Речевые ошибки блоггеров примеры



Скачать материал

Грамотным быть модноПопонкин Кирилл 9А класс школы №37
Руководитель: Епланова...



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Грамотным быть модноПопонкин Кирилл 9А класс школы №37
Руководитель: Епланова...

    1 слайд

    Грамотным быть модно
    Попонкин Кирилл 9А класс школы №37
    Руководитель: Епланова Н.Н.

  • ВступлениеМы часто говорим о моде. Это слово пришло к нам из французского язы...

    2 слайд

    Вступление
    Мы часто говорим о моде. Это слово пришло к нам из французского языка, хотя изначально оно латинского происхождения. А что, в сущности, это такое – мода? Давайте, заглянем в толковый словарь. Мо́да (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время. Установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода может определять тип или форму одежды и аксессуаров, набор идей, принципы поведения людей в обществе друг друга и этикета, и понятий нормы в стилизации и организации пространства. Иногда понятие моды распространяют на представления об образе жизни, искусстве, литературе, архитектуре, кулинарии, индустрии развлечений и отдыха, рассматривают ее влияние на тип человеческого тела и т. д.

  • Современные законодатели модВремена меняются, и мы меняемся вместе с ними. У...

    3 слайд

    Современные законодатели мод
    Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. У каждого нового поколения свои герои и идеалы. Наши прабабушки и прадедушки слушали радио, поэтому для них идеалом был «Голос Победы», голос Ю.Б. Левитана.

  • Бабушки и дедушки читали газеты и смотрели телевизор. Мои бабушка и дедушка д...

    4 слайд

    Бабушки и дедушки читали газеты и смотрели телевизор. Мои бабушка и дедушка до сих пор считают, что всё то, что показывают по телевизору – истина, которой нужно верить безоговорочно.

  • А сегодня посмотрите вокруг: на улице, в транспорте, в общественных местах –...

    5 слайд

    А сегодня посмотрите вокруг: на улице, в транспорте, в общественных местах – везде люди с наушниками, уткнувшиеся в светящиеся экраны. Что они делают? Они живут в сети. Так кто же они, герои нашего времени, законодатели мод? Те, кто общаются с нами через социальные сети.

  • Так кто же они, герои нашего времени, законодатели мод? Те, кто общаются с на...

    6 слайд

    Так кто же они, герои нашего времени, законодатели мод? Те, кто общаются с нами через социальные сети. Спросите любого подростка от 9 до 19 лет, кто его кумир? В 99% случаев ответом будет имя модного блогера. Да! Популярные люди, которые снимают видео и рассказывают нам о том, что модно, что нет, учат нас через свои обращения, что хорошо, а что плохо. Вот о блогерах мы и поговорим.

  • Я выбрал самых известных и популярных блогеров с YouTube, с самым большим кол...

    7 слайд

    Я выбрал самых известных и популярных блогеров с YouTube, с самым большим количеством подписчиков.

  • Речь как меч.Глаголом жги сердца людейЕгор Крид, Ксения Собчак и Настя Ивлее...

    9 слайд

    Речь как меч.
    Глаголом жги сердца людей
    Егор Крид, Ксения Собчак и Настя Ивлеева ставят ударение на первый слог, то есть бАловать, но это не верно. Во всех формах глагола ударение падает после корня: баловАть, балУю, балУешь.
    Следующий глагол – «ОБДУРИТЬ». Здесь уже ошибся Влад Кобяков – он сказал «обдУрим», а правильно – обдурИм. То же самое во всех его формах: обдурИшь, обдурИт и т.д. в начальной форме – обдурИть.
    Двигаемся дальше, тут у нас глагол «крепиться» и однокоренные глаголы: крепим, крепиться, укрепиться, укрепимся. Многие (даже ведущий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Борис Крюк) ставят ударение на корне: крЕпим, крЕпиться, укрЕпиться, укрЕпимся. Это неверно, верно – крепИм, крепИться, укрепИться, укрепИмся.
    Осталось два глагола, один из которых «включить», а точнее однокоренной глагол «подключит», где Иван Ургант и Артемий Лебедев допустили ошибку – произнесли это слово с ударением на корне: «подклЮчит», но правильно «подключИт». И во всех однокоренных глаголах такая же картина.

  • На втором месте среди самых популярных «глагольных» ошибок у нас расположилос...

    10 слайд

    На втором месте среди самых популярных «глагольных» ошибок у нас расположилось неправильное употребление глагола «закончить». Всё те же Собчак, Крид и Артемий Лебедев «заканчивают» школы, институты и т.д., но на самом деле все учебные заведения можно только окончить.
    И бессменными лидерами на первом месте среди ошибок у нас расположились глаголы «надеть» и «одеть». Алишер Моргенштерн, Ксения Собчак и Иван Ургант «одевают» одежду и аксессуары.
    Все предметы одежды, аксессуаров надевают, а вот человека, кошку или собаку одевают.

  • Куда сбежало ударение и где его искатьМногие вышеперечисленные блогеры (Арте...

    11 слайд

    Куда сбежало ударение и где его искать

    Многие вышеперечисленные блогеры (Артемий Лебедев, Ксения Собчак, Филипп Киркоров) в слове «фетиш» ставят ударение на первый слог, то есть фЕтиш, но так как это слово французского происхождения, ударение должно стоять на последнем слоге, как и во всех других французских словах, то есть фетИш.

  • Что и в каких словах лишнееИногда бывает, что в какие-нибудь слова хочется вс...

    12 слайд

    Что и в каких словах лишнее
    Иногда бывает, что в какие-нибудь слова хочется вставить лишнюю букву. Так, например, Моргенштерн однажды сказал, что ему «хотелось создать ПРЕЦЕНДЕНТ», но так говорить нельзя, правильно – ПРЕЦЕДЕНТ. Такая ошибка встречается и в наречиях, и как – то раз Сергей Майоров её совершил. Он сказал – «Ведь ради признания творчества зрителей и гонораров, они естественно готовы пойти на многое: КООРДИНАЛЬНО менять образ…». В наречии КООРДИНАЛЬНО он и допустил ошибку. Он произнёс это слово с двумя «О» в начале, но правильно говорить его с одной «А», то есть, КАРДИНАЛЬНО.

  • Жанна Бадоева однажды вставила лишнюю букву. Она сказала «двуХспальная кроват...

    13 слайд

    Жанна Бадоева однажды вставила лишнюю букву. Она сказала «двуХспальная кровать», а правильно двУСпальная кровать — без «Х» в середине. В некоторых подобных словах в первой части пишется ДВУХ, а в других – ДВУ. Точных правил на эту тему нет. Слова нужно просто запоминать.
    Ксения Собчак тоже произносит подобные слова не безошибочно. «Я бы могла очень быстро, буквально несколькими постами, фотографиями, бессЕребреничеством…», а правильно — беССРЕбреничеством. Дело в том, что это слово произошло от слова «серебро», но есть и неполногласный вариант – сребро. Раньше такое встречалось сплошь и рядом, например: берег – брег, город – град. Так вот, при образовании нашего слова использовался неполногласный вариант с корнем «СРЕБР».

  • Речевые трансгендерыСамо слово во всех трёх случаях будет звучать по-разному...

    14 слайд

    Речевые трансгендеры

    Само слово во всех трёх случаях будет звучать по-разному, в зависимости от значения: рОды имён существительных, древние родЫ, родА войск, родА оружия. Вернёмся к нашей теме «роды имён существительных». Алексей Пивоваров думает: «КАКОЙ худи выбрать?». Так как слово «худи» среднего рода, то говорить нужно КАКОЕ худи – «ЧЁРНОЕ худи».

  • Далее рассмотрим совсем непростительную ошибку. Александр Васильев - ведущий...

    15 слайд

    Далее рассмотрим совсем непростительную ошибку. Александр Васильев — ведущий программы «Модный приговор». Эксперт в одежде оказался не таким уж и экспертом. «Каждый туфель»- именно такую фразу он произнёс. На самом деле слово «ТУФЕЛЬ» есть в русском языке, но это форма родительного падежа, множественного числа, а так, само слово «ТУФЛЯ» — женского рода, поэтому правильно будет сказать — КАЖДАЯ ТУФЛЯ.

  • ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕВсе мы помним с детства сказку Ганса Христи...

    16 слайд

    ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Все мы помним с детства сказку Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине». Долго и упорно старая королева пыталась найти подлинную принцессу при помощи одной маленькой горошины. К чему я это? К тому, что грамотная речь и есть та самая горошина, которая выдаёт истинное происхождение, истинную культуру человека. Можно купить модную дорогую одежду, сесть за руль престижной иномарки и даже купить себе последнюю модель айфона. Но, если эта одежда «одета» на хозяина, а не «надета» и айфон звОнит, а не звонИт, то ответ на вопрос: «Кто есть кто?» очевиден.

  • Не доверяете детским сказкам? Пожалуйста, давайте обратимся к серьёзной драма...

    17 слайд

    Не доверяете детским сказкам? Пожалуйста, давайте обратимся к серьёзной драматургии. Вспомним творчество Бернарда Шоу и его бессмертного «Пигмалиона». Пьеса была написана в 1912 году. А в 1964 году по пьесе был снят музыкальный фильм «Моя прекрасная леди» с восхитительной Одри Хепберн. Эта пьеса – ещё одно доказательство того, что грамотным быть модно! История о том, как циничный профессор филологии научил бедную замарашку правильно говорить, до сих пор покоряет зрителей. Девушку, которая говорила на кокни – лондонском диалекте низших слоёв населения, через несколько месяцев обучения на светском балу приняли за принцессу инкогнито. Почему? Потому что не наряды, не материальное состояние, а именно речь делает уличную замарашку принцессой.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 244 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.03.2023
  • 111
  • 7
  • 05.03.2023
  • 357
  • 19

«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

  • 05.03.2023
  • 90
  • 3
  • 05.03.2023
  • 56
  • 1

«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

  • 05.03.2023
  • 74
  • 3
  • 05.03.2023
  • 99
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Ведение блога — очень ответственно дело, если у вас многотысячная аудитория. О том, чтобы в ваших постах мелькали ошибки, и речи быть не может: публику это откровенно раздражает. А рекламодатели тысячу раз подумаю, прежде чем предложить сотрудничество.

Рассмотрим наиболее частые ошибки, которые встречаются в постах инфлюенсеров. Берем на карандаш и не допускам сами!

Instagram

Источник: orbita.news

1. ТСЯ/ТЬСЯ

Люди до сих пор путаются, когда в возвратных глаголах должно быть «-тся», а когда — «-ться». Существует официальное правило, которое все равно никто не запомнит. Проще воспользоваться приемом, известным еще со школы. Ставим в глаголу вопрос. Если в окончании вопроса «т» (Что он сделает?), то пишем «-тся» (Он умоется/побреется/соберется). А если на конце вопроса «ть» (Что он будет делать?), то «-ться» (Он будет умываться/бриться/собираться). Проще простого!

2. Иметь в виду

Многим так и не терпится написать «иметь в виду» слитно. «Ввиду» — это предлог, вместо которого можно употребить «из-за», «по причине». Они отменили поездку ввиду/из-за/по причине плохой погоды.

А вот выражение «иметь в виду» устойчиво. «В виду» в этом случае будет писаться раздельно: При выборе летнего платья имейте в виду, что оно должно быть из натуральных тканей.

3. Также/так же

«Также» — это союз, а «так же» — наречие + частица. Чтобы выбрать правильный вариант, сморим на контекст.

  • Слитное написание. Союз «также» можно заменить на «тоже». Мои коллеги также/тоже получили приглашение.
  • Раздельное написание. Подразумевается, что после «так же» идет «как и». Она во всем подражала сестре: так же (как и сестра) одевалась, причесывалась, красилась.

4. Запятая перед «как» (в значении «в качестве»)

Если речь не о сравнительных оборотах, а о «как» в значении «в качестве», запятая не нужна.

  • Его пригласили на судебное разбирательства как (в качестве) эксперта по уголовному праву.
  • Для большинства Леонардо да Винчи известен как (в качестве) создатель картины «Мона Лиза».
  • Аромат гвоздики используют как (в качестве) средство от комаров.

В каких случаях запятая перед «как» нужна, а каких — нет, детально и с примерами разбираем тут!

5. Слова, связанные с интернетом

Довольно часто блогеры (и не только) неправильно используют интернет-термины. Запомним раз и навсегда:

  • блогер, блогинг (без удвоенного «г»);
  • офлайн (без удвоенного «ф»);
  • вайфай (без дефиса);
  • кеш;
  • хештег;
  • веб-дизайн (слова, начинающиеся с «веб», пишутся через дефис, исключения — вебмейкер и веблог);
  • медиаресурс (слова с первой частью «медиа» всегда пишутся слитно);
  • онлайн-ресурс (как и с первой частью «интернет» — всегда через дефис)
  • мессенджер;
  • аккаунт;
  • сторис/сториз — можно по-разному, норма еще не закрепилась.

6. Плеоназмы

Плеоназмами называют речевые излишества. Другими словами, это словосочетания, в которых смысл одного слова уже заложен в значении другого.

Примеры:

  • утренний рассвет;
  • букет цветов;
  • месяц май;
  • неожиданный сюрприз;
  • ладонь руки и т.д.

Соответственно, можно оставить только «рассвет», «букет», «май», «сюрприз», «ладонь» и опустить остальное, смысл от этого не изменится.

Плеоназм в русском языке считается лексической ошибкой.

7. Лексическая несочетаемость

Речь о неспособности лексических единиц соединяться друг с другом. Например, нельзя «сделать гипотезу», ее можно лишь строить, выдвигать либо опровергать. Отчасти подобная путаница возникает из-за контаминации — явления, при котором отдельные фрагменты устойчивых фраз обмениваются друг с другом. Например, словосочетание «играть значение» (так говорить нельзя) возникло из двух других привычных выражений «играть роль» и «иметь значение».

Как не допускать ошибок

Как не допускать ошибок

Источник: playboyrussia.com

Не полагайтесь на автозамену. Отсутствие красного подчеркивания еще не означает, что текст грамотный. Встроенные и онлайн-редакторы еще не настолько умны, чтобы понимать, как отдельные слова согласуются с другими членами предложения. Например, Word не будет ругаться на словосочетание «обоих девушек» или «будет учится», так как по отдельности эти слова написаны верно. Правильно писать «обеих девушек» и «будет учиться». Поэтому не ленимся смотреть в словари.

А если некогда перечитывать правила? Схитрите: переформулируйте предложение, чтобы исключить «сложное» слово. Было: «Мы позвали в кино обеих девушек», а стало: «Мы позвали в кино и первую, и вторую девушку». Еще пример: «Он будет учиться за границей» — «Он пройдет обучение за границей». Главное в процессе таких преобразований не исказить смысл.

Что касается лексической сочетаемости, проверяйте, употребляются ли слова вместе, на специализированных сайтах. Например, сервисы «Карта слов» и «Рерайт» проверяют сопоставимость лексических единиц на основе литературных произведений и текстов популярных интернет-ресурсов. Здесь же можно найти прямые и обратные ассоциации к словам, синонимы, устойчивые выражения, фразеологизмы и многое другое.

Не будет лишним прогнать текст через «Типограф», чтобы исключить опечатки, двойные пробелы, проставить нужные кавычки («елочки», «лапки» или др.), заменить обычные тире на длинные и т.д. Если хочется убрать «воду», сделать текст удобочитаемым, исключить стилистические ошибки, поможет онлайн-сервис «Тургенев» или «Главред β».

Еще один сайт, который спас далеко не одного журналиста, копирайтера, сценариста — «Лытдыбр»: если вы забыли переключить раскладку и набрали русский текст латиницей (или наоборот английский, но кириллицей), программа сконвертирует в нужный вариант.

Если ведение блога отнимает слишком много времени, и вы не успеваете с учебой, делегируйте задачи по написанию диплома или подготовке презентации специалистам ФениксХелп!

Автор: Шакирова Регина Рафиснуровна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Гимназия 1-Центр национального образования» ЕМР РТ, 11 класс

В современном мире блогеры оказывают огромное влияние на людей, потому что каждый день так или иначе взаимодействуют с ними посредством, к примеру, социальной сети Instagram и приложения YouTube , поэтому рассмотрение  их контента  является весьма актуальным направлением научных исследований в 21 веке. Стоит отметить, что блогеры не обязаны соблюдать  Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (в отличие от представителей СМИ), аудитория же, в свою очередь, перенимает ошибки блогеров в их устной и письменной речи, использует их в дальнейшем, что  в общем снижает уровень грамотности населения. Таким образом, изучение речи блогеров — это важно для того, чтобы понимать, какое влияние она оказывает на каждого из нас. Хотела бы подробнее рассмотреть мнение и  позицию подростков 15-18 лет, так как сама отношусь к этой категории.

Новизна и актуальность очевидны, потому что подростки ежедневно посвящают много свободного времени интернету и социальным сетям. По данным исследования(статистика интернет-зависимости у российских подростков), 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году 56% детей постоянно находятся в Сети, а это значит, что с блогерами они взаимодействуют неоднократно.

Выпускники 11 классов, сталкиваясь с различными ошибками, могут не получить довольно-таки большое количество первичных баллов на экзамене (ЕГЭ по русскому языку), так как будут расценивать неверные ответы в качестве верных (про типы ошибок я напишу подробнее, потому что в устной речи блогеров они встречаются постоянно). Именно поэтому в работе я рассмотрю виды ошибок и способы улучшения устной речи.

Объект исследования: интервью популярных видеоблогеров (их речь).

Предмет исследования: особенности устной речи блогеров, их ошибки.

Цель: исследование влияния устной речи блогеров на восприятие людьми услышанной информации.

Задачи:

  • рассмотреть виды ошибок;
  • провести опрос;
  • посмотреть интервью с блогерами;
  • исследовать влияние ошибок блогеров на подростков развитие образов;
  • выявить отношение подростков к ошибкам блогеров.

Гипотеза: аудитория блогеров замечает ошибки в их устной речи.

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ источников, сравнения.
  2. Аналитический: сравнение и выводы, анализ.
  3. Метод исследования деятельности блогеров.

Срок работы над проектом: 7 месяцев.

Учительница русского языка разнесла знаменитых блогеров за речевые ошибки

Автор:

20 февраля 2019 15:45

Русский язык неизмеримо богат и необычайно сложен. Учительница русского языка и по совместительству видеоблогер обсудила с подписчиками главные ошибки знаменитых блогеров. Как оказалось, Дудь не умеет правильно расставлять ударения, так же как и Галустян.

Учительница русского языка разнесла знаменитых блогеров за речевые ошибки

Татьяна Гартман из Нижнего Новгорода работает учителем языка уже больше 15 лет. Она решила учить правилам русского языка не только своих учеников, но и всех россиян. Для этого женщина создала свой видеоблог на YouTube, где называет себя просто — училка.
В новом выпуске Татьяна разобрала речевые ошибки известных блогеров, которые, как оказалось, не умеют правильно расставлять ударения.

В первую очередь «училка» раскритиковала Дудя.
— Начнём с того, что материал обычно че́рпают, а не черпа́ют, — сказала Гартман.
С этой же ошибкой столкнулся Галустян в шоу «Осторожно, Собчак!». Кроме слова «черпают», у Дудя возникли проблемы со словом «откупориться». Во время интервью музыканта Александра Маршала, Дудь сказал, что группа Gorky Park «откупо́рилась от Намина». «Училка» тут же поправила журналиста, рассказав, что ударение в слове «отку́порилась» падает на букву «у».

Кроме Дудя Татьяна раскритиковала Ирину Шихман, которая не справилась со склонением существительных. С этой же проблемой столкнулся Руслан Осташко. В конце видео Татьяна высмеяла блогера Николая Соболева, который произнёс «ознакАмливался». Дело в том, что такого слова нет вообще в русском языке.

Татьяна Гартман — герой нашего времени!

Татьяна Гартман - герой нашего времени!

Источник:

Кажется, что головы из телевизора, которые не из реалити-шоу, а головы, попавшие в ящик неслучайно, должны не только хорошо выглядеть, но и хорошо говорить. Ну а те, кто работает на радио, хотя бы только хорошо говорить. Причем не просто хорошо, а правильно, ведь мы вроде как должны брать с них пример.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Речевые ошибки у блоггеров

Влияние речевых ошибок блогеров на речь подростков

фролякина тамара николаевна

Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч… И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.

Мы живем в интересный период, в век, когда то, без чего мы вполне могли обходиться еще вчера, сегодня становится необходимым не только для удовлетворения личных потребностей, но и для развития общества в целом. Интернет сейчас превратился во всемирную сеть обмена информацией. Современные подростки, проводят довольно много времени в социальных сетях. Подростки в сетях общаются, слушают музыку и наблюдают за популярными блогерами. Блогеры очень сильно влияют на речь подростков и детей. Ни для кого не секрет то, что речь современных популярных блогеров далека от совершенства. Подростки, наблюдая за жизнью своих кумиров, начинают копировать их несовершенную манеру речи, тем самым совершая их речевые ошибки.

Актуальность работы состоит в том, чтобы рассмотреть речевые ошибки блогеров и определить степень их влияния на речь современных подростков.

Цель проекта : осветить состояние речи популярных блогеров, провести анализ их речи, выявить соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, определить влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать теоретические основы речевых ошибок.

2. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ и составить рейтинг блогеров популярных в данной среде.

3. Проанализировать видео блогеров, популярных среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ, и найти их речевые ошибки.

4. Сопоставить данные, полученные в результате эксперимента, сделать вывод.

Объект исследования: речь блогеров.

Предмет исследования: речевые ошибки блогеров и их влияние на речь подростков.

Аналитический материал проекта: интернет — ресурсы.

Глава I. Понятие речевой ошибки

1.1 Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это ошибка, связанная с неверным или с не самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. Основные причины речевых ошибок — непонимание значения слова, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, употребление омонимов, употребление многозначных слов, многословие, лексическая неполнота высказывания, новые слова, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, профессиональные жаргонизмы, фразеологизмы, клише и штампы.

Виды речевых ошибок:

Ошибки, связанные с нарушением норм литературного произношения и обусловленные воздействием диалектов, жаргонов, просторечия, письма (так называемого побуквенного произношения), интерференцией родного языка.

Например, произношение слова «коридор» как «колидор»

Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова «яблоки» – «яблок». Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» употреблено в неправильной форме. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами», так как в составных количественных числительных склоняется каждое слово.

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый».

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». [2]

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны». Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Анне за победу». Они хвалили Анну. Они приносили поздравления Анне. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку. [3]

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста.

1.2 Классификация основных стилистических речевых ошибок

Плеоназм. Это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями.

К примеру, «прошла минута времени». Минута – это единица времени.

Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка.

К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».

Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложение, в котором допущена эта ошибка: «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, нужно помнить два правила:

Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексическая речевая ошибка

Ошибки возникают тогда, когда люди пишут или говорят о том, в чем не разбираются. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

• Слово устарело и редко используется в современном русском языке.

• Слово относится к узкоспециализированной лексике.

• Слово является неологизмом и его значение не распространено. [3]

1.3 Классификация лексических речевых ошибок

Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями.

Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».

Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».

Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».

Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. [4]

Глава II. Экспериментальная работа

2.1 Описание экспериментальной работы

С целью выявления связи между ошибками в речи блогеров и речью современных подростков нами была проведена экспериментальная работа. Данная работа состояла из трех частей: наблюдением за речью учащихся, анкетированием, выявившим интересы школьников, а также анализом и сопоставлением полученных данных.

В ходе наблюдения за речью одноклассников, а также учащихся других классов нами были замечены распространенные речевые ошибки, которые совершаются учащимися МБОУ Солтонской СОШ.

Мы разработали анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 1). Вопросы анкеты были ориентированы на выявление интересов учащихся МБОУ Солтонской СОШ.

В дальнейшем мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ. На вопросы нашей анкеты ответили учащиеся с 5 по 11 класс.

Проанализировав полученные данные, мы составили рейтинг популярных блогеров.

Также в ходе эксперимента, исходя из ответов, мы определили, как подростки относятся к ошибкам в речи блогеров, и узнали мнение учащихся насчёт того, должны ли блогеры обладать грамотной речью.

2.2 Анализ полученных результатов

Данные полученные в ходе анкетирования были нами проанализированы и визуализированы. На рисунке 1 показана диаграмма «Есть ли у вас любимый блогер?», наибольшее количество подростков ответило «Да».

Рисунок1. Есть ли у вас любимый блогер?

82,4% опрошенных указали, что у них есть любимый блогер, просмотру контента которого они уделяют значительную долю своего свободного времени.

На рисунке 2 показана диаграмма «Кто является вашим любимым блогером?».

Рисунок 2. Кто является вашим любимым блогером?

Из данной диаграммы видно, что интересы учащихся довольно разнообразны. В топ «Любимых блогеров» входят: Куплинов Play, Дима Масленников, Компот.

На рисунке 3 показана диаграмма «Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?», наибольшее количество подростков ответило «Нет».

Рисунок 3. Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?

Это говорит нам о том, что любимый блогер для многих подростков является авторитетом, в речи которого они даже не замечают ошибок, потому что думают, что их кумир не может ошибаться.

На рисунке 4 показана диаграмма «Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают блогеры?». 63,7 % подростков относится к ошибкам блогера нейтрально, а 31,4% и вовсе одобряют ошибки в речи своих кумиров.

Рисунок 4. Как вы относитесь к ошибкам, которые они допускают блогеры?

Эти данные заставляют серьезно задуматься, ведь подростки, относящиеся положительно или нейтрально к ошибкам, которые ежедневно слышат в речи блогера, рискуют сами намного чаще ошибаться.

На рисунке 5 показана диаграмма «Должны ли блогеры обладать грамотной речью?» наибольшее количество подростков ответило «Нет»

Рисунок 5. Должны ли блогеры обладать грамотной речью?

61,8% опрошенных не считают, что речь блогера обязательно должна быть грамотной. Это говорит о том, что подростки любимому блогеру готовы простить речевые ошибки, и они готовы закрывать на них глаза.

В нашей работе мы осветили состояние речи популярных блогеров, провели анализ их речи, выявили соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, а также в ходе эксперимента определили влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ.

Результаты, полученные нами, заставляют задуматься над тем, что мы, на самом деле недооцениваем влияние популярных блогеров на современных подростков. Школьники проводят большую часть своего свободного времени в сети. Эта среда отнюдь не благоприятна для формирования культуры речи. Велика доля популярных среди подростков блогеров, которые не только совершают ошибки в речи, но и совершенно не следят за тем, что произносят на большую аудиторию. Школьники, с ещё не сформировавшимся лингвистическим мышлением, поддаются влиянию авторитетных для них людей и повторяют, возможно сами того не осознавая, ошибки вслед за ними.

Мы рекомендуем не копировать манеру речи блогеров, а больше следить за своей манерой речи и её грамотностью.

Список использованных источников

Великие цитаты про русский язык (80 цитат)/ режим доступа: https://citatnica. ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-russkij-yazyk-80-tsitat Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ режим доступа: https://methodological_terms. academic. ru Ошибки в речи и метод их устранения/Логопед по Скайпу/ режим доступа: https://logopedrunet. ru/oshibki-v-rechi-i-metod-ix-ustraneniya Речевые ошибки – проблема тысячелетия /yourspeech. ru/ режим доступа: https://yourspeech. ru/eloquence/talk/rechevye-oshibki. html Есть ли у вас любимый блогер Кто является вашим любимым блогером? Замечали ли вы ошибки в речи блогеров? Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают блогеры? Должны ли блогеры обладать грамотной речью?

Что касается лексической сочетаемости, проверяйте, употребляются ли слова вместе, на специализированных сайтах. Например, сервисы «Карта слов» и «Рерайт» проверяют сопоставимость лексических единиц на основе литературных произведений и текстов популярных интернет-ресурсов. Здесь же можно найти прямые и обратные ассоциации к словам, синонимы, устойчивые выражения, фразеологизмы и многое другое.

Влияние речевых ошибок блогеров на речь подростков

фролякина тамара николаевна

Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч… И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.

Мы живем в интересный период, в век, когда то, без чего мы вполне могли обходиться еще вчера, сегодня становится необходимым не только для удовлетворения личных потребностей, но и для развития общества в целом. Интернет сейчас превратился во всемирную сеть обмена информацией. Современные подростки, проводят довольно много времени в социальных сетях. Подростки в сетях общаются, слушают музыку и наблюдают за популярными блогерами. Блогеры очень сильно влияют на речь подростков и детей. Ни для кого не секрет то, что речь современных популярных блогеров далека от совершенства. Подростки, наблюдая за жизнью своих кумиров, начинают копировать их несовершенную манеру речи, тем самым совершая их речевые ошибки.

Актуальность работы состоит в том, чтобы рассмотреть речевые ошибки блогеров и определить степень их влияния на речь современных подростков.

Цель проекта : осветить состояние речи популярных блогеров, провести анализ их речи, выявить соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, определить влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Изучить и проанализировать теоретические основы речевых ошибок.

2. Провести анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ и составить рейтинг блогеров популярных в данной среде.

3. Проанализировать видео блогеров, популярных среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ, и найти их речевые ошибки.

4. Сопоставить данные, полученные в результате эксперимента, сделать вывод.

Объект исследования: речь блогеров.

Предмет исследования: речевые ошибки блогеров и их влияние на речь подростков.

Аналитический материал проекта: интернет — ресурсы.

Глава I. Понятие речевой ошибки

1.1 Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это ошибка, связанная с неверным или с не самым удачным употреблением слов или фразеологизмов. Основные причины речевых ошибок — непонимание значения слова, лексическая сочетаемость, употребление синонимов, употребление омонимов, употребление многозначных слов, многословие, лексическая неполнота высказывания, новые слова, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, профессиональные жаргонизмы, фразеологизмы, клише и штампы.

Виды речевых ошибок:

Ошибки, связанные с нарушением норм литературного произношения и обусловленные воздействием диалектов, жаргонов, просторечия, письма (так называемого побуквенного произношения), интерференцией родного языка.

Например, произношение слова «коридор» как «колидор»

Морфологические ошибки получаются из-за неправильного образования форм слов различных частей речи. Причинами являются неправильное склонение, ошибки в употреблении рода и числа.

К примеру, «докторы» вместо «доктора». Это морфологическая ошибка в употреблении множественного числа.

Часто употребляют неверную форму слова при изменении падежа. Родительный падеж слова «яблоки» – «яблок». Иногда вместо этого слова употребляют неверную форму «яблоков».

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

«Компания владела пятьюстами пятьдесят тремя филиалами». В этом примере слово «пятьдесят» употреблено в неправильной форме. Верное написание: «Компания владела пятьюстами пятьюдесятью тремя филиалами», так как в составных количественных числительных склоняется каждое слово.

В употреблении прилагательных распространена ошибка неверного употребления сравнительной степени. К примеру, такое использование: «более красивее» вместо «более красивый».

Орфографические ошибки – это неправильное написание слов. Они возникают тогда, когда человек не знает правильного написания слова. Распространенный пример: написание слова «извини» через «е». [2]

Эти виды речевых ошибок возникают при неправильной постановке знаков препинания и неверном соединении слов в словосочетаниях и предложениях.

Пропуск тире, лишние запятые – это относится к ошибкам пунктуации. Нарушение правил синтаксиса встречается часто. Распространены ошибки в согласовании. «Человеку для счастья нужно любимое место для отдыха, работа, счастливая семья». Слово «нужно» в этом предложении не подходит при перечислении. Необходимо употребить «нужны». Профессиональные редакторы считают, что часто встречается ошибка в управлении. Когда слово заменяется на синоним или же похожее слово, но управление с новым словом не согласуется.

Пример ошибки в управлении: «Они хвалили и приносили поздравления Анне за победу». Они хвалили Анну. Они приносили поздравления Анне. Части предложения не согласуются из-за неправильного управления. После «хвалили» необходимо добавить слово «ее», чтобы исправить ошибку. [3]

В отличие от других видов ошибок, стилистические основываются на искажении смысла текста.

1.2 Классификация основных стилистических речевых ошибок

Плеоназм. Это избыточное выражение. Автор выражает мысль, дополняя ее и так всем понятными сведениями.

К примеру, «прошла минута времени». Минута – это единица времени.

Клише. Это устоявшиеся словосочетания, которые очень часто используются. Клише нельзя полностью отнести к речевым ошибкам. Иногда их употребление уместно. Но если они часто встречаются в тексте или же клише разговорного стиля используется в деловом – это серьезная речевая ошибка.

К клише относят выражения «одержать победу», «золотая осень», «подавляющее большинство».

Тавтология. Ошибка, в которой часто повторяются одни и те же либо однокоренные слова. В одном предложении одно и тоже слово не должно повторяться. Желательно исключить повторения в смежных предложениях.

Предложение, в котором допущена эта ошибка: «Петя любил ходить на рыбалку и ловить рыбу».

Нарушение порядка слов. В английском языке порядок слов намного строже, чем в русском. Он отличается четким построением частей предложения в определенной последовательности. В русском языке можно менять местами словосочетания. Но при этом важно не потерять смысл высказывания.

Для того, чтобы этого не случилось, нужно помнить два правила:

Порядок слов в предложении может быть прямым и обратным в зависимости от подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения должны согласоваться с теми словами, от которых они зависят.

Лексическая речевая ошибка

Ошибки возникают тогда, когда люди пишут или говорят о том, в чем не разбираются. Чаще ошибки в значениях слов происходят по нескольким причинам:

• Слово устарело и редко используется в современном русском языке.

• Слово относится к узкоспециализированной лексике.

• Слово является неологизмом и его значение не распространено. [3]

1.3 Классификация лексических речевых ошибок

Ложная синонимия. Человек считает синонимами несколько слов, которые ими не являются. Например, авторитет не есть популярность, а особенности не являются различиями.

Примеры, где допущена ошибка: «Певица была авторитетом среди молодежи» вместо «Певица была популярной среди молодежи». «У брата и сестры было много особенностей в характерах» вместо «У брата и сестры было много различий в характерах».

Употребление похожих по звучанию слов. Например, употребление слова «одинарный», когда необходимо сказать «ординарный». Вместо слова «индианка» могут написать ошибочное «индейка».

Путаница в близких по значению словах. «Интервьюер» и «Интервьюируемый», «Абонент» и «Абонемент», «Адресат» и «Адресант».

Непреднамеренное образование новых слов.

Допустить речевую ошибку просто. Иногда это получается в случае оговорки, а иной раз проблема заключается в незнании какой-либо нормы русского языка либо из-за путаницы значений слов. [4]

Глава II. Экспериментальная работа

2.1 Описание экспериментальной работы

С целью выявления связи между ошибками в речи блогеров и речью современных подростков нами была проведена экспериментальная работа. Данная работа состояла из трех частей: наблюдением за речью учащихся, анкетированием, выявившим интересы школьников, а также анализом и сопоставлением полученных данных.

В ходе наблюдения за речью одноклассников, а также учащихся других классов нами были замечены распространенные речевые ошибки, которые совершаются учащимися МБОУ Солтонской СОШ.

Мы разработали анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 1). Вопросы анкеты были ориентированы на выявление интересов учащихся МБОУ Солтонской СОШ.

В дальнейшем мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ Солтонской СОШ. На вопросы нашей анкеты ответили учащиеся с 5 по 11 класс.

Проанализировав полученные данные, мы составили рейтинг популярных блогеров.

Также в ходе эксперимента, исходя из ответов, мы определили, как подростки относятся к ошибкам в речи блогеров, и узнали мнение учащихся насчёт того, должны ли блогеры обладать грамотной речью.

2.2 Анализ полученных результатов

Данные полученные в ходе анкетирования были нами проанализированы и визуализированы. На рисунке 1 показана диаграмма «Есть ли у вас любимый блогер?», наибольшее количество подростков ответило «Да».

Рисунок1. Есть ли у вас любимый блогер?

82,4% опрошенных указали, что у них есть любимый блогер, просмотру контента которого они уделяют значительную долю своего свободного времени.

На рисунке 2 показана диаграмма «Кто является вашим любимым блогером?».

Рисунок 2. Кто является вашим любимым блогером?

Из данной диаграммы видно, что интересы учащихся довольно разнообразны. В топ «Любимых блогеров» входят: Куплинов Play, Дима Масленников, Компот.

На рисунке 3 показана диаграмма «Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?», наибольшее количество подростков ответило «Нет».

Рисунок 3. Замечали ли вы ошибки в речи блогеров?

Это говорит нам о том, что любимый блогер для многих подростков является авторитетом, в речи которого они даже не замечают ошибок, потому что думают, что их кумир не может ошибаться.

На рисунке 4 показана диаграмма «Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают блогеры?». 63,7 % подростков относится к ошибкам блогера нейтрально, а 31,4% и вовсе одобряют ошибки в речи своих кумиров.

Рисунок 4. Как вы относитесь к ошибкам, которые они допускают блогеры?

Эти данные заставляют серьезно задуматься, ведь подростки, относящиеся положительно или нейтрально к ошибкам, которые ежедневно слышат в речи блогера, рискуют сами намного чаще ошибаться.

На рисунке 5 показана диаграмма «Должны ли блогеры обладать грамотной речью?» наибольшее количество подростков ответило «Нет»

Рисунок 5. Должны ли блогеры обладать грамотной речью?

61,8% опрошенных не считают, что речь блогера обязательно должна быть грамотной. Это говорит о том, что подростки любимому блогеру готовы простить речевые ошибки, и они готовы закрывать на них глаза.

В нашей работе мы осветили состояние речи популярных блогеров, провели анализ их речи, выявили соответствия современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, а также в ходе эксперимента определили влияние речи блогеров на аудиторию на примере учеников МБОУ Солтонской СОШ.

Результаты, полученные нами, заставляют задуматься над тем, что мы, на самом деле недооцениваем влияние популярных блогеров на современных подростков. Школьники проводят большую часть своего свободного времени в сети. Эта среда отнюдь не благоприятна для формирования культуры речи. Велика доля популярных среди подростков блогеров, которые не только совершают ошибки в речи, но и совершенно не следят за тем, что произносят на большую аудиторию. Школьники, с ещё не сформировавшимся лингвистическим мышлением, поддаются влиянию авторитетных для них людей и повторяют, возможно сами того не осознавая, ошибки вслед за ними.

Мы рекомендуем не копировать манеру речи блогеров, а больше следить за своей манерой речи и её грамотностью.

Список использованных источников

Великие цитаты про русский язык (80 цитат)/ режим доступа: https://citatnica. ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-russkij-yazyk-80-tsitat Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ режим доступа: https://methodological_terms. academic. ru Ошибки в речи и метод их устранения/Логопед по Скайпу/ режим доступа: https://logopedrunet. ru/oshibki-v-rechi-i-metod-ix-ustraneniya Речевые ошибки – проблема тысячелетия /yourspeech. ru/ режим доступа: https://yourspeech. ru/eloquence/talk/rechevye-oshibki. html Есть ли у вас любимый блогер Кто является вашим любимым блогером? Замечали ли вы ошибки в речи блогеров? Как вы относитесь к ошибкам, которые допускают блогеры? Должны ли блогеры обладать грамотной речью?

Данные полученные в ходе анкетирования были нами проанализированы и визуализированы. На рисунке 1 показана диаграмма «Есть ли у вас любимый блогер?», наибольшее количество подростков ответило «Да».

Почему люди допускают ошибки

Отсюда возникают ошибки наподобие выражений дорогая цена вместо высокая цена.

Nsportal. ru

16.09.2018 18:50:10

2018-09-16 18:50:10

Любые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные

Любые данные

Любые данные

Какие грамматические ошибки делают Instagram-блогеры?

Ведение блога — очень ответственно дело, если у вас многотысячная аудитория. О том, чтобы в ваших постах мелькали ошибки, и речи быть не может: публику это откровенно раздражает. А рекламодатели тысячу раз подумаю, прежде чем предложить сотрудничество.

Рассмотрим наиболее частые ошибки, которые встречаются в постах инфлюенсеров. Берем на карандаш и не допускам сами!

instagram

1. ТСЯ/ТЬСЯ

Люди до сих пор путаются, когда в возвратных глаголах должно быть «-тся», а когда — «-ться». Существует официальное правило, которое все равно никто не запомнит. Проще воспользоваться приемом, известным еще со школы. Ставим в глаголу вопрос. Если в окончании вопроса «т» (Что он сделает?), то пишем «-тся» (Он умоется/побреется/соберется). А если на конце вопроса «ть» (Что он будет делать?), то «-ться» (Он будет умываться/бриться/собираться). Проще простого!

2. Иметь в виду

Многим так и не терпится написать «иметь в виду» слитно. «Ввиду» — это предлог, вместо которого можно употребить «из-за», «по причине». Они отменили поездку ввиду/из-за/по причине плохой погоды.

А вот выражение «иметь в виду» устойчиво. «В виду» в этом случае будет писаться раздельно: При выборе летнего платья имейте в виду, что оно должно быть из натуральных тканей.

3. Также/так же

«Также» — это союз, а «так же» — наречие + частица. Чтобы выбрать правильный вариант, сморим на контекст.

    Слитное написание. Союз «также» можно заменить на «тоже». Мои коллеги также/тоже получили приглашение. Раздельное написание. Подразумевается, что после «так же» идет «как и». Она во всем подражала сестре: так же (как и сестра) одевалась, причесывалась, красилась.

4. Запятая перед «как» (в значении «в качестве»)

Если речь не о сравнительных оборотах, а о «как» в значении «в качестве», запятая не нужна.

    Его пригласили на судебное разбирательства как (в качестве) эксперта по уголовному праву. Для большинства Леонардо да Винчи известен как (в качестве) создатель картины «Мона Лиза». Аромат гвоздики используют как (в качестве) средство от комаров.

В каких случаях запятая перед «как» нужна, а каких — нет, детально и с примерами разбираем тут!

5. Слова, связанные с интернетом

Довольно часто блогеры (и не только) неправильно используют интернет-термины. Запомним раз и навсегда:

    блогер, блогинг (без удвоенного «г»); офлайн (без удвоенного «ф»); вайфай (без дефиса); кеш; хештег; веб-дизайн (слова, начинающиеся с «веб», пишутся через дефис, исключения — вебмейкер и веблог); медиаресурс (слова с первой частью «медиа» всегда пишутся слитно); онлайн-ресурс (как и с первой частью «интернет» — всегда через дефис) мессенджер; аккаунт; сторис/сториз — можно по-разному, норма еще не закрепилась.

6. Плеоназмы

Плеоназмами называют речевые излишества. Другими словами, это словосочетания, в которых смысл одного слова уже заложен в значении другого.

Соответственно, можно оставить только «рассвет», «букет», «май», «сюрприз», «ладонь» и опустить остальное, смысл от этого не изменится.

Плеоназм в русском языке считается лексической ошибкой.

7. Лексическая несочетаемость

Речь о неспособности лексических единиц соединяться друг с другом. Например, нельзя «сделать гипотезу», ее можно лишь строить, выдвигать либо опровергать. Отчасти подобная путаница возникает из-за контаминации — явления, при котором отдельные фрагменты устойчивых фраз обмениваются друг с другом. Например, словосочетание «играть значение» (так говорить нельзя) возникло из двух других привычных выражений «играть роль» и «иметь значение».

Как не допускать ошибок

как не допускать ошибок

Не полагайтесь на автозамену. Отсутствие красного подчеркивания еще не означает, что текст грамотный. Встроенные и онлайн-редакторы еще не настолько умны, чтобы понимать, как отдельные слова согласуются с другими членами предложения. Например, Word не будет ругаться на словосочетание «обоих девушек» или «будет учится», так как по отдельности эти слова написаны верно. Правильно писать «обеих девушек» и «будет учиться». Поэтому не ленимся смотреть в словари.

А если некогда перечитывать правила? Схитрите: переформулируйте предложение, чтобы исключить «сложное» слово. Было: «Мы позвали в кино обеих девушек», а стало: «Мы позвали в кино и первую, и вторую девушку». Еще пример: «Он будет учиться за границей» — «Он пройдет обучение за границей». Главное в процессе таких преобразований не исказить смысл.

Что касается лексической сочетаемости, проверяйте, употребляются ли слова вместе, на специализированных сайтах. Например, сервисы «Карта слов» и «Рерайт» проверяют сопоставимость лексических единиц на основе литературных произведений и текстов популярных интернет-ресурсов. Здесь же можно найти прямые и обратные ассоциации к словам, синонимы, устойчивые выражения, фразеологизмы и многое другое.

Не будет лишним прогнать текст через «Типограф», чтобы исключить опечатки, двойные пробелы, проставить нужные кавычки («елочки», «лапки» или др.), заменить обычные тире на длинные и т. д. Если хочется убрать «воду», сделать текст удобочитаемым, исключить стилистические ошибки, поможет онлайн-сервис «Тургенев» или «Главред β».

Еще один сайт, который спас далеко не одного журналиста, копирайтера, сценариста — «Лытдыбр»: если вы забыли переключить раскладку и набрали русский текст латиницей (или наоборот английский, но кириллицей), программа сконвертирует в нужный вариант.

Если ведение блога отнимает слишком много времени, и вы не успеваете с учебой, делегируйте задачи по написанию диплома или подготовке презентации специалистам ФениксХелп!

К изменениям нормы нередко приводит и закон аналогии. Так, прежнее ударение в слове Гу́ба на основе, сохранившееся только в выражении «Гу́ба не дура» было вытеснено новым ударением на окончании – Губа́ – под влиянием таких слов, как Рука́ или Нога́, также обозначающих части тела.

ТСЯ/ТЬСЯ

Люди до сих пор путаются, когда в возвратных глаголах должно быть «-тся», а когда — «-ться». Существует официальное правило, которое все равно никто не запомнит. Проще воспользоваться приемом, известным еще со школы. Ставим в глаголу вопрос. Если в окончании вопроса «т» (Что он сделает?), то пишем «-тся» (Он умоется/побреется/соберется). А если на конце вопроса «ть» (Что он будет делать?), то «-ться» (Он будет умываться/бриться/собираться). Проще простого!

Многим так и не терпится написать «иметь в виду» слитно. «Ввиду» — это предлог, вместо которого можно употребить «из-за», «по причине». Они отменили поездку ввиду/из-за/по причине плохой погоды.

А вот выражение «иметь в виду» устойчиво. «В виду» в этом случае будет писаться раздельно: При выборе летнего платья имейте в виду, что оно должно быть из натуральных тканей.

Эти данные заставляют серьезно задуматься, ведь подростки, относящиеся положительно или нейтрально к ошибкам, которые ежедневно слышат в речи блогера, рискуют сами намного чаще ошибаться.

Станут ли эти ошибки нормой?

Но как же можно бороться с неграмотностью.

Blog. fenix. help

23.11.2020 15:18:50

2020-11-23 15:18:50

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные

Любые данные

Любые данные

Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ

25 мая в России отмечается День филолога – праздник всех, кто «любит слово». Современные филологи работают во многих областях лингвистики и литературы, вносят большой вклад в сферу образования и исследований языковых изменений. Особое значение праздник имеет для кафедры русского языка и литературы Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.

Коллектив кафедры уделяет пристальное внимание современным изменениям в русском языке. Проследить эти изменения можно по наиболее распространенным ошибкам, которые допускаются в устной и письменной речи. Доцент кафедры, кандидат филологических наук Денис Пелихов рассказывает, какие ошибки филологи считают недопустимыми, а к каким можно относиться более спокойно.

«С ошибками в речи нам приходится сталкиваться, к сожалению, очень часто. Воспринимаю я эти ошибки по-разному: чаще всего они, конечно, раздражают, иногда вызывают интерес и желание порассуждать о причинах их появления. Всё зависит от ситуации, от того, где эти ошибки встречаются – в устной речи или на письме, кто их допускает, каков характер этих ошибок, степень грубости и т. д. Если это ошибка в журнальной статье, научной монографии или художественном произведении, то, конечно, такая небрежность в обращении с языком не может не вызывать негодование. Если ошибки встречаются в устной речи, то здесь следует быть более снисходительными: мы должны понимать, что устная речь чаще всего спонтанна, ей свойственны оговорки, использование дискурсивных слов, которые называют еще словами-паразитами, и некоторые другие особенности».

Почему люди допускают ошибки

Именно специфику живого общения филолог называет главной причиной возникновения ошибок в устной речи, которая требует быстрой реакции на реплики собеседника, умение слушать другого человека и корректировать своё речевое поведение в ходе диалога. Всё это приводит к оговоркам, которые говорящий может не замечать, поскольку сосредоточивает своё внимание на дальнейшем построении фразы.

Но есть причины и внутреннего, сугубо языкового характера, отмечает Денис Александрович. Например, ошибки в постановке ударения вызваны объективными трудностями.

«Как все мы знаем, русское ударение разноместно и подвижно, то есть оно может падать на любой слог в слове и перемещаться с одной морфемы на другую при словоизменении и словообразовании. Сравните: Голова́Го́ловыГоло́вушка. И порой внешне похожие слова ведут себя абсолютно по-разному. Например, в формах слова Стол ударение при изменении по падежам перемещается на окончание – Стола́, Столу́, Столо́м, Столы́, Столо́в, Стола́ми, на стола́х. В слове Стул, отличающемся от предыдущего всего только одним звуком, мы наблюдаем обратную картину: во всех формах этого слова ударение будет оставаться на корне — Сту́ла, Сту́лу, Сту́лом, Сту́лья, Сту́льями, на Сту́льях. Эту разницу в постановке ударения на современном этапе развития языка объяснить невозможно, поэтому остаётся лишь запоминать, как правильно произносится то или иное слово».

Речевые ошибки, то есть ошибки, связанные с употреблением слов и устойчивых выражений, часто вызваны таким явлением, как Метонимия, когда два предмета или явления настолько тесно связаны друг с другом, что свойство одного из них переносится на другое. Отсюда возникают ошибки наподобие выражений «дорогая цена» вместо «высокая цена». Товары по Высоким ценам часто называют Дорогими, происходит этот перенос, и прилагательное Дорогой начинает относиться уже непосредственно к слову Цена.

«Можно назвать ещё несколько причин появления в речи ошибок — влияние других языков, диалектных особенностей и профессионального жаргона. О каждой такой причине можно говорить очень долго. Остановлюсь только на последней. Жаргон обслуживает сферу профессионального общения и объединяет людей одних интересов, одного круга. В каждом таком кругу формируется свой набор слов, свойственный той или иной профессии, зачастую также и свои особенности образования слов и их произношения».

Филолог приводит в пример песню В. Высоцкого, в которой характеристика персонажей – моряков – даётся через особенности их речи:

Мы говорим не «Што́рмы», а «Шторма́» –

Слова выходят ко́ротки и смачны:

«Ветра́» – не «Ве́тры» – сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты…

Таким образом, между нормой и ошибкой могут существовать еще несколько вариантов, которые не являются нормативными, но которые нельзя считать и в полной мере ошибочными. Какое же речевое поведение выбрать в этой ситуации?

«Оптимальным решением, на мой взгляд, может быть владение двумя или более нормами и умение переключаться с одного стилистического регистра на другой. К примеру, если я судмедэксперт и в моей сфере принято говорить слово А́лкоголь с ударением на первый слог, то в общении с коллегами я буду использовать именно этот, жаргонный вариант произношения. В другой же ситуации я выберу общеупотребительную литературную норму с ударением на последнем слоге – Алкого́ль», – объясняет доцент кафедры русского языка и литературы.

ТОП-10 наиболее частых ошибок

Филолог ЮУрГУ составил список из десяти самых грубых ошибок, которые встречаются как в устной, так и в письменной речи:

Неуместное использование местоимения «то» при придаточном изъяснительном: «Я думаю то, что…» вместо правильного «Я думаю, что…». «До скольки́» вместо «До ско́льких», «Ко скольки́» вместо «Ко ско́льким», и даже «Со сколькью́» вместо «Со ско́лькими». Это местоименное числительное склоняется как прилагательное, и это надо просто запомнить. Неправильное употребление предлога «По» во временно́м значении: «По прилёту» вместо правильного «По прилёте», «По приходу» вместо «По приходе», «По окончанию» вместо «По окончании» и т. п. Неправильное использование этикетного междометия «пожалуйста». Это слово призвано смягчить просьбу, поэтому использоваться оно может только в сочетании с глаголом в повелительном наклонении. К примеру, можно услышать фразу «Можно, пожалуйста, у вас отпроситься?» вместо правильного «Отпустите меня, пожалуйста!». Первый вариант так же ошибочен, как выражения «Который, пожалуйста, час?» или «Что это, пожалуйста, такое?». Смешение паронимов «Одеть» и «Надеть». Запоминанию сочетаемости этих слов может помочь фраза: «Одеть Надежду, надеть одежду». Неумение склонять названия населённых пунктов, оканчивающихся на «-о»: «В Кемерово» вместо правильного «В Кемерове», «Из Домодедово» вместо «Из Домодедова», «Битва под Бородино» вместо «Битва под Бородином». Такие названия традиционно склонялись по модели слов среднего рода. Запомнить это правило помогут строки из известного стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Неумение склонять числительные: «Двухста рублей» вместо правильного «Двухсот рублей», «Трёхста рублями» вместо «Тремястами рублями», «Тысячей рублей» вместо «Тысячью рублями» и т. д. Незнание личных окончаний некоторых глаголов. Чаще всего страдают, по моим наблюдениям, глаголы Бороться и Клеить. Первый из них относится к первому спряжению, а второй — ко второму. Незнание этого правила, а также закон аналогии приводит к частым ошибкам, которые я вижу в интернете: «борятся» и «борящийся» вместо правильных форм «Борются» и «Борющийся», а также «Клеют» и «Клеющий» вместо правильных «Клеят» и «Клеящий». Образование гибрида «Вообщем», восходящего к двум словам – «Вообще» и «В общем». Ну и напоследок еще один гибрид – на этот раз фразеологический. Это выражение «Имеет место быть», которое появилось в результате контаминации, то есть объединения, двух выражений: «Имеет место» со значением «есть, наличествует» и устаревшего «Имеет быть» со значением «должно состояться, произойти».

Эти и другие ошибки находят отражение в интернет-мемах, которые активно применяется в межличностной коммуникации в социальных сетях и мессенджерах. Филолог ЮУрГУ использует это относительно новое языковое явление при обучении студентов:

«Существуют интернет-мемы, которые построены на ошибках. Они, как правило, забавны, но подчас за ними стоит и нечто большее. Некоторые из них призваны, как мне кажется, высмеять неграмотность. А ещё мне представляется, что это может стать и хорошим методическим инструментом. Так, например, я сам порой делаю такие мемы – подбираю к смешным картинкам подписи из тех ошибок, что допускают обучающиеся. Молодежи такие вещи нравятся в силу их внешней несерьёзности, а самое главное, они подспудно позволяют запомнить трудные случаи написания слов».

Станут ли эти ошибки нормой?

При частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься как таковая. Из перечисленных ошибок вариантом нормы уже считается отсутствие склонения у имён собственных, оканчивающихся на «-о». Как предполагают лингвисты, эта норма стала входить в речевую практику для того, чтобы избежать неточностей при обозначении созвучных населённых пунктов. К примеру, названия городов Пушкино Московской области и Пушкин Ленинградской области во всех косвенных падежах, кроме винительного, приобретут одинаковые окончания: Пушкина, Пушкину, Пушкином, о Пушкине. И именно требования коммуникации привели к изменению этой нормы и появлению нового, равноправного варианта.

К изменениям нормы нередко приводит и закон аналогии. Так, прежнее ударение в слове Гу́ба на основе, сохранившееся только в выражении «Гу́ба не дура» было вытеснено новым ударением на окончании – Губа́ – под влиянием таких слов, как Рука́ или Нога́, также обозначающих части тела.

Денис Александрович отмечает, что не всякая ошибка может закрепиться в качестве новой, или – как говорят лингвисты – младшей, нормы. Чтобы это произошло, новая норма не должна нарушать общих принципов построения слов, законов словоизменения. Но как же можно бороться с неграмотностью?

«Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших источников языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка», – советует филолог.

Справочно:

Кафедра русского языка и литературы была образована в Южно-Уральском государственном университете в 2000 году, первый выпуск специалистов-филологов состоялся в 2006 году. Сейчас кафедра готовит выпускников по всем ступеням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Филолог – выпускник ЮУрГУ – может реализовать себя в любой сфере деятельности, предполагающей работу с текстами. Подробнее узнать об особенностях обучения филологов можно на сайте кафедры.

Распространенные морфологические ошибки – неверное написание числительных:

Станут ли эти ошибки нормой?

При частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься как таковая. Из перечисленных ошибок вариантом нормы уже считается отсутствие склонения у имён собственных, оканчивающихся на «-о». Как предполагают лингвисты, эта норма стала входить в речевую практику для того, чтобы избежать неточностей при обозначении созвучных населённых пунктов. К примеру, названия городов Пушкино Московской области и Пушкин Ленинградской области во всех косвенных падежах, кроме винительного, приобретут одинаковые окончания: Пушкина, Пушкину, Пушкином, о Пушкине. И именно требования коммуникации привели к изменению этой нормы и появлению нового, равноправного варианта.

К изменениям нормы нередко приводит и закон аналогии. Так, прежнее ударение в слове Гу́ба на основе, сохранившееся только в выражении «Гу́ба не дура» было вытеснено новым ударением на окончании – Губа́ – под влиянием таких слов, как Рука́ или Нога́, также обозначающих части тела.

Денис Александрович отмечает, что не всякая ошибка может закрепиться в качестве новой, или – как говорят лингвисты – младшей, нормы. Чтобы это произошло, новая норма не должна нарушать общих принципов построения слов, законов словоизменения. Но как же можно бороться с неграмотностью?

«Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших источников языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка», – советует филолог.

А вот выражение «иметь в виду» устойчиво. «В виду» в этом случае будет писаться раздельно: При выборе летнего платья имейте в виду, что оно должно быть из натуральных тканей.

Иметь в виду

Части предложения не согласуются из-за неправильного управления.

Www. susu. ru

01.04.2020 16:44:35

2017-09-20 02:16:03

Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные

Любые данные

Любые данные

Источники:

Https://nsportal. ru/ap/library/drugoe/2022/05/22/vliyanie-rechevyh-oshibok-blogerov-na-rech-podrostkov

Https://blog. fenix. help/napisanie-redaktura/top-7-grammaticheskikh-oshibok-kotoryye-dopuskayut-Instagram-blogery

Https://www. susu. ru/ru/news/2019/05/25/top-10-rechevyh-oshibok-kotorye-my-dopuskaem-po-versii-filologa

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Речевые ошибки 4brain
  • Речевая ошибка это простыми словами
  • Речевые и стилистические ошибки примеры
  • Речевые логические ошибки примеры
  • Речевая ошибка это платье ужасно красиво

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии