Если вы тоже хотите разбор своих работ, то прислать их можно на условиях данного поста (бесплатно).
Анализируя работу абитуриента, я рассматриваю композицию с точки зрения критериев оценки на экзамене в МАрхИ. Я оцениваю исключительно работу, а не её автора, и хотела бы, чтобы они воспринимались не как критика, а как точки для роста. Так что извините, если местами буду жёсткой, но мои слова – обычно цветочки по сравнению с высказываниями проверяющих на апелляции.
Для начала оценим построения. Для неопытного взгляда здесь все хорошо, но мне (и приемной комиссии тоже) здесь бросаются в глаза перспективные искажения. Посмотрите, как неравномерно сходятся линии: в то время, как одни почти параллельны, другие сходятся слишком резко. Они явно не идут в одну точку на линии горизонта, как должны делать в перспективе все приличные параллельные линии. То же самое происходит и с противоположным направлением.
Следующий момент, на который надо обратить внимание – неравномерность сокращения эллипсов, на несоответствие раскрытия эллипсов-оснований тел вращения раскрытиям горизонтальных квадратов. Эллипсы 3 и 4 расположены примерно на одном удалении от линии горизонта, значит должны быть почти одинаковыми. А по разнице раскрытий между 1 и 2 эллипсами – я понимаю, что между 2 и 3 разница должна быть побольше.
Также важно соблюдать масштаб. На экзамене в МАрхИ этого требуют строго. Посмотрите на ребро основания горизонтальной пирамиды (слева сверху под шестигранником) и переднее вертикальное ребро куба под ней. Пирамида явно меньше куба. Оцените размеры шара и эллипса, вписанного в сторону куба. А ведь у нас шар должен быть вписанным в куб, а не произвольного размера. Оцените также разницу между эллипсами, вписанными в квадрат и в основании конусов (наглядно на фото – у эллипсов 4 и 5 большая ось длиннее, чем у 1 и 2). В прошлом году одной моей ученице, которую немного переклинило на экзамене чуть-чуть отойти от масштаба (едва заметно), при великолепном исполнении всего остального, за такое жёстко сняли баллы (а за композицией «подтянули» ещё и голову, чтоб не повадно было).
Теперь оценим компоновку на листе. В МАрхИ требуют равномерное заполнение листа, плоский низ – где все предметы как будто стоят на одной плоскости (по крайней мере до сих пор было так). Совсем не приветствуются «дырки» в композиции.
Сейчас ваши предметы “плавают” в пространстве пустого листа. А у вас ведь по заданию может быть 12-15 фигур в композиции, и они могут быть покрупнее! Это позволит сделать побольше интересных врезок и придать композиции более сложный вид.
Кроме того, если где-то и есть интересные места, то сейчас они все находятся на периферии, в то время, как в центре глазу не за что зацепиться! Внимание рассеивается, цельности нет. Если бы вместо одной из четырёхгранных призм появился вертикальный шестигранник – это уже бы спасло положение.
На моих страницах в социальных сетях (всех их можно найти по единому названию aseykinaonline) вы можете подсмотреть примеры удачного расположения предметов на листе на работах по композиции.
Также прикрепляю фото наброска, выполненного в процессе обучения на моём марафоне. Это классическое задание по композиции. Такие наброски неплохо бы делать перед выполнением большой работы, т.к. это позволяет вам заранее продумать расположение предметов.
Врезки. Сейчас складывается ощущение, что вы не умеете делать ничего сложнее, чем врезка куба в куб, и куб в пирамиду. Они же такие простые! А представьте, как вы будете выглядеть на общем фоне на экзамене, где большинство ребят выполняют что-то посложнее, а у вас конус еле удерживает баланс на ребре шестигранника, потому что вы не хотите\не можете его врезать? Вам в таком свете не захотят поставить высокий балл, даже если по всем остальным фронтам все будет идеально.
И самое главное, что даже с учётом того, что здесь оставлены самые простые врезки – они выполнены с ошибками! Такие врезки в пирамиды, как у вас, должны идти параллельно средним линиям секущих плоскостей (я отметила). Сейчас они идут не под теми углами, следовательно, показывают другое положение плоскостей друг относительно друга, чем на самом деле.
Врезка конуса в куб выполнена как будто по прямой, но по прямой линии вертикальная плоскость будет пересекать конус только в том случае, если сечение прошло через центр. В остальных случаях в сечении получается парабола.
Шар врезается в плоскость по эллипсу, равнозначному эллипсу, вписанному в нее. Что происходит у вас? Вы как будто забыли про правила построения вертикальных эллипсов, где брать их раскрытия, где оси.
Графику пока не доделали. Если видимые линии читаются, то между невидимыми и линиями построения нет градации. А куда спряталась большая часть ваших линий построения??? Их тоже нужно показывать! Половина предметов не читается из-за отсутствия проработки невидимых линий.
По поводу тона – он сейчас совершенно не разобран. Все плоскости в светах одинаково белые. Почему? Они ведь все расположены по-разному относительно источника освещения? Почему вы не показываете различия между наклонными плоскостями пирамид и шестигранников, горизонтальными плоскостями? На фото я показала, под каким углом падает свет и какую интенсивность тона нужно подобрать в зависимости от него.
Плюс не хватает градации тона внутри самой плоскости. Сейчас грани предметов выглядят так, будто их покрасили заливкой в фотошопе. В реальности же свет должен темнеть вдаль от источника освещения и от зрителя, а тень – светлеть (это называется воздушная перспектива). Тем самым первый план на плоскости выделяется бОльшим контрастом. Так вы показываете глубину пространства. Посмотрите на боковую плоскость самой нижней призмы в тени – вы путаете зрителя, когда показываете, что она темнеет вправо вниз.
Эта работа не является экзаменационной, однако посмотрите, как должен выглядеть проработанный со всеми нюансами тон. Оцените разницу. Представьте, как будут такие работы смотреться рядом при оценке на экзамене. Ведь суть оценки по рисунку в том, что она не может быть объективна. Это всегда ещё какое-то дополнительное количество внешних факторов. В том числе, как работа смотрелась на общем фоне поступающих.
Подводя итог хочу сказать, что сама композиция сильно выделяется на фоне такого предмета как «рисунок». Недаром её называют «технический рисунок» или «рисунок архитектора». Т.к. помимо того, что вы видите, вы ещё проводите некий анализ, показываете внутреннюю конструкцию. Выражаете свою мысль на плоскости. Это очень интересный и нужный предмет для архитектора! Его важно пройти на достойном уровне, ведь полученные при освоении навыки многократно послужат вам при обучении профессии.
Чтобы найти другие разборы работ, вы можете вбить слово «разбор» в поисковой строке сайта.
-
ВСЕ
-
Рисование
-
Советы художника
-
История искусств
-
Живопись
-
Рисунок
-
Цветоведение
-
Поэтапное рисование
-
Вдохновение
-
О художниках
-
Ученики
-
Композиция
-
Абстракция
-
Книги
-
Фильмы
С компоновки начинается любой рисунок или этюд и, как говорил мой папа: “Компоновка — половина успеха”. Это действительно так, неуверенная компоновка может “запороть” очень даже впечатляющую технику и почти совершенную моделировку формы.
А на вступительных испытаниях в художественный Вуз или колледж за неудачную компоновку снимается 1-2 балла.
О самом термине я уже писала тут: https://jotto8.ru/blog/komponovka-v-liste . Самое время описать способы компоновки изображения в листе и основные критерии на которые стоит ориентироваться художнику.
1). Расположение элементов изображения на листе основано на законах зрительского восприятия.
Именно потому, что человеческий глаз видит окружающую реальность особым образом (если, например, сравнивать с фотоизображением — как видит фотоаппарат). На восприятие окружающих объектов и предметов влияет не только бинокулярность, но и цвет радужки, строение хрусталика, угол зрения, одновременный контраст восприятия цветов, форм, линий, силуэтов и прочее. Исследователи изобразительного искусства и теоретики вывели ряд принципов, правил, приёмов и законов для создания изображений в двухмерной плоскости, таких, которые помогают зрителю адекватно воспринимать изображённое. Из эпохи в эпоху художники изучали и дорабатывали (а иногда и сознательно нарушали для пущей убедительности) эти правила и законы. Но прежде чем что-либо сознательно нарушить, стоит это изучить. Основные, самые важные и простые правила компоновки я опишу ниже.
2). Компоновка и композиция — абсолютно разные вещи.
Если композиция отвечает за передачу авторской идеи, за художественный образ (что хотел сказать художник конкретно, каково его мнение по поводу изображаемого), то компоновка ответственна за тактичное расположение в рамках формата листа увиденного в натуре. Проще говоря, композиция — это сочинение, творчество, а компоновка — пересказ, ремесло. Соответственно, сначала начинающих художников обучают компоновке, умению распорядиться свободным полем листа, уместить в заданный формат всё, что хочется изобразить так, чтобы на рисунок было приятно смотреть. Например, она помогает проследить и нарисовать разные по размеру предметы в нужной пропорции друг по отношению к другу и краям формата, распределяет пустые пространства вокруг изображённых предметов или объектов, задаёт свободные поля, помогает изображению поместиться в лист полностью.
Именно с этого начинается любая картина или рисунок. И для рабочего эскиза компоновка тоже необходима. Кстати, при эскизировании художники часто разрабатывают несколько вариантов компоновки изображения, например, используя разные форматы — вертикальный, горизонтальный, квадрат.
3). Основные ошибки при компоновке рисунка.
— Изображение (основной предмет) расположен точно посередине листа (в геометрическом центре, на пересечении диагоналей). Такое положение предмета излишне статично, взгляд зрителя падает только на этот самый предмет и не скользит по вторичным и дополняющим элементам. Такой рисунок скучно и не интересно рассматривать, он лишён динамики. Для зрителя важно переключение внимания, проделывание определённой визуальной работы, а абсолютная статика этого не допускает. Исключение из этого правила — искусство орнамента, где сама декоративная структура является прикладным дополнением к плоскости или форме.
— Изображение (основной предмет) расположен на оси симметрии формата листа, вертикальной или горизональной. Деление листа ровно на 2 части линией или пятном (формой) разрушает связь между частями изображения. Перед зрителем появляется задача определить, что для художника и для него самого важнее — право или лево, верх или низ. Вместо рассматривания объёмов, форм, ритмов в рисунке, он вынужден решать нерешаемую головоломку. Именно поэтому художники всегда располагают, например, линию горизонта выше или ниже горизонтальной оси листа.
— Изображение выстраивается строго по диагонали листа (от угла к углу). В таком случае рабочая плоскость листа также делится на две равные части — большие треугольники. Кроме того, излишне прямолинейное решение неприятно зрителю. Для решения такой задачи художники используют, в противовес основному движению, небольшой противоположный вектор. Но это уже из разряда композиционных приёмов и к нашей теме относится косвенно.
— Выноска частей изображения за края формата (если это не предусмотрено идеей рисунка или картины). Разрезание объектов и предметом краем листа, частичное их размещение на листе считаются ошибкой. При компоновке стоит позаботиться о том, чтобы все заданные и важные элементы натуры вошли в изображение полностью. Исключение — фрагментарная или открытая композиция, но это тоже из области композиции, сочинения картины, а не компоновки — рисования с готового визуального материала.
— Размещение всех частей изображения на одной четверти или половине листа или холста, оставляя много свободного пространства, если это не предусмотрено идеей. При компоновке изображения визуальные пустоты между предметами задают ритм свободных пятен, где внимание зрителя ослабевает, концентрируясь на главном. Поэтому обилие свободного поля в плоскости листа или холста при компоновке изображения не желательно. Здесь не стоит художественно-образной задачи и эксперименты с массами свободного и заполненного поля недопустимы.
— Расположение изображения излишне высоко или излишне низко на листе. При компоновке важно учитывать визуальное восприятие тяжести объектов или предметов зрителем, потому что слишком высоко расположенный объект выглядит слишком лёгким, а расположенный низко — слишком тяжёлым. Оптимально располагать изображение на листе чуть выше, чем посередине. Стоит также учитывать направление взгляда портретируемого — со стороны лица (куда смотрит персонаж) оставляем чуть больше места, чем со стороны затылка.
4). Размер изображения в формате листа должен быть ни слишком большим, ни слишком мелким.
Как определить, хорошо ли закомпоновано изображение? Отойти на расстояние 2-3 больших сторон листа (лучше дальше) и проанализировать, каково изображаемым предметам в листе, соразмерно ли они выглядят по отношению к формату? Если предметам “не хватает воздуха”, они слишком крупные и есть ощущение вываливания их из формата листа — нужно больше свободных полей и фрагментов вокруг, стоит уменьшить размеры предметов. Если же предметы “теряются” в поле листа, вокруг них слишком много свободного пространства — стоит их укрупнить, нарисовать более массивными.
Для каждого формата эта соразмерность своя, поэтому чёткого правила, сколько см в длину и ширину должно быть нарисовано изображение и сколько пустых полей оставлено вокруг, не существует. Напомню так же, что формат листа не обязательно может быть стандартным (А4, А2 и т.д.), в квадрат или вытянутый прямоугольник предметы и объекты компонуются по тем же принципам.
И ещё напомню, что изображать предметы на листе больше их натуральной величины не рекомендуется (в академическом учебном рисунке это считается серьёзной ошибкой). Лучше выбрать пропорцию для рисования — чуть меньше реального размера. Это связано и с принципами зрительского восприятия, и с тем, что при укрупнении художнику придётся додумывать и прорисовывать большие фрагменты, которых в натуре нет или плохо видно, а это усложняет поставленную перед художником задачу.
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже
-
Назад -
Вперед
Оригинал статьи: https://www.3dtotal.com/interview/1206-5-composition-mistakes-to-avoid-by-chris-tulloch-mccabe-artwork-guide-2d
Концепт художник Chris McCabe описал 5 распространенных ошибок композиции и показал как предотвратить это.
Привет, меня зовут Chris Tulloch McCabe и я концепт художник. Я пройдусь по самых популярных убийцах композиции. Пять вещей, которые мне приходится избегать на каждой картине, которую я когда-либо делал. Как и большинство моментов в композиции, это простые правила, которые легко реализовать, хотя одинаково легко пропустить, когда вы отвлекаетесь на дизайн, перспективу, сюжет и так далее.
Повторяющиеся формы
Повторение фигур, линий и форм встречается больше всего, и я часто это вижу. Это делает картину неподвижной и безжизненной и, за исключением, возможно, некоторых искусственных структурных картин (где повторение может дать чувство власти или контрастировать с органическим элементом). Повторяющиеся формы сделают вашу работу нереалистичной. Даже с не фотореалистичным стилем, контрастом и вариациями есть что-то интересное. Так что будьте творческими и подумайте о силуэтах фигур, когда они отступают на задний план. Ваш глаз и мозг будут благодарны и подарят вам немного эндорфинов.
Касательные линии
Другой распространенной ошибкой есть плохие точки прикосновения. Они проскальзывают регулярно, сложные мелочи, и как только вы начнете их замечать, вы почувствуете необходимость исправлять их везде, где найдете. Край одного объекта выровнен с краем другого. Это выглядит плохо. Странная вещь, в отличие от повторяющихся фигур, плохие точки соприкосновения встречаются все время в реальной жизни, но в картине или шоте? Это придает чувство неудобства. Существует чувство ожидания, как своего рода контракт между зрителем и художником. «Если я посмотрю на это, все здесь по какой-то причине?» «Да». Итак, все, что привлекает ваш глаз, подсознательно интерпретируется как имеющее важность или, по крайней мере, “приятно смотреть”. Плохие касательные не только выглядят неудовлетворительными, но и путают информацию о том, как глаз должен двигаться в композиции.
Маленький, маленький и маленький
Композиция нуждается в вариации и контрасте всех видов. Масштаб, возможно, самый важный. Как вы можете видеть на картинках «А» и «В» (см. ниже) композиция «А» сделана полностью из скал среднего размера, скучна и мертва. Изменение масштаба может использоваться для демонстрации относительных размеров, например. «Если это и то, одно и то же, и это большое, расстояние между ними должно быть …». Изменение размера помогает показать реализм или что мы видим кроп более крупной среды за кадром. Это позволяет зрителю представить больше, в отличие от коллекции странно похожих объектов в кадре. В итоге маленькие одинаковые объекты выглядят почти как шум или текстурный паттерн.
Разделение пространства
Разделение пространства является основным, но также может меняться в зависимости от задач. Я целенаправленно использовал такой пример. В «А» мы видим горизонт, который полностью разделяет композицию пополам и основной фокус кадра – мертвый центр. Это может работать в определенных случаях. Я, например, нарисовал пространство, разделенное так, но это дает графическую тишину, которая могла бы сработать, возможно, на обложке книги… Но для большинства применений, таких как рисование окружающей среды, ключевого кадра, персонажей и т. д. Вам нужно будет использовать правило третей вместе с более желательным разделением пространства – 1/3. Линия горизонта должна быть в идеале примерно на 1/3 по вертикали или 2/3 для более высокого зрения с высоты птичьего полета. Но не по центру, и это также относится к вертикальному разделению. Важные элементы вдоль линий которая на 1/3 вашего кадра будут позволять картинке дышать, позволять взгляду течь, и не возвращаться назад. Это подводит меня к моей последней части…
Дайте глазам отдохнуть!
Окей, немного сложнее, что действительно поможет поставить вашу работу на другой уровень, сдержанность! Можете ли вы сказать: «Нет, этого достаточно, глаза должны отдохнуть!» Как вы можете видеть в «А», текстура хороша, а фигуры интересны, но мне просто нужно успокоиться. Это перегруз. Должны быть области для отдыха ваших глаз и это показывает, что вы уверены в своей работе. Это помогает сделать детализированные области в вашем арте. В «B» вы видите, что в левом верхнем углу есть только крошечная зона отдыха – этого недостаточно. В «C» есть воздушность и открытость, которые приглашают зрителя оглядеться вокруг с некоторыми прекрасными вещами, что встретятся на этом пути. Это является другим аспектом отдыха для глаз. В «D» вы можете увидеть области, которые являются местами с низким уровнем шума и высоким уровнем освещенности, выделены белым цветом. Вы можете использовать это, чтобы провести глаз через композицию.
Comments
comments
Любимые ошибки начинающего художника.
Опубликовано 28 Янв 2011 в рубрике «Уроки рисования»
В прошлом выпуске я упоминала о том, что рисуя даже такой простой предмет, как кубик, можно наделать кучу ошибок. Сегодня я бы хотела подробнее остановиться на этих ошибках, поскольку их делают практически все. Давайте их рассмотрим на примере того же кубика.
- 1. Первая группа — ошибки линейной перспективы (в рисунке гипсовых примитивов они сильнее всего бросаются в глаза).
Точки схода для параллельных линий обычно находятся далеко за пределами рисунка, поэтому просто провести линии до этих точек не получается. Угол наклона берется на глазок, отсюда ошибки.
- Отсутствие перспективы — изометрия. Все линии параллельны друг другу, перспективных сокращений нет.
- Обратная перспектива — линии сходятся, но не на горизонте, а перед предметом, дальние грани получаются по размеру больше ближних — отсюда впечатление вывернутости.
- Слишком сильные перспективные сокращения, чрезмерное искажение.
Видео с разбором типичных ошибок перспективы на основе учебных рисунков смотрите ЗДЕСЬ.
Предмет сдвинут вправо или влево, расположен слишком высоко или слишком низко.
На этом рисунке кубик слишком сдвинут к правому краю. Край стола практически параллелен краю рисунка — такого расположения тоже нужно избегать.
Предмет может быть слишком большим в пространстве листа.
Или слишком маленьким. Тогда возникает дополнительная проблема — чем заполнить пустоту?
Пожалуй, на этом можно закончить.
И, в заключение, небольшое задание: вот учебный рисунок.
Попробуйте оценить его с точки зрения преподавателя: какие в работе допущены ошибки, что хорошо, а что можно добавить.
Вернуться на главную страницу
Композиция в картине — видео урок по ошибке симметрии
Композиция в картине и ошибка симметрии, конспект:
1. Нам бросается в глаза симметричность вещей
2. Природные объекты практически всегда несимметричны.*
3. Часто симметрия бывает признаком искусственности. Например, часто идеально ровная крона дерева в форме шара говорит о том, что здесь поработал садовник.
4. Симметричное расположение объектов тоже кажется необычным. Если делить композицию пополам по вертикали или горизонтали, например, линией горизонта, то надо делать это осознанно. В остальных случаях этого следует избегать.
5. Если композиция в одной части поделена по горизонтали пополам, а в другой нет — то это тоже заметно и не стоит использовать это без причины.
6. Если поделить композицию не на две, а на больше разных частей, то это все равно заметно.
7. Диагональ, которая делит холст пополам тоже странно выглядит, как и линия, которая утыкается в уголок.
2*
Люди и животные в целом симметричны, но не полностью. С одной стороны, надо следить, чтобы их руки и ноги были одинаковой длинны, и тому подобное. С другой, если мы хотим передать какого-то особенного человека, то несимметричность может быть одним из приемов, показывающим его конкретные особенности, характерные черты. Например, небольшой скос углов рта, образовавшийся с годами от кривой ухмылки, слегка наклоненный вбок нос и так далее.
Дополнительные материалы:
Вот несколько примеров работ с симметричной (почти симметричной) композицией. Композиция была в них выбрана осознанно. На мой взгляд, это замечательные картины. Этими примерами я хочу показать, что надо не бездумно следовать правилу, а осознанно выбирать.
Куинджи А.И. «Закат в степи на берегу моря»
Шишкин И.И. «Лесные дали»
Шишкин И.И. «Лесные дали»
Куинджи А.И. «Берёзовая роща»
Wyeth Jamie «Twin houses»
Wyeth Andrew «Young Bull»
Wyeth Andrew «The mill»
Wyeth Andrew «Sea Boots»
Следующий урок по композиции (ошибка совпадения)
Recent Posts