Реформаторская деятельность хрущева успехи и ошибки

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОШИБКИ ПРАВЛЕНИЯ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЕВА

Никита Сергеевич Хрущев — Первый секретарь ЦК КПСС 1953-1964 гг.

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОШИБКИ ПРАВЛЕНИЯ ХРУЩЕВА

7 ОСНОВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЕВА

1955 — Освоение целины в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Вплоть до 1965 г.

1956 — Разоблачение культа личности Сталина, реабилитация репрессированных.

1957 — Всемирный фестиваль молодёжи и студентов  в Москве.

1957 — Запуск первого в мире Искусственного спутника Земли.

1958 — «Раскрепощение колхозников»: выдача паспортов сельским жителям.

1959 — Начало массового жилищного строительства — «хрущевок». Продолжилось вплоть до 1985 г.

1961 — Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, совершившим полёт в космическое пространство.

7 ОСНОВНЫХ ОШИБОК НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА ХРУЩЕВА

1954 — Передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.

1955 — Принудительное насаждение кукурузы на всей территории страны.

1955 — Резкое сокращение вооруженных сил: десятки тысяч офицеров остались без работы; на металлолом порезаны корабли и самолеты 90% готовности.

1958 — Ограничение подсобных хозяйств, приведшее к массовому забою скота.

1961 — Обещал построить коммунизм к 1980 г.

1962 — Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 г

1954 — Карибский кризис, угроза атомной войны.

Генсеки, Хрущев

  1. Реформаторская деятельность н.С.Хрущева и ее последствия.

Н.С.
Хрущев, став секретарем ЦК КПСС, получил
возможность через партийный аппарат
реально влиять на ситуацию. Он по
собственной инициативе поставил задачу
разоблачить «культ личности», создать
прочные гарантии против его повторения.
Свое предназначение как лидера страны
Хрущев видел в том, чтобы дать мир и
благосостояние советскому народу.
Решение отойти от идеологических догм
и тоталитаризма создавало возможность
что-то сделать и для простого человека.
Заслуга Хрущева в том, что он сумел
превратить эту возможность в реальность.

Прекращение
массовых репрессий освободило человека
от ежеминутного страха за свою жизнь.
Человек ощутил, что у него есть какие-то
права и какие-то гарантии этих прав.
Жители села впервые за годы советской
власти получили паспорта и право,
оставаясь крепостными государства
избавиться от зависимости от конкретного
колхоза. Рабочий получил реальное право
увольняться, так как отменили выселение
с ведомственной площади. Реабилитация
целых народов позволила сотням тысяч
людей начать новую жизнь. А реабилитация
жертв репрессий освободила от двойной
морали всех тех, кто скрывал судьбу
деда, отца, брата, сестры. Принцип
материальной заинтересованности
позволил связывать свою жизнь с
собственными усилиями, самому определять
свою судьбу. Ценностью становилась не
стандартность, а индивидуальность.

Узаконивалось
право на индивидуальные вкусы, на «я»
отличное от «мы».

Одним
из ключевых пунктов новой экономической
программы было решение продовольственной
проблемы, а вместе с тем и решение вопроса
о выводе сельского хозяйства из затяжного
кризиса. “Если назвать самые трагические
для советской деревни времена — по
безнадежности и уже полному надругательству
над всеми человеческими чувствами, —
пишет А. Адамович, — так это, по моему
убеждению, послевоенные, где-то с 1946 по
1953-й”. Исчерпав последние резервы
энтузиазма, деревня могла подняться
только с помощью полновесного материального
стимула.

В
1959 году на XXV съезде КПСС Хрущёв выдумал
самую авантюрную из своих идей: догнать
и перегнать США как в повышении
промышленного производства, так и
сельскохозяйственного на душу населения
к 1970 г.

В
сентябре 1953 г. Хрущев выступил на Пленуме
ЦК с серией важных для того времени
предложений по развитию сельского
хозяйства. Была предпринята попытка
перехода от административных к
экономическим методам хозяйствования
на селе: если стране необходимо
продовольствие, то крестьянам надо
платить. Комплекс намеченных мер был
нацелен на решение двух взаимосвязанных
задач: расширение самостоятельности
колхозов и совхозов и усиление их
экономической заинтересованности. Были
увеличены закупочные цены на
сельхозпродукцию, введено авансирование
труда колхозников (до этого расплата с
ними производилась лишь один раз в год).
Начало несколько поощряться развитие
крестьянами личного подсобного хозяйства.

Однако
все эти решения могли дать отдачу лишь
несколько лет спустя, а поправлять
зерновое хозяйство требовалось
немедленно. В связи с этим в начале 1954
г. принимается решение о массовом
освоении целинных и залежных земель.
Освоение целины велось штурмом, без
серьезной научной проработки. На целину
по комсомольским путевкам ехала в
основном заводская и фабричная молодежь
из крупных промышленных центров, зачастую
не знавшая, как подступиться к трактору.
Зимой в лютые морозы, при ледяном ветре
в степи ставились палатки, вагончики,
времянки, завозилась техника, топливо,
начиналось освоение нетронутых плугом
бескрайних полей.

На
целину отправляли все, что имели. Все
гусеничные тракторы направлялись только
в Казахстан и Сибирь. К 1965 г. в колхозах
и совхозах Северного Казахстана тракторов
было почти в три раза больше, чем во всех
северо-западных областях РСФСР, включая
Карельскую АССР. За 1954-1961 гг. в освоение
целинных земель было вложено более 20%
всех государственных вложений в сельское
хозяйство за эти годы. Позволило создать
крупную базу производства сильных и
твердых сортов пшеницы, крайне необходимых
в хлебопечении.

Освоение
целинных земель сыграло немаловажную
роль в развитии сельского хозяйства
Западной и Восточной Сибири, где посевные
площади за 50-е годы увеличились почти
на 10 млн. га.

Но
это был ярко выраженный экстенсивный
вариант развития. Первое, но очень
короткое время целина давала хороший
урожай. Земля за счет своего векового
плодородия, даже без внесения удобрений,
неплохо родила. В 1954 г. целина дала свыше
40% валового сбора зерна. Это позволило
улучшить продовольственное снабжение
населения, но успехи были лишь в первые
годы. Но потом начались засухи, пыльные
бури и производство зерна на целине
оказалось делом рискованным. Целина не
оправдала надежд на стабильные урожаи
зерновых. В неурожайные годы в некоторых
областях не собирали даже семян. Целина,
безусловно, задержала перевод сельского
хозяйства на интенсивный путь развития.

Побывав
в США, Хрущев уверовал в то, что, сделав
упор на кукурузу, можно резко поднять
продуктивность животноводства. Его
борьба за внедрение кукурузы в стране
в ряде случаев носила анекдотический
характер. В соответствии с партийными
директивами ее часто сеяли там, где не
могло быть никакого положительного
результата. Кукурузная кампания»,
силовыми методами насаждаемая там, где
она и не могла давать урожай, не выручила
Хрущева. А ведь на это ушло несколько,
лет! Но неугомонный реформатор находит
другое решение проблемы подъема
животноводства. Он провел решение,
согласно которому у колхозников скупили
практически весь личный крупный рогатый
скот. Хрущев надеялся, что если он будет
находиться в общественном хозяйстве,
в крупных животноводческих комплексах,
то это даст резкий прирост продукции.

В
конце 50 — начале 60-х годов началась
незаконная ликвидация личного скота
сельских жителей под предлогом отвлечения
их от труда в общественном хозяйстве.
Личный скот, главным образом коровы, в
течение трех лет был частично сдан в
общественные стада, а основная часть
была крестьянами уничтожена. В результате
страна потеряла миллионы голов скота.

Хрущев
был непоследователен в преобразованиях,
начатых после 1953 г. Вместо дальнейшего
ослабления опеки над крестьянами,
увеличения материальной заинтересованности
колхозников следовали указания «сверху»,
которые носили характер все более
жесткой регламентации. Крестьянам в
приказном порядке навязывали посевы
кукурузы и другие нововведения, что
приводило к колоссальным потерям.
Государственные капиталовложения
постепенно были уменьшены. Село
превратилось в полигон для разного рода
скороспелых решений и преобразований.

Реформы
встряхнули деревню, и, несмотря на всю
непоследовательность, новый курс в
деревне дал практические результаты.

Так,
после длительного застоя начался
значительный рост как в земледелии, так
и в животноводстве.

В
целом крупные меры в аграрной области,
проведенные в 1953-1958г., можно свести к
следующему:


резко повысили закупочные цены (они не
компенсировали всех затрат производства,
но стали более обоснованными);


списали долги прошлых лет;


в несколько раз увеличили государственные
расходы на нужды деревни;


отменили налог на ЛПХ (личные подсобные
хозяйства) и разрешили в 5 раз увеличить
его размер;


провозгласили принцип планирования
снизу;


стали вводить пенсии для колхозников;


начали выдавать паспорта колхозникам;

Однако
итог аграрной реформы был неутешителен:
кризис сельского хозяйства углубился,
обострилась продовольственная проблема
в стране. В 1963 году первые за всю историю
СССР были произведены закупки зерна за
рубежом.

Хрущёв
стремился к децентрализации управления
промышленностью, так как становилось
всё труднее управлять предприятиями,
находящимися на периферии. Было решено,
что промышленные предприятия должны
управляться не министерствами, а местными
органами — совнархозами.

Реформа
образования

должна была снять возникшее противоречие
между всеобщим стремлением к высшему
образованию и потребностями экстенсивной
экономики в новых рабочих руках. В 1958
г. был принят Закон об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем развитии
системы народного образования в СССР,
согласно которому, осуществление
всеобщего среднего образования
(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей
задачей, но средняя школа приобрела
«политехнический профиль». Была
ликвидирована система «трудовых
резервов», т.е. сеть военизированных
училищ, существовавших за государственный
счёт. Их заменили обычными профессиональными
училищами, в которые можно было поступать
после 7-го класса.

Наибольшее
воздействие на дальнейшее развитие
советского общества имели преобразования
в социальной сфере.

На
XX съезде была выдвинута широкая программа
повышения жизненного уровня, включавшая
в себя сокращение рабочего времени,
массовое жилищное строительство,
повышение заработной платы низкооплачиваемым
работникам и целый ряд других важных
преобразований. Их реализация в
последующие годы не была последовательной
и не носила комплексного характера.

Главной
заслугой Н.С. Хрущёва было то, что он со
всей присущей ему кипучей энергией
разрушил авторитарную систему управления,
сложившуюся в СССР за тридцатилетнее
правление Сталина. Он первым начал
возврат к ленинским нормам партийной
жизни. Это Н.С. Хрущёв начал демократизацию
общества, привлекая к управлению страной
широкие слои населения. Именно при нём
начался и неустанно осуществлялся поиск
оптимальной модели хозяйственного
механизма. Советский Союз впервые
приблизился к рыночным отношениям и
начал осваивать первые из них. При Н.С.
Хрущёве была во многом решена самая
острая проблема — жилищная. Начался
подъём сельского хозяйства, сделала
мощный прорыв промышленность.

Большие
изменения в рассматриваемом десятилетии
были отмечены во внешней политике.
Именно в это время начался развал
колониальной системы. Вокруг КПСС стало
сплачиваться международное коммунистическое
и рабочее движение. Была снята напряженность
в Европе. Укреплялась система социализма.

Правление
Н.С. Хрущёва по праву называют эпохой
«оттепели». Это справедливо не только
для внешнеполитической деятельности
Советского Союза, но и для внутренней
жизни страны. В СССР складывались новые
отношения между людьми. Было стремление
Н.С. Хрущёва убедить сограждан жить в
соответствии с принципами Морального
Кодекса строителя коммунизма. Впервые
советское общество осуществляло и
политический плюрализм. Интенсивно
развивалась культура. Появились новые
блистательные писатели, поэты, скульпторы,
музыканты.

За
годы правления Н.С. Хрущёва космос стал
советским. И самое главное, в это время
был достигнут ядерный паритет между
СССР и США, что позволило последним
признать силу Советского Союза и
считаться с его мнением при решении
всех важнейших мировых проблем.

Самое
лучшее, что смог сделать Хрущев — это
наступление на систему ГУЛАГа и
освобождение политзаключенных. Важнейших
событием является восстановление
законности в деятельности органов
государственной безопасности. Началась
массовая реабилитация людей, необоснованно
репрессированных в сталинские годы.
Создаются условия, гарантирующие
невозможность повторения беззакония.

В
частности дают следующую оценку
хрущевским реформам:

1.
В их основе лежал волюнтаризм первого
лица страны.

2.
По своим целям они были утопичны и не
учитывали подлинного состояния экономики.

3.
По избранным направлениям достижения
целей экономическая политика была
противоречива.

4.
Методы проведения реформ были чисто
командно-административными,
антидемократическими. Мнение масс
фактически не принималось во внимание.

Все
это привело к провалу хрущёвских
преобразований и к отставке самого
Хрущёва.

И
все-таки, несмотря на ошибки и просчёты
Н.С. Хрущёв вошёл в историю как видный
реформатор, сделавший для Советского
Союза необычайно много добрых дел,
отмеченных эпохальными событиями
современности.

Главная
причина поражения реформ

— они не были подкреплены демократизацией
политической системы. Сломав репрессивную
систему, не тронули основную — систему
административно-командную. Поэтому уже
через пять-шесть лет многие реформы
начали сворачиваться усилиями как самих
реформаторов, так и мощным
административно-управленческим
аппаратом, номенклатурой.

Главная
причина успеха

в том, что они возродили экономические
методы руководства народным хозяйством,
и были начаты с сельского хозяйства.

Билет
34.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Главная
  • ЕГЭ. Политика
  • Первый — последний
  • Итоги реформаторских действий Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Итоги реформаторских действий Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).

«Существуют два мнения: одно моё, другое глупое». (Н.С. Хрущёв).

Время Н.С. Хрущева – один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Множество великих событий произошло в тот период: это и амнистия заключённых в ГУЛАГе, и большое количество других реформ, в это время был впервые отправлен в космос человек, а атом начал использоваться в мирных целях. Но это и время, когда мир был на пороге ядерной войны (Карибский кризис).  «Волюнтаризм» и «субъективизм» Н.С. Хрущёва привели к ряду серьёзных ошибок в ходе реформ.

И всё же это была «оттепель» после жестокого тоталитаризма И.В. Сталина.

ИТОГИ РЕФОРМ.

  • За годы нахождения у власти Никита Сергеевич Хрущёв провёл достаточно большое количество реформ во всех отраслях жизни общества, которые можно оценить неоднозначно.
  • Продолжал осуществляться всеобъемлющий контроль партийного аппарата за политической, хозяйственной, идеологической и культурной жизнью общества.
  • О возможности внутрипартийной оппозиции и, уж тем более, многопартийности не могло быть и речи.
  • В первой половине правления были проведены важные и нужные реформы, которые на время улучшили положение в сельском хозяйстве. Но освоение целины не было продуманной акцией и не дало ожидаемого эффекта.
  • В экономике безраздельно господствовали государственная и колхозная формы собственности, административно-командная система.
  • Показателем неудач реформ Хрущева являлось и то, что с конца 50-х годов в своей аграрной политике он в известной мере вернулся к методам управления сталинского периода (поддержка лжеученого Лысенко, «кукурузная эпопея»).
  • Н.С. Хрущёв неоднократно менял линию своей политики. И если первый годы его правления неизменно называли «оттепелью», то к началу 60-х годов в СССР наметился кризис как в экономике, так и в политике.
  • Многие реформы не были доведены до конца.
  • Важное значение имели разоблачение культа личности Сталина, реабилитация невинно осужденных, установление партийного контроля за деятельностью карательных органов, но Н.С. Хрущёв подверг критике личность, а не систему.
  • Были предприняты важные шаги по развитию науки, культуры и литературы, ослабил цензуру, но и здесь его роль была противоречивой. «Оттепель» была непрочной.
  • Много положительного было сделано в социальной сфере для улучшения жизни населения: повышение зарплаты низкооплачиваемым категориям работников, пенсий и стипендий, отмена займов, сокращение налогов, масштабное развертывание жилищного строительства и т.п.
  • Были сохранены основы старой тоталитарной системы, сохранена и даже укреплена «руководящая роль партии». Она продолжала руководить всеми направлениями государственной политики.
  • Хрущев хотел сохранить социалистическую модель власти, но при этом приблизить страну к демократическим нормам Запада.
  • Непоследовательность политики, волюнтаризм Н.С. Хрущёва привёл к возмущению как со стороны простых людей, так и со стороны членов партии, что привело к его смещению.

Таким образом, Н.С. Хрущёвым была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев встал на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу.

Н.С. Хрущев и руководство партии оставались на позициях коммунистической идеологии, часто были не только не готовы к радикальным переменам, но и не всегда стремились к ним

Престиж Н.С. Хрущева в последние годы его правления неуклонно падал под влиянием непродуманных мероприятий, бесконечных реорганизаций

Все были недовольны Н.С. Хрущевым:

  • партийная номенклатура, которая чувствовала себя неуверенно в обстановке хаотичных реорганизаций,
  • хозяйственная элита, которую перебрасывали с места на место в процессе ликвидации министерств,
  • кадровые военные не могли простить Хрущеву снятия с поста министра обороны Г.К. Жукова, резкого сокращения армии без создания необходимой бытовой базы для увольняемых в запас офицеров,
  • творческая интеллигенция, которая подвергалась некомпетентной критике и даже оскорблениям со стороны Хрущева,
  • колхозное крестьянство, у которого урезали приусадебные участки и которому платили нищенские пенсии,
  • городское население, материальное положение которого к концу правления Хрущева ухудшилось.

В ближайшем окружении Н.С. Хрущева возник заговор.

Пленум ЦК КПСС 14 октября 1964 г. освободил его от занимаемых постов «в связи с преклонным возрастом и по состоянию здоровья».

E-mail

Политическое реформаторство Н.С. Хрущёва, его значение и последствия

РЕФЕРАТ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕФОРМАТОРСТВО Н.С. ХРУЩЕВА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ВВЕДЕНИЕ

марта 1953 года закончилось более чем тридцатилетнее правление И.В.Сталина. С жизнью этого человека была связана целая эпоха в жизни Советского Союза. Всё, что делалось в течение 30 лет, делалось впервые. СССР был воплощением новой общественно-экономической формации. Его развитие проходило в условиях жесточайшего давления со стороны капиталистического окружения. Социалистическая идея, овладевшая умами советских людей, творила чудеса. Великий гений советского человека сумел за исторически кратчайший срок превратить отсталую Россию в мощную индустриальную державу.

Именно Советский Союз, а не США или какая-либо другая страна мира наголову разгромила гитлеровскую Германию, спас мир от тотального порабощения, спас свой суверенитет и свою территориальную целостность.

Однако за всеми этими успехами крылись и страшные преступления авторитарного сталинского руководства, стоившие многих миллионов невинных жертв, которые нельзя оправдать никакими аргументами. Страна напоминала сжатую пружину. Серьёзно болела экономика. Сдерживалось развитие культуры. Зрела развязка. Нужен был человек, который после смерти Сталина мог развязать тугой узел проблем и повести страну к прогрессу.

И такой человек был — Никита Сергеевич Хрущев. Именно ему историей было определено стоять во главе Советского Союза в течение целого десятилетия, десятилетия необычного, потрясшего мир метаморфозами, названного в мире «десятилетием оттепели». Судьба самого Хрущева, да и целого ряда важнейших событий его периода, до недавнего времени была неизвестна. Многое прояснилось благодаря гласности и демократии. Появилось много публикаций в периодической печати, опубликованы ранее неизвестные архивные материалы по данному вопросу.

Рассматриваемая работа не преследует своей целью воссоздать образ Хрущева политика и человека, хотя, бесспорно, это выдающаяся личность в истории. Главная цель работы — попытаться на основе нового фактического материала разобраться в важном историческом периоде жизни нашей Родины, тем более, что события тех дней во многом напоминают реалии наших дней. Правильное понимание и объективная их оценка будет способствовать принятию верных решений и поступков.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ХРУЩЕВСКИХ РЕФОРМ

Реформирование Советского общества во второй половине 50-х, первой половине 60-х годов, в период, вошедших в историю как оттепель, уходит своими корнями в последние, послевоенные годы сталинского правления. Многие политические повороты проявились уже после смерти Сталина. Взгляд на Хрущевские реформы с позиции послевоенных лет позволяет прояснить и улучшить понимание целого ряда узловых вопросов развития постсталинского общества. Одна из центральных тем, имеющих ключевое политическое значение в период оттепели, вопрос о соотношениях производства, средств производства и производства средств потребления. От формирований этих пропорций напрямую зависела экономическое состояние общества, его хозяйственные характеристики. Акцент на тяжелую индустрию делался за счет сознательного ущемления легкой промышленности, сельского хозяйства, причем сельское хозяйство выступало в качестве экономического донора, постоянно подвергаясь разграблению со стороны государства. Такая ситуация была одной из главных причин низкого уровня благосостояния населения, хронического отставания жизненных стандартов от западных образцов. Не случайно, после смерти Сталина Хрущев и Маленков процессы реформирования начали с изменения подходов к развитию легкой промышленности, сельского хозяйства. Меры по расширению товарооборота и оживлению торговли объективно требовали и укрепления денежной системы, отмены карточек на приобретение товаров.

Отмена карточной системы и денежной реформы сопутствовала мощная пропагандистская компания об успехах советской экономики, колхозного строя, их роли в быстром преодолении последствий войны. Однако, за фасадом этой компании остался конфискационный характер реформ. Негативные издержки денежной реформы косвенно упоминались и в постановлении правительства СССР и ЦК партии. Широко тиражировалась мысль, что, государство в связи с реформой потеряло 57 миллиардов рублей, но эти потери будут возмещены в течении непродолжительного времени за счет роста производительности труда, расширения товарооборота.

Положение в сельском хозяйстве требовало серьезной программы, его преобразования, реформирование многих производственных отношений, существующих на селе. Однако, государство не стремилось к серьезным изменениям, по-прежнему рассматривая сельскохозяйственную отрасль как источник для выкачивания средств, поступающих в промышленность.

Предлагаемые механизмы функционирования сельского хозяйства не давали эффективности. В результате «Сталинский план развития животноводства», оказавшись фактически проваленным, был предан забвению в ходе следующей массовой кампании начала 50-х годов по укреплению колхозов.

Парадоксально, но наиболее жесткую позицию в отношении деревни занимал в эти годы Хрущев. Его политическое лицо во многом не совпадало тогда с имиджем будущего архитектора «оттепели». Именно так можно охарактеризовать его инициативу о выселении крестьян из Украинской ССР. В письме Сталину в 1948 году будущий реформатор излагал наболевшее.

К письму прилагается проект постановления (вскоре принятого), где предлагалось предоставить собраниям колхозников право высылки (нежелательных элементов) на срок до 8 лет.

Для руководства страны одним из уроков победы стали меры по дальнейшему укреплению обороны мощи за счет других отраслей народного хозяйства. В первую очередь тех, что влияли на рост благосостояния и уровень жизни населения.

Очевидно, все это и программировало определенный ход экономического развития Советского общества в 50-60-е годы.

Усиление идеологического контроля коснулось не только интеллигенции, но и всего Советского общества в целом. Одно из его причин стало участие большого количества простых граждан в освободительном походе против фашизма по многим странам Европы. Впервые оказавшись в другом мире, Советские люди получили возможность сопоставить жизненные реалии двух систем. Сравнение, как правило, оказывалось не в пользу Советского Союза. Власти понимали, это может послужить основой для формирования протестных тенденций.

После смерти Сталина неизменным оставалось главное: Хрущевское руководство партии практически полностью сохранили стратегии коммунистического строительства, сформированную в послевоенный период. На XXI-ом съезде КПСС (1959 год) Хрущев повторил вывод о полной и окончательной победе социализма и уже второй раз (после XIX cъезда) о наступлении периода развернутого строительства коммунистического общества, а в программе КПСС, принятой на XXII съезде, даже воспроизводились временные рамки этого строительства, названные еще при Сталине 20 лет. На XVIII съезде ВКП(б) конкретные сроки были названы А.Поскребышевым. В послевоенный период получили оформление многие идеи, впоследствии энергично внедрившиеся в жизнь самим Хрущевым. Об этом дает представление проект ВКП(б), подготовленный в 1947 году.

Особый акцент в нем сделан на социальных аспектах, поданных привлекательно, с размахом. Так выдвигалась задача.

Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном

приоритете некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н.С.Хрущёвым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования.

.1 РЕФОРМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К середине 50-ых годов многое изменилось в жизни советского общества. Оно вышло на новые рубежи своего развития. Однако дальнейшее его развитие объективно требовало проведения преобразований в политической и социально-экономической сферах

Политическая система нуждалась в коренной перестройке в связи с новой политической обстановкой. Однако продолжали сохраняться авторитарные, волюнтаристские методы управления. Н.С.Хрущев вместе с постом Первого секретаря ЦК КПСС принял на себя также пост главы правительства, Председателя Совета Министров СССР.

Действия политического руководства, которое возглавлял Н.С.Хрущев, не вызвали глубоких перемен в политической жизни и в социальной психологии народных масс. Практически оказались незатронутыми и старые общественные структуры: власть, экономические отношения, управление, судопроизводство и пра во, место партии в обществе и т.д.

Попытки демократизировать общественную жизнь должны были найти адекватное продолжение в экономике. Послевоенный восстановительный период закончился — об этом свидетельствовали показатели развития народного хозяйства, известные успехи в области науки и техники: 1954 г. — первая в мире АЭС, 1956 г. — атомный ледокол «Ленин», реактивный пассажирский самолет ТУ-104, 1957 г. — запуск в космос спутника, 1961 г. — первый в мире полет советского человека в космическое пространство. Имелись крупные достижения в области физики, математики, но сохранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных наук, кибернетики, химии.

Окрепнувшая экономика позволила решать и социальные вопросы: принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декретных отпусков для женщин, отменяется плата за обучение в старших классах школ и вузах, вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах, осуществлен перевод рабочих на шести- и семичасовой рабочий день, широко развертывается жилищное строительство на основе индустриальных методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков.

Экономическая перестройка второй половины 50-х годов по замыслу, была призвана решить проблему демократизации управления .: расширить хозяйственные права союзных республик путем передачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в центре, приблизить управление к «местам», выработать новый хозяйственный механизм, сократить управленческий аппарат и др.

И объективно и субъективно реформа была направлена на модернизацию громоздкой командно-административной системы управления экономикой.

В 1957 году были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на территориальный принцип управления. Страна была разделена на 105 экономических районов, созданы совнархозы, что на первое время способствовало развитию местной инициативы и дало положительные результаты. Однако уже через короткий период выявилось влияние негативных тенденций новой системы управления: быстро росло местничество, бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и единая научно-техническая политика.

Поиски причин сбоев экономической реформы привели к возврату к методам нажима и диктата.

Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами — совнархозами. Н.С.Хрущёв надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников. В действительности совнархазы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

.1 АГРАРНАЯ РЕФОРМА

За 12 лет, с 1953 по 1964 год, прошло 11 специальных совещаний и Пленумов ЦК по вопросам развития сельского хозяйства и еще на двух эти вопросы рассматривались наряду с другими. Можно было бы ожидать соответствующих сдвигов в самом сельском хозяйстве, но влияние политики на производство в тот период в целом оказалось явно неэффективным.

Дело в том, что насильственные методы осуществления сплошной коллективизации, связанные с нарушением принципов развития кооперации, как добровольность, многообразие форм, последовательность их развития, привели к тому, что созданный в СССР тип сельскохозяйственный предприятий был значительно деформирован, а коллективы этих предприятий — лишены элементарных демократических норм самоуправления и жизни. Между тружениками села и полученной ими от государства землей — их надеждой и кормилицей — возникли мощные бастионы административно командой системы управления, которые так и не удалось разрушить.

Но существовала другая альтернатива становления колхозного строя. Суть ее заключалась в постепенном отказе от груза извращений в развитии кооперации, как бы возврате ее в естественноисторическое русло, но уже на новом уровне хозяйствования, развития производственных отношений. Необходимо было отказаться от жесткой регламентации колхозной жизни, предоставление колхозам права самостоятельно решать свои хозяйственные, социальные нужды, сочетая, увязывая их с ориентирами демократизации всей системы управления.

Нужно признать, что Хрущев, несмотря на противоречивость своих оценок положения дел в сельском хозяйстве, первым среди официальных деятелей фактически признал такую альтернативу и во многом стремится ее реализовать. Именно в 50-е годы была предпринята попытка перехода к относительной самостоятельности колхозов и совхозов.

Важную роль сыграл сентябрьский Пленум ЦК 1953 года. В соответствии с его решениями государственные заготовительные цены на скот и птицу увеличились более чем в 5 раз, на молоко — в 2, картофель — в 2,5 раза, овощи — на 25-40 %. Повышались и закупочные цены на продукцию, продаваемую сверх обязательных поставок. Эти меры позволяли значительно укрепить экономику колхозов. Были приняты действенные меры против нарушения важнейшего принципа артельной формы колхозного производства — правильного сочетания интересов в развитии общественного и личного хозяйства: снижены нормы обязательных поставок продукции с личных подсобных хозяйств, предусмотрены твердые ставки налогообложения в соответствии с размерами приусадебных участков.

Пересматривалась система расчетов с колхозами за реализацию продукции. Им стали выплачивать денежные авансы, часть которых предназначалась для выдачи колхозникам по трудодням в течение всего года. Этот порядок позволил впоследствии ввести в колхозах денежную гарантированную оплату труда. Были приняты меры по улучшению планирования, укреплению колхозов кадрами, усилению роли МТС в развитии колхозного производства.

Н.С. Хрущев поверил в возможность решить продовольственную проблему в стране и в достатке удовлетворить потребности населения в продуктах. Было разработано три сверхпрограммы.

  1. Прежде всего, это целинная эпопея. Страна, располагавшая крупнейшими в мире просторами уже вовлеченных оборот плодороднейших черноземов и благодатно естественно орошаемых нечерноземных угодий, но получавшая мизерные по сравнению с развитыми капиталистическими, а также другими странами урожаи зерновых; страна, в которой около половины поголовья скота размещалось во временных и неприспособленных помещениях, в которой даже уже получаемый валовой сбор зерновых не был обеспечен надежными хранилищами, в которой ощущался острейший дефицит трудовых ресурсов, и, прежде всего кадров механизаторов, именно в основных зерновых и животноводческих районах, — эта страна с целью дальнейшего приращения производства зерна и продукции животноводства пошла, да еще под флагом интенсификации, на громадное отвлечение людских и финансовых ресурсов из уже освоенных районов, на колоссальное расширение фронта работ, освоение огромных массивов целинных земель, значительное увеличение площади пашни, создание на ней новых хозяйств. Понять это трудно. Непомерные масштабы, волевые методы, ничем не обоснованные сроки, при отсутствии каких-либо проектных и научных изысканий, превратили освоение целины в волюнтаристическую сверхпрограммы со всеми вытекакающими отсюда последствиями. Нельзя, конечно, не замечать и того факта, что освоение целины означало, по существу, создание довольно крупной зерновой базы на востоке страны. Но цена этого оказалась несоразмерной результатам.
  2. Следующая сверхпрограмма тех лет — скоропалительное по времени и утопическое по масштабам расширение площади посевов кукурузы и других «чудо-культур». Логика при этом была предельно прямолинейной: всю пахотоспособную землю распахать, всю пашню засеять, засеять потенциально, невзирая на зональные различия, самыми «высокоурожайными» культурами и получить за счет этого максимум продукции, кормов.

Идеализация возможностей «чудо-культур» привела почти к десятикратному расширению в стране посевов кукурузы или, например, «царя-гороха». А результаты между тем были плачевными. В 1962 году урожайность кукурузы на силос и зеленый корм составляла в колхозах и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР 33,6 центнера с гектара на площади 3,3 миллиона гектаров. В 1963 году она снизилась до 31,2, разница между желаемым и действительным непомерная. Ведь для того, чтобы «королева полей» взошла на трон и доказала свое высокое звание, нужно, естественно время. Но ждать командно-приказной аппарат не может. Он начинает действовать сразу и находит себе работу: расчищает ей дорогу и наносит сокрушительный удар по найденным в глуши кабинетов «потенциальным противникам» — многолетним травам, чистым парам.

  1. И, наконец, поистине фантастическая сверхпрограмма тех лет по животноводству. Н.С. Хрущев поставил задачу: «В ближайшие годы догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения». Газеты рапортовали о повсеместном увеличении производства мяса, но самом деле проводилось безрассудное насильственное обобществление и уничтожение поголовья скота личных подсобных хозяйств, имели место прямой обман, приписки. Стремление выполнить «программу» любой ценой привело к тому, что лишь в 1963 году было забито почти 30 миллионов (42 %) поголовья свиней в стране. И лишь через 15 лет это, дотоле непрерывно растущее поголовье, было восстановлено, а еще через 10 лет оно увеличилось примерно на 10 миллионов голов — ровно на столько, на сколько оно возрастало после 1956 года каждые два года.

Итак, три задачи, три сверхпрограммы и три полных провала.

.3 РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С.Хрущёв ликвидировал систему «трудовых резервов», то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

Успехи СССР в завоевании космоса и на некоторых других наукоемких направлениях, главным образом в оборонных областях, не позволили трезво оценить тогдашнее состояние и перспективы развития народного образования, науки и культуры. Осуществив огромный скачок от полуграмотности к всеобщему обязательному среднему образованию, заняв лидирующее место в мире по количеству учителей, врачей, инженеров, ученых, то есть на ведущих участках интеллектуального труда, СССР пропустил революционный взрыв в качестве среднего и высшего образования, который произошел в развитых странах в начале 60-х годов.

3. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМ

Таким образом, многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х годов не состоялись. Они сошли постепенно на нет и уступили место прежним методам руководства и управления.

Вторая половина 50-х и начало 60-х годов прошла под знаком борьбы демократической и бюрократической тенденций в развитии общественной жизни. В конце этого периода в результате ошибок руководства демократическая тенденция стала ослабевать, что впоследствии послужило прямой предпосылкой для укрепления позиций командно-административной системы.

Одним из результатов неосуществившихся преобразований второй половины 50-х — начала 60-х годов явилась отставка Н.С.Хрущева.

В октябре 1964 года неожиданно прозвучало сообщение о том, что внеочередной Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу Хрущева об освобождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президиум ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.

На Пленуме ЦК в докладе, с которым выступил М.А.Суслов, Н.С.Хрущев обвинялся в волюнтаризме, субъективизме, некомпетентности руководства, грубости, личной нескромности и т.д.

Первым секретарем ЦК КПСС на Пленуме был избран Л.И.Брежнев, а на пост Председателя Совета Министров СССР был рекомендован А.Н.Косыгин. Кроме того, было признано целесообразным не соединять в одном лице должности 1-го секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР. Освобождение Н.С.Хрущева от первых должностей в партии и государстве подвело черту под одним из наиболее значительных и непростых периодов в истории нашей страны.

Именно тогда была предпринята существенная попытка определить и реализовать новый политический курс страны. Именно тогда советское общество вдохнуло воздух обновления, жило в атмосфере оттепели, переживало переломный момент.

В этот период в области международной сохранились позиции Советского Союза как одной из великих держав мира. Не удались попытки диктата США в мировой политике, Советский Союз успешно противостоял им в различных районах земного шара, в значительной мере способствовал крушению колониальной системы путем поддержки национально-освободительного движения.

В области экономической наша страна сделала новый крупный шаг вперед, сохранив позиции второй в мире промышленной державы. В 1960 году в результате успешной реализации трех послевоенных пятилеток основные производственные фонды возросли по сравнению с 1940 годом в 3,3 раза. Произведенный национальный доход увеличился в 4,4 раза, производительность общественного труда в народном хозяйстве повысилась в 4 раза.

Крупные сдвиги произошли в области социальной. Значительно выросли реальные доходы населения, улучшились жилищно-бытовые условия людей. Только за период с 1950 по 1966 гг. получили квартиры в новых домах или улучшили свои жилищные условия 155 млн. ч. Значительно возрос научно-образовательный потенциал страны.

Но, пожалуй, самыми существенными явились достижения в военной области. Несмотря на огромные трудности, нехватку средств, было проведено полное перевооружение армии на новое ракетно-ядерное оружие, реактивную авиацию и артиллерию. Пехота как род войск изжила себя. Ее заменили механизированные войска. Главным итогом военной политики Советского государства явился срыв планов развязывания мировой термоядерной войны, обеспечение мирных условий экономического строительства.

Не все проводимые преобразования оказались удачными. Многие эксперименты структурного плана в народном хозяйстве показали свою несостоятельность, страна оказалась не готовой к глубинным перестроечным процессам в области политической, экономической и духовной. В значительной степени сказывались еще последствия разрушительной войны, отставание в области научно-технического прогресса, тяжелое бремя гонки вооружений и «холодная война». Необходимы были новые реформы.

хрущев политика реформа послевоенный

Десятилетие Н.С. Хрущёва по праву называют десятилетием «оттепели». Это справедливо не только для внешнеполитической деятельности Советского Союза, но и для внутренней жизни страны. В СССР складывались новые отношения между людьми. Было стремление Н.С.Хрущёва убедить сограждан жить в соответствии с принципами Морального Кодекса строителя коммунизма. Интенсивно развивалась культура. Появились новые блистательные писатели, поэты, скульпторы, музыканты. За годы правления Н.С. Хрущёва космос стал советским. Первый спутник Земли был наш, первый человек в космосе — наш. И самое главное, в это время был достигнут ядерный паритет между СССР и США, что позволило последним признать силу Советского Союза и считаться с его мнением при решении всех важнейших мировых проблем.

В целом, заслуги Н.С. Хрущёва можно было бы перечислять долго. Здесь названы только важнейшие. Однако характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершенной, если бы не был проведен анализ просчетов, допущенных лично Н.С. Хрущёвым.

Управление делами Н.С. Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Принимая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Н.С. Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление рывков и отнюдь не создавало ему авторитет. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия для их реализации объективно пока не созрели.

И все-таки, несмотря на ошибки, просчёты Н.С.Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для Советского Союза необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пыжиков А.В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» (1953-1964 гг). № 9, Вопросы истории, 2004 г.

. Пыжиков А.В. От «диктатуры пролетариата» к «общенародному государству». № 12, Вопросы истории, 2004 г.

  1. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы Хрущевской оттепели.

№ 4, Вопросы истории, 2003 г.

  1. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки

Хрущевских реформ. № 2, Вопросы истории, 2002 г.

  1. И.В. Русинов. Аграрная политика КПСС в 50-е — 60 годы. N9, «Вопросы истории КПСС», 1988г.

6. Верт Н. История советского государства.1900- 1991.- М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1998.-542 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Рефконтейнер ошибка al52
  • Рефконтейнер ошибка al22
  • Рефконтейнер кариер коды ошибок
  • Реферат на тему виды и причины речевых ошибок
  • Реферат врачебная ошибка и преступление определение понятий

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии