Речевые ошибки и пути их устранения презентация

Слайд 1

Речевые ошибки и приёмы их устранения

Слайд 2

«Писать хорошо – это вычёркивать плохо написанное». А.П. Чехов стилистический разнобой; логические ошибки; двусмысленность как стилистическая проблема; опасные метафоры; речевая избыточность ( многословие ); речевая недостаточность.

Слайд 3

Стилистический разнобой («смесь французского с нижегородским») Я подумал, что Татьяна не сможет жить в высшем свете, но, вспомнив твёрдость её решения, поостерёгся делать поспешные выводы. Тихон Кабанов – наивный алкаш , не способный на мужские поступки. А). Нельзя смешивать слова из разных стилей речи. Б). Мы должны называть героя только так, как это делает автор в произведении.

Слайд 4

Логические ошибки (нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время) Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках… Н.В. Гоголь. В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь. Хотя историки называют войну гражданской , но я считаю, что она братоубийственная .

Слайд 5

Логические ошибки Будьте внимательны к «хотя», «но», «всё же», «однако», которые выражают отношения противопоставления либо уступки. Задумайтесь: а нужно ли вам противопоставление (или уступительное значение)? Может быть вы хотели передать совсем иной смысл – следствия, уточнения?

Слайд 6

Логические ошибки Практические советы: 1). Описывая происходящее в произведении события, используйте имена героев либо слова-заменители (герой, героиня). 2). Анализируя художественное произведение, его систему образов, используйте словосочетание «образ героя». 3). Проверьте, являются ли слова в предложении действительно однородными, т.е. можно ли их объединить в один понятийный ряд. ( Нельзя: род (более общее) и вид (частное) ставить в один ряд).

Слайд 7

Двусмысленность как стилистическая проблема Много лет я хожу в наш музей изобразительных искусств и вынес из него за эти годы немало ценного и интересного. Советы: Попробуйте встать на место читателя и задайте себе вопрос: «Это однозначно?» В одном предложении не должны повторяться одинаковые местоимения.

Слайд 8

Двусмысленность как стилистическая проблема «Опасные связи» — родительный падеж рядом с существительным, т.е. родительный приимённый: Нельзя не восхищаться женскими характерами Пушкина .

Слайд 9

Двусмысленность как стилистическая проблема Для устранения двусмысленности в предложениях, когда перед местоимением оказывается несколько существительных в соответствующей местоимению форме, можно использовать приём – уточнение: Зарубежные критики признают, что герои романа не выражают авторской позиции, но это не мешает им чернить нашу действительность. (Кому им – критикам или героям ?)

Слайд 10

Два приёма редактирования: Сенька укутал Дуняшу, посадил её в сани и, торопя вожжами, рысцой погнал лошадь. 1) сближение слов по смыслу: Сенька укутал Дуняшу, посадил её в сани и погнал лошадь, торопя вожжами. 2) «разрез» ошибочной связи: Сенька укутал Дуняшу. Затем, торопя вожжами, рысцой погнал лошадь.

Слайд 11

Опасные метафоры Метафора и сравнение – это украшение, не злоупотребляйте ими! Чем больше вы развёртываете образную картину, тем больше рискуете создать логическое противоречие. В Родионе появляются две половины: одна, которая продолжает жить по его теории, другая – светлая, похожая на его девушку Соню. Светлая половина Раскольникова по-другому относится ко всем людям.

Слайд 12

Речевая избыточность ( многословие ) 1). «Выпалывайте» однокоренные слова, стоящие рядом; им на «одной грядке расти не рекомендуется» (тавтология). 2). Однородные члены не должны быть тождественны по смыслу. 3). Проанализируйте словосочетание: значение одного (главного) слова не должно уточняться зависимым словом: С именем Ахматовой связаны высшие взлёты акмеизма.

Слайд 13

Речевая недостаточность Мы тут собрались с товарищами, обменялись. Тут некоторые стали себе позволять. Татьяна, расставшись с Онегиным, не перестаёт любить его, а напротив. Совет. Встаньте на место читателя и подумайте, нет ли пропусков, которые заставляют читателя почувствовать себя дешифровщиком вражеских сообщений.

Скачать материал

Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

    1 слайд

    Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

  • Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языко...

    2 слайд

    Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.

  • Виды  речевых ошибок с примерами их устранения:
1. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ТОЧНОС...

    3 слайд

    Виды речевых ошибок с примерами их устранения:
    1. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ТОЧНОСТИ
    Жилые комплексы возникнут в новых районах. – Жилые комплексы будут построены в новых районах.
    2. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ
    Успехи сына причинили матери радость. – Успехи сына доставили матери радость.
    3. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
    Он принимал желательное за действительное. – Он принимал желаемое за действительное.
    4. ПРОПУСК СЛОВА
    Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год. – Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.
    5. ПЛЕОНАЗМ (УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕНУЖНЫХ УТОЧНЯЮЩИХ СЛОВ)
    Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

  • 6. ТАВТОЛОГИЯ (ПОВТОРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДРУГИМИ СЛОВАМИ УЖЕ НАЗВАННОГО ПОНЯТИЯ)...

    4 слайд

    6. ТАВТОЛОГИЯ (ПОВТОРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДРУГИМИ СЛОВАМИ УЖЕ НАЗВАННОГО ПОНЯТИЯ)
    Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса. – Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.
    7. ПОВТОРЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (РАЗНОВИДНОСТЬ ТАВТОЛОГИИ)
    Мальчик точно пересказал содержание рассказа. – Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного).
    8. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ, НЕОЛОГИЗМОВ, УСТАРЕВШИХ СЛОВ
    Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам. – Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.
    9. НЕОПРАВДАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ШТАМПОВ
    При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши. – При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

  • 10. НЕОПРАВДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА (КОНТАМИНАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФРА...

    5 слайд

    10. НЕОПРАВДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА (КОНТАМИНАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
    Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию. – Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.
    11. АЛОГИЗМ (СОЕДИНЕНИЕ НЕ СОВМЕСТИМЫХ ПОНЯТИЙ)
    Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.
    12. НЕТОЧНЫЙ ПОДБОР СИНОНИМА
    На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.
    13. НЕУДАЧНЫЙ ОКСЮМОРОН (СОЕДИНЕНИЕ АНТОНИМОВ)
    Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. – Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.
    14. НЕУДАЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ
    Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

  • 15. НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНН...

    6 слайд

    15. НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ, ПРОСТОРЕЧНЫХ СЛОВ
    Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других. – Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.
    16. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
    Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. – Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.
    17. ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ, НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ФРАЗЫ
    Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
    Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).
    18. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ (КАНЦЕЛЯРСКИЕ ШТАМПЫ)
    Катериной было принято решение утопиться.
    Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.
    19. ЛЕКСИЧЕСКИЕ АНАХРОНИЗМЫ (ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СЛОВА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОШЛОГО ЛИБО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХАИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ)
    Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.

  • Причины появления речевых ошибок: 
Небольшой словарный запас, бедность грамма...

    7 слайд

    Причины появления речевых ошибок:
    Небольшой словарный запас, бедность грамматического строя речи.
    Непонимание значения слова или его оттенков.
    Влияние социальных факторов.
    Отсутствие привычки речевого самоконтроля.
    Неумение и нежелание пользоваться словарями и справочниками для разрешения трудных случаев написания, произношения, словообразования.
    Низкая читательская активность.

  • Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического з...

    8 слайд

    Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
    1.Ему нравится быть в поле внимания.
    2.Читая книги, вы повышаете свой кругозор.
    3.Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф
    4.Предпринимать усилия для достижения цели.
    5.Мы делаем все для увеличения благосостояния народа.
    6.Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
    7.Соседка скоропостижно вышла из квартиры.
    8.Новые технологии способствуют улучшению недостатков.

  • Укажите, какое слово — лишнее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов...

    9 слайд

    Укажите, какое слово — лишнее:
    Птенцы падают вниз на землю.
    Начало в 19 часов вечера.
    В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
    Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
    По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
    Не задирайте нос кверху!
    В самые ближайшие дни мы это выясним.
    Взаимоотношения между супругами улучшились.
    Ошибки чтеца неприятно резали слух.
    В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
    Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

  • Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
Рейтинг- оценка
С...

    10 слайд

    Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
    Рейтинг- оценка
    Сайт- местоположение
    Имидж- образ
    Ланч- завтрак второй
    Паркинг- стоянка
    Тинейджер- подросток
    Кастинг- отбор
    Инвестиция – вложение
    Баланс – равновесие
    Игнорировать – пренебрегать
    Менеджер- управляющий
    Лимит- ограничение.

  • Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости сл...

    11 слайд

    Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

    1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

    2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

  • Подберите к именам существительным из левого столбца
глаголы из правого с уче...

    12 слайд

    Подберите к именам существительным из левого столбца
    глаголы из правого с учетом лексической сочетаемости.
    Имя существительное Глагол
    роль принять
    значение иметь
    функция заплатить
    меры выплатить
    попытка предоставлять
    штраф прилагать
    гарантия оплатить
    усилие выполнять
    счет предпринять
    вознаграждение играть

  • Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
– Пожалуйста.
– Что это?
– Бри...

    13 слайд

    Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
    – Пожалуйста.
    – Что это?
    – Бритва самой последней марки.
    – Зачем, Надя!
    – С этими… как его… плавающими ножами.
    – Зачем делать такие дорогие подарки?
    – Беру пример с тебя. Мое платье! Я забыла одеть праздничное платье!

  • Нижеследующий текст представляет собой введение к воображаемой книге "Васины...

    14 слайд

    Нижеследующий текст представляет собой введение к воображаемой книге «Васины истории». В него намеренно внесены несколько десятков разнообразных речевых ошибок. Попробуйте их найти, определить, в чём суть каждой ошибки, и предложить варианты её исправления. Сосчитайте найденные ошибки.
    Героя моей книги зовут Вася. Это высокий (ростом примерно 188.5 сантиметров), дюжинный мужчина с красивым, мужиковатым лицом и густыми, окладистыми волосами. Когда он идёт по улице, он возносится над толпой, а чтобы поговорить с ним, мне приходится воздеть голову вверх. Несмотря на то, что Вася занимается тяжкой физической работой, одет он всегда опрятно и типа с комфортом, и большую половину своего свободного времени он уделяет чтению, чтобы повышать свой кругозор. Познакомился я с Васей в гастрономе, незадолго до нашей встречи его как раз отремонтировали и побелили, так что выглядел он вполне пристойно. Я обратил на Васю внимание из-за его громкого, как марафонская труба, голоса. Он разговаривал с продавщицей, активно жестикулируя руками, и по мимике его лица было видно, что он хочет обнародовать свою речь крепким словом, но сдерживает себя.

  • УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕФРАЗИРУЙ»
Пойдем гулять. 
Пройдёмся?
Не хочешь ли размять ног...

    15 слайд

    УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕФРАЗИРУЙ»
    Пойдем гулять.
    Пройдёмся?
    Не хочешь ли размять ноги?
    Надо бы подышать воздухом.
    Приглашаю тебя на прогулку!
    Давай выйдем погулять?
    и так далее.

  • 10+10
	Берем существительное и пишем 10 прилагательных, которые к нему подход...

    16 слайд

    10+10
    Берем существительное и пишем 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, существительное корова. Она какая? Большая, коричневая, рогатая, голодная, толстая и так далее. А потом пишем 10 прилагательных, которые к нему не подходят. Например: зелёная, колючая, прозрачная… То же самое можно делать и с глаголами: что наша корова может и чего не может делать.

  • Рерайтинг- процесс создания нового текста на основе уже имеющегося.«Стойте,...

    17 слайд

    Рерайтинг
    — процесс создания нового текста на основе уже имеющегося.
    «Стойте, стойте, сообщите шоферу, чтобы не закрывал двери, я постараюсь успеть»! — прокричал человек, спешащий к автобусу.

    Человек спешил на автобус и кричал, чтобы водитель остановился.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 244 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Другие материалы

«Русский язык», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 14.02.2023
  • 180
  • 4

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 14.02.2023
  • 179
  • 3

«Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 классы», Бабайцева В.В.

«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

  • 14.02.2023
  • 235
  • 19

«Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

1. Виды речевых ошибок и их исправление.

2. Типичные речевые ошибки.

1.Непонимание значения слова.
А. Употребление слова в несвойственном ему
значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся,
пылал
Б. Употребление служебных слов без учета их
семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от
костра, сгорел большой участок леса.
В. Лексическая несочетаемость.
Пример: Их сильная, закаленная дружба у многих
вызывала восхищение.

3. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?

I.1)Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных
предметов.
2)Испытания новой техники имели положительные
результаты.
3)Большая часть времени проходит бесследно.
4)Вам необходимо собственноручно сходить на родительское
собрание.
II.1)В мире постоянно возникают локальные конфликты.
2)Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий
жизни.
3)Одним из симптомов данного заболевания является
высокая температура.
4)Он безмятежно спал.

4. Типичные речевые ошибки.

2.Употребление синонимов, паронимов
А.Неправильное употребление синонимов
Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее
исправлять.
Пример: Вчера мне было печально.
Б.Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное
настроение.

5. Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания.

высокие — высотные
сытый — сытный
усвоил — освоил
близкий — ближний
скрытый — скрытный
обидный — обидчивый
бережливый — бережное
мелкий – мелочный

6. Типичные речевые ошибки.

3. Употребление антонимов. Неправильное употребление
антонимов
Подобрать антонимы к следующим словам.
Быстро, потерять, мокрый, конный, временный,
смех, нельзя, тишина, румяный, громко,
скучно, весело, храбрость, уважение, счастье,
пропажа, поражение, обвинять, погаснуть,
причина, висеть, взлетать, миловать,
опрятный, усталость, второпях.

7. Типичные речевые ошибки.

4. Слова иноязычного происхождения
1.Назовите одним словом синоним к следующим
иноязычным словам
РейтингСайтИмиджЛанчПаркингКастинг- Инвестиция –
Баланс –
Игнорировать –
МенеджерЛимит2.Выберите правильный вариант написания:
1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г)
периспектива.
3. а) компроментировать, б) компраметировать, в)
компрометировать, г) компрометтировать.
4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в)
беспрецедентный, г) беспрецендентный.
5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г)
притендент.

8. Типичные речевые ошибки.

5.Многословие.
А. Слова- паразиты.
Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»:
«Вот видите, извините за выражение, какое
обстоятельство, между прочим, простите, я женат».
Б. Плеоназмы.
Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) употребление в речи логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры.
Выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень
прекрасный и т.п.
В.Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos слово) — повторение однокоренных слов.
Пример: следует отметить следующие факты.

9. Типичные речевые ошибки.

6.Лексическая неполнота высказывания.
Пример: Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.
«… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания,
способные разжечь вражду».
7. Фразеологизмы.
Исправьте фразеологизмы
сломав голову
скрипя сердцем
как кур во щи
показывать образец
зеница глаза
две большие разницы
играет большое значение
взял львиную часть
подстреленный воробей

10. Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное
название учебного заведения
A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность
Post skriptum- приписка к письму
Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход
Status guo- существующее положение
Persona non grate- нежелательное лицо
Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь,
обрати внимание»

11. Типичные речевые ошибки.

7. Грамматические ошибки.
А.Словообразовательные.
Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном
построении слова:
Пример: 1) «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм, два
знамя . 2)Чулок, но носков.
Б.Морфологические.
а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны», «на
мосте», «Во дворе построили большую качель».
б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был
богатей другого». «Я приведу более лучший пример»
в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».
г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама
всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он
заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
«Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину
комнаты и украшиваем ее».
!!! Запомните: надеть одежду – одеть Надежду!

12. Определите лишнее слово.

Кашпо
• Кофе
• Пальто
• Бюро
• Такси
Тюль
• Рояль
• Шампунь
• Толь
• Вуаль
??? Что общего в этих словах? Составьте устно
словосочетания с этими словами.

13. Задания.

1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить,
завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать,
закипеть.
2.Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени от глаголов:
Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить
3.Исправьте ошибки:
Базаров- молодой человек с захудалым лицом.
Сатин первым раскусывает Луку.
Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
При необходимости мы будем брать адекватные меры.
Этот проект занимает большое и важное значение в нашей
работе.
Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои
согласны с моим предложением.

14. Типичные речевые ошибки.

8. Фактические ошибки. Логические
ошибки.
А)Фактические ошибки представляют собой
искажение изображаемой в высказывании
ситуации или отдельных ее деталей, например: «В
зимнем лесу звонко куковала кукушка».
Причина фактических ошибок:
1.недостаточное знание описываемых событий,
2.бедность жизненного опыта,
3.неверная оценка поступков.
Пример:
Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.
Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….
Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

15. Типичные речевые ошибки.

Б)Логические ошибки
К этому типу ошибок относятся следующие
недочеты в содержании сочинений:
1) нарушения последовательности
высказывания;
2) отсутствие связи между частями и
предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной
ранее мысли;
4) отсутствие необходимых частей;
5) перестановка частей текста (если она не
обусловлена заданием к изложению);
8) неоправданная подмена лица, от которого
ведется повествование (например, сначала
от первого, затем от третьего лица).

16. Типичные речевые ошибки.

9. Синтаксические ошибки.
Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении
словосочетания, а следовательно, предложения.
Примеры:
Неправильное составление словосочетаний :
«Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
«Если в жаркий день дотронешься к березе, то…
«Жажда к славе».
Неправильное составление предложений:
«В комнату проникли сноп лучей солнца».
«Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
«Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
«Многие книги их можно читать несколько раз».
«Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
«Я учу уроки на столе».
«Мальчик был лобастый, но серьезный».

17. Виды речевых ошибок и их исправление.

10.Неправильное употребление
профессионализмов.
Слесаря – слесари?
В цехе- в цеху?
Зуби́ло — зубила?
Договоры- договора?
Сверло – в род. падеже?
Пассатижи, тиски – в род. падеже?
Резьба- классификация резьб…?
Составьте 5 предложений со словами, связанными
с вашей будущей профессией.

18. Устраните повторы в предложениях.

1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в
воде щенка. Герасим взял его и принес
домой.
2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали
идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес
по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и
набрали много грибов и ягод.
3. Когда он стал выходить, он стал
расспрашивать о происшествии.
4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел
плот.
6. На деревьях стали распускаться почки. Дни
стали длиннее. Снег стал таять.

19. Устраните повторы в предложениях.

1.Отображая помещиков в «Мертвых душах»,
Гоголь отобразил и Плюшкина.
2. Коварный царедворец Воронцов послал
поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный
поэт ответил на это насмешливым
стихотворным ответом. Оскорбленный
Воронцов пожаловался царю.
3. В этой игре все игроки действуют с
огоньком, смело вступая в игровые
единоборства с игроками другой команды.
4. В этом образе поэт изобразил пороки
буржуазной морали.
5. Большую роль в показе образе Андрея
Болконского играет показ его любви к
Наташе.

20. Главные критерии грамотной красивой речи.

1.Правильность
6.Сжатость
2.Ясность
7.Чистота
3.Логичность
8.Живость
4.Простота
9.Благозвучие
5.Богатство

Презентация на тему «Типы речевых ошибок и их исправление» 11 класс

  • Скачать презентацию (0.14 Мб)


  • 16 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Типы речевых ошибок и их исправление» по русскому языку, включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.14 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    25

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Типы речевых ошибок и их исправление

    Слайд 1

    Типы речевых ошибок и их исправление

  • Слайд 2

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.

  • Слайд 3

    Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на протяжении всего текста.

  • Слайд 4

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

    Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

    2. Были приняты эффектные меры.

  • Слайд 5

    Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

    2. Были приняты эффективные меры.

  • Слайд 6

    Неразличение синонимичных слов

    В конечном предложении автор применяет градацию.
    Старик трудился поставить телегу на колеса.

  • Слайд 7

    В последнем предложении автор применяет градацию.
    Старик старался поставить телегу на колеса.

  • Слайд 8

    Употребление слов иной стилевой окраски

    Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
    Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
    Читатель захлебывается во множестве примеров.

  • Слайд 9

    Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
    Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
    Читатель утопает во множестве примеров.

  • Слайд 10

    Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

    Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
    Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

  • Слайд 11

    Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
    Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

  • Слайд 12

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Таким людям всегда удается объегорить других.
    Петя шел взади.
    На вратаре майка,
    напяленная на рубашку.

  • Слайд 13

    Таким людям всегда удается обмануть других.
    Петя шел сзади.
    На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Слайд 14

    Нарушение лексической сочетаемости

    Автор увеличивает впечатление.
    Автор использует художественные особенности.
    У девочки были коричневыеглаза.
    Дешевые цены.

  • Слайд 15

    Автор усиливает впечатление.
    Автор использует художественные средства.
    У девочки были карие глаза.
    Низкие цены.

  • Слайд 16

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

    Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
    Молодой юноша, очень прекрасный.

  • Слайд 17

    Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
    Это был прекрасный юноша.

  • Слайд 18

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

    В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
    В рамках исторического
    развития русского общества
    развивается и «личность
    человека.»

  • Слайд 19

    В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
    В рамках исторической
    эволюции русского общества
    развивается «личность
    человека».

  • Слайд 20

    Неоправданное повторение слов

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
    Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

  • Слайд 21

    Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
    Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

  • Слайд 22

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
    Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

  • Слайд 23

    Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
    Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Слайд 24

    Неудачное употребление местоимений

    Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
    Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

  • Слайд 25

    Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
    Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Позиция автора

Презентация: Литература первой половины 19 века

Презентация: ЕГЭ по литературе 2011

Презентация: "Горе от ума" А.С. Грибоедов

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Характеристика различных эмоций

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

В данной презентации систематизированы типы речевых ошибок и покааны способы их исправления. Работа может быть полезной при подготовке к ОГЭ на уроках развития речи.Примеры речевых ошибок являются типичными, часто уротребляются в речи учащихся.Устранение подобных ошибок делает речь правильной, грамотной.Рабора может использоваться в 7-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Типы речевых ошибок и их исправление»

Типы речевых ошибок  и их исправление  Автор презентации  Кудрин Вячеслав Дмитриевич –  учитель МОУ Луговская СОШ  Кинешемского района  Ивановской области

Типы речевых ошибок и их исправление Автор презентации Кудрин Вячеслав Дмитриевич – учитель МОУ Луговская СОШ Кинешемского района Ивановской области

Употребление слова в несвойственном ему значении

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на продолжении всего текста.

Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на протяжении всего текста.

  • Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
  • Мысль развивается на протяжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось . 2. Были приняты эффектные меры.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось .

2. Были приняты эффектные меры.

Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

  • Мое отношение к этой проблеме не изменилось.

2. Были приняты эффективные меры.

Неразличение синонимичных слов

Неразличение синонимичных слов

  • В конечном предложении автор применяет градацию.
  • Старик трудился поставить телегу на колеса.

В последнем предложении автор применяет градацию. Старик старался поставить телегу на колеса.

  • В последнем предложении автор применяет градацию.
  • Старик старался поставить телегу на колеса.

Употребление слов иной стилевой окраски

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
  • Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель захлебывается во множестве примеров.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. Читатель утопает во множестве примеров.

  • Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
  • Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
  • Читатель утопает во множестве примеров.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии

  • Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  • Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Петя шел взади . На вратаре майка, напяленная на рубашку.

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Таким людям всегда удается объегорить других.
  • Петя шел взади .
  • На вратаре майка,

напяленная на рубашку.

Таким людям всегда удается обмануть других. Петя шел сзади. На вратаре майка, одетая на рубашку.

  • Таким людям всегда удается обмануть других.
  • Петя шел сзади.
  • На вратаре майка, одетая на рубашку.

Нарушение лексической сочетаемости

Нарушение лексической сочетаемости

  • Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные особенности.
  • У девочки были коричневые глаза.
  • Дешевые цены.

Автор усиливает впечатление . Автор использует художественные средства. У девочки были карие глаза. Низкие цены.

  • Автор усиливает впечатление .
  • Автор использует художественные средства.
  • У девочки были карие глаза.
  • Низкие цены.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
  • Молодой юноша, очень прекрасный.

Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. Это был прекрасный юноша.

  • Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
  • Это был прекрасный юноша.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. В рамках исторического развития русского общества развивается и

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  • В рамках исторического

развития русского общества

развивается и «личность

человека.»

В этом рассказе повествуется о реальных событиях. В рамках исторической

  • В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
  • В рамках исторической

эволюции русского общества

развивается «личность

человека».

Неоправданное повторение слов

Неоправданное повторение слов

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу . Эта книга называется «Собачье сердце».

Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется

  • Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
  • Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

  • Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
  • Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

Неудачное употребление местоимений

Неудачное употребление местоимений

  • Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.
  • Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю. Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

  • Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
  • Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Речевые ошибки детей и их предупреждение
  • Речевые ошибки грамота ру
  • Речевые ошибки горбачева
  • Речевые ошибки все примеры
  • Речевые ошибки воспитателя

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии