Самые распространенные пунктуационные ошибки

Режим учебы и отдыха (7)

Пунктуационные ошибки – неправильная расстановка знаков препинания в предложении. Из-за неверного использования запятых ученики теряют баллы на ОГЭ и ЕГЭ. В статье собраны популярные неточности, допущенные школьниками на экзаменах, а также расположены советы для предотвращения ошибок.

Содержание

Отсутствие знаков препинания всегда вызывает дискомфорт у грамотных людей, а на ОГЭ и ЕГЭ неграмотность чревата потерей баллов. Все ученики сдают экзамен по русскому языку, в котором должны быть соблюдены лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Не имеет значения набор школьных предметов, выбранных вами на ОГЭ или ЕГЭ, ведь структурированное изложение мыслей важно всегда и везде.

1. Запятая в словосочетании «не более чем» при отсутствии противопоставления

  • Беседа затянется не более, чем на 10 минут.
  • Беседа затянется не более чем на 10 минут.

2.Запятая в причастном обороте до определяемого слова

  • Приготовленные бабушкой пирожки, стояли на столе.
  • Приготовленные бабушкой пирожки стояли на столе.
  • Выбрав необходимые продукты я отправился на кассу для оплаты покупок.
  • Выбрав необходимые продукты, я отправился на кассу для оплаты покупок.

Деепричастные обороты в русском языке, в отличие от причастных, обособляются и перед главным словом, и после. Запомните, чтобы сдать ЕГЭ на максимальные баллы!

4.Запятая в причастном обороте после определяемого слова

  • Я наблюдал за облаками плывущими по небу.
  • Я наблюдал за облаками, плывущими по небу.

5.Двоеточие при наличии обобщающего слова

  • В комнате находилось множество предметов интерьера, ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • В комнате находилось множество предметов интерьера: ваза, ажурная настольная лампа, книжный стеллаж и картины.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00» — сказала она.
  • «Я завершу написание демонстрационного варианта ЕГЭ в 19:00», — сказала она.

7.Запятая после союза «однако»

После союза «однако» запятая не ставится, если слово используется в качестве
противопоставления «но». На ЕГЭ многие ребята попадаются в эту ловушку и допускают ошибку.

  • На концерте я хотел встать у сцены, однако, опоздал и не успел занять место.
  • На концерте я хотел встать у сцены, однако опоздал и не успел занять место.

8.Тире в предложениях, где обобщение находится после перечислений

  • Обществознание, математика, история, русский: предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Обществознание, математика, история, русский – предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ.
  • Ни рыба, ни мясо.
  • Ни рыба ни мясо.

10.Однородные члены с повторяющимся союзом

  • Слухи разлетелись и по школе и по району и по городу.
  • Слухи разлетелись и по школе, и по району, и по городу.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

11.Перечисление неоднородных характеристик

Запятые ставятся при нахождении в предложении однородных прилагательных, например, обозначающих цвет.

Выпускники запустили в небо красные, желтые, зеленые, синие шары.

Но:

  • Царевна предстала перед народом в золотом, парадном одеянии.
  • Царевна предстала перед народом в золотом парадном одеянии.

(Цвет + предназначение одежды).

Вводные слова обособляются запятыми!

  • К счастью я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.
  • К счастью, я сдал экзамен по русскому языку и обществознанию на высокие баллы.

13.Запятая между предложениями, входящими в 1 сложное предложение

  • Море буйно качалось и волны поднимались до громадной высоты.
  • Море буйно качалось, и волны поднимались до громадной высоты.

14.Придаточные предложения, соединенные одиночным союзом

  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие, и какие страны посетит.
  • Евгений размышлял о том, как он отправится в путешествие и какие страны посетит.

Школьники ошибочно полагают, что «ввиду» всегда обособляется. Существуют случаи, когда запятая не нужна. Обязательно запомните это правило перед тем, как сдавать ЕГЭ!

  • Я не пошел на пляж, ввиду плохой погоды.
  • Я не пошел на пляж ввиду (= из-за) плохой погоды.

16.Запятая перед союзом «да»

Перед «да» запятая не ставится, если союз = «и».

  • Федя отправился в лес за грибами, да ягодами.
  • Федя отправился в лес за грибами да ягодами.

17.Обороты «не что иное, как»

  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Одиннадцатиклассники сдают не что иное, как ЕГЭ или ГВЭ.
  • Его сестра Катерина Ивановна была предметом обожания для многих ухажеров.
  • Его сестра, Катерина Ивановна, была предметом обожания для многих ухажеров.

19.Союз «как», входящий в сказуемое

В предложениях, где «как» можно заменить на тире.

  • Белый снег, как полотно.
  • Белый снег как полотно. (Белый снег – полотно).

20.Приложения, относящиеся к личным местоимениям

  • Я-гуманитарий испытывал трудности при решении задач на уроке математики.
  • Я, гуманитарий, испытывал трудности при решении задач на уроке математики.

Проверьте готовность к ЕГЭ, расставив знаки препинания в предложениях

1. Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ: 1234

2. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ: 14

3. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Ответ: 13

4. И. Е. Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.

Ответ: 1234

5. Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

Ответ: 2

Frame-1 (28)

Список важных правил пунктуации для ОГЭ и ЕГЭ

Вам скоро предстоит сдавать ОГЭ или ЕГЭ? При подготовке приучайте себя к грамотной письменной речи, чтобы на автомате правильно расставлять знаки препинания на экзамене!

  • Во фразеологических оборотах запятые не ставятся.
  • Запятыми разделяются простые предложения в составе одного сложного.
  • Придаточное предложение, находящееся в середине главного, обособляется с двух сторон.
  • Деепричастия выделяются запятыми всегда, за исключением фразеологизмов и деепричастий, близких к наречию. Например, «он слушал молча».
  • Причастия и причастные обороты не обособляются, если стоят перед определяемым словом.
  • После обобщающего слова ставится двоеточие.
  • Точка с запятой располагается между независимыми частями предложений.

Чай, стоявший на столе, остывал; за окном виднелся багряный закат.

  • Запятые ставятся при сравнительных оборотах.
  • Не принимаются за сравнительные обороты части составных сказуемых, присоединенные союзами.
  • Междометия отделяются, но частицы «ну», «ах», ох» не обособляются, так как усиливают какой-либо признак.

Ах ты какой!

Но не хочу, о други, умирать!

5 лайфхаков,

чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на максимум

Как научиться правильно расставлять знаки препинания? Советы экспертов ЕГЭ

Русский язык невероятно богат и многообразен, поэтому его изучение затруднено. Некоторые предложения вводят в ступор при расстановке знаков препинания. Задания на пунктуацию сложны для учеников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ. Освоить все тонкости
поможет регулярная подготовка к экзамену и соблюдение всех правил языка.

Составляйте схемы предложений

Схемы помогают разбить большое предложение на несколько маленьких кусочков, чтобы отследить взаимосвязь между частями единого целого. Отмечайте основу, вводные слова, обороты, междометия и однородные члены.

Тренируйтесь с помощью выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ

Где найти типовые вопросы по всем предметам экзаменов?

Решу ЕГЭ

Решу ОГЭ

ФИПИ

Сайты предоставляют ответы для самопроверки, поэтому вы с легкостью сможете выявить свои ошибки.

Грамотно общайтесь в социальных сетях

Люди привыкли в спешке набирать сообщения, не расставляя знаки препинания. Предложения начинают выглядеть как несвязный набор слов, из-за чего смысл повествования теряется. Приучите себя грамотно писать, чтобы не забыть о правилах применения пунктуации.

Читайте больше книг

Привыкнуть к сложным предложениям (или к простым, которые осложнены однородными членами) помогут произведения великих авторов, например, Толстого или
Достоевского. При чтении обращайте внимание на пунктуацию и слог написания, чтобы развить грамотность и пополнить словарный запас.

Обратитесь к профессионалам

Курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ – прекрасный вариант для освоения материала. Занятия с квалифицированным преподавателем помогут устранить все недочеты и повысят
качество владения русским языком. У вас больше не будут возникать сомнения по поводу расстановки знаков препинания!

Frame-3 (9)

Вывод

Для получения высоких баллов на экзамене по русскому языку необходимо отработать все темы, уделяя пристальное внимание каждому правилу при подготовке. Совершенствуйтесь и повышайте уровень грамотности!

Не забудьте сохранить себе расписание ЕГЭ по предметам, чтобы ничего не упустить!

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

❄️Пропуск запятых перед придаточными частями.
Неправильно:
❌ Вы не знаете где купить яблок?
Правильно:
✅ Вы не знаете, где купить яблок?
Части СПП иногда создают впечатление единого целого, когда произносишь предложения вслух. Но, независимо от интонации, запятая всё-таки нужна.

Исключения.
Знак препинания следует опустить, если:
🔸 При отделении слов друг от друга предложение теряет законченный смысл. Такие фразы следует воспринимать как единое целое:
«Делай что хочешь!»
🔸 Имеется частица отрицания «не»:
«Я говорю это не чтобы обидеть, а чтобы помочь».
🔸 Перед подчинительным союзом есть ещё и сочинительный («и», «или», «либо», «ни» и другие):
«Он не помнил ни что он сказал, ни кому».
🔸 Придаточная часть состоит только из самого союзного слова:
«Я вернусь, но не знаю когда».

❄️ Запятая между подлежащим и сказуемым
Эта ошибка может показаться максимально глупой, но в письменных работах она встречается очень часто, поэтому обратите на нее особое внимание!
Неправильно:
❌ Жители холодных стран, вынуждены носить меха.
Правильно:
✅ Жители холодных стран вынуждены носить меха.

Объяснить знак препинания между главными членами простого предложения можно разве что невнимательностью или спешкой. Ведь даже если оно распространённое, неясно, для чего отделять подлежащее и сказуемое друг от друга.

❄️ Запятые в составных подчинительных союзах
Неправильно:
❌ Вместо того, чтобы спорить, он просто вышел из комнаты.
Правильно:
✅ Вместо того чтобы спорить, он просто вышел из комнаты.
Слова, которые часто используют в начале придаточной части предложения («чтобы», «что», «если» и другие), вызывают желание всегда ставить перед ними знак препинания. Но иногда они являются частью составных подчинительных союзов, таких как «в случае если», «потому что», «прежде чем», «несмотря на то что» и других. Чаще всего в них не нужна запятая между словами — конструкция отделяется целиком.

Есть только несколько случаев, когда знак препинания всё-таки следует поставить перед второй частью союза.
🔸 Перед союзом есть отрицание «не»:
«Он вернулся не для того, чтобы остаться, а только чтобы забрать вещи».
🔸 Перед союзом есть усилительные, ограничительные и другие частицы, вводные слова, наречия:
«Он вернулся только затем, чтобы забрать вещи».
🔸 Первая часть союза входит в ряд однородных членов предложения или параллельных конструкций:
«Она смеялась и оттого, что было действительно смешно, и просто чтобы не заплакать».
🔸 Есть логическое ударение на первую часть союза:
«Я выбрал эту книгу потому, что именно её читал когда-то в детстве».

❄️ Ненужная запятая перед союзом «чем»
Неправильно:
❌ Это дело не больше, чем на пять минут.
Правильно:
✅ Это дело не больше чем на пять минут.
Проблемы часто возникают с сочетаниями типа «(не) более чем», «(не) менее чем». Если в предложении нет никакого сопоставления, не следует отделять «чем» от остальной части.

Для проверки можно попробовать перестроить конструкцию: «Это дело займёт не больше пяти минут». В этом варианте видно, что противопоставлений нет.

Запятая перед союзом нужна, только если есть сравнение: «Вопросов у него больше, чем у ребёнка».

Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и напомнили, когда какой знак употреблять.

Неграмотные тексты на сайтах могут отталкивать посетителей. В прошлой статье мы проанализировали наиболее распространенные грамматические ошибки. Однако внимание было уделено не всем уровням языкознания. В этой статье мы остановимся на ошибках, связанных с употреблением знаков препинания.

Когда запятая нужна

Помним – мы используем ее, чтобы разделять и выделять слова в предложениях.

  • Перед вторым и следующими однородными членами предложения, при перечислении

Часто на сайтах встречаются ошибки в перечислениях характеристик товаров или услуг. Например:

В описании товара пропущены запятые

Пропущена запятая в предложении

Необходима запятая после слова «заменим»

Но в предложении «Мы заменим кран и подключим душевую» запятая не нужна, потому что союз «и» употребляется один раз.

Как правило, громоздких предложений с однородными членами и ошибками в них можно легко избежать. Для этого используют маркированные списки:

Использование списка чтобы избежать громоздких предложений

Только употреблять их надо с умом.

  • Для разделения частей предложения

Практически каждое предложение можно разделить на части. Понять, нужна ли запятая, можно, поставив вопрос.

Пропущена запятая перед словом «где»

Перед нами излюбленное копирайтерами введение ключевого запроса «где купить…». Если вы и решили использовать это клише, то не допускайте в нем ошибок. В этом маленьком предложении пропущена запятая перед словом «где». Оно состоит из главной («задаетесь вопросом») и придаточной («где купить пальто») частей, связанных союзом «где». Проверяем: «Задаетесь каким вопросом? Где купить пальто» – значит, запятая нужна.

Чтобы отделить придаточную часть от главной, нужно поставить запятую и в следующих примерах (к придаточным частям можно поставить вопросы «подумайте о чем?», «что понятно?»):

Нужно поставить запятую чтобы отделить части предложения

Нужно поставить запятую чтобы отделить части предложения

  • С обеих сторон вводных слов («понимаешь», «надеюсь», «возможно», «хорошо» и др.)

Необходимо добавить запятую после слова «надеюсь»

Необходимо добавить запятую после слова «хорошо»

Пунктуационная ошибка в статье

Однако если бы «надеюсь» было частью сказуемого, запятая была бы лишней. Например: «Клиент заказал аудит сайта и надеется выйти из-под фильтра»«Надеется выйти» – составное сказуемое и запятая между его частями не нужна.

Составные вводные конструкции «как правило», «прежде всего», «как следствие» и др. также обособляются с двух сторон знаками препинания (обычно запятыми).

Не хватает запятых в вводной конструкции «как правило»

Не хватает запятых в вводной конструкции «прежде всего»

Пропущена запятая в начале предложения

Примечание: Согласитесь, как правило, эти конструкции можно убрать из текста, по нашему мнению, его смысл от этого, к счастью, не изменится – очень часто вводные слова только усложняют и перегружают предложения, и от них можно отказаться.

  • В  причастных и деепричастных оборотах

Деепричастные обороты: 

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, отвечая на вопрос «что делая?»:

В деепричастном обороте «делая выбор» пропущены запятые

Правильно: «Так что, делая выбор, отнеситесь к покупке трепетно».

В начале деепричастного оборота не хватает запятой

В этом примере запятой не хватает в начале деепричастного оборота, перед словом «основываясь». Команда не только распределяет обязанности, но и основывается на профильной подготовке – речь идет о дополнительном действии, поэтому запятая необходима.

Причастные обороты:

Пропущена запятая перед словом «предоставляемые»

– нужна запятая перед словом «предоставляемые» (ставим вопрос: Услуги какие? – Предоставляемые компанией).

Пропущена запятая после слова интернет-магазин

– нужна запятая в конце оборота, перед словом «выполнена» (Одежда какая? – Представленная в интернет-магазине).

Пунктуационная ошибка в обороте «произведенные в России»

– нужны запятые с обеих сторон причастного оборота «произведенные в России» (Ковры какие? – Произведенные в России).

  • Между частями составного союза «как…, так и…»

Не хватает запятой после слово дорогие

Многие авторы статей на сайтах используют эту конструкцию, чтобы ввести в текст ключевой запрос «дешевый» и «дорогой». Однако использование союза в данном случае неуместно – продуктивнее будет, например, сделать перечисление с указанием конкретных цен.

Примечание: Зачастую в текстах на сайтах конструкция «как…, так и…» лишняя, и ее можно «безболезненно» убрать или заменить списком:

Замена составного союза «как…, так и…» списком

Когда запятая не нужна

  • Между подлежащим и сказуемым

Лишняя запятая в предложении

Любительницы могут купить – что же тут разделять?

  • Перед конструкциями «и т.д.», «и т.п.», «и др.»

Лишняя запятая перед конструкцией «и т.д.»

  • Между придаточными предложениями, если они относятся к одному главному и соединены союзом «и»

Лишняя запятая между придаточными предложениями

Лишняя запятая между придаточными предложениями

В последнем примере автор пропустил запятую между главной частью «Стоит подумать», напрасно употребив ее между придаточными частями. Схема предложения будет выглядеть так:

Корректная схема предложения

Тире или дефис?

Эти знаки препинания часто путают, несмотря на явную разницу значений.

Тире ставится:

  • Между подлежащим и сказуемым

Например: «Цель аудита – выявление ошибок оптимизации». В этом предложении «цель» – подлежащее, а «выявление» – сказуемое. Другими словами, тире заменяет пропущенное (но подразумеваемое) слово «есть».

Следите за правильностью употребления того или иного знака. Наиболее частые ошибки в употреблении дефиса (вместо тире) – как раз между подлежащим и сказуемым:

Лишнее тире между подлежащим и сказуемым

Лишнее тире в предложении

В описаниях на сайте дефис вместо тире – это, скорее, техническая ошибка, устранить которую легко. Просто проверяйте написанное, ведь внимательное отношение к контенту – показатель заботы о посетителях вашего сайта.

  • Между однородными членами и обобщающим словом

В текстах на сайтах многих интернет-магазинов есть ошибки в описаниях услуг, свойств и характеристик товаров.

Правильно:

Правильное использование тире

«В контенте, в распределении целевых запросов, в юзабилити сайта – везде нужна оптимизация».

Правильное использование тире

  • Для выделения обособленных членов предложения

Например: «Свою задачу – преодолеть препятствие – он выполнил».

Дефис ставится:

  • Между частями сложных слов

Например: «анкор-лист», «интернет-магазин», «онлайн-консультант», «страница-донор».

  • В неопределенных местоимениях-существительных

Например: «кто-то», «что-нибудь», «кое-что», «кто-нибудь», «что-то».

  • Между наречиями, составляющими одно целое

Например: «давным-давно», «волей-неволей», «белым-бело».

Точка

Этот знак препинания обозначает завершенность повествования. Точка также обязательна в сокращениях («др.», «т.д.», «т.к.»).

Правильное использование точки

Пропущена точка после сокращения

Но не ставится в конце заголовков и подзаголовков:

Лишняя точка в конце заголовка

Лишняя точка в конце заголовка

Сокращая слова, нужно руководствоваться общепринятыми правилами. Нельзя сокращать на гласные буквы, а при стечении двух согласных точка ставится после первой. Например, «рус. яз.», а не «русс. яз.»; «грам. ошибки», а не «грамм. ошибки». Ключевые слова сокращать нельзя. Помните и о том, что в сокращениях слов «миллион» («млн»), «миллиард» («млрд») и «триллион» («трлн») точка не ставится.

Напоследок

Употребляя пунктуационные знаки, нужно не только следовать правилам, но и помнить о внимательности, чтобы не получалось так:

Лишний пробел в заголовке

Лишний пробел в предложении

Пусть в ваших текстах никогда не будет пунктуационных ошибок, а во фразе «Совершенствоваться надоело бездействовать» запятая стоит на правильном месте!

Еще по теме:

  • Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
  • Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…

  • Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
  • Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря  которым можно определить, насколько хорошо…

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Что и как писать на главной. Текст, который говорит
  • «Текст, написанный таким простым языком, выглядит непрезентабельно» — считают многие владельцы сайтов. Мы же считаем, что текст должен «разговаривать» с посетителями. Чтобы объяснить, что мы имеем…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Сергей Штильман,
НОУ «Экономическая школа-лицей», г.  Москва

Беседы об
индивидуальной
коррекции грамотности (ИКГ)

Наиболее
часто встречающиеся пунктуационные ошибки

I. Ошибки в постановке
знаков препинания
в предложениях с однородными членами

1)
Пунктуационные ошибки в предложениях с
обобщающим словом при однородных членах.

Суть ошибки
заключается в том, что в предложениях с
обобщающим словом, стоящим перед однородными
членами, после которых предложение продолжается,
по аналогии с предложением с прямой речью после
однородных членов перед тире ставится запятая.

Например:
Посаженные заботливыми родственниками деревца:
клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн_ –
зеленели приветливо и свежо.

Схема: О: о, о, о, а
также о – …

Такие предложения
нужно отличать от предложения с прямой речью:

«В хорошей посуде и
чай вкуснее», – гласит пословица.

Схема: «П.Р.», – …

2) Отсутствие
запятой между неоднородными определениями, одно
из которых является распространенным.

Основная причина, по
которой в такого рода случаях ученики допускают
ошибки, вызвана тем, что, по их мнению, запятую
нужно ставить только между однородными
определениями.

Например: Зловещие,
|| бегущие над самой землей || облака надолго
закрыли от нас солнце.

3) Постановка
запятой вместо точки с запятой для разделения
распространенных однородных членов, если внутри
них уже есть запятые.

Ошибка в этом случае
допускается главным образом потому, что
пунктуационный знак точка с запятой ученики
обычно ставят только в сложном предложении.

4) Ошибки в
постановке запятой при повторяющихся однородных
членах, соединенных союзами.

Чаще всего ошибки
допускаются в следующих конструкциях:

II. Обособление
второстепенных членов предложения

no22_3.gif (7958 bytes)

Обособленные
обстоятельства, выраженные деепричастиями с
зависимыми словами, в обоих случаях относятся к
одному и тому же глаголу-сказуемому, поэтому
знаки препинания ставятся так же, как при обычных
однородных членах предложения.

3) Обособленные
дополнения.

Несформированный
навык обособления дополнений, по-видимому,
объясняется тем, что об этой пунктуационной
сложности в школьной программе практически
ничего не говорится.

Крайне необходимо
поэтому познакомить ребят с этими
синтаксическими конструкциями и предложить
запомнить те предлоги и предложные сочетания,
которые, как правило, являются своеобразными
«сигнальными маяками» обособленных дополнений: кроме,
вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх
.

Очень важно также
поговорить с ребятами о том, что обособленные
дополнения имеют значения включения,
исключения, замещения
, то есть, иными словами, ограничивают
или расширяют смысловое поле предложения.

4) Ошибки в обособлении
обстоятельств времени и места.

Ошибка объясняется
тем, что по аналогии с обособлением однородных
уточняющих обстоятельств выделяются запятыми и
обстоятельства неоднородные (времени и места).

5) Ошибки в обособлении
вводных слов и словосочетаний.

Суть ошибки состоит в
том, что вводные слова и словосочетания ребята
частенько путают со сказуемыми.

Особую сложность
представляет собой также слово однако,
стоящее в начале и не в начале предложения.

Например: Однако
дело до сих пор не сдвинулось с места. Дело,
однако, до сих пор не сдвинулось с места.

Еще одна трудность
этой пунктограммы состоит в том, что если вводное
слово стоит в начале или в конце обособленного
оборота, то между ними никакого знака не
ставится. Если же вводное слово стоит в середине
обособленного оборота (причастного,
деепричастного, сравнительного), то оно
выделяется запятыми.

Например: Ветер,
дувший, к несчастью, нам в лицо, все усиливался.
Ветер, к несчастью дувший нам в лицо, все
усиливался.

III. Пунктуационные
ошибки в сложных предложениях

1) Ошибки в
сложносочиненном предложении.

Типичной для
старшеклассников ошибкой является разделение
запятыми частей ССП, у которых есть общий
второстепенный член, а также в тех случаях, когда
части ССП имеют общее придаточное предложение
(то есть мы имеем дело со ССК).

2) Ошибки в
сложносочиненном предложении.

По аналогии с
предыдущим пунктом проблемы возникают в тех
случаях, когда запятая не ставится между
однородными придаточными предложениями,
соединенными неповторяющимися соединительными
или разделительными союзами.

Например: [Нетрудно
было догадаться о том], (что нас здесь никто не
ждал) и (что никаких приготовлений к нашему
приезду сделано не было). [Мне всегда приятно
слушать], (как плещется у низких берегов реки
речная волна) или (шепчет о чем-то своем задумчиво
склонившаяся к самой воде осока).

Но, конечно, особого
разговора заслуживают предложения, в которых
рядом оказываются два подчинительных или
сочинительный и подчинительный союзы.

Например: [Я думаю],
(что, (когда заключенные увидят лестницу), многие
захотят бежать). [Горничная была сирота], (которая,
(чтобы кормиться), должна была поступить в
услужение). [Мы сможем с вами договориться], и
(если вы мне верите), [то я наверняка смогу вам
помочь].

Особую роль в
постановке этой мудреной пунктограммы играет
умение обнаруживать наличие или отсутствие
второй части этого сложного союза – то, так, но
(при наличии этой части сложного союза запятая
между двумя подчинительными, сочинительным и
подчинительным союзами не ставится).

3) Ошибки в бессоюзном
сложном предложении.

Первая наиболее
типичная ошибка в БСП состоит в том, что ребята
путают, какой знак (запятую или точку с запятой)
нужно ставить между частями БСП, если по значению
оно сходно со ССП.

Наиболее часто
встречающийся и самый бесспорный случай
постановки точки с запятой между частями БСП –
тот, когда части БСП достаточно распространены и
имеют внутри себя запятые.

Например: [В окнах
домов видны были люди в шинелях и штиблетах,
смеясь прохаживающиеся по комнатам]; [в погребах,
в подвалах такие же люди хозяйничали с
провизией]; [на дворах такие же люди отпирали или
отбивали ворота сараев и конюшен]; [в кухнях
раскладывали огни, с засученными рукавами пекли,
месили и варили, пугали, смеялись и ласкали
женщин и детей.]

Кроме того,
своеобразной притчей во языцех стало то, что
двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, по
значению напоминающих сложноподчиненные
предложения, ребята постоянно путают с тире и
даже с запятой (точкой с запятой). Основным
критерием выбора двоеточия или тире в подобном
предложении я предлагаю следующее:
отталкиваться от того, где в БСП содержится
главное, общее, а где – частное, второстепенное.
Кроме того, если подобное БСП, преобразованное в
союзное (сложноподчиненное) предложение, состоит
из частей, где первая часть – главное, а вторая –
придаточное предложение, поэтому союз (союзное
слово) стоит во второй части СПП, в БСП такого
типа мы ставим двоеточие. Разумеется, в обратном
случае между частями БСП ставится тире.

Например: [Отец
любил говорить]:> [нет музыки слаще шума дождя и
шума реки]. (Отец любил говорить, что нет музыки…).

[За двумя зайцами
погонишься]> – [ни одного не поймаешь]. (Если за
двумя зайцами погонишься, то ни одного не
поймаешь).

Разумеется, абсолютно
все случаи постановки двоеточия и тире в эту
схему не укладываются, однако для большинства
она является в общем-то приемлемой.

IV. Ошибки в постановке
знаков в предложении с прямой речью

Кроме всех прочих,
наибольшее число ошибок ребята делают в
предложениях, где прямая речь разрывается
словами автора. Причем если в случае, когда слова
автора следуют после восклицательного или
вопросительного предложения, ошибок не так
много, то в повествовательном предложении,
входящем в состав прямой речи, ошибок на порядок
больше.

Например: «Поверьте,
– говорил князь Долгорукий, обращаясь к
Багратиону, что это больше ничего, как
хитрость».

«Хорошо поешь, брат,
хорошо, – ласково заметил Николай Иванович.
А теперь за тобой очередь, Яша».

Суть ошибки
заключается в том, что при внешнем сходстве знаки
препинания перед второй частью разорванной
прямой речи ставятся разные, да и прямая речь в
первом случае продолжается со строчной буквы, а
во втором – с прописной.

Таковы наиболее
примечательные и характерные ошибки, которые в
течение ряда лет мне удалось выявить в
письменных работах моих учеников. Разумеется,
эта памятка вовсе не претендует на то, чтобы дать
исчерпывающий свод всех возможных
пунктуационных трудностей и погрешностей. Но,
как мне кажется, многие словесники согласятся с
тем, что эти ошибки встречаются из года в год в
весьма многих ученических и абитуриентских
работах.

Классификация пунктуационных ошибок

В
письменных работах учащимися могут
быть допущены грубые и негрубые
пунктуационные ошибки. Однотипных
пунктуационных ошибок не бывает,
поскольку в каждом конкретном случае
проблема постановки и выбора знака
препинания решается пишущим с учётом
структуры и смысла записываемого. Среди
пунктуационных ошибок могут быть
повторяющиеся, если предположить, что
одна и та же конструкция, с одним и тем
же лексическим наполнением повторяется
в записываемом тексте несколько раз.

Грубые пунктуационные
ошибки
нарушают структурно-смысловое
членение письменной речи, так как
являются следствием несоблюдения
основных позитивных (регламентирующих
постановку знаков препинания) правил.

Грубые пунктуационные
ошибки:

– пропуск знака препинания
в конце предложения (Каковы молнии_);

– постановка запятой
между подлежащим и сказуемым (Лунной
ночью это дерево
, казалось
сказочным. Каток
, как
зеркало.)
;

– пропуск тире на месте
нулевой связки (Гипербола это
преувеличение
.);

– пропуск запятой между
однородными членами (кроме постановки
запятой между неоднородными определениями)
(Почтальон вовремя доставляет письма
газеты журналы.);

– постановка лишней
запятой между однородными членами
тишине ожидания примешивался
,
не столько слышимый, сколько
угадываемый шум неотвратимого движения
поезда.)
;

– пропуск запятых
при выделении уточняющих обстоятельств
места и времени (Вы проснётесь позже
часов в десять
, когда в поля и
луга нахлынет зной.
Далеко
впереди
справа от дороги я
заметил человеческую фигуру.);

– пропуск двоеточия
или тире при обобщающих словах (Но
здравый
смысл, твёрдость
и
свобода, горячее
участие
в чужих бедах и радостях
словом, все её
достоинства точно родились
с ней.)
;

– ошибки, связанные с
выделением знаками препинания обособленных
членов предложения: обстоятельств,
дополнений, определений, приложений
(кроме оборотов скак)(Науки
чуждые музыке были
постылы мне
.Как бедной
мне не горевать. Нас
русских двое
только было. Он быстро шёл
выставляя
вперёд бороду.);

– пропуск знака для
выделения обращения (Поздравляю
друзья с благополучным
завершением работы
.Дорогие
одноклассники
Приходите
на встречу выпускников школы.)
;

– пропуск знака для
выделения наиболее употребительных
вводных слов, вводных и вставных
предложений (Он видимо
был не доволен случившимся. Как
выражаются моряки
ветер
крепчал.)
;

– пропуск запятой для
разделения частей сложносочинённого
предложения (Все ребята хотели тебя
здесь дожидаться
да
я отговорил.)
;

– пропуск знака препинания
для выделения придаточной части в
сложноподчинённом предложении (Всюду
куда ни бросишь
взгляд
ущелье, обрывы.);

– постановка запятой
перед союзом, соединяющимоднородные
придаточные части в сложноподчинённом
предложении(Я бываю в лесу, когда
солнце светит
, и когда
небо покрыто хмурыми облаками.)
;

– ошибки,
связанные с пропуском знака для разделения
частей бессоюзного сложного предложения
(Статные осины
высоко лепечут над вами

длинные
висячие ветки берез едва шевелятся.
Погода была ужасная

ветер
выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово
скажет_
все
смеются.)
;

– пропуск знаков препинания
для выделения прямой речи (
Согласятся, – сказал
я, –
когда узнают Марью Ивановну
.), для отделения её от слов автора(«Ты здоров?» спросил
он
.), а также знаков препинания в
конце прямой речи (при этом пропуск
одного из сочетающихся знаков или
нескольких считается за одну ошибку)(«Чему усмехаешься
спросил он меня.);

– ошибочный выбор знака
между частями бессоюзного сложного
предложения (Сомнений не было
кто-то осторожно приближался
к нам через заросли. Любишь кататься
:
люби и саночки возить.).

Негрубые
пунктуационные ошибки

являются следствием нарушения
второстепенных, чаще негативных
(отменяющих действие основных) правил,
которые приводятся в примечаниях или
выделяются петитом и регулируют норму,
не имеющую широкого распространения
или представляющую частные случаи
постановки знаков препинания.

Негрубые пунктуационные
ошибки
:

– неправильный выбор
конечного знака препинания (Боже мой,
как весело сверкает всё кругом
.
Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную
команду
?);

– постановка точки в
заглавии текста (Зима_);

– постановка тире на
месте нулевой связки, если подлежащее
выражено личным местоимением, а сказуемое
– существительным в Им. п. или если между
подлежащим и сказуемым, выраженными
существительными в Им. п., стоит частица
(Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);

– пропуск знаков препинания
для выделения сравнительных оборотов
(Луг_ как бархат
зеленеет.), обособленных
приложений, присоединяемых словомкак(Мне как лицу
высокопоставленному
не
подобает ездить на конке.
); постановка
запятой перед словомкак, имеющим
значение ‘в качестве’ (Моё молчание
было истолковано
, как
молчание дипломатическое
.);

– употребление запятой
между неоднородными определениями
(Громкий хохот оглашал снежные,
окрестные поля.);

– неправильный выбор
знака препинания при обращении в случаях,
когда эмоциональность высказывания
подчёркивается лексически (“Надя.
Подойди!” – крикнула
мама
.);

– постановка запятой
после частицы опри обращении(О, мой милый,
мой нежный, прекрасный сад.)
;

– пропуск запятых для
выделения поясняющих слов к обращению
при их расчленении (Дедушка,
поздравляю тебя с днём рождения

дорогой!);

– неправильный выбор
знаков препинания для выделения вводных
и вставных единиц (Алексей,
читатель уже знает его,
пристально глядел на молодую
крестьянку.)
;

– обособление
адвербиализованных (перешедших в
наречия) деепричастий (Он шёл,
не торопясь.);

– отсутствие знаков
препинания для выделения обособленных
обстоятельств, выраженных именами
существительными с предлогами благодаря,
согласно, ввиду, в силу
и др.(Благодаря
массе новых впечатлений
день
прошёл для Каштанки незаметно
.);

– ошибочный выбор знака
препинания при прямой речи (Дети
закричали:
«Гроза начинается!»,
и побежали прятаться от дождя.
Проходя мимо, он сказал: »Не забудь
купить билеты».—«Постараюсь», — ответила
я.)
;

– постановка лишней
запятой в сложносочинённом предложении
с общим второстепенным членом или общим
вводным словом (Сквозь дождь
лучилось солнце
, и
раскидывалась радуга от края и до края.
Одним словом, мы опоздали,
и поездка наша сорвалась.).

Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые распространенные ошибки этикета
  • Самые популярные коды ошибок http
  • Самые распространенные ошибки при создании сайта
  • Самые опасные ошибки на компьютере
  • Самые распространенные ошибки при сдаче города