Родительской ошибкой являющейся причиной формирования девиаций является

Критерием
благополучия или неблагополучия семьи
может служить ее воздействие на детей,
стиль отношения к ребенку. Порой, даже
внешне благополучные семьи (материально
обеспеченные, с хорошими жилищными
условиями, с высоким социальным статусом,
уровнем образования и культуры родителей),
если в них наблюдаются серьезные
нарушения в межличностных внутрисемейных
отношениях, по сути, являются
неблагополучными, ибо эти нарушения,
как правило, приводят к деформацюии
личности в процессе социализации детей.

Выделяют
следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная
семья
— наиболее распространенный
тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного
стиля отношений. К конфликтным супружеским
союзам относят такие, в котоҏыҳ между
супругами имеются сферы, где их интересы,
потребности, намерения и желания
постоянно приходят в столкновение,
порождая особо сильные и продолжительные
отрицательные эмоции.

Аморальная
семья
— семья, которую характеризует
забвение всяких моральных и этических
норм (пьянство, драки, сквернословие,
наркотизм и др.).

В конфликтной
и аморальной семьях положение детей
оказывается в прямой зависимости от
внутрисемейных отношений, а воспитательный
фактор приобретает значение производного.

Педагогически
несостоятельная семья
— семья с низким
уровнем общей и отсутствием
психолого-ᴨедагогической культуры.
Для нее характерны не только ошибки и
дефекты в воспитании детей, но и нежелание
что-либо изменять в содержании и методах
воспитания. Такая семья сознательно
или невольно настраивает ребенка на
игнорирование общественных норм и
требований, на конфронтацию с миром.

Асоциальная
семья
— семья, в которой дети с ранних
лет находятся в обстановке пренебрежения
к общепринятым социальным и моральным
нормам, воспринимают навыки отклоняющегося
и делинквентного поведения.

Причины,
вызывающие семейное неблагополучие,
весьма разнообразны, они взаимосвязаны
и взаимозависимы, между ними существуют
разноуровневые причинно-следственные
связи. Можно выделить три группы
причин
:

1. Причины
микросоциального характера, то есть
кризисные явления в социально-экономической
сфере, которые непосредственно влияют
на семью и ее воспитательный потенциал.

2. Причины
психолого-ᴨедагогического характера,
связанные с внутрисемейными отношениями
и воспитанием детей в семье.

3. Причины
медико-психологического характера
(физически или психически больные
родители, неблагоприятная наследственность
у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Эта группа причин семейного неблагополучия,
обусловленная генетической, физической
или психической патологией, мной
рассматриваться не будет в силу своей
особой сᴨецифики.

Среди причин
социально-экономического характера
можно назвать падение жизненного уровня
и ухудшение условий содержания детей;
сокращение социальной инфраструктуры
детства и резкое снижение уровня
социальных гарантий для детей в жизненно
важных сферах духовного и физического
развития; нерешенная жилищная проблема
и новые коллизии с жильем в связи с его
приватизацией; дистанцирование школы
от детей с трудными судьбами; резкий
поворот в ценностных ориентациях
общества и снятие многих моральных
запретов; усиление влияния асоциальных
криминальных групп в микросреде.

Среди
психолого-ᴨедагогических и
медико-психологических причин семейного
неблагополучия необходимо отметить в
ᴨервую очередь нарастание отчуждения
между детьми и родителями.Нередко
родители самоустраняются от детей, не
выполняют своих воспитательных функций,
ориентируясь главным образом на
внесемейные интересы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое девиантное поведение?

Нормативное поведение – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих, приводит к нормальной адаптации.

«Девиантное  поведение» (отклоняющееся) – поступок, действия человека, не соответствующие существующим в данном обществе социальным нормам (правовым, моральным).

Важно понимать, что поведение ребенка, его отдельные проявления могут быть связаны:

– с возрастными особенностями ребенка (несформированной структурой самосознания, что не  позволяет ребенку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребенку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а ни то, что надо);

– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;

– в целом поведение ребенка неустойчиво.

Поэтому отдельные проявления еще не свидетельствуют о наличии у ребенка серьезных проблем. Родителям было бы полезно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы по критериям, выделенным английским специалистом М. Раттером (на русском языке опубликована его книга «Помощь трудным детям», которая может представлять для вас интерес).

На основании критериев оценки отклонений в поведении  детей М. Раттера, необходимо ответить на следующие аспекты:

Несоответствие поведения ребенка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.

Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьезнее.

Жизненные обстоятельства ребенка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребенка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребенок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребенка его получить.

Социокультурное окружение: в какой среде находится ребенок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.

Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребенок лжет, ворует, проявляет агрессию.

Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребенка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.

Изменение поведения ребенка: как ребенок ведёт себя в течение жизни.

Ситуационная специфичность симптома: ведет ли себя ребенок таким образом только в определенных ситуациях с определенным человеком либо вне зависимости от ситуации. Например, если ребенок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребенок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьезная,  если ребенок это делает и за пределами семьи.

Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.

  Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребенка и требуют медицинского вмешательства. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. В международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические,  поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлеб.

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребенка

Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных,  психофизиологических особенностей ребенка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребенка. На современного ребенка серьезное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д.  Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в нормальной семье, где ребенок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьезные проблемы. Но тем ни менее семья первична по степени влияния и близка ребенку, поэтому степень ее влияния сложно переоценить.  

Далее хотелось бы выделить основные особенности семьи, которые с точки зрения ученых, оказывают неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

Типы семей, влияющих на формирование отклоняющегося поведения

Можно выделить несколько классификаций типов семей, оказывающих влияние на формирование девиаций.

Семьи с прямым (аморально-криминальные и асоциальные семьи) и с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями; семьи с серьезными личностными нарушениями родителей).

Б.Н. Алмазов выделяет типы неблагополучных семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева выделяют семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой нравственной атмосферой.

Семейные факторы формирования девиантного поведения

Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девинтного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:

Особенности перинатального развития ребенка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу).

Нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребенку (особенно матери).

Отрицательная модель поведения родителей.

Применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).

Проблемные  отношения между родителями.

Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.

Разлука с семьей, развод родителей или утрата близких.

Неполная семья.

Психические отклонения от нормы у родителей.

 Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:

 Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки.

 Гиперпротекция: доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление оградить его от всех трудностей).

 Эмоциональное отвержение.

 Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).

 Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.

Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).

Родитель-приятель. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.

Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребенка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

Уважаемые родители, чтобы вы и ваши дети были счастливы и благополучны, и ваши семьи никогда ни сталкивались с проблемами серьезных нарушений в развитии и поведении детей, учитывайте  индивидуальные и возрастные особенности ребенка. В воспитании детей используйте свои знания, жизненный опыт и собственную интуицию, это поможет вам воспитать гармоничную личность, живущую в мире с собой и окружающим миром!

Материалы подготовлены сотрудниками ОмГПУ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится
в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже
более, чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата,
сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о
нем. И вместе с тем другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Психологическая сущность социальной девиации детей и подростков может быть
раскрыта, если будет известно, по каким психологическим закономерностям
протекает данное явление, какие составляющие его образуют. Два обстоятельства
становятся важнейшими предпосылками девиации. Первое — это семейный фактор.
Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых,
граничащее с жестокостью, способствуют на самых ранних стадиях роста их
патологическому развитию, в отличие от более поздних, при которых
неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе не обязательная
предпосылка. Семья обусловливает раннее развитие ряда начальных форм девиации, а
именно — трудновоспитуемости, нервных расстройств.

Девиантное поведение подростков

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения
знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с
окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические
отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к девиации, потере смысла
существования [1].

Результат девиации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение
содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей до
принятия тех или иных, которые не позволяют бесконфликтно решать проблемы,
удовлетворять потребности (например, “вор”, “хулиган”, “бродяга” и пр.) [3].

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми
разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов:
наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности
человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение
несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных
физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих
его социальную адаптацию. К ним относятся:

генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения
умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения
нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время
беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления
ею алкогольных напитков, курения, заболеваний матери, влияния наследственных
заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

психофизические, связанные с влиянием на организм человека
психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава
окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим,
аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность,
недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве
случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к
искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников,
коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка
психопатии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти
отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии,
неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и
обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной
психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья
человека, нуждаются в помощи психиатров.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества,
черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития
психики: либо отчуждение от той среды, где он живет, либо приобщение. Если в
семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то
защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение Проявлениями такого
отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная
неустойчивость, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями,
отставанием или задержкой психического развития, разными психическими
патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест,
группирование являются, как правило, следствием эмоционально зависимых,
дисгармоничных семейных отношений.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного,
семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и
индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней
социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта в стойкой
школьной неспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая
запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов,
интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо
подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают
безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство,
расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения,
ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка,
безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в
поведении относятся следующие:

  • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, друзьями,
    одноклассниками, другими сверстниками;
  • трудности взаимоотношения, самопонимания;
  • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, “кумиров”,
    ценностей;
  • внутренне (“психологическое”) одиночество, непонятность другими;
  • стремление избежать давления, правил, норм, требований;
  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
  • трудный характер: обидчивость, агрессивность;
  • чувство вины, стыда за неблагополучных родителей, отсутствие уважения к
    родителям [5].

Влияние семьи на причины девиации подростков

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими
социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается
личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для
безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются
нормы поведения. раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную,
творческую активность, раскрывает индивидуальность[1].

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является
неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных
взаимоотношений, ведущих к формированиюасоциального поведения
несовершеннолетних:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений,
    сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку,
    а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации;
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье,
    в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим
    употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным
    поведением родителей, проявлениями мало мотивированной “семейной жестокости”
    и насилия [3].

В настоящее время остро стоит проблема неполных расширенных семей. Недавно
ставшая массовой категория неполных семей — это неполные расширенные семьи,
которые образуются, как правило, на обломках какой-либо социальной катастрофы.
Родители малолетних детей погибли, находятся в заключении, ударились в бега,
лишены родительских прав, либо предаются безудерному пьянству — чаще всего,
именно по таким причинам приходится поколению прародителей брать на содержание и
воспитание внуков. У таких семей, разумеется, низкий уровень доходов, основу
которого составляют пенсии и зарплаты стариков. Ряд сложностей проистекает от
плохого состояния здоровья пожилых людей, их более слабых адаптационных
способностей, их неумения приспособиться к реалиям современности, поэтому у их
воспитанников часты девиантные формы поведения [2].

Одной из причин возникновения девиаций у подростков — это изменение ситуации
в семье, а именно развод родителей. Дети остро реагируют на любое нарушение
семейного стереотипа. В 60% случаев они дают различную психогенную реакцию, из
этих 60% около трети переходит в развернутые психогенные заболевания: неврозы и
личностные нарушения, а также отклонения в поведении, вплоть до противозаконных
[4].

Очень трудно переживают развод родителей подростки. Эмоциональная
неустойчивость, болезненная чувствительность, критичное отношение к родителям,
“философская интоксикация”, связанная с осознанием своего “Я”. Подростки могут
встать на сторону матери или отца, быть агрессивными или замкнуться, их может
захлестнуть чувство одиночества, тоски, покинутости. Больше того, они могут
разочароваться в привычных нравственных нормах, разувериться в любви [6].

В МБОУ “СОШ № N” г. Барнаула на профилактическом учете социального педагога
состоит 10 неблагополучных семей, в них воспитывается 14 детей.

Проведенный анализ ситуации, связанной с совершением правонарушений
несовершеннолетних в МБОУ “СОШ № N” в г. Барнауле показывает, что 8 %
подростков, состоящих на внутришкольном учете, на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, где отсутствуют
условия необходимые для развития и воспитания детей.

Одной из главных причин девиаций детей и подростков является небагополучная
семья. Без организующей и мобилизирующей помощи взрослых, которую детям не могут
предоставить родители в неблагополучной семье, дети не в состоянии преодолевать
трудности, становятся жертвами жестокости и разочарования взрослых, терпят
обвинения в неполноценности, наказания [4].

Координатором всех государственных структур в г.Барнауле является
администрация города. При администрации созданы комитеты, ведающие вопросами
образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.

Структура работы с семьей в г. Барнауле следующая:

  • общеобразовательные школы (психолого-педагогическая поддержка семьи);
  • управление социальной защиты (выплата пособий, материальная поддержка);
  • отдел опеки и попечительства (социально-правовое обеспечение семьи);
  • центры внешкольной работы (составление социальной карты микрорайона);
  • центры детского творчества (организация досуга).

Стратегия социальной политики, социальной защиты ориентированы на
формирование здоровых отношений в социуме и, прежде всего, в сфере семьи. Работа
в барнаульском социуме осуществляется с целью развития социальной инфраструктуры
семьи, стимулировании конструктивных семейных отношений, пропаганды
положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в
поддержку неблагополучной семьи.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Список литературы

  1. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1998.
  2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. М.: Профиздат,
    1992.
  3. Социальная работа. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2000.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: 2001.
  5. Психология семьи. Хрестоматия. Издательский дом “Бахрах-М”. Самара,
    2002.
  6. Основы социологии. Курс лекций. – М.:1994.

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Причины девиантного поведения

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

Социальные причины девиантного поведения

  1. Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростковом возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Родительское собрание работа над ошибками
  • Роковая ошибка мелодрама фильм смотреть
  • Роковая ошибка сериал 2021 сколько серий
  • Родительское собрание на тему ошибки семейного воспитания
  • Роковая ошибка мелодрама содержание серий