Самоубийство катерины сила слабость ошибка

Самоубийство Катерины: сила, слабость, ошибка?

Одним из самых запоминающихся персонажей в пьесе А.Г. Островского «Гроза» является Катерина, героиня, которая решает покончить с жизнью, не смогла вынести тяжести своей судьбы. Весь путь ее жизни, начиная от молодости и до последних дней, был полон трудностей, потерь и разочарований. Таким образом, самоубийство Катерины вызывает насущный вопрос: было ли оно проявлением силы, слабости или ошибкой?

С одной стороны, можно утверждать, что самоубийство Катерины было проявлением ее силы и решимости. В глазах многих, она приняла решение контролировать свою судьбу и выбрала достойную концовку для себя. Катерина столь отчаянно противилась своей жизни, что предпочла покончить с ней, чем продолжать страдать. Сама эта смерть стала актом высшей воли, освобождающим ее от всего земного. Смелость, с которой она исполнила этот поступок, может расцениваться как проявление своей собственной силы и независимости.

Тем не менее, можно рассматривать самоубийство Катерины как проявление ее слабости. Вместо того, чтобы справиться с проблемами и найти способы изменить свою жизнь, она предпочла прийти к такому радикальному решению. Возможно, это свидетельствует о том, что Катерина не обладала достаточной силой и ресурсами для преодоления трудностей, с которыми она столкнулась. Вместо того, чтобы найти пути к счастью и претворить свои мечты в реальность, она позволила своим эмоциям и отчаянию взять верх над рассудком.

И наконец, самоубийство Катерины можно рассматривать как ошибку. Можно предположить, что смерть не является единственным выходом из трудной ситуации, и что даже в самых тяжелых моментах жизни есть возможность найти новые пути и способы справиться с проблемами. Катерина приняла роковое решение, которое, возможно, она смогла бы пожалеть в будущем, если бы у нее была возможность продолжить жить. Это указывает на то, что ее выбор был принят без должного размышления и внимательного анализа ситуации.

Таким образом, самоубийство Катерины в пьесе «Гроза» Островского вызывает различные реакции и интерпретации. Оно может рассматриваться как проявление силы, слабости и ошибки одновременно. Каждая из этих точек зрения имеет свои аргументы, исходя из характера и действий Катерины в истории. В конечном итоге, наше отношение к ее поступку зависит от наших собственных взглядов и убеждений о том, что является правильным и неправильным решением.

Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел — Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит — Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Aika Nasirdinova

    17/19

  • Соня Фролова

    15/19

  • Анна Скетч

    18/19

  • Тимур Джугунусов

    19/19

  • Даниил Анисимов

    18/19

  • Дв Паломник

    19/19

  • Лариса Маслова

    19/19

  • Ирина Ниценко

    19/19

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

Теория, утверждающая, что Катерина – “луч света в темном царстве”, принадлежит Добролюбову. Он рассматривает главную героиню исключительно как сопротивление, как человека, не желающего подчиниться власти Кабанихи. Но были и другие теории, в которых Катерина является только беззащитной жертвой.

Ведь сильный человек не пойдет на самоубийство, он будет жить хотя бы для того, чтобы сопротивляться тем, кто его угнетает.

В этом и проявляется настоящий характер такого человека, поэтому самоубийство Катерины многими рассматривается

как отказ от попытки противостоять темным силам.

Так чем же является ее поступок? Рассмотрим всю ситуацию с самого начала. До встречи с Борисом мы можем наблюдать покорную Катерину. Она даже не пытается спорить с Кабанихой.

Перед отъездом Тихона Катерина пытается предупредить мужа о возможной опасности, проявляет столь необычную для нее нежность, следовательно, она в отчаянии. Она не уверена, она сомневается в себе, в своей стойкости. Здесь она показывает себя как бесхарактерный и нерешительный человек.

В тот момент, когда Катерина

решает оставить ключ себе, мы впервые видим проявление силы с ее стороны. Принять опасность, несмотря на возможное общественное порицание, пойти на обман ради еще не зародившейся любви – это был крайне смелый шаг для такого человека, как Катерина. Как раз тогда мы наблюдаем зарождение будущей драмы, как раз тогда были заложены в землю семена, которые вскоре вырастут в ужасную трагедию.

Но пока Катерина может наслаждаться своим общением с Борисом, не забывая и про Тихона, мысли о котором все время тревожат ее.

Признание в своей тайной любви Тихону – еще один смелый шаг. Катерина не может выдержать своего обмана, она не в силах смотреть на мужа, потому что он напоминает ей об измене. Ее решение рассказать обо всем является вызовом общественности, заключающей браки не по любви, осуждающей настоящие отношения, не связанные с материальным положением.

Таким образом, к моменту самоубийства Катерина уже совершила несколько дерзких поступков и была готова к чему-то большему. Ее смерть была только продолжением, развязкой.

Оценки поступка главной героини неоднозначны. Возможно, ее самоубийство и было проявлением слабости, как считают некоторые критики, но все-таки нельзя отрицать, что оно было одновременно и вызовом всем этим людям, живущим по старым порядкам, этому надоевшему и неправильному укладу жизни. Это доказывает хотя бы поступок Тихона, которого сила другого вдохновила на так же смелый, по его меркам, поступок – ведь он упрекнул собственную мать.

Следовательно, самоубийство Катерины нельзя назвать ни слабостью, ни ошибкой, это определенно поступок сильного человека.

Loading…

На чтение 8 мин. Опубликовано Обновлено

Вокруг пьесы А. Н. Островского «Гроза» до сих возникает много дискуссий. Произведение заставляет задуматься о жизни и действиях героев. Читатели пытаются объяснить самоубийство Катерины. Сила или слабость этого решения обсуждается разными критиками: кто-то приводит аргументы в пользу героини, другие, наоборот, порицают её поступок.

Содержание

  1. История создания пьесы
  2. Мнения критиков
  3. Причины резонанса
  4. Проявление силы в поступке
  5. Самоубийство как слабость

История создания пьесы

Островский написал «Грозу» во второй половине XIX века. Это был сложный период в истории страны, предстояли глобальные реформы и изменения. Сюжет картины довольно противоречив, что вызвало сильный резонанс со стороны читателей и литературных критиков.

Автор уже был довольно известен в литературном и театральном обществе, когда начал работу над драмой. Известно три версии создания сюжета:

Актриса Л. П. Косицкая

  1. Первый вариант картины Александр Николаевич написал во время путешествия по Волге. Была организована большая экспедиция, где писатель изучал обычаи и традиции местных жителей. Свои наблюдения он оставлял в дневнике. Считается, что прототипами главных героев являются жители ближних к Волге городов — Тверь, Тамбов, Осташково.
  2. Вторая версия указывает на то, что основой сюжета послужила реальная история. Островский узнал о судьбе девушки Александры из Костромы. Описанная в пьесе жизнь Кати была очень похожа на судьбу Александры, лишившей себя жизни из-за несчастного брака.
  3. В третьей версии заложена личная история писателя. Последний вариант считается наиболее правдоподобным. Островский был сердечно привязан к известной актрисе Л. П. Косицкой. Они оба были несвободными людьми. Но даже после смерти мужа Любовь Павловна не приняла чувства писателя. Именно она, как считают критики, стала прототипом героини пьесы. К тому же Косицкой предстояло первой сыграть на сцене Катерину, и эта роль сделала её знаменитой.

В 1859 года работа над пьесой была закончена, и писатель отправил её на рецензирование в столицу. Ответ был неоднозначным, так как произведение вызвало огромный резонанс среди критиков и читателей.

Мнения критиков

Одним из тех, кто дал свою оценку работе, был А. Н. Добролюбов. Критик охарактеризовал «Грозу» Островского как самое решительное произведение, где самодурство довело до трагичных последствий. Анализируя образ Екатерины, Добролюбов писал, что для таких людей гибель лучше, чем жизнь при противных им началах. По его мнению, сила заключается в цельности и гармонии характера.

Критик Добролюбов

Врывающийся воздух и свет в келью Катерины вопреки всем предосторожностям заставляет стремиться к новой жизни, ей не страшна даже смерть в этом порыве. Что есть смерть в сравнении с жизнью в доме Кабановых, которую она считает прозябанием? По мнению Добролюбова, Катерина проявила силу своим поступком. Она действовала вовсе не импульсивно, потому как знала, что проживёт недолго. Катя — та порода людей, которые живут крайностями. Такой подход к жизни помогает сохранить себя, и единственный выход для неё — смерть.

На эту тему Добролюбов написал статью «Луч света в тёмном царстве». Он считал, что девушка не смогла терпеть выходки Кабанихи, так же как и врать во благо. Катя решила не оставлять душу на растерзание самодурам тёмного царства, поэтому жизнь для неё невозможна в любых смыслах. Решение о самоубийстве позволяет обрести свободу через смерть.

Другой русский критик Д. И. Писарев, напротив, расценивал самоубийство как бессмысленный поступок. Своё мнение он высказал в статье «Мотивы русской драмы». Стоило Борису только посмотреть, как Катя тут же влюбилась, на все ворчания Кабанихи героиня изнывает. Выходом из тупика девушка видит смерть, а могла бы облегчить страдания себе и другим.

Писарев видит Катю слабой девочкой, жертвой самой себя, потому как своим поступком она ничего не поменяла.

Причины резонанса

Во многих сочинениях и эссе затрагивается тема суицида. Произведение «Гроза» логичнее отнести к трагедии, ведь финал картины — суицид. Именно для трагического сюжета характерна развязка, где один из персонажей гибнет. Другая причина отнести к этому жанру произведение — это конфликт ценностей. Рассматривать в самоубийстве Катерины силу или слабость можно, только поняв причину такого поступка.

Пьеса вызвала резонанс в обществе по нескольким причинам:

Нетривиальные отношения между мужем и женой

  1. В «Грозе» показаны нетривиальные отношения между мужем и женой, которые были нехарактерны для того времени.
  2. В русской литературе XIX века редко поднималась тема самоубийства. В это время общество было сильно религиозно.
  3. Островский показал конфликт героини, который невозможно однозначно отнести к добродетели или греху.

Самоубийство во все времена принималось как противоестественное действие для человеческой природы. Драмой писатель выразил протест против установленных норм, поэтому возникло так много дискуссий.

Проявление силы в поступке

Человеку требуются веские причины, заставляющие покончить с жизнью. Чтобы разобраться в силе и слабости Катерины в пьесе «Гроза», нужно рассмотреть мотивы для суицида, их было несколько. Изначально у неё были сложные отношения с семьёй. У девушки непримиримый, решительный русский характер. В детстве, по её рассказам, мать ни к чему не принуждала дочку. Девочка гуляла, вышивала, молилась и воспитывалась в условиях старого быта.

Катю выдали замуж за купеческого сына — Тихона

Очень рано Катю выдали замуж за купеческого сына — Тихона. Брак был без любви, в нём отсутствовало взаимное уважение. К тому же ежедневно девушка подвергалась нападкам и издевательствам свекрови Марфы Кабановой. Из-за воспитания девушка не могла дать достойный отпор женщине, да и муж не смел перечить матери.

Второй причиной, почему героиня решила свести счёты с жизнью, послужило чувство к Борису. Молодой человек приехал из Москвы. В силу неопытности и доверчивости девушка влюбляется в мужчину. Катя наделяет Бориса несвойственными ему благородными качествами. По её мнению, он смелый, преданный, высоконравственный и воспитанный. Она считала, что в браке с ним будет наравне и свободна.

Но чувства избранника на поверку оказываются не так прочны. В Калинов Борис приехал, чтобы попросить денег у дяди. Молодой человек не желает брать ответственность за свои чувства. В самый ответственный момент он предаёт девушку — оставляет наедине с озлобленными и безнравственными людьми. Вынести груз измены Кате не под силу.

Есть мнение, что решиться на суицид девушка могла из-за нестабильного психического состояния. Слишком разнилась окружающая действительность с христианскими ценностями, привитыми Кате. С детства Катю учили жить честно, соблюдая законы христианства. В её окружении жители городка прикрываются божьими законами и совершают ужасные поступки. Калинов представляется ей болотом, которое рано или поздно «утопит» душу каждого жителя городка. Ей невозможно выбраться из этого пространства, а другого мира не существует. Город превращается для неё в клетку.

Доказательством силы девушки являлось то, что она была верующей. Для людей этой категории совершить самоубийство значило толкнуть себя на страшный грех. Но Катя не побоялась переступить порог смерти, что доказывает силу её характера.

Самоубийство как слабость

Большинство читателей расценило поступок Кати как нечто ужасное и необычное. Несмотря на горе, близкие люди так и не изменили своё отношение к ней. Кабаниха, свекровь Кати, даже после её смерти плохо о ней отзывалась. Борис, возлюбленный Катерины, не станет печалиться о её смерти, хоть и клялся в любви. Тихон так и останется подчинён матери. Всё, что он смог, — лишь позавидовать мёртвой жене.

Самоубийство Катерины

В поступке Катерины проявилась слабость и неспособность справиться с проблемой, поэтому девушка решает пойти лёгким путём.

Писарев оценивает героиню как слабовольную, безответственную и неспособную делать сложный выбор. В глазах критика её измена — это не ошибка, а порок. Ведь девушка не сразу решилась на покаяние перед мужем. Лишь только после третьего свидания с Борисом ею овладел страх перед наказанием. Катерина очень набожна и считает брак подчинением божьем, в то же время она легкомысленна в своей влюблённости. Зная, что измена — это грех, она соглашается на встречу с Борисом во время отъезда Тихона. В этом ей помогает Варвара. Когда муж неожиданно возвращается, девушка терзается угрызением совести и принимает звуки грозы за выражение божьего гнева.

Конечно, можно сказать, что Катя — «луч света в царстве темноты», в каждом её поступке есть и хорошее. Но разве пыталась она противиться свадьбе, когда выходила замуж за нелюбимого Тихона? Напротив, она покорно следовала воле старших людей. Такие качества, как неспособность делать сложный выбор и безволие, характерны основной доле дворянства XIX века. Подобные люди предпочтут гибель и постоянные мучения, чем решение своих проблем.

Молодые люди не желали больше жить по старым правилам

Новое поколение дворянства, к которому принадлежала девушка, были неспособны изменить привычный уклад и пойти против общества. Островский в пьесе «Гроза» показывает проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и смертью. Драма описывает проблемы русского дворянства XIX века и начало глобальных перемен, когда молодые люди не желали больше жить по старым правилам и укладам. Эта проблема и по сегодняшний день актуальна.

Каждый сделает собственный вывод о том, гибель Катерины — её слабость или сила. Всегда найдутся те, кто поступит так же. Всё зависит от характера человека и его внутреннего мира.

Урок-исследование

Самоубийство Катерины – сила или слабость?

(Исследование жанровой структуры пьесы А.Островского «Гроза»)

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Обратим внимание на жанровый подзаголовок «Грозы» — «драма»: так Островский не обозначил ни одну из своих предшествующих пьес. Уже сам этот факт ставит перед нами новую проблему – проблему жанра. Споры о жанре «Грозы» начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность: от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть «Грозу» мелодрамой, почитатели – трагедией.

Итак, Островский, которого уже привычно называли «комиком», написал нечто неожиданное: или трагедию (если пьеса удалась), или мелодраму (если пьеса неудачна).

  1. Постановка проблемы.

Если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины – следствие глупости, аффекта, то есть слабости; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини – проявление  бескомпромиссности, то есть силы.

Вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу – о силе или слабости Катерины.

Обратимся же к тексту «Грозы» с точки зрения жанра.

  1. Аналитическое чтение.

Вопросы и задания группам:

1 группа:

  1. Дайте определение трагедии как жанра.
  2. Можно ли, основываясь на данном определении трагедии, без колебаний причислить Катерину к трагическим характерам?

Примерные варианты ответов:

  1. Трагедия – «форма героического представления», протекает в необычной обстановке (в древности или в отдалённой стране), в ней принимают участие исключительные по положению лица – цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренной борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обыкновенный исход трагедии – гибель героя. Но гибель трагического героя не есть его поражение, а напротив – следствие необыкновенного цельного характера.
  2. Катерина – ни царица, ни мифологическая героиня, она современница, лицо низкого звания – обыкновенная молодая купчиха.

«Гроза» должна была стать или исключением из общего правила или поражением автора.

     2 группа:

  1. Соответствует ли Катерина мерке трагической героини? Рассмотрите, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих.
  2. Почему так противоречива Катерина?

Примерные варианты ответов:

  1. Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у неё улыбка ангельская, и от лица-то как будто светится». Описание неземное, мистическое, но еще удивительнее реакция Кудряша: «Так это молодая Кабанова что ль?» Простецкому, лихому парню Кудряшу описывают приметы ангела или святой, а он узнает в них Катерину. Это ли не знак исключительности героини.

Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук: «хватается рукой за голову», «отталкивает ключ», не обнимает, а «кидается на шею». За жестами трагического героя угадывается его судьба: так, в кульминационной сцене Катерина «падает без чувств», а затем в развязке падает с обрыва.

  1. Трагический герой всегда внутренне противоречив. Силы, разрывающие Катерину, целиком внутренние. Она не жертва «темного царства» или страха перед внешней угрозой – грозой. Она – жертва «внутренней грозы», «грозы совести». Еще не изменив мужу, а только помыслив о Борисе, она осознает себя грешницей: «Мне умереть страшно, а как подумаю, что вот я являюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору – то, — вот что страшно».

3 группа:

  1. Какова речь Катерины?
  2. Какова роль повторов в речи Катерины?

Примерные варианты ответов:

  1. Речь Катерины, во-первых, образная, поэтическая, напевная. (Знаменитый монолог «Отчего люди не летают, как птицы»). Во-вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого – в трагедийной одержимости (желанием любить и греховностью запретной любви) героини. В монологе с ключом (2 д., явл.10) Катерина начинает с того, что хочет бросить ключ: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь»; заканчивает тем же, что так же порывисто оставляет ключ у себя: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»

Учащиеся приводят другие примеры из текстов.

  1. Нарастание напряжения сказывается на речи героини. Чем ближе гибель трагического героя, тем сильнее должно быть напряжение. Повторы только кажутся тавтологическими – на самом деле они усиливают воздействие слова, заставляют усилить трагедийный эффект. Первые предчувствия катастрофы выражены в двукратном повторении слов «умру» и «не уйти». Во втором действии ударение при повторе слова «беде» сильнее; в третьем действии уже троекратные ( три раза в восклицательными знаками – «до гробовой доски» и «загубил»; и как предельное усиление в пятом действии, в предсмертном монологе Катерины троекратное повторение слова «могила» с безысходными многоточиями.

4 группа:

  1. Условие трагедии – соответствие слов и поступков. Слово в трагедии должно стать делом. Докажите на примере поступков Катерины , её слов, что её характер преимущественно трагедийный.
  2. Что же может соединить, казалось бы, несоединимые образы-символы: гроб (келью), высокий берег (символ полёта), волю (Волга) ?

Примерные варианты ответов:

  1. Если Катерина в первом действии хочет лететь, она полетит, если обещает бежать из дома, убежит. Эти полет и бегство- в смерть: «Я скоро умру», «Быть беде» — не просто слова, все это сбывается. Катерина абсолютно искренна в своих словах и поступках. Даже то, что Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису – не обман, а желание любить и быть любимой. За Тихоном – семья, данное перед Богом слово, желание жить не по лжи, за любимым Борисом – даль и воля, свобода.
  2. Ответ однозначен: смерть – в пятом действии.
  1. Вывод.

Учитель: Знаком чего становится смерть героини?

(Знаком трагедийной судьбы)

Учитель: Каково её воздействие на среду?

(Оно подобно грозовому разряду, в соответствии с названием драмы. А значит, самоубийство Катерины есть проявление её силы, мужества, ярко выраженной позиции, заявленной еще в завязке пьесы.)

  1. Рефлексия.
  2.  Оценивание, анализ работ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самостоятельно выявленная ошибка
  • Самсунг 2070 ошибка u1 2320
  • Самсунг 2160 ошибка ленты переноса
  • Самосознание это ошибка
  • Самсунг 2070 ошибка 1113