Проект на тему типичные грамматические ошибки

Автор: Имамова Карина Руслановна, Кочетова Ирина Константиновна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ Школа №128 города Уфы, 10А класс

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. 8 задание из ЕГЭ по русскому языку заключается в установлении соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Актуальность исследования обусловлена результатами ЕГЭ по русскому языку, которые позволяют говорить о невысоком уровне усвоения грамматических норм. Анализ и изучение грамматических ошибок помогает ученику не допускать их в решении 8-ого задания ЕГЭ

Предмет данного исследования: грамматические ошибки, представленные в задании 8 ЕГЭ.

Объектом исследования являются КИМы ЕГЭ по русскому языку.

Цель исследования – изучить типы грамматических  ошибок и способы их квалификации на конкретном лингвистическом материале. Составить таблицу в помощь учащимся  для определения типов ошибок.

В работе последовательно рассматриваются на примерах  виды грамматических ошибок, встречающихся в задании 8 ЕГЭ:

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  8. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
  9. Ошибки в построении сложного предложения.
  10. Неправильное употребление имени числительного.

Материал систематизирован, в каждом  пункте приведен алгоритм определения типа ошибки.

В ходе работы проведено тестирование среди учеников 10-11 классов, результаты которого отражены в диаграмме.

Типичные грамматические ошибки:

∙ Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего ∙ и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).

∙ Построение предложения с однородными членами.

∙ Построение предложения с причастным оборотом.

∙ Построение предложения с деепричастным оборотом.

∙ Построение сложного предложения.

∙ Построение предложения с прямой и косвенной речью.

Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1.

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…)

2.

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример).

Многие люди не имеют своё мнение (правильно: своего мнения).

3.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…)

4.

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: и веселы).

5.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и)

6.

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

7.

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

8.

Ошибки в построении сложных предложений

Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема… (правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема…)

9.

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами).

10.

Нарушение границ предложения

Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчиненное предложение).

11.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом (второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени стал).

Согласование подлежащего  и сказуемого

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнований не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на ОДИН, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнет.

Построение предложения с приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным.

Несогласованное приложение – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются: В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова. Если несогласованные приложения употребляются с  определяемым существительным, то они не склоняются и употребляются в именительном падеже: В журнале «Новый мир» опубликовали новый роман Ю.Полякова.

Построение предложения с однородными членами

  1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
  2. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
  3. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них требует другого предлога: На полях и лесах.
  4. Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные компоненты, например, существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.

Построение предложения с причастным оборотом

  1. Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом: Под струями свежего ветра, пробежавшего над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами. (Неправильно: Под струями свежего ветра, пробежавшим над живым ковром, всё поле заиграло золотистыми волнами).
  2. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота: либо до него, либо после.

Построение предложения с деепричастным оборотом

Если деепричастный оборот обозначает действие того же субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях (если у глагола-сказуемого и деепричастия разные деятели) использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.

Построение предложения с прямой и косвенной речью

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде сложноподчиненного предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.

Скачать материал

Грамматические ошибки в письменной речи учащихся и способы их устранения.

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Грамматические ошибки в письменной речи учащихся и способы их устранения.

    1 слайд

    Грамматические ошибки в письменной речи учащихся и способы их устранения.

  • Цель:Целью данного исследования является выявление и анализ часто встречающи...

    2 слайд

    Цель:
    Целью данного исследования является выявление и анализ часто встречающихся грамматических ошибок в письменных работах девятиклассников, а также подбор методического и дидактического материала для актуализации знаний учащихся в этой области и практических заданий для устранения или снижения количества подобных ошибок.

  • Задачи:Проанализировать и обобщить определение грамматических ошибок; рассмот...

    3 слайд

    Задачи:
    Проанализировать и обобщить определение грамматических ошибок; рассмотреть их классификацию;
    Провести диагностику в 9 классе и выявить ГО данной аудитории;
    Подготовить материал для актуализации этой темы в 9 классе;
    Повторить диагностику, проанализировать динамику, сделать выводы.

  • АктуальностьАктуальность данной работы заключается в систематизации знаний уч...

    4 слайд

    Актуальность
    Актуальность данной работы заключается в систематизации знаний учащихся по теме «Грамматические ошибки», а также в практической деятельности, направленной на устранение подобного рода ошибок, что необходимо для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку и другим предметам, включающим в себя творческие письменные задания.

  • Структура:В структуре работы можно выделить несколько составных частей: во вв...

    5 слайд

    Структура:
    В структуре работы можно выделить несколько составных частей: во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируют-ся цели и задачи работы. Первая глава раскрывает понятие «норм» совре-менного русского литературного языка и отклонения от них. Во Второй главе, состоящей из двух параграфов, дается определение грамматическим ошибкам, анализируется сходство и различие между грамматическими и речевыми ошибками, приводятся самые распространенные грамматические ошибки в письменной речи учащихся. Третья глава посвящена проведению диагностических работ в 9 классе, их анализу, систематизации, обобщению и выводам. Заканчивается работа «Заключением», «Библиографическим списком» и приложением с работами учащихся 9 класса 2020 года.

  • Гипотеза:В рамках данного исследования нами было запланировано проследить пол...

    6 слайд

    Гипотеза:
    В рамках данного исследования нами было запланировано проследить положительную динамику усвоения учащимися 9 «Б» класса темы «грамматические ошибки».

  • Методы:Анализ;
Классификация;
Аналогия;
Наблюдение;
Беседа;
Тестирование;
Кол...

    7 слайд

    Методы:
    Анализ;
    Классификация;
    Аналогия;
    Наблюдение;
    Беседа;
    Тестирование;
    Количественный метод

  • Глава 1. Нормы современного русского литературного языкаи отклонения от них...

    8 слайд

    Глава 1. Нормы современного русского литературного языка
    и отклонения от них

    Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме. Определения нормы даются в различных источниках. Так, например, в «Толковом словаре русского языка» норма определяется как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. Нормы поведения. Нормы литературного языка» В современной лингвистике термин «норма» используется также в двух значениях:
    1. Общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих;
    2. Предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированное учебниками, словарями, справочниками.

  • Для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы (по...

    9 слайд

    Для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы (по меньшей мере) следующие условия:
    1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения,
    2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки),
    3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества).

  • Нормы:Орфоэпические нормы 
Лексические нормы 
Грамматические нормы
Фразеологи...

    10 слайд

    Нормы:
    Орфоэпические нормы 
    Лексические нормы 
    Грамматические нормы
    Фразеологические нормы
    Орфографические и пунктуационные нормы
    Стилистические нормы

  • Таким образом, нормы литературного языка отражают самобытность русского на...

    11 слайд

    Таким образом, нормы литературного языка отражают самобытность русского национального языка, способствуют сохранению языковой традиции, культурного наследия прошлого. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет национальному языку оставаться целостным, общепонятным, выполнять свою основную функцию – культурную. Но с развитием и изменением общества меняются и нормы.
    На мой взгляд, значительное влияние на изменение грамматических норм, их упрощение и нарушение (особенно в письменной речи) оказывают два современных фактора:
    Молодежная SMS-переписка со множеством сокращений, изменений форм слов, вводом неологизмов и различных символов;
    Чрезмерное разрастание употребления шаблонной, канцелярской речи, ее штампованных формул и конструкций, что часто наглядно представлено в экзаменационных работах учащихся.

  • Считается, что ошибки - это неотъемлемая часть процесса обучения, а их ис...

    12 слайд

    Считается, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, а их исправление – его цель. Когда преподаватель говорит: “В этом упражнении полно ошибок” или “Пишут они хорошо, но разговорная речь изобилует ошибками”, мы без труда понимаем, что он имеет ввиду. Но если мы рассмотрим эту проблему, то придем к выводу, что общее значение слова “ошибка” намного шире и отображает различные явления в использовании языка, поэтому возникают сомнения, всегда ли и все ошибки следует исправлять?
    Объект нашего исследования – грамматические ошибки. Существует множество определений и классификаций данных ошибок. Мы рассмотрим некоторые из них

    Глава 2. Грамматические ошибки и их место среди других ошибок.

  • •	Грамматическая ошибка  – это ошибка в структуре языковой единицы: в структу...

    13 слайд

    •Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
    •Грамматические ошибки — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
    Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
    Таким образом, обобщив данные определения, можно сделать вывод: грамматические ошибки – это ошибки в образовании, употреблении словоформ или несоблюдении норм слова на всех языковых уровнях.

  • Основные типы грамматических ошибок:

I. Ошибочное словообразованиепироженое;...

    14 слайд

    Основные типы грамматических ошибок:

    I. Ошибочное словообразование
    пироженое;
    пондравилось;
    жевачка;
    проявил равнодушество.

    II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

    имен существительных: катались на понях; настоящих дружб мало;
    имен прилагательных: более привлекательнее;
    имен числительных: семеро лыжниц;
    местоимений: евонная книга;
    глаголов: ложат стены;
    причастий (нет формы будущего времени; не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы) войска, сражающие с неприятелем;
    деепричастий: шел, озирая по сторонам;

  • Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложени...

    15 слайд

    Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:
    в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;
    деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги;
    в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой;
    нарушение границ предложений: когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака;
    Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.
    смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

  • Ошибки в управлении: описывает о сражении;
в согласовании: молодежь стремятся...

    16 слайд

    Ошибки в управлении: описывает о сражении;
    в согласовании: молодежь стремятся учиться;
    двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;
    в построении предложений с однородными членами:
    А) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;
    Б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;
    В) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). 
    в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

  • 2.1 Различия между грамматическими и речевыми ошибками.    Если грамматически...

    17 слайд

    2.1 Различия между грамматическими и речевыми ошибками.
    Если грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Например: раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, то речевые ошибки – это неудачное употребление слов, которое нарушает речевую целостность высказывания. Например: Штольц – один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

  • Вывод к главе:Итак, необходимость различать грамматические и речевые ошибки в...

    18 слайд

    Вывод к главе:
    Итак, необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки работ ОГЭ, ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Поэтому уметь четко их разграничивать должны как учащиеся, чтобы не допускать их на экзамене, так и учителя, чтобы наиболее объективно провести проверку.

  • Глава 3. Практическая часть.В процессе данного исследования в 9 «б» классе бы...

    19 слайд

    Глава 3. Практическая часть.
    В процессе данного исследования в 9 «б» классе были проведены две диагностические работы, направленные на выявление самых распространенных грамматических ошибок в письменной речи учащихся в данной аудитории.
    Первая работа проводилась без предварительной подготовки и повторения материала по теме. Цель ее заключалась в проверке остаточных знаний, самоанализе (узнают ли учащиеся ошибки, которые они допускают в своих письменных работах).

    Количество учащихся в 9 «б» классе – 30 человек.
    Количество выполнявших работу №1 – 25 человек (83,3%)

  • По результатам проведенной диагностики были сделаны выводы и построены диагра...

    20 слайд

    По результатам проведенной диагностики были сделаны выводы и построены диаграммы:

     По первой диаграмме видно, что полностью с заданиями не справился ни один ученик ( 100%); справились с половиной работы и более – 13 человек ( 52%); 1 учащийся ( 4%) не справился ни с одним заданием.

  • Во второй диаграмме анализируется качество выполнения предложенных заданий:...

    21 слайд

    Во второй диаграмме анализируется качество выполнения предложенных заданий:
    Задание 1: выполнено 100% учащихся;
    Задание 2: полностью справились – 0 человек (100%); половина и более – 24 человека ( 96%);
    Задание 3: полностью – 0 (100%); половина – 4 (16%);
    Задание 4: полностью – 1 (4%); половина – 8 (32%);
    Задание 5: полностью – 8 (32%); не справились совсем – 17 (68%);
    Задание 6: полностью – 0 (100%); половина – 12 (48%)

  • Вывод:По результатам диагностической работы № 1 можно сделать вывод, что мате...

    22 слайд

    Вывод:
    По результатам диагностической работы № 1 можно сделать вывод, что материал по данной теме усвоен учащимися 9 «Б» класса недостаточно хорошо. Поэтому в данном классе была проведена работа над ошибками, включавшая в себя повторение, обобщение теории и решение подобных заданий.

  • 3.2 Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок....

    23 слайд

    3.2 Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок.

    Перед повторной диагностикой с учащимися была проведена следующая работа:
    урок обобщения и закрепления знаний по теме, на котором им была представлена презентация с аналогичными заданиями;
    подробно разъяснены задания и допущенные в них ошибки;
    совместно выполнены схожие упражнения;
    а также сформулирована актуальность темы, что создало положительную мотивацию.

  • Диагностическая работа №2Количество учащихся в 9 «б» классе – 30 человек.
Кол...

    24 слайд

    Диагностическая работа №2
    Количество учащихся в 9 «б» классе – 30 человек.
    Количество выполнявших работу №2 – 23 человека (77%)
    По результатам проведенной диагностики были сделаны выводы и построены диаграммы:
    По первой диаграмме видно, что полностью с заданиями справился 1 человек (4,3%); с половиной и более – 22 ( 96%); не справились ни с одним заданием — 0

  • Во второй диаграмме анализируется качество выполнения предложенных задани...

    25 слайд

    Во второй диаграмме анализируется качество выполнения предложенных заданий:
    Задание 1: справился полностью – 22(96%); не справились с заданием — 1(4,3%);
    Задание 2: полностью справились 11( 48%); справилось с половиной — 12 (52,1%);
    Задание 3: полностью справилось — 15(65,2%) человек; справились с половиной 6 — (26%); не справились – 2 (7%);
    Задание 4: Полностью справилось – 5 (22%); справилось с половиной – 12 (52%); не справились – 6 (26%);
    Задание 5: Полностью справились – 13 ( 56,5%); не справились – 10 ( 43,5%);
    Задание 6: Полностью справился – 1 (4%); справилось с половиной – 8 ( 35%); не справились – 14 ( 61%).

  • Вывод:Можно отметить положительную динамику в сторону улучшения качества знан...

    26 слайд

    Вывод:
    Можно отметить положительную динамику в сторону улучшения качества знаний учащихся по теме (что соответствует гипотезе, сформулированной во введении) Полностью справился с работой — уже 1 человек (4%); 22 человека (96%) – почти справились (половина и более); нет ни одного, кто бы совсем не справился с работой.

  • Заключение     В данной работе были изучены и проанализированы грамматические...

    27 слайд

    Заключение
    В данной работе были изучены и проанализированы грамматические ошибки в письменной речи учащихся.
    Цель исследования, которая заключалась в выявлении и устранении самых распространенных грамматических ошибок, была достигнута. Поставленные во введении задачи решены. Сформулированная гипотеза доказана по средством проведения диагностических работ в 9 классе.
    Также следует отметить, что учащиеся 9 «б» класса положительно восприняли данный опыт, активно участвовали в процессе и продемонстрировали свой интерес и желание разобраться в проблеме.
    Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная работа имела успех.
    Рекомендации: продолжать работать над темой, закрепляя и улучшая результат, чтобы на экзамене не допускать грамматических ошибок или снизить их количество.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 234 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 13.10.2020
  • 6358
  • 451
  • 13.10.2020
  • 301
  • 11

«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

  • 13.10.2020
  • 2695
  • 15
  • 13.10.2020
  • 284
  • 5

«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

  • 13.10.2020
  • 277
  • 3
  • 13.10.2020
  • 171
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Наши курсы призваны помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ и стать студентами медицинских вузов. Мы предлагаем глубокие знания как для подготовки к профильным ЕГЭ по химии и биологии, так и к ЕГЭ по русскому языку.

В этой статье познакомимся с классификацией типичных ошибок в русском языке и разберем их на конкретных примерах.

Классификация ошибок по ФИПИ

Составители КИМов ЕГЭ по русскому языку предлагают следующую классификацию, которая используется при проверке письменного задания. Итак, типичные ошибки подразделяются на:

  • Грамматические 

  • Речевые

  • Логические 

  • Фактические 

  • Орфографические, пунктуационные и графические 

Рассмотрим каждый вид подробнее.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки заключаются в неправильном образовании слов и их грамматических форм, в нарушении синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.

  1. Ошибочное словообразование 

Подскользнуться (нужно писать поскользнуться).

  1. Неправильное образование формы существительного 

Многочисленные договора (нужно: многочисленные договоры).

  1. Неверное образование формы прилагательного

Не более громче, а более громкий, не самый старейший, а самый старый

  1. Неправильное образование формы числительного 

Около пятиста участников вместо пятисот участников 

  1. Неверное образование формы местоимения

Ихний сын (правильно: их сын).

  1. Неправильное образование форм глаголов, причастий, деепричастий

Махает (правильно: машет)

Скакающий (верно: скачущий),

Положа трубку вместо положив

  1. Нарушение согласования 

Он восхищается студентами, напролом идущих к своей цели (правильно: студентами, идущими к своей цели).

  1. Нарушение управления 

Анна Александровна не поздравила с день рожденья.

 (правильно: не поздравила с днём рождения).

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, кто советуют не пользоваться гаджетами перед сном, обычно сами пренебрегают этим правилом (правильно: кто советует).

  1. Ошибочное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами

Классический пример: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

  1. Смешение прямой и косвенной речи

Директор заявил, что я накажу виновных.

(Правильно: директор заявил, что он накажет виновных).

  1. Нарушение границ предложения 

Аня, наверное, испугалась. Потому что вздрогнула и обернулась (необходимо оформить как сложноподчиненное предложение).

Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.

Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.

  1. Употребление слова в не подходящем для него значении

Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).

  1. Плеоназм 

Он откликается на всесвободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).

  1. Тавтология 

В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.

  1. Неудачное употребление местоимений

Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.

  1. Неправильное употребление паронимов

В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).

  1. Нарушение лексической сочетаемости 

Евгений постоянно пополняет свой кругозор. Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).

  1. Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов

Автор не ожидал такого кринжа.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.

  • Подмена понятий 

Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).

  • Нарушение причинно-следственных связей

Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.

  • Отсутствие связи между высказываниями 

Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.

Фактические ошибки 

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

  • Искажение фактов, содержащихся в тексте.

Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.

  • Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.

Все смешалось в доме Обломовых. 

Орфографические, графические, пунктуационные ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:

  • Правописание букв в слабой позиции перехот(переход)

  • Нарушения в переносе слов рад-ость

  • Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем)

  • Правописание чередующихся корней умерать (умирать)

  • Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально)

Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.

Графические ошибкиэто перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.

Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире). 

К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:

  •  неверное оформление прямой речи на письме,

  •  невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные. 

Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.

А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проект на тему речевые ошибки вокруг нас
  • Проект на тему лингвистические ошибки на телевидении
  • Прозы а п платонова где есть речевые ошибки
  • Проект на тему математические ошибки приведшие к катастрофам
  • Прождя два часа мы разошлись ошибка