Руками наших десятиклассников разбиты клумбы лексическая ошибка



Скачать материал

Лексические ошибки



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лексические ошибки

  • 1. ЭвфемизмЭвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и...

    2 слайд

    1. Эвфемизм
    Эвфеми́зм (греч. ευφήμη — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, которое используется для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

  • Примеры эвфемизмовРелигиозные   эвфемизмы
    Чтобы обойти табу на прямое упо...

    3 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Религиозные эвфемизмы
    Чтобы обойти табу на прямое употребление имени дьявола, раньше применяли такие эвфемизмы как шут, рогатый, лукавый, нечистый и др.
    Социальнозначимые эвфемизмы
    В документах, сообщениях средств массовой информации, часто используются эвфемизмы, изменяющие эмоциональную окраску сообщения. Например:
    негр (американский) → «афроамериканец»,
    инвалид → «лицо с ограниченными возможностями», тюрьма → «места лишения свободы» или «места не столь отдалённые».
    Аналогичное происхождение имеет термин «лицо кавказской национальности», применявшийся для обозначения лиц неопределённой этнической группы

  • Примеры эвфемизмовНазвания малопрестижных работ  тоже получают эвфемизмы: 
ку...

    4 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Названия малопрестижных работ тоже получают эвфемизмы:
    курьер → «экспедитор»,
    секретарь → «офис-менеджер», «ассистент»,
    уборщик помещений → «клининг-менеджер», «оператор профессиональной уборки»,
    охранник → «специалист по разрешению конфликтных ситуаций».
    Такое переименование, приводящее к большому числу должностей с названиями «менеджер», характеризует шутка: «дворник — менеджер по внешней экологии» , «грузчик — менеджер логистики».

  • Примеры эвфемизмовПрофессиональные эвфемизмы
    У людей, чьи профессии сопря...

    5 слайд

    Примеры эвфемизмов
    Профессиональные эвфемизмы
    У людей, чьи профессии сопряжены с риском, существуют суеверные табу на некоторые слова. Например, лётчики, парашютисты, артисты цирка избегают употреблять слово «последний». Оно заменяется на «крайний» (или «ещё раз», непосредственно в цирке принято говорить «заключительный» или «на бис») — например, «крайний полёт».
    Также стараются избегать слова «смерть», заменяя его на «костлявая», «безносая», «эта, с косой».

  • 2. АнахронизмАнахронизм – нарушение хронологии при использовании слов, относя...

    6 слайд

    2. Анахронизм
    Анахронизм – нарушение хронологии при использовании слов, относящихся к разным эпохам.

  • Найди  анахронизм1.   Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего с...

    7 слайд

    Найди анахронизм
    1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.

    2. Анна Керн – это девушка Пушкина.

  • Найди  анахронизм1.   Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего с...

    8 слайд

    Найди анахронизм
    1. Средневековые крестьяне, недовольные условиями своего существования, устраивали митинги.

    Слово митинг появилось значительно позднее, и его использование по отношению к средневековым крестьянам неуместно.

    2. Анна Керн – это девушка Пушкина.

  • 3. АлогизмАлогизм -
 (от греч. а- — не-, без- 
                  + logismos —...

    9 слайд

    3. Алогизм
    Алогизм —
    (от греч. а- — не-, без-
    + logismos — разум, рассуждение).

    — Нечто нелогичное, противоречащее логике.
    — Сопоставление несопоставимых понятий.

  • Пример  алогизмаОдним из представителей нравственных проблем является Солжени...

    10 слайд

    Пример алогизма
    Одним из представителей нравственных проблем является Солженицын.

    Гарантируем полное излечение алкоголиков и других заболеваний (рекламное объявление)

  • 4.  Ошибки в употреблении синонимовСинонимы – слова, близкие по значению.
Куш...

    11 слайд

    4. Ошибки в употреблении синонимов
    Синонимы – слова, близкие по значению.
    Кушать, есть, трапезничать
    Супруга, жена
    При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.

  • Исправьте  ошибки!Вчера мне было печально.
Прибыл французский посол с женой....

    12 слайд

    Исправьте ошибки!
    Вчера мне было печально.
    Прибыл французский посол с женой.
    Ешьте, пожалуйста.

  • 5. Ошибки в употреблении паронимов. Паронимы – это однокоренные слова, близк...

    13 слайд

    5. Ошибки в употреблении паронимов.

    Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.
    Например: адресат – адресант, советник – советчик;
    болотный – болотистый.

  • Пример: 
Человек ведет праздничную жизнь. 
У меня сегодня праздное настроение...

    14 слайд

    Пример:
    Человек ведет праздничную жизнь.
    У меня сегодня праздное настроение.
    Праздный и праздничный — очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное:
    праздничный — прилагательное от слова праздник (праздничный ужин, праздничное настроение) ;
    праздный — не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь) . Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

  • Одеть или надеть?Одной из самых распространённых в речи ошибок является путан...

    15 слайд

    Одеть или надеть?
    Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть.
    Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, пальто, туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка).
    Именно поэтому некорректной будет фраза:
    Я одел пальто и вышел на улицу;
    правильно: Я надел пальто и вышел на улицу.

  • Запомните!Надеть (надевать) можно что-то на кого-то (или на что-то). Надела п...

    16 слайд

    Запомните!
    Надеть (надевать) можно что-то на кого-то (или на что-то). Надела платье на себя, галстук на любимого, новую панель на новый айфон.
    Если между глаголом и тем, что вы собираетесь куда-либо водрузить, натянуть, напялить, надвинуть, можно употребить (фактически или в воображении) предлог «на» — выбирайте «надеть». Надеть на ребенка куртку.
    Одеть (одевать) можно кого-либо во что-либо. Пока ребенок одевал кукол, я одела ребенка в гамаши.

  • Надеть – на кого? что? ( на себя  шляпу,)Одеть – кого?  во что?   (ребёнка)

    17 слайд

    Надеть – на кого? что? ( на себя шляпу,)
    Одеть – кого? во что? (ребёнка)

  • Упражнения

  • Упражнение 1. 
С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. 
Дикт...

    20 слайд

    Упражнение 1.
    С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.
    Диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

  • Упражнение 2. 
Употребите паронимы в сочетании с прилагатель-ными и существит...

    21 слайд

    Упражнение 2.
    Употребите паронимы в сочетании с прилагатель-ными и существительными, данными в скобках.
    1. Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);
    2. абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);
    3. дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);
    4. описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
    5. советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

  • 6. кожный – кожаный (портфель, заболевание); 
7. классный – классовый (характ...

    22 слайд

    6. кожный – кожаный (портфель, заболевание);
    7. классный – классовый (характер, руководитель, строй);
    8. удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция);
    9. расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система);
    10. экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);
    11. нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);

  • Упражнение 3.
 Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках.
В...

    23 слайд

    Упражнение 3.
    Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках.

    В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов.
    Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
    (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания!
    На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
    В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.
    Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).

  • Упражнение 4. 
Дайте оценку употреблению выделенных слов.           В случае...

    24 слайд

    Упражнение 4.
    Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.
    1. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.
    2. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.
    3. Декада французской музыки продлится две недели.
    4. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.
    5. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
    6. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.

  • Упражнение 5
В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого...

    25 слайд

    Упражнение 5

    В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
    В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
    В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
    В стране идёт восстановление разрухи.
    Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.
    Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.

  • 6.  Ошибки в  употреблении омонимовОмонимы – это слова, которые звучат и пишу...

    26 слайд

    6. Ошибки в употреблении омонимов
    Омонимы – это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

    Ср.: брак – супружество и брак – испорченная продукция.

    Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.

  • ПримерНапример, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусм...

    27 слайд

    Пример
    Например, фраза: Экипаж находится в отличном состоянии – является двусмысленной, поскольку она не позволяет понять, о чём идёт речь – о повозке (У ворот дома остановился новенький экипаж) или о команде (Экипаж корабля чувствует себя хорошо).

  • Также  двусмысленной является фраза: 
   «Я экскурсии вожу», поскольку её мож...

    28 слайд

    Также двусмысленной является фраза:
    «Я экскурсии вожу», поскольку её можно понять двояко: говорящий водит экскурсии – говорящий возит экскурсии.

  • 7. Ошибки в употреблении многозначных слов. Многозначные слова – это слова, и...

    29 слайд

    7. Ошибки в употреблении многозначных слов.
    Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений.

    Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово.
    Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

  • ПримерНапример, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусм...

    30 слайд

    Пример
    Например, фраза: Профессор на экзамене полгруппы зарезал – звучит двусмысленно, поскольку остаётся неясным, то ли профессор – опасный маньяк, то ли – просто очень строгий преподаватель.

  • При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостато...

    31 слайд

    При употреблении многозначных слов и слов, имеющих омонимы, речевая недостаточность нередко вызывает неясность высказывания.

    Например: Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. Неуместный каламбур (можно прийти к заключению, что наша спортсменка отставала от соперницы в интеллектуальном развитии) возник вследствие речевой недостаточности и употребления многозначного слова: следовало уточнить шахматный термин – развитие партии.

    Подобного рода двусмысленность нередко возникает в устной разговорной и публичной речи.
    Ср.: реплика покупателя у кассы в продуктовом магазине: Выбейте мне мозги;
    призыв политика в телепередаче: Пора ликвидировать нынешнее руководство отраслью.

    Внимательное отношение к слову и к контексту, в котором оно употреблено, поможет избежать подобного рода ошибок.

  • упражнения

  • Упражнение 6.
 Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следу...

    33 слайд

    Упражнение 6.
    Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях.
    После тяжёлого приступа больной начал отходить.
    Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения.
    Врач обошёл седьмую палату.
    Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
    Сейчас судьи вынесут очки.
    Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов.
    Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации.
    За год учёбы мы потеряли шесть студентов.
    Кресла в зале обделаны красным бархатом.
    Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

  • Упражнение 7. 
Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исп...

    34 слайд

    Упражнение 7.
    Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.
    Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году.
    Защита команды явно хромает.
    Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением.
    Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб.
    Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром.
    На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод.
    Билет годен только для помывки в бане одного лица.

  • На одного оператора падает 51 корова. 
 Окна так и остались бы незастеклённым...

    35 слайд

    На одного оператора падает 51 корова.
    Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке.
    Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
    Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
    Продаются крылья для «Москвича».
    Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы.
    Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

  • 8. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью словПри выборе слова следует...

    36 слайд

    8. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
    При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость.
    Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом.
    Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

    А как правильно?

    не смыкать взгляда
    уютное впечатление
    встреча созвана
    повысить кругозор

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);

уютное впечатление (правиль...

    37 слайд

    не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);

    уютное впечатление (правильно:
    приятное впечатление; впечатление уюта);

    встреча созвана (правильно: встреча состоялась);

    повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

  • Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в...

    38 слайд

    Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

    Какую ошибку содержит фраза?
    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.

  • Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в...

    39 слайд

    Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

    Какую ошибку содержит фраза?
    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.

  • Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.  
   В ситуации застолья у нас трад...

    40 слайд

    Разрешите поднять тост за нашего юбиляра.
    В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания:

    В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
    поднять бокал,
    произнести тост.

  • Запомните!Играет роль,
Имеет значение.Придать значение,
Оказать(уделить ) вни...

    41 слайд

    Запомните!
    Играет роль,
    Имеет значение.
    Придать значение,
    Оказать(уделить ) внимание.
    Расширить кругозор,
    Увеличить словарный запас
    Заплатить за проезд,
    Оплатить проезд

  • Запомните!Поднять уровень;
Улучшить качество.

    42 слайд

    Запомните!
    Поднять уровень;
    Улучшить качество.

  • Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близк...

    43 слайд

    Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов.

    Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

  • Упражнение 8.
 Объясните, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1...

    44 слайд

    Упражнение 8.
    Объясните, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

    1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи.

  • Упражнение 9.
Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической соче...

    45 слайд

    Упражнение 9.
    Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

    О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов.
    5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах.

  • 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан.                       10. Много не...

    46 слайд

    9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 13. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня.
    14. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 15. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 16. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 17. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

  • 9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмовФразеологизмы –  у...

    47 слайд

    9. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
    Фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
    (Куры не клюют, сесть в галошу, довести до белого каленья.)
    Виды ошибок:
    Лексическое видоизменение фразеологизма, изменение грамматической формы фразеологизма, изменение порядка слов.
    Нельзя сказать «Это легче пареной репы».

  • Упражнение 10. 
Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. Фразеолог...

    48 слайд

    Упражнение 10.
    Найдите речевые ошибки. Отредактируйте предложения. Фразеологизмы подчеркните .
    1. Не за горой тот день, когда мы окончим школу;
    2. Он в таких делах съел собаку.
    3. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит.
    4. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу.
    5. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне.

  • http://www.licey.net/russian/culture/upr64Спасибо за внимание!www.licey.net/r...

    49 слайд

    http://www.licey.net/russian/culture/upr64
    Спасибо за внимание!
    www.licey.net/russian/culture/6_6

Краткое описание документа:

Презентация к уроку по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» (СПО)

по теме «Лексические ошибки».

В данной презентации рассматриваются виды лексических ошибок, встречающихся в устной или письменной речи. Также презентация содержит тренировочные упражнения на преодоление всех видов лексических ошибок.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 244 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 28.09.2017
  • 833
  • 0
  • 28.09.2017
  • 465
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 28.09.2017
  • 3359
  • 25
  • 28.09.2017
  • 2052
  • 8
  • 28.09.2017
  • 383
  • 0
  • 28.09.2017
  • 418
  • 0
  • 28.09.2017
  • 4735
  • 175
  • 28.09.2017
  • 8360
  • 133

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Вопрос 1

Отредактируйте предложения

Он хорошо понимает и сочувствует абитуриенту.

Ответ:

Вопрос 2

Отметьте предложение без морфологических ошибок

Выберите один ответ:

a.ЛДПР выступил с заявлением

b.Живописный Капри — жемчужина туристического маршруты

c.ООН отметил 50-летие своего существования

d.Южнее Сочи находятся солнечные Сухуми

Вопрос 3

Укажите ряд с ошибкой (ошибками) в склонении фамилий (в скобках фамилии в И.п.) в словосочетаниях

Выберите один ответ:

a.роли Алисы Фрейндлих (Алиса Фрейндлих), Игоря Скляра (Игорь Скляр)

b.музыка Родиона Щедрина (Родион Щедрин), Мориса Равеля (Морис Равель)

c.спортивные достижения Диего Марадоны (Диего Марадона), Романа Павлюченки (Роман Павлюченко)

d.труды Блеза Паскаля (Блез Паскаль), Рейнольдса Осборна (Рейнольдс Осборн)

Вопрос 4

Чем дальше в лес, тем больше щепки летят

Выберите один ответ:

a.Речевая недостаточность

b.Многозначность слова не устраняемая контекстом

c.Плеоназм

d.Искажение фразеологизма

Вопрос 5

Выберите правильную форму прилагательного

На пусто авеню в кафе » пусто фламинго» под пусто бра пусто хиппи пила пусто виски и ела салат из пусто кольраби.

седьмой седьмом

розовый розовое

хрустальным хрустальной

лохматый лохматая

шотландское шотландский

свежего свежей

Вопрос 6

комфорка

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 7

Ошибки в образовании форм числительных есть в предложениях

Выберите один или несколько ответов:

a.Четырьмя ста тридцатью моделями из шестисот семидесяти жюри было довольно.

b.К пушкинскому юбилею двух тысяч девятого года готовились заранее.

c.Я был в ужасе от сорока пяти ошибок, допущенных в диктанте из двухсот девяноста восьми слов.

d.Деревня находится в ста семидесяти четырех километрах от города.

Вопрос 8

Определите тип лексической ошибки в предложении:

Отъявленный охотник, он знал и любил лес.

Вопрос 9

Ударение падает на 2-й слог во всех словах ряда…

Выберите один ответ:

a.каталог, дремота, донельзя

b.ободрить, опека, внесена

c.вручит, нефтепровод, истерия

d.принудить, Якутия, уведомить

Вопрос 10

Руками наших десятиклассников разбиты клумбы

Выберите один ответ:

a.Многозначность слова, не устраняемая контекстом

b.Тавтология

c.Речевая недостаточность

d.Плеоназм

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.
1.Использование слова без учета его семантики(значения).
2.Эвфемизм — слова и выражения, смягчающие грубый смысл
речи.
3.Анахронизм — нарушение хронологической точности при
употреблении слов, связанных с определенной исторической
эпохой.
4.Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.
5.Подмена понятий.
6.Неоправданное расширение или сужение понятия.
7.Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий.
8.Несоответствие посылки и следствия.

Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять
дней:с 1 по 5 сентября.
Декада равна десяти, семантическая ошибка.
Декада узбекской кухни будет проходить с 1 по 10 сентября.

Принимаемые меры морального и материального поощрения к
нерадивым работникам желаемого результата не принесли.
Эвфемизм речи.
Принятые меры к нерадивым работникам желаемого
результата не принесли.
Меры, принятые к нерадивым работникам, желаемого
результата не дали.

На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии
античных героев и богов.
Ошибка анахронизма.
У античных мифических героев и богов нет фамилий.

С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в
Египет.
Анахронизм.Слово турист — современное, и в шестом веке до
нашей эры известно не было.

В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие
успешному преодолению отставания.
Эвфемизм.
В нашей работе есть недостатки.

Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном
состоянии.
Эвфемизм.
В сборочном цехе находиться нельзя, он находится в
аварийном состоянии.
Сборочный цех в аварийном состоянии.

Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание
удобрению полей.
Земледельцы уделяют мало внимания удобрению полей.

Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы
на эти два континента — Арктику и Антарктику.
Семантика слова континент.
Вероятно имеются ввиду полюса.

В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток
возрастет на 2 часа.
Искажение суток.
В течение февраля продолжительность дня возрастет на два
часа.

Хороших работников на нашем предприятии награждают
Доской почета.
Портреты хороших работников всегда висят на Доске почета
нашего смелого предприятия.

Эвфемизм — искажение смысла.
Семантизм меняет значение высказывания. Может стать
причиной абсурдности и комизма речи.Подобная ошибка
возникает под влиянием ложных ассоциаций.
Анахронизмы.Неточное словоупотребление.

Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
1.Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые
описал Бальзак в своих ранних романах.
Определите характер ошибок.
Алогизм?
Сужение.
Подмена!
Алогизм.

Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем
обследовании, с предыдущими обследованиями.
2.Необходимо сравнить результаты третьего обследования и
предыдущих.
Результаты с результатами.

Клейковина этих гибридов в отличие от пщеницы имеет более
темный цвет.
3.У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.
Клейковина гибридов и клейковина пшеницы.

Применение березового гриба рассматривается как
общеукепляющее средство.
4.Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее
средство.
Конечно, применяется настой, а не его название.
Подмена.

Низкую температуру в служебных помещениях стремятся
компенсировать всевозможными обогревательными
приборами.
5.Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что
приходится пользоваться всевозможными обогревательными
приборами.
Включайте электронагревательные приборы!
Конкретное тепло вместо отключенного!

Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к
высшим и средним учебным заведениям.
6.Окончание курсов не может быть юридически приравнено к
окончанию высших и средних учебных заведений.
И так и сяк — не приравнивается.
Окончание курсов кройки и шитья не соответствует
моделированию и высшему пилотажу.

Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом
значительно уменьшилось количество топлива и воды.
7.Паравозы заменили тепловозами, что значительно
уменьшило расход топлива и воды.
Парк паровозов на парк тепловозов!
Это — алогизм.
С вводом его
значительно уменьшилось
КОЛИЧЕСТВО
топлива и воды!

Творчество композитора опирается на развитие лучших
традиций русского искусства.
8.Композитор в своем творчестве опирается на лучшие
традиции русской музыки.
Юридически композитор прав, творчество его имеет правовое
развитие.

Те, кто обладает детьми и внуками, знает, что дети любят
больше смотреть телевизор, чем читать книги.
Чем зачитываться Книгами.
9.Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше
любят смотреть телепередачи, чем читать.Книгу!

Алогизм — неправильное словоупотребление, приводит к
логическим ошибкам.
Подмена понятий — неправильное словоупотребление.Возникает вследствии недостаточно четкой
дифференциации понятий.Лексическая правка:заменить
неудачно употребеленное слово, использование новых
уточняющих слов,переделывание предложения более верно
передающее авторскую мысль.

1.Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь
слова:ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали
писатели, создавая в художественной литературе клорит
древности.
Эти слова безвозвратно устарели!
Их использовали писатели.
логические и лексические ошибки, чтобы.
нелогично и абсурдно не высказываться!
Абсурд.

2.Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма,
нечто новое, что роднило ее с композитором. Мы видим ее
лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по
прекрасному парку.
Что стало причиной нелогичности?

3.Балерина создает проникновенный образ Жизели — от
радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели
героини.
От доверчивой девушки, поверившей в любовь,

5.Дождевальная установка уже пущена в
работу:взметающиеся вверх рано утром длинные струи не
опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на
нем травами.
Дождевая установка была запущена рано
утром.Взметающиеся вверх длинные струи не опускались до
позднего вечера, орошая «низкорослые от жары подсолнухи и
кукурузу, выросшую вполовину своего роста».

6.Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы,
чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить
молоко, выращивать скот и птицу.
Работники фермы каждое утро отправляются на работу:доить
коров, выращивать телят и следить за птицей.

Неоправданное расширение и сужение возникает вследствии
смешения родовых и видовых понятий:утрата конкретных
сведений, канцеляризм, официализм.

1.Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1.Сегодня мы узнаем наших чемпионов:они играют
превосходно.

2.Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля,
можно получить не уступающий нормальному способу посева
урожай картофеля.
2.Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не
уступающий урожаю, получаемому при обычном способе
посадки клубнями.

3.Подобно многим другим произведениям, идея этой картины
вынашивалась художником в течение ряда лет.
3.Идею этой картины, как и многих других произведений,
художник вынашивал не один год.

4.Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб
окружающей среде.
4.Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб
природе:реки мельчают и высыхают.

5.На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на
острове Шри-Ланка в Китае.
5.Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в
Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

6.Источником пневматического воздуха служит компрессор.
6.Для нагнетания воздуха используется компрессор.

7.Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с
неисправными тормозами и поврежденным крылом.
7.Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными
тормозами и поврежденным крылом.

8.Группа инструкторов уделяет постоянное внимание
колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали
давать больше молока.
8.Группа инструкторов внимательно следит за организацией
работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.

Логические ошибки в речи порождают неясность
высказывания, искажение смысла, ведут к абсурдности и
неуместному комизму.
Внимательное отношение к лексике — стилистическое
использование слова в конкретной ситуации, правильный
выбор слова, вдумчивый анализ логической стороны речи
помогут избежать этих злостных. ошибок.Способствует
нормативному словоупотреблению.Дает оценку использования

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.

Предлагаю поговорить о трудностях, которые возникают при подготовке к написанию сочинения.

Так поэт Надсон писал о муках слова, потому что самое точное слово бывает неуловимо, оно не даётся, ускользает и приходится довольствоваться лишь приблизительным выражением мысли. А что говорить об учениках, которые ещё только начинают познавать радость словотворчества.

Сегодня мы будем говорить о трудностях, которые возникают при подготовке к написанию сочинения.

Работе над словом мы с ребятами уделяем особое внимание. Совместно определяем темы, обсуждаем основную мысль, выдвигаем тезисы, подбираем доказательства, составляем планы, учимся цитировать. Но несмотря на все эти усилия добиться написания грамотных сочинений у меня долгое время не получалось. Поэтому после проверки тетрадей я всегда проводила урок коррекции ученических работ. Но всё быстро забывалось, и ошибки повторялись вновь из сочинения в сочинение. Тогда я кардинально изменила методику подготовки к сочинениям. Я задумалась: а что если работу над ошибками проводить до написания сочинения? Ведь если ученик знает ошибки в лицо, он их сможет избежать. Выписав основные речевые и грамматические ошибки из ученических сочинений, пересмотрев работы Дмитрия Розенталя, Стеллы Цейтлин, Григория Солганика, я определила основные виды ошибок, допущенных учащимися, а во время урока подготовки к сочинению отрабатывала навыки по их определению и устранению. Когда были написаны черновые варианты сочинений, то каждая работа корректировалась индивидуально, один на один с её автором. Чистовые сочинения были написаны с минимумом ошибок. Это очень трудоёмкая работа, но она незамедлительно даёт положительные результаты.

И сейчас я представлю вам один из приёмов работы над речевыми ошибками, который я назвала: «Давай знакомиться. Я твоя ошибка». Перед вами основные виды речевых ошибок в школьных сочинениях.

1.Эвфемизмы – неправильный выбор слов с целью «скрасить» свою речь.

Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

2.Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.

Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.

3. Лексическая несочетаемость.

Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.

4. Тавтология – употребление однокоренных слов.

Умножить во много раз.

5. Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов.

Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.

Стремясь скрасить свою речь, ученики подбирают выражения, смягчающие грубый смысл высказывания. В этом случае и идёт речь об эвфемизмах. Уважаемые коллеги, обратите внимание на пример №1. Прошу вас прочитать предложения и исправить их.

Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

Такие эвфемистические выражения засоряют нашу речь, мешают точно, ярко, образно выразить мысль.

Ещё Аристотель предостерегал от логических ошибок в речи. Он утверждал: «Речь должна отвечать законам логики». Если употребить неверное слово, может возникнуть алогизм.

Обращаю ваше внимание на пример №2. Прочитайте и исправьте данный алогизм:

Учитель нам рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества.

Этот приём часто используют юмористы. Вот пример №3

Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.

То есть употребление рядом однокоренных слов. Найдите и исправьте тавтологию в примере №4.

Умножить во много раз.

Плеоназм – это употребление ненужных уточняющих слов.

Обратимся к примеру №5 . прочитайте и найдите многословие.

Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.

Эта работа кропотливая, трудоёмкая, но она даёт свои результаты. На всех олимпиадах, в которых участвуют мои воспитанники, они занимают призовые места. Не стал исключением и этот учебный год: 2 место по литературе в 9 классе и 3 по русскому языку в 10 классе.

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Перед вами выдержки из ученических сочинений. Определите вид ошибки и исправьте её.

1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.

5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.

6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.

Познакомившись со своими ошибками поимённо, ребята начинают более грамотно писать, а самое главное они с большим уважением начинают относиться к СЛОВУ

Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

И долговечней — царственное слово.

Посмотрите, с каким уважением говорит Анна Ахматова о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Всё проходит. Остаётся слово. Я желаю всем успехов в познании великого русского слова.

Перед вами 4 слова, без которых не может быть работы учителя литературы. В них зашифровано понятие, определяющее нашу с вами совместную работу.

Прочтите его. Сотрудничество у нас с вами получилось. Благодарю вас.

1.Мы всё ещё уделяем недостаточно большое внимание выполнению домашних заданий.

В нашей работе ещё встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

3.Гения признали заживо.

Он был назначен директором по собственному желанию.

Умножить во много раз.

5.Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.

1. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

2. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

3. В прошедшие дни прошли снегопады.

4. Наружная внешность героини романа очень привлекательна.

5. Речь героев Пушкина отличается от всех других героев.

6.Комедия А.С.Грибоедова остаётся бессмертной. Она очень оригинальна и отличается от других произведений.

Подборка по базе: Жанры русского фальклора.pdf, 14 тема упражнения.docx, функции языка.docx, Эссе. Актуальность Китайского языка в совремнном мире..docx, дыхательные упражнения.docx, Социальная дифференциация языка.docx, Взаимосвязь языка и культуры 06.06.2021.pptx, Тренировочные упражнения по определению проблемы.docx, Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС.p, ИСПР_11_Миха йлюкова_Формы существования нац. языка.docx

Стилистика и литературное редактирование

Задания из учебного пособия И.Б. Голуб

«Упражнения по стилистике русского языка»

Выполнила студентка группы ГЖУ-211 Черемисина Мария

Упражнение 3. Вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода построен (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.

2. В зависимости от конкретных условий установка может быть построена (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении.

3. Уже в октябре фермер стал поставлять (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы.

4. Технолог Калинина предложила изменить (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух больших (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков.

5. На ковровом комбинате в прошлом (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже изготовлено (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров продукции (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия).

Продукция – слово, объединяющее понятия.

6. Известно всякому (любому, всякому, каждому), что даже самые хорошие (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не гарантируют (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.

7. В этом произведении автору удалось изобразить (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни своего поколения (своего поколения, своих сверстников, своих современников).

8. Этот дефект (недостаток, порок, дефект) в детали можно увидеть (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.

К слову «деталь» подходит только слово «дефект», т.к. в инженерии говорят именно о дефектах детали.

«Увидеть невооруженным глазом» — устойчивое выражение.

9. Победителю конкурса присуждена (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.

Присуждена именно в по итогам конкурса (не просто выдана или выделена).

10. В новом отеле первостепенное (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на хорошее (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Упражнение 4. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки.

В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков плавают золотые рыбки.

2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки.

Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась.

3. Лихачей неизменно встречает авария.

Лихачей неизменно настигает авария. (Авария не может встретить)

4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.

Наш район известен своей промышленностью, его продукцию знают в России и за рубежом.

5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.

Наша область славится производством хороших оренбургских платков.

6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Упражнение 5. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября.

Искажение смысла , неверные данные

2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли.

3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов.

4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет.

5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.

6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.

7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей.

8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента — Арктику и Антарктику.

Искажение смысла, неверное высказывание

9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.

10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Неясность высказывания, речевая ошибка

Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

Повторение слов (работа-работы). В следующем году нам предстоит большая работа по разработке плана на предстоящий год.

2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

Тавтология (продолжительность длится). Процесс плавки длится несколько часов.

3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща.

Плеоназм (сохранится существующая).

4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.

Повтор слов, тавтология. Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.

5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.

Плеоназм. Здание будут украшать витражи.

6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

Скрытая тавтология (огонь пожара; обгорели в огне), повтор слов (сооружения). В результате пожара 1812 г. были уничтожены все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные постройки.

7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

Тавтология (перепутья путей). Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились все важные торговые пути.

8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, — лес.

Тавтология. На западной стороне расположено водохранилище, а на южной — лес.

9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов.

Тавтология (цветение цветов). Эти побеги зацветут в текущем году.

10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

Повтор слов (он). Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным, и сейчас он служит пастбищем для скота.

Упражнение 44. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.

2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.

3. Кровля была выполнена плохо.

4. С оттепелью придут для нас главные заботы.

5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ.

6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.

7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог.

8. Комбайн исчез в логу, далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону.

9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.

10. С изумлением мы узнавали свою группу крови.

11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.

12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.

Работает на дорогом топливе

13. Это препятствие нелегко одолеть.

14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.

Находится, не знающих, роняет

15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.

Упражнение 56. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо.

Неверно построена антонимическая пара. Обликом может называться не только внешний вид, но и характер, душевный склад.

2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев.

Случай оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.

Ошибка в построении антонимической пары.

4. На соревнования собрались летчики как сильного, так и прекрасного пола.

Неверная антонимическая пара.

5. Конькобежцы выступят в Дзержинске, где умеют варить «быстрый» лед.

6. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.

Неуместный каламбур, неясность высказывания

7. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.

8. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.

9. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.

10. С опозданиями у нас в группе все благополучно.

11. Журнал «Здоровье» — прекрасный помощник в жизни и смерти.

12. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.

Упражнение 62. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.

1. Чацкий: …Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой… Софья: Не моего романа (Гр.).

2. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (П.).

3. Увы! каламбур лучше стихов! Ну да все равно! Если он вышел из пустой головы, то, по крайней мере, стихи из полного сердца (Л.).

4. Тот, кто играет словами, не всегда играет чувствами (Л.).

5. «Что о нем [о Петербурге] рассказать? Очень большой и живой город… Погода в нем сырая, а…» — «А люди сухие, — перебил Бенковский. — Далеко не все. Есть много совершенно размякших, покрытых плесенью очень древних настроений» (М. Г.).

6. Все люди, покойные и беспокойные, будут абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в могилу (М. Г.).

7. У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть… (Марш.)

8. Вилюйская ГЭС жар-птицей посажена в каменное гнездо, чтоб она светила до самого края полярной ночи, чтоб в небе светила там важничали не очень (Щип.).

9. Разве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия — не подбирается (Фон.).

10. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Стан.).

11. «Из одних перлов состоит только перловая каша», — язвительно перебил его Петушков (Гран.).

12. Труднее всего провести время («ЛГ»).

13. В любви все средства хороши. И чем они крупнее — тем лучше (Н. Бог.).

14. Мы накануне великого подъема — подъема цен.

15. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.

16. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (из газ.).

17. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь…» Судьи предоставили ему такую возможность (из газ.).

18. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. Кр.).

Упражнение 69. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.

1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

Вратарь не удержал мяч, но никого не было рядом, чтобы прийти на помощь.

2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.

Вот уже третью игру команда не забивает голы.

3. Сейчас судьи вынесут очки.

Сейчас судьи назовут оценки.

4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.

Молодые посадили деревья и разбили клумбы.

5. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине.

Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации в транспорте, на улице, в магазине.

6. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.

Маяковский хотел устроить выставку на двадцатилетие своего творчества.

7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.

Благодаря долгим репетициям на рояле, мы неуклонно шли к мастерству.

8. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения.

Археологи заметили, что усопшие из южного захоронения связаны с усопшими из северного захоронения.

9. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.

Рост юных фигуристок развивается с помощью показательных танцев.

10. Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов… И лишь Р. Себиев оступился, уступив по очкам Э. Роузу.

Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов. И лишь Р. Себиев уступил по очкам Э. Роузу.

11. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением.

Электрическим напряжением? В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим усилием.

12. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.

Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног.

Упражнение 76. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.

Изменения, произошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.

2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.

Лечебные учреждения проводят дифференцированное питание больных.

3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.

Он был настоящим подвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.

4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.

Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длинные расстояния.

5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.

Мастер цеха сказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.

6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом.

7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.

Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись.

8. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Замороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи.

В кормушке за окном кухни пировали воробьи.

10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей.

Нас встречали с подкупающим теплом, как самых дорогих гостей.

11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.

Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачное произведение.

12. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

При решении этой проблемы потребовался экскурс в математику и биологию.

Упражнение 86. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты отрывка из переводного романа, проанализируйте употребление лексики. Отмечая различные ошибки в подстрочнике, дайте оценку отредактированному варианту. Предложите свои варианты литературного редактирования.

…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно из моря вышла женщина, собственно он не видел, откуда она появилась. При нем вроде никто не заходил в воду и не выходил из нее. Она выросла из прибрежной скалы, а быть может, опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.

…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живое замерло, и ничто не могло бы испортить прелести прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно он увидел у моря женщину, но он не знал, откуда она явилась. Она словно вышла из прибрежной скалы или опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.

…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живущее замерло, чтобы ничего не могло испортить эту прекрасную и удивительную ночь. Неожиданно, прямо из морских вод вышла женщина, но он не видел, откуда она явилась. Она вышла из прибрежной скалы? Или, быть может, она спустилась с небес… Это дочь моря, она покинула родную стихию — вышла на сушу, чтобы немного прогуляться по берегу.

Тончайшее покрывало обнажало плечи; мраморные ноги, величественный стан, голова горделиво откинута, легкий бриз играет пышными локонами. Женщина была так красива, что следовало остеречься прикосновения к ней, чтобы не повредить божественной гармонии.

Тончайшее покрывало оставляло обнаженными плечи; ноги точно из мрамора, легкий стан, голова чуть откинута, слабый ветер играет пышными локонами. Женщина была так красива, что было страшно прикоснуться к ней, чтобы не нарушить божественную гармонию.

Тончайшее покрывало обнажало плечи; ноги, точно из мрамора, тонкий стан, голова горделиво откинута, легкий ветер играет непослушными локонами. Женщина была так красива, что было страшно даже коснуться ее, только бы не навредить божественной гармонии ее красоты.

Она шествовала вперед, ее босые ноги оставляли на ровной, влажной песчаной поверхности маленькие отпечатки, ветер заигрывал с ее покрывалом, обнажал грудь; а полы покрывала раздувались на ветру.

Она приближалась, ее босые ноги оставляли на влажном песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, и легкая ткань разлеталась на ветру.

Она шла навстречу, ее босые ноги оставляли на мокром песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, обнажал грудь; а ткань развевалась на ветру.

источники:

http://multiurok.ru/files/podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia.html

http://topuch.ru/uprajneniya-po-stilistike-russkogo-yazika-v2/index.html

ЗАДАНИЕ 1 исправьте ошибки , которые приводят к искажению смысла 1)Пальцев у него двадцать на каждой руке десять , на ногах всего двадцать.

2)Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо .

3)Настя сидела на скамейке , которая находилась в сквере и ждала подругу .

ЗАДАНИЕ 2 Придумайте и запишите 2 предложения , неверная расстановка знаков препинания в которых может привести к искажению смысла помогите пожалуйста.

Вы зашли на страницу вопроса ЗАДАНИЕ 1 исправьте ошибки , которые приводят к искажению смысла 1)Пальцев у него двадцать на каждой руке десять , на ногах всего двадцать?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от chernyshova55

Отметьте неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Что из этого?
Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы

  1. Руками молодых разбиты клумбы — искажение смысла высказывания.

    1. Ответ

      Ответ дан
      chernyshova55

      Подолгу сидя у рояля, мы упорно осваивали секреты мастерства.

    2. Ответ

      Ответ дан
      chernyshova55

    3. Ответ

      Ответ дан
      chernyshova55

      не удержал мяч вратарь но добить его было некому

  2. Руками молодых посажены деревья , разбиты клумбы .
    Это неясность высказывания .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руками молодых посажены деревья разбиты клумбы ошибки
  • Рсв ошибка количество застрахованных лиц
  • Росфинмониторинг ошибка 8081
  • Рубеж 2 оп прот r3 ошибка базы
  • Рукав реглан ошибки посадки