Сапожник мой схватя мешок скорей домой ошибка

Найдите деепричастные формы, не соответствующие
нормам современного ли-тературного языка. Какие формы используются в качестве
нормы в современном русском языке?
1.Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой
2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь.
3.Она, хохотав и взяв чулок, жила себе беззаботно и припеваючи.
4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать.
5. Березы от леса, от хат, бегут, листами вороча.

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Родной язык, входящей в общеобразовательный цикл ОПОП.

Цель: проверка знаний материала по дисциплине Родной язык и применение полученных знаний на практике.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

  • Язык и культура
  • Культура речи
  • Речевая деятельность. Текст.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной работы за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения работы — 45 мин. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению и 10 заданий.

Результаты итоговой контрольной работы фиксируются в журнале теоретического обучения.

Итоговая работа по дисциплине «Родной язык»

Вариант I

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое фразеологизмы? Приведите в качестве примера 3 фразеологизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр камбалА каталОг ходАтайство квартАл

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подаёт руку, обёрнутую в стерильную бумажку.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • На данный момент смартфоны находятся в разработке и их конструкция может претерпеть изменения.
  • Боль оказалась нетерпимой, и к спортсмену прямо на футбольное поле подошёл врач.
  • Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ скучный день

ЕДЬ быстрее

КЛАДИ на стол

Грущу по ВАС

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите предложение, исправив ошибку.

  1. Сапожник мой, схватив мешок, скорей домой (Крылов).
  2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядываясь (Фет)
  3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен).
  4. Собакевич согласился охотно и тут же, подойдя к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь).
  5. Березы от леса, от хат, бегут, листками ворочают (Маяковский).

8. Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.
  2. Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.
  3. В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.
  4. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  2. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.
  3. Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.
  4. Светлана сказала о том, что многое нужно повторить ей, чтобы сдать экзамен.

10. Объясните, что такое доклад, опишите, когда и кем он составляется.

Вариант II

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое архаизмы? Приведите в качестве примера 3 архаизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

довезЁнный вручИт сорвалА катАлог донЕльзя

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов).

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. В некоторых случаях РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана побочным действием лекарств.
  2. Волонтёры начали РАЗДАЧУ вещей и продуктов питания малоимущим.
  3. Мгновенную ОПЛАТУ любых услуг при покупке через Интернет можно произвести с помощью банковской карты.
  4. Скоро пройдёт очередной «Тотальный ДИКТАНТ» — ежегодная образовательная акция, направленная на популяризацию грамотности и повышение интереса к русскому языку.
  5. Глубокий ВЗДОХ свежего воздуха помог мне прийти в нормальное состояние.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ОБОИХ подруг

БОЛЕЗНЕННАЯ мозоль

обратиться к НИМ

ароматные КРЕМЫ

тяжёлых УВЕЧИЙ

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Работы, выполняемые полировщиком, являются отделочными.
  2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота.
  3. Вокзал, размещенный в центре города, хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами.
  4. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передающейся из рук в руки, хранившейся и читающейся в дружеской среде.

8. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, он должен пересечь трамвайные пути.
  2. Французы потеряли под Смоленском очень много войск, и их дальнейшее продвижение было затруднено.
  3. Увидев отца в тяжелом состоянии, ему стало жаль его.
  4. На следующий день после приезда во Владивосток молодой коммерсант был найден убитым.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Он рассказывал, будто в лесу видел живого тигра.
  2. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  3. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
  4. Мне сказали, что пора собираться в дорогу.

10. Объясните, что такое дискуссия, опишите, когда и кем они применяются.

Приложение

Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного ли — тературного языка.

Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?

1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой

2.

Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь.

3. Она, хохотав и взяв чулок, жила себе беззаботно и припеваючи.

4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать.

5. Березы от леса, от хат, бегут, листами вороча.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного ли — тературного языка?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Отредактируйте предложение исправьте лексическую ошибку исключив лишнее слово спортсменам чтобы

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Спортсменам, чтобы установить мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Верными следует считать также варианты: побить рекорд, установить рекорд, поставить рекорд, обновить рекорд, превзойти рекорд. Завоевать рекорд нельзя.

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те книж­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное сло­во­со­че­та­ние сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, за­пи­ши­те это сло­во­со­че­та­ние.

1. Что нужно знать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние?

Си­но­ни­мы — это слова, чаще всего одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию , не­ред­ко от­ли­ча­ю­щи­е­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой: здесь — тут, смот­реть — гля­деть мыс­лить — ду­мать, же­сто­кий — без­жа­лост­ный, окрест­ность — окру­га и т.д.

Груп­па слов, со­сто­я­щая из не­сколь­ких си­но­ни­мов, на­зы­ва­ет­ся си­но­ни­ми­че­ским рядом: спать— по­чи­вать— дрых­нуть .

Пер­вое слово спать— яв­ля­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, т.к. наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в любом стиле речи, об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей; в сло­ва­ре стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду. Слово по­чи­вать ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в книж­ном стиле, при­да­ет речи ар­ха­и­че­ский ха­рак­тер (так го­во­ри­ли в ста­ри­ну). Дрых­нуть — этот си­но­ним зву­чит грубо (такие слова на­зы­ва­ют про­сто­реч­ны­ми) и упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ной речи.

2. Что нужно по­ни­мать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние? Что раз­го­вор­ные слова — это слова, раз­решённые в не­при­нуждённой уст­ной речи. И что их можно ис­поль­зо­вать толь­ко в опре­делённых усло­ви­ях. Чтобы не за­ме­нить одно раз­го­вор­ное слово на дру­гое, не­об­хо­ди­ма по­мощь сло­ва­рей. Нам по­мо­га­ют тол­ко­вые сло­ва­ри из­вест­ных ав­то­ров Оже­го­ва, Еф­ре­мо­вой, а также сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва.

При по­ис­ке слова об­ра­ща­ем вни­ма­ние на по­мет­ки: разг., прост. и слова с та­ки­ми по­мет­ка­ми ни в коем слу­чае не вы­би­ра­ем в ка­че­стве от­ве­та.

Рас­смот­рим при­мер. Мы за­меш­ка­лись в пути, по­это­му при­шли к на­зна­чен­но­му месту за­тем­но

В сло­ва­ре Оже­го­ва: ЗАМЕ́ШКАТЬ­СЯ, -аюсь, -аешь­ся; совер. (разг.). За­дер­жать­ся, про­быть доль­ше, чем нужно где-н.; за­мед­лить. З. у при­я­те­ля. З. с от­ве­том.

Как видно из ста­тьи, нет у этого слова ней­траль­но­го зна­че­ния, по­это­му нужно ис­кать дру­гие слова. Как пра­ви­ло, в тол­ко­ва­нии это слово уже есть, вот оно — «за­дер­жать­ся». Найти боль­ше слов-си­но­ни­мов нам по­мо­жет прак­ти­че­ский сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва. В по­ис­ках слова «за­меш­кать­ся» мы по­па­да­ем на ста­тью со сло­вом

ЗА­ДЕР­ЖАТЬ­СЯ и его зна­че­ни­я­ми:

1. за­стрять (разг.)

/ о че­ло­ве­ке: про­мед­лить;

за­сесть, за­вяз­нуть, за­меш­кать­ся, про­меш­кать, по­меш­кать, за­ко­пать­ся, про­ка­ни­те­лить­ся (разг.)

// в го­стях или за ра­бо­той: за­си­деть­ся (разг.)

// в го­стях, за­го­стить­ся (разг.)

/ о деле: за­мед­лить­ся, за­тя­нуть­ся;

за­тор­мо­зить­ся, за­сто­по­рить­ся (разг.)

Об­ра­ти­те вни­ма­ния, сколь­ко слов имеют по­мет­ку разг! Таким об­ра­зом, мы видим, что слово «за­меш­кать­ся» за­ме­нить нужно ней­траль­ным сло­вом ЗА­ДЕР­ЖА­ЛИСЬ, и это самый точ­ный, самый вер­ный ответ. Нам не по­дой­дут ни «про­мед­лить», ни «за­мед­лить­ся», ни «за­тя­нуть­ся», по­то­му что наше слово в пред­ло­же­нии имеет опре­делённое зна­че­ние.

Итак, ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния будет таков:

1. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние и опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние ука­зан­но­го в за­да­нии слова.

2. Под­бе­ри­те к этому слову воз­мож­ные си­но­ни­мы.

3. Опре­де­ли­те, какой из этих си­но­ни­мов

− не носит от­тен­ка книж­но­сти и раз­го­вор­но­сти;

− об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей ( то есть в нём прак­ти­че­ски нет эмо­ций);

− стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду, от­кры­вая его.

4. Вставь­те слово в пред­ло­же­ние, при оно долж­но под­хо­дить и по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, и по зна­че­нию.

3. Учи­ты­вай­те осо­бен­но­сти вне­се­ния от­ве­та в поле «ответ»

1) Впи­ши­те в поле ответ ОДНО вы­бран­ное слово (или сло­во­со­че­та­ние).

2) Про­верь­те, верна ли форма рода, числа, вре­ме­ни, вида. Пом­ни­те, что мы за­ме­ня­ем одно слово дру­гим, по­это­му нель­зя вме­сто вида не­со­вер­шен­но­го со­вер­шен­ный, вме­сто на­сто­я­ще­го про­шед­шее время и т.п. Ставь­те слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в пред­ло­же­нии.

3) Ча­сти­цы НЕ, БЫ пи­сать в ответ не нужно.

4) Ино­гда встре­ча­ют­ся за­да­ния, в ко­то­рых ука­зан­ная форма в за­да­нии не сов­па­да­ет с фор­мой в пред­ло­же­нии. На­при­мер, в усло­вии «За­ме­ни­те слово за­ки­ды­вать. в пред­ло­же­ни..», а в пред­ло­же­нии «за­ки­ды­ва­ли». В этом слу­чае нужно пи­сать ту форму, что в усло­вии. Если же на эк­за­ме­не попадётся такое за­да­ние, не­пре­мен­но об­ра­ти­те на этот факт вни­ма­ние ас­си­стен­тов, вплоть до на­пи­са­ния за­яв­ле­ния.

5) В связи с тем, что ко­ли­че­ство си­но­ни­мов может до­сти­гать 5-6 слов, в поле «ответ» ре­дак­тор вво­дит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Осталь­ные — воз­мож­ные, до­пу­сти­мые или не­воз­мож­ные — на­пи­са­ны в по­яс­не­нию к за­да­нию. На­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем не пред­ла­гать новые слова, а при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла: самое вер­ное слово ПЕР­ВОЕ в ряду си­но­ни­мов . И тогда балл за это за­да­ние вы не­пре­мен­но по­лу­чи­те.

Установить — это обозначить конкретную НОВУЮ цифру. То есть в этом варианте акцент идет на НОВЫЙ рекорд в предложении. А ПОБИТЬ — это значить превзойти СТАРЫЙ рекорд, не важно с каким результатом. Тут акцент на то, что был превзойдет старый рекорд. Но в случае с вариантом в задании, не важно для чего ты трудишься много — побить или установить. В этом смысле ОБА варианта верны!

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Практика

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.

2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.

3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.

4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.

5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.

6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.

7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.

8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.

9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.

10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.

11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.

12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.

13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.

14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.

15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.

16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.

17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.

18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.

19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.

20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.

21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.

22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.

23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.

24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.

25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.

26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?

27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.

28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.

29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.

30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.

31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.

32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.

33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.

34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.

35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.

36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.

37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.

38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.

39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.

40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.

41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.

42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.

43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.

44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.

45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.

46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.

47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.

48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.

49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.

50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОУД.09 «Родной язык» для специальностей СПО технического профиля

Класс: 11

Ключевые слова: промежуточная аттестация

Пояснительная записка

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта предназначены для оценки качества освоения обучающимися программы учебной дисциплины Родной язык, входящей в общеобразовательный цикл ОПОП.

Цель: проверка знаний материала по дисциплине Родной язык и применение полученных знаний на практике.

Задания подготовлены по основным разделам программы учебной дисциплины:

  • Язык и культура
  • Культура речи
  • Речевая деятельность. Текст.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной работы за счет времени, отведенного на данную учебную дисциплину. Время выполнения работы — 45 мин. Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых содержит инструкцию по выполнению и 10 заданий.

Результаты итоговой контрольной работы фиксируются в журнале теоретического обучения.

Итоговая работа по дисциплине «Родной язык»

Вариант I

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое фразеологизмы? Приведите в качестве примера 3 фразеологизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

столЯр камбалА каталОг ходАтайство квартАл

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чувствуешь себя королевой, люди расступаются на улице, коллеги по работе почтительно кивают, Аркадий Борисыч вежливо подаёт руку, обёрнутую в стерильную бумажку.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • На данный момент смартфоны находятся в разработке и их конструкция может претерпеть изменения.
  • Боль оказалась нетерпимой, и к спортсмену прямо на футбольное поле подошёл врач.
  • Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ скучный день
ЕДЬ быстрее
КЛАДИ на стол
Грущу по ВАС

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите предложение, исправив ошибку.

  1. Сапожник мой, схватив мешок, скорей домой (Крылов).
  2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядываясь (Фет)
  3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен).
  4. Собакевич согласился охотно и тут же, подойдя к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь).
  5. Березы от леса, от хат, бегут, листками ворочают (Маяковский).

8. Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.
  2. Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.
  3. В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.
  4. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  2. Диктор сообщил, что завтра ожидается похолодание.
  3. Он рассказывал,будто в лесу видел живого медведя.
  4. Светлана сказала о том, что многое нужно повторить ей, чтобы сдать экзамен.

10. Объясните, что такое доклад, опишите, когда и кем он составляется.

Вариант II

Инструкция

На выполнение работы отводится 45 минут. Работа состоит из 10 заданий.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

1. Что такое архаизмы? Приведите в качестве примера 3 архаизма.

2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

довезЁнный вручИт сорвалА катАлог донЕльзя

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов).

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. В некоторых случаях РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана побочным действием лекарств.
  2. Волонтёры начали РАЗДАЧУ вещей и продуктов питания малоимущим.
  3. Мгновенную ОПЛАТУ любых услуг при покупке через Интернет можно произвести с помощью банковской карты.
  4. Скоро пройдёт очередной «Тотальный ДИКТАНТ» — ежегодная образовательная акция, направленная на популяризацию грамотности и повышение интереса к русскому языку.
  5. Глубокий ВЗДОХ свежего воздуха помог мне прийти в нормальное состояние.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ОБОИХ подруг
БОЛЕЗНЕННАЯ мозоль
обратиться к НИМ
ароматные КРЕМЫ
тяжёлых УВЕЧИЙ

7. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Работы, выполняемые полировщиком, являются отделочными.
  2. Мировая наука располагает пока единственным спектром свечения ночного неба, полученным пулковским астрономом, говорящим о наличии в атмосфере Венеры азота.
  3. Вокзал, размещенный в центре города, хорошо связан общегородским транспортом с пристанями и морскими вокзалами.
  4. Чешская книга была в то время редким явлением, драгоценностью, передающейся из рук в руки, хранившейся и читающейся в дружеской среде.

8. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, он должен пересечь трамвайные пути.
  2. Французы потеряли под Смоленском очень много войск, и их дальнейшее продвижение было затруднено.
  3. Увидев отца в тяжелом состоянии, ему стало жаль его.
  4. На следующий день после приезда во Владивосток молодой коммерсант был найден убитым.

9. Найдите предложение, в котором допущена грамматическая ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью. Выпишите его, исправив ошибку.

  1. Он рассказывал, будто в лесу видел живого тигра.
  2. Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером.
  3. Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
  4. Мне сказали, что пора собираться в дорогу.

10. Объясните, что такое дискуссия, опишите, когда и кем они применяются.

источники:

http://4ege.ru/trening-russkiy/62104-zadanie-6-ege-po-russkomu-jazyku-praktika.html

http://urok.1sept.ru/articles/688036

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сапогов какая ошибка лексическая орфоэпическая или грамматическая
  • Сапер нет права на ошибку
  • Саньенг рекстон ошибка с1051
  • Саньенг рекстон ошибка р1148
  • Санта фе ошибка полного привода