Речевые ошибки вокруг нас исследовательский проект

Автор: 

Лицеист 10Б класса Ермилов Павел

Рассматриваемый проект в полной мере отражает актуальную проблему речевых ошибок, звучащих в эфире, встречающихся в выступлениях политиков, печатных и электронных СМИ, текстах рекламы.

Правильно поставленные цели и задачи помогли автору чётко выстроить логическую цепочку отбора материала по заявленной теме и всесторонне изучить предмет исследования.

Проект написан в научно-публицистическом стиле. Решение поставленных автором задач сопровождалось творческим анализом научной литературы, текстов печатных и электронных СМИ, рекламы, а также других источников.

Тема работы раскрыта. Содержание и структура изложения материала по заявленной теме говорит о хорошей подготовленности и необходимой теоретической базе  автора проекта.

Данный исследовательский проект вполне соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам.

Выводы и умозаключения, полученные в результате проведённых исследований, наблюдений, опроса, анкетирования логически правильны, обоснованны, доказаны конкретными примерами.

Полученные результаты исследований можно использовать в рамках учебного процесса (на уроках русского языка и русского речевого общения, факультативах).

Исследовательский проект

«Лингвистические ошибки вокруг нас»

Выполнили ученики 7 А класса

МБОУ СОШ № 14 г. Пятигорска

Руководитель — Митракова О.В.

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас».

Мы хотим продолжить работу, начатую в прошлом учебном году. Нами был выдвинут лозунг: «Ошибка – враг человека!» Чтобы победить то, что портит русский язык, мы продолжаем работу над начатым исследованием.

Мы собираем вырезки из газет, журналов, упаковки от различных изделий, фотографируем слоганы, ценники, объявления в транспорте, вывески на магазинах. Все найденные ошибки мы классифицируем.

Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках

Задачи исследования:

• проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках и выделить основные виды орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок, распространенных на территории города Пятигорска;

• объяснить причины появления распространенных ошибок

Объектом исследования данной работы являются статьи в газетах и журналах, вывески на улицах города, рекламные объявления, этикетки, упаковка.

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, стендах.

Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.

Основные методы и приемы: сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

Материал для исследовательской работы был собран на территории города Пятигорска.

1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Проанализировав рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.

В рекламном буклете магазина «Магнит» читаем: «Кефир. НальчиНский молочный комбинат». Однако даже ученики начальной школы знают, что если прилагательное образовано от существительного, то буквы основы исходного слова сохраняются без изменений. Следовательно, НальчиК – нальчиКский. Слайд 3

c:\users\user\desktop\img_20170430_124105.jpg

Неверное написание НЕ (слитное либо раздельное)– весьма распространённая ошибка в рекламе. Причиной её возникновения может являться то, что программы компьютера не выделяют данные написания с ошибками.

Этот рекламный щит мы сфотографировали на улице Адмиральского, на здании торгового центра «Алеф» Слайд 4

c:\users\user\desktop\ошибки.jpg

Это фото объявления, которое мы увидели в обувном магазине «Синта» Слово «увАжаемые» следует писать с буквой А (безударная гласная в корне слова). Также пропущена запятая при обращении. Слайд 5

Очень часто можно встретить ошибки в написании сложных слов.

Слово «спецодежда» является сложносокращенным. Писаться должно слитно. (Это фото визитной карточки). Слайд 6

Это страница рекламного буклета магазина «Санги-стиль». Слайд 7

Слова «антипятна», «антижир» также должны писаться слитно. (Слова с иноязычной частью АНТИ пишутся в одно слово).

А так выглядит рекламный плакат, на котором размещена информация о продаже недорогой одежды и обуви. Его авторы предлагают купить ботинки производства «БелОрусь». Правильное написание – «БелАрусь». Слайд 8

2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

К сожалению, ошибки в наше время можно найти практически везде. Авторы издания для школьников «Химия. Типовые задания ОГЭ» не знакомы с правилами постановки двоеточия.

В предложении «Данный сборник содержит 30 типовых экзаменационных вариантов, соответствующих проекту демоверсии ОГЭ 2017 года» отсутствует вводное слово. Следовательно, двоеточие ставит не надо.

Слайд 9

c:\users\user\desktop\img_20170430_124156.jpg

Это

буклет «Станции юных техников» г. Пятигорска Слайд 10

Безусловно, педагоги этого образовательного учреждения могут дать детям знания в области физики, математики, черчения. А вот правила пунктуации русского языка они, вероятно, забыли.

Пропущена запятая при обращении. Слайд 11

Стоит лишнее двоеточие. Слад 12

На фото журнал учета регистрации поверок, проводимых органами государственного контроля парикмахерской «Триумф» по улице УкраИнской.

В тексте, размещенном на его оболке тоже пунктационная ошибка: пропущена запятая при причастном обороте. Слайд 13

А в этом объявлении вообще отсутствуют знаки препинания. Слайд 14

В стать журнала неоправданно стоит двоеточие между подлежащим и сказеумым.

Слайд 15

3.РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Речевые ошибки – это ошибки в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.

Речевые ошибки довольно часты как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

Это страница модного женского издания. Ни автор статьи, ни редактор, видимо, не различают паронимы «одеть» и «надеть». Все-таки, надо писать «Что Надеть на Новый год». Слайд 16

Очень часто в текстах можно встретить случаи неоправданного повтора однокоренных слов.

Пример тавтологии: «расчесывание – расческа». Слайд 17

Читаем фразу из буклета магазина хозяйственных товаров: «Это новый освежитель воздуха, который… устраняет неприятные запахи и позволяет погрузиться в атмосферу приятных ароматов в 10 раз сильнее, чем обычные средства». Слайд 18

«Погрузиться в 10 раз сильнее» — пример речевой ошибки. Погрузиться сильнее нельзя! Глагол в предложении подоб ран неудачно.

Еще фраза из того же журнала: «Какого цвета должно быть вечернее одеяние, опираясь на восточные традиции?» Слайд 19. Непонятно, что должно «опираться на восточные традиции». Слово «опираясь в данном контексте неуместно».

А это статья газеты «Рецепты здоровья». В ней помещают письма обычных людей. Но это не оправдывает редактора, который не исправляет многочисленные ошибки в таких посланиях.

Пожилой человек пишет, что он «следил за диетой. Слайд 20. Конечно же, не «следил», а «соблюдал диету».

Еще один автор письма о чудесном выздоровлении пишет, что он начал приНИмать крем.

Слайд 21. Правильно говорить приМЕнять крем.

4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматические ошибки — это ошибки в структуре языковой единицы; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Часто люди неверно строят предложения в устной и письменной речи. Слайд 22

«Серия шампуней обогащенЫ натуральными экстрактами». Ошибки бы не было, если авторы добавили в предложение местоимение «которые». «Серия шампуней, которые обогащены…»

Еще раз обратимся к журналу «Рецепты здоровья». Слайд 23. Читаем фразу из письма читательницы: «Мы с мужем С одного села». Конечно, ИЗ села!

Еще одно письмо. Слайд 24. «Много работала, жила ЗА копейки». Жила НА копейки!

Увы, ошибки можно встретить не только в бесплатных буклетах или газетах.

Непростительную речевую ошибку встречаем в сборнике по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией Сениной. Слайд 25

«каждая капля крови, пролитОЙ … Капля (какая?) пролитАЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в рекламной продукции, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и речевых норм (объект нашего исследования), — следствие незнания норм русского языка и неумение или нежелание производителей рекламной продукции пользоваться словарями.

Выявленные ошибки — результат не только низкой грамотности, но и

с безответственного отношения рекламодателей к своей работе, неумение соединить пунктуационные нормы языка и графические возможностями дизайна для выделения наиболее значимых в рекламе речевых единиц. Можно сказать, что предпочтение отдаётся дизайну в ущерб грамотности.

Практическая направленность нашей работы заключается в стремлении обратить внимание каждого человека на то, какую рекламную продукцию он потребляет.

Используемая литература:

1.Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М.: Рус­ский язык, 1978.

2. Андреев В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.: Международ­ные отношения, 1993.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997.

6. Мучник Б.С. Культура письменной речи. М.: Аспект Пресс, 1996.

Исследовательский проект Тема проекта: Языковые огрехи и речевые ошибки вокруг нас Учебное заведение: МБОУ

Исследовательский проект Тема проекта: Языковые огрехи и речевые ошибки вокруг нас Учебное заведение: МБОУ «СОШ № 10 им. лётчикакосмонавта А. Г. Николаева» города Чебоксары Предмет: русский язык Класс: 10 а Форма занятия: защита проекта Учитель: Евсеева Ирина Григорьевна

Конференция «Языковая культура» 61% - употребляет бранную лексику 28% - говорит на компьютерном языке

Конференция «Языковая культура» 61% — употребляет бранную лексику 28% — говорит на компьютерном языке 5% — говорит на чистом литературном языке Практически все учёные – лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка

Тема проекта: О терпеливый мой язык! (языковые огрехи и речевые ошибки вокруг нас) Основополагающий

Тема проекта: О терпеливый мой язык! (языковые огрехи и речевые ошибки вокруг нас) Основополагающий вопрос: Как сохранить национальное достояние – РУССКИЙ ЯЗЫК? Цели: Изучить проблему речевых ошибок, звучащих в эфире и публичных выступлениях Научиться опознавать, классифицировать языковые факты и оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения

Нужно ли говорить правильно?

Нужно ли говорить правильно?

Норма литературного языка … - это единообразное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений)

Норма литературного языка … — это единообразное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений)

Лингвистика (от лат. lingua - язык) – наука, изучающая языки из 78 опрошенных учеников

Лингвистика (от лат. lingua — язык) – наука, изучающая языки из 78 опрошенных учеников и работников СОШ-10 (от 9 до 52 лет): Нужно говорить правильно 62 % 28 % Не нужно говорить правильно Показывает красоту русского языка Не нужно думать о правилах Говорит об образованности человека Всё равно всем понятно Помогает взаимопониманию людей Не задумывалась (-ся) об этом

Исправят ли опрашиваемые собеседника? . . Исправят 55 % 45 % Не исправят Нужно

Исправят ли опрашиваемые собеседника? . . Исправят 55 % 45 % Не исправят Нужно уважать свой родной язык Из-за уважения к собеседнику Чтобы не допускал ошибок впредь Не уверен в своих знаниях Чтобы знал, как правильно говорить Считает это некорректным

ТВ

ТВ

 «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу» Борис

«Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу» Борис Васильев

Цель: Проанализировать речь телеведущих на предмет их соответствия нормам современного литературного русского языка Выявить

Цель: Проанализировать речь телеведущих на предмет их соответствия нормам современного литературного русского языка Выявить и систематизировать допускаемые телеведущими лингвистические ошибки

Речевые ошибки Алексей Пивоваров «УХУДШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ народа» «Снижается …»

Речевые ошибки Алексей Пивоваров «УХУДШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ народа» «Снижается …»

Речевые ошибки Андрей Малахов «Необходимо принять РЕАЛИСТИЧНЫЕ законы, чтобы подросток чувствовал себя защищённым» «…

Речевые ошибки Андрей Малахов «Необходимо принять РЕАЛИСТИЧНЫЕ законы, чтобы подросток чувствовал себя защищённым» «… реальные…» «ДОГОВОРЁННОСТЬ на поставку компьютеров была АННУЛИРОВАНА»

Речевые ошибки Марат Сетдиков «Чтобы УЛУЧШИТЬ криминогенную обстановку в о городе, правоохранительные органы работают

Речевые ошибки Марат Сетдиков «Чтобы УЛУЧШИТЬ криминогенную обстановку в о городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме»

Речевые ошибки Евгений Киселёв «Известны примеры более масштабной коррупции: создавались миллионные состояния, которые утекали

Речевые ошибки Евгений Киселёв «Известны примеры более масштабной коррупции: создавались миллионные состояния, которые утекали за границу, но всё это ОСТАЛОСЬ ВТУНЕ»

Речевые ошибки «Изнасилование - это культурное приобретение человечества. Представительница флоры Мария делает выбор самостоятель.

Речевые ошибки «Изнасилование — это культурное приобретение человечества. Представительница флоры Мария делает выбор самостоятель. Арбатова но, тогда как люди научились забывать природные инстинкты»

Речевые ошибки Пётр Толстой «Вопреки СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации, которая СЛОЖИЛАСЬ сейчас в России»

Речевые ошибки Пётр Толстой «Вопреки СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации, которая СЛОЖИЛАСЬ сейчас в России»

Речевые ошибки «Эти ПРИОРИТЕТЫ на сегодняшний день являются ГЛАВНЫМИ» Владимир Соловьёв

Речевые ошибки «Эти ПРИОРИТЕТЫ на сегодняшний день являются ГЛАВНЫМИ» Владимир Соловьёв

Речевые ошибки Лилия Гильдеева «… Президент сегодня ОБРАТИЛСЯ С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника…» «Пожар

Речевые ошибки Лилия Гильдеева «… Президент сегодня ОБРАТИЛСЯ С РАДИООБРАЩЕНИЕМ по случаю праздника…» «Пожар возник на очень ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ВЫСОТЕ»

Речевые ошибки «Чёрный цвет КАК БЫ усугубляет мимические складки кожи» Александр Васильев

Речевые ошибки «Чёрный цвет КАК БЫ усугубляет мимические складки кожи» Александр Васильев

Речевыеошибки «В ПРИНЦИПЕ, она неплохой выбор для вас» Роза Сябитова

Речевыеошибки «В ПРИНЦИПЕ, она неплохой выбор для вас» Роза Сябитова

Грамматические ошибки «САМЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример тому – библейские притчи» Михаил Швыдкой

Грамматические ошибки «САМЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример тому – библейские притчи» Михаил Швыдкой

Грамматические ошибки «Именно так нужно говорить ОБ этом поэтическом РЯДУ» Александр Гордон

Грамматические ошибки «Именно так нужно говорить ОБ этом поэтическом РЯДУ» Александр Гордон

Орфоэпические ошибки Андрей Малахов «Вы не должны иметь таких намер. Ений» «Различия вероисповед. Аний

Орфоэпические ошибки Андрей Малахов «Вы не должны иметь таких намер. Ений» «Различия вероисповед. Аний не могут быть причиной разжигания межнациональных конфликтов»

Орфоэпические ошибки «Не б. Алуйте мужчин, они быстро привыкают к хорошему» Лариса Гузеева

Орфоэпические ошибки «Не б. Алуйте мужчин, они быстро привыкают к хорошему» Лариса Гузеева

Орфоэпические ошибки Николай Фоменко «И тут я понял, что мой парашют, не успев раскрыться,

Орфоэпические ошибки Николай Фоменко «И тут я понял, что мой парашют, не успев раскрыться, зацепился за ш. Асси вертолёта»

Орфоэпические ошибки «Екатерина Фурцева посуров. Ела и сказала» Игорь Малашенко

Орфоэпические ошибки «Екатерина Фурцева посуров. Ела и сказала» Игорь Малашенко

Орфоэпические ошибки Николай Дроздов «Характ. Ерные брачные танцы туземцев всегда необычайны для нас, европейцев»

Орфоэпические ошибки Николай Дроздов «Характ. Ерные брачные танцы туземцев всегда необычайны для нас, европейцев»

Профессионалы Валентина Михайловна Леонтьева Ангелина Михайловна Вовк Игорь Леонидович Кириллов

Профессионалы Валентина Михайловна Леонтьева Ангелина Михайловна Вовк Игорь Леонидович Кириллов

Мир радио

Мир радио

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры В. А. Сухомлинский Журналистику пора защищать

Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры В. А. Сухомлинский Журналистику пора защищать от журналистов М. В. Горбаневский

Цель: Доказать, что речь радиоведущих тоже далека от норм современного литературного русского языка

Цель: Доказать, что речь радиоведущих тоже далека от норм современного литературного русского языка

Речевые ошибки «МНОГОКРАТНАЯ СИТУАЦИЯ усугубляется тем, что…» Юлия Буш

Речевые ошибки «МНОГОКРАТНАЯ СИТУАЦИЯ усугубляется тем, что…» Юлия Буш

Речевые ошибки «Мы поздравляем его с такой МОЛОДОЙ ДАТОЙ » Лев Новожёнов

Речевые ошибки «Мы поздравляем его с такой МОЛОДОЙ ДАТОЙ » Лев Новожёнов

Речевые ошибки «Они (СМИ) сообщили, что этот ФАКТ СОСТОЯЛСЯ» Владимир Сухой

Речевые ошибки «Они (СМИ) сообщили, что этот ФАКТ СОСТОЯЛСЯ» Владимир Сухой

Грамматические ошибки «Ну, а теперь БОЛЕЕ ПОДРОБНЕЕ о погоде» Елена Лихачёва

Грамматические ошибки «Ну, а теперь БОЛЕЕ ПОДРОБНЕЕ о погоде» Елена Лихачёва

Семантические ошибки «СРАВНИМ РЕЗУЛЬТАТЫ первого кризиса со вторым» Екатерина Гордон

Семантические ошибки «СРАВНИМ РЕЗУЛЬТАТЫ первого кризиса со вторым» Екатерина Гордон

Орфоэпические ошибки «Ко всем журналистам, в том числе и российским, приставлены соглядат. Аи» Андрей

Орфоэпические ошибки «Ко всем журналистам, в том числе и российским, приставлены соглядат. Аи» Андрей Черкизов

Орфоэпические ошибки Михаил Задорожный «В этих хрущобах невозможно жить: нет лифт. Ов и мусоропр.

Орфоэпические ошибки Михаил Задорожный «В этих хрущобах невозможно жить: нет лифт. Ов и мусоропр. Оводов» «…по обв. Одному шоссе…» Александр Белоногов

Речевые ошибки «Рижский вокзал надо переименовать ОБРАТНО» Алексей Самолётов

Речевые ошибки «Рижский вокзал надо переименовать ОБРАТНО» Алексей Самолётов

Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер –

Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит Д. С. Лихачёв

Цель: Выявление в речи политиков часто встречающихся грубых ошибок, недопустимых в литературной речи

Цель: Выявление в речи политиков часто встречающихся грубых ошибок, недопустимых в литературной речи

Речевые ошибки Борис Немцов «Более компромиссный вариант: снижение повышения» «Путин, конечно, классный мужик!»

Речевые ошибки Борис Немцов «Более компромиссный вариант: снижение повышения» «Путин, конечно, классный мужик!»

Речевые ошибки Владимир Жириновский «Каждый день 300 МИЛЛИАРДОВ РУССКИХ ДЕНЕГ, ДОЛЛАРОВ, работают на чужую

Речевые ошибки Владимир Жириновский «Каждый день 300 МИЛЛИАРДОВ РУССКИХ ДЕНЕГ, ДОЛЛАРОВ, работают на чужую экономику» «Ваше коварство ещё БОЛЕЕ ХУЖЕ» «Бомж. Ей развелось как мух» «НИ ОДИН ГИТЛЕР не перегрыз горло ни одному русскому солдату»

Речевые ошибки Геннадий Зюганов «Мы надеялись получить ответ НА ЭТИ ОПАСНОСТИ» «Мертворождённый СНГ продолжает

Речевые ошибки Геннадий Зюганов «Мы надеялись получить ответ НА ЭТИ ОПАСНОСТИ» «Мертворождённый СНГ продолжает УМИРАТЬ» «Без КПСС не было бы победы в войне. Когда на Прохоровском поле 1200 ТАНКОВ СХВАТИЛИСЬ ВРУКОПАШНУЮ»

Речевые ошибки «… В том темпе оплачивать ЗА УСЛУГИ, которые предоставляет населению… » «ДЕТЯМ,

Речевые ошибки «… В том темпе оплачивать ЗА УСЛУГИ, которые предоставляет населению… » «ДЕТЯМ, ну более СТАРШЕГО Юрий ПОКОЛЕНИЯ, мы предлагаем Лужков самостоятельно оформить, скажем, подъезды» «Я готов ГРУДЬЮ стать ЗА СПИНОЙ у России»

Речевые ошибки «Лишь бы КОГО-НИБУДЬ, только чтоб КОГО-НИБУДЬ, вот из КОГО-НИБУДЬ как-нибудь сформировать правительство»

Речевые ошибки «Лишь бы КОГО-НИБУДЬ, только чтоб КОГО-НИБУДЬ, вот из КОГО-НИБУДЬ как-нибудь сформировать правительство» Григорий Явлинский «Сегодня есть выбор, три пути: один – может получится неизвестно какой, второй – точно лучше, третий – точно хуже»

Речевые ошибки Виктор Черномырдин «У меня к русскому языку вопросов нет» «Я ничего говорить

Речевые ошибки Виктор Черномырдин «У меня к русскому языку вопросов нет» «Я ничего говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу»

Речевые ошибки

Речевые ошибки

Речевые ошибки «У нас ШЕРСТЬ ИДЁТ ПРОТИВ ВЕТРА, когда речь идёт о расширении НАТО

Речевые ошибки «У нас ШЕРСТЬ ИДЁТ ПРОТИВ ВЕТРА, когда речь идёт о расширении НАТО на восток» Дмитрий Рогозин «Если возьмёте процент по ВВП оборонных расходов, то увидите, что у нас сейчас 3, 4%. . . У американцев эта цифра НАМНОГО БОЛЬШЕ, хотя их экономика НАМНОГО БОЛЬШЕ»

Речевые ошибки Александр Лукашенко «Не нужны эти портреты, чтобы меня упрекали в вождизме. Достаточно

Речевые ошибки Александр Лукашенко «Не нужны эти портреты, чтобы меня упрекали в вождизме. Достаточно небольшой фотографии, которая будет стоять там, где она должна стоять, и люди будут смотреть» «Для нас русский человек, и вы знаете мою политику, — это наш человек. Это белорус »

Речевые ошибки Владимир Путин «Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, БУМ-БУМ, ежедневно»

Речевые ошибки Владимир Путин «Каждый должен мотыжить, как святой Франциск, свой участок, БУМ-БУМ, ежедневно» «Все эти восемь лет я ПАХАЛ, КАК РАБ на ГАЛЕРАХ, с утра до ночи»

Лексические ошибки

Лексические ошибки

Речевые ошибки «В том, что касается бандитов, наша политика остаётся прежней… Нужно методично ДЕЙСТВОВАТЬ

Речевые ошибки «В том, что касается бандитов, наша политика остаётся прежней… Нужно методично ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ВСЕЙ ПОЛЯНЕ, Дмитрий если где-то появился СЛЕД, Медведев значит, нужно искать ИХ и уничтожать» «Моя… не реплика, а приговор. Реплики у вас, а то, что я говорю – В ГРАНИТЕ ОТЛИВАЕТСЯ»

Русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной

Русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, свернуть на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы В. И. Даль

Цель: Выявление нарушений норм русского литературного языка в текстах современных песен

Цель: Выявление нарушений норм русского литературного языка в текстах современных песен

Акцентологические и орфоэпические ошибки «……………» Потап и Настя Каменских

Акцентологические и орфоэпические ошибки «……………» Потап и Настя Каменских

Акцентологические ошибки «Ты зв. Онишь ей домой, когда меня рядом нет» Группа «Руки вверх»

Акцентологические ошибки «Ты зв. Онишь ей домой, когда меня рядом нет» Группа «Руки вверх»

Акцентологические ошибки «Мокрых пр. Остыней плен разорву» Олег Газманов «Есаул, есаул, что ж ты

Акцентологические ошибки «Мокрых пр. Остыней плен разорву» Олег Газманов «Есаул, есаул, что ж ты бросил коня? Пристрелить не подн. Ялась рука? »

Акцентологические ошибки «Господь приг. Оршнями роняет звёзды по утрам» Александр Серов

Акцентологические ошибки «Господь приг. Оршнями роняет звёзды по утрам» Александр Серов

Акцентологические ошибки «Незаконнор. Ожденный мой сын» Владимир Пресняков

Акцентологические ошибки «Незаконнор. Ожденный мой сын» Владимир Пресняков

Акцентологические ошибки «И не вкл. Ючим в прихожей свет» Игорь Николаев

Акцентологические ошибки «И не вкл. Ючим в прихожей свет» Игорь Николаев

Акцентологические ошибки «Музыку вкл. Ючит и танец начнёт» Валерий Леонтьев

Акцентологические ошибки «Музыку вкл. Ючит и танец начнёт» Валерий Леонтьев

Акцентологические ошибки «Поздний вечер в Соренто нас погодой не б. Алует» Алексей Глызин

Акцентологические ошибки «Поздний вечер в Соренто нас погодой не б. Алует» Алексей Глызин

Акцентологические ошибки «Хочу тебя сегодня б. Аловать» Сосо Павлиашвили

Акцентологические ошибки «Хочу тебя сегодня б. Аловать» Сосо Павлиашвили

Акцентологические ошибки «Порв. Алась струна, и теперь моя песенка спета» Группа «Би -2» «Волк.

Акцентологические ошибки «Порв. Алась струна, и теперь моя песенка спета» Группа «Би -2» «Волк. И уходят в небеса»

Акцентологические ошибки «Нас не разл. Учат, нет» Группа «Мираж»

Акцентологические ошибки «Нас не разл. Учат, нет» Группа «Мираж»

Акцентологические ошибки «Туда, где ты носила белые бант. Ы» Группа «Браво»

Акцентологические ошибки «Туда, где ты носила белые бант. Ы» Группа «Браво»

Акцентологические ошибки «Хочу, хочу долл. Аров больше, чем у Билла Гейтса» Группа «Дискотека Авария»

Акцентологические ошибки «Хочу, хочу долл. Аров больше, чем у Билла Гейтса» Группа «Дискотека Авария»

Грамматические ошибки «Не опуская глаз, не ПРОРОНЯЯ слов» Леонид Агутин и Анжелика Варум

Грамматические ошибки «Не опуская глаз, не ПРОРОНЯЯ слов» Леонид Агутин и Анжелика Варум

Грамматические ошибки «Весь мир собой ЗАСЛОНЯЯ» Сосо Павлиашвили

Грамматические ошибки «Весь мир собой ЗАСЛОНЯЯ» Сосо Павлиашвили

Грамматические ошибки «Где же, мой свет, бродишь, голову СКЛОНЯЯ? » Татьяна Буланова

Грамматические ошибки «Где же, мой свет, бродишь, голову СКЛОНЯЯ? » Татьяна Буланова

Грамматические ошибки «Я лежу на пляж. У» Потап и Настя Каменских «ЧУмаданы собирай и

Грамматические ошибки «Я лежу на пляж. У» Потап и Настя Каменских «ЧУмаданы собирай и телефоны отключай» «А ты люби меня, а не люби МОИ МОЗГИ» «Я вам обещаю: стану САМОЙ ЛУЧШЕЙ я»

Грамматические ошибки «ЕДЬ на такси, но нечем платить» Группа Чили «Сколько НА ПОДУШКУ ДНЕЙ

Грамматические ошибки «ЕДЬ на такси, но нечем платить» Группа Чили «Сколько НА ПОДУШКУ ДНЕЙ я плакала» (Бьянка)

Грамматические ошибки «Ледовое гетто портит РЕБЁНКОВ» Группа Челси

Грамматические ошибки «Ледовое гетто портит РЕБЁНКОВ» Группа Челси

Грамматические ошибки «Ты была молода-красива и похожа на АПЕЛЬСИНА в своём новом плаще» Группа

Грамматические ошибки «Ты была молода-красива и похожа на АПЕЛЬСИНА в своём новом плаще» Группа UMATURMAN

Грамматические ошибки «И стань САМЫМ ЛУЧШИМ для меня» Жасмин

Грамматические ошибки «И стань САМЫМ ЛУЧШИМ для меня» Жасмин

Грамматические ошибки «Увидел седину в своих висках» Филипп Киркоров

Грамматические ошибки «Увидел седину в своих висках» Филипп Киркоров

Грамматические ошибки «Стоят девчонки – юбки по колено» Группа Руки вверх

Грамматические ошибки «Стоят девчонки – юбки по колено» Группа Руки вверх

Речевые ошибки «Я с чистого ЛИСТА хочу ЛИСТАТЬ» Виктория Дайнеко

Речевые ошибки «Я с чистого ЛИСТА хочу ЛИСТАТЬ» Виктория Дайнеко

Речевые ошибки «БОРДОВЫЙ горизонт БОРДОВОЕ БОРДО в бокале» Ёлка Елизавета Иванцив «Он хорошо взлетел

Речевые ошибки «БОРДОВЫЙ горизонт БОРДОВОЕ БОРДО в бокале» Ёлка Елизавета Иванцив «Он хорошо взлетел и КРАЙНЕ УДАЧНО сел»

Речевые ошибки Ирина Аллегрова «А пока РАЗЛУЧАЕТ РАЗЛУКА» «С тобою растаю в ПЛАМЕНИ ОГНЯ»

Речевые ошибки Ирина Аллегрова «А пока РАЗЛУЧАЕТ РАЗЛУКА» «С тобою растаю в ПЛАМЕНИ ОГНЯ»

Речевые ошибки «Нежной РУКОЮ ОБНИМУ» Группа Дискотека Авария

Речевые ошибки «Нежной РУКОЮ ОБНИМУ» Группа Дискотека Авария

Речевые ошибки «Не забывай ПЛАМЯ ОГНЯ» Юлия Савичева

Речевые ошибки «Не забывай ПЛАМЯ ОГНЯ» Юлия Савичева

Слова – паразиты «Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой» Катя Лель

Слова – паразиты «Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой» Катя Лель

Жаргонизмы Эльвира Тугушева «Ну а подруги твердят: «Ты чё блин, оглянись! Он нераскрученный проект.

Жаргонизмы Эльвира Тугушева «Ну а подруги твердят: «Ты чё блин, оглянись! Он нераскрученный проект. Ему дорога вниз»

Речевые парадоксы Мумий Троль Илья Лагутенко «и нервным улыбкам тошнит ещё больше» «воздух с

Речевые парадоксы Мумий Троль Илья Лагутенко «и нервным улыбкам тошнит ещё больше» «воздух с завтрака плавит» «ночью всё ясно, если ты мне молчишь»

Речевые парадоксы Группа Корни «её профиль на сердце высечен ароматами гладиолусов» «аппликации леса в

Речевые парадоксы Группа Корни «её профиль на сердце высечен ароматами гладиолусов» «аппликации леса в реке вертикальной» «изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны»

Человек познаётся по его языку так, как плохой орех по его лёгкости Восточная мудрость

Человек познаётся по его языку так, как плохой орех по его лёгкости Восточная мудрость

Сочинение по роману «Евгений Онегин»

Сочинение по роману «Евгений Онегин»

Цель: Проанализировать речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования

Цель: Проанализировать речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими сленговых слов

ЖАРГОН – разновидность речи какой- либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью

ЖАРГОН – разновидность речи какой- либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которой является сленг. СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

Современного человека, а тем более подростка невозможно представить совершенно без сленга Лингвистическое исследование среди

Современного человека, а тем более подростка невозможно представить совершенно без сленга Лингвистическое исследование среди школьников МБОУ СОШ № 10 Из 96 участников исследования: 51 человек – учащиеся 9–х классов 22 человека – учащиеся 10–х классов 23 человека – учащиеся 11 -х классов

52% - 52 % опрошенных считают, что употребление сленга в речи делают её понятной

52% — 52 % опрошенных считают, что употребление сленга в речи делают её понятной для друзей 10% — 10 % — сленг придаёт речи живость и юмор 8% — 8 % — это модно и современно 7% — 7 % — это самоутверждение и протест против… 23% — 23 % не указали причины употребления сленга

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Клёвый – весёлый, хороший Сленг

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Клёвый – весёлый, хороший Сленг Значение Фиолетово, всё равно по фигу, по фене – Чувак– пацан, парень Фигня – Что-то недостойное внимания Комп– компьютер Ботан – отличник, ученик, много занимающийся Капец– оценка ситуации как очень плохой В лом – лень, не охота чтолибо делать Родки, родители предки – Тормоз – человек, который медленно соображает Стрёмно плохо – Грузить – давать большое количество ненужной информации

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Крутой – очень хороший, замечательный

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Крутой – очень хороший, замечательный Отстой – плохо, неудачно Чисто, на самом деле конкретно, реально, в натуре – Крезану- сумасшедший тый – Клон – то же, что и списанное Офигенно, Прекрасно, классно, здорово прикольно, клёво – Сленг Значение Сто пудов – конечно Гон– враньё Фигня – Ерунда, что-либо недостойное внимания Днюха – день рождения Училка – учительница Запарить – надоесть

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Лох – не способный постоять

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Лох – не способный постоять за себя Домашка – домашняя работа Шпора – шпаргалка Прикол – развлечение, розыгрыш Литра, литература, физкультура, инглиш– английский язык Ништяк, всё олтично всё пучком – Сленг Значение Халява – что-либо бесплатное, прогул урока Отпад– восхищение Слинять – быстро уйти Офигеть – удивиться Тусоваться– развлекаться, проводить время Прикид – одежда

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Зажигать – танцевать, весело Ваще,

Словарь сленговых слов ученика СОШ № 10 Сленг Значение Зажигать – танцевать, весело Ваще, чума– эмоциональная проводить время оценка Облом – не получилось задуманного Не дого- не понимать нять, не въезжать – Короче, слова-паразиты, типа, использующиеся для прикинь, связи слов блин

Выводы: 1. Сленговая лексика ограничена интересами людей. 2. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.

Выводы: 1. Сленговая лексика ограничена интересами людей. 2. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации. Из-за этого русский язык теряет свою красоту и выразительность.

68% - 68 % опрошенных школьников всё-таки считает, что сленг нужен в речи 42%

68% — 68 % опрошенных школьников всё-таки считает, что сленг нужен в речи 42% — 42 % уверены в том, что могли бы обойтись без него 49% — 49 % — не считают нужным избавляться от сленговых и жаргонных выражений

Возможные пути решения проблемы отрицательного влияния СМИ на речевую культуру людей: Следует организовать цензурный

Возможные пути решения проблемы отрицательного влияния СМИ на речевую культуру людей: Следует организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию. Нужен закон, регулирующий речевые нормы употребления. Необходимо установить повышенный образовательный ценз для работников СМИ.

Возможно, запретить некоторые телепердачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение. Внимательнее относиться к выбору

Возможно, запретить некоторые телепердачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение. Внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок. Повышать культуру, значимость родного языка, воспитывать любовь к русскому языку на примере великой русской литературы. Изучать нормы языка, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

О природном своём языке больше, нежели о всех прочих, каждому надлежит попечение иметь… В.

О природном своём языке больше, нежели о всех прочих, каждому надлежит попечение иметь… В. К. Тредиаковский

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Исследовательская работа«Лингвистические ошибки вокруг нас»



Руководитель:...

    1 слайд

    Исследовательская работа
    «Лингвистические ошибки вокруг нас»

    Руководитель: Бабэрэ Е.И.
    Выполнила: Ключникова Лиля,
    ученица 5 класса
    Клепиковской ООШ

  • Цель проекта: обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их...

    2 слайд

    Цель проекта: обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.
    Объект исследования: единицы неверного написания и произношения слов в школе и в общественных местах, в рекламах и объявлениях.
    Предмет исследования:
    орфографические, в рекламных объявлениях, письменных работах учащихся.
    Средства достижения цели:
    технические (телефон с видеокамерой, компьютер)
    ресурсы сети Интернет
    справочная литература

  • Состояние современного русского языка можно охарактеризовать такими словами П...

    3 слайд

    Состояние современного русского языка можно охарактеризовать такими словами Пушкина:
    «Кругом невежества убийственный позор».

  • Классификация ошибокВ устной речи 1.Орфоэпические ошибки.
2.Употребление диа...

    4 слайд

    Классификация ошибок

    В устной речи
    1.Орфоэпические ошибки.
    2.Употребление диалектных слов.
    3.Грамматические.

    В письменной речи
    Орфографические

  • Орфоэпические ошибки(в устной речи)

    5 слайд

    Орфоэпические ошибки(в устной речи)

  • Орфоэпические ошибки в речи

    6 слайд

    Орфоэпические ошибки в речи

  • Употребление диалектных слов(в устной речи)

    7 слайд

    Употребление диалектных слов(в устной речи)

  • Грамматические ошибки

    8 слайд

    Грамматические ошибки

  • Чем человек счастливее, тем выглядит краси́вееЦарапинка у ло́ктя осталась пос...

    10 слайд

    Чем человек счастливее, тем выглядит краси́вее
    Царапинка у ло́ктя осталась после когтя.
    В отделении аврал происходит раз в кварта́л.
    Выбрать модный пиджачок вам поможет катало́г.

  • Орфографические ошибки в терминах по литературегиперболагерперболагивербалади...

    12 слайд

    Орфографические ошибки в терминах по литературе
    гипербола
    герпербола
    гивербала
    дипербола
    гибервава
    гипервола

  • Орфографические ошибки в терминах по математике.трехугольникквардратзадачялен...

    13 слайд

    Орфографические ошибки в терминах по математике.
    трехугольник
    квардрат
    задачя
    ленейка
    адрезок (отрезок)

  • Орфографические ошибки в терминах по истории.риспупликаофиныигипедгасударства...

    14 слайд

    Орфографические ошибки в терминах по истории.
    риспуплика
    офины
    игипед
    гасударства
    грэцыя

  • Орфографические ошибки в терминах по биологии.боктэрияносикомаяпреродажывотны...

    15 слайд

    Орфографические ошибки в терминах по биологии.
    боктэрия
    носикомая
    прерода
    жывотныйе
    леченка

  • Ошибки в объявлениях города Ишима.

    16 слайд

    Ошибки в объявлениях города Ишима.

  • Причины возникновения лингвистических  ошибок Разговорные и просторечные сл...

    19 слайд

    Причины возникновения лингвистических ошибок

    Разговорные и просторечные слова;
    Диалектизмы
    Непонимание значения слова;

    Намеренное воздействие.

  • Меры борьбы с ошибкамиВо-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, о...

    20 слайд

    Меры борьбы с ошибками
    Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения.
    В-третьих, привлекать специалистов-филологов для корректорской работы в рекламные агентства и типографии.
    Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять.

    В-четвертых, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.

      ;

  • Вывод.
Речевая безграмотность публичной речи возрастает,
одной из важнейших з...

    21 слайд

    Вывод.

    Речевая безграмотность публичной речи возрастает,
    одной из важнейших задач остается пропаганда культуры речи и бережного отношения к родному языку, необходимость изучения норм литературного языка.

                             
Информационно-исследовательский проект

«Лингвистические ошибки вокруг нас»

                                                    Оглавление

1.

Введение

с.

4

2.

Теоретическая часть

с.

7

2.1.

Лингвистические ошибки и их
классификация

с.

7

2.1.1.

Типы речевых ошибок на
телевидение и СМИ

с.

7

2.2.2.

Лингвистические ошибки в
рекламе

с.

14

3.

Практическая часть

с.

17

4.

Рекомендации, как избежать речевых
ошибок

с.

17

4.1.

Выводы исследования

с.

19

5.

Используемая литература

с.

25

                                     Паспорт
проекта

Тип
проект

Информационно-исследовательский

Объект

Филология

Предмет

Лингвистические
ошибки

Цели
проекта

1.формирование коммуникативной, лингвистической
компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

2.Совершенствование навыков исследовательской
деятельности;

3.Обучение
выявлению лингвистических ошибок в речи.

Задачи
проекта

1.Формировать
умения правильного использования научных источников в исследовательской
работе;

2.Совершенствовать
навыки обобщения и анализа полученных данных;

3.Закрепить
знания по овладению нормами русского литературного языка.

Проблемные
вопросы

1.Что
является причиной речевых ошибок политиков, дикторов ТВ?

2.Как
влияют на речевую культуру СМИ?

3.Является
ли реклама двигателем прогресса в речевой культуре?

Задачи
исследования

Найти
ошибки в речи политиков, телеведущих. Проанализировать их. Предложить способы
исправления речевых ошибок.

Продукт

«Умная
лестница»

I.
Введение

Более 300 миллионов человек в мире являются носителями
русского языка, но степень овладения языковой культурой оставляет желать
лучшего.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что во
время преобразований общественного устройства, происходящих в Российской
Федерации, неизбежны глубокие изменения и в языковой культуре народа. Всегда ли
они позитивны? К сожалению, не всегда. Социальные сдвиги в результате изменений
в структуре общественно-политического строя приводят к расшатыванию
традиционных литературных норм произношения и правописания.

Это выражается, прежде всего, в увеличении разного
рода ошибок и их вариантов, возникающих под влиянием просторечий,
территориальных и социальных диалектов, в обилии новых (не всегда оправданных)
иностранных слов и терминов. Русская речь, не соответствующая литературным
нормам, звучит в школьных и студенческих аудиториях, на митингах, собраниях
партий и общественных движений, в выступлениях политиков, в эфире (причем
нередко в прямом эфире, без подготовки, какого-либо редактирования).

Известная «обнаженность» речи, её смысловая,
систематическая, грамматическая, орфоэпическая ущербность вызывают резко
негативную критику со стороны образованной части общества, делают актуальными
вопросы: «Как мы говорим и пишем?», «Правильно ли мы говорим и пишем
по-русски?», «Знаем ли мы свой родной язык?».

Тип проекта
– информационно-исследовательский.

Цели проекта:

1)          
формирование коммуникативной,
лингвистической компетенций в сфере самостоятельной познавательной
деятельности;

2)          
совершенствование навыков
исследовательской деятельности;

3)          
обучение выявлению лингвистических
ошибок в речи, составлению классификации лингвистических ошибок и их
исправлению, овладению нормами русского языка, анализу, сопоставлению языковых
фактов.

Задачи проекта:

1)          
формировать умения правильного
использования научных источников в исследовательской работе;

2)          
совершенствовать навыки обобщения
и анализа полученных данных, составления классификации часто встречаемых
лингвистических ошибок;

3) закрепить знания по овладению нормами русского
литературного языка.

Проблемные вопросы
исследования:

1)          
Что является причиной речевых
ошибок политиков, дикторов телевидения?

2)          
Как влияют на речевую культуру
СМИ?

3)          
Является ли реклама двигателем
прогресса в речевой культуре?

Задачи исследования:

v найти ошибки в речи, политиков, телеведущих, слоганах рекламы;

v проанализировать их;

v предложить способы исправления речевых ошибок.

Гипотеза

Предполагаем, что в речи политиков, телеведущих, в
текстах рекламы часто встречаются речевые ошибки, что, вероятно, связано с
низкой культурой говорящих, с их небрежным отношением к языку, и, возможно, с
их желанием привлечь к себе внимание окружающих, слушателей, аудитории.

Продук: «умная
лестница»

Предполагаемый результат

Приобретение опыта исследовательской работы в области
изучения часто встречаемых ошибок в нарушении речевых норм русского
литературного языка.

Методы исследования

Изучение научной литературы, чтение научно-популярных
статей, текстов рекламы, СМИ, наблюдение, опрос, анкетирование, просмотр
телепередач. 

 

II. Теоретическая
часть.

Лингвистические ошибки и их классификация

1.
Типы речевых ошибок на телевидении, в СМИ, речи политиков

Устная речь обслуживает разные сферы общественной
жизни, и потому её нормы соблюдаются с различной степенью обязательности. В то
же время в сознании граждан публичная речь политиков, государственных деятелей,
телеведущих воспринимается как образцовая, служит ориентиром для аудитории, к
которой эта речь обращена.  Однако анализ языка электронных СМИ, рекламы,
политиков показывает, что в последние годы широко распространилось такое
явление, как закрепление неверных вариантов произношения, выходящих за рамки
литературной нормы языка. При этом большинство слушателей и читателей остаются
в недоумении: это ошибка или, может быть, уже новая норма, если так говорят в
эфире и пишут в СМИ. 

В условиях колебания и обновления произносительных
норм, размывания границ литературной нормы под влиянием разговорных,
просторечных, жаргонных и иноязычных вариантов возникает необходимость
классификации существующих ошибок с целью их устранения.

Трудности
       формообразования     некоторых          форм          имен существительных
в единственном числе и множественном числе в Именительном падеже, Родительном
падеже. 

v
«Культурная революция» с Михаилом
Швыдким: «Макаренко, Ушинский – наши учителя и духовные наставники».
(Нужно «учители» — идейные руководители).05.02.2011г.

v
Газета «Русский стиль».
А.Митрофанов: «Грузинов и армян в Москве много, но мы же не нацисты».
(Нужно: «грузин»). 15.12.2010г.

v
«Лицом к городу». Ю.Лужков «Вы
народ картошкой накормите, а без помидор они проживут
как-нибудь». (Нужно: «картофелем обеспечьте», «без помидоров»).

v
«Поединок» с В.Соловьевым.
В.Жириновский «Бомже’й развелось, как мух». (Нужно: «бо’мжей»).

v
«Пока все дома». Г.Зюганов «Это
раньше в очередях за ними стояли. Сам доставал родственникам в подарок. А
теперь блюдцев столько, сколько у людей денег». (Нужно: «блюдец»).

v
Интервью с Н.М. Михалковым:
«Россия всегда славилась церквями и умами». 24.12.2010 (Нужно:
«церквами»).

Трудности ударения

Правильная постановка ударения – необходимый признак и
важнейшее условие грамотной устной речи. Объективная сложность системы русского
ударения связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове
отличается подвижностью. Постановка ударения в именах существительных вызывает
значительные трудности.

v
ТК «Звезда». Отец Леонид Калинин:
«Тайна исповеда’ний священна».

15.11.2010г. (Нужно: «испове’даний»).

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым:
«Различия вероисповеда’ний не могут быть причиной для разжигания
межнациональной розни». 16.12.2010г. (Нужно: «вероиспове’даний»).

v
«Русская служба новостей» с
М.Задорожным: «В этих «хрущобах» невозможно жить: нет лифто’в,
мусоропро’водов». 10.11.2010г. (Нужно: «мусоропрово’дов», «ли’фтов»).

v
ТВ-3. Н.Фоменко: «И тут я понял,
что мой парашют, не успев раскрыться, зацепился за ша’сси вертолета». (Нужно:
«шасси’»).

Трудности
употребления

Нормы словоупотребления – это правильность выбора
слова и уместность его применения в тех или иных сочетаниях с другими словами.
Эти нормы связаны с употреблением неологизмов, профессионализмов, штамповых
слов, выражений, канцеляризмов, иноязычных слов в несвойственных им
конструкциях речи.

v
«Поединок» с В.Соловьевым
(ток-шоу). В.Шандыбин: «Мы готовы утрясти этот вопрос и рассмотреть
происходящее под современным угломзрения». 15.04.2010г. (Нужно:
«урегулировать вопрос», «другим углом зрения»).

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым.
А.Митрофанов: «Результаты расследования не замедлят себя ждать». (Нужно:
«не заставят себя ждать»).

v
Спортивные новости. В.Фетисов:
«Наши олимпийцы одержали весомые успехи на олимпиаде в Ванкувере, и мы ими
гордимся».(Нужно: «одержали весомые победы», «добились весомых успехов»).

v
Газета «Резонанс». В.Виноградов:
«Необходимо серьёзнее отнестись к делу сбора налогов». (Слово «делу» не
имеет в данном предложении лексического значения, его можно убрать из
предложения, смысл которого не изменится. Это канцеляризм).

v
С.Собянин в беседе с журналистами:
«Приведу лишь несколько фактов бездеятельности ТСЖ». (Нельзя привести «факты
бездеятельности», так как при бездеятельности не может быть фактов).

v
«Поединок» с В.Соловьёвым.
Г.Зюганов «МертворожденныйСНГ продолжает умирать». (Нужно:
«мертворожденное СНГ», не может умереть то, что родилось мертвым).

v
В той же передаче. Г.Зюганов: «Ухудшается
уровень жизни
народа, и это очевидно». (Нужно: «снижается уровень жизни»).

v
Там же. Г.Зюганов: «Более компромиссный
вариант — снижениеповышения цен». (Нужно: «постепенное снижение цен»,
«не допустить повышения цен»).

v
Г.Зюганов в интервью газете «АиФ»:
«Программа «Куклы» собрана талантливо. То, что я там урод,
меня не расстраивает». (Нужно: «сделана талантливо», «некрасив»).

Употребление имен существительных     с         предлогами благодаря,

согласно, вопреки, по

v
ТВ ЦЕНТР. «Момент истины». Б.
Немцов: «По окончанию престижных вузов выпускники стремятся за границу:
их привлекают большие возможности». (Нужно: «по окончании»).

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым.
К.Крюков, актер: «По прилету в Бийск, нас, конечно, никто не встретил».
(Нужно: «по прилете»).

Паронимия имен существительных. Плеоназм. Тавтология.

Объектом
внимания должны быть обороты речи, содержащие лишние слова (плеоназмы),
повторение сказанного однокоренными словами (тавтология), близкие по звучанию,
но отличающиеся по значению и написанию слова (паронимы):

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым: «Наряду
с успехами в борьбе с наркотрафиком нужно отметить ряд недостатков».
(Тавтология).

v
В этой же передаче: «Не без
труда
наркополицейским удается решать эти трудные задачи».
(Тавтология).

v
ТК «АИСТ»: «В городе Орехово-Зуево
стало доброй традицией отмечать приход весны широкими массовыми
гуляниями». (Плеоназм: что

«массово», то всегда «широко»; нужно: «в
Орехово-Зуеве», или в

«Орехове-Зуеве»).

v
ТВ Центр «Обзор. Чрезвычайные
происшествия»: «Договоренность на поставку компьютеров была аннулирована».
(Паронимы: можно аннулировать договор – письменное или устное соглашение о
взаимных обязательствах; договоренность – соглашение, достигнутое путем
переговоров).

v
«Поединок» с В.Соловьевым.
С.Миронов: «Эти приоритеты на сегодняшний день являются главными».
(Плеоназм: приоритет-значит главный).

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым: «На
нашем канале работают профессионалы высокого класса». (Плеоназм. Нужно:
«работают профессионалы»).

v
Передача «За семью печатями»: «Кто
увлекается историей родногоОтечества, предлагаем книги Веры Ишимовой».
(Плеоназм. Нужно:

«историей Отечества»).

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым:
«Чтобы врачи чувствовали рамки дозволенного, необходимо утвердить кодекс
профессиональной этики».

(Плеоназм: «кодекс» и «этика» — нормы и правила
поведения. Нужно:

«необходимо следовать профессиональной этике»).

Имя
прилагательное. Трудности в формообразовании степеней сравнения

Часты ошибки в употреблении степеней сравнения имени
прилагательного.

v
«Культурная революция» с
М.Швыдким: «Самый ярчайший пример тому – библейские притчи». (Нужно:
«самый яркий» или «ярчайший»).

v
«Большие». Ток-шоу «Они были более
моложе
, поэтому их ждал успех».

(Нужно: «более молодыми», «моложе»).

Трудности ударения в
кратких и полных прилагательных

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым:
«Чтобы понимать подростков, речь их должна быть я’рка. А у них в речи
одни слоганы». (Нужно: «ярка’»).

Часто встречаются ошибки в следующих парах слов:
запа’сный (выход, путь) — запасно’й (игрок, ключ) перехо’дный (возраст, глагол)
— переходно’й (балл, экзамен) характе’рный (признак, жест) — хара’ктерный
(актер, танец).

v
«В мире животных» с Н.Дроздовым:
«Характе’рные брачные танцы туземцев всегда необычны для нас, европейцев».
(Нужно:

«хара’ктерные брачные танцы»).

Трудности в произношении
имен прилагательных

Часто встречаются ошибки в произношении имен прилагательных – добавление
ненужного звука: беспрецедентный – нет Н перед Д интриганский – нет Т после Н
милостивый – нет Л после Т перспективный – нет Е после Р чрезвычайный – нет Е
после Ч междугородный – не междугородний!

v
«Давай поженимся»: «Черезвычайные
меры не всегда благо в семейных ссорах».

v
«Пусть говорят» с А.Малаховым:
«Необходимо принять реалистичные законы, чтобы подросток чувствовал себя
защищенным». (Паронимы. Нужно: «реальные»). 

v
В той же передаче: «Часто порочные
сведения о человеке, тем более о ребенке, ненаказуемы». (Паронимы. Нужно: «порочащие»).

Речевые
ошибки, связанные с употреблением фразеологического оборота

В употреблении
фразеологизмов также нередки ошибки.

1) 
Неоправданная замена компонента
фразеологизма: 

v
«Российская газета». Статья «Адов
труд
и адские муки».

(Фразеологизмы: «адов пламень», «адский труд»).

v
«Поединок» с В.Соловьевым.
С.Миронов: «Этот вопрос всегда был местомраздора для политических
партий». (Нужно: «яблоком раздора»).

v
В той же передаче: «Не
мудрствуя долго
, приведу лишь один пример».

(Нужно: «не мудрствуя лукаво»).

v
«Поединок» с В.Соловьевым.
В.Жириновский: «А сами в мутной водичке карманы себе набивают». (Нужно:
«в мутной водичке рыбку ловят»).

v
В той же передаче: «Каждого нельзя
стричь под одну гребенку». (Нужно:

«Всех нельзя стричь под одну гребенку»)

v
В.Путин: «Я думаю, что это полная
чушь, несуразица. Это сапогивсмятку». (Фразеологизм «яйцо всмятку».
Нужно: «люди не понимают, о чем говорят»).

2) 
Изменение грамматической формы
слова во фразеологизме:

v
«Большие». Ток-шоу. Мария Гайдар:
«Вольно-невольно, а кредиты придется возвращать». (Нужно:
«волей-неволей»). 

3) 
Употребление фразеологизма в
несвойственном ему значении:

v
«Постскриптум» с А.Пушковым.
С.Иванов: «Наша лебединая песнясостоится через три года, когда мы
представим на авиасалоне наш многоцелевой самолет». («Песня» не может
состоятся, она поётся, исполняется).

v
«Апокриф»: «За давностью лет
у нас сложился дружный коллектив единомышленников». («Коллектив»
не может сложиться «за давностью лет»). 

2.                    
Лингвистические
ошибки в рекламе

v
«Наше кредо – уход и оздоровление
волос». (Нужно: «уход за волосами и их оздоровление»).

v
«Золотая семечка — лидер
нашего времечка». (Марка подсолнечного масла «Золотая семечка». Семечко,
времечко – сущ. ср. рода).

v
Реклама на магазине по продаже шуб
и дубленок: «КлаSSные дубленки».

(Смешение букв латинского алфавита и кириллицы).

v
«Империя меха» — название
супермаркета по продаже меховых изделий.

(Известно, что империя – 1) Монархическое государство
во главе с

императором. Российская
империя.
2) переносное значение: крупная монополия с лидером во главе.
Газетная империя Гесс. Таким образом, слоган рекламы звучит неправильно. Нужно:
подчеркнуть большой выбор меховых изделий можно словом «царство»: «Царство
меха».)

v
Реклама крема: «Улучшится цвет
лица на 71%». (Нельзя добиться в реальности такого улучшения ни при каких
условиях).

v
Реклама крема HYDRО ACTIVЕ «Крем
для идеальной кожи». (Значит, если у вас не идеальная кожа, пользоваться
нельзя).

v
«Новый Sansilk — шампунь для
русого типа волос». (В этимологическом словаре М.Фасмера читаем: «русый» — по
происхождению связан с такими словами, как «руда, рдеть, рыжий». В одних
славянских языках слова с корнем «рус» означают «светловолосый», а в других –
«светлый, рыжий, красный, коричневый, желтый». Русый – это не тип, а цвет
волос. Тип волос: сухие, ломкие, жирные). 

v
«Такси Шевролет работает 25 часов
в сутки». (От названия марки машины «Chеvrоlе», в сутках – 24 часа). 

3.   Ошибочные выражения, ставшие афоризмами в речи политиков
Д.Медведев: 

v
«Моя… не реплика, а приговор.
Реплики у вас, а то, что я говорю – в граните отливается».

v
«В том, что касается бандитов,
наша политика остается прежней…Нужно методично действовать по всей поляне,
если где-то появился след, значит, нужно искать их и уничтожать».

v
«Бюрократия периодически кошмарит
бизнес» (о давлении на бизнес со стороны правоохранителей и чиновников).

v
«У грузинского руководства крышу
снесло» (о решении Михаила

Саакашвили напасть на Цхинвали).

В.Жириновский

v
«Еще ни один Гитлер не перегрыз
горло ни одному русскому солдату!».

v
«Мать, она не может много чему
научить сына. Потому, что она сама не была мальчиком».

v
«Немцы нам большевиков в
запломбированном вагоне прислали. Нам надо теперь прислать в Европу
запломбированный вагон с чеченцами».

v
«Работать губернатором для меня
все равно что пересесть с Мерседеса на велосипед».

v
«Так и Жак Ширак. Пускай приедет
сюда и в палате между капельницами посидит и посмотрит, как русские врачи умеют
лечить. Мы от всех болезней лечим».

v
«Только под русские песни плачет
планета».

v
«Я гробы не считаю. Мне больше
родильный дом нравится».

v
«Я чисто говорю нормы русского
языка».

v
«Нам нужны СМИ другой ориентации».

                                III. Практическая часть.

Рекомендация, как избежать речевых ошибок.1

1.Следите
за отсутствием в речи плеоназмов – лишних слов. Например, не стоит употреблять
выражения: главная суть, прейскурант цен, перспективы на будущее, период
времени, в конечном итоге, впервые знакомиться и т.д.

2.Избегайте
совместного употребления однокоренных слов: характерная черта характера, 
чертить чертеж, соединить воедино и
т.д. Такие слова могут звучать не очень уместно даже в соседних 
предложениях.

3.Не
путайте слова, похожие по 
звучанию, но придающий разный смысл фразе,
например, скрытый и скрытный, эффектный и эффективный, сыто и сытно и т.д.

4.Учтите,
что замена одного из составляющих слов в устойчивых 
словосочетаниях также становится одной из
распространенных речевых ошибок. Не стоит говорить «в поле
внимания» вместо «в центре внимания» или «в поле зрения», «играть значение»
вместо «играть роль» или «иметь значение» и т.д.

5.Следите
за тем, чтобы подлежащее 
в предложении не было перекрыто прямым
дополнением, иначе смысл предложения может стать неоднозначным. Например, фраза
«Широкие лоджии обрамляют экраны из тонированного стекла» будет звучать лучше,
если переставить местами 
дополнение и подлежащее: «Экраны из
тонированного стекла обрамляют широкие лоджии».

6.
Иногда неправильный 
порядок слов может полностью изменить
смысл предложения, поэтому, если вы пишите текст, обязательно прочитайте его через
некоторое время, это позволит вам избежать фраз типа: «В магазин поступили
кроватки для малышей различных расцветок» и «Произвели осмотр места
происшествия, где было совершено 
преступление с участием понятых».

7.Следите
за тем, чтобы ваши предложения были всегда логически закончены, в них должна
прослеживаться основная мысль. Примером неудачного предложения может
служить 
такое: «Производство черных металлов требует большого
увеличения заготовки металлолома, так как примерно половина всей стали
выплавляется из металлического лома». Чтобы подчеркнуть мысль о необходимости
увеличения сбора металлолома, переделайте фразу так: «Увеличение сбора
металлолома очень важно для производства стали, поскольку половина всех черных
металлов выплавляется именно из лома».

8.Постарайтесь
употреблять как можно меньше штампов, клише, слов-паразитов. Они не всегда
оказываются речевыми ошибками, но иногда сильно портят впечатление от текста
или высказывания.
                        
IV.Выводы исследования

Таким образом, из проведенных исследований можно
сделать следующие выводы:

1)          
лингвистические ошибки появляются
в эфире, СМИ, рекламе, речи политиков из-за небрежного отношения к языку,
невысокой культуры говорящих, из-за желания говорящих привлечь внимание
слушателей, зрителей;

2)          
правильность речи – фундамент
языковой культуры: без нее нет и не может быть ни литературного, ни
художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова;

3)          
под литературным языком необходимо
понимать тот, который имеет четко отработанные нормы. Просторечие подразумевает
отклонения от литературной нормы;

4)          
соблюдение норм произношения
является необходимым условием для культуры языкового общения. Каждый из нас в
ответе за здоровье языковой среды, которую мы должны сохранить для новых
поколений;

5)          
высокая культура языка в эфире –
действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни;

6)          
речь публичных людей (политиков,
журналистов, депутатов) должна служить образцом русского литературного языка
для слушателей, читателей, зрителей. 

В ходе
исследовательской деятельности, появилась актуальная идея создания «УМНОЙ
ЛЕСТНИЦЫ», содержание умной лестницы:

Я провела
мини-опрос обучающихся 10-11 классов (96 человек). Были предложены 6 вопросов,
проанализировав ответы, я пришла к следующим результатам (в %):

1)               
Смотрите ли вы телевизионные
ток-шоу? (Да – 21, нет – 23, иногда — 56).

2)               
Обращаете ли вы внимание на речь
телеведущих? (Да-18, нет–30, никогда-52). 3) Уместны ли просторечия, жаргонизмы
в речи телеведущих, политиков? (Да-20, нет-26, все равно — 54).

4) 
Влияют ли на вашу речь ошибки в
выступлениях телеведущих, политиков? (Да23, нет – 67, не знаю — 10).

5) 
Читаете ли вы программные
произведения? (Да – 14, в сокращении – 38, нет времени — 48).

6) 
Пользуетесь ли вы лингвистическими
словарями? (Да – 16, время от времени – 6, нет — 78).

Смотрите ли вы телевизионные ток-шоу?

Да

Нет

Иногда

Пользуетесь
ли вы лингвистическими словарями?

Да

Время
от времени

Нет

Обращаете
ли вы внимание на речь телеведущих?

Уместны ли
просторечия, жаргонизмы в речи телеведущих, политиков?

Влияют ли
на вашу речь ошибки в выступлениях 10телеведущих, политиков?

Да

Нет

Не
знаю


         67

              Читаете ли вы программные произведения?

Да

В
сокращении

Нет
времени

                      V. Использованная литература.

1.Л. А. Вербицкая. Давайте
говорить правильно. М., 1993г.

2.Оганесян
С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.

3.Скворцов
Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г.

4.      
Новинская Н. И. Орфоэпический
словарь русского языка. М.,2004 г.

5.      
Введенская Л. А. Словарь ударений
для дикторов радио и телевидения. М., 2004 г.

6.      
Ожегов С. И. Словарь русского
языка. М., 1991г.

7.      
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь
ударений русского языка. М., 2000г.

8.      
М. Фасмер. Этимологический словарь
русского языка. М., 2001г.

9.      
Материалы СМИ.

10.  
Интернет ресурсы:  www.kremlin.ru,www.putin.ru,www.aphorisme.ru,www.ldpr.ru.

 

Скачано с
www.znanio.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Речевые ошибки виды типы квалификация
  • Речевые ошибки виды речевых ошибок презентация
  • Речевые ошибки виды причины примеры
  • Речевые ошибки бузовой
  • Речевые ошибки ведущих новостей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии