Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
101
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
56.83 Кб
Скачать
НЕСОБЛЮДЕНИЕ
ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ
-
Незнание
значения слова.
Декада …будет
проходить пять дней.
-
Нарушение
сочетаемости слов.
Носить
особенности. Играть значение. Усвоить
профессию.
-
Тавтология.
Его идеи
были прогрессивными и передовыми.
-
Плеоназм.
Вновь
возобновить. Своя автобиография. Создал
карикатуры без
малого
почти
50 лет назад. Народный фольклор.
-
Повторение
слов.
Направление
развития экономики… приняло ложное
направление.
-
Употребление
однокоренных слов.
Зарос
зарослями.
-
Смешение
паронимов.
Удачливый
поход. Витя – ужасный невежа в музыке.
Возросло исполнительное мастерство
молодой певицы.
-
Алогизм.
Меньшая
половина.
-
Неправильное
употребление фразеологизмов.
Я встречался
с профессором только 2 раза, поэтому мы
с ним на короткой ноге. Этот архитектор
играл главную скрипку.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
-
Солнце находится
в зените. -
Наташа праздновала
день рождения. -
По сторонам на
скакунах гарцуют удальцы лихие. -
Триумфом пьесы
М.Горького
“На дне” являются слова Сатина
о человеке. -
Ионыч гарцует на
тройке с ленивым кучером на козлах. -
Он находился в
зените своей славы. -
«Недоросль»
сохранится навсегда в русской истории
и литературе как картина нравов русского
дворянства. -
Писатель отобразил
героя правдиво и эмоционально. -
Этот человек
произвел на меня большое воздействие. -
Сегодня праздник,
но у меня самое будничное настроение. -
Он ничего не видит
и не слышит, видно, с головой ушел в
работу. -
В образе главной
героини автор изобразил свой идеал
женщины. -
Эти стихи я очень
хорошо выучил на зубок. -
Мы готовы оказать
вам содействие в доставке товаров. -
Он заполнил анкету,
написал свою автобиографию и сдал
документы. -
Маяковский стоял
у источников новой поэзии. -
Нельзя всех мерить
под одну гребенку. -
Проект гостиницы
был спроектирован молодым архитектором. -
Пилоту пришлось
совершить вынужденную посадку. -
Недавний студент,
он быстро вошел в роль учителя. -
Некоторые люди
принимают желательное за действительное. -
Нам нужно взаимно
помогать друг другу. -
На будущий день
началось обсуждение текущих дел. -
Закопченное
копотью окно избушки не пропускало
света. -
Уровень вводы в
реке заметно повышается после дождей. -
Аспирант представил
реферат диссертации в срок. -
Его идеи были
прогрессивными и передовыми. -
Взревел мотор, и
самолет бросился ввысь. -
На экзамене на
подготовку к ответу дается не более
получаса времени. -
Ученики пристально
слушали рассказ учителя. -
Товарищи оказали
мне плохую медвежью услугу. -
Его скоропостижный
отъезд удивил всех. -
В этих событиях
важную скрипку играют военные. -
Пилот вынужден
был совершить вынужденную посадку. -
Он не любил работать
и вел праздничный образ жизни. -
Ранние произведения
поэта понятливы и доступны каждому. -
Все герои
произведения имеют свои индивидуальные
черты. -
Все его очень
хвалили и пели ему фимиамы. -
Слово представили
самому молодому участнику конкурса. -
Мировоззрение на
жизнь у героев Гоголя очень примитивно.
НЕСОБЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ
-
Ошибка в
образовании существительного.
Француженки,
немки, индейки
отправились на экскурсию.
-
Ошибка в
определении рода существительного.
Занавески
из тюли.
-
Ошибка в
образовании падежной формы существительного.
Поезд сошел
с рельс. Ведущие инженера. Два килограмма
апельсин. Нашествие татаров. Дневник
Николая Корбут. Стихи Евгения Евтушенки.
Из яркого пламя.
-
Ошибка в
образовании падежной формы числительного.
К двух
тысяча десятому году город преобразится.
Находится
в полтораста километрах от моря.
Шестистами километрами.
-
Ошибка в
использовании собирательных числительных.
Радостно
встретились двое подруг.
-
Ошибка в
образовании форм степеней сравнения.
Одна из самых
важнейших отраслей. Более предпочтительнее.
Молодее меня.
-
Одновременное
использование краткой и полной форм.
Выводы в
работе интересные, но не свободны от
противоречий.
-
Ошибка в
использовании местоимения.
Мы
надеемся на молодежь, они хорошо учатся
и работают.
-
Ошибка в
образовании формы местоимения.
Ради ее.
Моложе него.
-
Ошибка в
образовании формы глагола.
Убедюсь сам.
Ты колебаешься в выборе. Жгешь мусор.
Как хочете, так и делайте.Едь домой.
Покласть сахар в чай. Человек постепенно
деградируется.
-
Ошибка в
образовании причастия. Участники
эстафеты, разольющие воду из стакана,
получат штрафные очки.
Сделающие.
Представитель
нарождающего класса буржуазии.
-
Ошибка в
образовании деепричастия.
Бережа время.
Ткав полотно.
НЕСОЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ
-
Николай выбрал
самый кратчайший путь к дому. -
Красная георгина
очень красива. -
В зале не раз
вспыхивали долго не смолкающиеся
аплодисменты. -
В коридоре валялся
ее модный туфель. -
Он самый старейший
член нашего коллектива. -
Детская шампунь
радует малыша. -
Под словом
«нравственность» понимают общепринятые
формы моралей, охраняемые государством. -
Здесь просторное
фойе. -
От такой жизни,
как у Манилова, человек постепенно
деградируется. -
Я не нашла в
магазинах апельсин. -
Тремстам двадцати
выпускникам школ были вручены золотые
медали. -
Поезд сошел с
рельс. -
Он станет звонить
более яростнее. -
Горнодобывающая
промышленность является одной из самых
важнейших отраслей народного хозяйства. -
Домашний тапочек
должен быть удобным и красивым. -
Бытовые условия
в поселке более предпочтительнее, чем
в леспромхозе. -
Вкусное яблоко
обрадовало девочку. -
Аптека находится
совсем близко, в полутораста шагах
отсюда. -
Белая босоножка
оказалась в коробке. -
Радостно встретились
после долгой разлуки двое друзей. -
Новый туфель натер
ногу. -
Минск впервые
упоминается более девятьсот лет тому
назад. -
Измятый банкнот
валялся на дороге. -
Все общество
собралось на террасе, они любили там
отдыхать. -
Больной мозоль
беспокоил ее. -
Чернило всех
цветов есть в этом магазине. -
Чужая боль не
оставляет нас равнодушными. -
Обеих кандидатов
мы хорошо знаем. -
Красивый собака
живет в соседней квартире. -
Что же я буду
делать без её? -
Белый лебедь
красиво плывет. -
В семье было двое
девочек. -
У него косая сажень
в плечах. -
Площадь равна сто
одиннадцать тысяч квадратных километров. -
У нее есть много
туфель. -
Разработка этого
месторождения является наиболее
важнейшей задачей. -
В магазинах есть
много разных чулок. -
Я не нашла в
магазинах мандарин. -
В магазинах большой
выбор полотенец. -
В этом районе
открыли много детских ясель.
НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ
-
Нормы
согласования определений.
Современное
Токио. Два новые ученика.
-
Нормы
управления.
Согласно
действующего законодательства. Показывая
о том. Приемлемый нам вариант.
-
Нормы
согласования сказуемого с подлежащим.
Блок
«Демократическая Молдова» участвовала…
Принимал
больных опытный терапевт Петрова.
Прошло переподготовку пятьдесят один
человек.
-
Нормы
употребления предлогов.
Вышел с
трамвая.
-
Нормы
построения предложений с однородными
членами.
Это открывает
не только
большие возможности…, но
и
уменьшает…Мы собирали березовые почки,
зверобой, лекарственные растения, плоды
шиповника и дубовую кору.
-
Нормы
управления при однородных членах
предложения.
Их задача
– направлять и руководить всеми
работами.
-
Нормы
построения предложений с причастным
оборотом.
Раскрывшиеся
почки на березе. Приехавший Онегин в
деревню ни с кем не хотел знакомиться.
-
Нормы
построения предложений с деепричастным
оборотом.
Любя друг
друга, жизнь у героев складывается
счастливо.
-
Нормы
построения сложноподчиненных предложений.
Поездка в
Беловежскую пущу наконец состоялась,
о которой мы долго мечтали.
Он считал,
что будто
мы его неправильно поняли. Раскольников
спросил у Сони, что
может ли
она простить его.
-
Использование
в качестве однородных разнотипных
конструкций.
Есть документ,
подписанный
директором, и который
определяет
состав комиссии. Я включаю музыку, когда
вяжу или делая
уборку.
-
Нормы
оформления чужой речи
(смешение элементов прямой и косвенной
речи).
Корчагин
твердо заявляет, что к буденовцам я
обязательно перейду.
НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ
-
Закрыв книгу, у
вас в памяти надолго остаются ее герои. -
Беря материал из
реального мира, художник воспроизводит
действительность в образах и картинах. -
Произведения
сатирика бичевали пороки существовавшего
строя в царской России. -
Перешагнув через
порог, мы полпали в довольно странное
помещение. -
Герой романа
показан в обычной обстановке русской
действительности, в образе которого
воплощены черты передовой дворянской
интеллигенции. -
Собакевич так
расхваливал умерших крестьян, что как
будто они были живыми. -
Почувствовав себя
утомленным, я все же решил дочитать
статью. -
Нарисованные
писателем образы помещиков в поэме
стали нарицательными. -
Выражая в песнях,
сказках, былинах мечту о счастливой
доле, народом были созданы произведения
большой глубины и силы. -
Рассказывая о
явлениях жизни, в произведениях писателей
даются им объяснения. -
Написанный роман
молодым автором вызвал широкую дискуссию. -
Впервые поставленная
на сцене пьеса в 1902 году пользуется
огромным успехом. -
Отряд продвигался
под деревьями, которые росли вперемежку
с кустарником. -
Готовясь к
контрольной работе, повторите изученный
материал. -
Он сильно беспокоился
о здоровье матери, долго не имея от нее
писем. -
Читая эти стихи,
посвященные трудовым будням, появляется
желание трудиться больше и лучше. -
Есенин научился
видеть прекрасное, любить и бережно
относиться к природе. -
Оказавшись вне
стен университета, бродя по улицам без
всякой цели, у Раскольникова созревает
план убийства. -
Тридцать один
спортсмен участвовали в этом кроссе. -
Врач Симонова
прописала мне новое лекарство. -
Проблема о разумном
использовании природных богатств
волновала людей еще в далекой древности. -
Профорг отчитался
о проделанной работе. -
Каждый рабочий
закреплен за определенным станком,
который следит за его состоянием. -
Брат не только
побывал в доме отдыха, но и у отца в
деревне. -
В этом месяце в
музей были переданы две старинных
иконы. -
Мой друг, к
сожалению, ужасная неряха. -
Глядя на эту старую
фотографию, мне вспомнилась моя
молодость. -
Читая данное
стихотворение, по коже у меня пробегал
мороз. -
Аспирант ответил
на многие вопросы членов Ученого совета,
касающихся темы его диссертации. -
Эта книга посвящена
вопросам музыки, живописи, графики,
культуры. -
Особенностью этой
книги является то, что ее составители
много внимания уделяли на сопоставление
фактов русского и белорусского языков. -
Не надо рассуждать
о том, о чем вы не знаете. -
Этот вопрос надо
адресовать к главному редактору. -
Я не только купил
книгу, но и несколько брошюр. -
Опавшие листья с
деревьев шелестели под ногами. -
Лекарственное
растение чистотел рос рядом с домом. -
Газета «Аргументы
и факты» не вышли, как обычно, в четверг. -
Услышав ответ,
лицо девушки побледнело. -
Войдя в дом, я снял
плащ. -
Выйдя на улицу
без перчаток, руки сразу же окоченели.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ПРОСТО́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. Расположенный на большом пространстве, занимающий большое пространство.
Все значения слова «просторный»
ФОЙЕ́, нескл., ср. Помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей в ожидании начала представления, сеанса или для отдыха во время антрактов.
Все значения слова «фойе»
-
Стены и пол просторного фойе – из ослепительно белого мрамора с тонкими чёрными прожилками.
-
В просторном фойе дворца культуры с патриотическим названием «Родина» царил хаос.
-
Тем более что к входу поднимались во всю ширину пять ступенек, а за матовой поверхностью дверей просматривалось просторное фойе, по сторонам которого виднелись вполне обычные лестничные пролёты и некие прозрачные створки, прикрывавшие просторные кабинки лифтов.
- (все предложения)
- просторный холл
- просторный вестибюль
- просторные залы
- просторный коридор
- просторное помещение
- (ещё синонимы…)
- простор
- широкий
- вестибюль
- пространство
- кабинет
- (ещё ассоциации…)
- театр
- зал
- холл
- коридор
- помещение
- (ещё ассоциации…)
- просторная комната
- в просторном зале ресторана
- оказаться просторной
- (полная таблица сочетаемости…)
- в пустом фойе
- в фойе театра
- в центре фойе
- фойе опустело
- выйти в фойе
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «просторный»
- Разбор по составу слова «фойе»
- Как правильно пишется слово «просторный»
- Как правильно пишется слово «фойе»
- просторное фойе,
Существительное
мн. просторные фойе - просторный,
Прилагательное
просторнее
/ просторнейший - фойе,
Существительное
мн. фойе
Склонение существительного просторное фойеср.р.,
несклоняемое
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
просторное фойе
просторные фойе
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
просторного фойе
просторных фойе
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
просторному фойе
просторным фойе
Винительный падеж
(Кого? Что?)
просторное фойе
просторные фойе
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
просторным фойе
просторными фойе
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
просторном фойе
просторных фойе
Множественное число
Склонение прилагательного просторный
все формы
полные формыкраткие формыпревосходная степеньсравнительная степень
Полные формы
мужской род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
просторный
просторная
просторное
просторные
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
просторного
просторной
просторного
просторных
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
просторному
просторной
просторному
просторным
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
просторный
просторную
просторное
просторные
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
просторного
просторную
просторное
просторных
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
просторным
просторной / просторною
просторным
просторными
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
просторном
просторной
просторном
просторных
Женский род, ед.число
Средний род, ед.число
Множественное число
Краткие формы
Множественное число
просторны
Превосходная степень
мужского род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
просторнейший
просторнейшая
просторнейшее
просторнейшие
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
просторнейшего
просторнейшей
просторнейшего
просторнейших
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
просторнейшему
просторнейшей
просторнейшей
просторнейшим
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
просторнейший
просторнейшую
просторнейшее
просторнейшие
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
просторнейшего
просторнейшую
просторнейшее
просторнейших
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
просторнейшим
просторнейшей
просторнейшим
просторнейшими
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
просторнейшем
просторнейшей
просторнейшем
просторнейших
Женский род, ед.число
Средний род, ед.число
Множественное число
Сравнительная степень
просторнее / просторней
Склонение существительного фойеср.р.,
несклоняемое
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
фойе
фойе
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
фойе
фойе
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
фойе
фойе
Винительный падеж
(Кого? Что?)
фойе
фойе
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
фойе
фойе
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
фойе
фойе
Множественное число
Определить род существительных и, раскрыть скобки, согласуйте с ними прилагательные. (Просторный) фойе, (изящный) портмоне, (стальной) шасси, (меткий) пенальти, (забавный) шимпанзе, (высокогорный) плато, (солнечный) Туапсе.
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Определить род существительных и, раскрыть скобки, согласуйте с ними прилагательные. (Просторный) фойе, (изящный) портмоне, (стальной) …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » Определить род существительных и, раскрыть скобки, согласуйте с ними прилагательные. (Просторный) фойе, (изящный) портмоне, (стальной) шасси, (меткий) пенальти, (забавный) шимпанзе, (высокогорный) плато, (солнечный) Туапсе.
Морфологический разбор «просторное»:
«Просторное»
Часть речи:
Имя прилагательное (полное)
Грамматика:
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?
Начальная форма:
просторный
Грамматический разбор
Формы слова
Грамматический разбор (грамматика)
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: средний, мужской; число: единственное; падеж: родительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?, Какого?, Какого? Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какому?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: множественное, единственное; падеж: творительный, дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?, Каким?, Какому?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: О каком?, В/о каком?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какая?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, О/в какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какую?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное, форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?, Каких?
часть речи: имя прилагательное (полное); число: множественное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?
Морфологический разбор «фойе»:
«Фойе»
Часть речи:
Имя существительное
Грамматика:
часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: средний; число: единственное, множественное; падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный; остальные признаки: неизменяемое; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (нет/около) Чего?, (дать/подойти к) Чему?, (вижу/виню) Что?, (доволен; творю под/между/за) Чем?, (говорю/думаю) О чём?
Грамматический разбор
Формы слова
Грамматический разбор (грамматика)
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: средний, мужской; число: единственное; падеж: родительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?, Какого?, Какого? Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какому?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: множественное, единственное; падеж: творительный, дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?, Каким?, Какому?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: О каком?, В/о каком?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какая?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, О/в какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какую?
часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное, форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?
часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?, Каких?
часть речи: имя прилагательное (полное); число: множественное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?
Смотрите также:
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
ПРОСТО́РНЫЙ, —ая, —ое; —рен, —рна, —рно. Расположенный на большом пространстве, занимающий большое пространство.
Все значения слова «просторный»
ФОЙЕ́, нескл., ср. Помещение в театре, кино и т. п. для пребывания зрителей в ожидании начала представления, сеанса или для отдыха во время антрактов.
Все значения слова «фойе»
-
Стены и пол просторного фойе – из ослепительно белого мрамора с тонкими чёрными прожилками.
-
В просторном фойе дворца культуры с патриотическим названием «Родина» царил хаос.
-
Тем более что к входу поднимались во всю ширину пять ступенек, а за матовой поверхностью дверей просматривалось просторное фойе, по сторонам которого виднелись вполне обычные лестничные пролёты и некие прозрачные створки, прикрывавшие просторные кабинки лифтов.
- (все предложения)
- просторный холл
- просторный вестибюль
- просторные залы
- просторный коридор
- просторное помещение
- (ещё синонимы…)
- простор
- широкий
- вестибюль
- пространство
- кабинет
- (ещё ассоциации…)
- театр
- зал
- холл
- коридор
- помещение
- (ещё ассоциации…)
- просторная комната
- в просторном зале ресторана
- оказаться просторной
- (полная таблица сочетаемости…)
- в пустом фойе
- в фойе театра
- в центре фойе
- фойе опустело
- выйти в фойе
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «просторный»
- Разбор по составу слова «фойе»
- Как правильно пишется слово «просторный»
- Как правильно пишется слово «фойе»
Тест по русскому языку для учащихся 9 класса
Итоговая проверка знаний в конце учебного года
Автор-составитель: Петренко Наталья Борисовна, учитель русского языка и чтения Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированной школы-интерната №5» п.Кулотино Окуловского района Новгородской области
Цель: проверить и оценить качество усвоения изученного в 9 классе материала по русскому языку.
Краткое описание: в тесте представлены разноуровневые задания по темам, изученным в 9 классе по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой. Авторы программы по русскому языку: А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова).
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений вида/Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. — М.: Просвещение, 2013.
Тест составлен в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями к дидактическому тесту А.Н.Майорова и позволяет проверить качество усвоения изученного материала по основным темам 9 класса.
Пояснительная записка
Тестовые задания разработаны с целью итоговой проверки и оценки знаний обучающихся 9 класса. Т.к. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, по которым осуществляется обучение, построены по концентрическому принципу, и к окончанию 9 класса образовательная область «Язык и речь», формируемая Федеральным компонентом учебного плана, уже изучена полностью, данный тест позволяет проверить и оценить знания обучающихся не только за текущий учебный год, но и за предыдущие годы обучения.
Тест состоит из 23 вопросов. Задания теста охватывают следующие изученные темы: состав слова (1-4 задание); имя существительное (5-8); имя прилагательное (9-11); местоимение (12-13); глагол (14-18); наречие (19-20); имя числительное (21); предложение (22-23).
Каждое задание предваряется инструкцией для обучающихся, в которой содержится указание на конкретное действие для выполнения задания (обведи кружком, соедини линиями, допиши ответ и т.п.)
В тест включены разноуровневые задания закрытого и открытого типа.
К заданиям закрытого типа множественного выбора относятся задания №I, II, III, V, VI, VIII, IX, X, XI, XII, XIV, XV, XVIII, XXII, XXIII.
Задания с альтернативным ответом – XVI, XX.
Задания на установление соответствия — IV, XIII, XIX.
Задания №VII, XVII, XXI являются заданиями открытого типа на дополнение и предполагают самостоятельную формулировку учащимися ответов с учетом предусмотренных ограничений.
Оценка выполненных заданий осуществляется исходя из уровня сложности:
1 уровень — лёгкие – 1 балл;
2 уровень – задания средней трудности – 2 балла;
3 уровень – трудные – 3 балла.
Уровень сложности заданий и рейтинговая оценка каждого задания в баллах определены с учетом психофизических особенностей умственно отсталых школьников исходя из личного опыта и многолетних наблюдений.
Так, задания закрытого типа с множественным ответом оцениваются в 1 балл. Задания №VI, VIII, XII, XVIII подразумевают обработку нескольких рядов данных и требуют более сложных мыслительных операций, чем другие задания того же типа, поэтому их можно оценить в 2 балла.
Так же в 2 балла можно оценить задания с альтернативным ответом (XVI, XX).
По нашим наблюдениям изучение синтаксических конструкций и пунктуации в адаптированных школах часто вызывает серьёзные затруднения, поэтому задания закрытого типа с множественным ответом №XXII и №XXIII оценены в 3 балла.
Задания на установление соответствия (IV, XIII, XIX) также являются достаточно сложными для школьников с нарушениями интеллекта и оцениваются в 3 балла.
Самыми сложными общепризнано считаются задания открытого типа (в тесте — №VII, XVII, XXI), их максимальная оценка – 3 балла, но на наш взгляд, оценивать эти задания необходимо дифференцированно:
— за правильный ответ и записи без ошибок — 3 балла;
— за правильный ответ, но записи с ошибками – 2 балла;
— за частичный ответ (за каждую правильную запись) — 1 балл.
В остальных случаях выставляется 0 баллов.
В данном тексте легкие задания составляют 52% (12 заданий) — макс. 12 баллов; задания средней трудности – 26% (6 заданий) – макс. 12 баллов; трудные – 22% (5 заданий) – макс. 15 баллов. За правильное безошибочное выполнение теста можно максимально получить 39 баллов.
При выставлении оценки используются следующие критерии:
оценка «5» выставляется за 80 – 100 % от общего числа баллов (от 31 до 39 баллов);
«4»: 70 – 79 % (от 27 до 30 баллов);
«3»: 50 – 69 % (от 20 до 29 баллов);
«2»: менее 49 % (менее 19 баллов).
Таким образом, тест можно считать достаточно сложным: чтобы получить положительную оценку, испытуемому недостаточно выполнить только лёгкие задания, он должен попробовать справиться с заданиями и более сложного уровня. Это позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русскому языку на выпуске из 9 класса.
Максимальное время на выполнение теста – 60 минут (из расчета: легкие задания – 1-2 минуты; задания средней трудности – 2-3 минуты, трудные – 3-4 минуты), но практика показывает, что на выполнение подобного теста хватает 40 минут, что соответствует продолжительности урока в адаптированных школах и коррекционных классах VIII вида.
Тестовые задания
Обведи кружком номер правильного ответа
I. Общая часть родственных слов называется
1. Приставкой;
2. Суффиксом;
3. Корнем;
4. Окончанием.
Обведи кружком номер правильного ответа
II. Укажи лишнее слово:
1. Лесник;
2. Леший;
3. Лисий;
4. Лесничий.
Обведи кружком номер правильного ответа
III. К сложным словам не относится:
1. Смородина;
2. Водопровод;
3. Утконос;
4. Жизнерадостный.
Соедини линиями
IV. Соотнесите сложносокращённое слово с его значением:
1. СМИ а) Министерство по чрезвычайным ситуациям
2. ООН б) Правила дорожного движения
3. МЧС в) Средства массовой информации
4. ПДД г) Организация Объединенных Наций
Обведи кружком номер правильного ответа
V. Укажите ошибку в употреблении множественного числа имен существительных:
1. Бухгалтер – бухгалтеры;
2. Учитель – учителя;
3. Адвокат — адвокаты;
4. Слесарь – слесаря.
Обведи кружком номер правильного ответа
VI. Укажите вариант, в котором пишется буква Е:
1. Узор на ткан…
2. Прочитал в книг…
3. Сорвал с ветк…
4. Цветы сирен…
Допиши ответ
VII. Впишите род несклоняемых существительных:
Широкая авеню – …………………
Просторное фойе — ………………..
Серый кенгуру — …………………..
Анна Федорчук — ………………….
Обведи кружком номер правильного ответа
VIII. Выбери из предложения существительное нарицательное, 1 склонения: На планете Земля всегда должны быть мир и согласие!
1. На планете;
2. Земля;
3. Мир;
4. Согласие.
Обведи кружком номер правильного ответа
IX. Укажи имя прилагательное:
1. Столовая;
2. Твой;
3. Чудесный;
4. Двадцатый.
Обведи кружком номер правильного ответа
X. Признак по принадлежности обозначает прилагательное:
1. Золотой;
2. Молодой;
3. Осенний;
4. Заячий.
Обведи кружком номер правильного ответа
XI. Укажи ошибку в окончании прилагательного:
1. Дремучий лес;
2. В дремучим лесу;
3. За дремучим лесом;
4. Дремучего леса.
Обведи кружком номер правильного ответа
XII. Укажи начальную форму выделенного местоимения:
Грамота давалась мне легко, дедушка смотрел на меня всё внимательнее и реже сёк меня.
1. Мы;
2. Я;
3. Ты;
4. Он.
Соедини линиями
XIII. Определите падеж данных местоимений:
1. Тобой а) Р.п.
2. Вы б) Д.п.
3. Ему в) Т.п.
4. Её г) И.п.
Обведи кружком номер правильного ответа
XIV. Укажите глагол в прошедшем времени:
1. Грустит;
2. Радовался;
3. Удивится;
4. Будет веселиться.
Обведи кружком номер правильного ответа
XV. В неопределённой форме стоит глагол:
1. Помирится;
2. Помиритесь;
3. Помириться;
4. Помиришься.
Обведите кружком вариант ответа «Да» или «Нет», который вы считаете правильным
XVI. Определите морфологические признаки глагола:
Мы радуемся хорошему тёплому дню.
Является неопределённой формой глагола
Да нет
Стоит в прошедшем времени
Да нет
Относится к 1 лицу
Да нет
Стоит во множественном числе
Да нет
Допиши ответ
XVII. Образуйте повелительную форму от данных глаголов:
Доверить – …………..
Спрятать – ……………
Вернуть – ……………
Улыбнуться – …………
Обведи кружком номер правильного ответа
XVIII. Укажите слово, в котором нужно вставить Ь:
По лесенке знаний вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спустит(?)ся под землю, взобрат(?)ся на горы
И даже добрат(?)ся до звёзд и луны.
1. Во всех словах;
2. Спустит(?)ся;
3. Взобрат(?)ся;
4. Добрат(?)ся.
Соедини линиями
XIX. Соотнеси слово с частью речи, которой оно выражено:
Жители русского села Палех издавна занимались росписью по дереву.
1. Русского; а) имя существительное
2. Издавна; б) глагол;
3. Росписью; в) наречие;
4. Занимались г) имя прилагательное.
Обведите кружком букву
XX. Обведите кружком букву «а» или «о», которую нужно вставить в слово:
Сгоряч(?) а или о
Начист(?) а или о
Слев(?) а или о
Направ(?) а или о
Допиши ответ
XXI. Запиши словами числительные:
51 —
17 —
614 –
172 –
Обведи кружком номер правильного ответа
XXII. Объясни постановку запятой в предложении:
Никогда нельзя с точностью указать минуту, когда пришла к тебе любовь.
1. Предложение с однородными членами;
2. В предложении используется обращение;
3. Запятая разделяет части сложного предложения;
4. Запятая не нужна.
Обведи кружком номер правильного ответа
XXIII. Найди сложное предложение:
1. Из-за горизонта надвигались облака и постепенно закрывали всё небо.
2. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
3. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.
4. Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.
Правильные ответы:
I. – 3
II. — 3
III. – 1
IV. СМИ — средства массовой информации
ООН — Организация Объединенных Наций
МЧС — министерство по чрезвычайным ситуациям
ПДД — правила дорожного движения
V. — 4
VI. – 2
VII. Широкая авеню – ж.р.
Просторное фойе – с.р.
Серый кенгуру – м.р.
Анна Федорчук – ж.р.
VIII. — 1
IX. – 3
X. – 4
XI. — 2
XII. – 2
XIII. Определите падеж данных местоимений:
Тобой — Т.п.
Вы — И.п.
Ему — Д.п.
Её — Р.п.
XIV. — 2
XV. – 3
XVI. нет; нет; да; да
XVII. Доверить – доверь(те)
Спрятать – спрячь(те)
Вернуть – верни(те)
Улыбнуться –улыбни(те)сь
XVIII. – 1
XIX. Русского — имя прилагательное
Издавна — наречие
Росписью — имя существительное
Занимались — глагол
XX. а; о; а; о
XXI. 51 – пятьдесят один
17 — семнадцать
614 – шестьсот четырнадцать
172 – сто семьдесят два
XXII. — 3
XXIII. — 3
Источники:
В тесте использованы предложения из текстов русских писателей и поэтов: Ю.Казакова, И.Никитина, М.Пришвина, С.Маршака, И.Тургенева, М.Горького, К.Ибряева.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.