Русский язык 3 класс работа над ошибками диктанта

Тема:
Работа над ошибками

Цель:
Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить
орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм, показать
значимость грамотного письма в жизни

Задачи урока:

Образовательная

научится:

• применять
правила правописания;

• проверять
предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки;

• при работе над
ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Развивающая

• формирование
умения  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;  

• готовность
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитательная

•  развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развивать умение
работать самостоятельно, в группе.

Тип урока  

обобщение и
систематизация знаний

Формы работы: групповая,
индивидуальная, фронтальная

Ход урока

I  Орг. момент

-Здравствуйте,
ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

— Добрый день!

Good day!

-Здравствуйте!

Сәлеметсіздер
ме құрметті қонақтар!

(дети садятся)

-Ребята, в этой
строке спрятаны слова. Найдите их и вы узнаете тему урока.

РАБОТАНАДОШИБКАМИ

РАБОТА
НАД ОШИБКАМИ

-Послушайте
историю, которая произошла в одном классе.

(Стихотворение
рассказывает ученик)

Ошибка

— Да, нелёгкая
диктовка, —

Почесал затылок
Вовка.

И в тетради 
Королёва

Появилась вдруг «карова».

Заглянул  в
тетрадку Миша:

— Всё понятно, так
напишем.

И тогда проворный
Павел

Букву «О» на «А»
исправил.

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы
ради,

Буква «А» попала к
Наде.

Приподнялся с
парты Лёва,

Быстро Пете
передал.

И пошла гулять
«карова»

По всем партам, по
рядам.

               
(Я. Пишумов)

— Почему
стихотворение называется «Ошибка»? В каком слове все ребята допустили ошибку?
Почему?  (списали друг у друга)

 Что бы вы им
посоветовали?  (Не списывать, думать самим)

  II 
Работа над ошибками в диктанте

— Мы с вами на
прошлом уроке тоже писали текст под диктовку и к сожалению были допущены
ошибки. Как вы думаете, почему?  (Не знаем правил. Знаем правила, но не
применяем их.  Невнимательность)

— А зачем нужно
проводить работу над ошибками?  (В следующий раз не допускать таких ошибок.
Писать грамотно)

— Сегодня на уроке
вам понадобится знание правил, внимание, умение работать в группах.

Я вам предлагаю
сейчас побыть в роли учителя и проверить диктант, в котором собраны ошибки,
допущенные вами.

Индивидуальная
работа
(по карточкам)
Ученик проверяет текст, исправляет  ошибки ручкой. Подсчитывает количество
найденных ошибок и  записывает на карточке.

(Дополнительное
задание: выписать словосочетания  прил. + сущ.  мн.ч.)

Зима
в лесу

   Однажды ранним
утром я вышел из лесной сторошки. Виюга номила ночью высокие сугробы. Кругом
полная тишина. С небо гледит на тебя яркое зимние  солнце.

    Вся месность
покрыта мягким снежным ковром. Кросивы деревья в зимнем норяде. Тихо кочают они
пушистыми ветвями. Задень ветку, и снеё  политит тебе в лецо мелкий холодный
снежок.

  *Выпиши
словосочетания (прил. + сущ.) множественного числа

(Карточки
сдать после выполнения работы.  Время на выполнение задания 5 минут)

Фронтальная работа
 (проверка)

 На доске
записан текст из карточки. Дети по цепочке выходят к доске, находят слово с
ошибкой,  исправляют, объясняя  орфограмму, применяя изученные правила.

— Сколько было
допущено ошибок? Кто нашёл все ошибки?  Работа по карточкам будет проверена и
оценена.

*Ошибки были
допущены и в грам. задании

1. Во 2
предложении найдите главные члены предложения (1 ученик у доски)

2 В I абзаце
подчеркните все имена прилагательные, выделите окончания (ученик у доски)

-Ребята, давайте
отдохнём и  проведём физминутку. А поможет нам предмет, который сейчас опишет…,
используя только имена прилагательные ( маленький или большой, упругий, 
круглый, прыгучий…       МЯЧ)

Физминутка (Игра
«Карусель») играют  четвёрками, каждая возле своих парт

Мяч передаётся
друг другу, называя слово. Слова не должны повторяться.

*Имена
существительные 1 склонения

*2 склонения

*3 склонения

-Уважаемые гости,
какая карусель крутилась быстрее? Молодцы! (Дети садятся за парты)

-Скажите,
пожалуйста, зачем нужно уметь писать без ошибок (грамотно)?

Где вам может это
пригодиться в жизни? (случай из жизни Поиск: клуб «ШИКАЛАД»)

Следующее задание
вы будете выполнять в своей группе (вставить пропущенные буквы)

III Работа в группах

*1группа 
(подписать тетрадь)

             Т..тра…ь

            для
р..бот

 по ру…кому  …зыку

уч…ника 3 кла…а «Б»

      школы-сад
№26

 г. П…тропавловска

    Иванова  Олег…

*2 группа
(подписать открытку)

Кр…сивых сло…,
улыб…к  и п…дарков!

Везенья и  с…рдечной 
т…плоты!

И  пусть ч…десный  день
8 Марта

Исполнит все
заветные мечты!

*3 группа
(написать объявление)

Внимание!

Пр…пала  с…бака!
Пудель чёрного цвета с мал…нькими круглыми гла…ками и  чёрным хв…стом.  Был
ошейник син…  цвета. Откликается на кличку Бим.

Нашедшим, просьба
вернуть за вознагр…ждение!

Т..л…фон   
332277

*4 группа
(строка поиска в интернете)

п…сатель                              
в…кзал

косм…с                                 
кин…театр

косм…на…т                         
ж…вотные

пр…рода                               
нас…комые

пр…смыкающиеся               
рас…каз

(Дети выполняют
задание в группах, после чего меняются работами и проверяют. Если работа
выполнена без ошибок, то наклеивается стикер «отлично», если были допущены
ошибки – «хорошо». После проверки работы вывешиваются на доску, поясняется
оценивание)

— Ребята,
приближается праздник 8 Марта, и у нас есть поздравительная открытка. Но для
кого она?  Здесь отсутствует одна фраза.  Я вас прошу прочитать эту фразу
 с указанной интонацией
(с нежностью, со злостью, безразлично,
торжественно).

Милые
женщины,

Поздравляем
вас с праздником!

 Если интонация
угадана другими группами, то – «отлично», если нет – «хорошо» (стикеры
приклеиваются на лист с выполненным заданием)

— А урок мне бы
хотелось закончить пословицей, которую вам предстоит разгадать.

о
   ш    т    о    д    е

е 
  и    к    н    е    л

н 
  б    я    и    н    а

т 
  а    с    ч    о    е

о 
  е    т    е    г    т

                                                           
Т      

Тот
не ошибается, кто ничего не делает.

(Оценивание –
стикер «отлично», если пословица расшифрована)
.
 Объясните её смысл.

IV Рефлексия

— Что вы можете
сказать об уроке? (Что понравилось? Что вызвало затруднение?)

Домашнее задание:
выполнить работу над ошибками по памятке и задание  в карточке.

Оценивание

(Оценивается
работа всей группы по количеству набранных стикеров «отлично», «хорошо»)

Цель.

           Выяснить  причины  орфографических  ошибок,  допущенных  в  диктанте.

           повторить  изученные  орфограммы;  обобщить  знания  о  способах  проверки

           различных  орфограмм;

           воспитывать  чувство  ответственности  за  природу  родного  края;

           развивать  устную  и  письменную  речь  учащихся.

           Оборудование:  памятки,  карточки  с  гласными,  с  согласными,  схемы  разбора

           непроверяемых  гласных.

Планируемые  результаты.

Предметные:

научится:

  • применять правила правописания;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки;

            получат возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

предупреждать возможность появления орфографической ошибки;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Урок проводился после диктанта в 3 классе, в   конце  3 четверти.

           На  витрине  выставлены  тетради  учащихся  с  написанным  на  предыдущем

           уроке  диктантом.

Учитель.  Чьи  тетради  стоят  на  верхней  полке?  Что  это  значит?

Дети.  Это  хорошие  работы.  Надо  поздравить  этих  учеников  с  безошибочным

написанием  диктанта.

Учитель.  Что  мы  посоветуем  остальным  ребятам?

Дети.  Запомнить  написание  слов,  в  которых  они  сделали  ошибки  и  больше  не  допускать  их.

Учитель.  Какова  цель  нашей  работы?

Дети.  Разобрать  те  слова,  в  которых  были  допущены  ошибки,  поупражняться  в  написании  слов  на  различные  правила.

Учитель.  Значит,  какова  тема  урока?

Дети.  Работа  над  ошибками  диктанта.

Слайд  1.

Картины  начала  весны.

Учитель.  Внимательно  прочитаем  текст  диктанта  « Весна  наступила ».

                 В  воздухе  уже  повеяло  весной.  Быстро  тает  просевший  снег.  

                 Шумно  бегут  веселые  и  звонкие  ручейки.  Уже  появилась  свежая

                 молоденькая  травка.  Из дальних  стран  летят  перелетные  птицы.  

                 Лед  на  реке  потемнел.  Все  теплее  и  теплее  греет  солнце.

                 Вода  несется  бурными  потоками.  Вот  вода  выступила  из  берегов,  

                 затопила  луга,  грозит  селениям.  Весеннее  половодье  часто  приносит

                 людям  много  бед.       ( 57  слов )  

                 Писали  14  учеников:  11  из  школы  МОУ  ВНОШ  № 29,  3  из школы

                 МОУ  КНОШ  № 71 .                     .

                 Итог  диктанта:  « 5 »  —  нет,  

                                              « 4 »  —  5,

                                              « 3 »  —  9,

                                              « 2 »  —   нет.

                 С  1 — 2 ошибками  написали  5  человек:  Соколов  Ваня,  Потапов  Андрей,

                 Сухова  Маша,  Дудин  Витя,  Артемова  Даша.    

                 С  3  —  5  ошибками  написали  9  человек:  Воробьев  Никита,  Игуменова  Уля,

                 Кузнецов  Гена,  Смакова  Клава,  Лазунова  Вера,  Весинский  Толя,  Добко

                 Петя,  Борецкий  Коля,  Хатина  Ира.    

                 Итог  выполнения  задания:  « 5 »  нет,

                                                                  « 4 »  —  4,

                                                                  « 3 »  —  10,

                                                                  « 2 »  —   нет.

                 Были  допущены  ошибки  при  разборе  по  членам  предложения:  не  умеют

                 находить  определение 2  человека  —  Воробьев  Никита,  Весинский Толя;

                 дополнение  —  1  человек  —  Добко  Петя,  обстоятельство  —  2  человека  —

                 Смакова  Клава,  Кузнецов  Гена.  

                 Не  смогли  правильно  разобрать  слова  подумала,  открытка,  травинка,

                 прекрасный,  загадка,  жилище  по  составу  4  человека  ( ошиблись  в

                 разборе  по 1 -2  слова ):  Игуменова  Уля,  Хатина  Ира,  Борецкий  Коля,

                 Лазунова  Вера.

                 По  1 — 2  ошибке  допустили   в   словарном  диктанте  ( пассажир,

                 прелестный,  окрестность,  мелочь,  солома,  съедобный,  чертеж,  орех. 

                 щука,  проталина,  пощада,  плащ,  картечь )    4  человека: Кузнецов  Гена,

                 Воробьев  Никита,  Соколов  Ваня.  Потапов  Андрей.

                 Больше  всего  ошибок  было  сделано  в  слове  пассажир,  7  человек.

                 В  словах  прелестный,  окрестность  допустили  ошибки  4  человека;

                 мелочь,  солома,  съедобный,  чертеж,  пощада  —  2  человека.

Слайд  2.

                 Запись  на  слайде:  гр…зить,  н…сется,  с…ление,  зат…пило,  ч…ртеж.

Учитель.  Работа  над  правописанием  безударных  гласных  в  корне  слова.   Прочитайте  слова.  На  какое  они  правило?

Дети.  Правописание  безударной  гласной.

Учитель.  Вспомните  правило  о  безударных  гласных.  Все  ли  из  этих  слов  можно  проверить?  

Дети.  Да.  

Учитель.  Работаем  по  схеме  со  словом  грозить.

Проверяемое

слово.

Безударная  гласная.

Вопрос,

какая  часть

речи.

С  каким  словом  употреблено  в  тексте,  если  берем  слово  из  предложения.

Однокорен

ное  слово,  проверочное.

Какую  букву  вставим  в  слове  гр..зить?   Какой  частью  речи  являются  эти  слова?  А  проверочное?

Подбираем  однокоренные  слова:  существительное,  прилагательное.

Устно  составляем  предложение  со    словом  грозить.

Учитель.  Работа  над  сочетаниями  ча — ща,  чу — щу,  жи — ши,  чн — чк.

Вспоминаем,  какое  правило  встретилось  в  словах  пощада,  щука  ( ошиблись  2  человека  —  Сухова  Маша,  Артемова  Даша ).

Была  допущена  1 ошибка  ( Потапов  Андрей )  при  написании  гласной  в  приставке  слова  потоками.

Разберем  его  по  составу.  С  чего  начинаем  разбор  слова?

Дети.  Сначала  находим  окончание.  Для  этого  изменяем  слово  по  вопросам,  выделяем  окончание.

Учитель.  Что  определяем  далее?

Дети.  Основу  слова.  А  затем  ищем  корень  слова,  подбирая  родственные  слова,  выделяем  приставку,  суффикс.

Учитель.  Какая  приставка  в  слове  потоки?

Дети.  Приставка  в  этом  слове  по-.

Учитель.  Докажите.

Дети.  Подбираем  однокоренные  слова:  ток,  сток,  проток,  приток.

Слайд  3.

           Картина  реки  Волги  и  ее  притоков.

           У  великой  русской  реки  Волги  есть  притоки  Ока  и  Кама.

Учитель.Работаем  над  правописанием  гласных  в  приставках.

  Что  называется  приставкой?

Дети.  Значимая  часть  слова,  стоящая  перед  корнем.  Она  служит  для  образования  слов  с  новым  значением.

Учитель.  Какая  гласная  в  приставке?

Дети.  Пишем  гласную  -о-.  

Учитель.  Как  нужно  работать?

Дети.  Разбираем  слова  по  составу:  по-год-а,  по-род-а,  по-росль.

Учитель.  Работаем  над  правописанием  Ь  знака  в  середине  слова  и  в  существительных  женского  рода  после  шипящих.  

Когда  мы  пишем  Ь  знак  в  слове?

Дети.  Когда  согласный  в  слове  звучит  мягко.

Учитель.  Приведите  примеры.

Поиграем  в  игру  « Спрячь  в  середину ».

Слайд  4.

           день     —     деньки

           огонь   —

           пень     —

           уголь   —

           зверь    —

           окунь   —

Учитель.  Спишите  слова,  изменяя  их  по  образцу.

Взаимопроверка.

Работа  с  карточками:  чернильница,  больница,  крыльцо,  беленький,  маленький,  васильки,  мельница,  рельс.  Самостоятельная  работа.

Слайд  5.

На  слайде  предложение.

Сначала  читаем  его  выразительно  вслух,  затем  читаем  по  слогам  про  себя,  обращаем  внимание  на  орфограммы.  Предложение  закрывается.

           Как  на  тоненький  ледок

           Выпал  беленький  снежок.  ( песня )

Дети  записывают  предложение.

На  доске  карточки  со  словами.  Они  перевернуты.  Вызванный  ученик  берет  карточку.  Он  не  показывает  ее   детям,  а  читает  вслух  слово,  написанное  на  ней.

Ученики  записывают  слово.  После  записи  одноклассниками  слова  в  тетрадь  ученик  у  доски  переворачивает  карточку,  а  ребята  проверяют,  правильно  ли  они  написали  слово.          

Учитель.  В  диктанте  была  допущена  1  ошибка  в  слове  мелочь.  А  в  этом  случае  какое  правило?

Дети.  Написание  существительного  женского  рода  с  Ь знаком  после  шипящих.

Слайд  7.

Учитель.  Посмотрите  на  слова.  Выберите  слова  только  с  нужной  орфограммой:

картон,  ненастный,  дичь,  переходить,  меч,  рожь,  тишь,  сарафан,  морковь,  печь,

ложь,  корабль,  мышь,  тетрадь,  ночь.

Какие  слова  вы  выбрали?

Дети.  Дичь,  рожь,  тишь,  печь,  ложь,  мышь,  ночь.

Что  скажите  о  слове  печь?   Составьте  словосочетания  со  словом  печь,  так  чтобы  оно  было  в  разных  значениях.  ( топить  печь,  пироги  печь )

Учитель.  Работа  над  звонкими  и  глухими  согласными.

Слайд  8.

Картина  Бородинского  сражения.  Учитель  кратко  напоминает  ученикам  об  Отечественной  войне  1812  года.

Слайд  9.

Портреты  Некрасова  Николая  Алексеевича,  Пушкина  Александра  Сергеевича,  Лермонтова  Михаила  Юрьевича.

Учитель.  Послушайте  предложение.

           Забил  снаряд  я  в  пушку  туго.       ( Лермонтов  М.Ю.  « Бородино» )

Найдите  существительные.  Докажите,  почему  это  существительные.

Работаем  со  словом  снаряд:  В  каком  существительном  слышится  согласный  

звук  — т-  на  конце?

Как  работаем  с  этим  словом?      

Проверяемое

слово.

Парная  согласная.

Вопрос,

какая  часть

речи.

С  каким  словом  употреблено  в  тексте,  если  берем  слово  из  предложения.

Однокоренное  слово,  проверочное.

Какая  же  буква  пишется  в  этом  слове  на  конце?

Назовите  нужное  правило

Следующее  предложение.

           Топишь берег  ты  земли,

           Поднимаешь  корабли.                       ( Пушкин  А.С. )

Найдите  в  этом  предложении  слово  на  аналогичное  правило.

Дети.  Берег.

Учитель.  Докажите,  что  писать  в  слове  берег  нужно  -г-.

           Я  царство  мое  убираю  в  алмазы,  жемчуг,  серебро.       ( Некрасов  Н.А. )

Проводится  аналогичная  работа  со  словом  жемчуг.

Учитель.  Работа  над  непроизносимыми  согласными.

В  диктанте  были  допущены  ошибки  в  словах  прелестный,  окрестность.

Работаем  с  ними  по  памятке.  

Проверяемое

слово.

Непроизносимая  согласная.

Вопрос,

какая  часть

речи.

С  каким  словом  употреблено  в  тексте,  если  берем  слово  из  предложения.

Однокоренное  слово,  проверочное.

Учитель. Работа  над  написанием  разделительного  Ъ  знака.  Следующее  слово,  в  котором  была  допущена  ошибка:  съедобный.

Объясните  написание  этого  слова.  Приведите  примеры.
Взаимопроверка.

Учитель.  Работа  над  написанием  окончаний  существительных.

Какие  слова  относятся  к  именам  существительным?

Дети.  К  именам  существительным  относятся  слова,  которые  обозначают  предмет,  и  отвечают  на  вопросы  кто?,  что?

Учитель.  Как  изменяются  имена  существительные?

Дети.  Существительные  изменяются  по  вопросам  или  по  окончаниям,  по  числам.

Учитель.  Что  существительные  имеют?

Дети.  Существительные  имеют  род.

Учитель.  Какие   существительные  относятся  к  женскому  роду,  к  мужскому,  к  среднему?

Слайд  10.  Портреты  Плещеева,  И. Сурикова.

Найдите  в  предложениях  существительные,  определите  род,  число,  поставьте  

вопрос,  укажите  окончание.

           Ласточка  с  весною  в  сени  к  нам  летит.           ( А. Плещеев )

           Вот  передо  мною  чудный  сад  цветет.                ( И. Суриков )

           Туча  небо  кроет,  солнце  не  блестит,

            Ветер  в  поле  воет,  дождик  моросит.                 ( И. Суриков )

Выписываем  еще  4  существительных  из  текста  диктанта  в  том  же  роде,  числе  и

падеже.

Учитель.  Работа  над  сложным  словом:  половодье.

Разбираем  это  слово  по  составу,  называем  еще  3  сложных  слова,  определяем  часть  речи.

Учитель.  Работа  над  окончаниями  прилагательных.

На  партах  карточки:  1  вариант  —    половодье  ( какое? )  весенн…

                                                               из  стран  (  каких? )  дальн…

                                                               потоками  ( какими? )  бурн…

                                       2  вариант  —   ручейки  ( какие? )  весел…

                                                               травка  ( какая? )  молоденьк…

                                                               утра  ( какого? )  солнечн…

Прочитайте  словосочетания,  вспомните,  как  определить,  какое  окончание  у  прилагательных  надо  писать.  От  какой части  речи  зависит  написание  окончаний  прилагательных?

Дети.  От  существительных.

Учитель.  Как  работаем?

Дети.  Определяем  падеж  существительного,  ставим  вопрос  к  прилагательному,  вспоминаем,  какое  окончание  надо  писать,  записываем  правильно.

Учитель.  Работа  над  правописанием  окончаний  глаголов.

Как  изменяются  глаголы?

Сколько  спряжений  у  глаголов?

Как  определить  1  спряжение  глаголов?  2?

Прочитайте  текст  диктанта.  Найдите  глаголы  настоящего  времени.

Дети.  Тает,  бегут,  летят,  греет,  несется,  грозит,  приносит.   

Учитель.  Как  обоснуете  написание  окончаний?

Дети.  Определим  спряжение  глагола  и  вспомним,  какие  окончания  надо  писать.

Учитель.  Глаголы  какого  еще  времени  встретились  в  тексте?

Дети.  Прошедшего  времени:  наступила,  повеяло,  появилась,  потемнел,  выступила,  затопила.

Учитель.  Что является  показателем  прошедшего  времени  у  глаголов?

Дети.  Суффикс  -л-.

Слайд  11.

Даны  глаголы  неопределенной  формы.      

Учитель.  Что  это  за  глаголы?

Дети.  Это  глаголы-исключения:  смотреть,  видеть,  нанавидеть,  терпеть,  обидеть,  вертеть,  зависеть,  гнать,  держать,  слышать,  дышать.

Учитель.  Работа  в  группах.  Садимся  по  4  человека.  2  человека  ставят  эти  глаголы  в  настоящем  времени,  2  —  в  прошедшем.

Учитель.  Проверим,  что  у  вас  получилось.  Молодцы!

Домашнее  задание.

Итог  урока.  Чем  порадовал  вас  этот  урок?  Что  полезного  вынесли  из  этого  урока?

                  Конспект

                     урока  русского  языка

                              в  3  классе

  Тема:  « Работа  над  ошибками  диктанта »

     Цель: Выяснить  причины  орфографических

                    ошибок,  допущенных  в  диктанте,

                      повторить  изученные  орфограммы;  обобщить  знания

                      о  способах  проверки  различных  орфограмм;

                      воспитывать  чувство  ответственности  за  природу  родного

                      края;

                      развивать  устную  и  письменную  речь  учащихся.

              Копеина  Людмила  Васильевна,

              учитель  начальных  классов

              МОУ  Колонтаевской  НОШ  № 71.

              Урок показан на заседании  

              объединенного ШМО НОШ №29, 71

              18  марта  2011 года

Карточки по русскому язык. Работа после диктанта. Для 3 класса.

Карточка №1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Грамотно обозначь орфограммы.

Девоч…ка А(л)ла читала книгу извес…ного учёного астронома Кири…а Ил…ича Ч…йкина. Она рассказывает о звёз…ном небе массу интерес…ного. Звёзды на н…бесном своде разделены на гру…ы- созвездия. Истории полны радос…ных и сч…стливых, грус…ных и опас…ных приключений. В древности их рассказывали ус…но. Позднее они были записаны. Звёзды бывают гиган…скими и карликами. Сейчас доблес…ные з…мляне в к…смических аппаратах дол…тают до самых д…лёких звёз…

Выполни фонетический анализ слова СОЛНЦЕ

Карточка №2

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы.

(В)л…су ч…дно пели свои прекрас…ные песни с…лов…и. Р…бята (по)бежали (по)у…кой доро…ке купаться в реч…ке (с,С)еребрянке. К…рилл х…р…шо (по)думал и реш…л задач… (по)геометрии. Капельки р…сы (с)текали (с)веточ…ки м…л…дой б…рё…ки. (На)пеньке с…дела прелес…ная белоч…ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла…кие …го…ки.

Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются.

Карточка №3

Спишите, исправляя ошибки. Выделите орфограммы. Подчеркните по линейке все глаголы одной чертой.

Маладую сабаку звали дружок. Висёлая сабачька этот дружок. Чюткие ушки рошками, пушыстый хвост маленким калечьком. Зупки беленкие и чястые.

Дружок любил по вичерам седать по две прекрастные сахарные косточьки. Ана выбижыт на мяхкую трову и грызёт их. Хараша жызнь у друшка !

Карточка №4

Определи границы предложений. Спиши. Выдели орфограммы.

 Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму.

В 1, 3, 5 предложениях подчеркнуть главные члены.

Карточка №5

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Озаглавить текст. Написать, вставляя пропущенные буквы.

Воскрес…ным, Ваня,утром, лесом, любовался, прекрас…ным,
дерев…я, праз…ничные, ст…яли
соком,чудес…ная, нал…лась, алым, з…мляника
были, яго…ки, похожи, серьги, на, красные
Ваня, прелес…ную,собирать, земл..нику, стал
угостил,Анну, яг…дами, он, сла…кими, бабушку, св..ю

Карточка №6

Какое из слов в каждой строчке проверочное, а какие проверяемые? Запиши сначала проверочное, а потом проверяемые. Выдели корень и обозначь орфограмму.

Светло, светлый, светлячок, светлеет.

Лиса, лисичка, лисонька.

Коса, косичка, косы.

Зелёный, зелёнка, зелень.

Земля, земляной, земли, землица.

Добро, добродетель, добренький.

Солонка, посолить, недосол.

Карточка №7

Определи границы предложений. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Выдели орфограммы.

Ст…ит прекрас…ный зимний денёк со…нце осв…щ…ет всю окрес…ность радос…ные солнеч…ные лучики скач…т по ств…лам д…рев…ев на б…рё…ку опустилась стайка прелес…ных птичек это синич…ки их много ж…вёт в нашей мес…ности у синичек праз…дничный вид на г…ловке ч…дес…ная шапочка как х…рош… эти пташки!

Карточка №8

  1. Прочитай текст. Озаглавь.

  2. Вставь пропущенные буквы Спиши текст.

  3. Обозначь орфограммы!!!

На дв…ре в…сна. Ярко светит со…нце. Вес…ло журчат руч…и. Кругом м…л…даятра…ка. Д…ревья надели з…леные плат…я. У б…рё…киз…лотыесерё…ки. Всюду слышны радос…ныептич…и г…лоса. В…сной у птиц много работы. Они в…ют гнёзда на липовой ал(л)ее. Скоро в каждом гн..здезапищ…т пт..нцы. В нашей мес…ности громко жуж(ж)ат шмели. Ч…дес…но в…сной !

Карточка №9

Вставьте, где необходимо, пропущенные Ъ и Ь. Спишите.

Выделите орфограммы.

Зина терпеливо принялась обяснять задачу.

Вера посмотрела на мальчишек. Они стояли смирные, сёжившиеся

На аэродроме уже обявили посадку в самолёт.

Я смотрю, как из подезда выходит смешной, неуклюжий, долговязый человек.

Карточка №10

Спиши, исправляя мои ошибки. Не забудь выделить орфограммы.

В окресностях нашего сила растёт група прелесных Ёлочек. Керил лавров любит слушат интерестные скаски про жывотных. На пироне стаяли посожыры и ждали, когда обявят их поезт. Мы с сабачькой жучькой быстро пробижали по леснице.

Выполни фонетический разбор слова АЛЛЕЯ

Конспект урока по русскому языку. 3 класс.

Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности

проверки их написания.

Цели: 1) Развивать орфографическую зоркость, развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на

правило, обобщение изученных правил, написания слов.

2) Развивать речь, расширять словарный запас, наблюдательность, умение рассуждать,

анализировать.

3)Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, умение работать в паре,

уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

Оборудование: тетради для чистописания, светофоры, памятка работы над ошибками, таблички

с правилами, тетради с примерами к правилам.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Пора заняться русским языком?

Дети: Пора за дело браться,

Давайте заниматься,

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать!

II. Определение темы и цели урока.

1) — Вчера мы писали диктант по изученным темам. Чем вы предлагаете заняться сегодня на уроке?

(- Сделать работу над ошибками , допущенных в диктанте.

— Закрепить изученные правила

— Развивать орфографическую зоркость…)

— Тема нашего урока «Работа над ошибками диктанта. Распознавание орфограмм в разных частях слова

и особенности их проверки.»

2) — Зачем нам надо это?

— Чтобы грамотно писать, углубить знания по русскому языку…

3) – Чем вы предлагаете заняться на уроке?

( Дети предлагают этапы урока: — чистописание

— работа со словами из словаря

— анализ допущенных ошибок

— работа над ошибками

— закрепление изученных правил

— работа в парах

— сам работа и т. д

III. Проверка домашней работы

— Какие однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком вы написали. Найдите и прочитайте.

— Кто написал другие? Прочитайте.

— Какие ещё 3 слова вы написали с разделительным мягким знаком, прочитайте друг у друга.

Взаимопроверка тетрадей.

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант отвечает 2 варианту.

( Учитель слушает работу 1 пары )

IV. Чистописание .

1) Учитель — Без чистописания невозможно…

Дети — …красивого написания.

2) — Выполняем в Прописях стр 24. Проверили посадку. Правильно положили прописи.

— Посмотрите и вспомните написание буквы «с».

— Что вы знаете про букву «С»?

— Посмотрите на слияния «си», на соединение «ес», на слово «сёстры».

— Какое соединение буквы « с» с другими буквами?

— Выполняем 1,2,3 строки в Прописи.

3) — Оцениваем работу товарища по окончании работы.

V. Работа со словами из словаря.

1) — Напишите слово из словаря по его описанию ( 1 человек у доски):

а) Ряд ступенек для подъёма и спуска ( .. лестница)

— Сколько звуков, букв в этом слове?( 7 зв., 8 б)

— Почему?

б) Сильный холод, стужа (…мороз)

в) День торжества, установленный в честь или в память кого- то, чего-то (… праздник )

г) Сшитые , в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования (…тетрадь)

— Напишите сколько звуков, букв в этом слове. (6 зв., 7 б)

— Почему?

д) Крупное хищное животное с большим грузным телом и короткими ногами( …медведь)

е) Употребляется как приветствии при встречи ( …здравствуй)

ё) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение ( …чувство)

ж) Крупный населённый пункт (…город)

з) Население государства, жители страны (… народ)

и) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, предназначенная для письма, рисования, черчения (…карандаш)

2) — Откройте доску. Проверьте написание . ( светофор)

— Что вы можете сказать об этих словах?

— На какие группы можно разделить слова?

— Вспомните правило о правописании слов с непроизносимыми согласными?

— 2 вариант отвечает 1 варианту. Работа в паре. Ученик у доски отвечает учителю.

3) — Составьте простое, нераспространенное, повествовательное предложение с одним из слов словаря.

— А теперь сделайте это предложение простым , распространенным, повествовательным.

VI . Физпауза ( проводят дежурные)

VШ. Сообщение общих результатов контрольной работы.

Учитель называет лучшие работы, отмечает , почему они лучшие, поощряет тех, кто достиг

лучших результатов по сравнению с предыдущей работой.

IХ. Коллективная работа над ошибками.

1) Анализ допущенных ошибок.

2) Работа над непроизносимыми согласными.

— Какие непроизносимые согласные надо проверять?( в, д, л,т)

— Как надо проверять? ( табличка )

— Работа над ошибками – непроизносимой согласной

14. гигант — гигантских, _________, ________ , _________ ( 3 разных слова)

3) – Но среди слов с непроизносимыми согласными есть необычные слова. Что это

за слова? (чудесный, интересный).

4) Закрепление.

— Самостоятельная работа упр 169 с 80 справочное пособие. Списать 2 предложения.

1 человек на доске . Самопроверка.

( Лестница — чудесница бежит сама собой. Местный пруд зарос гигантским тростником. )

— Разберите 2 предложение по членам.

5) Слова с разделительным Ъ и Ь.

— Вспомните, где пишется разделительный Ъ .(е,ё,ю,я)

— Работа над ошибками – разделительный Ъ

13. взъерошилась, объявление, съёжился, предъюбилейный

— Выделите приставки и корень.

6 ) Закрепление.

— Продиктуйте друг другу 5 слов с Ъ и Ь .

— Взаимопроверка.

7 ) Самостоятельная работа.

— Выпишите ошибки в словарь «Мои ошибки».

— Проработайте остальные ошибки самостоятельно.

С.р. упр 256

8) Индивидуальная работа.

Х. Подведение итогов урока.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

— Какие мысли унесете с урока?

ХI. Домашняя работа.

— упр 251( справ ), по 5 слов с Ъ, Ь, с непроиз сог.

Урок 20. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕННЫМИ В ДИКТАНТЕ

Цели: формировать умение работать
над ошибками; развивать умение правильно писать слова с безударными гласными,
делить сплошной текст на предложения.

Ход
урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение об общих
результатах диктанта.

III. Работа над ошибками,
допущенными в диктанте.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое плечо вперёд. (поворот
вправо.)

Левое плечо вперёд. (поворот
влево.)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

IV. Закрепление изученного.

1. На
доске
записан текст:

ёж..к с..дел на г..ре под с..сной. Он см..трел на осв..щённую
лунным светом д..лину, затопленную туманом. Комарики не уставали играть на
св..их скрипоч..ках.
(По С. Козлову.)

– Спишите. В скобках
укажите проверочные слова для орфограммы «проверяемая
безударная гласная в корне слова».

2. Деление сплошного текста
на предложения.

На доске запись:

Стрекочет кузнечик л..тит
зигзагами б..льшая пестрая бабочка ветер к..чает стебли дикого клевера
закуковала кукушка на б..рёзе залилась м..линовка.

– Спишите. Где нужно,
поставьте точку. Вставьте пропущенные орфограммы.

– В первом и втором
предложениях подчеркните главные члены.

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Постарайтесь написать 1–2 предложения, выдерживая стиль
последнего текста.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рутокен ошибка смарт карты
  • Русский язык 2 класс найди ошибки исправь их
  • Русская рыбалка 4 ошибка при запуске
  • Русский роман ошибки прошлого
  • Рутокен код ошибки 6300