Роса работа над ошибками

Перейти к контенту

Слово «росса» или «роса» вызывает множество споров среди грамматических правил русского языка. Одни уверены, что правильно пишется с двумя «с», другие настаивают на одной «с». В этой статье мы разберемся, как же правильно писать это слово.

Содержание

  1. Определение и разбор
  2. Как правильно пишется
  3. Какое правило применяется
  4. Как неправильно писать
  5. Примеры предложений

Определение и разбор

«Росса» или «роса» — это название явления, когда на поверхности предметов, растений или земли образуется тонкий слой воды, обусловленный конденсацией водяного пара из воздуха. Это явление наблюдается в основном рано утром или поздно вечером, когда воздух достигает точки росы.

Как правильно пишется

Правильно писать слово «роса» с одной буквой «с». Это подтверждается орфографическим словарем русского языка.

Какое правило применяется

Правило, которое применяется к написанию слова «роса», — это правило орфографии, где указывается, что слово пишется с одной буквой «с».

Как неправильно писать

Неправильно писать слово «роса» с двумя буквами «с», то есть «росса». Это является ошибкой и нарушением правил русской орфографии.

Примеры предложений

  • Ранним утром на листьях травы блестит роса.
  • После дождя на земле образуется роса.
  • Вечером на окнах образуется тонкий слой росы.

Таким образом, слово «роса» пишется с одной буквой «с». Это подтверждается правилами русской орфографии и орфографическим словарем. Не стоит путать это слово с «россом», который имеет другое значение и пишется с двумя буквами «с».

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

                                   Памятка.
Работа над ошибками по русскому языку.

1.Прочитай слово.
Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.

2.Выпиши слово,
выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Следуй памятке

Название
орфограммы
.

Правило.

Что надо
сделать.

Образец выполнения.

1.

Большая буква в
начале предложения.

Начало
предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

Запиши
предложение ещё раз , обозначая его границы.

Маша  кормит
кур.

2.

Слог.

Запомни! Сколько в слове
гласных, столько и слогов.

Раздели слово на
слоги.

Делай так:

У-чи-тель.

3.

Перенос слов.

Если слово не
помещается на строке, его надо перенести. Слова переносятся по слогам
(ма-ма).Слова с буквами  й и ь переносятся так: май-ка , конь-ки. Если в
середине слова идут подряд согласные , то переносить слова  следует так :
граб-ли.

Раздели слово на
слоги для переноса. Запомни! При переносе  одну букву нельзя оставлять на
строке и нельзя переносить на другую новую строку. Подчеркни гласные.

Осиа

4.

Замена  и
пропуск букв.

Чтобы правильно
написать слово, прочитайте его так , как оно написано. Раздели слово на слоги
и диктуя  его , запиши.

Запиши слово ,
диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса. Подчеркни гласные.

 Мооо,
страа.

5.

Мягкий знак на
конце слова и в середине слова.(смягчающий)

Мягкий знак,
обозначающий мягкость согласных  , пишется в конце слова и в середине слова
между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Выпиши слово , 
в котором допущена ошибка , правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную
перед ним. Запиши ёщё 2 слова на это правило.

Окунь ,
школьник , окунь.

6.

Правописание
жи-ши ,ча-ща , чу-щу.

Надо запомнить
написание данных буквосочетаний!!!  Жи-Ши-пиши с буквой –И.  Ча-Ща-пиши с
буквой-А.  Чу-Щу-пиши с буквой -У

Выпиши это слово
, подчеркни орфограмму. Подбери  ещё – два слова на это правило.

Чаща ,чулки ,
жираф , шишки , щавель, щука.

7.

 Сочетания ЧК ,
ЧН , РЩ ,РН , НЩ ,ЩН,ЧТ,НЧ.

  Запомни! Эти сочетания 
пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово ,
подчеркни орфограмму.

Тучка ,
речка , сварщик, ночник , точный,чтение

Птенчик,хищный
,спорщик,женщина.

8.

Большая буква в
именах, отчествах фамилиях, в кличках животных ,в названиях стран ,
городов,деревень,улиц, рек .

Запомни! Имена ,
отчества ,фамилии, клички животных, названия стран,городов, деревень,улиц,рек
пишутся с большой буквы.

Выпиши слово
правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило, подчеркни орфограмму.

Федотова Татьяна
Ивановна, Мурка,река  Десна ,Брянск, улица Почтовая
,Россия , деревня Простоквашино.

9.

Правописание
парных и глухих согласных в середине и  на конце слов.

Парные согласные
по глухости-звонкости:б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.  Чтобы проверить парную
согласную в слабой позиции , надо подобрать однокоренное слово или изменить
форму слова так , чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая
согласная.

Внимание! Вот некоторые
способы проверки:

-К любому слову
можно поставить предлог (без, о , к ) или слово НЕТ

Например: плов
без плова , нет плова

-Поставить слово
во множественное число

Например:
гриб-грибы

-Назвать слово ласково(
с помощью суффиксов -ОЧЕК,-ОК ,-ИК ,-УШК

Например:
лес-лесочек,лесок, краб-крабик,дед-дедушка.

Задать вопрос
ЧТО ДЕЛАТЬ?

Например:
залез-(ЧТО ДЕЛАТЬ?)- залезать.

Выпиши слово
правильно, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово. Запиши ещё два
слова с проверочными словами на это правило.

Зуб— зубы,ложка-ложечка,мороз-морозы,глазки-глаза.

10.

Правописание
безударных гласных в корнеслова.

Чтобы проверить
безударную гласную в корне слова , надо подобрать однокоренное слово или
изменить форму слова так , чтобы на эту гласную падало ударение.
Внимание!!!

Проверять надо
не все гласные в корне,  а только безударныеА ,О ,Е ,И , Я. Вот
некоторые способы изменения слов.

— Поставить
слово в единственное число (моря-море)

-Поставить слово
во множественное число (стена- стены)

-Назвать слово
ласково( с помощью суффиксов –УШК, -К) ( трава-травушка, травка)

-Задать вопросы
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? (плескать-(ЧТО ДЕЛАЕТ?)-плещет, выбрал-(ЧТО
ДЕЛАТЬ?)-брать

-Задать вопрос
ЧТО? (трещал-(ЧТО ?)-треск)

Выпиши это слово
,поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели
корень.

Делай так: волна-волны.

11.

Безударная
гласная в слове , не проверяемая ударением

Эти  слова надо
запомнить!!!

Выпиши слово  в 
котором была допущена ошибка правильно. Поставь знак ударения и выдели
гласную , которую надо запомнить.

Напиши это слово
3 раза и запомни, как оно пишется.

Ребята,ребята,
ребята.

12.

 Правописание
двойных согласных в слове.

Слова с
удвоенными согласными нужно запомнить. При переносе слов с удвоенными
согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две
одинаковые согласные , которые стоят между гласными. (груп-па , Ан-на)

Выпиши это слово
правильно, разбери по составу. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: группа,
коллектив, рассказ.

13.

Правописание 
непроизносимых согласных.

В некоторых
словах согласные Д,Т,В,Л не произносятся. Чтобы проверить непроизносимую
согласную , надо подобрать однокоренные слова , в которых эти звуки
произносятся, за проверяемым согласным был гласный. (звёздный-звезда) 
Запомни! Лестница, чувство.

Выпиши слово,
подчеркни орфограмму. Подбери к нему  родственные слова. Выдели корень.

Например: звёздный-звезда,
звёздочка.

14.

Разделительный 
твёрдый знак (Ъ)

 ЗАПОМНИ!!! Разделительный
ъ знак пишется  только после приставок, оканчивающихся на согласный , и перед
корнем, начинающимся с гласных Я ,Е ,Ё,Ю (подъём, объединение , объявление)

Выпиши это слово
правильно. Выдели приставку и подчеркни орфограмму. Подбери ещё 2 слова на
это правило.

Делай так: съезд,
объём , объявление.

15.

Разделительный
мягкий знак (ь)

Разделительный ь
знак пишут после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И (воробью,
ружьё,платье) Запомни!!» Разделительный мягкий знак пишется в корне после
согласных, но перед гласными

Выпиши слово
правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: вьюга
, обезьяна , воробьи.

16.

Правописание
приставки со словом.

Вспомни ,есть ли
такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-,ПО-,ЗА-,НА-,
ПОД-, ПРО-, (пра-только в словах прадедушка, прабабушка). ИЗ-, С-,
НАД-,РАС-,ПЕРЕ-, ПРИ-, ОТО-, ОТ. Запомни!!! Приставка  пишется слитно , т. к
между корнем и приставкой нельзя поставить другое слово. Приставка-это часть
слова!

Выпиши это
слово, выдели корень , приставку. Подбери 2 слова с такой приставкой.

Например: дописать,
переход ,рассказ.

17.

Правописание
предлогов

Запомни! Предлог –это
отдельное слово, оно пишется отдельно от слова.  Между предлогом и словом
можно поставить  вопрос или другое слово. ( Я иду в лес;  Я иду в далёкий лес
; у меня есть собака; У кого? У меня  есть собака).

Выпиши слово с
предлогом и поставь между ними другое слово. Выдели предлог.

Например: под
горой- под (какой?) высокой горой.

18.

Мягкий знак (Ь)
в конце существительных после шипящих.

Запомни!!! В именах
существительных женского рода после шипящих в конце слова пишутся мягкий знак
(вещь-ж.р.)

В именах
существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не
пишется (нож-м.р.)

Ь знак не
пишется у существительных после шипящих во множ . числе Р.п.

Выпиши слово , в
котором допущена ошибка , правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед
ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Например: Ночь ,
речь , мышь –сущ, ж .р.

Мяч , плащ,
борщ-сущ . ж.р

Много задач ,
дач,рощ.-Р.пмнож .ч.

19

Правописание
сложных слов.

Сложными словами
названы слова потому , что образованы от двух корней. Соединены корни
соединительными гласными О и Е или без них.

Выпиши это
слово, выдели  оба корня. Подчеркни соединительную гласную. Подбери ещё 2
слова на это правило.

Например: Самовар,кашевар,
стопкран.

20.

Состав
слов.(морфемный разбор)

Слова состоят из
морфем( части слова): предлог , корень , суффикс , окончание). Корень –
главная значимая часть слова.

Выпиши слово.
Разбери его по составу. Придумай  и запиши 2 слова с такой же конструкции.

Делай так :
поездка , походка, повозка.

21.

 Разбор
предложения по членам предложения и по частям речи.

Предложение-это
группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения
-подлежащее и сказуемое. Подлежащее подчёркивается одной чертой , сказуемое
–двумя чертами. Остальные члены предложения являются второстепенными и
поясняют  главные и второстепенные члены.

Выпиши
предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены, укажи части речи. Выпиши
словосочетания с вопросами.

Делай так:

Утренняя роса
покрывала траву.

Роса ( какая?)
утренняя

Покрывала (что?)
траву

Запомни! Связь
слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

22.

Правописание
безударных окончаний имён существительных.

У
существительных мужского, женского и среднего рода разные падежные окончания.
Чтобы определить , какое окончание следует писать , нужно:

1)     Определить
склонение имён сущ.

2)    
Определить
падеж имени сущ.

3)    
Написать
окончание.

Выпиши
существительное. Поставь его в начальную форму ( Именительный падеж).
Определи склонение. Выдели окончание.

Например:

На опушке –
опушка,сущ,1 скл, П.п

23

Не с глаголами.

Частицу НЕ с
глаголами пишут отдельно ( не знал). Исключение составляют глаголы, которые
без НЕ не употребляются (ненавидеть , негодовать , недоумевать , невзлюбить,
, недомогать)

Выпиши глагол с
НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Запомнить!!! НЕ с глаголами пишется
отдельно.

Не был ,не
выучил , не знал.

24.

Правописание
безударных падежных окончаний имён существительных.

У прилагательных
мужского, женского и среднего рода разные окончания.

Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание
вопроса и вспомни парное окончание. Определи род , число, падеж
прилагательного по существительному.

Например:

К лесу (какому?)
дальнему-м.р.,ед.ч., П.п

25.

Мягкий знак (ь)
на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.(слово-помощник
ТЫ)

Мягкий знак
пишется в окончаниях глаголов 2 лица ед. ч

Выпиши глаголы
правильно. Запиши ещё 2 глагола 2-го лица ед.ч на это правило.

Запомни!!! На
конце глаголов 2-го лица ед.ч пишется мягкий знак (Ь)

Например:

Пишешь,
ругаешь,читаешь.

26.

Мягкий знак (ь)
в глаголах неопределённой формы.

Если глагол отвечает
ЧТО ДЕЛАТЬ? Или ЧТО  СДЕЛАТЬ?, значит он стоит в неопределённой форме , и в
нём перед –СЯ пишется мягкий знак. В неопределённой форме после буквы Ч
пишется мягкий знак.

Выпиши  глагол и
поставь вопрос к  нему.  Подчеркни мягкий знак.

Улыбаться
(что делать?)

Беречь (что
делать?)

27.

Правописание
безударных личных окончаний глаголов.

Есть 3 способа
определения спряжений:

-по ударным
окончаниями глаголов при спряжении (упадёт , стоит)

-по окончанию
3-го лица множ. числа настоящего или будущего простого времени.

-по
неопределённой форме глагола.

Глаголы ,
которые оканчиваются на –ИТЬ , относятся ко 2-му спряжению (ходить,любить)

Глаголы , на
–АТЬ ,-ЯТЬ,-ЕТЬ, -ОТЬ , ЫТЬ, -УТЬ,-ТЬ относятся к 1 –му спряжению( решать,
успеть)

К 1-му спряжению
относятся глаголы-исключения: БРИТЬ,СТЕЛИТЬ.

Ко 2-му
спряжению относятся глаголы-исключения: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,ДЫШАТЬ, ВИДЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ОБИДЕТЬ,ТЕПЕРТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ.

Выпиши глагол
правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед
–ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании
глагола ед. ч и мн.ч числа.

Делай так:
пишет-писать,гл.1 спр.,

( е — ут, -ют)

Ставит-ставить,
гл. 2спр. (и – ат, -ят)

28.

Звукобуквенный
разбор

Выполни
правильно.

Используй
памятку.

29.

Предлог перед
местоимением.

Предлоги с
местоимениями пишутся отдельно.

Выпиши из
предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на это правило.
Запомни !!! Местоимения  с предлогами пишутся отдельно. Подчеркни предлог.

Например: у
нас,

с тобой,к  нему.

30.

Однородные члены
предложения.

Между
однородными членами ставят запятые. Запятую ставят, если однородные члены
соединены союзами А, НО. Запятую не ставят, если однородные члены соединены одиночными
союзами И, ИЛИ(В саду зацвели яблони и груши). Запятую ставят, если
однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ (В саду зацвели и
яблони, и  груши).

Выпиши
предложения. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они
зависят. Вспомни о знаках между однородными членами

Сильный ветер
сорвал листья с деревьев,разметал их по дороге

31.

Правописание
наречий.

Запомни!!! Перед наречиями
не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы О,А.

Выпиши слово, в котором
допущена ошибка. Обрати внимание на гласную в конце слова.

Например:
справа,

Определение и разбор слова

Данное слово является существительным, которое используется в значении «атмосферные осадки в виде мелких капель воды».

Варианты написания

При использовании этого слова в письме может возникнуть вопрос: «Какой вариант написания слова является правильным — «роса» или «раса»?»

  • «роса», где в первом слоге пишется гласная «о»;
  • «раса», где в первом слоге пишется гласная «а».

Как правильно пишется: «роса» или «раса»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«РОСА»

Какое правило применяется?

Проверочным словом является слово «росы», здесь согласная «о» стоит в ударной позиции.

Пример использования слова в речи

На пейзаже была изображена даже роса.

Утренняя роса украшала поляну.

Свежая утренняя роса лежала на травинках.

Подводим итоги:

  • Верное написание: «роса»
  • Неверное написание: «раса»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правило № 1.

Звуки и буквы.

Запомни! В русском языке 33 буквы. Гласных 10 букв –
а о у ы э я ё ю и е

Гласных звуков 6 – [а] [о] [у] [ы] [э] [и]


Буквы – видим и пишем.


Звуки – слышим и произносим.

Согласных букв 21, ъ знак и ь знак.

Парные звуки по глухости – звонкости.


Всегда –
твёрдые звуки [ж] [ш] [ц]
мягкие звуки [ч ‘] [щ ‘] [й ‘]

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни нужную букву и запиши
какая она: гласная или согласная.

Правило № 2.

Гласные е ё ю я


Гласные, которые обозначают 2 звука


Запомни!

1. Вначале слова – юла, ели, яма.

2. После гласной – маяк, читает.

3. После разделительного ъ и ь знаков: разъезд, подъём, пью, семья.


Работа над ошибками.

Выпиши слово с гласной буквой, подчеркни её, сделай звуковой анализ слов и
придумай ещё 3 слова.

Правило № 3.

Обозначение мягкости согласных.

Запомни! Мягкость согласного на письме обозначают ь
знаком и гласными буквами е ё ю я и – день,
книга, мяч.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно подчеркни мягкую согласную
и придумай ещё 3 слова.

Правило № 4.

Ударение.

Запомни! Ударение падает на гласную букву. В слове один ударный
звук.
Ударение не ставится над ё
и над словом из одного слога: кино, полёт, кот.

Работа над ошибками.

Выпиши слово, поставь правильно ударение, запиши ещё 3 слова и обозначь
ударение.

Правило № 5.

Слог. Перенос слов.

Запомни! Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Слова переносятся по слогам. Одна буква
не остаётся на строке и не переносится на другую
строчку. При переносе й, ь остаются на
строке.

зай – ка, день – ки.

Слог может состоять из одной гласной: И – ра, е – ли.

Работа над ошибками.

Выпиши слово с ошибкой и правильно раздели для переноса, придумай ещё 3
примера.

Правило № 6.


Запомни! Сочетания:

жи – ши пиши с и
ча – ща
пиши с а
чу – щу
пиши с у


Работа над ошибками.

Запиши правильно слова, подчеркни сочетание, в котором допущена ошибка и
придумай ещё 3 примера с этим сочетанием.

Правило № 7.


Запомни!

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 слова.

Правило № 8.


Запомни! Имена собственные – имя, фамилия, отчество,
названия городов, деревень, стран, государств, рек, озёр, морей – пишутся с
заглавной буквы.


Россия, Москва, Таня.

Работа над ошибками.

Запиши правильно слово, придумай ещё 3 примера.

Правило № 9.

Безударная гласная, проверяемая ударением.

Запомни! Безударная гласная в словах пишется так же, как ударная.

Чтобы проверить надо:

1. подобрать однокоренное слово или


2. изменить форму слова, чтобы на гласную падало ударение.

стена – стены
– стенки

Работа над ошибками.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни гласную, рядом запиши
проверочное слово (смотри п.1 или п.2). Запиши ещё 3 примера.

Правило № 10.

Парные согласные.

Запомни! Чтобы проверить парную согласную в слове надо:

1) подобрать однокоренное слово,
2) изменить форму слова так, чтобы после согласной, стояла гласная.

грядка – гряды

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подбери проверочное, запиши ещё 3 слова.

Правило № 11.

Безударная гласная, непроверяемая ударением.

Запомни наизусть!

Работа над ошибками.

Выпиши правильно слово, подчеркни гласную букву, запомни и запиши его
несколько раз.

Правило № 12.

Непроизносимые согласные.

Запомни! Чтобы проверить непроизносимую согласную:
подбери родственное слово, чтобы эта согласная слышалась чётко;
известный – известие, поздняя – опоздать, местный
– место.


Запомни! Лестница, здравствуй, праздник, чувство, участвовать.


Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово, запиши ещё 3 слова на это
правило.

Правило № 13.

Слова с двойными согласными.

Запомни! Слова с двойными согласными пишутся:

1) в середине слова (коллектив, группа, теннис, аллея, масса, аккуратный,
дрожжи, терраса).
2) если в слове приставка заканчивается на букву, с которой начинается корень
(рассказ, бессердечный, рассыпать, рассвет).
3) если в конце корня и в суффиксе одинаковая буква (ранний, осенний).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 3 слова на
это правило.

Правило № 14.

Приставки и предлоги.

Запомни! Приставка – это часть слова, поэтому пишется слитно. Предлог –
часть речи, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос
или слово. (На столе; на чём? – на столе; на большом столе.)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку или предлог. Запиши 3 слова с
приставкой или предлогом.

Правило № 15.

Не с глаголами.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.


Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило.

Правило № 16.

Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запомни! В конце существительных женского рода после шипящих в
единственном числе пишется ь знак (мышь, брошь, печь).

В конце существительных мужского рода после шипящих ь знак не пишется
(грач, камыш, гараж).

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова с этой
орфограммой.

Луч (м. р. ), шалаш, товарищ.
Ночь (ж. р. ), помощь, тишь.

Правило № 17.


Соединительные гласные в сложных словах (о, е).


Запомни! Слова могут состоять из нескольких основ, которые соединяются
буквами о или е, иногда без них. Сложные слова – это слова, состоящие из
нескольких основ.

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную.
Запиши ещё три слова.

(Водовоз, самолёт.)

Правило № 18.


Мягкий знак ь на конце глаголов 2го лица, ед.ч.


Запомни! На конце глаголов 2го лица ед.числа, после
шипящих пишется ь знак:

(пишешь, читаешь, спишь).

Работа над ошибками.

Выпиши глагол правильно. Определи число, лицо, запиши ещё три примера.

Правило № 19.

Мягкий знак в неопределённой форме глагола (ться и тся, чь).

Запомни! Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что
делать? пишутся с ь знаком: купаться (что делать?)

беречь (что делать?)

Работа над ошибками.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Запиши ещё три слова с этой
орфограммой.

Правило № 20.

Предлог с местоимением.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными)
пишутся отдельно. (Ко мне, у нас, с тобой.)

Работа над ошибками.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё три примера на эту
орфограмму.

Правило № 21.

Однородные члены предложения.

Запомни! Однородными членами предложения являются слова, которые являются
одной и той же частью речи и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены
предложения выделяются на письме запятой, и перед союзами а, но.

Работа над ошибками.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. (Сильный ветер сорвал листья с деревьев,
разметал их по дороге.)


Правило № 22.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

Запомни! В именах существительных в безударных окончаниях пишется такое
же окончание как и в ударных (на опушке, на полянке, у речки – на земле 1скл.

Работа над ошибками.

Выпиши имя существительное. Поставь в начальную форму, определи склонение.
Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Запиши ещё три слова с
примерами.

Правило № 23.

Спряжение глаголов.

Запомни! Ко ІІ спряжению относятся глаголы на – ить и ещё; смотреть,
обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть
и терпеть. Глаголы – исключения: брить, стелить – І спр.

Работа над ошибками.

Запиши глагол правильно, выдели окончание, поставь ударение, определи
спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании. Запиши ещё три
примера.

Грамматические задания.


№ 1 Разбор предложения.


Придумай новое предложение или выпиши из учебника. Подчеркни главные и
второстепенные члены предложения. Обозначь часть речи.


№ 2 Состав слова.

Выпиши слово, разбери правильно по составу. Запиши ещё три слова и разбери по
составу. Сначала выдели основу и окончание, для этого измени форму слова, т.е.
число: стол – столы. Выдели корень, подобрав однокоренные слова:

стол – столяр – столовая. Выдели приставку и суффикс.


№ 3 Определение падежа имён существительных.

Исправь ошибку. Запиши ещё пять имён существительных с предлогом и определи
падеж.


№ 4 Словосочетания.

Выпиши правильно словосочетания. Поставь вопрос от основного слова к
зависимому (солнечным днём: днём каким? Солнечным).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Россинская ошибки при производстве судебных экспертиз
  • Россия сделала ошибку
  • Рокстар лаунчер ошибка 1002
  • Рооаа код ошибки
  • Российский фильм роковая ошибка актеры и роли