Подборка по базе: Реферат по культуре речи.docx, Интонационная сторона речи курсовая.docx, культура речи.docx, Русский язык и культура речи Тест 2.pdf, Русский язык и культура речи Тимошина С.С.doc, служебный части речи .docx, (5 задание).docx, Карточки с заданиями по русскому языку 3 класс, самостоятельные , 1 Практическое задание №3_Зеленина А.В.недоразвитие речи.doc, русский и культура речи.pdf
Понятность речи (практическое задание)
Понятность речи — одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
1) Речь многих студентов конспективна.
Речь многих студентов конструктивна.
2) Он стоически сопротивлялся ударам судьбы.
Он стоически переносил удары судьбы.
3) Глупый этот обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то.
Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Архаизм какой-то.
4) Строительство кинотеатра, начатое в марте, форсируется ускоренными темпами.
Строительство кинотеатра, начатое в мае, идет ускоренными темпами.
5) Он пользовался в коллективе особым приоритетом.
Он пользовался в коллективе особым авторитетом.
6) Все это … затрудняет предсказание точного прогноза погоды.
Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза
7) С точки зрения банальной эрудиции не каждый … индивидуум способен игнорировать отрицательные тенденции парадоксальных эмоций.
С точки зрения банальной эрудиции, не каждый нормальный индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных эмоций!
Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания.
Она сама чувствовала, как происходит развитие ее сознания.
Нужна помочь ГОРЮ!!! Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета его семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетае¬мости и др.). Исправьте, где это необходимо, предложения.
Гри¬нев полный контраст Швабрину. Дилемма, постав¬ленная перед коллективом, была успешно выполнена. Речь многих студентов конспективна. Удобрения были вовремя транспортированы на поля. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву. Импорт этой страны со¬ставляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.
Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.
Перепишите фразы, исправив лексические ошибки и недочеты. Укажите тип лексической ошибки (незнание значения слова, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, тавтология, плеоназм и т. д.).
Оригинал | Исправленный вариант | Тип ошибки |
Добавьте в разогретое вино яблочную и апельсиновую цедру. | Добавьте в подогретое вино яблочную мякоть и апельсиновую цедру. | Яблочная и апельсиновая цедра – это лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова цедра. Подогретое (разогретое )-аналогично! |
– Он ведёт себя как мадригал: не учится, не работает, ничем не интересуется. | Он ведет себя как маргинал: не учится, не работает, ничем не интересуется. | Смешение паронимов: мадригал — «музыкально-поэтическое произведение, обычно любовного характера». Маргинал — «человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.» |
В коридоре филологического корпуса висели русские критики | В коридоре корпуса филологического факультета висели портреты русских критиков. | Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания висели русских критиков, в коридоре филологического . |
И вновь наша команда отправилась домой без голов | И вновь наша команда отправилась домой без забитых голов. | Омонимия «без голов» – отсутствие головы и отсутствие забитых голов (шайб). |
Врачи собрали консенсус. | Врачи достигли консенсуса. | Лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова. Консенсус — «общее согласие по основным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.» |
Мой брат всегда всех удивлял удивительной честностью и правдивостью. | Мой брат всегда всех удивлял честностью и правдивостью. | Тавтология. Удивлял удивительной. повторение того же. |
Начинаем конференцию: форум уже есть | Начинаем конференцию: кворум уже есть | Смешение паронимов: форум – «место дискуссий», кворум – «установленное законом число участников собрания» |
– В принципе, это не принципиально | В принципе, это не важно | Тавтология, повторение одного и того же. |
Подтверждаю, что в апреле месяце мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. | Подтверждаю, что в апреле мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. | Плеоназм, слово «месяц» лишнее |
– Можно спросить вопрос? | – Можно задать вопрос? | Тавтология. |
Мы рады представить вам свои услуги по редактированию и вёрстке | Мы рады предоставить вам свои услуги по редактированию и вёрстке | Смешение паронимов: представить – «предъявлять, показать», предоставить – «дать кому-то какое то право» |
Поднимем тост в честь молодожёнов! | Произнесем тост в честь молодожёнов! | Лексическая несочетаемость. Здесь уместен глагол произнесем, т.к. тост – один из жанров речи. |
Оденьте шапку, вы же простудитесь! | Наденьте шапку, вы же простудитесь! | Смешение паронимов: надеть – «натянуть, надвинуть (одежду, обувь)», одевать – «облечь кого-либо в одежду» |
У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. | У Базарова нет единомышленников – он трагически одинок. | Смешение паронимов: единомышленник – «человек, имеющий одинаковые с кем-либо мысли, взгляды, убеждения», сообщник – «соучастник преступного замысла или деяния» |
Нападавшие, пригрозив пинать ногами, отобрали у Н. часы. | Нападавшие, пригрозив, пнув, отобрали у Н. часы. | Тавтология – «пинать ногами». Неверное употребление глагола «пинать». |
Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.
Лексические ошибки и способы их предотвращения
Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.
- Автор записи
Автор: Алена Чернолихова
Дата записи
Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О сайте
«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.
Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.
Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.
Найдите нас
Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.
CЛОВО
УЧИТЕЛЮ
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.
Речевые ошибки, возникающие при употреблении иностранных слов
Искаженные заимствования типа шопник, фейс, получившие в русском языке жаргонное распространение, конечно, неуместны в газетных и журнальных статьях, как и другие жаргонизмы. Правда, журналисты могут их использовать в очерках как характерологическое средство или с целью создания иронической окраски речи: На фоне рыночной экономики российские шопники стали множиться, как опята сырой осенью. (Из газет)
Иные же иностранные включения по форме соответствуют источникам, но толкуются превратно. Можно наблюдать, как заимствование широко известных на Западе слов-интернационализмов порой сопровождается искажением их значения. Так, английское тинейджер, означающее «девушка или молодой человек от 13 до 19 лет» (именно в этих числительных в английском языке есть элемент «тин», послуживший основой для наименования), в русском языке употребляется не только в значении подросток, чаще оно получает иной оттенок: «некто вроде панка или хиппи». Например, так его употребляют авторы публикаций в «Московском комсомольце»: Тинейджер — длинные ноги, длинные волосы — пришел трудоустраиваться.
В средствах массовой информации «полюбили» слова популизм, популист, используя их, однако, совсем не так, как это принято на Западе. Там слово популизм понимают как «искусство завоевывать симпатии людей». Основы этого искусства были сформулированы еще в древности, и ничего предосудительного в этой черте лидера нет. Но у нас слово стало негативнооценочным; лидеров обвиняют в популизме: Популист потворствует низменным интересам толпы — ради ее преклонения, вопреки здравому смыслу и интересам страны («АиФ»). Примеров такого толкования слова можно привести множество, вот один из них. Как популист Лебедь действовал не только в Чечне, но даже и в Брюсселе. Там, почувствовав настроение натовской аудитории, он мигом забыл все, что говорил перед отлетом, и, не в силах сопротивляться настроению слушающих, легко согласился на расширение НАТО (из газет).
Нельзя одобрить предпочтение книжных, бесцветных заимствований ярким образным русским синонимам. Например: Я хорошо помнил модуляции ее голоса (а почему бы не написать переливы или — как звучал ее голос?); Я не могу сконцентрироваться (а лучше было бы написать сосредоточиться, подумать) и даже так: В старину все деревенские новости концентрировались у колодца [1] .
В газетных статьях недопустимо употребление узкоспециальных иноязычных терминов, непонятных широкому читателю. Например: По сообщению Прайм-ТАСС, 21 ноября парламентарии Иркутской области запретили исполнительной власти продавать свою долю в аффилированной компании «Сиданко» — «РУСИА Петролеум». Потенциальным покупателем наблюдатели называли одного из акционеров иркутской компании — корейскую Hanbo Group (в лице аффилированной компании East Asia Gas Corp).
Употребление заимствованной книжной лексики нередко вносит стилистический разнобой, так как функционально закрепленные слова оказываются неуместными в нейтральном контексте. Например, нельзя писать о ручье: мягкий вкус профильтрованной листьями воды (лучше: процеженной сквозь листья). Недопустимо сочетание слов, принадлежащих различным терминологическим системам, стилям (ренессанс паротурбинных насосов, эскалация радости). Не может быть оправдано использование экзотизмов при описании русской жизни (. Был я и стюардом на волжских пароходах), а также заимствованных слов, освоенных языком сравнительно недавно, при описании прошлых событий (В углу кают-компании висела икона святого Николая Угодника — шефа Российского флота).
Грубые лексические ошибки возникают при употреблении заимствованных слов без учета их значения. Например: «Продаем парадоксальные итальянские светильники» (реклама в «МК»). Подобные ошибки объясняются стремлением выразиться «красиво». Ср.: «Дружная игра нашей команды не позволила шведским хоккеистам добиться успеха в дебюте матча» (следовало написать: в начале матча).
Употребление заимствованных слов без учета их семантики часто приводит к нарушению лексической сочетаемости. Например: Я очень конспективно говорил. ; По набережной двинулась кавалькада автомашин; Вяленая вобла давно воспета гурманами рыбных блюд. Разберем ошибки: конспективно можно записывать чье-то выступление, а говорить можно кратко, сжато, лаконично. Кавалькадой называется группа всадников, едущих вместе, машины едут колонной. Слово гурман — «любитель и знаток тонких блюд» — не может управлять существительными, которые уточняют его значение (нельзя сказать «гурман конфет»), в контексте лучше было написать: ценителями (знатоками) рыбных блюд.
С употреблением заимствованных слов может быть связана и речевая избыточность. В этом случае рядом с заимствованным словом используется русское, очень близкое по смыслу, а иногда и дублирующее его значение. Так возникают сочетания единый монолит, инициативное начинание, все подробности и детали, ускорить и форсировать и т.п. Например: Студенты-вечерники ограничены лимитом времени; Разнообразна в флористическом отношении растительность высокогорных скал и каменных осыпей; Этот внешний антураж, все детали и подробности обстановки вскоре перестаешь замечать — такие предложения требуют основательной стилистической правки. Первое можно переделать так: Время студентов-вечерников ограниченно (у студентов-вечерников мало времени). Стилистическая правка второго предложения сводится к исключению лишних слов в флористическом отношении, так как растительность и флора — синонимы. В третьем предложении следует заменить нелогичное сочетание внешний антураж и исключить иноязычный синоним к русскому слову подробности (возможна такая правка: Окружающую обстановку, со всеми ее подробностями, вскоре перестаешь замечать).
Не следует употреблять заимствованные слова, если у них есть русские эквиваленты, точно передающие то же значение. Например, реклама расхваливает квалитетную женскую обувь (а почему не качественную?); юрист пишет о консалтинговой деятельности (не лучше ли вместо непонятного слова употребить его синоним — консультативной?), издательство оговаривает с автором эксклюзивное право на публикацию рукописи (яснее и проще — исключительное право);
договаривающиеся стороны наконец достигли консенсуса (а точнее — согласия, единодушия) по всем вопросам и т.д.
Публицистам следует знать, что непонятные иноязычные слова неуместны в заголовках, ведь именно название статьи должно привлечь внимание читателя. Сможет ли он разгадать смысл таких, например, заголовков? — «В войне трейлеров — временное затишье», «Ошибка киллера», «Дума готовит ворам индульгенцию», «Экспертиза детекторов валют», «Деревенская концептуальность “Мегаполиса”». «Союзники знали о холокосте». Чтобы уяснить, что в первой заметке речь идет о запломбированных грузовых машинах, пересекающих границу с Финляндией, читателю надо просмотреть три колонки текста. В последней заметке, правда, автор сразу же разъясняет значение загадочного названия: То, что называют английским словом «холокост», должно бы отражать боль Белоруссии. Там, в местечке Слоним, впервые состоялась массовая казнь евреев (Владимир Надеин. «Известия»), Однако нет уверенности, что материал с непонятным названием будет прочитан.
В иных случаях чрезмерное употребление иностранных слов придает речи неуместную ироничность, пародийное звучание. Например: После отчаянной дискуссии с комендантом общежития жильцы его достигли желаемого консенсуса, отвоевав себе право приглашать панков, битников и хиппи на студенческие тусовки. Такое количество нерусских слов в одном предложении наводит на мысль: не пародирует ли автор макаронический стиль? Однако содержание публикации показывает, что корреспондент настроен на серьезный лад. Все заимствованные слова он употребляет без какого бы то ни было намека на иронию: это его стиль, его привычная лексика. Конечно, подобное злоупотребление иностранными словами достойно осуждения.
Вдумчивое отношение к заимствованным словам, использование их в соответствии с точным значением и стилистической окраской поможет избежать лексических ошибок в речи.
источники:
http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/
http://studme.org/147775/literatura/rechevye_oshibki_voznikayuschie_upotreblenii_inostrannyh_slov
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.02.2016
Размер:
454.25 Кб
Скачать
2) |
возмутиться |
обман |
5) тосковать |
близкие |
|||||||||
удивиться |
скучать |
||||||||||||
3) |
беспокоиться |
ребенок |
6) гордиться |
разговор |
|||||||||
тревожиться |
радоваться |
||||||||||||
Вариант 3 |
|||||||||||||
1) |
командовать |
слабый |
4) директор |
магазин |
|||||||||
смеяться |
заведующий |
||||||||||||
2) |
помыкать |
группа |
5) указать |
ошибки |
|||||||||
руководить |
|||||||||||||
отметить |
|||||||||||||
возглавлять |
|||||||||||||
3) |
опираться |
факты |
6) обвинять |
растрата |
|||||||||
основываться |
критиковать |
||||||||||||
Вариант 4 |
|||||||||||||
1) |
жажда |
деятельность |
5) участие |
организация |
|||||||||
потребность |
принадлежность |
||||||||||||
стремление |
пребывание |
||||||||||||
2) |
убежденность |
правота дела |
6) вера |
победа |
|||||||||
верящий |
уверенность |
||||||||||||
3) |
удостоен |
орден |
7) призывать |
революция |
|||||||||
награжден |
агитировать |
||||||||||||
4) |
приговаривать |
казнь |
|
враг |
|||||||||
осудить |
бороться |
||||||||||||
Вариант 5 |
|||||||||||||
1) раздосадован |
результаты |
5) счастлив |
успех |
||||||||||
удивлен |
опыта |
рад |
|||||||||||
разочарован |
|||||||||||||
2) не защищен |
удары |
6) внимание |
люди |
||||||||||
неуязвим |
забота |
||||||||||||
3) льстить |
он |
7) бережно обращаться |
животные |
||||||||||
хвалить |
внимательно относиться |
||||||||||||
4) избегать |
встреча |
|
свои |
||||||||||
уклоняться |
ограничиться |
интересы |
|||||||||||
Вариант 6 |
|||||||||||||
1) рецензия |
книга |
3) мнение |
события за |
||||||||||
отзыв |
точка зрения |
рубежом |
|||||||||||
20 |
2) противоречит |
одно, другое |
4) способен |
подвиг |
контрастирует |
способный |
музыка |
5)обстоятельства, сопутствующие данное явление обстоятельства, сопровождающие
Вариант 7 |
|||||||
1) |
писать |
4) |
обратить внимание |
||||
описывать |
труд рабочих |
уделить внимание |
орфография |
||||
изображать |
привлечь внимание |
||||||
рассказывать |
задержать внимание |
||||||
2) |
предупредить |
авария |
5) |
предполагать |
ловушка |
||
помешать |
|||||||
догадываться |
|||||||
предотвратить |
|||||||
3) |
отличать |
звук, буква |
6) |
отличие |
звук и буква |
||
различать |
различие |
||||||
УПРАЖНЕНИЕ 23. Прочитайте предложения. Какие ошибки вы в них заметили? Запишите текст в исправленном виде.
1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов. 2. Судья предупредил футболистов за грубую игру. 3. Все мы были несколько разочарованы результатами соревнований по скоро…ному бегу на коньках. 4. Что можно ко(м, мм)ентировать о таком ударе? 5. Сегодня тихо и ясно. Погода благопр…ятствует для хорошего темпа лыжных гонок. 6. На конференции состоялся обмен мнений. 7. Такие передачи помогают наладить обмен передового опыта. 8. Досто…нств в фильме много. О всех о них нет смысла перечислять. 9. Нам остается только позавидовать о том, что у вас есть такой музей. 10. Эта песня доставила для меня большое удовольствие. 11. Большая группа сельскохозяйственных работников была удосто…на правительственными наградами.
УПРАЖНЕНИЕ 24. Найдите и исправьте ошибки в управлении. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Молодогвардейцы, полные жгучей ненавистью к врагу, бе…страшно и мужестве(н, нн)о выполняли задание партии. 2. Красный флаг вселял в советских людях увере(н, нн)ость в победу. 3. Книга Горького помогала зар…ждавшимся кружкам революционеров избежать многие ошибки. 4. Роман звучит как протест всему капиталистическому обществу. 5. Шолохова на-
21
градили Нобелевской премией. Это еще раз подтверждает о значении литературного творчества писателя-коммуниста. 6. Большая сила воли характерна Павлу Корчагину. 7. Героически погибает в тылу у врага Валя Брузжак. 8. Вся его деятельность направлена для уничтожения страданий человеческих. 9. Герои этого рассказа предпоч…тают смерть, чем покорность и рабство.
Определите, какими членами предложения являются управ— ляемые слова, в форме которых была допущена ошибка. Под— черкните их соответствующей чертой.
УПРАЖНЕНИЕ 25. Спишите, выбирая из скобок нужный гла— гол. При этом обратите внимание на форму выделенного слова.
1. Выводы коми(с, сс)ии (расходятся, противоречат) с мне— нием ко(л, лл)ектива лаборатории. 2. Дипломная работа студента (свидетельствует, показывает) о его умении анал…зировать и обобщать материал. 3. Болезнь и связа(н, нн)ые с нею пропуски занятий (отразились, повлияли, сказались) на занятиях школьника. 4. Выступавшие на собрании кадровые рабочие (упрекали, по-
рицали, ругали) стажера за беспечность и небрежность. 5. Выс-
тупая на собрании, директор завода (остановился, охарактеризовал, указал, информировал) о ходе выполнения годового плана.
Из 4-го, а затем из 5-го предложений выпишите глаголы, данные в скобках. Укажите при помощи вопроса, каким предло— гом и падежом управляет каждый из них.
О б р а з е ц: упрекали (в чем?)… (П. п.)
Сравните стилистическую окраску выписанных вами сино— нимичных глаголов. Над книжными словами поставьте букву к., над нейтральными – н., над разговорными – р.
УПРАЖНЕНИЕ 26. Прочитайте предложения. Есть ли в них ошибки? Если есть, исправьте.
1.Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.
2.Помощи просить было не от кого. 3. Для меня это странным кажется. 4. Все дело в этом зависит. 5. Пока еще не о чем улыбаться. 6. Об этом вы решите дома. 7. Это всем касается. 8. Разве это для вас не касается? 9. Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе. 10. Статья касается по той теме, которой я занимаюсь. 11. Что он боится? 12. Как избежать такую ошибку?
Обратите внимание на то, что в разговорно—бытовой речи
22
мы употребляем много местоимений. Как вы думаете, почему? Ответьте письменно. Выпишите из упражнения по одному ме— стоимению разных разрядов.
1.5.2.Предупреждение и исправление ошибок в предложении с причастным оборотом
УПРАЖНЕНИЕ 27. Спишите предложения, вставляя данные в скобках распространенные определения в нужной форме. Над определяемым словом поставьте знак «+», определение под— черкните волнистой чертой.
1. Ветер срывал с деревьев сухие листья (свирепствовавший всю ночь). 2. Темно-голубые клочки неба ласково блестели между тучами (украшенный золотистыми крапинками сад). 3. Жителям села была оказана своевременная помощь (пострадавший от наводнения). 4. Галя осторожно срезает прядь волос и убирает ее в коробочку (завившийся в мягкое колечко).
Выпишите из текста причастия и разберите их. Составьте по 2–3 сложных словосочетания типа: «гла—
гол + существительное + существительное», используя в каче— стве главных членов глаголы срезать, обрезать: срезать прядь волос, … обрезать края бумаги, …
УПРАЖНЕНИЕ 28. Найдите и исправьте ошибки в порядке слов. Напишите предложения в исправленном виде. Подчеркни— те причастный оборот волнистой чертой, над определяемым существительным поставьте знак «+».
1. Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью в домике няни Арины Родионовны – единственном оставш…ся домике от времен Пушкина. 2. Узкая дорога была покрыта проваливающ…ся снегом под ногами. 3. Мой спутник указал мне на высоко поднимающ…юся гору прямо против нас. 4. Туристы делились получ…ными впечатлениями о Кавказе за время похода.
Выпишите из текста причастия и с помощью условных обозначений выделите в них все значимые части.
УПРАЖНЕНИЕ 29. Прочитайте вслух приведенные ниже пред— ложения и постарайтесь услышать ошибки в их построении. Запишите предложения в исправленном виде.
23
1. По (не)зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу. 2. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830». 4. Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен.
Подчеркните причастный оборот волнистой чертой, над определяемым словом поставьте знак «+».
УПРАЖНЕНИЕ 30. Внимательно прочитайте предложения и подумайте, чем вызвана ошибка в согласовании причастия с существительным. Запишите предложения в исправленном ви— де. Над определяемым словом поставьте знак «+», причастный оборот подчеркните. Поставьте вопрос от определяемого сло— ва к причастию, стрелкой укажите направление зависимости, выделите окончания причастий.
1.На краю горизонта тянется серебря(н, нн)ая цепь снеговых вершин, начинающихся Казбеком и оканчивающихся двуглавым Эльбрусом. 2. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, (не)задолго до вечера смоченными дождем. 3. Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 4. Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.
5.Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями. 6. Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку.
Составьте 3–4 сложных словосочетания, употребляя в ка— честве главного члена глаголы прислушиваться – вслушиваться, а в качестве зависимого члена – простое словосочетание типа: «прилагательное (или местоимение) + существительное».
О б р а з е ц: прислушиваться к их разговору.
1.5.3.Предупреждение и исправление ошибок
вименной части составного сказуемого
УПРАЖНЕНИЕ 31. При списывании употребите один из дан— ных в скобках вспомогательных глаголов. В соответствии с вы— бранным глаголом допишите окончания в именной части ска— зуемого. Подчеркните сказуемое.
24
1. Наш сад (быть, казаться) стар… и запущен… 2. Приезд брата (явиться, быть) приятн… неожиданност… для нас. 3. Мой племянник (являться, стать, быть) секретар… комсомольской организации школы.
УПРАЖНЕНИЕ 32. При списывании исправьте ошибки в имен— ной части составного сказуемого.
1. Одно из зам…чательных произведений А. Н. Островского является драма «Гроза». 2. Грушницкий старается выдать себя не за того, кем он есть на самом деле. 3. Воздух становится чистый, морозный. 4. Погода стояла очень хорошей. 5. Две ели кажутся несчастные среди такой к…мпании берез.
1.5.4.Предупреждение и исправление ошибок
впредложении с деепричастным оборотом
УПРАЖНЕНИЕ 33. Составьте предложения с деепричастны— ми оборотами, выбирая из двух имеющихся вариантов тот, в котором деепричастный оборот по смыслу сочетается с под— лежащим.
1. а) Писатель должен показывать жизнь такой, как она есть,
…; б) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть,
… (не пр…украшивая и не ухудшая ее).
2.(Взобравшись на крышу сарая, …) а) Павке хорошо был виден сад Лещинских; б) Павка хорошо видел сад Лещинских.
3.(Увидев двенадцатизарядный «манлихер», …) а) у него дух захватило; б) он задохнулся от радости.
4.а) Какие мечты преследовали Мцыри, …; б) О чем мечтал Мцыри, … (живя в монастыре)?
Определите, каким членом предложения является деепри—
частный оборот, подчеркните его соответствующим образом, в скобках укажите его значение.
Составьте как можно больше словосочетаний типа «гла— гол + существительное с предлогом», используя в качестве главного слова глаголы взобраться, забраться.
О б р а з е ц: взобраться на крышу.
УПРАЖНЕНИЕ 34. Прочитайте отрывок из фельетона А. Су— концева «Над кем смеемся», в котором осуждается небрежное обращение с языком. О нарушении какого грамматического правила здесь идет речь? Исправьте ошибки.
…Даже иным журналистам почему-то не дает покоя извест-
25
ная фраза, сочиненная неким И. Ярмонкиным и занесенная в «Жалобную книгу» А. П. Чеховым более 80 лет назад. Вы, конечно, помните эту фразу: «Подъезжал к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Разумеется, И. Ярмонкину не подражают. Его творчески осмысливают и идут дальше в ногу с эпохой: «Проходя по механическому цеху, на меня дохнуло жаром». Не так давно по телевидению один товарищ начал свое выступление такой фразой: «Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилось…»
Какие слова и выражения придают тексту сатирическую окраску? Каким приемом создания комического пользуется ав— тор фельетона?
УПРАЖНЕНИЕ 35. Найдите ошибки и исправьте их одним из двух способов.
О б р а з е ц: 1. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. – Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть. 2. Войдя в лес, солнце село. – Когда мы вошли в лес, солнце село.
1. Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника. 2. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. 3. Приехав в колхоз, улучшились условия быта. 4. Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени. 5. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошел английский язык. 6. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. 7. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 8. Взяв ее под руку, они пошли вместе.
Подчеркните основу предложений и деепричастные обороты.
УПРАЖНЕНИЕ 36. К данным деепричастным оборотам вме— сто точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, … а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, … а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 4. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз объял ужас. 5. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешест-
26
вия; б) на рассвете был назначен сбор. 6. Подъезжая к станции,
… а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 7. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
1.5.5.Исправление ошибок в предложении с однородными членами
УПРАЖНЕНИЕ 37. Найдите ошибки в выборе слов, используе— мых в качестве однородных членов предложения. Укажите ха— рактер (вид) ошибок. Запишите предложения в исправленном виде.
1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 2. Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи. 3. Передовые люди России боролись против гнета сам…державия, помещиков и капиталистов.
4.Роскош(?), в которой жили духовенство, помещики и богачи, составляла разительное противоречие с нищетой народных масс.
5.В нашем магазине можно купить канц…лярские товары, карандаши и бумагу. 6. Лекции читают профессора, доценты и квалифицирова(н,нн)ые лекторы. 7. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
Определите, какие члены предложения являются однород— ными, подчеркните их соответствующей чертой. Найдите сложное предложение и подчеркните основы в его частях.
УПРАЖНЕНИЕ 38. Найдите ошибки, определите их характер, для этого выясните, какой падежной формой управляет каж— дый из однородных членов. Запишите предложения в исправлен— ном виде.
О б р а з е ц: Мы любим и гордимся Родиной. – Мы любим (что?) Родину и гордимся (чем?) ею.
1.Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.
2.Маяковский говорит о безграничной любви и вере народа в своего вождя. 3. Наш народ хорошо знает и радуется тем успехам, которых достигли социалистические страны.
УПРАЖНЕНИЕ 39. Найдите ошибки, определите их характер. Запишите предложения в исправленном виде.
1. В образе Ниловны Горький показал бесправие, ун…жение
27
женщины при капитализме. 2. О жестоком угнетен…, нищете и долгом терпен… крестьян с болью писал Некрасов. 3. Прит…снение и возмущение яицких казаков явилось причиной Пугачевского восстания.
Определите, какие члены предложения являются однород— ными, и подчеркните их соответствующей чертой.
УПРАЖНЕНИЕ 40. Найдите ошибки в построении предложе— ний. Чтобы определить характер ошибок, обратите внимание на способ выражения однородных членов. Запишите предложе— ния в исправленном виде.
1. Она молода, умна, красивая. 2. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. 3. Вдоль дороги стояли (не)большие сакли, слож…(н,нн)ые из плит и булыжника и обведены такою же стеной. 4. После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, (не)получивших образования и которые стремились к праз(?)ной жизни. 5. В своем соч…нении я хотела рассказать о герояхмолодогвардейцах и чему учат нас их подвиги. 6. Если весной войти (в)глубь леса, то можно услышать, как лоп…ются почки и радос(?)ное чириканье птиц.
Определите, какие члены предложения являются однород— ными, и подчеркните их соответствующей чертой.
К данным простым словосочетаниям подберите по 2–3 за— висимых слова, отвечающих на поставленный вопрос:
О б р а з е ц: сложить из камней (что?) дом, …
выложить камнями (что?) двор, …
УПРАЖНЕНИЕ 41. Найдите ошибки. Чтобы определить ха— рактер ошибок, обратите внимание на союзы (их состав, место
впредложении). Запишите предложения в исправленном виде.
1.Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. 2. Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также и зимой. 3. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время сходить на каток. 4. Для прав…льного письма не столько важно знание формулировки правила, сколько умение его применять.
Найдите предложение, в котором имеется два ряда одно— родных членов, определите, какие это члены предложения, и подчеркните их соответствующей чертой.
28
1.5.6.Предупреждение и исправление ошибок в связи подлежащего и сказуемого
УПРАЖНЕНИЕ 42. Спишите, раскрывая скобки и употребляя глагол в нужной форме. Подчеркните основы предложений.
1. Поколение наших дедов (делать) революцию. 2. Наши отцы (выиграть) битву с фашизмом. 3. Студенчество Республики Беларусь активно (участвовать) в общественной жизни страны.
4.Студенты США (протестовать) против войны во Вьетнаме,
5.Сотня солдат с криком «ура!» (броситься) в атаку. 6. Множество народа (выйти) на демонстрацию. 7. Большинство присутствующих (голосовать) за предложенную резолюцию. 8. Коллектив сотрудников химкомбината уже в ноябре (выполнить) годовую норму. 9. Ряд специалистов, ознакомившихся с работой, (дать) положительный отзыв о ней. 10. Партия и правительство (направить) коммунистов в деревню.
Определите вид глаголов и поставьте над глаголами со— вершенного вида букву с, над глаголами несовершенного вида – букву и.
Из 4, 7, 10-го предложений выпишите сложные словосочета— ния с глаголом в качестве главного слова и составьте их схемы.
УПРАЖНЕНИЕ 43. Спишите, раскрывая скобки. Глагол упот— ребите в прошедшем времени. Укажите род существительно— го—подлежащего. Подчеркните основы предложений.
О б р а з е ц: ФРГ (ж. р.) заключила торговый договор с Россией.
1. РТС (во) время (закончить) подготовку машин к посевной к…мпании. 2. Роно (помещаться) на втором этаже трехэтажного дома с коло(н, нн)ами. 3. ОТК (следить) за качеством выпуска…мой продукции. 4. Диван-кровать (стоять) у правой стены. 5. Платье-халат (висеть) на вешалке. 6. Музей-квартира Скрябина (организовать) цикл концертов, посвященных столетию со дня рождения композитора. 7. Библиотека-музей (приобрести) неизданные рукописи писателя. 8. В углу в свернутом виде (лежать) плащ-палатка.
Укажите, каким способом образованы существительные, которые выполняют роль подлежащих в приведенных предло— жениях.
В чем особенность согласования подлежащего со сказуе— мым в 7-м и 8-м предложениях?
29
УПРАЖНЕНИЕ 44. Спишите, раскрывая скобки. Глагол упот— ребите в прошедшем времени, окончание выделите. Подчеркните основы предложений. Укажите, чем выражено подлежащее.
О б р а з е ц: Никто (отрицательное местоимение) не хотел умирать.
1.Подг…рела картошка. – Что (подг…реть)? Подг…рел лук.
–Что (подг…реть)? Подг…рели картошка и лук. – Что (под- г…реть)? 2. Приехал брат. – Кто (приехать)? Приехала сестра. – Кто (приехать)? Приехали брат и сестра. – Кто (приехать)? 3. Пионеры радостно приветствовали всех, кто (прийти) к ним на сбор. 4. Никогда не забуд…т ужасов войны те, кто ее (пережить). 5. Кто-то из студенток (приходить) вчера на консультацию. 6. Никто из сестер, даже старшая, не (знать) о случивш…мся. 7. Об этом нам (рассказать) (н…)кто иной, как Анна Петровна.
Сделайте вывод: в какой форме (роде, числе) употребляет—
ся глагол—сказуемое при подлежащем, выраженном вопроси— тельным местоимением что, и в какой – при подлежащем, вы— раженном вопросительным местоимением кто?
УПРАЖНЕНИЕ 45. Спишите, раскрывая скобки. Употребите глагол в прошедшем времени, окончание глагола выделите знаком «□». Подчеркните основы предложений. Если при подлежащем имеется приложение, подчеркните его волнистой чертой.
1. Журнал «Москва» (опубликовать) повесть молодого писателя. 2. Издательство «Наука» (выпустить) в свет серию книг о космосе. 3. «Известия» (поместить) подробную рецензию на пр…мьеру в театре «Современник». 4. «Спартак» (выйти) в финал соревнований. 5. Команда «Динамо» значительно (обновить) состав нападающих. 6. «Таймс» (писать) о блестящем выступлении советского балета в Англии.
Определите, какой частью речи является выделенное слово. Каким способом оно образовано? Подберите синонимы к слову блестящее (выступление).
УПРАЖНЕНИЕ 46. Найдите ошибки, вызванные нарушением связи между подлежащим и сказуемым. Запишите предложе— ния, предварительно исправив недочет. Подчеркните основу предложения.
1. Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особе(н, нн)о дорога мне в
30
поэте. 2. Пр…общение Павла к революцио(н, нн)ому кружку изменяют его жизне(н, нн)ый путь. 3. Связь с революционерами: Николаем Егорычем, Сашей, Наташей, Софьей – несомне(н, нн)о, оказало огромное влияние на мирово…рение Павла. 4. К…пившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подл…нно народное восстание. 5. Жестокость крепостни- ков-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание. 6. На свободу русского народа пытались пос…гнуть множество опасных и сильных врагов. 7. Сборник рассказов Бабеля «Конармия» произвели бурю в литературном мире. 8. Вся наша литература, в том числе и казахская, развивались под влиянием Пушкина.
Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
1.5.7.Исправление ошибок, вызванных неполнотой предложения или наличием лишних слов
УПРАЖНЕНИЕ 47. Найдите ошибки, вызванные пропуском за— висимого члена словосочетания. Запишите предложения, допол— нив их необходимыми пояснительными словами. Подчеркните слова, требующие обязательного распространения, и поясни— тельные слова, предварительно определив, какими членами предложения они являются.
1. Еще до прихода немцев в Краснодон Олег знал, что не смирит(?)ся. 2. Олег понимает, какая опас(?)ность грозит, если его …рестуют. 3. Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовят(?)ся. 4. Рискуя, товарищи пер…правили подпольщика (за)границу. 5. Они знают, за что бор…тся, и это рождает в их сердцах увере(н, нн)ость. 6. А как тяжело переживает незаслуже(н, нн)ое исключение преда(н, нн)ый коммунист Макар Нагульнов.
УПРАЖНЕНИЕ 48. Найдите ошибки, вызванные наличием лишнего зависимого члена словосочетания, ничего не добавляю— щего к высказанной мысли. Перепишите текст, заключив в скобки лишние слова.
1. Своими с(о, оо)бражениями о новом методе и(с, сс)ледования ученый поделился с ко(л, лл)егами по работе. 2. Спец…фическая особе(н, нн)ость художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 3. Очень зам…чатель-
31
ные впечатления остались в нашей памяти от поездки по Волге. 4. Близн…цы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 5. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
1.5.8.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
УПРАЖНЕНИЕ 49. Прочитайте. Укажите ошибки и недоче— ты в построении сложноподчиненных предложений. Перепи— шите, исправляя данные примеры.
1. Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3. Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена. 5. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6. Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7. Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили пароходы. 8. Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9. Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.
УПРАЖНЕНИЕ 50. К данным деепричастным оборотам вме— сто точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
1. Дойдя до реки, … а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2. Тщательно прицелившись, … а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, … а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 4. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз объял ужас. 5. Собираясь в поход, … а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 6. Подъезжая к станции,
32
… а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 7. Набирая скорость, … а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.
2. Культура речи
2.1. Выбор нужного слова
УПРАЖНЕНИЕ 51. Определите, насколько оправдано употреб— ление выделенных слов. Исправьте, где нужно, предложения.
1. После смены старшая лаборантка зашла к председателю месткома и поведала ему о случившемся. 2. Подожди меня, я вот поглажусь, уберусь в комнатах – и мы пойдем. 3. Хотите, мы подбросим вас до военного городка Уручье? Это вам по пути. 4. Людям свойственно думать о грядущем. 5. Каждый из нас, испивших чашу войны, должен сделать все, от него зависящее, чтобы грядущие поколения не ведали ее кошмаров. 6. На берегу пустынных волн стоял он, дум высоких полн, и вдаль глядел. (А. Пушкин) 7. С думами об улучшении работы свиноводческой фермы пришел к редактору газеты колхозник Омельченко. 8. Когда Ионыч стал совсем стареньким, то превратился в типичного стяжателя. 9. Для себя все хотите задаром достать, а с соседями торгуетесь. (А. Мальцев) 10. Федор Иваныч, голубчик, будьте заместо отца родного. (А. Толстой)
УПРАЖНЕНИЕ 52. Укажите ошибки в выборе слов; исправьте предложения. (Здесь и далее примеры взяты из справочника жур— налиста под ред. Л. И. Рахмановой «Трудности русского языка» и словаря—справочника «Правильность русской речи» под ред. С. И. Ожегова, а также, где не указаны авторы, – язык сочине— ний абитуриентов, курсовых и дипломных работ студентов).
1. Благодаря длительной засухе урожай зерновых в нашем районе был низким. 2. Филипп Иванович, поздоровавшись с трактористами, взошел на поле, вспаханное в эти дни под занятый пар. 3. Вперед подумай, а потом отвечай. 4. Заместо Гали пришла ее ближайшая подруга. 5. Коренастый сержант выскочил наперед и сбивчиво, еще неокрепшим голосом отрапортовал подходившим офицерам. 6. Вы не подскажете, как проехать к кинотеатру «Октябрь»? 7. Пока что картофеля заготовили мень-
33
ше, чем на эту же дату прошлого года. 8. Вы сумеете прийти сегодня на репетицию? 9. В Норильске Георгия вместе с другими определили на рудник «Угольный ручей». 10. Кроме нас, желают переселиться в колхоз и еще несколько семей. 11. В своей поэме Маяковский всемерно подчеркивает дальнозоркость вождя.
УПРАЖНЕНИЕ 53. Найдите речевые ошибки и укажите при— чины их появления. Исправьте предложения.
1. Где-то в конце учебного года была организована экскурсия по городу. 2. План выполнен где-то на 90 %. 3. В сборе макулатуры принимало участие порядка 30-ти человек. Виктор обратно не пришел. 4. Датой первого чаепития русских людей считается 1638 год. 5. Кит в исключительных случаях обитает в морях. 6. Ниловна всегда роптала перед мужем, боясь сказать лишнее слово. 7. Кит разрушил рыболовецкие сети. 8. Ниловна стала ближе к своему сыну, которого раньше почти не замечала. 9. На турнире баскетболистов высшей лиги вновь воцарилось двоевластье: лидируют ЦСКА и «Спартак». 10. На протяжении нескольких часов погода резко изменилась. 11. На пространстве нескольких километров от поселка дорога была очень плохая. 12. На комсомольском собрании первоочередное внимание было уделено вопросам успеваемости. 13. В Москву из Ашхабада полетела депеша: «Принимаем дубль мастеров «Динамо». Вскоре пришел ответ из Москвы: «Согласны. Афишируйте. Вылетаем».
14.В новом микрорайоне возникло еще одно новое здание.
15.Скоро разразится буря, исчезнет монархия Диких, Кабаних, Тихонов. 16. Благодаря внедрению этого новаторского предложения нам удалось убить сразу двух зайцев – эффективность и качество. 17. Девочки шли по снегу и дружно хрустели ногами.
18.Мы, отдыхающие, выражаем благодарность всему коллективу профилактория. Отлично обслуживали и работники пищевода.
2.2. Синонимы
УПРАЖНЕНИЕ 54. Определите стилистическую окраску дан— ных существительных, подберите к ним синонимы с иной сти— левой окраской. Составьте словосочетания или предложения с каждым словом.
Концепция, головомойка, эрудиция, бесславие, комплекция, смекалка, мрак, директива, возмездие, инцидент.
34
УПРАЖНЕНИЕ 55. Определите стилистическую окраску при— лагательных, подберите к ним стилистически нейтральные си— нонимы. Составьте словосочетания с теми и другими словами.
Беззаветный, дерзновенный, неказистый, мудреный, непоколебимый, бездыханный, патетический, преходящий, умозрительный, шустрый.
УПРАЖНЕНИЕ 56. Подберите к глаголам, имеющим книжную окраску, стилистически нейтральные синонимы. Составьте предложения с каждым словом.
Предначертать, обличить, координировать, варьировать, интерпретировать, воспретить, созидать, совершить, окрылить.
УПРАЖНЕНИЕ 57. Употребите данные слова—синонимы в со— четаниях или предложениях.
Аннулировать – отменить, дебатировать – обсуждать, доминировать – преобладать, комментировать – разъяснять, игнорировать – не замечать, ликвидировать – уничтожать, лимитировать – ограничивать, компактно – сжато, дефект – изъян, иммунитет – невосприимчивость.
УПРАЖНЕНИЕ 58. Приведите к заимствованным словам рус— ские синонимы. Составьте с теми и другими предложения. Укажите, в каких предложениях синонимы взаимозаменяемы.
Агрессор, аргумент, дефицит, импорт, индустрия, инцидент, интервенция, капитулировать, компромисс, конкуренция, реагировать, симптом, симулировать, эволюция, агитировать.
УПРАЖНЕНИЕ 59. Выберите один из синонимов, данных в скоб— ках. Выделите случаи, в которых синонимы взаимозаменяемы.
1. Голова кружится от (дефицита, недостатка) воздуха в горных высотах. 2. Конечно, у него есть (недостатки, дефекты). Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив. 3. Алеша впервые заметил: в правильном лице Ковалева есть один (недостаток, дефект) – челюсть хищно выдается вперед. 4. Прием новых членов в подпольную организацию мы строго (ограничили, лимитировали). 5. Ввоз и вывоз товаров (лимитирован, ограничен). 6. Несмотря на свои (ограниченные, лимитированные) средства, он имел вид щедрого барина. 7. Врачи, созванные на (консилиум, совещание), внимательно следили за руками профессора и ждали приговора. 8. В десять часов начнется (совещание, консилиум) по выработке плана спасательных работ. 9. Это был по всем (при-
35
знакам, симптомам) избалованный камердинер молодого богатого барина. 10. Постепенно появлялись (признаки, симптомы) отравления: тяжесть в голове, головокружение, общая слабость. 11. Василий стал читать заголовки последнего номера «Правды», коротко (комментируя, объясняя) их. 12. Земские собрания с речами и (спорами, дебатами) всегда привлекали массу публики.
УПРАЖНЕНИЕ 60. Замените иноязычные слова, ошибочно употребленные, русскими синонимами.
1. В студенческой столовой сервис вполне удовлетворительный. 2. Строительство кинотеатра, начатое в мае, форсируется ускоренными темпами. 3. Гринев – полный контраст Швабрину. 4. Речь многих студентов очень конспективна. 5. Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. 6. Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Ленинград. 7. Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
УПРАЖНЕНИЕ 61. Употребите приведенные слева синонимы в сочетаниях со словами, данными справа.
1. |
Аморфный, |
бесформенный, |
масса, вещество, формулировка, |
|
расплывчатый |
требование, определение |
|||
2. |
Иностранный, заграничный, |
музыка, эстрада, командировка, |
||
зарубежный |
оборудование, корабль, пресса, |
|||
валюта, делегация |
||||
3. |
Прочный, твердый, креп- |
мир, закон, основа, отроки, |
||
кий, надежный, устойчивый, |
товарищ, материал, кирпич, |
|||
незыблемый |
средство, характер, дружба, цены |
|||
4. |
Безграничный, беспредель- |
дороги, просторы, поля, море, |
||
ный, бескрайний, бесконеч- |
степь, пустыня, хлопоты, ра- |
|||
ный |
дость, тревоги, счастье, мир |
|||
5. |
Тихий, безмолвный, бес- |
шорох, звук, смех, шаги, движе- |
||
шумный, беззвучный |
ние, мотор, ученик, всплеск, |
|||
весна, разговор, ночь |
||||
6. |
Быстрый, |
стремительный, |
развитие, рост, темпы, бег, та- |
|
скорый |
нец, шаг, марш, движение, по- |
|||
езд, течение, река |
||||
7. |
Длинный, долгий |
ночь, осень, жизнь, год, пере- |
||
рыв, ожидание, беседа, костюм |
||||
36 |
2.3. Многозначные слова и омонимы
УПРАЖНЕНИЕ 62. Составьте словосочетания со словами:
свежий, тонкий, тихий, светлый, темный, пушистый, седой, злой.
Выделите среди составленных словосочетаний такие, ко— торые относятся к описанию природы и человека. Составьте с ними предложения.
УПРАЖНЕНИЕ 63. Выпишите из толкового словаря русского языка сочетания с прилагательными, относящиеся к описанию природы:
редкий, глухой, седой, золотой, свинцовый, серебряный.
УПРАЖНЕНИЕ 64. Составьте с данными словами словосоче— тания, относящиеся к характеристике человека:
высокий, тонкий, мягкий, живой, светлый, твердый, золотой.
УПРАЖНЕНИЕ 65. Укажите, какое значение в зависимости от контекста имеют выделенные слова.
1. Ася тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца. (И. Тургенев) 2. Извини, пожалуйста, я отвлеклась и прослу— шала твой вопрос. 3. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за рисование или чистописание и невольно покачает головой. (А. Гайдар) 4. Переход большой. Просмотрите обувь, портянки. (В. Некрасов) 5. Врачи просмотрели тот момент, от которого зависело все. (Д. Мамин—Сибиряк) 6. «Вот, Андрюша, почитайте статьи отца, – сказала она, подавая ему пачку брошюр и оттисков. – Прекрасные статьи». (А. Чехов) 7. «Воля ваша, Лиза Муромская мне совсем не нравится. – Что? Так-то ты почи— таешь волю родительскую?» (А. Пушкин) 8. Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел. (А. Пушкин) 9. Линия французов была шире нашей, и было ясно, что французы легко могли обой— ти нас с обеих сторон. (Л. Толстой) 10. Я знал: удар судьбы меня не обойдет. (М. Лермонтов) 11. Всем было видно, что Ситный страдал: его обошли, оттеснили в сторону, а Ватагина вот назначили. (Ф. Гладков) 12. Хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. (Л. Толстой) 13. Ростов-на-Дону у немцев отбили, зимой немцы понесли поражение под Москвой.
УПРАЖНЕНИЕ 66. Употребите данные сочетания в контек— сте. Следите за тем, чтобы не возникла двусмысленность.
37
1. Прослушать выступление, доклад, сердце. 2. Просмотреть рукопись, книгу, ошибку. 3. Оставить дом, деньги, без сладкого, без внимания. 4. Обойти озеро, зверя. 5. Отобрать книги, оружие. 6. Премудрый ответ, человек.
УПРАЖНЕНИЕ 67. Объясните значение выделенных слов (где возможно, приведите к ним синонимы, антонимы). Выпишите слова—омонимы.
1. Зрелый человек, зрелая мысль. 2. Тесная дружба, тесный
костюм. 3. Прямой человек, прямой угол, прямое значение. 4. Хо—
лодный ветер, холодный взгляд. 5. Глухой человек, глухой голос. 6. Положительный ответ, положительный электрический заряд, положительный невежда. 7. Проявить заботу, проявить интерес к чему-либо, проявить пленку. 8. Отозвать товарища в сторону, отозвать из командировки. 9. Искупать вину, искупать ребенка. 10. Плавать в бассейне, плавать на экзаменах. 11. Отдать книгу кому-либо, отдать вещь за бесценок, отдать якорь.
2.4. Паронимы
УПРАЖНЕНИЕ 68. Определите значение данных слов. Со— ставьте с ними словосочетания.
Дельный – деловой, невежа – невежда, завладеть – овладеть, восприятие – восприимчивость, тяготеть – тяготить, плодотворный – плодовитый, одеть – надеть, заразный – заразительный, трибуна – трибун, кампания – компания, атомники – атомщики, стать – встать, обессилить – обессилеть.
УПРАЖНЕНИЕ 69. Составьте словосочетания, соединив дан— ные слова—паронимы со словами из скобок.
Главный – заглавный (часть, момент, роль, мотив); желанный – желательный (приезд, результат, гость, час, миг, подход, направление, взгляд, улыбка, имя, слово, голос); основать – обосновать (теория, вывод, решение, доказательство, претензия); представить – предоставить (слово, возможность, кредит, конспект, сведения, материалы); усвоить – освоить (целинные земли, жиры, пищу, привычку, машину, моду, профессию токаря, излагаемый материал, доклад, теорию); осложнить – усложнить (задание, проект, жизнь, решение задачи).
УПРАЖНЕНИЕ 70. Употребите данные слова—паронимы в сло— восочетаниях или предложениях.
1.Абонент – абонемент, организация – организованность, сопротивление – сопротивляемость, производство – производительность, правда – правдивость, ложь – лживость, лицо – личина, факты – факторы.
2.Бережный – бережливый, горный – гористый, высокий – высотный, единый – единственный, злой – злобный, лесной – лесистый, праздный – праздничный, практичный – практический, пустой – пустынный, решающий – решительный, читальный – читательский.
3.Обсудить – осудить, освоить – усвоить, опустить – отпустить, отразить – отобразить, приготовить – изготовить.
УПРАЖНЕНИЕ 71. Выберите из скобок нужное слово.
1. Советская литература (представила – предоставила) миру такого героя, какого породила советская действительность. (Н. Тихонов) 2. Жуковский любезно (представил – предоставил) ему одну из комнат своей опустевшей после отъезда жены квартиры. (А. Степанов) 3. Они сели рядом на землю, стали рассматривать разноцветные лубочные литографии (патриотичного – патриотического) содержания. (В. Катаев) 4. Настроенный (патриотически – патриотично), он заботился лишь о том, чтобы нанести побольше вреда японцам во время сражения. (А. Новиков— Прибой) 5. Характер у него был в мать – замкнутый, неласковый (скрытый – скрытный). 6. Это лекарство признали (токсичным – токсическим), принимать его надо осторожно. 7. Что-то неуловимое (трагическое – трагичное) было в их лицах. 8. У этой актрисы была (сценическая – сценичная) наружность. 9. Своими делами он (сыскал – снискал) себе недобрую славу. 10. Пародийный герой был использован Сервантесом для (произнесения
– произношения) мудрых речей. (В. Шкловский) 11. Не было слушателя, который бы не слыхал явственно каждого слова, потому что (произношение – произнесение) его было необыкновенно чисто. (С. Аксаков)
УПРАЖНЕНИЕ 72. Исправьте предложения, заменив ошибоч— но употребленные слова соответствующими паронимами.
1. Когда за начальником мастерских были замечены факторы пьянства, то о нем написали в газете. 2. Обмороженные стекла окошек едва рассеивали по комнате тусклый свет мартовского вечера. 3. Люди чувствуют это и бережнее относятся к народ-
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
376.
Каждое из приведенных слов употребите
в контекстах, раскрывающих как
семантическую общность компонентов
синонимических пар, так и различия в
оттенках их значений, границах
сочетаемости, стилистической окраске
или сфере употребления.
1.
Комментировать ¾
разъяснять, негативный ¾
отрицательный, симптом ¾
признак, конструктивный ¾
плодотворный, игнорировать ¾
не замечать, конвенция ¾
условие, конфиденциально ¾
доверительно.
2.
Лимитировать ¾
ограничивать, индифферентно ¾
равнодушно, компактно ¾
сжато, нивелировать ¾
сглаживать, аргументы ¾
доводы, дефицит ¾
недостаток, эволюция ¾
развитие.
3.
Трансформировать ¾
преобразовывать, фиаско ¾
неудача, иммунитет ¾
невосприимчивость, дефект ¾
изъян, кардинальный ¾
основной, компетентный ¾
знающий.
377.
Приведите к данным заимствованиям
русские синонимы; укажите
семантико-стилистические различия
между ними. Объясните, почему приведенные
слова закрепились в русском языке.
Импорт, экспорт,
интервенция, эквивалентный, фатальный,
коммюнике, инфантильный, агрессивный,
аванзал, аванпост, авангард, авантюра,
снайпер, сервис, круиз, мотель, кемпинг,
комфорт, компромисс, агитировать,
дебатировать.
446.Образец выполнения
задания:
1.
Реализовать ¾
осуществлять.
Общее значение ¾
‘приводить в исполнение, воплощать в
жизнь’. Глагол осуществлять
имеет
также значение ‘превращать во что-то
реальное’: осуществлять свое намерение,
о. заветное желание, о. культурную
революцию. В этом значении не употребляется
глагол реализовать.
Последний
имеет книжную окраску и употребляется
обычно в том случае, когда речь идет о
производственных предложениях, планах
и т.д.
2.
Аннулировать
¾
отменить.
¾
‘Положить конец чему-л., запретить,
объявить что-либо недействительным’.
Слово аннулировать
имеет
книжный, официальный характер и
употребляется главным образом
применительно к отмене чего-л.
государственной властью: ‘положить
конец чему-л., запретить что-л. законом,
распоряжением’.
378.
Определите смысловое и стилистическое
сходство и различие данных в скобках
синонимов. (За справками обращайтесь к
словарям синонимов и толковым словарям
современного русского языка.) Вместо
точек поставьте слова, наиболее
соответствующие контексту. (Использованные
авторами слова см. в конце настоящего
параграфа.)
1.
[Ефим Кузьмин] начал жаловаться на
фасоннолитейный цех ¾
опять… (дефекты, недостатки) (В.
Кетлинская). 2.
Постепенно появились… (признаки,
симптомы) отравления: тяжесть в голове,
головокружение, общая слабость (В.
Вишневский). 3.
Инженеры-проектировщики имели свои…
(личные, индивидуальные) огороды (Галин).
4.
Земские
собрания с речами… (спорами, дебатами)
всегда привлекали массу публики (А.
Скиталец). 5.
В
этой пьесе есть протесты, и бунтарство,
и драматические раздумья… (о бессмыслице,
нелепости, абсурдности) жизни в современной
Америке (Ю.
Жуков). 6.
В правильном лице Ковалева есть один…
(дефект, изъян, недостаток) ¾
челюсть хищно выдается вперед (Б.
Горбатов). 7.
Голова
кружится от усталости, от… (дефицита,
недостатка, нехватки) воздуха в горных
высотах (И.
Соколов-Микитов). 8.
Конечно, у него есть… (недостатки,
дефекты). Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив
(В.
Каверин). 9.
Нам необходимо иметь место на берегу,
чтобы сделать… (поправки, исправления,
коррективы) на судах (И.
Гончаров). 10.
Прием новых членов в подпольную
организацию мы строго… (лимитировали,
ограничили) (И.
Козлов). 11.
Надо понять, что самая… (плодотворная,
конструктивная) форма общественной
деятельности писателя ¾
это его творческая работа (К.
Паустовский). 12.
Сам больной и врачи, созванные на …
(консилиум, совещание), внимательно
следили за полными руками и ждали
приговора (Б.
Полевой).
379.
Раскройте
стилистическую функцию использованных
в тексте заимствований, проследите за
приемами введения их в текст.
1.
Прошлое никогда не исчезает бесследно,
volens—nolens
отражается
в будущем, а все то важное, что не успели
совершить пращуры, доделывали на Руси
их потомки… (В.
Пикуль). 2.
В
японских народных песнях часто звучит
слово «сабисий», в котором совмещаются
понятия «одинокий» и «грустный»,
«печальный» (В.
Овчинников). 3.
Одно из самых ходких в университетской
среде слово «арбайто», занесенное
из немецкого языка в предвоенные времена,
означает не работу вообще, а именно
приработок на стороне, без которого не
мыслится студенческая жизнь (В.
Овчинников). 4. Погрузиться
в атмосферу японской жизни очень трудно
и вместе с тем очень легко. Для этого
достаточно переступить порог рёкана ¾
японской гостиницы. Потому что рёкан ¾
по своему назначению ¾
это улучшенная модель домашнего очага;
заведение, которое как бы монополизирует
в этой стране функции гостеприимства
(В.
Овчинников). 5.
Ознакомившись
со средствами сообщения в Стране
восходящего солнца, предприимчивый
американец первым наладил производство
двухколесных колясок, получивших
японское название «дзин-рики-ся»,
что при переводе каждого из трех
иероглифов означает «человек-сила-повозка».
В английском языке слово это
трансформировалось в «джин-рикша»
и уже потом вошло в обиход иностранцев
не только в Японии, но и в других азиатских
странах просто как «рикша» (В.
Овчинников). 6.
Символом положения хозяйки издавна
считается самодзи ¾
деревянная лопаточка, которой она
раскладывает домочадцам рис. День, когда
состарившаяся свекровь передает самодзи
невестке, принято было отмечать
торжественной церемонией (В.
Овчинников). 7.
¾
Так вот, звезда Востока, вникни во все,
рассчитай, подумай, сообрази, как жить
дальше, а я пять минут шляфен, шляфен
(Ю.
Бондарев). 8.
Через собратьев ты переступаешь, Но
успеваешь, всё же успеваешь Знакомым
огрызнуться на ходу: ¾
Салют! День добрый! Хау ду ю ду! (В.
Высоцкий).
Есть
ли различие между терминами: «иностранное
слово», «чужое слово», «варваризм»,
«экзотизм», «экзотическое слово»,
«макаронизм», «алиенизм»,
«заимствованное слово», «заимствование»
и др.? В чем оно? Ответ поясните на
примерах.
380. Выскажите свое
отношение к проблеме, содержащейся в
стихотворении Нины Красновой.
Тут столько
Эдуардов, Жанн, Эльвир…
¾
Имен заморских, говоря меж нами,
Как будто удивить
хотели мир
Родители такими
именами.
Глядишь, летит
какой-нибудь пострел,
А дед его, взяв
хворостину, кличет:
Куды тебе несеть,
убьесси, Ричард,
Тут каждый житель
для меня родной,
Но разве это не
чудно, не странно,
Что нет в селе ни
одного Ивана
И Марьи ни одной?
381.
Отметьте иноязычные слова, которые без
ущерба для смысла и стиля можно заменить
русскими. Выделите интернационализмы.
1.
Каждый художник слова, изображая
многогранную деятельность, старается
использовать все многообразие модификаций
языковых единиц современного узуса,
экстраполируя социальную стратификацию
и региональную дифференциацию языка в
структуру художественного текста. 2.
Сказанное не означает, конечно, полного
исключения реализации в современном
немецком языке отмеченной формы, однако
трудности в поисках ее экземплификации
являются весьма значительными. 3. За
вариантной манифестацией ряда глаголов
скрывается дифференциация прямого и
переносного смысла в пределах структуры
одного слова. 4. Урбанизация является
мощным орудием культурной интеграции.
5. Различия в интерпретации языковой
нормы вызваны тем, что она определяется
и понимается в разных аспектах. 6.
Дескриптивной является норма, которая
абсолютно идентична возможностям,
данным системой языка; она не элиминирует
ни одного варианта из суммы всех возможных
вариантов. 7. Дескриптивная норма
имплицирует все реальные, реализованные
и реализуемые возможности данной
языковой системы, принятые и репродуцируемые
языковым обществом. 8. С точки зрения
банальной эрудиции не каждый индивидуум
способен игнорировать отрицательные
тенденции парадоксальных эмоций.
382.
Укажите ошибки, возникшие вследствие
употребления иноязычных слов (использование
слова без учета его семантики,
немотивированное употребление, нарушение
лексической сочетаемости и др.). Исправьте,
где это необходимо, предложения.
1.
В студенческой столовой сервис вполне
удовлетворительный. 2. Он стоически
сопротивлялся ударам судьбы. 3. Глупый
это обычай, что после обеда дамы уходят.
Анахронизм какой-то. 4. Строительство
кинотеатра, начатое в мае, форсируется
ускоренными темпами. 5. Гринев ¾
полный контраст Швабрину. 6. Дилемма,
поставленная перед коллективом, была
успешно выполнена. 7. Речь многих студентов
конспективна. 8. Удобрения были вовремя
транспортированы на поля. 9. Она сама
чувствовала, как происходит эволюция
ее сознания. 10. Этим летом мы совершили
небольшой круиз: сели в поезд и поехали
в Москву. 11. Импорт этой страны составляли
меховые изделия, вывозимые из нее в
большом количестве.
383.
Подберите
несколько высказываний деятелей русской
культуры об использовании иноязычных
заимствований в русском языке. Продолжите
данный ниже ряд:
1.
Неудобно придуманное русское слово для
выражения чуждого понятия не только не
лучше, но решительно хуже иностранного
слова (В.
Белинский). 2.
Употреблять
иностранное слово, когда есть равносильное
ему русское слово, ¾
значит оскорблять и здравый смысл и
здравый вкус (В.
Белинский).
Сопоставьте
приведенные вами высказывания. Какова
ваша точка зрения по данной проблеме?
Примечание
к упражнению 378: Дефекты, симптомы,
индивидуальные, дебатами, бессмыслица,
дефект, недостаток, недостатки, поправки,
ограничили, плодотворная, консилиум.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Укажите и объясните ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте предложения. 1) Речь многих студентов конспективна.
2) Он стоически сопротивлялся ударам судьбы.
3) Глупый этот обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то.
4) Строительство кинотеатра, начатое в марте, форсируется ускоренными темпами.
5) Он пользовался в коллективе особым приоритетом.
6) Все это затрудняет предсказание точного прогноза погоды.
7) С точки зрения банальной эрудиции не каждый индивидуум игнорировать
отрицательные тенденции парадоксальных эмоций.
Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания.
Вопросы с ответами: Русский язык
Укажите и объясните ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте предложения. 1) Речь многих студентов конспективна.
2) Он стоически сопротивлялся ударам судьбы.
3) Глупый этот обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то.
4) Строительство кинотеатра, начатое в марте, форсируется ускоренными темпами.
5) Он пользовался в коллективе особым приоритетом.
6) Все это затрудняет предсказание точного прогноза погоды.
7) С точки зрения банальной эрудиции не каждый индивидуум игнорировать
отрицательные тенденции парадоксальных эмоций.
Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания.
Новые ответы от MOGZ: Русский язык
Понятность речи (практическое задание)
Понятность речи — одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.
1) Речь многих студентов конспективна.
Речь многих студентов конструктивна.
2) Он стоически сопротивлялся ударам судьбы.
Он стоически переносил удары судьбы.
3) Глупый этот обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то.
Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Архаизм какой-то.
4) Строительство кинотеатра, начатое в марте, форсируется ускоренными темпами.
Строительство кинотеатра, начатое в мае, идет ускоренными темпами.
5) Он пользовался в коллективе особым приоритетом.
Он пользовался в коллективе особым авторитетом.
6) Все это … затрудняет предсказание точного прогноза погоды.
Все это крайне затрудняет предсказание точного прогноза
7) С точки зрения банальной эрудиции не каждый … индивидуум способен игнорировать отрицательные тенденции парадоксальных эмоций.
С точки зрения банальной эрудиции, не каждый нормальный индивидуум способен игнорировать тенденции парадоксальных эмоций!
Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания.
Она сама чувствовала, как происходит развитие ее сознания.