Самые крупные ошибки человечества

Абсолютная точность и надежность в работе — вот две главные характеристики, к которым все инженеры стремятся. Однако, даже самым опытным и квалифицированным специалистам иногда удается допустить существенные ошибки. История заполнена случаями, когда небольшая оплошность инженеров приводила к глобальным катастрофам.

Один из наиболее печально известных случаев случился в 1986 году на Чернобыльской АЭС. В результате неконтролируемой цепной реакции и взрыва ядерного реактора, тысячи квадратных километров земли оказались на десятилетия непригодными для жизни. Эта авария стала катастрофой международного масштаба и заставила весь мир задуматься о безопасности ядерной энергетики.

Еще один грандиозный провал инженеров произошел в 1879 году при строительстве тоннеля Мон-Сен-Мишель между Парижем и Ле Шанрусом. Невнимательность конструкторов и недостаточное изучение геологии привели к тому, что огромные массы песка начали проникать внутрь тоннеля, вызвав обрушение и гибель 2 000 рабочих. Эта катастрофа служила уроком на века для инженеров и напомнила о важности грунтовых исследований.

Ошибка инженера может погубить не только проект, но и человеческие жизни. Каждый раз, когда инженеры совершают ошибку, мир получает урок, заставляющий нас стать более грамотными и ответственными.

Другим примером большой ошибки инженеров можно назвать происшествие на атомной подводной лодке «Курск» в 2000 году. В результате некачественного ремонта торпедного аппарата произошел мощный взрыв, который отключил систему энергоснабжения и затопил отделение экипажа. В итоге погибли все 118 членов команды. Эта трагедия стала тревожным сигналом о необходимости строгого контроля качества выполняемых работ и прогрессивных технологий в инженерии.

Ошибки инженеров учат нас уважать и ценить нашу профессию. Они доставляют не только боль и неудобства, но и приводят к удалению последних границ человеческого совершенства.

Содержание

  1. Ошибки инженеров: самые крупные провалы и их последствия
  2. Судьбоносные недоработки: последствия неизученных рисков
  3. Разрушительные решения: как неправильно подсчитать конструктивные нагрузки
  4. Иллюзия безопасности: когда надежный дизайн не соответствует действительности
  5. Экономия на безопасности: опасные последствия выбора некачественных материалов

Ошибки инженеров: самые крупные провалы и их последствия

Инженеры всегда стремятся к совершенству и созданию инновационных технологий. Однако, увы, никто не застрахован от ошибок. Иногда эти ошибки могут привести к катастрофическим последствиям. Вот несколько самых известных провалов инженерii в истории:

  1. Катастрофа Чернобыля (1986)
  2. Одна из самых серьезных техногенных катастроф в истории. Инженеры совершили ряд ошибок при проведении экспериментов, что привело к взрыву и выбросу радиоактивных веществ. Последствия этой ошибки ощущаются до сих пор. Огромные территории были загрязнены радиацией, местные жители пострадали от рака и других заболеваний.

  3. Катастрофа на Сибирском ядерном полигоне Майак (1957)
  4. Провал инженеров на ядерном полигоне Майак привел к одному из крупнейших выбросов радиоактивных веществ в истории. В результате, около 270 тысяч человек были загрязнены радиацией, а ближайшая территория стала неудачным и местом для проживания многих поколений.

  5. Катастрофа на космическом корабле «Челленджер» (1986)
  6. Космический корабль «Челленджер» разбился вскоре после старта из-за главной причины — отказа одной из уплотнительных колец во время запуска. Решение о запуске было совершено при низкой температуре, которая не соответствовала определенным ограничениям. Погибло все семь членов экипажа.

  7. Катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon (2010)
  8. Нефтяная платформа Deepwater Horizon в Мексиканском заливе затонула после взрыва, вызванного утечкой нефти и газа. Несоответствие в работе систем безопасности, а также ошибки в процессе бурения привели к одной из самых масштабных экологических катастроф в истории. Множество морских животных погибло, а экономика региона была серьезно подорвана.

  9. Катастрофа на Японской атомной электростанции Фукусима-1 (2011)
  10. Землетрясение и цунами привели к аварии на атомной электростанции Фукусима-1 в Японии. Ошибки в проектировании и обслуживании электростанции подтолкнули к ее разрушению и выбросу радиации. Тысячи жителей были эвакуированы, а регион до сих пор борется с последствиями этой катастрофы.

Эти провалы инженеров и их последствия являются напоминанием о том, что все мы несем ответственность за свою работу и что ошибки могут иметь серьезные последствия. Важно извлекать уроки из таких событий и стремиться к большей безопасности и ответственности при проектировании и разработке новых технологий.

Судьбоносные недоработки: последствия неизученных рисков

Инженеры играют ключевую роль в создании современных технологий. Однако, даже самые опытные эксперты иногда могут допускать серьезные ошибки при разработке и реализации новых проектов. Неизученные риски могут приводить к катастрофическим последствиям, которые могут затрагивать не только проект, но и жизни людей.

Одним из знаменитых примеров такой недоработки стала авария на Чернобыльской АЭС. В 1986 году, в результате эксперимента, проходившего без должного исследования и проверки, произошел взрыв ядерного реактора, что привело к крупнейшей ядерной катастрофе в истории человечества. Это происшествие не только привело к гибели многих работников энергетической станции, но и имело долгосрочные последствия для здоровья и окружающей среды.

Еще одним примером является недоработка в дизайне космического шаттла «Челленджер». В 1986 году, вскоре после старта, шаттл разорвался в воздухе из-за поломки одной из уплотнительных колец на боковом топливном баке. Это привело к гибели семи астронавтов, включая учителя Кристу Маколлиф.

Эти и другие случаи демонстрируют, насколько важно тщательно изучать и учитывать все возможные риски при проектировании и разработке технологий. Недостаточное внимание к деталям и несоблюдение безопасных процедур может приводить к катастрофическим последствиям. Инженеры должны быть готовы не только к техническим задачам, но и к анализу и управлению рисками, чтобы избежать судьбоносных ошибок.

Чтобы избежать повторения подобных недоработок в будущем, инженеры должны быть осведомлены о предыдущих катастрофах и изучать их причины. Они должны прилагать максимум усилий, чтобы предотвратить возможные риски и разрабатывать технологии, которые максимально безопасны для пользователя и окружающей среды.

Разрушительные решения: как неправильно подсчитать конструктивные нагрузки

История знает много случаев, когда инженеры допускали ошибки в расчетах нагрузок, что приводило к катастрофическим последствиям. Один из таких случаев произошел в 1981 году в Канаде.

В ходе строительства отеля «Walkways» в городе Канмор, инженеры неправильно рассчитали нагрузки, которые могут возникнуть на конструкцию. В результате, во время открытия отеля произошло падение двух железнодорожных пешеходных мостков, соединявших отель с соседним торговым центром. В результате катастрофы погибли 114 человек, а еще более 200 были ранены.

Другой пример проявления неправильных расчетов нагрузок можно увидеть в истории авиации. В 2003 году, во время полета шаттла «Колумбия», произошло разрушение интенсивного нагрева конструкции, вызванного попаданием нескольких кусков пены изоляционного материала во время запуска. Инженеры не смогли правильно оценить возможные последствия попадания кусков пены, что привело к гибели всех членов экипажа.

Такие примеры показывают, как важно правильно подсчитывать конструктивные нагрузки и не допускать ошибок в расчетах. Инженеры должны уделять этому аспекту особое внимание, чтобы предотвратить разрушения и катастрофы, которые могут произойти из-за неправильного расчета нагрузок.

Название Год Место Последствия
Отель «Walkways» 1981 Канада, Канмор 114 погибших, 200 раненых
Шаттл «Колумбия» 2003 США, Техас Гибель экипажа

Иллюзия безопасности: когда надежный дизайн не соответствует действительности

Инженеры всегда стремятся создать надежные и безопасные конструкции. Однако, иногда даже самые продуманные проекты могут иметь скрытые недостатки, которые в конечном итоге приводят к серьезным последствиям.

Одним из самых известных примеров иллюзии безопасности является катастрофа Титаника. Безусловно, корабль считался непотопляемым, ведь его дизайн учитывал множество факторов, которые должны были обеспечить его безопасность, такие как отсеки для предотвращения проникновения воды, прочные стены и даже заглушки для предотвращения распространения пожаров. Однако, помимо этих мер, конструкция корабля была еще недостаточно безопасной.

Во-первых, Титаник был построен слишком близко к воде. Это позволило волнам проникать в открытые и пустые отсеки, что привело к тому, что корабль начал тонуть быстрее, чем ожидалось.

Во-вторых, недостаточное количество спасательных шлюпок на борту Титаника также сыграло свою роль в катастрофе. Дизайнеры считали, что корабль не нуждается в достаточном количестве шлюпок, потому что он считался изначально безопасным. Однако, при затонувшем корабле оказалось, что спасательных шлюпок было гораздо меньше, чем нужно для эвакуации всех находившихся на борту.

Катастрофа Титаника — это яркий пример того, как самый надежный дизайн может привести к большим ошибкам и серьезным последствиям. Инженерам всегда необходимо помнить, что безопасность не должна быть иллюзорной, и при проектировании конструкций необходимо учитывать все возможные риски и потенциальные уязвимости.

Экономия на безопасности: опасные последствия выбора некачественных материалов

Один из самых известных примеров такой экономии на безопасности произошел в 1981 году в Канаде. Возведение отеля «Hyatt Regency» в городе Канзас-Сити входило в список крупных проектов того времени. В процессе строительства было принято решение сэкономить на качестве и выборе материалов для подвесного потолка в одном из балльных залов.

Инженеры решили использовать дешевые сварные скобы вместо более надежных гаек. Это привело к тому, что в 1981 году во время проведения коктейльной вечеринки в балльном зале потолочная конструкция рухнула, убив 114 человек и тяжело ранив еще более 200 гостей. Расследование выявило, что использование скоб вызвало увеличение нагрузки на конструкцию, в результате чего обрушился потолок.

Этот случай подтверждает, что экономия на материалах и компонентах может привести к катастрофическим последствиям. Качество и надежность являются ключевыми факторами в инженерии, особенно когда речь идет о безопасности людей. Малейшее пренебрежение этими принципами может вылиться в серьезные потери: человеческие жизни и имущество.

Также, следует отметить, что выбор некачественных материалов и компонентов может привести не только к непосредственным катастрофам. Нечуткое отношение к безопасности может создавать постоянные угрозы и риски для людей. Это часто влечет за собой необходимость дополнительных инвестиций для исправления ошибок и замены некачественных компонентов после их отказа.

В итоге, осознание важности качества и безопасности, а также правильный выбор материалов и компонентов оказывается важным фактором в инженерии. Экономия на безопасности может привести к катастрофическим последствиям и негативно сказаться на репутации специалистов и организаций. Приоритетом всегда должна быть безопасность и защита жизни и здоровья людей.

Самые большие ошибки человечества — статуи острова Пасхи, Пизанская башня, Аляска, Сараевское убийство.

Статуи острова Пасхи

Именно строителей статуй моаи обычно винят в исчезновении деревьев с некогда райского уголка нашей планеты – острова Пасхи. Исследования острова подтвердили – когда-то здесь была обильная растительность и густые леса. Сегодня остров лыс и напоминает неподнятую целину.

Вырубка лесов началась сразу после заселения острова. Население росло, а древесина использовалась для строительства домов, каноэ, топлива и переноса огромных статуй моаи. В результате приблизительно к 1600 году здесь почти не осталось деревьев. К этому же периоду относится и прекращение строительства статуй.

Стоит ли говорить, что уничтожение лесов очень отразилось на жизни островитян и микроклимате самого острова. Отныне людям приходилось селиться в пещерах или сооружать хлипкие домишки из тростника. Печальная участь ждала и рыболовство – с исчезновением деревьев не из чего стало строить каноэ. «Облысение» острова привело к тому же к сильной эрозии почвы, поэтому существенно снизились и урожаи. Количество населения стало таять, а после – и деградировать: началась вражда между племенами, появились рабство и каннибализм.

Между тем не все ученые считают, что к катастрофе привела только лишь бездумная вырубка лесов: ученый Терри Ханта, например, полагает, что деревья с острова исчезли благодаря полинезийским крысам (завезенным первыми поселенцами), которые и подъели семена растений.

Статуи острова Пасхи / ©Flickr

Пизанская башня

Автором проекта Пизанской башни является архитектор Бонанно Пизано. Строительство началось в 1173 году и продолжалось аж до 1360 года, правда, с большим перерывом. В свое время считалось, что наклон башни – оригинальная идея ее архитекторов, но сегодня, конечно, это предположение представляется маловероятным. Инженерное решение было ошибочным изначально: фундамент башни слишком мал и не рассчитан на мягкую почву города Пизы.

Башня начала кренится сразу – еще в процессе строительства – и продолжала наклоняться вплоть до 2008 года. Сама башня наклонена, а вот колокольня, увенчивающая ее верх, стоит более ровно.

Пизанская башня / ©Flickr  

«Титаник»

Едва ли «Титаник» стал бы легендой, если бы на его борту оказалось достаточное количество шлюпок, и все пассажиры бы спаслись. По проекту на «Титанике» должно было разместиться 48 шлюпок, однако, по настоянию владельцев лайнера, которые были уверены в его непотопляемости, их число было сокращено до 20. Эта вавилонская самонадеянность, как известно, и погубила жизни почти 1500 человек, которые ушли на дно Атлантики вместе гигантским пароходом.

Останки “Титаника”, найденные на дне Атлантики / ©Flickr

Сараевское убийство

Именно оно, как известно, стало поводом к объявлению Первой мировой войны. 28 июня 1914 года эрцгерцог австрийский Франц Фердинанд прибыл в Сараево – столицу Боснии и Герцоговины, возвращаясь в Австрию после военных учений.

В тот злополучный день эрцгерцог ходил по острию ножа. Когда кортеж Фердинанда направлялся в сторону городской ратуши, 19-летний террорист Неделько Габринович метнул в сторону автомобиля наследника австрийского престола гранату. Но водитель заметил это и успел резко набрать скорость, в результате граната пролетела мимо и взорвала автомобили, следовавшие сзади. Несколько осколков попало и в машину Фердинанда, но никто из ее пассажиров не пострадал.

Участвовавший в торжественной встрече в ратуше один из придворных эрцгерцога барон Морсе предложил австро-венгерскому наместнику Боснии и Герцоговины Оскару Потиореку разогнать людей на улицах (после торжества Франц Фердинанд вместе с супругой намерен был посетить госпиталь, куда привезли раненых в результате первого покушения). На что Потиорек ответил: «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?»

Но тот же Потиорек забыл сообщить шоферу эрцгерцога об изменении маршрута, по которому машина Франца Фердинанда должна была ехать в госпиталь, и тот свернул не на ту улицу. Когда же Потиорек заметил ошибку и водитель стал разворачивать машину, к автомобилю внезапно подскочил 20-летний террорист Гаврило Принцип и выстрелил в супругу эрцгерцога, а затем и в него самого. Спустя месяц Австро-Венгрия, обвинявшая в причастности к покушению Сербию, объявила этой стране войну – это стало началом Первой Мировой войны.

Эрцгерцог австрийский Франц Фердинанд / ©Flickr

Аляска

7,2 млн долларов золотом – именно во столько обошлась Аляска Соединенным Штатам Америки в 1867 году – карманные деньги для какого-нибудь акционера ОАО «Газпром» в наши дни. Примерно в это же время на Аляске было обнаружено золото, которого за годы золотой лихорадки было добыто здесь примерно 1000 тонн. По ценам на апрель 2005 года цена на это золото составила 13-14 млрд долларов.

“Русская Америка” / ©Flickr

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Грандиозные ошибки инженеров

Всем людям свойственно ошибаться. Чаще всего – это не так уж страшно, во всяком случае, если речь не идет об инженерных расчётах. Ошибку инженера не просто нельзя простить. Очень часто такая ошибка может стоять больших денег, ресурсов и даже человеческих жизней. Сегодня же, речь пойдёт о семи самых больших и страшных ошибках инженеров, которые, по счастью, не привели к человеческим жертвам.

1. Мост Конституции в Венеции

Грандиозные ошибки инженеров

Выглядит конечно красиво.

Венеция – прекрасный город каналов, мостов и гондол. Даже зная о том, что собой представляет Венеция только на словах, не сложно предположить, что мостов там очень много! Однако есть один «особенный», который уже запомнили, как пример дичайшего инженерного провала. Речь идет о мосте Конституции, который задумывался в свое время, как один из самых красивых и современных.

Грандиозные ошибки инженеров

Треть моста – ступеньки

Мост был построен в 2008 году. Основными материалами стали бетон, сталь и стекло. Из последнего, к слову, сделана большая часть покрытия моста. Мост должен был связать железнодорожный вокзал и автобусную станцию.
К сожалению, так уж получилось, что одна треть моста – ступеньки. Пройти по ним с чемоданом на колесиках – настоящее «приключение». Хуже того, ступеньки оказались очень неудобными и даже опасными. Когда идет дождь, снег или случается туман, мост становится невероятно скользким. Безопасности ему не добавляет и общий наклон конструкции.

2. Bridgewater Place в Лидсе

Грандиозные ошибки инженеров

Злосчастный небоскреб.

Сегодня уже трудно удивить кого-то высоким небоскребом. Зато, можно удивить небоскребом, способным влиять на погоду! Вообще, то, что здания и в частности небоскребы могут усиливать ветра, было известно давно. Однако этот факт никак не был принят во внимание создателями центра Bridgewater Place, построенного в Лидсе, Великобритания в 2006 году.

Сразу после открытия, злосчастный небоскреб окрестили «возбудителем ветров», а также дали ему обидную кличку «Далек», в честь расы мутантов из сериала «Доктор Кто». В 2008 году, небоскребу вручили приз, как самому уродливому зданию в Европе.

Грандиозные ошибки инженеров

Проезд ограничили.

К сожалению, внешний вид – это даже не полбеды. «Возбудителем ветров» Bridgewater Place прозвали не просто так. Дело в том, что после его строительства, ветры вокруг здания усилились настолько, что буквально сдували людей. Несколько человек из-за этого даже покалечились. А после того, как ветер перевернул несколько машин на парковке у Bridgewater Place, движение у небоскрёба и вовсе ограничили.

3. Поезда

Грандиозные ошибки инженеров

Они просто не влезли на станции.

Это не очень смешно, но казусы с инженерами, работающими над проектировкой поездов, случаются чаще, чем со всеми остальными. Прецедентов много. Один из последних произошел во Франции, в 2014 году. Там власти заказали 2 тысячи новых вагонов. В итоге, вагоны были сделаны, но оказались слишком большими! Они просто не могли поместиться между платформами большинства станций в стране.

4. Подводная лодка

Грандиозные ошибки инженеров

Ошибаются даже в субмаринах.

Техника – штука тонкая. Ошибки при ее проектировании не допустимы! Тем не менее, они случаются. Показательным примером в этом отношении стал проект правительства Испании по созданию новых подводных лодок класса S-80+. Все шло по плану, однако когда начали собирать первую подводную лодку, оказалось, что она на 68 тонн тяжелее, чем должны была быть. Проверка помогла выяснить, что кто-то из инженеров допустил незначительную синтаксическую ошибку, при проектировании. Ошибку, которая едва не похоронила проект.

Грандиозные ошибки инженеров

Ошибка была в одну запятую.

Новые расчёты показали, что получившаяся субмарина сможет плавать на воде. Однако первое погружение, станет последним, так как всплыть лодка уже не сможет. Решили ситуацию изящно – просто удлинили получившуюся лодку на несколько метров.

5. Заповедник падающих домов

Грандиозные ошибки инженеров

Кривые дома в Сан-Паулу.

Город Сантос, расположенный в Бразилии и лежащий недалеко от Сан-Паулу, помимо всего прочего печально известен своим «заповедником падающих домов». Все дело в том, что почти все высотные жилые дома в центре города, а также на побережье построены криво. Буквально – криво. Местами крен достигает трех метров! Вышло так из-за целой череды инженерных ошибок, во время строительного бума. Дома были построены без учета специфики местной песчано-глиняной почвы. Стоит пояснить, что дома на такой почве можно строить только на очень глубоких сваях, чего и не было сделано.
И хотя выглядит все это ужасающе, стоит принять во внимание, что там очень дешевая недвижимость!

6. Танцующий мост

Грандиозные ошибки инженеров

Злосчастный мост Миллениум.

Наверняка многим доводилось слышать, про «танцующий мост» в Волгограде, в России. Впрочем, тамошний мост далеко не уникальный в своем горе. Есть похожий неудачник и в Лондоне. Речь идет про пешеходный мост «Миллениум», который соединяет два берега Темзы. Сразу после открытия, мост закрыли на ремонт. Оказалось, что его слишком сильно трясет во время большого скопления людей.

В Волгограде:

А вот в Лондоне:

Несмотря на то, что мост укрепили и стабилизировали (при помощи гасителей колебаний), власти до сих пор закрывают его для пешеходов в слишком ветреную погоду.

7. Забытый город

Грандиозные ошибки инженеров

Забытый город в Париже.

В заключение хочется рассказать про целый жилой квартал в Париже, созданный по проекту архитектора Эмиля Айоё, который окрестил свое детище, не много не мало – городом будущего. В итоге вышел «забытый город будущего». Построен комплект был еще в 1977 году. Единственным «грехом» зданий оказалась их очень необычная форма, из-за которой почти никто не хочет покупать в них квартиры. Живут в этом комплексе преимущественно пенсионеры.

1. Практика большого взрыва
18591-ZGMzZDUyZmNkNg
Ошибка: изотоп 7Li, который считали инертным, на самом деле оказался активным.
Последствия: радиационное заражение атолла Бикини – крупнейшее заражение территории в истории США.

Ядерное бомбостроение на заре своей было делом суетливым. То есть о том, чтобы все рассчитать и прикинуть сначала на бумаге, не шло и речи: надо было срочно взрывать. Иначе соперники по ядерной гонке обойдут сразу на два корпуса, и взрывать уже будет некому.
Таким образом, когда американские ученые готовились испытать свою первую водородную бомбу на атолле Бикини, они очень торопились и не слишком заботились о безопасности. Атолл представлял собой райское местечко с кокосовыми пальмами (выходит, не мы первые придумали поездки в экзотические места под видом командировки). Местных жителей на всякий случай вывезли на соседний остров, соорудили бар под пальмами – в общем, все шло по плану.
Взрыв должен был потянуть где-то на 6 мегатонн и без радиации. Все-таки бомба была водородная. Но, откровенно говоря, состав этой самой бомбы был экспериментальным. Насчет изотопа 6Li, составлявшего 40% начинки, уже было известно, что он включится в реакцию и бахнет, а вот 7Li, который заполнял остальные 60%, считался инертным изотопом, который ничего в сущности не меняет.
Как ты наверняка понял, не тут-то было! В реакцию вступили оба изотопа, причем с такой силой, что началось расщеп­ление урановой оболочки с выделением крайне радиоактивных элементов! Взрыв в итоге получился в 2,5 раза сильнее, чем планировалось, образовался кратер диаметром 2 км, грибовидное облако достигло 40 км в высоту. Попутно райский атолл стал абсолютно непригоден для жизни, а местное население, в ужасе сгрудившееся на соседнем острове, хватануло изрядную дозу радиации. Несчастные бикинийцы до сих пор болеют и ютятся по чужим территориям, пытаясь добиться очистки своей родины. Однако дело это, увы, безнадежное.

2. Забытая заначка
18588-OWI2MThjN2E1ZA
Ошибка: в вино добавили слишком много дрожжей и забыли его в темном углу винодельни.
Последствия: шампанское!

Возможно, это просто рекламная легенда о шампанском «Дом Периньон», но нам хочется верить, что не все ошибки приводят к трагедиям, некоторые – совсем даже наоборот. Поэтому вот тебе замечательная застольная история про рассеянного монаха Пьера Периньона, который жил в XVII веке в аббатстве Овилле и заведовал там винным погребом. Большую часть погреба занимало классическое красное вино, которое, честно говоря, на виноградниках аббатства получалось так себе, слишком уж кислое. Тем не менее Пьер очень старался исправить этот недостаток: то сахара добавлял побольше, то дрожжей сыпал от души. Но ему все никак не удавалось найти нужную пропорцию. Работа у зав­погребом, сам понимаешь, вредная, поэтому не стоит удивляться, что иногда случались и огрехи. Однажды глубокой осенью наш бенедиктинец разлил по бутылкам не самую удачную партию вина, поставил ее в углу винодельни, да и забыл там до лета. Знойным июньским полднем Пьер все-таки забрел в тот закуток и всплеснул руками. От жары и слишком большого количества дрожжей вино забродило по второму разу, в нем образовались газы, и все, кроме одной бутылки, взорвались вдребезги. Монах осторожно откупорил самую стойкую бутыль, отхлебнул – и выбежал из винодельни с совершенно круглыми глазами, оглашая монастырь криками: «Я пью звезды! Братия, идите скорей сюда!» Так был изобретен способ повторной ферментации вина и самое дорогое шампанское планеты.

3. Это прорыв
18583-NGY0ZjFmYjBlNw
Ошибка: инженер Уильям Малхолланд решил увеличить высоту плотины Сент-Фрэнсис на 3 метра.
Последствия: самое страшное наводнение, происшедшее по вине человека.

Уильям Малхолланд представлял собой воплощение американской мечты. Инженер-самоучка с мертвой деловой хваткой сумел подмять под себя все крупнейшие гидротехнические проекты штата Калифорния. В 1924 году Малхолланд получил в свое распоряжение стройку века – плотину Сент-Фрэнсис, которая должна была перегородить одноименное ущелье и сформировать основной резервуар для обеспечения Лос-Анджелеса питьевой водой. Объем резервуара – 39 млн куб. м. Когда плотина была уже почти готова, Малхолланд решил увеличить ее высоту на 3 метра, доведя размер водохранилища до 42 млн куб. м. При этом толщину плотины решено было оставить прежней, чтобы вписаться в бюджет. Осенью 1927 года строительство Сент-Фрэнсис было завершено, и резервуар начал заполняться водой. 7 марта 1928 года вода достигла максимальной отметки, плотину ввели в эксплуатацию. Через несколько дней после открытия инженеру позвонил сторож Сент-Фрэнсиса и попросил приехать на объект – посмотреть на странные трещины, появившиеся у основания. Малхолланд съездил и постановил, что трещины – обычное явление при вводе в строй гигантских плотин. А в ночь с 12 на 13 марта плотина Сент-Фрэнсис была снесена потоком воды, который сформировал волну высотой 38 метров и двинулся к океану со скоростью 8 км/ч. С лица земли было смыто пять городов, гидроэлектростанция, бессчетное число автомобилей. Точное количество жертв не известно, приблизительно 450 человек. Сразу после инцидента Малхолланд заявил: «Я завидую тем, кто умер в потоке. Не ищите виновных: я виноват во всем!»

4. Последний полет
18587-ZjhmYzFiOGZkMg
Ошибка: старт шаттла «Челленджер» при температуре на 1 градус ниже минимально допустимой.
Последствия: первая космокатастрофа в прямом эфире, перенос приоритета с человеческого освоения космоса в США на механическое.

За стартом шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года следила вся Америка, ведь на борту челнока впервые летела «туристка» – Криста Маколифф, победительница программы «Учитель в космосе». Между тем в космическом закулисье инженеры ныли, что резиновые уплотнительные кольца шаттла плохо функционируют при отрицательных температурах, что по-хорошему надо бы подождать 12 градусов тепла. Тем не менее утром 28 января при температуре –2 С° «Челленджер» стартовал. Через 73 секунды резиновое уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя разорвалось, горячие газы проникли наружу и привели к взрыву топливного бака. Прочертив по небу огненно-дымную дугу, шаттл развалился на куски и рухнул в Атлантический океан. Американская космическая программа была приостановлена на 2,5 года. Впоследствии США сделали ставку на увеличение количества космических спутников, а не космонавтов.

5. Трудности перевода
18586-NGY5YzhlNzYwOQ
Ошибка: неправильно переведенное слово.
Последствия: бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

В июле 1945 года Вторая мировая война фактически подходила к концу. Последним несгибаемым врагом стран антигитлеровской коалиции оставалась Япония. На конференции в Потстдаме японцам было предъявлено требование немедленно капитулировать, в противном случае союзники обещали перейти к «решительным действиям». Международные журналисты в Токио не находили себе места, мечтая первыми сообщить о японском решении. Однако правительство Страны восходящего солнца не спешило с ответом. В эти напряженные недели в Токио американским репортерам удалось подловить премь­ера Кантаро Судзуки и спросить его, что же думает Япония по поводу ультиматума. Господин Судзуки сделал непроницаемое выражение лица и буркнул: «Мокусатсу». Одно из значений этого слова – «игнорировать». Новость отправилась немедленно по всем каналам в США и вышла на первых полосах газет: «Япония игнорирует Потсдамский ультиматум!» А ведь есть и другое значение – «оставаться в нейт­ральном и мудром молчании». То есть премьер на самом деле имел в виду, что правительство еще думает, но явно переоценил лингвистические познания американских журналистов. Стоило господину Судзуки действительно остаться в мудром молчании, и мировая история могла бы пойти совсем другим путем. А так Америка мгновенно отреагировала: появился прекрасный повод испробовать «Малыша» и «Толстяка» в действии. Из-за маленькой ошибки журналистов мир узнал, что такое боевое использование ядерного оружия.

6. Целебная грязь
18589-YzdmZTc3ZDUxYQ
Ошибка: Александр Флеминг забыл помыть чашку Петри.
Последствия: люди научились лечить сифилис, ну и еще кое-что по мелочи.

Конечно, наш список был бы неполным без знаменитой истории об открытии пенициллина. Если вдруг ты не знаешь, как было дело, мы с удовольствием расскажем. Шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 году пренебрег регламентом лаборатории и вместо того, чтобы помыть за собой посуду, оставил на окне чашку Петри со стафилококками. На следующий день нерадивый исследователь обнаружил в чашке не только родных стафилококков, но и какую-то чужеродную плесень, безжалостно уничтожавшую первоначальных жильцов. Впоследствии Флеминг догадался, что плесень – это на самом деле грибок Penicillium chrysogenum, из которого можно получать очень полезный пенициллин. Так в наш мир пришли первые антибиотики. Кстати, они не только вывели медицину на совершенно иной уровень, но и поспособствовали появлению самых экзотических подвидов стафилококков, о которых в допенициллиновую эпоху и помыслить было страшно.

7. Если гол оказался вдруг…
18585-NDc5OGE0ZjRmMw
Ошибка: судья не засчитал гол.
Последствия: самая кровопролитная давка в истории спортивных состязаний.

24 мая 1964 года в столице Перу Лиме проходил финальный отборочный матч, на котором должна была определиться команда – участница Олимпийских игр в Токио. Хозяевам стадиона, мягко говоря, не повезло с жеребьевкой: перуанская команда играла с аргентинцами. Те ожидаемо забили необходимый гол на первых минутах. Но произошло чудо: перуанцы принялись защищаться как дьяволы, не пропуская ни одного мяча, а за две минуты до конца матча перуанец Бертолотти Андрес забил гол в аргентинские ворота! Стадион бесновался. И тут судья… отказался засчитать гол. Перуанские болельщики зашлись от свиста. На трибунах начались потасовки, на северной стороне они переросли в массовую драку. Туда устремилась полиция со слезоточивым газом, спровоцировав настоящую панику. Однако двери стадиона по странному приказу дирекции были наглухо заблокированы. В итоге Национальный стадион Перу стал местом, где произошла самая страшная давка за всю историю спортивных состязаний. В общей сложности погибло 318 человек. А все из-за того, что один вредный судья не засчитал гол.

8. Не втыкай – убьет
18582-Y2I3M2M3MTlhZQ
Ошибка: палка, воткнутая в сугроб.
Последствия: лавина, уничтожившая половину армии Ганнибала при переходе через Альпы, и несостоявшееся завоевание Рима.

Ганнибал Барка, карфагенский полководец, был известен как величайший стратег своего времени. Именно он в 218 году до н. э. придумал перелезть с армией через Альпы, чтобы спуститься противнику как снег на голову*. Так вот, Силий Италик уверяет, что, несмотря на всю дикость затеи, карфагенские войска справлялись со скалолазанием весьма неплохо. Даже страшно подумать, что было бы, если бы Ганнибал перед штурмом очередного склона не воткнул палку в сугроб, чтобы доказать его прочность. Как ты, собственно, уже понял, последовал сход лавины, которая погребла под собой почти половину армии незадачливого полководца. В итоге из 38 тысяч солдат, 8-тысячной конницы и 37 слонов до Италии добрались 20 тысяч пехотинцев, 4 тысячи кавалеристов и три «элефанта». Однако даже с этими силами Ганнибал умудрился одержать несколько быстрых тактических побед и дошел почти до центра страны, где его задержали болота. Многие историки не сомневаются, что, если бы карфагенская армия перешла через Альпы с минимальными потерями, не видать бы нам ни Колизея, ни салата «Цезарь», ни самой Римской империи. А жили бы на этом месте гордые карфагеняне (по сути, тунисцы) с полумесяцем на гербе.

9. Где эта бумажка?
x_3b9e5848
Ошибка: офицер армии конфедератов засунул директиву в портсигар и потерял его на стоянке.
Последствия: начало отступления южан, победа Севера, отмена рабства.

Неизвестно, чем бы закончилась война Севера и Юга (и как бы выглядел фильм «Унесенные ветром»), если бы генерал армии Конфедерации Дэниэль Харви Хилл не имел преглупую привычку засовывать важные бумажки в свой портсигар. Однажды на стоянке в Мэриленде Харви Хилл получил от главнокомандующего южными силами генерала Роберта Ли приказ № 191 – план ближайшего наступления конфедератов. Все было расписано очень подробно. Харви Хилл почитал, закурил и… сделал сам понимаешь что. А потом портсигар выпал у него из кармана и остался идиллически лежать под деревцем. Там спустя пару дней после того, как южане ушли со стоянки, его и нашел капрал республиканской армии Бартон Митчелл. Бартон немедленно отнес бумажку начальству. По свидетельству очевидцев, командующий Потомакской армией Джордж Маккелан воскликнул: «Если с этим документом я не начищу морду генералу Ли, можете отправлять меня домой!» И он начистил, да так, что битва при Энтитеме, выигранная республиканцами с помощью приказа № 191, стала самым кровавым однодневным сражением в американской истории, навсегда отбросившим конфедератов с северных территорий.

10. Роковая близость
18590-YmU4ZjI3YmQwOQ
Ошибка: цинковая труба городской системы водоснабжения проходила слишком близко от стальной трубы, по которой в бензоколонку подавалось топливо.
Последствия: 10 взрывов, уничтоживших половину города Гвадалахара.

Нельзя сказать, что солнечным утром 22 апреля 1992 года в районе Аналко города Гвадалахары ничто не предвещало беды. Жители почувствовали неприятности еще за несколько дней до трагедии, когда вода из крана стала отчетливо пахнуть бензином (согласись, это не может не насторожить). Однако власти объявили, что ничего страшного в этом нет, на водозаборной станции вроде все в порядке. В 10 часов утра 22 апреля крышки канализационных люков на улице Алдама стали сами собой подпрыгивать, из-под них повалил густой белый дым. В 10.05 прогремели два первых взрыва, которые обрушили сразу несколько домов на улицах Алдама и Кальзада Индепенсия. Третий взрыв в 10.08 поднял в воздух пассажирский автобус, который, несколько раз перевернувшись, опустился прямо в центр оживленного перекрестка. Взрывы следовали один за другим, и район Аналко превратился в филиал ада, где все рушилось и горело, а люди в панике носились по улицам, не зная, куда бежать. В конце концов все скопившиеся в канализации пары бензина либо взорвались, либо вышли на поверхность. Гвадалахара начала приходить в себя и подсчитывать жертвы. В общей сложности погибло 252 человека, 15 тысяч остались без крова. Виной тому оказалась маленькая оплошность рабочих, чинивших городской водопровод. В одном месте они положили новые оцинкованные трубы практически вплотную к стальным трубам бензоколонки. При соприкосновении стали и цинка в условиях повышенной влажности трубы разрушились, и бензин начал поступать в городскую систему водоснабжения. Что стало источником искры, запустившей серию взрывов, так и осталось неизвестным. Не хотим портить тебе излюбленную традицию, но, возможно, истинным виновником гвадалахарского ада был безвестный любитель бросить непотушенную сигарету в унитаз.

Ошибаются все, но одни ошибки приводят к более серьёзным последствиям, нежели другие. Будь то крупная компания или единственный человек, некоторые действия — как импульсивные, так и хорошо обдуманные — могут привести к серьёзным неприятностям.
Пожары, уничтожающие дома и жизни людей, начинаются с одной искры. Многолетние расчёты профессионалов высокого класса оказываются неверны, и огромные суммы уходят в никуда. Самолёты падают из-за инженерных просчётов и человеческого фактора. Перед вами — несколько крупных технологических ошибок из истории человечества.

Озеро Пенёр

Озеро Пенёр, расположенное в штате Луизиана, было пресным до 21 ноября 1980 года. Компания Wilson Brothers Corporation пыталась найти нефть под дном озера, а вместо этого нашла соляную шахту, принадлежавшую другой компании. Шахту затопило, озеро обмелело, и его заполнила солёная вода из канала Делькамбр. Единственный плюс — во время катастрофы не один человек не пострадал.

Сосна Прометей

Сосна по имени Прометей, одно из старейших деревьев мира возрастом в 5 тысяч лет, была срублена в 1964 году географом Дональдом Карри. Он изучал климатические изменения в эпоху Малого ледникового периода, занимаясь дендроклиматологией. Прометея срубили вполне официально, со всеми разрешениями от местных властей, и лишь потом удалось установить его истинный возраст.

Kong Gumi

Японская компания Kong Gumi, в основном занимавшаяся строительством буддистских храмов, являлась старейшей непрерывно существующей фирмой в мире. Она безостановочно функционировала почти полтора тысячелетия — с 578 года! Увы, из-за ряда ошибок в 2006 «Конго гумми» была поглощена другой корпорацией, а в 2007 обанкротилась.

Apple

Многие знают, что знаменитую Apple основали Стив Возняк и Стив Джобс, но третий человек — Рональд Уэйн — зачастую остаётся в тени. А ведь именно он придумал первый логотип компании и написал первое руководство для Apple I. В 1976 году Уэйн продал принадлежавшие ему 10% от Apple за 800 долларов. Если бы он подождал около 30 лет, то его доля стоила бы примерно 35 миллиардов долларов.

Хаббл

Телескоп «Хаббл», запущенный на орбиту в 1990 году, был одним из наиболее дорогостоящих космических проектов своего времени. И лишь через пару недель после запуска выяснилось, что его главное зеркало оказалось дефективным и передавало изображение значительно хуже, чем ожидалось. Установить на «Хаббл» систему, корректирующую дефект, удалось лишь через три года.

Кедровый пожар

Один из самых ужасающих пожаров в истории Калифорнии случился в 2003 году. Так называемый «Кедровый пожар» выжег более тысячи квадратных километров земли, уничтожив около трёх тысяч домов и убив пятнадцать человек. Причём начался он с одной неудачной сигнальной ракеты, запущенной заблудившимся охотником.

Австрийское войско и дружественный огонь

17 сентября 1788 года, во время австро-турецкой войны 1787−1791 гг., случилась битва при Карансебеше — пожалуй, ярчайший пример «дружественного огня» в истории. В австрийском войске начались стычки пьяных солдат, которые стихийно переросли в массовую панику. Когда турки прибыли на поле боя через два дня, то обнаружили там 10 тысяч раненых и убитых австрийских солдат, остальная армия разбежалась.

Уничтожение воробьёв в Китае

Одной из причин Великого Китайского голода 1959−1961 годов, из-за которого погибло около 15 миллионов человек, послужила знаменитая кампания по уничтожению воробьёв. За неполные полгода в Китае истребили около 2 миллиардов птиц, что привело к многократному увеличению поголовья гусениц и саранчи. Когда власти осознали свою ошибку, было уже поздно.

Штраф, выписанный будущему боссу Netflix

В 1997 году Марк Рэндольф забыл вернуть кассету в прокатный пункт, принадлежавший фирме Blockbuster, и вынужден был заплатить штраф в 40$. Это настолько его задело, что он стал сооснователем Netflix — компании, поставляющей фильмы на заказ. Она не только разорила Blockbuster, но и стала одной из самых известных мультимедийных компаний в мире, стоящей на сегодняшний день около 40 миллиардов долларов.

Небрежность пекаря, уничтожившая Лондон

Великий пожар в Лондоне 1666 года, уничтоживший 13500 домов и 87 церквей, включая Собор святого Павла, начался в пекарне Томаса Фарринера на улице Паддинг-лейн. В те времена было распространено мнение, что поджог совершил французский шпион, но вероятнее всего возгорание произошло по причине небрежности пекаря.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые распространенные акцентологические ошибки
  • Самые популярные лексические ошибки
  • Самые дорогостоящие ошибки
  • Самые известные ошибки переводчиков
  • Самые известные врачебные ошибки