Проныра это многородное существительное какая ошибка

Выполнила: Иванова С., гр. НОА-1801

Тема 2. Типичные нарушения в речи младших школьников

2.1. Проанализируйте приведенные ниже детские высказывания: определите сущность нарушения, его тип, возможную причину и тему, в рамках которой было бы целесообразно организовать работу по предупреждению и преодолению подобного нарушения (если возможно). Заполните таблицу (по образцу).

Пример Сущность и тип нарушения Возможная причина Тема
В зимний морозный день. Ребята собрались на соревнования. Нарушение границ предложения (правильно – «В зимний морозный день ребята собрались на соревнования»). Грамматическая ошибка. Неточное представление о синтаксических нормах в структуре предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Проныра – это многородное существительное? Многородное – нарушена норма словообразования (правильно – существительное общего рода). Грамматическая ошибка. Дефицит слов для выражения нужного смысла, желание выразить морфологический признак существительного посредством образования сложного слова. Имена существительные общего рода.
А почему у моллюск нет крови? У моллюск – нарушена норма формообразования (правильно – у моллюсков). Грамматическая ошибка. Небогатый речевой опыт ребенка, влияние речевой среды. Родительный падеж имён существительных.
На окне прозрачная тюль. Прозрачная тюль — нарушена норма структуры словосочетания (правильно — прозрачный тюль). Грамматическая ошибка. Неточное представление о роде имени существительного «тюль». Род имён существительных.
Когда наступила ночь. Мальчику приснился сон. Нарушение границ предложения (правильно – «Когда наступила ночь, мальчику приснился сон»). Грамматическая ошибка. Неточное представление о синтаксической конструкции сложного предложения. Простое и сложное предложения.
В полях начали жнать рожь. Жнать – нарушена норма формообразования (правильно – жать). Грамматическая ошибка. Небогатый речевой опыт ребенка, влияние речевой среды. Глагол как часть речи.
Петя позвал Шарика. Он замахнулся палкой. Он замахнулся — нарушена норма в употреблении местоимений (правильно – «Мальчик замахнулся палкой»). Речевая ошибка. Обучающийся не учёл наличие в предшествующем предложении нескольких слов, с которыми может соотноситься местоимение. Способы и средства связи предложений в тексте.
Я стал смотреть на планету с космоса. Смотреть с космоса — ошибка в структуре словосочетания (правильно – в космосе). Грамматическая ошибка. Неточное представление о значении слова «космос». Словосочетание.
Снег валялся везде, даже на дороге (о выпавшем снеге). Снег валялся — неоправданное употребление просторечных слов (правильно – снег лежал). Речевая ошибка. Недостаточный словарный запас, бедность речи. Просторечия.
Она короткая, как карлик (о низкорослой женщине). Короткая – нарушена лексическая сочетаемость (правильно – она низкая). Речевой недочёт. Небогатый речевой опыт ребенка. Имя прилагательное.
Много событий бывают весной. Много событий бывают — нарушена связь между подлежащим и сказуемым (правильно – много событий бывает). Грамматическая ошибка. Неточное представление о синтаксической конструкции предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
На картине показано, как бурлаки несут баржу. Несут – употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – тянут баржу). Речевая ошибка. Неполноценное усвоение значения слова. Глагол как часть речи.
На меня попали две брызги воды. Две брызги — нарушена норма структуры словосочетания (правильно – две капли). Грамматическая ошибка. Неточное представление о морфологических признаках слова «брызги». Число имён существительных.
А зачем лицо книжки показывают? (увидев фотографию обложки детской книги в журнале). Лицо – употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – обложку). Речевая ошибка. Неполноценное усвоение значения слова. Имя существительное как часть речи.
Вода такая холодная, что пальцев опустить страшно. Пальцев – нарушена норма формообразования (правильно – пальцы). Грамматическая ошибка. Небогатый речевой опыт ребенка, влияние речевой среды. Винительный падеж имён существительных.
Сказки любят не только дети нашей страны, но и других. Но и других — нарушена норма построения предложения с однородными членами (правильно – «Но и других стран»). Грамматическая ошибка. Обучающийся не учёл наличие в предшествующей части предложения нескольких слов, с которыми может соотноситься местоимение. Однородные члены предложения.
Дети подошли к прорубю. К прорубю — нарушена норма формообразования (правильно – к проруби). Грамматическая ошибка. Неточное представление о морфологических признаках имени существительного «прорубь». Родительный падеж имён существительных.
Хочу быть туристом. Буду навещать все страны. Навещать – употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – посещать). Речевая ошибка. Неполноценное усвоение значения слова. Глагол как часть речи.
На деревьях зреют почки. Зреют почки — неточное употребление слова (правильно – набухают почки). Речевой недочёт. Небогатый речевой опыт ребенка. Глагол как часть речи.
Я девочка чистолюбивая, сейчас все приберу. Чистолюбивая – употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – чистоплотная). Речевая ошибка. Неполноценное усвоение значения слова. Имя прилагательное.

2.2. Проанализируйте речевое оформление сочинений младших школьников: выделите нарушения в речи, определите сущность и тип нарушения, возможную причину (см. образец в задании 2.1.).

Весной в лесу

Вчера мы ходили в лес. Небо было голубое. Ветерок был теплый, ласковый. Задорчиво чирикал воробей. Это было похоже на песню дудочки. Хорошо, что пришла весна! Она обрядила деревья в весенний наряд, сделала ярким солнышко. На небе редко-редко набежат облака, похожие на барашков. У всех людей хорошее настроение. Все как бы празднуют праздник весны. Я люблю весну!

  1. Небо было голубое. Ветерок был теплый, ласковый. Это было похоже на песню дудочки. (Был – неоправданное повторение одного и того же слова. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  2. Задорчиво (Ошибка в словообразовании (правильно – задорно). Грамматическая ошибка. Возможная причина – дефицит слов для выражения нужного смысла);
  3. Песню дудочки (Неточное употребление слова (правильно – звучание дудочки). Речевой недочёт. Возможная причина — Недостаточный словарный запас, бедность речи);
  4. Обрядила деревья (Нарушена норма словообразования (правильно – нарядила). Грамматическая ошибка. Возможная причина – Неточное представление о значении слова «нарядить»);
  5. Обрядила деревья в весенний наряд(Употребление рядом однокоренных слов (лучше – облачение, убранство). Речевой недочет. Возможная причина – недостаточный словарный запас, неумение быстро найти слово для выражения смысла);
  6. Набежат облака (Ошибка в формообразовании (правильно – набегают). Грамматическая ошибка. Возможная причина – неточное представление о значении слова «набегать»);
  7. Празднуют праздник (Употребление рядом однокоренных слов (лучше – празднуют приход). Речевой недочет. Возможная причина – недостаточный словарный запас, неумение быстро найти слово для выражения смысла);
  8. Все как бы празднуют (Неоправданное употребление просторечных слов (правильно – будто бы). Речевая ошибка. Возможная причина – Небогатый речевой опыт ребенка, влияние речевой среды).

Золотая осень

Забрела осень в лесную поляну. Листья в поле пожелтели. Воздух стал холоднее. Появились черные тучи. Стало слышно завывание ветра. Послышался шелест листвы, стон деревьев, хруст ветки. Вдруг появились капли дождя. Дождь забарабанил по крыше. Туча быстро прошла. Появился луч солнца. Стали слышны пение птиц, стук дятла. Кистями повиснула рябина. Спешит ежик, несет на себе последний гриб.

  1. Забрела осень (Неточное употребление слова (правильно – заглянула осень). Речевой недочёт. Возможная причина – недостаточный словарный запас, бедность речи);
  2. Забрела в поляну (Ошибка в структуре словосочетания (правильно – забрела на поляну). Грамматическая ошибка. Возможная причина – нарушение норм согласования и управления);
  1. Листья в поле пожелтели. Воздух стал холоднее. Появились черные тучи. Стало слышно завывание ветра (Однообразие и слабая распространенность используемых синтаксических конструкций. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  2. Стало слышно завывание ветра. Послышался шелест листвы (Слышно, послышался – неоправданное повторение одного и того же слова. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  3. Стон деревьев (Употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – шум деревьев). Речевая ошибка. Возможная причина – неполноценное усвоение значения слова «стон»);
  4. Туча прошла(Употребление слова в несвойственном ему значении (правильно – туча исчезла). Речевая ошибка. Возможная причина – неполноценное усвоение значения слова «пройти»);
  5. Туча быстро прошла (Употребление лишнего слова (правильно – туча исчезла). Речевой недочёт. Возможная причина – неполноценное усвоение значения слова «исчезнуть»);
  6. Стали слышны пение птиц, стук дятла (Ошибка в построении предложения с однородными членами (правильно – «Стало слышно»). Грамматическая ошибка. Возможная причина – неточное представление о синтаксических нормах в структуре предложения);
  1. Повиснула рябина (Ошибки в формообразовании (правильно – повисла). Грамматическая ошибка. Возможная причина – неточное представление о значении слова «повиснуть»);
  1. Спешит ежик, несет на себе последний гриб (Смешение видо-временных форм глагола. Речевая ошибка. Возможная причина – обучающийся не учёл единого видо-временного плана текста).

Ушастый еж

Ушастый еж маленьких размеров. Он похож на обыкновенного ежа. У него теплая шерсть, обычно бывают черно-белые иглы. Иглы ежу служат для защиты. Ушастый еж обычно живет в норах, которые были сделаны другим зверем, или роет сам. Ушастый еж ест кузнецов, бабочек, мышей, мух, пьет молоко, ест грибы, ягоды. У меня жил еж. Я не знаю, был он ушастый или нет. Он по ночам вылезал из корзины, всех пугал, потому что еж – ночное животное. Он хорошо ловит мышей, даже лучше кошки. Потом он от нас убежал. А когда мы приехали, бабушка нашла его под сараем – он там зимовал. Мне очень нравится еж!

  1. Он похож на обыкновенного ежа. У него теплая шерсть, обычно бывают чернобелые иглы (Однообразие и слабая распространенность используемых синтаксических конструкций. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  2. Он похож на обыкновенного ежа. У него теплая шерсть, обычно бывают чернобелые иглы (Он, у него – неоправданное повторение одного и того же слова. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  3. У него теплая шерсть, обычно бывают черно-белые иглы (Употребление лишнего слова. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  4. Обычно бывают черно-белые иглы. Ушастый еж обычно живет в норах (Обычно – неоправданное повторение одного и того же слова. Речевой недочёт. Возможная причина – бедность речи);
  5. Ушастый еж обычно живет в норах, которые были сделаны другим зверем, или роет сам(Ошибка в структуре предложения (правильно – роет их сам). Грамматическая ошибка. Возможная причина – неточное представление о синтаксических нормах в структуре предложения);
  6. Ест кузнецов (Употребление слова в несвойственном ему значении (правильно — кузнечиков). Речевая ошибка. Возможная причина – смешение сходных по звучанию слов);
  7. Ушастый еж ест кузнецов, бабочек, мышей, мух, пьет молоко, ест грибы, ягоды(Ошибки в построении предложения с однородными членами (правильно – «Ушастый еж ест кузнечиков, бабочек, мышей, мух, грибы, ягоды пьет молоко»);
  1. Всех пугал (Неточное употребление слова (правильно – всех тревожил). Речевой недочёт. Возможная причина – недостаточный словарный запас, бедность речи);
  1. Он хорошо ловит мышей, даже лучше кошки (Смешение видо-временных форм глагола. Речевая ошибка. Возможная причина – обучающийся не учёл единого видо-временного плана текста).
  2. Мне очень нравится еж! (Смешение видо-временных форм глагола. Речевая ошибка. Возможная причина – обучающийся не учёл единого видо-временного плана текста).

2.3. Познакомьтесь с фрагментом урока, на котором «отрицательный языковой материал» использовался для постановки учебных задач и для анализа фактов языка при изучении темы «Склонение имен существительных женского рода». Выделите в представленном фрагменте следующие дидактические моменты:

1. Выявление в коллективной беседе детской ошибки. ((На доске: Рыбак подошел к прорубю.)….. – В одном из сочинений я прочитала такое предложение. Прочитайте его и подумайте, все ли в нем записано верно.)

2. Исправление ошибки учащихся и правильная запись словосочетания или предложения (– Почему именно так?….)

3. Выделение той части слова, в которой допущена ошибка (– Какая часть слова выбрана неверно? Выделите эту часть.)

4. Сопоставление грамматической информации о слове, содержащейся в правильном и неправильном вариантах (– В каком падеже употреблено это слово?…. – Какое окончание в дательном падеже у слова огонь.)

5. Формулирование вывода о том, чего еще не знали дети, употребившие данное слово (– В чем же дело? Почему к огню можно сказать, а к прорубю нельзя? Какой грамматический признак этих имен существительных помогает открыть секрет их разных окончаний?)

Какие бывают онлайн-курсы?

Существует огромное количество образовательных онлайн-курсов. Рассмотрим самые популярные форматы онлайн-обучения:

  • Обучающий видео-курс в записи. Это один из самых популярных форматов. Онлайн-школа заранее снимает обучающий видеоматериал, монтирует его, чтобы получились качественные уроки в записи и регулярно актуализирует материал, то есть размещает новые ролики с обновленной информацией. Зачастую при покупке видеокурса вы можете увидеть пометку “с доступом к обновлениям”. Это означает, что даже после того, как вы завершите обучение, вы сможете просматривать новые уроки в записи по данной обучающей программе.
  • Обучающий курс в формате учебника. Это курс, состоящий преимущественно из текстовых записей, инструкций и пр. При покупке курса такого формата обращайте внимание на наличие кураторов, которые могли бы вам помочь при появлении трудностей. 
  • Онлайн-образование в режиме реального времени в группе. Данный формат подразумевает наличие групповых онлайн-встреч с преподавателем. Как правило, составляется расписание и 2-3 раза в неделю происходит созвон. Запись встреч зачастую сохраняется для того, чтобы можно было пересмотреть и освежить знания или для тех, кто по каким-то причинам не смог присутствовать на занятии. 
  • Индивидуальное обучение в режиме реального времени. Это самый дорогой и редкий формат, который близок к репетиторству, но проводится в рамках обучающей платформы. Это могут быть как видео-созвоны с преподавателем, так и текстовая поддержка, проверка домашней работы и пр. 

Редко можно встретить курс, который придерживается только одного типа. Чаще всего школы стараются сделать так, чтобы в рамках 1 дистанционного обучения встречался каждый из вышеупомянутых форматов. Так образование будет более полноценным и интересным. 

Какие онлайн-курсы сейчас популярны?

В 2023 году в топ-5 самых популярных направлений онлайн-обучения входят:

  • Программирование. Область, которая не нуждается в представлении. Так как все сейчас плавно переходит в онлайн, программисты важны и нужны во всех сферах, в любом бизнесе. Шанс найти свое место в IT есть у всех, даже сейчас, когда может казаться, что сфера переполнена.
  • Графический дизайн. Это очень широкая сфера с большим количеством специализаций и направлений, которая отлично подойдет творческим людям. Кто-то, став графическим дизайнером, может разрабатывать айдентику, мерч, кто-то будет дизайнить логотипы и создавать другой визуальный контент. Картинка играет не последнюю роль для продаж, поэтому графический дизайн также ценится в наше время. 
  • Интернет-маркетинг. Сейчас профессиональные маркетологи очень ценятся, так как появилось большое количество новых маркетинговых инструментов, которых нужно внедрять в российский бизнес. 
  • Менеджмент. Грамотное распределение ресурсов по-прежнему актуально, поэтому если у вас есть навыки лидера, а также организаторские способности, то для себя вы можете выбрать профессию из сферы менеджмента. 
  • Иностранные языки. Несмотря на условно закрытые границы, люди по-прежнему продолжают изучать иностранные языки. Кто-то делает это для себя, кому-то это необходимо для повышения на работе, а кто-то настроен на переезд несмотря ни на что. 

Самые популярные онлайн-школы 2023:

  • Skillbox. На сегодняшний день это одна из лидирующих онлайн-школ в России. На выбор она предлагает более 780 различных профессий, курсов и навыков. Здесь можно найти обучающие программы по программированию, дизайну, маркетингу и другим областям.
  • Skypro. Это проект SkyEng’a, в котором учащимся доступны программы по программированию, маркетингу, дизайну и аналитике. 
  • GeekBrains. Данная образовательная онлайн-платформа была создана в 2010 году прошла проверку временем. На сайте школы можно пройти как бесплатные мини–курсы, так и освоить онлайн-профессию в сфере IT, дизайна, аналитики и пр. 
  • Нетология. Также лидирует сегодня на российском рынка электронного обучения. Предлагает широкий выбор курсов по программированию, дизайну, маркетингу и менеджменту.
  • Яндекс.Практикум. Здесь можно найти большой выбор онлайн-курсов по программированию, однако есть и профессии из сферы менеджмента и маркетинга.
  • Contented. Онлайн-школа специализируется на курсах по дизайну. Здесь можно пройти не только платное обучение, но и посетить бесплатные вебинары, которые проходят каждую неделю. 

Ежегодно в “стенах” данных образовательных онлайн-учреждений обучаются десятки тысяч студентов по сотням различных направлений. На нашем сайте вы можете подробнее ознакомиться с каталогом дистанционных курсов ведущих онлайн-школ страны и отзывами на лучшие онлайн-курсы.

Самые популярные обучающие онлайн-курсы 2023 – это:

  • Курсы программирования и IT. Благодаря популярности и большому спросу на IT-специалистов, продажи онлайн-курсов по программированию лидируют на рынке электронного образования.
  • Курсы дизайна. Красивая картинка играет важную роль в ценообразовании и восприятия у окружающих, поэтому курсы по дизайну (интерьеров, игр и т.д.) пользуются очень большой популярностью.
  • Курсы интернет-маркетинга. Российский рынок ежедневно подвергается изменениям, поэтому в сферу нужны гибкие и заинтересованные специалисты. В связи с ростом спроса на специалистов, популярностью пользуются и электронные курсы по маркетингу. 

Какие курсы можно пройти чтобы хорошо зарабатывать?

Качественное обучение – это залог хорошей и высокооплачиваемой работы. После прохождения онлайн-курсов вы сможете хорошо зарабатывать по следующим профессиям:

  • Тестировщик. Специальность довольно несложная, если сравнивать ее с другими профессиями IT-сферы, при этом даже у джуна есть шансы сразу найти достойную и стабильную работу с з/п от 40 тыс. руб. в регионах и от 60 тыс. руб. в столице. 
  • Fullstack-разработчик. Этот специалист универсал, чья зарплата на этапе сеньора может доходить до 300 тыс. руб. в России. 
  • Аналитик данных. Специальность для людей, которым интересны подсчеты и анализ. Заработная плата аналитиков данных сразу после прохождения дистанционного обучения и аналогичных курсов может составлять 50-60 тыс. руб.
  • Графический дизайнер. Заработная плата графического дизайнера после обучения с минимальным опытом начинается в пределах 30-40 тыс. руб. в регионах и 50-60 тыс. руб. в Москве. При чем первые заказы вы сможете брать уже на этапе обучения. 
  • Интернет-маркетолог. Новички-маркетологи также могут рассчитывать на заработную плату в размере 30-40 тыс. в регионах и 50-60 тыс. в Москве. Зачастую с поиском работы студентам помогают в конце обучения сами школы. 

Где можно пройти бесплатные онлайн-курсы?

Бесплатные онлайн-курсы по обучению на современные профессии можно пройти:

  • На официальных сайтах онлайн-школ. Многие онлайн-школы предлагают пройти бесплатные онлайн-курсы в записи на их сайтах. Для это потребуется только регистрация. Например, раздел с бесплатными курсами можно найти на сайте Skillbox, GeekBrains и Нетологии. 
  • На Ютубе. Здесь вы можете найти огромное количество обучающих роликов, в том числе и от некоторых школ. Популярностью пользуются курсы по программированию, рисованию и ретуши фотографий. 
  • Stepik. Степик представляет собой агрегатор онлайн-курсов, где собраны мини-курсы по различным профессиям. Платформа была создана российскими разработчиками. 
  • Лекториум. На данной платформе можно бесплатно прослушать лекции на различные темы, собранные с популярных российских университетов и не только. 
  • Открытое образование. Также является российской платформой, на которой собраны материалы от ведущих вузов страны: СПбГУ, МГУ, УрФУ, МФТИ, ИТМО и др.
  • Coursera. Это иностранная площадка, на которой можно найти лекции и курсы на различные темы, но уже, как правило, на иностранном языке. Пользуется большой популярностью среди IT-специалистов. 
  • Udemy. Как и “Курсера”, это иностранная платформа. Здесь есть как бесплатные курсы, так и платные (чаще всего за небольшие деньги). На Юдеми можно найти курсы по самым разным профилям, начиная с программирования и заканчивая шитьем одежды. Есть программы на русском и иностранном языке.

Какую онлайн-профессию освоить быстро?

Рассмотрим топ-10 профессий, которых можно освоить онлайн менее чем за 6 месяцев:

  • Тестировщик. Занимается проверкой кода, тем, как работает сервис и думает, что можно исправить.
  • Таргетолог. Настраивает таргетированную рекламу, тем самым приводит заинтересованных клиентов. 
  • SMM-менеджер. Помогает создавать имидж бренда в социальных сетях. 
  • Менеджер проектов. Управляет командой, распределяет ресурсы, отчитывается за результат. 
  • Event-менеджер. Помогает организовать интересные мероприятия.
  • Бухгалтер. Занимается распределением финансов в рамках компании. 
  • Менеджер маркетплейсов. Следит за наличием товара на складе, создает карточки товара и общается с покупателями. 
  • Дизайнер мебели. Помогает создать стильную и эргономичную мебель. 
  • Методист онлайн-курсов. Делает онлайн-курсы более эффективными. 
  • Ретушер. Помогает убрать несовершенства со снимков и делает кадры более яркими.

Большинство онлайн-школ предлагают обучить вышеперечисленным профессиям менее чем за полгода с нуля. Это отличная возможность для тех, кто может как можно скорее перейти в новую сферу. 

Какую профессию можно освоить с нуля?

Большинство профессий можно освоить с нуля. Получить следующие профессии можно на онлайн-курсах без какого-либо опыта:

  • Python-разработчик. Специалист широкого профиля, который может создавать сайты, игры, приложения и т.д.
  • Графический дизайнер. Занимается созданием визуального контента разной сложности. 
  • Веб-дизайнер. Занимается художественным оформлением веб-проекта и делает навигацию сайта более удобной. 
  • Специалист по кибербезопасности. Защищает сайт от взломов и вредоносных ПО.
  • Data Scientist. Проводит анализ данных. 
  • UI/UX-дизайнер. Создает дизайн-проекты сайтов.
  • Копирайтер. Пишет тексты разной сложности.
  • Дизайнер интерьеров. Проектирует дизайн различных квартир, делает внешний облик дома более уютным и стильным. 
  • SEO-специалист. Продвигает сайты в поисковых системах. 

Благодаря современным технологиям обучение новой профессии может проходить в максимально комфортных условиях и с дистанционной поддержкой и проверкой домашних работ. 

Какие профессии можно освоить бесплатно?

Некоторые из онлайн-профессий можно освоить с нуля бесплатно:

  • SMM-менеджер.
  • Маркетолог.
  • Таргетолог.
  • Копирайтер.
  • Ретушер.
  • Графический дизайнер. 
  • PR-менеджер.
  • Event-менеджер.
  • Менеджер маркетплейсов. 
  • HR-менеджером.

Под “освоить бесплатно” понимается самостоятельное обучение и практика. Вы можете воспользоваться бесплатными обучающими программами (найти бесплатные курсы для получения профессий можно на платформах, о которых мы рассказали чуть выше), почитать статьи в открытом доступе и попробовать выполнить несколько проектов для выдуманных заказчиков, чтобы создать портфолио. Также вы можете попробовать поискать работу, где вам предложат обучиться на рабочем месте. Для вышеуказанных профессий это не редкость.

Преимущества выбора курсов в Сравни

1. Агрегатор онлайн-курсов

  • Освойте современную профессию
  • Дата начала: 2023-01-01
  • Дата окончания: 2023-12-31
  • Большой выбор курсов

2. Рейтинги онлайн-школ

  • ТОП школ по любому направлению
  • Дата начала: 2023-01-01
  • Дата окончания: 2023-12-31
  • Рейтинги школ

3. Реальные отзывы учеников

  • Выбирайте лучший курс по отзывам реальных учеников
  • Дата начала: 2023-01-01
  • Дата окончания: 2023-12-31
  • Отзывы о школах

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. проны́ра проны́ры
Р. проны́ры проны́р
Д. проны́ре проны́рам
В. проны́ру проны́р
Тв. проны́рой
проны́рою
проны́рами
Пр. проны́ре проны́рах

проны́ра

Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: про-; корень: -ныр-; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [prɐˈnɨrə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. разг., часто неодобр. ловкий, всюду успевающий, проникающий человек ◆ Он с детства был жутким пронырой.
  2. человек, способный на нечестные поступки

Синонимы[править]

  1. ловкач
  2. мошенник, обманщик, аферист; разг.: жулик, плут, махинатор, проходимец; разг., собир.: жульё; прост.: бестия, продувная бестия, жульбан, жулябия, мазурик, мухлёвщик, надувала, надувало, обдувала, обдувало, пройдоха, пройда, прохвост, прохиндей, прощелыга; устар., прост.: арап, прощелыжник, шаромыжник, шаромыга, шильник; частичн.: вор, воришка, ворюга; разг.: любитель ловить рыбу в мутной воде, клейма ставить негде, плохо не клади; устар., разг.: из плута скроен, мошенником подбит

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: пронырливость
  • прилагательные: пронырливый

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Греческийel: λαμόγιο
  • Турецкийtr: kurnaz, sinsi
  • Чешскийcs: vyčůránek

Библиография[править]

Склонение существительного «проныра»

Существительное «проны́ра» (одуш.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
проны́ра проны́ры
Родительный
Кого? Чего?
проны́ры проны́р
Дательный
Кому? Чему?
проны́ре проны́рам
Винительный (одуш.)
Кого? Что?
проны́ру проны́р
Творительный
Кем? Чем?
проны́рой
проны́рою
проны́рами
Предложный
О ком? О чём?
проны́ре проны́рах

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пупочка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «проныра»

Синонимы к слову «проныра»

Предложения со словом «проныра»

  • Этот хитрец, прикидывающийся несмышлёным мальчишкой, был тот ещё проныра.
  • В стенах казённого учреждения чиновный проныра сумел устроить свои любовные делишки, а простушка-горничная вскоре забеременела.
  • И ещё, он был уверен, что сказочница оценит его по заслугам и выберет вместо этого… юркого проныры.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «проныра»

  • Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
  • — На вашем месте только проныры и могут кормиться, а не такие, как ты ротозеи да губошлепы… — отвечала Софья Александровна.
  • Отряд подобрался удачно. С Василием пошел его приятель, который «по бродяжеству» носил кличку Володька, Макаров, силач и хват, бегавший два раза с Кары, два черкеса, народ решительный и незаменимый в отношении товарищеской верности, один татарин, плут и проныра, но зато изобретательный и в высшей степени ловкий. Остальные были тоже бродяги, искусившиеся в путешествиях по Сибири.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «проныра»

  • ПРОНЫ́РА, -ы, м. и ж. Разг. Пронырливый человек; ловкач. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРОНЫРА

Отправить комментарий

Дополнительно

(Практика)

  1. Определите наличие или отсутствие дифференциации значений данных существительных в зависимости от родовых окончаний:

Ставень
– м.р.-ставня – ж.р,( чаще употребляется
вторая форма);    Ставень (м) –
ставня (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Деревянный или
металлический щит, створ, которым снаружи
или изнутри закрывают окна. 2. Затвор в
нижней части плотины, открывающийся
для спуска воды. 3. Затвор, прикрывающий
отверстие для стрельбы из орудий в борту
судна.

Гранат
(м) – граната (ж) / наличие дифференциации,
первое слово означает: 1. Южное плодовое
дерево или кустарник, имеющие шаровидные
плоды с семенами, покрытыми сочной
кисло-сладкой мякотью обычно темно-красного
цвета. 2. Плод такого растения. 3. Древесина
такого дерева. —— 1. Минерал, драгоценный
камень, обычно темно-красного цвета.
Второе слово означает: 1. Разрывной
снаряд для поражения живой силы и техники
противника.

2. Спортивный снаряд для метания.

Взяток
(м) – взятка (ж) / наличие дифференциации,
первое слово означает: 1. Нектар или
цветочная пыльца, добытые пчелой за
один раз или за определенный период (в
пчеловодстве). // Мед, собранный в улье
за определенный период. Второе слово
означает: 1. Плата должностному лицу за
совершение каких-л. незаконных действий
в интересах дающего. // Принудительные
поборы с зависимых и подчиненных лиц.
2. Карта, карты, взятые старшей картой
или козырем (в карточных играх). Однако
бывают случаи, когда взяток, может
обозначать то же самое что и взятка в
значении принудительной платы.

Рельс
(м) – рельса (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Стальные узкие
бруски, укрепляемые на шпалах
железнодорожного полотна в два ряда
для движения колес вагонов, тепловозов
и т.п. 2. перен. устар. Направление
деятельности, образ действий, ход,
течение чего-л.

Карьер
(м) – карьера (ж) / наличие дифференциации,
первое слово означает: 1. Самый быстрый
бег лошади, ускоренный галоп. 2. разг.
Быстрая ходьба, бег человека. —— 1. Место
открытой разработки неглубоко залегающих
полезных ископаемых. Второе слово
означает: 1. Успешное продвижение в
какой-л. сфере деятельности; достижение
известности, славы и т.п. 2. Деятельность
на каком-л. поприще. 3. устар. Любой род
занятий, профессия.

Шпрот
(м) – шпрота (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Консервы из
мелкой морской промысловой рыбы — обычно
копченой — в масле. 2. Мелкая морская
промысловая рыба семейства сельдевых.

Округ
(м) – округа (ж) / присутствует дифференциация,
иными словами округ означает: 1.
Политическая и административно-хозяйственная
единица, распадающаяся на более мелкие
единицы и входящая в состав областей
или других частей государства. // разг.
Администрация такого подразделения
государственной территории. 2.
Военно-административное подразделение
территории государства. 3. Территориальное
подразделение, устанавливаемое в стране
с какой-л. целью. Однако же в устаревшем
значении, имеет такой же смысл, как и
округа: 1. Окружающая местность;
окрестность.

Бакенбард
(м) – бакенбарда (ж) / отсутствие
дифференциации, оба слова обозначают:
1. Волосы от висков вдоль щек, оставляемые
при бритье.

Пролаз
(м) – пролаза (ж) / присутствует
дифференциация, иными словами пролаз
означает: 1. Низкий или узкий проход.
Однако же это слово вполне может
использоваться как существительное
мужского рода для слова пролаза в
значении: 1. То же, что: пройдоха, проныра.

Кед
(м) – кеда (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают:  1. Спортивные
матерчатые ботинки на ребристой резиновой
подошве.

Жар
(м) – жара (ж) / наличие дифференциации,
первое слово означает: 1. Сильная степень
нагретости, раскаленности воздуха;
зной. // Горячий, раскаленный воздух. //
Знойное, жаркое время дня. // Место, где
особенно высокая температура. 2. разг.
Раскаленные, но без пламени угли. 3.
Повышенная температура тела при болезни.
// Лихорадочное состояние, разгоряченность,
вызванные каким-л. возбуждением,
волнением. // перен. Румянец, выдающий
такое состояние. 4. перен. Сильное
внутреннее возбуждение, страстный
порыв, рвение. 5. перен. разг. Нагоняй,
наводящий страх. второе слово означает:
1. Высокая температура воздуха, нагретого
солнцем или печью. 2. Горячий, сильно
нагретый солнцем воздух; зной.

Спазм
(м) – спазма (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Непроизвольное
длительное судорожное сокращение мышц;
судорога. 2. перен. Внезапное обострение,
неожиданный приступ каких-либо чувств.

Банкнот
(м) – банкнота (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Бумажные денежные
знаки, заменяющие в обращении металлические
деньги; банковские билеты.

Манжет
(м) – манжета (ж) / отсутствие дифференциации,
оба слова обозначают: 1. Пристегнутый
или пришитый обшлаг рукава сорочки,
блузы и т.п. ——1. Приспособление в виде
широкого кольца, имеющее различное
назначение. 2. Кольцо, служащее для
предотвращения перетекания жидкости,
газа в поршневых насосах, для скрепления
концов труб и т.п.

Метод
(м) – метода (устар.) (ж) / отсутствие
дифференциации, оба слова обозначают:
1. Способ познания, подход к изучению
явлений природы и общественной жизни.
2. Прием, система приемов в какой-л.
области деятельности.

2.Определите
род несклоняемых имен существительных,
подберите к ним определения и составьте
словосочетания («прилагательное+существительное»):

Танго
(ср.р.)-аргентинское танго,
салями(ж.р.)-венгерская салями,
конферансье(м.р.)-молодой конферансье,
кофе(м.р.)-натуральный кофе, леди(ж.р.)-богатая
леди, Миссисипи(ж.р.)-неполноводная
Миссисипи, сабо(ср.р.)-новое сабо,
фрау(ж.р.)-добрая фрау, эскимо(ср.р.)-мороженое
эскимо, кенгуру(м.р.)-большой кенгуру,
сулугуни(м.р.)-вкусный сулугуни,
меню(ср.р.)-ресторанное меню,
Гоби(ж.р.)-большая Гоби, колибри(ж.р.)-красивая
колибри, манго(ср.р.)-спелое манго,
рефери(м.р.)-молодой рефери,
шимпанзе(м.р.)-старый шимпанзе,
ранчо(ср.р.)-большое ранчо,
цеце(ж.р.)-американская цеце,
кули(м.р.)-сильный кули, маэстро(м.р.)-старый
маэстро, гну(м.р.,ж.р,ср.р.)-африканское
гну, бенгали(м.р.)-сложный бенгали,
пери(ж.р.)-знаменитая пери,
индиго(м.р.)-насыщенный индиго,
хинди(м.р.)-легкий хинди.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Пронтобар ошибка а4
  • Пропуск морфем к каким ошибкам относится
  • Промышленная стиральная машина вязьма коды ошибок
  • Пропуск местоимения какая ошибка
  • Промышленная индустрия лексическая ошибка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии