Профессиональная установка на возможную ошибку неточность это

Текущая страница: 3 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

2.1.2 Тестовые задания к разделу «Литературное редактирование»

1. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?

1) Членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста.

2) Выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путем их внутритекстового соотнесения между собой и с контекстом.

3) Проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов.

4) Специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.

2. Какие из перечисленных единиц относятся к логическим связкам? (Выберите наиболее полный ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)

1) Союзы, частицы, вводные слова, знаки препинания, предлоги с обстоятельственными значениями.

2) Союзы, вводные слова, междометия, связки между подтемами текста.

3) Союзы, вводные слова, любые предлоги, абзацы.

4) Повторные наименования описываемых явлений, союзы, вводные слова.

3. Какой из логических законов нарушен в утверждении журналиста: «Мне нечего сказать о голосе Татьяны Синицыной, сказать о силе голоса (которую, кстати сказать, певице приходится сдерживать, петь вполголоса, чтобы не нарушить эстетическое чувство меры), о его диапазоне, о неповторимом тембре…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

4. Какой из логических законов нарушен в утверждении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто ее работы не контролирует…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

5. Какой из логических законов нарушен в утверждении «И сейчас, уйдя на заслуженный отдых, ветеран продолжает работать на предприятии»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

6. Какой из логических законов нарушен в утверждении «Раннее утро. Начинают просыпаться после ночной службы пограничники…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

7. Нарушение какого логического закона зафиксировано в пословицах: «Ехал в Рязань, а заехал в Казань», «В огороде бузина, а в Киеве дядька», «Я ему – про Фому, а он – про Ерему?»

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

8. Какой из логических законов нарушен в рассуждении: «Страшна не старость, а дряхлость. Поэтому лучше умереть молодым и здоровым, – так думают многие. И прямой путь к этому – ежедневная гимнастика»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

9. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Скоро кредит на жилье сравняется со взяткой на его получение»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

10. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Существует расхожее мнение, что депрессия – это болезнь людей умственного труда. Ничего подобного. Последние статистические исследования говорят о том, что депрессия равномерно распределена везде: и в Америке, и в России, и в Африке. И обеспеченные, и нуждающиеся люди страдают от нее одинаково»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

11. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Мы свой выбор сделали. Пусть ругает господин Жириновский «Макдональдсы». Молодежь будет ходить туда до тех пор, пока не будет создана еще альтернатива. А пока, господа, не жалуйтесь, если в очередной раз у себя в подъезде встретите компанию выпивающих подростков »?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

12. Какой закон логики нарушен в утверждении «Козероги больше любят творить добро, при этом ими движет не только желание помочь. Может быть, поэтому Козероги недоверчивы и консервативны»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

13. Что является целью литературного редактирования? (Выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ.)

1) Исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации.

2) Комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации.

3) Исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации.

4) Исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.

14. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:

1) возьмете ручку и начнете сразу его править по ходу чтения.

2) возьмете карандаш и начнете текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях.

3) возьмете карандаш и бегло прочитаете текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаете материал более внимательно и медленно, делая пометы.

4) просто пробежите глазами, ничего не исправляя.

15. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?

1) Заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы.

2) Частичная или полная подмена понятий.

3) Игнорирование тезиса.

4) Порочный круг.

16. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?

1) Составление плана, выделение рамочных элементов текста.

2) Членение текста на высказывания и определение связок между ними.

3) Выделение фактической основы и проверка правильности фактов.

4) Перегруппировка данных на основе другого логического принципа.

17. Какое свойство текста обеспечивает его смысловое единство?

1) Наличие смысловых скважин.

2) Связность.

3) Целостность.

4) Закрепленность на определенном материальном носителе.

18. Соблюдение какого свойства текста является условием его смысловой целостности?

1) Связность.

2) Наличие смысловых скважин.

3) Проспекция.

4) Ретроспекция.

19. Повествование – это …

1) Функционально-смысловой тип речи, в котором идет рассказ о событиях и их последовательности.

2) Тип речи, свойственный научно-историческому изложению.

3) Особый вид монтажа.

4) Текст, в котором используются простые предложения.

20. Речевое рассуждение – это …

1) Функционально-смысловой тип речи, в котором используются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

2) Тезис, аргумент, их связь.

3) Ораторский прием.

4) Способ доказательства того или иного факта.

21. Описание – это …

1) Репортаж, в котором надо создать какую-нибудь картину.

2) Научный или публицистический текст.

3) Функционально-смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки предметов или явлений, свойственные им в определенный момент.

4) Композиция текста от общего к частному.

22. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?

1) По перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида.

2) По цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида.

3) По причинно-следственным связям между элементами предметно-логической основы текста.

4) Выше не названы отличительные черты повествования.

23. Какие из перечисленных пороков текста свойственны плохо составленному повествованию?

1) Излишняя детализация, неправильный выбор элементов, нехарактерных, не создающих целостной картины в представлении читателя.

2) Неправильный выбор узлов, не продвигающих изложение, не обусловливающих появление других узлов; нарушение хронологии в их расположении.

3) Нарушение причинно-следственных связей, отношений обоснования, игнорирование тезиса.

4) Выбор несущественных или просто искажающих фактическую основу текста признаков понятия.

24. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?

1) Перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации.

2) Рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов.

3) Перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых.

4) Исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.

25. Какие способы изложения относятся к изобразительным? (Выберите вариант ответа, не содержащий ложных утверждений).

1) Определение и рассуждение.

2) Определение и описание.

3) Описание и рассуждение.

4) Описание и повествование.

26. Каковы характерные пороки описания?

1) Выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.

2) Выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот).

3) Нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы.

4) Логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятия, порочный круг.

27. Каковы характерные пороки определения?

1) Выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.

2) Выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот).

3) Нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы.

4) Логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятия, порочный круг.

28. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие термины: аргументы, демонстрация, антитезис, рациональный метод, иррациональная аргументация, умозаключение?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

29. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие термины: силлогизм, доказательство, опровержение, гипотеза, аналогия, энтитема?

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

30. Определите функционально-смысловой тип речи в следующих высказываниях: «Вор должен сидеть в тюрьме, а не быть министром обороны», «Земля вертится. Доказано Галилеем!», «Надежная бытовая техника существует. Доказано ZANUSSI!», «Голосуй – или проиграешь!».

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

31. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем тексте массовой информации: «Самая подлая лошадь – троянский конь, ныне известный главным образом благодаря одноименной компьютерной программе. Ничего не подозревающий пользователь запускает на своем компьютере (например, через Интернет) в надежде получить якобы содержащиеся в «троянском коне» интересующие сведения. А дальше происходит какаянибудь гадость: стирается ранее записанная информация, падает скорость работы компьютера или случается еще что-либо малоприятное.

Но обратите внимание, сам принцип – засунуть нечто плохое в нечто хорошее – был описан еще Гомером в «Илиаде».

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

32. В каком функционально-смысловом типе речи различают две разновидности: статистическую и динамическую?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

33. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести несколько основных принципов систематизации элементов, или ракурсов: а) от общего впечатления – к более конкретному; б) переднего плана – к заднему; в) от более крупных предметов – к более мелким; г) сверху вниз и наоборот; д) справа налево и наоборот; е) от более ценного – к менее ценному; ж) от целого – к части и наоборот?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

34. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем отрывке: «Масаи узнаешь сразу – высок, худощав, идет энергичным, размашистым шагом, как будто пустился в кругосветное путешествие. Его путь лежит к стаду горбатых коз и низкорослых коров. В руках копье и короткая палочка с утолщением на конце. На теле ничего, кроме перекинутой через плечо терракотового цвета накидки, нет. Иногда самоотверженный скотовод несет к водопою теленка».

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

35. Закончите предложение.

В тезисном речевом произведении выделяются следующие композиционные части:

1) введение, развитие, кульминационное подведение итогов;

2) преамбула, основное изложение, заключительный тезис;

3) введение, основной тезис, иллюстрация-аргументация, заключение;

4) введение, кульминация, итоги.

36. В каком функционально-смысловом типе речи различают две разновидности: эпическую и сценическую?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

37. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие понятия: узлы повествования, хронологическая последовательность, авторская интонация, ритм?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

38. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем отрывке: «Теперь стойте крепко, – сказал комендант, – будет приступ»… В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились…» (А.С. Пушкин).

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

39. Алогизм – это …

1) большая группа стилистических ошибок, которые затрудняют понимание текста.

2) нарушение законов логики и правил операций с понятиями.

3) неправильные мысли производителя речи.

4) когда журналист говорит одно, а пишет другое.

40. Какой закон логики нарушен в утверждении «Козероги больше любят творить добро, при этом ими движет не только желание помочь. Может быть, поэтому Козероги недоверчивы и консервативны»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

41. Как называется второй закон логического мышления, при котором не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

42. Как называется первый закон логического мышления, который гласит, что каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при по-вторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

43. Как называется третий закон логического мышления, который гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон достаточного основания;

4) закон исключенного третьего.

44. Как называется четвертый закон логического мышления, который требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон достаточного основания;

4) закон исключенного третьего.

45. На каком этапе работы над рукописью проводится анализ композиции текста?

1) Во время правки-обработки.

2) Во время углубленного (аналитического) чтения.

3) Во время шлифовочного чтения.

4) Во время вычитки.

46. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:

1) ознакомительное, шлифовочное, углубленное (аналитическое);

2) ознакомительное, углубленное (аналитическое), шлифовочное;

3) шлифовочное, ознакомительное, углубленное (аналитическое);

4) углубленное (аналитическое), ознакомительное, шлифовочное.

47. В пособиях по литературному редактированию виды правки располагаются в последовательности «вычитка – сокращение – обработка – переделка» на основании:

1) реальной их последовательности в подготовке материала;

2) возрастающей глубины редакторского вмешательства в текст;

3) возрастающего разнообразия редакторских операций с текстом;

4) уменьшения объема работы редактора.

48. Встретив трудное для правки место, вы:

1) будете думать над тем, пока не придумаете вариант правки;

2) пропустите его, поместив на полях, выправите сначала все остальное, потом вернетесь к нему и выправите;

3) попросите помочь коллегу;

4) вернете рукопись автору, отказавшись от редактирования текста.

49. Критическое отношение к себе и к результатам своей работы – это:

1) профессиональный принцип редактора в работе с текстом и автором;

2) досадная помеха в работе;

3) качество желательное, но не обязательное;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

50. Какие виды чтения относятся к профессиональным редакторским? (Выберите вариант, содержащий только правильные ответы.)

1) Ознакомительное, углубленное (аналитическое), шлифовочное.

2) Информационное, справочное, вычитка.

3) Углубленное, учебное, корректура.

4) Информационное, шлифовочное, скорочтение.

51. Какой операцией начинается процесс подготовки рукописи к публикации?

1) Правка-вычитка.

2) Аналитическое чтение.

3) Ознакомительное чтение.

4) Правка-обработка.

52. Укажите виды редакторской правки.

1) Правка логическая и лингвистическая.

2) Правка грамматическая и стилистическая.

3) Правка горизонтальная, вертикальная, прямая.

4) Правка-вычитка, правка-обработка, правка-переделка, правкасокращение.

53. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается:

1) обработкой;

2) сокращением;

3) вычиткой;

4) переделкой.

54. Правка текста происходит:

1) одновременно с ознакомительным чтением;

2) одновременно с углубленным чтением;

3) после шлифовочного чтения;

4) после углубленного чтения.

55. Правка текста подразумевает:

1) исправление стилистических и смысловых ошибок.

2) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением.

3) внесение любых изменений в текст.

4) исправление грамматических и пунктуационных ошибок.

56. Правка текста начинается с:

1) выправления его композиции, структуры;

2) исправления языковых неточностей и ошибок;

3) вычитки;

4) шлифовочного чтения.

57. Если вы не любите создавать себе дополнительные трудности, а потом их преодолевать, то вы выберете следующую тактику правки текста:

1) будете править абсолютно все, что посчитаете нужным;

2) ограничитесь минимумом самых необходимых исправлений;

3) оставите все как есть;

4) обязательно перепишите весь текст, подогнав авторскую концепцию под свою.

58. Самый распространенный и многоплановый вид правки:

1) вычитка;

2) сокращение;

3) обработка;

4) переделка.

59. Какие цели ставятся при правке-обработке? (Выберите наиболее полный ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)

1) Литературная отделка текста, проверка и уточнение содержания текста, мысли автора.

2) Исправление фактических и стилистических ошибок.

3) Совершенствование жанровой формы текста.

4) Исправление авторской концепции, устранение фактических ошибок, композиционных и стилистических недочетов.

60. Профессиональная установка на возможную ошибку, неточность – это:

1) психологическая готовность встретить и распознать содержательную или стилистическую погрешность в любом месте текста на основе его критического рассмотрения;

2) склонность во всем видеть ошибки и неточности;

3) излишне критическое отношение к авторскому тексту, которое приводит к мелочным придиркам;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

61. Что понимается в редактировании под фактом?

1) Современное событие, имеющее общественный интерес.

2) Исторические события, факт биографии.

3) Любой элемент внетекстовой действительности, нашедший отражение в тексте, включая неконкретизированную формулировку.

4) Любое событие, которому посвящен журналистский текст.

62. Что такое анализ фактов с точки зрения их функциональной нагрузки в тексте?

1) Оценка их новизны, познавательной ценности, достаточности для раскрытия темы.

2) Проверка достоверности, точности фактического материала.

3) Определение места факта в смысловой структуре текста.

4) Ни одно из определений не отвечает на заданный вопрос.

63. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?

1) Конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме.

2) Определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней.

3) Выделение подтем, составление плана текста.

4) Выделение элементов описания и проверка принципа их систематизации.

64. Когда редактор прибегает к внешней проверке фактического материала?

1) После ознакомительного чтения.

2) После вычитки.

3) Когда не хватает возможностей внутренней проверки.

4) Всегда.

65. Какие факты текста нуждаются в проверке?

1) Все изложенные автором в рукописи;

2) Все те, что войдут в окончательный вариант текста;

3) Те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;

4) Те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.

66. Какие методы используются для проверки статистического материала?

1) Группировка данных на основе какого-либо логического принципа (например, хронологического, возрастания или убывания величин), перегруппировка на основе иного логического принципа;

2) Сплошная проверка по статистическим справочникам;

3) Консультации со специалистом;

4) Метод не назван.

67. Где располагаются логические подлежащие в таблице?

1) В головке и боковике;

2) В хвостовой части;

3) В прографке;

4) В хвостовой части и прографке.

68. Сопоставляемые фактические данные в таблице удобнее всего располагать:

1) по горизонтали в строках;

2) по вертикали в графах;

3) и по горизонтали, и по вертикали;

4) все равно как.

69. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (Выберите наиболее полный ответ).

1) Соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;

2) Отсутствие смысловых искажений;

3) Первое и второе, вместе взятые;

4) Буквальная и смысловая точность, сохранение шрифтового оформления, правописание по современным нормам.

70. Переиначенный хорошо известный текст, в котором легко угадывается первоисточник – это:

1) косвенная цитата;

2) прямая цитата;

3) аллюзийная цитата;

4) прямая речь.

71. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?

1) Заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;

2) Располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;

3) Не употреблять цифр вообще;

4) Работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.

72. Редакторские исправления имеют право на жизнь:

1) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;

2) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;

3) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны;

4) лишь в исключительных случаях, когда текст лишен каких бы то ни было достоинств.

73. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?

1) Редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению.

2) Редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания.

3) Редактор совершенствует форму и содержание текста, не выходя за пределы авторской концепции и стиля и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений.

4) Редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности.

74. Назовите жанрообразующие репортажные языковые средства.

1) Событие, эффект авторского присутствия, настоящее время репортажа.

2) Первое лицо репортера, настоящее время репортажа, двусоставные конструкции, определенно-личные односоставные предложения, эллиптические, номинативные, указательные предложения, обозначение пространства и времени по отношению к репортажу.

3) Выразительный заголовок, подзаголовок, рубрика, особый зачин, необычная концовка.

4) Очень много оценочных наименований предмета речи, ярко выраженный повествователь.

75. Критическое отношение к себе и к результатам своей работы – это:

1) профессиональный принцип редактора в работе с текстом и автором;

2) досадная помеха в работе;

3) качество желательное, но не обязательное;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Текущая страница: 3 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

2.1.2 Тестовые задания к разделу «Литературное редактирование»

1. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?

1) Членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста.

2) Выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путем их внутритекстового соотнесения между собой и с контекстом.

3) Проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов.

4) Специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.

2. Какие из перечисленных единиц относятся к логическим связкам? (Выберите наиболее полный ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)

1) Союзы, частицы, вводные слова, знаки препинания, предлоги с обстоятельственными значениями.

2) Союзы, вводные слова, междометия, связки между подтемами текста.

3) Союзы, вводные слова, любые предлоги, абзацы.

4) Повторные наименования описываемых явлений, союзы, вводные слова.

3. Какой из логических законов нарушен в утверждении журналиста: «Мне нечего сказать о голосе Татьяны Синицыной, сказать о силе голоса (которую, кстати сказать, певице приходится сдерживать, петь вполголоса, чтобы не нарушить эстетическое чувство меры), о его диапазоне, о неповторимом тембре…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

4. Какой из логических законов нарушен в утверждении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто ее работы не контролирует…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

5. Какой из логических законов нарушен в утверждении «И сейчас, уйдя на заслуженный отдых, ветеран продолжает работать на предприятии»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

6. Какой из логических законов нарушен в утверждении «Раннее утро. Начинают просыпаться после ночной службы пограничники…»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

7. Нарушение какого логического закона зафиксировано в пословицах: «Ехал в Рязань, а заехал в Казань», «В огороде бузина, а в Киеве дядька», «Я ему – про Фому, а он – про Ерему?»

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

8. Какой из логических законов нарушен в рассуждении: «Страшна не старость, а дряхлость. Поэтому лучше умереть молодым и здоровым, – так думают многие. И прямой путь к этому – ежедневная гимнастика»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

9. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Скоро кредит на жилье сравняется со взяткой на его получение»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

10. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Существует расхожее мнение, что депрессия – это болезнь людей умственного труда. Ничего подобного. Последние статистические исследования говорят о том, что депрессия равномерно распределена везде: и в Америке, и в России, и в Африке. И обеспеченные, и нуждающиеся люди страдают от нее одинаково»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

11. Какой из логических законов нарушен в высказывании журналиста: «Мы свой выбор сделали. Пусть ругает господин Жириновский «Макдональдсы». Молодежь будет ходить туда до тех пор, пока не будет создана еще альтернатива. А пока, господа, не жалуйтесь, если в очередной раз у себя в подъезде встретите компанию выпивающих подростков »?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

12. Какой закон логики нарушен в утверждении «Козероги больше любят творить добро, при этом ими движет не только желание помочь. Может быть, поэтому Козероги недоверчивы и консервативны»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

13. Что является целью литературного редактирования? (Выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ.)

1) Исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации.

2) Комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации.

3) Исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации.

4) Исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.

14. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:

1) возьмете ручку и начнете сразу его править по ходу чтения.

2) возьмете карандаш и начнете текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях.

3) возьмете карандаш и бегло прочитаете текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаете материал более внимательно и медленно, делая пометы.

4) просто пробежите глазами, ничего не исправляя.

15. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?

1) Заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы.

2) Частичная или полная подмена понятий.

3) Игнорирование тезиса.

4) Порочный круг.

16. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?

1) Составление плана, выделение рамочных элементов текста.

2) Членение текста на высказывания и определение связок между ними.

3) Выделение фактической основы и проверка правильности фактов.

4) Перегруппировка данных на основе другого логического принципа.

17. Какое свойство текста обеспечивает его смысловое единство?

1) Наличие смысловых скважин.

2) Связность.

3) Целостность.

4) Закрепленность на определенном материальном носителе.

18. Соблюдение какого свойства текста является условием его смысловой целостности?

1) Связность.

2) Наличие смысловых скважин.

3) Проспекция.

4) Ретроспекция.

19. Повествование – это …

1) Функционально-смысловой тип речи, в котором идет рассказ о событиях и их последовательности.

2) Тип речи, свойственный научно-историческому изложению.

3) Особый вид монтажа.

4) Текст, в котором используются простые предложения.

20. Речевое рассуждение – это …

1) Функционально-смысловой тип речи, в котором используются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

2) Тезис, аргумент, их связь.

3) Ораторский прием.

4) Способ доказательства того или иного факта.

21. Описание – это …

1) Репортаж, в котором надо создать какую-нибудь картину.

2) Научный или публицистический текст.

3) Функционально-смысловой тип речи, в котором перечисляются признаки предметов или явлений, свойственные им в определенный момент.

4) Композиция текста от общего к частному.

22. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?

1) По перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида.

2) По цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида.

3) По причинно-следственным связям между элементами предметно-логической основы текста.

4) Выше не названы отличительные черты повествования.

23. Какие из перечисленных пороков текста свойственны плохо составленному повествованию?

1) Излишняя детализация, неправильный выбор элементов, нехарактерных, не создающих целостной картины в представлении читателя.

2) Неправильный выбор узлов, не продвигающих изложение, не обусловливающих появление других узлов; нарушение хронологии в их расположении.

3) Нарушение причинно-следственных связей, отношений обоснования, игнорирование тезиса.

4) Выбор несущественных или просто искажающих фактическую основу текста признаков понятия.

24. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?

1) Перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации.

2) Рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов.

3) Перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых.

4) Исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.

25. Какие способы изложения относятся к изобразительным? (Выберите вариант ответа, не содержащий ложных утверждений).

1) Определение и рассуждение.

2) Определение и описание.

3) Описание и рассуждение.

4) Описание и повествование.

26. Каковы характерные пороки описания?

1) Выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.

2) Выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот).

3) Нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы.

4) Логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятия, порочный круг.

27. Каковы характерные пороки определения?

1) Выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.

2) Выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот).

3) Нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы.

4) Логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятия, порочный круг.

28. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие термины: аргументы, демонстрация, антитезис, рациональный метод, иррациональная аргументация, умозаключение?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

29. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие термины: силлогизм, доказательство, опровержение, гипотеза, аналогия, энтитема?

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

30. Определите функционально-смысловой тип речи в следующих высказываниях: «Вор должен сидеть в тюрьме, а не быть министром обороны», «Земля вертится. Доказано Галилеем!», «Надежная бытовая техника существует. Доказано ZANUSSI!», «Голосуй – или проиграешь!».

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

31. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем тексте массовой информации: «Самая подлая лошадь – троянский конь, ныне известный главным образом благодаря одноименной компьютерной программе. Ничего не подозревающий пользователь запускает на своем компьютере (например, через Интернет) в надежде получить якобы содержащиеся в «троянском коне» интересующие сведения. А дальше происходит какаянибудь гадость: стирается ранее записанная информация, падает скорость работы компьютера или случается еще что-либо малоприятное.

Но обратите внимание, сам принцип – засунуть нечто плохое в нечто хорошее – был описан еще Гомером в «Илиаде».

1) определение;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание.

32. В каком функционально-смысловом типе речи различают две разновидности: статистическую и динамическую?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

33. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести несколько основных принципов систематизации элементов, или ракурсов: а) от общего впечатления – к более конкретному; б) переднего плана – к заднему; в) от более крупных предметов – к более мелким; г) сверху вниз и наоборот; д) справа налево и наоборот; е) от более ценного – к менее ценному; ж) от целого – к части и наоборот?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

34. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем отрывке: «Масаи узнаешь сразу – высок, худощав, идет энергичным, размашистым шагом, как будто пустился в кругосветное путешествие. Его путь лежит к стаду горбатых коз и низкорослых коров. В руках копье и короткая палочка с утолщением на конце. На теле ничего, кроме перекинутой через плечо терракотового цвета накидки, нет. Иногда самоотверженный скотовод несет к водопою теленка».

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

35. Закончите предложение.

В тезисном речевом произведении выделяются следующие композиционные части:

1) введение, развитие, кульминационное подведение итогов;

2) преамбула, основное изложение, заключительный тезис;

3) введение, основной тезис, иллюстрация-аргументация, заключение;

4) введение, кульминация, итоги.

36. В каком функционально-смысловом типе речи различают две разновидности: эпическую и сценическую?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

37. С каким функционально-смысловым типом речи следует соотнести следующие понятия: узлы повествования, хронологическая последовательность, авторская интонация, ритм?

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

38. Определите функционально-смысловой тип речи в следующем отрывке: «Теперь стойте крепко, – сказал комендант, – будет приступ»… В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились…» (А.С. Пушкин).

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) определение.

39. Алогизм – это …

1) большая группа стилистических ошибок, которые затрудняют понимание текста.

2) нарушение законов логики и правил операций с понятиями.

3) неправильные мысли производителя речи.

4) когда журналист говорит одно, а пишет другое.

40. Какой закон логики нарушен в утверждении «Козероги больше любят творить добро, при этом ими движет не только желание помочь. Может быть, поэтому Козероги недоверчивы и консервативны»?

1) Закон тождества.

2) Закон противоречия.

3) Закон исключенного третьего.

4) Закон достаточного основания.

41. Как называется второй закон логического мышления, при котором не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

42. Как называется первый закон логического мышления, который гласит, что каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при по-вторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

43. Как называется третий закон логического мышления, который гласит: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон достаточного основания;

4) закон исключенного третьего.

44. Как называется четвертый закон логического мышления, который требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана?

1) закон тождества;

2) закон противоречия;

3) закон достаточного основания;

4) закон исключенного третьего.

45. На каком этапе работы над рукописью проводится анализ композиции текста?

1) Во время правки-обработки.

2) Во время углубленного (аналитического) чтения.

3) Во время шлифовочного чтения.

4) Во время вычитки.

46. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:

1) ознакомительное, шлифовочное, углубленное (аналитическое);

2) ознакомительное, углубленное (аналитическое), шлифовочное;

3) шлифовочное, ознакомительное, углубленное (аналитическое);

4) углубленное (аналитическое), ознакомительное, шлифовочное.

47. В пособиях по литературному редактированию виды правки располагаются в последовательности «вычитка – сокращение – обработка – переделка» на основании:

1) реальной их последовательности в подготовке материала;

2) возрастающей глубины редакторского вмешательства в текст;

3) возрастающего разнообразия редакторских операций с текстом;

4) уменьшения объема работы редактора.

48. Встретив трудное для правки место, вы:

1) будете думать над тем, пока не придумаете вариант правки;

2) пропустите его, поместив на полях, выправите сначала все остальное, потом вернетесь к нему и выправите;

3) попросите помочь коллегу;

4) вернете рукопись автору, отказавшись от редактирования текста.

49. Критическое отношение к себе и к результатам своей работы – это:

1) профессиональный принцип редактора в работе с текстом и автором;

2) досадная помеха в работе;

3) качество желательное, но не обязательное;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

50. Какие виды чтения относятся к профессиональным редакторским? (Выберите вариант, содержащий только правильные ответы.)

1) Ознакомительное, углубленное (аналитическое), шлифовочное.

2) Информационное, справочное, вычитка.

3) Углубленное, учебное, корректура.

4) Информационное, шлифовочное, скорочтение.

51. Какой операцией начинается процесс подготовки рукописи к публикации?

1) Правка-вычитка.

2) Аналитическое чтение.

3) Ознакомительное чтение.

4) Правка-обработка.

52. Укажите виды редакторской правки.

1) Правка логическая и лингвистическая.

2) Правка грамматическая и стилистическая.

3) Правка горизонтальная, вертикальная, прямая.

4) Правка-вычитка, правка-обработка, правка-переделка, правкасокращение.

53. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается:

1) обработкой;

2) сокращением;

3) вычиткой;

4) переделкой.

54. Правка текста происходит:

1) одновременно с ознакомительным чтением;

2) одновременно с углубленным чтением;

3) после шлифовочного чтения;

4) после углубленного чтения.

55. Правка текста подразумевает:

1) исправление стилистических и смысловых ошибок.

2) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением.

3) внесение любых изменений в текст.

4) исправление грамматических и пунктуационных ошибок.

56. Правка текста начинается с:

1) выправления его композиции, структуры;

2) исправления языковых неточностей и ошибок;

3) вычитки;

4) шлифовочного чтения.

57. Если вы не любите создавать себе дополнительные трудности, а потом их преодолевать, то вы выберете следующую тактику правки текста:

1) будете править абсолютно все, что посчитаете нужным;

2) ограничитесь минимумом самых необходимых исправлений;

3) оставите все как есть;

4) обязательно перепишите весь текст, подогнав авторскую концепцию под свою.

58. Самый распространенный и многоплановый вид правки:

1) вычитка;

2) сокращение;

3) обработка;

4) переделка.

59. Какие цели ставятся при правке-обработке? (Выберите наиболее полный ответ, не содержащий ошибочных утверждений.)

1) Литературная отделка текста, проверка и уточнение содержания текста, мысли автора.

2) Исправление фактических и стилистических ошибок.

3) Совершенствование жанровой формы текста.

4) Исправление авторской концепции, устранение фактических ошибок, композиционных и стилистических недочетов.

60. Профессиональная установка на возможную ошибку, неточность – это:

1) психологическая готовность встретить и распознать содержательную или стилистическую погрешность в любом месте текста на основе его критического рассмотрения;

2) склонность во всем видеть ошибки и неточности;

3) излишне критическое отношение к авторскому тексту, которое приводит к мелочным придиркам;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

61. Что понимается в редактировании под фактом?

1) Современное событие, имеющее общественный интерес.

2) Исторические события, факт биографии.

3) Любой элемент внетекстовой действительности, нашедший отражение в тексте, включая неконкретизированную формулировку.

4) Любое событие, которому посвящен журналистский текст.

62. Что такое анализ фактов с точки зрения их функциональной нагрузки в тексте?

1) Оценка их новизны, познавательной ценности, достаточности для раскрытия темы.

2) Проверка достоверности, точности фактического материала.

3) Определение места факта в смысловой структуре текста.

4) Ни одно из определений не отвечает на заданный вопрос.

63. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?

1) Конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме.

2) Определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней.

3) Выделение подтем, составление плана текста.

4) Выделение элементов описания и проверка принципа их систематизации.

64. Когда редактор прибегает к внешней проверке фактического материала?

1) После ознакомительного чтения.

2) После вычитки.

3) Когда не хватает возможностей внутренней проверки.

4) Всегда.

65. Какие факты текста нуждаются в проверке?

1) Все изложенные автором в рукописи;

2) Все те, что войдут в окончательный вариант текста;

3) Те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;

4) Те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.

66. Какие методы используются для проверки статистического материала?

1) Группировка данных на основе какого-либо логического принципа (например, хронологического, возрастания или убывания величин), перегруппировка на основе иного логического принципа;

2) Сплошная проверка по статистическим справочникам;

3) Консультации со специалистом;

4) Метод не назван.

67. Где располагаются логические подлежащие в таблице?

1) В головке и боковике;

2) В хвостовой части;

3) В прографке;

4) В хвостовой части и прографке.

68. Сопоставляемые фактические данные в таблице удобнее всего располагать:

1) по горизонтали в строках;

2) по вертикали в графах;

3) и по горизонтали, и по вертикали;

4) все равно как.

69. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (Выберите наиболее полный ответ).

1) Соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;

2) Отсутствие смысловых искажений;

3) Первое и второе, вместе взятые;

4) Буквальная и смысловая точность, сохранение шрифтового оформления, правописание по современным нормам.

70. Переиначенный хорошо известный текст, в котором легко угадывается первоисточник – это:

1) косвенная цитата;

2) прямая цитата;

3) аллюзийная цитата;

4) прямая речь.

71. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?

1) Заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;

2) Располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;

3) Не употреблять цифр вообще;

4) Работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.

72. Редакторские исправления имеют право на жизнь:

1) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;

2) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;

3) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны;

4) лишь в исключительных случаях, когда текст лишен каких бы то ни было достоинств.

73. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?

1) Редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению.

2) Редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания.

3) Редактор совершенствует форму и содержание текста, не выходя за пределы авторской концепции и стиля и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений.

4) Редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности.

74. Назовите жанрообразующие репортажные языковые средства.

1) Событие, эффект авторского присутствия, настоящее время репортажа.

2) Первое лицо репортера, настоящее время репортажа, двусоставные конструкции, определенно-личные односоставные предложения, эллиптические, номинативные, указательные предложения, обозначение пространства и времени по отношению к репортажу.

3) Выразительный заголовок, подзаголовок, рубрика, особый зачин, необычная концовка.

4) Очень много оценочных наименований предмета речи, ярко выраженный повествователь.

75. Критическое отношение к себе и к результатам своей работы – это:

1) профессиональный принцип редактора в работе с текстом и автором;

2) досадная помеха в работе;

3) качество желательное, но не обязательное;

4) признак неуверенности начинающего редактора.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Профессиональные ошибки медперсонала
  • Профессиональные ошибки консультантов их профилактика
  • Противоположность слову ошибка
  • Профессиональные ошибки и пути их предупреждения
  • Профессиональная ошибка уголовный кодекс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии