ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
1
1. В
каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ
нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?
1) Представьте
гостям вашего друга. 2) Актер умел
представить пение соловья.
3) Вы должны срочно
представить отчет о командировке.
4) Я представил вам
право самостоятельно решать эти вопросы.
2.Нарушение
лексических норм есть в предложении
1) Бригада работала
строго по графику.
2) Свободные вакансии
у нас есть – приносите документы.
3) В объявлении
неточно указано время собрания.
4) Библиотека
пополнилась новыми изданиями.
3. Значение
БЕЗОБИДНЫЙ, КРОТКИЙ имеет фразеологизм
1) волк в овечьей
шкуре 2) заячья душа
3) тише воды, ниже
травы 4) хоть кол на голове
теши
4. Слово
ДИССИДЕНТ имеет значение
1) вкладчик инвестиций
3) инакомыслящий человек
2) торговый посредник
4) никчемный человек
5. Укажите
случаи лексической несочетаемости
1) допустить ошибку
3) допустить промах
2) допустить грубость
4) допустить недоверие
6. Укажите
предложение без лексической ошибки
1) В кармане у него
было всего 80 рублей денег.
2) В нашем распоряжении
было 80 рублей казенных денег.
3) Последние
заморозки в этом районе отмечаются в
марте месяце.
4) Занятия
художественной гимнастикой помогают
вырабатывать верную осанку.
7. Лексическая
сочетаемость слов не нарушена в сочетаниях
А) продолжтельный
период В) возместить
материальный ущерб
Б) повысить кругозор
Г) достигнутые
недостатки
8,
Синтаксические нормы не нарушены в
предложении
А) Остальные полдома
уцелели от пожара.
Б) Большинство
моих друзей были студенты старших
курсов.
В) Остальные полдома
уцелело от пожара.
Г) В 2008 году наш
институт окончили триста один студент.
9. Грамматическая
ошибка допущена в предложении
1) Деревья, колеблющие
ветром, тихо шелестели.
2) Утка, ловко
нырнув, ушла под воду, а хищник взмыл
кверху, потом застыл над озером, мелко
трепеща крыльями.
3) Росшие у ручья
незабудки зацвели.
4) На картине Шишкина
«Рожь» запечатлено приволье русской
природы.
10. Синонимами
к словам ПРОПАСТЬ, ИСЧЕЗНУТЬ являются
фразеологизмы
А) протянуть ноги
В) поминай как
звали
Б) как сквозь землю
провалился Г) не показывать
глаз
11.
Грамматическая ошибка допущена в
словосочетании
1) двое девочек
3) двое больных
2) двое детей
4) нас двое
12. Имеет
окончание -а/-я в форме именительного
падежа множественного числа слово
1) детектор
2) аэропорт 3) инженер 4) директор
13. Ошибка
в таких сочетаниях слов, как ОБРЕЧЕН НА
УСПЕХ, УЛУЧШИТЬ СВОЙ РЕКОРД называется
1) тавтология
3) лексический
повтор
2) плеоназм
4) нарушение
лексической сочетаемости
14. Речевая
ошибка допущена в предложении
!) Пассажиры отдыхали
в парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера.
2) Ровный ряд матовых
плафонов тускло освещал коридор
госпиталя.
3) Спортсмен выполнил
свои упражнения с апломбом.
4) Большая группа
туристов возвращалась на базу после
изнурительного похода.
15. Укажите
предложения без грамматических ошибок
А)
Катерина поделилась о своих переживаниях
с Варварой.
Б)
В центре романа – герой, который
противостоит и вступает в конфликт с
обществом.
В)
В последнем номере журнала напечатана
рецензия на новый роман А.Волоса.
Г)
Этой весной в наших местах ожидаются
сильные паводки.
16. Укажите
грамматически правильное продолжение
предложения
Получив
начальное домашнее образование в Москве,
1)
Радищева зачислили в петербургский
Пажеский корпус.
2)
двенадцатилетний Радищев поступил в
Пажеский корпус.
3)
этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
4)
дальнейшее обучение Радищева проходило
в Петербурге и за границей.
17. Найдите
предложения без речевых ошибок
А)
Нелегкой была судьба обеих героинь.
Б)
Эта книга не только имеет познавательную
ценность, но и эстетическую.
В)
Взволнованные монологи Чацкого обращены
к дворянству, которые не хотят перемен.
Г)
Дорогу перегородило поваленное бурей
дерево.
18. В
каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1)
апельсинов, помидоров, джинсов, ожерелий
2)
армян, якутов, бурят, киргизов
3)
веществ, вишен, кедов, миль
4)
бюллетеней, пассатижей, оладий, курантов
!9.
В каком ряду нет ошибок в образовании
формы слова (в скобках фамилия в И.п.)
Люблю слушать
песни в исполнении
А)
Александра Галича (Галич), Юрия Визбора
(Визбор), Эдиты Пьехи (Пьеха)
Б)
Ирин
ы
Кошты (Кошта), Игоря Крутого (Крутой),
Анны Герман (Герман)
В)
Николая Гнатюка (Гнатюк), Виктора Цоя
(Цой), Юлии Гриб (Гриб)
Г)
Нины Седых (Седых), Юрия Матвиенки
(Матвиенко), Олега Берегового (Береговой)
20. Укажите
ряд с ошибкой (ошибками) в выборе формы
имени прилагательного
1)
красивый Тбилиси, лирическое сопрано,
хрустальное бра
2)
крошечный пони, праздничный ИрГТУ,
полноводная Замбези
3)
многолюдный Дели, мутная Хуанхэ, зеленый
Сочи
4)
олимпийский Ванкувер, душный Мехико,
гостеприимная Торонто
ТЕСТ
Нормы
современного русского литературного
языка
Внимание! Если
варианты ответов обозначены цифрами,
то правильный ответ один, а если прописными
буквами (А, Б, В, Г), то не менее двух.
Вариант
2
1. Укажите
ряды словосочетаний, в которых нет
ошибок в определении рода имен
существительных
А)
турецкий тюль, мое резюме, теплое кашне
Б)
замечательный импресарио, вкусная
иваси, растаявшее желе
В)
жесткое вето, изящное панно, красивая
колье
Г)
воздушное суфле, длинный авеню, новый
атташе
1)
За стеклянным витражом магазина были
видны первые посетители.
2)
Лучшие русские писатели видели высшее
достоинство художественной речи в
благородной простоте, искренности и
правдивости описаний.
3)
Выдающиеся русские ученые конца XIX
– начала XX
столетия восхищали современников своим
красноречием.
4)
После встречи глав правительств стран
СНГ состоялся брифинг.
3. Антонимами
к фразеологизму КОТ НАПЛАКАЛ являются
фразеологизмы
А)
хоть пруд пруди
В) два сапога пара
Б)
овчинка выделки не стоит
Г) тьма тьмущая
4. Грамматическая ошибка допущена в предложении
1)
В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие
сусальной позолотой.
2)
Только что занялось весеннее солнце,
но не робкое и ясное, а хмурое и ветреное.
3)
Старый лес зашумел ровно, неумолчно.
4)
Туманные дымки так и висят в воздухе,
застилая вершины Жигулевских холмов.
5. Иностранное
слово КОНВЕРТИРУЕМЫЙ имеет значение
1)
передаваемый без посредников, в конверте
3) вывозимый из-за границы
2)
обмениваемый, превращаемый
4) ложно толкуемый
6.
В каком ряду есть ошибки в образовании
формы слова
1) гербы, джемперы
3) офицеры,
торты
2) лекторы, мастера
4) аэропорты,
выбора
7. Такие
сочетания, как ИЗОБРАЗИТЬ ОБРАЗ,
ПРИБЛИЗИТЬСЯ БЛИЖЕ, ПОЛНОСТЬЮ ЗАПОЛНИТЬ
являются примерами
1) фразеологических
оборотов 3) тавтологии
2) лексических
повторов 4) плеоназмов
8. Нет
грамматической ошибки в словосочетании
1) указать на
недостатки, поддающийся на провокации
2) оплатить проезд,
испортить настроение
3) отдел кадров,
заведующий кафедрой
4) беспокоюсь о
тебе, приходится констатировать о том
9.Ошибки
в образовании форм числительных есть
в предложениях
А) Я был в ужасе от
сорока пяти ошибок, допущенных в диктанте
из двухсот девяноста восьми слов.
Б) Деревня находится
в ста семидесяти четырех километрах от
города.
В) К пушкинскому
юбилею двух тысяч девятого года готовились
заранее.
Г) Четырьмя ста
тридцатью моделями из шестисот семидесяти
жюри было довольно.
10. Синтаксические
нормы не нарушены в предложениях
А) Кафе-столовая
отремонтировано.
Б) «Роман-газета»
вышла большим тиражом.
В) «Роман-газета»
вышел большим тиражом.
Г) Кафе-столовая
отремонтирована.
11. Условия,
нарушающие лексическую сочетаемость
А) смысловая
несовместимость
Б) орфоэпические
нормы литературного языка
В) синтаксические
нормы литературного языка
Г) различие в
грамматической природе слов
12. Вопросов
жизни и смерти, здоровья, денег, профессии,
социального престижа касаются
_________________ интересы аудитории
1) злободневные
3) групповые
2) основные
4) конкретные
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Ошибка
грамматическая или речевая?
Необходимость
различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся
диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в
оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во
время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены.
Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель
данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.
Грамматическая
ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное
словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов;
ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода
составляют около 31% .
Грамматическая
ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в
словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В
отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно
обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в
правописании – только на письме.
Рассмотрим основные
типы грамматических ошибок.
I.
Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка;
проявил равнодушество.
II. Ошибки
в образовании форм разных частей речи:
1) имен
существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного
числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день
рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;
2) имен
прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее
удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;
3) имен
числительных (неправильное образование падежных форм количественных
числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше
восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;
4) местоимений: до
скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;
5) глаголов: ложат
стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь;
ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда
наступил декабрь, погода резко изменяется.
6) причастий (у
них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя
смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат,
получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю
имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;
7) деепричастий: шел,
озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;
Ш.
Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и
предложений:
1) ошибки в
управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;
2) в согласовании:
молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с
группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;
3) двойное
подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;
4) в построении
предложений с однородными членами:
а) как однородные
употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение
спорта и почему я его люблю;
б) при двух
глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в
такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;
в) неточное
использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы
первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а
также посещал факультатив (не только…, но и…);
5) в употреблении
причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;
6) деепричастных
оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к
экзаменам, его словно подменили.
7) в построении
сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов
одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то
нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были
настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что
ты просила передать мне, что скоро приедешь.
нарушение
границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали
облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.
Однако следует
помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для
придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о
предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.
9) смешение прямой
и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.
Основные
виды речевых ошибок
Речевые
ошибки
– это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их
является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение
паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С
точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические
конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы
свидетельствует о бедности речи ученика.
1) Употребление
слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех –
грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…
2) тавтология
(повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался
все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко
описывает события Великой Отечественной войны.
Следует заметить,
что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне
допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая
всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном
стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать.
(пословица)
Многие из них уже
стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях
автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:
Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)
Дым из
трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)
Я желаю
тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)
3) плеоназм
(скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем
встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая
особенность творчества; коллеги по работе;
4) смешение
паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры
между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;
5) нарушение
лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился
уровень жизни населения;
6) пропуск нужного
слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже
на третьей минуте;
7) речевые штампы:
теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море;
экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;
диалектные,
просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она
классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно
врет и хватает взятки;
9) смешение
лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться
в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;
10) неоправданный
повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы
движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник.
Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А
солдатские сапоги были почти новые.
Такой недочет
следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют
поэты и писатели:
Не бывает
напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)
11) неудачное
употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений
(в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину
жене. Она может попасть в аварию. — Мы посмотрели фильм в новом
кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.
12) неудачный
порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями
«темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила
Маргарита Федорова.
Чтобы удобнее было
пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде
на таблице:
Грамматические ошибки |
Речевые ошибки |
1) |
1) |
2) |
2) |
3) |
3) |
4) |
4) |
5) |
5) |
6) |
6) |
7) |
7) |
|
|
Тренировочные
задания
1. Найдите
в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.
1. Бревна были
тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.
2. Авария
произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.
3. Руководство
организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в
детские сады.
4. А у нас во
дворе сделали новую качель!
5. Писав отзыв,
Искандер употребил риторический вопрос.
6. Эти планы
нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.
7. Но отец
отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к
дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.
8. Теперь способы
очистки воды становятся более совершеннее.
9. Ярко светит
весеннее солнце, и пели птицы.
10. Поднявшись на
свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.
11. Издали были
видны плывущие бревна по воде.
12. Сыновья Тараса
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.
2. Найдите
речевые ошибки, определите их тип.
1. Мы заранее
предвидели все трудности похода.
2. Хлестаков сел в
бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»
3. Л.Н. Толстой
все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.
4. Маша очень любила
свою сестру. Она была добрая, заботливая.
5. Брат очень
бережный человек.
6. У
расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.
7. Хватит тебе
теребить старые раны.
8. Уровень
благосостояния народа увеличивается.
9. Художник
изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень
изображена на зеленом фоне.
10. Троекуров был
хотя и не глуп, но немного с приветом.
11.
Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.
12. Успех пришел
не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.
Проверочные
задания
3. Укажите
номера предложений с грамматическими ошибками.
1. Онегин скучает
в светских гостиницах.
2. Когда Онегин
ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.
3. Пугачев сказал,
что я проучу Швабрина.
4. Зеркальный карп
разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.
5. Наш праздник
начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.
6. Родители Ильи
Муромца были простыми колхозниками.
7. Игрок, который
играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
8. Когда у него
спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.
9. Если весной
пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье
птиц.
10. Печорин не раз
проявлял бесстрашность.
11. Катерина
рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.
12. Профилактика
предупреждения преступлений – наша главная задача.
4. Укажите
номера предложений с речевыми ошибками.
1. В двухтысячном
десятом году лето было засушливым.
2. Пушкин рос и
воспитывался няней Ариной Родионовной.
3. Надо устранить
все причины, тормозящие подъему производства.
4. Из путешествия
мы привезли много памятных сувениров.
5. Прошли те
времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали
кровавые бойни.
6. Тяжелое
впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.
7. За
использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.
8. Лосиха с
лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
9. Когда
Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него
шкуру.
10. Однако вратарь
ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.
11. Рассевшись по
машинам, заработали моторы.
12. Никто из
коллег не поддерживает его взглядов.
5. Укажите
номера предложений, в которых допущены два разных недочета.
1.Но, встретившись
с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.
2.На совещании
обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.
3. Эта работа
ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу
городского транспорта.
4.Старую больную
лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.
5.Пугачев мне
понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.
6.В текущем году
наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной
пшеницы.
7.Выражаю свою
глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к
реферату.
8.Автор «Слова»
упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на
землю русскую».
9.А.П. Чехов, он
родился в 1860 году в Таганроге.
10.О фамилии Н.
Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые
медали.
11.Солнце
показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.
12.В этом квартале
основное внимание было обращено физической подготовке.
Комментарий к заданию
1.
1. Глагола ложили
нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.
2. В порядковых
числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.
3. Слово руководство
надо заменять местоимением оно, а не они.
4. Слово качели
имеет форму только множественного числа.
5. Ошибка в
употреблении деепричастия: нет формы писав.
6. У глаголов
общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось
словосочетание нуждаются поддержки.
7. Смешение прямой
и косвенной речи.
8. Употреблена
двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более
совершенными или совершеннее.
9. Нарушение
видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.
10. Ошибка в
употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…
11. Разорван
причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.
12. Придаточное
определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья
Тараса, которые учились…
Комментарий к заданию
2.
1. Плеоназм: заранее
предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это
предполагать заранее.
2. Во времена
Гоголя аэропортов не было.
3. Тавтология:
глубже, глубь.
4. Местоимение она
может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.
5. Вместо бережный
надо было употребить слово бережливый.
6. Слово расточительный
употреблено неверно; надо – рачительный.
7. Неправильное
употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.
8. Нарушение
сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.
9. Неоправданный
повтор слов изобразил и сирень.
10. Употребление
разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.
11. Тавтология и
канцеляризм (порядка двухсот).
12. Нарушение
лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.
Ответы к заданиям:
№3: 2, 3, 5,
8, 9, 10;
№4: 4, 5, 6,
8, 9, 12. 11;
№5: 1, 5, 7,
10.
Литература
1.Типичные ошибки
при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку /
И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово
– РС», 2009.
2.Иванова Т.Б.,
Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы
русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь,
2000.
Поделиться…
Найти речевые ошибки : можно ожидать роста экономики уже в следующем году.
Можно ожидать роста экономических показателей уже к следующему году.
Найти речевую или грамматическую ошибку : Бабушка так крепко спала, , что падала на ходу.
Найти ошибку, связанную с речевой избыточностью «Он рассказал автобиографию своей жизни.
Идет хищный отлов ядовитых змей.
— найти речевые ошибки и исправить предложение.
НАЙТИ РЕЧЕВУЮ ОШИБКУ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
Найти речевые ошибки и исправить предложения.
Взрослые разбирали ребятишек и сажали их на плечи.
Найти речевую ошибку в предложении и исправить.
За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.
Исправте словосочетание ; Обглодать собственностью, Ожидать рост экономики.
Найти речевую ошибку и устраните неточность речи в предложении : В жилищно — коммунальном хозяйстве города за последние два года произошли глобальные изменения.
Найти речевую ошибку Фармацевты предложили действующее лекарство от простуды.
Исправьте речевые ошибки.
Вы перешли к вопросу Найти речевые ошибки : можно ожидать роста экономики уже в следующем году?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Просто указать падеж.
Рассказывал — прошед. Время. Расскажет — будущ. Время Рассказывает — наст. Время.
Рассказать Наст. Вр. — нет Прош. Вр. — рассказал Буд. Вр. — расскажу.
1)смелый мальчик снял кошку с дерева. 2)настойчивый ученик попросил у учительницы хорошую оценку. 3)мальчики во дворе соревновались на скорость.
Физическое тело, представляющее собой каменно — металлическую массу, падающую на Землю из космоса.
A1 — 1, A2 — 3, A3 — 1, A4 — 3, A5 — 4.
Уаывываыаыва ываауаы аывыываываыаыпавапвапва ч ч чсмчсчм.
Для меня День Победы очень важный и торжественный день. Это действительно праздник со слезами на глазах. Это слезы боли за ушедших воинов. И слезы радости и гордости за одержанную победу над злом. Плохо, что в наше время не все дети прилежно учат..
В реальной психологической практике феномен психологического воздействия выступает как интегральный и отчетливо проявляет себя на разных уровнях, предполагающих эффективное использование конкретных психологических средств и методов, будь то воздейств..
Упражнение 1. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения.
А. 1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.
Обладать и собственность – повторение. Собственность подразумевает обладание чем-то
Теперь каждый гражданин получил возможность обладать (владеть) собственностью.
2. Проходит процесс формирования рыночных структур.
Формирование – это уже процесс
Происходит формирование рыночных структур
3. Фирмы предлагают товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам.
Цены не могут быть дешевыми, они бывают только низкие и высокие
Фирма предлагает товары большого (широкого) ассортимента и по самым дешевым (низким) ценам.
4. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах.
Во время поездки префект Северного округа проверил чистоту на улицах.
Чистота подразумевает состояние
5. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.
Можно ожидать роста экономических показателей уже к следующему году.
Экономика не может расти, могут расти только экономические показатели
6. Ломка феодальных пут дала свои результаты.
ломают оковы, а путы рвут
7. Есть возможность тяжелых осложнений.
Есть вероятность тяжелых осложнений
«возможность» говорят о том, что от тебя зависит, «вероятность» — о том, что от тебя не зависит
Б. 1. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка.
В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве оказала международная обстановка.
2. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью порвавших с прошлым образом жизни.
. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью изменивших образ жизни.
3. Страх понести наказание за нетрудовые доходы вызвал к жизни подстановку в число учредителей вымышленных людей.
Страх понести наказание за нетрудовые доходы спровоцировал подстановку в число учредителей вымышленных людей.
4. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.
Сейчас эти функции представлены в лице одного человека
5. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
6. Все это предопределяет крайне низкий уровень вхождения в систему рыночных отношений.
Все это предопределяет крайне низкий уровень вступления в систему рыночных отношений.
7. Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
Вглядываясь все глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
Упражнение 2.Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Исправьте предложения.
- Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей.
Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что влечет потере производства в качестве и отделке тканей.
- Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.
Первые годы перестройки положительно отразились на жилищном строительстве
3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I .
Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I
4. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.
Многочисленно стихийно расположенные базары значительно обезобразили город.
5. Есть возможность тяжелых осложнений.
Есть вероятность тяжелых осложнений.
6. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.
Как в опыте западных стран, так и в отечественной практике распространены факты разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов.
7. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики.
Новый фильм будет иметь большой успех у самых широких кругов публики.
8. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче.
Есть и еще одно объяснение столь крупного счета на этом матче.
9. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.
Наш герой не растерялся и молниеносно нанес визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение.
10. Не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин.
Не перевелись еще отдельные великолепные представители мужского пола.
11. Рекорды продолжаются.
Установление рекордов продолжается.
12. Наконец сел на коня и поехал пешком.
Наконец сел на коня и поехал верхом.
13. Герои романа помечены жестокой печатью времени.
Герои романа отмечены жестокой печатью времени.
14. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.
Молодая березовая роща зеленела за околицей.
15. В глубоком детстве был похож на мать.
В раннем детстве был похож на мать.
Упражнение 3. Найдите и устраните ошибки в выборе слов и ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда.
В отрасли сложилась необоснованно высокая разница в оплате труда
2. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний.
Успешное будущего требует профессиональных знаний.
3. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры.
Президентский совет наметил программу выживанию и организационную структуру.
4. Это важный шаг, и его надо пройти.
Это важный шаг, и его надо сделать.
5. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный.
Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня наиболее выгодный.
6. Предполагаемый рост цен составил более 4 раз.
Предполагаемый рост цен изменился более, чем в 4 раза.
7. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности.
Увеличение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления более широкой самостоятельности муниципальному самоуправлению.
8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.
На приеме глава государства поднял вопрос мира и процветания.
9. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
10. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль экспедитора.
Классификация речевых ошибок
Задание 3. Чистота, точность, логичность, уместность речи. Речевые ошибки.
1. Точность речи. Речевые ошибки, связанные с нарушением точности речи.
2. Чистота речи. Чистота речи как требование лексической нормы. Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи. Особенности употребления диалектных и жаргонных слов.
3. Логичность речи. Логические ошибки. 4. Богатство речи. 5. Уместность речи.
Задания:Составьте картотеку речевых ошибок в устной и письменной речи (10 — 15 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.
Составьте картотеку логических ошибок в устной и письменной речи (5 — 10 единиц). Укажите источник, тип ошибки и исправленный вариант.
Определите тип ошибки, дайте исправленный вариант:
1. Похоже, что Толкиен прочно обосновался в культурном поле Петербурга.
2. Основную функцию в тексте несут имена существительные.
3. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни.
4. Нужно понять, что подсудимый такой же обыденный человек, как и мы.
5. О высоких потенциальных возможностях авангардного балета говорили все гости и участники фестиваля.
6. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева.
7. Ботильоны женские — эксклюзивная модель.
8. Цены тут дешевле.
9. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.
10. Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.
11. Мы говорили о перспективах на будущее.
12. С золотой медалью ему в университет пути заказаны.
13. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
14. Тезис, которым постоянно мотивировали выступающие.
15. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения.
16. Администрация одного из новочебоксарских предприятий обратилась в местную горбольницу разобраться с фактом незаконной выдачи больничного листа одному из работников.
17. Баламутит воду прекрасно вооруженная оппозиция. Конфликт между сторонами распалился не на шутку.
18. Человек в чеченском народном фольклоре отождествляется с одиноким волком.
19. У меня душа кровью обливается, когда я вижу что-то такое.
20. Я сегодня даже маковой росинки не ела.
21. У него от рождения был подвешен язык.
22. Под его личностью скрывался хитрый политик.
23. Тебе что в лоб, что в глаз, все равно не понимаешь.
24. Против существующего строя были не только революционеры, но и женщины.
25. Получил пособие в результате потери нетрудоспособности.
26. Богатыри на Руси славились силой, статью, здоровьем, красивыми женами.
27. История жизни Матрены Тимофеевны не была легкой.
28. Она обладала техническим образованием и нахальной красотой.
29. Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе.
30. Стихотворения Есенина легки для понимания в сравнении с некоторыми другими поэтами.
31. Наблюдения верны, но немножко свалены в одну кучу.
32. Северо-Кавказский фонд буквально накануне Нового года выпустил справочник.
33. Читая его письма, я буквально умираю со смеху
34. Дарование ученого-огранизатора – один из уникальных видов человеческого таланта.
35. Она занимает порядка 17% рынка.
36. Жена звонила, с ней все нормально, она просто в шоке.
37. Доходы населения выросли за два последних года аж на 14%.
38. Сам я в результате чтения не получил более-менее убедительного ответа.
39. Федор Шаляпин однажды напрочь забыл, где он обещал выступить.
40. Русская культура через пару поколений растает напрочь.
41. Толстой правдиво, но с большой художественной силой показал русское крестьянство.
42. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.
43. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.
Тест
Найдите ряды, в которых представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости (хотя бы одно из словосочетаний ряда с лексической ошибкой):
1. возможность обладать собственностью; значительно улучшить уровень;
2. повысить рейтинг; играть немаловажную роль;
3. повысить уровень; произвести должный эффект;
4. усилить требования; функции поручаются руководителю;
5. имеет важное значение; поднимается уровень производства;
6. заслужить уважение; предпринять меры;
7. выполнять важную роль; подвести результаты встречи;
8. придать особое значение; обратить особое внимание;
9. большое место уделено вопросу; несут основную функцию;
10. высокие потенциальные возможности; дешевые цены.
Отметьте предложения, в которых нет лексических ошибок:
1. Неожиданный сюрприз преподнес знаменитый художник.
2. Мы говорили о перспективах на будущее.
3. Организована бесплатная опробация французской косметики.
4. На совещании был найден консенсус по общим вопросам.
5. Дарование организатора – один из уникальных видов человеческого таланта.
6. Мы ощущали прессинг все последние пять лет.
7. Результаты исследования были представлены комиссии.
8. Командировочное удостоверение выдано вовремя.
9. Большую часть своего выступления докладчик посвятил анализу политической ситуации.
10. У сотрудников голова варит, но они, к сожалению, не используют свой потенциал полностью.
Классификация речевых ошибок
Критерий | Вид ошибки |
Ошибки, связанные с нарушениемточности речи (семантический критерий) | 1.Неточный выбор слова. Употребление слов в несвойственном им значении как следствие незнания значения этих слов: буквально умираю от усталости, порядка 17 %, дифирамбы в защиту. |
2.Неточный выбор синонима: Он не находит в своем кругу сообщников. | |
3.Неточный выбор паронима (смешение паронимов): одеть-надеть; представить-предоставить. | |
4.Двусмысленность, связанная с многозначностью или омонимией: Все участники прослушали объявление. | |
5. Нарушение (расширение) сочетаемости: играть важное значение, увеличить уровень, цены дешевле. | |
6.Речевая избыточность (многословие, тавтология, плеоназм): например, такой пример, ни копейки денег, по моему личному мнению. | |
7.Речевая недостаточность – пропуск значимых слов: Не могу представить себе, о чем говорил оратор; Больные надеются, мы им поможем. | |
Ошибки, связанные с нарушением чистоты речи(структурный критерий) | 1. Употребление слов-паразитов: типа того, в принципе, как бы… 2.Немотивированное употребление в речи нелитературных элементов: — диалектных; — профессиональных элементов; — жаргонных; -просторечных, -грубо-просторечных. |
Ошибки, связанные с нарушением богатства речи(структурный критерий) | 1. Использование штампов. (проделать определенную работу абсолютно не в курсе дела.) 2. Однообразие. |
Ошибки, связанные с нарушением уместности речи(функциональный критерий) | 1. Ошибки, связанные с неудачным употреблением стилистически окрашенных средств: Конфликт между сторонами распалился не на шутку. 2. Нарушение единства стиля: На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 3. Неоправданное употребление канцеляризмов: Посредством таких мероприятий дело сдвинулось с места. 4. Неоправданное употребление иноязычных слов: В зале превалировали представители молодежи. |
Фразеологические ошибки
1. Незнание семантики: Он бежал без задних ног. Пуская наутек свой нравственный стержень, человек перестает развиваться.
2. Незнание сочетаемости:
3. Незнание стилистической окраски: семи пядей во лбу, скатертью дорога.
4. Разрушение структуры фразеологизма:
а) грамматические изменения (изменяется род, число, падеж, вид…): на босую ногу.
б) лексические изменения (новые компоненты, лишние слова, синонимы): адский сизифов труд.
в) контаминации 2 и более фразеологизмов: гроша выеденного не стоит.
5. Буквальное понимание фразеологизма: Они удобряют землю, не жалея пота.
источники:
http://topuch.ru/prokommentirujte-sluchai-narusheniya-leksicheskoj-sochetaemost/index.html
http://poisk-ru.ru/s38957t8.html
Задание 1.
Исправьте
лексические ошибки.
1. Я думаю, это
устрашающий фактор. 2. Когда эффект
девальвации перестанет сказываться,
прекратится и рост цен. 3. Мы приняли
действия, которые от нас требуются. 4.
Все командировочные живут в этой
гостинице в центре города. 5. Коллектив
и вперед будет трудиться не покладая
рук. 6. Мы повернулись к малообеспеченным
слоям населения со стороны гуманитарной
помощи. 7. Решил высказать свое мнение
по вопросу о смене руководства.
Задание 2. В
следующих предложениях исправьте
ошибки, связанные с неправильным
употреблением фразеологизмов и
устойчивых сочетаний. Объясните, в чем
они заключаются.
1. Как видно,
бригадир давно махнул на те досадные
неполадки, о которых говорилось на
собрании. 2. Комиссия отмечает, что
снабжение на строительстве чревато и
нуждается в немедленном вмешательстве
вышестоящих органов.
Задание 3. В
следующих предложениях устраните
речевую избыточность и определите ее
тип.
1.
Они, конечно, назвали целый ряд причин,
предшествующих трагедии. 2. В самое
ближайшее время мы обсудим эту проблему.
Задание 4.
Отметьте
лексические и фразеологические
средства, нарушающие стилевую
однородность предложения; исправьте
предложение.
Если
закрыть глаза на слова, то обсуждаемая
тема покажется почтенной, старой и
давно уже поседевшей знакомой – это
снабжение района электроэнергией.
IV. Исправление морфологических ошибок
Задание 1.
Исправьте
предложение с немотивированным или
стилистически неоправданным употреблением
отглагольных существительных.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
Задание 2.
Объясните,
почему использование форм сравнительной
или превосходной степени прилагательных
является ошибочным. Исправьте предложение.
Наш завод оказался
более передовым.
Задание 3.
Исправьте
ошибки в употреблении числительных и
существительных при них.
Этим
лицам разрешено совместительство, лишь
бы общая сумма не превышала триста
рублей.
Задание
4.
Исправьте ошибки, связанные с образованием
и употреблением причастий. Объясните
суть этих ошибок.
Отдельные
предприятия, в прошлом пользующиеся
большой популярностью, в настоящее
время ухудшили работу.
V. Исправление синтаксических ошибок
Задание 1.
Раскройте
скобки; объясните выбор предлога.
Направить рабочих
(на, для, в
целях, по; досрочное выполнение задания).
Задание 2.
Исправьте
предложение с неправильным или
стилистически не оправданным
употреблением предлога.
Бригадир умело
распоряжается с фондами шиферных
покрытий.
Задание 3.
В следующих
предложениях исправьте ошибки, связанные
с нарушением управления.
1. Согласно
распоряжения ректора курение в институте
запрещено. 2. В Кодексе о браке и семье
включены новые положения.
Задание 4.
Раскройте
скобки, выберите нужную форму. Объясните
свой выбор.
Ряд
работников, выступавших в прениях,
(поддержал,
поддержал)
докладчика.
Задание
5.
Найдите
ошибки и недочеты в употреблении
сложного предложения. Определите тип
ошибки и исправьте предложение.
Поступающий мазут,
так как отсутствуют емкости, своевременно
не сливается, что приводит к тому, что
со вторника цистерны с мазутом стоят
под простоем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык
1. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира.
В Гренобле стартуют соревнования спортсменов из многих стран мира (со всего мира).
В Гренобле пройдет открытие международных соревнований по таким видам спорта:…..
Старт спортивных международных состязаний пройдет в Гренобле.
2. То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице Франции почтена таким вниманием, таким обилием посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, — это не совсем обычно.
Интерес, проявленный французами к прошедшей в столице Франции выставке «Маяковский в Париже», превзошел все ожидания (организаторов).
Приятно удивил нескрываемый интерес французов к выставке «Маяковский в Париже». Кто бы мог подумать, что так много людей соберется в столице Франции почтить память советского поэта.
3. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения.
В последние годы правительственные организации сошлись во мнениях, что разработка мер защиты биосферы от загрязнения – важнейшая задача, для решения которой следует объединить свои усилия.
В последние годы правительственные организации уделяют особое внимание сотрудничеству в сфере разработки мер защиты биосферы от загрязнения.
4. Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии — действовать в тесном контакте с теми организациями, деятельность которых подведомственна ее контролю и помощи.
Залог успешной работы любой комиссии – поддержка подчиненных ей организаций.
Залог успешной работы любой комиссии заключается в тесном контакте с подведомственными ей организациями.
5. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации занимает ее отношение к труду.
Главная задача этой молодежной организации воспитать в своих молодых товарищах любовь к труду.
Ведущую роль в деятельности этой молодежной организации играет любовь к труду.
6. После долгих хлопот работников, наконец, ремонт библиотеки состоялся.
После долгих проволочек и хлопот работников, наконец-то состоялся ремонт здания библиотеки.
7. Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью.
Комбинат «Московский» круглый год поставляет на прилавки столицы зелень и молодые овощи.
8. В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров.
В Москву отправляют десятки тонн зеленого лука, тонны салата, редиса, помидоров.
9. В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады. В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов.
В теплицах круглый год то собирают урожай, то высаживают рассаду. Сейчас, например, в застекленных плантациях подготавливают почву для рассады огурцов.
10. В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах еженедельно засеивают… грибы.
До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой искусственной грибной поляны в магазины, рестораны, столовые.
В специально сооруженных пятиярусных теплицах еженедельно засеивают… грибы. До пяти тонн шампиньонов отправляются с этой рукотворной поляны в магазины, рестораны, столовые.
Упражнения по стилистике русского языка (3 стр.)
Упражнение 11. Дайте оценку использованию лексических средств в отрывках из газетных статей; укажите нарушение лексической сочетаемости, употребление слов без учета их семантики, нелогичность, неясность высказывания и т.д. Исправьте предложения.
1. В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран мира. 2. То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице Франции почтена таким вниманием, таким обилием посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, — это не совсем обычно. 3. За последние годы правительственные организации усилили внимание развитию сотрудничества в области выработки мер для защиты биосферы от загрязнения. 4. Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии — действовать в тесном контакте с теми организациями, деятельность которых подведомственна ее контролю и помощи. 5. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду. 6. После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки состоялся. 7. Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью. 8. В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров. 9. В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады. В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов. 10. В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах еженедельно засеивают… грибы. До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой искусственной грибной поляны в магазины, рестораны, столовые.
Упражнение 12. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Античный, классический Мифология, языки
Врождённый, прирождённый Талант, ум
Гостеприимный, радушный, хлебосольный
Приём, хозяин, человек
Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительныйВоздействие, период, путь, сборы, кредит
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести Опора, поддержка.
Наложить, оставить Отпечаток, след.
Обнаружить, открыть Закон, закономерность.
Доказать, обосновать Теорема, теория.
Предвещать, предсказать Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить Возможности, потенциал.
Упражнение 13. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.
1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
Упражнение 14. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? 15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).
Упражнение 15. В приведенных предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Замените лексические эквиваленты, которые стали причиной речевых ошибок.
1. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 2. Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее мужества. 5. Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и полезное, тихо и скромно молчат об этом. 6. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 7. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 8. С заданием мы справились уверенно. 9. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 10. Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы. 11. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез исповедовать мнение этого чудака. 12. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я? 13. Но сержанту не суждено было довести следствие до конца. Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный венок. 14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.
Упражнение 16. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический прием в каждом конкретном случае?
1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Вол.). 2. Я сам не люблю старичков-ворчунов И все-таки истово рад, Что я не изведал бесчестья чинов И низости барских наград (Гол.). 3. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем (Булг.). 4. Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости — ему было 38 лет. 5. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 6. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 7. «Антилопа» снискала себе кислую славу, ее нужно перекрасить. 8. Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролеточках. 9. В то время большинство мужчин выращивало на лице такие вот казенные, верноподданные волосяные приборы. 10. Выращена была особая порода казенной мебели. 11. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина. 12. Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях (И. и П.).
Упражнение 17. Оцените нарушение лексической (а в особых случаях и семантической, грамматической) сочетаемости в следующих предложениях, взятых из юмористических текстов, опубликованных в газетах.
1. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 2. Есть и еще одно объяснение столь урожайного счета на этом матче. 3. За много лет я ко всему привык и не таюсь, а горжусь своей нержавеющей молодостью. 4. Крыша набекрень встала, конечно, не у всех. 5. Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 6. Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 7. Да, были когда-то мужчины! Не то, что нынешнее племя. Но не перевелись еще отдельные великолепные экземпляры мужчин и сегодня. 8. «Привет, дорогой!» — воскликнул он и, обняв нежданного гостя, нанес ему еще в соленые губы затяжной дружеский поцелуй. 9. Старая муха самоотверженно билась башкой о стекло. 10. Лавры первооткрывателей нам не грозят. 11. Новое платье короля ознаменовало переход от вечерних платьев к заочным. 12. В краеведческом музее города Новохромовска появились новые таблички: «Экспонаты руками не трогать. И ногами — тоже».
1.1.3. Речевая недостаточность
Упражнение 18. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.
1. Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. 2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста. 7. Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства. 8. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.
Упражнение 19. Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.
В следующих предложениях найдите речевые ошибки. Определите тип ошибок (нарушение лексической сочетаемости, лексическая избыточность или недостаточность и т.д). Запишите исправленные варианты.
а) Он обладал довольно скромным, хотя и действительным талантом. б) Он должен вести довольно отважное существование и знать счастье и несчастье, довольство и нищету.в) И вот его дом без крыши , кухня сожжена , а вьючной скотине нечего носить. г) Он рассказывал, как нищета ополчилась на него. д) Он горячо погнался за успехом в Париж. е) Положительные радости жизни представлялись ему с трудом. ж) Елизавета дает ему особою пример. з)Но чтобы жертва ее была действительна , она должна быть полной жертвой. и) Интуиция его была с первого взгляда сбивчивой для разума и
логики. к) Он должен постараться понять его зараз в его множестве и в его единстве. л) Автор страдал, чувствуя в себе полную противоположность во вкусах и идеях с публикой. м) Его поведение диктуется непреклонной необходимостью. н) Сюжет этой легенды в главных чертах вкратце может быть передан так. о) Первоначальное происхождение этой легенды весьма неизвестно. п) Его пьесы не должны быть отдельным индивидуальным созданием субъективного поэта. р) Люди науки достигают результатов с помощью своих критических приемов. с) Превосходство его натуры отмечено неизгладимыми чертами на всем его существе. т) Он хотел возвратиться к реальной жизни, которую он далеко оставил за собой.
источники:
http://mir-knig.com/read_232591-3
http://znanija.org/russkii-yazyk/34918941.html