Самосознание это ошибка

Самопознание
личности — сложное системное образование.
Оно включает целый ряд составляющих
элементов «само»: самосознание,
самонаблюдение, самоопределение,
самовыражение, самооценка, саморефлексия,
самосовер-шенствование, самореализация,
самоутверждение.
Самопознание
выступает в качестве основы для реализации
оценочного отношения к самому себе, или
самооценки. Самооценка представляет
собой эмоциональное отношение к
собственному образу. «Я талантлив…»,
«Я — абсолютная бездарность», «Я не хуже
других…» и т.д. — все это примеры
самооценок. К ошибкам самооценки можно
отнесть ее завышение или занижение.
Завышенные самооценки приводят к
формированию таких особенностей
личности, как самоуверенность, высокомерие,
некритичность , обидчивость и т.п.
Постоянное занижение оценки человека
со стороны окружающих и самой личности
формирует в ней робость, несамостоятельность,
неверие в свои силы, замкнутость,
стеснительность, чрезмерную зависимость
от других, заискивание и др. Адекватная
самооценка обеспечивает благоприятное
эмоциональное состояние, стимулирует
деятельность, вселяет в человека
уверенность в достижении намеченных
целей. Трезвое и объективное отношение
к себе составляет основу нормальной
самооценки. С развитием моральной
самооценки, которая строится на основе
способности подростка к выяснению
моральных суждений о чужих и собственных
поступках. В результате развития
самосознания у человека складывается
Я-концепция, являющая собой совокупность
всех его представлений о различных
сторонах своей личности и организма.
Я-концепция состоит из многочисленных
образов-Я, которые служат более частными
характеристиками. Существуют разные
критерии для их классификации. По
временной отнесенности можно выделить
образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее.
По содержанию можно выделить образы:
Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное,
Я-социальное. По источнику информации
можно выделить разные зеркальные Я: Я
глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все
эти образы служат регуляторами поведения
человека и взаимодействия с другими
людьми. Поэтому наряду с отражением
информации о самом себе самосознание
выполняет еще и функцию саморегуляции.
Чем более адекватной является Я-концепция
человека, тем легче ему управлять своим
поведением. Если же человек заблуждается
относительно своих качеств, то он
уподобляется путнику, который ориентируется
по неверной карте. Процесс самопознания
не имеет границ, так как сам объект
постоянно меняется. Человек меняет
социальные роли, переходит из одной
возрастной категории в другую, и, для
того чтобы его самосознание было
соответствующим реальности, ему надо
постоянно корректировать представления
о себе.

519.
Самоопределение, самоконтроль,
саморегуляция, самовоспитание личности.
:
Самоопределение
личности

абсолютно сознательная активность
личности по выявлению и отстаиванию
отчетливо субъектной позиции в ситуациях,
не имеющих жестко нормативных решений.
При этом самоопределение личности
является не набором локальных решений,
а представляет собой базово-стилевой
способ реагирования на разнообразные
жизненные обстоятельства, своего рода
образ жизни. САМОКОНТРОЛЬ — осознание
и оценка субъектом собственных действий,
психических процессов и состояний. Его
появление и развитие определяется
требованиями общества к поведению
человека.

Формирование
произвольной саморегуляции предполагает
возможность человека осознавать и
контролировать ситуацию, процесс.
Самоконтроль предполагает наличие
эталона и возможности получения сведений
о контролируемых действиях и состояниях.
Волевая регуляция основана на самоконтроле
как компоненте саморегуляции; но и
самоконтроль может быть объектом волевой
регуляции, например, в стрессовых
ситуациях.САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
— целенаправленное изменение индивидом
работы различных психофизиологических
функций, для чего требуется формирование
особых средств контроля за деятельностью.
Самовоспитание,
систематическая деятельность человека,
направленная на выработку или
совершенствование моральных, физических,
эстетических качеств, привычек поведения
в соответствии с определённым социально
обусловленным идеалом. Содержание С.
всегда зависит от общественно-исторических
условий, в которых живёт и развивается
индивид. Его требования к самому себе
и качества, которые он стремится
сформировать, определяются условиями
жизни, обусловливая идейные основы,
идеалы С., а также средства их достижения.
Уже в подростковом возрасте происходит
знакомство с такими формами и методами
С., как самокритика, самоубеждение,
самовнушение, самообязательство,
эмоционально-мысленный перенос в
положение другого человека и др. В
юношеском возрасте крепнет связь С. с
самообразованием,
деятельным стремлением к нравственному
и физическому самоусовершенствованию.
Формирование качеств личности путём
С. происходит в семье, в учебном,
производственном коллективах.

520.
Проблема
бессознательного в психологии
.
Если упростить
человеческую систему, то ее можно
представить в виде двух областей —
сознательной и бессознательной. Проблемы
бессознательного (соотношение
сознательного и бессознательного)
занимают важное место в психологии.
Деление психики на сознательное и
бессознательное является основной
предпосылкой психоанализа. Именно это
деление дает возможность понять часто
наблюдающиеся и очень важные патологические
процессы в душевной жизни человека.
Бессознательное
— гипотетический конструкт, используемый
для описания действий, феноменов, данных,
процессов и т. д., выходящих за пределы
непосредственного сознавания. Начало
использованию формального термина
«Бессоз-е.» положил Фрейд. Известно
множество различных т. зр. на понятие
Бессоз-е. и большое количество его
определений, зависящих от теорет.
платформы их авторов. З. Фрейд показал,
насколько сложными м. б. мыслительные
процессы, протекающие без их осознания,
и каким образом бессознательная сфера
чел. может содержать в себе представления,
желания и чувства, в к-рых он не отдает
себе отчета. Фрейд разглядел в содержимом
бессознательного смысл и намерение.
Такие внешне безобидные и непреднамеренные
акты, как оговорки, забывчивость и потеря
предметов (вследствие того, что они не
были положены на обычное место), м. б.
мотивированы на бессознательном уровне.
А коль скоро это так, ранее принятое
определение С. как преднамеренной и
целенаправленной психич. активности
оказывается в равной мере применимым
и к бессознательному. К. Юнг пошел еще
дальше в сглаживании различия между С.
и бессознательным. Бессознательное, по
Юнгу, есть совершенный источник нашей
общности и креативность. Коллективное
бессознательное — это «образ мира, на
формирование к-рого ушла вечность…
[Оно] состоит из совокупности инстинктов
и их коррелятов, архетипов. Подобно тому
как каждый из нас обладает инстинктами,
он тж обладает запасом архетипических
образов».Достижения когн. психол. говорят
о том, что сложная психич. деятельность,
в т. ч. наша способность приобретать,
хранить и извлекать информ. из памяти,
в основном реализуется посредством
бессознательных и недоступных для
самонаблюдения операций. Исслед. «слепого
зрения» и «несознаваемой памяти»
тж свидетельствуют
о наличии противоречий в разграничении
Соз. и бессознательного. Слепое зрение
— это способность нек-рых людей с
поврежденной зрительной корой мозга
распознавать и реагировать на зрительные
стимулы, не сознавая их. Следовательно,
умственные процессы, такие как восприятие,
представление, намерение, вспоминание
и т. п., можно обнаружить и на бессознательном
уровне, где они недоступны для интроспекции,
а граница между С. и бессознательным не
столь резка, как некогда считалось. Как
только исследователи осознали эти
факты, обсуждение феномена С. превратилось
в достаточно сложное занятие. Простота
основанного на здравом смысле понимания
С. как текущего знания, или сознавания
, оказалась
обманчивой и пустой.

521.
Типы и формы проявления бессознательного:
неосознаваемые механизмы сознательных
действий; несознаваемые побудители
сознательных действий; «подсознательные
процессы
».
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — 1. Совокупность
психических процессов актов и состояний,
обусловленных явлениями действительности,
в отношении коих отсутствует субъективный,
сознательный контроль, и во влиянии
коих субъект не отдает себе отчета.
Бессознательным оказывается все то,
что не становится предметом особых
действий по осознанию. 2. Форма отражения
психического, в коей образ действительности
и отношение к ней субъекта не выступают
как предмет специальной рефлексии и
составляют нераздельное целое. Отличается
от сознания тем, что отражаемая им
реальность сливается с переживаниями
субъекта, с его отношениями к миру;
поэтому в бессознательном невозможны
произвольный контроль действий и оценка
их результатов. Все неосознаваемые
процессы можно разбить на три больших
класса: 1) неосознаваемые механизмы
сознательных действий; 2) неосознаваемые
побудители сознательных действий(неосознаваемые
мотивы и установки); 3) «надсознательные»
процессы. 1) В класс неосознаваемых
механизмов сознательных действий входят
три подкласса: а) неосознаваемые
автоматизмы (никогда не осознававшиеся
– автоматические, и ушедшие в неосознанное
со временем — автоматизированные); б)
явления неосознаваемой установки
(готовности); в) неосознаваемые
сопровождения сознательных действий
(физ. явления, невербальный язык). Сюда
входят движения непроизвольные,
тонические напряжения, мимика и
пантомимика, и большой класс вегетативных
реакций, сопровождающих действия и
психические состояния. Примером могут
служить движения непроизвольные челюстей
или губ в такт движениям рук, непроизвольные
горестные гримасы при сопереживании
другим людям, и пр. 2) Неосознаваемые
побудители сознательных действий
основательно изучены и описаны Зигмундом
Фрейдом. В его книге «Психопатология
обыденной жизни», а также в его лекциях
подробно описаны такие явления
бессознательного как ошибочные действия:
оговорки, описки, очитки и ослышки,
забывание, невыполнение намерения,
запрятывания, ошибки-заблуждения. Фрейд,
кроме сознания и подсознания, выделял
также предсознание – промежуточная
зона неосознанных, но осознаваемых
вещей. Бессознательное же – по Фрейду
– гнездо сильных, но подавленных влечений
и желаний, либидо и мортидо, которые
проявляются во всей нашей жизни, и выдают
себя в сновидениях, ошибочных действиях
и невротических симптомах. 3)
«надсознательные» процессы — процессы
образования некоего интегрального
продукта большой сознательной работы,
который затем «вторгается» в сознательную
жизнь человека и, как правило, радикально
меняет ее течение. к классу «надсознательных»
процессов можно отнести процессы
творческого мышления, процессы переживания
большого горя или больших жизненных
событий, кризисы чувств, личностные
кризисы и т. п. Главная особенность: эти
процессы происходят над сознанием в
том смысле, что их содержание и временные
масштабы крупнее всего того, что может
вместить сознание; проходя через сознание
отдельными своими участками, они как
целое находятся за его пределами. Они
развертываются в форме работы сознания,
длительной и напряженной. Результатом
ее является некий интегральный итог,
который возвращается в сознание в виде
новой творческой идеи, нового отношения
или чувства, новой жизненной установки,
меняя дальнейшее течение сознания.

522. Вклад
глубинной психологии и психотерапии в
познание бессознательных механизмов
психики человека
.
Глубинная
психология, обозначение ряда направлений
современной зарубежной психологии,
сделавших предметом своего исследования.
глубинные силы личности, её влечения и
тенденции, которые противопоставляются
процессам, происходящим на «поверхности»
сознания. Границы Г. п. не поддаются
чёткому определению; она охватывает
разнообразные течения и школы (учения
З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, эгопсихология,
неофрейдизм и т.д.). В трактовке мотивов
поведения человека активную роль Глуб.
псих. отводит бессознательным мотивациям,
которые изучаются специфическими для
Гл. псих. методами (приёмы психоанализа,
метод свободных ассоциаций, прожективные
тесты, метод психодрамы). Гл. псих.
стимулировала развитие новой отрасли
медицины, рассматривающей значение
психологических факторов в соматических
заболеваниях (т. н. психосоматическое
направление в медицине). Фрейд, исходя
из клинической практики, выдвинул
представление о бессознательных
психических механизмах, лежащих в основе
неврозов, сновидений, ошибочных действий
и т.д. Фрейд сформулировал основную
систему понятий Г. п. (вытеснение,
символизация, фиксация, регрессия и
др.). Адлер выделяет в качестве главного
мотива стремление индивида к самоутверждению
(«воле к власти»). Система Адлера стала
одним из источников позднейших
«культурно-социологических» течений
Г. п. . С др. стороны, Юнг расширяет
представление о структуре и функциях
бессознательного, которое у него включает
также коллективное бессознательное. В
последнее время особенно развились
новые направления Г. п., (, например
«экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера,
и др.). Идеи психологии глубинной повлияли
и на медицину. Отвергнув интроспективное
воззрение, отождествившее психику с ее
явленностью сознанию субъекта, психология
глубинная отстаивала положение о том,
что главные причины действий человека
заложены в его психическом динамическом
устройстве, сущностно бессознательном.

523.
Современные
направления исследования проблем
бессознательного
.
В современной
психологии существует различные
направления, исследующие бессознательное,
например, — нейролингвистическое
программирование, ( НЛП).. Современные
технические средства и приемы НЛП
эффективны при манипулировании сознанием,
используя элементы бессознательного.
Так в Институте психоэкологии РАЕН
существует экспериментальное оборудование,
с помощью которого опробованы методики
для лечения больных: шизофреников,
наркоманов и прочих «безнадежных»,
от которых отказались другие врачи. Их
суть —Человека сажают перед экраном
компьютера, на голову пациента помещают
датчики. На экране компьютера на доли
секунды появляются письменные вопросы
к внутреннему «Я», которые не
воспринимаются сознанием человека, но
фиксируются подсознанием. Организм
дает на них «ответы» небольшими
изменениями в работе мозга, их улавливают
и расшифровывают датчики. Так можно
получить ответы на вопросы: было ли
желание покончить с собой, отношение к
своим ближним и т.д. Составляется
своеобразная «карта» личности, на
которой отражен внутренний мир человека.
Существует возможность воздействия на
внутреннее «Я» с помощью так
называемого диспарантного ввода
информации. Вместо вопросов компьютер
должен незаметно давать рекомендации,
которые человек будет воспринимать как
собственные идеи. А еще можно давать
команды с помощью особого «шума»,
записанного на магнитофон, в котором
зашифрована информация для подсознания.
В России подобные вещи могут делать
пока только в этом институте и применяются
они для исследования и апробирования
методик лечения больных.
Также среди
интересных направлений в исследовании
бессознательного можно выделить:
экзистенциальную
психотерапию
,
кот направлена на восстановление
аутентичности личности — соответствия
ее бытия в мире ее внутренней природе,
что достигается за счет глубинной
личностной рефлексии. Трансперсональную
психологию
.
к-рая открыто
признает свое тяготение к суфизму и др.
формам мистицизма и сосредоточилась
на гипотетических процессах, связывающих
индивидуальные сознания с духовным
океаном. Транс.псих-я гласит существует
множество состояний сознания, и все они
должны быть важны для психологии.
Измененные состояния сознания могут
подчиняться особым законам, отличным
от тех, по к-рым функционирует нормальное
сознание. Объединение теорет. основ Т.
п. и практ. исслед. в этой области в единую
стройную систему — дело будущего.
Возможностей для проведения исслед.
немало. Один из аспектов йоги, когда-то
считавшийся мистическим и не поддающимся
проверке, уже перешел в разряд «нормальных»
областей психологии, а именно контроля
автономных функций тела, где уже проведено
немало исслед. биолог. обратной связи,
нашедшей широкое практ. применение.
Вторым традиционным объектом изучения
Т. п., к-рый, судя по всему, завоевывает
признание, яв-ся медитация. Изучив
специальную литературу, Уолш пришел к
выводу, что медитация — недорогая,
саморегулируемая и эффективная процедура,
способная привести к глубочайшей
трансформации идентичности, стиля жизни
и отношения к миру.

524.
Проблема
бессознательного в психосинтезе,

нейролингвистическом
программировании, холотропной
психотерапии, гештальттерапии,
трансперсональной психотерапии и др.
видах психотерапии
.
Психосинтез.
Психосинтетический
подход Р. Ассаджоли основан на том, что
Ассаджоли придерживался сложных
представлений о личности, выделяя в ней
не только низшее бессознательное,
среднее бессознательное и сверхсознательное,
но также трансперсональное Я и коллективное
бессознательное. В ходе лечения усилия
первоначально направлены на интеграцию
различных аспектов личности клиента,
к-рые рассматриваются в качестве
«субличностей». После того как произошла
такая интеграция и гармонизация,
предпринимается трансперсональный П.
для объединения личности с трансперсональным
Я с целью выхода за пределы Эго и
достижения полноты, цели и смысла жизни.
НЛП
это наука
о воздействии слова на человека. В НЛП
считается, что внимание сознания
ограничено и, в НЛП пытаются привлечь
внимание бессознательного разума путём
применения метафор и других гипнотических
речевых паттернов. Это методические
приемы, позволяющие человеку по средством
слова программировать себя и затем
изменять эти программы. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ. возникла на основе
эмпирического опыта нетрадиционных и
эзотерических учений, акцентирующих
внимание на феноменах измененного
состояния сознания (таких, как «космическое
сознание», «экстаз», медитативные
состояния и др.), а также теоретических
представлений, традиционных для
западноевропейской психотерапии
психоаналитической ориентации. Термины
«трансперсональная психология» были
предложены. Грофом считавшим, что
структура бессознательного в
психоаналитическом понимании не
исчерпывается только биографическим
уровнем (определяемым событиями жизни
человека), который использовал Фрейд ,
а включает в себя и перинатальный уровень
(историю рождения человека), а также
собственно трансперсональный уровень,
внеиндивидуальное содержание которого
определяется всей человеческой культурой
и историей Т. п. основывается на
представлении о возможности использования
бессозн-го потенциала психики для
личностного роста и оздоровления за
счет реализации неудовлетворенных и
нереализованных «запретных» желаний
человека, преодоления негативных
последствий перинатального периода
жизни, психотравмирующих событий,
освобождения глубинных потенциалов.
ТЕРАПИЯ
ХОЛОТРОПНАЯ

относится к трансперсональной
психотерапии, это— методика психотерапии,
кою разработали С. Гроф и К. Гроф. Процедура
терапии холотропной, направленная на
активизацию бессознательного содержания
психики, предполагает использование
интенсивного дыхания, прослушивание
специально подобранной музыки и работу
клиента с собственным телом. Главная
цель в холотропной психотерапии состоит
в том, чтобы активировать бессознательное,
освободить энергию, связанную в
эмоциональных и психосоматических
симптомах, и превратить эти симптомы в
поток переживания.
Гештальт-терапия.
Г.-т. представляет собой экзистенциальный
и феноменологический подход, осн. на
принципах фокусирования сознания на
актуальной действительности и на
непосредственном опыте. Особенности
воспитания, запреты, налагаемые обществом,
незавершенные ситуации препятствуют
переживанию настоящего момента.
Существуют бессознательные механизмы
психологической защиты, которые не дают
возможности людям быть подлинными. Они
блокируют ту энергию, которая может
быть направлена на удовлетворение
потребности пациента. Блокированная
энергия проявляется в напряженной позе,
дрожании, сдавленном голосе и необычных
жестах, отворачивании в разговоре от
собеседника и т.п. и приводит к бессилию.
Психотерапевт помогает обнаружить, где
пациент блокирует энергию и поощряет
направление этой энергии в более
адаптивное русло, помогает пациенту
достичь большего самопринятия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одной из важнейших проблем философии является анализ сознания как специфической формы регуляции взаимодействия с человеческой реальностью. Сознание – это часть психики, в которой происходят не только сознательные, но и бессознательные процессы. В случае бессознательного, субъект не осознает содержание и природу осуществляемых процессов. Ментальные явления и действия, которые проходят через разум и волю человека и передаются и осуществляются в знании того, что он делает, думает или чувствует. Иногда можно различить подсознание – это творчество, основанное на сознании.

Сознание – это форма внутренней активности и ориентации субъекта на мир и на самого себя, когда он отражает мир и когда его действия основаны на объективном значении решаемой жизненной задачи или на гипотетических личных и социальных последствиях.

Для философии проблема сознания важна потому, что она или ее интерпретация сущности сознания, характера отношения к существованию влияет на исходную картину мира и методологические ориентиры всех философских направлений.

Если сознание – это субъективное условие способности ориентироваться человека во внешнем мире, окружающем его, то самосознание – это его ориентация во внутреннем мире индивида.

Самосознание – это слово означает различные, хотя и тесно связанные явления: функции самоконтроля сознания, самопознания и самоисследования. Тот факт, что сознание существует, еще раз доказывает относительность различия между объектом и субъектом, противоречие представлению о том, что все в сознании субъективно. Факт сознания показывает, что разделение реальности на объект и субъект ограничено не только отношениями между внешним миром и сознанием, но и самим сознанием, которое выражается по крайней мере в двух формах: в форме объективной и субъективной пропорции сознания в содержании сознания и разделения сознания на объект и субъект в акте сознания.

Сознание предназначено для понимания действий и положения человека в обществе. Если сознание – это знание чего-то другого, то самосознание – это знание самого человека, это сознание и есть то, что делает сознание объектом и объектом сознания.

Философское сознание человека основано на идее, что как форма жизни его сложность уникальна. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском понимании человека, потому что его знание, как особая форма особой структуры, функционирующей и развивающейся формы жизни, является точно такой же психологической проблемой в своем собственном масштабе, которая выходит за рамки компетенции психологической науки.

На рубеже третьего тысячелетия взаимоотношения между человеческими силами и окружающей средой радикально изменились – мы наблюдаем растущую зависимость окружающей среды от человеческой деятельности. Это связано с тем, что человечество достигло такого уровня сознания и сознательности, который позволяет ему сознательно регулировать свои отношения с социальными институтами и природными элементами, направлять свою деятельность в области науки и техники, коммуникации, образования и воспитания, трезво учитывая истинные пределы своих возможностей, основанных на научных знаниях, в силу объективных законов Природы, Общества и культуры. Фундаментальная задача философии сегодня состоит в том, чтобы исследовать эту диалектику новых отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и культурой.

Главной задачей философии является помощь современному человеку понять, что он не просто пассивный и ненужный инструмент этого мира, он не раб космических сил, он не раб социальных институтов, и он не жертва созданной им культуры, но он является полноценным субъектом вооруженной деятельности. Таким образом, обладая высоким уровнем научной осведомленности и универсальными ценностями, он может регулировать свои собственные отношения с плодами своей отчужденной деятельности, социальными институтами и самой природой.

Впервые в древней философии проблема самосознания была поднята как отдельная составляющая. В этот период она нашла свое наиболее полное выражение в учении Сократа. Можно даже утверждать, что проблема самопознания и самосознания стала для него ядром сократической философии. Стоит отметить, что принцип «познай себя» для Сократа был одним из основополагающих в философии.

Конечно, возникает вопрос: почему Сократ поставил этот принцип в центр своей философии и каково его содержание? Такая формулировка проблемы обусловлена заботой Сократа о духовном развитии человека. Больше всего его беспокоило то, что греков слишком привлекали их тела, а не потребности их душ. По мнению Сократа, постоянное обращение к самому себе – это есть метод, с помощью которого можно поддерживать гармоничное равновесие между душой и телом.

Философски осмысленное самосознание человека и имеет в своей основе представление о нем как об уникальной по своей сложности форме бытия. Психоаналитики и психологи испытывали потребность в философском осмыслении человека именно потому, что его познание как особой формы бытия, обладающей специфическим строением, функционированием и развитием, является именно философской по своему масштабу проблемой, выходящей за пределы сферы компетенции психологической науки.

Если более подробно рассматривать философский вид сознания, то следует отметить, что данное определение включает в себя как теоретический взгляд на мир, так и познания о законах природы, человека и общества. Как известно, философия также выделяет различные методы познания окружающего мира, и отображает бытие в концептуальной форме. Следует отметить, что особо важной функцией философского сознания является выполнение гносеологической и мировоззренческой функции.

Отметим, что в Новое время проблема самосознания разрабатывалась уже в рамках интроспективной концепции сознания. В качестве самостоятельного феномена самосознание впервые было исследовано в немецкой классической философии, результатом чего стала разработанная Гегелем концепция самосознания.

Таким образом, отметим, что самосознание возникло не в качестве духовного отражения праздного нарциссизма человека. Оно появилось в ответ на призыв к социальным условиям, которые с самого начала требовали, чтобы все люди могли оценивать свои действия, слова и мысли с точки зрения определенных социальных стандартов, установленных обществом.

Сознание – это высшая форма отражения мира, которая присуща только человеку. Которое, в свою очередь, связано с артикулированной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Следует отметить, что сознание выступает в качестве ключевой, исходной философской концепции для анализа выражения психической и духовной жизни человека во всех формах единства и целостности, а также для контроля и регулирования их взаимоотношений с реальностью.

Несмотря на огромные усилия, прилагаемые философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и социального) далека от всех решений. До сих пор обществу неизвестно о механизмах, функциях, условиях, структуре и свойствах сознания, о связи с деятельностью индивида и о том, как они развиваются. Стоит подчеркнуть, что проблема взаимосвязи между сознанием и существованием не умаляет первичных и вторичных проблем, хотя из этого следует.

Изучение взаимосвязи между сознанием и существованием предполагает изучение всех разнообразных и исторически изменяющихся типов и форм, то есть, в некотором смысле, это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизни, развитие науки и культуры постоянно усложняет и изменяет специфические формы взаимоотношений между сознанием и существованием и ставит множество проблем для философского мышления.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие самосознания непосредственно связано с рефлексией человека, то есть с его пониманием и оценкой его умственных, духовных и психических способностей. Духовный мир человека, в зависимости от социальных обстоятельств и индивидуальных особенностей, может быть развит как в положительную сторону, так и в отрицательную. Это объясняется тем, что он может быть социально положительной и социально отрицательной личностью, что объективно отражается в деятельности человека по достижению своих целей.

«— Я считаю, что человеческое сознание — это трагическая ошибка эволюции. Мы зря обрели самосознание. Природа создала этим некую структуру, отдельную от себя самой. По законам природы мы вообще не должны были существовать. Мы пребываем в заблуждении, что обладаем собственным «Я»; что мы некое скопление чувственного опыта и эмоций, запрограммированное верить в то, что оно является кем-то; тогда как все мы — просто никто. Самое достойное, что мы, как особи, можем сделать — это отвергнуть эту установку. Перестать размножаться и, взявшись за руки, пойти на встречу вырождению. Всем вместе, по-братски, сказать «нет» этому вселенскому обману.
— Ну и смысл тогда вообще по утрам с постели вставать?
— Я говорю себе, что в этом мире я просто свидетель, но на самом деле очевидно, что это тоже установка. А для самоубийства у меня не хватает смелости.»
Раст Коул — Настоящий детектив

Я, в отличии от Раста не считаю, что: «человеческое сознание — это трагическая ошибка эволюции».
Я вообще не считаю, что существуют ошибки, тем более, что их могла «совершить» некая безликая и не разумная сила. Это как брякнуть об «ошибках» гравитации.
Но, как следствие, нет и никаких «верных поступков». А наиболее рациональным поведение существа, само существование которого — абсурд — я считаю именно абсурдное. Так что рациональным/рационалистом себя, как ни странно, я не считаю.

Вероятно, именно потому почти все мои любимые персонажи — трикстеры. Они всё это понимают куда лучше прочих.
А также мне импонируют чудовищные мерзавцы, жившие не оглядываясь на весь прочий нелепый внешний мир, и, разумеется, все те, кто творят изменения ради изменений.

Кроме того, поскольку и предаваться унынию тоже бессмысленно — можно с удовольствием наслаждаться ролью «свидетеля этой жизни». Пока есть возможность.

#абсурд #цитаты #Размышления

               
Проблема самосознания в психологии

Если мы собираемся говорить о
самосознании, то необходимо разграничить такие понятия как сознание и самосознание.
Б. В. Зейгарник пишет: Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В
философии оно имеет широкое значение, употребляясь в плане противопоставления
идеального материальному (как вторичное первичному), с точки зрения отражения
(как отражающее объективный мир).

В более узком значении сознание
– это человеческое отражение бытия, отражение в социально выработанных формах
идеального. Возникновение человеческого сознания марксизм связывает с
возникновением труда в процессе превращения обезьяны в человека. Воздействие на
природу в ходе коллективной трудовой деятельности породило осознание свойств и
закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, формирующемся в
процессе общения.

С. Л. Рубинштейн также уделял большое
внимание сознанию в психологии, он писал: «Сознание – это процесс осознания
субъектом объективного бытия реальности».Он делал акцент на том, что сознание
есть знание того, как объект противостоит познающему субъекту.

В учебном пособии для вузов Л. Д.
Столяренко можно найти такое определение сознания: «Сознание, свойственная
человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и
закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего
мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование
окружающей действительности». Далее она пишет: «Функция сознания – формирование
целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение
их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и
деятельности человека. В сознание человека входит определённое отношение к
окружающей среде, к другим людям».

Б. В. Зейгарник пишет: «Понятие
сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим
содержанием. Оно является скорее «рабочим». Ведущий современный психиатр А. В.
Снежневский говорит, что «если подходить к сознанию в философском смысле, то
мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая
форма отражения мира в нашем мозге нарушается».  Поэтому клиницисты пользуются
условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его
расстройства.

С данным положением соглашается и С.
Л. Рубинштейн, говоря о целесообразности «разведения» психического нарушения и
нарушения сознания, как обладающих специфическими признаками.

Понятие сознания, которое А. В.
Снежневский определяет как «условное», базируется на взглядах немецкого
психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит
смена различных психических феноменов. Соответственно, при различных душевных заболеваниях
сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и
наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного
имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания
и т. п. Метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания, введённые К.
Ясперсом, стали определяющими для характеристики сознания в учебниках
психиатрии до настоящего времени.

Исходя из выше изложенного и нашего
понимания данной проблемы, мы склонны заключить, что сознание – особая
программа, которая заложена в человеке в виде определённых сложноорганизованных
способностей, позволяющих человеку осмысленно контролировать психические
функции (восприятие, мышление, память и т. п.). В процессе взаимодействия человека
со средой, особенно с социальной, данная программа совершенствуется,
развивается, в результате чего сознание приобретает своеобразный  вид
операционной системы «
Windows».
Такое сравнение, конечно, условно, однако оно необходимо нам для того, чтобы представить
сознание в виде какой-то конкретной модели. Главная мысль заключается в том,
что «
Windows»
помогает человеку работать с компьютерными программами, так же как сознание
помогает человеку осознанно управлять своей психикой, в том числе и физическими
возможностями. На наш взгляд, сложность изучения сознания заключается в том,
что в человеке эта программа способна определять и познавать сама себя,
мотивируя свою деятельность. И вот таким замысловатым образом мы подошли к
вопросу о самосознании.

Проблеме самосознания уделяется много
исследований (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.), анализу
его методологического аспекта (И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова), связи
самосознания с познанием других людей (А. А. Бодалёв, И. С. Кон, В. В. Столин и
др.). Чрезвычайно много исследований уделено проблеме  «образа-я» в трудах
зарубежных авторов-неофрейдистов, представителей гуманистической психологии (К.
Роджерс, А. Маслоу и др.).

Итак, в поисках истины мы решили
посмотреть на эту проблему с разных сторон. Например, в «Немецком философском
словаре» (2003г.) можно найти такое определение: «Самосознание – это осознание
своего собственного достоинства, а с ироническим оттенком в смысле
самоуверенности – понимается как убеждение в ценности собственной личности». В
«Английском психологическом словаре» (2001г.) можно прочесть следующее:
«Самосознание – это ощущение замешательства или неловкости, которое возникает в
ситуации, когда индивид предполагает, что другие его критически оценивают, или
обнаруживает свою неадекватность».  В «Русском психологическом словаре» под
редакцией В. П. Зинченко и Б Г. Мещерякова приводится следующее определение:
«Самосознание – это осознанное отношение человека к своим потребностям и
способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих
субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных
действий и поступков».  А в «Новой философской энциклопедии» (2001г.) написано:
«Самосознание – это осознание субъектом самого себя, т. е. состояний своего
тела, фактов сознания, своего я (внешнего вида, особенностей личности, системы
ценностей, предпочтений и стремлений); в некоторых случаях самосознание
включает в себя самооценку: важнейшая характеристика сознания».

На наш взгляд, основная мысль,
вытекающая из данных определений, такова: самосознание – не что иное,
как сознательная попытка человека выделить себя из окружающего мира,
детерминированная желанием определить себя как индивидуальность, отличную от
других, при этом человек опирается на осознание своих психических и физических
особенностей, а также индивидуальных способов реагирования. Одно из главных
условий, при котором возможна данная психическая деятельность, заключается в
том, что такое самоопределение сознательно совершается человеком и не является
продуктом внушений со стороны других людей, хоть и опирается на социальную
среду.

Также нельзя забывать о том, что
многие психологи рассматривают самосознание как ядро личности (Л. И. Божович,
И. С. Кон, А. Б. Орлов, С. Р. Пантилеев, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин),
основной характеристикой которого признаётся целостность и непрерывность Я
во времени, а объектом самосознания служит не действительность, а собственная
личность.

С. Л. Рубинштейном отмечается, что
Я,
самостоятельно формирующееся в личности, и есть личность: «Я – это
личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отражённая в самосознании».

В настоящее время в психологии одним
из самых распространённых подходов к изучению самосознания является подход с
точки зрения изучения системы представлений человека о самом себе
(«я-концепции»), где самосознание фактически сводится к понятию «я-концепции»
или эти понятия употребляются как синонимы. На самом деле, такое соотношение данных
понятий точно не определено; тем не менее, существует тенденция рассматривать
«я-концепцию» как результат (продукт) процессов самосознания.

Учитывая выше сказанное, мы попробуем
выяснить, из каких же составляющих может складываться самосознание и что может
находиться в его основе. О. К. Тихомиров отмечал, что в самосознании обычно
различают образный и понятийный компоненты, говорят о «я-образе» и
«я-концепции» – образе себя и знании о себе. Однако  он сделал ещё один шаг
вперёд на пути анализа и дифференциации психологического содержания
самосознания. Он писал: «Необходимо различать мышление и знание, поэтому,
наряду с традиционным термином «я-концепция», мы вводим менее привычный термин
«я-мышление», имея ввиду процесс выработки человеком знаний о самом себе,
которые образуют (или преобразуют) его «я-концепцию», в процессе осознания, в
котором человек как личность, индивид, индивидуальность является не только
субъектом, но и объектом мышления».

В современной российской
психологической науке распространено положение о смысловой организации
сознания, в частности, той его стороны, которая направлена на отражение,
рефлексию и порождение человеком себя, т.е. самосознания. Например, по В. В.
Столину,  единицей самосознания является конфликтный смысл Я.  В. П. Зинченко 
считает, что смыслообразование играет ведущую роль в рефлексивных и бытийных
слоях сознания.

Процессы смыслообразования также
лежат в основе функционирования самопознания и
самопонимания.                                                                                                                                                                                                                                          В
этом контексте важно обратить внимание на неодинаковость, нетождественность феноменов
«самопознание» и «самопонимание». Познавая себя, субъект получает знания путём
ответа на констатирующие вопросы: типа «какой я?» или «что я знаю о себе?»; в
процессе самопонимания мы отвечаем на вопросы другого типа – причинные: «зачем
я так поступил?», «почему этот человек мне не нравится?». Результатом
самопознания оказываются новые знания, а результатом самопонимания – новый
смысл того, что человек уже знал о себе.

В результате, можно выделить две
основных составляющих самосознания – самопознание и самопонимание, а также
образный и понятийный компоненты – «я-концепцию» и «образ я».

Две статьи В.А. Лекторского из Новой философской энциклопедии.

СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.).

Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В кон. 19 в. биолог Т.Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 вв. (В.Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания.

1. Концепция отождествления сознания с знанием: все, что мы знаем, – это сознание, и все, что мы осознаем, – знание. Большинство представителей классической философии разделяли это представление, подкрепляя его ссылкой на этимологию слова: латинское название для сознания происходит от слов cum и sciare, т.е. означает совместное знание (то же самое и в русском языке). Правда, некоторые философы не соглашались с таким пониманием. Напр., Кант считал, что индивид в принципе не может иметь знания о находящемся внутри его сознания Трансцендентальном Субъекте, хотя последний и осознается в качестве глубинного носителя индивидуального опыта. Другие философы приводили пример восприятия незнакомого предмета, которое, с их точки зрения, не есть знание, но, безусловно, является актом сознания.

В действительности все, что осознается, является знанием того или иного рода. Это относится, в частности, и к восприятию незнакомого предмета. Чтобы это восприятие стало возможным, субъект должен располагать определенными перцептивными гипотезами и даже осуществлять акт мышления – при этом сам процесс использования этих гипотез не осознается (см. Восприятие). Восприятие, т.о., является знанием, вопреки мнению, распространенному в классической философии. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, отличением его от остальных и предполагающим возможность дальнейшего изучения. Осознание субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Конечно, сами эмоции, желания, волевые импульсы не сводятся к знанию, хотя и предполагают последнее. Но их осознание есть не что иное, как знание об их наличии.

Из сказанного, однако, не следует вывод о тождестве сознания и знания. Современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом несознаваемого знания. Это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но что я легко могу сделать достоянием своего сознания: напр., мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т.д. Это также и такое знание, которым я располагаю и которым пользуюсь, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, напр., экспертами, но это также неявные компоненты коллективного знания: осознание всех предпосылок и следствий научных теорий возможно лишь в определенных условиях и никогда не бывает полным. Обычно не осознаются некоторые эмоции и желания, некоторые глубинные установки личности. Т.о., знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

2. Ряд философов (прежде всего разделяющих позиции феноменологии или близких к ней концепций – Ф.Брентано, Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр и др.) в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а интенциональность: направленность на определенный предмет, объект. Таким признаком с этой точки зрения обладают все виды сознания: не только восприятия и мысли, но и представления, эмоции, желания, намерения, волевые импульсы. Согласно этой точке зрения, я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его посредством моей интенции, он становится объектом моего сознания. При таком понимании сознание – это не только совокупность интенций, но и их источник. Носителем эмпирического сознания, по Э.Гуссерлю, является эмпирическое Я, а носителем «чистого», трансцендентального сознания (воплощающего его априорную структуру) Трансцендентальное Я. При этом интенциональный объект сознания не обязательно должен существовать реально: он может быть мнимым. Сознание может быть интенционально нацелено на физические предметы (реальные или мнимые), на идеальные предметы (числа, значения и др.) или же на состояния самого сознания (реальные или мнимые). В отличие от Гуссерля, Сартр считает, что изначальная интенциональность сознания направлена на реальный мир, что Трансцендентального Я не существует и что эмпирическое Я не только не предположено с необходимостью индивидуальным сознания, но даже его появление искажает природу сознания (см. Я).

Характерной особенностью психических явлений, в т.ч. и сознания, отличающей их от всех других явлений, выступает интенциональность. Но ведь интенциональные переживания могут быть и вне сферы сознания – бессознательные мысли, эмоции, намерения и т.д. В феноменологии по сути дела отождествляется психика и сознание, субъект истолковывается как абсолютно прозрачный для самого себя. Факты неполной очевидности Я для себя не могут найти объяснения при приравнивании сознания к интенциональности. Т.о., интенциональность тоже является необходимым, но недостаточным условием сознания.

3. Иногда сознание отождествляется с вниманием. Эта позиция разделяется рядом философов, но особенно популярна у некоторых психологов, пытающихся с точки зрения когнитивной науки истолковать сознание (т.е. внимание при данном понимании) как некоторый фильтр на пути информации, перерабатываемой нервной системой. Сознание при подобной интерпретации играет роль своеобразного распределителя ограниченных ресурсов нервной системы. В этой связи предпринимались попытки измерения «поля сознания».

Между тем ряд фактов психической жизни не поддается объяснению с подобной точки зрения. Известны, напр., факты невнимательного сознания, в частности, у водителя автомашины, ведущего разговор, осознающего то, что происходит на пути его следования, но внимательно следящего далеко не за всем. Можно говорить о центре и периферии поля сознания. Внимание направлено только на центр этого поля. Но то, что находится на периферии, тоже осознается, хотя и неотчетливо. Можно говорить о разных степенях сознания. Спящий человек не сознает того, что происходит вокруг, но определенная степень сознания имеется во время сновидений. Что-то из окружения (хотя далеко не все) осознается и при сомнамбулизме.

Важное значение для понимания взаимосвязи сознания и внимания имеют эксперименты современных американских психологов Дж.Лэкнера и М.Гэррет, показавших, что информация, воспринимаемая субъектом без внимания, тем не менее в какой-то мере осознается им и влияет на понимание того, что осознается при наличии внимания.

4. Наиболее влиятельное в философии и психологии понимание сознания связано с истолкованием его как самосознания, как самоотчета Я в собственных действиях. Подобное понимание может сочетаться с интерпретацией сознания как знания (в этом случае считается, что знание имеет место только тогда, когда субъект рефлективно отдает себе отчет в способах его получения) или как интенциональности (в этом случае считается, что субъект осознает не только интенциональный предмет, но и сам акт интенции и себя как ее источник). Классическое понимание сознания как самосознания связано с теорией Дж.Локка о двух источниках знания: ощущений, относящихся к внешнему миру, и рефлексии как наблюдению ума за своей собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и является сознанием. Такое же понимание сознания характерно для Канта и Гуссерля. Согласно Канту, условием объективности опыта является самосознание Трансцендентального Субъекта (трансцендентальное единство апперцепции) в виде утверждения «Я мыслю», сопровождающего течение опыта. Именно это самосознание, по Канту, обеспечивает единство сознания. По Гуссерлю, «чистое сознание» выражается в виде трансцендентальной рефлексии, направленной на само сознание.

Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, как особый «внутренний мир», данный субъекту совершенно непосредственно и познаваемый с полной несомненностью. Способом познания сознания является самовосприятие, которое в результате тренировки может принять форму самонаблюдения (интроспекции). Последнее широко использовалось в науках, имеющих дело с явлениями сознания, в частности в психологии.

Самосознание является несомненным фактом, который выражает важную особенность сознания. Вместе с тем понимание сознания в качестве непосредственно данной в самосознании самостоятельной реальности порождает ряд трудностей (см. Самосознание). К тому же можно указать ряд фактов, когда сознание не сопровождается четким самосознанием. Вопреки мнению Канта реальное единство опыта не обязательно сопровождается мыслью – «Я мыслю». Представляется, что прав Ж.-П.Сартр, когда он различает самосознание вообще и такую его особую форму как рефлексия. Без какой-то формы самосознания (иногда очень нечеткой, слабо выраженной) сознание действительно невозможно. Без такого рода самосознания субъект не может контролировать собственные действия – как внешние, так и внутренние (работу мышления, воображения, желания и т.д.). Гибкость действия, его вариативность, творческий характер невозможны без определенного самоконтроля. Субъективно это выступает в виде особого переживания событий внешнего мира и жизни самого субъекта, в виде самоотчета в этих событиях, что является характерными особенностями сознания. Рефлексия – это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я. Рефлексия возникает только на основе овладения языком и другими средствами межчеловеческой коммуникации. Поэтому сознание в его развитых формах является культурно-социальным продуктом. Специфически человеческое сознание и Я как его центр определяются не биологией человека; они возникли в определенный исторический период и в конкретных культурных условиях.

Современная когнитивная наука в сотрудничестве с философией пытается изучать именно природу сознания (вопреки популярному в психологии кон. 19 – нач. 20 вв. мнению о невозможности такого исследования как научного). Особый интерес представляет выдвинутая в рамках такого изучения концепция Д.Деннета о том, что сознание – это не поле и не фильтр, а особого рода деятельность психики, связанная с интерпретацией информации, поступающей в мозг из внешнего мира и от самого организма. Каждая такая интерпретация гипотетична и может мгновенно сменяться другой, более соответствующей реальной ситуации. В качестве факта сознание субъекту репрезентируется та гипотетическая интерпретация, которая одерживает верх над другими (этот процесс осуществляется за миллионные доли секунды). Однако отброшенные варианты интерпретации не исчезают, а сохраняются и могут быть осознаны в некоторых условиях. Поэтому, согласно Деннету, граница между сознаваемыми и несознаваемыми явлениями весьма размыта.

Важной особенностью сознания является его единство. Оно выражается как в единстве всех компонентов внешнего и внутреннего опыта в данный момент времени, так и в осознании единства переживаемого прошлого и настоящего. И.Кант считал, что единство сознания может иметь место только при условии единства Трансцендентального Я, являющегося центром и носителем сознания. Результаты современного исследования сознания (как в философии, так и в психологии и других науках о человеке), дают основания для утверждения о том, что Я является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это Я обеспечивает, тоже не изначально дано. Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в нем некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе. Оно определяется наличием Я как ответственного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания строится вместе с Я в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуации несут угрозу единству Я и сознания.

В истории философии сознание иногда понималось как синоним совокупности идей – индивидуальных или коллективных. В таком смысле употребляли этот термин, напр., Гегель и Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т.д.).

Литература:

1. Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. – Он же. Избр. произв. М., 1950;

2. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. – Он же. Избр. философ. произв., т. 1. М., 1960;

3. Кант И. Критика чистого разума. – Он же. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964;

4. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 1997;

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957;

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975;

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972;

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;

9. Sartre J.-P. L’Etre et le néant. Essai d’ontologie phénoménologique. P., 1943;

10. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1945;

11. Lackner J.R. and Garrett M. Resolving Ambiguity: Effects of Biasing Context in the Unattended Ear Cognition. N. Y., 1973, p. 359–372;

12. Jaynes J. The Origins of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. L., 1976;

13. Nagel T. What Is it Like to Be a Bat? – Readings in Philosophy of Psychology, v. 1. L., 1980;

14. The Mind’s I. Fantasies and Reflections on Self and Soul. Composed and arranged by D.Hofstadter and D.Dennett. Toronto – N. Y. – L., 1981;

15. Armstrong D. and Malcolm N. Consciousness and Causality. Oxf., 1984;

16. Harre R. Personal Being. Cambr. (Mass.), 1984;

17. Searle J.R. The Rediscovery of Mind. Cambr. (Mass.), 1992;

18. Dennett D. Consciousness Explained. N. Y., 1992.

В.А. Лекторский            (Сознание)

САМОСОЗНАНИЕ – осознание субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений); в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку; важнейшая характеристика сознания.

Самосознание – одно из центральных понятий классической западной философии, для которой самосознание – это осознание существования собственного Я и принадлежащих ему состояний сознания. Так, согласно Декарту, самосознание – единственно достоверное, несомненное знание, которое поэтому является основанием всей системы знания (см. Теория познания). Это понимание самосознания было принято также в науках о человеке, а в классической эмпирической психологии легло в основу интроспекции – самонаблюдения как основного метода этой науки. И.Кант различал эмпирическое самосознание (внутренний опыт) и трансцендентальное самосознание как самосознание Трансцендентального Субъекта. Последнее, по Канту, является высшим основоположением знания и лежит в основе единства опыта и сознания (вместе с тем Кант, в отличие от большинства представителей классической философии, не считал самосознание видом знания). По Э.Гуссерлю, самосознание, понимаемое как трансцендентальная рефлексия, сближаемое с созерцанием и особого рода самовосприятием, дает самодостоверное интуитивное знание.

Понимание самосознания связано с серьезными трудностями. Прежде всего возникает вопрос: как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? В качестве факта психической жизни оно несомненно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Но каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мысли, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? И кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится? К тому же нужно учитывать и то, что акт самосознания включается в само поле сознания, а значит, меняет его. Поэтому У.Джеймс, напр., считал, что можно говорить не об интроспекции, а только о ретроспекции, т.е. не о восприятии данных сознания, а о воспоминании о том, что только что имело место, но более уже не существует. И как вообще возможно безошибочное познание (каким считалось самосознание), если само понятие познания предполагает возможность заблуждения?

В неклассической теории познания самосознание получает иное истолкование. Исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие (отличное от того самовосприятия состояний и структур сознания, о котором говорит феноменология) является необходимым условием восприятия внешнего мира как существующего независимо от воспринимающего субъекта (см. Восприятие, Я). Субъект видит свои руки, нога и другие части тела, слышит и видит свои шаги, слышит звуки собственного голоса, чувствует движения своих конечностей и головы, получает разного рода информацию от всех частей тела. Это позволяет ему специфицировать свое меняющееся положение в реальном мире и воспринимать реальные ситуации такими, каковы они есть. Как подчеркивает Дж.Гибсон, самовосприятие и восприятие внешнего мира – это два полюса процесса восприятия – субъективный и объективный.

Следует также различать нечетко выраженные формы самосознания, сопровождающие течение всех психических переживаний и являющиеся условием их контролирования, и рефлексию как высшую форму самосознания. В последнем случае субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т.ч. и своего Я. Само Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщенного другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка. Я, т.о., не нечто самоочевидное, дающееся с несомненностью в акте самосознания, а нечто создаваемое в процессе отношения к себе в конкретных социально-культурных условиях и только в этих условиях существующее. В отличие от простейших форм самосознания рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и своем Я, свои установки и системы ценностей. В акте рефлексии Я делает себя собственным объектом.

Самосознание не есть особый «внутренний взор», разглядывающий некоторые идеальные образования, размещенные в поле сознания как в картинной галерее. Акт самосознания – это получение знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном сообществе системам ценностей. Так, напр., самосознание наглядных представлений – это не что иное, как получение знания об имеющихся у данного субъекта схемах сбора перцептивной информации. Самосознание эмоций – это осознание реальной ситуации и оценка ее с точки зрения нужд субъекта и имеющейся у него системы ценностей. Самосознание Я – это получение знания об особенностях данной личности, о ее возможностях, стремлениях и о соответствии реального и идеального Я., т.е. не самовосприятие, а некоторая теория (иногда называемая Я-концепцией).

Самосознание при всех особенностях не является чем-то принципиально отличным от всех остальных видов познания, как это считалось в западной философской традиции. Самосознание – это не нечто абсолютно непосредственное, а деятельность мышления (включая и самовосприятие). Как деятельность мышления самосознание может вести к заблуждению. Так, субъект может допускать ошибки при восприятии собственного тела, напр. неправильно локализовать место боли, ощущение интенсивности боли может зависеть от привходящих факторов, хотя сама боль может не меняться. Однако ошибок при самовосприятии тела гораздо меньше, чем при восприятии внешних тел, что объясняется максимальной близостью объекта восприятия и воспринимающей системы.

Субъект не может ошибаться в том, что он имеет такие-то намерения, что он думает о том-то – в противном случае никакая деятельность была бы просто невозможной. В то же время он может не сознавать некоторых своих глубинных эмоций, мыслей и установок, может заблуждаться относительно своего Я в целом (даже своей внешности, не говоря уже о чертах личности). Я непрозрачно для самого себя. Самосознание в случае рефлексии – это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому самосознание есть также пересоздание объекта рефлексии, в т.ч. и самого Я. Если для Канта и Фихте высшим принципом самосознания было положение «Я=Я», то с точки зрения современного понимания рефлексия, направленная на Я, служит способом изменения самоидентичности. См. также ст. Сознание, Я и лит. к ним.

В.А. Лекторский              (Самосознание)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самсунг 2070 ошибка 1113
  • Самсунг 2015 индикация ошибок
  • Самосвал шакман коды ошибок
  • Самп ошибка cannot find 800x600x32 video mode
  • Самораспаковывающийся архив winrar ошибка