Самые большие ошибки на работе

На собеседовании вам говорят: «Расскажите про ошибку, которую вы совершили». «Про самую большую неудачу в вашей карьере, жизни». «Про какой-то свой неуспешный, неудавшийся проект». «Проект, который вы провалили». Или спрашивают: «Как вы справляетесь с неудачами? Приведите пример». И тому подобное.

Эта статья о том, как ответить на эти вопросы.

Подобные вопросы задают, потому что хотят узнать ваше отношение к ошибкам и неудачам. И если работодателю понравится ваша реакция, она совпадет с тем, как он хочет, чтобы сотрудники реагировали на неудачу, то ответ будет засчитан, как правильный.

Т.е в этой статье я расскажу, что и как стоит отвечать, чтобы у вашего ответа было больше шансов быть засчитанным, как «правильный».

Итак, первый вопрос «Расскажите про ошибку, которую вы совершили».

Если вам задали вопрос про ошибку, лучше на него ответить. Ответ «Я никогда не делаю ошибок» вызовет недоверие и связанное с этим подозрение, что человек что-то скрывает.

Покажите, что вам нечего скрывать. Все совершают ошибки. Просто нужно найти такую, о которой не стыдно рассказать. И обязательно сказать, как ее исправили и чему научились.

Если вам говорят на собеседовании: «Нам нужен человек, который учится на чужих ошибках».

Вы говорите: «На чужих ошибках я тоже учусь. Но и свои совершать не боюсь». Френк Вильчек (американский физик, лауреат Нобелевской премии (2004) сказал: «Если вы не делаете ошибок, значит вы решаете слишком простые задачи. И это большая ошибка».

Поэтому, если вас попросили рассказать про ошибку, расскажите! Но про небольшую и, желательно, сделанную в начале карьеры. Тогда ошибки совершать оправдано, типично, понятно и не предосудительно.

Бывает, интервьюер спрашивает конкретно: «Расскажите про недавний случай, когда вы сделали ошибку». Или «на последней вашей работе» или «текущей работе».

Здесь 2 стратегии.

1. Вы честно рассказываете про какую-то небольшую оплошность, которую недавно совершили.

2. Все-таки попробуйте расширить рамки вопроса. Переформатировать «недавний случай» в случай, который случился в начале вашей карьеры.

Т.е Вас просят рассказать про недавний случай, когда вы совершили ошибку

Вы, подумав некоторое время, говорите:

«Сейчас я гораздо опытней, чем, скажем, 10 лет назад. Поэтому я не совершаю ошибок, о которых стоило бы рассказывать. Но когда я только начинал свою карьеру, был один случай».

И дальше идет подготовленная история о том, как вы чего-то не знали, не умели, не считали важным. Совершили промах, исправили его и чему-то научились благодаря ему.

Если рекрутер настаивает: «Нет, расскажите про недавнюю и большую ошибку!» Спокойно и уверенно скажите: «Ну, не совершал я больших ошибок недавно. Не буду же я придумывать».

Отвечая на вопрос об ошибке, не помешает с самого начала задать философско-позитивное отношение к ней. Такое отношение считается в современном менеджменте правильным. И уверенно продемонстрировать это отношение на конкретном примере.

Например,

Вы говорите: «Все совершают ошибки. Не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. Главное это вынести урок и двигаться дальше». Это ваше отношение.

И потом рассказываете про незначительную и типичную для вашей профессии ошибку, которую вы совершили. Что-то перепутали, не учли по неопытности, забыли. Озвучьте причину, по которой та ошибка произошла, признайте вину (я тогда чего-то не знал, не умел, не разбирался, мало опыта было). Расскажите, как вы исправили ситуацию, когда осознали, что напортачили. И, самое главное, скажите, что вы вынесли из той ситуации полезного. Как вы теперь поступаете в подобном случае по-другому. Потому что была та ситуация. Прямо так и говорите. «Теперь (с тех пор) я делаю вот так и так, потому что та ситуация научила меня этому».

Как сформулировать урок, который вы вынесли из ситуации? Бывает это сложно сделать. Ошибку люди описывают, а урок не могут осознать и вербализировать. В этом вам помогут следующие вопросы. Задайте их себе и ищите ответ.

Итак. Вы совершили ошибку. Вы ее как-то исправили.

Что вы поняли благодаря этой ситуации? Чему вы научились? Что вы теперь умеете? Что знаете, как результат того, что случилось? Какой вывод вы сделали из ситуации? Приняли решение? Что вы теперь делаете по-другому благодаря той ошибке?

Далее. О каких ошибках не стыдно рассказать? Какие бывают примеры ошибок.

1. Вы что-то забыли, потому что было много заданий, сжатые сроки и мало времени. Вы были в стрессе, под давлением обстоятельств и ответственности, уставший и потому что-то забыли. После того случая вы прошли тренинг по тайм менеджементу и научились расставлять приоритеты, а не хвататься за все сразу. И теперь вы знаете, как планировать свое рабочее время. Или же вы поняли, что у вас тоже есть пределы, и вам не стоит брать слишком много заданий за один раз.

2. Вы не знали, как выполнить задание, потому что это было в первый раз. Вы попытались сами сделать и ошиблись. После этого всегда спрашиваете у других и не стесняетесь просить о помощи.

3. Вы доверились другим людям, и вас подвели. Вы на опыте научились золотому правилу «доверяй, но проверяй».

Это лишь общие направления, подробности и конкретика должны быть из вашего случая.

Что касается большой ошибки. Стоит ли о ней говорить.

При подготовке к собеседованию мне один человек рассказывал про случай, когда он проходил центр оценки в своей компании, т.е был внутренним кандидатом на открывшуюся вакансию и претендовал на повышение. Его спросили про ошибку. И он описал свою крупную неудачную сделку, которую он недавно провел в этой компании. Просто потому, что все, кто его собеседовал, знали о ней, и скрывать что-то было бессмысленно. Он честно рассказал, как все было, в чем была его вина, как он все исправил и чему в итоге научился. Именно это и хотели услышать его коллеги – принятие ответственности, отношение к ошибке как к уроку и жить дальше. Работать, учиться, делать лучшее, что можешь в данных жизнью обстоятельствах. И он получил повышение. Хотя его ошибка стоила компании денег.

Правда, это была международная компания. В локальных компаниях к ошибкам могут относиться гораздо предосудительнее. Поэтому вариант «небольшая ошибка» все-таки наиболее приемлемый и менее рискованный.

Если вопрос сформулирован так: «Расскажите про вашу самую большую ошибку в жизни».

Первое, что вы делаете для себя (чтобы легче было отвечать), это убираете слово «самый» и просто рассказываете про «большую ошибку в жизни».

Что может быть большой ошибкой?

1. Вы, например, можете сказать, что не учили английский в школе, и эта было большой ошибкой. Потому что сейчас или пока не выучили язык, не могли найти достойной работы.

2. Многие говорят, что их первый брак был ошибкой. Без подробностей и негатива. В общем. Это было по молодости, сейчас бы вы этого не сделали. Но обязательно скажите, что это был опыт. Иногда нужно попробовать что-то, чтобы убедиться, что это не твое.

3. Если вы работаете не по специальности, которая у вас в дипломе, то можно сказать, что сейчас вы бы выбрали другое высшее образование. Причем, именно такая формулировка. Вас просят рассказать про вашу самую большую ошибку. Вы говорите: «Сейчас я бы выбрал другое высшее образование». Так звучит лучше. И будьте готовы сказать, какое образование вы бы сейчас выбрали. Логично было бы, чтобы оно было связано с вашей текущей работой. Например, у человека диплом юриста, но работает менеджером по продажам. И он говорит, что сейчас я бы выбрал что-то, связанное с менеджментом или продажами, маркетингом. Если спросят, а зачем же вы выбрали то образование, которое не используете теперь? Честно расскажите почему. Это же ошибкой было. Родители посоветовали, рядом с домом было, это была единственная специальность на бюджете. Или мне сначала нравилось, я думал мое. В молодые годы это нормально и не предосудительно.

Далее. Чего говорить не стоит. Если вы работаете бухгалтером, например, и проходите собеседование на эту позицию, ни в коем случает не говорите, что вашей большой ошибкой в жизни было выбрать профессию бухгалтера. Потому что тогда естественно напрашивается вывод, что вы не любите ваше дело, не мотивированы выполнять обязанности. И будете либо постоянно «смотреть на сторону» искать себя в чем-то другом, либо в целом негативно относиться к работе. Кому же такой специалист нужен? Работодатель заинтересован в работниках, которым интересно делать то, что они делают.

Вообще, что делать, если собеседующий явно пытается узнать подробности вашей личной жизни. И в целом проводит то, что называется стрессовым интервью, где на вас давят, задают неожиданно интимные, не относящиеся к работе вопросы и настаивают на откровенных ответах. Обычно профессиональным рекрутерам это не свойственно, они заинтересованы в том, чтобы не отпугнуть подходящего под позицию кандидата и заинтересовать его прийти на собеседование к работодателю. Но на собеседовании с будущим руководителем это бывает нередко. В этом случае, при подготовке к собеседованию, я советую людям помнить, что они тоже выбирают. Не только их выбирают. Вы выбираете себе будущего работодателя, начальника. Он думает, что он вас тестирует. Но это показательные выступление и для него. У вас есть возможность посмотреть на того, с кем вам в будущем придется работать. Вы хотите такого босса? Решайте.

Часто такие стрессовые интервью проводятся, как проверка, для работы, где приходится иметь дело с конфликтами или просто с людьми, клиентами, которые бывают разные. Там, как вы понимаете, нужны терпение или хладнокровие, уравновешенность и умение, пропуская через себя негатив, легко отпускать личные обиды и искать в разговоре то рациональное зерно, которое поможет найти обоюдно выгодное решение в ситуации конфликта.

Поэтому если у вас такая работа, то, быть может подобное стрессовое интервью это ваша проверка.

Еще одна формулировка вопроса об ошибке, которая встречается на интервью. «Какая была самая большая ошибка в вашей карьере?»

Здесь вы мелочью не отделаетесь. Будет звучать смешно. Формулировка не позволит.

С другой стороны не стоит рассказывать унижающий вас в профессиональном плане случай, даже если он у вас был.

Но никто не мешает вам немного переформулировать вопрос, чтобы отвечать на него было удобнее. Вы говорите:

«К счастью, в моем профессиональном опыте не было ничего трагического, что бы негативно повлияло на мою карьеру. Но ошибки я, как и все, совершал».

И дальше идет пример принятого когда-то неправильного решения, упущенной возможности. Обязательно выводы, чему научились, что полезного вынесли из ситуации.

Какие здесь могут быть примеры ошибок. Т.е что-то серьезное, существенное в рамках вашей карьеры, но оправданное и не предосудительное.

Вы, например, можете рассказать случай, когда упустили возможность перспективной работы. Здесь куча вариантов. Примеры из ответов людей, которых я подготавливала к собеседованию:

– Вы тогда не знали английский, и вас не взяли. Или вы побоялись, что вашего английского не хватит, и решили не рисковать. Сейчас, когда вы стали более уверены в себе, в своих силах, вы бы, конечно, рискнули. Но «сейчас» не «тогда». Вы сожалеете о том упущенном случае и считаете свое решение тогда ошибкой.

– Или вам предложили работу, вы думали, что работа не перспективная и отказались, а она оказалась очень даже перспективной. Потом узнали, что человек, который занял эту позицию, получил повышение, переехал в другую страну.

– Или работа требовала переезда, вы в тот момент не были готовы это сделать, отказались от предложения, но потом пожалели об этом.

Т.е это должна быть причина, которая не умаляет вас, как профессионала, в глазах собеседующего. Просто неправильное решение. И в то же время вы считаете это большой ошибкой в вашей карьере.

Одна дама сказала мне, что большой своей ошибкой считает свой отказ от оплачиваемых компанией курсов английского языка на одной работе. Тогда она подумала, что ей английский не нужен. И отказалась. Потом ей пришлось платить из своего кармана, чтобы выучить язык.

Типичная база для ошибок это доверие другим людям. Думал, что знаю человека хорошо. Доверился. Человек меня подвел.

Например.

«Друг предложил выгодное дело, я ушел с работы, проработал три месяца бесплатно. Друг передумал продолжать дело. Я остался без работы и денег. Ошибся».

«Посоветовал друга на работу. Он себя там повел очень некрасиво. Мне было неудобно».

«На собеседовании в компании оговаривали одни условия, когда пришел на работу, все оказалось абсолютно не так. Опять же, проработал 2 месяца, ушел, потому что не платили. В итоге потерял время. С того раза я всегда проверяю компанию в интернете и не соглашаюсь на что-то сомнительное».

Это были рекомендации относительно ситуации на собеседовании, когда вас просят рассказать об ошибке, которую вы совершили. В разных формулировках.

Мы идем дальше. Вопрос про неуспешный проект. Или проект, который вы провалили, неудачно завершившийся проект. Или задание, которое вы не смогли выполнить. Формулировки могут быть разными, но идея одна и та же. Как вы относитесь к неудачам.

Опять же, покажите свое позитивно-философское отношение к неудаче, неуспеху, провалу и тд. Одновременно переформулируете вопрос так, чтобы на него было комфортнее и приятнее отвечать.

Как?

Вас спрашивают про провальный, неуспешный проект, вы говорите: «Для меня неуспешный проект это когда события идут не так, как планировалось, предполагалось и неожиданно плохо». И потом рассказываете про такой случай. Т.е вы говорите не про неудачу, ошибку и провал, а про то, что вышло не так, как ожидалось.

У всех в практике найдется что-то подобное. Планировалось одно, готовились, сделали все, как казалось правильным в тот момент, как делалось раньше. Но «человек планирует, бог смеется», как говорится. Обстоятельства сложились так, что вы не смогли реализовать все, как задумывалось, и пришлось решать появившуюся проблему. Вспомнили подобный случай? Вспомните.

План рассказа все тот же. Ситуация была такая то. Задача стояла такая то. Мы или я сделал то-то и то-то. Результат оказался неожиданно неприятным – вот таким-то. Я предпринял такие-то действия. Ситуация, конечно же, улучшилась. Как улучшилась, опишите. Я вынес такой-то урок. Все.

И напоследок, для эмоциональной поддержки при ответе на вопрос о ваших ошибках и неудачах, цитата Майкла Джордана, знаменитого американского баскетболиста.

“Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я чемпион.“

Подготовка к собеседованию на английском языке и русском языке, читайте подробнее здесь.

Еще статьи на тему “Подготовка к собеседованию”.

Видео на тему подготовки к собеседованию и ответов на самые распространенные вопросы на собеседовании на моем ютуб канале.

Я желаю вам УЧИТЬСЯ на собственных ошибках!

Удачи!

Вы не понимаете целей вашей компании

Фото Corbis Images

Вы не понимаете целей вашей компании

Каждый сотрудник должен осознавать, каковы главные цели деятельности его компании. Даже если вам об этом не рассказали, это не значит, что вы не можете или не должны сами их узнать. Чем дальше вы держитесь от этих целей, тем проще вами управлять. Не стоит беспрекословно делать то, что вам говорят, анализируйте любое задание. Вы должны заниматься только важными вещами.

Вам кажется, что ваша роль в компании не важна

Фото Corbis Images

Вам кажется, что ваша роль в компании не важна

Задайтесь вопросом: «Если бы меня уволили завтра, то стала бы компания работать хуже?». Будьте честны. Если вы ответили отрицательно, то вас точно однажды заменят. Возможно, вы просто не выкладываетесь по максимуму или занимаетесь не тем, что лучше всего вам удается. А ведь очень важно всегда твердо знать, что вы на своем месте, незаменимы и что несете ответственность за свое дело.

У вас нет друга на работе

Фото Corbis Images

У вас нет друга на работе

Многие исследования доказывают, что когда на работе есть друзья, люди ощущают себя более счастливыми, позитивно настроенными и им скорее удастся сохранить свое рабочее место. Одно из важных исследований компании Gallup показало, что среди людей, у которых есть очень хороший друг среди коллег, в семь раз больше тех, кто любит свою работу. Несмотря на это, всего у 30% работников в офисах есть друзья. Попробуйте стать исключением и подружитесь с кем-то на работе.

Вы не берете пример с успешных людей

Фото Corbis Images

Вы не берете пример с успешных людей

Вы просто такой, какой есть. А ведь один из секретов эффективной работы заключается в том, чтобы подражать вашим профессиональным героям: креативить, как Стив Джобс, принимать решения, как Марк Кьюбан, отвечать на телефонные звонки, как Марисса Майер, проводить совещания, как Мэджик Джонсон. В конце концов — одеваться, как успешные люди. Подражая своим менторам, вы найдете свой собственный оптимальный стиль работы и станете лучшей версией самого себя.

Вы недостаточно отдыхаете

Фото Corbis Images

Вы недостаточно отдыхаете

Самой большой проблемой для любого бизнеса могут быть «сидячие мертвецы» — выдохшиеся сотрудники, которые работают из последних сил. Я сам очень не любил ситуации, когда мои сотрудники сидели без дела, но только впоследствии понял, как важно отдыхать от работы. Сейчас я стараюсь делать так, чтобы все в офисе в течение дня устраивали столько перерывов для отдыха, сколько им нужно, но потом были бы на 110% вовлечены в работу и доводили все дела до конца. Заработавшиеся зомби заражают всех, в результате у вас оказывается полный офис бесцельно шатающихся сотрудников.

Вы ставите себя в тесные рамки

Фото Corbis Images

Вы ставите себя в тесные рамки

Не бойтесь мечтать! Есть такие руководители, которые любят рассказывать подчиненным или коллегам, чего они не смогут добиться и какие они неудачники. И иногда их мнение определяет то, что мы сами о себе думаем. Не обращайте внимания на подобные ограничения, не ставьте себя в рамки чужого мнения. Приходите на работу каждый день, будучи уверенными, что вы способны на все. Растите каждый день. Единственное ограничение вашего потенциала – это ваше собственное воображение и силы.

Вы забываете о клиенте

Фото Corbis Images

Вы забываете о клиенте

Это люди, которые важны не меньше, чем ваши дети, супруги, братья и сестры, а также родители, ведь тратят с трудом заработанные деньги на ваши товары или услуги. Какую часть вашего рабочего дня вы думаете о клиенте, говорите, общаетесь с ним? Скорее всего, не слишком много. Компании, которые отдаляются от своих потребителей, исчезнут раньше времени. Если в течение дня вы будете думать прежде всего о ваших клиентах, то никогда не ошибетесь. Мой совет: прочтите книгу Тони Шея «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда».

Вы не ведете себя, как босс

Фото Corbis Images

Вы не ведете себя, как босс

Я часто просил своих сотрудников приходить на работу и представлять себя в роли гендиректора. Если бы вам пришлось возглавить компанию, как бы вы действовали? Именно такое ощущение срочности задач и причастия к компании у вас должно быть каждый день. Это лучший способ добиться успеха на любой должности.

Вы думаете, что никто не ценит вашу работу

Фото Corbis Images

Вы думаете, что никто не ценит вашу работу

Люди всегда говорят о том, как вы работаете по сравнению с другими сотрудниками. Вам никого не удастся обвести вокруг пальца; ваши руководители и коллеги знают, чем именно вы занимаетесь. Даже если вас никто в последнее время не критикует, это не означает, что люди думают, что вы хорошо справляетесь с работой. Ваши собственные стандарты должны быть намного выше стандартов других; оценивайте свою работу каждый день и думайте, что все вас также оценивают. И попросите руководство делать ежеквартальный отзыв о вашей работе, даже если это не принято в вашей компании.

Вы не нравитесь коллегам

Фото Corbis Images

Вы не нравитесь коллегам

В идеальном мире идеальных офисов людей оценивали бы исключительно по их заслугам и результатам работы. Но мы социальные существа. Всем нравится работать с приятными людьми, с которыми легко общаться. Если вам удается ладить с коллегами, вам легче будет добиться успеха на работе. Задумайтесь над таким сценарием: руководству компании нужно произвести сокращения. Если им придется выбирать между двумя сотрудниками с одинаковыми результатами работы, с кем они попрощаются: неуравновешенным или дружелюбным работником?

Вы принимаете все на свой счет

Фото Corbis Images

Вы принимаете все на свой счет

В моменты переживаний мы слишком много времени и энергии тратим впустую. Старайтесь быть конструктивнее. Когда мы сталкиваемся с критикой или конфликтом, первое, что мы должны сделать, это спросить самого себя: «Как я могу стать лучше?» Поверьте в лучшие намерения человека, который вас критикует. Очень часто критика — это не попытка обидеть вас, а лишь желание исправить ситуацию. Вы можете не согласиться с выводами или мнением этого человека, но в любой критике или конфликте всегда можно найти полезную информацию, которая поможет вам стать лучше.

У вас мало знаний в вашей отрасли

Фото Corbis Images

У вас мало знаний в вашей отрасли

Постарайтесь посвятить полчаса в день чтению новостей о вашей отрасли, изучению последних тенденций, событий. Так вы будете в курсе любых перемен и сможете внести новые идеи и предложения на работе. Как говорит Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей», затачивайте пилу.

Вы забываете самую важную вещь

Фото Corbis Images

Вы забываете самую важную вещь

Что самое важное в вашем бизнесе сегодня, на этой неделе, в этом месяце? Старайтесь выделить одно главное дело в заданный период, записывайте его каждый день и сосредоточивайтесь на том, чтобы выполнять его в первую очередь. Слишком часто мы занимаемся прежде всего рутинными вещами, например, проверкой почты или совещаниями, которые дают ложное ощущение результата. Можно не успевать отвечать на письма, но при этом прекрасно работать, если самые важные дела вы будете выполнять правильно.

Вы надеетесь, что в любой момент сможете продолжить карьеру на новой работе

Фото Corbis Images

Вы надеетесь, что в любой момент сможете продолжить карьеру на новой работе

Не у всех есть возможности быстро менять работу и идти вверх по карьерной лестнице, ведь новая работа потребует и новые навыки. Задайтесь вопросом: «Если бы меня сегодня уволили, я смог бы найти такую же или лучшую работу в течение трех месяцев?» Если вы ответили отрицательно, то вам лучше не рисковать в условиях современной экономики. В новой книге Рида Хоффмана «Альянс. Управление персоналом в век социальных связей» автор пишет о новом соглашении верности между работодателем и сотрудником. Работодатель может рассчитывать на то, что сотрудник будет работать в компании до 4 лет, а сотрудник в свою очередь может рассчитывать на то, что работодатель обеспечит его возможностью и обучением, чтобы найти новую хорошую работу. Готовьтесь заранее к любому развитию вашей карьеры, не забывайте про обучение и про рост.

Ответ на этот вопрос в какой-то мере показывает шкалу жизненных ценностей кандидата, демонстрирует его способность признавать свои ошибки и находить пути решения непредвиденных ситуаций, помогает понять, способен ли человек критически оценивать свои поступки. А соискатель, рассказывая о промахах, может обратить свои недостатки в достоинства.

Зачем задают этот вопрос

Вопрос о допущенных ошибках относится к разряду «стрессовых», способных вызвать недовольство соискателей и заставить их нервничать на собеседовании. Для чего же тогда работодатели используют его в своей практике? Вполне естественно, что, рассказывая о себе в письменной форме в резюме или в устной – на собеседовании с работодателем, кандидат пытается завуалировать информацию, которая может представить его в неблагоприятном свете. Поэтому, задавая подобный вопрос, рекрутер хочет услышать из первых уст о промахах и неудачах соискателя. Светлана Гиацинтова, директор по персоналу компании «Ай-Теко», считает, что в первую очередь такой вопрос задается для того, чтобы определить, насколько соискатель способен признать долю своей вины в случившемся.Во-вторых, он может прояснить, какого рода задачи вызывают у кандидатов наибольшие трудности.

Такой вопрос задается для того, чтобы определить, насколько соискатель способен признать долю своей вины в случившемся.

Спрашивая претендентов об ошибках, рекрутеры, как правило, не уточняют, из какой области должны быть промахи, перекладывая тем самым «ответственность» за выбор не самых удачных поступков на самих «утопающих». Таким образом они стараются выяснить приоритеты потенциальных сотрудников. Юлия Изотова, руководитель отдела подбора специалистов в области телекоммуникаций кадрового агентства Delogys Group, полагает, что вопрос об ошибке подразумевает множество вариантов ответов, так как не содержит в себе никаких уточняющих формулировок. И, по ее мнению, эйчарам имеет смысл спрашивать у соискателей скорее не о промахах как таковых, а о сложных задачах, проблемах, нестандартных ситуациях из прошлого опыта.

То, как человек переживает свои неудачи, его реакция на происходящие события, интерпретация переломных моментов карьеры может показать, насколько он соответствует ожиданиям потенциального работодателя. Елена Маркитанова, руководитель отдела по работе с предприятиями розничной торговли кадрового агентства Delogys Group, говорит, что, проанализировав предпринятые кандидатом попытки отыскать правильное решение в тяжелой ситуации, рекрутер может сделать предположение о его психологической выдержанности и способности справляться со стрессом.

Светлана Бабиченко, руководитель отдела по работе с телекоммуникационными и ИТ-компаниями кадрового агентства Delogys Group, считает, что таким вопросом проверяется в первую очередь умение презентовать себя, свои профессиональные достижения работодателю, ведь, перехватив инициативу ведения беседы, можно представить свои промахи как небольшие неудачи, которые встречаются у каждого человека. Так, Лариса К., бухгалтер, самой серьезной своей ошибкой назвала неверно выбранную базовую специальность. Она окончила биолого-почвенный факультет по специальности «Почвоведение», затем курсы психологии и менеджмента. На вопрос рекрутера, почему были выбраны именно эти специализации, Лариса ответила, что в первом случае она пошла на поводу у родителей, которые сами были выпускниками этого факультета, во втором – посоветовала лучшая подруга, работающая менеджером по персоналу. В итоге она сменила несколько профессий – от специалиста по продажам до инспектора отдела кадров. Затем попробовала свои силы в качестве помощника бухгалтера и поняла, что это именно та работа, которая ей интересна. Теперь Лариса получает экономическое образование и сожалеет о том, что пришлось потратить много времени, прежде чем удалось найти себя.

Кого и как спрашивают о неудачах

Екатерина Аполинская, консультант компании AVANTA Personnel, свидетельствует, что «такой вопрос чаще всего задают кандидатам, которые на интервью выдают заранее подготовленную и продуманную самопрезентацию, изобилующую социально желаемыми ответами. В этом случае вопрос об ошибках будет вполне уместен, так как претенденду придется рассказывать не только о своих победах, но и о том, чего не удалось достичь». Не все склонны признавать и анализировать свои ошибки, а тем более учиться на них. Обвиняя в причинах случившегося «сложившиеся обстоятельства», человек рискует столкнуться в будущем с теми же проблемами, с которыми он однажды уже не смог справиться.

Как правило, такого рода вопросы задаются кандидатам, функционал которых предполагает высокий уровень ответственности и самостоятельности в принятии решений.

В большинстве случаев «ошибки» помогают специалистам овладеть на практике, в экстремальных условиях, такими навыками, которых не удалось бы постичь, владея только теоретической базой. Признание в собственных неудачах, аргументированное выстраивание логической цепочки причин и следствий продемонстрируют работодателю способность соискателя к быстрому принятию взвешенных решений, умение отвечать за свои действия. Вероника Давыдова, ведущий консультант КА «ВИЗАВИ Консалт», рассказывает: «Как правило, такого рода вопросы задаются кандидатам, функционал которых предполагает высокий уровень ответственности и самостоятельности в принятии решений. В первую очередь речь идет о менеджерах среднего и высшего звена. Цель – выяснить, способен ли потенциальный сотрудник взять на себя ответственность за произошедшие в его профессиональной биографии события».

Не все рекрутеры считают оправданным задавать вопрос об ошибке в такой широкой формулировке, тем самым предоставляя «простор для фантазии» кандидатов, которые вполне могут при ответе избежать разговора о профессиональных промахах, поведав пару случаев из своей личной жизни. Елена Соловская, директор ростовского рекрутингового агентства «Служба персонала», считает, что лучше, когда эйчары задают более конкретный вопрос, к примеру, о профессиональных неудачах.

Вопрос о допущенных ошибках несколько перекликается с вопросом о недостатках, ведь зачастую именно нехватка опыта, знаний и навыков приводит к просчетам. Вероника Давыдова полагает, что первый из них позволяет оценить какие-то конкретные поступки кандидата, то второй является уже «посягательством» на личность в целом. Именно поэтому соискатели чаще всего теряются и не могут ответить на него, так как им кажется, что любое утверждение может быть истолковано против них. Ведь если ошибка осталась в прошлом и, более того, была исправлена, то со своими недостатками бороться намного сложнее. Виктория Савилова, заместитель генерального директора компании ARDEX Russia, замечает: «Рассказывая об ошибках и способах решения проблемы, кандидат, как правило, попутно рассказывает и о своих достоинствах с недостатками, о тех личностных качествах, которые ему помешали, что говорит о его умении признавать свои слабые стороны».

Говорить или молчать?

Каждый человек допускал какие-либо недочеты в процессе своей трудовой деятельности, однако у многих случались и такие ошибки, о которых даже не хочется вспоминать. Причинами могли стать как простая халатность и недосмотр, так и несогласованность общих усилий сотрудников. В любом случае сообщать о деталях потенциальным работодателям было бы нелогично. Поэтому сориентируйтесь заранее, о чем можно поделиться с «общественностью», а какой «сор» лучше не выносить из избы. При подготовке к собеседованию можно, проанализировав полученный вами опыт, подготовить ситуации из серии «на ошибках учатся», рассказ о которых будет для вас менее болезненным.

Можно, проанализировав полученный вами опыт, подготовить ситуации из серии «на ошибках учатся», рассказ о которых будет для вас менее болезненным.

Конечно, менеджеры по персоналу не ждут от соискателей историю о «суровых жизненных буднях», однако вполне возможно, что формулировка промахов будет носить личностный характер. Например, Ирина Р. на интервью рассказала следующее. Она очень сожалела, что, заняв должность директора по персоналу крупной компании, ушла в декретный отпуск на два года, поскольку потом ей удалось найти новую работу с большим трудом, только согласившись на более низкую позицию. Но Ирина поняла, что проблема заключается в уровне ее компетенции, и поступила на заочное отделение для получения второго высшего образования, посещала выставки и семинары. В результате через год ее повысили, предложив более интересную и высокооплачиваемую работу. А вот Андрей С. поведал на собеседовании о том, что все свое рабочее и личное время посвящал исключительно работе, в семье его практически не видели. Осознав, что работа отнимает у него бóльшую часть жизни и лишает возможности проводить время с домашними, Андрей нашел работу с нормированным графиком, научился расставлять приоритеты и грамотно управлять своим временем. В итоге он сделал вывод, что для гармоничного развития очень важно уметь соблюдать баланс между личной и профессиональной сферами жизни.

На вопрос о просчетах можно дать и нейтральный ответ. Например, «вообще, ошибок в моей работе не было, случались лишь незначительные промахи, которые удавалось исправить в самые короткие сроки». Однако этот вариант все же нельзя назвать удачным, поскольку рекрутер, не сумев выяснить интересующие его моменты, попытается другими способами обнаружить «темные пятна» на карьерном пути соискателя. Можно сказать что-то вроде: «Ошибкой было начитаться книг и статей по прохождению интервью, где говорится, что ни один вопрос работодателя не стоит оставлять без ответа. Но, к сожалению, сейчас я действительно не готов ответить на ваш вопрос».

Чистосердечное признание смягчает вину

После того как вы расскажете о допущенной вами ошибке, следует проанализировать причины, которые, по вашему мнению, привели к такому развитию событий. Желательно сразу указать долю своей вины, чтобы рекрутер не задавал вам дополнительных вопросов, и рассказать, каким образом вы пытались найти пути решения возникшей проблемы. Виктория Савилова отмечает, что «неудачи случаются в профессиональной деятельности любого человека, но представление об их причинах у всех людей разное. Кому-то не удалось сработаться с коллегами, кого-то безосновательно, на его взгляд, уволили, кто-то не смог добиться повышения». Как бы то ни было, но лучше заранее обдумать ответ на этот вопрос, проанализировав прошлые неудачи, и представить их работодателю в наиболее выгодном для вас ракурсе.

К примеру, у Ларисы К. был такой опыт: «В отделе освободилась должность начальника отдела, и кандидатов искали внутри компании. Шла жесткая борьба между сотрудниками за повышение. Я отошла в сторону, решив не участвовать в этой «мышиной возне». Подумала, что мне сами все предложат, так как показатели у меня были самые лучшие по отделу. Но выбрали более активного человека, и я поняла, что моя пассивность и надежда на «правильное» решение руководства сыграли со мной злую шутку. Тогда я подготовила план действий, пошла с ним к руководству и в результате получила повышение».

Осознание причин своих неудач очень важно для того, чтобы не совершать подобных ошибок снова. Умение делать выводы из прошлого, даже негативного, опыта, менять стиль поведения и управления, контролировать свои эмоции – все это играет значимую роль для сотрудника любой компетенции и статуса. Ведь однажды испытав сильный стресс от допущенной серьезной ошибки, человек постарается сделать все от него зависящее, чтобы не допустить в будущем повторения такой же ситуации, а компания сумеет заполучить в свои ряды кандидата с более разветвленной вариативностью поведения.

Любому человеку свойственны ошибки. Их мы можем совершать из-за эмоционального выгорания на работе или непреднамеренно, думая, что наши действия верны. Так или иначе, нужно понимать, что последствия этих ошибок могут стоить нам карьеры. Как же их избежать?

 1 692

Какие ошибки лучше не совершать в карьере, рассказывает Тиана Плотникова, дизайнер, ведет большие международные проекты, а также строит свои tech&ed стартапы.

Ошибка №1. Любить успех, но не любить решать проблемы

Эта одна из самых главных ошибок в работе. Не важно, являетесь ли вы предпринимателем или сотрудником компании, чтобы достичь профессионального успеха, вы должны понимать, что решение проблем — неотъемлемая часть вашей работы. Иными словами, вам должен быть интересен весь процесс создания продукта, а не отдельные его части или только результат.

Часто мы слышим фразу — делай то, что ты любишь, но многие не осознают сколько смысла за ней кроется. В своем недавнем исследовании известный американский нейробиолог Andrew Huberman рассказал, что для оптимальной работы нашему организму нужен баланс адреналина и дофамина. У тех людей, кто любит свое дело — дофамин всегда в норме.  Именно поэтому, люди которые любят свою ежедневную рутинную работу, имеют большие шансы на успех. У них хватает сил продолжать настойчиво выполнять свои обязанности тогда, когда другие сдаются (читайте также: «Пять нестандартных способов наполнить себя энергией, которые всегда работают»).

Ошибка №2. Хорошо выполнять свои обязанности и считать, что после этого ваша карьера пойдет вверх

Быть просто хорошим специалистом недостаточно. Нужно также быть проактивным командным игроком. Это человек, который не ждет, когда ему принесут работу, а видит ее, проактивно предлагает решения или решает сам. С таким командным игроком нравится работать, ведь он сможет поднять дух команды в трудный момент. Именно про таких людей говорят — незаменимый работник. Хороших специалистов много, а хороших командных игроков — нет.

Даже инвесторы в Кремниевой долине, сталкиваясь с выбором между двумя похожими стартапами, выберут тот, где фаундер сможет собрать вокруг себя классных людей и создать сплоченную команду. Это еще раз показывает, что человеческий фактор присутствует всегда и везде. Поэтому, помимо своих технических навыков, нужно развивать гибкие, независимо от индустрии, в которой вы находитесь (читайте также: «Soft skills: 5 навыков, которые изменят ваше будущее, и как их прокачать»).

Ошибка №3. Часто менять работу

Перед тем как задуматься о том, чтобы поменять место работы, стоит разобраться, что именно вам не нравится. Может это долгие часы? Нагрузка? Недостаток подготовки и тренинга? Возможно, это частые выгорания? Если вам не нравится один аспект работы, но устраивает все остальное, возможно стоит просто поговорить об этом с начальством (если вы работаете по найму).

Очень часто руководители даже не подозревают о тех неудобствах, которые вы испытываете, и скорее всего будут рады создать вам более благоприятные условия. На английском языке есть хорошее выражение: «Your boss manages you, but you also need to manage your boss back». Эта фраза как раз подчеркивает важность двустороннего фидбэка для создания наиболее благоприятных условий для двух сторон.

Ошибка №4. Уходить с работы по найму не имея сбережений

Многие люди мечтают начать свое дело или сформировать инновационный стартап. Если у вас есть сбережения, которых хватит как минимум на 6 месяцев проживания, а также стартовый капитал для бизнес идеи, то возможно вариант уволиться вам подходит. Однако наиболее прагматичным выходом является совмещение имеющейся работы и нового дела. Это даст возможность протестировать идею — сделать анализ рынка, протестировать MVP (minimum viable product) и так далее.

В среднем, успешный стартап окупает свои вложения от одного до трех лет. Поэтому всегда хорошо иметь ежемесячный «вспомогательный» доход от вашей основной работы. Это поможет чувствовать себя более стабильно и избежать опрометчивых резких решений, которые могут быть связаны с отсутствием финансового буфера.

Ошибка №5. Стремиться стать боссом, потому что «он не имеет проблем»

Да, конечно, высокая должность дает больше свободы, но погружает в неизвестность. Пространство, где самому нужно решать каждый следующий шаг и принимать практически все решения; определять задачи и направление, в котором двигается бизнес. Иногда сложно сконцентрироваться именно на выполнении самой работы, потому что всегда думаешь об общей стратегии бизнеса, и о том, как развиваться дальше.

Возможно, работа по найму некоторым людям просто не интересна, но она сравнительно стабильна и предсказуема в отличие от предпринимательской деятельности. Легче быть самому себе боссом но, когда вы знаете себя достаточно хорошо и уверены, что будете расти в неизвестности; а мысль о неограниченном количестве возможностей будет вас только воодушевлять, а не пугать.

Тиана Плотникова

Ведущий дизайнер, специалист по разработке front-end дизайна проектов, Founder tech-стартапа Uflo и ASPIRE academy, работала архитектурным дизайнером на HASSELL в Лондоне и Гонконге, и Foster+Partners (Лондон), сейчас на wHY в Лос-Анджелесе.

Личный сайт

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Это сейчас, начитавшись книг и статей по саморазвитию, я понимаю, что ошибки — прекрасный обучающий механизм и главная движущая сила прогресса, — и не боюсь ошибаться. В конце-концов, мы учимся ходить, с нужной стороны снимаем упаковку ролла в фастфуде, совершаем открытия — всё через ошибки. Но ещё лет десять назад я ошибок боялся, как огня.

В этой небольшой заметке я расскажу тебе, откуда берётся боязнь ошибок, какие виды ошибок в работе бывают, стоит ли их бояться и как из совершённых ошибок извлекать пользу.

Почему мы боимся совершать ошибки

У многих страх перед ошибками уходит корнями в детство (как и куча других проблем из взрослой жизни) — к воспитанию и учёбе.

Моя боязнь совершить ошибку начала формироваться ещё под влиянием родителей: они критиковали, наказывали за проступки, заставляли чувствовать вину, не поощряли инициативу. Я в своём круге общения знаю с десяток таких же бедолаг, а сколько их по всему миру и представить страшно.

Впрочем, даже если с родителями обошлось, школа всё равно возьмёт своё. Школьная система оценок работает таким образом, что права на ошибку у ребёнка нет, потому что любое действие оценивается. И хотя оценку потом можно исправить, след остаётся. Масла в огонь добавляет и отношение учителя к ученику, со временем всё больше опирающееся на шлейф оценок, которые тот получал по ходу учёбы. Оно, конечно, понятно: учителя — живые люди и тоже любят ранжировать всё подряд. Например, делить учеников на «сильных» и «слабых».

Все при этом забывают, что оценка — всего лишь условное обозначение степени усвоения той или иной части учебной программы. С лёгкой учительской (а может и родительской) руки она превращается для ребёнка в самоцель: «двойки» получать нельзя, ошибки совершать нельзя. И так, по меньшей мере 11 лет, пока в вузе не объяснят, что ошибаться — это круто. Если повезёт, конечно.

Короче, в процессе обучения ошибаться можно и нужно, хотя нас этому, обычно, и не учат. Это влияет на отношение к ошибкам в будущем, в том числе на работе.

Виды ошибок в работе

Эми Эдмондсон в статье для Harvard Business Review разделила ошибки, которые совершает человек в работе, на три группы (мне такое разделение кажется наиболее логичным):


  • Предотвратимые ошибки. По-настоящему «плохие» ошибки, которые обычно связаны с различными нарушениями рабочих процессов — особенно на производстве или в сфере услуг. Такие ошибки чаще всего случаются из-за несоблюдения правил, нарушений и невнимательности. Борются с ними, соответственно, с помощью инструкций (прописывают, как причины ошибок искать и устранять) или корпоративной культуры (постоянно анализируют любые ошибки, делают выводы и совершенствуют рабочие процессы).

  • Неизбежные ошибки в сложных системах. Ошибки из-за непредсказуемости рабочих процессов, когда возникают ситуации, с которыми раньше никто не сталкивался. Например, в каком порядке помогать пациентам в реанимации? Часто серьёзные ошибки в сложных системах случаются из-за множества мелких, которые остались незамеченными. Избегать таких ошибки можно, анализируя случившиеся ошибки, управляя рисками, обеспечивая безопасность на современном уровне, выявляя и исправляя мелкие недочёты.

  • Умные ошибки при разработке инноваций. Это те самые «хорошие» ошибки. Возникают в ходе экспериментов, когда нужно выйти за рамки правил и нельзя заранее предсказать результаты. Сюда попадают и изобретения новых лекарств, и создание инновационных продуктов, и даже интернет-маркетинг, где весь рабочий процесс — череда экспериментов.

В общем, с ошибками в работе всё не однозначно. С одной стороны, некоторые ошибки здесь начинают стоить денег, а иногда и чьих-то жизней. С другой — без ошибок не создать ничего нового

Как понять, можно ли совершить ошибку

Для этого достаточно просто логически порассуждать:

  • Насколько страшной и катастрофической будет ошибка?
  • Сможешь ли ты её исправить в случае чего?
  • Как на твою ошибку отреагируют коллеги и начальство?
  • Сможешь ли ты извлечь из ошибки ценный опыт?
  • Совершив ошибку, ты больше потеряешь, чем приобретёшь, или наоборот?

Уже ответив на эти вопросы, ты поймёшь, а стоит ли оно того вообще.

Как извлечь пользу из рабочих ошибок

Даже если ты допускаешь ошибку не из «хороших», из неё всё равно можно (и нужно) извлечь как можно больше пользы, чтобы не допускать впредь. Каждую ошибку нужно совершать лишь однажды, и вот тебе несколько советов, как это делать:


  • Не занимайся самокопанием. Этим ты не исправишь ошибку, и опыт не извлечёшь.

  • Оставайся спокойным и смотри на вещи трезво. Эмоции искажают реальность и не дают принимать верные решения.

  • Постарайся максимально объективно посмотреть на реальное положение вещей — понять, что в действительности произошло.

  • Думай не о том, что получилось в результате (нет, думай, конечно, но не сейчас), а о том, что стало причиной ошибки — что направило тебя на неправильный путь.

  • Определи причину неудачи и пойми, что это просто ещё один вариант, как делать не нужно. Как сказал Томас Эдисон:

Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.

К ошибкам в работе нужно относиться спокойно. Особенно когда от них не зависит чья-то жизнь и многомиллионные бюджеты. В работе сложных организаций (особенно больших) ошибки — это неизбежность.

Не нужно думать, что толерантность к ошибкам спровоцирует их рост. Важно просто не реагировать на них слишком жёстко (не винить ни себя, ни коллег), вовремя устранять, делать выводы, самосовершенствоваться и улучшать рабочие процессы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самые большие ошибки путина
  • Самсунг ошибка приложение остановлено
  • Самсунг аккаунт ошибка 403
  • Самые большие ошибки науки
  • Самсунг аккаунт ошибка приложения что делать