Методические рекомендации классным руководителям по проведению родительских собраний
Методические рекомендации
по проведению родительских собраний
Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Сегодня возникла необходимость проводить родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Для чего нужны родительские собрания
— для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;
— как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
— для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
— как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов: работников ССДД, криминальной милиции по ДД и т. п.
— как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
— как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;
— как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
— как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.
Учителю на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Семь правил
успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!!!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех — за что-нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
- Используйте наглядные примеры — как надо, как правильно.
- Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю — все стоят кругом и слушают).
Формы проведения
родительских собраний.
- Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе.
- Родительское собрание в походе у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
Правила проведения
родительских собраний.
- Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
- Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
- Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
- Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
- У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
- Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.
- Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.
- Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
- Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.
Алгоритм подготовки
родительского собрания:
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива;
- цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
- изучение научно-методической литературы;
- анализ документации;
- проведение микроисследования;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:
- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
4. Структура проведения родительского собрания:
- Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
- Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно — благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
- Анализ развития детей за определенный период:
- личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
- учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
- Принятие решения собрания.
- Индивидуальные консультации с родителями.
Примерный режим
родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
- Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
- Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
- Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
- Обсуждение проблемы родителями — 20 мин.
- Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.
18.04.2022
Алгоритм проведения родительского собрания
Педагогу на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Оценить
602
Содержимое разработки
Алгоритмпроведения родительского собрания
Педагогу на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Семь правил
успешного проведения родительского собрания
-
Уважайте!
-
Помогайте!
-
Объясняйте!
-
Доверяйте!
-
Учитесь!
-
Спрашивайте!
-
Благодарите!
Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!!!
-
Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
-
Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех — за что-нибудь.
-
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
-
Используйте наглядные примеры — как надо, как правильно.
-
Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю — все стоят кругом и слушают).
Приглашение родителей и других участников собрания.
Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2 – 3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3 – 4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Рекомендуется использовать изготовленные воспитанниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации ДОУ, педагог — психолог, учитель – логопед), работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и другие.
1.Формы проведенияродительских собраний.
-
Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
-
Родительское собрание вместе с учащимися.
-
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
-
Родительское собрание в форме кафе.
-
Родительское собрание в походе у костра.
-
Родительское собрание в форме игры.
-
Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
-
Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
-
Родительское собрание мужчин.
-
Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
-
Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
2.Правила проведения родительских собраний.
-
Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
-
Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
-
Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
-
Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
-
У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
-
Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.
-
Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.
-
Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
-
Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.
Структура проведения родительского собрания.
1.Алгоритм .
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
-
возрастные особенности детей;
-
преобладание типов семей;
-
уровень образованности и заинтересованности родителей;
-
проблемы классного коллектива;
-
цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
-
изучение научно-методической литературы;
-
анализ документации;
-
проведение микроисследования;
-
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
-
объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
-
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
-
приглашение родителей и других его участников;
-
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
-
оформление и оборудование места проведения собрания.
3. Рекомендации по проведению родительского собрания:
-
оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
-
оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
-
оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Структура проведения родительского собрания:
-
Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
-
Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно — благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
-
Анализ развития детей за определенный период:
-
личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
-
учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
4. Принятие решения собрания.
5. Индивидуальные консультации с родителями.
2. Оформление протокола родительского собрания:
Повестка:
1. Семинар-практикум «Речевые игры с детьми».
Отв.: воспитатель Ф.И.О.
2. Беседа «О рациональном питании».
Отв.: технолог по питанию Ф.И.О.
Оформление хода в протоколе родительского собрания:
1. По первому вопросу воспитатеь (указать Ф.И.О.) рассказала о важности использования игр в целью развития…
2. Аналогично.
3.Разработка решения собрания.
Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и ДОУ. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому педагоги должны за 2 – 3 дня до собрания составить проект решения родительского собрания. Решение прописывается в виде перечня планируемых действий с обязательным указанием ответственных и сроков исполнения, например:
-
Сделать чесночные бусы.
Ответственные: родители.
Срок: до 10.12.2014г.
-
Приобрести единую спортивную форму.
Ответственные: родительский комитет.
Срок: до 20.09.2014г.
-
Осуществлять закрепление навыков счёта в повседневной деятельности.
Ответственные: родители.
Срок: постоянно.
При разработке решения целесообразно воспользоваться помощью педагога — психолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя и других работников детского сада.
Примерный режим родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
-
Вступительное слово педагога (представление гостей) – 5 мин.
-
Анализ анкет родителей (воспитателем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
-
Выступление по теме: специалист или воспитатель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
-
Обсуждение проблемы родителями — 20 мин.
-
Анализ успехов детей в группе воспитателем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — УСПЕХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ВАМ ГАРАНТИРОВАН!
4.Заключение.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/492986-algoritm-provedenija-roditelskogo-sobranija
Также вас может заинтересовать
- Программа работы с родителями в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ
- Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями»
- Система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста
- Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему»Дошкольник готовится стать школьником»
- Родительское собрание на тему «Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку всему классу.
• Переоценивать значение отдельных предметов.
• Избирать для общения назидательный тон.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей и быть актуальной для родителей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
5. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
6. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
7. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
8. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
9. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
В
условиях кардинальных изменений в
социальной жизни нашей страны, перемен
в области просвещения, проблемы
взаимодействия семьи и школы являются
особенно актуальными. Родители и педагоги
– две мощнейшие силы в процессе
становления личности каждого человека,
роль которых невозможно преувеличить.
Актуальное значение приобретает не
столько взаимодействие в нашем старом,
традиционном понимании, сколько, прежде
всего, взаимопонимание, взаимодополнение,
сотворчество школы и семьи в воспитании
и образовании подрастающего поколения.
Цели
и задачи работы с родителями:
-
Установление
контакта, общей благоприятной атмосферы
общения с родителями учащихся. -
Изучение
воспитательных возможностей семей. -
Формирование
активной педагогической позиции
родителей, повышение воспитательного
потенциала семьи. -
Вооружение
родителей необходимыми для воспитания
детей психолого – педагогическими
знаниями и умениями, основами
педагогической культуры. -
Предупреждение
наиболее распространенных ошибок
родителей в воспитании детей. -
Оказание
помощи родителям в организации
педагогического самообразования.
Семья,
как и школа, — это своего рода посредник
между формирующейся личностью ребенка
и обществом. Значит, родители должны
иметь представление о целях и задачах,
конечном результате воспитания, что
поможет в воспитании собственного
ребенка. Как мобилизовать родителей на
непосредственное включение в педагогический
процесс? В практике современной
отечественной общеобразовательной
школы рассматривается традиционно
сложившаяся и утвердившаяся форма
работы школы с родителями – родительское
собрание.
Основное
назначение собраний – повысить уровень
психолого – педагогической культуры
родителей, вызвать интерес к научным
путям решения проблем семейного
воспитания, побудить к анализу и коррекции
своих взаимоотношений с детьми с
педагогических позиций.
Значительное
место в системе работы школы с родителями
относится к их психолого –
педагогическому просвещению. Накопление
педагогических знаний родителями
связано с развитием их педагогического
мышления, привитием умений и навыков в
области воспитания.
Планируя
психолого – педагогическое просвещение
родителей. Нужно исходить из следующих
задач:
-
сделать
школу и семью союзниками в воспитании
детей; -
обеспечить
полное взаимопонимание и согласованное
взаимодействие школы и семьи в
осуществлении комплексного подхода к
воспитанию; -
нейтрализовать
возможное отрицательное влияние семьи
на ребенка; -
компенсировать
проблемы семейного воспитания: выявлять,
поддерживать и развивать воспитательный
потенциал семьи.
Принципы
проектирования родительского
всеобуча:
-
учет
личностных интересов, склонностей и
возможностей родителей; -
включение
родителей в учебно – воспитательные
ситуации через интегрированные широкие
творческие задачи, образующие
целесмысловое поле; -
постоянная
актуализация самоопределения родителей
в целях и смыслах их деятельности; -
культивирование
конструктивного взаимодействия и
общения родителей; -
увязывание
содержания всеобуча и социальной
поддержки педагогов.
Можно
выделять некоторые основные направления,
внутри которых создаются ситуации
совместной продуктивной деятельности
и психолого – педагогического
самообразования родителей:
-
психолого
– педагогическое образование родителей; -
проведение
семинаров, конференций, родительских
собраний; -
планирование,
реализация, рефлексия мероприятий как
крупномасштабной продуктивной задачи
всего коллектива; -
разработка
проектов стратегического или тактического
значения (например, создание совместных
научно – исследовательских проектов); -
совместное
оформление и описание опыта воспитательной
деятельности.
Формы
работы с родителями
1.
Научно – практическая родительская
конференция – форма
сочетания пропаганды педагогических
знаний с практическим передовым опытом
семейного воспитания. Их
организаторами выступают родительский
комитет и актив класса. Это могут быть
заседания, посвященные отдельным
воспитательным проблемам.
Конференции
проводятся 1 – 2 раза в год, так как
требуют тщательной подготовки. Ход
конференции обсуждается на родительском
комитете: продумывается план, выявляются
семьи, чей опыт воспитания достоин
распространения.
Успех
конференций зависит от самостоятельной
работы родителей по анализу литературы,
осмыслению и обобщению своего опыта,
умения на основе критических знаний
оценивать воспитательный процесс,
увидеть возможность совершенствования
форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями
успешного проведения родительских
конференций являются следующие:
-
актуальность,
значимость и доступность предложенной
темы; -
тщательная
предварительная подготовка (тема и
план представляются родителям за 2 –
3 недели до проведения, указывается
рекомендованная литература); -
организация
консультаций в период подготовки по
отбору материала, его систематизации,
анализу, подготовке выступлений; -
создание
благоприятного эмоционального
климата во время проведения конференции,
характеризующегося общей заинтересованностью,
откровенностью разговора.
Порядок
работы конференции может быть определен
следующим образом:
-
Вступительное
слово педагога (классного руководителя,
директора, замдиректора) о значимости
и сущности проблемы и позитивном опыте
семей. -
Выступления
родителей (обмен опытом, анализ
воспитательного процесса в семье). -
Заключение
ведущего конференции, содержащее оценку
выступлений, опыта семейного воспитания.
Проблем, которые предстоит решить.
Эффективность
родительской конференции возрастает,
если в ее проведение включается
библиотека, работники, которой готовят
книжные выставки по обсуждаемой проблеме.
Примерные
темы для совместного обсуждения на
конференции:
-
«Основы
построения общения с ребенком» -
«Права
и обязанности ребенка в семье» -
«Стили
и методы воспитания ребенка в семье» -
«Психология
ребенка» -
«Особенности
адаптации ребенка в школе» -
«Предупреждение
правонарушений несовершеннолетних»
и др.
2.
Наиболее распространенной формой работы
с родителями является классное
родительское собрание. Главным
ее предназначением является согласование,
координация и интеграция усилий
школы и семьи в создании условий для
развития личности ребенка. Родительское
собрание
– одна из основных универсальных форм
взаимодействие школы с семьями учащихся
и пропаганды психолого- педагогических
знаний. Эта школа повышения у родителей
компетентности в вопросах обучения
детей, формирующая родительское
общественное мнение, родительский
коллектив.
На
собрании обсуждаются проблемы жизни
класса и родительского коллектива.
По тем конкретным задачам, которые
решаются на собраниях, их можно разделить
на несколько видов:
-
Организационные
собрания (выбор
классного родительского комитета;
выбор деятельности по направлениям;
выбор представителей в совет школы;
разборка и утверждение плана работы
родительского комитета и т.п.). -
Аналитические
собрания (ориентированные
на разрешение возникающих проблем
педагогического просвещения родителей). -
Итоговые
собрания (направленные
на подведение итогов работы класса за
определенный период времени: четверть,
полугодие, год). -
Комбинированные
собрания (включающие
в себя задачи всех предыдущих видов
собраний). Практика свидетельствует о
том, что этот вид собраний наиболее
часто встречается в работе классных
руководителей.
На
организационных собраниях утверждаются
планы работы, избирается родительский
комитет, разрабатывается план мероприятий,
распределяются общественные поручения
и создаются инициативные группы
родителей по различным направлениям
работы, разрабатываются планы
проведения общешкольных мероприятий
с участием родителей.
Первое
родительское собрание является, как
правило, организационным и проводится
в начале сентября. Последующие собрания
проводятся один раз в четверть. На первом
родительском собрании классный
руководитель раскрывает перед
родителями необходимость и задачи
взаимодействия. Общим решением, определяя
основные направления работы, на этом
же собрании выбирается родительский
комитет. Собираются материалы о
возможности организации работы родителей
класса в виде предложений, изложенных
в анкете.
Эти
предложения могут быть такими:
-
поручения,
предполагающие проявление родителями
активной воспитательной позиции,
непосредственную работу с детьми,
проявление творчества, инициативы.
Организаторских способностей: руководство
кружком по своей специальности,
руководство спортивной секции,
руководство клубом, руководство
турнирами, олимпиадами, руководство
экскурсиями. Составление сценариев
классно – семейных праздников,
организация и подготовка совместных
с детьми выступлений. Творческих
отчетов; -
поручения,
предполагающие содействие в проведении
воспитательной работы, оказание
организационной помощи: содействие в
проведении экскурсий4 содействие в
проведении классно – семейных праздников
и общешкольных мероприятий; содействие
в организации встреч с интересными
людьми; содействие в создании материально
– технической базы класса; -
поручения,
предполагающие непосредственное
участие в развитии и укреплении
материально – технической базы ОУ:
трудовое участие в оборудовании
кабинетов; изготовление оборудования,
приборов, наглядных пособий; помощь в
ремонтных работах, благоустройстве
школы; спонсорская помощь школе.
Родительское
собрание включает в себя шесть
обязательных компонентов:
-
Анализ
учебных достижений учащихся класса. В
этой части собрания классный руководитель
знакомит родителей с результатами
учебной деятельности класса. С
рекомендациями педагогов – предметников. -
Знакомство
родителей с состоянием эмоционального
климата в классе. Темой для разговора
здесь могут быть взаимоотношения
учащихся, внешний вид и другие вопросы. -
Психолого-
педагогическое просвещение. Этот
компонент можно выделить в отдельный
пункт собрания, но можно естественным
образом включить в структуру других
составляющих. -
Обсуждение
организационных вопросов (экскурсии,
классные вечера, приобретение учебной
литературы и пр.). -
Рефлексия.
В конце родительского собрания родители
оценивают его значимость, актуальность,
полезность. -
Личные
беседы с родителями.
Организуя
родительские собрания, можно
придерживаться следующих принципов:
-
родительское
собрание должно просвещать родителей,
а не констатировать ошибки и неудачи
детей в учебе; -
тема
собрания должна учитывать возрастные
особенности детей; -
собрание
должно носить как теоретический, так
и практический характер (разбор
ситуаций, тренинги, дискуссии); -
классный
руководитель должен не назидать, а
общаться с родителями. Давая им
возможность высказать свое мнение в
ходе собрания, а не после него; -
родительское
собрание не должно быть длительным,
главным в его содержании является
четкость, лаконичность, системность; -
каждое
родительское собрание должно давать
родителям пищу для размышлений и
полезную информацию, которую можно
использовать во благо ребенку.
Алгоритм
подготовки родительского собрания
-
Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:
-
возрастные
особенности детей; -
преобладание
типов семей; -
уровень
образованности и заинтересованности
родителей; -
проблемы
классного коллектива; -
цели
и задачи учебно–воспитательного
процесса, стоящие перед школой.
-
Подготовительная работа:
-
изучение
научно – методической литературы; -
анализ
документации; -
проведение
микроисследования; -
определение
вида, формы и этапов родительского
собрания, способов и приемов организации
работы его участников; -
объявление
за 2 – 3 недели о родительском собрании
учащимся; -
запись
в дневниках учащихся о теме и сроках
собрания; -
приглашение
родителей и других его участников; -
привлечение
родителей и других его участников; -
привлечение
к его подготовке членов родительского
комитета; -
оформление
и оборудование места проведения
собрания.
-
Рекомендации по проведению родительского собрания:
-
оно
должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей
в учебе; -
оно
должно носить как теоретический. Так
и практический характер: разбор ситуаций,
тренинги, дискуссии и т.д.; -
оно
не должно заниматься обсуждением и
осуждением личностей учащихся, педагогов,
родителей.
-
Структура проведения родительского собрания:
1) Информация
общего характера (достижения
и перспективы развития школы,
изменение плана, предстоящие мероприятия,
планируемые расходы: зачем и почему).
Отдельно – благодарность тем родителям,
которые помогли классу и школе.
2) Анализ развития детей за определенный период:
-
личностные
изменения (проблемы, возникающие между
детьми, данные диагностик); -
учебная
деятельность (уровень мотивации,
достижения, проблемы).
3) Обсуждение
конкретной проблемы (просвещение
родителей, обучение родителей, повышение
их психолого – педагогической
компетенции).
Внеучебная
проблема:
-
выделяем
существующую (возникшую) проблему; -
определяем
причины ее возникновения (чем больше
вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему
с разных сторон); -
предпринимаем
попытку ее теоретического развития,
осуждаем любые варианты и оцениваем
их эффективность, реальность воплощения,
прогнозируем возможные последствия
(к чему это может привести), определяем
участников разрешения данной проблемы
и распределяем ответственность между
ними.
Учебная
проблема:
-
выделяется
характер затруднений детей при
освоении учебного курса; -
анализируется
причины затруднений; -
идет
совместное обсуждение6 сбор информации,
обращение к опыту родителей тех детей,
у которых подобных затруднений нет; -
даются
методические советы по коррекции
учебной деятельности (рекомендации по
организации выполнения домашних
заданий, требования к ведению тетрадей
и т.д.); -
лучше
взять одну, но конкретную проблему и
проработать ее досконально (!).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #