Розанов интеллигент самой золотой пробы ошибка

делаю контрольную по русскому языку. такое тут задание:

Исправьте ошибки в предложениях, определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки:

1) Розанов — интеллигент самой золотой пробы.

2) Новый Орлеан — главный город Луизиана.

3) Для многих достаток является фетишом.

4) Стресс часто заставляет вести себя по-другому.

5) причиной стихии стали паводки.

Ещё нужно сопоставить речевые ошибки:

а) Орфоэпическая ошибка

б) искажение фразеологизма, многословие.

в) неверный выбор формы рода существительного

г) употребление слова в несвойственном ему значении

д) неоправданное употребление местоимения.

Сопоставить то я бы смогла, а вот исправить ошибки для меня проблема. Языковеды, выручайте неуча)))

Найдите предложение без речевой ошибки.

Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан.

Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

Андрей вернулся и , энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?»

Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, и жители дома не прогоняли их, напротив, даже не без удовольствия наблюдали эту картину.

п/п Задание (вопрос) Эталон

ответа

Цена ответа Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа. 1. Определите, к какому стилю принадлежат следующие жанры:

Приказ, постановление, заявление, доверенность, штатное расписание, решение, должностная инструкция, протокол, письмо-ответ.
А) разговорный Б) научный В) официально-деловой

1 2. Выберите равноправный вариант:

А) дверями – дверьми

Б) бегемот – гиппопотам

В) колени – колена

1 3. Выберите семантический вариант:

А) сейчас – ныне

Б) слыть весельчаком – слыть за весельчака

В) фальшивый – искусственный

1 4. Выберите стилистический вариант:

А) девичий – девичий

Б) кондукторы – кондуктора

В) пропуски – пропуска

1 5. Выберите нормативно-хронологический вариант:

А) командирский приказ – приказ командира

Б) лагери – лагеря

В) левая рука – шуйца

1 6. Отметьте предложение, где неверно выбрана форма деепричастия:

А) Проходя по коридору, Дмитрий почувствовал, что его вталкивают в комнату.

Б) Приехав в Юрмалу, нам очень понравился пляж.

В) Отправившись на прогулку, мы пережили приключение.

1 7. Отметьте предложение, где допущено смешение прямой речи и косвенной:

А) Проводник говорил, что давайте вернёмся назад.

Б) Оказавшись в темноте, мальчик почувствовал дуновение ветра.

В) Поднявшись на гору, туристы увидели живописные окрестности.

1 8. Определите предложение, где допущена ошибка в употреблении местоимения:

А) Для поиска нужной литературы пользуйтесь каталогом.

Б) Валентин обрывает связи с друзьями.

В) Одноклассница позвала нас к ней.

1 9. Определите предложение, где допущена ошибка в образовании сравнительной степени прилагательного:

А) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

Б) В магазин завезли моющие импортные обои.

В) Библиотеку перевели в более худшее помещение.

1 10. Определите предложение, где ошибкой является искажение фразеологизма, многословие:

А) Греки были более образованнее, чем римляне.

Б) Розанов – интеллигент самой золотой пробы.

В) Детей пригласили поиграть в игру.

1 11. Укажите слово, в котором наблюдается современный вариант ударения:

А) девичий Г) запасный

Б) украинский Д) тигровый

В) ракурс

1 12. Отметьте существительное мужского рода:

А) бюро Г) кашпо

Б) забияка Д) какаду

В) мозоль

1 Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие. 13. Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки:

1. Жалко этого животного.

2. По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.

3. Вдруг послышались крики, свисты и топоты.
А) орфоэпический

Б) морфологический

В) синтаксический

2 14. Определите тип ошибки в каждом предложении:

1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.

2. Его первый дебют был удачным.

3. Ещё учась в школе, он уже вращался со студентами.

4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.

5. Наши мастера установят жалюзи любых размеров.
А) Плеоназм.

Б) Употребление слова в несвойственном ему значении.

В) Ошибка в употреблении рода существительного.

Г) Орфоэпическая ошибка.

Д) Смешение паронимов.

2 15. Классифицируйте предлагаемые варианты, определив их языковой уровень:

1. Глаза – очи

2. Зал – зала

3. Гулять вечерами – гулять по вечерам

4. Украинский – украинский
А. Орфоэпический

Б. Лексический

В. Морфологический

Г. Синтаксический

2 Инструкция по выполнению заданий 16 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа. 16. Отметьте глаголы с неверным ударением:

А) Балов

ать Е) Избаловать

Б) Кашлян

уть Ж) Плесневеть

В) Облегч

ить З) Пломбировать

Г) Откуп

орить И) Лиловеть

Д) Ув

едомить К) Премировать 2 17. Отметьте предложения, где есть плеоназмы:

А) Я встретил этого, ну как его, Витьку.

Б) Все эти песни были почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.

В) У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.

Г) В школе сложилась сложная ситуация.

Д) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.

Е) Мы очень быстро произвели уборку класса.

Ж) Школе подарили библиотеку книг, телевизор.

2 18. Укажите предложения, где допущены ошибки, связанные с определением рода существительного:

А) Интервью с актёром близился к концу.

Б) Свои знания мальчик почерпнул со страниц псалтыри.

В) В универмаге продаётся красивая тюль.

Г) Кофе готовилось недолго.

Д) Мы приехали к многоводной Миссисипи.

2

Укажите предложение
с речевой ошибкой:

1) Безотрадна
цветовая гамма цветов, использованная
Ф.М. Достоевским в романе.

2) Отпечаток
изысканности носили на себе и картины,
и вазы, и мелочи.

3) Синевший вдали
лес неожиданно побледнел, растворившись
в косых потоках ливня.

4) День угасал,
стала быстро надвигаться вечерняя
темнота.

Задание 25

Укажите, в каком
ряду во всех словах пишется НН:

1) освеще…а,
деревя…ый, да…ый

2) нечая…ый,
оловя…ый, обиже…ый

3) чва…ый,
перепечата…ы, кожа…ый

4) клюкве…ый,
ране…ый, напряжё…ый

Задание 26

Отметьте номер
предложения, где слова, набранные
курсивом, НЕ выделяются или НЕ отделяются
запятыми.

1) Ты теперь не так
уж будешь биться сердце
тронутое холодком.

2) На солнечной
поляночке дугою
выгнув бровь

парнишка на тальяночке играет про
любовь.

3) И осень ранняя
задумчиво
грустна

овеяла меня тоскующим дыханьем.

4)
Крепыш
боровик
отличался от остальных грибов.

Задание 27

Укажите, что
относится к жанру научного стиля:

1) реклама, интервью

2) диссертация,
статья

3) элегия, трагедия

4) рассказ, новелла

Задание 28

Укажите предложение
с ошибкой в употреблении деепричаст-ного
оборота:

1) Устав после
занятий, мне не читалось.

2) По небу ползли
тяжелые тучи, скрывая собой уже начавшие
меркнуть звезды.

3) Какая-то ночная
птица низко пролетела над самой землей
и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала
крыльями и полетела на ту сторону реки.

4) Листва берез
висит не шелохнувшись.

Задание 29

Укажите предложение
с грамматической ошибкой:

1) Пушкин родился
в Москве шестого июля тысяча семьсот
де-вяносто девятого года.

2) Новый хлебозавод
обеспечивает своей продукцией
восем-надцать школ и двадцать три ясли.

3) Совокупный
уставный капитал страховых кампаний
на пер-вое июля тысяча девятьсот девяносто
четвёртого года составил двести сорок
четыре миллиарда рублей.

4) Хотя официальные
данные по совокупным активам страхо-вых
компаний отсутствуют, специалисты
оценивают их уро-вень на начало года в
тысячу двести миллиардов рублей.

Задание 30

Укажите неверный
вариант (в скобках даны фамилии в И.п.)

Билеты для…

1) Василия Фисенко
(Фисенко)

2) Артура Гартман
(Гартман)

3) Аллы Деревянных
(Деревянных)

4) Алинны Терно
(Терно)

Задание 31

Какой из перечисленных
жанров НЕ относится к диплома-тическому
подстилю?

1) пакт

2) резюме

3) декларация

4) коммюнике

Задание 32

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания рас-ставлены
верно:

1) Море — как
пустыня.

2) Снег — глубок,
хлеб — хорош.

3) «Славная погода
будет к вечеру» — заметил Алексей.

4) Дожди, болота,
усталость — всё это было моментально
забыто.

Задание 33

Укажите троп речи,
которому соответствует определение:

________— разновидность
метонимии – переименование предмета
на основе количественного соотношения.

1) метафора

2) синекдоха

3) аллегория

4) эпитет

Задание 34

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предло-жении:

Куда убежала эта
непоседа
Маша?

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

Задание 35

В каком ряду во
всех словах ударение падает на второй
слог?

1) афиняне, отраслей,
ведомостей

2) ферзи, скатертей,
стопы

3) столяр, арахис,
нужда

4) прибылей, бела,
лаптей

Задание 36

Укажите, в каком
ряду оба глагола не образуют формы 1
лица настоящего или будущего простого
времени.

1) дождить, привыкнуть

2) побудить,
рассветать

3) лебезить,
запечатать

4) стонать, оспорить

Задание 37

Каким словарём вы
НЕ воспользуетесь при выборе варианта:

Одинокий — одиночный

М[o]пассан
или М[а]пассан

Рассвет — сумерки

Акростих

1) этимологическим
словарём

2) словарём синонимов

3) словарём паронимов

4) орфоэпическим
словарём

Задание 38

Языковые стандарты,
готовые устойчивые обороты, являющие-ся
необходимыми элементами деловых бумаг,
— это…

1) крылатые слова

2) речевые клише

3) речевые штампы

4) фразеологизмы

Задание 39

Назовите логический
закон по его определению:

Всякая мысль
признается истиной, если она имеет
достаточ-ное основание. Поскольку наши
суждения, высказывания могут быть
истинными или ложными, то, утверждая
истинность высказывания, следует дать
обоснование этой истинности.

1) закон тождества

2) закон исключенного
третьего

3) закон непротиворечия

4) закон достаточного
основания

Задание 40

Укажите, в каком
ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)выгодно
уезжать, (не)готов к отъезду, (не)впору
сарафан

2) (не)белёный холст,
(не)видано много грибов, (не)хватило
билетов

3) (не)воспламеняемый,
(не)вдомёк, (не)в лад и (не)в меру

4) (не)безвредный
метод, (не)взирая на потери, (не)делимый

Задание 41

Укажите, в каком
ряду во всех словах пишется НН:

1) журавли…ый,
мужестве…ый, выкраше…ый

2) ране…ый,
серебря…ый, песча…ый

3) утре…ий, песча…ый,
оловя…ый

4) да…ый,
иллюстрирова…ый, деревя…ый

Задание 42

Совокупность
языковых средств, функция которых –
обслужи-вание сферы отношений между
органами государства, между организациями
и частными лицами в процессе их
производ-ственной, юридической
деятельности, — это…

1) разговорная речь

2) научный стиль

3) официально-деловой
стиль

4) публицистический
стиль

Задание 43

Укажите предложение
с грамматической ошибкой:

1) Помню компанию
ДОМО в рейтинге быстрорастущих ком-паний
попали ещё 25 торговый сетей, из них
двадцать работают в продуктовой рознице
и только две в розничной торговле бытовой
электроникой.

2) К двумстам
тридцати участникам конференции
присоеди-нилось ещё сто шестьдесят три
делегата.

3) В новом
энциклопедическом словаре насчитывают
около шести тысяч пятисот восемьдесят
иллюстраций.

4) В годы второй
мировой войны в Югославии погибло свыше
миллиона семисот тысяч человек.

Задание 44

Укажите, какие из
приведённых особенностей НЕ характерны
для научного стиля:

1) употребление
формы единственного числа существительных
в значении множественного (Волк — хищное
животное)

2) широкая
употребительность суффиксов субъективной
оцен-ки со значением ласкательности,
неодобрения, увеличитель-ности и т.д.

3) использование
в сложных предложениях составных
подчи-нительных союзов

4) преобладание
прямого порядка слов

Задание 45

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушена
намеренно:

1) жестикулировать
руками

2) частная
собственность

3) патриот своей
родины

4) в конечном итоге

Задание 46

Укажите фигуру
речи, которой соответствует определение:

_________— стилистическая
фигура, состоящая в соединении двух
понятий, противоречащих друг другу,
логически исклюю-чающих одно другое.

1) анафора

2) гипербола

3) эллипсис

4) оксюморон

Задание 47

Найдите предложение
без речевой ошибки:

1) Деятельность
фирмы становилась выше любой
заинтересо-ванной стороны, даже выше
интересов государства.

2) В магазин завезли
импортные моющие обои.

3) Стёкла были все
отморожены.

4) Я послал тебе
чёрную розу в бокале золотого, как небо,
аи.

Задание 48

В каком ряду
ударение во всех словах падает на второй
слог?

1) феерия, щавель,
замок

2) толика, ремень,
тигровый

3) тошнота, цемент,
фарфор

4) таможня, сцеплённый,
счастливый

Задание 49

Укажите предложение,
где слова выбранные курсивом НЕ выделяются
или НЕ отделяются запятыми:

1) Осень жизни как
и осень
года
надо, не скорбя, благословить.

2) Коровьи
слёзы жаждавший расплаты

тебя мы видим сорок первый год.

3) Давал три бала
ежегодно и промотался наконец.

4) Мартовская ночь
облачная и
туманная

окутала землю.

Задание 50

Принцип вежливости
состоит из нескольких максим (правил).
Укажите, какая это максима:

Успешный
коммуникативный акт не должен быть
дискомфор-тным для участников общения.
Не следует связывать парт-нёра обещанием
или клятвой.

1) максимы скромности

2) максима великодушия

3) максима одобрения

4) максима согласия

Задание 51

Расположите
предложения так, чтобы получился текст.
Определите тип связи предложений.

А. Эти языки, можно
сказать, братья.

Б. Они потомки
древнерусского языка, на котором говорили
в Киевской Руси.

В. Многие знают,
насколько похожи и грамматикой, и
словарём русский, украинский и белорусский
языки.

Г. Известно, что
между языками существует родство.

1) Б, А, Г, В,
параллельная

2) Г, В, А, Б,
последовательная

3) Г, А, Б, В,
последовательная

4) В, Г, А, Б,
параллельная

Задание 52

Укажите, в каком
ряду оба глагола не образуют формы 1
лица настоящего или будущего прошедшего
времени.

1) столпиться,
видеть

2) победить,
разлетаться

3) вечереть,
расписаться

4) убедить, читать

Задание 53

Укажите предложение
в котором все знаки препинания рас-ставлены
верно:

1) Сообщение срочное,
а значит важное.

2) И сумбурные мысли
лениво стучавшие в темя всколых-нулись
во мне.

3) «Какой чудесный
человек, не правда ли?- воскликнула Саша.
– Я не видела его без улыбки на лице,
без шутки».

4) Я поднял глаза
— на крыше сидел кот хозяина.

Задание 54

Каким словарём вы
НЕ воспользуетесь при выборе варианта:

Поступок-проступок

М[о]льер или М[а]льер

Нервничать –
волноваться

Камбала – камбала

1) словарём синонимов

2) словарём паронимов

3) словарём
иностранных слов

4) орфоэпическим
словарём.

Задание 55

Укажите, в каком
ряду оба глагола не образуют формы 1
лица настоящего или будущего простого
времени.

1) разлетаться,
ржаветь

2) шерстить, утонуть

3) зазеленеть,
участвовать

4) скопиться, лететь

Задание 56

Укажите, в каком
ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)выполненное
задание, (не)куда ступить, ни на что
(не)обращать внимания

2) (не)выдуманная
история, (не)погода, ни за что (не)пойду

3) (не)откуда,
(не)допустимый, (не)достает двух экспонатов

4) (не)смотря на
жару, (не)сдобровать, (не)торопясь

Задание 57

Укажите словосочетание,
употребляемое в роли сказуемого в
официально – деловых текстах:

1) оказывать помошь

2) ждать помощи

3) надеяться на
помощь

4) прийти на помощь

Задание 58

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушено
намеренно:

1) зайтись легким
детским смехом

2) три единственные
дочери

3) обыкновенное
чудо

4) пернатые птицы

Задание 59

Для выражения
положительного отношения к человеку
исполь-зуются определенные этикетные
формы, Укажите лишнее.

1) Скатертью дорога

2) Вы такой хороший
специалист.

3) У вас прекрасный
вкус.

4) Какой вы добрый
человек.

Задание 60

Укажите предложение
без речевой ошибки:

1) Видел ли кто-нибудь,
как умирает лед на лугу в лучах сол-нца.

2) Запрещено
размещать хозяйственные и промышленные
му-сорные свалки.

3) Лекция для
бездетных родителей переносится на
четверг.

4) Склад закрывается
на санитарный день ввиду прихода
тара-канов.

Задание 61

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предло-жении: Инспектор
Гермгольц
предложила провести ревизию.

1) женского

2) мужского

3) общего

4) среднего

Задание 62

Укажите, что
относится к жанру научного стиля:

1) монография,
тезисы

2) характеристика,
устав

3) заявление, иск

4) беседа, репортаж

Задание 63

Каким словарём вы
не воспользуетесь при выборе варианта:

Почтенный –
почтительный

Фл[о]бер или Фл[а]бер

Космонавт –
астронавт

Изодрался
или изодрался

1) словарём паронимов

2) словарём синонимов

3) орфоэпическим
словарём

4) этимологическим
словарём

Задание 64

В каком ряду во
всех словах ударение падает на второй
слог?

1) феномен, замок,
якуты

2) жерло, агония,
форзац

3) диоптрия, агент,
адаптер

4) бекон, афиняне,
(десяток) яиц

Задание 65

Определите, в каком
ряду в слове допущена орфографическая
ошибка:

1) барельеф,
взъерошить, вскользь

2) ниспослать,
безжизненный, рассчитывать

3) предлагать,
сочетание, Ростов

4) сжег, щёки, ручонка

Задание 66

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания расставлены
верно:

1) А.П. Сумароков,
последовательно выступавший за простоту
и ясность художественной речи, был
конечно талантливейшим писателем
середины 18 века.

2) Не вернусь я в
отчий дом – вечно странствующий странник.

3) Что листья падают,
что ночь светла, запомню и вовек не
по-жалею о том, что нас далёко завела
кленовая сентябрьская аллея.

4) «Пустячок!-
пробасил полковник, — Два гусара ранено,
и один наповал».

Задание 67

В каком ряду верно
указано произношение всех данных слов:
бокал, конечно, термос.

1) б[а]кал, коне[шн]о,
[тэ]рмос

2) б[о]кал, коне[шн]о,
[т’э]рмос

3) б[а]кал, коне[ч’н]о,
[т’э]рмос

4) б[а]кал, коне[ч’н]о,
[тэ]рмос

Задание 68

Определите, к
какому типу лексических единиц относятся
выделенные слова:

Какой прелестный
цветок
! —
сказала женщина и поце-ловала красивые
пестрые лепестки. И как только она
поце-ловала лепестки, так внутри, в
бутоне, что-то щелкнуло, и цве-ток
распустился. Это был точь-в-точь тюльпан,
но в самой ча-шечке
на зеленом пестике цветка сидела
маленькая девочка. Она была маленькая
– маленькая
,
всего в дюйм ростом, и ее прозвали
Дюймовочкой.

Скорлупка грецкого
ореха была её колыбелькой,
голубые фиалки – периной, а лепестки
розы – одеялом. В скорлупке она спала
ночью,
а днем играла на столе.

1) разговорные

2) жаргонные

3) общеупотребительные

4) эмоционально –
оценочные

Задание 69

Укажите предложение
с грамматической ошибкой:

1) На нижнем Поволжье
днём возможно усиление морозов до
шестнадцати – восемнадцати градусов,
ночью до двадцати двух – двадцати пяти.

2) «Стройград»
продаёт: потолок «Армстронг» от ста
шестнад-цати рублей, керамогранит от
двухсот двадцати трёх рублей.

3) Организация
предлагает газовые колонки «Астра»,
«Рос-сиянка» по цене от пяти тысяч
девятисот девяносто рублей.

4) Семинар в новом
корпусе института вели двое профессоров.

Задание 70

В каком ряду верно
указано произношение всех данных слов:
к шапочному разбору, балласт, Шопен.

1) к шапо[шн]ому
разбору, ба[лл]аст, Ш[о]пен

2) к шапо[ч‘н]ому
разбору, ба[л]аст, Ш[а]пен

3) к шапо[шн]ому
разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

4) к шапо[ч’н]ому
разбору, ба[л]аст, Ш[о]пен

Задание 71

Укажите фигуру
речи, которой соответствует определение:
______— такое членение предложения, при
котором содер-жание высказывания
реализуется не в одной, а в двух или
нес-кольких интонационно-смысловых
речевых единицах, сле-дующих одно за
другой после разделительной паузы.

1) парцелляция

2) литота

3) инверсия

4) градация

Задание 72

Укажите, в каком
ряду верно образованы обе формы
бесприста-вочных глаголов прошедшего
времени.

1) мок, глохнул

2) мокнул, глохнул

3) мокнул, глох

4) мок, глох

Задание 73

Определите, какое
языковое средство выразительности
исполь-зовано для создания рекламного
слогана: Pantin
PROV
– блеск и сила Ваших волос. Блестящий
результат.

1) каламбур

2) сочетание латиницы
с кириллицей

3) дефразеологизация
(семантический распад фразеологизма)

4) соблюдение норм
дореволюционной орфографии

Задание 74

Определите, к
какому типу лексических единиц относятся
выделенные слова:

Тимофей
Васильевич засмеялся и стал объяснять
пассажи-рам:

-Это он мне
родной
родственник, Серега
Власов.
Брата Петра сын… Я его семь лет не видел…

Тимофей
Васильевич с радостью посмотрел на
племян-ника и закричал ему:

-А я тебя,
Серега,
друг ситный
,
два дня ищу. По
городу роюсь.

А ты вон где! Кондуктором. А я и по
адресу ходил
.
На Разночинную улицу. Нету,
отвечают.
Мол, выбыл

с адреса. Куда, отвечаю,
выбыл, ответьте,
говорю,
мне. Я его родной
родственник
.
Не знаем, говорят.… А ты вон где –
кондук-тором, что ли?

-Кондуктором,
— тихо ответил племянник.

(М.Зощенко)

1) диалектные

2) разговорно-просторечные

3) общеупотребительные

4) устаревшие

Задание 75

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушена
намеренно:

1) обыкновенное
чудо

2) пернатые птицы

3) три единственные
дочери

4) зайтись лёгким
детским смехом

Задание 76

Совокупность
языковых средств, функция которых –
сферы от-ношений между органами
государства, между организациями и
частными лицами в процессе их
производственной, юри-дической
деятельности, — это…

1) публицистический
стиль

2) разговорная речь

3) официально-деловой
стиль

4) научный стиль

Задание 77

В заключении оратор
может ставить перед собой определённые
цели, укажите лишнее.

1) Повысить
убедительность речи, используя
дополнительные сильные аргументы.

2) Суммировать
сказанное, обобщить информацию.

3) Извиняться и
говорить, что недостаточно подготовились.

4) Способствовать
запоминанию основных положений,
выдвинутых во вступлении.

Задание 78

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предло-жении:

Брокколи – овощное
растение семейства крестоцветных

1) мужского

2) женского

3) общего

4) среднего

Задание 79

Какой из перечисленных
жанров относится к официально- деловому
стилю?

1) заявление

2) научная статья

3) аннотация

4) письмо

Задание 80

Укажите, в каком
ряду во всех словах пишется НН:

1) таинстве…ый,
избалова…ый, безветре…ый

2) исти…ый, краше…ая
(маляром), штопа…ый

3) построе…ый,
посажё…ый (отец), медле…ый

4) стари…ый,
серебря…ый, мужестве…ы

Задание 81

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания рас-ставлены
верно:

1) Многие русские
города выстроены на берегах Волги,
напри-мер: Казань, Нижний Новгород,
Саратов, Астрахань.

2) Листья этого
растения – как зонтики.

3) То падали листья
вместе с хлопьями сырого усталого снега,
то шёл дождь, то светило позднее солнце,
нетёплое, как звезда.

4) «Вы Саша уходите!
– сказал Николай, протянув ей руку. –
До свидания».

Задание 82

Укажите неверный
вариант (в скобках даны фамилия в И.п.)

Заявление от…

1) Виктория Нерознак
(Нерознак)

2) Андрея Пройдак
(Пройдак)

3) Сергея Форостянко
(Форостянко)

4) Ольги Сухих
(Сухих)

Задание 83

Укажите, в каком
ряду все слова пишутся с НЕ слитно:

1) (не)внимание к
занятиям, (не)воздержанный на язык,
(не)ко-торые итоги

2) (не)правда, а
ложь; (не)возвратимый; таких птиц,
(не)видано

3) (не)доплатить
тридцать копеек, упрекать в (не)доверчивости,
(не)раз спрашивали

4) (не)вольничий
труд, (не)идёт на ум, (не)к лицу

Задание 84

Укажите, что
относится к жанру научного стиля:

1) инструкция, нота

2) фельетон, очерк

3) рецензия, аннотация

4) присяга, интервью

Задание 85

Укажите предложение,
где слова набранные курсивом НЕ выделяются
или НЕ отделяются запятыми:

1) Как
женщина
она
никогда не была счастлива.

2) Сегодня кажется
будет дождь.

3) Сосна обессилев
от шквального ветра

плавно
раскачивается, наклоняясь всё ниже и
ниже к земле.

4) Услышь меня
хорошая
услышь меня
красивая
заря моя вечерняя любовь неугасимая.

Задание 86

В каком ряду во
всех словах ударение падает на первый
слог?

1) древко, прибыл,
мельком

2) дефис, начал,
слалом

3) доска, свёкла,
кухонный

4) генезис, гербовый,
знамение

Задание 87

Укажите предложение
с речевой ошибкой:

1) День угасал, и
стала быстро надвигаться вечерняя
темнота.

2) Синевший вдали
лес неожиданно побледнел, растворившись
в косых потоках ливня.

3) Безотрадна
цветовая гамма цветов, использованная
Ф.М. Достоевским в романе.

4) Отпечаток
изысканности носили на себе и картины,
и вазы, и мелочи.

Задание 88

Укажите предложение
с ошибкой в
употреблении деепричаст-ного оборота:

1) Расставив знаки
препинания неправильно, предложение
мо-жет потерять смысл.

2) Старик шел
прихрамывая на левую ногу.

3) Жизнь устроена
так дьявольски, что, не умея ненавидеть,
не-возможно искренне любить.

4) Понять это
произведение можно, только учитывая
условия его создания.

Задания 89

Каким словарём вы
не воспользуетесь при выборе варианта:

высокий – высотный

н[а]ктюрн или н
[о]ктюрн

бур – бур

маркетинг
или маркетинг

1) словарём синонимов

2) словарём паронимов

3) орфоэпическим
словарём

4) словарём омонимов

Задание 90

К числу приёмов
эффективной аргументации НЕ относится

1) персонификация
своих людей

2) опережающее
обслуживание возражений

3) ссылка на
авторитеты

4) логическое
давление

Задание 91

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушена
намеренно:

1) передовой форпост

2) свободная вакансия

3) суета сует

4) ночная серенада

Задание 92

Какое сочетание
характерно для официально-делового
стиля?

1) давать деньги
на семью

2) освободить от
занимаемой должности

3) заседать два
часа

4) отправиться в
поход

Задание 93

Определите, к
какому типу лексических единиц относятся
выделенные слова:

— Так, — снова сказал
дядя, — кондуктором, значит. На трам-вайной
линии?

— Кондуктором…

— Скажи какой
случай! А я, Серега, друг ситный,
сел
в трам-вай,
гляжу
– что
такое? Обличность
будто у
кондуктора чересчур знакомая. А это ты.
Ах, твою семь
– восемь!.. Ну
,
я же рад… Ну,
я же доволен…

Кондуктор потоптался
на месте и вдруг сказал:

— Платить, дядя,
нужно. Билет взять… Далеко ли вам?

Дядя счастливо
засмеялся и хлопнул по кондукторской
сумке.

— Заплатил бы! Ей
– богу!
Сядь
я на другой
номер
или,
может быть, вагон пропустил – и баста
заплатил
бы. Плакали
бы мои денежки.
Ах,
твою семь – восемь!
А
я еду, Серега,
друг ситный, до вокзалу.

(М.Зощенко)

1) общеупотребительное

2) разговорно-просторечные

3) неологизмы

4) диалектные

Задание 94

Укажите, в каком
ряду все сложные слова пишутся через
дефис:

1) (экс)чемпион,
(яхт)клуб, грусть(тоска)

2) (перекати)поле,
генерал(майор), (пол)чайной ложки

3) (экс)либрис,
норд(ост), (кафе)мороженное

4) правда(истина),
(по)дружески, ампер(метр)

Задание 95

Найдите предложение
без речевой ошибки:

1) Розанов –
интеллигент самой золотой пробы.

2) Я с интересом
глядел, как большие белые облака принимают
самые причудливые формы.

3) Я однажды нашел
большого боровика.

4) Многие относятся
предвзяточно к безработным.

Задание 96

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания рас-ставлены
верно:

1) Острым ножом мы
вырезали узоры, то колечко, то спираль,
то шахматную клеточку.

2) В Мещерском крае
нет никаких особенных красот и богатств
кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

3) И каждый вечер
в час назначенный (иль это только снится
мне?) девичий стан, шелками схваченный,
туманном движется в окне.

4) Ты опять со мною
подруга осень, но сквозь сеть нагих
твоих ветвей никогда бледней не стыла
просинь, и снегов не помню я мертвей.

Задание 97

Укажите фигуру
речи, которой соответствует определение:

_______ — повторение
одинаковых согласных звуков или
словосочетаний как стилистический
приём.

1) инверсия

2) аллитерация

3) эпифора

4) анафора

Задание 98

Укажите, в каком
ряду все слова с НЕ пишутся раздельно:

1) (не)имеющий слабых
мест, (не)исправленный дефект; (не)-громкий,
а тихий зов

2) нести (не)суразицу,
(не)довернутый кран, (не)обладающий
тактом

3) (не)шестые классы,
обед (не)готов, (не)встреченный мною друг

4) (не)жаль ничего,
(не)смотря по сторонам, (не)распустивший-ся
цветок

Задание 99

Каким словарём
можно воспользоваться, чтобы уточнить
значение слов: «романтический –
романтичный – романический».

1) словарём паронимов

2) этимологическим
словарём

3) словарём омонимов

4) словарём синонимов

Задание 100

Укажите место,
которое должно занимать выпущенное из
текс-та предложение. Определите тип
связи предложений.

А. Лексика – это
весь словарный запас языка, в переводе
с гре-ческого «лексис» означает – слово,
выражение.

Б. В современном
русском языке более 150 тысяч слов.

В. Затем – научные
термины, специфические слова моряков,
спортсменов, музыкантов.

Г. Их около 10 тысяч.

Плюс иностранные
слова, которыми мы часто пользуемся, их
30 тысяч.

1) между Б и В,
последовательная

2) между Г, параллельная

3) между А и Б,
параллельная

4) между В и Г,
последовательная

Задание 101

Укажите предложение
с грамматической ошибкой:

1) Семеро бед, один
ответ.

2) Все двадцать две
бригады, обслуживающие тысячу триста
гектаров виноградников, на подряде.

3) Прошло полторы
недели.

4) Вершок – старая
русская мера длины, равная одной
шестнад-цатой аршина, приблизительно
четырем целым сорока четырем сотым
сантиметра.

Задание 102

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предло-жении:

Они занимали весь
нижний этаж старого и неприглядного
дере-вянного дома в той части Канзас –
Сити, что лежит к северу от Бульвара
независимости и к западу от Пруст-авеню.

1) женского

2) общего

3) среднего

4) мужского

Задание 103

Отметьте номер
предложения, где слова, набранные
курсивом, выделяются или отделяются
запятыми:

1) Дома у себя Громов
всегда читал лежа.

2) Как
демон
коварна
и зла.

3) Старик чабан
оборванный
и босой
в
теплой шапке, с грязным мешком у бедра
и с крючком на длинной палке, унял собак.

4) Пройти огонь и
воду и медные трубы
.

Задание 104

Определите стиль
и тип речи.

Вода Байкала
необычайно чиста и прозрачна. Ученые
утверждают, что своей уникальностью
Байкал обязан тому, что обладает
удивительной системой самоочищения.
Его воду очи-щает большая группа живых
организмов. Это дружная семья, сложившаяся
за те миллионы лет, что существует
байкальская впадина. В прозрачной воде
невиданно мощный слой микроко-ических
растений поглощает солнечный свет,
выделяет больше десяти миллионов тонн
кислорода в год и дышать несметному
числу животных, настолько мелких, что
их можно и не заме-ить в прозрачной воде.
Эту армаду ученые объединяют поня-ием
«зоопланктон».

Микроскопическое
население Байкала обильно, но король в
этом царстве – это малюсенький рачок
по имени эпишура. 97% веса зоопланктона
приходится на эпишуру; в каждом литре
байкальской воды – от тридцати до
пятидесяти тысяч этих рачков.

Эпишура – основной
фильтр байкальской воды. Под-считано,
что за год миллиарды рачков «перерабатывают»
таким путём в семь с лишним раз больше
воды, чем приносят все впадающие в озеро
реки. Но эпишура может очищать только
такую уникальную, богатую кислородом
воду, как байкальская; в загрязненной
воде она погибает. Вообще микроорганизмы
чутко реагируют на малейшие изменения,
именно это и вызы-ает тревогу ученых,
которого объявили настоящую войну за
сохранение чистоты священного Байкала.

(по В.Маркину)

1) публицистический
стиль; описание

2) художественный
стиль; рассуждение

3) научно-популярный
стиль; рассуждение

4) научный стиль;
повествование

Задание 105

Укажите неверный
вариант: (в скобках даны фамилии в Им.
П.)

Цветы переданы
для…

1) Антонины Шевчук
(Шевчук)

2) Натальи Шабиняго
(Шабиняго)

3) Дмитрия Черных
(Черных)

4) Виталия Ремня
(Ремень)

Задание 106

Во вступлении
оратор может ставить перед собой
определен-ный цели, укажите лишнее:

1) Сделать комплимент
слушателям.

2) Начать с шутки
или анекдота, если аудитория вам плохо
знакома или вы не очень уверены в себе.

3) Рассказать случай
из своей жизни.

4) Начать образом,
символом, аллегорией.

Задание 107

Укажите предложение
с ошибкой в употреблении деепричаст-ного
оборота:

1) Отдохнув и утолив
жажду, путники двинулись дальше.

2) Перейдя через
невысокий горный хребет, отряд попал в
долину, поросшую густым лесом.

3) Приближаясь к
морю, мы ещё издали услышали его глухой
шум.

4) Употребив
спиртное, у них возник умысел.

Задание 108

В каком ряду во
всех словах ударение падает на первый
слог?

1) жалюзи, свёкла,
камбала

2) компас, фортель,
экспорт

3) квартал, плесневеть,
слоган

4) торты, кладбище,
мытарь

Задание 109

Определите, какое
языковое средство выразительности
исполь-зовано для создания рекламного
слогана:

Не окажись в
без
ВАЗдушном
пространстве!

1) игра слов как
результат нарушения орфографии

2) сочетание латиницы
с кириллицей

3) каламбур

4) окказионализмы
(новые слова)

Задание 110

Укажите, в каком
ряду оба глагола не образуют формы 1
лица настоящего или будущего простого
времени:

1) пылесосить,
чудить

2) убедить, принести

3) ощутить, беречь

4) победить, уходить

Задание 111

Выберите правильный
вариант начала текста заявления:

1) Хотелось бы
получить материальную помощь, а то…

2) Прошу студенческий
профком выделить мне материальную
помощь…

3) Я, Иванов А.С.,
студент первого курса физико-математичес-кого
факультета, прошу выделить материальную
помощь…

4) Прошу, чтобы Вы
выделили мне материальную помощь…

Задание 112

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушена
намеренно:

1) монументальный
памятник

2) прейскурант цен

3) страшная красавица

4) большая или
меньшая половина

Задание 113

Укажите место,
которое должно занимать выпущенное из
текста предложение. Определите тип
связи предложений.

А. Искусство
живописи пришло на Русь из Византии
вместе с христианской религией.

Б. Первые иконы
были привезены готовыми.

В. В числе их икона
«Владимирская Божья Матерь», хранящаяся
ныне в Третьяковской галерее.

Г. Писал её, по
преданию или по легенде, евангелист
Лука.

Это бесспорно.

1) между А и Б,
параллельная

2) между В и Г,
последовательная

3) после Г, параллельная

4) между Б и В,
последовательная

Задание 114

Определите, в каком
ряду в слове допущена орфографическая
ошибка:

1) разыграть,
предыюньский, проиграть

2) Печорин, шёпот,
парчёвый

3) восстановить,
беспроигрышный, бездельник

4) предоставить,
возобновить, подробно

Задание 115

Укажите, в каком
ряду все слова с НЕ пишутся слитно:

1) костер (не)погашен,
(не)зеленый луг, (не)солоно хлебавши

2) (не)решительность
характера, вижу (не)кошеный луг, (не)зачем
расставаться

3) (не)достаёт до
дна, (не)цветочный мёд, (не)ласковый и
надменный ухажер

4) (не)читал книгу,
никому (не)нужная встреча, (не)высоко
взлететь

Задание 116

Какой из перечисленных
жанров не относится к юридическому
подстилю?

1) докладная записка

2) конституция

3) постановление

4) ритмическими

Задание 117

Жесты, передающие
разнообразные оттенки чувств, называются…

1) изобразительными

2) эмоциональные

3) указательными

4) ритмическими

Задание 118

Укажите, что НЕ
относится к жанру печатной рекламы:

1) инструкции

2) заметки

3) объявления

4) резюме

Задание 119

Каким словарём вы
не воспользуетесь при выборе варианта:

адресант – адресат

було[чн]ая или
було[шн]ая

прогресс – регресс

диоптрия
или диоптрия

1) словарём антонимов

2) словарём омонимов

3) словарём паронимов

4) орфоэпическим
словарём

Задание 120

Какое словосочетание
характерно для официально-делового
стиля?

1) давать деньги
на семью

2) отправиться в
поход

3) освободить от
занимаемой должности

4) заседать два
часа

Задание 121

Укажите предложение,
где слова набранные курсивом НЕ
вы-деляются или НЕ отделяются запятыми:

1) Неподалёку в
пыли купались дворовые собаки, и жители
до-ма не прогоняли их напротив
даже не без удовольствия наблю-дали эту
картину.

2)
Профессиональный
кинолог
он
всю свою сознательную жизнь посвятил
изучению и воспитанию собак.

3) И сам как
камень

скользя по скалам, он быстро падал, ломая
крылья.

4) Народу в вагоне
было как
сельдей в бочке
.

Задание 122

Укажите, в каком
ряду оба глагола не имеют формы
повели-тельного наклонения:

1) хотеть, видеть

2) ехать, думать

3) слышать, рисовать

4) гнить, писать

Задание 123

Принцип вежливости
состоит из нескольких максим (правил).
Укажите максиму, не входящую в этот
принцип.

1) максима
релевалентности

2) максима скромности

3) максима согласия

4) максима великодушия

Задание 124

Определите, в каком
предложении нет ошибки в употреблении
деепричастного оборота:

1) Преподаватель
входит в аудиторию, начав лекцию.

2) Через полминуты
соловей пустил высокую мелкую дробь и,
испробовав таким образом свой голос,
начал петь.

3) Возвращаясь
домой, надо было переезжать мост через
реку.

4) Посмотрев такую
постановку, сразу напрашивается вывод
о жизни за стенами костылевской ночлежки.

Задание 125

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предложении:

Куда убежала эта
забияка
Катя?

1) женский

2) мужской

3) средний

4) общий

Задание 126

Для выражения
положительного отношения к человеку
исполь-зуются определённые этикетные
формы. Укажите лишнее.

1) Вы такой хороший
человек.

2) Какой вы добрый
человек.

3) У вас прекрасный
вкус.

4) Скатертью дорога.

Задание 127

Укажите, в каком
ряду все сложные слова пишутся слитно.

1) (по)братски,
(социально)опасный, (бетоно)мешалка

2) (себя)любие,
(северо)кавказский, (килловат)час

3) (выше)названный,
(борт)механик, (бюджетно)финансовый

4) голубо(глазый),
(свежее)вскопанный, (фото)камера

Задание 128

Каким словарём
можно воспользоваться, чтобы выбрать
вер-ный вариант: ”пускать туман в глаза”
или ”пустить туман в глаза”:

1) словарём
иностранных слов

2) фразеологическим
словарём

3) толковым словарём

4) орфоэпическим
словарём

Задание 129

Для того, что бы
речь была точной, необходимо соблюдать
нес-колько основных правил при написании
и редактировании тек-ста. Определите,
что лишнее в этих правилах.

1) Необходимо
уточнять по словарям значения
заимствованных слов, неологизмов,
паронимов.

2) Извиняться и
говорить, что недостаточно подготовились.

3) При редакции
текста нужно обращать внимание на
сочета-емость слов и фразеологизмов.

4) Нужно избегать
двусмысленности при использовании
много-значных слов.

Задание 130

Укажите, в каком
ряду все слова пишутся с НЕ
слитно:

1) (не)дисциплинированный,
(не)вменяемый; читать (не)интересно, но
необходимо

2) (не)досолить,
(не)кто, быть (не) в духе

3) (не)злобный, но
придирчивый; (не)четверо, (не)довыполнять

4) работа (не)проверена,
(не)солоно хлебавши; (не)счастливый, а
(не)счастный

Задание 131

В каком ряду во
всех словах ударение падает на второй
слог?

1) афиняне, отраслей,
ведомостей

2) столяр, арахис,
нужда

3) ферзи, скатертей,
стопы

4) прибылей, бела,
лаптей

Задание 132

Укажите, в каком
слове лексическая сочетаемость нарушена
намерено:

1) обыкновенное
чудо

2) пернатые птицы

3) три единственные
дочери

4) зайтись легким
детским смехом

Задание 133

Укажите троп речи,
которому соответствует определение:

_______— переименование
предмета на основе сходства между
предметом и материалом, из которого он
изготовлен.

1) метонимия

2) метафора

3) эпитет

4) синекдоха

Задание 134

Укажите предложение
с грамматической ошибкой:

1) В Болгарии было
создано около двухсот пятидесяти
промы-шленных комплексов.

2) В магазине ДОМО
вы можете купить пылесос “Rolsen”
мощ-ностью тысячу триста ватт.

3) Небольшой
старинный город с четырьмя тысячами
шесть-юстами семьюдесятью пятью жителями,
расположенный на живописной реке,
привлекает много туристов.

4) В продаже появилась
новая серия пособий, в которой пока-заны
около шести тысяч восьмисот чертежей.

Задание 135

Укажите место,
которое должно занимать выпущенное из
текста предложение.

А. Знаете ли вы,
что существует множество разновидностей
манеры вести спор?

Б. Одни, например,
держатся уважительно по отношению друг
к другу, не прибегают к нечестным приемам
и уловкам, не допускают резкого тона.

В. Они внимательно
анализируют доводы, которые предлагает
оппонент, и основательно аргументируют
свою позицию.

Г. Как правильно,
во время такого спора стороны испытывают
глубокие удовлетворение, желание
разобраться в обсуждаемых спорах.

Понаблюдайте за
своими товарищами во время диспута,
дискуссии, полемики – вы, конечно,
убедитесь, что ведут они себя по-разному.

1) после Г, параллельная

2) между Б и А,
параллельная

3) между В и Г,
последовательная

4) между А и Б,
последовательная

Задание№136

Укажите, в каком
ряду верно образованы обе формы
бесприставочных глаголов прошедшего
времени:

1) слеп, хрипнул

2) слепнул, хрипнул

3) слепнул, хрип

4) слеп, хрип

Задание 137

Объектом риторики
(в узком смысле) являются …

1) любые разновидности
речевой коммуникации

2) искусство
подготовки и произнесения публичной
речи

3) искусство
подготовки публичной речи

4) искусство
произношения публичной речи

Задание 138

Укажите, какого
рода выделенное существительное в
предло-жении:

Фламинго
– это южные водяные птицы с нежно-розовым
опе-рением, длинной шеей и длинными
ногами.

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

Задание 139

Определите стиль
и тип речи.

Во всей мировой
литературе я не знаю более близкого
духовного родства, чем родство этих
двух гениев. Вся жизнь Лермонтова вплоть
до его трагической гибели была прямым
продолжением жизни Пушкина. Едва умолк
выстрел на Черной речке, как всю Россию
потрясли, словно мощнейшие земле-трясения,
стихи Лермонтова ”Смерть поэта“, и
яростное горе потери, неистовая жажда
возмездия сделали никому не извест-ного
юношу великим русским поэтом, видным
со всех сторон Отечества, достойным
преемником пушкинской музы. По сло-вам
Блока: «Отлетевший дух Пушкина как бы
снизошел на Лермонтова. В этом году его
дар совершенно окреп и опреде-лился;
поэт претворил в себе все влияние
литературы и жизни и стал самим собой».
Блок очень точно заметил: «В эту минуту
наивысшего духовного напряжения,
высшего, почти нечелове-ческого прозрения,
осененный Пушкиным Лермонтов «стал
са-мим собой». Стать самим собой, казалось
бы, так легко, а на са-мом деле нет ничего
труднее для человека – стать самим
со-бой!». Трудно сказать, как бы сложилась
поэтическая судьба Лермонтова, не будь
этого стихотворения, поднявшего поэта
на такую великую высоту. Это загадка.

(По Н Доризо)

1) художественный
стиль; повествование

2) разговорный
стиль; рассуждение и описание

3) публицистический
стиль; описание

4) Публицистический
стиль; рассуждение и повествование

Задание 140

Найдите предложения
без речевой ошибки:

1) Многие относятся
предвзяточно к безработным.

2) Я с интересом
глядел, как большие белые облака принимают
самые причудливые формы.

3) Я однажды нашел
большого боровика.

4) Розанов –
интеллигент самой золотой пробы.

Задание 141

Укажите предложение,
где слова набранные курсивом НЕ выделяются
или НЕ отделяются запятыми:

1) Пользуясь
советами специалистов

вы можете сами отремонтировать свою
квартиру.

2) Вокруг высокого
чела как тучи
локоны
чернеют.

3) Я смотрю как
зачарованный
на все вокруг.

4) По
народному поверью
аист
стережет счастье, не подпускает беду.

Задание 142

Укажите словосочетания,
которые относятся к числу речевых клише:

А. без уважительной
причины

Б. занятия по
расписанию

В. в установленном
порядке

Г. решили на собрании

1) А, Б

2) В, Г

3) А, В

4) Б, В

Задание 143

Укажите, что
относится к жанру научного стиля:

1) лекция, монография

2) письмо, телефонный
разговор

3) распоряжение,
судебная речь

4) заметка,
телерепортаж

Задание 144

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания расставлены
верно:

1) Темнеет: всюду
по степени зажигаются огоньки

2) «Стой братцы
стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так сидите»

3) Он собирается
прийти к нам, но признаться мне не хочется
с ним встречаться.

4) Деревья – груды
синего инея – отбрасывая черную тень
на сугробы, загоравшиеся там и сям
металлической искрой.

Задание 145

Определите, какое
языковое средство выразительности
исполь-зовано для создания рекламного
слогана: Когда
простуда бе-рёт за горло

(реклама леденцов ”Strepsils“)

1) каламбур

2) окказионализмы
(новые слова, созданные в экспрессивных
целях)

3) дефразеологизация
(семантический распад фразеологизма)

4) фонетические
повторы, рифмованные лозунги.

Задание 146

Жесты, дополняющие
определения слов, называются…

1) символическими

2) указательными

3) изобразительными

4) эмоциональными

Задание 147

Определите, к
какому типу лексических единиц относятся
выделенные слова:

Тимофей Васильевич
обиженно сжал губы и сурово посмотрел
на племянника.

— Ты что же —
с родного дядю?
Дядю
грабишь?

Кондуктор тоскливо
посмотрел в окно.

— Мародерствуешь,
— сердито сказал дядя. – Я тебя семь
лет не видел, а
ты чего это?

Деньги требуешь
за проезд.
С род-ного
дядю!
Ты
не махай
на
меня руками.
Хоть ты мне и род-ной
родственник,
но
я твоих рук не
испужался. Не махай, не делай ветру
перед
пассажирами.

Тимофей Васильевич
повертел гривенник в руке и сунул его
в карман.

— Что же это,
братцы, такое?
– обратился Тимофей Василь-евич к
публике. – С
родного дядю
требует.
Две, говорит, станции.… А?

— Платить надо, —
чуть не плача сказал племянник, — Вы,
товарищ дядя,
не сердитесь. Потому как не мой здесь
трамвай. Народный.

(М.Зощенко)

1) жаргонные

2) разговорно-просторечные

3) диалектные

4) общеупотребительные

Задание 148

Укажите
неверный
вариант (в
скобках даны фамилии в Им.п.)

Марки для…

1) Сергея Кузьминых
(Кузьминых)

2) Владимира Карасик
(Карасик)

3) Надежды Потейко
(Потейко)

4) Зинаиды Вальтер
(Вальтер)

Задание 149

Какой из перечисленных
жанров относится к официально-деловому
стилю:

1) научная статья

2) заявление

3) письмо

4) аннотация

Задание 150

Определите, в каком
предложении нет ошибки в употреблении
деепричастного оборота:

1) Как приятно
знать, что, придя домой после школы,
встретит меня радостным мяуканьем кот.

2) Через год, будучи
слепым и глухим, его привели к царю.

3) По небу ползли
тяжелые тучи, скрывая с собой уже
начав-шие меркнуть звезды.

4) Множество городов
и деревень было уничтожено фашис-тами,
лишив населения крова.

Задание 151

Укажите, что
относится к жанру научно стиля:

1) распоряжение,
судебная речь

2) лекция, монография

3) заметка,
телерепортаж

4) письмо, телефонный
разговор

Задание 152

Укажите, в каком
ряду оба глагола не имеют формы
повелительного наклонения:

1) ехать, мочь

2) пахать, видеть

3) лазить, хотеть

4) сыпать, слышать

Задание 153

К логическим
аргументам не относится

1) доводы от
сочувствия

2) аксиомы и постулаты

3) теоретические
и эмпирические обобщения и выводы

4) статистические
данные

Задание 154

Укажите предложение,
в котором все знаки препинания рас-ставлены
верно:

1) Биться в одиночку,
жизнь не перевернуть.

2) Конечно, читать
подумает, что я был в ужасном распо-ложении
и, однако, ошибаётся.

3) А деревня
раскидываются густой листвой возле
самых окон, и на заре, когда всюду стало
светло, птицы так чисто и звонко щебетали
в кустах, что отдавалось в комнате.

4) Все явление
природы: солнечное тепло, ветер, дождь
назвать геологическим деятелем.

Задание 155

Укажите фигуру
речи, которой соответствует определение:

____ — стилистическая
фигура, состоящая в соединении двух
понятий, противоречащих друг другу,
логически исключающих одно другое.

1) гипербола

2) оксюморон

3) анафора

4) эллипсис

Задание 156

В каком ряду во
всех словах ударение падает на третий
слог?

1) километр, кладовая,
мастерски

2) ортопедия,
побасёнка, нефтяник

3) подбодрить,
простыня, принудить

4) пломбированный,
погружённый (на платформу), острога

Задание 157

Укажите предложение
с ошибкой в
употреблении деепри-частного оборота:

1) Жили Артамоновы
ни с кем не знакомясь

2) Слуга Лермонтова,
по всему обыкновению, лежал на под-оконнике
и, сощурив глаза, смотрел на улицу.

3) Промотав все
состояние, ему нечего было оставить
своим детям.

4) Становилось
слышно, как, отсчитывая секунды, капает
из крана вода.

Задание 158

Объектом современной
риторики является …

1) только письменная
речь

2) только устная
речь

3) только публичная
речь

4) устная и письменная
речь во всех сферах человеческой
деятельности.

Задание 159

Принцип кооперации
состоит из нескольких максим (правил).
Укажите, какая из максим приведена:

Старайтесь
сделать ваш вклад в разговор правдивым.
Не говорите того, что вы считаете лживым.
Не говорите того, чему у вас недостаточно
свидетельств.

1) максима
релевалентности

2) максима количества

3) максима способа
выражения

4) максима качества

Задание 160

Укажите, в каком
ряду во всех словах пишутся с НЕ
слитно:

1) (не)видано,
(не)ужели, (не)мудрствуя лукаво

2) (не)злобный, но
придирчивый; (не)дееспособный, ни за что
(не)благодарил

3) (не)добрать нужной
суммы баллов, (не)доброжелательный,
(не)доедали в войну

4) (не)чем укрыться
от ветра, (не)идет на ум

Задание 161

Укажите, какого
рода выделенные существительное в
предложении:

Маленький сладкоежка
Петя съел
все конфеты.

1) мужского

2) женского

3) среднего

4) общего

Задание 162

Официально-деловую
окрасу имеет фразеологизм…

1) холодная война

2) воспрянуть духом

3) возлагать
ответственность

4) актуальность
темы

Задание 163

Укажите, в каком
случае лексическая сочетаемость нарушена
намеренно:

1) меньшая половина

2) отменный негодяй

3) ни минуты времени

4) информационное
сообщение

Задание 164

Найдите предложение
с речевой ошибкой:

1) Застывший пруд
блестел как зеркало.

2) С колесницы пал
Дадон, охнул раз – и умер он.

3) То ли шелест
колоса, трепет ветерка, то ли гладит
волосы теплая рука.

4) Его язык остолбенел
от страха.

Задание 165

Определите стиль
и тип речи.

Что такое настоящие
культурные ценности? Великие культур-ные
ценности – это отнюдь не некий
многоуважаемый шкаф из “Вишнёвого
сада“. Не скопление книг на полке,
которые редко берут в руки. Не портрет
на стене. Это живое явление культуры …

1) научный стиль;
повествование

2) художественный
стиль

3) разговорный
стиль

4) публицистический
стиль; рассуждение

Топанова
Г.Т.

учитель
русского языка и литературы

 школы-лицея
№ 20 г. Павлода
ра

Программа

элективного курса

Культура устной и письменной речи

для школ с русским языком обучения

10-11

Павлодар
2014

Программа

элективного курса

Культура устной и письменной речи

для 10-11 классов общеобразовательных школ

с русским языком обучения

Павлодар 2014

                        
Общественно-гуманитарное направление

                                                 Пояснительная
записка

  Вы не заставите
человека быть культурным, если не пробудите в нем потребности к культуре.
Станет он есть, если он не голоден? Будет искать, где потеплее, если ему не
холодно? Или захочет он каких-либо перемен, если он всем доволен?

Поль Л. Сопер

Государственный общеобразовательный стандарт образования по
предмету «Русский язык» для школ с русским языком обучения, исходя из
национальной стратегии образовательной политики Республики Казахстан,
обеспечивает непрерывное образование на всех этапах школьного обучения. В связи
с этим намечен 3-ий концентр профессионально-ориентированной разнонаправленной
школы – 10-11 классы.

Разработана и утверждена концепция введения профильного
обучения на старшей ступени общего образования. Это в равной степени отвечает
интересам нашего общества и учащейся молодежи.

В связи с этим вводится принципиально новый тип учебного
предмета – элективные курсы, выполняющие две основные функции: поддерживающую
изучение основного профильного предмета на заданном стандартном уровне и
обеспечивающую внутрипрофильную специализацию.

Элективный курс «Культура устной и письменной речи» является
лишь дополнительным, и тем самым  никак не нарушают целостность базовой
общеобразовательной подготовки учащихся по предмету «Русский язык».

Курс может быть использован в сочетании с действующей
программой по русскому языку, ибо он позволяет сочетать развитие индивидуальных
способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой
подготовки.

Сегодня как никогда остро стоит проблема сохранения
национальной культуры, в том числе и культуры речи. Непростые реалии
современной жизни вызывают необходимость научить молодежь формулировать свои
мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей
действительности.

Умение понять суть явления и словесно сформулировать
отношение к нему – непременное условие становления свободной личности.

Культура речи – визитная карточка выпускника школы,
гимназии, лицея, который открывает новые возможности языкового воспитания.

Элективный курс «Культура устной и
письменной речи» предполагает работу по формированию грамотной устной и
письменной речи. Она (работа) подразумевает анализ и редактирование
словосочетаний, предложений и текстов, содержащих речевые ошибки. Данный
элективный курс развивает умения школьников контролировать свою письменную и
устную речь.

Структура  программы:

а) «Пояснительная записка» (содержание
курса и его особенности);

б) «Содержание программы»
(основные элементы программы, с которыми должны познакомиться старшеклассники);

в) «Примерный тематический
план» (название тем курса, количество часов, рекомендуемых на изучение каждой
из них, виды деятельности учащихся);

г) «Методический
комментарий»;

д) «Список рекомендуемой  литературы».

Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа
из расчета 1 час в неделю.

Задачи курса:

·        
научить употреблять языковые средства, отвечающие
нормам литературного языка, в соответствии с целями и условиями общения;

·        
научить пользоваться выразительными средствами
языка в разных условиях общения;

·        
научить отбирать из множества слов самое нужное,
которое точно передает мысль;

·        
научить избегать двузначности, тавтологии,
тяжеловесных конструкций;

·        
научить править написанное;

·        
научить пользоваться словарями и справочниками по
русскому языку и культуре речи.

 

 

 

 

 
Содержание программы

Тема 1.   
Культура устной и письменной речи. Понятие «Культура речи».

Тема 2     Основные
признаки КР.

   
Грамматическая правильность. Лексическое разнообразие и чистота
речи.             Точность словоупотребления. Логичность речи. Выразительность
речи.

Тема 3.   
Психологические аспекты КР.

Тема 4.   
Смысловые аспекты КР.

Тема 5.    Специфика
КР в письменной речи.

Тема 6.    Классификация речевых ошибок.

               
Речевая норма. Понятие «речевая ошибка» и «речевой недочет».

               
Причина      возникновения речевых ошибок.

               
Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.

Тема 7.   Лексические ошибки и их исправление.

Речевые ошибки, вызванные
неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста.
Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки,
связанные с употреблением фразеологизмов.

Тема 8. Грамматические ошибки и их
исправление.

Морфологические ошибки. Ошибки
в употреблении существительных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных
форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.

Синтаксические ошибки.
Разнотипность частей сложного предложения. Смешение конструкций. Нарушение
порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.

Тема 9. Логические ошибки и их исправление.

Ошибки в основаниях доказательства.
Подмена тезиса или отступления от тезиса. Ошибки в аргументации.

Тема 10. Итоговая работа.

Тестирование учащихся.

 

 

Примерный тематический план

п.п.

Тема

Кол-во
часов

Виды
деятельности

1.

Культура речи как
одна из систем языка.

2

Вводная лекция.
Знакомство с понятием «культура речи».

2.

Основные признаки
КР.

4

Знакомство с
основными признаками КР: грамматическая правильность, лексическое
разнообразие и чистота речи, точность словоупотребления, логичность речи,
выразительность речи.

3.

Психологические
аспекты КР.

2

Знакомство с
психологическими аспектами КР.

4.

Смысловые аспекты
КР.

2

Знакомство со
смысловыми аспектами КР.

5.

Специфика КР в
письменной речи.

3

Знакомство со
спецификой КР в письменной речи.

6.

Классификация
речевых ошибок.

4

 Виды речевых
ошибок.

Знакомство с
примерами текстов, содержащих речевые ошибки.

7.

Лексические
ошибки и их исправление.

5

Анализ
лексических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.

8.

Грамматические
ошибки и их исправление.

4

Анализ
грамматических ошибок. Редактирование текстов, содержащих речевые ошибки.

9.

Логические ошибки
и их исправление.

4

Анализ текстов,
содержащих логические ошибки. Редактирование текстов.

10.

Контрольная
работа.

2

Письменный анализ
текста с редактированием речевых, грамматических и логических ошибок.

11.

Итоговое занятие.

2

Тестирование.

 

 
 

Методический комментарий

Данный
раздел содержит материалы, которые помогут организовать работу учащихся в
рамках элективного курса.

Тема 1. Классификация речевых ошибок

№ п/п

Тип речевой
ошибки

Примеры

Лексические
ошибки

1.     
 

Ошибки, вызванные
неправильным выбором слова

1.1

Использование
слова без учета семантики

  1. Французы
    бросали оружие и превращались в бегство.
  2. Пушкин после
    1825 года не переставал вращаться с декабристами.
  3. Когда
    Болконский входил в память, он возвращался к мысли о земной
    жизни.
  4. Эксклюзивный ремонт обуви

1.2

Нарушение
лексической сочетаемости

  1. Возмутительный
    порядок в общежитии.
  2. Досрочное
    успокоение.
  3. Вера в победу играла
    большое значение в битве.
  4. Эти функции
    поручаются (возлагаются) отделам рекламы.

1.3

Неоправданное
расширение или сужение понятия (смешение родовых и видовых категорий)

  1. Нам рассказали
    о великом писателе и прочитали отрывки из его творчества.
  2. Дети любят
    больше смотреть телевизор, чем читать книги (чем читать).
  3. Выпали обильные
    осадки. (Прошли сильные дожди).
  4. Зеленые насаждения
    радовали глаз (сирень, жасмин, рябина, черемуха…)

1.4

Анахронизм

  1. Михаил Власов
    каждый день ходил в бар, напивался, а потом занимался побоями
    жены.
  2. Когда Чичиков
    оказался на псарне Ноздрёва, его поразила её комфортность.

1.5

Использование
паронима

  1. Один берег реки
    луговой, а другой глиняный (глинистый).
  2. Соседний кот
    важно прошел на кухню.
  3. В жаркий день
    приятно походить по теневым аллеям (тенистым).
  4. Чтобы чаще
    бывать в театре, я купил абонент.
  5. Её объяснение
    было очень доходным.

2.     
 

Ошибки, нарушающие
стилистическое единство текста

2.1

Использование
слова, имеющего ярко-выраженную окраску официально-делового стиля

  1. Быть всегда
    первой в работе – жизненное кредо Анны Ивановны.
  2. В нашем районе
    прошел форум доярок.
  3. На данном
    занятии мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашего спецкурса
    на сегодняшний день.
  4. Девушка
    конфиденциально призналась подругам, что переменила имя.

2.2

Использование
слова с подчеркнуто неофициальным характером

  1. Внешний вид
    Базарова ужасно возмутил Павла Петровича.
  2. Жуткая красота…

3.     
 

Лексическая
неполнота высказывания (речевая недостаточность)

3.1

Пропуск
необходимого в предложении слова

  1. Сгоряча я могу
    сделать, что потом будет трудно исправить.
  2. Школа – это где
    учатся дети.

3.2

Алогизм
(отсутствие полного выражения мысли)

  1. Больные, не
    посещавшие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.
  2. Касса получает
    за товары бакалейного отдела.
  3. Делаем только
    срочные переломы (рентген кабинет)
  4. Дети до трех
    лет проходят только на руках (объявление в кинотеатре).

4.     
 

Многословие
(речевая избыточность)

4.1

Плеоназм

  1. Писал в своей
    автобиографии.
  2. Очень
    прекрасный день.
  3. Каждый из них
    имеет свои индивидуальные отрицательные черты.
  4. Вы с ним вместе
    общались когда-нибудь?

4.2

Тавтология

  1. Появление в
    слободке новых людей является прогрессивным явлением.
  2. Юный вундеркинд
    принимал поздравления.
  3. После первого
    дебюта…
  4. На подоконнике
    окна стоит ваза.

4.3

Расщепление
сказуемого

дается – дается
автором

контролирует –
осуществляет контроль

бороться – вести
борьбу

5.     
 

Ошибки, связанные
с употреблением фразеологизмов

5.1

Неправильное
усвоение значения фразеологизма

  1. Надо каждому
    лицом повернуться к рынку и жить по его законам.
  2. Вставлять сучья
    в колеса.
  3. Канцелярская
    мышь.
  4. При встрече с
    начальством он курил фимиам.
  5. Здесь собрался
    узкий круг ограниченных людей (ограниченный круг людей)

5.2

Грамматическое
видоизменение фразеологизма

  1. Положив руку на
    сердце, хочу сказать.
  2. Чего там есть?
    Супа – то кот поплакал.
  3. Случайная
    шальная пуля.

     Тяжелый сизифов труд.

5.3

Лексическое
видоизменение фразеологизма

  1. Тесть попался
    на дешевую удочку рекламы.
  2. Предпринять
    меры, уделить значение.
  3. Розанов –
    интеллигент самой золотой пробы.

Грамматические
ошибки

1.     
 

Морфологические
ошибки

1.1

Ошибки в
употреблении существительных

  1. Сейчас мама в
    отпуску, у неё много время.
  2. Мы купили пару
    носок.
  3. Мягкая шампунь.

1.2

Ошибки в
употреблении прилагательных

  1. Краски,
    благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.
  2. Работа на
    участке была тяжелая и грязна.
  3. Ольга более
    приветливее, чем её сестра.

1.3

Ошибки в
употреблении глаголов

  1. Каждый говорил
    свою точку зрения.
  2. Ученые двигают
    науку вперед.
  3. Пока бак
    стиральной машины сохнул после окраски.
  4. Сегодня жарко,
    солнце пекет.

1.4

Ошибки в
употреблении причастий

  1. Бойцы,
    сражающие на улицах города, держались до последнего.
  2. Мы увидели
    гнездо чайки, разорившее хищником.

1.5

Ошибки в
употреблении деепричастий

  1. Сидя на окне,
    шляпа улетела.
  2. Проведя
    обратную операцию, собака стала сама собой.
  3. Придя в лес,
    солнце село.
  4. Не успев
    моргнуть глазом, налетела туча.

1.6

Ошибки в
употреблении числительных

  1. На столе лежали
    четверо тетрадей и двое очков.
  2. Пятьсот
    тридцати пяти.
  3. Обоих женщин
    хорошо знают на заводе.

1.7

Ошибки в
употреблении местоимений

  1. У его нет
    домашнего задания.
  2. У графини в
    спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих
    родственников.

  1.  

Синтаксические
ошибки

«Фраза
есть костюм мысли.

Большинство
людей очень небрежно,

неряшливо
одевает свои мысли,

они
у них выскакивают растрепанными

и
полуодетыми, как спросонья»

И.
Граве

2.1

Разнотипность
частей сложного предложения

Распустившиеся
цветы и которые были ещё в бутонах стояли на столе.

2.2

Смещение
конструкций

  1. Мне совестно,
    как честный офицер.
  2. (Мне, как
    честному офицеру, совестно)
  3. Приведенные
    факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников.

2.3

Нарушение порядка
слов в предложении

  1. В это время в
    реках и водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами.
  2. Англия –
    владычица морей, разбила турецкий флот, обученный англичанами в
    Средиземном море.

2.4

Ошибки в выборе
союзов и союзных слов

  1. Проводник
    говорил, что давайте вернемся назад.
  2. Автор видит,
    что Базаров никому не нужен, хотя сам он умен и кроток.
  3. Ваше
    предположение подтвердится лишь тогда, если будет тогда…

Логические
ошибки

1.1

Ошибки в
основаниях доказательства

1.2

Подмена тезиса
или отступление от тезиса

1.3

Ошибки в
аргументации

Рекомендуемая литература

1.         Голуб И.Б. Русский язык и культура
речи. – М., 2003.

2.         Смирнова Л.Г. Культура русской
речи. – М., 2004.

3.         Крылова Н.Б. Культурология
образования. – М., 2000.

4.         Шмелева Т.В. Канцелярит и другие речевые
недуги.

 Речевое общение. – Красноярск, 2000.

5.         Поль Л. Сопер. Основы искусства
речи. – М., 1995.

6.         Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В.,
Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному
редактированию.

7.         Потемкина Т.В., Сабурова С.В.
Русский язык. 10-11 классы.

Культура устной и письменной речи. – М., 2006.

8.         Издательский дом «Первое сентября».
Русский язык. № 24 – 2004.

№ 4 – 2004.

№ 8 – 2005.

№ 17 – 2005.

№ 5 – 2004.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Родственные слова к слову ошибка
  • Ровер 75 ошибка p0340
  • Робот пылесос филипс ошибка е6 как исправить ошибку
  • Робот пылесос тефаль ошибка е08
  • Робот пылесос сяоми ошибка щетки