Самый наилучший человек речевая ошибка

Это нормально. Вне математики, на бытовом уровне «просто лучший» — еще не самый, не наилучший.

UPD

Я понял, что моей четырехлетней давности реплики явно недостаточно для понимания.
Уточняю. «Лучший» — это не только превосходная степень, это еще и сравнительная («лучший чем»). Причем превосходная — как раз в последнюю очередь. Поэтому «самый лучший» — вполне нормально.

Вообще тут есть интересный момент. Когда-то когда-то все современные формы превосходной степени прилагательных были именно сравнительными степенями. С развитием грамматики они стали употребляться для превосходной степени: сначала наряду со сравнительной, а потом исключительно. Сравнительная же степень стала употребляться почти исключительно в краткой форме — и в предикативе: «Это яблоко краснее (чем то)».

Но сохранились четыре прилагательных, сохранившие полные формы сравнительной степени: больший, меньший, лучший и худший. Причем три последние омонимичны тем же прилагательным превосходной степени. Естественно, они имеют право иметь «самый» перед собой — для выражения аналитической формы превосходной степени.

Итак, «исключения» (если так можно назвать) как минимум три: самый лучший, самый худший и самый меньший.

UPD2

*Мы получали порцион лучший, чем на военных судах.*  

А. С. Грин. Бегущая по волнам (1926)

Если кто-то покажет мне учебник, что здесь не сравнительная степень, буду весьма удивлен. Примеров таких до черта, но взял из несомненно авторитетного.

(+)—

Фу, нашел «учебник».

Ю. Князев, Грамматическая семантика. Русский язык в типологической перспективе.

Учебник

введите сюда описание изображения

Это нормально. Вне математики, на бытовом уровне «просто лучший» — еще не самый, не наилучший.

UPD

Я понял, что моей четырехлетней давности реплики явно недостаточно для понимания.
Уточняю. «Лучший» — это не только превосходная степень, это еще и сравнительная («лучший чем»). Причем превосходная — как раз в последнюю очередь. Поэтому «самый лучший» — вполне нормально.

Вообще тут есть интересный момент. Когда-то когда-то все современные формы превосходной степени прилагательных были именно сравнительными степенями. С развитием грамматики они стали употребляться для превосходной степени: сначала наряду со сравнительной, а потом исключительно. Сравнительная же степень стала употребляться почти исключительно в краткой форме — и в предикативе: «Это яблоко краснее (чем то)».

Но сохранились четыре прилагательных, сохранившие полные формы сравнительной степени: больший, меньший, лучший и худший. Причем три последние омонимичны тем же прилагательным превосходной степени. Естественно, они имеют право иметь «самый» перед собой — для выражения аналитической формы превосходной степени.

Итак, «исключения» (если так можно назвать) как минимум три: самый лучший, самый худший и самый меньший.

UPD2

*Мы получали порцион лучший, чем на военных судах.*  

А. С. Грин. Бегущая по волнам (1926)

Если кто-то покажет мне учебник, что здесь не сравнительная степень, буду весьма удивлен. Примеров таких до черта, но взял из несомненно авторитетного.

(+)—

Фу, нашел «учебник».

Ю. Князев, Грамматическая семантика. Русский язык в типологической перспективе.

Учебник

введите сюда описание изображения

Всего найдено: 1

В вопросе № 188377 вы ответили, что сочетание «самый лучший» корректно. Нам же, на факультете журналистики МГУ, говорили, что писать так — грубейшая грамматическая ошибка, т. к. слово «лучший» уже имеет превосходную степень.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос довольно спорный. Логически – да, слово самый используется в сочетании с качественным прилагательным для образования превосходной степени: самый сильный, самый быстрый, самый умный, а лучший – уже форма превосходной степени. Но, с другой стороны, словосочетание самый лучший не режет слух, воспринимается как корректное. Так говорят, так пишут. Например, в «Большом толковом словаре русского языка» под ред. С. А. Кузнецова (СПб., 2003) словосочетание самый лучший свободно употребляется в словарных статьях (и в толкованиях, и в качестве иллюстраций). Поэтому, на наш взгляд, можно говорить о том, что в данном случае норма смягчилась, и, наверное, это правильно. Скажем, есть сочетание, корректность которого не вызывает сомнений: лучший из лучших. Как иначе назвать лучшего из лучших? Самый хороший или самый лучший?

  1. Новость
  2. 2019
  3. мая
  4. 25
  5. Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ

25 мая в России отмечается День филолога – праздник всех, кто «любит слово». Современные филологи работают во многих областях лингвистики и литературы, вносят большой вклад в сферу образования и исследований языковых изменений. Особое значение праздник имеет для кафедры русского языка и литературы Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.

Коллектив кафедры уделяет пристальное внимание современным изменениям в русском языке. Проследить эти изменения можно по наиболее распространенным ошибкам, которые допускаются в устной и письменной речи. Доцент кафедры, кандидат филологических наук Денис Пелихов рассказывает, какие ошибки филологи считают недопустимыми, а к каким можно относиться более спокойно.

«С ошибками в речи нам приходится сталкиваться, к сожалению, очень часто. Воспринимаю я эти ошибки по-разному: чаще всего они, конечно, раздражают, иногда вызывают интерес и желание порассуждать о причинах их появления. Всё зависит от ситуации, от того, где эти ошибки встречаются – в устной речи или на письме, кто их допускает, каков характер этих ошибок, степень грубости и т. д. Если это ошибка в журнальной статье, научной монографии или художественном произведении, то, конечно, такая небрежность в обращении с языком не может не вызывать негодование. Если ошибки встречаются в устной речи, то здесь следует быть более снисходительными: мы должны понимать, что устная речь чаще всего спонтанна, ей свойственны оговорки, использование дискурсивных слов, которые называют еще словами-паразитами, и некоторые другие особенности».

Почему люди допускают ошибки

Именно специфику живого общения филолог называет главной причиной возникновения ошибок в устной речи, которая требует быстрой реакции на реплики собеседника, умение слушать другого человека и корректировать своё речевое поведение в ходе диалога. Всё это приводит к оговоркам, которые говорящий может не замечать, поскольку сосредоточивает своё внимание на дальнейшем построении фразы.

Но есть причины и внутреннего, сугубо языкового характера, отмечает Денис Александрович. Например, ошибки в постановке ударения вызваны объективными трудностями.

«Как все мы знаем, русское ударение разноместно и подвижно, то есть оно может падать на любой слог в слове и перемещаться с одной морфемы на другую при словоизменении и словообразовании. Сравните: голова́ го́ловы голо́вушка. И порой внешне похожие слова ведут себя абсолютно по-разному. Например, в формах слова стол ударение при изменении по падежам перемещается на окончание – стола́, столу́, столо́м, столы́, столо́в, стола́ми, на стола́х. В слове стул, отличающемся от предыдущего всего только одним звуком, мы наблюдаем обратную картину: во всех формах этого слова ударение будет оставаться на корне — сту́ла, сту́лу, сту́лом, сту́лья, сту́льями, на сту́льях. Эту разницу в постановке ударения на современном этапе развития языка объяснить невозможно, поэтому остаётся лишь запоминать, как правильно произносится то или иное слово».

Речевые ошибки, то есть ошибки, связанные с употреблением слов и устойчивых выражений, часто вызваны таким явлением, как метонимия, когда два предмета или явления настолько тесно связаны друг с другом, что свойство одного из них переносится на другое. Отсюда возникают ошибки наподобие выражений «дорогая цена» вместо «высокая цена». Товары по высоким ценам часто называют дорогими, происходит этот перенос, и прилагательное дорогой начинает относиться уже непосредственно к слову цена.

«Можно назвать ещё несколько причин появления в речи ошибок — влияние других языков, диалектных особенностей и профессионального жаргона. О каждой такой причине можно говорить очень долго. Остановлюсь только на последней. Жаргон обслуживает сферу профессионального общения и объединяет людей одних интересов, одного круга. В каждом таком кругу формируется свой набор слов, свойственный той или иной профессии, зачастую также и свои особенности образования слов и их произношения».

Филолог приводит в пример песню В. Высоцкого, в которой характеристика персонажей – моряков – даётся через особенности их речи:

Мы говорим не «што́рмы», а «шторма́» –

Слова выходят ко́ротки и смачны:

«Ветра́» – не «ве́тры» – сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты…

Таким образом, между нормой и ошибкой могут существовать еще несколько вариантов, которые не являются нормативными, но которые нельзя считать и в полной мере ошибочными. Какое же речевое поведение выбрать в этой ситуации?

«Оптимальным решением, на мой взгляд, может быть владение двумя или более нормами и умение переключаться с одного стилистического регистра на другой. К примеру, если я судмедэксперт и в моей сфере принято говорить слово а́лкоголь с ударением на первый слог, то в общении с коллегами я буду использовать именно этот, жаргонный вариант произношения. В другой же ситуации я выберу общеупотребительную литературную норму с ударением на последнем слоге – алкого́ль», – объясняет доцент кафедры русского языка и литературы.

ТОП-10 наиболее частых ошибок

Филолог ЮУрГУ составил список из десяти самых грубых ошибок, которые встречаются как в устной, так и в письменной речи:

  1. Неуместное использование местоимения «то» при придаточном изъяснительном: «я думаю то, что…» вместо правильного «я думаю, что…».
  2. «До скольки́» вместо «до ско́льких», «ко скольки́» вместо «ко ско́льким», и даже «со сколькью́» вместо «со ско́лькими». Это местоименное числительное склоняется как прилагательное, и это надо просто запомнить.
  3. Неправильное употребление предлога «по» во временно́м значении: «по прилёту» вместо правильного «по прилёте», «по приходу» вместо «по приходе», «по окончанию» вместо «по окончании» и т. п.
  4. Неправильное использование этикетного междометия «пожалуйста». Это слово призвано смягчить просьбу, поэтому использоваться оно может только в сочетании с глаголом в повелительном наклонении. К примеру, можно услышать фразу «Можно, пожалуйста, у вас отпроситься?» вместо правильного «Отпустите меня, пожалуйста!». Первый вариант так же ошибочен, как выражения «Который, пожалуйста, час?» или «Что это, пожалуйста, такое?».
  5. Смешение паронимов «одеть» и «надеть». Запоминанию сочетаемости этих слов может помочь фраза: «одеть Надежду, надеть одежду».
  6. Неумение склонять названия населённых пунктов, оканчивающихся на «-о»: «в Кемерово» вместо правильного «в Кемерове», «из Домодедово» вместо «из Домодедова», «битва под Бородино» вместо «битва под Бородином». Такие названия традиционно склонялись по модели слов среднего рода. Запомнить это правило помогут строки из известного стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
  7. Неумение склонять числительные: «двухста рублей» вместо правильного «двухсот рублей», «трёхста рублями» вместо «тремястами рублями», «тысячей рублей» вместо «тысячью рублями» и т. д.
  8. Незнание личных окончаний некоторых глаголов. Чаще всего страдают, по моим наблюдениям, глаголы бороться и клеить. Первый из них относится к первому спряжению, а второй — ко второму. Незнание этого правила, а также закон аналогии приводит к частым ошибкам, которые я вижу в интернете: «борятся» и «борящийся» вместо правильных форм «борются» и «борющийся», а также «клеют» и «клеющий» вместо правильных «клеят» и «клеящий».
  9. Образование гибрида «вообщем», восходящего к двум словам – «вообще» и «в общем».
  10. Ну и напоследок еще один гибрид – на этот раз фразеологический. Это выражение «имеет место быть», которое появилось в результате контаминации, то есть объединения, двух выражений: «имеет место» со значением «есть, наличествует» и устаревшего «имеет быть» со значением «должно состояться, произойти».

Эти и другие ошибки находят отражение в интернет-мемах, которые активно применяется в межличностной коммуникации в социальных сетях и мессенджерах. Филолог ЮУрГУ использует это относительно новое языковое явление при обучении студентов:

«Существуют интернет-мемы, которые построены на ошибках. Они, как правило, забавны, но подчас за ними стоит и нечто большее. Некоторые из них призваны, как мне кажется, высмеять неграмотность. А ещё мне представляется, что это может стать и хорошим методическим инструментом. Так, например, я сам порой делаю такие мемы – подбираю к смешным картинкам подписи из тех ошибок, что допускают обучающиеся. Молодежи такие вещи нравятся в силу их внешней несерьёзности, а самое главное, они подспудно позволяют запомнить трудные случаи написания слов».

Станут ли эти ошибки нормой?

При частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься как таковая. Из перечисленных ошибок вариантом нормы уже считается отсутствие склонения у имён собственных, оканчивающихся на «-о». Как предполагают лингвисты, эта норма стала входить в речевую практику для того, чтобы избежать неточностей при обозначении созвучных населённых пунктов. К примеру, названия городов Пушкино Московской области и Пушкин Ленинградской области во всех косвенных падежах, кроме винительного, приобретут одинаковые окончания: Пушкина, Пушкину, Пушкином, о Пушкине. И именно требования коммуникации привели к изменению этой нормы и появлению нового, равноправного варианта.

К изменениям нормы нередко приводит и закон аналогии. Так, прежнее ударение в слове гу́ба на основе, сохранившееся только в выражении «гу́ба не дура» было вытеснено новым ударением на окончании – губа́ – под влиянием таких слов, как рука́ или нога́, также обозначающих части тела.

Денис Александрович отмечает, что не всякая ошибка может закрепиться в качестве новой, или – как говорят лингвисты – младшей, нормы. Чтобы это произошло, новая норма не должна нарушать общих принципов построения слов, законов словоизменения. Но как же можно бороться с неграмотностью?

«Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших источников языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка», – советует филолог.

Справочно:

Кафедра русского языка и литературы была образована в Южно-Уральском государственном университете в 2000 году, первый выпуск специалистов-филологов состоялся в 2006 году. Сейчас кафедра готовит выпускников по всем ступеням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Филолог – выпускник ЮУрГУ – может реализовать себя в любой сфере деятельности, предполагающей работу с текстами. Подробнее узнать об особенностях обучения филологов можно на сайте кафедры.

Вы нашли ошибку в тексте:

Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.

Итоговая КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(ТЕСТ)

Инструкция для студентов

    Контрольная
работа состоит из частей А и В. На её выполнение отводится 90 минут.

    Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу,
перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

ВАРИАНТ 1

Часть А

         В каждом
задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.

А1. Однокоренными
являются все слова в ряду

         1)лесопилка,
копилка, опилки

         2)земляной,
позёмка, озимый

         3)горе,
горевать, пригорюнился

А2. Суффиксальным
способом образовано слово

         1)привкус                               4)подземелье

         2)крючок                               5)весенний

         3)нахлебник

А3. Слова глядеть и
смотреть – это

         1)синонимы

         2)антонимы

         3)разные
значения многозначного слова

         4)омонимы

А4. Буква –А- пишется

         1)изл…гать                            4)ум…лкать

         2)з…рница                            
5)п…лисадник

         3)исп…рение

А5. Буква –О- пишется

         1)парч…вый                          4)стож…к

         2)ноч…вка                             5)печ…

         3)трущ…бы

А6. Буква,
обозначающая звонкий согласный на письме, пишется

         1)сторо…ка                           4)…бить

         2)о…тащить                          5)во…созданный

         3)…десь

А7. Согласная пишется

         1)пакос…ный                        4)крос…

         2)киргиз…кий                       5)програм…ка

         3)наперс…ник

А8. – Ь — пишется                            

         1)горяч…                               4)спряч…ся

         2)барабан…щик                    5)занимаеш…ся

         3)пят…десят

А9. – И – пишется                           4)жемчуж…нка

         1)пр…забавный
случай         5)вермешел…вый суп

         2)пр…остановиться

         3)пр…вратник

А10. – Ы – пишется

         1)марц…пан                          4)меж…нститутский

         2)ц…ган                                 5)лисиц…н
след

         3)из…мать

А11. Речевая ошибка
допущена в словосочетании

         1)динамичный
темп

         2)более
симпатичнее

         3)дипломатичное
поведение

         4)злостный
человек

А12.Речевая ошибка
допущена в предложении

         1)Дети,
интересующиеся биологией, заинтересовались ею ещё больше

         после того,
как пришёл новый учитель.

         2)Трёхсот
пятидесяти шести рублей, оставленных на подоконнике, он так

         и не нашёл.

         3)Говоря о
вечном, мной были неправильно расставлены акценты.

А13.Слово употреблено
в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

         1)Чтец
декларировал и декламировал новые стихотворения известного

         поэта.

         2)Ареал
божественности точно исходил от него.

         3)Позитивные
изменения чувствовались во всём.

         4)Пётр дал
ему деньги взаймы на длинный срок.

         5)Он обладал
недюжинными способностями и удивительным даром

         ясновидения.

А14. Неправильно
поставлено ударение в слове

         1)ката΄лог                              4)приняла΄

         2)христиани΄н                        5)поло΄жил

         3)раскупо΄рить

А15.Укажите (цифрами)
количество звуков в словах (Цифры записывайте в том  же порядке, в котором
написаны слова).

Юла, тень, селение, праздник.

А16. Укажите, каким
членом предложения является подчёркнутое слово?

         Белая ночь
простиралась вокруг.

А17. Укажите(цифрой)
количество грамматических основ в следующем

         предложении

Ветер дул всё порывистее, сыпля брызги с ярко – зелёных деревьев, за

садом, где-то низко, гремел тугой гром, бледно – голубые сполохи
озаряли аллею, и повсюду пели соловьи.

А18. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

         1)Внизу, как
зеркало стальное, синеют озера струи.

         2)И закипела
работа по этому мосту, как по коре.

         3)Нижняя
часть окна была, как будто подёрнута ровным морозом.

А19. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

1)Меня должно было радовать то обстоятельство, что редактор появился у
меня хотя бы даже в виде Мефистофеля.

2)Меня вероятно, принимая за кого – то другого, она расцеловала трижды.

3)Стало быть я заболел.

А20. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

1)Темнея как туча, я глядел на заламывавшую руки Людмилу Сильвестровну.

2)Меня пригласили на совет директоров, как юриста.

3)Художник, посланный газетой, поднимая и опуская лицо, как китайский
болванчик, быстро рисовал этот профиль с сигарой.

А21. Чужая речь
оформлена неправильно в предложении

1) «Что я пугаюсь?- подумала она,- Ему просто весело, он проснулся в
хорошем настроении».

2)Пушкин писал, что «Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья
убежит».

3)По словам Салтыкова – Щедрина, «литература изъята из законов тления».

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

   І. В мире есть
не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал
человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю
зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

   ІI. Красота –
это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и
воли, ‹…› она открывается человеком или постигается, живёт в его душе; не было
бы нашего сознания, не  было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы
постигнуть красоту, утвердить, создать её.

   IІІ. 1. Красота
– это радость нашей жизни. 2. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину
лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку
степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над
горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом
небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в
пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой
колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую
красоту. 3. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце
расцветёт благородство.

4. Перед человеком
открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в
горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны
и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни. 5. Умей и ты слушать эту музыку. 6. Дорожи красотой,
береги её.

                                                                                     В.Сухомлинский

В1. Наиболее полно
основную мысль текста выражает следующая фраза

   1)Красота
существует независимо от нашего сознания и воли.

   2)Мы приходим в
мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать

   её.

   3)Благородство
может расцвести в каждом сердце.

   4)В мире
существует много нужного и полезного.

В2. Какое слово можно
поставить на месте многоточия в угловых скобках во II

   абзаце?

   1)потому что

   2)если

   3)но

   4)когда

В3. Какое средство
выразительности использовано в 4 предложении ІІІ абзаца?

   1)гипербола

   2)риторический
вопрос

   3)антитеза

   4)олицетворение

В4. Определите стиль
приведённого выше текста

   1)научный

   2)художественный

   3)разговорный

   4)официально –
деловой

В5. Напишите
небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем человеку
нужно беречь красоту?».

Инструкция для студентов

    Контрольная
работа состоит из частей А и В. На её выполнение 90 минут.

    Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу,
перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

ВАРИАНТ 2

Часть А

    В каждом задании может быть 1,2 и более
правильных ответов.

А1. Однокоренными
являются все слова в ряду

         1)болтик,
проболтался, болтушка

         2)носильщик,
переносной, переносица

         3)больница,
болезненный, больно

А2. Суффиксальным
способом образовано слово

         1)морозоустойчивый                      4)садовый

         2)стажёр                                          5)заречный

         3)повсюду

А3 Слова заяц
(зверёк) и заяц (безбилетник) – это

         1)синонимы

         2)антонимы

         3)разные
значения многозначного слова

         4)омонимы

А4. Буква –А –
пишется

         1)скл…ниться                                 4)д…лина

         2)з…ря                                            5)б…люстрада

         3)погл…щать

А5. Буква – О –
пишется

         1)печ…ный                                     4)реч…нка

         2)размеж…вка                                5)влеч…

         3)ш…рник

А6. Буква,
обозначающая звонкий согласный на письме, пишется

         1)вприпры…ку                               4)э…калипт

         2)брю…жать                                   5)и…тратить

         3)…десь

А7. Согласная пишется

         1)блес…нуть                                   4)цел…офан

           2)сколь…кий                                
5)ман…ка

            3)пас…бище                               

А8. –Ь – пишется

             1)хорош                                        4)отреж…те

             2)гониш…ся                                 
5)много туч…

             3)девят…сот

А9. – И – пишется

             1)непр…ходящие
ценности

             2)пр…мерный
показ

             3)пр…дел
в храме

             4)завистл…вый
человек

             5)пугов…чка

А10. – Ы – пишется

             1)ц..клоп                                      4)сверх…мпульсивный

             2)без…нвентарный                      5)купц…

             3)ц…кнуть

А11. Речевая ошибка
допущена в словосочетании

             1)достойный
высокой награды

             2)крепкая
дружба

             3)воспитательская
система

             4)запасливый
человек

А12. Речевая ошибка
допущена в предложении

             1)Размышляя
о будущем, не забывайте о прошлом.

             2)Хочу
поблагодарить Вас и чтобы всё было хорошо.

             3)Не
менее полчаса я провёл в ожидании товарища.

А13. Слово
употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

         1)Чтец
декларировал и декламировал новые стихотворения известного

         поэта.

         2)Ареал
божественности точно исходил от него.

         3)Позитивные
изменения чувствовались во всём.

         4)Пётр дал
ему деньги взаймы на длинный срок.

         5)Он обладал
недюжинными способностями и удивительным даром

         ясновидения.

А14. Неправильно
поставлено ударение в слове

             1)со΄зыв                                       4)хода΄тайство

             2)зна΄харь                                     
5)цеме΄нт

             3)хвоя΄

А15. Укажите (цифрами)
количество звуков в словах (Цифры записывайте в том же порядке, в котором
написаны слова).

             Моль,
съел, акация, ведущий

А16. Укажите, каким
членом предложения является подчёркнутое слово?

             Нет
солнца, но светлы пуды.

А17. Укажите (цифрой)
количество грамматических основ в следующем предложении

             А когда
Кузьма, причесавшись и переменив пиджак, оделся и вышел на

             побелевшее
от падающего снега крыльцо, у освещённых окон людской

             уже
чернела большая толпа девок, ребят, мальчишек, стоял гам, говор.

А18. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)Я
убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется

             прежде
всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими

             родными.

             2)Погода,
между тем, разгуливалась.

             3)Процесс
всемирного разрушения, казалось, совсем не коснулся их.

А19. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)Лужин
неуклюжим движением плеча сшибал дом, как великий

             кусок
декорации, испускающий вздох пыли.

             2)Было
совершенно непонятно как всё это произошло.

             3)Со
временем он прославился как наилучший психоаналитик.

А20. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)Должно
быть, у каждого человека случается своё счастливое время

             открытий.

             2)И, до
сих пор, наша литература ещё не изжила Пушкина.

             3)По
указанию календаря, наступит в марте весна, побегут грязные

             ручьи с
холмов, оттает земля и задымится тёплым паром.

А21. Чужая речь
оформлена неправильно в предложении

             1)Ю.Олеша
вспоминал, что: «я познакомился с Вертинским в редакции

             какого –
то одесского журнальчика».

             2)По
словам Ю.Олеши, Вертинский был «образцом личности,

             действующей
в истории».

             3) «Не
может же быть, в самом деле, — рассуждал я сам с собою, — чтобы

             он
говорил так зря?».

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

I. Будь щедрым и
бескорыстным. Скупость обедняет человека, превращает его в эгоиста и
приобретателя. Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не
порабощать его. Вещи и блага – воплощение труда, поэтому по отношению к вещам
судят о твоём отношении к человеку. Скупость – эгоистическая боязнь отдать
частицу своей души другому человеку, ‹…› ему было лучше. Скупость постепенно
вырождается в жадность, уродующую личность, её духовный мир, потребности,
интересы. Жадность порождает бесчеловечность, человеконенавистничество.
Противоядие, профилактика от скупости и жадности – щедрость души в годы
детства, отрочества, ранней юности. Трудись так, чтобы созданное тобой для
людей становилось частицей твоей души, но, отдавая творение своей души людям,
ты не должен чувствовать, что отрываешь что – то от сердца с болью. Щедрость
души – дитя того соучастия, без которого немыслимо человеческое благородство.
По-настоящему щедрым может быть лишь тот, кто умеет любить людей и жалеть их.
Но и любовь к людям немыслима без первичной искры щедрости.

II. Умей видеть
вокруг себя щедрость и скупость, подлинное богатство души и безобразную
убогость и наготу. Скупость и жадность – пусть эти пороки всегда вызывают у
тебя гнев, осуждение, презрение.

                                                                                           
В. Сухомлинский

В1 Наиболее полно
основную мысль текста выражает следующая фраза

             1)Скупость
постепенно вырождается в жадность.

             2)Вещи
должны служить человеку, а не порабощать его.

             3)Вещи и
блага – воплощение нашего труда.

             4)Необходимо
быть щедрым и бескорыстным.

В2. Какое слово можно
поставить на месте многоточия в угловых скобках

   в I абзаце?

             1)и

             2)чтобы

             3)но

             4)так
как

В3. Какое средство
выразительности использовано в последнем предложении

   I абзаца?

             1)антитеза

             2)метафора

             3)гипербола

             4)сравнение

В4. Определите стиль
приведённого выше текста

             1)художественный,
с элементами публицистического

             2)разговорный

             3)публицистический,
с элементами научного

             4)официально
– деловой

В5. Напишите небольшое
сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Зачем нужно быть щедрым
и бескорыстным?».

Инструкция для студентов

    Контрольная
работа состоит из частей А и В. На её выполнение 90 минут.

    Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу,
перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

ВАРИАНТ 3

Часть А

В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных
ответов

А1. Однокоренными
являются все слова в ряду

             1)вожак,
заводной, воевода

             2)косилка,
косогор, накосить

             3)сделка,
отделка, сиделка

А2. Способом сложения
образовано слово

             1)перекати-поле                                     4)вечнозелёный

             2)кое-где                                                5)пол-Европы

             3)отлёт

А3. Слова шашки
(игра) и шашки (холодное оружие) – это

             1)синонимы

             2)антонимы

             3)разные
значения многозначного слова

             4)омонимы

А4. Буква – А –
пишется

             1)оз…рённый                                        4)упл…тить

             2)переел…жить                                     5)б…ррикада

             3)ум…лкать

А5. Буква – О –
пишется

             1)суш…ный                                           4)верблюж…нок

             2)свеж…                                                5)чертеж…м

             3)ч..порный

А6. Буква,
обозначающая звонкий согласный на письме, пишется

             1)ни…кий                                              4)всколь…ь

             2)на…бавка                                           5)бе…перспективный

             3)ра…чёт

А7. Согласная пишется

             1)лес…ница                                           4)француз…кий

             2)дерз…кий                                           5)ак…ордеон

             3)я…ственный

А8. – Ь – знак
пишется

             1)настеж…                                             4)готовиш…                                       2)детский
плач…                                             5)исправ…ся

             3)лос…он

А9. – И – пишется

             1)непр…ложная
истина                         4)сирен…вый

             2)Пр…уралье                                         5)кресл…це

             3)пр…тормозить

А10. – Ы – пишется

             1)дез…нфекция                                     4)из…мать

             2)ц…клон                                              5)круглолиц…й

             3)ц…ганка

А11. Речевая ошибка
допущена в словосочетании

             1)самый
наилучший

             2)высокая
глубина осушки

             3)менее
ужаснее

             4)крепкий
духом человек

А12. Речевая ошибка
допущена в предложении

             1)Разговаривая
с ним, у нас завязался оживлённый спор.

             2)Двумстам
шестидесяти выпускникам вуза был посвящён этот

             праздник.

             3)Хочу
посоветовать вам всегда быть приветливым и чтобы хорошо

             относиться
к людям.

А13. Слово
употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

         1)Чтец
декларировал и декламировал новые стихотворения известного

         поэта.

         2)Ареал
божественности точно исходил от него.

         3)Позитивные
изменения чувствовались во всём.

         4)Пётр дал
ему деньги взаймы на длинный срок.

         5)Он обладал
недюжинными способностями и удивительным даром

         ясновидения.

А14. Неправильно
поставлено ударение в слове

             1)полуве΄р                                             4)преми΄ровать

             2)аристокра΄тия                                     5)ста΄туя

             3)свекла΄

А15. Укажите
(цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в том же порядке, в
котором написаны слова).

             Мышь,
ель, мнение, солнце

А16. Укажите, каким
членом предложения является подчёркнутое слово?

             Все
грустно думали о минувшем.

А17. Укажите (цифрой)
количество грамматических основ в следующем предложении

             А в
полдень солнце стояло над деревней, на дворе было жарко, в саду

             рдели
клёны и липы, тихо роняя разноцветные листья.

А18. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)Однако
мною овладел соблазн, и выправив первых шесть страниц,

             я
вернулся к людям.

             2)Из
первой рамы на нас глянула писанная маслом, женщина лет

             тридцати.

             3)На
стене, затянутой тиснёным золотом сафьяном, висел большой

             портрет
человека с аристократической шевелюрой, прищуренными

             глазами,
подкрученными усами и с лорнетом в руках.

             4)Внизу,
в тёмной тесноте вешалок переодевались.

А19. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)И, тем
не менее, я этот роман у вас беру.

             2)Агапенов
оказывается успел выпустить книжку рассказов за время,

             которое
прошло после вечеринки.

             3)Таким
образом, некоторая материальная база намечалась.

А20. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

             1)Я
отнёсся к этому как к тяжёлой шутке.

             2)Сын
шёл за ним, отстав на пять-шесть шагов, заложив руки за спину,

             как
старичок.

             3)Как
челокек здравомыслящий он не верил в существование всякой

             нечисти.

А21. Чужая речь
оформлена неправильно в предложении

             1)К.Паустовский
писал, что: «В это лето я узнал наново – на ощупь, на

             вкус, на
запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными

             мне, но
далёкими и непережитыми.

             2)По
словам Паустовского, в каждом таком слове «заложена бездна

             живых
образов».

             3)
«Скажите Вешняковой – прочитала Торопецкая, — что я решил

             загадку
роли Ксении».

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

I. Искусство
освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает
его добрее, а следовательно, счастливее.

II. Но понимать
произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться-

Учиться долго, всю
жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть.
Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство
сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная
щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черёд открытия
другим.

III. Как же
научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими
качествами нужно для этого обладать?

IV. Я не берусь
давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество,
которое мне всё же представляется наиболее важным в настоящем понимании
искусства, — это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

V. Пониманию
искусства следует учиться прежде всего у самого себя – у своей искренности.

VI. Часто говорят
про кого – нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет!

‹…› вы
приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то
заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей
восприимчивости. У неё – то они многому и научились.

                                                                                     Д.
Лихачёв

В1. Наиболее полно
основную мысль текста выражает следующая фраза

             1)Искусство
сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями.

             2)Пониманию
искусства следует учиться прежде всего у самого себя –

             у своей
искренности.

             3)Часто
говорят про кого – нибудь: у него врождённый вкус.

             4)Ценность
искусства заключена и в красоте.

В2. Какое слово можно
поставить на месте многоточия в угловых скобках в VI

      абзаце?

             1)а

             2)но

             3)если

             4)когда

В3. Какое средство
выразительности использовано в III абзаце?

             1)антитеза

             2)риторический
вопрос

             3)анафора

             4)гипербола

В4. Определите стиль
приведенного веше текста

             1)официально
– деловой

             2)публицистический,
с элементами научного

             3)разговорный

             4)художественный,
с элементами публицистического

В5. Напишите
небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Согласны ли вы
с мнением Д. Лихачева, что «пониманию искусства следует учиться прежде всего у
самого себя – у своей искренности».

Инструкция для студентов

    Контрольная
работа состоит из частей А и В. На её выполнение 90 минут.

    Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удаётся выполнить сразу,
перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

ВАРИАНТ 4

Часть А

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных
ответов

А1. Однокоренными
являются все слова в ряду

             1)подстилка,
пастилка, расстилка

             2)оливка,
подливка, заливка

             3)сделка,
отделка, самоделка

А2. Приставочным
способом образовано слово

             1)подзаголовок                                      4)разъехаться

             2)бесполезный                                       5)кое
— как

             3)заготовка

А3. Слова крепкий
(лёд) – крепкий (организм) – это

             1)синонимы

             2)антонимы

             3)разные
значения многозначного слова

             4)омонимы

А4. Буква – А –
пишется

             1)к…саться                                            4)перес…лить

             2)р…стовщик                                        5)экск…ватор

             3)препод…вание

А5. Буква – О –
пишется

             1)кумач…вый                                        4)воротнич…к

             2)корч…вка                                           5)теч..т

             3)изж…га

А6. Буква, обозначающая
звонкий согласный на письме, пишется

             1)деревя…ка                                          4)…дать

             2)по…деть                                             5)пря…ка

             3)…дание

А7. Согласная пишется

             1)доблес…ный                                      4)матро…ский

             2)профе…сор                                         5)искус…ный

             3)гнус…ный

А8. – Ь – пишется

             1)утеш…ся                                            4)помощ…ник

             2)невтерпёж…                                       5)еш…те

             3)в…юга

А9. – И – пишется

             1)пр…сытиться
властью                       4)заманч…вое предложение

             2)пр…менить
знания                             5)мешоч…к

             3)пр…оритетное
право

А10. – Ы – пишется

             1)ц…нк                                                  4)ц…ган

             2)вз…мать                                             5)под…мать

             3)Серёж…н
брат

А11. Речевая ошибка
допущена в словосочетании

             1)доверять
тайны своему другу

             2)будничная
работа

             3)проливной
ливень

             4)более
умнее

А12. Речевая ошибка
допущена в предложении

             1)Размышляя
над прочитанным, мною были сделаны следующие

             выводы.

             2)Я
часто задумываюсь о случившемся и как надо было поступить.

             3)Речь
шла о трёхстах пятидесяти рублях, которые он занял вчера

             вечером.

А13. Слово
употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении

         1)Чтец
декларировал и декламировал новые стихотворения известного

         поэта.

         2)Ареал
божественности точно исходил от него.

         3)Позитивные
изменения чувствовались во всём.

         4)Пётр дал
ему деньги взаймы на длинный срок.

         5)Он обладал
недюжинными способностями и удивительным даром

         ясновидения.

А14. Неправильно
поставлено ударение в слове

             1)ката΄лог                                              4)приняла΄

             2)христиани΄н                                        5)поло΄жил

             3)раскупо΄рить

А15. Укажите
(цифрами) количество звуков в словах (Цифры записывайте в порядке, в котором
написаны слова).

             Пень,
берёза, въезд, костный

А16. Укажите, каким
членом предложения является подчёркнутое слово?

             Всё говорит
о счастье и весне.

А17. Укажите (цифрой)
количество грамматических основ в следующем предложении      Вагоны,
раскачиваясь, грохотали среди шума дождя, навстречу, опускаясь и подымаясь,
плыли проволоки телеграфа, по бокам бежали густые свеже – зелёные опушки
орешника.

А18. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

          1)Да, эта
глава будет пожалуй самой короткой.

          2)По-видимому
в голове была каша, в которую к тому же впутывался и

          зря
украденный револьвер.

          3)Из
напечатавшихся в книжке я, к сожалению, не знал никого.

А19. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

          1)Не спорю,
я может быть и заслужил это печальное название.

          2)Тут на
лице моём выразилось, очевидно, полное отчаяние.

          3)Я
помнится шёл по мягкому ковру солдатскогосукна.

А20. Пунктуационная
ошибка допущена в предложении

          1)Люстра с
матовыми, как леденцы, подвесками отвечала ему странно

          знакомым
дрожанием.

          2)Как
истинный поэт он не терпел фальши в искусстве.

          3)Пётр
рассматривал это как личное оскорбление.

А21. Чужая речь
оформлена неправильно в предложении

          1)По словам
А.Блока, «не родина оставит человека, а человек родину».

          2)Д.Лихачёв
писал, что: «я убеждён, например, что настоящая воспитан-

          ность
проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях

          со своими
родными».

          3)
«Передайте Елагину, — читала Торопецкая, что он более всего должен

          бояться
сыграть результат, к чему его всегда тянет».

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5

I. 1.С самим
именем Пушкина у нас связывается вздох облегчения, улыбка.

2.Какое лёгкое имя
вошло над тяжёлой и неуклюжей Российской империей!

3.Для читающей
России Пушкин своими солнечными стихами утеплил её климат. У пушкинского очага
мы греемся и сегодня, ‹…› ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не
говоря об её истории. И уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского
очага у нас и через тысячу лет не будет. Почему? После Пушкина у нас были
величайшие гении: Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей их
гениальности никто из них не достигал пушкинской гармоничности и теплоты…

II. Пушкин не
только навсегда останется лучшим поэтом России, но он и создатель первых лучших
образцов русской прозы. Он также предугадал многие великие мысли грядущих эпох.

ІІІ. Пушкинская
улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость, его обузданная
вольность, плодоносная грусть не вооружают ли нас мужеством и надеждой, что
печальную историю нашей страны в конце концов пробьёт пушкинская гармония?
Можно ли поверить, что явление Пушкина – случайная

игра генов? Некий
коктель природы из горячей Африки и холодной России? Такое скопление великих
талантов в одном человеке не могло быть случайным, а могло быть только
путеводной звездой, как не может быть случайностью разумность человека вообще и
разумность Пушкина в особенности.

                                                                                     Ф.Искандер

В1. Наиболее полно
основную мысль текста выражает следующая фраза

             1)А.С.Пушкин
– лучший поэт России, сумевший предугадать многие

             великие
мысли грядущих эпох.

             2)После
Пушкина были величайшие гении: Гоголь, Толстой,

             Достоевский
и другие.

             3)При
всей своей гениальности никто из русских писателей не достигал

             пушкинской
гармоничности и теплоты.

             4)История
нашей страны печальна.

В2. Какое слово можно
поставить на месте многоточия в угловых скобках в I

      абзаце?

             1)если

             2)потому
что

             3)но

             4)или

В3. Какое средство
выразительности использовано в 3 предложении I абзаца?

             1)метафора

             2)антитеза

             3)литота

             4)риторический
вопрос

В4. Определите стиль
приведённого выше текста

             1)художественный,
с элементами публицистического

             2)разговорный

             3)публицистический,
с элементами научного

             4)официально
– деловой

В5. Напишите
небольшое сочинение – рассуждение (объём 50 – 70 слов) на тему: «Пушкин –
лучший поэт России».

Ответы к контрольной работе по русскому языку

(тест)

Часть А

вар.

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А

11

А

12

А

13

А

14

А

15

А

16

А

17

А

18

А

19

А

20

А

21

1

3

2

5

1

1

2

3

5

1

3

4

1

3

1

2

4

5

3

4

5

2

3

4

2

3

5

2

4

1

3

1

2

4

1

3

5

4

3

8

7

Об-

сто-

ят.

4

3

2

3

1

2

1

2

2

3

2

4

4

2

5

3

4

1

2

3

4

2

3

4

2

3

4

2

3

4

5

2

3

5

3

2

3

1

2

4

1

3

3

4

6

7

Ска-

зу-

ем.

3

2

2

2

3

1

3

1

1

4

5

4

1

4

5

2

3

4

5

1

2

4

1

3

4

5

1

3

4

5

2

3

5

3

4

5

1

2

3

1

3

1

2

4

1

3

4

3

3

7

5

До-

пол-

нен.

3

1

2

4

1

1

3

1

3

4

3

1

2

5

3

1

3

5

1

3

4

2

3

5

1

2

4

1

3

5

2

3

4

4

5

2

1

2

1

2

4

1

3

5

3

6

5

6

Под-

леж.

3

1

2

1

3

2

2

3

Часть В

вар.

В

1

В

2

В

3

В

4

1

2

3

4

2

2

4

2

2

1

3

2

3

4

2

3

4

4

1

2

1

1

От 0 до 7 баллов –
«2»

От 8 до 15 баллов –
«3»

От 16 до 22 баллов –
«4»

Более 22 баллов – «5»

Отметка «3»
ставится в следующих случаях:

·       
 неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала,
но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные
для дальнейшего усвоения программного материала;

·       
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
использовании лингвистической терминологии, , исправленные после наводящих
вопросов преподавателя;

·       
студент не справился с применением теории в новой ситуации при
выполнении практического задания, но выполнил задание обязательного уровня
сложности по данной теме;

·       
при знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2»
ставиться в следующих случаях:

·       
не раскрыто основное содержание учебного материала;

·       
обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее

·       
важной части учебного материала;

·       
допущены ошибки в определении понятий, при использовании
лингвистической терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов
преподавателя.

Отметка «1»
ставится, если:

·       
студент обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого
учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по
изучаемому материалу.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Введение.

1.Русский язык в
современном мире. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

1.Функциональные
стили речи и их особенности.

2.Текст как
произведение речи. Признаки, структура текста.

Раздел 2. Лексика и фразеология.

1.Прямое и переносное
значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2.Лексика с точки
зрения её употребления. Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

1.Гласные и согласные
звуки русского языка, их сильная и слабая позиция.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

1. Способы
словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и
терминов.

2.Правописание
чередующихся гласных в корнях слов.

3.Правописание
приставок ПРИ-/ПРЕ-.

4.Правописание
сложных слов.

Раздел 5. Морфология и орфография.

1.Правописание
окончаний имён существительных.

2.Правописание сложных
имён существительных.

3.Правописание
суффиксов и окончаний имён прилагательных.

4.Правописание
сложных имён прилагательных.

5.Правописание имён
числительных.

6.Правописание
местоимений.

7.Правописание
суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами.

8.Правописание
суффиксов и окончаний причастий.

9.Правописание НЕ с
причастиями.

10.Правописание –н- и
–нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

11.Правописание
наречий.

Раздел 6. Служебные части речи.

1.Правописание
предлогов.

2.Правописание
союзов.

3.Правописание
частиц.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

1.Знаки препинания в
простом предложении.

2.Знаки препинания в
сложном предложении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый распространенный метод проектирования защитных кодов обнаружения ошибок
  • Санаторий россия или россия белокуриха ошибка
  • Санг енг ошибка p1235
  • Самый дешевый ошибка
  • Санаторий рассия или россия белокуриха ошибка