Рассказчик рассказал удивительную историю лексическая ошибка

Презентация к уроку «Лексические нормы языка», 5 класс. Предмет — Родной язык

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

План.

1.Понятие о языковой норме.
2. Общее понятие о лексических нормах русского языка.
3. Лексические ошибки и способы их устранения.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Понятие о языковой норме.

Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Понятие о языковой норме.

Различают нормы:
орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
словообразовательные;
лексические;
грамматические ( морфологические, синтаксические);
правописания (орфографические и пунктуационные).

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Общее понятие о лексических нормах русского языка.

Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Лексические ошибки и их устранение.

1.Незнание лексического значения слова.
Например:
Чуб гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
Гарцевать- молодецки ездить верхом.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Исправьте ошибки

Стадо зайцев пронеслось мимо нас.
Стадо –группа сельскохозяйственных животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.
Молодежи нужно повышать свой кругозор.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Лексические ошибки и их устранение.

2.Смешение паронимов.
Паронимы
это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный
Например:
На ней было красное эффективное платье.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Паронимы

Дипломат – это должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант – это лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Отредактируйте предложения.

Папа построил новый каменистый дом.
Мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

Я стану дипломатом музыкального конкурса.
Дипломанты ведут переговоры на Балканах.

Мы уплатили за проезд.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Лексические ошибки и их устранение.

3.Ошибки в употреблении синонимов.
Возвести водохранилище 

Тональный крем — средство декоративной косметики, которое затушёвывает изъяны  кожи (например, веснушки, пятна)

Построить

дефекты

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Составьте предложения со словами второго столбика. Работа в группах

Нарушение лексической сочетаемости.

Неправильно

Правильно

Играть значение
Львиная часть
Одержать успехи

Носить значение
Тратить нервы
Иметь роль

Иметь значение
Львиная доля
Добиться успехов
Одержать победу
Носить характер
Трепать нервы
Играть роль

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Лексические ошибки и их устранение.

4. Тавтология.
Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Отредактируйте предложения.

Из рассказа ровесника мы узнали подробные подробности о его путешествии по Европе.
На классном часу мы вместе совместно с родителями обсуждали будущую поездку на Кавказ.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Самостоятельная работа. Отредактируйте предложения. Укажите вид лексической ошибки

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».
2. Рассказчик рассказал удивительную историю.
3. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры.
4.Практическая работа играет важное значение для усвоения новых знаний по химии.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Проверь себя

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командированных на втором этаже».
2. Рассказчик поведал удивительную историю.
3. Партнер-это участник какого-либо действия, события, игры.
4.Практическая работа имеет важное значение для усвоения новых знаний по химии.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Домашнее задание

Исправьте ошибки
Костёр всё больше распалялся, пылал.
Человек ведёт праздничную жизнь.
Все гости получили памятные сувениры.
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку "Лексические нормы языка"

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке смайликом

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

1.Понятие о языковой норме.
2. Общее понятие о лексических нормах русского языка.
3. Лексические ошибки и способы их устранения.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Понятие о языковой норме.

Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Понятие о языковой норме.

Различают нормы:
орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
словообразовательные;
лексические;
грамматические ( морфологические, синтаксические);
правописания (орфографические и пунктуационные).

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Общее понятие о лексических нормах русского языка.

Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Лексические ошибки и их устранение.

1.Незнание лексического значения слова.
Например:
Чуб гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
Гарцевать- молодецки ездить верхом.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Стадо зайцев пронеслось мимо нас.
Стадо –группа сельскохозяйственных животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.
Молодежи нужно повышать свой кругозор.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Лексические ошибки и их устранение.

2.Смешение паронимов.
Паронимы
это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный
Например:
На ней было красное эффективное платье.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Дипломат – это должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант – это лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Папа построил новый каменистый дом.
Мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

Я стану дипломатом музыкального конкурса.
Дипломанты ведут переговоры на Балканах.

Мы уплатили за проезд.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Лексические ошибки и их устранение.

3.Ошибки в употреблении синонимов.
Возвести водохранилище

Тональный крем — средство декоративной косметики, которое затушёвывает изъяны кожи (например, веснушки, пятна)

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Составьте предложения со словами второго столбика. Работа в группах

Нарушение лексической сочетаемости.

Играть значение
Львиная часть
Одержать успехи

Носить значение
Тратить нервы
Иметь роль

Иметь значение
Львиная доля
Добиться успехов
Одержать победу
Носить характер
Трепать нервы
Играть роль

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Лексические ошибки и их устранение.

4. Тавтология.
Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Из рассказа ровесника мы узнали подробные подробности о его путешествии по Европе.
На классном часу мы вместе совместно с родителями обсуждали будущую поездку на Кавказ.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Самостоятельная работа. Отредактируйте предложения. Укажите вид лексической ошибки

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».
2. Рассказчик рассказал удивительную историю.
3. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры.
4.Практическая работа играет важное значение для усвоения новых знаний по химии.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командированных на втором этаже».
2. Рассказчик поведал удивительную историю.
3. Партнер-это участник какого-либо действия, события, игры.
4.Практическая работа имеет важное значение для усвоения новых знаний по химии.

Родной язык . Презентация к уроку «Лексические нормы языка»

Исправьте ошибки
Костёр всё больше распалялся, пылал.
Человек ведёт праздничную жизнь.
Все гости получили памятные сувениры.
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Конспект урока по родному русскому языку для 5 классаЛексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов

Цели урока: 1) сформировать умение учащихся правильно использовать в своей речи основные лексические понятия; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм.

Обучающая: вспомнить основные лексические понятия; уметь применить их в практической деятельности.

Развивающая: развивать навыки редактирования предложений; развитие устной связной речи.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку посредством лексических особенностей слова.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

II. акт.опорных знаний

Что такое ЛЕКСИКА?

раздел, изучающий звуки речи;

раздел, изучающий правила постановки ударения в словах;

раздел, который изучает морфемы;

раздел, изучающий словарный состав языка.

III. Игра «Угадай-ка».

Подберите общее определение к каждой тройке слов:

СТУК СЛОВА ИМЯ (громкий, лёгкий)

ТРАВА МЁД ДЫМ (густой, свежий)

IV. Работа по теме.

Лексические ошибки при употреблении имени прилагательного

Непонимание значения слова.

Повторим лексические понятия

слова одной части речи, противоположные по значению и разные по написанию и звучанию;

слова одной части речи, сходные по значению, но разные по написанию и звучанию;

слова разные по значению, но одинаковые по звучанию;

однокоренные слова близкие по звучанию, но разные по значению;

VII. Конкурс «Прилагательные во фразеологизмах».

Дать значение фразеологизмам. Составить и записать предложение с одним из них.

Светлая голова- умная

Золотые руки- всё умеет делать, мастер на все руки

Волчий аппетит- прекрасный аппетит, большой

Белая ворона- отличие от других, необычность

Черепашьим шагом- очень медленно

Строить воздушные замки- несбыточные мечты

Вавилонское столпотворение- беспорядок, суматоха

Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ

(неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ) ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ) ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) — Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЕШЬ, ОН ЖЖЕТ, МЫ ЖЖЕМ, ВЫ ЖЖЕТЕ, ОНИ ЖГУТ.

ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЕШЬ, ОН ПЕЧЕТ, МЫ ПЕЧЕМ, ВЫ ПЕЧЕТЕ, ОНИ ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЕШЬ, ОН БЕРЕЖЕТ, МЫ БЕРЕЖЕМ, ВЫ БЕРЕЖЕТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.

СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЕШЬ, ОН СТЕРЕЖЕТ, МЫ СТЕРЕЖЕМ, ВЫ СТЕРЕЖЕТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ :

СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чье-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.

СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? — НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?».

НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ » (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ»). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».

Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ — ОКОНЧИТЬ:

ЗАПОМНИ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».

Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ: Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.

ЗАПОМНИ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.

Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ — ПРИСЯДЬТЕ:

НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА » (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).

Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».

Слова «ЛОЖИТЬ» в русском литературном нормированном языке нет,
поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ»,
«СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются.

ПРАВИЛЬНО следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».

Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:

Глагол с приставкой С(СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идете с крыши автобуса по его поверхности.

Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.

Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ — ПРЕДОСТАВИТЬ: Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)

предъявить (документы, доказательства)».

Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».

Запомни нормативное употребление следующих глаголов: ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД) НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ) ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК

Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени глаголов:

Начальная форма глагола Форма прошедшего времени этого глагола

СОХНУТЬ он СОХ (неправильно СОХНУЛ)

ПРОМОКНУТЬ он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)

ЗАМЕРЗНУТЬ он ЗАМЕРЗ (неправильно ЗАМЕРЗНУЛ)

ОКРЕПНУТЬ он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных

Образование падежных форм имен существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо определённых правил для запоминания написания окончаний имен существительных в И.п. и Р.п. множественного числа.

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных

1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

Урок русского языка в 5 классе. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Скачать:

Вложение Размер
phpcumqp8.doc 99 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе 161

Тема: Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы

Цели: совершенствовать умение определять и исправлять нарушения языковых норм употребления глагола.

1. совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

2. Развивать рефлексивные умения и навыки.

3. Дать возможность проявить чувства находчивости и уверенности в своих силах.

Основные термины: глагол, нормы: орфоэпические, лексические, грамматические

Оборудование: компьютер; медиапроектор; экран; раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.

— Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.

— Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,

— обобщать полученную информацию,

— прогнозировать учебную ситуацию,

— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,

— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,

— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),

— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

— использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,

— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Формирование навыка работы со словарями

Умения определять и исправлять ошибки

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Слайд 2 Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога ХIХ века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?

«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Конечно, это глагол. Запишите высказывание в тетрадь. Как вы понимаете эти слова? Животворит – одухотворяет.

Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи , а как единицу речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».

Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя оценивать за выполненные задания на уроке.

Подготовка класса к работе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Слайд 3 1.Разминка

— Какие понятия мы рассматривали не прошлом уроке?

Слайд 4, 5,6 Определение нормы, орфоэпических и грамматических

Слайд 7 самооценка

2.Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам.

звонить, включить, вручить.

Задание выполняем по рядам.

1 л звонЮ включУ вручУ

2 л. звонИшь включИшь вручИшь

3 л. звонИм включИт вручИт

1 л звонИм включИм вручИм

2 л. звонИте включИте вручИте

3 л. звонЯт включАт вручАт

3.Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

слайд 11 От каких глаголов вы не образовали нужную форму?

Недостаточные глаголы ( победить – одержу победу, убедить – хочу убедить, пылесосить – буду пылесосить, висеть – буду висеть, очутиться – могу очутиться, ощутить – пытаюсь ощутить, задудеть – могу задудеть).

Слайд 12 самооценка

Орфоэпические нормы – устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.

Грамматические нормы – это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Слайд 13Стадия вызова

Ребята, скоро будет последний звонок, а я не знаю, какой наряд ОДЕТЬ или НАДЕТЬ.

Как правильно сказать ОДЕТЬ или НАДЕТЬ?

Какие нормы нужно знать, чтобы правильно употребить глагол?

Формулируют тему, цель и задачи урока

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

Слайд 16.Стадия осмысления.

1. Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу (инсерт)

Учитель: Возьмите простой карандаш.

Прочитайте текст, делая пометки на полях:

Учащиеся читают тексты (приложение 1)

Лексические ошибки обусловлены употреблением слова без учета его точного лексического значения или требования лексической сочетаемости.

НЕОБХОДИМО учитывать ситуацию общения и не допускать употребления в книжной речи разговорных или просторечных слов. Слайды 17-35 Физминутка.

Намечают пути решения задач

Работа по группам

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Цель этапа : усвоение учащимися новых знаний

Вернемся к словам ОДЕТЬ-НАДЕТЬ

Глагол надеть (на кого-либо) обычно имеет при себе прелог на (или его можно подставить). Прямое дополнение при нем обычно выражается неодушевленным существительным: Он взял её руки и надел на палец кольцо.

Слово одеть (кого) обычно сочетается с дополнением без предлога, выраженным одушевленным существительным.

1) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

2) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу. (Правильно нужно употребить глагол надеть)

3) Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.

— Хорошо! Теперь, надеюсь, вы не будете ошибаться, используя глаголы ОДЕТЬ-НАДЕТЬ. И сможете правильно составить предложение.

Я надела платье

Слайд 38,39 Упр.756

1,2,3,4,6) нарушение требования лексической сочетаемости ( глубокое небо, сказали результаты, не щадил ничего; не увидала, как заснула; построили памятник ), правильно: высокое небо; объявили результаты; не жалел ничего; не заметила, как заснула ; установили памятник ; 5) нарушены стилистические нормы, а также нормы грамматические синтаксические ( поженилась Марья с молодцом ), правильно: сыграли Марья с молодцом свадьбу ; 7) употребление слова без учёта его точного лексического значения ( наступила метель ), правильно: началась метель ; 8) употребление слова без учёта его точного лексического значения ( не мог учиться ), правильно: не имел возможности учиться ; 9) употребление в близком контексте однокоренных слов – тавтология ( приблизился ближе ), правильно: подошёл ближе.

источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-rodnomu-russkomu-yaziku-dlya-klassaleksicheskie-normi-upotrebleniya-imyon-suschestvitelnih-prilagatelnih-glago-3471117.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/04/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-pravilnoe-upotreblenie

Исправьте речевые ошибки.

(они неправильные)

В заключении рассказчик рассказал рассказал нам очень смешную историю

Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Исправьте деепричастный и причастный оборот

Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по — гречески

Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на гитаре лопнула струна

Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток.

Вы зашли на страницу вопроса Исправьте речевые ошибки?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Здравствуйте!

Я исправила ошибки, где это было необходимо! Надеюсь, вам понравится мой ответ!

1.Мимо проезжала колонна машин. 2.Сессия приняла решение, направленное на исправление отмеченных недостатков. 3. Знание иностранного языка в профессии переводчика имеет большое значение. 4. В конце своей речи он сделал логический вывод. 5. Это был краткий пересказ текста. 6. Разговор был долгим: говорили о душевном и духовном спокойствии. 7. Мы воспитываем в своих детях желаемые качества. 8. В театре сегодня аншлаг. 9. Я вернусь в мае. 10. Лидер этой партии выступил с заявлением. 11. Надо взглянуть на это глазами потомков. 12. Две команды встретились в юбилейном матче. 13. В заключение рассказчик рассказал еще одну историю. 14. Снег повсеместно начал оседать от влажного оттепельного ветра, пробудившегося в степи с приходом марта. 15. Сегодня был приведен брифинг. 16. Мы весело провели выходные. 17.Это был молодой талантливый  напористый футболист. 18. Пока суть да дело, мы решили прогуляться. 19. Поезд потерпел крушение из-за стрелочника… 20. Я беседовал с инженером, у которого большой опыт работы на производстве.

Лексические нормы

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

— Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра,
завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя,
красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

— Выдающийся литературовед, историк
культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека
– его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием?

Действительно, через язык выражается вся
сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную
пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному
через слово.  Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».

ЗАПИСЬ ТЕМЫ


Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем
способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность
выбора слова;

                                                 2)
уместность его использования в общепринятых в языке

                                              
сочетаниях.

Нарушение лексических норм приводит к
ошибкам. Составим таблицу.

  №

Вид ошибки

Примеры

1

Смешение паронимов

П — это слова, сходные по звучанию и морфемному
составу, но различающиеся лексическим значением. 

Письмо отправили  адресанту по
почте
.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

— Выполним упр. 115 устно.

1.Мы подготовили/приготовили
домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй
иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить
правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень
дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в
спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под
заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный
стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту
русской души.

Пояснение

1)Провести предварительную работу для
осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности
к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л.,
употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным
для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т.
п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство,
процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других;
основной.

Содержащий заглавие.

6)Фамилия, собственноручно написанная под
чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

 Декоративная живопись на стенах,
потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении
власти, авторитету. 

Пользующийся
авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) Поперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Вид
ошибки

Примеры

2

Лексическая
несочетаемость

Ужасно красивый
костюм

(слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее
сказать: очень красивый костюм).

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

КАРТОЧКА

  1. Желание
    сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор
    увеличивает впечатление о герое.
  3. В
    окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература
    играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4
предложении.
 

Вид
ошибки

Примеры

3

Тавтология

Т — 
повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. 

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация.
(Слова
сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

4

Плеоназм

П
—  излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет.
(Автопортрет
– портрет самого себя.)

— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

КАРТОЧКА

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У
него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине. П

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Дополнительно:

Объясните
знаки препинания в 1 предложении.

Вид
ошибки

Примеры

5

Употребление
фразеологизмов

Ф
– устойчивые сочетания. 

В спорте большое значение играет регулярная
тренировка.
(Правильно: играет роль или имеет значение)

— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением)
фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для
ассоциативных преобразований.

КАРТОЧКА

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить
(ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми
нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и
отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его
увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали
уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки).
7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Пояснение

Дифира́мб —
жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом
значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле. 

Дополнительно:

Объясните
значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Что нового узнали на уроке?

— Где можно применить таблицу «Речевые
ошибки»?

 На уроках русского языка, при написании
сочинений и  ,конечно, при  подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для
развития культуры речи.


Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему
поднимает поэт?  Что вы думаете о будущем русского языка?

        
 Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

        
 Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

         
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

         
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

         
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

         
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в
разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший
довольно широкую нишу в западной

  1. Домашнее задание:
    учить таблицу, упр. 117.

Задание
1

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

2.Автор
увеличивает впечатление о герое.

3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.

Задание
2

Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У
него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Задание
3

Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить

 под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Задание
1

Исправьте
ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

1.Желание
сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

2.Автор
увеличивает впечатление о герое.

3.В
окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

4.Литература
играет очень большое эстетическое значение.

Задание
2

Найдите
случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать
нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У
него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует
сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант
цен вывешен на витрине.

5. В
заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

6. Между
природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Задание
3

Найдите
в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (смешением) фразеологизмов.
Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных
преобразований.

1.
Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 2. Нельзя всех мерить

 под
одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто белыми нитками. 4. Когда я думаю о
том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне
сердце на части. 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто
развешивали порой рты. 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 7.
Мы за нашим директором как за каменной спиной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Рассказчик рассказал какая ошибка
  • Рассказать рассказ лексическая ошибка
  • Распространенные ошибки туристов
  • Расправляемые паруса сильным ветром ожили исправить ошибки
  • Распространенные ошибки трейдеров

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии