Проявить внимание к кому либо лексическая ошибка

Материал к заданию 20 ЕГЭ русский язык

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Перепишите предложения, устранив нарушения лексических норм.

В скобках укажите тип допущенной лексической ошибки.
1. Во время археологических раскопок на территории собора были найдены интересные находки. 2. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего века. 3. Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 4. Личность трупа в настоящее время устанавливается. 5. Они уклоняются от налогов. 6. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 7. Вопрос об ущемлении прав – это размышление для судов. 8. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 9. 14 июня 2006 г. из кассы № 2 магазина № 50 был совершен грабеж денег. 10. Иванову предлагается добровольно исполнить исполнительный лист. 11. Окна так и остались бы незастекленными, если б наш бригадир не выбил стекла в главке. 12. В своей речи нам необходимо пользоваться нормами языка. 13. Они проникли в квартиру путем выбивания двери. 14. Человек должен отвечать за нормы современного литературного языка. 15. Лицо, произносящее речь с некорректным применением ударения, становится менее интересным для слушающей его аудитории. 16. В такую погоду машины потеряли ориентировку. 17. У меня возникают идентичные ощущения.

1. ..были найдены интересные ПРЕДМЕТЫ (ошибка — «найдены находки», тавтология) .
2. Оставить одно из двух: либо актуальная, либо животрепещущая (слова обозначают одно и тоже и являются синонимами) .
3. Убрать «мертвый» (тавтология, труп и так мертвый! )
4. Личность УМЕРШЕГО.
5. ..от УПЛАТЫ налогов.
6. Убрать «достигнутые» (достигнуть можно успехов, но не недостатков) .
7. Переформулировать фразу «размышление для судов».
8. Убрать «старых» («ветеран» уже по сути подразумевает зрелый возраст) .
9. ..были украдены деньги (нельзя совершить грабеж ИЗ ч. -л. )
10. «Исполнить исполнительный. » — тавтология.
11. Окна в главке так и остались бы незастекленными, если бы бригадир не разбил окно (иначе смысл искажается) .
12. ..СОБЛЮДАТЬ нормы языка (нормы нельзя исполнить) .
13. ..ВЫБИВ ДВЕРЬ («путем выбивания» — речевая ошибка, так не говорят) .
14. ..за СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ. .
15. Человек, делающий ошибки в ударении. .
16. ..ОРИЕНТАЦИЮ (слово «ориентировка» имеет другое значение) .
17. Я ИСПЫТЫВАЮ ПОХОЖИЕ ощущения.

источники:

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

http://sprashivalka.com/tqa/q/2281234

43. Правильно построены сочетания :

1.

Превосходство над кем — либо

2.

Преимущество над чем — либо

3.

Проявить внимание к кому — либо

4.

Оплатить за учебу

5.

Заплатить за учебу.

На этой странице находится вопрос 43. Правильно построены сочетания :1?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся студенческий. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

МБОУ СОШ №2

Урок по русскому языку для 9 класса.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Учителя русского языка и литературы

Козаченко Марины Леонидовны.

г. Темрюк.

2013г.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
  2. Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
  3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.

Оборудование урока:

  1. Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
  2. Раздаточный материал для групповой работы.
  3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
  4. Выставка лексических словарей.
  5. Фломастеры красные и синие.

Ход урока.

  1. Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».
  1. Способный легко растрогаться, расчувствоваться.
  2. Придать чему- нибудь окончательную и необходимую форму.
  3. Отзывчивый, гуманный.
  4. Умильный, слащавый в обращении.
  5. Громадный, свойственный титану.
  6. Человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
  7. Непринуждённый, натуральный.
  8. Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра.
  9. Очарование, притягательная сила.
  10. Человек, легко возбудимый с быстрой сменой эмоций.
  11. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею. А также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Ответы:

  1. сентиментальный.
  2. оформить.
  3. человечный.
  4. елейный.
  5. титанический.
  6. аскет.
  7. естественный.
  8. меланхолия.
  9. обаяние.
  10. сангвиник.
  11. тезис.

1

2.Знакомство с темой урока.

Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.

Сочетаемость – способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи.

3. Слово учителя.

Познакомиться со статьёй «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ» из «Энциклопедического словаря юного филолога».

Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей:

Согласование прилагательного- определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).

Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.

Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса. А только с некоторыми. Например, существует класс слов. объединяющих общим смыслом множество, совокупность: стадо, табун, стая, рой, косяк, орда и т.п.

При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов.

Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц или волков, рой пчёл, косяк рыбы и т.п.

Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но внутри одного языка – в разные эпохи его развития.

4. Знакомство с другими лексическими словарями и справочниками.

Учитель знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Словарь русского языка».
  2. В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь».
  3. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. «Словарь трудностей русского языка».
  4. Д.Э. Розенталь. «Справочник по русскому языку. Управление в русском языке».
  5. Д.Э. Розенталь. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».

2

5. Найдём предложения, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.

  1. Поэма «Мёртвые души» оказала на меня просто неизгладимое впечатление.
  2. Ноздрёв сыграл большую роль в этой истории.
  3. Это не играет никакого значения.
  4. У него особая стать жизни.
  5. Манилов любит жену.
  6. Поэма поможет читателям получить мнение о России XIX века.
  7. Манилов продал мёртвые души Чичикову.
  8. Чичиков не подсчитывал убытки.
  9. Ноздрёв не уделяет внимание семье.
  10. Чичиков придаёт большое значение сбору мёртвых душ.

Ключ: 1,3,4,6,10.

  1. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).

Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

« И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь. И всё летит… Эх тройка! птица тройка, кто тебя выдумал7 знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябят тебе в очи.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  1. Редактирование.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель, выбранный из числа членов группы.

1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из биографии Гоголя и проанализировать.)

2-я группа: Писатель уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)

3

3-я группа: В «Мёртвых душах» автор чётко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. ( Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мёртвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)

4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. ( Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)

5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мёртвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мёртвые души.)

6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай в уме. Искажён фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай с ума.)

8. Обобщение изученного.

Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»

9. Домашнее задание.

Найдите словосочетания, которые построены правильно:

  1. преимущество над чем-либо.
  2. роль стали играть.
  3. беспокоиться за сына.
  4. подвести результат.
  5. проявить внимание к кому-либо.
  6. превосходство над кем-либо.
  7. уделить внимание к кому-либо.
  8. оплатить за проезд.
  9. заплатить за проезд.
  10. поднять тост.

М.Л. Козаченко,

Краснодарский край

 г. Темрюк.

4

         —          

Задание 6

Вариант 2

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой  архитектор.

2. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства. 

3. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности. 

4. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих. 

5. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине. 

6. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.

7. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов. 

8. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом. 

9. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности. 

10. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью. 

11. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества. 

12. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание. 

13. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением.

14. Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.

15. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь. 

Ответы:

1 – разработал (создал) проект

2 — увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества 

3 — вину – загладить вину, брать ответственность 

4 — заслужить – заслужить уважение 

5 — играли – играть первую скрипку 

6 — проявить – проявить заботу, оказать внимание 

7 — создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса 

8 – неожиданным — неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть 

9 — выдвинуть – выдвинуть гипотезу 

10 — нанести – нанести вред, оказать влияние 

11 — произведений – отрывки из произведений 

12 — принимать – принимать во внимание 

13 — закадычный – закадычный друг, заядлый картежник 

14 – случай произошёл 

15 — принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие 

Тестовые задания

1.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
шампУры

2.
избАлованный

3.
катАлог

4.
позвонИт

5.
тОрты

6.
кофе-латтЕ

7.
договОр

8.
сливОвый

2.
Правильным является произношение
слов:

1.
[беспрецендентный] 5.
[гренадер]

2.
[афера] 6.
[грейпфрукт]

3.
[дермантин] 7.
[эскалатор]

4.
[мукулатура] 8.
[светопредставление]

3.
Правильным является написание слов:

1.
программный 5.
кристальный

2.
компромисный 6. финский

3.
пятибальный 7.
кристаллический

4.
норманнский 8.
кристалльный

4.
Склоняются фамилии:

1.
Василий Лановой 5. Леонид
Гайдай

2.
Эрнест Хемингуэй 6. Наталия
Герцен

3.
Альбер Камю 7. Зоя
Гайдай

4.
Александр Лукашенко 8. Алексей
Крученых

5.
Форма родительного падежа множественного
числа является правильной у имен
существительных:

1.
таможень

2.
шпингалетов

3.
чулок

4.
носок

5.
апельсинов

6.
мандарин

6.
Равноправными вариантами являются
падежные формы:

1.
договоры — договора 4.
директора — директоры

2.
кремы — крема 5.
гардемаринов — гардемарин

3.
дверьми — дверями 6.
клапаны —
клапана

7.
Имена числительные использованы
правильно:

1.
стоимость пальто от девятиста пятидесяти
рублей

2.
достаточно четырехсот шестидесяти
восьми килограммов

3.
обратиться к восьмисот девяносто двум
зрителям

4.
дом с четырьмя комнатами

5.
дом находится в полутора километрах
от станции

8.
Правильно построены словосочетания:

1.
находиться в Гусь-Хрустальном

2.
жить в Каменец-Подольске

3.
виднеться за Москвой-рекой

4.
укрыться плащом-палаткой

5.
подготовиться к восьмому марту

6.
гулять во Владимир-Волынском

7.
отдыхать в Сочах

9.
Правильным является написание частиц
в предложениях:

1.
Чем ты ни молодец?

2.
Где только мы не бывали!

3.
Нельзя не упомянуть о ваших заслугах.

4.
Что не скажет, все в точку!

5.
После происшествия он остался ни жив
ни мертв.

6.
Доехали уже чуть ли не под вечер.

10.
Правильным является сочетание слов:

1.
играть роль

2.
заслужить известность

3.
придавать внимание

4.
одержать победу

5.
поднять тост

6.
уморить червячка

7.
пускать пыль в глаза

8.
положить в долгий ящик

11.
Правильно построены словосочетания:

1.
согласно распоряжения

2.
управляющий банка

3.
иск против предприятия

4.
соответственно положению

5.
заведующий кафедрой

6.
отдать предпочтение перед победителем

12.
Синонимами имени прилагательного
высокомерный
являются:

1.
гордый 5. себялюбивый

2.
важный 6. чванливый

3.
спесивый 7. надутый

4.
эгоистичный 8. зазнавшийся

13.
Правильные сочетания паронимов
наложить
и
положить
со
словами:

1.
положить на себя руки

2.
положить раненого

3.
положить повязку

4.
положить запрет

5.
наложить позолоту

6.
наложить гарнир на тарелку

14.
Ударение на первый слог падает в
словах:

1.
ряженый

2.
книксен

3.
розлив

4.
щавель

5.
звонит

6.
(всё)
включено

15.
Имя прилагательное «
кислый»
употреблено в переносном значении в
следующих сочетаниях:

1.
кислое яблоко 4.
кислое настроение

2.
кислая картошка 5.
кислое выражение лица

3.
кислое тесто 6.
кислая среда

16.
Антонимами являются пары слов:

1.
веселье – горе

2.
упрек –
похвала

3.
зной – прохладный

4.
помнить – забвение

5.
кошка – собака

6.
холодно – горячий

17.
Правильная форма имени существительного
родительного падежа мужского рода в
следующих словах:

1.
валенок

2.
чулков

3.
носков

4.
ботинок

5.
погонов

6.
эполет

18.
Правильные формы имен существительных
родительного падежа мужского рода:

1.
яблоков

2.
апельсинов

3.
помидор

4.
мандарин

5.
томатов

6.
дел

19.
Имена существительные, образующие
имена прилагательные с помощью суффикса
ск:

1.
матрос

2.
сентябрь

3.
немец

4.
вес

5.
рыбак

6.
низ

20.
Правильно образована форма множественного
числа родительного падежа имен
существительных:

1.
анчоусов

2.
гландов

3.
браслетов

4.
очисток

5.
консервов

6.
чулков

7.
дебат

21.
Соответствие имен существительных и
имен прилагательных:

1.
помещение 1. дымный

2.
головня 2.
дымовой

3.
завеса 3.
дымчатый

4.
игрушка 4.
дымковский

5.
кот 5.
дымящийся

22.
Нормативным является ударение в
словах:

1.
пулОвер 6.
обеспЕчение

2.
отходнАя (молитва) 7. жАлюзи

3.
средствА 8. лЕска

4.
мизантрОпия 9.
избалОванный

5.
хлопчАтый 10. щАвель

23.
Именами существительными мужского
рода являются слова:

1.
куль

2.
дурь

3.
шампунь

4.
толь

5.
путь

6.
медаль

24.
Именами существительными среднего
рода являются слова:

1.
какао

2.
кафе

3.
кольраби

4.
авеню

5.
сирокко

6.
бра

25.
Синонимы к слову
бурлить:

1.
клокотать

2.
источать

3.
кипеть

4.
бушевать

5.
дымиться

6.
гневаться

26.
Антонимы к
слову
уступать

27.
Два нормативных варианта ударения
имеют слова:

1.
обеспечение

2.
щавель

3.
творог

4.
апостроф

5.
мышление

6.
гренки

28.
Склоняются следующие фамилии:

1.
Александр Живаго

2.
Владимир Станкевич

3.
Нина Коршук

4.
Чарльз Дарвин

5.
Джек Лондон

6.
Алексей Кузьменко

29.
Слова, заимствованные из английского
языка:

1.
дилер

2.
бизнес

3.
бутик

4.
дистрибьютер

5.
ландо

6.
нокаут

7.
стенд

8.
хаос

9.
жалюзи

30.
Имеют парный глагол совершенного
вида:

1.
составить 5.
ранить

2.
исследовать 6.
рекомендовать

3.
замечать 7.
наследовать

4.
помогать 8.
посещать

31.
Форма множественного числа на
-а/-я
образуется
у слов:

1.
клапан

2.
директор

3.
клей

4.
почерк

5.
учитель

6.
тормоз

7.
тополь

8.
крем

9.
шофер

32.
Правильные с точки зрения лексической
сочетаемости сочетания слов:

1.
самоотверженный проступок

2.
желательное присутствие

3.
лиричная симфония

4.
экономичная политика

5
тактический ход

6.
длительная ночь

33.
Соответствие фразеологизмов и их
синонимов:

1.
без сучка, без задоринки 1.
два сапога пара

2.
считать ворон 2.
после дождичка в четверг

3.
из одного теста 3.
как по маслу

4.
как рак на горе свистнет 4.
рассыпаться бисером

5.
не на жизнь, а на смерть 5. до
последней капли крови

6.
бить баклуши

34.
Правильно построены словосочетания
с фразеологизмами:

1.
поднять занавес над этой историей

2.
красной нитью проходит мысль

3.
пускать туман в глаза

4.
пока суд да дело

5.
результаты не замедлят себя ждать

35.
Автор цитаты «
И
какой же русский не любит быстрой езды
»:

1.
А.С. Пушкин

2.
М.Ю. Лермонтов

3.
Н.В. Гоголь

4.
Л.Н. Толстой

5.
И.С. Тургенев

36.
Ударение поставлено правильно в
словах:

1.
бАнты

2.
диспансЕр

3.
жАлюзи

4.
завИдно

5.
катАлог

6.
красИвее

7.
тортЫ

8.
откупОрить

9.
ходАтайство

37.
Правильным является написание слов:

1.
дуршлаг

2.
кварплата

3.
интриган

4.
инцидент

5.
юрисконсульт

6.
протвень

7.
флюорография

8.
прескурант

9.
фотоаппарат

38.
Правильным является написание слов:

1.
перрон

2.
балласт

3.
атракцион

4.
аннулировать

5.
драматург

6.
галлерея

7.
гроссмейстер

39.
Правильным является написание следующих
словосочетаний:

1.
пол-апельсина

2.
в пол голоса

3.
пол-литровка

4.
пол-лимона

5.
пол Атлантики

40.
Правильно образованы формы множественного
числа слов:

1.
директора

2.
сторожа

3.
столяра

4.
гусляры

5.
маляры

6.
откупы

41.
Правильно образована форма родительного
падежа множественного числа имен
существительных:

1.
чулок

2.
носок

3.
полотенец

4.
блюдцев

5.
платий

6.
туфель

7.
помидоров

8.
оладьев

9.
абрикосов

42.
Правильным является образование
родительного падежа множественного
числа выделенных слов в словосочетаниях:

1.
не до смеху 4.
много шуму

2.
нагнать страху 5.
поддать жару

3.
танцевать до упада 6.
полно народа

43.
Краткую форму образуют имена
прилагательные:

1.
длинный

2.
короткий

3.
младший

4.
тесный

5.
поздний

6.
рваный

44.
Правильными являются следующие
сочетания:

1.
обоих братьев

2.
по обеим сторонам

3.
у обоих ворот

4.
обеим подругам

5.
обоих чашек

45.
Правильным является сочетание слов:

1.
уделяется внимание 4.
важную роль стали играть

2.
придается большое внимание 5.
подвести результат

3.
большую роль приобрели

46.
Правильно построены сочетания:

1.
превосходство над кем-то

2.
преимущество над чем-либо

3.
уделить внимание к кому-либо

4.
проявить внимание к кому-либо

5.
оплатить за проезд

6.
заплатить за проезд

47.
Правильно употреблено местоимение
третьего лица в сочетаниях:

1.
наподобие него 5. в
отношении его

2.
сзади него 6.
внутри ее

3.
после нее 7.
насчет его

4.
по поводу нее

48.
Нетавтологичными являются словосочетания:

1.
главная суть 5.
предварительный анонс

2.
очевидный факт 6.
тактичное обращение

3.
памятный сувенир 7.
сервисное обслуживание

4.
звучный голос 8.
коллеги по работе

49.
Правильно построены предложения:

1.
Половина жильцов старого дома не
получила новые квартиры.

2.
Несколько человек кого-то отталкивало.

3.
Половина собравшихся являются
студентами.

4.
Несколько человек остались на второй
год.

5.
Половина избирателей голосовали
против.

50.
Правильно построены предложения:

1.
Большинство команд были не согласны
с решением судей.

2.
Большинство решили не ходить на
концерт.

3.
Большинство было настроено решительно.

51.
Склоняются следующие фамилии:

1.
Георгий Данелия

2.
Алексей Голубь

3.
Анна Вишня

4.
Михаил Салтыков-Щедрин

5.
Валентин Фоминых

52.
На месте буквосочетания
чн
произносится
[шн] в словах:

1.
прачечная

2.
ночной

3.
справочник

4.
скворечник

5.
что

53.
В метафорическом значении употреблены
следующие выделенные иноязычные слова:

1.
реанимация
российской экономики

2.
политический бомонд

3.
объявление импичмента

4.
рейтинг
вранья

5.
электорат
президента

54.
Правильно построены следующие
предложения:

1.
Создавая партию, вы имеете шанс нарушить
эту тенденцию.

2.
Придя домой, я вскрыл конверт.

3.
Совещание состоялось с целью согласовать
позиции сторон.

4.
Увидев это жилище, у меня сложилось
плохое впечатление.

5.
Делалось это дурачась, мистификации
ради.

55.
Следующие фразеологизмы имеют значение
«
неопределенности
состояния
»:

1.
между небом и землей 4. как
рыба об лед

2.
ни рыба ни мясо 5. ждать
у моря погоды

3.
через час по чайной ложке

56.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
христианИн

2.
оптОвый

3.
нувОриши

4.
квАртал

5.
валовОй

57.
Выделенные слова употреблены в прямом
значении:

1.
короткие волосы 5.
хвойный лес

2.
сказать правду 6.
встретить Новый год

3.
верх совершенства 7.
встретить знакомого

4.
гасить ссору

58.
Имеют формы 1 лица единственного и
множественного числа глаголы:

1.
победить

2.
чувствовать

3.
течь

4.
лицемерить

5.
убедить

59.
Формы множественного числа с окончанием
-а(-я)
образуются
у имен существительных:

1.
мастер

2.
фронт

3.
повар

4.
госпиталь

5.
конструктор

6.
катер

7.
порт

8.
лес (множество деревьев)

60.
Пары слов отличаются по значению:

1.
образы — образа

2.
лагери — лагеря

3.
листы — листья

4.
камни — каменья

5.
сыны — сыновья

6.
редукторы — редуктора

61.
Просторечными являются фразеологизмы:

1.
кот наплакал

2.
стереть с лица земли

3.
золотая середина

4.
хватит кондрашка

5.
волком вою

6.
Ахиллесова пята

62.
Ударение падает на первый слог в
словах:

1.
пурпурный

2.
партер

3.
догмат

4.
вальдшнеп

5.
колледж

6.
бармен

7.
квартал

8.
эксперт

9.
ревень

63.
Нормативная форма родительного падежа
у имен существительных:

1.
шесть пар чулков

2.
пять вафель

3.
пара сапог

4.
отряд партизанов

5.
сто англичан

64.
Правильно поставлено ударение в
словах:

1.
жАлюзи

2.
мизЕрный

3.
обеспеченИе

4.
алкогОль

5.
балОванный

65.
Значения одного слова представлены
в словосочетаниях:

1.
ключ
к
замку

2.
гаечный ключ

3.
ключ
к
разгадке

4.
скрипичный ключ

5.
горный ключ

66.
Склоняются имена и фамилии:

1.
Эльдар Рязанов

2.
Андре Моруа

3.
Эдит Пиаф

4.
Альберто Моравиа

5.
Маргарет Тэтчер

6.
Мартирос Сарьян

67.
Согласный перед
е
произносится
твердо в словах:

1.
пюре

2.
кофе

3.
темп

4.
патент

5.
фанера

6.
паштет

7.
бутерброд

8.
термометр

68.
Несклоняемыми являются имена
существительные:

1.
какаду

2.
галифе

3.
эйфория

4.
харакири

5.
жюри

6.
гамаши

69.
Соответствие иноязычного слова и его
толкования:

1.
дифирамб

2.
брифинг

3.
мезальянс

4.
пиетет

1.
глубокое уважение, почтительное
отношение

2.
неравный брак

3.
встреча официальных лиц с журналистами

4.
неумеренная восторженная похвала

70.
При употреблении заимствованных слов
возникли повторы

в
словосочетаниях:

1.
обмен имеющимся опытом

2.
короткий брифинг

3.
главный приоритет

4.
будущие потомки

5.
быть в эпицентре событий

6.
ландшафт местности

7.
незаконное растаскивание

71.
Правильно построены предложения:

1.
Певица была щедра для раздачи автографов.

2.
Трогательный своей беспомощностью
ребенок.

3.
«Допытайтесь от него хотя бы части
истины!»

4.
Кандидат недобрал голосами для перехода
во второй тур.

5.
Нам бы хотелось отметить о преимуществах
этого метода.

72.
Правильно поставлено ударение в форме
множественного числа имен существительных:

1.
сирОты

2.
блюдА

3.
средствА

4.
тОрты

5.
бАнты

6.
стУпни

КЛЮЧ
К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 1, 4, 5, 7.

  1. Правильным
    является произношение слов: 2, 5, 7.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 4, 5, 6, 7.

  1. Склоняются
    фамилии: 1, 2, 5.

  1. Форма
    родительного падежа множественного
    числа является правильной у имен
    существительных: 2, 3, 5.

  1. Равноправными
    вариантами являются падежные формы:
    3, 5.

  1. Имена
    числительные использованы правильно:
    2, 4, 5.

  1. Правильно
    построены словосочетания: 1, 2, 6.

  1. Правильным
    является написание частиц в предложениях:
    2, 3, 5, 6.

  1. Правильным
    является сочетание слов: 1, 4, 7.

  1. Правильно
    построены словосочетания: 4, 5.

  1. Синонимами
    прилагательного высокомерный
    являются:
    1, 3, 6, 7, 8.

  1. Правильные
    сочетания паронимов наложить
    и
    положить
    со словами: 2, 5.

  1. Ударение
    на первый слог падает в словах: 1, 2, 3.

  1. Имя
    прилагательное «кислый»
    употреблено в переносном значении в
    следующих сочетаниях: 4, 5.

  1. Антонимами
    являются пары слов: 1, 2.

  1. Правильная
    форма имени существительного родительного
    падежа мужского рода в следующих
    словах: 1, 3, 4, 6.

  1. Правильные
    формы имен существительных родительного
    падежа мужского рода: 2, 5, 6.

  1. Имена
    существительные, образующие имена
    прилагательные с помощью суффикса
    -ск:
    1, 2.

  1. Правильно
    образована форма множественного числа
    родительного падежа имен существительных:
    1, 3, 5.

  1. Соответствие
    существительных и сочетающихся с ними
    имен прилагательных: 1–1; 2–5; 3–2; 4–4;
    5–3.

  1. Нормативным
    является ударение в словах: 1, 4, 5, 6, 9.

  1. Именами
    существительными мужского рода являются
    слова:

1, 3, 4, 5.

  1. Именами
    существительными среднего рода являются
    слова: 1, 2, 6.

  1. Синонимы
    к слову бурлить:
    1, 3, 4.

  1. Антонимы
    к слову уступать:
    противиться,
    упорствовать.

  1. Два
    нормативных варианта ударения имеют
    слова: 3, 5, 6.

  1. Склоняются
    следующие фамилии: 2, 4, 5.

  1. Слова,
    заимствованные из английского языка:
    1, 2, 4, 6, 7.

  1. Имеют
    парный глагол совершенного вида: 1, 3,
    4, 8.

  1. Форма
    множественного числа на -а/-я
    образуется у слов: 2, 5, 6, 7.

  1. Правильными
    являются сочетания: 2, 3, 5.

  1. Соответствие
    фразеологизмов и синонимов: 1–3; 2–6;
    3–1; 4–2; 5–5.

  1. Правильно
    построены словосочетания с фразеологизмами:
    2, 4.

  1. Автор
    данной цитаты – Н.В. Гоголь: 3.

  1. Ударение
    поставлено правильно в словах: 1, 2, 4,
    6, 9.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 3, 5, 7.

  1. Правильным
    является написание слов: 1, 2, 4, 7.

  1. Правильным
    является написание слов и словосочетаний:
    1, 4.

  1. Правильно
    образованы формы множественного числа
    слов: 1, 2, 4, 5.

  1. Правильно
    образована форма родительного падежа
    множественного числа имен существительных:
    1, 3, 6, 7.

  1. Правильным
    является образование родительного
    падежа множественного числа выделенных
    слов в словосочетаниях: 1, 2, 4, 5.

  1. Краткую
    форму образуют имена прилагательные:
    1, 2, 4.

  1. Правильными
    являются следующие сочетания: 1, 2, 4.

  1. Правильным
    является сочетание слов: 1, 4.

  1. Правильно
    построены сочетания: 1, 4, 6.

  1. Правильно
    употреблено местоимение третьего лица
    в сочетаниях:

2, 3, 5, 7.

  1. Нетавтологичными
    являются словосочетания: 2, 4, 6, 8.

  1. Правильно
    построены предложения: 1, 4.

  1. Правильно
    построены предложения: 1, 3

  1. Склоняются
    следующие фамилии: 2, 4.

  1. На
    месте буквосочетания чн
    произносится [шн]
    в
    словах: 1, 4, 5.

  1. В
    метафорическом значении употреблены
    следующие выделенные иноязычные слова:
    1, 2, 4.

  1. Правильно
    построены следующие предложения: 1, 2.

  1. Следующие
    фразеологизмы имеют значение
    «неопределенности
    состояния»
    :
    1, 2, 5.

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 1, 2, 4.

  1. Выделенные
    слова употреблены в прямом значении:
    1, 5, 7.

  1. Имеют
    формы 1 лица единственного и множественного
    числа глаголы: 2, 4.

  1. Формы
    множественного числа с окончанием
    –а(-я)
    образуются у имен существительных: 1,
    3, 6, 8.

  1. Пары
    слов отличаются по значению: 1, 2, 3, 5.

  1. Просторечными
    являются фразеологизмы: 1, 4.

  1. Ударение
    падает на первый слог в словах: 1, 3, 4,
    6.

  1. Нормативная
    форма родительного падежа у имен
    существительных: 2, 3, 5.

  1. Правильно
    поставлено ударение в словах: 2, 4, 5.

  1. Значения
    одного слова представлены в
    словосочетаниях: 1, 2, 3, 4.

  1. Склоняются
    имена и фамилии: 1, 6.

  1. Согласный
    перед е
    произносится твердо в словах: 1, 3, 7.

  1. Несклоняемыми
    являются следующие имена существительные:

1, 2, 4, 5.

  1. Соответствие
    иноязычного заимствованного слова и
    его толкования: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1.

  1. При
    употреблении заимствованных слов
    возникли повторы в словосочетаниях:
    2, 3, 5, 6.

  1. Правильно
    построены предложения: 2, 3.

  1. Правильно
    поставлено ударение в форме множественного
    числа имен существительных: 1, 4, 5.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Прощение своих ошибок
  • Прошлый опыт лексическая ошибка
  • Прошлое было ошибкой фильм 1974
  • Прошло шесть лет ошибка
  • Прошли это честь честью как и полагается ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии