Самый лучший ошибка егэ

Русский язык

Это обязательный предмет. Большинство ребят написали его хорошо: «двоечников» без минимального балла — всего 1% от всех сдающих.

1. Невероятно, но факт: по оценке экспертов, большая часть ошибок, с которыми одиннадцатиклассники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7-х классов. С правописанием -Н- и -НН- не справляются около 35% выпускников. «Тканый», «растрепанный», «лиственница»… Эта ошибка повторяется из года в год.

2. Также в топе — ошибки на безударную гласную в корне слова. Рос/ращ, гар/гор, клан/клон, бер/бир — вариантов много. И это несмотря на то, что учителя твердят про корни чуть ли не с первого класса…

3. Одна из самых сложных тем — «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» «СутулЯщийся», «светИтся», «колЕтся»… примерно 60% «егэшников» с этим заданием не справились.

4. Повествование, описание или рассуждение, — верно определить тип речи в одном из заданий удалось только 50% ребят.

5. Последние буквы в словах «профессора» и «директора», — тоже сильно «испортили» жизнь многим школьникам.

6. Правописание суффиксов и приставок — еще одно «слабое звено». Причина ошибок? Некоторым даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи. Отсюда и неправильные суффиксы и приставки.

— Нередко выпускники смешивают приставку «с-» с приставками, оканчивающимися на «-з//-с». Объединяя их в одно правило, они пишут букву «з» перед парными звонкими согласными (зделать, збить), — раскрывают подробности эксперты ФИПИ.

7. «Хромает» и пунктуация: ребята из года в год путаются в запятых, в тире и двоеточиях.

8. А еще выпускники часто не различают прилагательные, наречия и причастия.

— Многие годы центральным звеном при обучении русскому языку было изучение именно орфографии и пунктуации, однако проблема невысокого уровня практической грамотности не снималась, — заключают эксперты ФИПИ. — Главные причины — сложность русской орфографии и пунктуации, сложность формирования орфографической и пунктуационной зоркости. На формирование практической грамотности влияет не только процесс обучения, но и агрессивная языковая среда, специфика письменного общения в интернете и при помощи мобильной связи. Снижение интереса к чтению — тоже один из факторов, который негативно влияет на невысокий уровень практической грамотности современной молодежи.

Еще больше материалов для подготовки — на сайте ФИПИ.

Кроме того, для помощи в подготовке к ЕГЭ Рособрнадзор в течение октября проводит серию онлайн-консультаций с участием разработчиков экзаменационных материалов, которые доступны на страницах ведомства в соцсети «ВКонтакте» и на YouTube.

К самому главному экзамену детей начинают готовить чуть ли не с первого школьного дня. Начиная с четвёртого класса ученики тренируются в написании контрольных работ, по смыслу и структуре напоминающих ЕГЭ. Но если остальные экзамены не слишком влияют на общую успеваемость ребёнка, то с единым государственным экзаменом всё гораздо серьёзнее. Мысли и старшеклассников, и их родителей заняты тем, как не провалить ЕГЭ: пособия дают противоречивые рекомендации, перечисляя типичные грамматические ошибки на ЕГЭ по русскому языку и частые ошибки по другим предметам. Но знание распространённых ошибок не даёт гарантии успеха.

Школьнику нужно не только знать примеры самых сложных заданий, но и уметь решать их осознанно. Именно осознанно — педагоги отмечают, что каждый год ребята по всей России хорошо справляются с тестовой частью заданий, а практическую часть экзамена (например, сочинение, задачи) с каждым годом сдают всё хуже. Специалисты Федерального института педагогических измерений считают, что обученные справляться с тестами выпускники часто не способны применить знания на практике.

Поэтому, чтобы сдать ЕГЭ без проблем, ребёнку понадобится не только знать о самых частых ошибках, но и уметь определять верный ответ и справляться с практическими заданиями.

 Содержание:

  • Типичные ошибки в сдаче ЕГЭ: как их избежать?
  • Самые частые ошибки по разным предметам: разбор на примерах
    • Русский язык
    • Математика
    • Английский язык
    • Биология
    • Обществознание
    • Информатика
    • История
    • Физика и химия
  • Как сдали ЕГЭ в прошлом году (2020)

Типичные ошибки в сдаче ЕГЭ: как их избежать?

топ 10 ошибок егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Иногда учеников подводит не само незнание предмета, а невнимательность и недостаток самодисциплины. Такие ошибки не связаны с конкретным предметом и, хотя их легко избежать, выпускники повторяют их из года в год.

Распространённые метапредметные ошибки на ЕГЭ и как их решить:

Ошибка: за отведённое время ученик не успевает выполнить все задания

Как решить: точно знать, сколько времени продлится конкретный экзамен, и тренироваться на пробных экзаменационных заданиях с таймером под рукой. На разные предметы отводится разное количество времени: от 3 часов (английский язык, география) до 3 часов 55 минут (история, обществознание).

Ошибка: выпускник невнимательно читает задание и делает полностью или частично не то, что требуется

Например, в задании написано: укажите варианты неправильных ответов, а ребёнок по невнимательности указывает правильные ответы.

Как решить: учиться последовательно и предельно вдумчиво читать вопросы к заданиям.

Ошибка: у ребёнка нет навыка работы с экзаменационными бланками

ошибки в сочинениях егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Распространённое нарушение, ведущее к снижению баллов.

Как решить: в спокойной домашней обстановке изучить, как составлены бланки ЕГЭ.

Ошибка: учащийся точно не знает критерии оценки практических заданий

У таких заданий как, например, написание эссе, есть несколько критериев оценки: не только фактическая верность ответа.

Как решить: заранее уточнить у преподавателя точные критерии оценки практического задания.

Ошибка: неправильный эмоциональный настрой

Излишнее волнение и чрезмерная самоуверенность одинаково вредны на экзамене — психологи отмечают, что страх перед ЕГЭ больше свойственен девочкам. Мальчики, наоборот, могут относиться к предстоящим испытаниям легкомысленно.

Как решить: периодически решать пробные экзамены. Слишком впечатлительные поймут, что главное — сосредоточиться, более самоуверенные — что хорошая подготовка не повредит.

Читайте также Готовимся к экзаменам без стресса и волнений: советы детям и родителям.

Самые частые ошибки по разным предметам: разбор на примерах

проблемы подготовки к егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Хотя гуманитарные предметы не принято причислять к особенно сложным — больше всего ошибок дети допускают на экзаменах по русскому языку. Второе и третье места по количеству допущенных ошибок занимают тоже не самые сложные дисциплины — информатика и обществознание. И если в задании по русскому действительно легко сделать ошибку — язык сложен даже для носителей, то провалы по информатике и обществознанию удивляют и педагогов, и родителей.

Специалисты считают, что низкие баллы по лёгким предметам объясняются недостаточной подготовкой выпускников: сами дети уверены, что сдать информатику и обществознание — просто, и не готовятся к экзаменам как следует.

Конечно, ошибки встречаются и в заданиях по другим предметам: математике, английскому языку, биологии, и по всем остальным. Учиться не делать эти ошибки лучше всего на конкретных примерах.

Читайте также Подготовка к ЕГЭ: самый полный гид для учеников и их родителей.

Русский язык

ошибки егэ английский

Prostock-studio/Shutterstock.com

Согласно анализу экзаменационных работ учащихся за несколько прошлых лет, чаще всего проблемы возникают с заданиями на знание орфографии. Сложно даются ребятам и вопросы по темам «Синтаксические нормы», «Пунктуация», и по некоторым другим. Самым трудным для выполнения заданием традиционно остается сочинение.

Орфография

Выпускники путаются с написанием слов, в которых нужно проверить безударную гласную в корне, и с правописанием «н» и «нн» в суффиксах.

Примеры ошибок в написании слов с безударной гласной в корне: «выхадить» вместо «выходить», «убирёт» вместо «уберёт», «апилляция» вместо «апелляция».

Как решить: подобрать проверочное слово к словам с проверяемой безударной гласной в корне слова. Слова с чередующейся и непроверяемой безударной гласной нужно просто запомнить. Например: «выходить» — проверочное слово «ход». Слова с чередующейся гласной в корнях -бер- — -бир-, -кос- — -кас-, -лож- — -лаг-, и в некоторых других корнях понадобится знать наизусть, как и слова с непроверяемой безударной: апелляция, академия, вакансия, декларация и другие.

Примеры характерных ошибок в правописании «н» и «нн» в суффиксах: «юнный» вместо «юный», «зверинный» вместо «звериный», «коница» вместо «конница», «пламеный» вместо «пламенный».

Как решить: знать основные правила правописания «н» и «нн» в разных частях речи. Так, одна «н» пишется в следующих случаях: в словах, образованных от других слов с одной «н» (юный — юность), в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (звериный), в кратких причастиях (покорены), в отглагольных прилагательных (резаный). Две «нн» пишут в следующих случаях: когда слово образовано от прилагательного с «нн» (бессонница — сонный), в словах с суффиксами с «нн» (пламенный, авиационный), в полных страдательных причастиях прошедшего времени (рассерженный).

Синтаксические нормы (задание №8 ЕГЭ по русскому языку)

ошибки егэ обществознание

Prostock-studio/Shutterstock.com

По данным предыдущих лет, почти половина выпускников плохо знает грамматику русского языка. Особенно часто грамматические ошибки встречаются в задании №8, проверяющем знание синтаксических норм.

Чтобы правильно ответить на вопросы, связанные с синтаксическими нормами, ученику нужно знать о различных видах нарушений построения предложения и уметь подобрать верную замену.

Самые распространенные ошибки из задания №8:

  1. Несогласованное приложение. Неправильно: «В книге “Мастере и Маргарите” действия разворачиваются в двадцатом веке». Правильно: «В книге “Мастер и Маргарита” действия разворачиваются в двадцатом веке».
  2. Нарушения построения предложения с причастным оборотом. Неправильно: «Сделанные уроки мальчиком учитель не успел проверить». Правильно: «Учитель не успел проверить уроки, сделанные мальчиком».
  3. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — разновидность ошибок, которые допускали даже русские классики. Неправильно: «Уехав из деревни, герою стало весело». Правильно: «Когда герой уехал из деревни, ему стало весело».
  4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Неправильно: «Все, кто интересуются новостями, знают о событиях в Москве». Правильно: «Все, кто интересуется новостями, знают о событиях в Москве».
  5. Ошибки в предложениях с косвенной речью. Неправильно: «Героиня говорила, что я не хочу ехать на бал». Правильно: «Героиня говорила, что она не хочет ехать на бал».

Пунктуация

типичные ошибки егэ русский

Prostock-studio/Shutterstock.com

В заданиях на пунктуацию даются предложения, сильно осложнённые второстепенными членами и разными видами связей. Например: «Его голос был грубым, и, если он что-то рассказывал, собеседник старался отойти подальше».

Как решить: главное, помнить, что об авторской пунктуации в заданиях ЕГЭ не может быть и речи.

Три основных правила, которые помогут избежать хотя бы грубых пунктуационных ошибок:

  • количество запятых не может быть меньше количества грамматических основ — считайте знаки препинания по грамматическим основам;
  • многие знаки препинания можно определить, если вдуматься в смысл предложения;
  • перед постановкой знака препинания перед сочинительным и подчинительным союзом — или после них — нужно определить, к какой части предложения относятся эти союзы (например: «Его расстраивало, что, когда ни придёшь в налоговую, там всегда кто-то есть»).

Речевые ошибки

частые ошибки егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Речевые ошибки — ещё один вид типичных ошибок выпускников на ЕГЭ. Даже если учащиеся успешно находят речевые ошибки в тестовой части, не исключено, что те же самые ошибки дети допустят при написании сочинения.

Самые частые речевые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ:

  1. Нарушение лексических норм. Неправильно: «Мать баловала двух своих единственных дочерей». Правильно: «Мать баловала двух своих дочерей».
  2. Неуместное употребление слова. Неправильно: «Путники не вернулись на базу благодаря землетрясению». Правильно: «Путники не вернулись на базу из-за землетрясения»
  3. Путаница с синонимами и паронимами. Неправильно: «Мария в красном платье выглядела эффективно». Правильно: «Мария в красном платье выглядела эффектно».
  4. Неуместное использование просторечных слов и жаргонизмов. Неправильно: «Ленский считался братаном Онегина». Правильно: «Ленский считался лучшим другом Онегина».
  5. Тавтология. Неправильно: «Это повествование повествует нам о событиях Великой Отечественной войны». Правильно: «В этом повествовании автор рассказывает о событиях Великой Отечественной войны».

Определение типа речи в тексте

логические ошибки егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Типы речи проходят ещё в начальной школе, и, возможно, выпускники совершенно забывают тему, которую проходили так давно. Примерно треть учащихся путает рассуждение с повествованием или описание всё с тем же рассуждением.

Как точно определить тип речи в тексте:

  1. В повествовании действия происходят связно и последовательно. 
    В тексте-повествовании активно используются глаголы. Например: «Дракон похитил принцессу и заточил красавицу в замке. Принц собрался в поход, чтобы спасти возлюбленную. Отважный юноша отрубил голову дракону и обвенчался с благодарной принцессой в тот же день».
  2. В рассуждении обязательно присутствует основной тезис, который автор доказывает и обосновывает. 
    Например: «Когда дракон похитил принцессу, я много думал о том, как опасны драконы для принцев. Драконы дышат огнём и способны спалить за секунду небольшую деревню. Один рыцарь отправился спасать даму из лап дракона, и чудовище съело его на завтрак. Драконы определённо опасны для принцев, и лучше мне никуда не ходить».
  3. В описании автор сосредоточен на одном объекте или явлении и детально описывает этот объект или явление. В тексте-описании обычно используется много прилагательных. Например: «Драконы — красивые и опасные существа. Они живут в тёмных ущельях и испепеляют всё вокруг жарким огнём. У драконов жёсткая шерсть и большие крылья».

Сочинение

виды ошибок егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

В сочинении школьники обычно делают одну из двух ошибок: или просто пересказывают произведение своими словами, или рассуждают о чём-то своём практически без опоры на исходный текст. Оба подхода ведут к снижению баллов.

Как написать сочинение на ЕГЭ, чтобы получить высокий балл:

  • приводить примеры из произведения, правильно используя прямую и косвенную речь;
  • приводить собственные мысли и умозаключения опять же с опорой на исходный текст;
  • обязательно написать о проблемах, освещённых в произведении, и выразить личное мнение относительно этих проблем;
  • не составлять слишком сложные предложения, где легко запутаться в смысле;
  • не излагать мысли только короткими предложениями, желательно распространять предложения несколькими второстепенными членами.

Математика

ошибки егэ биология

Prostock-studio/Shutterstock.com

По математике сдают два вида экзаменов. Базовый обязателен для всех выпускников; профильный сдают дети, планирующие поступление в соответствующие вузы. С базовым экзаменом справляются почти все, с профильным начинаются сложности. Ученики не справляются с заданиями по стереометрии, началам математического анализа, с заданиями на логику.

Как успешно сдать ЕГЭ по математике:

  • заранее научиться решать задачи для развития геометрического зрения, особенно связанные с прямоугольными треугольниками — именно такие задания вызывают большие затруднения;
  • тренироваться решать логические задачи — как правило, они связаны с экономикой, например, с умением рассчитать платежи по кредиту;
  • уметь читать графики — большинство выпускников не умеют этого делать;
  • научиться доказывать решение — без доказательства даже верный ответ не будет засчитан.

Английский язык

ошибки егэ русский

Prostock-studio/Shutterstock.com

Российские школьники довольно хорошо сдают ЕГЭ по английскому языку. Но слабое место есть: с письмом на иностранном языке справляются не все.

Распространённые ошибки на экзаменах по английскому языку:

  • незнание образования времен неправильных глаголов;
  • сложности с образованием сравнительной и превосходной степени (например, от прилагательного «bad» образуют сравнительную степень «bader» вместо «worse»);
  • неумение верно употреблять глаголы в пассивном залоге.

Для всех пунктов решение одно — заучить наизусть. С грамматикой английского языка иначе не справиться.

Биология

ошибки в русском языке егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Высокий балл по биологии получить сложно: больше 60 баллов удаётся заработать только трети учеников. Темы вопросов, в которых чаще всего делают ошибки:

  • научные методы познания (наблюдение, формулировка, эксперимент, анализ);
  • теоретические знания селекции;
  • здоровье человека и строение организма человека.

Обществознание

грамматические ошибки егэ русский

Prostock-studio/Shutterstock.com

На ЕГЭ по обществознанию попадаются вопросы, которые ставят в тупик большинство учащихся. Какие темы нужно выучить как следует, чтобы сдать экзамен по обществознанию:

  • Конституция Российской Федерации;
  • функционирование общественных институтов;
  • система налогообложения;
  • основы Трудового кодекса РФ;
  • юридическая ответственность граждан.

Информатика

типичные ошибки егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Казалось бы, у поколения, проводящего большую часть времени за компьютером, не должно быть сложностей с информатикой. Но проблемы есть — только десятая часть учеников получает по ЕГЭ по информатике больше 80 баллов. Темы, которые нужно знать хорошо, чтобы сдать информатику на высокий балл:

  • самостоятельное написание программ и их анализ;
  • задания на рекурсию;
  • работа с логическими выражениями.

История

егэ математика ошибки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Выпускники неплохо знают историю России, но в ответах на вопросы из других разделов допускают ошибки. Что следует выучить перед ЕГЭ по истории:

  • подробности биографий конкретных исторических личностей;
  • хронологию событий того или иного периода;
  • расположение городов на географических картах прежних веков.

Физика и химия

грамматические ошибки задание 8 егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Физику школьники сдают стабильно хорошо: педагоги советуют только обратить особое внимание на чтение графиков и задания по астрофизике.

С химией дела обстоят хуже: выпускники прекрасно справляются с заданиями по неорганической химии, с вопросами же из области органической химии способны разобраться меньше половины экзаменующихся.

Как сдали ЕГЭ в прошлом году (2020)

грамматические ошибки егэ

Prostock-studio/Shutterstock.com

В 2020 году учащиеся сдавали экзамены позже, чем обычно. Педагоги опасались ухудшения результатов из-за того, что последние три месяца учебного года дети обучались дистанционно. Но страхи оказались напрасны: одиннадцатиклассники в 2020 году сдали экзамены даже немного лучше, чем предыдущий выпуск.

Наименование предмета Средний балл Количество учащихся, сдавших предмет на 61 балл и выше
Русский язык 71,6 78,23%
Математика 54,2 44,08%
Обществознание 56,1 30%
Информатика 61,2 35%
История 56,4 41,07%
Физика 54,5 43%
Химия 54,4 41,3%

ЕГЭ — это серьёзно. Экзамен действительно важный, и задача взрослых — объяснить подростку, что многое в его жизни будет зависеть от того, как он справится с этим «страшным» экзаменом. Но запугивать будущего абитуриента, конечно, не стоит — пусть он понимает, что крепкие знания и самообладание в стрессовой ситуации непременно помогут получить желаемые баллы!

Последние актуальные новости по ЕГЭ:

  • Для помощи школьникам в подготовке к ЕГЭ разработают чат-бота
  • Выпускникам разрешили поменять перечень предметов для ЕГЭ
  • Для московских школьников запустили телепроект по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
  • ЕГЭ и ОГЭ: утверждено расписание госэкзаменов для школьников на 2021 год

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Готовь сани летом, а к ЕГЭ готовься зимой, а то и раньше. Осталось всего несколько месяцев до испытания, которое напрямую повлияет на поступление в вуз. И часто грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку становятся причиной провала поступления.

В какой вуз поступать – почитайте на нашем телеграм-канале. А мы расскажем о том, какие проблемы возникают у учащихся с обязательным и самым массовым предметом, и как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка 1: неграмотное оформление ответов

Типичные ошибки на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку связаны с неправильным оформлением работы. В итоге помарки, недопонимание, неточности и просто плохое оформление затрудняют машинное считывание ответов.

Совет: изучите образец. Будьте предельно внимательны, ведь любые неточности могут помешать механизму считать ваш ответ. А ведь от этого зависит общий балл.

Читайте инструкцию по заполнению формы и четко следуйте рекомендациям:

  • буквы и цифры пишите по образцу (особенно это касается цифр 2, 7 и букв А, Е);
  • знаки прописывайте в окошке, а не за его пределами или на стыке;
  • в заданиях 8 и 26 нужно написать только нужные элементы;
  • пишите так, чтобы слова помещались в 17 клеток;
  • внимательно читайте задания: пишите буквы там, где просят писать буквы, и слова там, где просят выписать слова;
  • не оставляйте пробелы между словами;
  • слова выписывайте в той же форме, в которой они представлены в задании.

Ошибка 1: неграмотное оформление ответов

Ошибка 2: выбор всегда только одного правильного ответа

А между тем, в первом задании всегда 2 правильных ответа. И если вы дадите всего один ответ, то это будет считаться ошибкой. 

Совет: внимательно читайте исходный текст. Выделите 2 основные мысли из предложенных по списку. Даже одна неверно написанная цифра принесёт ученику 0 баллов.

Ошибка 2: выбор всегда только одного правильного ответа

Ошибка 3: неправильное написание -Н- и -НН-

Это самые частые ошибки при сдаче ЕГЭ (русский), они появляются у 35% участников. И случается это, когда плохо разбираешься в частях речи.

Совет: заучиваем правила. -Н- пишем в существительных от прилагательного с -Н- (пряность, нефтяник), прилагательных от существительного с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- (серебряный, кожаный, голубиный), отглагольных прилагательных (жареный, стираный), кратких причастиях (названы, освоена), в наречиях от слов с -Н- (чудесно, ужасно). 

-НН- пишем в существительных от прилагательного с -НН- (современник, воспитанник), существительных и прилагательных от существительных с -Н- на конце корня и в начале суффикса (дружинник, малинник, длинный, башенный), прилагательных от существительных с суфиксами -ОНН-, -ЕНН- (соломенный, внутренний, НО ветреный), в словах на «-ованный, -еванный, -ёванный» (исключения – кованый, клеваный, жеваный), полных страдательных причастиях прошедшего времени (срезанный, купленный), наречиях от слов с –НН- (взволнованно, неслыханно).

Ошибка 4: неправильное ударение

В четвертом задании попросят правильно расставить ударения. И вряд ли там будут сложные случаи. Поэтому заранее запаситесь орфоэпическим словариком.

Совет: тренируйтесь в орфоэпии. Практика показала, что повторения со словарем действуют гораздо лучше интуиции. 

Ошибка 5: неправильная редактура текста

В шестом задании тестирования учащиеся должны убрать лишнее, отредактировав текст без потери смысла. 

Допускают чаще всего ошибки, связанные с плеоназмами. Например, в словосочетании «необычный феномен». Дело в том, что слово «феномен» само по себе значит «необычное явление», поэтому добавление перед ним эпитета «необычный» неоправданно и излишне. Сюда же «самый красивейший», «наиболее лучший» и т.д.

Совет: вдумывайтесь в значения слов. 

Ошибка 6: неправильное определение типа речи

Многие «сыпятся» на задании 23, где нужно определить функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чаще всего рассуждение путают с повествованием.

Совет: читайте медленно и вдумчиво. Ошибку допускают именно из-за поверхностного и быстрого прочтения. Если же читать медленно, внимательно и не один раз, то удастся выполнить глубокий смысловой анализ фрагмента и успешно выполнить задание.

Запомните: рассуждение – когда автор пытается что-то доказать или объяснить. В таком тексте должно быть утверждение, аргументация и вывод.

Ошибка 7: неправильная расстановка знаков препинания

Около 40% учащихся делают пунктуационные ошибки в сложных предложениях. Учащиеся не знают, как выделить вводные конструкции и однородные члены предложения. Особенно сильно смущает расстановка знаков препинания в стихах.

Более того, теперь при сдаче ЕГЭ нужно не только выполнить расстановку знаков пунктуации, но и выполнить пунктуационный анализ текста. В 2019 году без проблем с этой задачей справилось только 32% участников.

Совет: тренируйтесь на стихах. Читайте правила, ищите лишние члены предложения, которые можно опустить без потери смысла. Учите правила осознанно, вдумываясь в смысл. Особенно внимательно отнеситесь к выполнению задания №19 – именно там пунктуация самая сложная.

Ошибка 8: неправильное определение языковых средств выразительности

Это предлагают сделать в задании №26. С выявлением эпитетов и сравнений проблем почти не возникает. Сложности возникают с метафорами, перифразами, олицетворениями, гиперболами, контекстными антонимами, градациями и т.д.

Совет: выучите средства выразительности наизусть. Также проработайте типичные ошибки при написании сочинения для ЕГЭ (русский язык).

При написании сочинения или выполнении других заданий, где требуется развернутый ответ, избегайте разговорной лексики.

Тест ЕГЭ – это серьезная работа, в которой нельзя использовать разговорную лексику. Также постарайтесь избегать случайных повторов, языковых ляпов, подмены понятий. 

Ошибка 9: проблемы с орфографией

Этой теме посвящен целый блок заданий (с 9 по 12). И часто ученики просто недооценивают его, считая, что нет ничего сложного в подстановке правильной гласной/согласной, приставки, суффикса или окончания. 

Обратить внимание на этот блок стоит еще и потому, что совсем недавно эти задания немного изменили.

Совет: следите за соблюдением падежей и предлогов. Учите исключения.

Ошибка 10: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Справедливости ради отметим, что эта тема действительно сложная. Так что не удивительно, что ученики делают тут ошибки.

Совет: учим правила и ставим нужные вопросы к глаголам.

Ошибка 11: невнимательность при написании сочинения

Традиционно сочинение является самой сложной частью ЕГЭ. Не удивительно: здесь и свою мысль нужно красиво выразить, и ошибок не допустить, и добиться поставленной цели, и оставаться в рамках темы.

В этой части выпускники допускают абсолютно все типы ошибок: лексические и грамматические, пунктуационные, отсутствие комментариев и аргументации, обозначения проблемы и ответа на поставленный вопрос, использование клише и разговорной лексики.

Совет: тренировка и еще раз тренировка. Постоянно повторяйте основные правила и практикуйте написание хотя бы коротких эссе. А еще читайте. Практика показала, что при чтении речевые, лексические и грамматические правила усваиваются намного быстрее и легче, чем при заучивании.

Еще на этапе подготовки к тестированию рекомендуем как можно чаще проверять и искать у себя ошибки – это развивает внимательность. 

Ну а параллельно не забываем о сервисе студенческой помощи, который всегда окажет поддержку в трудную минуту. Конечно, он не поможет на самом едином государственном экзамене, но сможет подсказать, какие речевые и лексические ошибки по ЕГЭ по русскому языку вы можете допустить, а на каких заданиях сделать акцент. 

Ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку и литературе допускают многие. Разбираем самые распространенные ошибки. ТОП 20 советов о том, чего делать не следует.

Ошибки в сочинении ЕГЭ

Нельзя

1. Повторять одни и те же или однокоренные слова в соседних предложениях.

Когда работа выполнена на черновике, подчеркните в сочинении все повторяющиеся слова. Даже те, которые попались всего несколько раз. Если какое-то слово встречается чаще, чем один раз в абзаце (или чаще двух-трех раз в сочинении), используйте синонимы или перестраивайте предложения.

2. Менять время или вид глаголов

Еще одна очень частая, но неочевидная ошибка в сочинении ЕГЭ когда  “прыгает” время. Проверяйте, не употребляете ли Вы глаголы то в настоящем, то в прошедшем времени, то в совершенном, то в несовершенном виде.

Например: «Всю жизнь Болконский ищет нравственный идеал – он мечтал о подвиге на войне, служил у Сперанского, занимался устройством хозяйства». Должно быть либо все в настоящем («ищет, мечтает, служит, занимается”), либо в прошедшем («искал, мечтал, служил»).  Следите за временем и видом глаголов!

3. Допускать грамматические ошибки

Совет очевидный, но будет полезно еще раз обратить на него внимание. В ЕГЭ по русскому языку соблюдение орфографии оценивается от 0 до 3 баллов, пунктуации – от 0 до 3 баллов, грамматики – от 0 до 2 баллов, речевых норм – от 0 до 2 баллов. Т.е. Вы только на грамотности в сочинении можете потерять 10 баллов – это 1\6 от баллов за весь экзамен.

В ЕГЭ по литературе грамотность не оценивается. Но большое количество ошибок, как правило, идет рука об руку, с неумением полноценно выражать свои мысли, а также влияет на общее настроение проверяющего. А речевые и стилистические нормы в ЕГЭ по литературе учитываются.

Поэтому важно не допускать грамматических ошибок в сочинении ЕГЭ!

4. Использовать грубо или высоко окрашенной лексики

Выбирайте нейтральные слова. Отсутствие как высоких, книжных слов (“ибо”, “дабы”) и архаизмов (“я сейчас всю правду возвещу“), так и низких – жаргона, сленга, просторечия, диалектизмов – это сохранение чистоты стиля. Не употребляйте их, если они, конечно, не являются цитатой.

5. Не соблюдать объем

Если нужно уместить сочинение в указанный объем, то просто сделайте это. В сочинении по русскому языку это минимум в 150 слов. Вы и так понимаете, что нижнюю границу нарушать нельзя. Но и не перебирайте с верхней границей. Средняя рекомендация – 350 слов. Не нужно писать тысячу – Вы только повысите вероятность допустить ошибки, нальете воды, потратите время, а баллов себе не добавите. В ЕГЭ по литературе минимум – 150 слов, рекомендуемый объем – 200 – 250 слов. Соблюдайте его.

6. Нарушать формат

Не нужно сосредотачиваться на мысли, что дядьки и обидчики загоняют Вас в рамки экзамена, а Вам хочется полета и свободного высказывания. Помните, что где полет, там возможно и падение. Рамки – это Ваша страховка, которая призвана помогать, а не ограничивать. Если сказано, что ЕГЭ по русскому строится в формате «вступление – постановка проблемы – комментарий – выявление авторской позиции – оценка позиции – аргументация – заключение», то так и стройте сочинение. Если в ЕГЭ по литературе следует условно поделить сочинение на 5 частей: вступление – три тезиса с аргументами – вывод, то так пусть и будет.

7. Употреблять оценочные наречия типа «достаточно», «довольно»

«Онегин был достаточно образован», «Маргарита была довольно решительна» – эти наречия не несут смысловой нагрузки и показывают только то, что Вы не уверены в своих суждениях. Не употребляйте подобных слов.

8. Якать

Формулировки вроде «я считаю…», «я думаю», «теперь-то мы поняли» и т.д. не являются ошибочными, но они не совсем приличны. Лучше заменяйте их на предл. без действующего лица: «можно считать», «из этого примера следует», «можно сделать вывод, что» и т.д.

Старайтесь не якать.

9. Не подкреплять аргументы цитатами

В ЕГЭ цитирование необходимо. Каждый тезис должен быть подкреплен примером. Прежде чем сформулировать позицию, найдите фрагмент текста, который можно привести в подтверждение. Цитата не должна быть объемной – достаточно одного предложения или нескольких слов. Точечный пересказ, приведение фактов и деталей, анализ лексики тоже являются цитированием.

10. Лить воду и отступать от темы

Сочинения в ЕГЭ не такие уж и большие по объему. Отвечайте четко, не отвлекайтесь на обсуждение деталей, которые не важны, и второстепенных вопросов. Выражайте позицию сдержанно, но определенно.

11. Грешить гиперболами и чрезмерными восторгами

«Лермонтов, будучи тонким лириком и талантливым прозаиком, в прекрасном романе «Герой нашего времени» превосходно описал отталкивающий, ущербный человеческий тип” – в этой фразе все чрезмерно. Помните, тон должен быть нейтральным. Выражать свое мнение и предпочтения можно и нужно, но стремитесь к объективности.

12. Сохранять слова, факты и конструкции, в которых сомневаетесь

Если не помните, как пишется слово, найдите синоним. Если не уверены в знаке препинания, перестройте предложение. Если сомневаетесь в факте, опустите его. Забыли точный год похода князя Игоря на половцев? Говорите: «в XII веке». Или вообще не упоминайте о времени. Если вы не помните первую строку стиха или точное название произведения, которое используете для аргументации, придумайте другой вариант, в котором будете уверены.

13. Забывать про теоретико-литературный материал

Вы должны продемонстрировать знание стилистических приемов, композиции, родов литературы, жанров, специальных терминов и понятий, литературных направлений. Вы должны знать и использовать слова “метафора”, “образ автора”, “аллитерация”, “кривое зеркало” и т.д. В ЕГЭ по литературе употребление литературоведческих понятий в большом сочинении оценивается отдельно. В ЕГЭ по русскому языку может быть включено в критерии «точность и выразительность речи» и «фактологическая точность».

14. Цитировать неправильно

Посмотрите заранее, как оформляются цитаты. Обратите внимание, что цитата не должна быть длинной, что середину предложения с большой буквы не начинают, а запятой цитату не заканчивают, что можно часть цитируемого текста заменить многоточием, чтобы цитата не оказалась громоздкой, и т.д.

15. Пересказывать текст

Пример частой ошибки в сочинении ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе, когда вместо рассуждения на основе текста, его начинают подробно пересказывать. Львиную долю сочинения должны занимать Ваши мысли, которые следует подкреплять короткими цитатами, деталями и фактами из текста. Не нужно переписывать большие фрагменты своими словами, за это покарают.

16. Писать синтаксически однообразно

Используйте простые и сложные предложения, вопросы и ответы, риторические вопросы, однородные члены, причастные и деепричастные обороты. Используйте тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, оксюмороны и т.д.). Но следите, чтобы предложения не были перегружены и слишком длинны – это ведет к повышению вероятности ошибиться. Соблюдайте баланс между разнообразием и простотой.

17. Ограничиваться примитивной лексикой

Оперируйте не примитивными высказываниями вроде «этот хороший» \ «тот плохой», а широким словарем. Подбирайте синонимы и антонимы, старайтесь сделать речь выразительной. Следите за лексическим разнообразием, демонстрируйте широту словарного запаса.

18. Использовать неточные формулировки

Не растекайтесь мыслью по древу. Будьте конкретны и уверены в своих высказываниях. Плохо: «Манилов, наверно, не слишком интересный человек, но он и ничего, вполне себе нормальный». Правильно: «Манилов как персонаж представляет собой тип безликого человека – ни то ни се, ни рыба ни мясо».

19. Не показывать знание контекста

Если Вы знаете о времени создания произведения, биографии писателя, культурном контексте, то включите эти сведения в свое сочинения. Но сжато и ненавязчиво. Не надо посвящать этому половину сочинения в ЕГЭ. Следует просто намекнуть, что Вы глубоко погружены в тему.

20. Быть несдержанным

Даже если вы любите литературу и отлично знаете предмет, избегайте чрезмерно личных формулировок («Я рыдала два часа, когда Базаров умер»). Избегайте острых формулировок и некорректных споров с авторами произведений или составителями тестов («Я не согласен с позицией автора, так как терпеть не могу всех этих набожных героев типа Сони, читающей Евангелие, – человек спасается не через религию, а через волевое решение”). Госэкзамен это не время и не место навязывать представления о жизни. Даже если Вы не разделяете авторскую позицию, уважайте автора текста, проверяющего и себя.

Таковы распространенные ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Популярные ошибки в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

12.08.2018

Итак, подробно и тщательно разбираем какие именно ошибки делают выпускники в сочинения на русском языке.

Пошаговое руководство, которое поможет избежать этих ошибок в ваших сочинениях.

Рассмотрим список самых типичных ошибок, а уже в документе ниже вы рассмотрите все ошибки, но уже с примерами.

Самые популярные ошибки в сочинениях:

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые частые ошибки мужчин
  • Самые страшные судебные ошибки
  • Самый лучший как называется ошибка
  • Самые частые ошибки маникюра
  • Самые страшные ошибки инженеров