Речевые ошибки (тренировочные упражнения)
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный,
заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный).
3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный,
обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины
(эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди …
(процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать,
быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической
судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В
больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж,
персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).
Упражнение № 2
Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося
необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман
проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология –
завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень
прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде
настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного
возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор
по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Упражнение № 3
Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте
и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников
соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была
применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе
играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6.
Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не
скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
Упражнение № 4
Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя
предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология,
плеоназм.
1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев
сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне
наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти
дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла
прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную
организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на
любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.
Привет. Как решать – помню. Держи ответ, не потеряй;)
1. Друзья, попробуем заглянуть в будущее. (Смешение значений однокоренных слов) 2. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши сверстники. (Неверный выбор слова) 3. Через весь роман проходит тема патриотизма. (Неверный выбор слова) 4. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии одновременно, взаимно пересекаясь. (Неверный выбор слова) 5. Во время пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. (Неточное знание лексического значения слова) 6. Очень рано я понял, что биология — увлекательная наука. (Смешение значений однокоренных слов) 7. Сначала о Манилове складывается двойственное впечатление. (Смешение значений однокоренных слов) 8. С первого взгляда он может показаться прекрасным человеком. (Неверное формообразование) 9. Автор по- новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданственности поэзии. (Смешение значений однокоренных слов) 10. Скоропалительный отъезд Хлестакова и известие о прибытие настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. (Смешение значений однокоренных слов) 11. Нельзя без возмущения относиться к Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. (Неточное знание лексического значения слова) 12. Чтение классической русской литературы расширяет кругозор людей. (Нарушение сочетаемости слов) 13. Диалектизмы встречаются в речи не только героев рассказа, но и самого автора. (Неточное знание лексического значения слов).
Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает во о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Новые советы: Русский язык
оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология-завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
Ответ:
1. заглянуть в…..
3. …привлекательная наука.
4.с первого взгляда…
5.внезапный отъезд…
6.выбросить слово гневного?
без должного? без справедливого?
предложения,может,все надо
переделывать?
2….мысль патриотизма
Ответ:
1. заглянуть в
3. …привлекательная наука.
4.с первого взгляда…
5.внезапный отъезд…
6.выбросить слово гневного?
без должного? без справедливого?
предложения,может,все надо
переделывать?
2мысль патриотизма
Показать все ответы
Ответ:
Синичка³ прилетела к кормушке³.
синички
I Прилетела (кто?) синичка
Синичка-сущ.
Н.ф. (кто? что?) синичка (И.п., ед.ч.)
II Пост. призн.: нариц., одуш., ж.р., 1 скл.
Непост. призн.: И.п., ед.ч.
III Прилетела (кто?) синичка (гл. член)
⁻⁻⁻⁻⁻⁻⁻⁻⁻
к кормушке
I Прилетела (куда? к чему?) к кормушке
К кормушке-сущ.
Н.ф. (кто? что?) кормушка (И.п., ед.ч.)
II Пост. призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.
Непост. призн.: Д.п., ед.ч.
III Прилетела (куда? к чему?) к кормушке (вт. член)
⁻ ⁻ ⁻ ⁻ ⁻ ⁻ ⁻
(づ ̄ ³ ̄)づ (づ ̄ ³ ̄)づ (づ ̄ ³ ̄)づ (づ ̄ ³ ̄)づ
Ответ:
Исправленный текст:
Что же сделать, чтобы птицы охотнее селились вблизи человеческого жилья?
ответ ясен.Нужно им в устройстве гнезда, защитить гнездо от кошки и вороне поставить поилку. И тогда долго будет радовать нас живое общение с весёлыми и полезными птицами.
Нужно помнить:
В русском языке нет приставки з, поэтому в слове сделать пишем с глагол в неопределённой форме, заканчивается на ч, пишем мягкий знак: беречь, испечь, стеречь.
Гнездо — эту орфограмму проверяем словом с ударной позицией гласного в корне: гнёзда.
Вороне — дательный падеж имени существительного женского рода ед.числа 1 склонения, пишем е.
Будет — личное окончание глагола І спряжения (в 3-м лице мн.числа будут), пишем е.
Запятые в этих предложениях не ставятся, так как союз и при однородных членах предложения употребляется один раз.