Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сравнительно часто на производственных совещаниях встает вопрос об ошибках ветврачей, особенно молодых. Нас иногда спрашивают — имеет ли право ветврач ошибаться? Вопрос чрезвычайно серьезный, может быть, даже правовой. Разумеется, никто такого права специали сту не давал. Однако народная мудрость гласит: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Тем более, в такой сложной профессии, как ветеринария, ошибки со стороны ветврача хоть и недопустимы, но, к сожалению, возможны.Права на ошибку не имеет никто, все же от ошибок и неудач никто не застрахован. С ними следует знакомить как опытных, так и начинающих врачей[2].
Ошибки бывают разные. Иногда их допускают при проведении профилактических мероприятий. Например, случаи нарушения графика прививок животных, вследствие чего в хозяйствах появляются случаи инфекционных заболеваний (рожи у свиней, сибирской язвы у крупного рогатого скота). Правда, вследствие нехватки специфических средств профилактики (вакцин и сывороток) возможны случаи возникновения болезней и не по вине врача.
Ошибки следует разграничивать по характеру и степени их негативных последствий. Следует быть более терпи мым к ошибкам случайным, порожденным отсутствием опыта, переутомлением и другими объективными причи нами. Никто не становится сразу опытным специалистом, опыт приходит в процессе кропотливой работы над собой[1].
Ниже приведена классификация врачебных ошибок, предложенная в гуманитарной медицине М.И. Краковским и Ю.Я. Грицманом, усовершенствованная относительно специфики работы врача ветеринарной медицины.
Ошибки в диагностике болезней:
Пропущенный диагноз.
2. Неполный диагноз.
3. Ошибочный диагноз.
Ошибки в тактике лечения:
1. Ошибка в выборе сроков лечения
Ошибки в определении основных направлений лечения.
3. Неполноценное лечение
4. Неправильное лечение.
Ошибки лекарственно-технические:
Ошибки в технике выполнения диагностических манипуляций, инструментальных и специальных методов исследования.
Ошибки в технике проведения лечения
Ошибки организационного характера.
4. Ошибки в поведении врача
Лекарственные ошибки делят на:
— объективные,
— субъективные
— смешанные
Ошибки в работе допускают многие ветеринарные работники. Но иногда опасной бывает не сама ошибка, а ее умалчивание, попытка скрыть ее от владельца животного и своих товарищей по профессии. Врач, который допустил ошибку, причиняет вред пациенту, а если он ее скрыл — сотням пациентов: ведь он не предупредил своих коллег о последствиях своей ошибки и путях предупреждения осложнений[1].
Часто утверждают, что врачи слишком дорожат «честью мундира», не хотят признавать свои ошибки. В этом плохого ничего нет, ведь дорожить своей профессиональной честью должен каждый врач ветеринарной медицины, где бы и на какой бы должности он ни работал. А признавать свою ошибку во всеуслышание не обязательно. Люди, не знакомые со спецификой работы врача, не способны эту ошибку правильно воспринять. Конечно, врачи ошибаются, но чаще всего свои ошибки они исправляют, самостоя тельно или при помощи коллег. А публично их признавать или указывать на того, кто ошибся, неэтично. Это равно сильно запрещению заниматься врачебной деятельностью. Ведь врач без доверия животноводов, без авторитета — не врач[2].
Следует различать ошибки случайные и сознательные, допущенные вследствие безответственности или легкомыслия врача. Последние граничат с профессиональным преступлением, за которые следует отвечать в соответствии с законом.
Врач может ошибиться, и важно вовремя исправить ошибку, а еще важнее — ее предусмотреть и не допустить. Иногда он как будто имеет все необходимое для успешной работы, но все же допускает диагностические и практические ошибки. В некоторых случаях они обусловлены особенностями его характера или физического состояния, другими объективными факторами. Среди последних существенными являются недостаточные научные разработки по многим вопросам практической ветеринарной медицины, несовершенство наших знаний, особенности течения болезни, сложность диагностики, недостаточное оборудование рабочего места и т.д.
Но все же каждый специалист должен стремиться к постепенному уменьшению количества ошибок, чтобы допущенные просчеты стали уроком как для него, так и для его коллег[1].
Библиографический список
1. Муллаярова, И.Р. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВРАЧА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ: метод. указания/Сост.: И.Р. Муллаярова// ФГБОУ ВО БГАУ. – Уфа, 2018. – 12 с.
2.Профессиональная этика и деонтология ветеринарной медицины: учебное пособие / А. А. Стекольников [и др.]; под редакцией А. А. Стекольникова. — СПб.: Лань, 2015. — 448 с.
Что можно отнести к профессиональным ошибкам в деятельности педагога?
Педагогическая ошибка — это использование таких методов, приемов, форм работы, которые приводят к иному (отрицательному) результату в воспитании и обучении детей и противоречит общепринятым нормам кодекса этики педагога и общепринятым нормам общества.
Ряд зарубежных и отечественных ученых, исследовали ошибки и способы их предупреждения и предотвращения.
М.М. Кашапов считает что педагогическая ошибка — это результат деятельности учителя, неадекватный цели, поставленной в данной педагогической ситуации.
Т.А. Юзефавичус утверждает, что профессионально-педагогическая ошибка — это объективно или субъективно обусловленное расхождение между парадигмой образовательного процесса и практически-организуемой деятельностью педагога в этом процессе.
И.А. Колесникова и Е.В. Титова определяли педагогические ошибки как действия и личностные проявления педагога, связанные с организацией деятельности, способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности.
К ошибкам в профессиональной деятельности педагога можно отнеси:
- Монотонность, однообразие, торопливый темп речи, опущенная голова;
- Плохая организация занятия;
- Однообразные формы деятельности;
- Восприятия педагогом детей в целом, а не как личность;
- Отсутствие оценки проведенного материала;
- Педагог кричит на детей;
- Нет творческой активности детей;
- Внешний вид педагога;
- Отсутствие динамики развития занятия и др.
Какова профилактика педагогических ошибок?
Исходя из того, что не существует идеальных педагогов, и каждый педагог должен работать над собой, можно выделить следующие пути профилактики и устранения педагогических ошибок.
- Прежде всего, необходимо уделять внимание профессиональному самосовершенствованию, изучению научной и методической литературы,практического опыта коллег, общению в профессиональном сообществе. Обязательным является участие в семинарах, вебинарах для обмена опытом по современным проблемам образования. Интернет предоставляет неограниченные возможности для профессионального роста, обмена опытом. Академик Д.С. Лихачев писал, обращаясь к молодежи: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестаешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются».
- Одним из способов профессионального саморазвития является посещение и анализ занятий лучших педагогов. В процессе анализа и обсуждения таких занятий педагог видит занятие и общение совершенно с другой стороны каждого педагога и его ошибки, учитывает их в своей деятельности.
- Очень полезным, на наш взгляд, может быть наставничество, когда опытный педагог берет шефство над молодым, при условии не формального, а творческого подхода сторон к этому сотрудничеству.
- Невозможно исправить ошибки, не работая над собой. Педагог должен следить за своим внешним видом, работать над дикцией, совершенствовать способность ясно излагать свои мысли.
- Важным звеном в профилактике и устранении коммуникативно-педагогических ошибок является рефлексия. Самоанализ, регулярное обдумывание своих поступков в группе, подведение итогов собственной профессиональной деятельности позволяет увидеть соответствие собственного поведения профессиональной этике, определить пути профессионального развития.
Педагогические ошибки являются фактором, существенно снижающим эффективность работы педагога. Такого рода ошибки требуют серьёзного анализа, целенаправленной профилактики и исправления. В этом могут помочь заповеди педагога самому себе и качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.
Заповеди педагога самому себе:
- Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
- Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
- Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам.
- Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы.
- Искренне восхищайся всем красивым,что видишь вокруг.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:
- Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии. Высокая самооценка и уверенность в себе, в своих способностях и возможностях;
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса. Способность конструктивно меняться в напряженных условиях. Высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность. Стремление опираться на собственные силы;
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.
Используемая литература
1. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: учебное пособие/ С.Д. Якушева. — 3-е изд.- М.: Неолит, 2017. — 416 с. https://drive.google.com/drive/folders/1Z7W—rqWgsgmH18Ya1GHiWO912a3ojPP8
2. Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном. М.,1956.
3. Сальная И.В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинающих учителей и пути их предупреждения http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5031
4. Видео-лекция Василенко М.Ю. https://drive.google.com/open?id=1RE_ fDYuSyiPAU1LHtVriRhBY0FuNO1w1
5. Василенко М.Ю. Презентация «Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития».
6. Интернет.
Ошибки — специфический компонент любой
человеческой деятельности.
Педагогическая деятельность не является
исключением и протекает отнюдь не
безошибочно. Совершение педагогических
ошибок — явление далеко не редкое.
Несмотря на то, что педагогические
ошибки нельзя рассматривать как
однозначное зло, при определенных
условиях они могут рассматриваться
как диалектический путь познания истины,
тем не менее последствия их, как правило,
болезненны, а иногда и драматичны для
детей.
Коварство педагогической ошибки состоит
в том, что факт ее совершения педагогом
осознается весьма редко. Это делает
процесс устранения ее последствий
малоэффективным, а извлечение опыта
из ошибочной деятельности невозможным.
Профессионально-педагогическая
ошибка — это непреднамеренная
неправильность конкретных процедур
образования, проявляющаяся в
несоответствии этих процедур общепринятым
эталонам профессиональной педагогической
деятельности.
С точки зрения личностно-деятельностного
подхода, все разнообразие педагогических
ошибок можно разделить на две большие
группы:
♦
ошибки стратегии профессионально-педагогической
деятельности и
♦ ошибки тактики профессионально-педагогической
деятельности (рис. 14).
Первая группа ошибок характеризуется
тем, что они совершаются на этапе
прогнозирования предстоящей педагогической
деятельности; ошибки второй группы
совершаются непосредственно в процессе
педагогического взаимодействия с
учащимися — это ошибочные действия,
поступки, реакции.
В первой группе выделим ошибки
целеполагания и ошибки планирования.
К ошибкам педагогического целеполагания
относятся следующие.
1. Неосознанность педагогом целесообразного
характера педагогической деятельности.
Любая деятельность носит целенаправленный
характер, однако цель может быть не
осознана субъектом деятельности, а это
неизбежно ведет к стихийности в
работе. В этом случае педагог строит
свою работу на основе невыявленных,
неопределенных, случайных целей, что
приводит к неудачам, низкой эффективности
образования как результата
педагогической деятельности.
2. Ошибки методики целеобразования. Это
нарушения, допускаемые педагогом в
логике построения, формулирования,
взаимодействия, соподчиненности целей
разных уровней. Причиной подобных ошибок
является непонимание значимости или
неумение педагога трансформировать
цели более высокого уровня обобщенности
в цели собственной практической
деятельности. Неумение интериоризировать
внешние (глобальные) цели образования
во внутренние (цели собственной
профессиональной деятельности)
проявляется в неграмотных, недиагностируемых
формулировках целей. Чтобы предупредить
совершение таких ошибок, необходимо
осознать, что специфика педагогической
деятельности требует от педагога
личностного принятия социальной
задачи общества, творческого понимания
целей и задач, умения учитывать интересы
ребенка и преобразовывать их при
разработке цели учебной деятельности.
Для этого необходима специальная работа
учителя по освоению методики
целеобразования.
3. Ошибки планирования педагогической
деятельности. Они тесно связаны с
ошибками целеполагания, поскольку
эти два процесса протекают синхронно.
Выделять их в отдельную группу имеет
смысл лишь для более глубокого
понимания этого процесса.
Итак, ошибки планирования чаще всего
являются следствием ошибочного
целеполагания. Во-первых, принятие
ошибочной цели ведет к разработке
ошибочных способов ее реализации, что,
естественно, повлечет за собой ошибочную
практическую деятельность учителя.
Во-вторых, неосознанность целей
педагогической деятельности приводит
к стихийному планированию. К примеру,
в практике деятельности учителей
нередко наблюдается парадоксальный
факт, когда учителя сначала разрабатывают
план урока, а потом подгоняют, можно
сказать, «притягивают за уши» задачи
этого урока. При таком подходе, безусловно,
становятся ясными сетования ряда
учителей на необходимость заниматься
ненужной работой по «украшательству»
поурочного плана расписыванием
воспитательных, обучающих и развивающих
задач. Бессмысленность подобного
формального подхода очевидна.
Но как же удается учителям создать план
урока, миновав этап целеполагающего
планирования? Сделать это несложно.
Стихийное планирование предполагает
ориентацию на стереотипы, клише,
предлагаемые методическими
разработками, или перенесение опыта
других в опыт собственной деятельности
без творческого осмысления, без учета
индивидуальных особенностей учащихся,
их реальных учебно-познавательных
возможностей и потребностей, собственных
профессиональных возможностей,
собственного стиля педагогической
деятельности, реальных условий
протекания образовательного процесса.
Негативные последствия стихийного
планирования настолько очевидны,
что их можно оставить без комментариев,
оговорив только, пожалуй, одно: стихийное
планирование влечет за собой
невозможность для педагога понять
причины собственных промахов и достижений
и, как следствие, — существенное
усложнение процесса совершенствования
педагогической деятельности. Иногда
стихийно спланированная педагогическая
деятельность приносит положительные
результаты, однако это означает лишь
то, что учитель случайно не ошибся или
интуитивно, подсознательно реализовал
процесс целеполагания и планирования
грамотно. Так, может быть, в случае
развитой педагогической интуиции
нет смысла в осознании целеполагания
и планирования?
Полагаем, что это не так. Во-первых,
деятельность педагога является
профессиональной и, следовательно,
требует отчета в своей результативности
не на уровне ощущений, а на основе
принятых в науке показателей и критериев.
Учащиеся (воспитанники) тоже должны
быть включены в процесс целеполагания
и планирования собственной
учебно-познавательной деятельности.
Образовательный процесс носит, как
известно, двусторонний характер и
поэтому невозможен без активности
самих учащихся (воспитанников).
Спектр ошибок в методике планирования
представлен, в свою очередь:
а) ошибками в оценке соподчиненности и
последовательности или комплексности
реализации целей с точки зрения
достижения главной цели деятельности
учителя;
б) ошибочными представлениями о реальной
педагогической ситуации;
в) рассогласованием системы запланированных
мер с задачами деятельности, главной
целью;
г) отсутствием критериев и показателей
успешности планируемой деятельности
или просчетами в их выборе или разработке;
д) невнесением своевременных корректив
в запланированное вследствие
догматического восприятия плана;
е) внесением в запланированное
необоснованных изменений или
изменений, выходящих за рамки компетенции
и функционала учителя.
Существует категория педагогов-авантюристов
(по меткому определению В.Н.
Сороки-Росинского), которые, конечно
же, из благих побуждений стремятся
испробовать в своей работе все, что
встречают нового и заслуживающего,
по их мнению, внимания. Подобные педагоги
склонны самовольно вносить изменения
в содержание и методику обучения,
стихийно экспериментировать, предъявляя
к учащимся требования, например,
пользоваться вместо учебника их
собственными разработками уроков или
другими учебниками. В понимании данной
группы педагогов это и есть
педагогическое творчество. Это, по
нашему мнению, — педагогический произвол,
осуществляемый вследствие ошибочного
понимания характера и сути педагогического
творчества.
К ошибкам второй группы относятся
ошибки организации педагогического
взаимодействия, педагогического
общения, запредельно-этические
ошибки.
Остановимся на краткой характеристике
ошибок организации педагогического
взаимодействия на примере одной из их
разновидностей — ошибок дидактического
взаимодействия.
К этой группе ошибок относятся:
а) ошибки в собственной преподавательской
деятельности в ходе предъявления
содержания преподаваемого предмета
(методические просчеты);
б) ошибки организации и руководства
учебно-познавательной деятельностью
детей (ошибки педагогического
менеджмента).
Ошибки в собственной преподавательской
деятельности (методические просчеты)
проявляются как непонятное объяснение
темы, ее бессистемное изложение,
усложненная наукообразная речь учителя,
недостаточная или избыточная
эмоциональность изложения содержания
учебного материала, раскрытие темы
наспех, нерациональное использование
времени урока, неумелое и нецелесообразное
использование технических средств
обучения, ошибки в реализации методов
обучения.
Каждой из перечисленных ошибок можно
посвятить отдельную статью, поскольку
последствия подобного рода настолько
значительны, что заслуживают отдельного
рассмотрения.
Ошибки организации и руководства
учебно-познавательной деятельностью
учащихся по их характеру мы квалифицируем
также как методические просчеты.
Выделение их в отдельную подгруппу
обусловлено лишь тем фактом, что первая
группа ошибок возникает в деятельности
преподавателя по отношению к преподаванию
предмета и опосредованно влияет на
учащихся. Другая же категория ошибок
непосредственно связана с влиянием на
детей в процессе обучения. Эти ошибки
вызывают эмоциональные поведенческие
реакции учащихся, часто конфликтного
характера.
В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической
конфтиктологии» данные ошибки учителей
описаны с позиции учащихся, что дает
возможность учителям посмотреть на
себя «со стороны» непосредственных и
главных участников образовательного
процесса.
«К числу осознаваемых школьниками
промахов учителя на уроках относятся
разнообразные отступления от требований
к организации контроля знаний учащихся.
Их прямые замечания сводятся к следующему:
♦ несогласие с нетерпимостью учителей
к сверхпрограммным знаниям в ответах
при опросе на уроках, к отступлениям
учащихся от стандартных моделей ответов
на вопросы учителя;
♦ возражения подростков против того,
что на уроках некоторых учителей
оценку «2» ставят за неподготовленность
к занятиям без учета причин этого;
♦ протест против того, что их стыдят
или им читают длинные нотации за
слабые ответы.
Возмущение подростков также вызывают:
♦ контрольные работы, проводимые
внезапно, без предупреждения;
♦ крикливые реакции на ответы учащихся
невпопад, неприемлемость элементов
шутки учащихся при опросе на уроках,
нервные крики учителей в ответ на отказ
подростка отвечать на их вопросы;
♦ проверка того, что не было задано, и
др.
Репутация учителя падает из-за нервной
реакции на рассуждения подростков, что
данный предмет в жизни пригодится не
всем и многие могут обойтись без того,
на что в школе затрачивается столько
времени; из-за неумения распределять
темы равномерно, в результате чего в
конце четверти начинается спешка.
Раздражение у подростков возникает,
когда они видят, как на уроке педагог
занимается посторонними делами, заполняет
какие-то бланки, жует. Бывают случаи,
когда класс становится свидетелем
межпедагогических (между педагогами.
— Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно
на уроке» с. 81)
Будущие педагоги могут поразмышлять,
и, возможно, дополнить этот далеко не
полный список ошибок, но поразмышлять
не отстраненно, а личностно, и продумать
индивидуальные способы предупреждения
подобных ошибок в собственной
деятельности.
Ошибки педагогического общения
Характеризуя эту группу ошибок, следует
напомнить, что неправильное педагогическое
общение рождает у детей страх,
неуверенность, ослабление внимания,
памяти, нарушение динамики речи и, как
следствие, появление у них стереотипных
высказываний. У учеников снижаются
мотивация к учению, самостоятельность
мышления, увеличивается конформность
поведения. Кроме того, у детей сравнительно
быстро формируется устойчиво негативное
отношение к такому учителю, нередко
переносимое затем на преподаваемый
им учебный предмет.
В этой группе особо выделим перцептивные
ошибки педагога и, прежде всего; ошибки
субъективного восприятия обучающихся,
воспитанников.
а) Ошибка функционального восприятия
ребенка. Педагог часто воспринимает
ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к
примеру, учебной деятельности, выделяя
только этот аспект. Хороший ребенок —
это успешный, послушный ученик;
соответственно, плохой ученик
воспринимается им как плохой ребенок.
Потребностно-мотивационная сфера,
характер, нравственность, успехи во
внеурочной или внепредметной сфере
деятельности остаются, к сожалению,
вне сферы внимания педагога. Это
одностороннее, обедняющее восприятие
личности ребенка затрудняет как
общее развитие ученика, так и его учебную
успешность, воспринимается им как обида,
несправедливость.
б) Ошибка стереотипного восприятия
ученика.
В ходе профессиональной деятельности
у педагогов неминуемо формируются
стереотипные образы, например,
«отличника», «двоечника» «троечника».
Они вызывают у учителя «эффект
ожидания». От «двоечника» не ждут
правильных ответов. Даже если они
прозвучат, это будет объяснено
случайностью, незамеченным списыванием,
подсказкой. «Троечнику» по инерции
поставят тройку, даже если прогресс
в освоении учебного предмета неоспорим,
а вот «отличника» легко развратить
инерционным прощением невыученного
урока и прочими поблажками.
Очень плохо, когда сами дети сживаются
с пришедшим извне образом. Навешивание
ярлыков ведет к появлению «синдрома
отличника» или к стремлению поддерживать
имидж хулигана как единственно возможному
для ребенка способу выражения несогласия
с оценкой собственной учебной
несостоятельности и т.п. Учительские
симпатии и антипатии отравляют детскую
жизнь также вследствие
«эмоционально-эстетического стереотипного
восприятия». Подсознательно симпатичный
нам ребенок (отвечающий индивидуальным
эталонам физической красоты, обаяния,
культуры) авансируется учительским
расположением, которого лишается
его антипод. Налицо неравная ситуация
комфортности детей в образовательном
процессе, организуемся конкретным
учителем.
Как преодолеть подобного рода ошибки?
Прежде всего, следует общаться с детьми
не только в ситуации урока, что позволит
учителю «открыть» неизвестные ему
достоинства и недостатки ребенка.
Кроме этого, формировать в себе такое
качество, как умение принимать детей
такими, какие они есть, признавать
за ними право на их уникальность,
формировать толерантность (терпимость)
к их индивидуальности, постоянно
контролировать себя на предмет проявления
симпатий и антипатий к ребенку.
г) Ошибки проецирующего восприятия.
Людям свойственно наделять других
собственными достоинствами и
недостатками. Учителям необходимо
помнить, что проекции — всегда только
их проекции, а не истинный образ ребенка.
Педагог должен быть умелым исследователем
детского мира, знающим об опасности
проецирующего восприятия. Предупредить
данную ошибку можно следующим образом
(до конца избежать ее практически
невозможно) — формировать нравственную
культуру педагога. Если личность учителя
отвечает высоким требованиям нравственности
и профессионализма, то приписывание
даже не свойственных ребенку позитивных
проявлений может иметь положительный
эффект; если проецируются несвойственные
ему негативные проявления, то может
возникнуть эффект сбывающегося
пророчества.
Чем чаще педагог контактирует с ребенком,
тем больше он накапливает информации
о нем, о его личностном своеобразии,
тем меньше опасность впасть в ошибку
проецирующего восприятия.
д) Ошибка инерционного восприятия как
результат избыточной информации.
Тесные контакты с учеником притупляют
критичность восприятия, что ведет к
предвзятости и несправедливости со
стороны учителя. Как избежать этой
ошибки? Метод компетентных судей поможет
вам в этом, как, впрочем, и другие методы
психолого-педагогической диагностики
личности.
И, наконец.
е) Ошибки инфантильного восприятия,
являющиеся следствием нравственной
незрелости, низкой педагогической
культуры учителя. Инфантильное восприятие
— вариант «психологической защиты»
профессионально несостоятельных
учителей. Проявляется эта ошибка в
обвинении в своих просчетах не себя, а
своих учеников. Дети воспринимаются
таким педагогом как угроза собственному
благополучию: дерзкие и непослушные,
заносчивые, стремящиеся подорвать его
авторитет и т.д. Неважно, чем — тем, что
они демонстрируют более глубокие знания,
чем у учителя, или проявляют незнание
предмета, якобы доказывая некометентность
преподавателя. Иными словами, «врагами»
педагога могут стать как «знайки», так
и «незнайки», как «зазнайки», так и
«серые мышки». А с врагами принято
воевать. И учитель открывает «военные
действия»: придирки, унижения, обиды и
жалобы родителям и администрации,
стремление избавиться от самых
«беспокойных», перевести в другой класс,
а лучше — в другую школу и т.п.
Полагаем, что если учитель заметил в
себе отношение к детям как к угрозе
собственному профессиональному
благополучию, или это заметили другие,
есть смысл принять решение об уходе
из педагогической профессии (если
попытки повысить собственную самооценку
не за счет унижения детей быстрых
результатов не дают).
К коммуникативным ошибкам общения
относятся и создание коммуникативных
барьеров, препятствий для комфортного
и продуктивного общения учителя с
учениками (нарушение комфортной дистанции
общения — чрезмерное удаление от
ученика или приближение к нему, физические
барьеры, воздвигаемые между учителем
и классом, — учитель отгораживается
учительским столом, «прячется» за
ним как правило из-за боязни класса,
из-за боязни допустить фактическую
ошибку, оторвавшись от конспекта
урока и т.п.), демонстрация своего
превосходства перед детьми, запугивание
(например, фразой: «До экзамена осталось
мало времени, с вашими знаниями не
представляю, как вы их сдадите»),
заигрывание с классом, панибратство
с учащимися, чрезмерная строгость и пр.
Особо выделим группу так называемых
запредельно-этических ошибок. В
строгом смысле это даже не ошибки, а
реализованные педагогические
противопоказания, т.е. факты, случаи,
явления, заведомо приводящие к
отрицательному результату, о чем
педагогу, безусловно, известно.
Термин «запредельно-этические ошибки»
используется нами для обозначения
грубых антипедагогических форм поведения
педагогов в образовательном процессе
по причине их невоспитанности.
Бестактность, игнорирование правовых
норм человеческого взаимодействия
имеют место в ситуации иллюзии
безнаказанности, поскольку дети не
имеют возможности в полной мере защитить
свои права в образовательном процессе.
К таким педагогическим правонарушениям
с полным основанием можно отнести
оскорбления учителями учеников и их
родителей, рукоприкладство (любые
формы проявления физической агрессии),
насмешки, бестактные замечания по поводу
внешности и личной жизни учеников и
их родителей, дурные привычки и
пристрастия «педагогов».
З
апредельно-этические
ошибки совершаются далеко не большей
частью педагогов, но тот факт, что они
встречаются в реальной педагогической
действительности, не дает права их
замалчивать, а серьезность их последствий
диктует необходимость формирования к
ним нетерпимого отношения со стороны
как общественности (прежде всего
родителей), так и администрации
образовательного учреждения.
Существуют специфические причины
совершения педагогических ошибок,
обусловленные самим характером
педагогической деятельности (рис. 15).
К ним могут быть отнесены следующие
явления. Длительное пребывание педагога
в роли главной фигуры организации
жизнедеятельности детей формирует
привычку поучать и иллюзию владения
абсолютным знанием о том, что правильно,
а что нет. Это притупляет критичность
в оценке собственных позиций и действий,
формирует у педагога ложное представление
о собственной непогрешимости, восприятие
себя, своих поступков как единственно
верных. У учителя может сформироваться
ложное представление о Потере авторитета
в случае признания ошибки, отсюда —
отказ от коррекции своей деятельности.
Боязнь показаться некомпетентным
приводит к самообману по поводу
правильности действий в ошибочной
ситуации.
3. Может возникнуть боязнь самих ошибок,
которая происходит из ложного
представления об ошибке как проступке.
Вполне естественно не любить собственные
ошибки. Педагоги, как и все люди, ищут и
находят способы избежать столкновений
с негативными последствиями собственных
действий.
Рассмотрим способы избегания.
1. Баллистическое поведение. Педагог
как бы «выстреливает» свое решение,
как пушечное ядро, и мало заботится
о месте его приземления (поскольку после
выстрела на ядро уже нельзя повлиять).
Представление о необходимости принять
решение как таковое в этом случае —
главная задача. Приняв решение, можно
считать, что проблема решена, и убедить
себя в том, что это решение верное.
Подобное поведение дает педагогу
возможность сохранить иллюзию собственной
компетентности за счет того, что он не
учитывает последствия собственных
действий.
2. Атрибутирование своих ошибок
другим людям или обстоятельствам,
нежелание признавать их своими. «Я хотел
как лучше, но обстоятельства помешали».
Педагог начинает искать и как бы
находит эти обстоятельства. «Не я плохо
учу — ученики не способны хорошо учиться».
3. Превращение «плохо» в «хорошо» и
приписывание ошибочному решению или
действию важной роли. «Не было ошибкой
предложить детям нечетко сформулированное
домашнее задание. Это было сделано в
целях формирования у них умения
ориентироваться в ситуации неполной
информированности, которое весьма
пригодится в жизни».
Завершая разговор о педагогических
ошибках как специфическом компоненте
педагогической деятельности, следует
остановиться на общих рекомендациях
по их профилактике.
1. Проводите систематический анализ
собственных действий в процессе
профессиональной деятельности с позиции
«подвергаю сомнению правильность
содеянного». Сомневайтесь. Научитесь
смотреть на себя в процессе деятельности
глазами других людей. Поспорьте с
собственными мыслями. Ведите дневник,
записывайте свои мысли и пр.
2. Прогнозируйте последствия предполагаемых
решений, поступков.
3. Тщательно изучайте все дисциплины
учебного курса, в особенности педагогику
и психологию. Не переоценивайте свой
личный опыт, выстраивайте собственную
педагогическую деятельность, соотнося
ее с научными основами, а не с обыденными
представлениями или стереотипами.
4. «Коллекционируйте» свои ошибки.
Отнеситесь к ним как к ценности.
Проанализированная ошибка позволяет
не «наступать на грабли» многократно.
5. Не бойтесь вероятности совершения
ошибки, формируйте новые привычки
мышления. Страх не предупредит
совершение оплошности.
6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию,
формируйте готовность проанализировать
альтернативные пути ее решения.
7. Избегайте ошибочных обобщений («Я
пришла на семинарское занятие
недостаточно подготовленной и вышла
из затруднительного положения за счет
своей общей эрудиции, следовательно,
можно не готовиться тщательно к каждому
занятию»).
8. Избегайте подражания. Не принимайте
на веру умозаключения других людей,
даже ваших наставников-педагогов.
Будьте в меру критичны и самокритичны!
Не формируйте свое отношение к другим
людям (возможно, будущим коллегам)
на основании чужих выводов.
9. Избегайте преувеличений. Не делайте
«из мухи слона».
10.Не принимайте негативные реакции
людей, их неадекватное поведение как
желание причинить вам неудобство. В
основе такого поведения лежат собственные
проблемы людей и неумение их
конструктивно разрешать. Добросовестного
педагога характеризует стремление
свести к минимуму вероятность
совершения ошибки. Как субъект
педагогической деятельности он постоянно
решает разнообразные по содержанию и
степени сложности педагогические
задачи. Научить никогда не ошибаться в
их решении нельзя. Но можно и должно
формировать представления и умения
эффективного поведения педагога в
ситуациях реальной педагогической
действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение и раскройте сущность
педагогической деятельности.
2. Охарактеризуйте специфику педагогической
деятельности.
3. В чем состоят особенности деятельности
учителя сельской школы?
4. Что такое педагогическая мотивация
и каковы ее разновидности?
5. Назовите виды педагогической
деятельности и дайте их краткую
характеристику.
6. Перечислите функции педагогической
деятельности. Раскройте содержание
одной из них (по выбору).
7. Дайте определение понятия «стиль
педагогической деятельности».
Охарактеризуйте один из стилей (по
выбору).
8. Назовите и охарактеризуйте
педагогические умения.
9. В чем заключается профессиональная
компетентность педагога? Раскройте
ее структуру.
10. Дайте определение понятия
«профессиональная педагогическая
ошибка». Каково место педагогической
ошибки в структуре профессиональной
деятельности педагога?
11. Используя типологию профессиональных
педагогических ошибок, приведите пример
подобных явлений в своей школьной
жизни.
Литература для самостоятельного
изучения
1. Аминов Н.А. Психологический профотбор
на педагогические специальности. —
Ярославль, 1994.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. — М., 1989.
3. Давыдов В.В. Деятельность: теория,
методологии, проблемы. — М., 1990.-С. 151.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология:
Учеб. пособие.— Ростов-н/Д, 1997.
5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от
типологических свойств нервной, системы.
— Казань, 1989.
6. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. — М.,
1955.
7. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв.
В 2-х т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 156.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя.
— М., 1993.
9. Педагогика: Учебное пособие для
студентов педагогических вузов и
колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. —
М., 1998.
10. Словарь-справочник по педагогике.
Автор-сост. В.А Мижери-ков. Под общ. ред.
П.И.Пидкасистого. — М., 2004.
11. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию.
Курс лекций. — М., 2002.
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя »
(Назад)
(Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Профессиональные врачебные ошибки, пути их предупреждения
врачебный ошибка профессиональный аутотренинг
Профессиональные ошибки врача ветеринарной медицины условно распределены на объективные, субъективные и смешанные. Но в практике ветеринарной медицины следует четко разграничивать профессиональные ошибки и преступления, за которые специалисты несут уголовную ответственность.
Как правило, действия, которые граничат с преступлением или могут считаться такими, чаще обусловлены небрежностью, безответственным отношением специалиста к своим обязанностям, а то и просто корыстолюбием.
В одном из хозяйств специалист ветеринарной медицины провел дегельминтизацию свиней фтористым натрием, но забыл предупредить обслуживающий персонал, чтобы животных не напоили. Вода же ускорила растворение препарата, содействовала его всасыванию, а это привело к интоксикации, вследствие которой погибло большое количество поголовья. В связи с этим было возбуждено уголовное дело.
Если врач проигнорировал проведение прививки животным, вследствие чего возникла болезнь, действия его ошибкой назвать нельзя. Это безответственность и недобросовестность специалиста ветеринарной медицины, из-за которых хозяйству нанесен значительный материальный ущерб. В этом случае виновные должны нести не только моральную и материальную ответственность, но и уголовную.
Известны также случаи, когда некоторые врачи ветеринарной медицины после выявления у птиц положительной реакции на туберкулез или пуллороз не объявляют хозяйства неблагополучными и не проводят карантинные или ограничительные меры. Более того, с их разрешения продолжают поступать в продажу и на инкубацию яйца этой птицы. Такая бездеятельность специалиста граничит с преступлением, потому что яйца от больной птицы могут вызывать заболевание у людей.
Иногда при туберкулинизации коров выявляют в хозяйстве несколько положительно реагирующих животных. Боясь ошибиться и быть обвиненным в выбраковке лучших коров, врач оставляет их в общем стаде, с тем, чтобы проверить повторно через 1 — 1,5 мес. А молоко от этих коров сдается на общих основаниях и может стать причиной заболевания телят и даже людей, его употребивших. Разве это не преступление?
К сожалению, туберкулез чаще всего поражает высокопродуктивных коров, организм которых истощается вследствие выведения с молоком большого количества необходимых для самозащиты питательных веществ.
Существующие сегодня в ветеринарной медицине методы не дают возможности обнаружить границу между субклинической и клинически выраженной формами болезни. И так называемая «закрытая» форма туберкулеза, как будто безопасная для других животных и людей, завтра может стать «открытой», опасной. Поэтому некоторая жестокость врача ветеринарной медицины в таких случаях является оправданной и основывается на соблюдении закона. Изолировать и своевременно отправить на вынужденный убой положительно реагирующих животных, невзирая на их племенные и продуктивные качества — прямой служебный долг врача ветеринарной медицины. А притворная гуманность здесь недопустима и является преступлением, за которое специалист несет уголовную ответственность.
Иногда случается, что врач, обнаружив единичные случаи
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя »
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
С моей точки зрения, ошибка — это препятствие на пути к реализации какого — то плана действий. Как известно — препятствие можно либо обойти, либо преодолеть. В рамках статьи, обойти препятствие — это значит избежать ошибок, а преодолеть — это исправить уже имеющиеся ошибки и найти новые.
В своей работе, я придерживаюсь подхода, при котором лучший вариант — это обход ошибок и их максимальное сокращение.
Цель данной статьи – показать, как можно повысить свою производительность и профессионализм путем уменьшения числа ошибок.
Важность темы
Главная задача любого дела — сделать его максимально правильно. Неважно, о каком масштабе идет речь: отдел, департамент или целый бизнес — успех исполнения зависит от того, насколько безошибочными будут ваши действия.
Каждая ошибка имеет свою цену, которую можно выразить, к примеру, в рублях.
Пример:
Представим, что ваша заработная плата 50 000 руб. в месяц. Т.е. в среднем ваша зарплата в день будет равна 2 500 руб. Соответственно в час, вы зарабатываете 312 руб. 50 коп.
Например, вы выполняете работу, на которую необходимо потратить 3 часа рабочего времени, т.е. стоимость этой работы будет равна 937 руб. 50 коп (312 руб. 50 коп. * 3 ч.).
Итак, работа выполнена, но вы нашли ошибку или вам на нее указали. Допустим, исправление займет час рабочего времени. В итоге, мы имеем следующее:
- Стоимость времени, которое потрачено на исправление ошибки — 312 руб. 50 коп.;
- Стоимость работы — 937 руб. 50 коп.;
- Общая стоимость работы — 312 руб. 50 коп. + 937 руб. 50 коп. = 1 250 руб. 00 коп.
Из примера видно, что ошибка может увеличить стоимость вашей работы, а это влияет на прибыль компании, в которой вы трудитесь. Если из–за вас предприятие зарабатывает меньше денег, то от этого может пострадать ваша деловая репутация и профессиональная ценность.
Что нужно делать
Строгий учет
Первым источником, где я смог найти инструмент решения, стал обычный журнал ошибок операционной системы Windows. Принцип очень простой. Любой сбой, ошибка или некорректная работа фиксируется в специальном журнале. А далее эти данные могут быть отправлены разработчикам для исправления.
По аналогии я стал применять такой же журнал в своей работе. Системные сбои и некорректная работа – это ошибки, а разработчик – это я. Каждая запись имеет свои реквизиты и ключевые теги, по которым можно фильтровать и консолидировать данные.
Такой инструмент позволит в короткие сроки, избавится от постоянных и системных ошибок. «Журнал регистрации» станет ценным источником данных для вас и для ваших коллег.
Пример полей журнала:
Подробная классификация
Примерно, после 2-х недель использования журнала, вы сможете перейти к следующему шагу. На этом этапе вам необходимо, провести анализ данных и классифицировать ошибки. В моем случае такая классификация выглядит примерно так:
В каждом конкретном случае классификация ошибок будет разной. Но, для того чтобы дать вам точку опоры, поясню схему, изображенную на рисунке №1.
У меня есть определенные участки работы. На рисунке они обозначены как: «Договоры», «Расчеты», «Текущая работа», «Аналитика», «Внедрение». Для каждой ошибки из данной категории есть своя классификация, т.е. она может быть постоянной, системной, критической и допущенной из-за невнимательности (допускается использование нескольких определений).
Постоянные – это периодические ошибки, возникающие каждый раз в одном и том же месте из-за недостаточной квалификации работника или его загруженности (например: неверный выбор параметра продукта).
Системные – это ошибки, возникающие в результате неверного построения бизнес процесса или определенной процедуры (например: в процедуре расчёта пропущен необходимый пункт).
Невнимательность – ошибки, которые объясняются человеческим фактором, усталостью и стрессовыми ситуациями (например: пропущенные слова в документах, опечатки).
Критические – ошибки, затрагивающие наибольшее число участков работы (например: ошибки в расчетах влияют на договоры и текущую работу).
Чтобы видеть о каких документах идет речь, я использую теги, например: «Котировка», «Дополнительное соглашение», «Отчет» и т.д.
Как это работает
После того, как вы стали заполнять «Журнал регистрации ошибок» и систематически проводить работу по анализу внесенных данных, вы заметите, что ошибок, стало меньше. Постоянные и системные ошибки стали явными, а критические ошибки не кажутся такими страшными.
В чем же подвох? Когда вы видите ошибку и понимаете, откуда она возникла и какова ее природа, появляется возможность обходить эти ошибки. С картой минного поля идти по нему не так страшно, как без неё. Метод учета и классификации ошибок, описанный в статье, позволяет создать карту ошибок, используя которую, вы повысите свою производительность и станете более ценным сотрудником для работодателя.
Автор: Иван Алтухов