Речевые штампы примеры ошибок

Всем привет, с вами снова Юлия — главный редактор “Миратекст”. В прошлый раз я рассказывала об оформлении заголовков, а в этой статье поговорим о речевых клише.

Согласно толковому словарю Ушакова:

Клише — шаблонное выражение, избитая мысль.

Штамп — слова и выражения, которые всем надоели (даже зафиксировано выражение «мыслить штампами»). Также может называться – «словесный мусор».

Канцеляризм – или “бюрократический язык”, “язык политиков” – те слова и словосочетания, которые применяются в документах, деловой переписке.

Чем больше в интернете статей — тем больше шаблонов. Я не буду доказывать, что это плохо. Вместо доказательств я собрала лишь небольшую часть выражений, которые за 6 лет работы с текстами изрядно надоели. Они давно не работают, они ни в чем не убеждают, и даже хуже — они раздражают.

Бонусом здесь будет завуалирован ответ на частые жалобы с формулировкой “редактор снизил мне оценку, но текст без ошибок и в нем ничего не исправлено! Разберитесь!”.

Небольшой список речевых клише, на которые я обращаю внимание:

  • самый широкий спектр дизайнерских решений;
  • оптимальный выбор;
  • особой популярностью пользуются;
  • их отличительной особенностью является;
  • разнообразие цветовых решений;
  • отличается экологичностью;
  • цены приятно удивят;
  • у нас работают профессионалы своего дела;
  • принять соответствующие меры;
  • на сегодняшний день;
  • одна из наиболее востребованных;
  • индивидуальный подход;
  • общеизвестно, что;
  • ни для кого не секрет;
  • по праву считается;
  • широкий ассортимент;
  • непревзойденное качество;
  • высокий профессиональный уровень;
  • гарантированный результат;
  • квалифицированная помощь;
  • команда профессионалов;
  • в кратчайшие сроки;
  • если вас интересует;
  • по этой причине;
  • в последнее время … пользуются все большим спросом;
  • в настоящее время;
  • основной плюс использования;
  • экологичные материалы;
  • в магазине вы можете купить;
  • в каталоге представлены различные;
  • вы сможете подобрать те изделия;
  • важным моментом является;
  • стоит подойти со всей ответственностью и серьезностью;
  • обратите внимание на следующие моменты;
  • стоит отметить, что;
  • в подобных случаях обязательно необходимо;
  • стоит помнить, что;
  • какими преимуществами и особенностями они обладают;
  • осуществлением такого вида услуг;
  • подчеркнет индивидуальность;
  • он представляет собой;
  • сэкономит ваше время, нервы и деньги;
  • по телефону, указанному на сайте;
  • мы используем современные технологии;
  • исходя из личных предпочтений;
  • на любой вкус и кошелек;
  • не отходя от компьютера;
  • не вставая с дивана;
  • продукт высокого качества;
  • по оптимальной цене;
  • с учетом всех пожеланий клиента;
  • обратиться к опытным профессионалам;
  • давно стали неотъемлемой составляющей жизни современного человека;
  • по демократичным ценам;
  • обратившись к нам, вы можете быть уверены;
  • с указанием стоимости и сроков оказываемых услуг;
  • в соответствующем разделе на нашем сайте;
  • не лишним будет;
  • никого не оставляют равнодушным;
  • и это не удивительно;
  • вовсе не странно, что;
  • представлена информация;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • предлагаем качественный сервис;
  • достаточно лишь зайти на сайт, выбрать товар и оформить заказ;
  • высокое качество приобретаемых товаров;
  • примите во внимание предоставленную нами информацию;
  • наша компания предлагает вам;
  • наш менеджер свяжется с вами в любое удобное время;
  • получить исчерпывающую информацию;
  • показать свой высокий социальный статус;
  • обращать пристальное внимание;
  • несколько основных критериев;
  • достаточно задать в поисковике; 
  • того, что подойдет конкретно вам;
  • привлекает с каждым годом все больше;
  • наиболее предпочтительным вариантом;
  • бюджетной стоимостью;
  • не составит большого труда;
  • сегодня совсем не сложно;
  • длительный срок эксплуатации;
  • получите бесплатную консультацию;
  • на выгодных условиях приобрести;
  • является ответственным и серьезным шагом;
  • выбирая…, следует учитывать;
  • вниманию покупателей предлагаются;
  • неотъемлемый атрибут;
  • таким образом;
  • должное качество;
  • выйти на должный уровень;
  • можно сделать вывод, что;
  • примите во внимание рекомендации из данной статьи;
  • наши сотрудники – профессионалы своего дела;
  • имеется большое количество вариантов, значений, среди которых каждый подберет для себя оптимальный исходя из;
  • почему выгодно покупать в интернет-магазине: нет необходимости платить за аренду площадей, нанимать дополнительный персонал и платить ему заработную плату;
  • менеджеры с радостью проконсультируют и ответят на все ваши вопросы;
  • данный… является.

Весь этот список мы добавили в алгоритм проверки водянистости. Теперь в нашей базе уже 669 фраз.

Как избавиться от таких фраз

Почему клише и штампы в копирайтинге в большинстве случаев – это плохо? Потому что эти фразы и слова делают статью обычной, рядовой, скучной и похожей на тысячи других, убивают оригинальность и исключают эмоции.

Некоторые фразы, слова и словосочетания копирайтер, как правило, может просто убрать или заменить синонимами по смыслу, некоторые штампы — конкретизировать цифрами, фактами. Я не призываю совсем их убирать, если они правда уместны и стиль канцеляризм требует и любит заказчик (может, он у вас политик и для него это имеет большое значение?). Можете написать без них — хорошо, не можете — попробуйте перефразировать, заменить, если совсем никак — используйте, но чем реже, тем лучше, не злоупотребляйте штампами. Текст ваш, и как делать, в какой форме его преподносить – решать только вам.

Еще одна рекомендация: замечайте и заменяйте конструкции там, где можно, на глагол в настоящем времени, удаляйте возвратные глаголы. Например: “Заводом производится молоко” можно улучшить как “завод производит молоко”; “Команда одержала победу” меняем на слова “Команда победила!” Не забывайте, кто ваш читатель – это обычный человек, который устал от штампов.

Несколько примеров возможной замены клише:

Плохо (но часто встречается) Лучше заменить таким способом
У нас вы на выгодных условиях можете приобрести различные платья, юбки, куртки, брюки и т.д. А цены вас приятно удивят! У нас — вся самая модная одежда сезона 2019. Платья — от 500 руб!
Особой популярностью пользуются плюшевые халаты, их отличительными особенностями являются мягкость, сохранение тепла. Наши клиенты обожают плюшевые халаты: в них тепло и уютно, а еще они очень мягкие и нежные!
На странице www.zonty.cam представлены зонты в широком ассортименте. Достаточно зайти на сайт, выбрать товар и оформить заказ. Посмотрите, какие оригинальные зонты есть на сайте www.zonty.cam.
В последнее время посудомоечные машины пользуются все большим спросом. К их выбору стоит подойти со всей ответственностью и серьезностью. 7 важных критериев для удачного выбора посудомоечной машины.
В каталоге представлены самые разнообразные курточные ткани, на любой вкус и кошелек Новые поставки курточных тканей от производителя: мембрана, изософт, альполюкс, дюспо.

В общем, друзья-копирайтеры, не время халтурить. Время активно работать креативным отделом мозга и нести полезный контент в массы, избавляться от языка чиновников, штампов, давать миру только самое лучшее и защищать красивый русский язык, меняя мышление людей 🙂

Дополняйте мой список словосочетаний в комментариях — наверняка, если собрать все примеры из рунета от копирайтеров и тщательно поискать, можно поставить какой-нибудь рекорд по времени скроллинга страницы. Сделаем интернет лучше и уберем шаблонность и штампы из статей долой!

Свежих вам идей и мыслей для статей! 

Штампы в речи и клише, которые портят ваш текст. Примеры заезженных фраз

Содержание

  • 1 Что такое клише и штампы
  • 2 Примеры самых распространённых клише и штампов
  • 3 Как штампы и клише ухудшают качество текста и затрудняют его продвижение
  • 4 Основные ошибки в новостных публикациях
    • 4.1 Неверное употребление времён
  • 5 Что нужно сделать, чтобы убрать клише и штампы из текста
  • 6 Полезные статьи

Что такое клише и штампы

Штампы — словосочетания, которые из-за массового бездумного употребления потеряли свою индивидуальность и смысловую нагрузку. Такие слова и выражения постоянно используются в СМИ, в интернете, в быту и в бизнесе и т.д. Штампы и клише делают письменную и устную речь неинформативной.

Обычно, штампы состоят из двух-трёх слов, а их смысл можно выразить одним словом (одержать победу — победить).

Клише — скопированные готовые обороты, часто никогда не употребляемые в «живой» речи, забюрократизированные, тормозящие процесс чтения.

Пример: требуется доказать, встреча на высшем уровне, наш собственный корреспондент сообщает.

Штампы и клише часто используют по привычке, не задумываясь над их смыслом. Иногда с первого прочтения кажется, что смысл штампа понятен. Но, что именно хотел сказать автор, так и остаётся неясным («Мы решили не продливать с ними контракт в свете последних новостей, поскольку у них совсем неутешительные результаты в годовых отчётах»). Улавливается только общая интонация, а конкретики нет. Человек не получает точной информации, он начинает додумывать.

Вот пример реального текста с сайта, который практически полностью состоит из штампов и клише: «Мы стремимся быть лучшими из лучших, поэтому в своей работе используем только качественные материалы и применяем современные технологии. Грамотный, профессиональный, индивидуальный подход к реализации проекта, а также правильность и четкость действий всех специалистов компании позволяют нам выполнять все строительные работы на самом высоком уровне и в срок» (штампы и клише выделены курсивом).

Примеры самых распространённых клише и штампов

  • «Богатый практический опыт»
  • «Ваша прибыль увеличится»
  • «Ведущий производитель»
  • «Взаимовыгодное сотрудничество»
  • «Всестороннее содействие»
  • «Вы будете приятно удивлены»
  • «Выгодные условия (цены)»
  • «Высокий профессиональный уровень»
  • «Высококачественное обслуживание»
  • «Высокопрофессиональная работа»
  • «Гарантированный результат»
  • «Гарантия высокого качества»
  • «Гибкая система скидок»
  • «Динамично развивающаяся компания»
  • «Значительные результаты»
  • «Индивидуальные особенности Вашего бизнеса»
  • «Индивидуальный подход к каждому клиенту»
  • «Квалифицированная помощь»
  • «Команда профессионалов»
  • «Комплекс услуг»
  • «Комплексный подход при решении вопросов»
  • «Кратчайшие сроки достижения результата»
  • «Креативность мышления»
  • «Лидер рынка»
  • «Лояльная тарифная политика»
  • «Лучшие специалисты»
  • «Лучшие условия сотрудничества»
  • «Лучший вариант решения»
  • «Максимальный эффект»
  • «Мы возьмем на себя Ваши проблемы»
  • «Мы выполним любое Ваше поручение»
  • «Мы знаем толк в_»
  • «Мы работаем для людей»
  • «Мы удовлетворим даже самого требовательного клиента»

Как штампы и клише ухудшают качество текста и затрудняют его продвижение

Задача текста на сайте — привлечь потенциального клиента. Если текст наполнен штампами и клише, которые не несут конкретики, пользователь не получит нужной ему информации (только набор стандарнтых фраз) и не совершит то действие, которое от него ждут. Текст теряет свою ценность, а сайт — доверие пользователей и позиции в поисковиках.

Такие «замыленые» глазу слова и выражения не несут конкретики. Клише и штампы не передают читателям полезную (нужную, значимую) информацию, ничем не выделяют компанию (бренд, товар, услугу) на фоне других.

Масим Ильяхов, создатель сервиса «Главред» (рис. 1) говорит, что «устойчивые выражения опасны тем, что они неинформативны. Находите их, убирайте и раскрывайте потерянный смысл»; «Корпоративные штампы плохи тем, что читатель воспринимает их как шум». Он приводит несколько наглядных примеров.

Рис. 1. Сервис Главред.ру

Неправильно Правильно
С 2010 года мы значительно расширили географию продаж. С 2010 года мы начали продавать в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Оренбурге.
Каждый наш сотрудник — настоящий профессионал своего дела! Сотрудники нашей фирмы увеличивают продажи в 2 раза.
Год назад мы и подумать не могли, что добьёмся такого успеха. Мастера прошли сертификацию Международной ассоциации сертификаторов.

Из-за частого употребления штампов и клише в текстах появляются стилистические ошибки. Примеры: «Мы имеем отсутствие хорошо налаженного производства» или «Почему вы не пользуетесь услугами эскалатора?» и т.д.

Поисковые системы способны выявлять устойчивые слова и выражения на сайте. В результате позиции сайта (который содержит штампы) в поисковой выдаче падают.

Иногда, чтобы «оживить» текст, стараются описывать события ярко, вычурно. Пытаясь всеми силами избежать употребления клише и штампов, используют другие сложные слова и обороты. В итоге текст не упрощается, а наоборот, усложняется.

В исследовании лондонского издания газеты «Таймс («The Times of London»), которое посвящено американской прессе, говорится: «Отличительная черта американской журналистики — её непременное, врождённое тяготение привлечь внимание и донести информацию до, как правило, равнодушного человека. Примечательно, что именно подобная страсть к упрощенности в описании политических, дипломатических ситуаций, развития событий доводит до искажения фактов. Все усилия направлены на то, чтобы возвысить некоторые личности и роль, которую они играют, описать комплекс проблем настолько живо, захватывающе и увлекательно, что обыкновенный читатель вынужден был жить в постоянном состоянии кризиса или, наоборот, выработать нарочитую индифферентность ко всему происходящему, вызванную инстинктом самосохранения».

Основные ошибки в новостных публикациях

Неверное употребление времён

Основная черта штампа в новостной публикации — неправильное употребление элемента времени. Из-за желания лишний раз перестраховаться, автор статьи часто неоправданно употребляет прошедшее время там, где его быть не должно. Предложения, построенные в прошедшем времени, лишают новость актуальности.

Общее правило: использовать прошедшее время только в том случае, если идёт рассказ о свершившемся факте, которое не имеет продолжения. Чаще следует употреблять настоящее время для того, чтобы передать новизну обстоятельств в статье.

Часто употребляют неверную, лишённую всякого смысла и логики фразу «он был бывшим». Это неверная фраза, поскольку речь идёт о живущем человеке, например: «Как и Иннокентий, Апполинарий был бывшим демократом». Если человек однажды «бывший», он всегда «бывший». Фраза «был бывшим» была бы верной, если бы речь в ней шла о делах умершего человека до его смерти. Сформулировать лучше так: «покойный чиновник во времена активной политической деятельности был демократом».

Общее правило, для того чтобы избежать штампов и клише: следовать разговорному стилю, задавать себе вопрос, сказал бы я так или нет. Если ответ — нет, то текст, скорее всего, нуждается в упрощении и устранении клише и штампов.

Что нужно сделать, чтобы убрать клише и штампы из текста

1. Используйте сервис проверки текстов «Главред.ру».

2. Если у вас будет время и желание, просмотрите хотя бы первые 10-12 страниц книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое: от «Маленького принца» до «Корабля дураков»».

3. Вместо штампов вставляйте конткрет факты и цифры и фактов.

Вместо «У нас прозрачная система тарифов» напишите «У нас два тарифа: для фирм и индивидуальных предпринимателей»; вместо «Предлагаем полный спектр услуг в области веб-дизайна»«Создаём сайты и интернет-магазины» и т.д. Замените «избитые» слова и выражения точными цифрами и фактами. Например, вместо слов «у нас самые низкие цены» указывайте конкретные цифры, чтобы можно было сравнить. Вместо «нами довольны клиенты» размещайте реальные отзывы ваших покупателей. Вместо «самый широкий ассортимент» расскажите о ваших товарах/услугах и т.д.

4. Старайтесь заменять словосочетание одним простым словом (без промедления — сразу; от мала до велика — все; в общих чертах — в общем). Тоже относится к забюрократизированным устоявшимся выражениям. Например: «чулочно-носочные изделия», «сувенирные изделия» заменяйте на: «чулки и носки», «сувениры» и т.д.

5. Замените отглагольные существительные с окончаниями -ение, -ание (гарантирование, обеспечение, создание, размещение, осведомление, привлечение, тестирование, рассмотрение, получение, содействие) на глаголы завершённого действия с окончаниями –ать, -ить, -уть (гарантировать, обеспечить, создать, разместить, осведомить, привлечь, тестировать, рассмотреть, получить , содействовать и т.д.).

Полезные статьи

  • Секреты продающего текста: известные копирайтеры делятся опытом
  • Как написать обучающую публикацию: создаём интересный контент за 7 простых шагов
  • С чего начать писать блог
  • Как написать идеальный пост в блоге (ИНФОГРАФИКА
  • 5 условий убедительного продающего текста (чтобы клиент взял ВСЁ)

Речевые ошибки: 

  1. Непонимание значения слова. Лексическая сочетаемость.
  2. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов.
  3. Многословие.  Лексическая неполнота высказывания.
  4. Новые  и устаревшие слова. Слова иноязычного происхождения.
  5. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова. Жаргонизмы. Фразеологизмы.
  6. Клише и штампы. 

Непонимание значения  

1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:    Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
      
Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
      
Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

 2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:    Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. 

3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример:    Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
      Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм — болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

 4. Неправильное употребление паронимов.
Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

Лексическая сочетаемость Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д
  Пример:  Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.     Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.      Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо… В этом случае перед нами один из видов тропов — оксюморон.                

Употребление синонимов: Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
      Пример:  Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.               

Употребление омонимов:  Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
      Пример:  
Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.  Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.                                                                          

Употребление многозначных слов:   При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
      Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.                                                                                              

Многословие:   Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
      Пример: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
      Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
      Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.   
Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку.
      Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5.
Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря, как бы так  и т. п.
   Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.                                                                                                                    

Лексическая неполнота высказывания. Новые слова. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
      Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду». Так получается — «страница телевидения».
      При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.    Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.       Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям

Устаревшие слова:  Архаизмы — слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.
      Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.
      Среди слов, вышедших из активного употребления, выделяются еще и историзмы. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.
      Пример: Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор — начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор — нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.     

Слова иноязычного происхождения: Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная  иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
      Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.  Лимитировать — установить лимит чего-нибудь, ограничить.                                      Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.
 Диалектизмы: Диалектизмы — слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.
      Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка — соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.   

Разговорные и просторечные слова:  Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие — слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.
      Пример:
У меня совсем худая куртка. Худой (разг.) — дырявый, испорченный (худой сапог).  Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом. 

Профессиональные жаргонизмы: Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка — в речи журналистов ляп; руль — в речи шоферов баранка.
      Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.
      По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов — своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующая- ся социально ограниченным употреблением.
      Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара — дом
. Фразеологизмы: 1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
       1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов.
       2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.
       Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого», употреблен неверно — в значении «выдумывать, плести небылицы».
       2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
        1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.
        Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.
        Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).
       В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.                                                                                                                         2) Лексическое видоизменение фразеологизма.
         Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.
         Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.
         Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.                                                                                             

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
      Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение… или вопросы играют большую роль.

Клише и штампы: Канцеляризмы — слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.
      Пример: Имеет место отсутствие запасных частей.
      Штампы — это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность.
      Пример: При голосовании поднялся лес рук.
          Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта, — являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Клише используют в официально-деловых документах (встреча на высшем уровне); в научной литературе (требуется доказать); в публицистике (наш собственный корреспондент сообщает из); в разных ситуациях разговорно-бытовой речи (Здравствуйте! До свидания!  Kто последний?).

Старый и живучий монстр, мимикрирует под «хорошо сказано!», делает текст вторичным, расплывчатым.

Штамп (также известен как «клише») — устойчивое словосочетание, закрепившееся в языке после многократного повторения. Языковые области, из которых происходят крупнейшие группы штампов: пословицы и поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы, советские газеты и журналы, бизнес-язык.

С каждым штампом связана определённая двойственность. Почти всегда это изначально «удачное» выражение, точное или выразительное, яркое, — иначе оно бы никого не впечатлило и не закрепилось в языке. Но что происходит, когда выражение используют многократно (десятки и сотни тысяч раз)? Оно теряет свои «преимущества».

Выразительность, «пробивная сила» есть у нового и неожиданного. Поэты античности могли сравнивать любимых женщин с цветами. Через 1000+ лет это могли делать исламские поэты. Почему бы и нет? До эпохи всеобщей грамотности далеко, девушка — особенно никогда не читавшая стихов — будет тронута.

Насколько оригинально сравнивать женщину с цветком сейчас? Хм.

Так же «выразительно» и большинство образных штампов.

А как теряется точность? Люди встречают выражение в контексте, где оно «уместно» и «работает» и, впечатлившись, начинают его использовать в соседних или близких, или даже далёких контекстах. Например, «инновационное решение» могло появиться в научной статье о прорывном открытии в ракетостроении. Проходят годы, и вот уже всюду «инновационные решения» — везде, от автотракторных запчастей до гомеопатии. И если спросить автора, в чём тут инновационность, он зачастую и сам не скажет, штампы распространяются без излишнего обдумывания. И в новых употреблениях это будет уже и неоригинальное, и неточное выражение.

Штамп многие воспринимают как «безопасное и проверенное»: раз окружающие его часто используют, то и мне следует / можно / не зазорно. Если вы не хотите никак выделяться в текстовом потоке и предпочитаете писать скучно и расплывчато — используйте клише, пожалуйста.

Что нужно знать и уметь методологу, чтобы добиться успеха?

Что должен знать и уметь успешный методолог?
Что должен знать и уметь хороший методолог?

Тысячи коучей и прочих экспертов, в том числе шарлатаны и мошенники, рассказывают, как «добиться успеха». Читателю это выражение в лучшем случае приелось, в худшем — он проассоциирует его с жульническими семинарами. Даже отдельный «успех» (кстати, что это? что именно тут имеется в виду?) и производные слова уже звучат как надоевшая реклама. В этой фразе «успешность» — это результативная работа, к которой любой хороший специалист и так стремится.

Купленные книжечка и варежки принесут кому-то в новогоднюю ночь неописуемый восторг.

Эти варежки и книжечка осчастливят кого-то в новогоднюю ночь.
Эти варежки и книжечка порадуют кого-то в новогоднюю ночь.

Многие штампы опознаются по тому, что ими пытаются выразить крайнюю степень «положительного, хорошего» (радость, приятное удивление, высокое качество) или, напротив, крайнюю степень «плохого» (огорчение, разочарование, деградация). Представляете себе эти крики экстаза после получения варежек? Я тоже не представляю. Надо сбавить градус.

Темы можно раскрывать так, что они будут цеплять, удивлять и трогать до слёз.

Темы можно раскрывать так, что читатели поразятся и расплачутся.

Вновь та же группа штампов — «сильная эмоция». Но уже без явного преувеличения, поэтому заменяем примелькавшееся сочетание «трогать до слёз» одиночным глаголом.

Из глаз градом катятся слёзы, внутри звенящая пустота.

Из глаз катятся слёзы, внутри — пусто.
Из глаз катятся слёзы, внутри — вакуум, ни капли чувств.

Опять слёзы (да ещё размером с градину!), но они не так напыщенны, как звенящая пустота. Возможно, вы её раньше не встречали, но Google подтверждает: есть такой популярный штамп. Меняем на буквальное значение. Если вам кажется, что стало менее выразительно — придумайте не настолько затасканный образ. Пустота может быть радиоактивной, тоскливой может быть вакуумом. Ледяная пустота — уже другой штамп. Сложно? Это и есть сложность «художественного письма»: не скатываться к чужим шаблонам, выражать своё по-своему, придумывать новые образы самостоятельно.

Мы предлагаем удобный график.

Свободное расписание: можно приходить в офис к 9 или к 12 утра и пару дней в неделю работать из дома.

Комфортный офис у метро «Смоленская».

Офис, который вам понравится: много места, большие окна, отличная вентиляция, куча настольных игр и своя кухня, спортзал на соседнем этаже. Две минуты от метро «Смоленская».

В деловых текстах не требуется никакой уникальной художественности, зато точность важна: лишнее время, потраченное на уточнение, — это убытки. Недопонимание из-за расплывчатости тоже делу не помогает. Комфорт, удобный график (кому удобный?) — это расплывчатые ярлыки, за которыми может прятаться что угодно. «Краткость» здесь не достоинство.

Во многих сегодняшних студентах скрыт по-настоящему огромный потенциал.

У многих сегодняшних студентов невероятные задатки.
Многие сегодняшние студенты могут добиться чего угодно.

Но во всём есть положительный момент — вы становитесь увереннее, приобретаете опыт.

Но нет худа без добра: вы становитесь увереннее, приобретаете опыт.

График, комфортный, потенциал, момент — бизнес-штампы и заимствованные слова любят друг друга и частенько сливаются в экстазе. Интересный вопрос: «нет худа без добра» — очень похоже на штамп, ведь это поговорка, зачем тогда её использовать? Мне кажется, что оно более выразительно, чем невзрачный «положительный момент» и тем более (добавим ещё заимствование) «позитивный момент». Мы ведь говорим про хорошее и плохое, эмоционально оцениваем — выразительность важна. Но, конечно, вы можете заменить поговорку и совсем нештампованным выражением.

Стрессовая ситуация показывает истинные черты человека.

Оказавшись в тяжёлом положении, человек показывает истинное лицо.
Под давлением человек перестаёт притворяться, и мы видим, каков он без прикрас.

Stressful situation — калька с уже двумя заимствованиями. Первая замена строится на «русскоязычном» клише «показать истинное лицо», во второй уже нет штампов.

Вдохновляющие истории о людях, которые следовали за мечтой и воплощали её в реальность.

Вдохновляют истории об упорных людях, чьи мечты сбылись.

Этому способствует множество факторов: ритм жизни стал более динамичным, среда всё более конкурентной.

Развитие экономики ускоряется, препятствий и соперников всё больше.
Способствует этому и то, что жизнь ускоряется, а конкурентов всё больше.

Наихудший сценарий — когда во фразе сразу несколько штампов. От этого зашкаливает пафос (если штампы — образно-эмоциональные) или фраза становится настолько расплывчатой, что её можно понимать по-разному. Если «факторов множество» — то почему приведено только два? Здесь сложно написать «улучшенную версию без штампов», если не знаешь точно, что именно хотел сказать автор, где он ставит ударение.

Итак, единственное очевидное качество штампа — это распространённость: до того, как выйти из оборота, он повторяется в массовой коммуникации годами и десятилетиями. Это приводит к потере выразительности и точности («проверенный общий ярлык» ставят вместо конкретных ценных подробностей). Более заметны хвалебные штампы (эффект надоевшей рекламы), но есть и безэмоциональные. Дополнительно «ухудшить» штамп можно иноязычными заимствованиями.

Обходиться совсем без штампов и устойчивых выражений, пожалуй, слишком сложно. Сколько их допустить в свои тексты? Зависит от того, какого уровня выразительности и языкового своеобразия вы хотите достичь.

Как побороть ошибку?

1. Если распространённость — признак №1, то люди, читающие мало, уязвимы: штампы встречаются им реже, не успевают надоесть, могут казаться «яркими свежими выражениями». Читайте больше! И оценивайте прочитанное.

2. Ищите в написанном «готовые полуфабрикаты», то, что вы просто брали из памяти, не обдумывая формулировок. Поначалу их может оказаться неожиданно много, не отчаивайтесь, так происходит довольно часто, и это лечится! 

3. Выделяйте время и тренируйтесь заменять их чем-то пооригинальнее. Экспериментируйте, фантазируйте, уточняйте подробностями. Это трудно и требует времени, но окупается.

Что ещё прочесть?

1. Статья о речевых штампах — из антиканцеляритного курса «Тимуроков».

2. Третья глава книги Лидии Чуковской «В лаборатории редактора».

3. И. Ильф, Е. Петров. Торжественный комплект Остапа Бендера.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Замена штампа в отдельной фразе — в отрыве от содержания текста — не всегда понятна и «убедительна». И, конечно, вариантов замены — всегда больше одного. Для начала попробуйте просто различить в приведённых примерах сочетания-клише.

Обязанности по уходу за ребёнком ложатся на хрупкие женские плечи.

Нашли ошибку? Проверьте

Весь уход за ребёнком ложится на женщину.

Когда горят глаза, есть силы сохранять позитив и желание жить.

Нашли ошибку? Проверьте

Когда вы чем-то увлечены, проще жить и радоваться жизни.

Волшебство и трепет реальны для людей любого возраста, если творить добро и сохранять веру.

Нашли ошибку? Проверьте

Взволновать и обрадовать человека можно всегда, и неважно, сколько ему лет.

Другие сотрудники называют нацеленность на результат, любовь к своему делу и желание помочь клиенту главными движущими факторами успеха в их нелёгком деле.

Нашли ошибку? Проверьте

Другие сотрудники считают, что главное в их деле — увлеченность, результативность и забота о клиенте.

Родственные ошибки:

37С

25С

Если какое-то выражение употребляют слишком часто, оно теряет эмоциональную окраску и становится штампом.

Клише – шаблонное выражение, избитая мысль.

Как избавиться от штампов

Сокращаем штампы и канцеляризмы до одного слова

  1. В общих чертах – в общем,
  2. Имеют под собой основания – обоснованы,
  3. В настоящий момент – сейчас

  4. Провести установку – установить

  5. Обладает экономичностью – экономит

  6. Осуществляем выдачу/доставку – выдаем/доставляем

  7. Таким образом – так

  8. Провести улучшения – улучшить

  9. Было принято решение – (мы) решили

  10. По устоявшейся традиции – традиционно, обычно

  11. Имеет место – есть, существует

  12. Оказывает воздействие/влияние – действует, влияет

Такие замены не только сделают текст более ясным по смыслу, но и визуально “разгрузят” его.

В отдельных случаях распространенный штамп из нескольких слов заменить одним не получится. Например, «ведущий игрок на рынке». В этом случае лучше привести факт, доказывающий позицию компании относительно конкурентов.

Убираем субъективное, добавляем правду, вычищаем самовосхваление и заменяем его на факты.

Ниже приведены примеры штампов и рекомендации, на что их заменить, чтобы сделать текст более информативным

13. Индивидуальный подход к каждому клиенту

При описании товара/оказании услуги указываем:

  • бюджет,
  • дальность перевозки,
  • желаемые сроки доставки и др.

(то есть указываем критерии, которые могут изменяться)

14. Широкий спектр услуг/ассортимент

Перечислить конкретные услуги/товары (все или основные)

  • В нашем каталоге вы можете найти N позиций от L производителей
  • В наличии размеры от A до B
  • Мы реализуем N видов (название продукта): перечислить

15. Гибкая система скидок/ценовая политика

  • Скидки __%, при заказе от ___ руб., цены от ___ до ____ руб.

16. Динамично развивающаяся компания

  • Оборот нашей компании вырос по сравнению с предыдущим годом на N
  • Компания существует с …. года, ….. лет занимается продажей/ производством/ изготовлением…

17. Лидирующие позиции на рынке/ведущий производитель/лидер рынка

Описать заслуги, 10 лет стажа, победитель конкурса, 3 место в рейтинге и т.д.

18. Богатый опыт/опытные сотрудники

  • Все наши сотрудники имеют сертификаты/дипломы/прошли обучение в рамках…
  • Средний стаж работы – ___ лет, компания работает ___ лет

19. Высококачественное обслуживание/сервис высокого качества/первоклассный сервис/европейский уровень обслуживания

Перечислить услуги, обеспечивающие дополнительную выгоду покупателю (доставка, упаковка, индивидуальный дизайн, замеры, установка, возврат товара и т.п.)

  • Помимо стандартного набора услуг, вы получаете бонусы: ___

20. Комплексный подход/комплекс услуг/мер

Перечислить основное, что входит в перечень

21. Кратчайшие сроки

  • Срок изготовления (доставки) – (от) ___ дней

22. Лучшие условия сотрудничества

Слово “лучший” в данном контексте лучше вообще не употреблять, это запрет ФАС. Обосновать, в чем выгода

23. Взаимовыгодное сотрудничество

“Вода”, лучше не использовать, акцентировать на выгодах для клиента:

  • Работая с нами (Делая заказ у нас, Обращаясь к нам и т.п.), вы получаете:
  • Мы предлагаем клиентам:
  • В услугу входит:
  • В стоимость заказа (товара) включено:

24. Команда профессионалов/лучшие специалисты

  • Все наши сотрудники имеют сертификаты/дипломы/прошли обучение в рамках…
  • Специалисты с опытом работы X лет и т.п.
  • Сотрудники участвуют в отраслевых конференциях, имеют ученую степень — указать, большой стаж работы — указать цифры.

25. Гарантированный результат

Клише, которое к тому же может неоправданно завысить ожидания клиента, лучше не использовать или указать конкретные гарантии и чем они подтверждаются

«Гарантируем возврат товара в течение X дней, если…»

«Гарантируем возврат денег в течение X дней, если…»

26. Гарантия высокого качества

  • Гарантия от производителя ___ лет, качество подтверждено сертификатами соответствия ____

27. Значительные результаты/максимальный эффект

На … % быстрее/выше/сильнее (если есть данные)

28. Квалифицированная помощь

Лучше не использовать, т.к. неквалифицированную помощь и так никто не стремится оказывать/получать

29. Сотрудники с радостью проконсультируют

Клиенты понимают, что ответы на вопросы — обычная рабочая обязанность. Лучше использовать что-то более нейтральное: “сотрудники подберут товар под ваши задачи, помогут рассчитать стоимость партии, оформят доставку, запишут на прием и т.п. (конкретные действия)”

30. Лучшее соотношение цены и качества

Слово “лучший” в данном контексте под запретом у ФАС, желательно привести цены и перечислить, что за эту сумму получит клиент

31. Разные ценовые категории

  • Диапазон цен от … до …

32. Выгодные/демократичные/оптимальные условия (цены)

  • Цены от …. руб

33. Цены приятно удивят

  • Цены от ___ до ____

34. Официальный поставщик

  • Сотрудничаем с производителем ______ (назвать компанию)

35. Самый взыскательный вкус

Перечислить, сколько есть моделей продукта, если есть для разных сегментов — указать это

36. Очень популярны и востребованы/одна из наиболее востребованных

Клише без смысловой нагрузки, т.к. бездоказательно. Лучше не использовать

37. Ограничивается только вашей фантазией

  • Представлено ___ моделей/оттенков и т.п.

38. Задать интересующие вопросы

  • Уточнить сроки изготовления, наличие товара, заказать доставку, заказать точный расчет стоимости (перечислить конкретные действия и вопросы)

39. Оптимальный выбор

  • ___ моделей/видов/цветов и т.п.

40. Разнообразие {цветовых решений}

Назвать количество, представленное в каталоге, можно в формате “более 20”, чтобы не теряло актуальность

41. Напрямую от производителя

Стоимость товара установлена производителем X и не включает в себя никаких наценок

42. Принять соответствующие меры

Перечислить, какие именно

43. На сегодняшний день

В N году

44. По телефону, указанному на сайте

Заменить на конкретный номер телефона (за исключением случаев, когда на сайте установлен коллтрекинг)

45. Мы используем современные/передовые технологии

Если текст для предприятия, можно указать, каких производителей есть станки, в других случаях — назвать технологии (3D окрашивание, ручное нанесение, лазерная гравировка и т.п.)

46. Исходя из личных предпочтений

Перечислить, какие есть варианты, посетитель сайта и так выберет из личных предпочтений

47. На любой вкус и кошелек

  • От … до … руб.

48. С учетом всех пожеланий клиента

Если выполняются индивидуальные заказы, стоит указать, какие параметры может предоставить клиент (цвет, размер, отделка и т.п.)

49. В соответствующем разделе на нашем сайте

Дать ссылку на этот раздел

50. Никого не оставляют равнодушным

Штамп без смысловой нагрузки, лучше вовсе отказаться от использования или показать отзывы

51. Получить исчерпывающую информацию

Перечислить, по каким вопросам можно обратиться

52. Длительный срок эксплуатации

  • __ мес. (лет)

53. Нас рекомендуют своим знакомым

Если есть серьезные награды, рейтинги и т.д. — привести их, если нет — ничего не указывать. Знакомые неизвестных покупателю людей — не аргумент

54. Уникальная возможность

Добавить конкретики: скидка до такого-то числа, акция такая-то, можно купить только в нашем магазине (если это правда) и т.п.

55. Нацеленность на результат

Клише без смысловой нагрузки, лучше опустить

56. Выполним работы любой сложности

Перечислить работы, опыт выполнения которых уже есть

57. Отвечаем мировым стандартам качества

Указать стандарты и сертификаты (например, отвечает ISO XXX-XX, ГОСТ….)

58. Скидки постоянным клиентам

Скидки на каждый N-й заказ / накопительная скидка от суммы покупок/…

59. Слова “вопрос” и “ряд”

Убираем, так как они не несут никакой смысловой нагрузки.

Пример:

Особое е значение имеют вопросы питания в первые 5-7 дней. → Особое значение имеет питание в первые 5-7 дней.

60. Слово «является» (в определенном контексте)

Вместо этого используем тире «-» или переформулируем.

Примеры:

  • Критичным является использование для этой цели медикаментов. → Для этой цели критично использовать медикаменты.
  • Иван Смирнов является автором курса «Настройка аналитики для начинающих» → Иван Смирнов — автор курса «Настройка аналитики для начинающих».

Избегайте затертых эпитетов

Некоторые устойчивые сочетания из-за частого повторения воспринимаются просто как фигура речи, даже если правдивы по смыслу. Их употребления в продающих текстах тоже стоит избегать:

61. Достойная альтернатива

62. Взыскательный вкус

63. Премиальный (сегмент, продукт и т.д.) – это в принципе ошибка, т.к. “премиальный” = “выданный в качестве премии”

64. Конкретные задачи

65. Индивидуальный случай

66. Оперативная доставка

67. Смелые решения

68. Инновационный продукт/материал

69. Достойная зарплата

70. Богатый опыт

71. Комплексный подход

72. Максимальный эффект

73. Люксовый бренд

74. Новейшая разработка

75. Широкий ряд

Если ваш текст перенасыщен подобными фразами, покупатель будет читать его невнимательно и может пропустить действительно ценную информацию.

Вывод

Факты, а не болтовня!

Каждая фраза должна быть построена на фактах, доказательствах или цифрах. Общие слова никак не воспринимаются или, еще хуже, отталкивают, потому что вы берете на себя смелость принимать решение за пользователя.

Пример без конкретики:

«На протяжении многих лет компания N выпускает различные серии холодильников. Ежегодно мы разрабатываем большое количество новых коллекций, которые подходят разным категориям покупателей. За годы работы наша компания сумела найти партнеров во всех уголках России и СНГ, регулярно открывает новые филиалы и занимает лидирующие позиции в отрасли».

Пример с конкретикой:

«Компания N была основана в 2016 году. По состоянию на 2021 год мы добились следующих показателей:

  • 17 серий холодильников за 5 лет работы;
  • от 3 до 5 серий холодильников ежегодно разрабатывается и запускается в производство;
  • три ценовых сегмента: «Бюджет» (до 15000 рублей за единицу), «Популярный» (до 38000 рублей за единицу), «Дорогой» (от 40000 до 270 000 рублей за единицу);
  • каждый год открываем от двух до шести новых филиалов компании, общее число торговых партнеров в России и СНГ превысило отметку 100».

Дополните в комментариях, какие виды штампы и клише вас раздражают, и как вы их заменяете.

Подпишитесь на VC, чтобы не пропустить кейс, как увеличить производительность отдела, сократив при этом затраты в 2 раза

В telegram-канале полезные посты для тех, кто хочет запустить настоящие фабрики контента

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Речь многих студентов конспективна ошибка исправленный вариант
  • Речевые ошибки у депутатов
  • Речевые ошибки при использовании фразеологизмов
  • Речь его подкупала своим широким кругозором ошибка
  • Речевые ошибки типы речевых ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии