Пути предупреждения медицинских ошибок

Дата публикации: 04.04.2016
Просмотров: 1650

Медицинские ошибки являются одной из ведущих причин смертности и инвалидности. По оценке Института медицины США от 44.000 до 98.000 человек умирает ежегодно в больницах США вследствие медицинских ошибок. Правительственные агентства, организованные группы потребителей медицинских услуг и врачи ведут совместную работу, для того чтобы сделать систему медицинской помощи более безопасной.

Как можно защитить себя от медицинских ошибок?

Наиболее эффективный способ защитить себя от медицинских ошибок — стать активным участником команды, предоставляющей вам медицинскую помощь. Это значит — участвовать во всех решениях имеющих отношение к вашему медицинскому обслуживанию. Исследования показали, что пациенты, принимающие более активное участие в медицинском обслуживании, достигают существенно лучших результатов.

Информируйте обслуживающий вас медицинский персонал.

  • Убедитесь что все врачи, принимающие участие в вашем лечении, информированы обо всех принимаемых вами медицинских препаратах. Это относится как выписанным вам врачом, так и к безрецептурным препаратам, пищевым, биологически активным добавкам, травам и витаминам. Не реже раза в год приносите все принимаемыми вами препараты на прием к врачу.
  • Убедитесь в том, что ваш доктор знает обо всех имеющихся у вас аллергических и побочных реакциях на лекарственные препараты. Это поможет избежать назначения препаратов, которые могут повредить вам.
  • Убедитесь, что весь медицинский персонал, участвующий в вашем лечении, имеет важную медицинскую информацию в полном объеме. Не следует быть уверенным в том, что все знают все, что необходимо. Информация о ваших лекарствах должна быть полностью понятна вам.
  • Старайтесь получить эту информацию как во время назначения лечения врачом, так и при получении препарата в аптеке. Вопросы о назначенном вам лечении, на которые вы должны получить ответ, приведены ниже.
  • Старайтесь получить печатную информацию о возможных побочных эффектах, причиной которых может быть назначенное вам лекарство. Если вы будете знать о том, что может произойти, вы будете готовы к этому. Таким образом, вы сможете сообщить о возникшей проблеме немедленно и получить помощь до того, как положение ухудшится.
  • Убедитесь в том, что вы можете прочитать и понять сделанные врачом назначения. Если вы не в состоянии разобрать написанные врачом от руки назначения и рецепт, скорее всего фармацевт (сотрудник аптеки) также не сможет этого сделать.

Вопросы о вашем лекарстве

  • Для чего нужно это лекарство?
  • Как я должен его принимать и сколько времени?
  • Какие побочные эффекты у него могут быть? Что делать если они возникнут?
  • Безопасно ли принимать этот препарат одновременно с другими принимаемыми мной препаратами (назначенными врачом и безрецептурными) или пищевыми добавками?
  • Какие продукты питания, напитки или виды деятельности я должен избегать в течение курса лечения?

Поговорите со своим фармацевтом

  • Если вы приобретаете препарат в аптеке, спросите лишний раз тот ли это препарат который назначил ваш доктор. В исследовании Массачусетского фармацевтического колледжа было обнаружено, что 88% (!) медицинских ошибок вызвано приемом ошибочного препарата или неправильной дозировкой.
  • Если инструкция на ярлыке назначенного вам препарата вызвала у вас вопросы, задайте их. Медицинские ярлыки иногда трудны для восприятия. Например, обязательно уточните «четыре раза в день» означает принимать препарат с интервалом 6 часов в течение суток или только в течение светового дня.
  • Попросите у вашего фармацевта порекомендовать вам наилучшее приспособление для измерения жидких лекарственных препаратов. Также спросите, если вы не уверены в том, как правильно пользоваться этим приспособлением. Исследования показали, что многие люди не знают, как правильно измерять жидкие лекарства. Например, многие используют домашние чайные ложки, объем которых часто не соответствует общепринятому стандарту.

В стационаре

  • Если у вас есть возможность выбора, выберите стационар, в котором необходимая вам процедура или операция делается часто. Исследования показывают, что удается достичь лучших результатов лечения в стационарах, оказывающих большой объем услуг большому количеству пациентов в лечении конкретной патологии.
  • Находясь в стационаре, не стесняйтесь интересоваться у медицинских работников, непосредственно участвующих в вашем лечении, обработали ли они руки перед проведением вам тех или иных процедур. Обработка рук является важным способом предотвращения распространения инфекции в стационаре.
  • При выписке из стационара попросите вашего доктора подробно объяснить дальнейший план лечения, которого вам будет необходимо придерживаться. При этом узнайте подробно всю информацию о назначенных вам препаратах и выясните критерии, по которым вы узнаете, что можно возвращаться к обычной активности. Исследования продемонстрировали, что при выписке врачи уверены, что пациенты знают значительно больше о том, что они должны делать по возвращении домой, чем это есть на самом деле.

Перед операцией

Если вам предстоит операция, убедитесь что вы, ваш доктор и хирург пришли к полному согласию о том, что именно вам необходимо сделать. Проведение операций на противоположной, не требующей лечения стороне (например, операция на левом колене вместо правого) случается редко. Но для вас даже один раз уже слишком много. Хорошая информация состоит в том, что оперирование с неправильной стороны может быть предотвращено в 100 процентах случаев. Американская Академия Ортопедических Хирургов советует хирургам ставить свою подпись непосредственно над областью, где планируется операция до того, как пациент попадает в операционную.

Считайте себя ответственным за свое медицинское обслуживание

  • Не молчите, если у вас есть вопросы или сомнения. У вас есть право задавать вопросы каждому лицу, участвующему в оказании вам медицинской помощи.
  • Убедитесь в том что, кто-нибудь компетентный и заслуживающий доверия, например ваш личный доктор, координирует ваше медицинское обслуживание. Это особенно важно, если у вас имеется несколько сопутствующих заболеваний или вы находитесь в стационаре.
  • Попросите члена вашей семьи или вашего друга быть рядом и выполнять функцию вашего представителя (человека, который будет принимать решения и говорить за вас, если вы будете не в состоянии). Даже если вы думаете, что его помощь в настоящее время вам не нужна, в дальнейшем она может вам понадобится. Узнайте как можно больше о вашем заболевании, диагностических процедурах и методах лечения, рекомендуемых вам вашим доктором.
  • Не забывайте выяснить, зачем вам необходимо проведение этих анализов и этого лечения и как они могут помочь вам. Помните, что «больше» не всегда значит лучше.
  • Если вам проводилось обследование, не считайте что отсутствие информации это лучшая информация. Обязательно выясните результаты обследования.
  • Спрашивайте вашего доктора и медицинскую сестру, используйте другие надежные источники для получения дополнительной информации о вашем заболевании и предлагаемом лечении. Например, лечебные рекомендации, основанные на последних научных подтвержденных клиническими исследованиями данных доступны в Национальной организации по сбору, хранению и классификации Медицинских Руководств. Спросите своего доктора, основано ли предлагаемое вам лечение на последних научных достижениях?

Cтатья подготовлена с использованием информации, предоставленной  Американской Академией Семейных Врачей.

Есть вопросы?

Оставьте телефон –
и мы Вам перезвоним

Доктор сети клиник "Семейный доктор"

Записаться на прием

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Медицинская
наука на протяжении всей истории своего
развития разрабатывала и внедряла
способы предотвращения врачебных
ошибок, которые сводятся к следующему:

1.
УЧЕНИЕ. Еще «Врачебный Устав России»
19 века предписывал – «Когда медицинским
начальством будет признано, что врач
по незнанию допускает явные ошибки, то
им воспрещается практика. Доколе они
не выдержат нового испытания и не получат
свидетельства в надлежащем знании
своего дела.….».

2.
КОНСИЛИУМЫ. Появление консилиумов можно
объяснить как меру предупреждения
врачебных ошибок. Бог Конс в Древнем
Риме считался покровителем зрелых
колосьев и зрелых мыслей. Опытные врачи
давали советы, но ответственность за
жизнь больного нес и несет только лечащий
врач.

3.
КЛИНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Со
времен Гиппократа в медицине появилось
так называемое клиническое обучение (
от греч. – постельный). Но долгое время
будущий врач являлся статистом и
зрителем в медицинском театре (по
аналогии с анатомическим театром).
Подлинное клиническое обучение появилось
в Европе в конце 18 в., а в Московском
ун-те в 19 в. С тех пор опытные клиницисты
обучают студентов старших курсов или
молодых врачей новейшим способам
диагностики и лечения.

4.
КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.
Для предупреждения ошибок наиболее
сложные случаи разбираются на клинической
конференции. В 1761 г. вышел классический
труд итальянского врача Дж. Морганьи
«О местонахождении и причинах болезней,
открываемых посредством рассечения»,
положивший начало патанатомии как
науке, ее развитие привело к созданию
прозекторской службы, которая помогала
не только установить, что послужило
причиной смерти, но и выявить, на каком
этапе была допущена диагностическая
или тактическая ошибка. Кафедры
патологической анатомии появляются в
Европе и в России в первой половине 19
в. Надежды на то, что с помощью патанатомии
количество ошибок снизится значительно
оправдались не полностью. Наука и
практика не всегда шагают в ногу. В 1793
г. выдающийся немецкий терапевт Гуфеланд
писал– «Никогда еще состояние медицины
не было так совершенно, так всеобъемлюще,
так развито, как теперь». В то время
средняя продолжительность жизни
составляла 30 лет, а смерть от аппендицита
или туберкулеза считалась столь же
неизбежной, как от чумы или холеры.

Во
второй половине 19 века медицина сделала
стремительный рывок, но научно-технический
прогресс в здравоохранении обгоняет
совершенствование нравственных норм
и этическую подготовку специалистов.
Медики переместили центр внимания с
исцеления на роман с бездушной технологией.
Это увеличивает доходы. Проводить много
времени у постели пациента считается
«неэкономичным».

В
ответ на падение нравственности в
медицине появилась новая форма борьбы
с ошибками – этические комитеты.

5.
ЭТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ.

За
рубежом ни один суд не примет иск к врачу
без заключения этического комитета,
которые являются новыми структурами
в здравоохранении, защищающими интересы
как пациентов, так и врачей.

В
заключении следует отметить, что для
анализа и оценок человечес­ких ошибок
в медицине целесообразно ввести 5-бальную
оценку их опасности — от 1 балла (самые
лёгкие ошибки), до 5 — самые опасные.

Подсчитано,
что 1% всех ошибочных действий, выполненных
у каждого больного, это человеческие
ошибки. 46% всех ошибок совершили врачи,
а 54% — сестры, но на долю врачей приходится
только 5% всех дейст­вий, выполненных
в палате. Характерно, что 37% всех устных
распо­ряжений заканчивались
человеческими ошибками.

Одной
из важных причин человеческих ошибок
является недостаточная
квалификация

персонала, другой — плохая
передача информации

от принима­ющего решение врача до
исполнителей (сестра или другой врач)
и обратно. Третья важная причина —
усталость
персонала,

в том числе из-за нерацио­нальной
организации труда.

В
предупреждении ошибок важное значение
име­ет цветная маркировка проводов,
шлангов, диагнос­тических и лечебных
приборов, шприцев, ампул, трансфузионных
препаратов.

Один
из надёжных способов сокращения
челове­ческих ошибок является введение
стандартов.

Напомним,
что врач может навредить как дей­ствием,
так и бездействием. Для уменьшения такой
возможности во всех крупных больницах,
особенно университетских клиниках, за
рубежом принято составление кратких
мануалов (руко­водств), в которых
приведены краткие сведения по наиболее
распространенным болезням, диагности­ческие
алгоритмы и стандарты обследования,
тера­пии, учитывающие конкретные
местные диагности­ческие и терапевтические
возможности; в них обычно приводят и
описания выполнения основных
диагностических процедур, дозы
медикаментов, различные прописи,
справочный материал.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Третья причина смертности в Америке — медицинские ошибки. Официальная статистика Минздрава пугает не меньше: в России из-за врачебных ошибок ежегодно умирает семьдесят тысяч человек. К сожалению, такие ошибки — неотъемлемая часть медицины. Врачи — обычные люди, а людям свойственно ошибаться.

В книге «Неидеальная медицина» терапевт с 25-летним опытом Даниэль Офри предлагает свой взгляд на то, кто виноват и что делать, когда в больнице что-то идет не так. Что важно, Офри уверена: пациент может помочь врачам избежать опасных ошибок. Вот что, по мнению доктора Офри, может сделать каждый из нас, чтобы свести риск медошибки к минимуму.

Знать свой анамнез

Запишите все перенесенные операции и тяжелые заболевания. Перечислите аллергии. Перечень должен быть простым и четким. Исключение — сложные процедуры, например химиотерапия или пересадка органов. Тогда лучше описать мельчайшие подробности лечения.

Берите этот список на прием к каждому врачу. С ним доктор сразу увидит анамнез и поймет, на что у вас аллергия, а что категорически противопоказано из-за болезни.

Следить за списком лекарств

Если вы пьете лекарства, составьте еще один список и укажите точную дозировку. Часто врачи меняют назначения: вносите поправки в чек-лист. А лучше сложите таблетки в один пакет и всегда носите их на прием. Вот что говорит об этом доктор Офри:

«Думаю, этот метод очень эффективный. Другие врачи могут назначить моему пациенту дополнительные лекарства или вызванный на дом доктор может изменить дозировку. Об этом мне никак не узнать самой, а так все сразу понятно! Если вы принимаете пищевые, растительные добавки или безрецептурные препараты, тоже берите их на прием».

Мыть руки и просить медперсонал о том же

Чтобы предупредить нечаянные инфекции, мойте руки прямо в больнице. И следите, чтобы каждый медик делал то же, перед тем, как к вам прикасаться. Если понадобится, пошутите, сыронизируйте, но будьте настойчивы.

«Сделайте все возможное, чтобы не подпускать к себе кишащие микробами руки, пока они не будут вымыты с мылом или обработаны дезинфектантом».

Говорить с врачом напрямую

Снизить вероятность медицинской ошибки помогает общение. Рассказывайте врачу все, что считаете нужным. Если весь прием медик не отрывал глаз от компьютера, вы имеете полное право вежливо на это указать. Например, так: «Я понимаю, надо занести все в компьютер, но уделите мне минутку внимания, я быстро расскажу самое важное». Задавайте вопросы, уточняйте, выражайте сомнения.

«Когда медик говорит: «Мне кажется, у вас Х», спросите: «Почему вы так считаете?» Это поможет понять, насколько полученные данные убедили — или не убедили — врача. Затем спросите: «А это может быть что-то еще?» Так вы узнаете, что показала исключающая диагностика».

Просить близких о помощи

Мы не можем следить за тем, что творится вокруг, когда трудно дышать, выворачивает наизнанку или сломаны кости. Поэтому если состояние тяжелое, соберитесь с силами и попросите о помощи близкого человека. Такой человек может снизить вероятность врачебной ошибки, расспрашивая медиков вместо вас и записывая все, что происходит. Какой диагноз? Для чего нужно это лекарство? На какую побочку обратить внимание? О чем говорит результат сегодняшнего анализа? Зачем назначили МРТ? И так далее.

Задавая вопросы и конспектируя, человек зафиксирует диагностику и детали лечения. А если что-то пойдет не так, его записи помогут воссоздать хронологии событий.

«Сам факт, что врачи разъясняют каждый шаг, поможет избежать распространенных ошибок. Скорее всего, в отделении вашего помощника будут считать самым надоедливым родственником, но это нормально. Всегда можно оставить коробку печенья, чтобы успокоить затронутое эго».

Как могут предупредить ошибку сами врачи? Что делать, если ошибка уже случилась? Как пациентов защищает закон? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге «Неидеальная медицина. Кто виноват, когда в больнице что-то идет не так, и как пациенту при этом не пострадать». Заказать ее можно по ссылке.

Расскажите всем, какую интересную статью вы нашли!

  • Архив журнала
    /
  • 2018
    /
  • №5

Врачебные ошибки: характер, причины, последствия, пути предупреждения

DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2018.5.109-115

Г.Б. Федосеев

Кафедра госпитальной терапии им. акад. М.В. Черноруцкого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

В статье рассмотрена проблема, актуальная для врачей любых специальностей. Из-за чего чаще всего происходят врачебные ошибки? Какие из них наиболее типичны и распространены? Какие меры необходимы для уменьшения их риска и повышения качества медицинской помощи?
Уважаемые читатели! Призываем вас поделиться своими профессиональными соображениями по этой теме. Напишите нам, и наиболее интересные мнения будут напечатаны в рубрике «Приглашаем к дискуссии».

Ключевые слова: врачебные ошибки, комплаентность, ятрогения

Литература


  • Акопов В.И., Маслов Е.Н.. Право в медицине. – М., 2002. – 352 с.
  • Врачебные ошибки (дискуссия за круглым столом) 16 марта 2017 г. https://otr-online.ru/programmy/prav-da/vrachebnie-oshibki-25430.html
  • Заседание коллегии Следственного комитета России по вопросам организации работы по расследованию ятрогенных преступлений в 2016 г. http://www.interfax.ru/russia/530428
  • GBD 2013 Mortality and Causes of Death Collaborators. Global, regional, and national age-sex specific all-cause and cause-specific mortality for 240 causes of death, 1990-2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013. Lancet. 2015 Jan 10; 385(9963): 117–171. Published online 2014 Dec 18. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61682-2
  • Blendon R.J., Des Roches C.M., Brondie M. et al. Views of practicing physicians and the public on medical errors. New Engl. J. Med. 2002; 347: 1933–40.
  • Makary M.A., Daniel M. Medical error-the third leading cause of death in the US. BMJ. 2016 May 3; 353: i2139. doi: 10.1136/bmj.i2139.
  • La Pietra L., Calligaris L., Molendini L. et al. Medical errors and clinical risk management: state of art. Acta. Oto. rhinolaryngol. Ital. 2005; 25(6): 339–46.
  • Дворецкий Л.И. Путешествие в страну ятрогения (Сообщение 2). Архив внутренней медицины. 2017; 7(3):1 65–70.
  • Яковлев В.М., Ягода А.В. Взгляд клинициста на дегуманизацию отношений «врач-пациент». Архив внутренней медицины. 2015; 5(13): 32–34.
  • Вебер В.Р., Рубанова М.П., Сухенко И.А.. Синдром эмоционального выгорания у практических врачей разных специальностей. Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2006; 4: 69–71.
  • Вотчал Б.Е. Очерки клинической фармакологии. М., 1965. 430 с.
  • Об авторах / Для корреспонденции


    Глеб Борисович Федосеев, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, кафедра госпитальной терапии им. акад. М.В. Черноруцкого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад.
    И.П. Павлова. 197022. Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, 6/8, к. 10. Тел.: Тел: +7 (812) 499-71-88.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Путешествовать работа над ошибками
  • Путешествуя я всегда веду дневник ошибка
  • Путем проб и ошибок фразеологизм
  • Пути предупреждения грамматических ошибок
  • Путешественник рассказал цель своего приезда исправить ошибку