Родительское собрание должно констатировать ошибки и неудачи детей

Методические рекомендации классным руководителям по проведению родительских собраний

Методические рекомендации

 по проведению родительских собраний

Родительское собрание – это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.        

Сегодня возникла необходимость проводить  родительские собрания и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Для чего нужны родительские собрания

— для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить ответы;

— как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

— для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

— как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, режиме учебы и  каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, учителей-предметников и других специалистов:  работников ССДД, криминальной милиции по ДД  и т. п.

— как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

— как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов;

— как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

— как собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как всеобуч для родителей.

Учителю на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Семь правил

успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!                                
  2. Помогайте!                              
  3. Объясняйте!                            
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!!!

  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех — за что-нибудь.
  • Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
  • Используйте наглядные примеры — как надо, как правильно.
  • Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю — все стоят кругом и слушают).

Формы проведения

родительских собраний.

  • Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
  • Родительское собрание вместе с учащимися.
  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
  • Родительское собрание в форме кафе.
  • Родительское собрание в походе у костра.
  • Родительское собрание в форме игры.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
  • Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
  • Родительское собрание мужчин.
  • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

Правила проведения

 родительских собраний.

  1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
  2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.
  3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.
  4. Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.
  5. У родителей  только тогда появляется любовь к школе и  к классу,  когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
  6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.
  7. Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.
  8. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили,  тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми  или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
  9. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.

Алгоритм подготовки

 родительского собрания:

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

  • возрастные особенности детей;
  • преобладание типов семей;
  • уровень образованности и заинтересованности родителей;
  • проблемы классного коллектива;
  • цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2. Подготовительная работа:

  • изучение научно-методической литературы;
  • анализ документации;
  • проведение микроисследования;
  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
  • объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
  • запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
  • приглашение родителей и других его участников;
  • привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
  • оформление и оборудование места проведения собрания.

3. Рекомендации по проведению родительского собрания:

  • оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  • оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
  • оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4. Структура проведения родительского собрания:

  1.  Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).
  2.  Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно — благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
  3.  Анализ развития детей за определенный период:
  • личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
  • учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
  1.  Принятие решения собрания.
  1.  Индивидуальные консультации с родителями.

Примерный режим

родительского собрания.

        Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
  2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему  встречи – 5-7 мин.
  3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
  4. Обсуждение проблемы родителями — 20 мин.
  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

          В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.

18.04.2022

Алгоритм проведения родительского собрания

Поддубная Елена Михайловна

Педагогу на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Оценить




602

Содержимое разработки

Алгоритмпроведения родительского собрания

Педагогу на заметку

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Семь правил

успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!                                

  2. Помогайте!                              

  3. Объясняйте!                            

  4. Доверяйте!

  5. Учитесь!

  6. Спрашивайте!

  7. Благодарите!

Секреты успешного проведения родительского собрания

ВАЖНО!!!

  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех — за что-нибудь.

  • Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

  • Используйте наглядные примеры — как надо, как правильно.

  • Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю — все стоят кругом и слушают).

Приглашение родителей и других участников собрания.

Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2 – 3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3 – 4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Рекомендуется использовать изготовленные воспитанниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нем могут принимать участие представители администрации ДОУ, педагог — психолог, учитель – логопед), работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и другие.

1.Формы проведенияродительских собраний.

  • Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

  • Родительское собрание вместе с учащимися.

  • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

  • Родительское собрание в форме кафе.

  • Родительское собрание в походе у костра.

  • Родительское собрание в форме игры.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

  • Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

  • Родительское собрание мужчин.

  • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

  • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

2.Правила проведения родительских собраний.

  1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

  2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

  3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

  4. Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

  5. У родителей  только тогда появляется любовь к школе и  к классу,  когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

  6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

  7. Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.

  8. Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания все, о чем так пылко спорили,  тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми  или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

  9. Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу детскому и взрослому коллективу.

Структура проведения родительского собрания.

1.Алгоритм .

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

  • возрастные особенности детей;

  • преобладание типов семей;

  • уровень образованности и заинтересованности родителей;

  • проблемы классного коллектива;

  • цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2. Подготовительная работа:

  • изучение научно-методической литературы;

  • анализ документации;

  • проведение микроисследования;

  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;

  • объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;

  • запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

  • приглашение родителей и других его участников;

  • привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

  • оформление и оборудование места проведения собрания.

3. Рекомендации по проведению родительского собрания:

  • оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

  • оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

  • оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

Структура проведения родительского собрания:

  1.  Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

  2.  Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно — благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.

  3.  Анализ развития детей за определенный период:

  • личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);

  • учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

4. Принятие решения собрания.

5. Индивидуальные консультации с родителями.

2. Оформление протокола родительского собрания:

Повестка:

1. Семинар-практикум «Речевые игры с детьми».

Отв.: воспитатель Ф.И.О.

2. Беседа «О рациональном питании».

Отв.: технолог по питанию Ф.И.О.

Оформление хода в протоколе родительского собрания:

1. По первому вопросу воспитатеь (указать Ф.И.О.) рассказала о важности использования игр в целью развития…

2. Аналогично.

3.Разработка решения собрания.

Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета иногда забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и ДОУ. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому педагоги должны за 2 – 3 дня до собрания составить проект решения родительского собрания. Решение прописывается в виде перечня планируемых действий с обязательным указанием ответственных и сроков исполнения, например:

  • Сделать чесночные бусы.

Ответственные: родители.

Срок: до 10.12.2014г.

  • Приобрести единую спортивную форму.

Ответственные: родительский комитет.

Срок: до 20.09.2014г.

  • Осуществлять закрепление навыков счёта в повседневной деятельности.

 Ответственные: родители.

Срок: постоянно.

При разработке решения целесообразно воспользоваться помощью педагога — психолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя и других работников детского сада.

Примерный режим родительского собрания.

        Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

  1. Вступительное слово педагога (представление гостей) – 5 мин.

  2. Анализ анкет родителей (воспитателем), чтобы ярче обнажить проблему  встречи – 5-7 мин.

  3. Выступление по теме: специалист или воспитатель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.

  4. Обсуждение проблемы родителями — 20 мин.

  5. Анализ успехов детей в группе воспитателем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — УСПЕХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ВАМ ГАРАНТИРОВАН!

4.Заключение.   

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/492986-algoritm-provedenija-roditelskogo-sobranija

Также вас может заинтересовать

  • Программа работы с родителями в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ
  • Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными требованиями»
  • Система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста
  • Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему»Дошкольник готовится стать школьником»
  • Родительское собрание на тему «Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

 Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

 Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.

 Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

 Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

 Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

 Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

 Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

 Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

 В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

 Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

 Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

 Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.

 Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

 Давать негативную оценку всему классу.

 Переоценивать значение отдельных предметов.

 Избирать для общения назидательный тон.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

1.    Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2.    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей и быть актуальной для родителей.

3.    Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4.    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

5.    Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

6.    План проведения родительского собрания должен быть им известен.

7.    Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

8.    Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

9.    Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

 В
условиях кардинальных изменений в
социальной жизни нашей страны, перемен
в области просвещения, проблемы
взаимодействия семьи и школы являются
особенно актуальными. Родители и педагоги
– две мощнейшие силы в процессе
становления личности каждого человека,
роль которых невозможно преувеличить.
Актуальное значение приобретает не
столько взаимодействие в нашем старом,
традиционном понимании, сколько, прежде
всего, взаимопонимание, взаимодополнение,
сотворчество школы и семьи в воспитании
и образовании подрастающего поколения.

 Цели
и задачи работы с родителями:

  1. Установление 
    контакта, общей благоприятной атмосферы
    общения с родителями учащихся.

  2. Изучение
    воспитательных  возможностей семей.

  3. Формирование
    активной педагогической позиции
    родителей, повышение воспитательного 
    потенциала семьи.

  4. Вооружение
    родителей необходимыми для воспитания
    детей психолого – педагогическими 
    знаниями и умениями, основами
    педагогической культуры.

  5. Предупреждение
    наиболее распространенных  ошибок
    родителей в воспитании детей.

  6. Оказание
    помощи родителям в организации
    педагогического самообразования.

 Семья, 
как и школа, — это своего рода посредник
между формирующейся личностью ребенка
и обществом. Значит, родители должны
иметь представление о целях и задачах,
конечном результате воспитания, что
поможет в воспитании собственного
ребенка. Как мобилизовать родителей на
непосредственное включение в педагогический
процесс? В практике современной
отечественной общеобразовательной
школы рассматривается традиционно
сложившаяся и утвердившаяся форма
работы школы с родителями – родительское
собрание.

 Основное
назначение собраний – повысить уровень
психолого – педагогической культуры
родителей, вызвать интерес к научным
путям решения проблем семейного
воспитания, побудить к анализу и коррекции
своих взаимоотношений с детьми с
педагогических позиций.

 Значительное
место в системе работы школы с родителями
относится к их  психолого –
педагогическому просвещению. Накопление
педагогических знаний родителями
связано  с развитием их педагогического
мышления, привитием умений и навыков в
области воспитания.

Планируя
психолого – педагогическое просвещение  
родителей. Нужно исходить из следующих
задач:

  • сделать
    школу и семью союзниками в воспитании
    детей;

  • обеспечить
    полное взаимопонимание и согласованное
    взаимодействие школы и семьи в
    осуществлении комплексного подхода к
    воспитанию;

  • нейтрализовать
    возможное отрицательное влияние семьи
    на ребенка;

  • компенсировать
    проблемы семейного воспитания: выявлять,
    поддерживать и развивать воспитательный
    потенциал семьи.

Принципы
проектирования  родительского
всеобуча:

  •  учет
    личностных интересов, склонностей и
    возможностей родителей;

  • включение
    родителей в учебно – воспитательные
    ситуации через интегрированные широкие
    творческие задачи, образующие
    целесмысловое поле;

  • постоянная
    актуализация самоопределения родителей
    в целях и смыслах их деятельности;

  • культивирование
    конструктивного взаимодействия и
    общения родителей;

  • увязывание
     содержания всеобуча и социальной
    поддержки педагогов.

 Можно
выделять некоторые основные направления,
внутри которых создаются ситуации
совместной продуктивной деятельности
и психолого – педагогического
самообразования родителей:

  •  психолого
    – педагогическое образование родителей;

  • проведение
    семинаров, конференций, родительских
    собраний;

  • планирование,  
    реализация, рефлексия мероприятий как
    крупномасштабной продуктивной задачи
    всего коллектива;

  • разработка
    проектов стратегического или тактического
    значения (например, создание совместных
    научно – исследовательских проектов);

  • совместное
    оформление и описание опыта воспитательной
    деятельности.

 Формы
работы с родителями

1.
Научно – практическая родительская
конференция –
форма
сочетания пропаганды  педагогических
знаний с практическим передовым опытом
семейного воспитания.
Их
организаторами выступают родительский
комитет и актив класса. Это могут быть
заседания, посвященные отдельным
воспитательным проблемам.

 Конференции
проводятся 1 – 2 раза в год, так как
требуют тщательной подготовки. Ход
конференции обсуждается на родительском
комитете: продумывается план, выявляются
семьи, чей опыт воспитания достоин
распространения.

Успех
конференций зависит от самостоятельной
работы родителей по анализу литературы,
осмыслению и обобщению своего опыта,
умения на основе критических знаний
оценивать воспитательный процесс,
увидеть возможность совершенствования
форм и методов сотрудничества с детьми.

Условиями
успешного проведения родительских
конференций являются  следующие:

  • актуальность,
    значимость и доступность предложенной
    темы;

  • тщательная
    предварительная подготовка (тема и
    план представляются родителям за 2 –
    3 недели до проведения, указывается
    рекомендованная литература);

  • организация
    консультаций в период подготовки по
    отбору материала, его систематизации,
    анализу, подготовке выступлений;

  • создание
    благоприятного эмоционального 
    климата во время проведения конференции,
    характеризующегося общей заинтересованностью,
    откровенностью разговора.

Порядок
работы конференции может быть определен
следующим образом:

  1. Вступительное
    слово педагога (классного руководителя,
    директора, замдиректора) о значимости
    и сущности проблемы и позитивном опыте
    семей.

  2. Выступления
    родителей (обмен опытом, анализ
    воспитательного процесса в семье).

  3. Заключение
    ведущего конференции, содержащее оценку
    выступлений, опыта семейного воспитания.
    Проблем, которые предстоит решить.

Эффективность
родительской конференции возрастает,
если в ее проведение включается
библиотека, работники, которой готовят
книжные выставки по обсуждаемой проблеме.

 Примерные
темы для совместного обсуждения на
конференции:

  • «Основы
    построения общения с ребенком»

  • «Права
    и обязанности ребенка в семье»

  • «Стили
    и методы воспитания ребенка в семье»

  • «Психология 
    ребенка»

  • «Особенности
    адаптации  ребенка в школе»

  • «Предупреждение
    правонарушений несовершеннолетних»
    и др.

2.
Наиболее распространенной формой работы
с родителями является классное
родительское собрание. 
Главным
ее предназначением является согласование,
координация и интеграция  усилий
 школы и семьи в создании условий для
развития личности ребенка. Родительское
собрание

– одна из основных универсальных форм
взаимодействие школы с семьями учащихся
и пропаганды психолого- педагогических
знаний. Эта  школа повышения у родителей
компетентности в вопросах обучения
детей, формирующая родительское 
общественное мнение, родительский
коллектив.

На
собрании обсуждаются проблемы жизни
класса и родительского  коллектива.  
По тем конкретным задачам, которые
решаются на собраниях, их можно разделить 
на несколько видов:

  1.  Организационные
    собрания
    (выбор
    классного родительского комитета;
    выбор деятельности по направлениям;
    выбор представителей в совет школы;
    разборка и утверждение плана работы
    родительского комитета и т.п.).

  2. Аналитические
    собрания
    (ориентированные
    на разрешение возникающих проблем
    педагогического просвещения родителей).

  3.  Итоговые
    собрания
    (направленные
    на подведение итогов работы класса за
    определенный период времени: четверть,
    полугодие, год).

  4. Комбинированные
    собрания
    (включающие 
    в себя задачи всех предыдущих видов
    собраний). Практика свидетельствует о
    том, что этот вид собраний наиболее
    часто встречается в работе классных
    руководителей.

На
организационных собраниях утверждаются
планы работы, избирается родительский
комитет, разрабатывается план мероприятий,
распределяются общественные поручения
и создаются  инициативные группы
родителей по различным направлениям
работы,  разрабатываются планы
проведения общешкольных мероприятий
с участием родителей.

Первое
родительское собрание является, как
правило, организационным и проводится
в начале сентября. Последующие собрания
проводятся один раз в четверть. На первом
родительском собрании классный
руководитель  раскрывает перед
родителями необходимость и задачи
взаимодействия. Общим решением, определяя
основные направления работы, на этом
же собрании выбирается  родительский
комитет. Собираются материалы о
возможности организации работы родителей
класса в виде предложений, изложенных
в анкете.

 Эти
предложения могут быть такими:

  • поручения,
    предполагающие проявление родителями
    активной воспитательной позиции,
    непосредственную работу с детьми,
    проявление творчества, инициативы.
    Организаторских способностей: руководство
    кружком по своей специальности,
    руководство спортивной секции,
    руководство клубом, руководство
    турнирами, олимпиадами, руководство
    экскурсиями. Составление сценариев
    классно – семейных праздников,
    организация и подготовка совместных
    с детьми выступлений. Творческих
    отчетов;

  • поручения,
    предполагающие содействие в проведении
    воспитательной работы, оказание
    организационной помощи: содействие в
    проведении экскурсий4 содействие в
    проведении классно – семейных праздников
    и общешкольных мероприятий; содействие 
    в организации встреч с интересными
    людьми; содействие в создании материально
    – технической базы класса;

  • поручения,
    предполагающие непосредственное
    участие в развитии и  укреплении
    материально – технической базы ОУ:
    трудовое участие в оборудовании
    кабинетов; изготовление оборудования,
    приборов, наглядных пособий; помощь в
    ремонтных работах, благоустройстве
    школы; спонсорская помощь школе.

Родительское
собрание включает в себя  шесть
обязательных компонентов:

  1. Анализ
    учебных достижений учащихся класса. В
    этой части собрания классный руководитель
    знакомит родителей с результатами
    учебной деятельности класса. С
    рекомендациями педагогов – предметников.

  2. Знакомство
    родителей с состоянием эмоционального
    климата в классе. Темой для разговора
    здесь могут быть взаимоотношения
    учащихся, внешний вид и другие вопросы.

  3. Психолого-
    педагогическое просвещение. Этот
    компонент можно выделить в отдельный
    пункт  собрания, но можно естественным
    образом включить в структуру других
    составляющих.

  4. Обсуждение
    организационных вопросов (экскурсии,
    классные вечера, приобретение учебной
    литературы и пр.).

  5. Рефлексия.
    В конце родительского собрания родители
    оценивают его значимость, актуальность,
    полезность.

  6. Личные
    беседы с родителями.

Организуя
родительские собрания, можно 
придерживаться следующих принципов:

  • родительское
    собрание должно просвещать родителей,
    а не констатировать ошибки и неудачи
    детей  в учебе;

  • тема
    собрания должна учитывать возрастные
     особенности детей;

  • собрание
    должно носить как теоретический, так
    и практический характер  (разбор
    ситуаций, тренинги, дискуссии);

  • классный
    руководитель должен не назидать, а
    общаться с родителями. Давая им
    возможность высказать свое мнение в
    ходе собрания, а не после него;

  • родительское
    собрание не должно быть длительным,
    главным в его содержании является
    четкость, лаконичность, системность;

  • каждое
    родительское собрание должно давать
    родителям пищу для размышлений и
    полезную информацию, которую можно
    использовать  во благо ребенку.

Алгоритм
подготовки родительского собрания

  1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:

  • возрастные
     особенности детей;

  • преобладание
    типов семей;

  • уровень
    образованности и заинтересованности
    родителей;

  • проблемы
    классного коллектива;

  •  цели
    и задачи учебно–воспитательного
    процесса, стоящие перед школой.

  1. Подготовительная работа:

  • изучение
    научно – методической литературы;

  • анализ
    документации;

  • проведение
    микроисследования;

  • определение
    вида, формы и этапов родительского
    собрания, способов и приемов организации
    работы его участников;

  • объявление
    за 2 – 3 недели о родительском собрании
    учащимся;

  • запись
    в дневниках учащихся о теме и сроках
    собрания;

  • приглашение
    родителей и других его участников;

  • привлечение
    родителей и других его участников;

  • привлечение
    к его подготовке членов родительского
    комитета;

  • оформление
    и оборудование места проведения
    собрания.

  1. Рекомендации по проведению родительского собрания:

  • оно
    должно просвещать родителей, а не
    констатировать ошибки и неудачи детей
    в учебе;

  • оно
    должно носить как теоретический. Так
    и практический характер: разбор ситуаций,
    тренинги, дискуссии и т.д.;

  • оно
    не должно заниматься обсуждением и
    осуждением личностей учащихся, педагогов,
    родителей.

  1. Структура проведения родительского собрания:

1) Информация
общего характера (достижения
и перспективы развития
школы,
изменение плана, предстоящие мероприятия,
планируемые расходы: зачем и почему).
Отдельно – благодарность тем родителям,
которые помогли классу и школе.

2) Анализ развития детей за определенный период:

  • личностные
    изменения (проблемы, возникающие между
    детьми, данные диагностик);

  • учебная
    деятельность (уровень мотивации,
    достижения, проблемы).

3) Обсуждение
конкретной проблемы
(просвещение
родителей, обучение родителей, повышение
их психолого – педагогической
компетенции).

Внеучебная
проблема:

  • выделяем
    существующую (возникшую) проблему;

  • определяем
    причины ее возникновения (чем больше
    вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему
    с разных сторон);

  • предпринимаем
    попытку ее теоретического развития,
    осуждаем любые варианты и оцениваем
    их эффективность, реальность воплощения,
    прогнозируем возможные последствия
    (к чему это может привести), определяем
    участников разрешения данной проблемы
    и распределяем ответственность между
    ними.

 Учебная
проблема:

  • выделяется
    характер  затруднений детей при
    освоении учебного курса;

  • анализируется
    причины затруднений;

  • идет
    совместное обсуждение6 сбор информации,
    обращение к опыту родителей тех детей,
    у  которых подобных затруднений нет;

  • даются
    методические советы по коррекции
    учебной деятельности (рекомендации по
    организации выполнения домашних
    заданий, требования к ведению тетрадей
    и т.д.);

  • лучше
    взять одну, но конкретную проблему и
    проработать ее досконально (!).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Роковая ошибка скачать на телефон бесплатно фильм
  • Роковая ошибка мелодрама отзывы
  • Роковая ошибка сериал 2021 актеры и роли
  • Роковая ошибка сериал содержание серий читать на русском
  • Роковая ошибка мелодрама описание серий