Самый честнейший человек ошибка

Найдите морфологические ошибки в предложениях, исправьте их. 1. Несмотря на чрезмерную гламурность, такой фасон вы­глядит более красивее. 2. Конечно, при таком взгляде на вещи менее удобнее признать нашу правоту. 3. Я не знаю, что для него в данной ситуации было бы наиболее лучше. 4. Когда я ем — нет зрелища более страшнее. 5. Мы уже давно поняли, что его взгляд на вещи престранен. 6. Конечно, такой политик просто слеп, однако оказывается, что есть еще слепее. 7. Этот фасон более женский, чем мужской. 8. Даже самый честнейший человек, попав в эту среду, становится бесчестнее. 9. Наиболее моднейший джемпер из всего этого разнообразия фасонов не столько фиолетов, сколько сиренев. 10. Этот государственный деятель не только чрезвычайно виден, но и хорошо известен всей стране.

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ

Учимся говорить правильно.
Устраняем грамматические ошибки

Очень часто в устной и письменной речи учащихся
встречаются ошибки в образовании слов, форм слов,
в построении предложений.

Данные ниже упражнения, объединенные в 8 блоков,
учат школьников находить, классифицировать и
исправлять грамматические ошибки.

I.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать
нечего.

2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе.

3. На работу взяли обоих девушек.

4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в
школу.

5. К пятиста участникам обратился с речью
организатор фестиваля.

6. Обои юноши обладали отличной памятью.

7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором
году.

8. Поступать в вуз по собеседованию было
предложено стам талантливым школьникам.

9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании форм числительных.

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – с шестьюстами, 3 – обеих, 4 – в
две тысячи первом, 5 – к пятистам, 6 – оба,
8 – ста.

II.

1. В новом магазине был большой выбор сапог,
туфлей, ботинок, кроссовок.

2. Салтыков-Щедрин выступает против
корыстолюбия, взятничества, чинопочитания.

3. К
шести чашкам я подобрал шесть блюдцев.

4. В книгах Жюль Верна много приключений.

5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку
макаронов.

6. У меня совершенно нет время на пустые
разговоры.

7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста!

8. У грузинов принято за столом произносить
длинные тосты.

9. Мужчины нашего отдела поздравили всех
сотрудниц с Восьмым мартом.

10. Мне поручили купить два килограмма апельсин
и пять килограммов помидор.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) существительных (2, 7);

б) форм существительных (1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – большой выбор туфель, 2 –
взяточничества, 3 – шесть блюдец, 4 – Жюля,
5 – пачку макарон, 6 – нет времени, 7 – на подносы, 8
– у грузин, 9 – с Восьмым марта, 10 – апельсинов,
помидоров.

III.

1. Кладите тетради на стол.

2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто
беднее его.

3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье.

4. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

5. Многие люди ездиют на метро.

6. Машина сломалась, поедь на автобусе.

7. Не трожь мои вещи.

8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается
по комнате.

9. Я собирался покласть все покупки на стол.

10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) глаголов (2);

б) форм глаголов (3, 4, 5, 7, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – насмехался, 3 – полощет, 4 –
кладет, 5 – ездят, 6 – поезжай, 7 – не тронь, 8 –
мечется, 9 – положить, 10 – мучается.

IV.

1. Наш боксер был слабже своего соперника.

2. Новая история была более интереснее
предыдущей.

3. Малыша посадили к ей на колени.

4. Саша был признан самым сильным шахматистом
школы.

5. Мне надоело решать ихнии проблемы.

6. Чацкий – самый честнейший герой комедии
Грибоедова.

7. Запятая в этом предложении возможна, но более
правильнее было бы поставить здесь двоеточие.

8. Все пришли посмотреть на его.

9.
Байкал – самое красивейшее озеро России.

10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) форм прилагательных (1, 2, 6, 7, 9);

б) форм местоимений (3, 5, 8).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – слабее, 2 – интереснее
предыдущей или более интересной, чем предыдущая,
3 – к ней на колени или ей на колени, 5 – их, 6 –
честнейший или самый честный, 7 – более
правильным было бы или правильнее было бы, 8 – на
него, 9 – красивейшее или самое красивое.

V.

1. Мы проводим мероприятие в соответствии
утвержденного плана.

2. Большинство кабинетов были готовы к учебному
году.

3. Никто, даже близкие родственники, не могли его
утешить.

4. Печать должен поставить заведующий магазина.

5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру.

6. Большинство учеников успешно справились с
задачей.

7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к
экзаменам.

8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

9. Мальчик поделился о своих впечатлениях.

10. Некрасов описывает тяжелое положение
пореформенного крестьянства.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением связи
подлежащего и сказуемого (2, 3, 5, 7).

Отметьте предложения с ошибками в управлении (1,
4, 8, 9).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – в соответствии с планом или на
основе плана, 2 – было готово, 3 – никто не мог, 4 –
заведующий магазином, 5 – пятерка истребителей
сопровождала, 7 – кто сдал, 8 – оплатить проезд
или заплатить за проезд, 9 – поделился
впечатлениями или рассказал о впечатлениях.

VI.

1. Учитель уделял много внимания на работу с
отстающими.

2. Окно украшала новая тюль.

3. Его мнение на спектакль отличалось ото всех
других мнений.

4. Он
был совершенно непричастен в этом скандале.

5. Вопрос об операции будет решаться коллегией
врачей, созываемых завтра.

6. Больной мозоль не давал покоя.

7. Этот человек всегда придерживался правил
хорошего тона.

8. Я присоединился к группе туристов, выехавшим
на природу.

9. Кто принес новый аэрозоль?

10. Хотелось бы ознакомиться с рецензией.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
согласовании (2, 5, 6, 8).

2) Отметьте предложения с ошибками в
управлении (1, 3, 4)
.

3) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – уделял много внимания работе, 2
– новый тюль, 3 – мнение о спектакле, 4 –
непричастен к скандалу, 5 – коллегией врачей,
созываемой, 6 – больная мозоль, 8 – к группе
туристов, выехавшей.

VII.

1. Решаясь на рискованный шаг, подумайте о
последствиях.

2. Читая эту книгу, становится грустно.

3. Юноша давно увлекался и любил биологию.

4. Попав на прилавки магазинов, этот журнал
заинтересует многих женщин.

5. Я быстро прочитал записанные задания на
доске.

6. Тютчев понимал и много писал о природе.

7. Оказавшись в доме Кабанихи, жизнь Катерины
изменилась.

8. Я хочу рассказать о зимнем солнце, горах и как
я катался на лыжах.

9. Прочитав рассказ, мне показался странным его
финал.

10. Он пошел гулять, сделав уроки и когда
завершил домашние дела.

Задания

1) Найдите ошибки в построении предложений с
деепричастными оборотами (2, 4, 7, 9).

2) Найдите ошибки в построении предложений с
причастными оборотами (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с
однородными членами (3, 6, 8, 10).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – когда читаешь эту книгу, 3 –
увлекался биологией и любил ее, 4 – когда журнал
попадет на прилавки магазинов, он заинтересует…,
5 – задания, записанные на доске
или записанные
на доске задания, 6 – понимал природу и много
писал о ней, 7 – жизнь Катерины изменилась, когда
героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 – и о том, как
я катался на лыжах, 9 – мне показался странным
финал прочитанного рассказа, 10 – сделав уроки и
завершив домашние дела.

VIII.

1. Третьеклассница исполнила «Старинную
французскую песенку».

2. Мне показалось то, что эта шутка не очень
уместна.

3. Все, которые хорошо работали, получат премии.

4. Лирический герой стихотворения говорит, что
мне не надо рая.

5. Мы отправились в путешествие на корабле
«Скрябине».

6. Блоковской «Незнакомкой» восхищались многие.

7. Невозможно было идти дальше. Потому что
болели ноги.

8. Я был убежден в том, что брату нужно
посоветоваться с врачом.

9. Вера, что мы найдем дорогу, не покидала меня.

Задания

1) Найдите ошибки в построении сложных
предложений (2, 3, 7, 9).

2) Найдите ошибки в выборе форм приложений,
выраженных именами собственными (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с
косвенной речью (4).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – мне показалось, что, 3 – все, кто
хорошо работал, 4 – что ему не надо рая, 5 – на
корабле «Скрябин», 7 – невозможно было идти
дальше, потому что болели ноги, 9 – вера в то, что
мы найдем дорогу.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей при
МГТУ им. Носова

Задание 13.
В следующих предложениях найдите ошибки. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.
1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.
2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.
3. Вчера ты был менее весел. .
4. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек.
5. Надо вести себя скромнейше и простее.
6. Он из нас был самый честнейший.
7. Он был горяч, полный жизнью.
8. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу остаться сама собой.
9. Разработка новой темы становится все более интенсивнее.
10. Один брат шумный, другой тих.
11. Самый крупнейший город в мире — Мехико.
12. Чилийский соус острее и горчее китайского.
13. Современное образование много более хуже, чем дореволюционное.
14. Он самый старейший член нашего коллектива.
15. Более быстрее развивается машиностроение.
16. Наш факультет оказался более передовым.

В одном из слов   допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.                                           Вариант № 1

1.     1) профессора

        3) пятеро студентов  

        2) с пятьюдесятью рублями

        4)спелых абрикосов

        5) оденьтеся теплее              

12.   1) несколько прутий    

        2) известные профессора

        3)свыше пятисот участников

        4)хотите

        5)беги домой

23.1) у таджиков

     2) сожгешь письмо

     3)наиболее удобный

    4) юные снайперы

    5)  лажу по канату

2.   1)после ранних заморозков

      2)время движется

      3)до двухсот метров            

      4) самый добрейший

      5) поезжай

13. 1) к две тысячи третьему году  

      2) обоих студентов

      3)выдающиеся способности

      4) более способнее

      5) ездит

24. 1) более лучший

      2)двое детей

      3)поезжайте в Крым

      4) печет ватрушку

      5)более четырехсот

3.   1)пена брызжет                    

      2)способные инженеры

      3)шестьюстами рублями    

      4)ихние книги

      5) шоферы

14. 1)двести граммов            

      2) их тетради

      3) свыше шестиста человек  

      4) с пятьюдесятью рублями

      5) более красивый

25.  1) наиболее правильнее

       2) несколько юношей

       3) свыше четырех

       4)попробую

       5) их дети

4.  1) давайте попробоваем            

     2)менее быстрый

     3)около тысячи пятисот человек    

     4)много яблок

     5)лягте

15. 1) с двадцатью рублями  

       2) нет претензий

       3)хуже всего                    

       4) не ложите тетради

       5)опытные директора

26.  1) у башкир

       2)клади быстрее

      3) около пятиста метров

       4) пять статей

       5) положи

5.  1)молодые бухгалтеры    

     2)дамских туфель

     3)бежи    

     4) в двухстах тетрадях

     5)пара носков

16. 1) в обеих сумках      

      2) беги

      3) у двоих  девочек

      4) красивее

      5) около пятисот рублей

27.  1) у болгар                

    2)с пятьюстами рублями

     3) самый честнейший

    4) беги домой

    5) оденьтесь теплее              

6.   1) ездиет                        

      2) обоих мальчиков

      3) неисправные клапаны    

      4) пять апельсинов

      5) шесть килограммов

17. 1) в пятистах шагах        

      2)пять килограммов

      3) более красивее          

      4) лягте на коврик

      5)красивый  тюль

28.  1) у турок  

       2)съезди отдохнуть

      3) красивые торты

      4) более удобнее

      5) свыше трехсот

7.   1) положи          

      2) ошиблась

      3) хуже              

      4) в двухстах метрах от дома

     5) узорчатая  тюль

18. 1) с полутора тысячами      

       2) одну туфлю

       3) опытные инженера          

       4) ближайший

       5)пять солдат

29. 1) звонче колокольчика

      2)новые драйверы

      3)исчез                              

     4) оказался более худшим

     5) положи книгу      

8.   1) свежие торта    

      2) менее четырехсот лет    

      3)нет мандаринов    

      4) красивей  

      5) сожжешь письмо  

19. 1)  на обоих берегах          

      2) договоры

      3) завесить тюлем              

      4) едьте быстрее

      5) купить макарон

30.  1)назначенные директора

        2) шесть свечей

        3)длиннее  его                

 4) в четырехсот шести книгах

   5) чистый  тюль

9.  1) опытные аптекари                

     2)ляжьте

     3) в две тысячи третьем году    

     4) жиже супа

     5) пара чулок

20.   1)  все повара                      

        2) более глубже

        3) шестьюстами метрами  

       4) кладите на место

       5)около девятисот метров

31.   1) десять солдатов

        2глубже

3) в две тысячи четвертом году

       4)  сторожа

       5) умнейший

10.  1) глубже моря    

       2) широкие плащи

       3) пара носков    

       4) с двух тысяч второго года

       5) глубочайший

21. 1) пять апельсин                    

       2) пара носков

       3) лягте на коврик                

       4) свыше ста километров

       5) опытные шоферы

32.  1) с восемьюстами книгами

       2) табор цыган

       3)    самоклеящие обои

       4) более мудрый

       5) лягте

11.  1) девятьюстами учениками    

       2) мозолью

       3)удачнейший                

       4) залазя по канату

       5) договоры

22.    1) профессора                        

          2) в семистах шагах

          3) нет новых носок          

          4) глубочайший

          5)по обоим  берегам

33.1) в ста семидесяти томах    

     2) кварталы новостроек

     3) шире              

    4) килограмм макаронов

    5) свыше девяноста

Задание 6  

Морфологические  нормы

Вариант 2

 1.1) вкусные торты        

    2) пятьюстами деревьями

    3) палец с мозолем        

    4) в две тысячи четвертом году

    5) пять брелоков

12.  1)лягте на диван            

       2) пять блюдец

       3) их дети                        

       4) больше пятьдесят рублей  

       5) приезжай сегодня

23. 1) более лучше             

       2) пара джинсов        

       3) оглох        

4) девятисот  девяти деревьев

      5) договоры

2.   1) более пятисот    человек    

      2) клади портфель              

      3) жалел о пятьсот рублях      

      4) тонна яблок

      5) солнечный Сочи

13. 1) пять апельсинов                  

      2)в двухстах метрах

      3) наиболее решительнее          

      4)на их территории

      5) в обеих тетрадях

24.  1)  новые драйверы

       2) обеих книг

       3) большие скорости

       4) положьте в сумки

       5) удачнейший

3.  1) пара чулок    

     2) более пятидесяти рублей

     3) поезжай сегодня        

     4) рисунок более красивее

     5) пять блюдец

 14.  1)больше шестиста рублей    

        2) нет мест  

        3)проиграв вступление          

        4) в двухстах метрах

        5) тонна апельсинов

25. 1)  в обоих песнях            

      2) более часто

      3) надень шапку                     4)около восьмисот девяти  

       5) лажу по крыше                                                  

4.  1) более красивый пейзаж      

 2) более восемьдесят пяти километров

 3) обоих учеников                

 4) новые договоры

 5) опытные директора

  15.  1)несколько яблок        

          2)пара джинс

          3)лежит на шкафе

         4)богатейший выбор

         5) поезжай  побыстрей

26. 1)с семьюстами сороками

       2)обеими руками

     2)по возвращении из похода

     4)несколько пар носков

     5) около пятисот

5.  1) старые тренера            

     2) положите сумки

     3) пять апельсинов          

    4) черная вуаль

    5) больше двухсот

16.   1)  дешевле                

         2) об аэропорте    

         3)  по их указанию    

        4)  едь   побыстрее

        5) менее семисот рублей

27. 1)наиболее успешно

       2)восьмиста деревьев

       3)красивый тюль

       4)делая все необходимое

       5) двоих котят

6.   1) отдыхали у побережий      

      2) приедь быстрее

      3) пять банок шпрот        

     4) этот пример более интересный

     5)  вкусные торты                                    

17.    1)более глубочайший    

         2)шофёры

         3)лягте на пол                

        4)в трехстах метрах

        5)пачка макарон

28.  1)с двумя килограммами

      2) более лучший    

      3)у нового крупье

      4) заграничные паспорта

      5) поезжай

7.  1 ) ляжьте на пол                      

     2) наиболее интересно
   3) двумястами рублями          

    4) пять гектаров

    5) об аэропорте

18.   1) лажу по крышам      

        2) с семьюстами метрами

        3) часовые пояса        

       4) разожгёт костёр

       5) молодые  тренеры

29.1) длиннее линейки

       2)пара джинс

       3)  поезжай побыстрее

       4)наиболее успешно

       5)  новые договоры

8. 1) беги дальше                        

    2) тремястами книгами

    3) известные профессора  

   4) молодые шофера

   5) пара носков

19.   1) по окончанию школы    

      2) несколько брелоков

     3)  современный модный тюль

     4) семидесяти пяти килограммов

     5) кладите в  сумку

30.1)  в пятистах книгах

       2) в  стах тетрадях

       3) сожжешь письмо

       4) более девятисот

       5) опытные лекари

9. 1) пять килограммов            

    2) опытные шоферы

    3) до двух тысяч шестого года    

    4) охапка георгинов

    5) нет чулок

20.  1)  десяток оладий        

       2) вернулся со школы поздно

       3) ляг поспи                  

       4) промышленные отрасли

       5) узорчатый тюль

31.1) четырьмястами долями

       2)валенок

       3)драйвера

       4) пара джинсов

       5) пять блюдец

10. 1) десять грамм                

       2) петь звонче

       3) несколько брелоков              

       4) ягода слаще

       5) лажу по деревьям

21. 1) пять килограммов помидоров

      2)вкусные торты  

      3)приехал с Таганрога      

      4) старый дуб засох

      5) зажжет  свет                        

32.1)  1) килограмма вафель   2)прислали книгу бандеролем

3)с самыми   свежими    

4)лажу по крышам

 5) сладкий кофе

11.  1) самый лучший вариант          

       2) красивые торта

       3) пятисот пятидесяти страниц  

       4) пять ампер

       5) менее пятисот

22.   1) красивый тюль        

         2) менее пятиста лет

         3) наивысший   балл        

         4) директора школ

        5) пришел  из  школы

33.1) с двоми девочками

       2) троих котят

       3) около шестисот книг

       4) пара носков

       5) килограмм баклажанов

triolana

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение. Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Предложения со словосочетанием «честнейший человек»

В этом не более противоречия, как и в том, что подлец иногда способен бывает на честнейшее дело, а честнейший человек делает иногда крупную подлость.

Потому что цивилизация, прославляющая преступника, не более жизнеспособна, чем та, которая бросает в ряды преступников честнейших людей, – зрелище, столь частое во времена революции.

Я был потрясён. Хотя я понимал его. Я знал, что он абсолютно честнейший человек. Но ему некуда было деваться.

Отец мой, по природе честнейший человек, стал жертвой интриги продажных чиновников и обвинён был в преступлении, которого не совершал.

Незадолго перед сим ты честнейшего человека считал за разбойника, а теперь другие сочли тебя таким же.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: умбрийский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Многоуважаемая память моего покойного крёстного отца, в обширном и строгом смысле честнейшего человека, которого вся жизнь была борьба правды и чести с ложью и подлою корыстью, постоянно жила и живёт в моей душе.

Боже мой, вот это, последнее, осталось у меня в памяти как верх позора для тех, кто в тоге «борцов с привилегиями» травил честнейшего человека!

– Да, он только что был здесь… вы говорите, преступление? В жизни бы не подумал, с виду честнейший человек

– Шкипер честнейший человек, это его рыбак что-то напутал, пойдёмте я вам чего-нибудь налью, и мы вместе его дождёмся.

Ты можешь быть честнейшим человеком, но ты «мастер», значит – из «простых».

Получается, что она сама того не желая обманула честнейшего человека и теперь его считают обманщиком!

Это своеобразная «справка» от мошенника, где сказано, что мошенник честнейший человек!

И коварством честнейших людей.

Да выверни меня наизнанку, я окажусь честнейшим человеком в мире!

Уже десять лет большой художник, безупречный советский гражданин и честнейший человек заклеймён в глазах народа, как враждебный нашему обществу «подонок» и «мещанин»…

Ваш отец честнейший человек и вас он воспитал точно по своему подобию.

Маленькие, близко посажёные глазки казались лукавыми, хотя священник слыл честнейшим человеком.

Недавно при знакомстве с одним из умнейших, честнейших людей страны он по привычке начал прикидывать, «сколько тот стоит».

Я вообще честнейший человек, если ты забыла…

Ну что, рассказывать ему, что честнейшего человека уже миллион раз хватали за руку, что скрины документов о недвижимости по всему миру не видел только слепой.

Я видел честнейших людей, которых клевета почти уничтожила.

Он производил впечатление честнейшего человека.

С фотографии на меня, по-государственному надувая щёки, смотрела до боли знакомая физиономия злодея, нагло кинувшего честнейших людей.

С виду он казался честнейшим человеком, которому и в голову не придёт что-то вынюхивать, пускаться на хитрости или пакостничать исподтишка, но в действительности за ним грехов водилось немало.

Уже десять лет этот большой художник, безупречный советский гражданин и честнейший человек заклеймён в глазах народа как враждебный нашему обществу «подонок» и «мещанин».

Ассоциации к слову «человек»

Синонимы к словосочетанию «честнейший человек»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «честнейший человек»

  • Нечего и говорить, что они все были в пользу Гиршфельда. Они вместе с князем Шестовым даже, что называется, переусердствовали. Князь прямо заявил, что он считает Николая Леопольдовича честнейшим человеком и своим благодетелем и, если давал против него показания на предварительном следствии, то делал это по наущению барона Розена, а жалобы писал прямо под его диктовку. Почти тоже самое подтвердила и Зыкова.
  • Честнейший человек, и жаль, что… Вы мне разрешите курить, Елена Петровна? Только табаком и живу.
  • Павел Петрович, в первый же день своего правления, уволил в отставку бывшего гофмаршала князя Барятинского и назначил на его место богатейшего и честнейшего человека, графа Николая Петровича Шереметева.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «человек»

  • ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЧЕЛОВЕК

Афоризмы русских писателей со словом «человек»

  • Человек есть существо ко всему привыкающее.
  • Честный человек с тем и живет, чтоб иметь врагов.
  • Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ

Учимся говорить правильно.
Устраняем грамматические ошибки

Очень часто в устной и письменной речи учащихся
встречаются ошибки в образовании слов, форм слов,
в построении предложений.

Данные ниже упражнения, объединенные в 8 блоков,
учат школьников находить, классифицировать и
исправлять грамматические ошибки.

I.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать
нечего.

2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе.

3. На работу взяли обоих девушек.

4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в
школу.

5. К пятиста участникам обратился с речью
организатор фестиваля.

6. Обои юноши обладали отличной памятью.

7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором
году.

8. Поступать в вуз по собеседованию было
предложено стам талантливым школьникам.

9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании форм числительных.

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – с шестьюстами, 3 – обеих, 4 – в
две тысячи первом, 5 – к пятистам, 6 – оба,
8 – ста.

II.

1. В новом магазине был большой выбор сапог,
туфлей, ботинок, кроссовок.

2. Салтыков-Щедрин выступает против
корыстолюбия, взятничества, чинопочитания.

3. К
шести чашкам я подобрал шесть блюдцев.

4. В книгах Жюль Верна много приключений.

5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку
макаронов.

6. У меня совершенно нет время на пустые
разговоры.

7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста!

8. У грузинов принято за столом произносить
длинные тосты.

9. Мужчины нашего отдела поздравили всех
сотрудниц с Восьмым мартом.

10. Мне поручили купить два килограмма апельсин
и пять килограммов помидор.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) существительных (2, 7);

б) форм существительных (1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – большой выбор туфель, 2 –
взяточничества, 3 – шесть блюдец, 4 – Жюля,
5 – пачку макарон, 6 – нет времени, 7 – на подносы, 8
– у грузин, 9 – с Восьмым марта, 10 – апельсинов,
помидоров.

III.

1. Кладите тетради на стол.

2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто
беднее его.

3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье.

4. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

5. Многие люди ездиют на метро.

6. Машина сломалась, поедь на автобусе.

7. Не трожь мои вещи.

8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается
по комнате.

9. Я собирался покласть все покупки на стол.

10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) глаголов (2);

б) форм глаголов (3, 4, 5, 7, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – насмехался, 3 – полощет, 4 –
кладет, 5 – ездят, 6 – поезжай, 7 – не тронь, 8 –
мечется, 9 – положить, 10 – мучается.

IV.

1. Наш боксер был слабже своего соперника.

2. Новая история была более интереснее
предыдущей.

3. Малыша посадили к ей на колени.

4. Саша был признан самым сильным шахматистом
школы.

5. Мне надоело решать ихнии проблемы.

6. Чацкий – самый честнейший герой комедии
Грибоедова.

7. Запятая в этом предложении возможна, но более
правильнее было бы поставить здесь двоеточие.

8. Все пришли посмотреть на его.

9.
Байкал – самое красивейшее озеро России.

10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
образовании:

а) форм прилагательных (1, 2, 6, 7, 9);

б) форм местоимений (3, 5, 8).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – слабее, 2 – интереснее
предыдущей или более интересной, чем предыдущая,
3 – к ней на колени или ей на колени, 5 – их, 6 –
честнейший или самый честный, 7 – более
правильным было бы или правильнее было бы, 8 – на
него, 9 – красивейшее или самое красивое.

V.

1. Мы проводим мероприятие в соответствии
утвержденного плана.

2. Большинство кабинетов были готовы к учебному
году.

3. Никто, даже близкие родственники, не могли его
утешить.

4. Печать должен поставить заведующий магазина.

5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру.

6. Большинство учеников успешно справились с
задачей.

7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к
экзаменам.

8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

9. Мальчик поделился о своих впечатлениях.

10. Некрасов описывает тяжелое положение
пореформенного крестьянства.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением связи
подлежащего и сказуемого (2, 3, 5, 7).


Отметьте предложения с ошибками в управлении (1,
4, 8, 9).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – в соответствии с планом или на
основе плана, 2 – было готово, 3 – никто не мог, 4 –
заведующий магазином, 5 – пятерка истребителей
сопровождала, 7 – кто сдал, 8 – оплатить проезд
или заплатить за проезд, 9 – поделился
впечатлениями или рассказал о впечатлениях.

VI.

1. Учитель уделял много внимания на работу с
отстающими.

2. Окно украшала новая тюль.

3. Его мнение на спектакль отличалось ото всех
других мнений.

4. Он
был совершенно непричастен в этом скандале.

5. Вопрос об операции будет решаться коллегией
врачей, созываемых завтра.

6. Больной мозоль не давал покоя.

7. Этот человек всегда придерживался правил
хорошего тона.

8. Я присоединился к группе туристов, выехавшим
на природу.

9. Кто принес новый аэрозоль?

10. Хотелось бы ознакомиться с рецензией.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в
согласовании (2, 5, 6, 8).

2) Отметьте предложения с ошибками в
управлении (1, 3, 4)
.

3) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – уделял много внимания работе, 2
– новый тюль, 3 – мнение о спектакле, 4 –
непричастен к скандалу, 5 – коллегией врачей,
созываемой, 6 – больная мозоль, 8 – к группе
туристов, выехавшей.

VII.

1. Решаясь на рискованный шаг, подумайте о
последствиях.

2. Читая эту книгу, становится грустно.

3. Юноша давно увлекался и любил биологию.

4. Попав на прилавки магазинов, этот журнал
заинтересует многих женщин.

5. Я быстро прочитал записанные задания на
доске.

6. Тютчев понимал и много писал о природе.

7. Оказавшись в доме Кабанихи, жизнь Катерины
изменилась.

8. Я хочу рассказать о зимнем солнце, горах и как
я катался на лыжах.

9. Прочитав рассказ, мне показался странным его
финал.

10. Он пошел гулять, сделав уроки и когда
завершил домашние дела.

Задания

1) Найдите ошибки в построении предложений с
деепричастными оборотами (2, 4, 7, 9).

2) Найдите ошибки в построении предложений с
причастными оборотами (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с
однородными членами (3, 6, 8, 10).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – когда читаешь эту книгу, 3 –
увлекался биологией и любил ее, 4 – когда журнал
попадет на прилавки магазинов, он заинтересует…,
5 – задания, записанные на доске
или записанные
на доске задания, 6 – понимал природу и много
писал о ней, 7 – жизнь Катерины изменилась, когда
героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 – и о том, как
я катался на лыжах, 9 – мне показался странным
финал прочитанного рассказа, 10 – сделав уроки и
завершив домашние дела.

VIII.

1. Третьеклассница исполнила «Старинную
французскую песенку».

2. Мне показалось то, что эта шутка не очень
уместна.

3. Все, которые хорошо работали, получат премии.

4. Лирический герой стихотворения говорит, что
мне не надо рая.

5. Мы отправились в путешествие на корабле
«Скрябине».

6. Блоковской «Незнакомкой» восхищались многие.

7. Невозможно было идти дальше. Потому что
болели ноги.

8. Я был убежден в том, что брату нужно
посоветоваться с врачом.

9. Вера, что мы найдем дорогу, не покидала меня.

Задания

1) Найдите ошибки в построении сложных
предложений (2, 3, 7, 9).

2) Найдите ошибки в выборе форм приложений,
выраженных именами собственными (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с
косвенной речью (4).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – мне показалось, что, 3 – все, кто
хорошо работал, 4 – что ему не надо рая, 5 – на
корабле «Скрябин», 7 – невозможно было идти
дальше, потому что болели ноги, 9 – вера в то, что
мы найдем дорогу.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей при
МГТУ им. Носова

Бойкий – бойче.

Вязкий – вязче.

Горький – горче.

Жалкий – жальче.

Жаркий – жарче.

Звонкий – звонче.

Плохой – хуже.

Робкий – робче.

Хлесткий – хлеще.

Хрупкий — хрупче.

Узкий – уже.

Задание 5. Образуйте простую и сложную сравнительную и простую и сложную превосходную степень от указанных прилагательных. Поставьте ударение. Отметьте стилистическую окраску:

Образец: известный – известнее – более известный; известнейший, самый известный.

Красивый, талантливый, высокий, низкий, сладкий, вкусный, популярный, образованный, дорогой, сухой.

Красивый – красивее – более красивый; красивейший, самый красивый.

Талантливый – талантливее – более талантливый; талантливейший, самый талантливый.

Высокий – выше – более высокий; высочайший, самый высокий.

Низкий – ниже – более низкий; нижайший, самый низкий.

Сладкий – слаще – более сладкий; сладчайший, самый сладкий.

Вкусный – вкуснее – более вкусный; вкуснейший, самый вкусный.

Популярный – популярнее – более популярный, популярнейший, самый популярный.

Образованный – образованнее – более образованный; образованнейший, самый образованный.

Дорогой – дороже – более дорогой; дражайший, самый дорогой.

Сухой – суше – более сухой; самый сухой.

Задание 6. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных:

1) Мой друг самый честнейший человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. 3) Эта оправа для очков более женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневее старой.

1) Мой друг самый честный человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и раскованнее. 3) Эта оправа для очков больше женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивно развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневей старой.

Особенности употребления числительных

Задание 1. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Исправьте ошибки при употреблении числительных.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника – 92 суток.

1. Четырём молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время три работницы уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семеро в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе, к этим троим студентам и послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обеих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семи только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника – 92 дня.

Задание 2. Раскройте скобки, выбрав нужную форму. Со всеми ли существительными употребляются числительные?

Два (большой) дома, две (огромный) тучи, три (новый) книги, четыре (неразлучный) друга, три (интересный) фильма, три (санкт-петербургский) журнала.

Два больших дома,

Две огромные тучи,

Три новые книги,

Четыре неразлучных друга,

Три интересных фильма,

Три санкт-петербургских журнала.

Особенности употребления местоимений

Задание 1. Запишите предложения, заменяя цифры словами:

1) Более 2500 карет, колясок, телег.2) За время экспедиции студенты прошли около 134 километров.3) В издательстве вышла книга с 397 иллюстрациями.4) Стипендию назначили 483 студентам.5) Содержание диссертации было изложено на 628 страницах.

1) Более двух с половиной тысяч карет, колясок, телег.2) За время экспедиции студенты прошли около ста тридцати четырёх километров.3) В издательстве вышла книга с тремястами девяноста семью иллюстрациями.4) Стипендию назначили четырёмстам восьмидесяти трём студентам.5) Содержание диссертации было изложено на шестистах двадцати восьми страницах.

Задание 2. Поставьте местоимения в нужную форму:

У (он, она, они). Навстречу (я, он, она, они). Благодаря (он, она, они, мы, вы). Вслед за (он, она, они, я, вы). Из-за (он, она, мы, вы). За (он, она, они, ты, вы).

У него, у неё, у них.

Навстречу мне, ему, ей, им.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

Вслед за ним, ней, ними, мной, вами.

Из-за него, неё, нас, вас.

За него, неё, них, тобой, вами.

Задание 3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму местоимения:

1) Собака побежала к (ему, нему).2) Благодаря (его, него) советам мы не заблудились.3) Навстречу (ней, него) шла машина.4) Моя мама моложе (нее, ее).5) Я (их, ихние) порядки знаю.6) Друзья пригласили нас к (себе, ним, им) в гости.7) Я хочу представить вас (своим, моим) друзьям.8) Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.9) Из философии и риторики (кое-что, что-то, что-нибудь) еще помню.10) Подруга попросила Машу принести (ей, себе) пирожное.

1) Собака побежала к нему.2) Благодаря его советам мы не заблудились.3) Навстречу ней шла машина.4) Моя мама моложе нее.5) Я их порядки знаю.6) Друзья пригласили нас к себе в гости.7) Я хочу представить вас моим друзьям.8) Поезд останавливался на каждой станции.9) Из философии и риторики кое-что еще помню.10) Подруга попросила Машу принести ей пирожное.

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением местоимением.

1) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кроликов длинные уши и короткий хвост, он прыгает. 2) В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежек. 4) Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 5) Сможете ли вы что-то посоветовать мне в этом случае? 6) Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец собралась и отправилась в Рузу. 7) Он не разрешает мне производить опыты над собой. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы можно было их собрать и напечатать в газете. 9) Собакевич сказал Чичикову, что я готов продать мертвых душ. 10) Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 11) Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они подлежат уничтожению. 12) По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

1) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает. 2) В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без всякой пользы. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые погибли от бомбежек. 4) Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 5) Сможете ли вы что-нибудь посоветовать мне в этом случае? 6) Труппа артистов, поискав друг друга в толпе вокзала, наконец, собралась и отправилась в Рузу. 7) Он не разрешает мне производить над ним опыты. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил записывать, чтобы можно было их собрать и напечатать в газете. 9) Собакевич сказал Чичикову, что он готов продать мертвых душ. 10) Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из ликующих прямо на площадях. 11) Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, животные подлежат уничтожению. 12) По окончании школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

Стилистическое использование глаголов

Задние 1. Выберите правильную глагольную форму:

1) Каждое утро ты (полощи, полоскай) рот. – А я и (полоскаю, полощу). 2) Идет седая чародейка, мохнатым (машет, махает) хвостом (о зиме). 3) Лошадь стоит и (машет, махает) хвостом. 4) Пружина (двигает, движет) механизм. 5) В этом деле мною (двигает, движет) чувство сострадания. 6) С крыши (капает, каплет), и ночью образуются сосульки. 7) Мать (капает, каплет) валерьянку в стакан.

1) Каждое утро ты полоскай рот. – А я и полощу. 2) Идет седая чародейка, мохнатым махает хвостом (о зиме). 3) Лошадь стоит и машет хвостом. 4) Пружина двигает механизм. 5) В этом деле мною движет чувство сострадания. 6) С крыши каплет, и ночью образуются сосульки. 7) Мать каплет валерьянку в стакан.

Задание 2. Устраните ошибки в употреблении видов глагола.

1. Чтобы сокращать сроки освоения новой техники, руководители лаборатории призваны взять под неослабный контроль решение всех вопросов. 2. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности. 3. Мы своевременно закупали билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино. 4. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность и культуру производства. 5. Надо не только извещать о выполнении и перевыполнении норм выработки, но и вскрыть секреты успехов рабочих, рассказать, как они организуют свой труд.

1. Чтобы сократить сроки освоения новой техники, руководители лаборатории призваны взять под неослабный контроль решение всех вопросов. 2. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности. 3. Мы своевременно купили билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино. 4. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повысить его производительность и культуру производства. 5. Надо не только извещать о выполнении и перевыполнении норм выработки, но и вскрывать секреты успехов рабочих, рассказать, как они организуют свой труд.

Синтаксические нормы (правила согласования подлежащего и сказуемого).

Задание: Раскройте скобки и выберите нужную форму сказуемого. Мотивируйте свой выбор.

1) Ровно в полдень (прозвучали, прозвучало) несколько выстрелов. 2) Ряд учителей уже (используют, использует) новую методику. 3) Большинство российских спортсменов (выступили, выступило) на международных соревнованиях. 4) Примерно пятая часть жителей деревни (мечтает, мечтают) получить свою землю. 5) В нынешнем году в городе (построено, построены) двенадцать новых зданий.

1) Ровно в полдень прозвучало несколько выстрелов. 2) Ряд учителей уже использует новую методику. 3) Большинство российских спортсменов выступило на международных соревнованиях. 4) Примерно пятая часть жителей деревни мечтает получить свою землю. 5) В нынешнем году в городе построено двенадцать новых зданий.

Варианты
контрольных работ по дисциплине «Русский
язык и культура речи».

ВАРИАНТ
4

Теоретическая
часть.

Задание: осветите
следующие теоретические вопросы в жанре
публицистической статьи.

Ораторское искусство
в современной России.

Практическая
часть.

Варианты
контрольных работ по дисциплине «Русский
язык и культура речи».

Задание
1.

Вставьте пропущенные буквы.

Ра…яриться,
ра..жать, бе…вестный, бли…стоящий,
во…награжденный, в…лететь.

Пр…вращать,
пр…стукнуть, пр…тихнуть, пр…клонить
(ветку), пр..тронуться, беспр…месный,
пр…ходящий медработник, непр…каянный.

От…скать,
сверх…зысканный, без…нтересный,
под…мать, транс…ндийский.

Груш…вый,
ноч…вка, реш…тка, стереж…шь,
растуш…вывающий, горяч…

Задание
2.

Выберите из слов, данных в скобках,
подходящий пароним. Обоснуйте свой
выбор

Образец:
Это наказание носит чисто (воспитательский,
воспитательный) характер.

Воспитательский
– имеющий отношение к воспитателю, как
лицу, осуществляющему процесс воспитания.

Воспитательный
– имеющий непосредственное отношение
к процессу воспитания.

В
контексте данного предложения речь
идет о составляющей части (наказание)
процесса воспитания, а не о людях,
осуществляющих этот процесс, поэтому
правильным будет употребление в данном
предложении прилагательного воспитательный.
– Это наказание носит чисто воспитательный
характер.

1.
Он дал мне (дружественный, дружеский)
совет.

2.
Эти (потребительный, потребительский)
продукты не пользуются (потребительный,
потребительский) спросом.

Задание
3
.
Поставьте правильно ударение в словах.
Составьте предложения с тремя последними
словами, учитывая лексические значения
этих слов. При выполнении задания
используйте орфоэпический словарь, в
отдельных случаях – словари экономических
и бухгалтерских терминов.

Квартал,
обеспечение, красивее, некролог,
засоренный, блокированный, диоптрия,
новорожденный, побеленный, путепровод,
аквизиция, брокер, конгрегация, стагфляция.

Задание
4.
А.
Образуйте от количественных числительных
порядковые.

Образец:
80 тысяч – восьмидесятитысячный.

Б.
Образуйте от сочетаний сложные
прилагательные.

Образец:
7 ½ миллионов – 7 ½ — миллионный.

136
метров – статридцатишестиметровый.

В.
Напишите
словами составные количественные
числительные в данных предложениях.

Образец:
Сумма 365 и 248 равна 613. – Сумма трехсот
шестидесяти пяти и двухсот сорока восьми
равна шестистам тринадцати.

А.
877.

Б.
473 грамма.

В.
Разность 381 и 38 равна 365.

Задание
5.
А.
Образуйте
литературные формы мн.ч. следующих
существительных, поставьте ударение в
словах.

Образец:
договор – догово´ры, бант – ба′нты.

Б.
Образуйте формы мн.ч. родительного
падежа следующих существительных.

Образец:
И.п. (что?) чулки – Р.п.мн.ч. (нет чего?)
чулок

И.п.ед.ч.
(кто?) лезгин – Р.п.мн.ч. (нет кого?) лезгин

А.
Юнкер, маляр, грейдер, веер, катер, окорок,
пристав.

Б.
Апельсин, сапог, доля, гусар, осетин,
калмык.

Задание
6
.
Вспомните трудные случаи управления в
русском языке. С приведенными ниже
словами составьте предложения (или
словосочетания), отражающие особенности
употребления данных слов в контексте.

Образец:
Аннотация – на что/чего?

Аннотация
на вышедшие сборники.

Аннотация
опубликованной статьи.

Бороться
– с кем/чем? (с оттенком подчеркнутого
действия), против кого/чего? (об активном
столкновении противоположных общественных
групп, мнений)

Бороться
с коррупцией.

Бороться
против агрессии.

Безразличный
– для кого/кому?

Безразличный
для него исход дела.

Морозка
чувствовал теперь, что Варя не так
безразлична ему.

Взаимосвязь,
идея, обидный, тревожиться, абонент.

Задание
7
.
Составьте предложения с данными
паронимами.

Образец:
технический – техничный

В
двенадцать часов в отделе начинался
технический перерыв. – Техничное
выполнение работы всегда ценится
руководством.

Выборный
– выборочный, исторический – историчный,
органический – органичный.

Задание
8
.
Укажите речевые ошибки (повторение
слов, явная и скрытая тавтология, плеоназм
и т.д.) в следующих предложениях.
Отредактируйте их.

Образец:
Направление развития экономики в XX
веке и у нас, и на Западе приняло ложное
направление (лексический повтор). —
Развитие экономики в XX
веке и у нас, и на Западе приняло ложное
направление.

1.Выпас
собак запрещается.

2.Он
был настолько болезненный, что постоянно
простуживался и болел.

Задание
9.
Укажите
ошибки, возникшие в результате: 1)
неточного выбора синонимов (использование
слов без учета их семантики, нарушение
лексической сочетаемости, неоправданное
употребление стилистически окрашенной
лексики, а также погрешности слога,
являющиеся следствием неумения
использовать синонимы, – повторение
слов, тавтология, плеоназм, ошибки в
создании градации); 2)неоправданного
употребления антонимов (нелогичность,
неясность высказывания, ошибка в
построении антитезы, немотивированный
оксюморон, неуместный каламбур, неверное
построение антонимической пары,
неоправданный антифразис); 3)смешения
паронимов. Отредактируйте предложения.

Образец:
Будем надеяться, что новая мебель в
аудиториях будет служить долговечно
(тавтология: будем-будет, наречия
долговечно
не существует). – Надеемся, что новая
мебель в аудиториях будет служить долго.
Будем надеяться, что новая мебель в
аудиториях окажется долговечной.

1.Прочному
усвоению учебного материала мешает
некачественное, плохое выполнение
студентами домашних заданий.

2.На
соревнования слетелись летчики как
сильного, так и прекрасного пола.

3.Третий
сорт яблок охватывает всю продукцию,
не подлежащую перевозке на длительные
расстояния.

Задание
10
.
Укажите недочеты и речевые ошибки,
возникшие вследствие неправильного
использования местоимений (искажение
смысла, подмена понятия из-за неправильного
порядка слов, введение местоимений в
текст при отсутствии существительных,
которые замещаются, неправильный выбор
грамматической формы местоимения).
Отредактируйте предложения.

Образец:
В этом музее были выставлены чучела
динозавров, которые все погибли от
бомбежки (искажение смысла из-за
неправильного порядка слов — не ясно,
погибли от бомбежки динозавры или их
чучела). – Во время бомбежки погибли
выставленные в музее чучела динозавров.

Люди
ликовали: везде звучала музыка, раздавалась
дробь каблуков. Мы говорили со многими
из них прямо на площадях.

Задание
11.

Выясните лексические значения указанных
слов, используя словарь экономических
терминов. Составьте предложение с одним
из слов.

Образец:
Ваучер – 1) приватизационный чек,
документ, дающий право на участие в
приватизации посредством его обмена
на акции приватизируемого предприятия;
2) письменное свидетельство, поручение,
гарантия.

Несколько
лет назад государство посредством
ваучера предоставляло право рядовым
россиянам стать владельцами акций
крупных предприятий.

Деноминация,
дисконт, дистрибьютор.

Задание
12
.
При выполнении следующих заданий
используйте фразеологический словарь.

А.
Объясните значение фразеологизмов.

Б.
Ответьте на поставленный вопрос,
используя фразеологические выражения.

В.
Назовите понятия, которые передаются
с помощью следующих парафраз, отразите
их в контексте придуманных вами
предложений.

Образец:
А. Тяжелый на подъем – так говорят о
человеке, которого трудно уговорить
пойти, поехать, сделать что–либо.

Б.
Как говорят о времени, проведенном в
разговорах, в пустой болтовне? –
Переливать из пустого в порожнее.

В.
Туманный Альбион – Англия. Житель
туманного Альбиона неплохо чувствует
себя в осеннем Петербурге, значительно
труднее привыкнуть к русской зиме.

А.
Языком молоть.

Язык
проглотить.

Язык
чешется.

Язык
сломаешь.

Б.
О бесследном исчезновении кого–либо.

В.
Однорукие бандиты.

Задание
13
.
Устраните элементы канцелярского стиля,
укажите «книжные» слова, прокомментируйте
уместность их употребления и исправьте
предложения, если это необходимо.

Образец:
Полоса застоя и упадка театров отнюдь
не шла по линии отсутствия талантливых
исполнителей. – Полоса застоя и упадка
театров вызвана вовсе не отсутствием
талантливых исполнителей.

После
вышеописанного происшествия петух
Горлач находился в припадке и пришел в
себя только после того, как его облили
водой (из работ абитуриентов).

Задание
14
.
Прочитайте фрагменты газетных статей.
Найдите в них стилистические ошибки,
устраните их.

Образец:
Специалисты установили, что некоторые
случаи кардиофобии сопровождаются
полной клинической картиной всамделишных
сердечных заболеваний. — Специалисты
установили, что некоторые случаи
кардиофобии сопровождаются полной
клинической картиной известных медицине
сердечных заболеваний.

По
мнению экспертов российского посольства
в Анкаре, таможенный союз будет (по
крайней мере, на первых порах) более
выгоден ЕС. Реальную пользу Турция
получит прежде всего от снятия квот на
экспорт своего текстиля в страны Европы.
Между тем европейцам светят значительные
выгоды от либерализации импорта в
Турцию.

Задание
15
.

А.
Дайте сокращения следующих слов, принятые
в деловом стиле.

Б.
Запишите полностью следующие слова,
расшифровав сокращения.

В.
Расшифруйте номенклатурные сокращения,
обозначающие юридический статус
предприятия.

Г.
Расшифруйте общепринятые сокращения.

Образец:
А. раздел – разд., отдел – отд.

Б.
Отд – ние – отделение.

В.
СП – совместное предприятие, ОО –
общественное объединение.

Г.
ГНИ – Государственная налоговая
инспекция

А.
Ленинград, хозяйство.

Б.
Фил.; конф.

В.
ЗАО

Г.
МВФ, ММВБ.

Задание
16
.
Какой тип документа следует использовать
в следующих ситуациях.

Образец:
Бухгалтер должен сообщить о выявлении
недостачи руководителю. – Используется
докладная записка.

Вы
не пришли на зачет, так как были больны.

Задание
17
.
В каких ситуациях бытового и делового
общения используются данные формулы
речевого этикета. Какие из данных формул
передают дополнительную информацию?
Укажите, какую.

Образец:
У меня возражений нет. – Согласие,
официально.

Я
вас не понял. – Переспрос, нейтрально.

Добро
пожаловать! Позвольте приветствовать
вас! Сколько лет, сколько зим! Будьте
любезны. Я не против.

Задание
18
.
Представьте, что герои пушкинских сказок
оформляли свои отношения в письменном
виде. Какой жанр документа следовало
бы выбрать в приведенных ниже ситуациях?

От
имени Чернавки?

«Там,
в лесу, стоит одна, —

Отвечает
ей она, —

Крепко
связаны ей локти;

Попадется
зверю в когти,

Меньше
будет ей терпеть,

Легче
будет умереть».

Задание
19
.
Найдите характеристику жеста, который
бы соответствовал содержанию предложения,
в списке описания жестов.

Образец:
Полюбуйтесь-ка на него. – Жест вытянутой
ладони.

Машинка
шьет зигзагом.

Описание
жеста:

указательным пальцем правой руки
описывается круг; пальцы соединяются
в щепоть или соединяются ладони рук;
ладони раскрываются, «разъезжаются» в
разные стороны; отталкивающие движения
рукой или двумя руками ладонями вперед;
разводящие движения обеими руками в
воздухе; жест сжатого кулака; рука
сжимается в кулак (вариант: два кулака);
жест в воздухе указательным пальцем
налево – направо, снизу вверх или сверху
вниз; сабельная отмашка кистью правой
руки; движение сжатой в кулак правой
руки вниз с нажимом; защипывающие
движения пальцами.

Задание
20
.
Прочитайте выступления. Какие приемы
привлечения внимания использовали
ораторы в начале речи?

Мне кажется, что
нет неувлекательных специальностей.
Есть лишь пассивные люди, неспособные
увлечься тем, что перед ними. Ведь в
любой области деятельности есть
нераспаханные пласты, нерешенные
проблемы, они ждут любознательных,
жаждущих нового. И живой, деятельный
человек всегда найдет себе поле
деятельности там, где ленивый мечтатель
увидит лишь скуку. Трудолюбие – мать
таланта, а значит, оно ведет к успеху и
признанию.

Задание
21
.
Проанализируйте материалы рубрики
«Жизнеспособность политических
субъектов» еженедельника «Аргументы
и факты», в которой приводятся неудачные
публичные высказывания современных
политиков. Определите, какие критерии
речевой культуры (правильность, точность,
логичность, уместность, выразительность,
лаконичность) нарушены в этих высказываниях.

А.
Куликов: «Не пришло то время, когда можно
безнаказанно честно служить отечеству».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самый основной ошибка
  • Самый высочайший ошибка
  • Самый умнейший где ошибка
  • Самые частые орфоэпические ошибки
  • Самый оптимальный ошибка