Проект об орфографических ошибках

Введение

Появление
новых, более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе
достигнуть гигантских масштабов. Нередко в текстах рекламных объявлений
допускаются орфографические ошибки. Так как в настоящее время происходит
падение грамотности, культуры письменной речи, тема данного проекта является
актуальной.

Цель:
рассмотрение вопроса о грамотности в России с древних времён до наших дней.

Задачи:

1.     Узнать,
как распространялась грамотность в России, и сделать вывод, на каком уровне
находится грамотность в настоящее время.

2.     Выявить
виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях.

3.     Рассмотреть
конкретные рекламные объявления и выявить ошибки.

Гипотеза:
уровень грамотности молодых людей понижается, так как использование гаджетов не
требует знаний по орфографии и пунктуации, нужно уметь пользоваться компьютером
или сотовым телефоном, в которых заложены программы исправления ошибок.

Глава 1. Как в России распространялась
грамотность с момента «призвания варягов»

Грамотность населения
является важнейшим ресурсом любого государства. Эту нехитрую истину часто
забывают любители истории и политики, сравнивая разные государства,
увлекаясь подсчетом количественных показателей территории, природных,
промышленных и иных богатств.

Сохранившиеся
исторические источники не позволяют составить статистику грамотности
в России ранее последних двух сотен лет. Известны как минимум две
использовавшиеся на Руси азбуки — отмершая глаголица и ныне
здравствующая кириллица — и еще одна гипотетическая система древнеславянского
письма — «черты и резы». Например, известно, что князь Роман
Ростиславович в середине XII века основал в Смоленском княжестве
несколько училищ, для которых приглашались византийские и «латинские»
учителя. Есть упоминания о женском училище в Киеве XI века.
Считается, что первое училище на северо-востоке Руси, в будущей
Московии, основал в конце XII века князь Константин
Всеволодович — в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре.

По итогам
татаро-монгольского нашествия и общего кризиса государственности
грамотность на Руси снизилась. Если отец Владимира Мономаха, первый
правитель Киева, использовавший титул «князь всея Руси», знал пять языков,
а Всеволод Большое Гнездо, великий князь Владимирский в эпоху
наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси,     в юности учился
в Константинополе, то первые московские князья личной грамотностью
не отличались. О победителе Мамая Дмитрии Донском летописи доносят,
что «он не был хорошо изучен книгам», а Василий

Тёмный
в жесточайшей междоусобной войне успешно удерживал московский престол
целых 37 лет, будучи совсем неграмотным.

Первые
века существования Московского государства
грамотность не охватывает полностью даже высшую знать. И хотя уже
Иван Грозный и его адресаты по переписке, от князя-«диссидента»
Курбского до митрополита-«диссидента» Филиппа, демонстрируют прекрасное
образование и завидный интеллект, но в то же время половина
русского дворянства остается абсолютно неграмотной. Кстати, по одной
из версий, издавна распространенный на Руси оборот «филькина
грамота», обозначающий некую невежественную писанину, происходит
от реакции царя Ивана IV на «критические» грамоты митрополита
Филиппа-«Фильки».

В 862 году,
когда, по летописной легенде, в Новгороде случилось «призвание
варягов», один из будущих составителей славянской азбуки Кирилл
(в миру Константин Философ) обнаружил в крымском Херсонесе Евангелие,
записанное «руськими письменами». Вероятно, это была ныне потерянная система
дохристианского славянского письма, которую вытеснил алфавит Кирилла
и Мефодия после принятия Русью христианства. Уже в 863 году
Кирилл и Мефодий по приказу византийского императора Михаила III
Пьяницы составили первый славянский алфавит и начали перевод на него
христианских текстов.

Археологические
исследования показывают, что примерно тысячу лет назад на Руси начался
и вплоть до монгольского нашествия продолжался заметный
и устойчивый рост грамотности городского населения. Писали кириллицей
и чуть реже глаголицей. Берестяные грамоты и прочие письменные
находки свидетельствуют о широком распространении грамотности среди
духовной и светской знати, купечества и верхушки квалифицированных
ремесленников.

В конце
XVI столетия из 22 бояр, засвидетельствовавших избрание Бориса
Годунова на царство, неграмотными были четверо,
а из 22 стольников (крупный придворный чин), присутствовавших
на этой церемонии, неграмотных насчитывалось восемь. Не случайно
именно при Годунове впервые в истории России возникает замысел
о создании светских учебных

заведений, реализации
которого помешало Смутное время. Первые заведения такого рода возникли лишь
спустя век, уже при императоре Петре I.

Первым серьёзно
обратил внимание на распространение грамотности Пётр I. В 1714 году он учредил
цифирные, или арифметические школы, в которых преподавались грамота, счисление
и основания геометрии. Ученики обучались бесплатно и платили только за выход из
школы. В арифметические школы дворяне и чиновники должны были посылать детей
своих 10-15-летнего возраста; впоследствии это распоряжение было распространено
и на лиц других сословий. С 1714 по 1722
г. во всех цифирных школах перебывало 1389 учеников, из которых окончило курс
только 93.

Значительный
вклад в дело просвещения внесла Екатерина II. В годы её правления стали
открываться школы, в программы которых входили такие предметы как чтение,
письмо, арифметика, рисование и катехизис для «детей греко-российского
исповедания». Большой проблемой, однако, был недостаток учителей, нехватка
средств и хороших учебников. В 1782 году была учреждена комиссия, которой было
поручено заниматься разработкой учебных программ, планов учреждения учебных
учреждений, открытием школ и подготовкой способных учителей.

Относительно
рубежа XVIII—XIX веков уже имеется вполне достоверная статистика
по уровню национальной грамотности для стран Европы. И Россия
в этом списке занимает одно из последних мест.

На 1800 год
в Великобритании читать умела примерно половина населения,
в Пруссии — почти 40 %, во Франции —
около 30 %, в Италии — почти четверть населения,
в Испании — 8 %. Для России образца 1800 года
количество умеющих читать по разным оценкам колеблется
от 3 до 5 % от всего населения. В том году
Российская империя располагала 315 школами, с 790 учителями
и 19 915 учащимися.

В
1850 году в России почти 40 % населения все еще фактически
и юридически являлись товаром, находясь в крепостной зависимости
от собственников их «душ». Для живого товара вопрос всеобщего
начального образования, естественно, был не актуален.

Вопиющую
отсталость России в деле начального школьного образования хорошо показывает
статистика последнего десятилетия XIX века. В России по отчету
министра народного просвещения, относящемуся к 1891 году,
во всей огромной империи при населении свыше 120 млн. человек
начальных народных училищ было 27 тысяч, которые посещало 1,8 млн. учащихся
и где работало 37 тысяч учителей. То есть в России конца
XIX века, при населении почти в два раза большем, чем в США,
учеников и школьных учителей было почти в 10 раз меньше!

Российская
империя по всем показателям школьной статистики серьезно уступает всем
западным странам, по числу школ и школьников отставая даже
от неразвитой по европейским меркам Испании. При этом учтем
и разницу в качестве начального образования —
из 27 тысяч начальных школ империи по состоянию
на 1891 год 25 тысяч — это так называемые одноклассные
школы, где три начальных класса в одном помещении при помощи единственного
учителя одновременно обучались лишь самому элементарному чтению, письму
и счету. В то время как все западноевропейские начальные школы в конце
XIX века — это уже вполне

классические
учебные заведения, где дети учатся в разных классах с разными
учителями в течение нескольких лет. Неудивительно, что по статистике
на 1900 год грамотность в Великобритании
достигает 95 %, во Франции — 80 %,
в Германии — 99 %, в Италии — 58 %,
в Испании — 32 %,
а в России — около 30 %.

Удивительно,
что Российская империя в плане начального образования умудрилась отстать
даже от Японии, долгое время пребывавшей в абсолютной средневековой
стагнации. Но революция Мэйдзи создала в Японии не только
централизованную систему власти, но и единую систему образования,
включающую начальную, среднюю и высшую школы. При этом были
национализированы все частные школы при храмах и феодальных замках
самураев. В 1893 году при населении свыше 41 млн. Япония имела почти
24 тысячи элементарных школ, в которых работало свыше 60 тысяч
учителей и училось свыше 333 тысяч школьников. Как видим, Япония, имея
в три раза меньшее количество населения, содержит почти в два раза
больше учителей начальных школ, чем Россия. При этом образование
в японских школах — это минимум четыре класса, в то время
как подавляющее большинство российских школ — это всего три.
К 1900 году почти 90 % японских детей школьного возраста
посещали начальную школу.

При
такой разной ситуации с народным образованием уже не удивляет
и итог Русско-японской войны 1904—1905 годов. Анализируя причины
поражения, русские военные специалисты всегда отмечали и более высокую
грамотность японских призывников по сравнению с русскими
резервистами.

Военная
статистика того же 1907 года дает интересную информацию
о количестве неграмотных новобранцев, поступивших на службу
в войска государств, которые вскоре затем стали участниками Первой мировой
войны. Наибольший процент неграмотных в Румынии — 690 человек
на тысячу

новобранцев.
За Румынией идет Россия с 617 неграмотных из тысячи
призванных. За Россией следует Италия — 307,
Австро-Венгрия — 220, Франция — 40, Япония — 35,
Великобритания — 10 неграмотных на тысячу принятых в армию.
Наименьшее количество неграмотных в Германии — один неграмотный
на три тысячи призывников. Статистика более чем показательная.

Несмотря
на внушительные усилия имперской власти по развитию народного
образования в начале XX века, накануне Первой мировой войны начальную
школу в России посещало чуть более 40 % детей соответствующего
возраста. При этом выделяемые в России расходы на образование
на душу населения были в десять раз меньше, чем в Англии.

Отсутствие
широкой элементарной грамотности катастрофически сказалось во время Первой
мировой войны. В ходе боевых действий ранее невиданных масштабов прежде
всего массово терялись винтовки, массово гибли солдаты и младшие офицеры.
Но если винтовки еще можно было экстренно за тонны золота купить
в Японии или США, а солдат призвать из многочисленных деревень,
то офицеров нельзя были ни «купить», ни назначать
из рядовых — большинство солдатской крестьянской массы России было
либо неграмотно, либо едва умело читать. С 1915 года
на должности младших офицеров стали назначать кого угодно, лишь бы
с достаточным образованием, включая лиц, находящихся под надзором полиции
за принадлежность к антимонархическим организациям. В итоге
к февралю 1917 года младшее офицерство Русской императорской армии
уже совсем не отличалось лояльностью к правящей династии.

Следует
учесть, что многие школьники не завершали свое обучение. Дореволюционный
педагог П.Ф. Каптеров писал: «Более половины

мальчиков и
более двух третей девочек оставляют школы». Низкой была и посещаемость школьных
уроков. Для этого существовали веские причины, связанные с особенностями
тогдашней жизни. Перечисляя их, Каптеров назвал: «бедность, труднодоступность
школ и необходимость использования детского труда в крестьянском хозяйстве…
экономическая несостоятельность.

Между
тем в тяжелом положении находились и многие преподаватели народных школ. В.И.
Ленин писал: «Россия бедна, когда речь идет о жалованье народным учителям. Им
платят жалкие гроши. Народные учителя голодают и мерзнут в нетопленных и почти
нежилых избах. Народные учителя живут вместе со скотом, которые крестьяне зимой
берут в избу… Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного
просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов
на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на подачки сахарозаводчикам и
нефтяным королям и тому подобное». При всем старании народных учителей и
священников они не могли дать подавляющему большинству учеников минимума
культуры даже в ограниченных рамках начальной школы. Кое-как освоенная грамота,
не подкрепленная приобщением к культуре, зачастую имела обратный эффект. В ту
пору в городах и селах появилось немалое количество малограмотных людей,
которые, едва научившись складывать буквы в слова, стали читать запоем
бульварную литературу, подобно Денису из бунинской повести «Деревня».

Глава
2. Орфографические ошибки в повседневной речи.

Предметом
нашего исследования являются орфографические ошибки.

Орфографические
ошибки – это неправильное написание слов, т.е. замена одной буквы другой,
ошибки на слитное, дефисное или раздельное написание слов.

 Эти
ошибки по месту обнаружения можно разделить на 3 группы:


рекламные щиты и растяжки;


объявления в общественно доступных местах (общественный транспорт,
медучреждения и т.п.);


частные объявления (магазины, салоны красоты и т.п.)

1)
Обратимся к анализу ошибок, которые выставлены на всеобщее обозрение на
рекламных щитах и растяжках.

         1)
Самара 2018 — твой чемпионат!

САМАРА
ГОРОД _ ОРГАНИЗАТОР ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 
FIFA
2018  В РОССИИ! (фото)

Город-организатор
(имеет значение одного слова и состоит из двух самостоятельно употребляющихся
существительных, соединённых без помощи соединительных гласных -о- и
-е-)пишется через дефис

2)
11 июня (среда)

10-00
— 18-00

г.
Самара

бывший
маг. «Промтовары», пр. К.Маркса, 473,

вход
с лева от маг. «Магнит» (рекламная газета)

Слева
(наречие, образованное от прилагательного приставочно-суффиксальным
способом)пишется слитно.

3)
проспект К.-Маркса (табличка на домах)

К.
Маркса (фамилия и имя человека пишется раздельно)

4)
улица Л.-Толстого (адрес на рекламном щите на улице Демократической)

Л.Толстого
(фамилия и имя человека пишется раздельно)

5)
Стара-Загора (реклама школы лингвиста-международника) (фото)

Стара
Загора (юбилейный плакат) (фото)

Стара-
Загора (название, состоящее из двух частей, представляющее собой сочетание двух
названий)

6)
Загатовка для кольца (ценник в магазине) (фото)

Заготовка
(словарное слово)

7)
Магазин «Южный двор», а так _же пункт выдачи заказов
Hermes
работает до 22-00 ежедневно (объявление на дверях магазина)(фото)

Также
(по смыслу можно заменить на союз «и»)пишется слитно.

8)
В случаи обнаружения в салонах автобусов подозрительных
предметов не трогать их, а сообщить об этом водителю или в ближайшее отделение
милиции по тел.02. Администрация. (объявление в автобусе) (фото)

В
случае (сущ., 2скл., П.п.)

9)
Обеды по_домашнему (вывеска) (фото)

По-домашнему
(наречие, образованное от прилагательного с помощью приставки по-  и
оканчивающееся на –ему)пишется через дефис.

10)
УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ_
К ВЫХОДУ ГОТОВТЕСЬ ЗАРАНЕЕ (объявление в автобусе) (фото)

Уважаемые
пассажиры, (обращение)

Готовьтесь
(глагол 2л., мн.ч., пов.накл.)пишется с мягким знаком.

11)
ДВЕРИ. СКОРО НОВЫЙ ГОД!!! УКРАСТЕ СВОЙ ДОМ НОВОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ,
ТЕПЛОЙ И КРАСИВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ДВЕРЬЮ!!! (реклама) (фото)

Украсьте
(глагол 2л., мн.ч., пов.накл.)

12)
МП «Трамвайно-троллейбусное управление»

Приглашает
на курсы водителей троллейбуса и водителей трамвая, а так_же  на работу кондукторами.
(объявление в трамвае) (фото)

Также
(по смыслу можно заменить на союз «и») пишется слитно.

Заключение.

1.     Выявили
виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях. 

2.     Рассмотрели
конкретные рекламные объявления и выявили ошибки.

3.     Узнали,
как распространялась грамотность в России и сделали вывод, на каком уровне
находится грамотность в настоящее время.

Использованные источники.

1.     https://7lostworlds.ru/blog/43169545539/Likbez-dlinoy-v-1100-let

2.     https://ribalych.ru/2014/05/22/dayosh-gramotnost-istoriya-kulturnoj-revolyucii/

Проектная работа

по русскому языку

Основные орфографические ошибки, допускаемые в социальных сетях

Выполнила

ученица 9 А класса

  Дорцвейлер Анастасия

Учитель:

Лемудкина Н.В.

Кстово

2020

Оглавление

Введение        2

Основная часть        3

Вывод        7

Ссылки и источники        8

Введение

Проблема

В настоящее время практически невозможно представить жизнь современного человека без социальных сетей. По данным исследования Mediascope ежедневно пользуются интернетом в России более 82,8 миллионов человек. Безусловно, многие из них зарегистрированы в социальных сетях и используют их на постоянной основе. Однако именно потому, что люди привыкли использовать данные ресурсы, количество орфографических ошибок в текстах значительно возросло. Обуславливается это тем, что в социальных сетях принято не обращать внимания на орфографию. Люди забывают правильное написание слов, т.к. привыкли к игнорированию окружающими данной проблемы. Но  знание орфографических правил важно в любое время и в любом контексте, ведь именно по  этому навыку можно судить об образованности человека. Гипотеза

Чаще всего ошибки допускаются в правописании морфем и слитном, раздельном и дефисном написании морфем.

Цель

Выявить основные орфографические ошибки, допускаемые при общении в социальных сетях.

Задачи:

  • разобраться в значении орфографии;
  • выявить основные принципы орфографии;
  • проанализировать результаты ЕГЭ по русскому языку;
  • проанализировать социальные сети;
  • выявить самые часто допускаемые ошибки;
  • сделать вывод по проделанной работе.

Основная часть

Термин «орфография» имеет 2 значения:

  1. раздел науки о языке, изучающий принципы написания и устанавливающий их иерархию и взаимосвязи;
  2. свод правил, обеспечивающих единый образ написания слов и их форм.

Слова Л.В. Щерба отлично описывают ценность орфографии: «Смысл и ценность орфографии в её единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание… Всё непривычное, все непривычные сокращения и т. п. – всё это замедляет наше восприятие, останавливая на себе внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и не сразу понимаешь написанное… писать безграмотно – посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Русское письмо является фонетическим, так как в нём звуки соответствуют «своим» буквам. Такое письмо также называется звуко-буквенным и буквенно-звуковым. Это письмо – фонетический принцип русской графики. При соответствии звука букве орфограммы нет. Однако иногда этот принцип включают в число принципов орфографии.

Основным принципом русской орфографии является морфемный. Он заключается в сохранении на письме буквенного единства написания одних и тех же морфем. Нередко единообразие морфемных написаний нарушается под влиянием фонетического принципа графики. В таких случаях правильное письмо требует знания правил, регулирующих написание корней, приставок и суффиксов.

В школе изучается большое количество орфографических правил. Так, основным правилом, определяющим написание гласных в корне без ударения, является подбор однокоренных слов с ударным гласным.

Большая часть приставок сохраняет единство буквенного состава вне зависимости от места ударения, от части речи, от лексического значения слов (в-, за-, на— и другие). Однако есть приставки, реагирующие на последующий звук. Например, приставка без— изменит свой графический облик перед глухими согласными на бес-. Есть и приставки, написание которых регулируется лексическим значением слов. К таким приставкам относятся при- и пре- и другие.

Большая часть суффиксов сохраняет единство написания вне зависимости от ударения. Есть суффиксы, написание которых зависит от ряда условий: от предшествующего согласного, от места ударения в слове и др.

Морфологический принцип определяет написание окончаний слов при их изменении. На этом принципе основывается ряд правил, связанных со спряжением и склонением изменяемых слов. Окончание является единственной словообразовательной морфемой. Правила написания окончаний в значительном количестве случаев обусловлены принадлежностью слов к частям речи.

Традиционный принцип объясняет написание по традиции. К традиционным написаниям относятся, например, написания букв после шипящих. По традиции мы продолжаем писать как прежде, хотя это противоречит фонетическому принципу графики.

Написание некоторых слов могут определять несколько принципов. В науке отмечаются и другие, частные принципы, например, дифференцирующие написания, которые показывают разные лексические значения омонимов.

В соответствии с указанными принципами сформулированы основные правила написания слов и их форм. Орфографические правила, изучаемые в школе, можно поделить на несколько групп:

  • правописание морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний;
  • правописание не и ни с разными частями речи;
  • правописание букв после шипящих;
  • слитные, раздельные и дефисные написания.

Основные разделы орфографии:

  • Правописание гласных в корне
  • Правописание согласных в корне
  • Употребление прописных букв
  • Разделительные ъ и ь
  • Правописание приставок
  • Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
  • Правописание имён существительных
  • Правописание имён прилагательных
  • Правописание сложных слов
  • Правописание имён числительных
  • Правописание местоимений
  • Правописание глаголов
  • Правописание причастий
  • Правописание предлогов
  • Правописание союзов
  • Правописание частиц

В школе уделяется много времени на изучение правил орфографии, но выпускники не всегда усваивают их.

Такой вывод можно сделать, просмотрев результаты ЕГЭ по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2019 года показал, что процент выполнения заданий 9–12 по сравнению с результатами выполнения этих заданий в 2018 г. значительно снизился.         

Изменения в заданиях (объема языкового материала) позволили увеличить диагностический потенциал экзаменационной работы 2019 г. При этом анализ результатов показывает, что задания 9–12 были выполнены экзаменуемыми значительно хуже по сравнению с 2018 г. Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для экзаменуемых 2019 г. оказалась орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Практика показывает, что причиной ошибок при выполнении заданий на эту орфограмму зачастую является неумение восстановить неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот. Задания, проверяющее правописание суффиксов различных частей речи (кроме —н-/-нн-) и правописание приставок, оказались вторыми по сложности в 2019 г. (58% выполнения) из заданий по орфографии части 1 экзаменационной работы.

 Для успешного выполнения задания 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме —н-/-нн-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом – применение определенного орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания. 

Для успешного выполнения задания 10 необходимы знания по морфемике. Ошибки возникают в результате неумения правильно выделить приставку, т.е. определить морфемный состав слова. Практика показывает, что ошибки могут возникать в случаях смешении правил написания приставок. Несколько лучше (65%), чем все остальные задания по орфографии, выполнено задание 9. Чтобы выполнить это задание, надо привлечь все знания о правописании корней слов. Устойчивость ошибок при выполнении этого задания обусловлена причинами, которые, как и при выполнении заданий 10 и 11, находятся за пределами орфографии – неправильным определением состава слова и неправильной квалификацией орфограмм, что ведет к ложному применению правила. Не изменился по сравнению с 2018 г. процент выполнения задания, проверяющего правописание —н— и —нн— (задание 15) в различных частях речи (65%), процент выполнения задания 14 (около 80% выполнения) и процент выполнения задания 13 (написание не и ни с разными частями речи) (около 80% выполнения). Ошибки экзаменуемых при выполнении этих заданий связаны в первую очередь с неумением определять части речи.

Люди взрослеют — правила забываются, и социальные сети наиболее точно отражают  незнание  сложных  правил орфографии. Под влиянием общения в Интернете люди всё чаще делают орфографические ошибки. До появления Интернета практически все сферы использования письменного языка не допускали или вовсе не приветствовали орфографические ошибки, но, поскольку Интернет предоставляет возможность не только формального общения, но и общения в большей степени неформального, люди всё больше следуют правилу «говори коротко и понятно». Многие полагают, что вовсе не обязательно соблюдать орфографические правила, общаясь в Интернете, т.к. орфографические ошибки не искажают смысл слова и не мешают правильному понимаю собеседника. По моему мнению, это свидетельство пренебрежительного отношения как к смыслу речи, так и к родному языку. „…Игры с орфографией легли на замечательную почву массовой неграмотности. Иначе говоря, антиграмотность стала прикрывать неграмотность,“ – так говорил советский лингвист М.А. Кронгауз, и такую массовую неграмотность мы можем наблюдать на просторах Интернета.

Основными причинами допуска орфографических ошибок являются спешка, невнимательность, элементарное отсутствие знаний правописания и подчинение модным тенденциям.

На примере ошибок, допускаемых в социальных сетях, я узнала, какие из них встречаются чаще всего при общении в Интернете. В ходе работы я анализировала одни из самых популярных социальных сетей России, такие как «Instagram» и «Вконтакте». Именно эти соцсети наиболее популярны у аудитории в возрасте 14-24 лет, но при этом имеют немного разные направления контента. «Instagram» представляет собой платформу для публикаций фотографий и видео и является одной из самых популярных платформ для блогеров. «Вконтакте», являясь мессенджером, не только имеет коммуникативную функцию, но и содержит в себе разностороннюю информацию, например, развлекательные страницы, новости, интернет-магазины и многое другое. В результате анализа я выяснила, что в соцсетях встречаются разнообразные орфографические ошибки, но всё-таки можно сказать, какие из них допускают чаще всего. Очень часто ошибки возникают в теме, которую изучают ещё в начальной школе: правописание —ться и —тся в глаголах. Также люди часто делают ошибки при спряжении глаголов и склонении существительных. Нередко забывается правило написание —н- и -нн- в прилагательных. И последняя самая основная ошибка – неправильное написание безударной гласной в корне слова.

Вывод

Знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма показывает культурный уровень человека и его образованность. Она тесно связана с историческими корнями письменности и представляет собой многовековые устои, которые ведут своё происхождение из древних времён. Изучение орфографических правил начинается в школе, но это не означает, что с окончанием обучения стоит их сразу забыть. Исследование социальных сетей показало, что люди часто забывают правила орфографии и допускают множество различных ошибок. Орфография – наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать её правила. Язык – это наше величие и наша гордость, поэтому каждый человек должен стремиться к чистоте своей речи, как устной, так и письменной, чтобы наши потомки получили в наследие великий и могучий русский язык.

Ссылки и источники

  1. http://rosental-book.ru/
  2. https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-1
  3. http://www.textologia.ru/

Распространённые ошибки в орфографии

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Кривуля М.С. 1


1общеобразовательная школа 13

Перова  И.Н. 1


1общеобразовательная школа 13


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение. Задачи проекта.

Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.

В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!

Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.

Для того, чтобы писать правильно нужно разобраться с понятием орфография. В переводе с греческого языка значит «писать правильно».

Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.

В разделе орфография изучаются такие важные темы как:

Слитное и раздельное написание слов;

Перенос слов;

правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

правописание непроизносимых, удвоенных букв;

и так далее.

При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.

И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.

Задачи исследовательского проекта:

усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;

совершенствование навыков в использовании источников данных;

классифицировать ошибки;

разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;

Цели проекта:

Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;

Закрепить знания о написании слов;

Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;

Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.

Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.

Исследование.

Причины появления орфографических ошибок.

Многие ученики 10-11 классов тоже допускают ошибки. Это является закономерным процессом обучения. У своих одноклассников я спросила: «По какой причине, по –вашему мнению, вы сделали такие ошибки?» и сделала выводы. Ошибки могут возникать из-за разных обстоятельств, таких как:

Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;

Незнание орфографических норм и правил;

Анализ орфографических ошибок.

Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.

В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.

Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.

Таблица.

Слово или фраза

Правильное написание, %

Неправильное написание, %

Правило

Прийти

Прийти, 60%

Придти, 40%

— (посмотреть, как пишется слово в словаре русского языка)

агентство

Агентство, 35 %

Агенство, 65 %

проверочное слово «агент». Следовательно, правильный вариант «агентство».

русификация

Русификация, 30%

Руссификация, 70%

Русь и Россия — два названия русского государства, и от Руси исходит корень слова, поэтому 1 с

попробовать

Попробовать, 85%

Попробывать, 15%

если в первом лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -ую или -юю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени используются суффиксы -ева-, -ова-. Попробую – попробовать.

исподтишка

Исподтишка, 45%

Ис-под тишка, 55%

Пишется только слитно.

поскользнуться

Поскользнуться, 10%

Подскользнуться, 90%

Все просто: Человек шёл по скользкой дороге, поскользнулся, и упал.

кремы

Кремы, 90%

Крема, 10%

правильно, все-таки, будет «кремы». Просто запомните это.

Воскресенье (как день недели)

Воскресенье, 95%

Воскресение, 5%

Если иметь в виду день недели, то обязательно используйте мягкий знак: воскресенье. Если же вы рассказываете о том, как Христос воскрес из мертвых, тогда говорите через «И»: воскресение.

в магазин пойдет Юля, Вика, а также Арсений

Также, 70%

Так же, 30%

«также» это то же самое, что и союз «и», а вот «так же» обозначает «точно так»

Скрепя сердце

Скрепя сердце, 15%

Скрепя сердцем, 85%

Правильное написание этого выражения – скрепя сердце, и обозначает оно то, что делается неохотно, вопреки своему желанию. Скрепя сердце – это значит скрепив сердце, или в целом – укрепившись.

Заключение. Выводы.

Выводы.

По данным таблицы я смогла сделать выводы о том, что даже учась в 10 классе ученики допускают ошибки. Достаточно большое количество слов можно назвать «сложными», так как они затрудняют выбор написания.

Пути решения проблемы.

Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых было забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.

Также нужно уделить больше внимания орфографическим ошибкам, научить школьников пользоваться словарями, проработать более детально ошибки.

Да, в русском языке и без того много правил и разделов, которым нужно уделить время, но все-таки не стоит забывать об орфографии.

Учительский опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Если же времени нет, то можно проработать ошибки в специальных упражнениях и учебниках, созданных для исправления орфографических ошибок. «Русский язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение», 2010), а также и другие учебники под редакцией других авторов.

Используемая литература.

Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1191 г.

М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, 2001 г.

Интернет ресурсы:

https://www.wikipedia.org

Просмотров работы: 3526

Русский язык один из самых сложных языков мира. Обучать человека правильно пользоваться как устной, так и письменной речью необходимо ещё со школы. Поэтому повышение
речевой культуры учащихся является насущной проблемой современного общества.

Актуальность: в связи с распространением сленгизмов, снижением уровня речевой культуры в сфере СМИ, незнанием некоторых правил русского языка количество совершаемых
учащимися ошибок значительно увеличилось.

Проблема: наличие ошибок в письменной и устной речи у подростков способствует утрате истинных знаний языка.

Цель: выявить наиболее распространённые ошибки в устной и письменной речи школьников, причины их возникновения, и составить памятку, которая поможет сократить количество совершаемых ошибок.

Объект: письменная и устная речь учащихся 9-11 классов.

Предмет: ошибки в письменной и устной речи учащихся 9-11 классов.

Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить материал о том, какие существуют ошибки в письменной и устной речи, используя книжные ресурсы.
  2. Провести анкетирование учащихся девятых, десятых, одиннадцатых классов МОУ Гимназии №16.
  3. Выявить тринадцать наиболее распространённых ошибок и составить материал, который поможет поднять уровень грамотности школьников.

Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ литературы и интернет-источников по теме исследования).
  2. Эмпирические (проведение анкетирования, сравнительный анализ полученной информации, вывод).

Практическая значимость: материал данного проекта может быть использован учителями на уроках русского языка, при подготовке учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

13 самых популярных ошибок в русском языке

13 самых популярных ошибок в русском языке

Ошибка №1.  Использование слова ЛОЖИТЬ вместо слова КЛАСТЬ В русском языке неправильно использовать слово «ложить», можно только «класть». Я кладу (не ложу!) Ты кладешь (не ложишь!) Он кладет (не ложит!) Мы кладем (не ложим!) Вы кладете (не ложите!) Они кладут (не ложат!) ! Но нельзя говорить: покласть, перекласть. Глагол класть с предлогами не употребляется! ! Однако, если само по себе слово «ложить» употреблять нельзя, его МОЖНО употреблять с приставками: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить, Вложить, ДОложить, Уложить и т.п.

Ошибка №1. Использование слова ЛОЖИТЬ вместо слова КЛАСТЬ

В русском языке неправильно использовать слово «ложить», можно только «класть».

  • Я кладу (не ложу!)
  • Ты кладешь (не ложишь!)
  • Он кладет (не ложит!)
  • Мы кладем (не ложим!)
  • Вы кладете (не ложите!)
  • Они кладут (не ложат!)

! Но нельзя говорить: покласть, перекласть. Глагол класть с предлогами не употребляется!

! Однако, если само по себе слово «ложить» употреблять нельзя, его МОЖНО употреблять с приставками: ПОложить, ЗАложить, ПЕРЕложить, Вложить, ДОложить, Уложить и т.п.

Ошибка №2  Ошибки в употреблении слов одеть/надеть Пара одеть/надеть входит в «джентльменский набор» ошибок, по которым определяется грамотность или неграмотность человека. Чтобы запомнить разницу нужно выучить мнемоническое правило: Одеть Надежду, надеть одежду. То есть одеть можно кого-то, а надеть - что-то. Например, надеть платье и одеть ребенка.

Ошибка №2 Ошибки в употреблении слов одеть/надеть

Пара одеть/надеть входит в «джентльменский набор» ошибок, по которым определяется грамотность или неграмотность человека.

Чтобы запомнить разницу нужно выучить мнемоническое правило:

Одеть Надежду, надеть одежду.

То есть одеть можно кого-то, а надеть — что-то.

Например, надеть платье и одеть ребенка.

Ошибка №3.  Неправильное написание слова приЙти При письме часто встает вопрос о том, через какую букву написать это слово: «приДти» или «приЙти». Правильный вариант именно приЙти. Это глагол совершенного вида из одного ряда с такими глаголами как: уЙти, заЙти, подоЙти, переЙти. ! Однако, эта литературная норма была введена совсем недавно в 1959 году. До этого времени использовалось форма «приДти». Сегодня это слово считается устаревшим вариантом.

Ошибка №3. Неправильное написание слова приЙти

При письме часто встает вопрос о том, через какую букву написать это слово: «приДти» или «приЙти».

Правильный вариант именно приЙти. Это глагол совершенного вида из одного ряда с такими глаголами как: уЙти, заЙти, подоЙти, переЙти.

! Однако, эта литературная норма была введена совсем недавно в 1959 году. До этого времени использовалось форма «приДти». Сегодня это слово считается устаревшим вариантом.

Ошибка №4.  Ошибка в написании слов БУДУЩИЙ, СЛЕДУЮЩИЙ, ЗАВЕДУЮЩИЙ Часто в слово «будущий» добавляют букву «ю», в то время как из слов «следующий» и «заведующий» эту букву, наоборот, исключают. Сложность появляется по причине того, что эту самую букву «ю» в устной речи не слышно. Чтобы больше никогда не путаться, нужно просто запомнить: Я буду – значит, будущий Я следуЮ – значит, следуЮщий Я заведуЮ – значит, заведуЮщий

Ошибка №4. Ошибка в написании слов БУДУЩИЙ, СЛЕДУЮЩИЙ, ЗАВЕДУЮЩИЙ

Часто в слово «будущий» добавляют букву «ю», в то время как из слов «следующий» и «заведующий» эту букву, наоборот, исключают. Сложность появляется по причине того, что эту самую букву «ю» в устной речи не слышно.

Чтобы больше никогда не путаться, нужно просто запомнить:

  • Я буду – значит, будущий
  • Я следуЮ – значит, следуЮщий
  • Я заведуЮ – значит, заведуЮщий

Ошибка №5  Путаница в окончаниях отыменных предлогов:  в течениЕ, в отсутствиЕ, вследствиЕ, в заключениЕ Отыменные предлоги, как правило, оканчиваются на –е: Он придет в течение часа (= за час) В отсутствие продавцов магазин закрыли (=без продавцов) Вследствие обнаружения сетевой угрозы просьба не пользоваться программой (из-за сетевой угрозы) В заключение нашего разговора подведем итоги (=в конце чего-либо) Все дело в том, что именная часть стоит тут в винительном падеже (вижу что – течение), а не в предложном (о чем? – о течении). ! Итак: все эти отыменные предлоги пишутся с буквой е на конце. Но их нужно отличать от свободных сочетаний предлога и существительного: В течении (в чем?) реки нашли потерянные вещи Для положительного ответа на ваш запрос я не вижу препятствий в отсутствии (в чем?) этих сведений. В следствии (в чем?) по делу были допущены ошибки. Всю жизнь он провел в заключении (в чем?).

Ошибка №5 Путаница в окончаниях отыменных предлогов: в течениЕ, в отсутствиЕ, вследствиЕ, в заключениЕ

Отыменные предлоги, как правило, оканчиваются на –е:

  • Он придет в течение часа (= за час)
  • В отсутствие продавцов магазин закрыли (=без продавцов)
  • Вследствие обнаружения сетевой угрозы просьба не пользоваться программой (из-за сетевой угрозы)
  • В заключение нашего разговора подведем итоги (=в конце чего-либо)

Все дело в том, что именная часть стоит тут в винительном падеже (вижу что – течение), а не в предложном (о чем? – о течении).

! Итак: все эти отыменные предлоги пишутся с буквой е на конце. Но их нужно отличать от свободных сочетаний предлога и существительного:

  • В течении (в чем?) реки нашли потерянные вещи
  • Для положительного ответа на ваш запрос я не вижу препятствий в отсутствии (в чем?) этих сведений.
  • В следствии (в чем?) по делу были допущены ошибки.
  • Всю жизнь он провел в заключении (в чем?).

Ошибка №6  Неправильное написание слов ВООБЩЕ и В ОБЩЕМ Часто пишут ВООБЩЕМ и ВОБЩЕМ. Эта ошибка может стать для вас роковой: именно по этим словам часто делают вывод о грамотности человека. Давайте навсегда запомним их правильное написание. Для этого всего лишь нужно запомнить небольшое стихотворение: «В общем» пишется в два слова, «Вообще» всегда в одно. Только помни, что в последнем Есть двойная буква ОО. ! А слова «ВООБЩЕМ» нет совсем.

Ошибка №6 Неправильное написание слов ВООБЩЕ и В ОБЩЕМ

Часто пишут ВООБЩЕМ и ВОБЩЕМ. Эта ошибка может стать для вас роковой: именно по этим словам часто делают вывод о грамотности человека. Давайте навсегда запомним их правильное написание. Для этого всего лишь нужно запомнить небольшое стихотворение:

«В общем» пишется в два слова,

«Вообще» всегда в одно.

Только помни, что в последнем

Есть двойная буква ОО.

! А слова «ВООБЩЕМ» нет совсем.

Ошибка №7  Ошибка в написании фразы «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» Почему-то сочетание этих слов часто воспринимается как единое целое – как одно слово среднего рода. День рождение – оно мое. Конечно, это грубая ошибка. Главное слово в этом сочетании – день (он мой, мужской род). День чего? рождениЯ. Правильная формулировка будет звучать так: «Приглашаю тебя на свой день рождения!» . Еще одна ошибка – это путаница с большими буквами. ! Тут надо вспомнить следующее: названия государственных праздников, содержащие слово «день», пишутся с большой буквы, причем только слово «День». Например: День знаний, День народного единства, День космонавтики и т.д. А вот названия личных праздников принято писать с маленькой буквы: день рождения , день ангела и т.п.

Ошибка №7 Ошибка в написании фразы «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Почему-то сочетание этих слов часто воспринимается как единое целое – как одно слово среднего рода. День рождение – оно мое.

Конечно, это грубая ошибка. Главное слово в этом сочетании – день (он мой, мужской род). День чего? рождениЯ.

Правильная формулировка будет звучать так: «Приглашаю тебя на свой день рождения!» .

Еще одна ошибка – это путаница с большими буквами.

! Тут надо вспомнить следующее: названия государственных праздников, содержащие слово «день», пишутся с большой буквы, причем только слово «День». Например: День знаний, День народного единства, День космонавтики и т.д. А вот названия личных праздников принято писать с маленькой буквы: день рождения , день ангела и т.п.

Ошибка №8.  Удвоение буквы н в слове МОРОЖЕНОЕ. Желание написать удвоенную букву н возникает лишь потому, что внешне это слово напоминает прилагательное или причастие, но на самом деле перед нами существительное. Оно отвечает на вопрос «что?» а не «какое?». Хотя, оно действительно произошло от прилагательного. Возможно, раньше этот десерт называли «мороженое молоко», а потом стали говорить просто – мороженое. По той же аналогии образовались и другие слова: ванная комната превратилась просто в ванную, студенческий билет – просто в студенческий.

Ошибка №8. Удвоение буквы н в слове МОРОЖЕНОЕ.

Желание написать удвоенную букву н возникает лишь потому, что внешне это слово напоминает прилагательное или причастие, но на самом деле перед нами существительное. Оно отвечает на вопрос «что?» а не «какое?».

Хотя, оно действительно произошло от прилагательного. Возможно, раньше этот десерт называли «мороженое молоко», а потом стали говорить просто – мороженое.

По той же аналогии образовались и другие слова: ванная комната превратилась просто в ванную, студенческий билет – просто в студенческий.

Ошибка №9  Ошибка в написании слова пироЖное. В это существительное часто вписывают лишние буквы «пироЖЕное» или «пироЖЕнНое» Лишняя буква в нем появляется по аналогии с мороженым. Но пирожное образованно от существительного пирог, точно также как прилагательное творожное – от существительного творог. ! И конечно, ни в коем случае не нужно удваиваивать букву н! никаких пирожЕННых не существует!

Ошибка №9 Ошибка в написании слова пироЖное.

В это существительное часто вписывают лишние буквы «пироЖЕное» или «пироЖЕнНое»

Лишняя буква в нем появляется по аналогии с мороженым. Но пирожное образованно от существительного пирог, точно также как прилагательное творожное – от существительного творог.

! И конечно, ни в коем случае не нужно удваиваивать букву н! никаких пирожЕННых не существует!

Ошибка №10  Неправильное написание глаголов на -тся и –ться. Это одна из самых любимых ошибок в русском языке. Хотя проверяется элементарно, стоит лишь задать вопрос к глаголу. Если вопрос звучит как «Что (с)делать?», то есть в конце стоит мягкий знак, значит и у глагола он будет. Ну а если вопрос ставится иначе: «Что (с)делает?», тогда и в глаголе не будет «Ь». Что делат Ь ? Дожидат Ь ся Что делает? Дожидается

Ошибка №10 Неправильное написание глаголов на -тся и –ться.

Это одна из самых любимых ошибок в русском языке. Хотя проверяется элементарно, стоит лишь задать вопрос к глаголу.

Если вопрос звучит как «Что (с)делать?», то есть в конце стоит мягкий знак, значит и у глагола он будет. Ну а если вопрос ставится иначе: «Что (с)делает?», тогда и в глаголе не будет «Ь».

  • Что делат Ь ? Дожидат Ь ся
  • Что делает? Дожидается

Ошибка №11.  Неправильная постановка ударения в словах звонИт, звонЯт, звонИте, звонИшь, звонИм. Ставить ударение на букву О совершенно неверно, такое ударение является символом неграмотности. Чтобы не ошибаться в постановке ударения, предлагаю запомнить вот такое четверостишие: Пароход немедленно потонет, Если капитан услышит звОнит. Судно целым сохранит Только верное звонИт!

Ошибка №11. Неправильная постановка ударения в словах звонИт, звонЯт, звонИте, звонИшь, звонИм.

Ставить ударение на букву О совершенно неверно, такое ударение является символом неграмотности.

Чтобы не ошибаться в постановке ударения, предлагаю запомнить вот такое четверостишие:

Пароход немедленно потонет,

Если капитан услышит звОнит.

Судно целым сохранит

Только верное звонИт!

Ошибка №12.  Неправильная постановка ударения в слове тОрты Повсеместно можно услышать неправильную постановку ударения во множественном числе слова торт. Ударение ставят на второй слог, хотя верным вариантом будет поставить его на первый – т О рты. Чтобы запомнить правильное ударение можно выучить двустишие: Долго ели т О рты – Не налезли шорты.

Ошибка №12. Неправильная постановка ударения в слове тОрты

Повсеместно можно услышать неправильную постановку ударения во множественном числе слова торт. Ударение ставят на второй слог, хотя верным вариантом будет поставить его на первый – т О рты.

Чтобы запомнить правильное ударение можно выучить двустишие:

Долго ели т О рты –

Не налезли шорты.

Ошибка №13.  Неверная постановка ударения в слове красИвее Это слово частенько произносят с ударением на суффиксе -ее- «красивЕе». Эту ошибку допускают повсеместно и взрослые и дети. Однако словари не допускают такого варианта – они отмечают его как «грубо неправильный»! Логику такого произношения понять можно. В некоторых прилагательных ударение смещается: свЕжий-свежЕе-свежАйший, весЁлый-веселЕе-веселЕйший. Так как же узнать, когда ударение смещается, а когда остается на месте? Есть способ проверки – это краткая форма женского рода. Если в ней ударение смещается на окончание, то смещается оно и в сравнительной степени. Если же ударение в краткой форме остается на основе, то и в сравнительной степени оно с места не сдвинется. свЕжий-свежА, значит свЕжий-свежЕе красИвый-красИва, значит красИвый-КрасИвее

Ошибка №13. Неверная постановка ударения в слове красИвее

Это слово частенько произносят с ударением на суффиксе -ее- «красивЕе». Эту ошибку допускают повсеместно и взрослые и дети. Однако словари не допускают такого варианта – они отмечают его как «грубо неправильный»!

Логику такого произношения понять можно. В некоторых прилагательных ударение смещается:

свЕжий-свежЕе-свежАйший, весЁлый-веселЕе-веселЕйший.

Так как же узнать, когда ударение смещается, а когда остается на месте?

Есть способ проверки – это краткая форма женского рода. Если в ней ударение смещается на окончание, то смещается оно и в сравнительной степени. Если же ударение в краткой форме остается на основе, то и в сравнительной степени оно с места не сдвинется.

  • свЕжий-свежА, значит свЕжий-свежЕе
  • красИвый-красИва, значит красИвый-КрасИвее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект на тему типичные грамматические ошибки
  • Произвести атаку лексическая ошибка
  • Проигрыватель windows media обнаружил ошибку во время записи
  • Проект на тему речевые ошибки вокруг нас
  • Проект на тему лингвистические ошибки на телевидении