Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Инфоурок
›
Русский язык
›Другие методич. материалы›Классификация речевых и грамматических ошибок и недочетов.
Классификация речевых и грамматических ошибок и недочетов.
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 364 244 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
4 из 5
- 03.11.2015
- 1077
- 3
- 03.11.2015
- 890
- 1
- 03.11.2015
- 759
- 1
- 03.11.2015
- 2634
- 0
- 03.11.2015
- 592
- 0
- 03.11.2015
- 3231
- 6
- 03.11.2015
- 1861
- 5
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Скачать материал
-
03.11.2015
4623
-
DOCX
40.5 кбайт -
34
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Асанова Лариса Викторовна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 10 месяцев
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 36180
-
Всего материалов:
13
Понятие речевой
ошибки и недочета.
Виды речевых
ошибок и недочетов
Отступление
от норм литературного языка, нарушение
принципа коммуникативной целесообразности
порождают в речи ошибки и недочеты.
Ошибки – нарушения норм литературного
языка, недочеты – это нарушения требований
коммуникативной целесообразности.
Ошибки могут встречаться в структуре
языковой единицы (слова, словосочетания,
предложения), такие ошибки принято
считать грамматическими.
Если же ошибка или недочет неверном
употреблении языковых средств, то они
относятся к речевым.
Рассмотрим подробно
указанные нарушения.
Грамматические
ошибки.
-
Ошибки
в структуре слова:
-
в
словообразовании («леснистый»,
«обидливый»); -
в
формообразовании («ехай», «ейный»,
«ихный», «без польт»).
-
Ошибки
в структуре словосочетания:
-
в
согласовании («Собака Клаус злобный»); -
в
управлении («жажда к славе», «соскучился
за тобой»).
-
Ошибки
в структуре предложения:
-
нарушение
границы предложения («Мы не пошли
гулять. Потому что дождь лил», «Прилетели
птицы. И стали вить гнезда»); -
нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
(«Мне не знакома ни девочка, ни мальчик»,
«Я с папой пошли в лес»); -
ошибки
в построении предложений с однородными
членами («Платье было шелковым, хорошо
сшито»); -
в
предложениях с причастными и деепричастными
оборотами («Деревья создавали тень,
покрытые густой листвой», «Сев на коня,
с него слетела шляпа»); -
в
сложном предложении («Когда ветер
усиливается, и кроны деревьев шумят»); -
нарушение
порядка слов в предложении («Только
равнодушным оставался кот Борька»).
Речевые ошибки.
-
Употребление
слова в несвойственном ему значении
(«Марина одела шапку»). -
Смешение
паронимов («Петров стал дипломатом
конкурса юных скрипачей»). -
Несоотнесенность
видовых и временных форм глаголов
(«Света входит в комнату и поздоровалась»). -
Нарушение
связи между местоимением и словом,
которое оно заменяет («Когда Дима
прощался с отцом, он не плакал»); -
Местоименное
удвоение подлежащего («Маша – она
хорошо учится»).
Речевые недочеты.
-
Неточность
речи:
-
неразличение
оттенков значения синонимов («смотреть»
и «всматриваться»); -
нарушение
лексической сочетаемости слов («Друг
выполнил клятву»); -
употребление
лишних слов («очень роскошный», «огромная
масса людей»).
-
Бедность
речи, ограниченность словаря и
неразвитость синтаксического строя:
-
неоправданный
повтор (Миша – хороший мальчик. Он
хорошо учится, хорошо играет в футбол,
хорошо рисует); -
употребление
рядом однокоренных слов («играть в
игру», «охотник охотится»); -
однотипность
и слабая распространенность синтаксических
конструкций; -
отсутствие
связи между соседними предложениями
(«На могиле Анны Керн написано: «Я помню
чудное мгновенье…» В этом и проявилось
мастерство поэта»).
-
Нарушение
требования выразительности речи
(стилистические недочеты):
-
употребление
слов иной функционально-стилистической
окраски («В озере водятся маленькие
рыбки, которые являются комом для
хищников»); -
неуместное
употребление эмоционально окрашенных
слов и конструкций («И днем и ночью по
цепи ходит ученый котик»).
Кроме
указанных, некоторые ученые выделяют
композиционные и логические ошибки.
Композиционные ошибки – это несоответствие
письменного текста , нарушение
последовательности в изложении событий.
К логическим можно отнести нелепые,
парадоксальные суждения («По субботам
Есенина парили в бане и стригли ему
ногти. Так и прошло детство великого
поэта»), а также необоснованность
выводов.
Причины
возникновения речевых и грамматических
ошибок разнообразны: от влияния
малограмотной и бедной речи окружающих
до отсутствия достаточной, эффективной
подготовки учащихся школ к продуцированию
текста на уроке и отсутствие у ученика
умения планировать высказывание.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
Виды речевых ошибок
Речевые ошибки — это нарушение законов употребления в речи языковых единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.
Разновидности речевых недочетов |
Примеры |
1. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мой брат стал дипломатом международного конкурса исполнителей |
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом |
Сейчас производятся экономические электроприборы – они потребляют мало электроэнергии |
3. Нарушение лексической сочетаемости |
Причинять радость, уделять заботу |
4. Употребление лишнего слово (плеоназм) |
Окружить вокруг, старые ветераны |
5. Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) |
Учитель учит учеников, в следующей картинке прослеживается |
6. Неудачное употребление личных и указательных местоимений |
Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол |
7. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм |
Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом |
8. Повторение одного и того же слова |
Автор пытается показать нам разницу между Родиной и родными местами. Любовь к Родине начинается с ее культуры. |
9. Употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски |
Этот роман реально является одним из лучших романов Толстого. |
Виды грамматических ошибок
Грамматические ошибки – это нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразовательные |
Ошибочное словообразование |
Заимообразный, назади, надсмехаться |
Морфологические |
1. Ошибки в образовании форм существительного |
Наши инженерА, много банан и мандарин, светлая тюль |
2. Ошибки в образовании форм прилагательного |
Более красивые, самый ярчайший, слаже |
|
3. Ошибки в образовании форм местоимений |
Всехние работы, в ихнем доме, оставил приём |
|
4. Ошибки в образовании форм глаголов |
Дерзю, пылесосю, выжгет |
|
Синтаксические |
1. Нарушение согласования 2. Нарушение управления 3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом 5. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом 6. Ошибки в построении предложения с однородными членами 7. Ошибки в построении сложного предложения 8. Смещение прямой и косвенной речи |
Это была известная депутат Сергеева. Я не имею ни малейшее понятие о происшедшем. Двадцать один человек пришли на собрание. Открыв окно, начался дождь Глухо шумело море, взволнованное бурей, начавшейся еще утром. Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт». |
Виды логических ошибок
Логические ошибки – это нарушение последовательности (логики) изложения.
Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы:
1) нарушения последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями и предложениями;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление одной микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей;
7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).