Программная ошибка первичные и вторичные ошибки

10.1. Общие
особенности дефектов, ошибок и рисков
в сложных программных средствах

10.2. Причины
и свойства дефектов, ошибок и модификаций
в сложных программных средствах

10.3. Риски
в жизненном цикле сложных программных
средств

10.4. Риски
при формировании требований к
характеристикам сложных программных
средств

Статистика
ошибок и дефектов в комплексах программ
и их ха
рактеристики
в
конкретных типах проектов ПС могут
служить ориентирами
для
разработчиков при распределении ресурсов
в жизненном цикле ПС
и предохранять их от излишнего оптимизма
при оценке достигнутого качества
программных продуктов. Источниками
ошибок в ПС являются специалисты
— конкретные люди с их индивидуальными
особенностями, квалификацией, талантом
и опытом. При этом можно выделить
предсказуемые
модификации, расширения и совершенствования
ПС
и
изменения,
обусловленные
выявлением случайных, непредсказуемых
дефектов и оши
бок.
Вследствие
этого плотность потоков и размеры
необходимых корректировок
в модулях и компонентах при разработке
и сопровождении ПС могут
различаться в десяток раз. Однако в
крупных комплексах программ статистика
и распределение типов выполняемых
изменений для коллективов разных
специалистов нивелируются и проявляются
достаточно общие закономерности, которые
могут использоваться как ориентиры при
их выявлении и систематизации. Этому
могут помогать оценки типовых дефектов,
модификаций и корректировок путем их
накопления и обобщения по опыту создания
определенных классов ПС в конкретных
предприятиях.

К
понятию
«риски»
относятся
негативные события и их величины,
отражающие потери, убытки или ущерб от
процессов или продуктов, вызванные
дефектами
при
проектировании требований, недостатками
обоснования проектов ПС, а также при
последующих этапах разработки, реализации
и всего жизненного цикла комплексов
программ. В ЖЦ ПС не всегда
удается достигнуть требуемого
положительного эффекта и может проявляться
некоторый ущерб — риск в создаваемых
проектах, программных
продуктах и их характеристиках. Риски
проявляются, как негатив-ные
последствия дефектов функционирования
и применения ПС,
которые
способны нанести ущерб системе, внешней
среде или пользователю в результате
отклонения характеристик объектов или
процессов от заданных требованиями
заказчика, согласованными с разработчиками.

Оценки
качества программных средств могут
проводиться с двух позиций: с позиции
положительной
эффективности
и непосредственной адекватности
их характеристик назначению, целям
создания и применения,
а также с негативной
позиции
возможного
при этом ущерба — риска от
использования ПС или системы. Показатели
качества преимущественно
отражают положительный эффект от
применения системы или ПС и основная
задача разработчиков проекта состоит
в обеспечении высоких значений
качества. Риски характеризуют возможные
негативные
последствия дефектов
или
ущерб пользователей при применении и
функционировании ПС и системы, и задача
разработчиков сводится к сокращению
дефектов и ликвидации рисков. Поэтому
методы и системы управления качеством
в жизненном цикле ПС близки к методам
анализа и управления рисками
проектов комплексов программ, они должны
их дополнять и совместно
способствовать совершенствованию
программных продуктов и систем на их
основе.

Характеристики
дефектов и рисков непосредственно
связаны с достигаемой
корректностью, безопасностью и надежностью
функционирования
программ и помогают:

  • оценивать
    реальное состояние проекта и планировать
    необходимую трудоемкость и длительность
    для его положительного завершения;

  • выбирать
    методы и средства автоматизации
    тестирования и отладки программ,
    адекватные текущему состоянию разработки
    и сопровождения
    ПС, наиболее эффективные для устранения
    определенных видов дефектов и рисков;

  • рассчитывать
    необходимую эффективность контрмер и
    дополнительных
    средств оперативной защиты от
    потенциальных дефектов и невыявленных
    ошибок;

— оценивать
требующиеся ресурсы ЭВМ по расширению
памяти и производительности, с учетом
затрат на реализацию контрмер при
модификации и устранении ошибок и
рисков.

Понятие
ошибки в программе

в
общем случае под ошибкой подразумевается
неправильность,
погрешность или неумышленное искажение
объекта или процесса, что может быть
причиной
ущерба
риска
при
функционировании
и применении программы. При этом
предполагается, что
известно
правильное, эталонное состояние объекта
или процесса,
по
отношению к которому может быть определено
наличие отклонения — ошибки
или дефекта. Исходным эталоном для
любого ПС являются спецификация
требований заказчика или потенциального
пользователя, предъявляемых
к программам. Подобные документы
устанавливают состав, содержание
и значения результатов, которые должен
получать пользователь при
определенных условиях и исходных данных.
Любое отклонение результатов
функционирования программы от
предъявляемых к ней требований и
сформированных по ним эталонов-тестов,
следует квалифицировать как ошибку

дефект
в
программе,
наносящий
некоторый ущерб. Различия между ожидаемыми
и полученными результатами функционирования
программ могут быть следствием ошибок
не только в созданных программах, но и
ошибок в первичных требованиях
спецификаций, явившихся
базой при создании эталонов-тестов. Тем
самым проявляется объективная
реальность, заключающаяся в невозможности
абсолютной корректности и полноты
исходных спецификаций и эталонов для
сложных проектов
ПС.

На
практике в процессе ЖЦ ПС исходные
требования поэтапно уточняются,
модифицируются, расширяются и
детализируются по согласованию
между заказчиком и разработчиком. Базой
таких уточнений являются неформализованные
представления и знания
специалистов-заказчиков
и
разработчиков, а также результаты
промежуточных этапов проектирования.
Однако установить некорректность таких
эталонов еще труднее, чем обнаружить
дефекты в сопровождаемых программах,
так как принципиально отсутствуют
формализованные данные, которые можно
использовать как исходные. В процессе
декомпозиции и верификации исходной
спецификации
требований на ПС возможно появление
ошибок в спецификациях
на группы программ и на отдельные модули.
Это способствует расширению спектра
возможных дефектов и вызывает необходимость
со-

здания
гаммы методов и средств тестирования
для выявления некорректностей в
спецификациях на компоненты разных
уровней.

Важной
особенностью процесса выявления ошибок
в программах является отсутствие
полностью определенной программы-эталона,
которой
должны соответствовать текст и результаты
функционирования разрабатываемой
программы. Поэтому установить наличие
и локализовать дефект непосредственным
сравнением с программой без ошибок в
большинстве
случаев невозможно. При отладке и
тестировании обычно сначала обнаруживаются
вторичные
ошибки
ириски,
т.е.
последствия и результаты
проявления некоторых внутренних дефектов
или некорректностей программ
(рис. 10.1). Эти внутренние дефекты
следует
квалифицировать как первичные
ошибки
или причины обнаруженных аномалий
результатов. Последующая
локализация и корректировка таких
первичных ошибок должна
приводить к устранению ошибок,
первоначально обнаруживаемых в
результатах функционирования программ.

Потери
эффективности и риски программ за счет
неполной корректности в первом приближении
можно считать прямо пропорциональными

коэффициентом) вторичным ошибкам в
выходных результатах. Типичным является
случай, когда одинаковые по величине и
виду вторичные ошибки
в различных результирующих данных
существенно различаются по своему
воздействию на общую эффективность и
риски применения комплекса программ.
Это влияние вторичных ошибок, в лучшем
случае, можно
оценить методами экспертного анализа
при условии предварительной, четкой
классификации видов возможных первичных
ошибок в программах
и выходных величин. Таким образом, оценка
последствий, отражающихся
на вторичных ошибках и функционировании
программ, может, в
принципе,
производиться по
значениям ущерба

риска
вследствие неустраненных их причин

первичных
ошибок в программе.
Вторичные
ошибки являются определяющими для
эффективности функционирования
программ, однако не каждая первичная
ошибка вносит заметный вклад в выходные
результаты. Вследствие этого ряд
первичных ошибок может
оставаться необнаруженным и, по существу,
не влияет на функциональные
характеристики ПС.

Появление
ошибок в программах, естественно,
предшествует их обнаружению и устранению
на основе вторичных проявлений. Наибольшее
число
первичных ошибок вносится на этапах
системного анализа и разработки
модификаций программ. При этом на долю
системного анализа приходятся наиболее
сложные для обнаружения и устранения
дефекты. На последующих этапах разработки
изменений ПС ошибки вносятся и устраняются
в программах в процессе их корректировки
по результатам тестирования. Общие
тенденции состоят в быстром росте затрат
на выполнение каждого изменения на
последовательных этапах процессов
модификации
программ.

При
системном анализе модификаций
интенсивность обнаружения ошибок
относительно невелика, и ее трудно
выделить из процесса проектирования
ПС. Интенсивность проявления и обнаружения
вторичных ошибок
наиболее велика на этапе активного
тестирования и автономной отладки
программных компонентов. Затем она
снижается приблизительно экспоненциально.
Различия интенсивностей устранения
первичных ошибок, на основе их вторичных
проявлений,
и
внесения первичных ошибок

при
корректировках программ определяют
скорость достижения заданного качества
версий ПС. Уровень серьезности последствий
ошибок варьирует
от классов проектов и от предприятия,
но, в общем, можно разделить ошибки
на три уровня.

Небольшими
ошибками
называют
такие, на которые средний пользователь
не обратит внимания при применении ПС
вследствие отсутствия их проявления
и последствия которых обычно так и не
обнаруживаются. Небольшие ошибки могут
включать орфографические ошибки на
экране, пропущенные разделы в справочнике
и другие мелкие проблемы. Такие ошибки
никогда не помешают выпуску и применению
версии системы и программного
продукта. По десятибалльной шкале рисков
небольшие ошибки находятся в пределах
от 1 до 3-го приоритета (см. ниже).

Умеренными
ошибками
называют
те, которые влияют на конечного
пользователя, но имеются слабые
последствия или обходные пути, позволяющие
сохранить достаточную функциональность
ПС. Это такие дефекты,
как неверные ссылки на страницах,
ошибочный текст на экране и даже сбои,
если эти сбои трудно воспроизвести и
они не оказывают влияния на существенное
число пользователей. Некоторые умеренные
ошибки, возможно,
проникают в конечный программный
продукт. Ошибки, которые можно
исправить на этом уровне, следует
исправлять, если на это есть время
и возможность. По десятибалльной шкале
умеренные ошибки находятся
в диапазоне от 4 до 7-го приоритета.

Критические
ошибки
останавливают
выпуск версии программного продукта.
Это могут быть ошибки
с высоким влиянием,
которые
вызывают сбой
в системе или потерю данных, отражаются
на надежности и безопасности
применения ПС, с которыми никогда не
передается комплекс программ
пользователю. По десятибалльной шкале
— от 8 до 10-го приоритета.

Совокупность
ошибок, дефектов и последствий модификаций
проектов
крупномасштабных комплексов программ
можно упорядочить и условно представить
в виде перевернутой пирамиды в зависимости
от потенциальной
опасности и возможной величины
корректировок их последствий — рис.
10.2. В верхней части перечня расположены
модификации, дефекты
и ошибки, последствия которых обычно
требуют наибольших затрат
ресурсов для реализации изменений, и
они постепенно сокращаются
при снижении по перечню. Такое представление
величины типов корректировок программ
и данных полезно использовать как
ориентир
для
учета
необходимых ресурсов при разработке и
сопровождении ПС, однако оно может
содержать значительные отклонения при
упорядочении статистических данных
реальных проектов. Каждому типу
корректировок соответствует
более или менее определенная категория
специалистов, являющихся источником
изменений данного типа (таблица 10.1).
Такую корреляцию
целесообразно рассматривать и учитывать
как общую качественную тенденцию
при анализе и поиске их причин.

Таблица
10.1

Специалисты—
источники дефектов и ошибок

Типы
первичных дефектов и ошибок
программного
средства и документации

Заказчики
проекта

Дефекты
организации проекта и исходных
требований
заказчика

Менеджер
проекта

Дефекты,
обусловленные реальной сложностью
проекта

Менеджер-архитектор
комплекса программ

Ошибки
планирования и системного проектирования
программного средства

Проблемно-ориентированные
аналитики и системные
архитекторы

Системные
и алгоритмические дефекты и ошибки
проекта

Спецификаторы
компонентов проекта

Алгоритмические
ошибки компонентов и документов
программного средства

Разработчики
программных компонентов — программисты

Программные
дефекты и ошибки компонентов и
документов программного средства

Системные
интеграторы

Системные
ошибки и дефекты реализации версий
программного средства и документации

Тестировщики

Программные
и алгоритмические ошибки программного
средства и документации

Управляющие
сопровождением и конфигурацией,
инструкторы интерфейсов

Ошибки
проектирования и реализации версий
программного продукта

Документаторы

Дефекты
и ошибки обобщающих документов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Практическая работа № 3

Тема Выявление первичных и вторичных ошибок

Цель: научиться выявлять первичные и вторичные ошибки программного обеспечения

Теоретические сведения

Под ошибкой в широком смысле слова понимается неправильность, погрешность или неумышленное, невольное искажение объекта или процесса. При этом подразумевается, что известно правильное или неискаженное эталонное состояние объекта, к которому относится ошибка.

Считается, что если программа не выполняет того, что пользователь от нее ожидает, то в ней имеется ошибка.

Важной особенностью процесса выявления ошибок в сложных программах является отсутствие полностью определенной правильной программы-эталона, которому должен соответствовать проверяемый текст.

Поэтому нельзя гарантированно утверждать, что возможно написать программу без ошибок.

Рисунок 1 – Распределение выявленных ошибок

Искажения в тексте программ (первичные ошибки) являются элементами, подлежащими корректировке. Однако непосредственно наличие ошибки обнаруживаются по ее вторичным проявлениям.

Искажение выходных результатов исполнения программ (вторичная ошибка) вызывает необходимость выполнения ряда операций по локализации устранению первичной ошибки (отладка программ).

На этапе отладки программ выявляются и исправляются много ошибок, но не все.

После отладки в течение некоторого времени интенсивность обнаружения ошибок при самом активном тестировании снижается настолько, что разработчики попадают в зону нечувствительности к программным ошибкам и отказам.

При такой интенсивности отказов программ трудно прогнозировать затраты времени, необходимые для обнаружения очередной ошибки.

Создается представление о полном отсутствии ошибок в программе, о невозможности и бесцельности их поиска. Поэтому усилия на отладку сокращаются, и интенсивность обнаружения ошибок еще больше снижается.

Этой предельно низкой интенсивности обнаружения отказов соответствует наработка на обнаруженную ошибку, при которой прекращается улучшение характеристик программного обеспечения на этапах его отладки и испытаний у заказчика.

Ошибку можно отнести к одному из ниже перечисленных классов:

 системные ошибки;

 ошибки в выборе алгоритма;

 алгоритмические ошибки;

 технологические ошибки;

 программные ошибки.

Поделитесь с Вашими друзьями:


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Rekun.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Тема 3. Преступность и ее основные характеристики.Файл.pdf, Библиотековедение. Основные виды деятельности в библиотечном дел, Локализация поражений мозга и основные принципы локализации высш, Радиационные аварии виды, причины, основные опасные факторы и ис, Реферат Основные акушерско 2022.doc, Нефтяные битумы. Основные показатели качества нефтяных битумов.d, Расположите основные этапы мировоззрения в порядке их становлени, Структура социокультурного пространства ночного города и ее осно, Анализ учебников с 1 по 4 класс по русскому языку и основные пон, Приорнтетные цели и основные механизмы воздействия органов госуд


  1. CALS-технологии

CALS-технологии это непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий, или ИПИ (информационная поддержка процессов жизненного цикла изделий) — информационные технологии, используемые в управлении процессами жизненного цикла изделия или системы, в основном для сложных (высокотехнологичных и наукоёмких) образцов продукции машиностроения и иных объектов техники.

В общем виде CALS-технологии — это процесс создания единого информационного пространства в отдельно взятой системе обеспечения жизненного цикла продукции. С развитием производственных систем возникла необходимость разработки механизмов и процедур оперативного обмена данными между различными субъектами производственных отношений на разных этапах использования изделий.

Первоначально данная концепция была реализована в вооруженных силах США для снижения объемов бумажного документооборота, повышения оперативности обратной связи между заказчиками и поставщиками вооружений и амуниции, повышении управляемости системы и снижении общих затрат на информационную область. Сама аббревиатура CALS обозначала «компьютерную поддержку поставок».

С течением времени CALS-технологии и CALS-системы значительно расширили поле своей деятельности. Различные отрасли машиностроения, строительных и транспортных сфер, область разработки проектов наукоемких производств. При этом если изначально применение ограничивалось производством и эксплуатацией, то теперь концепция действовала на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Основные принципы CALS-технологий базируются на контроле и организации этапов существования продукции. К ним относят:

  • Обеспечение системного управления (использование специальных информационных пространств);
  • Минимизацию затрат на всех стадиях;
  • Использование стандартных механизмов описания управляемых объектов (интеграция информационных потоков);
  • Дифференциацию программных элементов на основе использования общих стандартов (данных и интерфейсов доступа) и применение платформ на коммерческой основе;
  • Представление информации на безбумажной основе с приоритетом использования электронной подписи;
  • Сопутствующий инжиниринг все процессов;
  • Непрерывное корректирование и усовершенствование с целью создания оптимальной модели управления.

Создание информационной плоскости предполагает решение задачи на двух уровнях:

  • Автоматизация отдельных элементов производства и формирование сопутствующих информационных потоков управления данными;
  • Композиция различных информационных блоков (что помимо получения однородной информационной среды, гарантирует и композицию общей стратегии предприятия).

К преимуществам интегрированной среды можно отнести:

  • Защиту данных во времени (обеспечение целостности);
  • Обеспечение доступа к информации всех участников проекта, независимо от их положения в пространстве;
  • Минимизацию потерь данных;
  • Гибкость реагирования системы на внесенные коррективы (изменения доступны практически мгновенно в рамках всей системы);
  • Повышение пропускной способности обработки данных;
  • Широкие возможности разнообразных платформ проектирования и поддержки.

Перспективы применения CALS на промышленных предприятиях заключаются в формировании специализированной организационно-информационной среды, позволяющей:

  • Значительно увеличить уровень кооперации различных производств за счет однородных стандартов обработки информации;
  • Снизить влияние территориального расположения предприятий и тем самым ограничить влияние расстояний на эффективность взаимодействия;
  • Создать виртуальные элементы производств, позволяющих контролировать процессы проектирования, производства и эксплуатации изделий на уровне отдельных практических задач;
  • Защитить результаты работы на основе преемственности результатов работы на всех этапах жизненного цикла продукции;
  • Оптимизировать затраты за счет снижения бумажных составляющих документооборота;
  • Использовать «прозрачность» процессов управления и контроля, благодаря разработке интегрированных моделей;
  • Создать мощную информационную поддержку всех этапов цикла производства;
  • Создать общую систему стандартизации информации об изделии;
  • Обеспечить требуемый уровень качества продукции.

Применение основ CALS-технологий крайне важно для соответствия уровня развития предприятия современным тенденциям на международной промышленной арене.

Примерами CALS-технологий являются цифровые методы проектирования производств, поддерживающие контроль жизненного цикла продукции (Product LifecycleManagement) — так называемые PLM-системы. К ним относят следующие классы систем:

  • CAD – (Computer Aided Design) – решение задач проектирования изделий и элементов; моделирование объектов на плоскости (2D-модель) и в пространстве (3D-модель); средства получения чертежей; архивы данных по элементам конструкций и создание шаблонов документов.
  • CAE – (Computer Aided Engineering) – исследование свойств объектов (при изготовлении и эксплуатации); создание проверочных систем анализа объекта по разработанной модели; оптимизация параметров объекта по заданным условиям и ограничениям.
  • CAM — (Computer Aided Manufacturing) – программирование контроллеров станков с ЧПУ; исследование вариантов траектории инструмента по алгоритмам обрабатываемой поверхности; анализ геометрических конфликтов; подгонка к оборудованию.
  • PDM — (Product Data Management) — хранение данных и контроль документации; создание архива образцов; обеспечение доступа к информации и ее защита.

CALS-технологии — это прежде всего методика информационной поддержки бизнес процессов, которая нашла свое применение в различных сферах производственной деятельности. Эффективность ее распространения и использования базируется на системной разработке соответствующей информационной среды. Для реализации данной цели необходимым условием является использование специальных композиционных подходов по формированию новых систем поддержки. Примером подобной компании на рынке России является НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика». Основные задачи компании лежат в плоскости прогрессивных платформ и нормативов их использования. Основными направлениями деятельности есть: осуществление оперативного наблюдения различных проектных данных и минимизация потерь продукции. НИЦ CALS-технологий — разработчик нескольких известных авторских платформ. Сделаем их краткий обзор.

Еще одной важной функцией вычислительных методов является управление различными ресурсами и потоками предприятия в реальном времени — материально-техническими, финансовыми, процессами складирования, персоналом, планированием и сбытом продукции. Системы, реализующие выполнение перечисленных задач относятся к ERP-системам (Enterprise Resource Planning − управление ресурсами предприятия).

Такие системы представляют новую методологию управление CALS-технологиями, которая реализует требуемый функционал на основе специальной информационной инфраструктуры.

К типовым функциям данного класса программных продуктов относят:

  • Создание и контроль различных спецификаций (позволяют определить конечное изделие, учесть все необходимые ресурсы для производства);
  • Управление сбытом продукции (прогноз реализации изделия на основе планов продаж);
  • Анализ потребности в материалах (определение размера партий и сроков поставок, конкретных групп сырья и комплектующих);
  • Организацию закупочной деятельности (формирование договоров о поставках, оптимизация складской деятельности предприятия);
  • Планирование загрузки производственных мощностей (на уровне как всего предприятия, так и отдельных цехов или рабочих мест);
  • Контроль финансовых ресурсов (учет и аудит финансов).

CALS-технологии в России используются на многих отечественных предприятиях, как гражданского, так и военного сектора. Электронная документация используется для многих изделий. К примеру, в авиации для самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и комплектующих. Помимо этого, ведутся разработки систем навигации, телефонной и радио связи, управления. Применяются при проектировании и разработке автотракторной техники. Элементы системы используются на Воронежском механическом заводе, в государственной корпорации «Росатом», НПП «Аэросила», ОАО «Российские железные дороги» и др. Как видим, примеры CALS-технологии достаточно разнообразны.

2 Первичные ошибки, вторичные ошибки и их проявления

Под ошибкой в широком смысле слова понимается неправильность, погрешность или неумышленное, невольное искажение объекта или процесса. При этом подразумевается, что известно правильное или неискаженное эталонное состояние объекта, к которому относится ошибка. Считается, что если программа не выполняет того, что пользователь от нее ожидает, то в ней имеется ошибка.

Важной особенностью процесса выявления ошибок в сложных программах является отсутствие полностью определенной пра­вильной программы-эталона, которому должен соответствовать проверяемый текст. Поэтому нельзя гарантированно утверждать, что возможно написать программу без ошибок.

Распределение выявленных ошибок

Искажения в тексте программ (первичные ошибки) являются элементами, подлежащими корректировке. Однако непосредственно наличие ошибки обнаруживаются по ее вторичным проявлениям. Искажение выходных результатов исполнения программ (вторичная ошибка) вызывает необходимость выполнения ряда операций по локализации устранению первичной ошибки (отладка программ).

Одним из критериев профессионального мастерства программистов является их способность обнаруживать и исправлять собственные ошибки. Начинающие программисты не умеют этого делать, у опытных программистов это не вызывает затруднений. Ошибки в программах делают все. Только программисты разной квалификации делают разные по сложности и количеству ошибки.

На этапе отладки программ выявляются и исправляются много ошибок, но не все. Опыт показывает, что всякая последняя найденная ошибка на самом деле является предпоследней, т.к. программисты не продумывают до конца последствия исправления найденной ошибки.

Убывание ошибок в программном обеспечении и интенсивность их обнаружения не беспредельно. После отладки в течение некоторого времени интенсивность обнаружения ошибок при самом активном тестировании снижается настолько, что разработчики попадают в зону нечувствительности к программным ошибкам и отказам. При такой интенсивности отказов программ трудно прогнозировать затраты времени, необходимые для обнаружения очередной ошибки. Создается представление о полном отсутствии ошибок в программе, о невозможности и бесцельности их поиска. Поэтому усилия на отладку сокращаются, и интенсивность обнаружения ошибок еще больше снижается. Этой предельно низкой интенсивности обнаружения отказов соответствует наработка на обнаруженную ошибку, при которой прекращается улучшение характеристик программного обеспечения на этапах его отладки и испытаний у заказчика.

Ошибку можно отнести к одному из ниже перечисленных классов:

  • системные ошибки;
  • ошибки в выборе алгоритма;
  • алгоритмические ошибки;
  • технологические ошибки;
  • программные ошибки.

Системные ошибки в большом (сложном) программном обеспечении определяются, прежде всего неполной информацией о реальных процессах, происходящих в источниках и потребителях информации.

На начальных стадиях проектирования ПО не всегда удается точно сформулировать целевую задачу всей системы и требования к ней. В процессе проектирования ПО целевая функция системы уточняется и выявляются отклонения от уточненных требований, которые могут квалифицироваться как системные ошибки.

Некачественное определение требований к программе при­водит к созданию программы, которая будет правильно решать неверно сформулированную задачу. В таких случаях, как правило, требуется полное перепрограммирование.

Признаком того, что создаваемая для заказчика программа может оказаться не соответствующей его истинным потребностям, служит ощущение неясности задачи. Письменная регистрация требований к программе заставляет заказчика собраться с мыслями и дать достаточно точное определение требований. Всякие устные указания являются заведомо ненадежными и часто приводят к взаимному недопониманию.

При автономной и в начале комплексной отладки ПО доля найденных системных ошибок в нем невелика (примерно 10%), но она существенно возрастает (до 35—40%) на завершающих этапах комплексной отладки. В процессе эксплуатации преобладающими являются системные ошибки (примерно 80% всех ошибок). Следует отметить также большое количество команд и групп программ, которые корректируются при исправлении каждой системной ошибки.

Ошибки в выборе алгоритма. В настоящее время накоплен значительный фонд алгоритмов для решения типовых задач.

К сожалению, часто плохой выбор алгоритма становится очевидным лишь после его опробования. Поэтому все же следует уделять внимание и время выбору алгоритма, с тем, чтобы впоследствии не приходилось переделывать каждую программу.

Во избежание выбора некорректных алгоритмов, необходимо хорошо ознакомиться с литературой по своей специальности.

К алгоритмическим ошибкам следует отнести, прежде всего, ошибки, обусловленные некорректной постановкой функциональных задач, когда в спецификациях не полностью оговорены все условия, необходимые для получения правильного результата. Эти условия формируются и уточняются в значительной части в процессе тестирования и выявления ошибок в результатах функционирования программ.

К алгоритмическим ошибкам следует отнести также ошибки связей модулей и функциональных групп программ. Их можно квалифицировать как ошибки некорректной постановки задачи. Алгоритмические ошибки проявляются в неполном учете диапазонов изменения переменных, в неправильной оценке точности используемых и получаемых величин, в неправильном учете связи между различными переменными, в неадекватном представлении формализованных условий решения задачи в спецификациях или схемах, подлежащих программированию и т.д. Эти обстоятельства являются причиной того, что для исправления каждой алгоритмической ошибки приходится изменять иногда целые ветви программного обеспечения, т.е. пока еще существенно больше операторов, чем при исправлении программных ошибок.

Алгоритмические ошибки значительно труднее поддаются обнаружению методами формализованного автоматического контроля. Вот почему необходимо тщательным образом продумывать алгоритм прежде, чем транслировать его в программу.

Некоторые программисты проверяют алгоритм следующим образом. Через несколько дней после составления алгоритма они повторно обращаются к описанию задачи и составляют алгоритм заново. Затем сличают оба варианта. Такой шаг на первый взгляд может показаться пустой тратой времени, однако всякая ошибка на уровне алгоритма может в дальнейшем обернуться катастрофой и повлечь основательный пересмотр программы.

Технологические ошибки — это ошибки документации и фиксирования программ в памяти ЭВМ. Они составляют 5—10 % от общего числа ошибок, обнаруживаемых при отладке. Большинство технологических ошибок выявляются автоматически формализованными методами (например, транслятором).

Программные ошибки. Языки программирования — это искусственные языки, созданные человеком для описания алго­ритмов. Все предложения таких языков строятся по строгим синтаксическим правилам, обеспечивающим однозначное их понимание, что позволяет поручать расшифровку алгоритма ЭВМ, построенного по правилам семантики.

Вторичные логические ошибки

А. Н.
Беззубов выделяет лексические и
синтаксические речевые ошибки.

Лексические
ошибки он рассматривает в разделе
«Нормативно-языковые ошибки», отмечая,
что они возникают по двум причинам: или
из-за незнания значения слова, или из-за
небрежного словоупотребления, но в
любом случае они создают некую логическую
неувязку, часто комического
свойства: Он облокотился спиной
на холодную батарею
 (В.
Катаев).

Исследователь
замечает, что небрежность, приблизительность
словоупотребления – частое явление в
газете, которое распространяется и на
газетную метафору. Он упоминает старый
термин – «ломаная
метафора»
,
– обо­значающий логическую несочетаемость
двух метафор: Пусть
акулы империализма не протягивают к
нам свои лапы
 (Из
газет 20-х годов). 

1) Примеры: «ломаная метафора»

 Радость
жизни так и светится в его глазах, и
понять невозможно, сколько же ему минуло
лет.
 

«Ломаная
метафора», вызванная неправильным
употреблением формы слова, в таком
случае используется глагол миновало. Может
быть, лучше было вовсе избежать этого
слова:Радость
жизни так и светится в его глазах, и
понять невозможно, сколько же ему лет.

 К
логическим дефектам речи А. Н. Беззубов
относит и речевые излишества на
основеплеоназма,
многие из которых выглядят достаточно
безобидно: самый
лучший, толпа людей, сжатый кулак, идти
пешком, в общем и целом
 и
т. д.
 Они
стали штампами, и не так-то просто
доказать иному автору необходимость
редактирования таких словосочетаний.
Однако возможен и комический эффект,
понятный любому: Он
был в берете, напяленном на правое ухо
головы
 (газета), Приемный
пункт по приему стеклотары
 (вывеска).

По мнению
А. Н. Беззубова, особый тип плеоназма
связан с неточным знанием значения
иноязычного слова. Это уже несомненные
ошибки – и грубые: своя
автобиография
 (авто и
есть 
своя), памятный
сувенир
 (сувенир – подарок
на память
), период
времени
 (период –
промежуток 
времени), прейску­рант
цен
 (прейскурант –
текущая 
цена) и
т. п.
 Отмечает
автор и «узаконенные ошибки», вошедшие
в употребление и не рассматриваемые
сегодня как ошибки: пойти
ва-банк
 от
французского va banque – идет
банк
 (из
речи картежников).

 Самой
грубой лексической логической ошибкой,
по мнению А. Н. Беззубова, является так
называемый логический
скачок
.
Вот пример из литературоведческой
статьи: Сложный
и оригинальный внутренний облик Катерины
нашел свое отражение в ее 
языкесамом
ярком среди
 всех действующих
лиц
 «Грозы».

Язык
оказался среди действующих лиц: автор
соединил понятия из разных логических
рядов, это и есть логический скачок.

2) Примеры: логический скачок

 На
уроке присутствовали 
библиотекарьа
также Александра Петровна Чиркова и
Ираида Афанасьевна Владыкина

Связка а
также 
свидетельствует
о том, что ряд должен быть продолжен
наименованиями присутствующих по
профессии, а не по именам и отчествам.
Здесь присутствует так называемый
логический скачок, по мнению А. Н.
Беззубова, – самая грубая лексическая
ошибка.

Людской
поток через наш двор перекрыть вряд ли
возможно. А как хочется, чтобы он был
украшением и школы, и поселка. 
 

В первом
предложении подлежащее – поток,
именно о людском потоке идет речь; второе
предложение должно развивать главную
мысль, поэтому предложение А
как хочется, чтобы он был украшением и
школы, и поселка
 по
правилам создания текста относится к
подлежащему первого предложения, т. е.
к людскому
потоку
.
Хотя едва ли людской поток, по замыслу
автора, должен служить украшением
и школы, и поселка
.
Скорее, это относится к школьному двору.
Эту ошибку можно рассматривать как
логический скачок, точнее мысль журналиста
можно было выразить так:  Как
хочется, чтобы школьный двор был
украшением и школы, и поселка! Но поскольку
перекрыть людской поток, проходящий
через него, вряд ли возможно, следует
проложить удобные тропы и сажать цветы
на оставшейся территории.

В
современном мире авторитетное мнение
газеты сохраняет свое веское значение,
играя исключительную роль в становлении
современного общества. Журналисты
печатных изданий всегда 
деятельны
и компетентны
 в
освещении событий экономической и
политической жизни республики и района,
в поисках новых форм работы с читателем, 
в
сохранении духовных и нравственных
ценностей.
 

Логический
скачок, в результате получается,
что журналисты деятельны
и компетентны
 в
сохранении духовных и нравственных
ценностей
.

И вообще
итальянцы мне понравились, в этом я
убедился еще раз, посетив их страну.

Логический
скачок, временная инверсия. И
вообще итальянцы мне нравятся, в этом
мнении я укрепился, посетив их страну.

А самое
главное – это ваша поддержка, которая
так необходима в переходном возрасте
дочери, и ваши старания не пройдут
незамеченными
.

Логический
скачок между двумя последними
предложениями.

А для
нас детей, она в первую очередь остается
мамой, которая всем нам дала не только
образование, но и свою материнскую
любовь.

Логический
скачок, в одном ряду объединяются
несопоставимые вещи – образование и
материнская любовь.

Говоря
о высоком профессионализме и деловых
качествах, следует сказать и о личной
жизни, которая открывает другие грани
человека.
  

Логический
скачек, вызванный отсутствием
причинно-следственных связей между
профессионализмом и личной жизнью,
поэтому не стоит употреблять глагол
следует. Или, может быть, можно написать
так: Говоря
о высоком профессионализме и деловых
качествах героини, следует сказать и о
тех чертах ее характера, которые
раскрываются в личной жизни человека.

Обращается внимание граждан на
вопросы
 антитеррористической
деятельности,
на
особую бдительность
 в
этом деле. 
 

Логический
скачек, вызванный сопоставлением
несопоставимых понятий Обращаетсявнимание … на
вопросы
,… на…
бдительность
 Следовало
написать: Граждан
призывают к бдительности в связи с
угрозой терактов.

Ночевали
одну ночь в отеле «Павловский» в 
городе
Горжелец-Горлец, где чистота, уют,
прекрасный душ, хороший завтрак.
 

Логический
скачек, вызванный совмещением
несопоставимых понятий в одном ряду,
получается, что в городе прекрасный
душ, хороший завтрак.

Попытайтесь
если не помочь ребенку, то хотя бы
внимательно, с 
пониманием
выслушать, а именно, не отвечайте
грубостью на грубость подростка.

Логический
скачек, вызванный смешением понятий и
неправильным использованием связки а
именно
,
получается, что выслушать и не
отвечать грубостью
 –
полные синонимы.

 Отмечает
исследователь и ошибку, которую предлагает
назвать повествовательным
алогизмом
.
Чаще всего это связано с тем, что
повествователь (писатель или журналист)
отличается такой небрежностью, что не
помнит, что он написал в предыдущей
фразе. В
лесу было тихо. Рядом пела звонким
голосом лирическую песню, перелетая с
дерева на дерево, иволга. Где-то далеко
куковала невидимая кукушка
 (Газета).
Не очень-то тихо было в лесу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Осы»

Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

РЕФЕРАТ

Первичные дефекты и вторичные отклонения

при задержке психического развития

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Осы

Макарова Л.В.

Оса, 2016

Содержание

  1. Введение.

  2. Понятие первичного дефекта и вторичных отклонений.

  3. Понятие «задержка психического развития».

  4. Список литературы.

Введение.

Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда. Но почему за последние 10 лет не только все стали говорить про этих детей, но их вдруг как бы стало очень много?

Тут надо подумать над тем, когда вообще начинают обращать внимание на таких детей? Это происходит тогда, когда вводится обязательное всеобщее образование. В тех странах, где поднимается планка обязательного образования – всеобщее начальное, всеобщее среднее, всеобщее высшее – выясняется, что часть детей по существующим в стране педагогическим технологиям не может «взять» образовательный ценз. Им нужны либо другие какие-то программы, либо какие-то другие условия обучения и другие технологии.

Вторая причина, которая делает этих детей «видимыми», — это усложнение школьных программ. Мы сейчас живем в эпоху переструктурирования содержания общего образования, появления авторских курсов и вариантов образовательных программ. Для «наших» детей это создает дополнительные сложности, они все-таки учатся по адаптированным учебникам основного курса.

Кроме того, есть еще и социальная проблема. У нас всегда было два образовательных потока – обычное образование и специальное образование. Дети с задержкой психического развития либо учились в небольшом числе специальных школ, либо были интегрированы как специальный класс в общеобразовательную школу.

Но в начале 90-х годов возник новый поток, который с тех пор только расширяется. В него попадают социально благополучные дети. А они в силу плохой дошкольной подготовки, принадлежности к определенной социальной среде, на общем фоне выглядят как несостоятельные. Процент их достаточно высок, и если они на ранних этапах не получают адекватной психолого-педагогической поддержки, то могут никогда не овладеть школьной программой. Тем «норма» у нас сегодня приравнивается к одаренности. «Нормой» считают способность учиться в лицейских классах, в гимназических классах, в классах с углубленной программой. Но это же сверх насыщенное обучение!

Вопрос, что делать с детьми с ЗПР – это вопрос государственного заказа. От того, что хочет государство, зависит и то, кого государство будет считать детьми с задержкой психологического развития. Многое зависит от тех задач, которые перед детьми ставит школа. Если мы сейчас перейдем к гимназическому образованию на 4-х языках, у нас двое из трех будут с задержкой психологического развития. Если мы перейдем на изучение высшей математики по программе Колмогорова на английском языке, тогда из десяти будут несостоятельными. Все зависит от того, какую планку мы ставим.

Начало изучения проблемы ЗПР было положено в 50-е годы работами Г.Е.Сухаревой и других отечественных психологов, и психиатров. Сам термин «задержка психического развития» был введен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С.Певзнер в 60-70-х годах. В их работах этот термин звучал как «временная задержка психического развития», что предполагало компенсацию задержки: через короткий срок ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормальное русло.

Таким образом, не смотря на детализацию определения, оно не позволяет дифференцировать первичные и вторичные нарушения развития. Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует задержку психологического развития как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

2. Понятие первичного дефекта и вторичных отклонений.

Понятие дефекта детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе. При качественном анализе нарушенного развития выделяют три группы феноменов:

— первично нарушенные функции,

— вторично задержанные функции

— сохранные функции

Рассматривая проблему нарушения психического развития в русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов.

Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Понятие «структура дефекта» означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.) Эти повреждения представляют собой первичные симптомы нарушений — первичный дефект.

Первичные, или ядерные, нарушения (дефекты)— это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Они являются следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.). Возможно и их сочетание — при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры вследствие воздействия патогенных факторов.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей.

  Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т.д. Различные первичные недостатки имеют сходные проявления: например, недостатки речевого развития наблюдаются при нарушениях слуха, умственной отсталости, детском церебральном параличе, других дефектах.

Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.

Вторичные отклонения (дефекты) возникают как следствия, обусловленные первичным дефектом — депривации из-за нарушения социальных контактов. Вторичные, или системные, нарушения — это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной функцией. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития.

Они имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Механизмы возникновения вторичных дефектов различны:

1.) Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих, конструктивного праксиса при детском церебральном параличе.

(Праксис (греч. praxis действие) — способность к выполнению целенаправленных двигательных актов).

2.) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные вредности могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные вредности (перенесенный менингит, травма черепа и т.д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

3.) Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков.

Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недоразвитие функций восприятия и памяти при некоторых органических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, например, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

  Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефектВозможны несколько типов личностного реагирования.

· Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

· Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

· Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

· Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

· Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности коррекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.

Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными.

Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредованными связями. С возрастом одно и то же первичное нарушение меняет состав вторичных отклонений, поскольку процесс развития — это изменение отношений между разными сторонами психики. Этим объясняются существенные различия в структуре вторичных нарушений при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста.

Распространение вторичных нарушений имеет направленность (векторность), которая определяет соотношение первичных и вторичных отклонений Взаимодействие первичных и вторичных отклонений имеет сложный характер. Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, но и они в определенных условиях воздействуют на первичный симптом.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями.

Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствиивторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

3. Понятие «задержка психического развития»

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как “задержка психического развития”. ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленной инфекциями ЦНС, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка.

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм ). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому облику соответствует более раннему этапу возрастного развития. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с 6-летнего возраста для них нерационально.

ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновении ЗПР у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории.

ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка (неполная или неблагополучная семья). Конечно, социальный характер данной аномалии развития не исключает ее первоначально патологической структуры. Неблагоприятные социальные условия, долго воздействующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, способствуют возникновению стойких отклонений в его нервно-психической сфере. Эту форму ЗПР надо уметь отличать от педагогической запущенности, проявляющейся, прежде всего в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации. Данная форма ЗПР наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества, в конечном счете, ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

Патологическое развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма ЗПР часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.

ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Функциональные расстройства ЦНС накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы ЗПР.

Клинико-психологическую структуру этой формы ЗПР характеризует сочетание черт незрелости и различной степени поврежденное™ ряда психических функций. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной — в недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности.

Зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и повреждения ЦНС выделяют два клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза.

При первом варианте — у детей обнаруживаются черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые церебростенические и неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур). Нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

При втором варианте — доминируют симптомы поврежденности: выраженные церебростенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персивираторные явления), дефицитарность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования.

При первом варианте данной формы ЗПР прогноз более благоприятен и в хороших социальных условиях (благополучная семья и пр.) таким детям можно рекомендовать пребывание в кругу учащихся школ общего назначения в сочетании с квалифицированной педагогической и психологической помощью.

При втором варианте этой формы дефекта дети нуждаются в существенной психолого-педагогической коррекции. Такая коррекция в ряде случаев может быть обеспечена только в условиях специальных учреждений для дошкольников и школьников с ЗПР или в специальных группах детского сада или классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения.

ЗПР могут возникать и вследствие иных причин. В зависимости от особенностей проявления задержки психического развития строится коррекционная работа.

В нашей стране к этой категории детей не относят ни педагогически запущенных детей, ни детей со специфическими отклонениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения. Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.

Вместе с тем задержку психического развития не всегда можно распознать в дошкольном возрасте. Чаще всего ее выявляют в процессе преддошкольной диспансеризации или в ходе обучения в 1 классе школы общего назначения.

У школьников с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности у детей, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задания, продиктованное предложение, забывают слова, не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам и др.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении, которое необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Поскольку степень задержки психического развития бывает различной, то в легких случаях помощь детям с ЗПР может быть оказана в условиях школы общего назначения. В случаях тяжелых форм ЗПР детям лучше всего обучаться в специальных учреждениях.

Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются неудачам.

Как отмечают многие авторы, дети с ЗПР эффективно принимают и используют помощь взрослого при выполнении каких-либо заданий. Причем в зависимости от степени задержки психического развития и материала, с которым работает ребенок, помощь по своему характеру может быть разной. Способность принимать помощь взрослых, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от умственно отсталых, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития и является той основой, на которую возможно опереться при организации коррекционных мероприятий.

Все дети с ЗПР любят занятия физической культурой, спортивные игры, хотя у них обнаруживается двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному ритму. Со временем в процессе обучения они достигают значительных успехов.

Как правило, дети с ЗПР проявляют исполнительность и аккуратность во время уборки класса, территории, ухаживая за растениями и животными. Но это отмечается только в том случае, если работа не требует от них длительного напряжения и не монотонна.

Школьники с ЗПР, дорожа доверием взрослых, могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие —повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих ребенка с данным дефектом развития. Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Многим детям с ЗПР необходимо обучение в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой — обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их учебной деятельности, которая характеризуется неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся с данным дефектом не достаточно умеют планировать свои действия, их контролировать, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного задания на другое, не завершив начатое, и т.д. Нарушения деятельности детей с ЗПР — существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие учащихся. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, осуществляемая на всех уроках и во внеурочное время.

Для детей с ЗПР характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера и общие характеристики деятельности (познавательная активность, особенно спонтанная, целенаправленность, контроль, работоспособность), в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти.

Коррекционная работа по формированию учебной деятельности может осуществляться на уроках по любому школьному предмету, но преимущественно на уроках труда, на которых у учащихся с ЗПР формируются все этапы деятельности и корригируются многие негативные черты личности, такие как нерешительность, растерянность и др.

Обнаружить те или иные отклонения в развитии ребенка в раннем возрасте может мать. Она первая заметит особенности его поведения. Если возникнут какие-либо сомнения в отношении правильного, в соответствии с нормой, развития ребенка необходимо обратиться или к врачу педиатру, или к психологу, или к психоневрологу. При установлении диагноза “задержка психического развития” задача семьи и, особенно родителей, помочь ребенку выйти из этого состояния, максимально скорригировать его дефект. Ребенку необходимо прививать навыки самообслуживания, его надо учить общаться со сверстниками и взрослыми. Необходимо знакомить малыша с окружающим миром, водить его на прогулки, экскурсии, в походы. Все это будет способствовать расширению его кругозора, увеличению словарного запаса, эмоциональному развитию. Особое внимание следует обратить на формирование интереса к игре и учебе.

Необходимо помнить, что ребенок с такой патологией часто нуждается в помощи взрослого при выполнении заданий. Если родители не могут сами оказать такой помощи, целесообразно поместить ребенка в специальное учреждение, где ему будет предоставлена необходимая квалифицированная помощь, или пригласить специалиста-дефектолога для домашнего обучения ребенка.

Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего назначения, но учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям. Детям с резко выраженной задержкой психического развития, как правило, следует посещать специальные группы при детских садах, учиться в специальных школах. Для них организуются классы выравнивания при школах общего назначения.

Структура специальных школ лучше всего учитывает специфику этой категории детей с отклонениями в развитии. Программа начальной школы рассчитана на 5 лет. Для учащихся начальной школы обязателен дневной сон. В школах осуществляется комплексная лечебно-воспитательная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа. В целях коррекции недостатков психического развития в специальных школах во второй половине дня проводятся коррекционные занятия: с логопедом, ритмикой, ЛФК и др.

По окончании учеником начальной школы ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) школы решает вопрос о месте его дальнейшего обучения. Детям со стойкими формами ЗПР следует рекомендовать оставаться в специальных школах, продолжительность обучения в которой 10 лет. По окончании неполной средней школы выпускники могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др.

Список литературы

  1. «Детский практический психолог» под ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А., — М., «Академия», 2001

  2. Белопольская Н.Л., Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. –М., Издательство «УРАО», 1999.

  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями развития. – М., 1973.

  4. Власова Т.А., Певзнер М.С., Дети с временной задержкой психического развития. Учителю о детях с отклонениями в развитии. –М., Просвещение, 1967

  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

  6. Демьянов Ю.Г., Диагностика психических нарушений. Практикум. СП б., «М и М» ТОО «Респекс», 1999

  7. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. –Л. : Медицина, 1982. -224с.

  8. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.

8

Рисунок 2 – последствия и результаты

проявления некоторых внутренних дефектов.

Системные ошибки в большом (сложном) программном обеспечении определяются, прежде всего неполной информацией о реальных процессах, происходящих в источниках и потребителях информации. На начальных стадиях проектирования программного обеспечения не всегда удается точно сформулировать целевую задачу всей системы и требования к ней. В процессе проектирования целевая функция системы уточняется и выявляются отклонения от уточненных требований, которые могут квалифицироваться как системные ошибки. Некачественное определение требований к программе приводит к созданию программы, которая будет правильно решать неверно сформулированную задачу. В таких случаях, как правило, требуется полное перепрограммирование. Признаком того, что создаваемая для заказчика программа может оказаться не соответствующей его истинным потребностям, служит ощущение неясности задачи. Письменная регистрация требований к программе заставляет заказчика собраться с мыслями и дать достаточно точное определение требований. Всякие устные указания являются заведомо ненадежными и часто приводят к взаимному недопониманию. При автономной и в начале комплексной отладки программного обеспечения доля найденных системных ошибок в нем невелика (примерно 10%), но она существенно возрастает (до 35—40%) на завершающих этапах комплексной отладки. В процессе эксплуатации преобладающими являются системные ошибки (примерно 80% всех ошибок). Ошибки в выборе алгоритма. Часто плохой выбор алгоритма становится очевидным лишь после его опробования. Поэтому все же следует уделять внимание и время выбору алгоритма, с тем, чтобы впоследствии не приходилось переделывать каждую программу. Во избежание выбора некорректных алгоритмов, необходимо хорошо ознакомиться с литературой по своей специальности. К алгоритмическим ошибкам следует отнести, прежде всего, ошибки, обусловленные некорректной постановкой функциональных задач, когда в спецификациях не полностью оговорены все условия, необходимые для получения правильного результата. Эти условия формируются и уточняются в значительной части в процессе тестирования и выявления ошибок в результатах функционирования программ. Также следует отнести ошибки связей модулей и функциональных групп программ. Их можно квалифицировать как ошибки некорректной постановки задачи. Алгоритмические ошибки проявляются в неполном учете диапазонов изменения переменных, в неправильной оценке точности используемых и получаемых величин, в неправильном учете связи между различными переменными, в неадекватном представлении формализованных условий решения задачи в спецификациях или схемах, подлежащих программированию и т.д. Эти обстоятельства являются причиной того, что для исправления каждой алгоритмической ошибки приходится изменять иногда целые ветви программного обеспечения, т.е. пока еще существенно больше операторов, чем при исправлении программных ошибок. Алгоритмические ошибки значительно труднее поддаются обнаружению методами формализованного автоматического контроля. Вот почему необходимо тщательным образом продумывать алгоритм прежде, чем транслировать его в программу. Некоторые программисты проверяют алгоритм следующим образом. Через несколько дней после составления алгоритма они повторно обращаются к описанию задачи и составляют алгоритм заново. Затем сличают оба варианта. Такой шаг на первый взгляд может показаться пустой тратой времени, однако всякая ошибка на уровне алгоритма может в дальнейшем обернуться катастрофой и повлечь основательный пересмотр программы. Технологические ошибки— это ошибки документации и фиксирования программ в памяти ЭВМ. Они составляют 5—10 % от общего числа ошибок, обнаруживаемых при отладке. Большинство технологических ошибок выявляются автоматически формализованными методами (например, транслятором). Программные ошибки. Языки программирования — это искусственные языки, созданные человеком для описания алгоритмов. Все предложения таких языков строятся по строгим синтаксическим правилам, обеспечивающим однозначное их понимание, что позволяет поручать расшифровку алгоритма ЭВМ, построенного по правилам семантики. Синтаксис — это набор правил построения из символов алфавита специальных конструкций, с помощью которых можно составлять различные алгоритмы (программы). Эти правила требуют их неукоснительного соблюдения. В противном случае будет нарушен основной принцип — четкая и строгая однозначность в понимании алгоритма.
Семантика языка — это система правил истолкования построений конструкций. Правила семантики конструкций обычно вполне естественны и понятны, но в некоторых случаях их надо специально оговаривать, комментировать. Таким образом, программы, позволяющие однозначно производить процесс переработки данных, составляются с помощью соединения символов из алфавита в предложения в соответствии с синтаксическими правилами, определяющими язык, с учетом правил семантики. Выделяют синтаксические и семантические ошибки. Под синтаксическими ошибками понимается нарушение правил записи программ на данном языке программирования. Они выявляются самой машиной, точнее транслятором, вовремя перевода записи алгоритма на язык машины. Исправление их осуществляется просто — достаточно сравнить формат исправляемой конструкции с синтаксисом в справочнике и исправить его. Семантические (смысловые) ошибки — это применение операторов, которые не дают нужного эффекта (например, а—вместо, а+в), ошибка в структуре алгоритма, в логической взаимосвязи его частей, в применении алгоритма к тем данным, к которым он неприменим и т.д. Правила семантики не формализуемы. Поэтому поиск и устранение семантической ошибки и составляет основу отладки. Каждая программная ошибка влечет за собой необходимость изменения команд существенно меньше, чем при алгоритмических и системных ошибках. На этапах комплексной отладки программного обеспечения и эксплуатации удельный вес программных ошибок падает и составляет примерно 15 и 30 % соответственно от общего количества ошибок, выявляемых в единицу времени.

Skip to document

Was this document helpful?

Практическая работа №1 Выявление первичных и вторичных ошибок

Цель: научиться выявлять первичные и вторичные ошибки программного

обеспечения

Ход работы:

1. Изучить теоретическую часть.

2. Разделить ошибки на первичные и вторичные

3. Заполнить таблицу “Категории тяжести ошибки в программном

обеспечении”

4. Ответить на контрольные вопросы.

Приведите классификацию ошибок программного обеспечения

Какие ошибки могут возникнуть при тестировании программного

обеспечения?

Перечислите основные пути борьбы с ошибками.

5. Сделать отчёт по работе, представить в нём полностью 4 пункта с

ответами.

Теоретические часть.

Под ошибкой в широком смысле слова понимается неправильность,

погрешность или неумышленное, невольное искажение объекта или

процесса. При этом подразумевается, что известно правильное или

неискаженное эталонное состояние объекта, к которому относится ошибка.

Считается, что если программа не выполняет того, что пользователь

от нее ожидает, то в ней имеется ошибка.

Ukrainian flag

Studocu выступает на стороне Украины. Мы в ужасе от действий российского правительства. Мы также знаем, что российские власти систематически уничтожают свободу СМИ, мысли и слова в России и прямо сейчас блокируют последние крупицы независимых СМИ.

Чтобы оставаться на связи, прочитайте этот гид про то, что делать в случае отключения интернета. Установите себе VPN, здесь список проверенных вариантов. В качестве независимого русскоязычного новостного портала советуем «Медузу». Сайт уже заблокировали, так что изучите в этом гугл-доке, как получить к ней доступ. Чтобы следить за ходом войны в англоязычных СМИ, читайте Associated Press и Reuters.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программная ошибка книга
  • Программная ошибка биос
  • Программная ошибка 504
  • Программирование ошибки компоновки
  • Программа расшифровки кодов ошибок автомобиля скачать бесплатно