Речевые ошибки примеры и исправления презентации

Презентация содержит классификацию речевых ошибок, примеры предложений с ошибками и исправленные варианты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы стилистических ошибок

Материалы к элективному курсу «Практическая стилистика».Классификация стилистических ошибок. 1 часть: орфоэпические и лексические ошибки….

Основные типы грамматических ошибок

Типичные грамматические ошибки:∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).∙ Пос…

  • Мне нравится 

 

Презентация на тему «Типы речевых ошибок и их исправление» 11 класс

  • Скачать презентацию (0.14 Мб)


  • 16 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Типы речевых ошибок и их исправление» по русскому языку, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.14 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    25

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Типы речевых ошибок и их исправление

    Слайд 1

    Типы речевых ошибок и их исправление

  • Слайд 2

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.

  • Слайд 3

    Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на протяжении всего текста.

  • Слайд 4

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

    Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

    2. Были приняты эффектные меры.

  • Слайд 5

    Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

    2. Были приняты эффективные меры.

  • Слайд 6

    Неразличение синонимичных слов

    В конечном предложении автор применяет градацию.
    Старик трудился поставить телегу на колеса.

  • Слайд 7

    В последнем предложении автор применяет градацию.
    Старик старался поставить телегу на колеса.

  • Слайд 8

    Употребление слов иной стилевой окраски

    Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
    Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
    Читатель захлебывается во множестве примеров.

  • Слайд 9

    Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
    Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
    Читатель утопает во множестве примеров.

  • Слайд 10

    Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

    Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
    Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

  • Слайд 11

    Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
    Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

  • Слайд 12

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Таким людям всегда удается объегорить других.
    Петя шел взади.
    На вратаре майка,
    напяленная на рубашку.

  • Слайд 13

    Таким людям всегда удается обмануть других.
    Петя шел сзади.
    На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Слайд 14

    Нарушение лексической сочетаемости

    Автор увеличивает впечатление.
    Автор использует художественные особенности.
    У девочки были коричневыеглаза.
    Дешевые цены.

  • Слайд 15

    Автор усиливает впечатление.
    Автор использует художественные средства.
    У девочки были карие глаза.
    Низкие цены.

  • Слайд 16

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

    Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
    Молодой юноша, очень прекрасный.

  • Слайд 17

    Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
    Это был прекрасный юноша.

  • Слайд 18

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
    В рамках исторического
    развития русского общества
    развивается и «личность
    человека.»

  • Слайд 19

    В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
    В рамках исторической
    эволюции русского общества
    развивается «личность
    человека».

  • Слайд 20

    Неоправданное повторение слов

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
    Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

  • Слайд 21

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
    Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

  • Слайд 22

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
    Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

  • Слайд 23

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
    Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Слайд 24

    Неудачное употребление местоимений

    Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
    Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

  • Слайд 25

    Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
    Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Позиция автора

Презентация: Литература первой половины 19 века

Презентация: ЕГЭ по литературе 2011

Презентация: "Горе от ума" А.С. Грибоедов

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Характеристика различных эмоций

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Скачать материал

Виды речевых ошибок и их исправление.

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды речевых ошибок и их исправление.

    1 слайд

    Виды речевых ошибок и их исправление.

  • Типичные речевые ошибки.1.Непонимание значения слова.
А. Употребление слова...

    2 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    1.Непонимание значения слова.
    А. Употребление слова в несвойственном ему значении.
    Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал
    Б. Употребление служебных слов без учета их семантики.
    Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
    В. Лексическая несочетаемость.
    Пример:  Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.

  • В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?I.1)Необходимо сде...

    3 слайд

    В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?
    I.1)Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных предметов.
    2)Испытания новой техники имели положительные результаты.
    3)Большая часть времени проходит бесследно.
    4)Вам необходимо собственноручно сходить на родительское собрание.

    II.1)В мире постоянно возникают локальные конфликты.
    2)Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий жизни.
    3)Одним из симптомов данного заболевания является высокая температура.
    4)Он безмятежно спал.

  • Типичные речевые ошибки.2.Употребление синонимов, паронимов
А.Неправильное у...

    4 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    2.Употребление синонимов, паронимов
    А.Неправильное употребление синонимов
    Пример:  Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
    Пример:  Вчера мне было печально.
    Б.Неправильное употребление паронимов.
    Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

  • Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:1.Старый-...

    5 слайд

    Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:

    1.Старый- …
    Давний — …
    Старинный — …
    Ветхий — …
    Древний — …
    В чем смысловая разница между этими синонимами?
    2.Смелый — …
    Неустрашимый — …
    Мужественный — …
    Бесстрашный — …
    Храбрый — …
    Какое общее значение имеют эти слова- синонимы?
    В чем различия оттенков значений?

  • Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочета...

    6 слайд

    Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания.
    высокие — высотные
    сытый — сытный
    усвоил — освоил
    близкий — ближний
    скрытый — скрытный
    обидный — обидчивый
    бережливый — бережное
    мелкий – мелочный

  • Типичные речевые ошибки.3. Употребление антонимов. Неправильное употребление...

    7 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    3. Употребление антонимов. Неправильное употребление антонимов
    Подобрать антонимы к следующим словам.
    Быстро, потерять, мокрый, конный, временный, смех, нельзя, тишина, румяный, громко, скучно, весело, храбрость, уважение, счастье, пропажа, поражение, обвинять, погаснуть, причина, висеть, взлетать, миловать, опрятный, усталость, второпях.

  • Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий –
Бледный -
Легкий...

    8 слайд

    Подберите различные антонимы к многозначным словам.
    Свежий –
    Бледный —
    Легкий –
    Глубокий –
    Тонкий –
    Сладкий –
    Грозный –
    Сильный –
    Умный —

  • Типичные речевые ошибки.4. Слова иноязычного происхождения
1.Назовите одним...

    9 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    4. Слова иноязычного происхождения
    1.Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
    Рейтинг- Сайт- Имидж- Ланч-
    Паркинг- Кастинг- Инвестиция – Баланс –
    Игнорировать – Менеджер- Лимит-
    2.Выберите правильный вариант написания:
    1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
    2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.
    3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.
    4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.
    5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

  • Типичные речевые ошибки.5.Многословие.
А. Слова- паразиты.
Пример: отрывок и...

    10 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    5.Многословие.
    А. Слова- паразиты.
    Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим, простите, я женат».
    Б. Плеоназмы.
    Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи логически излишних слов.
          Пример: Все гости получили памятные сувениры. Выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п.
    В.Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов.
    Пример: следует отметить следующие факты.

  • Исправьте ошибки в предложениях.1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не за...

    11 слайд

    Исправьте ошибки в предложениях.
    1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.

  • Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.1.Изображаемый о...

    12 слайд

    Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.
    1.Изображаемый образ наглядно показывает.
    2.Все население объединилось воедино.
    3.В поэме автор запечатлел свои впечатления.
    4.Все мысли и стремления героя были устремлены.
    5.В романе показаны черты характера, характерные для.

    !!! Иногда тавтология оправдана, но это бывает в художественных произведениях, например, А. Твардовский писал:
    Сила силе доказала!
    Сила силе — не родня
    Есть металл прочней металла,
    Есть огонь страшней огня.

  • Типичные речевые ошибки.6.Лексическая неполнота высказывания.
 Пример: Досто...

    13 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    6.Лексическая неполнота высказывания.
     Пример: Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.
    «… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь вражду».
    7. Фразеологизмы.
    Исправьте фразеологизмы
    сломав голову
    скрипя сердцем
    как кур во щи
    показывать образец
    зеница глаза
    две большие разницы
    играет большое значение
    взял львиную часть
    подстреленный воробей

  • Подберите к словам фразеологизмы.один на один- 
очень быстро – 
некстати- 
в...

    14 слайд

    Подберите к словам фразеологизмы.

    один на один-
    очень быстро –
    некстати-
    вдоволь-
    работать усердно-
    быть в чем- то большим знатоком-
    перекусить-
    бездельничать-

  • Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.Alma mater- «кормящая...

    15 слайд

    Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.
    Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведения
    A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность
    Post skriptum- приписка к письму
    Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход
    Status guo- существующее положение
    Persona non grate- нежелательное лицо
    Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь, обрати внимание»

  • Типичные речевые ошибки.8. Грамматические ошибки.
А.Словообразовательные. О...

    16 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    8. Грамматические ошибки.
    А.Словообразовательные.
    Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном построении слова:
    Пример: 1) «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм, два знамя . 2)Чулок, но носков.

    Б.Морфологические.
    а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны», «на мосте», «Во дворе построили большую качель».
    б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого». «Я приведу более лучший пример»
    в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».
    г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
    «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее».
    !!! Запомните: надеть одежду – одеть Надежду!

  • Определите лишнее слово.Кашпо
Кофе 
Пальто
Бюро
Такси

Тюль
Рояль
Шампунь
Тол...

    17 слайд

    Определите лишнее слово.
    Кашпо
    Кофе
    Пальто
    Бюро
    Такси

    Тюль
    Рояль
    Шампунь
    Толь
    Вуаль
    ??? Что общего в этих словах? Составьте устно словосочетания с этими словами.

  • Задания. 1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
Зябнуть, меркнуть,...

    18 слайд

    Задания.
    1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
    Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
    2.Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени от глаголов:
    Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить
    3.Исправьте ошибки:
    Базаров- молодой человек с захудалым лицом.
    Сатин первым раскусывает Луку.
    Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
    Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
    При необходимости мы будем брать адекватные меры.
    Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.
    Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

  • Типичные речевые ошибки.9. Фактические ошибки. Логические ошибки.
А)Фактичес...

    19 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    9. Фактические ошибки. Логические ошибки.
    А)Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: «В зимнем лесу звонко куковала кукушка».
    Причина фактических ошибок:
    1.недостаточное знание описываемых событий,
    2.бедность жизненного опыта,
    3.неверная оценка поступков.
    Пример:
    Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.
    Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….
    Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

  • Типичные речевые ошибки.Б)Логические ошибки
К этому типу ошибок относятся сл...

    20 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    Б)Логические ошибки
    К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании сочинений:
    1) нарушения последовательности высказывания;
    2) отсутствие связи между частями и предложениями;
    3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
    4) отсутствие необходимых частей;
    5) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
    8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

  • Типичные речевые ошибки.10. Синтаксические ошибки.
Самые распространенные ош...

    21 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    10. Синтаксические ошибки.
    Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении словосочетания, а следовательно, предложения.
    Примеры:
    Неправильное составление словосочетаний :
    «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
    «Если в жаркий день дотронешься к березе, то…
    «Жажда к славе».
    Неправильное составление предложений:
    «В комнату проникли сноп лучей солнца».
    «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
    «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
    «Многие книги их можно читать несколько раз».
    «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
    «Я учу уроки на столе».
    «Мальчик был лобастый, но серьезный».

  • Виды речевых ошибок и их исправление.11.Неправильное употребление профессиона...

    22 слайд

    Виды речевых ошибок и их исправление.
    11.Неправильное употребление профессионализмов.
    Слесаря – слесари?
    В цехе- в цеху?
    Зуби́ло — зубила?
    Договоры- договора?
    Сверло – в род. падеже?
    Пассатижи, тиски – в род. падеже?
    Резьба- классификация резьб…?

    Составьте 5 предложений со словами, связанными с вашей будущей профессией.

  • Устраните повторы в предложениях.1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в в...

    23 слайд

    Устраните повторы в предложениях.
    1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой.
    2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод.
    3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.
    4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
    5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот.
    6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

  • Устраните повторы в предложениях. 1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Г...

    24 слайд

    Устраните повторы в предложениях.

    1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина.
    2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю.
    3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с игроками другой команды.
    4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали.
    5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его любви к Наташе.

  • Задание.Назовите главные критерии грамотной красивой речи. 
1.
2.
3.
4.
5.
6....

    25 слайд

    Задание.
    Назовите главные критерии грамотной красивой речи.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.

  • Главные критерии грамотной красивой речи. 
1.Правильность
2.Ясность
3.Логичн...

    26 слайд

    Главные критерии грамотной красивой речи.

    1.Правильность
    2.Ясность
    3.Логичность
    4.Простота
    5.Богатство

    6.Сжатость
    7.Чистота
    8.Живость
    9.Благозвучие

Краткое описание документа:

Тема данной презентации относится к разделу русского языка «Язык и речь». В данной работе рассматриваются наиболее распространенные речевые ошибки. Приведены примеры их употребления. В презентации содержатся упражнения для закрепления изучаемого материала. Кроме того, ученики могут познакомиться с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 244 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

  • 17.07.2018
  • 423
  • 0

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

1. Виды речевых ошибок и их исправление.

2. Типичные речевые ошибки.

1.Непонимание значения слова.
А. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся,
пылал
Б. Употребление служебных слов без учета их
семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от
костра, сгорел большой участок леса.
В. Лексическая несочетаемость.
Пример: Их сильная, закаленная дружба у многих
вызывала восхищение.

3. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?

I.1)Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных
предметов.
2)Испытания новой техники имели положительные
результаты.
3)Большая часть времени проходит бесследно.
4)Вам необходимо собственноручно сходить на родительское
собрание.
II.1)В мире постоянно возникают локальные конфликты.
2)Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий
жизни.
3)Одним из симптомов данного заболевания является
высокая температура.
4)Он безмятежно спал.

4. Типичные речевые ошибки.

2.Употребление синонимов, паронимов
А.Неправильное употребление синонимов
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее
исправлять.
Пример: Вчера мне было печально.
Б.Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное
настроение.

5. Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания.

высокие — высотные
сытый — сытный
усвоил — освоил
близкий — ближний
скрытый — скрытный
обидный — обидчивый
бережливый — бережное
мелкий – мелочный

6. Типичные речевые ошибки.

3. Употребление антонимов. Неправильное употребление
антонимов
Подобрать антонимы к следующим словам.
Быстро, потерять, мокрый, конный, временный,
смех, нельзя, тишина, румяный, громко,
скучно, весело, храбрость, уважение, счастье,
пропажа, поражение, обвинять, погаснуть,
причина, висеть, взлетать, миловать,
опрятный, усталость, второпях.

7. Типичные речевые ошибки.

4. Слова иноязычного происхождения
1.Назовите одним словом синоним к следующим
иноязычным словам
РейтингСайтИмиджЛанчПаркингКастинг- Инвестиция –
Баланс –
Игнорировать –
МенеджерЛимит2.Выберите правильный вариант написания:
1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г)
периспектива.
3. а) компроментировать, б) компраметировать, в)
компрометировать, г) компрометтировать.
4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в)
беспрецедентный, г) беспрецендентный.
5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г)
притендент.

8. Типичные речевые ошибки.

5.Многословие.
А. Слова- паразиты.
Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»:
«Вот видите, извините за выражение, какое
обстоятельство, между прочим, простите, я женат».
Б. Плеоназмы.
Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) употребление в речи логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры.
Выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень
прекрасный и т.п.
В.Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos слово) — повторение однокоренных слов.
Пример: следует отметить следующие факты.

9. Типичные речевые ошибки.

6.Лексическая неполнота высказывания.
Пример: Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.
«… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания,
способные разжечь вражду».
7. Фразеологизмы.
Исправьте фразеологизмы
сломав голову
скрипя сердцем
как кур во щи
показывать образец
зеница глаза
две большие разницы
играет большое значение
взял львиную часть
подстреленный воробей

10. Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное
название учебного заведения
A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность
Post skriptum- приписка к письму
Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход
Status guo- существующее положение
Persona non grate- нежелательное лицо
Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь,
обрати внимание»

11. Типичные речевые ошибки.

7. Грамматические ошибки.
А.Словообразовательные.
Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном
построении слова:
Пример: 1) «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм, два
знамя . 2)Чулок, но носков.
Б.Морфологические.
а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны», «на
мосте», «Во дворе построили большую качель».
б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был
богатей другого». «Я приведу более лучший пример»
в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».
г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама
всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он
заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
«Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину
комнаты и украшиваем ее».
!!! Запомните: надеть одежду – одеть Надежду!

12. Определите лишнее слово.

Кашпо
• Кофе
• Пальто
• Бюро
• Такси
Тюль
• Рояль
• Шампунь
• Толь
• Вуаль
??? Что общего в этих словах? Составьте устно
словосочетания с этими словами.

13. Задания.

1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить,
завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать,
закипеть.
2.Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени от глаголов:
Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить
3.Исправьте ошибки:
Базаров- молодой человек с захудалым лицом.
Сатин первым раскусывает Луку.
Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
При необходимости мы будем брать адекватные меры.
Этот проект занимает большое и важное значение в нашей
работе.
Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои
согласны с моим предложением.

14. Типичные речевые ошибки.

8. Фактические ошибки. Логические
ошибки.
А)Фактические ошибки представляют собой
искажение изображаемой в высказывании
ситуации или отдельных ее деталей, например: «В
зимнем лесу звонко куковала кукушка».
Причина фактических ошибок:
1.недостаточное знание описываемых событий,
2.бедность жизненного опыта,
3.неверная оценка поступков.
Пример:
Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.
Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….
Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

15. Типичные речевые ошибки.

Б)Логические ошибки
К этому типу ошибок относятся следующие
недочеты в содержании сочинений:
1) нарушения последовательности
высказывания;
2) отсутствие связи между частями и
предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной
ранее мысли;
4) отсутствие необходимых частей;
5) перестановка частей текста (если она не
обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого
ведется повествование (например, сначала
от первого, затем от третьего лица).

16. Типичные речевые ошибки.

9. Синтаксические ошибки.
Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении
словосочетания, а следовательно, предложения.
Примеры:
Неправильное составление словосочетаний :
«Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
«Если в жаркий день дотронешься к березе, то…
«Жажда к славе».
Неправильное составление предложений:
«В комнату проникли сноп лучей солнца».
«Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
«Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
«Многие книги их можно читать несколько раз».
«Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
«Я учу уроки на столе».
«Мальчик был лобастый, но серьезный».

17. Виды речевых ошибок и их исправление.

10.Неправильное употребление
профессионализмов.
Слесаря – слесари?
В цехе- в цеху?
Зуби́ло — зубила?
Договоры- договора?
Сверло – в род. падеже?
Пассатижи, тиски – в род. падеже?
Резьба- классификация резьб…?
Составьте 5 предложений со словами, связанными
с вашей будущей профессией.

18. Устраните повторы в предложениях.

1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в
воде щенка. Герасим взял его и принес
домой.
2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали
идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес
по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и
набрали много грибов и ягод.
3. Когда он стал выходить, он стал
расспрашивать о происшествии.
4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел
плот.
6. На деревьях стали распускаться почки. Дни
стали длиннее. Снег стал таять.

19. Устраните повторы в предложениях.

1.Отображая помещиков в «Мертвых душах»,
Гоголь отобразил и Плюшкина.
2. Коварный царедворец Воронцов послал
поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный
поэт ответил на это насмешливым
стихотворным ответом. Оскорбленный
Воронцов пожаловался царю.
3. В этой игре все игроки действуют с
огоньком, смело вступая в игровые
единоборства с игроками другой команды.
4. В этом образе поэт изобразил пороки
буржуазной морали.
5. Большую роль в показе образе Андрея
Болконского играет показ его любви к
Наташе.

20. Главные критерии грамотной красивой речи.

1.Правильность
6.Сжатость
2.Ясность
7.Чистота
3.Логичность
8.Живость
4.Простота
9.Благозвучие
5.Богатство

В данной презентации систематизированы типы речевых ошибок и покааны способы их исправления. Работа может быть полезной при подготовке к ОГЭ на уроках развития речи.Примеры речевых ошибок являются типичными, часто уротребляются в речи учащихся.Устранение подобных ошибок делает речь правильной, грамотной.Рабора может использоваться в 7-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Типы речевых ошибок и их исправление»

Типы речевых ошибок  и их исправление  Автор презентации  Кудрин Вячеслав Дмитриевич –  учитель МОУ Луговская СОШ  Кинешемского района  Ивановской области

Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области

Употребление слова в несвойственном ему значении

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на продолжении всего текста.

Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на протяжении всего текста.

  • Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось . 2. Были приняты эффектные меры.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

2. Были приняты эффектные меры.

Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

  • Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

2. Были приняты эффективные меры.

Неразличение синонимичных слов

Неразличение синонимичных слов

  • В конечном предложении автор применяет градацию.
  • Старик трудился поставить телегу на колеса.

В последнем предложении автор применяет градацию. Старик старался поставить телегу на колеса.

  • В последнем предложении автор применяет градацию.
  • Старик старался поставить телегу на колеса.

Употребление слов иной стилевой окраски

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
  • Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель захлебывается во множестве примеров.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. Читатель утопает во множестве примеров.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
  • Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель утопает во множестве примеров.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии

  • Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Петя шел взади . На вратаре майка, напяленная на рубашку.

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Таким людям всегда удается объегорить других.
  • Петя шел взади .
  • На вратаре майка,

напяленная на рубашку.

Таким людям всегда удается обмануть других. Петя шел сзади. На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Таким людям всегда удается обмануть других.
  • Петя шел сзади.
  • На вратаре майка, одетая на рубашку.

Нарушение лексической сочетаемости

Нарушение лексической сочетаемости

  • Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные особенности.
  • У девочки были коричневые глаза.
  • Дешевые цены.

Автор усиливает впечатление . Автор использует художественные средства. У девочки были карие глаза. Низкие цены.

  • Автор усиливает впечатление .
  • Автор использует художественные средства.
  • У девочки были карие глаза.
  • Низкие цены.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
  • Молодой юноша, очень прекрасный.

Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. Это был прекрасный юноша.

  • Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
  • Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. В рамках исторического развития русского общества развивается и

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  • В рамках исторического

развития русского общества

развивается и «личность

человека.»

В этом рассказе повествуется о реальных событиях. В рамках исторической

  • В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
  • В рамках исторической

эволюции русского общества

развивается «личность

человека».

Неоправданное повторение слов

Неоправданное повторение слов

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется «Собачье сердце».

Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

Неудачное употребление местоимений

Неудачное употребление местоимений

  • Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
  • Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю. Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

  • Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
  • Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Речевые ошибки при употреблении фразеологических оборотов
  • Речевые ошибки при употреблении тропов и фигур речи
  • Речевые ошибки у подростков
  • Речь нагульнова отличается от других героев исправить ошибку
  • Речевые ошибки у известных писателей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии