Назад
Рецензия
Вопрос
Как правильно: рецензия на что или рецензия о чем?
Рецензия, -и, ж. р. Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, фильме, спектакле и т. п. Впервые зафиксировано в 1806 в «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту» Н. Яновского (СПб., 1806). Из нем. Rezension, от лат. resenio – рассмотрение, переоценка. Слово рецензия управляет вин. п., предл. п.
- Вин. п — рецензия на что: рецензия на новые поступления, рецензия на книгу, рецензия на дипломную работу, рецензия на диссертацию, рецензия на учебное пособие; заказать рецензию на новый сборник стихов..
- Предл. п. – рецензия о чем: рецензия о книге, рецензия о фильме, рецензия о спектакле.
В «Словарь трудностей русского языка» (Розенталь, Теленкова, 1999) указано только управление вин. п. – рецензия на что. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997) в примерах приведены как равноправные варианты рецензия на книгу и рецензия о книге (с. 647). В БАС-1 как равноправные даны оба варианта: рецензия на что, рецензия о чем (Т.12, стбл. 1272).
Правильно
рецензия на что, рецензия о чем.
Смотри
Аннотация;
Анонс;
Отзыв;
Как написать рецензию на спектакль: образец
Очень важным сегодня является умение человека давать критическую оценку чему-либо. Во многих сферах это можно сделать посредством написания рецензии, которая, в свою очередь, имеет определенные правила создания. О том, как ее писать, рассказывается в нашей статье.
Рецензия как жанр
Рецензия — это жанр журналистики, в том числе научной и художественной критики. В ее основе лежит критическая оценка произведения искусства, науки, журналистики (кинорецензия, рецензия на спектакль, на литературное произведение, мультфильм, научную работу. ).
Для чего нужна рецензия?
Цель рецензии— информировать о новом произведении, дать ему критическую оценку, указать на сильные и слабые его стороны. Рецензия должна привлечь внимание общественности к исследуемому вопросу и подсказать, что стоит ее внимания, а что — нет.
Жанровые особенности
Как правило, рецензия пишется в публицистическом стиле, носит полемический характер, также может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье. Она должна быть объективной, поэтому в ней не допускается использование личной эмоциональности, грубых сравнений, изложение субъективных мыслей. Все высказанные суждения должны иметь четкие аргументы (примеры из текста, постановки, стиля, авторской позиции и т. п.). Написание рецензии предусматривает употребление терминов сферы искусства, к которому относится анализируемое произведение.
Рецензия на спектакль в театре
Театральная рецензия – один из популярных жанров театральной критики. Ее цель — оценка спектакля (а не пьесы). Для работы над этой критической статьей необходимо проанализировать постановку, понять творческий замысел режиссера, концепцию постановщика, которая воплощается на сцене через различные средства театрализации: оформление сцены, свет, музыку, актерскую игру, мизансцены.
Рецензия на спектакль дает объективную оценку постановке. Зритель при этом исследует художественный текст произведения, средства выражения авторской позиции (проблематику, конфликт, сюжет, композицию, систему персонажей и т. д.). Рецензия на спектакль основана на глубоком и аргументированном анализе, качество которого зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента. В процессе написания рецензии нужно правильно использовать театральную терминологию.
Этапы создания рецензии
Процесс создания рецензии проходит в несколько этапов:
- Подготовительная работа (чтение пьесы, по которой поставлен спектакль, изучение прежних постановок по ней, исследование творческого пути режиссера, места данного спектакля в репертуаре театра).
- Просмотр спектакля.
- Анализ постановки (включая содержание, форму, образы, режиссерские находки, новизну интерпретации).
- Непосредственное написание критической статьи.
Структура рецензии
Для того чтобы дать полную оценку постановке, нужно знать, как писать рецензию на спектакль. Это критическое суждение имеет свою структуру:
І. Вступление: обоснование необходимости рецензирования данного спектакля (новая постановка режиссера, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения и т. д.).
ІІ. Основная часть: истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия постановки.
IIІ. Выводы о художественных достоинствах исследуемой постановки и его значимости для театральной и общественной жизни.
План рецензии (примерный)
Для того чтобы дать полную критическую оценку постановке, необходимо взять за основу план рецензии на спектакль. Наличие пунктов и их поочередность в изложении определяется автором.
- Название спектакля, режиссер, театр (основные сведения), дата постановки.
- Данные об авторе пьесы, режиссере-постановщике.
- Сюжетная линия произведения, главные эпизоды (следует аргументировать выбор).
- Творческий замысел автора и его реализация (авторские: тема, идея, проблематика; особенности и отличие режиссерского замысла от текста пьесы).
- Жанровые особенности постановки, композиция спектакля.
- Оценка актерской игры.
- Основные проблемы, поднимаемые автором, их актуальность.
- Особенности режиссерской интерпретации текста (неожиданное использование средств театрализации, особенности сценографии, музыкального сопровождения, спецэффектов. ).
- Общее впечатление рецензента о спектакле (насколько постановке присуща новизна режиссерской интерпретации, оправдались ли ваши ожидания относительно увиденного).
Если у вас возникли трудности в работе, не отчаивайтесь. Воспользуйтесь материалами о том, как писать рецензию на спектакль (пример ее составления приведен в данной статье), и вы существенно улучшите свои умения рецензента.
Советы по написанию рецензии:
- До того как написать рецензию на спектакль, изучите материал (пьесу), который служит основой постановки для того, чтобы во время просмотра вы не следили за сюжетом, а оценивали интерпретацию режиссера-постановщика.
- Посмотрите спектакль сами.
- Во время спектакля делайте записи в блокнот, чтобы при написании рецензии у вас было достаточно материала для критики.
- Пишите рецензию хотя бы через день после просмотра спектакля. Это позволит вам объективно подойти к оценке постановки.
- В случае, если спектакль вам лично не понравился, умейте находить хорошие моменты в просмотренном и интересные режиссерские находки.
- Если вы пишете рецензию на постановку по пьесе драматурга-классика, укажите на новизну видения произведения данным режиссером в отличие от других.
- Не забывайте, что спектакль — это работа целой постановочной группы (режиссера-постановщика, художника по свету, композитора. ), поэтому уделите внимание всем составляющим спектакля.
- Обязательно приводите аргументы.
- Помните, что любая рецензия на спектакль — пример грамотного и логического изложения материала, поэтому следите за стилем, структурой статьи и отсутствием грамматических ошибок.
Основные ошибки написания театральной рецензии
- Употребление фраз субъективной оценки: “нравится” — “не нравится”, «впечатлил меня», “порадовал актер”.
- Пересказ сюжета вместо анализа спектакля.
- Акцент на деталях, которые не несут особой смысловой нагрузки.
- Неграмотное использование терминов.
Образец рецензии на спектакль
В 1878 г. А. Н. Островский написал одну из своих известнейших пьес — «Бесприданницу». Через некоторое время она была признана лучшим произведением драматурга.
Первое сценическое воплощение пьесы состоялось на сцене Малого театра, но оно не произвело должного впечатления. С годами постановка становилась все популярнее, и по сей день она горячо любима зрителями. Секрет неугасимого интереса кроется, скорее всего, в актуальности проблем, поднимаемых в драматургическом материале.
Недавно я побывал на постановке «Бесприданницы» в Драматическом театре. Я окунулся в мир великолепного единства режиссерского замысла, мастерства актеров и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовал себя действующим лицом.
Особенно меня впечатлила игра актрисы М. Магдалининой (роль Ларисы). Ей мастерски удалось создать образ мягкой и искренней, чувственной и романтичной героини. В ее движениях сочетались легкость и уверенность, а кружения по сцене очень удачно передавали характер Ларисы. Целостности создания образа способствовал прекрасный мелодичный голос актрисы. Я считаю, что она сыграла свою роль просто блестяще.
Порадовал своим мастерством заслуженный артист России Валерий Потанин (роль Карандышева). Его герой предстал перед зрителями недовольным и ворчливым. Создавалось впечатление, что он может «взорваться» в любую минуту. Прослеживалась постоянная нетерпимость, а иногда даже ненависть к Паратову. Зато в моменты унижения другими героями Карандышева невольно становилось жаль. Образ, переданный Валерием Потаниным в спектакле, отличается от моего представления Карандышева. В моем воображении это был спокойный солидный мужчина, который реагировал резко только в случаях несправедливости и обиды.
Роль Кнурова сыграл, на мой взгляд, очень удачно, заслуженный артист России А. Гладнев. Его герой производит впечатление рассудительного человека. Его движения — продуманы, безукоризненны, четки. Лишь иногда просматривается в образе задумчивость, которая создает впечатление человека-мудреца, повидавшего немало на своем жизненном пути.
С. Карпов сыграл в спектакле Паратова. Ему удалось передать рациональность, спокойствие и страсть в общении с Ларисой. Единственное, что хотелось бы отметить: типаж актера не совсем соответствовал внешностью моему представлению о герое.
На протяжении всего спектакля веселил публику замечательный актер Владимир Зайцев, игравший Робинзона. Образ, созданный актером, был удивительно весел и жизнерадостен. Благодаря игре этого актера режиссеру удалось провести через весь спектакль мотив доброты и оптимизма.
Следует отметить, что подбор актеров бы осуществлен очень удачно, их типажи, а также вокальные данные способствовали созданию удивительных и привлекательных образов спектакля.
Заслуживает внимания работа костюмера и гримера спектакля: вся бутафория, костюмы, грим, парики были созданы и подобраны со знанием дела.
Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. То, что они не менялись в процессе постановки, тоже имело идейно-смысловую нагрузку.
Но, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями сцены и негативно сказывалось на игре актеров.
В целом впечатление от постановки хорошее. Синтез профессионализма режиссера-постановщика и мастерства актеров способствовал тому, что давно известная пьеса заиграла в моем сознании новыми красками. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление.
Особенности рецензирования постановок для детской аудитории
Рецензия на детский спектакль соответствует всем жанровым особенностям данной критической статьи. При ее написании важно учитывать единственный момент: постановка спектакля, как правило, рассчитана на определенный возраст детей. Как сам текст пьесы, так и все художественные решения на сцене должны соответствовать указанному возрасту детей. Поэтому анализировать постановку для детей необходимо с учетом возрастных особенностей зрителей.
Рецензия на спектакль – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух постановки так, чтобы зритель захотел или не захотел ее посмотреть.
Укажите случаи нарушения сочетаемости слов в следующих выражениях. Выпишите только правильные словосочетания
Оплатить за
проезд, отзыв на статью, рецензия о спектакле, слушаться сестры, увеличить
уровень, распутаться с делами, закон по охране детства, усилить внимание
проблеме, неминуемый успех.
ЗАплатить За проезд, но Оплатить проезд; рецензия НА спектакль ( винительный падеж, а не предложный, нарушено управление) ; слушаться ( кого? ) сестру; закон ОБ охране детства ( предложный падеж, а не дательный, нарушено управление) ; усилить внимание К проблеме ( пропущен предлог) . Остальные словосочетания написаны правильно.
неправильное — усилить внимание К проблеме. остальные правильные.
подумать как следует разобрать с учащимся выделенные слова в следующих словосочетаниях «завод у игрушки- консервный завод
pomagite pozaluysta.
Создаем театральную рецензию
Как написать театральную рецензию
Театральная рецензия – самый популярный жанр театральной критики, цель которого – рассказ о спектакле. Рецензия должна быть посвящена именно спектаклю, а не пьесе. Для написания рецензии необходимо “прочитать” спектакль, понять режиссера, его концепцию, которая воплощается через мизансцены, актеров, сценографию, музыкальное сопровождение. Рецензия, как любой жанр, имеет свою структуру. Существуют нормы написания рецензии, и существует структура рецензии: нужно идти от общего к частному.
Вначале должен быть общий тезис: о чем спектакль. В рецензии возможно описание ключевых мизансцен, каких-то эпизодов, работы актеров. В процессе написания рецензии нужно внимательно обращаться с театральными терминами. Чтобы избежать неправильного употребления, лучше всего заглянуть в словарь. Очень важно не сбиваться на “нравится” или “не нравится”. Это из области зрительского комментирования спектакля. Такие фразы, как “порадовал актер”, “была убедительна в роли”, “хорошо справилась с ролью”, лучше не использовать. Они не несут никакой информации для потенциальных зрителей и для актеров. Еще одной частой ошибкой является пересказ сюжета. Если это и нужно делать, то очень изящно и кратко. И очень важно не говорить об открытиях, когда их не было. А это часто встречается из-за недостатка опыта у рецензента, незнания истории театральных постановок. Рецензия – это продукт творчества. Рецензент должен стараться передать дух спектакля, чтобы читатель захотел или не захотел его посмотреть.
Советы по написанию рецензии:
- Проведите предварительную работу. Прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль. Узнайте, когда и где ее уже ставили. Не торопитесь с написанием рецензии. Лучше ее писать на следующий после спектакля день. Сравните первые впечатления с послевкусием. После этого можно приниматься за сам текст. В первой части статьи необходимо предоставить краткую информацию о театре, главном режиссере и его прошлых постановках. Упомяните о пьесе. Необходимо рассказать о традиции ее постановки.
- Напишите разбор идейного содержания. Продумайте, какую мысль хотел донести до зрителей режиссер, какая атмосфера была на спектакле. Проанализируйте несколько важных эпизодов, отметьте оригинальные режиссерские решения. Приведите аргументы вне зависимости от того, хвалите вы или ругаете. Очень важно сохранить объективность, даже если постановка в целом вам не понравилась. В любом спектакле можно найти положительные стороны. Если речь идет о постановке классических пьес Островского или Шекспира, акцентируйте внимание на том, что нового было в данной трактовке.
- Оцените игру актеров и актерские находки. Называя героев пьесы по именам, не забудьте в скобках указать фамилии актеров, которые исполняли роли. Не обязательно подробно перечислять всех действующих лиц. Достаточно отметить тех, чья игра действительно вас поразила.
- Напишите о сценографии спектакля. Расскажите о цветовых решениях, световых сценариях, как форма помогала раскрытию содержания. Стоит уделить несколько слов работе хореографа, костюмера и гримера.
Вы можете использовать следующие слова и сочетания:
важно отметить, что…, в моем восприятии…, больше всего меня впечатлило…, исполнитель главное роли, доминировали актеры, очень удачным мне кажется решение режиссера…, цвето-световое решение, костюмы актеров, декорации были призваны передать…, оригинальные находки, показалось лишним, не хватило для восприятия, разрушило мои представления, заставило задуматься, осталось в памяти…
источники:
http://sprashivalka.com/tqa/q/28847150
http://www.oshibok-net.ru/for-all/how-to-analyze-text/teatr-recenziya/
Найдите случаи нарушения синтаксических норм.
Исправьте предложения.
Образец : Рецензии о спектакле появились во многих газетах на следующий день после премьеры.
— Рецензии на спектакль появились во многих газетах на следующий день после премьеры.
2. выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
3. автор горячо заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового что имеется в книге.
4. основное на что стоит обратить внимание это нарушение дисциплины.
5. кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.
6. встречи президента с зарубежными политиками проводят согласно протокола.
7. медсестра обязана перед операцией деть на голову пациента специальную шапочку.
8. благодаря сходу силовых лавин многие жители кабардинского аула остались без жилья.
9. местные органы власти, общественности граждане города широко готовятся отметить перед десятилетием писателя — земляка.
10. средства массовой информации призывают россиян участвовать на выборах.
11. факты говорят за возможности использования резервов.
12. руководство предприятия поблагодарило и премировало лучших работников ценными подарками.
13. ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских ученных.
14. письмо — открытка была доставлена по адресу, однако абонент выбыл с указанного места жительства.
Вы находитесь на странице вопроса Найдите случаи нарушения синтаксических норм? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.
Часто возникает тавтология при сочетании русского и иностранного слова (юный вундеркинд, ведущий лидер, букинистическая книга). Сродни тавтологии и другая речевая ошибка – неуместное (и неумеренное) повторение слов:
Я очень люблю лес и понимаю, что леса надо беречь, потому что лес – наше богатство.
Речевая избыточность может проявляться в употреблении слов, ничего не прибавляющих к содержанию высказывания: обмен имеющимся опытом, прожить всю свою жизнь в деревне.
В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно: варить варенье, закрыть крышкой, словарь иностранных слов, болеть базедовой болезнью, следственные органы расследовали; черные чернила, красная краска, белое белье.
Многие неправильные тавтологические сочетания закрепились в языке и уже не воспринимаются как избыточные (период времени, реальная действительность, частная собственность, экспонаты выставки).
Не являются речевыми ошибками выражения фразеологического характера: в конце концов, мал мала меньше, вокруг да около, видеть своими собственными глазами. А смысловая избыточность сочетаний типа один-одинешенек, видимо-невидимо и др. нейтрализуется их поэтичностью и экспрессивностью.
Задание 34. Определите, какие из данных словосочетаний закрепились в русском языке, а какие противоречат языковой норме.
Народная демократия, суть дела, свободная вакансия, монументальный памятник, патриот свой родины, частная собственность, взаимные контакты, эмигрировал за границу, прейскурант цен, главная суть, период времени, из-за явного цейтнота времени, система СИ, в апреле месяце, народный фольклор, исключительная прерогатива, информационное сообщение, необычный феномен.
Задание 35. Устраните избыточность выражения в следующих фразах.
1. Он рассказал нам о своих планах на будущее.
2. Беседа подошла к своему завершающему концу.
3. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем.
4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете ответный бумеранг.
5. Вкусные и изысканные деликатесы могут отведать посетители нашего ресторана.
6. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».
7. Судя по тем находкам, которые археологи уже нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
8. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
9. Старик негодовал от возмущения.
10. Попробуем определить нашу будущую перспективу.
11. Это его единственная ахиллесова пята.
Лексическая сочетаемость
При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в языке, но и сочетаемость – способность слова соединяться с другими словами в словосочетании или предложении. Границы лексической сочетаемости определяются смысловыми и стилистическими признаками слов (можно сказать – низкий потолок, но нельзя – низкий старик, если имеется в виду рост старика, а не его нравственные качества). Нередко слова с одинаковым значением имеют разную лексическую сочетаемость (ср.: истинный друг – подлинный документ).
Различают два вида лексической сочетаемости – свободная и несвободная. Есть немало слов, которые могут соединяться только с одним определенным словом (бразды + правления, стрекача + задать и т. д.) или двумя-тремя синонимичными словами (закадычный + друг, товарищ, приятель; щекотливый + вопрос, положение). Наибольшей способностью вступать в сочетания с другими словами обладают служебные слова (предлоги, союзы), вспомогательные глаголы (быть, стать), некоторые прилагательные (хороший, плохой). Между этими крайними группами лежит основная масса слов, сочетаемость которых определенным образом ограничена и подчинена действующим в языке лексическим нормам.
Сочетание слов не должно противоречить прежде всего смыслу соединяемых понятий (нельзя сказать высоченный домик; только в художественной литературе возможны оксюмороны – седая юность (Герцен), радостная печаль (Короленко), ненавидящая любовь (Шолохов), грустный восторг (Бондарев) и др.). В то же время в языке закрепилось немало словосочетаний, которые с точки зрения логики являются неправильными: громоотвод, паровое отопление, профилактика здоровья и т. п. Такие словосочетания употребляются вследствие языковой привычки.
Причиной нарушения лексической сочетаемости часто бывает контаминация – наложение внешне похожих словосочетаний, например, словосочетание удовлетворять современным потребностям является смешением словосочетаний: удовлетворять требованиям и отвечать потребностям.
Другие примеры: С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. Эти функции поручаются отделам рекламы.
Важно соблюдать те правила сочетания слов, которые основаны не столько на логической целесообразности их соединения, сколько на устойчивости и воспроизводимости всего речевого оборота. Так, например, можно сказать страх берёт, тоска берёт, смех берёт, охота берёт, но нельзя – радость берёт или удовольствие берёт. Или допустимы словосочетания крепкая дружба или крепкая любовь, но нельзя сказать крепкая ненависть.
Нормы сочетаемости слов не могут быть раз и навсегда заданными, так как в языке происходит непрерывный процесс перераспределения связей между словами. Многое из того, что было общепринятым и правильным в языке раньше, постепенно устаревает и становится необычным.
Нарушение норм сочетаемости – типичное явление устной речи, а затем подобные неточности попадают в письменную речь, в периодическую печать.
Задание 36. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов в следующих выражениях. Исправьте словосочетания.
Оплатить за проезд, отзыв на статью, рецензия о спектакле, слушаться сестры, увеличить уровень, распутаться с делами, закон по охране детства, усилить внимание проблеме, неминуемый успех.
Задание 37. Отредактируйте предложения.
1. В глубоком детстве он был похож на мать.
2. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
3. Необходимо принять меры, не требующие отлагательства.
4. Комиссия окончательного решения пока не дала.
5. Об этом вы можете увидеть из отчета.
6. Нужно, чтобы у каждого была уверенность за свой завтрашний день.
7. Любая организация может обсудить и принять участие в этой программе.
Стилистические нормы
Помимо основного значения, которое называется лексическим, слово может иметь дополнительное (стилистическое) значение. Стилистическое значение слова называется его стилистической окраской. Если у слова есть только лексическое значение, такое слово называется нейтральным. Стилистически нейтральные слова составляют основу словарного запаса любого языка, они могут употребляться в любом стиле. По данным Большого академического словаря русского языка, нейтральных слов в современном русском языке около 75 %.
Слова, не являющиеся нейтральными, называются стилистически окрашенными. Различают два вида стилистической окраски:
• собственно стилистическая окрашенность слова – это окрашенность отдельных единиц языка или целых его пластов, связанная с преимущественным использованием их в той или иной сфере общения; две основные сферы языка – книжно-письменная и устно-разговорная; поэтому собственно стилистическая окраска может быть книжной и разговорной;
8 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тип ошибки и примеры.
z6.docx
z6.pdf
Тип ошибки | Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза);Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Формулировка 1:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную (В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как словосочетание «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова))
Формулировка 2:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение).
Автор: Рутц Е.Г.