Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мы не знали, что вправе ли рассчитывать на помощь со стороны предпринимателей.
2) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
3) Русские поэты XIX и XX веков знали и пользовались народной символикой в своих произведениях.
4) Благодаря усилиям Московской филармонии любители музыки смогли услышать концерт Венского камерного оркестра.
5) И.С. Тургенев посвятил свой роман «Отцов и детей» проблеме взаимоотношений поколений.
6) Символы, используемые художником К.А. Васильевым в картине «Нашествие», можно трактовать по-разному.
7) Провожающие долго смотрели вслед уходящего поезда.
Все, кто побывал на выставке работ этого замечательного художника, были восхищены его даром портретиста.
9) Красиво сидящие на Лизавете платья сразу привлекали внимание окружающих.
(Взято из открытого банка ФИПИ)
Задание №219.
Синтаксические нормы. ЕГЭ по русскому
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Провожающие ещё долго стояли на перроне и смотрели вслед удаляющегося поезда.
2) Первым летописцем, оставившим записи о быте древних славян и жизни князя Кия, был Нестор.
3) Многие читатели знают писателя Л.Н. Толстого по его роману «Войне и миру».
4) Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видел среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, к которым добраться можно только через лес по карте и компасу.
5) Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, она была подтверждена лабораторным экспериментом.
6) В 1903 году А.П. Чехов написал пьесу «Вишнёвый сад», ставшую его последним творением.
7) Экология является одной из молодых наук, занимающаяся охраной и восстановлением окружающей природы.
Значения, появившиеся у многозначного слова путём переноса наименования, вторичны.
9) Занимаясь плаванием, можно исправить осанку.
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение:
В предложении 1 допущена грамматическая ошибка А.
В предложении 4 допущена грамматическая ошибка Б.
В предложении 3 допущена грамматическая ошибка В.
В предложении 5 допущена грамматическая ошибка Г.
В предложении 7 допущена грамматическая ошибка Д.
Показать ответ
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями
Существительное в форме винительного падежа «в след» пишется раздельно. Отличаем его от слитного написания наречия или производного предлога «вслед».
Оба написания слов как раздельное, так и слитное может существовать в различных по смыслу контекстах. Чтобы выбрать то или иное написание, определяем часть речи интересующего нас слова.
Раздельное написание слова «в след»
Существительное мужского рода «след» изменяется по падежам:
- отпечаток (чего?) следа;
- всматриваться (во что?) в след;
- заинтересоваться (чем?) следом.
Как видим, образуется форма винительного падежа существительного «в след», которая с предлогом пишется раздельно. Это легко можно проверить с помощью известного приёма:
вставить вопрос или определяющее слово между предлогом и словоформой анализируемого существительного
- всматриваться в (какой? чей?) след;
- в заметный, наш, звериный след.
Укажем словосочетание «след в след», которое с предлогом согласно правилу орфографии пишется в три слова, как и аналогичные наречия, образованные сочетанием падежных форм существительных:
- идти след в след;
- работать бок о бок;
- стоять плечо в плечо;
- беседовать с глазу на глаз.
Слитное написание слова «вслед»
Указанное существительное образует с помощью приставки омонимичное наречие «вслед».
Щенок резво побежал вслед.
Побежал (куда?) вслед.
Это слово зависит от глагола, обозначает признак действия и отвечает на обстоятельственный вопрос. По этим грамматическим признакам в данном контексте слово «вслед» назовем наречием. Его можно заменить словом этой же части речи — однокоренным наречием «следом», что еще раз подтверждает правильность нашего выбора.
Наречие «вслед», обозначающее признак действия, пишется слитно.
Часто рассматриваемое слово употребляется в паре с местоимением или существительным в форме дательного падежа. В этом случае оно «помогает» создавать эту падежную форму и является тогда словом служебной части речи — отнаречным предлогом, например:
- (вслед кому?) вслед тебе, мне, нам, им, друзьям, детям;
- (вслед чему?) вслед поезду, самолету, пароходу, облаку.
Предлог «вслед», употребляющийся с формой дательного падежа существительного (местоимения), пишется слитно.
Будем иметь в виду, что этот предлог часто занимает постпозицию по отношению к существительному или местоимению:
- рассмеялся им вслед;
- помахал подруге вслед.
Словосочетание «вслед за тем» пишется в три слова, так как в своем составе имеет местоимение «за тем»
Примеры предложений
Вслед им, сильно прихрамывая, бежал худой, но складный, несмотря даже на хромоту, партизан в матросских рыжих сапогах, рваной, застёгнутой на один крючок шинели внакидку (А. Фадеев).
Некоторые пытались улюлюкать им вслед (Е. Нестерина).
Но сейчас же вслед за тем она легонько зарычала, отгоняя его от волчат, — правда, на этот раз рычание было не такое уж злобное, в нем скорее слышалось извинение, чем угроза (Джек Лондон. Белый клык).
Я остолбенело смотрела ему вслед, смысл происходящего доходил до меня медленно, но верно (С. Лубенец).
Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 17
Артисты забрались в кузов. Соня устроилась на своем обычном месте — сзади, только вместо Фомки рядом с ней сидел аккордеонист Юра. Когда машина тронулась, Соня улыбнулась Игорю и помахала рукой.
А Игорь стоял возле клуба, и Григорий Иванович стоял, и мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток, пока не рассеялась поднятая ими пыль, пока сам он не стал клубом пыли, плывущим вдалеке над дорогой.
Чужой риск
Пристань пахла мазутом, море — арбузами. И чем дальше от берега уходил катерок, тем резче становился этот арбузный запах. Архипов сидел на носу, на каком-то крашеном железном ящике, составлявшем часть палубы. Он раскрыл блокнот и, приноравливаясь к качке, записал, что море пахнет арбузами. Потом добавил, что катерок — маленький, что рабочие-нефтяники, сидящие на корме, одеты в засаленные ватники, и что лица у рабочих мужественные.
А у парня, что стоял, облокотившись на порванные бортовые поручни, лицо было румяное, нежное.
Архипов спокойно сунул блокнот в карман плаща. Он был человеком средних способностей и давно примирился с этим. В сорок пять лет пора знать свою настоящую цену…
Он спросил парня с нежным лицом:
— Как точно называется место, куда мы едем?
— Отдельное основание номер сто два.
— А не буровая?
— Можно назвать буровой, — ответил тот и вежливо подошел поближе. Он был одет в рабочее, но не в сапогах, как все, а в ботинках.
Архипов поднял голову:
— Простите, как вас зовут?
— Виталий.
— Скажите, Виталий, а нельзя назвать разведочной скважиной?
— Вероятно, можно, у нас говорят.
Архипов записал все три названия. Все-таки материал будет звучать поживей. Только надо еще проверить. Больше всего он боялся путаницы в терминах.
Один из рабочих, красивый, черноглазый, подошел к Архипову и встал за его спиной, заглядывая в блокнот. Потом мрачно спросил:
— А зачем это вам нужно?
— Нужно, молодой человек.
— Вот я вас хочу спросить, — сказал тот, — почему это посылают писать про буровую людей, которые дела не знают?
Архипов не слишком удивился. Мало ли что приходится выслушивать в командировках…
— Бог даст, научусь.
— Нет, а правда, как же вы потом будете писать?
— С вашей помощью, молодой человек, — ответил Архипов. Ему все это начало надоедать.
Парень покраснел, щеки его отвердели.
— Ну, а допустим, ошибка получится?
— Расстреляют, — сказал Архипов.
— Федор, брось, — негромко проговорил Виталий. Лицо у него было страдальческое.
— Не расстреля-а-ют, — голосом, смешным от раздражения, протянул тот. — Это нашему брату за любую мелочь холку мылят. А тут посылают всякое… всяких… разных тут корреспондентов посылают…
Его красивое лицо дергалось от злости и непонятной Архипову обиды.
— Пишут что попало…
— Ну, брось, Федя! — снова сказал Виталий и взял его за руку. Парень вырвал руку, но Виталий все-таки увел его на корму.
Архипов пожал плечами. Не связываться же ему с мальчишкой, которого он вдвое старше и впятеро умней. Вразумлять каждого мальчишку — такую роскошь он не может себе позволить. У него на это просто времени нет. В конце концов он не за этим сюда приехал. Он приехал, чтобы написать для радио репортаж о бригаде бурильщиков. Он продиктует материал по рации, стенографистка примет, передаст по телефону в Москву, и репортаж пойдет в эфир.
Архипов без неприязни глядел на парня. Его не задевала глупая беспричинная брань. Может, малый пьян? Бог с ним! Если он хороший работник, надо будет в репортаже обязательно похвалить его…
Впрочем, парень разозлится еще больше…
Катерок покачивало, мелкие волны мельтешили перед глазами.
Архипова слегка мутило. Но он старался не думать об этом.
Поманил Виталия:
— Вы не расскажете мне кратко о работе бригады?
— Я, к сожалению, не совсем в курсе дела, — виновато сказал Виталий. — Я из океанографической экспедиции. Просто бываю здесь часто, потому что мы в этом районе работаем… Вам, вероятно, лучше все-таки поговорить с буровым мастером…
— Он сейчас на основании?
— Нет, здесь. Вы ж его видели.
— Вы не могли бы позвать его? — мягко попросил Архипов.
Он посмотрел на Виталия с искренней симпатией. Такой вежливый юноша, просто редкость. Скорей всего, ленинградец.
— Сейчас я его приведу.
Архипов спросил, словно вспомнив что-то:
— Простите, вы откуда родом?
— Я? Из Ленинграда.
— Прекрасный город, — сказал Архипов. — Просто прекрасный.
Виталий ушел на корму и минуты через две вернулся с прежним черноглазым грубияном. Парень независимо привалился к поручням.
— Это вы буровой мастер? — спросил Архипов.
— Допустим, я.
— Допустим или действительно вы?
— Допустим, действительно я. Что тогда?
— Тогда — очень приятно.
* * *
Федор сидел на корме, слушая, как моторист Семен Губа — здоровенный разбитной одессит с туманным прошлым — рассказывает анекдоты, со вкусом подчеркивая нецензурные слова. Пусть слышит этот брехун с блокнотом. Все они брехуны. И не надо было никакие данные про бригаду давать… «С вашей помощью, молодой человек». «Очень приятно»… Вот закрутит штормяга — будет тогда «очень приятно». Буровая — это тебе не тепленькое местечко… кабинетик…
Федор со злорадством вспомнил, что к ночи обещали штормовую погоду, и, посмеиваясь, представлял себе, как этот хилый корреспондент будет пялиться на растущие волны, как станет визгливо требовать, чтобы за ним немедленно выслали вертолет… Будет тебе вертолет! Ездят тут всякие… в плащиках…
Короткий, далеко не новый плащик с поясом почему-то вызывал у Федора особую неприязнь.
Еще месяц назад Федор относился к корреспондентам вполне терпимо. В конце концов у каждого своя работа — даром деньги никому не платят.
Но недавно на буровую с таким же катерком приехала девица. Обыкновенная девица — аккуратненькая, чистенькая, сдержанная. Оператор из конторы водил ее по настилу, галантно пропуская вперед. Девица добросовестно глядела на баки, на лебедку и перелезала через трубы, с достоинством придерживая подол строгой юбки.
Федор в это время стоял возле дизеля и ругался с мотористом. Собственно, ругался Губа — как всегда, вдохновенно, с шепелявым одесским шиком. Федор лишь вяло отвечал, чтобы не ронять авторитет.
Девица обошла его стороной, брезгливо, как на дохлую жабу, кося глаза. Она уехала через двадцать минут с тем же катером.
А через два дня в молодежной газете появилась сатирическая заметка о буровом мастере, который умеет разговаривать с рабочими только с помощью нецензурных выражений.
Над заметкой посмеялись. Моторист сказал, ухмыляясь:
— Видишь, Федя, какие дела? Я тебя могу материть в свое удовольствие, а ты помалкивай, раз начальник.
Этим дело не кончилось. Сегодня перед сменой (катерок уже стоял у пристани) начальник конторы позвал Федора к себе и, глядя в чернильницу, сказал:
— Вот тут мне из редакции бумагу прислали, чтобы принять меры, так я…
— Брехня ж это, Пал Палыч! — возмутился Федор. — Все знают, что брехня!
— Так я, — торопливо продолжал начальник, — считаю, что заметка правильная и нецензурно выражаться нельзя ни в коем случае…
— Это я Губу обругал? Да он сам кого хочешь покроет, вы же его знаете!
— И давай договоримся так, чтобы это было в последний раз, — частил начальник, словно стихи на память заучивал.
— Пал Палыч! Надо ж все-таки на правду смотреть!
— И давай условимся: я тебе сейчас вынес выговор в устной форме, так и в редакцию отвечу, что взыскание наложено, и давай, дорогой, так, чтобы подобные эпизоды больше не повторялись.
Как правильно писать «вслед» или «в след»? Есть ли проверочное слово? Эти вопросы возникают у многих людей. Ответы на них будут представлены ниже.
Когда «в след» пишется раздельно
Раздельное написание данного слова возможно, если оно употребляется в предложении в качестве существительного с предлогом.
Приведём несколько простых примеров:
-
Люди внимательно всматривались в след, оставленный медведем.
-
Мы шли след в след.
Обратите внимание! Есть форма винительного падежа «в след». В этом случае она употребляется раздельно с предлогом.
Правило для слитного написания слова «вслед»
Слово «вслед» может быть как наречием, так и предлогом. В обоих случаях оно будет писаться слитно.
Предлог употребляется в значении «вдогонку», а наречие обозначает признак действия. Для слитного написания знать часть речи не обязательно.
Чтобы окончательно развеять сомнения, приведём несколько примеров слитного написания слова:
-
Родители помахали мне вслед, когда я пошёл в школу.
-
Им вслед побежал высокий мужчина, чтобы сообщить важные сведения.
-
Я смотрела ему вслед и не понимала, куда он направляется.
-
Многие люди смеялись ему вслед, когда он уходил с концерта.
-
Вслед за нами отправилась и мама.
-
Девочка наступила в след своего папы, оставленный на снегу.
-
Я люблю смотреть вслед уходящему поезду.
Дополнительная информация! Слово «вслед» иногда заменяется устаревшим «вослед».
Еще слова со сложным написанием:
- посмотришь
ЗАДАНИЕ № 8
(Открытый банк ФИПИ – 2020)
11.Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
1) |
Благодаря развития в первой |
Б) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) |
Результатом наблюдений |
В) |
нарушение в построении предложения |
3) |
Сила языка, сила точного |
Г) |
неправильное построение предложения |
4) |
Те, кто стремится быть |
Д) |
нарушение в построении предложения |
5) |
Оказавшись в доме незнакомых |
6) |
Как хороши теперь острова, |
||
7) |
В основе правил этикета |
||
|
Приближаясь к перекрёстку, |
||
9) |
Во второй |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
12.Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
1) |
Провожающие ещё долго стояли |
Б) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) |
Первым летописцем, |
В) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) |
Многие читатели знают |
Г) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) |
Некоторые из тех, кто бывал |
Д) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) |
Выдвинув гипотезу о |
6) |
В 1903 году А.П. Чехов |
||
7) |
Экология является одной из |
||
|
Значения, появившиеся у |
||
9) |
Занимаясь плаванием, можно |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
13. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
нарушение |
1) |
Вчера дождь лил не |
Б) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) |
Картину «Корабельную рощу» И.И. Шишкина |
В) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) |
Все, кто бывал в небольших |
Г) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) |
В журнале «Этнографическое |
Д) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
5) |
Находясь низко над |
6) |
Символы, используемые |
||
7) |
Платон утверждал, что всякий |
||
|
Важнейшим типом одноязычного |
||
9) |
Вследствие |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
14. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
1) |
На картине И.И.Фирсова «Юном |
Б) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) |
Среди домов, построенными на |
В) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) |
Не столько талантом, но и |
Г) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) |
Все, кто рано начинает учить |
Д) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) |
Занимаясь плаванием, |
6) |
Благодаря различным стилевым |
||
7) |
Один из функциональных |
||
|
Слушая выступление |
||
9) |
Из письменностей, |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
15. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
ошибка в построении сложного предложения |
1) |
Все, кто посещает бассейн, |
Б) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) |
Физическая нагрузка |
В) |
неправильное построение предложения с косвенной речью |
3) |
Сидящие на трибунах зрители |
Г) |
неправильное построение предложения с причастным оборотом |
4) |
Официально считается, что |
Д) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
5) |
Я не могу понять, что почему |
6) |
Николай Ростов обвинил |
||
7) |
Приступая к работе над |
||
|
На момент полёта Герману |
||
9) |
Все отправленные документы |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
16. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
неправильное употребление |
1) |
Природа словно позаботилась |
Б) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) |
Не следует забывать о |
В) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) |
Рассказ «О любви», как |
Г) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
4) |
Юный А.П. Чехов должен был |
Д) |
неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) |
Ещё жидкий янтарь по |
6) |
Каждое произведение |
||
7) |
С 1986 года в музейное |
||
|
А.С. Пушкин писал в своём дневнике, |
||
9) |
В.М. Васнецов объяснял В.В. |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
17. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
1) |
Свыше шести тысячелетий |
Б) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) |
Читая произведения А.П. |
В) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) |
Художник В.М. Васнецов признавался, |
Г) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) |
Работы иконописца Андрея |
Д) |
неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) |
По возвращению в Россию |
6) |
А.П. Чехов писал, что, по |
||
7) |
Окончив словесный факультет |
||
|
Согласно преданию, |
||
9) |
В.М. Васнецов дебютировал на |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
18. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
нарушение |
1) |
Не посетивших картинную |
Б) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) |
Изменив название пьесы, была |
В) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
3) |
В статье говорится об |
Г) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
4) |
Благодаря использования |
Д) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) |
На тонких ножках качались |
6) |
Уверенность в том, что любой |
||
7) |
Только прибыв в часть, мы |
||
|
Молодая исполнительница не |
||
9) |
Российские педагоги проводят |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
19. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
неправильное употребление падежной формы существительного с |
1) |
А.С. Пушкин в романе в |
Б) |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) |
Готовясь к устному |
В) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) |
Каждый человек видит |
Г) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
4) |
МГУ объявило о наборе |
Д) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
5) |
Группа популяций разных |
6) |
В фамусовском обществе |
||
7) |
Внимательный читатель |
||
|
Вдальнейших исследованиях |
||
9) |
Благодаря уникальным |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
20. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||
А) |
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
1) |
Смеясь над собственными |
Б) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
2) |
Жители маленького |
В) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
3) |
Московские голубеводы |
Г) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) |
Расположенный рынок в центре |
Д) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) |
В кинотеатре |
6) |
Те, кто читал критическую |
||
7) |
Фёдор Михайлович Достоевский |
||
|
Художественный мир Мастера |
||
9) |
Насыщенная удивительными |
Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Часть 1
1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. <…> сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса. (Гражданский кодекс РФ, статья 8.1.)
1Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст относится к официально-деловому стилю речи, он отличается предписывающим характером изложения, официальностью тона, стандартностью речи, точностью.
2) В тексте используются речевые клише (предусмотренных законом, если иное не установлено законом, по заявлению любой стороны устанавливается право и др.) и профессиональные термины (объект гражданских прав, государственная регистрация, права на имущество, государственный реестр)
3) Текст относится к научному стилю, в нём есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (возникновение, изменение, прекращение, ограничения, соглашением), глаголы несовершенного вида (осуществляется, изменяются, прекращаются, возникают, вносится).
4) Сфера использования данного текста – бытовое общение, для текста характерны эмоциональность и непринуждённость.
5) К числу синтаксических особенностей данного текста следует отнести употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью, использование страдательных конструкций (сделка совершена, должны быть указаны, удостоверена).
2Самостоятельно подберите условный подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в седьмом предложении текста. Запишите этот союз.
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛИЦО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЛИЦО, -а; мн. лица, лиц; ср.
1) Передняя часть головы человека. Черты лица. Приятное л. Румяное л. Напудрить л.
2) кого и какой. Характерный облик кого-, чего-л., отличающий его от аналогичных предметов, явлений и т.п.; отличительная черта, особенность, составляющая сущность кого-, чего-л. Л. газеты. Л. театра. Общественное л. журнала.
3) (с опр.). Отдельный человек; индивидуум. Частное л. Историческое л. Награждение лиц, принимавших участие в ликвидации аварии.
4) Передняя сторона дома, строения, сооружения и т.п.; фасад. Л. здания украшено лепкой. Дом стоял лицом к реке (фасад был повёрнут в сторону реки). Смести с лица земли (уничтожить, истребить).
5) Грамматическая категория, показывающая отношение действия к говорящему и выражаемая изменением глаголов в соответствующих формах спряжения, а также особой группой местоимений. Изменение глагола по лицам. Местоимение первого лица.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
заперлАсь (на ключ)
прожОрлива
нефтепровОд
катАлог,
кОнусов
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
АБОНЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П.И. Чайковского.
ЭФФЕКТНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица пьесы, поставленной школьниками, были легко узнаваемы.
Караваджо по праву считают ЗАЧИНАТЕЛЕМ реалистического направления в европейской живописи.
На уроке ученик прочитал ОТРЫВОК из поэмы М. Лермонтова
6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Очень жаль, что обращение в вашу организацию не привело к положительным последствиям.
7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
летние МЕСЯЦА
с ДВЕ тысячи двадцать второго года
ТОЛЩЕ волоса
КРАТЧАЙШИЙ путь
нет ВАФЕЛЬ
8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- неправильное построение предложения с причастным оборотом
- ошибка в построении сложноподчинённого предложения
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Предложения
- Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видели среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, к которым добраться можно только через лес по карте и компасу.
- В телепередаче «Человек и закон» звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха.
- Основным источником энергии для всех живых существ, населяющие нашу планету, служит энергия Солнца.
- Минобрнауки разрешили школам перенос каникул.
- Геологи были настроены так, что будто найдут там ценное месторождение.
- Многие читатели знают писателя Л.Н. Толстого по его роману «Войне и миру».
- В 1903 году А.П. Чехов написал пьесу «Вишнёвый сад», ставшую его последним творением.
- Провожающие ещё долго стояли на перроне и смотрели вслед удаляющегося поезда.
- Значения, появившиеся у многозначного слова путём переноса наименования, вторичны.
9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) шаловливый, потеплевший, фактический
2) украшать, симпатия, избегающий
3) вылинять (от стирки), бесполезный, ответвление
4) обмакнуть, пригорающий, побережье
5) обледенение, костёр, заря
10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) бе..порядочный, чере..чур, во..пылать
2) пр..скорбный, пр..терпеться (к неудобствам), пр..брежный
3) под..грать, сверх..нтересный, об..ск
4) из..явить, меж..языковой, без..ядерный
5) с..бирать, доз..правка, пр..глотит
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) узорч..тый, замеш..нное (тесто)
2) ковш..вый (погрузчик), (начать) занов..
3) слыш..вший, обур..ваемый
4) гигант..кий, кавказ..кий
5) опрометч..во, луж..ца
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) мерещ..тся (шорохи), пыш..щий (здоровьем)
2) брезж..щий (рассвет, (они) клянч..т
3) колебл..мый, ищ..шь
4) выкач..нная (нефть), (огни) маяч..т
5) ве..щий (ветер), (собаки) ла..т
13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В свежем воздухе пахло весенней, (НЕ)ПРОГРЕТОЙ солнцем водой, цветущими яблонями.
Постояв на тропе, звери (НЕ)СПЕША направились в сторону синеющей внизу реки.
На берегу реки вырастали палатки, (НЕ)РАСТАЯВШИЙ снег покрывался сетью тропинок.
Собака радостно вильнула хвостом, однако (НЕ)РЕШИЛАСЬ встать без моего разрешения.
(НЕ)ПОВОРАЧИВАЯ головы, а только по-охотничьи скосив глаза, Алексей увидел медведей.
14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Вода в озере БУД(ТО) посветлела и ожила ЧЕМ(ТО) похожим на тысячи весёлых улыбок.
Мне (ОТ)ДУШИ было жаль старого охотника, и я думал, ЧТО(БЫ) сказать ему в утешение.
Потом среди кустов (В)ПОЛГОЛОСА тенькнула синица, но ТОТ(ЧАС) же умолкла.
Мы часто останавливались послушать, как ГДЕ(ТО) (ПО)БЛИЗОСТИ в таёжной чаще свистели рябчики.
Алексея возмущало, что Костяшкин, обладавший немалой физической силой и только (ЗА)ТО пользовавшийся его уважением, не оказался рядом с ним (КАК)РАЗ тогда, когда мог пригодиться.
15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН
Через токовище, озарё(1)ые ра(2)ими лучами солнца, пролетали лебеди. Огромные, как продолговатые глыбы незапятна(3)ого снега, тела их были окраше(4)ы в пурпурный цвет зари.
16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пахло землёй прошлогодними травами тающим снегом.
2) Невнятные шорохи да тихий звон в густых вершинах встречали путников.
3) На востоке разгорается заря и вода кажется розовой.
4) Посреди поляны стояла старая сломанная бурей берёза.
5) Кто-то хлопал по воде не то большими крыльями не то лопастями весла.
17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ассоль забрела в (1) брызгавшую росой (2) луговую траву и пошла вперёд (3) держа руку над её метёлками (4) и (5) улыбаясь их струящемуся прикосновению.
18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива следует прислушиваться.
19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.
20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.
21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Скромная чаровница – скабиоза – знакома большинству садоводов. (2)Её некрупные, но яркие цветочки украшают многие приусадебные участки. (3)Эта представительница декоративной флоры смотрится очень гармонично: плотную розетку резных листьев венчают высокие побеги с бутонами. (4)Расцветая, бутоны превращаются в пушистые шарики-соцветия самых разных оттенков: белого, розового, голубого, сиреневого. (5)Скабиоза долго цветёт и почти всё лето дарит свою красоту. (6)Выращивать её совсем несложно: растение нужно иногда поливать, слегка подкармливать и время от времени пересаживать.
(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.
(3)За жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всем видимостям провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.
(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:
– (9)Через час будет готово.
– (10)Нельзя ли поскорее? – спросил Свойкин. – (11)Мне решительно невозможно ждать.
(12)Провизор не ответил. (13)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.
(14)Свойкин был болен. (15)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (16)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.
– (17)Должно быть, у меня горячка начинается. (18)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (19)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!
(20)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.
(21)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.
(22)«Странные люди, ей-богу! – подумал он. – (23)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».
– (24)Получите! – вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.
— (25)Внесите в кассу рубль шесть копеек!
– (26)Рубль шесть копеек? – забормотал Свойкин, конфузясь.
— (27)А у меня только всего один рубль… (28)Как же быть-то?
– (29)Не знаю! – отчеканил провизор, принимаясь за газету.
– (30)В таком случае вы извините… (31)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.
– (32)Этого нельзя! (33)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства полу́чите!
(34)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (35)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять.
(36)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (37)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (38)Он прилёг, как бы на минутку. (39)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (40)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё.
(41)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.
(По А.П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Свойкин, ожидая в аптеке свой заказ, читал газету.
2) Свойкин считает, что проявление чёрствости и бессердечия не так трогает здоровых людей, как больных.
3) Заболевший Свойкин мечтает оказаться в деревне, чтобы дышать свежим воздухом.
4) Свойкину не хватило денег на лекарство, и провизор разрешил ему занести деньги на следующий день.
5) Придя домой и найдя недостающие деньги, больной Свойкин уснул на кровати.
23Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3-5 представлено развёрнутое описание интерьера.
2) В предложениях 7-8 представлено повествование.
3) Предложения 36,38 содержат описание действий.
4) В предложениях 22-23 содержится рассуждение.
5) Предложение 35 поясняет, раскрывает содержание предложения 34.
24Из предложений 29–35 выпишите фразеологизм.
25Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
26«Антон Павлович Чехов описывает бытовую сцену в аптеке. Тропы: (А)_________ («с выхоленными бакенами» в предложении 3, «нахмуренные глаза» в предложении 5) и (Б)_________ («словно вылизано» в предложении 4) – создают первые штрихи к портрету провизора. Использование синтаксического средства – (В)_________ (в предложениях 25, 32, 33), которое становится основным в такой форме речи, как (Г)_________ (в предложения 24-33), – придаёт завершённость его образу».
1) эпитеты
2) метафора
3) гипербола
4) разговорная лексика
5) парцелляция
6) диалог
7) восклицательные предложения
ряды однородных членов предложения
9) сравнение
Часть 2
27Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите и проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.