Ребята стали делать костры на берегу реки ошибка

Задание 18: Выписать слова, употреблённые без учёта их семантики.

Заменить словами с соответствующим значением

В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Вся публика была уже в триумфе.

Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам.

Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны.

Они только выполняли свою должность.

Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу нарочито.

Для Маши был предназначен учитель.

Выражение лиц людей было прискорбным.

Все слушали его с внимательностью.

Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

Дети стали разыскивать дорогу домой.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

Ребята стали делать костры на берегу реки.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Они обнаружили записку Евгения с прошением Катиной руки.

Задание 18 : Выписать слова, употреблённые без учёта их семантики.

Заменить словами с соответствующим значением В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Вся публика была уже в триумфе.

Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам.

Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны.

Они только выполняли свою должность.

Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу нарочито.

Для Маши был предназначен учитель.

Выражение лиц людей было прискорбным.

Все слушали его с внимательностью.

Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

Дети стали разыскивать дорогу домой.

Наконец — то обнаружены остатки царской семьи.

В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

Ребята стали делать костры на берегу реки.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Они обнаружили записку Евгения с прошением Катиной руки.

На этой странице находится вопрос Задание 18 : Выписать слова, употреблённые без учёта их семантики?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Готовимся к ЕГЭ! Тест «Лексические нормы современного русского языка».

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

На этапах выполнения теста учимся избегать употребление слова в несвойственном ему значении, учимся не допускать употребление ряда неоднокоренных слов, близких по лексическому значению (плеоназм); учимся избегать смешение паронимов и нарушение лексической сочетаемости.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выбери предложения, в которых: 1) слова употреблены без учета их лексического значения, замени их нужными словами:

Варианты ответов
  • А. Адвокат осужденного подал в суд высшей инстанции апелляцию.
  • Б. Его дом отличался изощренностью интерьера.
  • В. Он выиграл конкурс и получил грант губернатора.
  • Г. Дуэт из двух скрипок и виолончели был просто великолепно.
  • Д. Нельзя было назвать его абсолютным невежей: он читал газеты и журналы.

Вопрос 2

Выбери предложения, в которых: 2) присутствуют  плеоназмы, укажи логически лишние слова:

Варианты ответов
  • А. Катаясь на каруселях, мальчик боялся упасть вниз.
  • Б. Гость имел респектабельную внешность и уверенный вид.
  • В. В моде важны не только ткань и фасон, но и аксессуары.
  • Г. Докладчик изложил главную суть своего исследования.
  • Д. В отчете, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков.

Вопрос 3

Выбери предложения, в которых: 3) допущено смешение паронимов, замени их подходящими по смыслу:

Варианты ответов
  • А. Благодаря анестезии чувственность нервных окончаний снижается.
  • Б. Дружеские связи между народами важны для сохранения стабильности в мире.
  • В. Из-за болотного газа здесь обитает мало животных и птиц.
  • Г. Добровольная армия белогвардейцев отчаянно сражалась на юге России.
  • Д. Во время переговоров обсуждались гуманные вопросы.

Вопрос 4

Выбери предложения, в которых: 4) нарушена лексическая сочетаемость, исправь ошибки:

Варианты ответов
  • А. Ребята стали делать костер на берегу реки.
  • Б, Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.
  • В. Любой проступок заслуживает осуждения.
  • Г. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  • Д. Мать всегда проявляла заботу о каждом из нас.

Вопрос 5

Выбери предложения, в которых: 5) нет ошибок, связанных с нарушением лексической нормы:

Варианты ответов
  • А. К столетию поэта прошли избранные антологии его стихов.
  • Б. Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца месяца.
  • В. Перед ним встали две дилеммы: пойти учиться или устроиться на работу.
  • Г. В течение пяти лет он занимал вакансию программиста.
  • Д. В адаптированном переводе книги отсутствует диалектная лексика.

Тестирование

Тест №1.

1.       Отметьте номера строк, где слова произносятся правильно:

1)     Арест, жизнеобеспечение, упорядочение, кладовая;

2)     Диспансер, дремота, облегчить, намерение;

3)     Положил, ходатайство, щавель, газопровод;

4)     Звонит, упрочение, ветеринария, изобретение.

2.     Отметьте номер строки, в которой согласный звук перед е произ­носится твердо:

1)     Тенор, декларация, термин, эффект;

2)     Полонез, индексация, тезис, бизнес;

3)     Бартер, пресса, вексель, кафе;

4)     Интеллект, кофе, термос, теннис;

5)     Одесса, бутерброд, декада, деликатес.

3.     Отметьте номера строк, где встречаются неправильные формы множественного числа:

1)     Авторы, борта, веера, тома;

2)     Аптекаря, тетеревы, вензели, якоря; 

3)     Бухгалтеры, желоба, окорока, выборы;

4)     Торты, докторы, кучера, перепела.

4.      Отметьте номера строк со словосочетаниями, в которых имена существи­тельные употреблены правильно:

1)    Дымоходные борова, корпуса и дивизии;

2)    Туристские лагери, рыцарские ордены;

3)    Ордена за победу, поводы для отказа;

4)    Колена реки, поводы конной упряжи.

5. Отметьте номера строк с правильным согласованием словосочетаний в роде:

1)     Длинная авеню, новое галифе, серьезное жюри;

2)     Искусственное эсперанто, красивая бра, белая рояль;

3)     Лечебный шампунь, копченая салями,  маленький пони;

4)     Вкусное какао, свежая кольраби, труднопроизносимый пушту;

5)     Старое пианино, грозное цунами, прочный толь.

6.     Отметьте номера строк с неправильной формой родительного падежа множественного числа:

1)     Кадетов, погон, селений, клипсов;

2)     Монголов, пустыней, сумерков, нападок;

3)     Сплетней, солдатов, сапог, цапель;

4)     Подмастерьев, лимонов, песен, ущелий.

7. Отметьте номера предложений с ошибочными формами степеней сравнения:

1)     Лето более красивее, чем зима.

2)     Осень – самое красивое время года.

3)     Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.

4)     Любовь – прекраснейшее из всех чувств.

8.      Отметьте номера примеров с ошибками в склонении числитель­ных:

1)     Четыреста пятьдесят трех полотенец;

2)     Тремястами восьмьюдесятью семью рублями;

3)     О двести сорока четырех солдатах;

4)     К ста семидесяти восьми страницам.

9.      Отметьте номера примеров с правильными падежными формами имен числительных:

1)     Поделюсь полуторами яблоками;

2)     Недостает полутораста листов;

3)     Прибавлю к полтораста рублям;

4)     У полутора страниц.

10.   Отметьте номера примеров с ошибочными формами собиратель­ных числительных:

1)     Семеро котят, трое суток;

2)     Четверо котов, двое подруг;

3)     Трое школьниц, шестеро больных;

4)     Восьмеро работниц, нас двое.

Тест №2.

1.     Отметьте номера предложений, в которых употребление местоимений приводит к смысловой неточности:

1)     Мальчик привел пример, и он всех удивил.

2)     Мальчик привел пример, который всех удивил.                              

3)     Отца вызвали к директору школы, но он не пришел.

4)     В цехе стояли станки с новыми приборами, их было много.

2.           Отметьте номера предложений, в которых нарушены нормы со­гласования:

1) На столе лежало много разных предметов: книжки, каранда­ши, ручки.

2) У прибалтийских государств: Эстонии, Латвии, Литвы — есть граница с Россией.

3)    Агроном Петрова выступила с предложением.

4)    Капитан женской команды по волейболу получил травму.

3.           Отметьте номера предложений, в которых нарушены нормы управления:

1)     Следователь не исключает о том, что преступник был не один.

2)     Следователь не исключает того, что преступник был не один.

3)     Зрители были восхищены тем, что делал фокусник.

4)     Зрители были восхищены тому, что делал фокусник.

4.         Отметьте номера предложений, в которых нарушены нормы предложного управления:

1)     Согласно директивы командующего армия переходила к оборонительным действиям.

2)     Я буду скучать по вам всегда.

3)     Вопреки постановления собрания цех прекратил работу.

4)     Горевать по нас не стоит — лучше принимайтесь за дело.

5.     Отметьте номера предложений,  в которых деепричастный оборот употреблен правильно:

1)     Море шумит, выбегая на берег.

2)     Увидев тучи, тревога появилась на лицах матросов.

3)     Замедляя скорость, увеличивается время пути.

4)     Простудившись, у меня заложило горло.

6.     Отметьте номера предложений с нарушением норм употребления однородных членов:

1) Любовь, ненависть, страдания, жить в окопах — все испы­тал наш герой.

2)    Жизнь героя до встречи с ней протекала незаметно и совер­шенно спокойная.

3)    Осенний лес вырядился в желтые, коричневые, красные и даже в оранжевые листья.

4) Ноздрев постоянно врет и веселый.

7.        Отметьте номера предложений с правильной передачей кос­венной речи:

1) Коробочка сказала, что я не знаю, сколько стоят мертвые души.

2)    Когда отец спросил у сына, зачем он купил энциклопедию, тот ответил, что я хочу все знать.

3)     Попутчик повернулся к девушке и спросил, откуда она, есть ли у нее родители, и предложил сесть рядом.

4)     Критик говорит читателям, что ваши чувства к герою — ложны.

18. Отметьте номера предложений со словами, употребленными без учета их значения:

1)      Для Маши был предназначен учитель.

2)      Выражение лиц людей было прискорбным.

3)      Все слушали его с внимательностью.

4)      Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

5)      В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

6)      Ребята стали делать костры на берегу реки.

7)      Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

9. Отметьте номера предложений с тавтологическими словосочета­ниями:

1)    Управленцы комбината показали, что они плохо управляют производством.

2)    Сапожник трудился целый день, сапожничая даже в обеден­ный перерыв.

3)    Трудовые будни — праздники для нас.

4)    Магазин продает игрушки местного завода игрушек.

10.  Отметьте номера ошибочных словосочетаний:

1)     Сильная дружба; 

2)     Повысить выпуск изделий;

3)     Уделять внимание;

4)     Уделять значение.

Тест №3.

1. Отметьте номера предложений, в которых имеются фразеологиз­мы:

1)     Пришла пора работать засучив рукава.

2)     Засучив рукава, чтобы не запачкать манжеты, водитель на­чал откручивать гайки.

3)     Спортсмены поехали на чемпионат, чтобы вернуться домой со щитом или на щите.

4)     Только в декабре во дворе закружились белые мухи.

2. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям:

1)  Дон Жуан – Сложное, запутанное дело.

2) Троянский конь –  Неудержимый, громкий смех.

3) Настоящий Квазимодо – Уродливый, безобразный.

4) Петь дифирамбы – Ловелас, распутник, волокита.

5) Гордиев узел – Нависшая, угрожающая опасность.

6) Перейти Рубикон – Мерка, под которую насильственно подгоняют что-то.

7) Пиррова победа – Сомнительная, не оправдывающая понесенных жертв, победа.

8) Дамоклов меч –   Восхвалять, прославлять.

9) Прокрустово ложе –  Коварные дары, несущие гибель тем, кто их получает.

10) Гомерический смех –  Совершить решительный поступок.

3.     Отметьте номера предложений, включающих элементы с офици­ально-деловой стилистической окраской:

1)    Президент вручил верительные грамоты вновь назначенным послам и дал обед в их честь.

2)    Стороны договорились о привлечении к ответственности международных террористов.

3)Людям объяснили, что горячей воды нет из-за отсутствия топлива.

4) Председатель собрания оглашает итоги голосования.

4.     Отметьте номера предложений, включающих средства публици­стического стиля:

1)   Лидеры некоторых партий пытаются на трагедии народа на­жить политический капитал.

2)   В газетах появились объявления о приеме на заводы рабочих разных специальностей.

3)   Урал, кладовая полезных ископаемых, стал кузницей вели­кой победы.

4)   Не позволим коварному врагу хозяйничать на нашей земле!

5.     Отметьте номера предложений, выдержанных в научном стиле:

1)   Цель данного исследования — построение теории слова как имманентно системной языковой единицы.

2)   Прежде чем включить прибор в сеть, убедитесь в наличии защитных средств.

3)   Карстовые пещеры образуются в областях, почва которых состоит из крупнозернистых пород.

4)   В интерьере комнаты преобладают светлые тона.

6.     Отметьте номера предложений, в которых имеется метафора или метонимия:

1)   Отец сделался серьезным и заговорил стальным голосом.

2)   Не обращая внимания на очередь, голубой берет пробился к кассе.

3)   В маленьком домике на подоконнике стояли цветы, а из тру­бы его шел черный дым.

4)   Горит восток зарею новой.

7.     Отметьте номера предложений, в которых имеется гипербола или литота:

1)   В Канаде воображение туристов поразила гигантская телебашня.

2)   В супермаркетах Нью-Йорка ежедневно в распродаже целый Монблан товаров.

3)   Его литературные способности едва можно разглядеть даже в самый сильный микроскоп.

4)   Инфузории так малы, что невооруженным глазом их не видно.

8.     Отметьте номера предложений, в которых имеется олицетворение:

1) А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.

2)    Где-то далеко внизу шуршало море, накатываясь на галечный берег.

3)    До сих пор чудится мне подслеповатый домик на окраине села.

4)    И в этой грустной тишине заглянула ночь ко мне.

9.     Отметьте номера предложений, в которых имеется перифраза: 

1)   В этот день мы выражаем признательность тем, кто стоит на страже нашего здоровья — людям в белых халатах.

2)   Несколько человек в белых халатах сидели за приборами.

3)    Будьте осторожны с огнем в лесу, и зеленый друг отплати вам за это сполна.

4)    Книга — источник знаний.

10.  Отметьте номера предложений, в которых имеется сравнение или эпитет:

1)     Соловьем залетным юность пролетела.

2)     Голубая мечта Остапа — Рио-де-Жанейро.

3)     А сама-то величава, выступает, будто пава.

4)     Сухие листья шуршали под ногами.

11.   Определите, к какому типу речи относится данный текст:

В древности на этом месте был лес, по опушке которого текла река.

 Здесь и выбрали себе поляну для жилья беглые крестьяне, построив единственную избушку.

В скором времени к ним присое­динились другие беглецы, и вот уже возникла деревня.

 Близость судоходной реки и большое количество пригодного для построек леса привели к тому,

что деревня быстро росла и уже в 18 веке ста­ла городом.

1)     Описание.

2)     Повествование.

3)     Рассуждение.

12.    Определите,  к какому типу речи  относится данный  текст:

В области профессиональной деятельности сейчас особое место занимают информатика

и вычислительная техника. Компьютериза­ция распространяется во все новых и новых сферах этой деятель­ности,

а сам компьютер стал неотъемлемым спутником интеллек­туальной работы, независимо от того, на каком предприятии

и чем занимаются специалисты.

1)     Описание.

2)     Повествование.

3)     Рассуждение.

13.    Определите,  к  какому типу речи  относится  данный  текст:

Пекинес — чудесная собака. Она как нельзя лучше приспо­соблена для жизни в квартире. Маленькая (часто меньше кошки),

она не занимает много места, мало ест. Куда бы вы ни пошли или ни поехали, ее всегда можно взять с собой.

Эта малышка — прекрасный сторож: никто не подойдет незамеченным к вашему жилью или стоянке на отдыхе.

Собака исключительно предана хо­зяевам. Кроме того, пекинесы очень выразительны внешне,

и эта выразительность — предмет особой гордости их хозяев.

1)     Описание.

2)     Повествование.

3)     Рассуждение.

Грамматические ошибки

Виды

грамматических
ошибок

Примеры

1.
Ошибки в

Образовании

форм
слова

2.Нарушение
согласования

3.
Нарушение

управления

4.Неудачная
замена знаменательного слова
местоимением.

5.Ошибки
в построении предложения с деепричастным

Оборотом.

6.
Ошибки в построении предложения с
причастием, причастным оборотом

7.
Ошибки в построении предложения с
однородными членами

8.
Смешение прямой и косвенной речи

Лексические нормы

Н.
В. Гоголь писал о русском языке следующее:
«Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок, все зернисто,
крупно, как сам жемчуг и, право, иное
название еще драгоценней самой вещи».

Богатство
лексикона языковой личности определяется
большим запасом синонимических средств,
которые должны активно реализовываться
в речи. При этом необходимо внимательно
следить, чтобы главное слово синонимического
ряда не заменяло другие.

Задание
1
.
В каждом из приведённых ниже предложений
заменить «универсальное» слово «сделать»
(«делать») более определённым,
конкретизирующим характер действия.

1.
На стволе берёзы кто-то сделал ножом
свои инициалы. 2. Ребята стали делать
костры у самого ледника. 3. С помощью
антифашистов военнопленным удаётся
сделать побег из лагеря. 4. В пятницу мы
делаем классный сбор.5. Для отличников
гимназии решили сделать на зимних
каникулах экскурсию в Санкт-Петербург.
6. В цехе делают опыты по изготовлению
оконной замазки из золы. 7. Медведь
натыкался на гвозди, и это делало ему
боль. 8. Туристы сделали отдых на берегу
реки. 9. Вера научила Джульбарса делать
разные поручения.

Задание
2
.
Глаголы «говорить» («сказать») обладают
обобщённой семантикой. Широта и
универсальность лексического значения
способствуют их частому употреблению,
при этом иногда они неправомерно заменяет
другие глаголы речи.

1.
Каждый говорил свою точку зрения. 2.
Оратор говорил интересную речь. 3. Павел
Петрович постоянно говорит изысканные
выражения. 4. Тамада сказал здравицу, и
веселье продолжилось. 5. Варвара
рассказывает ей свои принципы. 6. Это
коренное противоречие эпохи Островский
рассказывает на обыденном конфликте.

Задание
3
.
Вставьте требуемое по смыслу слово-усилитель
(не употребляя слово очень).

1.
Этот человек Вас … уважает. 2. Он … болен.
3. Такие тренировки …важны для поддержания
спортивной формы. 4. Коля … кричал, но
из-за шума волн его никто не услышал. 5.
С вечера шел … дождь. 6. На новую стоянку
пришлось перебираться в … мороз. 7. Марат
… спал и не услышал, как звенел будильник.
8. Каждый гражданин республики обязан
… соблюдать ее закон. 9. В ответ на эту
провокацию правительство Армении
заявило … протест.

Задание
4
.
Выберите наиболее точное слово из
предложенных в скобках. Объясните свой
выбор.

1.
По приглашению старых друзей нам …
(довелось, посчастливилось, удалось,
пришлось) … (побывать, посетить) этот
прекрасный город. 2. На последней
научно-методической конференции было
… (показано, продемонстрировано), что
… (использование, применение) технических
средств … (во много раз, заметно,
значительно, несравненно, ощутимо,
существенно) … (повышать, увеличивать)
… (производительность, эффективность)
… (работа, труд) педагога. 3. За последние
несколько лет в городе … (возведено,
отстроено, сооружено) более 2 миллионов
метров жилой площади. 4. В нашем районе
… (жить, обитать, проживать) около 50%
населения города. 5. В Российской
национальной библиотеке хранится много
(ветхих, древних) рукописей. 6. Он достиг
успехов, проявив большое (упрямство,
упорство) 7. Из окна было видно небольшое
квадратное озеро, … (окаймленное,
обрамленное, окруженное), точно рамкой,
косматыми ветлами. 8. Блеклая трава
бессильно (согнулась, пригнулась,
наклонилась, поникла) под дождем к самой
земле. 9. По стеклам зигзагами … (струились,
сбегали, падали) капли.

Задание
5

. Составьте словосочетания со следующими
синонимами:

  1. Особа,
    лицо, персона, фигура, птица.

  2. Очаровательный,
    обаятельный, прелестный, пленительный,
    обворожительный, чарующий.

  3. Удачный,
    успешный, благополучный.

  4. Удивительный,
    поразительный, изумительный, дивный,
    чудный.

Задание
6
.
Распределите следующие слова на группы
с положительной и отрицательной
эмоциональной окраской.

Похождения,
подвиги, преступления, деляги, труженики,
расправляться, ограбление, единомышленник,
связаться, сборище, нашествие, соучастник,
содружество, проделки, сотрудничество.

Задание
7. Чем приведённые синонимы отличаются
друг от друга (по смыслу или стилистической
окраской)? Обличье – облик, нехватка
– дефицит, напасть – злоключение, потехе
– развлечение, переделка – преобразование,
вояка – воин, глазник – окулист, врун
– лжец, большущий – гигантский,
растранжирить – расточить, плакаться
– сетовать.

Задание
8.

Подберите подходящие прилагательные
к данным существительным.

Здравица
– здравница (черноморская, застольная)

Атомщик
– атомник (империалистический,
миролюбивый)

Остатки
– останки (человеческие, пищевые)

Диктат
– диктант (контрольный, римский)

Поиск
– происк (геологический, вражеский)

Осветитель
– осветлитель (театральный, мощный)

Дипломат
– дипломант(кожаный, талантливый)

Задание
9.

К
данным прилагательным подберите
подходящие существительные из скобок

Практичный
– практический (занятие, материал,
человек)

Рыбий
– рыбный (ловля, хвост)

Черепаший
– черепаховый (гребень, корм)

Сытый
– сытный (обед, человек)

Цветистый
– цветастый (осень, платье)

Задание
10.
Поставьте
вместо точек нужный по смыслу пароним.
Мотивируйте свой выбор.

В
пещере с потолка свешивались …, а с пола
поднимались… (сталактиты – сталагмиты).

Мой
товарищ был … противник споров. –
Защитники крепости отбивали… атаки
противника (яростный – ярый).

На
привале мы… пообедали. – Лошадь
перебирала ногами (сыто – сытно).

У
старого учителя было очень… лицо. –
Открывая выставку, он произнёс… слово
(приветный – приветливый).

… почту
отправляет, а… — получает (адресат –
адресант).

Задание
11.
Прочитайте
текст. Выпишите выделенные слова и
подберите к ним паронимы. Уточните их
значения.

Письмо

Однажды
я получил письмо. В этом не было бы ничего
удивительного, если бы не странное
содержание этого письма, а скорее
отсутствие его. Я бережно
вскрыл
конверт и обнаружил в нем белый лист
бумаги, совершенно чистый с обеих сторон.
Адресатом
был я, а сведения об отправителе
отсутствовали, не было даже подписи.
Несколько дней спустя ко мне пришло
точно такое же послание. Я хотел больше
не вскрывать писем, но было бы неразумно
из-за какого-то шутника лишить себя
контакта с миром. Потом я получил еще
три чистых листа бумаги. И каждый раз
приходилось испытывать обидное
разочарование. Все знают, какую радость
приносит человеку минута, когда он
получает из рук почтальона скрытое
и
одному ему предназначенное послание.

Раздраженный,
я воспользовался первой же возможностью,
чтобы поехать в указанный на штемпеле
город. Когда в гостинице я приступил к
формальности регистрации, портье,
услышав мою фамилию, сказал: «Тут для
вас есть письмо». Неужели вновь чистый
лист бумаги? Да, это было так. По почтовому
штемпелю можно было узнать, что письмо
было отправлено из населенного пункта,
который я покинул два часа тому назад…

Надо
было от этого досадного
наваждения освободиться. Я поспешно
согласился на приглашение принять
участие в охоте на диких уток, которая
должна была состояться на больших
болотах в одном из отдаленных уголков
страны, где отсутствовало какое-либо
почтовое отделение. Обстановка была
романтичная.
Мы сидели, притаившись на маленьком
островке, заходило солнце, приближался
косяк водоплавающих птиц. Я схватил
бинокль и увидел: предпоследним летел
почтовый голубь. Не теряя времени, я
заменил бинокль на ружье и, прицелившись
с таким старанием, на какое только был
способен, выстрелил. Голубь исчез в
водах озера. Солнце уже зашло, когда
послышался плеск воды, заколебался
камыш, и сквозь него протиснулась моя
услужливая собака, неся в зубах голубой
конверт. Клеенчатый мешочек предохранял
его от воды…

(По
С. Мрожеку).

Задание
12.

Объясните значения выделенных слов.
Докажите, что они являются паронимами.
На какой слог падает ударение в
подчеркнутом слове? Почему?

а)
Поверь: для них смешон твой плач и твой
укор

С
твоим напевом заученным,

Как
разрумяненный трагический актер,

Махающий
мечом картонным.

(М.
Ю. Лермонтов «Не верь себе»).

Отец
и сын не смотрели друг на друга. Что-то
неуловимое, трагичное
было в их лицах (Г. Николаева. «Жатва»).

б)
Опозорил семью нашу честную

Злой
опричник царский
Кирибеевич.

(М.
Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»).

Старик
поднял весла – и царственная
река понесла нас (И. С. Тургенев «Ася»).

Задание.
Укажите, в каких случаях паронимы царский
– царственный

употреблены правильно.

a)
Борис Годунов окружался царственным
почётом,
принимал иноземных послов в своих
палатах с величавостью и блеском.

б)
А прогневал я тебя – воля царская:
прикажи казнить, рубить голову.

в)
Иногда океан выплёскивает на берег
таинственные, загадочные вещи, однажды
нашли мы на песке золотую царственную
корону.

г)
Лишь под большим увеличительным стеклом
удается рассмотреть на черепке
интереснейшую сцену царственного
пиршества.

Задание
13
.
Рассказ Ивана Антипова называется
«Геройский трус». Какая фигура
выразительности лежит в основе этого
названия? Подберите соответствующий
пароним к прилагательному. Какое из
двух слов является более удачным
определением к существительному?
Проверьте свои выводы по словарю
паронимов.

Задание
14
.
Укажите, какие стилистические приемы
усиления выразительности речи использованы
в заголовках газетных статей.

«Большие
заботы малого села», «Когда и в мороз
жарко», «Бесчестное благочестие»,
«Ядовитое противоядие», «Маленькие
заметки о большом космосе», «Счастливый
невезучий человек», «Пересол от недосола».

Задание
15
.
Обратите внимание на неудачное
использование антонимов; исправьте
предложения.

1.
Захотелось сбежать вниз по ступенькам,
но дисциплина и самоконтроль взяли
верх, и он сошел вниз быстрым, деловым
шагом. 2. Когда я вошел в комнату, жена
настраивала телевизор, не замечая, как
я расстроен. 3. Не буду останавливаться
на конкретных проблемах, решение которых
вдохнуло в жизнь старого завода немало
нового. 4. Вопрос о скрытых резервах все
еще остается открытым.

Задание
16
.
Определите, какие из выделенных слов
не являются антонимами. Объясните
почему.

а)
1. Грамотный
ученик
безграмотный
ученик; 2.Талантливый
работник – бездарный
работник; 3. Дорогая
покупка – дешевая
покупка; 4. Дорогой
гость
нежданный
гость.

б)
1. Нужная
вещь – ненужная
вещь; 2. Нужная
вещь – лишняя
вещь; 3. Приобретенная
вещь
утраченная

вещь. 4. Купленная
вещь – подаренная
вещь.

Задание
17.

Сравните предложения; укажите случаи
нарушения лексической сочетаемости;
дайте свои варианты правки.

1.
Спектакль оказал на ребенка

большое
впечатление

2.
На этом же объекте плиточники обязались
покрыть 200 квадратных метров мозаичными
полами.

3.
За последние семь лет выпуск

машин
поднялся более чем вдвое.

4.
В рыночных условиях борьба за качество
принимает первостепенное значение.

5.
Директор ничего не сказал о картине,
выявленной в процессе расследования.

6.
Проигрывая, хозяева поля предприняли
неимоверные усилия, чтобы спасти
встречу.

Спектакль
произвел на ребенка большое впечатление

На
этом же объекте плиточники обязались
выложить 200 квадратных метров мозаичных
полов.

За
последние семь лет выпуск машин
увеличился более чем вдвое.

В
рыночных условиях борьба за качество
получает первостепенное значение.

Директор
ничего не сказал о фактах, выявленных
в процессе расследования.

Проигрывая,
хозяева поля предприняли отчаянные
попытки отыграться.

Задание
18.

Прочитайте выражения, которые
образовались в результате контаминации,
найдите исходные словосочетания.

Пример:
тратить нервы = портить нервы+тратить
здоровье

Влачить
лямку…………… ..наращивать мастерство

Оказать
внимание= занять звание чемпиона=

Потерпеть
потери= защитить степень=

Поднять
тост= производить воздействие=

Играть
значение= выполнение мечты=

Оказать
вред= давать намёк=

Производит
воздействие= повысить кругозор=

Задание
19
.
Определите значения фразеологизмов,
подберите к каждому из них синонимическую
и антонимическую пару.

На
вес золота, держать себя в руках, по
пальцам перечесть, как с гуся вода,
ломать спину, кусать локти, затыкать за
пояс, казанская сирота, шапочное
знакомство, милости просим, ломать
шапку, ни гроша за душой, с открытым
сердцем.

Задание
20
.
Письменно ответьте на поставленные
вопросы. В качестве ответа используйте
подходящее по смыслу фразеологическое
выражение.

Как
говорят:

1)
о том, кто часто меняет свои решения;

2)
о том, кто часто бездельничает;

3)
о человеке, который пришел не вовремя,
некстати;

4)
о кротком, безобидном человеке;

5)
о человеке высокого роста;

6)
о болтливом человеке;

7)
о бесследном исчезновении кого-либо;

8)
о положении, когда опасность грозит со
всех сторон;

9)
о чувстве большой неловкости, стыда;

10)
об очень дальних родственниках;

11)
о бесшабашном человеке;

12)
о беспорядке, неразберихе, царящих
где-либо;

13)
о том, кто не знает чего-либо, всем
известного;

Задание
21
.
Найдите ошибки в употреблении
фразеологизмов. Исправьте их.

1.Он
постоянно сидит сложив руки. 2.Еще вчера
ему пели фимиамы. 3. Он неожиданно для
себя попал в калошу. 4. Опекун присвоил
себе львиную часть наследства. 5. Когда
кругом кипит работа, не нужно вертеться
под руками. 6. Этот факт был одним из
камней притыкания в решении вопроса о
власти. 7. Между бывшими приятелями
разгорелся спор, сошлись коса на камень.

Задание
22

.Найдите плеоназмы в предложениях.
Исправьте ошибки.

1.
Наша команда испытывала временной
цейтнот. 2. Приглашенный дизайнер осмотрел
внутренний интерьер особняка. 3. На
протяжении всего времени учебы мальчик
являлся в классе ведущим лидером.4. В
период сессии необходимо беречь каждую
минуту времени. 5. Психолога интересовали
взаимоотношения учащихся друг с другом.

Задание
23.
Слова иноязычного происхождения
разделите на четыре группы:
интернационализмы, экзотизмы, допустимые
заимствования и варваризмы.

Гуманизм,
доминировать, имидж, кимоно, комментатор,
компенсация, коттоновый, мотель,
мультимедиа, паранджа, превалировать,
презентовать, республика, сантим, сейм,
стагнация, тинэйджер, толерантность,
чайхана, шопинг.

Задание
24.

Укажите, каковы причины заимствования
приведенных ниже иноязычных слов (1.
Заимствовано вместе с новым понятием
или предметом; 2. Заимствовано для замены
нескольких слов, обозначающих один
предмет, действие или явление;
3.Заимствовано в качестве синонима к
существующему русскому слову для более
точного обозначения понятия).

Аншлаг,
бра, грант, дайджест, дефолт, импорт,
киднепинг, круиз, ноутбук, плед, скотч,
спонсор, спринт, трансферт, транш, халва,
холдинг, экспорт, энтузиазм.

Задание
25.

Укажите разницу между близкими по
значению иноязычными и русскими словами.
Составьте с ними предложения.

Аморфный
– бесформенный, антракт – перерыв,
афиша – объявление, бассейн – водоем,
дискуссия – спор, инцидент – случай,
митинг – собрание, оппонировать –
возражать, оранжерея – теплица, турист
– путешественник.

Задание
26.

Замените выделенные иноязычные слова
русскими синонимами. Там, где нужно,
исправьте и другие лексические ошибки.
Запишите исправленный вариант.

1.
В дискуссии необходимо дать приоритет
вопросу о заимствованиях.

2.
Креатив приветствуется. 3. Толерантность
– необходимое условие современных
общественных отношений. 4. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 5. Эффективность режима экономии
во многом зависит от того, насколько
лимитируются финансовые расходы.

6.
Электорат был подготовлен к предстоящим
выборам. 7. Новый сезон открывает хорошие
перспективы дальнейшей эволюции в
области спортивной работы. 8. Идентичное
решение было принято студентами второй
группы.

Задание
27.

Современную речь молодых людей засоряют
часто встречающиеся слова:
как бы, короче, прикинь, по-любому
.
За ними пропадает индивидуальность
личности говорящего. Прочитайте фрагмент
из книги

П.
А. Каблукова «Говорите, пожалуйста,
правильно». Какое негативное влияние
оказывают подобные слова на Вашу речь?

«
В последнее время многие обращают
внимание на широкое распространение
словечка как
бы
.
Все мы хорошо понимаем, что это слово в
его нормативном употреблении выражает
условно-предположительное сравнение.
В разговорной же речи как
бы

указывает на неточность формулировки,
на то, что выбранное не вполне соответствует
мысли говорящего. В сущности, то же самое
значит более длинный оборот если
можно так сказать

или просто так
сказать.

Паразитическое же распространение
этого слова проистекает, как кажется,
из стремления говорящего снять с себя
ответственность за неточность речи:
сказал «как бы» и тем самым как будто
извинился за небрежность.

Репертуар
слов-паразитов меняется, пожалуй,
быстрее, чем многие другие пласты
лексики. «Видите ли», «понимаешь», «на
самом деле»… Что-то уходит, но появляется
новое. Эти всеми гонимые слова-паразиты
играют все же определенную и порой
довольно существенную роль в построении
устной речи. Иногда они маркируют начало
или конец речи («так», «вот»), иногда
дают слушателю понять, что реплика не
завершена, что говорящий хочет сказать
еще что-то (это может выражать даже
растянутая гласная)… Обойтись без таких
слов в устной речи практически невозможно.
Это не значит, что не следует бороться
со всеми этими как
бы.

Бороться, безусловно, нужно. Но цель
должна заключаться не в том, чтобы
исключить из речи все, что кажется нам
на первый взгляд ненужным, а в том, чтобы
такие незначащие элементы не загромождали
речь. Слово превращается в «паразита»,
когда оно вытесняет другие слова. Можно
предложить тем, кто сам осознал, что
злоупотребляет этим как бы, попытаться
вытеснить это словечко для начала
каким-нибудь другим. Ведь если школьник
или студент говорит, что он не пришел
на занятия потому, что «как бы заболел»,
то это звучит комически. Уж лучше «так
сказать».

Вообще,
резкое возрастание частотности какого-то
слова в речи окружающих – это сигнал
опасности. Как только вы заметили, что
слово начинает расширять сферу своего
использования, стоит остановиться и
задуматься. Сейчас, например, слово
достаточно
употребляют и вместо довольно,
и даже вместо очень.

Слово
становится словечком, если у него
вырастают зубы и оно начинает пожирать
собратьев. Что плохого, например, в слове
легко
в значении «без труда»? Однако если оно
поглощает весь синонимический ряд, если
оно начинает употребляться вместо
простого утвердительного да,
то это уже грустно».

Задание

28.

Прочитайте тексты, найдите в них
лексические ошибки и определите их
виды.

День
рождения – источник вдохновения

Традиция
праздновать день рождения зародилась
в незапамятные времена. Считалось, что
злые силы активизируются именно в день
рождения человека, поэтому все члены
семьи и друзья собирались под одной
крышей, чтобы защитить именинника
добрыми мыслями, пожеланиями и подарками.
Вначале торжественные дни рождения
были привилегией королей. Затем к
церемонии подпустили детей: первой
страной, которая начала отмечать детские
дни рождения, стала Германия. В России
дни рождения стали праздниками только
в ХIХ
веке у дворян и богатых купцов.

В
некоторых индейских племенах, а также
в сельских районах Китая кроме дней
рождения отмечают также этапы
поступательного развития человека:
«сидины» — когда начал сидеть, «ходины»
— начал ходить. У многих народностей в
Африке понятие «год» отсутствует,
времена года не слишком различаются
друг от друга, и дни рождения африканцы
празднуют редко: в племени галла – раз
в 8 лет, а в племени кукуйю т того реже –
раз в 13 лет. И раз в 13 лет именинник должен
посадить фиговое дерево, построить
нефиговый дом, родить сына. В России и
в Италии на день рождения именинника
традиционно дергают за уши, в Англии
дают подзатыльника по количеству лет.
В Канаде имениннику мажут кончик носа
маслом или маргарином, чтобы всю жизнь
как сыр в масле катался.

(Из
журнала «Чем развлечь гостей»)

День
Лешего

Государственный
Дарвиновский музей и представители
студенческой молодежи 18 октября с 12.00
до 18.30 устроят День Лешего, или русский
Хэллоуин. Организаторы мероприятия
решили возродить празднование Ерофеева
Дня, когда, по поверьям, Леший и другая
нечисть буйствуют в русских лесах.
Возвращение к древнейшему славянскому
народному фольклору в этот день произойдет
благодаря множеству специальных
мероприятий и концерту фолк-группы
«Медвежий угол». Устроители русского
Хэллоуина обещают закрепить традицию,
сделав праздник ежегодным. «На Ерофея»,
в ночь с 17 на 18 октября, нечистая сила
наводит беспорядки в лесу, оглашает
окрестности жуткими звуками, выворачивает
с корнями деревья и кусты и загоняет
зверей в норы. Так громко и страшно Леший
и его лесные друзья расстаются с «домом»
до весны. В этот день перед гостями музея
появится «виновник торжества»,
пройдут тематические выставки, показы
фильмов «Духи земли» и «Духи
воды», а также конкурсы с призами.

(Из
журнала «Бумеранг»)

Задание
29.

Ответьте на следующие вопросы.

1.
В чем разница между словами «именинник»
и новорожденный? Как вы назовете человека
в день его рождения?

2.
Как правильно спросить: «Который час?»
или «Сколько времени?»

3.
Как правильно спросить: «Кто последний
в очереди?» или «Кто крайний в очереди?»

4.
Чем отличаются слова рынок
и базар?

Что между ними общего?

Выполнив
упражнения, сделайте теоретические
выводы и подготовьте резюме по теме
семинарского занятия.

Задание
на дом
:
Заполните таблицу, приведя не менее
двух примеров каждого вида возможных
лексических ошибок. Рядом предложите
правильные варианты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Регистратор мио ошибка карты памяти
  • Ревит ошибка системы лицензирования 1
  • Реализация механизмов обнаружения и коррекции ошибок
  • Ребята определяли склонение кто допустил ошибку арслан одеяло
  • Реалтек не устанавливается ошибка 0001

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии