ключика)

Суффикс
ек- пишется, если при изменении слова гласный звук убегает ( замочек
нет замочка)

20

Разделительный
ъ

Выпиши
слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку,
подчеркни гласный звук.

Съест,
объявления, объем.

Разделительный
ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков,
перед буквами е,ё,ю,я.

Например:
съел,подъём

21

Правописание
приставок, заканчивающихся на з/с

Выпиши
слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Бесполезный,
бесшумный, бескорыстный.

В
приставках, заканчивающихся на з//с пишется буква с, если корень
начинается буквой глухого согласного: бесполезны, искусать. В
остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить.

22

Правописание
слов с приставкой с-

Выпиши
слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Сделать, слететь,
слезать.

В
русском языке есть только приставка с: сделать, сбежать.

Приставки
з- не бывает
!

23

Правописание
о,ё после шипящих в корне слова

Выпиши
слово, подчеркни орфограмму, запиши родственное слово к нему (измени слово):

Пчёлы-пчела.

Если
слово не изменяется, придумай ещё одно аналогичное слово:

 Шорох,
шорты.

После
шипящих в корнях под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если
при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о]
не слышится: пчёлы-пчела, жёлтый- желтеть.

В
остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорох, шорты.

24

Обозначения
звука [ы] после звука [ц]

Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

Акция,
акация.

Цыган,
цыплёнок.

В корнях
слов после ц звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.

Исключение:
цыган подошёл на цыпочках, сказал цыплёнку цыц.

25

Правописание
суффиксов -ец, -иц и сочетаний -ичк-, -ечк-

Выпиши
слово, найди слово от которого оно образовано:

Шишка-
шишечка.

Пуговица-пуговичка.

В именах
существительных мужского рода пишется суффикс -ец- (храбрец),
в именах существительного женского рода пишется суффикс -иц-
(красавица).

Сочетание
-ичк- пишется в словах, образованных от слов на -ица (луковица
луковичка). В остальных случаях пишется сочетание -ечк-.

26

Правописание
сочетаний -инк-, -енк-

Выпиши
слово, найди слово от которого оно образовано:

Вершина-вершинка,

Вишня-вишенка,
сосна— сосенка.

Сочетание
-инк- пишется в словах, образованных от слов на -ина (трещина-трещинка).

Сочетание
-енк— пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня (вишня-вишенка)

27

Правописание
окончаний имён существительных

Выпиши
существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке
(1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл.,
Р.п.).

Вспомни
таблицу окончаний имён существительных или воспользуйся словами с ударным
окончание (1 скл.-земля, весна, 2 скл.-слон, 3 скл.-рожь)

28

Правописание
гласных о и е в окончаниях имён существительных и ц

Выпиши
слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Се′рдцем,
ма′ршем.

Кольцо′м,
трубачо′м.

В
окончаниях имён существительных и после шипящих и  ц под ударением
пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.

Свечой-тучей

29

Правописание
окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие

Выпиши
словосочетание, определи падеж проверяемого слова и начальную форму слова:

 Благодарность
Евгении (Д.п. Евгения) .

 Благодарность
Наталье ( Д.п. Наталья).

У слов
на -ий,-ие в предложном падеже, у слов на -ия в
родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание .

О здании,
об окончании.

30

Правописание
родовых окончаний имен прилагательных

Выпиши
имя прилагательное вместе с существительным, с которым оно связано, письменно
задай вопрос, по вопросу определи род, укажи, руководствуясь правилом запиши
и выдели окончание имени прилагательного.

Например,
голубое (небо)

Небо (какое?) голубое (ср.р.)

Имена
прилагательные могут быть трех родов: мужской род (м.р.)- вопрос
(какой?),окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий.
Женский род (ж.р.) — вопрос (какая?),окончания: -ая, -яя. Например, река
(какая?) глубокая.
Средний род (ср.р.)- вопрос (какое?),окончания: -ое,
-ее.

31

Правописание
безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например:
к лесу ( как
ому ?) дальнему — м.р.,
ед.ч., Д.п.).

32

Правописание
окончаний имён прилагательных после шипящих и ц

Выпиши
слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Чужо′го,
лесно′го.

Лу′чшего,
ху′дшего.

В
окончании имён существительных и имён  прилагательных после шипящих и буквы ц
под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е.

Чужого-лучшего.

33

Правописание
НЕ с глаголом.

Выпиши
глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

         
гл.                 гл.

Не_пришел,
не_выучил.

Не с
глаголом всегда пишется раздельно.

34

Правописание
мягкого знака после шипящих в глаголах

Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

Спишь,
ешь, бежишь.

Во всех
глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь.

35

Правописание
-тся и -ться в глаголах

Определи
в какой форме употребляется глагол. Для этого запиши вопрос, потом слово,
подчеркни орфограмму:

Что делает?
Волнуется.

Что делать?
Волноваться.

Если
глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что
сделать?), на конце пишется ться-улыбаться.

Если
глагол употреблён в форме 3-го лица, единственного или множественного числа
(отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на
конце пишется тся— волнуется.

36

Спряжение
глаголов

Определи
спряжение глагола, запиши ещё одно слово данного спряжение:

Четает
1 спр. Листает.

Если
слово исключение укажи это в скобочках

Если у
глагола личное окончание -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), то
это глагол 1-го спряжения.

Если у
глагола личные окончания -у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят), то
это глаголы 2-го спряжения.

37

Правописание
безударных личных окончаний глаголов

Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую)
форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного
числа

Алгоритм
написания безударных личных окончаний глаголов:

-ставим
глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»);

-выясним,
какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить);

-по этой
гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения);

-выбираем
гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

38

Предлог
с местоимением

Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту
орфограмму.Например: у нас, ко мне, с тобой.

Запомни!
Предлоги
с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

39

Правописание
гласных на конце наречий

Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

 Вправо, засветло, накрепко.

В
наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс —о.
В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- на конце пишется суффикс —а.

40

Правописание
ь на конце наречий после шипящих

Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

Настежь,
навзничь, сплошь.

После
шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.

Исключения:
муж, замуж, невтерпёж

41

Правописание
имён числительных

Выпиши
слово, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

Семидесятый,
девятисотый

При
изменении сложных количественных числительных (сколько?) изменяются обе части
сложного слова: пятидесяти, пятьюдесятью. При изменении сложных
порядковых числительных изменяется только вторая часть: пятидесятого,
пятидесятому.

42

Состав
слова

Выпиши
слово, разбери его по составу.Например: заморозки . Запиши 1-2
однокоренных слова.

43

Разбор
предложения

Выпиши предложение.
Подчеркни грамматическую основу предложения, если есть подчеркни
второстепенные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания
с вопросами.Например:

 
прил.          сущ.              гл.       пр.     сущ.

Седые туманы
плывут   к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

туманы
(какие?) седые,

плывут
(куда? к чему?) к облакам

Запомни!
Слова
в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи
вопросов от слова к слову.

44

Однородные
члены предложения

Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными
членами. Выполни схему предложения.

Например:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их
по дороге. [         ,           ].

Сильный ветер
сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [        и 
          
].

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


– Делай работу над ошибками, тогда вместо нуля получится трояк.

Вы проанализировали, что же пошло не так, повозились с планом, сделали работу над ошибками, забыли про разочарование и попробовали ещё раз… и опять провалились.

И вообще, если ты правильно выполнил работу над ошибками, мироздание непременно это оценит.

– Всё-таки хорошо, что мы узнали об этом сейчас, ещё есть время, чтобы провести работу над ошибками.

Работа над ошибками, размещённая после диктанта, может быть использована непосредственно по назначению или как дополнительный материал для урока.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: хон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Это привело к очень важному разговору о том, что цели, может, и достижимы, но команде и компании предстоит проделать огромную работу над ошибками.

О том, наконец, что не прошло проверку временем или совестью и от чего необходимо решительно отказаться, проведя работу над ошибками.

Не пугайтесь! Здесь нет ничего сложного. У нас есть конкретная цель, и мы пытаемся найти пути её достижения через работу над ошибками.

Обычный, принятый в школе, алгоритм работы над ошибками даёт представление о том, как работать с единицей языка, но не вмещает представлений о том, как работать с человеком.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Мы тоже были детьми и тоже учились в школе, где приходилось выполнять работу над ошибками по основным, как тогда считали, предметам.

Важнейшая часть, от которой будет зависеть скорость вашей эволюции, – оценка результатов и работа над ошибками с последующей корректировкой плана.

Всю ответственность за недостатки он перекладывает на плечи сотрудника, чтобы тот смог приступить к работе над ошибками.

Ждём исправленную версию и просим отдельным файлом приложить работу над ошибками.

Обучение – это тысяча разобранных кейсов, наша непрерывная работа над ошибками.

Вместо того, чтобы объяснять обычностью причину своего бездействия, он воспользуется ей как поводом для работы над ошибками, которая имеет важное значение для достижения мастерства.

Когда-то я совсем не умела рисовать скетчи, но научиться и начать зарабатывать этим мне помогли длительная, многочасовая практика, работа над ошибками, неоднократное рисование одного и того же эскиза с самого начала.

Тогда мне стало понятно, что опыт моего старшего товарища – это скорее тест для работы над ошибками, который мне нужно пройти самостоятельно, строя свою карьеру в бизнесе.

Её нужно развивать – учёбой, практикой, работой над ошибками, т.е. нужно постоянно заниматься над собой.

Благодаря таким комментариям мы можем расти в профессиональном плане и учиться исправлять ошибки, поэтому к ним стоит прислушиваться и спокойно делать работу над ошибками.

Затем, после работы над ошибками, учитель ещё раз диктует их по этому пособию.

Самое важное звено – работа над ошибками, которое обеспечивает обратную связь системы, способствует обучению и корректировке всех предыдущих звеньев.

Если коротко, так называется склонность индивида к самоанализу, его способность проводить работу над ошибками.

Осознанно, проделав работу над ошибками, наслаждаясь каждым моментом, с бережным отношением к себе и жизни.

Работа над ошибками – неотъемлемая часть учебного процесса, относитесь к ней серьёзно. – продолжала ходить учительница по кабинету, оставляя за собой шлейф любимых духов.

Работа над ошибками: перед вложением любой суммы денег необходимо внимательно ознакомиться со всеми условиями договоров и досконально понять продукт, в который вы собираетесь «вкладываться».

Именно это позволяет им делать работу над ошибками и достигать новых вершин самостоятельно или под чутким руководством своего руководителя.

– Приступим к работе над ошибками.

Старые игры, безусловно, радуют, но ни толкового продолжения, ни хотя бы работы над ошибками я пока что не увидел и при нынешнем положении в игростроении не увижу ещё долго.

– Продолжим работу над ошибками.

Но, не проделав работу над ошибками в прежних отношениях, повторяют один и тот же сценарий.

Благодаря цепочкам появляется время и возможность спокойно донести идеи и смыслы, «дообъяснить», провести работу над ошибками, если в прошлых текстах что-то пошло не так.

Все эти развоплощенные монады, приносят свой прожитый опыт, анализируют и изучают его, проделывают работу над ошибками, и закрепляют результаты очередного воплощения.

Рано или поздно появится ваша публика, не стоит опускать руки, а критика полезна, она опускает на землю и помогает делать работу над ошибками.

Многие банки, сформировавшие портфели инвестиционных кредитов, уделяют сейчас значительное внимание вопросам текущего мониторинга кредитных портфелей, суть которого состоит в переоценке ранее принятых банком и заёмщиком рисков и разработке мер по недопущению возникновения проблемной и просроченной задолженности, другими словами, работе над ошибками.

– Запланируйте работу над ошибками.

Тут важно продемонстрировать работу над ошибками.

Если система даёт сбой, мы проводим “работу над ошибками”и, при необходимости, вносим корректировку в регламент (если ошибка системная).

– Начните делать работу над ошибками.

Первая часть «Работа над ошибками» построена как обзор примеров удачных и неудачных откликов соискателей.

Хороший вкус это постоянные попытки, работа над ошибками, долгий труд, много прочитанных книг, статей и журналов, практика, практика, и снова практика!

Давайте прежде усвоим уроки, сделаем работу над ошибками!

Если вы хотите пересмотреть свои стратегии в отношениях, поисследовать себя и сделать работу над ошибками, то эта книга для вас.

Будет работа над ошибками прошлых контрольных работ.

– Не забывайте о постоянной работе над ошибками.

Работа над ошибками: для начала необходимо рассмотреть и изучить все подводные камни, которые могут повстречаться на инвестиционном пути.

– Внедрите работу над ошибками.

На вопрос: «Как решить эти проблемы?» – она мне дала следующие рекомендации: выполнять работу над ошибками, прописывать неправильно написанные слова по целой строке, переписывать полностью работы, учить правила и читать, читать, читать…

Автор считает долгом своей архипастырской совести предостеречь своих собратьев и призвать их к совместной, всеправославной работе над ошибками – к уврачеванию раскола и выправлению той ложной экклезиологии, которая стала его опорой.

Сегодня задали работу над ошибками.

Морозные узоры на окнах

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например:   «П,»- а.     А: «П!»

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сделала свою ошибку полюбила дурака песня
  • Сделав неудачный ход шахматисту расхотелось играть найти ошибку
  • Свч toshiba er a7r ошибка h65
  • Сделала ошибку при покупке авиабилета как быть
  • Сделала ошибку при подаче заявления на госуслугах