Сделай узел послабже ошибка

Добрый вечер!

Прошу исправить ошибки. Опирался на два источника:
1)   Русский язык и культура общения >> Морфологические нормы >> 2.3. Имя прилагательное  http://www.licey.net/russian/culture/2_3
2)   Словарь русских синонимов http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/дешевле

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=0e9b58d0-8e1f-40ce-978f-45a9f1890533

1.   У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. — Неверное сочетание по степени!
У команды соперников более плохое соотношение забитых и пропущенных мячей.
У команды соперников хуже соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде. — Неверное сочетание!
Семёнов — лучший игрок в нашей команде. — Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший. http://www.licey.net/russian/culture/2_3

3. Дела в команде шли всё хужее. — Плохой – хуже (недопустимо: хужее!)
Дела в команде шли всё хуже.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.
Воздух в цеху становился всё более жаркий.

5. Наш завод оказался более передовым. — Неверное сочетание!
Наш завод оказался более передовой.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского. — Оканчивается на г, к, х!
Чилийский соус острее и горше китайского.

7. Твои босоножки дешевее. — Сам толком не знаю правил!
Твои босоножки дешевле. — Морфология «дешевле» http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/дешевле
Твои босоножки более дешевые.

8. Листья к концу сентября стали желтее.  — С тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию!
Листья к концу сентября стали желтей. http://www.licey.net/russian/culture/2_3

9. Твой голос звончее моего. — Основа прилагательного оканчивается на г, к, х!
Твой голос звонче моего.

10. Сделай узел послабже. — При помощи суффиксов -ее/-ей:
Сделай узел  послабей.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. — Оканчивается на г, к, х! Неверное сочетание!
Команда соперников выглядела легче и свежей.

12. Наши игроки не плохее. — Надо другой корень!
Наши игроки не хуже.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. — Оканчивается на г, к, х!
Изображение на вашем снимке ещё нечётче.

14. Детские впечатления всегда ярчее. — Оканчивается на г, к, х!
Детские впечатления всегда ярче.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. — Неверное сочетание!
Современное образование много хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива. — Неверное сочетание!
Он самый старый член нашего коллектива.
Он старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва. — Неверное сочетание!
Швабрин был образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. — Неверное сочетание!
От этого Мцыри кажется таинственней.
От этого Мцыри кажется более таинственным.

19. Эта задача стала более легче. — Неверное сочетание!
Эта задача стала легче.
Эта задача стала более лёгкой.

Задание 7 ЕГЭ.  Лексические нормы

Задание
7 проверяет умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

ü 
имени существительного (род,
число, падеж)
;

ü 
имени прилагательного и наречия (степени
сравнения);

ü 
имени числительного;

ü 
местоимения;

ü 
глагола.

                                                                I. Имя существительное

1.Род имён существительных

óЗапомни!

мужской

женский

средний

аэрозоль

банкнот

жираф

зал

корректив

рояль

толь

тюль

шампунь

бандероль

босоножка, бутса, тапка,
кроссовка сандалия, туфля (нет туфель)

вуаль, манжета, мозоль

плацкарта

подлива (с подливой)

фамилия

мочало

щупальце

Упражнение. Запишите
словосочетания, употребив их в ед. числе.

            Старинные рояли, ваши фамилии,
заказные бандероли, наши плацкарты, старинные банкноты, новые расценки, большие
мозоли, кожаные туфли, широкие проруби, лесные просеки, спелые помидоры,
молодые жирафы, чёрные ботинки, войлочные тапки, тёмные вуали, красивые тюли,
ароматные шампуни, красивые босоножки.

2. Вариантные формы окончаний имён
существительных

В И. п. мн. числа
наряду с традиционным окончанием -и  (-ы) широко используется новое –
-а (-я)
под влиянием существовавшего когда-то двойственного числа,
употребляемого для обозначения двух или парных предметов.

Вариантные
формы окончания И. падежа мн. числа

А, -Я

ударение на окончании

Ы, -И

ударение на основе

1. в ед. ч. ударение на первом слоге:

адрес — адреса, буфера
(-ы), веера, векселя, вороха, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга,
жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера,
невода (-ы), окорока, округа, ордера, острова, откупа (-ы), отпуска, паруса,
паспорта, перепела (-ы), повара, погреба, потроха,  сторожа, тенора (-ы),
терема, тетерева, тополя, трактора, фельдшера (-ы), флюгера (-ы), холода,
хутора, черепа, штемпеля (-и), шулера (-ы), якоря, ястреба (птицы)

1. аптекари,
ветры, возрасты, выборы, годы, госпитали,  дёсны, джемперы, договóры,
инструкторы, клапаны, конюхи, корректоры,  крейсеры,  лекари, простыни, почерки,
приговóры, прииски, рапорты, свитеры, секторы, слесари, токари, тóрты, 
тренеры, фронты, цехи

2. в односложных словах:

борта, рога, сорта, стога, шелка

грУнты, пОрты, склАды,
тОрты, штАбы

3. иноязычные сущ. на —тор, -сор

одуш. стилистически нейтральные: директора,
профессора

1)с книжным
оттенком:

редакторы, авторы,
лекторы, конструкторы

2) неодуш.:

 процессоры, тракторы 

3) одуш.
иноязычные сущ. на -ер, -ёр: инженеры, снайперы, шофёры, бухгалтеры

óПомни! Масло – мн. ч. — маслА

кремЫ, а не кремА

ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ ОКОНЧАНИЙ  РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

ОКОНЧАНИЕ  -У (остаток количественного падежа, форма
убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности). Используется
при:

 1. обозначении 
количества: много народу (народа).

2.в наречных сочетаниях:
с испугу, умереть с голоду

3.в устойчивых
выражениях: задать перцу, комар носу не подточит

4.при обозначении
количества у некоторых вещественных сущ.: стакан чаю  (но чаще уже —
стакан чая), но только — вкус чая, производство чая.

      Ср.: кусок сахару (вариант — кусок сахара), производство
сахара (без вариантов);

              недостаток сахара (некачественный) недостаток
сахару (не хватает)

      тарелка  супу (вариант — тарелка супа) тарелка
молока (без вариантов).

ВАРИАНТНЫЕ ФОРМЫ ОКОНЧАНИЙ   ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА

Е   — обычно безударная – в саде

-У (-Ю)  — только  ударная – в саду

Предложный падеж
указывает на объект (предмет)

Остатки местного падежа
или локати́ва

(лат. locativus),
указывает на место действия, употребляется только с предлогами В,
НА

1. В объектном значении
(дополнение):

в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова;

в «Лесе» А. Н. Островского.

Художники чего-то
ищут в снеге, но живописности в снеге нет
(говорится  об объекте творческих поисков).

1. Сущ.  употреблено в
обстоятельственном значении (место, время, образ действия, состояние): В
лесу раздавался топор дровосека.

Вороны чего-то ищут в
снегу

(говорится о конкретном
месте поисков).

2. При указании на
вещество или массу: пряники на меду, весь в снегу.

3. При обозначении собрания людей:

в полку, в строю

Словосочетания носят устойчивый характер:

Антенна стоит на доме.

Он работает на дому́.

Вариантные окончания могут отличаться стилистической окраской:

в отпуске —  лит.

на  бале – устар.

в отпуску  — 
разг.

на балу – лит.

Вариантные формы окончания Р. падежа  мн.
числа

Варианты окончаний имеют следующие сущ.:

-ОВ (-ЕВ)

-ЕЙ, -ИЙ

Нулевое

1.  названия лиц по национальному
признаку:

аварцев, алеутов, аджарцев,
азиатов, варягов, калмыков, киргизов, монголов,
таджиков, узбеков, якутов, хорватов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин,
осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган

2. названия предметов одежды, украшений и
обуви
(обычно парных):

гольфов, джинсов,
клипсов,
носков,

брелок брелоков 
(нет суффикса) —  не брелков     

варианты: рейтуз

бот, ботинок, ботфорт, валенок, кед,
колготок,
лампас, погон, полуботинок, сапог, серёг,
чулок, эполет

рейтузов

3.  названия лиц по военной
специальности, званию:

капитанов, майоров, минёров,
мичманов, санитаров,
сапёров, штурманов

гренадёр, гусар, драгун, улан, партизан, солдат

4. названиям плодов, фруктов и овощей
свойственны полные формы:

абрикосов,
ананасов,
 апельсинов, арбузов, артишоков, баклажанов,  бананов, георгинов, гранатов,

лимонов, мандаринов, помидоров, томатов,
фиников,
шампиньонов

НО! дынь,
маслин,
слив, яблок

5. наименования единиц измерения:

акров, байтов, граммов, гектаров, дюймов, каратов,
кулонов, микронов, (микрон), рельсов, ярдов

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, герц, ом, радиан, рентген

6. сущ., употребляющиеся только во мн.
числе
:

кулуаров, очистков, пожитков,
сотов

 —

7. слова, оканчивающиеся на

цы, имеют только формы —ев:

итальянцы — итальянцев

на -ане/-яне
имеют нулевое окончание: англичане – англичан

8.  у существительных женского рода
на -ня, -ля (басня, вафля)

западней, квашней, клешней,
ноздрей 

варианты: косулей

                     лютней —                     

нулевая
флексия преобладает:

басен, вафель,
просты`нь, башен, кухонь, пустынь, сабель, спален, часовен,
кровель, оглобель,  сплетен,
петель, туфель, вишен, монахинь

косуль

лютен

9. сущ. ср. рода (ущелье, гнездовье,
желанье)

Окончание -ИЙ вытеснило окончание -ЕВ:

ожерелий, объятий, нагорий,
варений, ущелий,
побережий,
оладий.

Исключения:
верховьев, низовьев, платьев, устьев, подмастерьев;
кореньев; лохмотьев; отрепьев; хлопьев.

10.сущ. ср. рода, на -це с
уменьшительно-ласкательным значением:

болотцев, деревцев

НО! блюдец, зеркалец, полотенец, сердец,
щупалец

óЗапомни:  

дно – донья,
доньев;                            

шприцев,
рельсов, свечей (устар. игра не стоит свеч)

барж, макарон, брызг, гланд, кур, каём, солнц;

кочерёг, кочерг;

грабель,
домен

Выучи стишок

В детской сказке колобок                                                                                                                                       
      
По траве катиться мог

Без ботинок,
без сапог,

Без носков и
без чулок.

Шесть гектаров
апельсинов,

Яблок, груш и
мандаринов,

Баклажанов – грядок пять,

Помидоров – не собрать.

Уважают человека

У туркмен, татар,
узбеков,

У таджиков и
армян,

У монголов и
цыган,

У якутов и
тунгусов,

У башкир и белорусов,

У киргизов и
грузин,

У бурят и осетин.

 ? Потренируйся

Упражнение 1. Поставьте сущ. в Р. п. мн. числа:

1)     
башкиры – башкир, болгары, буряты, грузины,
осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки;

2)     
киргизы – киргизов, казахи, узбеки,
таджики, якуты;

3)     
валенки – валенок, сапоги, чулки,
ботинки. Ремешки – ремешков, носки;

4)     
вольты – вольт, амперы, микроны, аршины. Метры –
метров, граммы, килограммы, гектары.

      Лимон – лимонов,
апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

II. Образование
степеней сравнения прилагательных

Нейтральная

Сравнительная

(сравниваются два предмета)

Превосходная

(предмет
превосходит остальные  по какому-либо признаку)

красивый

простая

составная

простая

составная

                          красивее
(-ей)

 

меньше

 

глубже

более

менее       + прил-е

более красивый

менее красивый

краси´вейший

 

величайший

наисложнейший

наиболее

наименее            + прил-е

самый          

         или

простая
сравнительная степень  +   всех, всего

Красивее всех

Самый красивый

От
других основ:
хороший – лучше, плохой – хуже, маленький
– меньше

От прилагательного горький образуются обе
формы сравнительной степени, различающиеся по значению: горче (по
вкусу) и горше (чувство горестнее, тяжелее).

Нельзя совмещать две
формы!

Нужно

более выше

менее красивее

более высокий,
выше

менее
красивый, красивее

самый высочайший

наиболее
красивейший

самый высокий, высочайший

наиболее красивый,
красивейший

? Потренируйся

Упражнение.
Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени
прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее
соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов – наиболее лучший игрок в нашей
команде.

3. Сделай узел послабже.    

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.     

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Сергей шёл самым кратчайшим путём.                                                                                                                 8.
Листья к концу сентября стали желтее.

III. Образование форм имени числительного

1. При указании
даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном
падеже: к пятому января
, перед первым сентября.

Обрати внимание! Поздравляю с  Восьмым марта. Поздравляю
с 8 Марта.

Можно склонять восемью и восьмью
(Т.п.)

2.

Падежи

От 50 — 80

200, 300, 400

От 500 – 900

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

  
пятьдесят

  
пятидесяти

  
пятидесяти

  
пятьдесят

  
пятьюдесятью

о
пятидесяти

   двести

   двухсот

   двумстам

   двести

   двумястами

о двухстах    

   пятьсот

   пятисот

   пятистам

   пятьсот

   пятьюстами

о пятистах


3.    

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

            девятьсот        
шестьдесят         пять

            девятисот        
шестидесяти      пяти

            девятистам     
шестидесяти      пяти

            девятьсот        
шестьдесят         пять

            девятьюстами
шестьюдесятью пятью     

       о   девятистах      
шестидесяти       пяти

В случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

Чтобы проверить написание
числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами
– двумя/стами.

4.
Порядковые: 2012 –  склоняется только последнее

слово

5.

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р., Д., Т., П.

сорока

девяноста

ста

В трёхстах книгах
– в ста книгах

6.

Падежи

м., ср. род

ж. род

для всех родов

И., В.

Р., Д., Т., П.

 полтора

 полутора      

полторы

полуторы

полтораста

полутораста

7. Собирательные числительные обозначают несколько предметов как единое целое:

двое – десятеро; оба, обе.

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми
существительными:

Собирательные
числительные сочетаются:

1) с сущ., обозначающими лиц  мужского и
общего
рода: пятеро мальчиков, восьмеро сирот;

2) с сущ., обозначающими названия детёнышей
животных:
семеро козлят, трое котят;

3) с сущ.  дети, люди: четверо
детей, шестеро людей;

4) с сущ., употребляющимися только во мн.
числе: двое саней, четверо суток;

5) с сущ., обозначающих парные
предметы: двое перчаток, трое чулок;

6) с субстантивированными (в значении сущ.)
прилагательными со значением лица: двое дневальных, трое вахтенных, четверо
смелых;

7) с местоимениями мы, вы, они: нас двоих,
их трое.

Собирательные
числительные НЕ сочетаются с существительными ж. р. и названиями
животных: три сестры, два медведя.
Нельзя двое
подруг, трое женщин. пятеро собак

                                    
Нужно
две
подруги, три женщины
, пять собак

8. Склонение собирательных числительных оба-обе

Числительное оба
употребляется только с сущ. м. рода (оба брата, на обоих столах);

числительное обе
– только с сущ. ж. рода (обе сестры, по обеим сторонам)

Падежи

М., ср. род

Ж. род

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

     оба              обои

     обоих

     обоим

     оба

     обоими

об обоих

     обе                
 обеи

     обеих

     обеим

     обе

     обеими

об обеих

IV. Местоимение

& Правило

Звук н
добавляется к  личным местоимениям после простых (без, в, для, до, за, над, из,
к) и наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после,
посреди, сзади): без нее, для него, за них, над нейнапротив нее,
около него, после них.

GЛовушка! Начальное н  не
прибавляется при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими
Д.п. (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, наподобие, со стороны):
благодаря ей, навстречу ему, вслед их.

Ошибка

Пример

Исправленный
вариант

случаи неверного
употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом
(без начального н)

я к ей с душой

я к ней с душой

сочетания с ней,
для ней, от ней имеют архаический характер

От ней что угодно
можно ожидать

Ейное отношение к
игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается.

От нее что угодно
можно ожидать.

Её отношение к
игрокам возмутительно. Их коза бодается.

неоправданный
пропуск возвратного местоимения себя

Она ничего не
представляет!

Позволю перейти к
следующему вопросу.

Она ничего собой
не представляет!

Позволю себе
перейти к следующему вопросу.

местоимение как
лишнее слово

Эта ведущая, она сама – слабейшее звено.

Она, эта ведущая,  слабейшее звено.

нарушение связи
между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и
ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня,
будут проблемы.

Все, кто
не знают ответов, должен покинуть игру.

У тех, кто выступает против меня,
будут проблемы.

Все, кто не знает ответов, должны покинуть
игру.

двусмысленность
при употреблении местоимения

Аркадий и Борис заспорили, и его (кого
именно?)
не удивило, почему я его не поддержал.

V. Образование
форм глагола

В некоторых глаголах важно обращать внимание на образование форм повелительного
наклонения.

óПомни!

Инфинитив

Единственное число

Множественное число

глядеть

гляди

глядите

ехать

поезжай

поезжайте      

ездить

езди

ездите

лазать

лазай
(неправильно лазь)

лазайте
(неправильно лазьте)

лезть

лезь

лезьте

лечь

ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

положить

положи

положите

класть

клади

кладите
(неправильно ложьте)

бежать

беги

бегите

разжечь

разожги (разожжёт
– не разожгёт)

разожгите

Запомни
нормативное употребление следующих глаголов: 

постричься (в этом слове нет приставки ПОД),

поскользнуться (в этом слове нет приставки ПОД), 

насмехаться (= поднять на смех),

подчеркнуть, но почерк

подпись под
документом

роспись стен

Различай!

Одеть  — сочетается с одуш. сущ.;

одеть можно кого-нибудь
во что-нибудь (одеться самому): одеть  ребенка,

одеться в лучшее
платье.

Одеть — раздеть

Перен. — «покрыть,
окутать, облицевать» —  с неодуш. сущ.: ветки деревьев одеты
листьями, одеть плотину в бетон

Надеть  — сочетается с  неодуш. сущ.;

надеть — что-либо на
кого-либо:

надеть калоши, надеть
лучшее платье,

надеть на голову шляпу

Надеть — снять

Ложить –  употребляется только с  приставкой
 или постфиксом -ся, -сьположить, ложиться,
возлагать, ложись

Листья жёлтые нам под
ноги ложатся.

Класть, клади — употребляются только без приставки, кроме слов:
накладывать, укладывать, раскладывать

Образование
формы возвратных глаголов
:

возвратный суффикс
-ся не является литературной нормой. Например, улыбаюсь (норма) –
улыбаюся, играюся (недопустимо).

В форме мн.
числа повел. наклонения возвратных
гл. употребляется постфикс -сь:

Инфинитив

Единственное число

Множественное число

встречаться

встречайся

встречайтеСЬ

умываться

умывайся

умывайтеСЬ

Н О Р М А  МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ

(множественное число  Р. п. некоторых существительных)

А:

1) амперы – ампер, англичане – англичан, армяне – армян,
аршины – аршин, аферы – афер;

2) абрикосы – абрикосов, ананасы – ананасов, антресоли –
антресолей, анчоусы – анчоусов,

апельсины – апельсинов, артишоки – артишоков;

Б:

 1) баклажаны – баклажанов, бани – бань, барышни –
барышень, басни – басен,

 башкиры – башкир, блюдца – блюдец, болгары – болгар,
босоножки – босоножек,

ботинки – ботинок, боты – бот, брызги – брызг, бутсы –
бутс, будни – будней, буряты – бурят;

2) бананы – бананов, болотца – болотцев, браслеты –
браслетов, брелоки – брелоков,

бронхи – бронхов, бюллетени – бюллетеней;

В:

1) валенки – валенок, ватты – ватт, вафли – вафель, вишни
– вишен, вольты – вольт;

2) вандалы – вандалов, варвары – варваров;

Г:

1) гетры – гетр, гланды – гланд,  готовальни – готовален,
грабли – грабель и граблей,

грузины – грузин;

2) габариты – габаритов, галлы- галлов, гантели –
гантелей, гектары – гектаров,

георгины – георгинов, гольфы – гольфов, гусли – гуслей,
гуцулы – гуцулов;

Д:

1) двойня – двоен, деревни – деревень, дупло – дупел, дыни
– дынь;

2) дебаты – дебатов, джинсы – джинсов, дно- донья –
доньев, доли – долей, дяди – дядей;

З:

1) запястья – запястий, зелья – зелий, зеркальца –
зеркалец, зимовья – зимовий;

2) западня – западней, звенья – звеньев, зятья – зятьёв;

И:

 изголовья – изголовий;

К:

 1) кальсоны – кальсон, каникулы – каникул, капли –
капель, кастаньеты – кастаньет,

кастрюли – кастрюль, кеды – кед, клавиши – клавиш и
клавишей, 

колени – колен и коленей, колокольни – колоколен, конюшни
– конюшен, копытца — копытец,

корытца – корытец, кофейни – кофеен, кочерги – кочерёг,
крестины – крестин,

курица — куры – кур, кухня – кухонь, кушанье — кушаний;

2) калмыки – калмыков, киргизы – киргизов, клешни –
клешней, клипсы – клипсов,

комары – комаров, комментарии – комментариев, коррективы –
коррективов,

кулуары – кулуаров, куранты – курантов;

Л:

лохмотья – лохмотьев;

М:

1) макароны – макарон, манжеты – манжет, мокасины –
мокасин;

2) мандарины – мандаринов, минёры – минёров, мишени –
мишеней, монголы – монголов;

Н:

1.                     
новоселье – новоселий, няни – нянь;

2.                     
нервы – нервов, носки – носков;

О:

1) оглобли – оглобель, одеяльца – одеялец, ожерелья –
ожерелий, оладьи – оладий,

ольхи – ольх, осетины – осетин, офицеры – офицеров,
очистки – очисток и очистков;

2) отрасли – отраслей;

П:

1) панталоны – панталон, партизаны – партизан, пекарни –
пекарен,

плоскогорья – плоскогорий, побережье – побережий, поверья
– поверий, погоны – погон,

подворотни – подворотен, подземелья – подземелий,
полотенца – полотенец,

потёмки – потёмок, пустыни – пустынь, простыни – простынь
и простыней;

2) платья – платьев, подмастерья – подмастерьев, помидоры
– помидоров, постели – постелей;

Р:

1) раздумья – раздумий, рейтузы – рейтуз, рентгены – рентген, ружья –
ружей,

 румыны — румын;

2) распри – распрей, рекруты – рекрутов, рельсы – рельсов;

С:

1) сабли – сабель, сапоги – сапог, свадьбы – свадеб,
серьги – серёг, славяне – славян,

солдаты – солдат, соленья – солений, спальни – спален,
сплетня – сплетен, сумерки – сумерек;

2) сапёры – сапёров, свечи – свечей (но: игра не стоит
свеч), сербы – сербов,

столяры – столяров, судна (корабль) – суда  – судов, судно
(сосуд) – судна – суден;

Т:

1) таможня – таможен,   татары – татар,   туркмены –
туркмен,   туфли – туфель;

2) таджик – таджиков,   тёти – тётей и тёть,   томат –
томатов,   торты – тортов;

У:

1) увечья – увечий,   угодья – угодий;

2) устья – устьев,   узбеки – узбеков;

Х:

 ханжи – ханжей,   хорваты – хорватов;

Ц:

 цапли – цапель,  
цыгане – цыган,   цимбалы – цимбал;  центнеры – центнеров;

Ч:

чулки – чулок;   чукчи – чукчей;

         Ш:

 шаровары – шаровар,    шильца – шилец,      шорты –
шорт;    шлёпанцы – шлёпанцев;

Щ:

 щупальца – щупалец  и щупальцев;

Э:

эполеты – эполет,   эскимосы – эскимосов;

Я:

Яблоки – яблок;   якуты – якутов,   ясли – яслей.

Добрый вечер!

Прошу исправить ошибки. Опирался на два источника:
1)   Русский язык и культура общения >> Морфологические нормы >> 2.3. Имя прилагательное  http://www.licey.net/russian/culture/2_3
2)   Словарь русских синонимов http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/дешевле

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ. http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=0e9b58d0-8e1f-40ce-978f-45a9f1890533

1.   У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей. — Неверное сочетание по степени!
У команды соперников более плохое соотношение забитых и пропущенных мячей.
У команды соперников хуже соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде. — Неверное сочетание!
Семёнов — лучший игрок в нашей команде. — Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший. http://www.licey.net/russian/culture/2_3

3. Дела в команде шли всё хужее. — Плохой – хуже (недопустимо: хужее!)
Дела в команде шли всё хуже.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.
Воздух в цеху становился всё более жаркий.

5. Наш завод оказался более передовым. — Неверное сочетание!
Наш завод оказался более передовой.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского. — Оканчивается на г, к, х!
Чилийский соус острее и горше китайского.

7. Твои босоножки дешевее. — Сам толком не знаю правил!
Твои босоножки дешевле. — Морфология «дешевле» http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/дешевле
Твои босоножки более дешевые.

8. Листья к концу сентября стали желтее.  — С тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию!
Листья к концу сентября стали желтей. http://www.licey.net/russian/culture/2_3

9. Твой голос звончее моего. — Основа прилагательного оканчивается на г, к, х!
Твой голос звонче моего.

10. Сделай узел послабже. — При помощи суффиксов -ее/-ей:
Сделай узел  послабей.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее. — Оканчивается на г, к, х! Неверное сочетание!
Команда соперников выглядела легче и свежей.

12. Наши игроки не плохее. — Надо другой корень!
Наши игроки не хуже.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее. — Оканчивается на г, к, х!
Изображение на вашем снимке ещё нечётче.

14. Детские впечатления всегда ярчее. — Оканчивается на г, к, х!
Детские впечатления всегда ярче.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное. — Неверное сочетание!
Современное образование много хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива. — Неверное сочетание!
Он самый старый член нашего коллектива.
Он старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва. — Неверное сочетание!
Швабрин был образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее. — Неверное сочетание!
От этого Мцыри кажется таинственней.
От этого Мцыри кажется более таинственным.

19. Эта задача стала более легче. — Неверное сочетание!
Эта задача стала легче.
Эта задача стала более лёгкой.

I.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте
ударения.

Абрис,
балованный, добела, досиня, знахарь,
корысть, ломота, некролог, нефтепровод,
новорожденный, паралич, принудить,
сливовый, сосредоточение, танцовщик,
туфля, упрочение, фетиш, цыган, чистильщик.

II.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите
ошибки, вызванные нарушением
словообразовательных норм.

1) Дед Антип был
настоящий сибирянин.

2) Товар отгруживают
заказчику каждый день.

3) Прежде чем начать
пить, скрутите крышку.

III.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1.
Образуйте от глаголов деепричастия
(если это возможно). Определите, от каких
глаголов нельзя образовать деепричастия.

Жевать,
положить, услышать, хвалить, сохнуть,
щипать, плакать, обжечь, остаться.

2.
Определите род имен существительных и
составьте с ними словосочетания.

Иваси,
такси, тюль, шампунь, тюз, МХАТ, Тарту,
выскочка, забияка, какаду, крупье.

3.
Просклоняйте числительные (поставьте
слова в форму родительного, дательного,
творительного и предложного падежей)

Пятьсот
двадцать один, семьсот сорок три,
девятьсот шестьдесят восемь.

4.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением
грамматических норм.

1)
Современное образование много более
хуже, чем дореволюционное.

2) Домой мы вернулись
около полдня.

3)
Профессор попросил ассистента прочитать
свой реферат.

4)
Родители заботятся и переживают даже
за взрослых детей.

IV.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Подберите к
прилагательным по два антонима.

Случайный,
устойчивый, чрезмерный, продолжительный,
преждевременный.

2.
Объясните значения слов иноязычного
происхождения. Составьте с ними
предложения.

Менталитет,
бестселлер, мониторинг, сублимация,
стагнация.

3. Объясните
значения фразеологических выражений.
Составьте с каждым из них по одному
предложению.

Вавилонское
столпотворение, кровь с молоком, курить
фимиам, из третьих рук.

4.
Исправьте ошибки в использовании
устойчивых словосочетаний.

1) Братья очень
похожи, как говорится, водой не разольёшь.

2)
Сестра повисла на телефоне – и нам
никто не может дозвониться.

3) Авария на
нефтепроводе оказала вред окружающей
среде.

5.
Найдите ошибки, вызванные нарушением
лексических норм. Исправьте предложения.

1) В проекте была
допущена сильная ошибка.

2) Большая половина
суммы была выплачена в первую очередь.

3) На собрании
присутствовали все паевики паевого
общества.

4) Мы шли в темном
лесу по извилистой каменной тропке.

5) У меня приблизительно
два сына.

6) В этот раз нас
приятно порадовали фигуристы.

7) Это издание было
впервые напечатано в 1997 году.

8) Я одел очки и
включил телевизор.

V.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1.
Определите, какую стилевую окраску
имеют данные слова (книжную

(укажите, в каких функциональных стилях
могут использоваться)

или разговорную).

Гравитация,
неужто, пиарщик, контракт, антитеррористическая
операция, дружественный визит, ассортимент,
ассимиляция, нижеподписавшийся,
греховодник, благодеяние, катализатор,
кодекс, функция.

2.
Определите, к какому стилю принадлежит
текст. Приведите доказательства.

Форма
правления в науке характеризуется как
способ формирования (организации) высших
органов государственной власти, как их
взаимоотношение между собой и населением.
С точки зрения структуры и степени
взаимоотношений высших органов власти,
особенно законодательной и исполнительной,
формы правления классифицируются на
монархии и республики. Разделение на
монархии и республики, а их внутренняя
градация на абсолютную, дуалистическую,
парламентарную монархии, президентскую
и парламентскую республики, всегда
имело и сейчас имеет довольно жесткий
характер. Данная классификация формы
правления сохраняет своё значение и
сегодня, ибо существует во многих
государствах современного мира. Вместе
с тем на их основе путем совмещения
некоторых юридических признаков
возникают новые, ранее неизвестные
формы. В изменяющемся мире данная
динамика набирает силу. Зачастую, если
придерживаться существующей классификации,
невозможно по формальным признакам
определить форму правления того или
иного государства. В частности, мало
чем отличалась смена власти в монархической
Иордании и республиканской Сирии после
смерти их руководителей (короля и
президента). В обоих государствах к
власти пришли их сыновья. Хотя
формально-юридические признаки были
соблюдены, в Иордании власть перешла к
преемнику по завещанию, а в Сирии –
путем избрания парламентом; фактически
же признаки бессменности и передачи
власти по наследству прослеживаются в
обоих государствах.

Соседние файлы в папке методички РГППУ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. ЗАДАНИЕ : исправить ошибки в употреблении прилагательных и наречий , записать в тетрадь правильный вариант 1.

У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Вопрос 1. ЗАДАНИЕ : исправить ошибки в употреблении прилагательных и наречий , записать в тетрадь правильный вариант 1?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый — красивее, смелый смелее, холодный холоднее;
: большой больше, короткий короче, сладкий слаще;
-ше: старый старше, молодой младше.

  Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучше, плохой хуже, маленький меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой более/менее большой, красивый более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый красивейший, мягкий мягчайший, добрый добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучший, плохой худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой самый/наиболее/наименее большой, красивый самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. 

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Источники:

  • Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Степени сравнения имён прилагательных

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) — красивее (сравнительная степень) — красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый — красивее, смелый смелее, холодный холоднее;
: большой больше, короткий короче, сладкий слаще;
-ше: старый старше, молодой младше.

  Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучше, плохой хуже, маленький меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее.

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее: большой более/менее большой, красивый более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: красивый красивейший, мягкий мягчайший, добрый добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший лучший, плохой худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее: большой самый/наиболее/наименее большой, красивый самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.

Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. 

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.

3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок — талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок — один из талантливейших поэтов России.

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Г) Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных. Нормы употребления».

Упражнение 1. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

Близкий, богатый, бурный, важный, великий, волевой, высокий, гибкий, гладкий, глухой (звук), гордый, горький (на вкус), грубый, густой, дешёвый, дорогой, жадный, жаркий, жёсткий, жидкий, звонкий, кислый, короткий, красивый, крепкий, крутой, лёгкий, маленький, меткий, молодой, мягкий, низкий, плохой, простой, развитой, ранний, редкий, резкий, робкий, сладкий, сочный, спорный, срочный, странный, строгий, сухой, твёрдый, тесный, тихий, толстый, узкий, хмурый, хороший, чистый, чуткий, широкий, юный, яркий, ясный.

Упражнение 2. Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 3. Поставьте прилагательные и наречия, данные в скобках, в сравнительную и превосходную степени. Обоснуйте выбор формы.

1. Её обеды всегда более (вкусные), чем мои.

2. Эта лодка значительно (прочная), чем та, которую мы видели у причала.

3. В чаще голоса всегда звучат более (глухо), чем на опушке леса.

4. Двоим нести такой груз, конечно, (легко).

5. Его оценки событий стали (резкие).

6. Его голос стал (жёсткий, сухой и строгий).

7. На рынке те же товары стоят (дёшево), чем в магазине.

8. Этот подъём (крутой), а тот более (пологий).

9. На юге звёзды (яркие), чем на севере.

10. Эту сессию я сдал (плохо), чем предыдущую.

11. Дорога стала (гладкая, ровная), без ухабов.

12. Не лейте много воды, иначе глина станет (жидкая), чем это необходимо для производства посуды.

13. Придите (поздно).

14. Ущелье стало (узкое).

15. Я люблю чай (сладкий).

Упражнение 4. Объясните, почему использование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных является ошибочным. Обоснуйте ответ.

1. У команды соперников более худшее соотношение забитых и пропущенных мячей.

2. Семёнов — наиболее лучший игрок в нашей команде.

3. Дела в команде шли всё хужее.

4. Воздух в цеху становился всё более жарче.

5. Наш завод оказался более передовым.

6. Чилийский соус острее и горчее китайского.

7. Твои босоножки дешевее.

8. Листья к концу сентября стали желтее.

9. Твой голос звончее моего.

10. Сделай узел послабже.

11. Команда соперников выглядела легчее и более свежее.

12. Наши игроки не плохее.

13. Изображение на вашем снимке ещё нечётчее.

14. Детские впечатления всегда ярчее.

15. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.

16. Он самый старейший член нашего коллектива.

17. Швабрин был более образованнее Гринёва.

18. От этого Мцыри кажется более таинственнее.

19. Эта задача стала более легче.

Источники:

  • Глава «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Глава «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Имя прилагательное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»
  • Упражнения к теме «Степени сравнения имён прилагательных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс русского языка»

Skip to content

Главная » Русский язык — 5 — 9 классы

соус более острейший.
7. Твои босоножки дешевее.
8. Листья к концу сентября стали более желтее.
9. Твой голос звончее моего.
10. Сделай узел послабже.
11. Он самый старейший в нашем коллективе.
12. Наши игроки не плохее.
13. Изображение на вашем снимке ещё чётчее.
14. Детские впечатления всегда ярчее.
15. Самая длиннейшая река – Амазонка

Ответ №1

Ответ:

5. Я люблю чай послаже, не знаю как ту.

6. Чилийский соус более острее.

7. Твои босоножки дешевле.

8. Листья к концу сентября стали более желтыми.

9. Твой голос звонче моего.

10. Сделай узел послабее.

11. Он самый старый в нашем коллективе.

12. Наши игроки не плохие.

13. Изображение на вашем снимке ещё чётче.

14. Детские впечатления всегда ярче.

15. Самая длинная река – Амазонка

Ответ №2

5) я люблю чай слаще (?)

6) чилийский соус более острый

7) твои босоножки дешевле

8) листья к концу сентября стали более желтыми

9) твой голос звонче моего

10) сделай узел слабее

11) он самый старший в нашем коллективе

12) наши игроки неплохи (?)

13) изображения на вашем снимке ещё четче

14) детские впечатления всегда ярче

15) самая длинная река — Амазонка

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свойство виртуального коммутатора ошибка применения изменений
  • Связанные вместе исправленная ошибка ледяная горка
  • Свою ошибку признаю впредь обязуюсь
  • Свойственный для научного стиля ошибка
  • Связаны вместе исправленная ошибка ледяная горка ветреная погода