Сдать вовремя благодаря четкой работы речевая ошибка

Добавить в Избранные

Перематывать на комментарий после ответа

Дублировать текстом результаты ответа

Перемешивать ответы

Скачать билеты в PDF

Комплекс тестовых вопросов на соответствие базовым квалификационным требованиям

Вопросы на знание государственного языка Российской Федерации – русского языка

Вы ошибались
XX
раз в этом вопросе:

Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

разъяснения о допущенных ошибках

сдать вовремя благодаря четкой работы

оперировать с точными данными

подчеркнуть необходимость строительства

Предыдущий

Следующий

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Тест для практикума по предмету «Русский язык и культура речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В-1. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

2) Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

3) На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

4) Я решил стать офицером, потому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу

продолжить семейную династию.

5) На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-2. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

2) Специалисты нашего оздоровительного центра обладают как традиционными,

так и новейшими методами диагностики.

3) А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет

в этот дом и обхаживает его.

4) Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

5) В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-3. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов — Арктики и Антарктики.

2) Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю,

получаемому при обычном способе посадки клубнями.

3) Автор хрестоматии написал аннотацию.

4) Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир

должен быть окружен вниманием и почетом.

5) Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную

агрессию против своего народа.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-4. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

1) И те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени.

2) Нередко зрители становятся свидетелями острейших дуэлей многих сильных

спортивных команд мира.

3) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань,

4) Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

5) Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий — метелями,

резким понижением температуры.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-5. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет».

2) Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

3) Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

4) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

5) Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-6. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

1) Эта книга имеет двойной характер.

2) Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

3) Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

4) Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

5) В начале конференции трибуна была представлена гостям для

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-7. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия(1)

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей(3), невеждой(4)]

3) Перед собранием [встал (5) стал(6)] такой принципиальный вопрос.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-8. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все [экспонаты(1), экспоненты(2)] были подготовлены и сложены в ящики.

2) В декабре в обществе приняли [акционерные(3), акционерские(4)]

взносы на особенно крупную сумму.

3) Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и [гордыней(5), гордостью(6)]

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-9. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Он не понимает [сущность(1), существо(2)] происходящих событий.

2) От воспоминаний в душе [явно(3), явственно(4)] всколыхнулось чувство тоски.

3) На мебель были [надеты(5), одеты(6)] чехлы.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-10. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) взыскать материальный ущерб

2) удовлетворять современным потребностям

3) предпринять меры

4) заслужить уважение

5) выражать опасения

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-11. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) неослабная помощь

2) не играет значения

3) повышать мастерство

4) скрытная угроза

5) изъявлять признательность

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-12. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) предпринимать усилия

2) высказать гипотезу

3) повысить потенциал

4) обнаружить закономерность

5) предвещать поражение

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-13. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

2) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

3) Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

4) Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

5) Ребята строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-14. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

1) В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

2) Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

3) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

4) С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался.

5) Весь материал, представленный в пособии, написан с учетом требований нового стандарта.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-16. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

2) Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

3) Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

4) Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

5) Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-17. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Площадь этого виноградника — около пяти квадратных гектаров.

2) Вся его теория построена на зыбком песке.

3) Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

4) Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

5) Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-18. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

2) В романе Пушкин рисует жизнь всех социальных классов и сословий России того времени.

3) Это событие показывает, что Печорин наделен чувствами и эмоциями, спрятанными под маской равнодушия.

4) Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

5) Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята попытка скомпрометировать

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-19. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

1) Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.

2) Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.

3) На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.

4) Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

5) Страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков,

из которых он произошел.

Правильный ответ: 1, 2, 4, 5

В-20. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

2) Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

3) Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

4) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

5) Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-21. Отметьте предложения, где есть тавтология.

1) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

2) Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

3) Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

4) В конце 19 — начале 20 века появляются первые словари , толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-22. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Сравним результаты первого кризиса со вторым.

2) Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

3) Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

4) Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

5) Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-23. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

1) Студент занял первое место по английскому языку.

2) Творчество Маяковского волнует читателя на самых различных языках.

3) Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства,

так и зернобобовым культурам.

4) Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех

работников, занимающихся вопросами экономики.

5) Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические

связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

В-24. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Мастер не раз по душам [толковал(1), говорил(2)] со своими подчиненным.

2) Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что [убрали(3), унесли(4)] ноги.

3) Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, — вот где

собака [зарыта(5), спрятана(6)].

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-25. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) Он все сделал так, чтобы [провести(1), обвести(2)] вокруг пальца.

2) Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово [вырвалось(3), сорвалось(4)] у него с языка.

3) Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, [свалившееся(5), упавшее(6)] ему на голову.

Правильный ответ: 2, 4, 5

В-26. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

1) По праву сильного он взял себе львиную [долю(1), часть(2)].

2) Художник он неплохой, но техника рисунка [желает(3), оставляет желать(4)] лучшего.

3) Искали, искали их, да так и не нашли, они точно сквозь [землю(5), воду(6)] провалились.

Правильный ответ: 1, 4, 5

В-27. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

2) Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

3) И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

4) В те годы в таких соревнованиях наших призеров было — кот наплакал, не то что теперь.

5) Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-28. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

1) Смешит он не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади — дай только посмеяться.

2) На вес золота хранятся в кладовой семена клевера и тимофеевки.

3) Скрюченные в бараний рог, мы прошли по штрекам метров восемьсот.

4) План мой в пух разлетелся при первой же встрече с действительностью.

5) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-29. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

2) Виктор предупреждал:чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

5) Он взвалил мешок на себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

Правильный ответ: 1, 2, 3

В-30. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

2) Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики.

3) Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

4) Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел, связанных со строительством канала.

5) Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.

Правильный ответ: 1, 2, 5

В-31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

1) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

2) А вы легки на помине — мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

3) Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

4) Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

5) Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.

Правильный ответ: 1, 3, 4, 5

В-32. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

1) остаться с носом — потерпеть неудачу, быть одураченным

2) попасть впросак — из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

3) по воле судьбы — в зависимости от сложившихся обстоятельств

4) опускать занавес — не принимать во внимание, не учитывать что-либо

5) избитая колея — общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

В-33. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

1) приложить руки — приложить руку

2) язык проглотишь — язык проглотил

3) испить чашу до дна — испить горькую чашу

4) браться за разум — взяться за разум

5) пройти сквозь огонь и воду — пройти огонь и воду и медные трубы

Правильный ответ: 3, 4, 5

Г-1. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) разъяснения о допущенных ошибках

2) оперировать с точными данными

3) подчеркнуть о необходимости строительства

4) сдать рецензию на книгу

5) извещать автора

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-2. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

1) занять место согласно боевого расписания

2) сдать вовремя благодаря четкой работы

3) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

4) поступить наперекор установленных принципов

5) плыть наперерез бурному течению

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-3. Отметьте ряды, где допущены ошибки в управлении в одном из словосочетаний.

1) гордиться успехом, радоваться успехам

2) оплатить квартиру, заплатить за квартиру

3) стремление к деятельности, потребность к деятельности

4) тосковать по вас, скучать по вам

5) восхищение подвигом, уважение к подвигу

Правильный ответ: 3, 4

Г-4. Отметьте предложения, где допушена ошибка в управлении.

1) Редакция получила много откликов по этому произведению.

2) Идея о доме возникла в голове человека, когда он сидел у костра.

3) Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.

4) В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются

обзоры о выходящих новинках художественной литературы.

5) В своих выводах исследователь опирался на результаты многолетней работы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-5. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определений и приложений.

1) Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

2) Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

3) В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.

4) В городе Петрозаводск у нее остались родные.

5) Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.

Правильный ответ: 2, 3, 4, 5

Г-6. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось

2) Сотня ребят разбежались во все стороны.

3) В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков.

4) Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке.

5) В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-7. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году

2) Село Погореловка расположена недалеко от центра.

3) «Известия» в этом году увеличили свой тираж.

4) Журнал «Итоги» продолжают печатать серию очерков об экономике страны.

5) «Путешествия великих мореплавателей» запомнилось мне на всю жизнь.

Правильный ответ: 2, 4, 5

Г-8. Отметьте предложения, где нарушена грамматическая координация главных членов предложения.

1) Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

2) Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических ошибок.

3) Счет-фактура была подписана в тот же день главным бугалтером.

4) Кафе-кондитерская еще в прошлом году закрылась.

5) Река Днепр этой весной вышла из берегов.

Правильный ответ: 1, 2, 3

Г-9. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

2) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

3) Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

4) Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

5) Ученый сам занимался организацией научной лаборатории и руководил ею все последующие годы.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-10. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам.

5) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-11. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении составных союзов.

1) Мой учитель не только выписывал огромное количество газет, но и все «толстые» журналы.

2) В соревнованиях приняли участия как ученики нашей школы, а также и ученики всех школ нашего района.

3) Христофор Колумб обогатил своим открытием не столько Испанию, сколько Англию.

4) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

5) Медленность передвижения объясняется как крайней осторожностью, так и наличием в группе тяжелораненых.

Правильный ответ: 1, 2, 4

Г-12. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.

2) Сборная панель из кирпича может поспорить с железобетонной и по прочности, и по морозостойкости, и другим показателям.

3) Учащиеся проходят практику на заводах, научно-исследовательских институтах, детских садах.

4) Анис культивируют на больших площадях на Украине, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

5) Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 4

Г-13. Отметьте предложения, где допущена ошибка при употреблении однородных членов.

1) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

2) Он думал только об игре в вист и как заработать большие деньги.

3) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, изготовлявшего печатные станки и который был недавно реконструирован.

4) Женщины, торопливо собиравшие свои вещи и поглощенные своим занятием, как-то скромно отозвались на эти утешительные известия.

5) На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Г-14. Отметьте предложения, где допущена ошибка в употреблении деепричастных оборотов.

1) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами.

2) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.

3) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

4) Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

5) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.

Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления

Смысл понятия

Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:

  • свободные. Это почти все служебные слова, вспомогательные глаголы, некоторые прилагательные (хороший, плохой, большой, маленький). Они способны легко образовывать сочетания;
  • фразеологически связанные. Подобные лексические значения предельно ограничивают возможность слов соседствовать с другими. К примеру, «бразды» могут быть только «правления» — нельзя сказать «бразды руководства» или «бразды власти». Есть лексемы, способные сочетаться с синонимами: закадычный + друг, товарищ или приятель, щекотливый + вопрос или положение, одержать + победу или верх;
  • значения с ограниченной лексической сочетаемостью. Это слова, возможность употребления которых вместе с другими зависит от норм и традиций языка. К примеру, сказать «крепкая дружба» или «крепкий мороз» можно, а «крепкая ненависть» или «крепкая жара» — нельзя, хотя речь идёт об одних и тех же явлениях (чувствах и погоде).

Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.

Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.

Виды ошибок и причины их возникновения

Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.

В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:

  • Семантическая предполагает согласование по смыслу. Нарушение возникает, когда нет точного понимания значения слов. Распространённые примеры: «она женилась» вместо «она вышла замуж», «одолжить у друга денег» вместо «занять у друга денег».
  • Синтаксическая сочетаемость подразумевает, что слова должны быть грамматически согласованы. Например, нельзя сказать «большинство времени», поскольку первая лексема употребляется только с существительными, означающими поддающиеся счёту предметы. Правильно — «бо́льшая часть времени». Кроме того, нарушение грамматической сочетаемости возникает при неверном глагольном управлении: говорить за жизнь, описывать об успехах, приехать с деревни.
  • Случаи лексической сочетаемости самые сложные, поскольку для грамотного употребления слова необходимо учитывать всё богатство его ассоциативных связей. Так, прилагательное «закоренелый» помимо значения «застарелый, не поддающийся исправлению» имеет дополнительную негативную окраску, поэтому сказать «закоренелый преступник» можно, а «закоренелый филантроп» — нет.

Нарушения лексической сочетаемости

Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.

Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.

Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.

Смысловые недочёты

Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.

Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:

  • Контаминация. Возникает при путанице похожих словосочетаний. Так, из «удовлетворять требования» и «отвечать потребностям» появилось «удовлетворять потребностям», а заодно «запросам», «критериям» и «правилам». Шаблонные «повысить качество» и «поднять уровень» привели к появлению фразы «улучшить уровень». Другие примеры: играть роль + иметь значение = играть значение, принять меры + предпринять шаги = предпринять меры, подорожали товары + повысились цены = подорожали цены, поднять бокал + сказать тост = поднять тост, уделять внимание + проявлять заботу = уделять заботу.
  • Неразличение синонимов. У них бывают дополнительные значения, что и вызывает ошибки в употреблении. Например, «храбрый» и «смелый» похожи по смыслу, но первое прилагательное подразумевает лишь внешнее проявление качества, поэтому не сочетается со словами «мысль» или «идея». Другой пример: «построить» и «возвести». Второй глагол применяется к объектам, возвышающимся над поверхностью, и не сочетается с существительными, обозначающими хозяйственно-бытовые конструкции. Поэтому, к примеру, подвал или сарай можно только построить.
  • Путаница в паронимах. Бо́льшая часть последних — однокоренные слова. Разные приставки и суффиксы придают им дополнительные оттенки значения или стилевую окраску, но из-за внешнего сходства часто возникают ошибки в употреблении. Распространённый пример — «оплатить за проезд» вместо «оплатить проезд» или «уплатить за проезд». Другие варианты, когда возможно непонимание: практичный и практический, логичный и логический, экономный и экономический, чужой и чуждый, военный и воинский, гарантийный и гарантированный, одеть и надеть.

Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.

Проблемы со стилистикой

В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.

Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.

Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:

  • Неуместное употребление канцеляризмов, например, «осуществить сравнение», «в данное время», «большое количество вещей», «испытывать чувство радости» вместо «сравнить», «сейчас», «много вещей» и «радоваться». В большинстве случаев длинные обороты можно заменить одним или двумя словами. Предложение от этого только выиграет.
  • Неоправданное употребление просторечной, жаргонной, бранной лексики в литературном или деловом контексте. Этим часто грешит современная пресса: «обчистить квартиру», «демонстранты сматывают удочки», «дефицит налички», «отрываться на фестивале». Основной смысл, конечно, ясен, но не каждому зрителю или читателю нравится, когда с ним общаются на сленге.
  • Смешение стилей. Например, употребление разговорных слов в научном или публицистическом тексте: «фишка корпускулярно-волнового дуализма света», «давеча на конгрессе присутствовали делегации разных стран».
  • Периссология — одновременное употребление заимствованного и русского слова с похожими смыслами. Так, в сочетании «прейскурант цен» первая лексема означает «справочник цен на товары». Другие примеры: хронометраж времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, атмосферный воздух, свободная вакансия, коллега по работе, памятный сувенир, перспективы на будущее, дополнительный бонус.
  • Плеоназм — ошибка, аналогичная периссологии, но без использования заимствований. В сочетании присутствуют русские слова, близкие по смыслу, из-за чего возникает неуместное дублирование информации. Примере: главная суть, ценные сокровища, упасть вниз, май месяц, молодая девушка, впервые познакомиться, короткое мгновение, равная половина, бесплатный подарок, опытный специалист, неподтверждённые слухи.
  • Тавтология — употребление однокоренных слов: рассказчик рассказывает, возобновить вновь, многократно приумножить, предложить другое предложение, проливной ливень, заработать зарплату, виток развития. Правда, подобные сочетания не являются ошибкой, когда подбор синонимов невозможен: варить варенье, белое бельё, словарь иностранных слов, загадать загадку, чёрные чернила, отслужить службу, болеть базедовой болезнью.

Особенности употребления заимствований

С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.

Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.

Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.

Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.

Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».

Намеренные нарушения как стилистический приём

В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».

Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.

Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».

Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.

источники:

http://infourok.ru/test-dlya-praktikuma-po-predmetu-russkiy-yazik-i-kultura-rechi-610701.html

http://nauka.club/russkiy-yazyk/leksicheskaya-sochetaemost.html

В
приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Общественность готовится широко отметить юбилей города. 2.
Большинство студентов нашего вуза устроились на практику в престижные фирмы. 3.
Рассматривая в музее образцы народной росписи, вышивки, керамики, мне
вспомнились русские сказки. 4. Прочитав пьесу, предо мной возникли образы
персонажей. 5. Ребята с биофака говорили, что если весной пройти вглубь леса,
то можно услышать, как лопаются почки и чириканье птиц. 6. Мы помним и отдаем
дань уважения жертвам борьбы с фашизмом. 7. 
Вопреки указанным положениям на заводе продолжается нарушение техники
безопасности. 8. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 9.
Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотрудника Петлак А.И.
10. В случае нарушения данной инструкции, учащийся допустится к занятиям только
с письменного разрешения заведующего лаборатории.  11. Он ушел, написав реферат по истории и закончив
личные дела. 12. Я придерживаюсь всех тех людей, кто говорит про неподдельную
искренность актрисы Елены Кориковой.



  • 0




Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.только подробно. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. Высказывается критика о том,что мы делаем. Решимость парламента свелась лишь в представлении полномочий. Контролировать за ходом лечения. Участвовать на выборах. Факты говорят за возможность использования резервов. Иванов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу. Сами подсудимые не привели суду фактов,подтверждающих о том,что руководители были осведомлены об этом.Порученные работы его выполнялись хорошо

  • Комментариев (0)



  • 0


Докладчик подчеркнул необходимость строительства (подчеркнуть можно только что-то, а не о чем-то, предложный падеж здесь неуместен, нужен родительный). Высказывается критика того, что мы делаем (то же самое, вместо предложного должен быть родительный). Решимость парламента свелась лишь к представлению полномочий (глагол сводиться употребляется только с дательным падежом, предложный неуместен). Контролировать ход лечения (употребляется с винительным падежом, творительный неуместен). Участвовать в выборах (здесь неверное употребление предлога, но падеж верный, предложный). Факты говорят о возможности использования резервов (говорить о чем-то, а не за что-то, предложный падеж вместо винительного). Иванов узнал о возможности трудоустройства бригады на временную работу (предложный вместо винительного). Сами подсудимые не привели суду фактов, подтверждающих того, что руководители были осведомлены об этом (родительный вместо предложного, хотя здесь можно вообще обойтись без указательного местоимения — подтверждающих, что…). Порученные работы им выполнялись хорошо (творительный падеж нужен).

  • Комментариев (0)

РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержание базовых квалификационных требований

Государственный гражданский служащий должен показать:

  • правильное употребление грамматических и лексических средств русского языка при подготовке документов;
  • умение использовать при подготовке документов и служебной переписке деловой стиль письма;
  • умение использовать разнообразные языковые средства и тактики речевого общения для реализации различных целей;
  • владение и свободное использование словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной служебной деятельности;
  • умение правильно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-экономической и правовой сферам.
  1. В слове «каталог» ударение падает на … слог:
  • первый
  • второй
  • третий
  1. В слове «квартал» ударение падает на … слог:
  • первый
  • второй
  1. Правильная ударная гласная выделена в словах:
  • областЕй
  • нОвостей
  • мЕстностей
  1. Слова с правильным написанием:
  • беспрецедентный
  • изнемождённый
  • интригант
  • инцидент
  • компроментировать,
  1. Слова с неправильным написанием:
  • константировать
  • надсмехаться
  • светопредставление
  • постамент
  • ракурс
  • экскорт
  • юристконсульт
  1. Правильный вариант слова:
  • скоропулёзно
  • скрупулёзно
  • скорпулёзно
  • скропулёзно
  1. Правильный вариант написания слова:
  • компанент
  • компонент
  • кампанент
  • кампонент
  1. Правильный вариант написания слова:
  • прецедент
  • прицидент
  • прецендент
  • прицендент
  • прециндент
  1. Слова с буквой «ё»:
  • правопреемник
  • новорожденный
  • подоплека
  • оседлый
  1. Слова с «ь»:
  • июн…ский
  • октябр…ский
  • ноябр…ский
  • январ…ский
  1. Правильная грамматическая форма слов:
  • нагнать на подчиненных страха
  • перебои в ходе часов
  • поговорить с глаза на глаз
  • не упускать из виду
  • лежать на банковском счету
  1. Правильная грамматическая форма слов:
  • внесение корректив
  • внесение коррективов
  • пятеро грузин
  • пятеро грузинов
  1. Удвоенная согласная используется в слове:
  • ап…артеид
  • ап…лодисменты
  • ап…ологет
  • ап…робация
  • ап…арат
  1. Удвоенная согласная используется в словах:
  • продюс…ер
  • дил…ер
  • мас…он
  • ком…ентарий
  • дилем…а
  1. Удвоенная согласная не используется в словах:
  • доверен…ость
  • капитал…истический
  • дилем…а
  • оп…онировать
  • фин…ский (язык)
  • гум…анизм
  1. Через дефис пишутся следующие сложные слова:
  • (общественно) политические проблемы
  • (общественно) значимый поступок
  • (юридически) грамотный сотрудник
  • (служебно) должностной рост
  • (общественно) опасный человек
  1. Через дефис пишутся сложные слова:
  • (политико) технологические приёмы
  • (политически) важные решения
  • (социально) активная молодёжь
  • (социально) политические вопросы
  • (социально) демографические проблемы
  1. Правильный вариант склонения числительных:
  • зал с четырехсот пятидесяти семью делегатами
  • заботиться о двухста восьмидесяти пассажирах
  • отправить приглашения тремстам семидесяти адресатам
  • выбрать из пятиста шестидесяти восьми билетов
  1. Правильный вариант склонения числительных:
  • из восьмиста пятидесяти опрошенных
  • встреча с пятьюстами шестьюдесятью семью избирателями
  • в двухсот тридцати пяти бюллетенях
  • вручить паспорта сто пятнадцати жителям
  1. Правильный вариант написания и использования числительных в тексте:
  • при массе до 5 кг …
  • при массе до пяти кг …
  • при массе < 5 килограммов
  1. … история Москвы богата событиями, важными для жизни всей страны.
  • восемьсот шестьдесят летняя
  • восемьсотшестидесятилетняя
  • восьмисотшестидесятилетняя
  • восьмисот шестидесяти годовая
  1. НЕ со словом пишется слитно в предложении:
  • Из отдела кадров прислали замену (не)допущенному к работе сотруднику.
  • Личный листок по учету кадров был (не)заполнен.
  • (Не)официальный, но очень актуальный документ был опубликован в новостной ленте.
  1. НЕ со словом пишется раздельно в предложениях:
  • Судья (не)колеблясь исправил свою ошибку.
  • (Не)смотря на окончание срока выполнения контракта, работы не выполнены.
  • Обеспечение молодых семей жильем – отнюдь (не)решенная проблема.
  • (Не)заверенная копия документа может быть использована в рабочих целях.
  1. НЕ со словом пишется слитно в предложениях:
  • Письменные разъяснения, данные (не)уполномоченными лицами, могут носить (не)корректный характер.
  • Могут быть признаны (не)действительными сделки, заключенные (не)уполномоченным представителем собственника.
  • Запрещается проведение официальных мероприятий (не)уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.
  1. ПРЕДОСТАВИТЬ вместо ПРЕДСТАВИТЬ употребляется в выражении:
  • книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права
  • журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры
  • гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов
  • адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде
  1. Все выделенные слова пишутся с прописной буквы в выражениях:
  • великие Луки, государственный музей искусств им. А.С.Пушкина
  • дамоклов меч, Варшавский договор
  • древняя Русь, марийский государственный педагогический институт 
  • государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел
  • крестовые походы, полтавская битва
  1. Все слова пишутся с прописной буквы в наименованиях субъектов Российской Федерации:
  • Еврейская Автономная Область
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Алтайский Край
  • Удмуртская Республика
  1. С прописной буквы пишут названия должностей:
  • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
  • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  • Секретарь Государственного совета Российской Федерации
  • Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
  • Помощник Президента Российской Федерации
  1. Правильное употребление прописной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
  • Евразийская экономическая Комиссия
  • Технический Комитет по общероссийским классификаторам
  • Комиссия таможенного союза
  • Счетная Комиссия
  1. Правильное употребление строчной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:
  • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму
  • Счетная комиссия
  • Аппарат комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
  • Технический комитет по общероссийским классификаторам
  1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в наименовании:
  • Совет Государственной думы
  • Комитет Государственной Думы по образованию
  • комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики
  1. Правильное использование прописных и строчных букв в приведено в словосочетаниях:
  • московская школа
  • Калининградская область
  • Азиатские страны
  • восточно-сибирская равнина
  • рентгеновские лучи
  1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в выражении:
  • сфера действия настоящего Федерального закона
  • решение этой задачи предусмотрено концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.
  • требования к стажу гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются Законом субъекта Российской Федерации
  1. Неправильное сокращение использовано в словах:
  • завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть), смотр. (смотри)
  • р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)
  • проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)
  • г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)
  1. Правильное сокращение использовано в словах:
  • 20% сбор
  • 20%-ный сбор
  • 20-процентный сбор
  • Двадцати -% сбор
  1. Правильно употребленными сокращенными наименованиями государственных органов власти являются:
  • Минтруд Российской Федерации
  • Роспечать
  • МЗСР
  • МЧС России
  • ФМС
  1. Правильный вариант словосочетания:
  • быть внимательным с подчиненными
  • быть честным с коллегой
  • допустить для участия в конкурсе
  • аллергия к демагогии
  • составить отчет по работе
  1. Правильный вариант словосочетания:
  • доверие в правоохранительные органы
  • доверие к правоохранительным органам
  • доверие правоохранительным органам
  1. Правильный вариант согласования слов:
  • мощное торнадо
  • итоговый коммюнике
  • шумная авеню
  1. Правильный вариант согласования слов:
  • красивое Дели
  • свежий овощ
  • внесенная корректива
  • уютный Мытищи
  1. Правильный вариант согласования слов:
  • ООО «Арена» зарегистрирована
  • директор департамента с коллегами подготовил проект нормативного акта
  • выполненный план заводом
  1. Предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно:
  • Он привык добиваться поставленной цели во что бы то ни стало.
  • Опровержение будет напечатано не иначе как петитом.
  • Эту работу мог бы выполнить кто угодно.
  • От возмущения заведующий отделом не нашёл, что ответить.
  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Существующее положение пока еще внушает оптимизм – русский язык занимает достойное место среди самых распространенных языков мира.
  • Русский язык, как иностранный или второй родной, знают около 114 миллионов человек.
  • Сейчас, по оценкам экспертов, свободно говорят по-русски 63 миллиона жителей бывших советских республик.
  • Единственная бывшая республика СССР, сохранившая статус русского языка, как государственного, – Белоруссия.
  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Вы должны представить документы не позже, чем завтра.
  • Между тем, сотрудники примерно 40% компаний в стране все еще получают зарплату в долларах.
  • Между прочим, курс доллара, который используется при внутренних расчетах, часто ниже, чем официальный.
  • Меньше, чем три часа потребовалось сотрудникам УВД, чтобы задержать грабителя.
  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Цель наших энергетиков – максимальное обеспечение внутреннего рынка теплом и светом.
  • По оценкам руководителей энергопредприятий – в этом году им предстоит работать в условиях небывалого роста электропотребления.
  • Прошлой зимой население, и социальные объекты города работали бесперебойно.
  • Логичным итогом привлечения инвестиций в электроэнергетику, должно стать решение проблемы энергодефицита.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Зрители оценили фильмы о современной российской жизни в художественном и на редкость правдивом увидении.
  • На пресс-конференции выступил главнокомандующий сухопутных войск.
  • Главная суть выступления оратора – это обоснование необходимости коренных преобразований в отрасли.
  • Первый и второй день командировки прошли спокойно.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Общественность гадает, кто же победит из 8 кандидатов на выборах?
  • В настоящее время социологический опрос журналистов уже продолжается.
  • У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.
  • На трибунах для почётных гостей победители конкурса наблюдали церемонию открытия Дня города.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Опровержение о клеветнических фактах напечатали все местные газеты.
  • Агрессия против суверенного государства была осуждена мировым сообществом.
  • Правительственные круги США не решились признать геноцид Турции против мирного армянского населения.
  • Овладение русским языком открыло доступ к последующему этапу культурно-цивилизационного развития многих наций и народностей.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.
  • Чтобы остановить рост цен на продукты питания, власти намерены провести товарную интервенцию.
  • Сотрудники шли на любое поручение.
  • Услуги дизайнера включали и мебелирование отремонтированной квартиры.
  • На открытие модной выставки собрался весь цвет творческой элиты.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Как Россия, так и члены ЕС заинтересована в продолжении сотрудничества в сфере науки.
  • Как известно, Умберто Эко – не только прекрасный писатель, но еще и известный ученый.
  • Выступление оратора поражало канцелярской выхолощенностью и бедностью языка.
  • Содержание доклада обосновывалось на проверенных фактах.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • В новой библиотеке Ховрино управа района провела церемонию вручения паспортов юным москвичам.
  • Россия будет поставлять газ соседям согласно утвержденного графика.
  • Мэр потребовал прекратить незаконное строительство на благоустроенной территории.
  • Лучше него никто не знает Уголовный кодекс.
  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • В приветственном слове подчёркивалось, что образование и интеллект будущих специалистов окажется востребованным для страны.
  • В современных условиях знание русского языка как основы бизнеса становится необходимым странам-соседям, и не только им.
  • Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.
  • Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.
  1. Предложение, не содержащее речевых ошибок:
  • Нормативное правовое урегулирование отношений, образующихся по поводу с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
  • Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.
  • Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения.
  1. Выражение, не содержащее речевых ошибок:
  • разъяснения о допущенных ошибках
  • оперировать с точными данными
  • подчеркнуть необходимость строительства
  • сдать вовремя благодаря четкой работы
  1. Выражения, содержащие речевые ошибки:
  • сделать вопреки неблагоприятного прогноза
  • поступить наперекор установленных принципов
  • стремление к деятельности, потребность к деятельности
  • восхищение подвигом, уважение к подвигу
  1. Правильное использование фразеологизмов:
  • затеряться в анналах истории
  • применять драконовы меры
  • болтать ерунду на постном масле
  • витать в апогее славы
  1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
  • изыскать материальный ущерб
  • удовлетворять современным потребностям
  • заслужить уважение
  • выражать опасения
  1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
  • предпринимать усилия
  • повысить потенциал
  • обнаружить закономерность
  • предвещать поражение
  1. Предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова:
  • Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.
  • Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, изменяется его смысл.
  • Сравним результаты первого кризиса со вторым.
  • Экологические катастрофы – актуальная проблема нашего времени.
  1. Выражения, где допущены ошибки, вызванные избыточным многословием:
  • каждая минута времени
  • в декабре месяце
  • впервые познакомиться
  • впервые встретиться
  • в летний период времени
  • ошибочное мнение
  1. Легальность власти означает:
  • признание власти населением, принятие власти как правомерной и справедливой
  • власть имеет законное происхождение, осуществляется посредством закона
  • аргументированное признание властных полномочий
  1. Намеренное ограничение или лишение прав по какому-либо признаку называется:
  • дискриминация
  • сегрегация
  • геноцид
  • евгеника
  • ксенофобия
  1. Административно-политические жаргонизмы – это словосочетания:
  • проговорить проблему
  • недоиспользовать потенциал
  • проговорить весь вечер
  • недобрать балл
  1. Основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории, – это:
  • политическая партия
  • общественное объединение
  • административно-территориальная единица
  • государство
  1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «циркуляр», «цивилист», «суверенитет»:
  • фразеологический словарь 
  • орфографический словарь
  • этимологический словарь
  • юридический словарь
  1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «атташе», «апокриф»:
  • словарь иностранных слов 
  • орфографический словарь
  • орфоэпический словарь
  • словарь паронимов
  1. В официальных документах могут употребляться слова и выражения:
  • сего года
  • текущего года
  • при сем направляем
  • акт составлен
  1. Правильными оборотами речи являются:
  • в городе Москве
  • в городе Москва
  • согласно приказу
  • согласно приказа
  • иметь ввиду
  • иметь в виду
  1. Для деловой переписки характерно:
  • использование клише и штампов
  • двоякое толкование текста
  • соответствие конкретному виду делового письма
  • точность и лаконичность передачи необходимой информации
  1. Использование примечаний к служебным документам:
  • допускается
  • допускается в исключительных случаях, когда соответствующее пояснение невозможно изложить в тексте документа
  • не допускается
  1. К жанрам делового стиля относятся:
  • приказ
  • реферат
  • рассказ
  • диссертация
  • распоряжение
  • судебная речь
  • статья
  1. Приведенный текст принадлежит к стилю речи:

В период раннего римского законодательства не было и речи о переносимости абстрактных обязательств. В современном праве обязательство, не утрачивая своего характера связи между двумя лицами, приобрело еще другой характер: это – имущественная ценность для кредитора, имущественное обременение – для должника. Оно становится таким образом независимым от личности активных и пассивных субъектов, которые могут меняться, не оказывая влияния на обязательство.

  • разговорному
  • художественному
  • газетно-публицистическому
  • официально-деловому
  • научному
  1. Цель сопроводительного письма:
  • информирование
  • инициирование, поддержание отношений
  • придание юридического статуса
  • побуждение
  1. Правильная форма обращения к адресату в деловом письме:
  • Уважаемый Сергей Викторович!
  • Сергей Викторович, добрый день!
  • Добрый день, уважаемый Сергей Викторович!
  • Господин Иванов!
  1. Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых приводятся конкретные меры по борьбе с коррупцией:

Демократия в Новгороде просуществовала не менее 6-7 столетий (1). Что же позволило ей так долго сохраниться? (2)

Принципы формирования правящей верхушки Новгородского княжества были очень похожи на те, которые существовали в раннереспубликанском Риме: бескорыстное служение и частая ротация высших чиновников, прежде всего князей и посадников (3). В частности, среди особенных черт новгородской демократии можно отметить следующие (4):

— Князья и посадники, то есть правители государства, заключали с вече договор, по которому им было запрещено иметь или приобретать какую-либо (крупную) собственность в Новгороде и на подвластных ему территориях (5). В случае нарушения договора вече изгоняло своего правителя, что происходило довольно часто (6).

— Существовали определенные правила поведения для крупных чиновников (бояр). (7). Эти правила предусматривали, что при злоупотреблении служебным положением со стороны кого-либо из бояр вече могло принять решение о том, чтобы «поставить нарушителя на поток» — или, говоря современным языком, конфисковать все его имущество, после чего народ и войско вламывались в дом и в торговые склады боярина и уносили все, что могли унести (8).

  • 3,5,6,8
  • 1,2,3,4,5
  • 1,3,7
  • 3,7,8
  1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют коррупционную составляющую деятельности чиновников на Руси:

Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве. Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

  • губернаторы правили на порученных им территориях Сибири
  • царь не имел на них никакого влияния
  • в условиях бесконтрольности
  • пускались во все тяжкие
  • занимались грабежом местного населения
  • его встречал царский конвой
  • лишались стимулов к накоплению личного богатства
  • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников
  1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют антикоррупционную составляющую деятельности русских правителей:

Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве. Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

  • царь не имел на них никакого влияния
  • в условиях бесконтрольности
  • пускались во все тяжкие
  • конфисковывал все золото, меха и прочие ценности
  • зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства
  • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников
  • добиться процветания подвластной им провинции
  1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:
  • Не подмажешь, не поедешь
  • Рука руку моет
  • Делу время – потехе час
  • Тише едешь, дальше будешь
  • Сухая ложка рот дерет
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Загребать жар чужими руками
  1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:
  • Всяк подьячий любит калач горячий
  • Дело мастера боится
  • И умный берет, когда глупый дает.
  • Встречают по одежке, провожают по уму
  • Уменье и труд все перетрут

Докладчик подчеркнул необходимость строительства (подчеркнуть можно только что-то, а не о чем-то, предложный падеж здесь неуместен, нужен родительный). Высказывается критика того, что мы делаем (то же самое, вместо предложного должен быть родительный). Решимость парламента свелась лишь к представлению полномочий (глагол сводиться употребляется только с дательным падежом, предложный неуместен). Контролировать ход лечения (употребляется с винительным падежом, творительный неуместен). Участвовать в выборах (здесь неверное употребление предлога, но падеж верный, предложный). Факты говорят о возможности использования резервов (говорить о чем-то, а не за что-то, предложный падеж вместо винительного). Иванов узнал о возможности трудоустройства бригады на временную работу (предложный вместо винительного). Сами подсудимые не привели суду фактов, подтверждающих того, что руководители были осведомлены об этом (родительный вместо предложного, хотя здесь можно вообще обойтись без указательного местоимения — подтверждающих, что…). Порученные работы им выполнялись хорошо (творительный падеж нужен).

Исправить нарушения в сочетаемости слов ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

львица

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 15.02.2013
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: финансист
Откуда: владимир
Возраст: 32

Исправить нарушения в сочетаемости слов

Здравствуйте! Помогите пожалуйста, исправить нарушения в сочетаемости слов:
1. играть большое значение — играет большое значение
2. вручить цветы — вручать цветы
3. назрела сложная обстановка — назреваеет сложная обстановка
4. придавать большое внимание —
5. разъяснения о допущенных ошибках —
6. оперировать с точными данными — оперирует точными данными
7. подчеркнуть о необходимости строительства — подчеркнуть необходимость строительства
8. сдать рецензию о книге —
9. согласно действующего приказа — действовать согласно приказу

Аватара пользователя

vadim_i_z

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 7814
Зарегистрирован: 27.09.2006
Образование: высшее естественно-научное
Откуда: Минск, Беларусь
Возраст: 66

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

vadim_i_z » 15 фев 2013, 12:10

Информация

Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

Марго » 15 фев 2013, 12:13

львица:6. оперировать с точными данными — оперирует точными данными

А зачем Вы меняете форму глагола? Это лишнее. Оперировать точными данными.

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:

львица:7. подчеркнуть о необходимости строительства — подчеркнуть необходимость строительства

Вот это верно. Над остальным Вам надо еще подумать. Попытайтесь.

Автор темы

львица

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 15.02.2013
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: финансист
Откуда: владимир
Возраст: 32

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

львица » 15 фев 2013, 12:22

сдать рецензию о книге — сдать рецензию книги

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
разъяснения о допущенных ошибках — разъяснения к допущенным ошибкам
согласно действующего приказа — согласно с действующим приказом

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

Марго » 15 фев 2013, 12:36

львица:сдать рецензию о книге — сдать рецензию книги

Сдать рецензию на книгу.

львица:согласно действующего приказа — согласно с действующим приказом

Согласно действующему приказу.

львица:разъяснения о допущенных ошибках — разъяснения к допущенным ошибкам

Я бы сказала: разъяснения по поводу допущенных ошибок.

Автор темы

львица

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 3
Зарегистрирован: 15.02.2013
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: финансист
Откуда: владимир
Возраст: 32

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

львица » 15 фев 2013, 13:10

играть большое значение — имееть большое значение
вручить цветы — дарить цветы
назрела сложная обстановка — сложилась сложная обстановка
придавать большое внимание — придавать большое значение

H_N

лауреат и орденоносец
лауреат и орденоносец
Всего сообщений: 953
Зарегистрирован: 14.03.2012
Образование: высшее естественно-научное

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

H_N » 15 фев 2013, 13:27

назрела сложная обстановка

Полагаю, это пример неудачного задания. Все три слова допускают замену; при этом образуемые словосочетания более или менее выдержат оценку на устойчивое согласование. А?

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

Re: Исправить нарушения в сочетаемости слов

Сообщение

Марго » 15 фев 2013, 13:47

львица:играть большое значение — имееть большое значение
вручить цветы — дарить цветы
назрела сложная обстановка — сложилась сложная обстановка
придавать большое внимание — придавать большое значение

Чтобы избежать повторения слож- слож-, лучше, к примеру, создалась сложная обстановка. Остальное верно, только поправьте слово иметь. И в последнем можно написать уделять большое внимание, поскольку с большим значением у нас пример уже есть.

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 1 Ответы
    1186 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    16 ноя 2010, 13:45

  • 14 Ответы
    2536 Просмотры
    Последнее сообщение Алексей-18

    15 ноя 2012, 11:08

  • 6 Ответы
    2388 Просмотры
    Последнее сообщение mary

    04 дек 2011, 21:51

  • 4 Ответы
    2867 Просмотры
    Последнее сообщение stasja

    31 янв 2011, 22:50

  • 2 Ответы
    5112 Просмотры
    Последнее сообщение Донни

    10 апр 2008, 09:09

  • исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.только подробно. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. Высказывается критика о том,что мы делаем. Решимость парламента свелась лишь в представлении полномочий. Контролировать за ходом лечения. Участвовать на выборах. Факты говорят за возможность использования резервов. Иванов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу. Сами подсудимые не привели суду фактов,подтверждающих о том,что руководители были осведомлены об этом.Порученные работы его выполнялись хорошо

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      amarispadilla751

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Только подробно.

Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.

Высказывается критика о том, что мы делаем.

Решимость парламента свелась лишь в представлении полномочий.

Контролировать за ходом лечения.

Участвовать на выборах.

Факты говорят за возможность использования резервов.

Иванов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу.

Сами подсудимые не привели суду фактов, подтверждающих о том, что руководители были осведомлены об этом.

Порученные работы его выполнялись хорошо.

Вы перешли к вопросу Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов?. Он относится к категории Русский язык,
для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Перейти к контенту

Все ответы — поступление 2022

Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

  • разъяснения о допущенных ошибках
  • сдать вовремя благодаря четкой работы
  • оперировать с точными данными
  • подчеркнуть необходимость строительства

Вам также может быть интересно

Тестовые вопросы предназначены для проверки уровня знаний по правовой подготовке военнослужащих Росгвардии после прохождения

Данные тестовые задания на знание законодательства используются для отбора на службу в органы принудительного

Вопросы на знание делопроизводства включены в перечень тестовых вопросов для поступления на государственную службу

Примеры тестов на соответствие кандидатов базовым квалификационным требованиям (входного контроля) состоят из следующих групп

  • Главная


  • »

  • Русский язык

?


  • разъяснения о допущенных ошибках

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • оперировать с точными данными

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • подчеркнуть необходимость строительства

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ


  • сдать вовремя благодаря четкой работы

    Вы ответили верно


    Правильный ответ

    Ваш ответ

« Предыдущий

Пропустить
Следующий »

Скачать PDF

Комментарии

На вопрос ещё не добавлено комментариев. Нашли ошибку или считаете, что вопрос некорректно составлен? — расскажите об этом.

Активируйте «полный доступ», чтобы убрать всю рекламу на сайте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Своя страница ошибки 403
  • Сдавая экзамен необходимо накануне выспаться где ошибка
  • Сделала большую ошибку на работе
  • Сгоряча можно совершить ошибку
  • Сделал я ошибку полюбив тебя